Пирамида Минто. Принципы

Чип Скэнлэн (Chip Scanlan), журналист, писатель, колумнист . Перевод Ольги Добровидовой .

Перевёрнутая пирамида, придуманная больше века назад для того, чтобы воспользоваться преимуществами новых технологий связи, остаётся спорным, но широко распространённым методом написания новостей - и журналисты всех видов медиа согласны, что у неё есть будущее и в XXI веке.

В перевёрнутой пирамиде «наверх» помещается самая ценная информация в новости, а затем - подробности по мере убывания важности, до наименее важных в самом конце. Историки спорят, когда именно придумали такую форму подачи новости, но они сходятся в том, что изобретение телеграфа подтолкнуло её развитие так, что к началу XX века она широко использовалась в газетах и тогда ещё относительно молодых информагентствах.

Историк журналистики Дэвид Миндич (David T. Z. Mindich) считает, что один из первых лидов, построенных по принципу перевёрнутой пирамиды, написал корреспондент , сообщивший о покушении на Авраама Линкольна в апреле 1865 года:

В Associated Press

В президента выстрелили в театре сегодня вечером, и, возможно, он смертельно ранен.

(в английском языке этот пример стройнее, The President was shot in a theater tonight and is perhaps mortally wounded, потому что «президент» выступает подлежащим с пассивным залогом в обеих частях предложения - так подчёркивается, что кто именно стрелял в президента, на данном этапе вообще не важно. Если интересно, на сайте NYT можно посмотреть, как выглядел весь материал - прим. пер. )

(Больше исторической информации можно найти в моей статье «Рождение перевёрнутой пирамиды: дитя технологий, бизнеса и истории» (eng))

Пирамида должна быть большой сверху, потому что она должна отвечать на все вопросы читателей. Остальные детали располагаются в порядке убывания важности. Правила перевёрнутой пирамиды требуют от репортёра резюмировать историю, добраться до её сердца и смысла, быстро и лаконично изложить ответ на вопрос «в чём новость?». Этот подход отвечает на самые главные вопросы в самом начале истории, он даёт тезис и затем дополняет его вспомогательным материалом.

У журналистики «всё сложно» с перевёрнутой пирамидой. Сторонники этой формы считают её полезной, особенно для срочных новостей. Перевёрнутая пирамида или, по крайней мере, её самая важная часть, лид-резюме, используется очень широко - это одна из самых узнаваемых форм в современных коммуникациях. Вы найдёте её на первой и последующих полосах большинства газет, материалах Associated Press и по всему миру, на других новостных ресурсах в сети.

«Перевёрнутая пирамида выстраивает материал не вокруг идей или хронологии, но вокруг фактов. Она взвешивает и перемешивает различные фрагменты информации, сосредотачиваясь с удивительной целенаправленностью на их относительной событийной ценности», - пишет в своей «Истории новостей» историк журналистики Митчел Стивенс ().

Критики перевёрнутой пирамиды говорят, что она неестественная, скучная и безыскусная, уже устарела и стала одной из причин уменьшения аудитории, с которым газеты вынуждены бороться в последние десятилетия.

Перевёрнутая пирамида, по мнению критиков - это антиистория. Она подает материал задом наперёд и входит в конфликт с традиционной практикой сторителлинга, где есть начало, середина и конец. Вместо того, чтобы наградить читателя удовлетворительной концовкой, пирамида теряет запал и выдыхается, как бы даже бросая вызов читателям - смогут ли они не заснуть, не то что дочитать до конца.

Несмотря на десятилетия под атакой, перевёрнутая пирамида жива. Как когда-то замечательно сказал Брюс ДеСилва () из Associated Press, «перевёрнутая пирамида остаётся Дракулой журналистики: она не перестаёт восставать из гроба и пробираться в газету».

У такой живучести есть хорошие причины. Многие читатели нетерпеливы и хотят, чтобы материал сразу переходил к сути дела. В ситуациях срочных новостей, когда события и обстоятельства меняются быстро, перевёрнутая пирамида позволяет автору новости постоянно переписывать её начало, поддерживая её актуальность.

Это ещё и очень полезный инструмент для организованного мышления, поскольку пирамида заставляет журналиста выразить смысл всей истории в одном абзаце. Студенты факультетов журналистики, которые осваивают перевёрнутую пирамиду и потом идут работать в другие отрасли, говорят, что она оказывается полезной для написания чего угодно, от юридических справок до заявок на гранты.

Перевёрнутая пирамида и лид-резюме для некоторых журналистов могут быть трудной формой. По крайней мере, трудно было мне, когда я только начинал работать. Пересказать три часа заседания школьного совета или ответить на пять W-вопросов (кто, что сделал, где, когда, почему; в английском языке все эти вопросительные слова начинаются с буквы W - прим. пер. ) об автомобильной аварии со смертельным исходом, а потом решить, какая ещё информация нужна в тексте и в каком порядке - это требовало больших усилий и раздражало, особенно под давлением дедлайна.

Кроме того, будучи новичком, я обычно не знал темы, которые освещал, настолько хорошо, чтобы легко ответить на главный вопрос: какие будут новостные поводы в этом событии и в каком порядке важности? Я сопротивлялся дисциплинированному мышлению, которого требует перевёрнутая пирамида, и, как и многие коллеги, считал эту форму нетворческой и неестественной. Я предпочитал подход писателя к историям репортёрскому стилю «только факты».

Со временем стало проще, и я начал понимать, как эта форма помогает развить навыки критического мышления, анализа и синтеза, то есть основы ясности мышления и текста. Перевёрнутая пирамида - базовый «строительный блок» журналистского стиля.

Во времена печати на отливных наборных машинах (hot type; изобретены примерно в 1880-1890-е годы - прим. пер. ), когда материалы нужно было уместить на ограниченной площади, перевёрнутая пирамида позволяла редакторам и даже наборщикам, верставшим страницу в подсобке, при необходимости обрезать текст снизу - для этого не требовалось никакого журналистского суждения. Технология продолжает оказывать своё влияние: исследования показывают, что те, кто читает новости с компьютера, не хотят просматривать больше одного экрана за раз, и поэтому неудивительно, что онлайн-СМИ продолжают широко использовать перевёрнутую пирамиду. (В 1996 году Якоб Нильсен (), влиятельный эксперт по юзабилити в сети, писал о «перевёрнутых пирамидах в киберпространстве »). Нравится нам это или нет, журналистам в XXI веке нужно владеть этой формой.

Выдержка из книги (Oxford University Press; оригинальная ссылка на книгу не работает, поставлена другую - прим. пер. )

В жизни все мы сталкиваемся с необходимостью донесения собственных мыслей и идей, результатов рассуждений до других людей. Мы общаемся устно, по телефону, пишем короткие записки и деловые документы и при этом хотим излагать свои идеи так, чтобы собеседник нас понял сразу и однозначно.

В деловой среде более всего используется письменная коммуникация: мы готовим письма и аналитические записки, презентации и отчеты и не всегда имеем возможность присутствовать при прочтении документов собеседником и дать необходимые пояснения.

Как же готовить документы, чтобы они были ясны и понятны читателю?

Я прочитал ее книгу, которая в России вышла под названием «Золотые правила Гарварда и McKinsey. Правила магической пирамиды для делового письма» и сегодня предлагаю вам конспект данной книги.

Принцип пирамиды Минто

Барбара говорит, что если читателя не контролировать и не предлагать ему заранее продуманную структуру изложения своих мыслей, он будет вынужден придумать ее сам. И именно в этой воображаемой структуре ваш читатель будет располагать и выстраивать поступающие к нему идеи, объединять их в группы. Что у него получится – совершенно непонятно, и велика вероятность, что и вы, и ваш собеседник напрасно потратите время.

Для упорядочения своих идей Барбара Минто предлагает использовать пирамиду. На верхнем уровне пирамиды располагается ваша ключевая мысль, заключение, а на следующих уровнях пирамиды главная мысль находит свое обоснование.

  1. Строительство пирамиды необходимо начинать с введения

Структура введения состоит из следующих разделов:

  • Ситуация . Это суждение о предмете, которое самодостаточно и бесспорно
  • Затруднение / Проблема
  • Вопрос , который возникает у читателя после осознания проблемы
  • Ответ на вопрос = ключевая идея документа

Существует два основных подхода к строительству пирамиды: сверху-вниз и снизу вверх. В подходе “сверху-вниз”:

1. Заполните верхний блок пирамиды, ответив на вопросы:

  • Что именно вы обсуждаете?
  • На какой вопрос о теме (объекте), стоящий перед читателем, вы отвечаете?
  • Каков ваш ответ?

2. Сформулируйте и уточните вопрос для вступления

  • Какова ситуация?
  • Что за трудности?
  • Сформулированы ли вопрос и ответ на него?

3. Определите линию ключевых утверждений

  • Какой новый вопрос порождается вышестоящим ответом?
  • Индуктивно или дедуктивно будем отвечать на него?
  • Если индуктивно — каково объединяющее существительное во множественном числе?

4. Структурируйте поддерживающие соображения

Недавно по этому принципу структурировал ключевые идеи одной презентации. Вот что получилось:

При строительстве “Снизу-вверх”:

  1. Выпишите все идеи, которые вы хотели бы высказать.
  2. Продумайте, как они связаны друг с другом.
  3. Выведите заключения из идей и связей.

Строительство «снизу-вверх» можно начинать тогда, когда будет все аргументы и идеи известны и нужно на основании них выстроить логику изложения — пирамиду Минто.

  • Когда вы подбираете слова для заголовков и оглавлений, старай-тесь отразить существенные идеи, а не общие категории или этапы осмысления
  • Старайтесь начинать строительство пирамиды сверху
  • Используйте описание ситуации как начало процесса обдумывания введения
  • Не забывайте обосновать вступление
  • Всегда включайте информацию о возникновении ситуации во введение
  • Информация во введении должна быть только такой, которую читатель считает истинной
  • Обязательно обосновывать каждое положение ключевой линии. Утверждения надо обосновывать до тех пор, пока не перестанут возникать новые вопросы
  • Выстраивайте мостики между структурными единицами текста. Для этого можно ссылаться на сказанное ранее, НО: не повторяйте, что вы ДЕЛАЛИ в главе, говорите главную мысль главы/раздела.

Отдельный раздел книги посвящен различиям в индуктивном и дедуктивном способах выстраивания логических взаимосвязей, а также рекомендациям по тому, когда целесообразно применять каждый из данных способов. Все рекомендации описывать здесь не буду, а суть способов легко понять из картинки:

Структурируйте свой документ:

  • Отражайте структуру документа в тексте, с использованием:
    • Заголовков. Заголовки должны отражать последовательность рассуждений и включать основные идеи. Не используйте простые номера или обезличенные заголовки (типа Раздел 1)
    • Жирного шрифта и подчеркивания для ключевых идей
    • Иерархической нумерации (в дополнение к названиям разделов).

Мне показались идеи книги очень здравыми. По роду деятельности мне часто нужно готовить презентации и другие бизнес-документы и на прошлой неделе я опробовал принцип пирамиды Минто при подготовке презентации – и остался очень доволен результатом.

Сделал по книге конспект в формате ментальных карт — mind maps:

Конспект книги Барбары Минто «Принцип пирамиды»

В 1963 году Барбара Минто стала первой женщиной-консультантом известной компании McKinsey. Руководство отметило выдающиеся способности Барбары в составлении письменных текстов и в 1966 году направляет ее в Лондон с целью развития письменных навыков среди работников компании. Именно сотрудники и клиенты McKinsey были первыми учениками Минто. Барбара исследовала проблемы при составлении текстов, которые заключаются в нечётком формулировании мыслей. Барбара Минто взялась за изучение процесса мышления, полагая, что именно его особенности лежат в основе умения человека ясно излагать свои мысли. В конечном итоге это и послужило базой для развития теории принципа пирамиды. С 1973 Барбара управляет собственной компанией Minto International Inc. Она с успехом преподает в бизнес-школах Гарварда, Стэнфорда, Чикаго, а также в крупнейших компаниях США и Европы. Она специализируется на преподавании золотых правил как новичкам в бизнесе, так и профессионалам, в чьи обязанности входит составление сложных отчетов, анализов, служебных записок и презентаций.
Эти правила и действие Принципа пирамиды Минто изложены Барбарой в одноимённой книге. Скрупулёзно составленное наполнение книги пригодится в освоении навыков делового общения. Но даже беглое ознакомление с ключевыми идеями Принципа пирамиды Минто поможет логично, ясно и понятно преподносить любую информацию.

ЛОГИКА В ПИСЬМЕ

1. Пирамида.
Идеи обязательно группируются по каким-либо признакам. Наиболее эффективный метод изложения идей - сверху вниз, поэтому правильная группировка представляется в форме пирамиды. Идеи в рамках пирамиды должны подчиняться трём "золотым правилам":
- Идеи каждого уровня должны обобщать идеи, сгруппированные ниже.
- Идеи каждой группы должны быть логически взаимосвязаны.
- Идеи каждой группы должны идти в логической последовательности.
Для правильного составления документа следует схематически свести идеи в пирамиду и проверить её на соответствие трём "золотым правилам".

2. Составляющие пирамиды.
Используя структуру пирамиды, идеи выстраиваются по вертикали в форме диалога "вопрос-ответ", а по горизонтали логической связью по принципу индукции или дедукции, но не смешивая эти два метода. Вводная часть документа пишется в повествовательной форме и является Вопросом, Ответ на который даёт остальная часть документа.

3. Построение пирамиды.
Сверху вниз:
- Определите Предмет.
- Определите Вопрос.
- Дайте Ответ.
- Проверьте, чтобы ситуация и Развитие ситуации подводили к Вопросу.
- Проверьте Ответ.
- Заполните Главный Уровень.

Снизу вверх:
- Составьте список всех утверждений, которые вы хотели бы сделать.
- Определите связь между ними.
- Сделайте выводы.
- Напишите вводную часть.

4. Особенности написания введения.
Вводная часть пишется к каждой группе идей Главного Уровня и должна кратко обобщать и напоминать идеи, а не пространно информировать о них. Вводная часть должна состоять из Ситуации, Развития Ситуации, Вопроса и Ответа.

5. Дедукция и индукция.
Дедукция представляет собой последовательность вытекающих друг из друга суждений. Индукция предполагает группировку схожих идей или взаимосвязанных действий. Поэтому на Главном Уровне лучше использовать индуктивный метод.

ЛОГИКА В РАССУЖДЕНИЯХ

6. Установление логической последовательности.
Очень важное действие нацеленное на выявление взаимосвязи идей.
Виды логической последовательности:
- Хронологическая - если требуется описать процесс.
- Структурная - если нужно описать структуру чего-либо.
- Сравнительная - если группировка основана на классификации по степени значимости.
Чтобы выстроить изложение наилучшим образом, как можно более кратко сформулируйте каждую идею -> сгруппируйте схожие идеи -> расположите их в соответствующей последовательности.
При описании действий сформулируйте каждое действие как можно конкретнее, чтобы оно представляло собой некий конечный продукт -> объедините в одну группу те действия, которые ведут к одному и тому же результату -> определите процесс или структуру, которые легли в основу группировки, и расположите идеи в соответствующей последовательности ->
Если описывается ситуация, сгруппируйте схожие идеи -> определите структуру, которая легла в основу группировки -> сформулируйте идеи в виде полных предложений и расположите их в соответствующей последовательности -> убедитесь, что вы ничего не упустили.

7. Обобщение сгруппированных идей
Идеи в рамках одной группы должны взаимно исключать друг друга, а взятые все вместе - исчерпывающе характеризовать предмет (тут работает правило МЕСЕ - Mutually Exclusive, Collectively Exhaustive).
При обобщении идей, описывающих действия, необходимо группировать их в зависимости от достигаемого результата. При обобщении идей, описывающих ситуацию, группировать их следует по признаку, который их объединяет. Найти объединяющую характеристику идей довольно просто - все схожие идеи будут относится к одному и тому же субъекту, или во всех них будет рассматриваться одно и то же действие, или все они будут направлены на один и тот же объект, или во всех них будет подразумеваться одно и то же утверждение.
Структурируем идеи следующим образом.
Идеи, описывающие действия: кратко сформулируйте идеи, оставив лишь ключевые слова -> определите уровень абстракции -> сформулируйте идеи как можно более чётко -> определите результат их реализации.
Идеи, описывающие ситуацию: найдите сходство в субъектах, действиях или объектах -> определите категорию, которая их объединяет -> сформулируйте вывод.

ЛОГИКА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ

8. Определение проблемы
Проблему определяем последующим ходом действий:
- Определите сферу, в которой возникла проблема.
- Определите, что нарушило стабильность в данной сфере.
- Определите Нежелательный Результат Р1.
- Определите Желаемый Результат Р2.
- Установите, предпринимались ли какие-либо действия, чтобы решить проблему.
- Определите Вопрос, на который должен быть дан Ответ в исследовании.
Полученное определение проблемы нужно использовать в вводной части документа.

9. Структурирование процесса анализа проблемы
Здесь можно использовать логические древовидные схемы для поиска возможных путей решения проблемы и выявления взаимосвязи между идеями одной группы. Но сначала определите проблему -> используйте модели исследования для визуализации структуры проблемной области -> выдвиньте несколько гипотез относительно возможных причин проблемы -> соберите информацию, подтверждающую или опровергающую гипотезы.

ЛОГИКА В ПРЕЗЕНТАЦИЯХ

10. Отображение пирамиды идей на страницах документа

Делайте наглядной структуру документа с помощью заголовков, отступов, подчёркиваний, шрифтовых выделений и нумерации.
Используйте связующие звенья для перехода от одной группы идей к другой.

11. Отображение пирамиды идей на экране.
при создании текстовых слайдов излагайте свои мысли максимально лаконично и просто. Используйте слайды с изображениями для наглядной демонстрации данных, обязательно снабдив его заголовком. Сделайте эскиз презентации для верного порядка размещения слайдов. Частые репетиции помогут провести презентацию эффективно.

12. Отображение пирамиды идей на письме.
Опишите, мысленно созданный вами, образ того, о чём хотите рассказать.

Хотя книга рассчитана на широкий круг читателей, изобилие практических примеров из жизни консалтинговой компании во многом окажутся полезными именно сотрудникам этой сферы деятельности.

Барбара Минто "Принцип пирамиды Минто: Золотые правила мышления, делового письма и устных выступлений" [пер. с англ. И.И.Юрчик, Ю.И.Юрчик]. - М.:Манн, Иванов и Фербер, 2008. - 272с.
Barbara Minto "The Minto Pyramid Principle. Logic in writing, thinking and problem solving"

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Представьте себе, что существуют некие секретные принципы , используя которые вы обречены на успех. Вам удается доносить до клиента, партнера, начальника, супруга, своего ребенка, оппонента, соседа… да любого человека информацию так, что он подписывает договор, совершает покупку, поднимает вам зарплату или дает новую должность, соглашается на все ваши условия и так далее, в общем, вы получаете желаемый результат. Возможно ли такое? Да. Ваше секретное оружие - Пирамида Минто. Используйте его в переговорах, переписке, полемике, своих публикациях, в любых формах коммуникаций с другими людьми, и последствия вас приятно удивят.

Принципы Пирамиды Минто

Автор этого метода - Барбара Минто - более 20 лет проработала в американской консалтинговой компании номер один McKinsey. Не все сделки были удачными, и ей захотелось понять почему, осмыслить каковы причины успехов или неудач в переговорах с клиентами, и что с этим делать. В итоге она сделала вывод, что дело вовсе не в квалификации сотрудника фирмы. Основная причина получения того или иного результата - способ донесения информации клиенту.

Барбара Минто начала с основ - особенностей мышления. Опираясь на то, как человек воспринимает информацию, она разработала свою собственную пирамидальную систему. Благодаря ей люди могут четко, лаконично, грамотно и эффективно строить свою речь, составлять доклады, писать письма или другие тексты, проводить презентации… И, конечно, вы сами понимаете, как все это может повысить вашу эффективность и соответственно качество жизни…

Итак, Пирамида Минто - это способ, в котором информация излагается в строгой иерархии по принципу пирамиды, где на вершине - главная идея, а в основании - уточняющие детали. И это неспроста - человеческий мозг именно так воспринимает данные, он так устроен, и, согласитесь, было бы неразумно не использовать такое знание для достижения своих целей.

Успех подачи информации пирамидальным способом еще и в том, что в начале указывается суть, а потом уже все остальное. Этим вы экономите время себе и собеседнику - он по разным причинам может не дослушать или не дочитать до конца вашу работу, или вы можете прерваться, но основная мысль уже будет донесена, а значит ваша цель будет достигнута.

Пирамида Минто - многоуровневая система. Первый уровень, вершина, как мы уже определили - основная мысль, суть вашего повествования. На втором уровне вы делите идею, изложенную «выше», на части. На третьем происходит разложение на более подробные составляющие постулатов второго уровня. На четвертом - третьего и так далее.

Важный момент - в каждом отдельном уровне мысли должны быть взаимосвязаны и идти в логической последовательности (дедуктивной или индуктивной, хронологической, структурной, классификационно-сравнительной).

Этих «ярусов» у пирамиды может быть сколько угодно, пока вам есть что сказать. Однако имейте в виду, что у человеческого восприятия есть пределы, мозг может уставать и терять концентрацию, поэтому не злоупотребляйте. Оптимальным для небольшого выступления считается 3-4 уровня пирамиды.

Как строить Пирамиду Минто

От теории перейдем к практике. Итак, с чего начать и как изложить информацию в соответствии с принципами Барбары Минто?

Пирамиду принято строить двумя способами: «сверху вниз» и «снизу вверх». Считается, что первый наиболее эффективный. Однако, если ваши мысли путаются и вы не знаете с чего начать, действуйте вторым способом и, прежде всего, определитесь с подробностями и деталями, которые в итоге выведут вас на «вершину».

На первый взгляд система может показаться сложной. На деле же, чтобы ваша информация выстроилась в пирамиду, нужно всего лишь ответить на ряд вопросов.

Для составления пирамиды «сверху вниз» можно задавать себе следующие вопросы (они очень примерные, общие, под вашу конкретную тему их необходимо адаптировать):

Первый уровень

  1. О чем будет идти речь? (Предмет).
  2. Какую проблемы вы решаете? (Вопрос).
  3. Каково решение вашей проблемы? (Ответ - это и есть главная идея выступления).

Второй уровень

  1. Какова на данный момент ситуация в этой сфере?
  2. Какие существуют трудности?
  3. Выявлена ли проблема и решается ли она уже как-то?

Третий уровень

  1. Какие новые вопросы возникают после ответа на предыдущий?
  2. Каким способом лучше всего ответить - индуктивным или дедуктивным?
  3. Для индуктивного метода какой есть объединяющий признак группировки мыслей?

Для следующих уровней вы можете использовать вопросы из третьего…

Построение пирамиды «снизу вверх» оправдано, когда у вас есть вся информация, множество идей и вы затрудняетесь изложить их в стройное повествование. Поэтому нужно:

Если вы оформляете информацию по принципам Пирамиды Минто, не пренебрегайте следующими рекомендациями:

  1. В заголовок выносите постулаты главной идеи, избегайте здесь обобщений.
  2. Строительство пирамиды «сверху-вниз» самое эффективное.
  3. В первом уровне должна быть изложена такая информация, истинность которой очевидна для читателя/слушателя (ситуация, проблема, вопрос).
  4. Все утверждения требуют обоснования до тех пор, пока вопросы к ним не исчезнут.
  5. Информацию необходимо структурировать (делить на подзаголовки, выделять курсивом или жирным шрифтом, использовать иерархическую нумерацию).
  6. Если возможно, нужно визуально оформлять постулаты повествования по принципу пирамиды.

Помните, использовав эти простые принципы, вы с легкостью освоите , презентационные и общие коммуникативные навыки, и даже станет вам по плечу.



Поделиться