Передовая территория ирана по добыче нефти. Россия и Иран: нефть в обмен на товары

В Иране обнаружено новое крупное нефтяное месторождение с запасами в 15 млрд баррелей (около 2 млрд тонн). Об этом сообщил управляющий директор Национальной иранской нефтяной компании (NIOC) Али Кардор.

Он уточнил, что по меньшей мере 2 млрд барр. из 15 млрд — это гарантированно извлекаемые запасы. Но для их освоения требуются огромные инвестиции и обновление технологических мощностей.

Сейчас Исламская Республика Иран добывает около 4 млн баррелей нефти в день, причем на эти показатели ИРИ вышла лишь к концу 2016 года. Ранее Иран восстанавливался после санкций Запада, которые были отменены только в середине января прошлого года. Санкции, помимо прочего, ограничивали экспорт местной нефти, вследствие чего в Иране была снижена и добыча. По данным ОПЕК, в январе 2016 года Иран добывал 2,88 млн баррелей в сутки.

«Согласно планам правительства ИРИ, к 2025 году доля страны в структуре мировой добычи нефти составит 7%, — говорится в недавно опубликованной аналитической записке, подготовленной экспертами Frost & Sullivan. — Новой энергетической стратегией Ирана предусмотрено увеличение суточной добычи нефти до 6 млн баррелей к концу 2020 года. При этом коэффициент извлечения нефти (КИН) будет увеличиваться на 0,2% в год преимущественно за счет обратной закачки воды и газа в нефтеносные пласты».

В настоящее время уровень мировых цен на нефть поддерживается за счет подписанного в конце прошлого года странами ОПЕК и рядом других производителей соглашения об ограничении добычи. Соглашение заключено на первое полугодие 2017 года с возможностью продления еще на полгода, но в последнее время лидеры нефтяного рынка все чаще говорят о том, что пролонгировать его не собираются.

Иран изначально был фактически исключен из соглашения как страна, пострадавшая от санкций.

Новое месторождение может помочь ИРИ выполнить свои планы по наращиванию добычи, что в перспективе нескольких лет может оказать влияние на мировой рынок. Новые объемы нефти будут давить на котировки.

«Все зависит от того, насколько трудоемкой будет разработка нового месторождения, — указывает ведущий аналитик Amarkets Артем Деев. — Но даже без учета этого ожидать, что освоение этого месторождения как-то скажется на мировом рынке, будет неверным».

Дело в том, что нефть с этого месторождения, по словам Деева, не поступит в ближайшее время на рынки, так как разработка — это довольно капиталоемкий и длительный процесс.

«Более того, у Ирана могут возникнуть проблемы с добычей нефти на новом месторождении, поскольку страна серьезно отстает в технологическом плане в данной отрасли и санкции США мешают ввести новые технологии в Иран», — говорит эксперт.

Новые санкции в отношении ИРИ Америка ввела на прошлой неделе, отреагировав таким образом на испытание баллистической ракеты, которое провел Тегеран. Президент США Дональд Трамп назвал Иран «террористическим государством номер один». Под санкциями на данный момент оказались 13 физических лиц и 12 компаний, базирующихся в Иране, Ливане, КНР и ОАЭ, но это, вероятно, не окончательный список.

Уже сообщалось, что новые ограничительные меры может ввести американский конгресс. Параллельно этому Израиль призвал «ответственные» нации прислушаться к позиции США.

Во вторник израильский премьер-министр Биньямин Нетаньяху говорил об этом со своей британской коллегой Терезой Мэй, заявив, что Иран угрожает «Европе, Западу, миру».

Иран со своей стороны заявляет, что отношение США его не пугает, но из-за санкций американские компании не смогут участвовать в тендерах на разработку иранских запасов углеводородов. Об этом говорил в понедельник замминистра нефти ИРИ по международным и коммерческим вопросам Амир Хоссейн Заманиниа. Ранее Иран приглашал зарубежных инвесторов к сотрудничеству по 70 нефтяным и газовым проектам.

Но даже если сейчас сложности с технологиями действительно помешают Ирану осваивать новые крупные запасы, уже в ближайшем будущем иранцы вполне могут справиться с этой проблемой. Эксперты F&S в своем материале указывают, что важнейшей задачей энергетической стратегии Ирана остается снижение доли импорта оборудования и технологий, необходимых для освоения месторождений нефти и газа.

В последнее десятилетие Иран осуществлял масштабные инвестиции в сектор НИОКР, что способствовало созданию и налаживанию серийного выпуска ряда ключевых технологий иранскими компаниями.

«Несмотря на то что стоимость оборудования местного производства остается на 30-70% выше зарубежных аналогов и зачастую сильно проигрывает по качеству, сегодня Иран в состоянии производить от 60 до 80% всех необходимых нефтегазовых технологий самостоятельно», — отмечают эксперты F&S.

Причем в отдельных сегментах (например, в области строительства буровых установок) уровень локализации доходит до 100%.

Аналитик F&S Дмитрий Распопов рассказал «Газете.Ru», что месторождение потенциально способно дать 150-200 тыс. баррелей в сутки (при начале промышленной добычи, если исходить из объема извлекаемых запасов в 2 млрд барр.)

«В теории новые объемы оказывают понижающее давление на цены, — комментирует эксперт. — С другой стороны, новые месторождения открываются каждый год, не только в Иране. Поэтому увеличение резервов в Иране вряд ли в ближайшие годы как-то повлияет на мировые цены, тем более что Иран при текущем уровне технологий и инвестиций близок к потолку добычи».

Иран в последнее время регулярно радует все новыми известиями, касающимися нефти и газа. Вот и сегодня тоже… Как передает профильное издание Oilexp, управляющий директор иранской государственной нефтяной компании (NIOC) Али Кардор сообщил, что в Иране обнаружили новое месторождение, запасы которого, по предварительным оценкам, составляют 15 млрд баррелей нефти. Кроме того, месторождение содержит также 66 трлн …

Февраль 5, 2017 Без рубрики

Январь 27, 2017 Без рубрики

Октябрь 3, 2016 Без рубрики

Август 10, 2016 Без рубрики

Июль 11, 2016 Без рубрики

Июль 1, 2016 Без рубрики

Июнь 27, 2016 Без рубрики

Пламенный привет Москве из Тегерана. Иран увеличил объемы экспорта нефти в три раза по сравнению с санкционным периодом, подписав несколько краткосрочных контрактов с европейскими нефтяными компаниями Cepsa, Respol и BP. Об этом передает сегодня «Прайм» со ссылкой на агентство Mehr. Так, Национальная иранская нефтяная компания (NIOC) и испанская Repsol подписали соглашение на поставку одного миллиона …

Первая партия иранской нефти, свободная от санкций, отправилась на танкерах в Европу. Четыре миллиона баррелей предназначены компаниям из Франции, России и Испании. Об этом заявил заместитель министра нефти Ирана Рокнеддин Джавади. Кроме танкеров для Европы, Тегеран продал ещё три танкера нефти в Азию, на свои традиционные рынки. Пресса сообщает, что иранские нефтяные чиновники готовы идти на небольшие уступки по цене.


14 февраля Тегеран объявил о первой партии нефти, экспортированной в Европу после отмены западных санкций. Замминистра нефти Рокнеддин Джавади сообщил агентству IRNA, что отправка сырья в Европу впервые за 5 лет открыла «новую главу» в нефтяной промышленности ИРИ. Несколько западных танкеров с 4 млн. баррелей иранской нефти отправились к европейскому континенту, информирует .

Половину этой партии приобрёл французский концерн «Total», остальная нефть предназначается двум компаниям из России и Испании. По словам Джавади, российская компания направит полученную нефть на свой нефтеперерабатывающий завод в Румынии. Договор же с французским энергетическим концерном предусматривает ежедневные поставки 160-180 тысяч баррелей.

«Deutsche Welle» также напоминает, что в тот же день меморандум о взаимопонимании для расширения сотрудничества в нефтехимической промышленности подписали Тегеран и Рим. Общая сумма предварительного соглашения о намерениях - миллиард евро.

ИРИ ведёт и переговоры с немецким концерном BASF. Последний намеревается вложить в нефтехимическую отрасль Ирана 4 млрд. евро.

Помимо нефти для Европы, Иран продал три танкера сырья в Азию, сообщают со ссылкой на «Рейтер».

Эти рынки - традиционные для ИРИ, и именно там, указывает «Уолл-Стрит Джорнэл», Тегеран планирует вернуть свою долю. По данным издания, для успешной конкуренции с поставщиками из России и других стран Иран уже снизил цены для НПЗ на побережье Средиземного моря. Ранее тот же «Уолл-Стрит Джорнэл» писал, что иранские чиновники готовы идти на небольшие уступки по цене. Они стараются не соглашаться на большие скидки, а ищут другие способы оплаты поставок: например, в обмен на европейские товары или инвестиции в зарубежные НПЗ с целью получения более привлекательных условий в договорах о продаже сырья.

Также издание напоминает, что перспектива возобновления экспорта иранской нефти за последний год дважды снижала нефтяные котировки: в июле 2015 г., после договорённости Ирана с «шестёркой» о прекращении ядерной программы, и в январе 2016 г., когда участники рынка осознали близкое снятие санкций с ИРИ.

Напомним, США и Евросоюз объявили о снятии санкций с Ирана месяц назад. В том числе был снят и запрет на поставки нефти в страны Европы.

Тогда же Тегеран озвучил свои сырьевые планы: вернуться к прежним объёмам поставок «чёрного золота» на мировой рынок - до 2 млн. баррелей сырой нефти в сутки. На реализацию этого плана нефтяные чиновники Ирана отводят примерно полгода. Эксперты иранцам не особо верят и считают, что для наращивания добычи государству потребуется до полутора лет: нужны инвесторы, нужна новая инфраструктура.

Пока действовали западные санкции, Иран продавал около 1 млн. баррелей нефти в сутки в КНР, Индию, Турцию, Японию, Южную Корею, то есть азиатским странам.

До возвращения Ирана на нефтяной рынок Запада аналитики выдавали самые разные прогнозы. Большинство склонялось к неизбежному снижению цены - до 20 и даже до 10 долларов за баррель. Помимо Ирана, на цену повлияют избыток сырья на рынке (затоваривание), проблемы в экономике Китая и нежелание ОПЕК до сих пор сокращать объёмы добычи.

Впрочем, последнее теперь под вопросом.

В пятницу на минувшей нефть подорожала более чем на 10% только за счёт надежды на снижение добычи странами ОПЕК. Министр нефтяной промышленности Нигерии прямо сказал, что участники картеля всё сильнее склоняются к действиям для поддержки цен и что по этому вопросу он проведёт переговоры с коллегами из Саудовской Аравии и Катара.

Иран едва ли окажет значительное влияние на мировой рынок, поскольку сейчас он экспортирует 1,3 млн. баррелей в сутки и будет добывать 1,5 млн. баррелей в сутки к началу нового года (он начнётся в ИРИ 20 марта). Об этом сказал вице-президент страны Эсхак Джахангири.

Приводит заявление министра энергетики ОАЭ. Он тоже сказал о том, что члены ОПЕК готовы к сотрудничеству по возможному сокращению производства нефти.

По мнению некоторых аналитиков, часть инвесторов продолжает надеяться на сокращение добычи основными поставщиками «чёрного золота» на фоне сохраняющегося на рынке переизбытка сырья.

«Что касается Саудовской Аравии и Ирана, то они не заинтересованы в сокращении прямо сейчас, но в то же время не хотят, чтобы цены продолжали снижаться, поскольку при цене в 25 долларов за баррель они не смогут получать прибыль», - заявил «MarketWatch» руководитель отдела по исследованиям сырьевых рынков «Nomura Holdings» Гордон Кван.

Тем не менее, даже при вероятном сокращении добычи остаётся ещё один сдерживающий фактор для роста нефтяных цен: Китай.

Согласно отчёту Национального бюро статистики КНР, который цитирует РИА « », экспорт товаров из Поднебесной в январе 2016 г. сократился в годовом выражении на 11,2% при прогнозе сокращения лишь на 1,8%. Импорт уменьшился на 18,8%, а аналитики ожидали снижения на 3,6%.

Ранее в прессе мелькали на удивление оптимистичные прогнозы в отношении рынка нефти.

Например, в конце января аналитики британского банка «Standard Chartered» спрогнозировали рост нефтяных цен в текущем году до 75 долл. за баррель. Об этом писала со ссылкой на «MarketWatch».

Главный экономист банка Мариос Маразефтис сообщил, что такой вывод был сделан экспертами при рассмотрении динамики спроса и предложения. Маразефтис считает, что поставки могут резко упасть во втором полугодии. Нынешний же её переизбыток основывается на излишке в размере лишь около 1 млн. баррелей в сутки. «Standard Chartered» ожидает, что уже к IV кварталу года цена барреля нефти поднимется до 70-75 долл. При этом прогноз учитывает и возвращение на рынок Ирана.

Что касается России, то поздним вечером 15 февраля в российских СМИ появилась информация о грядущих переговорах Москвы и Эр-Рияда по нефтяному вопросу. Они будут неофициальными и якобы пройдут в Дохе (столице Катара).

О неофициальных переговорах министра энергетики России Александра Новака и его саудовского коллеги Али Аль-Наими сообщил «Bloomberg». Источник издания, отмечает , не смог уточнить, что станет основной темой беседы. Известно только, что к участникам встречи должен присоединиться и Эулохио дель Пино, представитель Венесуэлы.

Агентство «Bloomberg» не получило подтверждения о встрече ни от представителей Министерства энергетики России, ни от Министерства нефтяных и минеральных ресурсов Саудовской Аравии.

Маловероятно, добавим от себя, что Россия станет снижать объёмы добычи «чёрного золота». Во-первых, действуют западные санкции, и сокращение поставок на внешний рынок приведёт к ещё большему дефициту федерального бюджета, и без того страдающему из-за спада в экономике и дешёвой нефти. Во-вторых, долю рынка России могут занять страны-конкуренты, а это означает ещё большие проблемы для бюджета. В-третьих, ранее Россия при низких ценах не снижала, а наоборот, наращивала добычу. Тому доказательством служит открытая официальная статистика. Например, в 2009 г., когда экспортные цены на российскую нефть сильно упали - со среднего годового значения 90,68 долл. за баррель до 55,61 долл. за баррель, - экспорт сырой нефти Россией не упал, а вырос: с 243,1 млн. т до 247,5 млн. т (данные ФТС России и Росстата, обобщённые ). Рост продолжился и в следующем году (250,7 млн. т).

В целом же экспорт нефти при Путине вырос весьма значительно: со 144,4 млн. т в 2000 г. до 223,4 млн. т по итогам 2014 г. Разумеется, терять свою рыночную долю на мировом нефтяном рынке Москва не намерена. Особенно во времена аккуратно продляемых Западом санкций.

Доходы федерального бюджета от экспорта минеральных ресурсов и в виде налогов, сборов и регулярных платежей за пользование природными ресурсами составляют от 40 с небольшим процентов до 50 с небольшим процентов (по разным данным и в разные годы, см., например, ). Зависимость бюджета от торговли сырой нефтью и газом велика, и отрицать это было бы наивно.

А. В. Рогов в статье «Зависимость доходов бюджета России от экспорта нефтегазового сектора» в журнале приводит следующие данные: федеральный бюджет на 2013 г., который составлял 13020 млрд. рублей, состоял на 5357 млрд. рублей (или на 41%) из доходов, полученных от продажи минресурсов. Если же рассматривать весь бюджет РФ, т. е. с учётом федерального и консолидированного, то доля доходов от нефтегазового сектора в нём составит 25,35%, продолжает аналитик. При простом подсчёте становится ясно: как минимум каждый четвёртый рубль идёт в казну РФ именно за счёт продажи углеводородов. «Такую ситуацию нельзя назвать обнадёживающей, и зависимость от нефтегазового сектора более чем чувствуется, особенно это заметно в момент резкого изменения цены на нефть на мировом рынке», - резюмирует автор.

В настоящее время, добавим в заключение, цены на нефть повышаются. Динамика цен на нефть «Brent» в график роста: если на 10 февраля цена за сутки составляла 30,92 долл. за баррель, то 15 февраля она равнялась уже 33,98 долл., и на следующий день быстро пошла вверх. Утром 16 февраля она поднималась до 34,72 долл. за баррель.

Таким образом, иранские поставки едва ли сказались на рыночной ситуации и пока не ущемили сырьевые интересы России. Мировая доля ИРИ в нефтеторговле слишком мала, чтобы существенно повлиять на биржевое ценообразование.

Экономика Ирана - пятнадцатая в мире по объёму национального производства (по данным ЦРУ США) и крупнейшая среди государств Западной Азии и ОПЕК. В 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став таким образом крупнейшей экономикой в исламском мире. Объём ВВП в 2007 году составил $852,6 млрд, рост ВВП - 5,8 %. Иран обладает вторым по объёму после Саудовской Аравии запасом нефти (18 млрд тонн) и занимает 5,5 % на мировом рынке торговли нефтепродуктами. С 2008 года Иран торгует своей нефтью на собственной бирже в евро и риалах.

Последние годы особенное внимание уделяется диверсификации экономики благодаря развитию таких отраслей как точное машиностроение, автомобильное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, а также информационных технологий.

Основные макроэкономические показатели (2008 год): сфера услуг и промышленность занимают примерно равные доли в структуре ВНП Ирана (по 45 %), сельское хозяйство - около 10 %. В 2008 году около 55 % всех бюджетных средств поступило от экспорта нефти и природного газа, 31 % - от налогов и сборов. В 1386 фискальном году (21 марта 2007 года - 20 марта 2008 года) объём ВВП составил $206,7 млрд ($852,6 млрд по ППС), $3160 на душу населения ($12300 по ППС).Сельскохозяйственный сектор составляет 11 % в структуре ВВП Ирана, в нём заняты около 1/4 работоспособного населения. 45 % ВВП занимает промышленность (31 % населения), в том числе нефтехимическая. 44 % - сектор услуг (45 % рабочей силы). 80 % экспорта составляют минеральные ресурсы, при этом на их добыче занят всего 1 % населения. 1/3 всего работоспособного населения - женщины. В 2006 году среднегодовая заработная плата составила $2700.

Денежный знак - иранский риал (риял). Состоит из 100 динаров. До денежной реформы 1932 года валютой Ирана был туман (денежная единица).

История экономики Ирана

До 1970-х годов Иран был преимущественно аграрной страной. В начале 1970-х правительство шахского премьер-министра Амир-Аббаса Ховейды с помощью западных, в первую очередь, американских, компаний активно проводило индустриализацию экономики и модернизацию существующего производства для удовлетворения внутренних потребностей страны. Однако из-за значительного социального расслоения (и низкого массового спроса) и политическая напряжённость к 1978 году «Белая революция» дала минимальные результаты. В Иране начались массовые забастовки, резкий спад производства. В феврале-апреле 1979 года в стране произошла смена власти (см. Исламская революция в Иране).

Новый экономический курс, провозглашённый руководством Исламской республики, был нацелен на экономическую независимость Ирана от западных стран а также на достижение максимальной занятости населения. На протяжении 1980-х годов экономический рост Ирана тормозила война с Ираком. К 1990-м население Ирана увеличилось вдвое по сравнению с дореволюционным показателем, при этом огромный процент иранцев не достиг совершеннолетия. Начался массовый отток населения из сёл в города, что пагубно сказалось на сельском хозяйстве. К концу XX века Иран стал одним из крупнейших импортеров пищевой продукции.

Статистические показатели Ирана
(по состоянию на 2012 год)

Одним из несомненных достижений Исламской революции стало резкое развитие здравоохранения и образования. Новое правительство вкладывало в науку огромные средства, чтобы по возможности максимально заменить западных специалистов собственными и ликвидировать ужасающую безграмотность. В то же время, одной из важнейших проблем иранской экономики остается высокий уровень безработицы.

В 1990-х годах стала активно развиваться инфраструктура, в первую очередь транспортная: Иран покрылся сетью качественных автомагистралей, но железнодорожный транспорт по-прежнему занимает весьма малую долю в общем объёме транспортных перевозок. Новое развитие получили автомобилестроение, точное машиностроение. С целью скорейшего роста производства в этих отраслях правительство проводит их активную приватизацию.

В 2000-х годах национальных нефтеперерабатывающих мощностей стало не хватать для обеспечения экономики, что привело к дефициту электроэнергии. Иран стал закупать огромное количество бензина за границей. К 2007 году этот показатель достиг 40 % от всего потребляемого в стране. Для борьбы с этим явлением правительство принимает как краткосрочные меры (квотирование бензина для населения), так и долгосрочные: развитие альтернативных источников энергии, в первую очередь атомной.

Четвёртый пятилетний план экономического развития (на 2005-2010 годы) подразумевал: ежегодное создание 700 тысяч новых рабочих мест; ежегодный рост железнодорожных перевозок (15 %); увеличение до 56 млн тонн ежегодного производства нефтепродуктов; генерирование к 2010 году 6 тысяч мегаватт энергии от атомной электростанции; создание от 50 до 60 промышленных парков; допуск иностранных банков в финансовую сферу. Благодаря этим показателям правительство планирует довести к 2025 году уровень инвестиций в экономику до $3,7 трлн, из которых $1,3 трлн будут иностранными.

Планы по масштабной приватизации экономики были объявлены правительством по окончании ирано-иракской войны в 1988 году, как средство стимуляции полуразрушенной экономики. Вместе с тем процесс приватизации пошёл крайне медленно, главным образом из-за оппозиции парламентского большинства. В 2007 году 70 % промышленного производства находилось в руках государства. В государственной собственности остаются главным образом предприятия тяжёлой промышленности (нефтехимия, чёрная и цветная металлургия, машиностроение), тогда как лёгкая промышленность почти целиком приватизирована.

Согласно статье 44 Конституции Ирана, по форме собственности предприятия в Иране делятся на: 1) Государственный сектор: тяжёлое машиностроение, внешняя торговля, нефтехимическая промышленность, банковские услуги, страхование, энергетика, информационные коммуникации, транспортные коммуникации, почта, телефон, телеграф. 2) Кооперативный сектор: специальные кооперативы («Боньяды»). 3) Частный сектор: строительство, сельское хозяйство, лёгкая промышленность, сектор услуг.

Вместе с тем, 44-я статья никогда не соблюдалась строго, и частный сектор фактически играет значительно большую роль в экономике. В 2004 году эта статья была пересмотрена таким образом, что теперь позволяет приватизировать до 80% экономики.

Промышленность Ирана

Иранская статистика выделяет три отрасли промышленности – нефтяную (включая добычу и первичную переработку нефти и газа), обрабатывающую (включающую нефтехимию) и горно-добывающую.

Нефтяная и газодобывающая промышленность. Несмотря на попытки снизить зависимость иранской экономики от нефти, нефтяная промышленность продолжает оказывать решающее влияние на экономическое развитие страны не столько внося значительный вклад в создание ВВП, сколько как основной источник валютных поступлений. Иран занимает 5-е место по добыче нефти, являясь одним из ведущих мировых экспортеров нефти. Нефтяная промышленность после исламской революции полностью перешла в руки государственной Иранской Национальной компании. До 1979 фактически вся добыча и экспорт иранской нефти осуществлялись Международным Нефтяным Консорциумом, созданным ведущими компаниями мира после падения правительства Мосаддека, добившегося в 1951 году принятия закона о национализации нефтяной промышленности. До этого разработка и экспорт нефти велись с 1908 года Англо-иранской нефтяной компанией на основании концессии, выданной английскому подданному д`Арси. Иран является членом ОПЕК, добыча и экспорт сырой нефти осуществляет в соответствии с квотами. В среднем в последние годы квота Ирана на добычу находится в пределах 3,2–3,6 млн. б/д, экспортная – 2,3–2,5 млн. б/д. Мощности по добыче находятся на уровне 5 млн. б/д. Иран предпринимает меры для модернизации нефтяной промышленности и освоения новых месторождений с целью увеличения мощностей. Но проблему трудно решить без использования иностранных инвестиций, освоения новых технологий и закупки современного оборудования взамен устаревшего перелома, что тормозится санкциями США в отношении иностранных компаний, действующих в нефтегазовом комплексе Ирана.

Вывоз иранской нефти осуществляется через терминалы, расположенные на островах Персидского залива, самым мощным является Харг. Нефть поставляется в Европу, Японию. Первичная переработка нефти ведется на нескольких нефтеперерабатывающих комплексах, крупнейшим из которых является Абаданский. На перерабатывающие заводы в Бендер-Аббасе, Тегеране, Тебризе, Ширазе, Араке, Керманшахе нефть поступает по трубопроводам. Строится крупный перерабатывающий завод на о. Кешм, являющийся свободной экономической зоной. Государство частично субсидирует цены на топливо, потребление которого быстро растет, особенно бензина. Несмотря на строительство новых и расширение действующих заводов, Иран продолжает импортировать бензин.

В меньшей степени, чем нефть, используются газовые ресурсы Ирана. Построенный в 70-х с помощью СССР первый экспортный газопровод, по которому газ поставлялся в кавказские республики, был закрыт после исламской революции. Иран потребовал от СССР увеличения цены, СССР не согласился на это требование. В начале 90-х по инициативе иранской стороны газопровод был восстановлен, но после распада СССР и расширения конфликта между Арменией и Азербайджаном вновь был закрыт. В конце 90-х Тегеран подписал соглашение с Турцией о строительстве газопровода, в 2002 году он вступил в строй, однако заинтересованность турецкого рынка в иранском газе, особенно после ввода в эксплуатацию российско-турецкого газопровода «Голубой поток» ниже экспортных возможностей Ирана. Активизация освоения новых газовых месторождений с помощью иностранных компаний, в т.ч. российского «Газпрома», делает проблему вывода иранского газа на мировые рынки особенно актуальной.

Горнодобывающая промышленность. Основной продукцией отрасли является добыча и первичная переработка (производство металлических концентратов) сырья. Развитие этой отрасли подчинено в настоящее время задачам обеспечения потребности отечественной обрабатывающей промышленности, поэтому экспортный потенциал горнодобывающей отрасли снижается. Строительство металлургических комбинатов в Исфагане, затем Мобараке, Ахвазе, Йезде потребовали создания современной угольной промышленности, развития добычи железной руды. Создание медеплавильного комплекса в Сарчешме – освоения месторождений меди. Построенные заводы по выпуску первичного алюминия также работают на базе производства глинозема. Производство свинцово-цинковых концентратов используется для заводов по выпуску свинца и цинка. Если после исламской революции практически вся отрасль законодательно была выведена из сферы деятельности частного сектора (кроме добычи строительных материалов, соли и т.п.), то постепенно его участие расширялось. В 1987 действовало 436 частных шахт и рудников, а в 2002 – 2543. Увеличение государственных было не столь сильным – с 282 до 343, только за 2000–2002 число государственных предприятий сократилось более чем на 100. Закон 1998 значительно расширил права частных инвесторов, увеличил срок действия лицензий на эксплуатацию с 6 до 35 лет. В результате число частных угольных шахт почти в 6 раз превысило число государственных, количество частных рудников по добыче железной руды в 3,5 раза больше государственных, поровну (по 3) предприятий по добыче бокситов.

Обрабатывающая промышленность после первого этапа индустриализации, осуществленного в 30-е Реза-шахом, до реформ 1960-х не претерпела значительных изменений. С 60-х был взят курс на ускоренную модернизацию промышленности, опираясь на иностранный капитал. С помощью иностранного и государственного капитала были построены современные предприятия, к промышленной деятельности стал активно привлекаться крупный частный капитал. Возник ряд новых отраслей промышленности, большинство предприятий носило «монтажный» характер, осуществляя лишь сборку из импортировавшихся в страну частей. Однако создавались, особенно в рамках государственного сектора, предприятия полного цикла. Металлургическая промышленность создавалась на базе местного сырья (Исфаганский комбинат), а также на использовании закупаемого металлического лома. Возникли такие отрасли как автомобилестроение, машиностроение, станкостроение, производство бытовой техники. Новые современные предприятия появились в традиционных отраслях – пищевой, текстильной, обувной.

Национализация большинства предприятий, принадлежавших иностранному и крупному частному капиталу, нарушение сложившихся связей с зарубежными поставщиками, выделение в качестве приоритетного направления развития сельского хозяйства, привели в первые послереволюционные годы к замедлению производства, снижению его эффективности. С начала 90-х обрабатывающая промышленность рассматривается как основа повышения экономического потенциала, происходит коренная смена стратегии промышленного развития – с импортзамещения на экспорториентирование.

Государство финансирует и оказывает содействие в строительстве предприятий, выпускающих экспортную продукцию. Важными центрами промышленного развития становятся свободные зоны, в которые привлекается иностранный капитал. После окончания революции не только были восстановлены разрушенные объекты, но и завершено строительство крупных нефтехимических комплексов (в Исфагане, Бендер-Хомейни). Закончено строительство заводов по прямому восстановлению железа, модернизируется комбинат в Исфагане, построен завод специальных сталей в Йезде. По уровню производства стали (в 2002 – 7 млн. т) Иран занимает 22 место в мире. Производство, реализация, импорт и экспорт металла находятся под контролем государственной металлургической компании (включая добычу железной руды), участвующей также в определении коридора цен. Несмотря на рост производства металла и экспорт, потребность внутреннего рынка в ряде видов металлопродукции не удовлетворяется. В настоящее время многие из крупных предприятий обрабатывающей промышленности, принадлежавшие государству и исламским фондам, приватизируются.

Несмотря на критику нового режима экономической политики шаха, результатом которой стало развитие промышленности, фактически целиком зависящей от импортных поставок полуфабрикатов и оборудования, большинство из предприятий, строящихся с помощью иностранного капитала, носит отчетливо выраженный сборочный характер. Тем не менее, государство пытается регулировать этот процесс, поощряя создание предприятий, ориентированных не столько на внутренний рынок, сколько на экспорт. Обрабатывающие предприятия распределены крайне неравномерно, основная доля производственных мощностей сконцентрирована в Тегеране. Крупными центрами обрабатывающей промышленности являются Исфаган, Тебриз. В последние годы все большую экономическую значимость начинают приобретать свободные зоны-порты, среди которых наиболее быстрыми темпами растет Бендер-Аббас. Обрабатывающая промышленность сыграла главную роль в резком увеличении в последние годы ненефтяного экспорта. Если в 1990 весь ненефтяной экспорт составлял 1,2 млрд. долл., а продукция обрабатывающей промышленности (без традиционных ремесел и ковров) – 18%, то уже в 1997 – 3,1 млрд. долл., и вклад обрабатывающей промышленности – 45%. Особое место в обрабатывающей отрасли занимает оборонная промышленность, находящаяся под контролем армии и КСИР. Налажено производство специальных сортов стали для производства танковой брони, гусеничных траков, орудийных стволов подшипниковые заводы. Производится сборка ракет типа Шахаб с радиусом действия до 1300 км. В среднем на военные НИОКР расходуется до 200 млн. долл. Но степень технологической зависимости от зарубежных стран остается высокой, особенно в авиационной и радиоэлектронной областях.

Автомобильная промышленность. В последние годы автомобильная промышленность растет быстрыми темпами. В стране есть собственные заводы, включая Iran Khodro Industrial, Pars Khodro, Saipa, Kerman Khodro, Bahman Autos и Kish Khodro производят в Иране автомобили. Крупнейшая промышленная группа Iran Khodro Industrial освоила выпуск иранского легкового автомобиля Samand X7. Однако этот автомобиль имеет много экологических нареканий и расходует много топлива. Налажено также сотрудничество с французскими автомобильными гигантами.

Важное место в экономике Ирана занимают традиционные кустарные промыслы и ремесла, особенно производство ковров. Ковры ручной работы составляют значительную часть промышленного экспорта. Ковроткачи охвачены сетью кооперативов, через которые сбывают свою продукцию.

Энергетика Ирана

Иран находится на 2-м месте в мире по запасам нефти и газа (16% мировых запасов природного газа). Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. В 2005 году Иран поставлял ежегодно 7 млрд кубометров газа в Турцию. В настоящее время ведётся строительство газопровода от месторождения Южный Фарс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе. Обсуждает строительство газопровода Иран - Пакистан - Индия. В 2005 был открыт газопровод Иран - Армения.

Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT, в том числе IGAT-1 мощностью 9,6 млрд кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан, и IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с Исламской революцией в 1979. Оба газопровода требуют реконструкции. Их расконсервация может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

В 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд баррелей доказанных запасов нефти (около 10 % от мировых запасов). Иран добывает 4,2 млн баррелей в сутки, из них экспортируется около 2,7 млн баррелей. Иран являлся четвёртым экспортёром нефти в мире (вторым в ОПЕК), а также крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания (ИННК). С конца 1990-х, однако, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы (французские Total и Elf Aquitaine, малайзийская Petronas, итальянская Eni, Китайская национальная нефтяная компания, а также белорусский «Белнефтехим»), которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК.

Несмотря на свои колоссальные запасы углеводородов Иран испытывает дефицит электроэнергии. Импорт электричества на 500 млн киловатт-часов превышает экспорт. Разработанная в этой связи национальная программа подразумевает введение в строй до 2010 мощностей, позволяющих добывать дополнительно 53 тысячи мегаватт. Программа предусматривает развитие гидроэлектроэнергетики и ядерной энергетики. Первая иранская атомная электростанция строится в Бушере при посредничестве России.

Сельское хозяйство Ирана

Пашни составляют 20% всей территории Ирана. Большая часть этих земель находится на севере, ближе к Каспийскому морю, а также в относительно влажных долинах на северо-западе. Некоторые пахотные земли в равнинных но засушливых южных провинциях оснащены ирригационными системами. Всего орошается 7,5 млн га земель. Среди важнейших сельскохозяйственных культур пшеница, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тростник, табак, чай, орехи, фисташки. Животноводство основано на разведении овец, коз, верблюдов, крупного рогатого скота. Доля сельского, лесного хозяйства и рыболовства в ВВП с 1992 по 2002 год уменьшилась с 23,9 до 12,1%, в 2003 году – до 11%, а в 2008 году до 10%. При этом в сельском хозяйстве занято (2002) 25,9% всего занятого населения страны. Для земледелия используется 10% всей земельной площади страны (в 2001 – 18 млн. га). 6% земель занято под садами и питомниками. 44% земель – орошаемые, 46% – богарные. Поливные земли обеспечивают основную часть сборов, для орошения применяются как традиционные методы (путем подземных каналов-кяризов), так и современные методы ирригации.

Строительство дамб, начатое в шахский период, активизировалось после окончания войны с Ираком. В 2000 в Иране действовало 13 бетонных и 58 земляных дамб, разработан план строительства 200 плотин. На богарных землях выращивается основная продовольственная культура – пшеница. На орошаемых – рис, хлопок, сборы которых полностью удовлетворяют потребности населения и текстильной промышленности. Проводимая с середины 20-х политика поощрения производства сахарной свеклы позволяет обеспечивать за счет собственного производства развитие сахарной промышленности. Проведенные в 60-е аграрные реформы, значительные финансовые вливания в сельское хозяйство в послереволюционный период позволили увеличить производство зерновых и особенно пшеницы, являющейся основным продуктом питания, почти вдвое. Сборы пшеницы в конце 90-х –10–11 млн. тонн. Однако потребности потребительского рынка и пищевой промышленности росли более быстрыми темпами. Баланс зерновых в 90-е годы на четверть (в неурожайный 1989/1990 –на 43%) обеспечивался за счет импорта. В 1999 закупки зерновых превысили 5 млн. т. На импорт продовольствия страна ежегодно расходует 2–2,5 млрд. долл. Иран является экспортером высококачественных сухофруктов, фисташек, пряностей (особенно шафрана). Выращиваемый табак идет на внутренний рынок. Главной экспортной культурой рыбной промышленности является черная икра, добываемая в Каспийском море. В развитии животноводства все большую роль начинают играть современные животноводческие и птицеводческие фермы. Сохраняется и кочевое скотоводство. Однако импорт мяса и птицы продолжает превышать их экспорт.

Большую часть сельскохозяйственных производителей представляют мелкие крестьянские хозяйства, владельцы до 5 га. Составляя более 70% сельских хозяйств они располагают лишь 21,8% обрабатываемых земель. После проведенных в шахский период аграрных реформ и распределения земель эмигрировавших после исламской революции помещиков в руках крупных (от 50 га и более) землевладельцев (0,6% всех хозяйств) находится 13,2% земель. Основная доля земель принадлежит товарным хозяйствам – от 10 до 50 га (12,7% хозяйств) – 43,5%, а также среднему крестьянству (от 5до 10 га) – 21,5% земли.

Крестьянство объединено в многоцелевые кооперативы. Под контролем Министерства кооперативов в 2000 году было зарегистрировано свыше 7 тыс.кооперативов с числом членов свыше 100 тыс., под контролем Центральной Организации сельских кооперативов 1,4 тысячи, членами которых состояли свыше 880 тыс. человек. Через кооперативы и Сельскохозяйственный банк сельскохозяйственные производители получают от государства значительную поддержку – через льготное кредитование, пониженные цены на топливо, сельскохозяйственную технику и семена, через высокие закупочные цены. Большая часть субсидий приходится на пшеницу, которая причислена к стратегическим товарам, является основной культурой в пищевом рационе иранцев, и колебания в цене на хлеб влияют не только на экономику, но и политическую жизнь в стране. Поэтому полностью дотируются поставки для пополнения неприкосновенного запаса зерна страны, а также для нужд армии, больниц и школ. Субсидии выдаются мукомольным предприятиям, а также пекарням для выпечки обычного хлеба. Довольно значителен уровень субсидирования сахара – 50,7%, при этом половина потребляемого в стране сахара дотируется полностью (сахар, идущий на нужды армии, продаваемый через розничную сеть городской торговли и магазины сельских кооперативов). Уровень субсидирования растительного масла в настоящее время не превышает 20%, а уровень субсидирования мяса составляет всего 3,6%. Перечень продукции, закупаемой по фиксированным ценам, постепенно сокращается, однако в зависимости от сборов основных сельскохозяйственных культур он корректируется, в том числе и в сторону расширения. Поддержание высоких закупочных цен, хотя и не привело к ликвидации импортной зависимости от поставок продовольствия – главным образом, зерновых, – тем не менее, позволило государству снизить степень этой зависимости и сохранить крестьянство в качестве своей социальной опоры.

Рыболовство и лесное хозяйство. Рыболовство сосредоточено в акваториях Каспийского моря и Персидского залива. На коммерческий промысел в их водах установлена государственная монополия, но разрешено традиционное рыболовство для удовлетворения семейных потребностей и нужд внутреннего рынка. В Каспийском морке значительны уловы осетровых рыб. Иранская черная икра идет на экспорт.

Леса, национализированные в 1963 году, занимают ок. 18 млн. га, но лишь 10% из них имеют хозяйственное значение. Ежегодные заготовки твердой древесины лиственных пород в наиболее ценных лесах, растущих на северных склонах Эльбурса, составляют ок. 1,8 млн. м3. Беспорядочные рубки в прошлом привели к сильному истощению запасов деловой древисины, однако уничтожение лесов продолжается и после их национализации, и этот процесс уже привел к опустыниванию некоторых центральных районов.

Транспорт в Иране

Иран имеет развитую транспортную инфраструктуру. Общая протяженность автомобильных дорог составляет 178 тыс. км, из них 2/3 - с твердым покрытием. На 1000 человек приходится личных 30 автомобилей. Протяженность железных дорог - 6405 км. Железнодорожное сообщение имеется с Арменией, Азербайджаном, Пакистаном, Турцией и Туркменистаном. Ведется строительство ветки Хорремшехр - Басра (Ирак). Ширина колеи - 1435 мм. Крупнейший порт - Бендер-Аббас на берегу Персидского залива, на берегу Каспийского моря - Энзели. В Иране действует 321 аэропорт, 129 имеют взлетно-посадочные полосы с твердым покрытием. В шести крупнейших городах ведется строительство метро. Протяженность трубопроводов - 34 тыс. км; из них 17 тыс. - газопроводы, 16 тыс. - нефтепроводы, 1 тысяча - для перегонки сжиженного газа и газоконденсата.

Иран обладает развитой сетью автомобильных магистралей, связывающих между собой практически все города страны. На 2002 в Иране было проложено 178 тысяч км автодорог, из них 117 тысяч - с твердым асфальтовым покрытием. Действует 7 256 км железных дорог. Иран расположен на берегах двух морей: Каспийского и Аравийского. Крупнейшие порты: Бендер-Аббас, Хорремшехр, Энзели. Работает 321 аэропорт. В крупных городах имеются развитые системы общественного транспорта. В шести городах ведется строительство метрополитена.

В Иране проложено 8 300 км железных дорог. Стандартная колея - 1435 мм. 94 км дорог на востоке страны, в провинции Систан и Белуджистан имеют колею 1676 мм, в соответствии со стандартами, принятыми в Пакистане. Электрифицировано 148 км: в Тегеране и пригородах, а также в Южном Азербайджане. Имеется железнодорожное сообщение со следующими государствами: Азербайджан, Пакистан, Туркмения и Турция.

Ранее имелось железнодорожное сообщение с Арменией через коридор Джульфа-Нахичевань, не действующее сегодня. Планируется прокладка дорог в Афганистан (Мешхед - Герат). Ведется строительство железной дороги в Ирак.

Туризм в Иране

Туристическая индустрия Ирана серьёзно пострадала в результате ирано-иракской войны, однако в настоящее время возрождается. В 2003 было выдано 300 тысяч туристических виз, большинство - паломникам из соседних исламских государств, направлявшимся в Мешхед и Кум. В 2004 же Иран посетили уже 1,7 млн иностранных туристов. Если для мусульман основной интерес представляют священные места, то европейцев интересуют главным образом археологические раскопки и древние памятники. В 2004 доходы туриндустрии превысили 2 миллиарда долларов. Развитию туризма сильно препятствует несовершенство инфраструктуры.

В то время как Иран входит в десятку самых привлекательных для международного туризма стран, по доходам бюджета от туризма страна располагается лишь на 68 месте. 1,8 % населения заняты в туристическом бизнесе. По прогнозам этот сектор экономики является одним из наиболее перспективных в стране; в ближайшие годы ожидается его прирост на 10 %.

Внешняя торговля Ирана

Основные статьи экспорта: сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция. Основные статьи импорта: продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага.

К основным торговым партнерам Ирана относятся Китай, Япония, Германия, Россия, Франция, Италия и Турция. Иран является ключевым членом Организации экономического сотрудничества, в которую входят страны юго-западной Азии а также центрально-азиатские республики бывшего СССР. Иран активно развивает экономические связи со странами региона и ставит целью формирование зоны свободной торговли по типу ЕС. Развиваются свободные торгово-промышленные зоны в Чабахаре и на острове Киш.

На 2010 год: Экспорт: 63,18 млрд долларов. Статьи экспорта: нефть, химикаты, фрукты и орехи, ковры. Партнеры по экспорту: Япония 16,9%, Китай 11,2%, Италия 6%, Южная Корея 5,8%, Турция 5,7%, Нидерланды 4,6%, Франция 4,4%, ЮАР 4,1%, Тайвань 4,1% Импорт: 45,58 млрд долларов. Статьи импорта: оружие, машины и оборудование. Партнеры по импорту: Германия 13,9%, ОАЭ 8,4%, Китай 8,3%, Италия 7,1%, Франция 6,3%, Южная Корея 5,4%, Россия 4,9%.

Источник - http://ru.wikipedia.org/
http://www.easttime.ru/

В начале этого года Иран, находившийся на протяжении нескольких лет под западными санкциями, которые не позволяли ему осуществлять поставки «черного золота» на европейский рынок, все же получил юридическую возможность возобновить экспорт нефти в Европу.

Напомним, что Иран избавился от большинства наложенных на страну международных санкций 16 января с.г. В этот день МАГАТЭ представило доклад, в котором подтвердило готовность властей страны реализовать созданную для нее путем долгих переговоров программу по значительному снижению своего ядерного потенциала. Позднее Европейский союз и США подтвердили снятие с Исламской Республики экономических и финансовых ограничений, связанных с его атомной программой.

Страна получила возможность возобновить поставки нефти, осуществлять внешнеторговые операции, получить доступ к десяткам миллиардов долларов, которые были заморожены на ее счетах в зарубежных банках.

Первая партия иранского топлива в объеме примерно 4 млн баррелей была отправлена в танкерах морским путем из Ирана в Европу уже в феврале с.г.

Управляющий директор Иранской национальной нефтяной компании (ИННК) Р.Джавади заявил, что половину из первой партии груза, 2 млн баррелей, приобрел французский нефтегазовый концерн Total. Остальной объем закупили две компании из России и Испании. Иранец не уточнил, какие это компании.

Позже стало известно, что одним из первых покупателей иранской нефти стала швейцарская компания Litasco, крупнейшее трейдинговое подразделение российского «Лукойла», торгующее в Европе, Средиземноморье, Северной и Западной Африке.

Сообщалось, что компания приобрела 1 млн баррелей (137 тыс. т) нефти для поставки на расположенный в румынском городе Плоешти нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) Petrotel (мощность – 2,4 млн т)., принадлежащий «Лукойлу».

Кроме того, 275-метровый танкер «Monte Toledo» транспортировал 1 млн баррелей иранской нефти на НПЗ в испанском городе Альхесирас на юге страны. Доставка груза заняла 17 суток.

Накануне отправки первых танкеров с иранским сырьем прозвучало любопытное заявление заместителя министра энергетики России А.Б.Яновского о том, что «Лукойл» обсуждает возможность своповых (обменных) поставок нефти в Иран со своих месторождений на Каспии. Свопы предполагают, что российские углеводороды пойдут на север Ирана, а в обмен Иран предоставит российской компании нефть в Персидском заливе.

Стоит отметить, что в активе «Лукойла» насчитывается 8 нефтегазовых проектов на Каспии. В 2010 году было запущено месторождение им. Корчагина. Другой крупный проект – месторождение им. Филановского планируется запустить в 2016 году. Обменные сделки с Ираном – это гарантия сбыта каспийской нефти, что на руку российскому игроку в условиях жесткой конкуренции среди поставщиков.

По информации руководителя отдела по разведке нефтяных месторождений ИННК Х.Калаванда, «Лукойл» вошел в два проекта по разведке углеводородов в провинции Хузестан на юго-западе Ирана. Участки расположены вблизи крупного нефтяного месторождения «Даште-Абадан» и северной части Персидского залива. Стоимость контракта оценивается в 6 млн долларов.

Примечательно, что «Лукойл» несколько лет работал в Иране, вместе с норвежской Statoil разрабатывая проект «Анаран» (запасы – 2 млрд баррелей нефти). В 2005 году при участии российских нефтяников было открыто нефтяное месторождение Азар. Добыча на блоке Анаран к 2010 году могла составить 5 млн т (оценка Statoil), но помешали санкции: «Лукойл» вышел из проекта и признал убытки в размере 63 млн долларов от обесценения инвестиций в Иране.

В этой свяжи желание отечественной компании вернуться на иранский рынок вполне понятно. Конечно, пока инвестиционный климат в Иране не такой привлекательный, но страна активно пытается улучшить его, одновременно снижая риски для потенциальных инвесторов в экономической и юридической плоскостях.

Согласно иранскому закону о поощрении иностранных инвестиций, Исламская Республика предлагает зарубежным компаниям льготы при работе в неразвитых районах и особых экономических зонах, а также скидки с цены нефти и газа, используемых в качестве сырья.

Кроме того, Иран гарантирует отсутствие дискриминационных мер по отношению к зарубежным инвесторам.

Не секрет, что иранцы готовят новую модель нефтяного контракта, так называемый интегрированный нефтяной контракт, который будет содержать условия, сходные с соглашением о разделе продукции (СРП).

В соответствии с текущим проектом нового договора, иностранные компании смогут заключать СРП с ИННК (или ее соответствующей «дочкой») по управлению проектами в сфере разведки, разработки и добычи нефти. При этом зарубежные компании будут играть роль помощника в управлении таких проектов, но не будут наделяться правом собственности на запасы. После начала добычи иностранным подрядчикам в рассрочку будут выплачиваться доли от выручки проекта, причем условия оплаты будут гибкими. Их можно будет корректировать по мере развития проекта.

Новая модель договора будет охватывать более длительный период времени, от 20 до 25 лет, что в два раза превышает срок действия контрактов «обратного выкупа», которые долгое время предоставлял Иран своим зарубежным контрагентам.

Важный нюанс: интегрированный нефтяной договор будет включать в себя наряду с фазами разведки, разработки и добычи возможность включения фазы применения методов увеличения нефтеотдачи. В этом еще одно принципиальное отличие нового договора от контрактов «обратного выкупа», которые касаются только фазы разведки и разработки.

Чтобы облегчить передачу знаний и технологий, новый договор обяжет международных подрядчиков использовать определенную долю национальных товаров для производства продукции. Она составит 51%.

Снизив для инвесторов и подрядчиков степень правовых рисков, которые всегда настораживали зарубежные компании, Иран планирует в перспективе продать иностранным компаниям более 50 газовых и нефтяных проектов стоимостью около 30 млрд долларов.

В этой связи Тегеран очень живо отреагировал на активизацию сотрудничества с российской компанией «Лукойл».

Сначала вице-президент Э.Джахангири заявил, что Исламская Республика в течение февраля с.г. увеличит экспорт нефти до 1,5 млн баррелей в сутки. Уровня в 2 млн баррелей в сутки иранские экспортеры достигнут уже к концу марта с.г., а не к осени, как обещал сразу после фактической отмены санкций министр нефти Б.Н.Зангане.

Затем с похожим заявлением выступил иранский министр экономики и финансов А.Тайебния. «После принятия соответствующих шагов и возвращения Ирана на мировой нефтяной рынок ожидается, что реализация иранской нефти в ближайшее время вернется к уровню 2 млн баррелей ежесуточно», – сказал министр.

Напомним, что ранее была информация, согласно которой Иран намерен в марте с.г. увеличить экспорт «черного золота» до 1,65 млн баррелей в сутки с 1,5 млн в феврале 2016 года.

В основном увеличение объема внешних поставок должно было быть достигнутым за счет активного экспорта в европейские страны, где традиционно сильны позиции России.

Однако еще до введения международных санкций против Ирана, удельный вес иранской нефти на европейском рынке был весьма существенным. Теперь после отмены санкций Иран собирается не только восстановить утраченные за санкционный период позиции, но и по возможности упрочить их.

На пути к этой цели иранцы активно демпингуют (продают сырье по ценам заведомо ниже рыночных) в Европе, провоцируя снижение нефтяных котировок. По данным доверительных источников в отрасли, ИННК планирует сбывать около 300 тыс. баррелей нефти в сутки в рамках контрактов с французской компанией Total и испанским переработчиком Cepsa.

Министр нефти Ирана Б.Н.Зангане подтвердил, что Евросоюз заключил с Исламской Республикой контракт на поставку 700 тыс баррелей нефти в сутки. Соответствующий документ был подписан сторонами в ходе визита в Тегеран еврокомиссара по энергетике и климату М.А.Каньете.

При этом иранский чиновник подчеркнул, что ЕС видит в Иране заслуживающего доверия партнера в сфере снабжения энергоносителями. По словам министра, для расширения и укрепления связей сторон в нефтегазовом секторе, необходимо постоянно вести переговорный процесс.

Иран экспортирует в Европу примерно 35% дневной добычи нефти, заявил член совета директоров ИННК С.Мохсен. По его словам, экспорт иранского «черного золота» в европейские страны находится на самом высоком уровне с момента, когда в 2011 году были введены международные санкций против Ирана.

В марте с.г. страна ежесуточно поставляла на внешние рынки около 1,5 млн баррелей нефти, из которых, по заявлению Б.Н.Зангане, свыше 500 тыс. баррелей приходилось европейским клиентам.

В начале апреля с.г. Иран увеличил экспортные поставки нефти более чем до 2 млн баррелей в сутки (до западных санкций иранский экспорт составлял около 2,6 млн баррелей в сутки). Данные отслеживания движения судов свидетельствуют о том, что за первые две недели апреля с.г. из портов Ирана вышли танкеры, в которых находилось 28,8 млн баррелей нефти.

Крупнейшим импортером иранской нефти в первой половине апреля с.г. стал Китай, также Иран восстановил поставки углеводородного сырья в Японию (в марте они были прекращены).

Известно, что Исламская Республика возобновила поставки нефти и в Грецию. Более того, Тегеран планирует подписать несколько контрактов с крупнейшими нефтяными компаниями Европы.

Генеральный директор итальянского энергетического концерна Eni К.Дескальци заявил, что в текущем году компания получит грузы нефти и нефтепродуктов из Ирана. Итальянский топ-менеджер, правда, уточнил, что эти грузы Eni получит в рамках покрытия долгов по предыдущим сделкам, а не на основании нового контракта.

Стоит отметить, что наряду с возвратом утраченных позиций на нефтяном рынке Европы, Иран хочет получить долю европейского газового рынка. Иранская национальная газоэкспортная компания и крупнейший в Италии энергетический концерн Enel подписали меморандум о взаимопонимании относительно будущего сотрудничества в газовой сфере. Партнерские отношения коснутся как добычи газа, так и транспортировки сжиженного природного газа.

Этот документ стал одним из 7 других, заключенных премьер-министром Италии М.Ренци во время его государственного визита (первого после снятия с Ирана санкций) в Исламскую Республику, состоявшегося 12–13 апреля с.г.

Также был подписан меморандум о взаимопонимании по поводу вероятного сотрудничества между итальянской трубопроводной компанией Saipem (дочернее предприятие энергетической группы Eni) и иранской Razavi Oil & Gas Development Company. В этом документе речь в первую очередь идет о развитии газового месторождения «Tус», расположенного в 100 км от Мешхеда, находящегося на северо-востоке Ирана близ границы с Туркменией. Этот промысел может давать около 4 млн куб. м газа в сутки.

О развитии сотрудничества с Ираном заявлял генеральный директор французской нефтегазовой компании Total П.Пуянне. «Сегодня мы возвращаемся в Иран. И приоритетом для нас является газ, а также нефтехимия – это способ монетизировать газ», – заявил Пуянне на пресс-брифинге в рамках 18-й международной конференции по СПГ (LNG 18) в австралийском Перте.

При этом генеральный директор Total отметил, что, несмотря на спекуляции в прессе, французская компания еще не заключила с Ираном ни одной серьезной сделки в нефтяной отрасли. Хотя в конце марта с.г. министр нефти Ирана в интервью агентству Reuters заявил, что Иран подписал с французским концерном соглашение о разработке иранского нефтяного месторождения «Южный Азадеган».

Таким образом, несмотря на громкие заявления, Ирану не удается вернуть прочные позиции на европейском рынке, без труда оттеснив конкурентов, занявших его нишу.

Со времени снятия санкций (16 января 2016 года) стране пока удалось продать европейцам лишь небольшие объемы сырья, в том числе испанской Cepsa, французской Total и российской Litasco.

Дошло до того, что перспективой развития экспорта нефти из Ирана озаботилась Европейская комиссия. Ее представители во главе с Ф.Могерини несколько дней назад посетили Тегеран и в ходе визита обсудили развитие производства «черного золота» в стране, а также оценили возможные последствия соглашения нефтепроизводителей, которое может быть достигнуто без участия Ирана (он, как известно, не участвовал в переговорах о заморозке добычи в формате «ОПЕК+», состоявшихся 17 апреля с.г. в Дохе).

Таким образом, планы Ирана по интенсификации добычи и экспорта углеводородов весьма обширны.

Именно поэтому Тегеран весьма скептически отнесся к инициативе некоторых членов Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) и государств, не входящих в картель, заморозить уровень нефтедобычи на январских показателях, поскольку в течение этого года намерен достигнуть уровня производства 2010–2011 годов.

Доказанные запасы нефти в стране оцениваются в 175 млрд баррелей. Сейчас, по данным ОПЕК, Иран добывает около 3,2 млн баррелей нефти в сутки. За ближайший календарный год, который начался по персидскому календарю 22 марта с.г., в планах иранцев увеличить уровень нефтедобычи почти на 900 тыс. баррелей в сутки (это примерно соответствует нынешнему объему производства в соседнем Катаре).

По мнению зарубежных экспертов, Ирану вряд ли удастся почти на 30% увеличить объем добычи сырья к указанному сроку.

В частности, аналитики Международного энергетического агентства (МЭА) в февральском отчете подсчитали, что добычные мощности в Иране могут достичь 3,94 млн баррелей в сутки лишь к концу 2020 года.

По данным организации «Совместная инициатива по нефтяной статистике» (JODI), последний раз Иран добывал 4 млн баррелей нефти в сутки в 2008 году. Эксперты JODI солидарны с коллегами из МЭА, считая, что Исламской Республике, скорее всего, не удастся вернуться к этим уровням до начала следующего десятилетия.

С предложенной оценкой не согласен иранский министр нефти, считающий, что суточная добыча «черного золота» в Иране достигнет 4,6 млн баррелей в период с 2016 по 2021 год.

Еще более смелые оценки высказал исполняющий обязанности заместителя министра нефти Ирана М.Эсхафани. По его словам, суммарный объем капиталовложений в нефтегазовую отрасль Ирана в ближайшую пятилетку (2016–2020 годы) составит 185 млрд долларов. Причем 85 млрд из этой суммы будет вложено в добычу, 80 млрд – в нефтехимию, по 10 млрд – в переработку нефти и газа. Иранец подчеркнул, что выполнение этого плана позволит Ирану в 2020-е годы поднять уровень добычи нефти до 5,6–5,7 млн баррелей в сутки (почти столько сырья страна добывала до исламской революции, когда в отношении Ирана не было различных международных санкций).

По мнению автора, ожидания обоих иранских чиновников вряд ли оправдаются на практике по объемам и срокам производства. На то есть объективные причины: «проседание» нефтяной отрасли в санкционный период, дефицит технологий, недостаточный объем финансовых ресурсов.

На пути смелых амбиций Ирана лежит еще один серьезный «камень преткновения», связанный с транспортировкой сырья.

Начав отправку танкеров с нефтью к берегам Европы, Исламская Республика столкнулась с неожиданными сложностями при транспортировке своих дополнительных объемов нефти. По информации директора по международным связям ИННК М.Гамсари, компания не может застраховать свои танкеры.

Дело в том, что согласие на покрытие страховых рисков должна дать Международная группа клубов взаимного страхования (P&I). Однако лишь 9 из 13 членов этой группы выразили свое согласие, а для выдачи разрешения необходима поддержка всех участников без исключения.

Тегеран пока не понимает, как решить возникшую проблему, хотя решать ее все равно придется, так как экспорт из страны растет, как и планировалось ранее.

Еще в середине февраля с.г. Р.Джавади заявил, что Иран планирует в ближайшее время увеличить нефтедобычу на 700 тыс. баррелей в сутки. В результате интенсификации производства ежесуточные экспортные объемы достигли около 1,5 млн баррелей.

Дополнительное «черное золото» поставляется, главным образом, в Европу, некоторая часть идет в Азию. И в том, и в другом случае иранские танкеры преодолевают весьма существенные расстояния, так что страховка необходима.

На днях появились сообщения о том, что у берегов Ирана находится множество танкеров, на которых хранится порядка 50 млн баррелей нефти. Затем стало известно, что корабли с 28,8 млн баррелей нефти наконец покинули порт. Таким образом, поставки сырой нефти Ирана в середине апреля полностью компенсировали сокращение добычи в США.

Однако по техническим причинам повторить нечто подобное в краткосрочной перспективе Ирану не удастся. Дело в том, что многие иранские танкеры не предназначены для отправки грузов, они используются в качестве плавучих хранилищ.

Иран располагает 50–60 танкерами, около 30 из которых припаркованы вблизи терминалов как раз для хранения сырья.

Более того, около 20 танкеров нуждаются в серьезной модернизации, чтобы соответствовать стандартам. Еще 11 танкеров в настоящее время выполняют перевозку в Азию, то есть в ближайшее время они заняты и транспортировать новую нефть не смогут.

Чтобы увеличивать экспорт в Европу, Исламская Республика берет часть танкеров в аренду, но желающих предоставить свои резервные корабли практически нет, поскольку некоторые санкции в отношении Ирана еще сохранились. В частности, запрет на любую торговлю в долларах и привлечение американских компаний, в том числе и банков.

Подсчитано, что с момента отмены санкций в январе с.г. и по сей день, лишь 8 иностранных танкеров (в общей сложности около 8 млн баррелей нефти) перевезли иранскую нефть в европейские страны.

Для сравнения: в 2012 году Иран мог поставлять такой объем нефти в течение 10 дней.

Дефицит судов-перевозчиков «черного золота» не лучшим образом отразится на обширных экспортных планах государства.

Помимо нехватки танкеров, есть еще один неприятный момент. Иранской нефтяной логистике активно ставит палки в колеса Саудовская Аравия, основной геополитический и экономический визави Исламской Республики в регионе.

Не так давно королевство запретило иранским кораблям плавать в своих территориальных водах. Более того, Саудовская Аравия пыталась запретить третьим странам совершать покупки нефти с иранских судов. Если танкер швартовался в Иране, то ему также закрывался доступ к портам Саудовской Аравии. Такому судну теперь необходимо получить специальное разрешение.

В свою очередь, представители фрахтовых компаний заявляют, что для них ситуация выглядит неоднозначно, но никто не хочет портить отношения с Эр-Риядом, поэтому нововведенные ограничения соблюдаются.

Аналогичные меры в отношении Ирана принял и Бахрейн. Исламская Республика до сих пор не получила доступа к нефтяным хранилищам в Египте, поскольку оператор этих хранилищ, компания SUMED, контролируется тремя арабскими монархиями – Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом.

Все эти ограничения сильно сковывают действия иранских нефтяников, поэтому объем иранской нефти, которую нужно поставить в ближайшие месяцы, составляет всего 12 млн баррелей.

Невзирая на отмеченные трудности, иранские чиновники не теряют привычного оптимизма. По словам заместителя министра нефтяной промышленности по международным связям А.Х.Заманиния, Иран стремится к показателю в 1 млн баррелей дополнительной добычи в сутки (с нынешних 700 тыс. баррелей в сутки). Более того, объемы поставок возрастут летом, поскольку в июне с.г. Иран собирается вывести на мировой рынок новый сорт тяжелой нефти.

Напомним, что Исламская Республика планировала презентовать «ноу-хау» еще в марте с.г., но потом решила, что покупателям нужно время, чтобы протестировать новое сырье. Название этого сорта пока не обнародовано, известно только, что добывают эту нефть на месторождении в Западном Каруне, неподалеку от границы с Ираком. Неизвестно также, какие объемы нового тяжелого сырья ИННК собирается выбросить на рынок.

Потенциальные покупатели иранских углеводородов (как нефти, так и газа) есть.

Румыния, стремящаяся диверсифицировать источники получения сырья, стала третьей (вслед за Грузией и Грецией) страной юго-востока Европы, которая обратилась к Ирану по поводу возможности налаживания импорта природного газа из Ирана.

Кроме того, по заявлению А.Х.Заманинии, румынские нефтяные компании выразили готовность участвовать в иранских шельфовых и прибрежных нефтегазовых проектах, а также в производстве оборудования.

Эта тема подробно обсуждалась во время недавнего визита в Тегеран румынского министра иностранных дел Л.Комэнеску.

Важно подчеркнуть, что, по заявлению М.Гамсари, Иран рассматривает страны Восточной Европы как наиболее важный рынок для сбыта нефти и газа.

Примечательно, что иранско-румынские переговоры стартовали сразу вслед за тем, как первая после отмены санкций партия персидской нефти из была доставлена на крупнейший в Румынии и Восточной Европе НПЗ Petrotel. Что же из себя представляет этот НПЗ?

Завод расположен в центральной части Румынии, в 55 км от города Бухарест. Предприятие занимается переработкой нефти сорта Urals (российская экспортная смесь) и сырья с румынских месторождений. Нефть на завод поступает по нефтепроводу из порта Констанца на Черном море. Румынская нефть поступает также железнодорожным способом. Готовая продукция отгружается железнодорожным и автомобильным транспортом.

«Лукойлу» весьма выгодно сотрудничать с Ираном, покупая у него сырье для своего румынского НПЗ даже в нынешних непростых для нефтяного рынка условиях.

По статистике компании, зарубежные НПЗ «Лукойла» заработали 200 млн в 2015 году (в 2014 году по зарубежным был убыток). В 2016 году, по прогнозу первого вице-президента компании В.И.Некрасова, при сохранении текущих условий результат по году будет даже лучше, так как зарубежная переработка сейчас работает в условиях высокой маржи (порядка 7 долларов на баррель).

Помимо «Лукойла», есть еще ряд отечественных компаний, заинтересованных в партнерстве с Ираном.

Например, российский производитель стальных труб «ТМК», который является поставщиком для нефтяной промышленности США и энергетических компаний по всему миру, ведет переговоры о поставках для иранской нефтедобывающей отрасли.

По словам вице-президента по стратегии и развитию бизнеса «ТМК» В.В.Шматовича, компания уже продала некоторое количество труб иранскому энергосектору после отмены санкций в начале этого года. В перспективе компания засчитывает заключить долгосрочный контракт с иранской стороной в ходе предстоящих более крупных тендеров.

Шматович также отметил важность иранского рынка для компании, которая после снятия санкций надеется снова начать успешно работать в Иране.

Примечательно, что еще до введения санкций в отношении Ирана, «ТМК» успешно поставляла достаточно крупные объемы труб для иранской нефтяной отрасли.

«ТМК» даже построила завод в Волгограде, где отгружала трубы на баржи и отправляла их сначала по Волге в Каспийское море, а оттуда они непосредственно «доплывали» до Ирана.

Помимо «Лукойла» и «ТМК», крупная компания «Роснефть» всерьез интересуется некоторыми нефтяными и газовыми проектами в Иране. Однако, по словам министра энергетики России А.В.Новака, пока Тегераном не определены конкретные условия участия в их проектах, сложно говорить что-то определенное.

А.В.Новак предложил «иранским коллегам провести роуд-шоу своих проектов на Петербургском экономическом форуме (июнь 2016 года), учитывая, что там соберутся ключевые игроки нефтегазового рынка». По словам министра, ответа на это предложение пока нет.

Напомним, что Иран планировал провести роуд-шоу своих инвестиционных контрактов в нефтегазовой отрасли в Лондоне в феврале с.г., но члены иранской делегации не смогли получить визы.

Глава российского энергетического ведомства еще в 2015 году отмечал, что Россия и Иран могут инвестировать в совместные проекты до 5 млрд долларов в ближайшей перспективе. Суммарный экономический потенциал двусторонних проектов в разных сферах был тогда оценен в 30–40 млрд долларов. В то время как нынешний объем экономического сотрудничества составляет порядка 1,8 млрд долларов в год.

Учитывая твердое намерение Ирана даже при низких ценах на нефть закрепиться на европейском рынке, подвинув в сторону традиционных конкурентов, России целесообразно расширять и «отлаживать» уже запущенный механизм совместных сделок с этим государством.

Логистические трудности, с которыми в последнее время столкнулся Иран при транспортировке своего «черного золота», носят временный характер и никоим образом не должны негативно влиять на динамику двустороннего партнерства.



Поделиться