ТЕМА 6. РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
6.1. Понятие рынка и его товарная структура
6.3. Краткий план анализа рынка
6.1. Понятие рынка и его товарная структура
Рынок в экономической теории - это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Рынок вмаркетинге - это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги. У этих покупателей общие потребности или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.
Товарный рынок – сфера реализации конкретного товара (услуги) или группы товаров, связанных между собой определенными признаками производственного или потребительского характера.
Рынок сбыта продукции – это часть рынка, в пределах которой осуществляется сбыт (оптовая реализация и розничная продажа) товаров, производимых данным предприятием, объединением, отраслью. Рынок сбыта формируется и развивается в рамках определенного товарного рынка.
Рынок сбыта отдельного товара условно можно разделить на несколько частей :
1. Потребители, которые не знают о товаре (спящий сегмент);
2. Потребители, которые знают о товаре, но не приобретают его;
3. Потребители, которые приобретают продукцию конкурентов;
4. Потребители, приобретающие нашу продукцию (конкретного предприятия).
РЫНКИ ТОВАРОВ И УСЛУГ
Рынки товаров и услуг весьма многочисленны из-за многочисленности и разнообразия самих товаров и услуг. Поэтому целесообразно рассмотреть хотя бы основные их виды.
Рынок услуг
Рынок услуг базируется на быстрорастущем третичном секторе экономики. В валовом внутреннем продукте мира на услуги приходится более 70% .
Помимо третичного сектора экономики также выделяют первичный сектор (добыча сырья и его переработка в полуфабрикаты) и вторичный сектор (производство промышленных изделий).
В развитых странах на рынке услуг доминируют услуги образования, здравоохранения, культуры и искусства, связи и информации, жилищно-коммунальные, финансовые, а в развивающихся странах преобладают традиционные услуги - транспортные, услуги торговли и общественного питания.
Для рынка услуг характерно то, что услуги в основном должны потребляться на месте их производства и поэтому здесь мало места посредничеству между производителями и потребителями услуг. Другая характерная черта ряда рынков услуг - бесплатность многих из них для потребителей (например, начального, среднего и значительной части высшего образования), так как ряд услуг считается социально значимыми и оплачивается из государственного и муниципального бюджетов.
Рынок товаров
Рынок товаров делится на рынки следующих товаров:
§ потребительских и инвестиционных товаров;
§ сырьевых товаров и готовых изделий.
Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент - рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).
Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).
На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом (например, на Лондонской бирже металлов). Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ
Для успешной организации коммерческой деятельности необходимо знать, на каком типе рынка функционирует торговое предприятие, так как от этого зависят способы ведения коммерческой работы и методы продвижения товара.
Товарные рынки разнообразны. Классифицируются они по нескольким признакам.
По территориальному признаку выделяют:
§ внутренний - сфера товарного обмена, ограниченная государственными границами, в том числе:
§ местный (локальный) - охватывает территориальную единицу (город, область);
§ региональный (внутри страны) - Центральная часть или по группе стран - страны Восточной Азии;
§ национальный (на территории государства, где действует национальная денежная единица и законы этого государства) - в отличие от внутреннего включает в себя экспортно-импортные операции, т.е. внутриторговые и внешнеторговые операции;
§ мировой рынок (все мировое экономическое пространство), т.е. совокупность национальных рынков, включая внутреннюю торговлю.
По организационной структуре выделяют:
§ внешний рынок , в том числе:
§ открытый - обычная коммерческая деятельность, где число независимых продавцов и покупателей неограниченно.
§ закрытый - это товарный рынок, где взаимодействуют продавцы и покупатели. Их связывают различные виды некоммерческих отношений: юридические, административные, система долевого участия и финансового контроля, специальные торгово-экономические, валютно-кредитные, военно-политические и другие договоры, не носящие коммерческого характера,
§ преференциальный - включает сделки по долгосрочным контрактам, а также торговлю со слаборазвитыми странами по специальным соглашениям, предусматривающим льготы;
§ внутренний рынок , в том числе:
§ оптовый ,
§ розничный .
Немаловажным признаком классификации являетсяхарактер рыночной власти (степень конкуренции ). Это способность одного участника сферы обмена контролировать, изменять и назначать цену товара независимо от итоговой деятельности, конкуренции, поведения других участников.
Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.
Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;
Монополия - это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;
Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями - сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);
Олигополия - это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.
Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.
Особенностью этого рынка является то, что при установлении цены на свою продукцию отмечается взаимная зависимость фирм.
Коммерческая деятельность на таком рынке характеризуется тем, что ценовой фактор имеет ограниченный характер, поскольку регулируется фирмами-олигополиями. Обычно фирмы-производители определяют условия сделок, поэтому такие сделки имеют стабильный и долговременный характер.
По товарно-отраслевому признаку.
§ рынок машин и оборудования (рынок машиностроения, приборостроения, транспорта);
§ рынок минерального сырья и топлива (угля, нефти, природного газа, урановой руды, сельскохозяйственных удобрений);
§ рынок сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров.
Такая классификация связана с тем, что статистика международных организаций (в том числе ООН) строится по отраслевому признаку.
По характеру конечного использования продукта:
§ рынок товаров предприятий , в том числе рынок товаров промышленного назначения (для производства). Здесь различают:
§ вертикальный рынок - когда товар фирмы-производителя может быть продан представителям одной или нескольких отраслей, а число фирм в каждой из этих отраслей относительно мало,
§ горизонтальный рынок - когда товар промышленной фирмы должен продаваться покупателям, представляющим многие отрасли промышленности, т.е. число покупателей будет очень большим;
§ рынок промежуточных продавцов (для перепродажи - организации, фирмы опта и розницы, отдельные лица);
§ рынок государственных закупок товаров и сырья (для обороны, образования, социальной программы, гуманитарной помощи);
§ рынок потребительских товаров (потребительский рынок);
§ рынок продукции массового питания ;
§ рынок услуг (туризм, отдых, досуг, спорт, здравоохранение);
§ информационный рынок (информация в Интернете);
§ рынок труда - включает свободу предложений рабочей силы, свободу спроса на рабочую силу, свободу в установлении уровня заработной платы);
§ инвестиционный рынок (капитальные вложения, в том числе в недвижимость);
§ финансовые рынки , в том числе:
§ рынки ценных бумаг (облигации, векселя, акции):
§ валютный ;
§ кредитный (рынок банковских ссуд);
§ денежный (поставка наличности в казну государства);
§ рынок интеллектуального труда (ноу-хау, патенты).
Каждый из этих рынков можно классифицировать по ряду признаков. Например, потребительские товары - но конкретным товарам - табачные изделия, зерно, кондитерские изделия, персональные компьютеры.
Коммерческая деятельность на этих рынках имеет общие черты, но есть и особенности на каждом из этих рынков (организационные формы, методы обслуживания и т.д.).
По срокам использования товара:
§ рынки товаров долгосрочного пользования (оборудование, машины, бытовые приборы, радио);
§ рынки товаров краткосрочного пользования (большая часть товаров, поэтому нужна их замена при пользовании);
§ рынки товаров одноразового пользования (пластиковая посуда одноразового пользования, одежда для хирургов, бинты, вата).
По сфере общественного производства:
§ рынок товаров материального производства (сырье, продовольствие, машины и оборудование);
§ рынок товаров духовного производства (интеллектуальная продукция - ноу-хау, книги, произведения искусства, достижения науки).
По степени регулируемости:
§ регулируемый рынок, когда государство определяет условия, объем, цену и другие параметры сделок купли-продажи товаров. При этом регулирование осуществляют как прямым путем (план- заказ государственных поставок определенных товаров), так и косвенным - через льготы, ценообразование, налоги;
§ нерегулируемый рынок - когда цена и условия купли-продажи при сделке регулируются не государством, а законами рынка, т.е. спросом, предложением и стоимостью товара или услуг. Задача государства заключается в том, чтобы обеспечить равные условия, стабильность рынка и ограничить монополию на рынке;
§ рынкисмешанной экономики , когда ряд секторов экономики регулируется государством, а некоторые сектора - не регулируются (рынки Западной Европы).
Товарные рынки представляют собой систему экономических связей :
§ между производителями и потребителями:
форма связи - купля-продажа;
§ внутри групп производителей или потребителей:
форма связи - конкуренция.
Структурные элементы рынка:
§ масса товаров и услуг определенного вида;
§ предложение (сумма производителей, продающих эти товары и услуги);
§ спрос (сумма потребителей, покупающих эти товары);
§ цены (в результате конкуренции имеют тенденцию к «выравниванию», стремясь к единой рыночной цене нате же товары и услуги).
Любой товарный рынок характеризуетсяпоказателями , основными из которых являются:
· реальная емкость рынка определяется объемом товаров, реализованных на рынке в течение определенного промежутка времени (обычно за год);
· потенциальная емкость рынка - это показатель общего объема закупок товара, которые могут быть совершены в течение определенного отрезка времени всеми покупателями данного рынка (можно по каждому сегменту);
· доля рынка - это отношение объема проданных товаров фирмы к потенциальной емкости рынка данного товара. Этот показатель достоверно отражает результаты деятельности предприятия;
· конъюнктура рынка - это совокупность условий (черт), определяющих рыночную ситуацию в определенный момент времени.
o благоприятная (высокая) конъюнктура - характеризуется сбалансированным рынком, стабильным или растущим объемом продаж, равновесными ценами
o неблагоприятная (низкая) конъюнктура - характеризуется признаками дисбаланса рынка, отсутствием или снижением спроса, резкими колебаниями цен, кризисов сбыта, дефицитом товаров.
Конъюнктура определяет конкурентоспособность товаров и услуг предприятий.
Конъюнктуру отдельно взятого рынка следует рассматривать с учетом взаимодействия и взаимного влияния с другими рынками . Каждый рынок тесно связан с общеэкономической ситуацией в стране и регионе. Поэтому анализ конкретного рынка следует базировать на оценке общеэкономической ситуации в целом.
Исследование конъюнктуры рынка может происходить по трем уровням:
- общеэкономический;
- отраслевой;
- товарный.
Исследование конъюнктуры рынка предполагает анализ :
§ рыночных показателей - емкости рынка, уровня насыщения рынка;
§ рыночных долей предприятий;
§ показателей спроса на товары;
§ показателей материального производства , показывающих предложение товаров на рынках;
§ цен .
Результаты исследований конъюнктуры рынка могут быть представлены в виде различных аналитических документов:
- сводный обзор (доклад);
- тематический обзор конъюнктуры;
- сигнальная (оперативная) информация.
Краткий план анализа рынка
С чего начать анализ рынка? Проводите вы анализ потребительского или промышленного рынка - не важно. Каждый раз составляя обзор рынка, менеджер по маркетингу должен последовательно выполнить 8 следующих этапов:
Рис.6.1. Этапы анализа рынка
Иногда возникают ситуации, когда необходимо подготовить краткий срез по какому-нибудь сегменту, оценить степень развития рынка и общее состояние рынка. В таком случае нет необходимости проводить подробное комплексное исследование рынка, а достаточно получить ответы на следующие вопросы:
ЭТАП АНАЛИЗА | ОПИСАНИЕ |
Этап 1 | Определить емкость рынка (или размер рынка), динамику роста рынка и потенциал продаж. |
Этап 2 | Выделить основных игроков на рынке и провести по каждому игроку краткий конкурентный анализ (ассортимент, цены, коммуникация, места продаж, качество продукта). Определить конкурентные преимущества игроков и основное сообщение потребителю рынка, описать имиджевые характеристики игроков. |
Этап 3 | Провести конъюнктурный анализ рынка и выделить основные товарные сегменты . Оценить их размер, динамику роста и потенциал. |
Этап 4 | Проанализировать места и способы продаж товара на рынке. |
Этап 5 | Провести сравнительный анализ методов продвижения товара на рынке. |
Этап 6 | Оценить уровень цен на рынке, разбить всех игроков рынка по ценовым сегментам и прикинуть структуру цены (себестоимость, наценка, расходы на рекламу, прибыль). |
Этап 7 | Оценить удовлетворенность покупателя товарами рынка. Определить ключевые факторы, влияющие на первую и повторную покупку товара. Выписать свободные рыночные ниши. |
Этап 8 | Оценить тенденции развития рынка на 3-5 лет вперед |
Краткий анализ рынка очень часто используется для оценки привлекательности отдельных сегментов рынка, для подготовки бизнес-плана.
Похожая информация.
Виды ответственности | Правонарушение | Закрепление в праве | Субъект привлечения | Порядок привлечения | Форма | Правоприменительный акт |
Уголовная | Преступле- | УК РФ | Суд | УПК | Лишение | Приговор |
ние | РФ | свободы | ||||
Админи- | Администра- | КоАП | Админист- | КоАП | Штраф | Постанов- |
стративная | тивный про- | РФ | ративные | РФ | ление | |
ступок | органы | |||||
Гражданс- | Гражданско- | ГКРФ | Суд (об- | ГПК | Пеня, . | Решение |
ко-право- | правовой | щий, | РФ, | |||
вая | деликт | арбитраж- | АПК | |||
ный) | РФ | |||||
Трудовая | Дисципли- | ТрК | Работода- | ТрК | Выговор, | Приказ |
нарный про- | РФ | тель | РФ | увольне- | ||
ступок | ние |
однако от этого социальная ответственность не получает юридического характера, а значит, и не может характеризоваться как юридическая.
6. Выводы. Таким образом, реализация норм права осуществляется в действиях людей, в их правовом поведении. Подавляющее большинство действий в правовой сфере составляют правомерные действия, т. е. социально полезные действия, соответствующие требованиям норм права. Именно они и являются целью правовой регламентации. Однако достаточно большое количество людей отступают от этих требований правовых норм, совершая правонарушения.
Одним из факторов, обеспечивающих борьбу с этими общественно опасными деяниями, является юридическая ответственность. Это деятельность, осуществляемая компетентными органами в установленных законом формах и порядке. Поэтому для юриста весьма важно знать основания привлечения к юридической ответственности, порядок ее осуществления, т. е. хорошо знать как материальное, так и процессуальное законодательство.
Глава 21. Законность и правопорядок
Глава 21 Законность и правопорядок
Государство крепко, когда в нем соблюдается закон.
Еврипид
1. Определение. Законность - это общественно-политический режим жизни, суть которого состоит в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и отсутствии произвола в деятельности должностных лиц.
2.1. В широком социально-политическом смысле законность выступает как режим общественно-политической жизни, т. е. своеобразная морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав является основой жизни общества, его граждан.
В юридической литературе законность анализируется и с иных позиций. Она понимается и как метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и обеспечения неуклонного осуществления законов и других правовых актов. Законность рассматривается и как принцип деятельности демократического государства, основа его эффективного функционирования. Можно трактовать законность и как принцип права, правового регулирования. Рассматриваемые подходы, безусловно, правильны. Но они характеризуют законность лишь с одной стороны. Категория же «режим», охватывая все указанные аспекты, наиболее полно и объективно характеризует содержание явления, показывает, что оно является стержнем нормального функционирования всей общественной системы. Причем законность -- такой общественно-политический режим жизни, такая правовая атмосфера, такие условия жизни, которые ограждают личность от произвола власти, людей - от анархии, общество в целом -от насилия, хаоса, беспорядка.
Как режим общественно-политической жизни, законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. Она выступает как необходимость, которая выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых всем субъектам права, всем участникам общественной жизни, урегулированных правом. Одна часть этих требований обращена к гражданам, организациям, другая - к различным ветвям государственной власти.
Рассмотрим эти требования.
2.2. Основу законности составляет требование неукоснительного соблюдения и исполнения всеми субъектами права действующих законов и подзаконных актов. Это требование вытекает непосредственно из свойства права -- его общеобязательности. Ведь право, закон живет, действует только тогда, когда они исполняются всеми и безусловно. Советская юридическая наука все содержание законности сводила только к этому требованию. Это, безусловно, правильное понимание явления, однако оно однобоко отражает содержание и сущность законности. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан, их организации, на органы, непосредственно реализующие обязанности и запреты. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих и правоприменительных), находится вне содержания требования законности. Не отражает такое понимание законности и особенностей права как явления.
Поэтому подлинная законность предполагает всеобщность права (воплощение идеи господства права в жизни общества). Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен властвовать над всеми. Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, политические или идеологические мотивы должны лежать в основе социального регулирования. Поэтому все общественные отношения, требующие правового регулирования, должны быть законодательно регламентированы.
Подчеркивая господство закона, следует учитывать, что закон и право - не идентичные понятия. Политическая практика показывает, что, например, при тоталитарных режимах, деспотических формах правления сами законы выступают выражением произвола. Но при «беззаконном режиме не может быть законных действий». Законность требует, чтобы при всеобщности регламентации общественных отношений содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствовало
Глава 21. Законность и правопорядок
идее права, «правовой природе вещей». В законодательстве должно быть закреплено гуманное, справедливое, именно «правовое» решение. О подлинной законности можно говорить при наличии не просто законодательства, а законодательства, адекватного объективной природе общественных отношений, основным правовым принципам, идеям свободы, гуманизма, справедливости, естественным правам человека. В современной юридической литературе подобный режим характеризуется как режим «правозаконности».
2.3. Верховенство закона. Закон - акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность снизывается с господством прежде всего законов. Однако сводить законность к требованию соблюдения только законов - значит ограничивать ее содержание. Господство законности означает реализацию всех правовых предписаний. Другое дело, что подзаконные акты должны соответствовать закону, и любое отступление от этого требования есть уже нарушение законности.
2.4. Обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Это требование связано с необходимостью реализации прав. Оно обращено не к управомоченному субъекту, который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению, а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их реальное осуществление. Конституция РФ закрепила весьма широкий круг прав и свобод граждан. Однако одни из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. В результате они остаются фактически не реализованными.
2.5. Последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности. Ведь одна из функций юридической ответственности -правовосстановительная. При ее осуществлении восстанавливаются нарушенные права, следовательно, режим законности.
2.6. Недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола - деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. В условиях режима законности должностные лица, принимая властное решение (даже в рамках своей компетенции), должны руководствоваться не сиюминутными личны-
ми или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, волюнтаризма, субъективизма.
Только при реализации всех указанных требований в обществе реально осуществляется режим подлинной законности. Как видим, эти требования обращены прежде всего к властным структурам, к государству. Поэтому законность и выступает как принцип его деятельности.
3. Основные принципы законности. Подлинная, а не формальная законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее содержание и место в общественной жизни. К числу таковых относятся: единство, всеобщность, целесообразность.
3.1. Единство законности. При всем многообразии действующих законов и иных нормативных актов, при всех местных особенностях законность должна быть единой для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии, учреждении) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип далеко не всегда проводится в жизнь. Отдельные субъекты РФ принимают нормативные акты, противоречащие федеральному законодательству и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, дезорганизует общественные отношения.
Единство законности, однако, не означает шаблона в применении правовых актов, не исключает самостоятельности и инициативы. Речь идет о том, чтобы при проявлении инициативы не допускалось отступлений от общеправовых принципов, а учет своеобразия местных условий не был направлен в обход закона.
3.2. Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам права без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. Все субъекты права должны нести юридическую ответственность в случае нарушения закона. В обществе не должно быть какого-либо субъекта, выведенного из-под влияния законности, на которого бы ее требования не распространялись.
Приходится, однако, признать, что в современной России имеют место отступления от этого принципа. Это проявляется в наличии определенных привилегий для отдельных должностных лиц, правового иммунитета для них, освобождении некоторых субъектов права от юридической ответственности и т. д.
3.3. Целесообразность законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, гарантированности прав и свобод граждан.
Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Изложенное позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция, в свою очередь, диктует необходимость точной и неуклонной реализации содержащихся в нем предписаний независимо от субъективного к ним отношения. Только политике-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, субъективизма и волюнтаризма отдельных лиц.
Однако формально закрепленный закон не может сам изменяться вслед за изменяющимися общественными отношениями. Со временем он может устареть, утратить свою актуальность, отстать от требований жизни. Законы могут быть неудачными, неэффективными, неадекватно отражать характер общественной жизни. В этом случае соблюдение устаревших или неэффективных правовых предписаний может повлечь негативные последствия. Поэтому нередки случаи, когда такие законы нарушаются по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности.
Однако с точки зрения принципов законности любые отступления от требований законности, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, строгое следование предписаниям закона всегда целесообразны. Повсеместное отступление от этих требований повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования. Поскольку
еория госуд. и права
Раздел III. Право. Общие понятия
цели правового регулирования не будут достигнуты, это нанесет ущерб обществу и правопорядку.
Несколько иначе целесообразность проявляется в процессе правоприменения, где учет пользы, эффективности, последствий принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь целесообразность должна достигаться в рамках законности. Основанное на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать фактор целесообразности в ходе правоприменительной деятельности. Не случайно нормы права преимущественно носят относительно определенный характер, допускают возможность индивидуального регулирования, когда неизбежен анализ особенностей конкретного случая и выбор целесообразного решения.
Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют связь законности и культурности, единство законности и справедливости и т. д. Не отрицая подобного единства, отметим, что связи законности с иными явлениями не могут выступать в качестве принципов.
4. Гарантии законности. Несмотря на свою значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически, стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс организационных, идеологических, политических, юридических мер, обеспечивающих реализацию законности. Эти факторы характеризуются как гарантии законности. Гарантировать законность значит сделать ее незыблемой.
Гарантии законности - это объективные условия, субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.
4.1. Общие условия -- суть объективные (экономические, политические и т. д.) условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Естественно, что правовое регулирование общественной жизни осуществляется не в вакууме, а при определенных условиях. Одни из них способствуют эффективности права, его реализации, другие - затрудняют правовое регулирование, делают его менее эффективным. Первые определяются как гарантии законности, т. е. как условия, обеспечивающие ее претворение в жизнь. Анализ этих условий имеет важное значение. Речь идет о том, чтобы выделить из условий общественной жизни те, которые способствуют укреплению законности, создать предпосылки для их развития и воздействия на людей, а также путем использования организационных мер, специальных средств нейтрализовать действие негативных факторов.
К общим условиям (гарантиям) относятся экономические, политические, социальные, идеологические и правовые.
Экономические условия - это состояние экономического развития общества, организация системы хозяйствования. Они прямо и непосредственно оказывают влияние на состояние законности. Условиями, обеспечивающими законность, здесь выступают такие факторы, как степень организованности в экономической сфере, ритмичная работа всего хозяйственного организма, постоянный рост производительности труда и объема производства, устойчивая денежная система и т. д. И напротив, в условиях нестабильности экономики, падения производства, разрыва хозяйственных связей, инфляции, роста цен возрастает напряженность в обществе, что ведет к анархии, дезорганизации, росту правонарушений, т. е. к снижению законности.
Политические условия. Основным политическим условием стабильной законности является сильная государственная власть. Сила государственной власти определяется не величиной армии или силовых структур, не мощью репрессивного аппарата. Сильная государственная власть - это устойчивая, легитимная, пользующаяся поддержкой общества власть, которая способна обеспечить реализацию принимаемых правовых предписаний. В условиях же дезорганизации государственно-властных структур, борьбы за власть, неспособности государства обеспечить реализацию своих велений, расцвета бюрократизма, коррупции законность не только не укрепляется, но, напротив, снижается, причем до опасного предела. Важным условием укрепления государства (а значит, и укрепления законности) является демократия. Демократическое государство - не слабая, аморфная власть. Это система сильной и в то же время целиком ответственной перед народом власти, основанной на демократических принципах формирования и функционирования. Именно в условиях демократического (а не тоталитарного или авторитарного) режима возможно наличие демократического, гуманного законодательства и его эффективная реализация.
Идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. В частности, законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву, к закону является личным убеждением человека, причем не только рядового гражданина, но в первую очередь государственного служащего, правоприменителя, законодателя. Необходимый уровень культуры обеспечивается организацией правовой пропаганды, четкой системой воспитания у граждан высоких нравственных качеств, патриотизма, ответственности, уважения к праву и законности. В условиях разрушения системы воспитания идеологический вакуум заполняется чуждыми обществу воззрениями, негативно влияющими на состояние дисциплины, организованности, законности (распространение порнографии, культ силы в межличностных отношениях, вседозволенность на пути к обогащению и др.).
Социальные условия. Законопослушание граждан, их уважение к закону, реализация его предписаний во многом зависят от положения, сложившегося в социальной сфере. Развитая система социальных услуг, достаточно высокий жизненный уровень населения, отсутствие безработицы, государственная защита нуждающихся - необходимые условия укрепления законности. И напротив, падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом сказываются на уровне законности, провоцируют граждан на поиски путей незаконного обогащения, обхода закона, порождают национальные и социальные конфликты.
Правовые условия. Состояние законности как политико-правового явления обусловлено состоянием самого права, системы законодательства. Именно законодательство является основой, нормативной базой законности, определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодификация предопределили и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Древнем Риме. Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно отвечать объективным потребностям и быть технически совершенным. При его формировании нужно использовать современный юридический инструментарий, оно должно иметь четкую структурную организацию, основываться на современных прогрессивных принципах. Расплывчатые формулировки, пробелы, противоречия в законодательстве неизбежно влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Однако для обеспечения режима законности важное значение имеет не только формально-юридическая, техническая, но и содержательная сторона права, действующего законодательства. Прежде всего, законодательство только тогда может быть базой законности, когда оно является подлинно правовым, когда в нем находят отражение идеи гуманизма, справедливости, закреплены естественные права человека, когда оно соответствует основным принципам международного права.
4.2. Субъективные факторы как гарантии законности. Помимо объективных условий на состояние законности оказывают влияние и соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить состояние правовой науки, полноту и развитие в ней прогрессивных гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Так, функционирование советского государства базировалось на марксистской концепции, согласно которой социалистическое государство по своей сущности -- государство диктатуры пролетариата. Диктатура же - власть, не связанная никакими законами. В этих условиях вполне объяснимы и даже неизбежны были нарушения законности, ущемления прав и свобод, отступления от требований закона по причине «революционной целесообразности», необходимости подавления сопротивления свергнутых классов и т. д. Проявлениям беззакония и произвола в деятельности государственных органов способствовали теоретические положения об усилении классовой борьбы, об отмирании государства, о сокращении сферы правового регулирования. Напротив, осуществляемая в последние годы научно-теоретическая разработка идеи правового государства, внедрение ее положений в законодательную и правоприменительную практику позволяют укрепить законность в деятельности как государственных органов, так и граждан.
Уровень законности определяется и эффективностью деятельности политического руководства, правильным избранием государственными лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и умением соответствующих органов и должностных лиц вести борьбу за укрепление законности. Например, согласно ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Естественно, что от характера и направлений его деятельности в деле укрепления законности во многом зависит ее состояние.
4.3. Специальные средства обеспечения законности - это юридические и организационные средства, предназначенные исключительно для обеспечения законности.
Среди них можно выделить юридические и организационные средства (гарантии).
Юридические гарантии - совокупность закрепленных в законодательстве средств, а также организационно-правовая деятельность по их применению, направленная на обеспечение законности, на беспрепятственное осуществление прав и свобод и их защиту. Это прежде всего юридически опосредованная деятельность специальных правоохранительных органов и органов правосудия.
Среди юридических гарантий различают следующие.
Средства выявления (обнаружения) правонарушений. К ним относится деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, Конституционного Суда РФ и т. д. Эти гарантии связаны с работой компетентных органов, направленной на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения последствий. Некоторые гарантии связаны с деятельностью граждан. Таково, например, конституционное право на обжалование незаконных действий органов и должностных лиц в суд.
Средства предупреждения правонарушений. Это закрепленные законодательством средства, позволяющие предотвратить возможные правонарушения. Например, ст. 373 Трудового кодекса РФ (ТрК РФ) предусматривает, что расторжение по инициативе администрации трудового договора с работником, являющимся членом профсоюза, в указанных в законе случаях возможно только с учетом мотивированного мнения профсоюзного органа. Подобное законодательное решение имеет целью предупредить возможное нарушение работодателем трудовых прав работника, не допустить незаконного увольнения. Предупредительную роль играют и такие средства, как досмотр багажа в аэропорту, таможенный досмотр и т. д.
Меры пресечения правонарушений. Используются в тех случаях, когда необходимо в принудительном порядке прекратить противоправные действия. Это задержание, обыск, приостановка работы предприятия в связи с грубым нарушением противопожарных требований и т. д.
Меры защиты и восстановления нарушенных прав, устранения последствий правонарушений. Таковыми являются принудительное взыскание алиментов на содержание ребенка, восстановление на работе незаконно уволенного, изъятие имущества из чужого незаконного владения и др.
Юридическая ответственность является важнейшим и необходимым средством обеспечения законности, причем его эффективность определяется не жестокостью, а неотвратимостью наказания.
Среди юридических гарантий особая роль отводится процессуальным гарантиям. Процесс есть форма жизни закона, поэтому реальную жизнь формально закрепленные права и свободы могут получить, лишь имея процессуальное обеспечение, четкий порядок реализации. Можно справедливо гордиться широтой правового статуса личности, закрепленного Конституцией РФ, однако это не дает оснований закрывать глаза на недостатки правового механизма реализации этих прав, их обеспечения и защиты.
Наконец, важной гарантией законности является правосудие - деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности.
Помимо юридических средств специальные гарантии включают в себя и организационные средства. К ним относятся различные мероприятия организационного характера, специально направленные на улучшение деятельности по обеспечению законности. Это, например, кадровые, организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных, контрольно-надзорных и правоохранительных органов, образование в их структуре специальных подразделений (для борьбы с организованной преступностью, коррупцией, распространением наркотиков и др.).
Подчеркивая роль юрисдикционных и правоохранительных органов в деле обеспечения законности, их значение нельзя преувеличивать, ибо эффективность их работы во многом определяется объективными условиями. Только целенаправленная работа общества и государства по совершенствованию объективных условий, эффективное применение специальных средств, постоянное совершенствование законодательства позволят обеспечить стабильную законность и устойчивый правопорядок -основу нормальной жизни общества.
5. Правопорядок. С законностью тесно связано другое правовое явление - правопорядок (правовой порядок). Его можно определить как состояние упорядоченности общественных отношений, образовавшееся в результате практической реализации правовых норм.
5.1. Особенности правопорядка. Правопорядок есть состояние упорядоченности, организованности общественной жизни. Это порядок, предусмотренный нормами права. Правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм, является итогом правового регулирования: Он обеспечивается государством. Условием правопорядка является законность.
Правопорядок как явление имеет двойственную природу. С одной стороны, его можно трактовать как цель правового регулирования, т. е. порядок, к достижению которого стремится законодатель. В этом случае в соотношении с законностью его можно рассматривать как реализованную законность.
С другой стороны, правопорядок можно рассматривать как результат правового регулирования. В этом случае он понимается не как должное или возможное, а как фактическое состояние урегулированное™ правом общественных отношений. Поэтому его с известной долей условности можно охарактеризовать как систему правовых отношений. Идеальный правопорядок вряд ли может быть достигнут. Он зависит от состояния общественных отношений в конкретных условиях, уровня политической и правовой культуры, состояния законодательства, эффективности гарантий законности и других факторов. Следовательно, правопорядок имеет не только качественные, но и количественные показатели. Неслучайно поэтому в сфере функционирования государства особую роль играют направления его деятельности по укреплению (упрочению, совершенствованию, обеспечению) правопорядка.
5.2. Принципы правопорядка. Сформируем шесть основных принципов правопорядка.
Определенность. Правопорядок базируется на формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает определенность (реальную, а не формальную) общественных отношений. Этим он отличается от системы отношений, возникающих в результате действия иных социальных норм, где отсутствуют четкие формальные ориентиры, а роль субъективных моментов очень велика.
Системность. По той же причине (связь с правом) правопорядок не является совокупностью разрозненных актов поведения, различных, не связанных между собой правоотношений. Правопорядок - система отношений, основанных на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, единстве государственной власти.
Организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов.
Государственная гарантированность. Существующий порядок обеспечивается государством, охраняется им от нарушений. Не случайно одной из основных функций государства является функция охраны правопорядка.
Устойчивость. Возникающий на основе норм права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив. Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими правоохранительными органами.
Единство. Характер организации неодинаков в различных сферах общественной жизни. Однако основанный на единых политических и правовых принципах, обеспечиваемый единством государственной воли и законности, правопорядок един на территории всей страны. Все его составляющие в равной степени гарантируются государством, любые его нарушения квалифицируются как правонарушения и пресекаются государственным принуждением.
В силу указанных особенностей правопорядок можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в стране политических отношений.
Следовательно, правопорядок включает в себя не только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой политической власти, т. е. государство. На эту сторону правопорядка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» 1
Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие, и гарант правопорядка. Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти, результат их взаимодействия. Это порядок, при котором правовое положение и взаимоотношения всех субъектов общественной, политической и государственной жизни четко определены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного правопорядка выступает правовое государство.
5.3. Правопорядок и общественный порядок. Правопорядок следует отличать от близкого, но не идентичного ему явления -общественного порядка, который понимается как состояние уре-гулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов. В отличие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных, религиозных норм и т. д. В силу этого он и обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия. Однако это не значит, что общественный порядок, его состояние безразлично для государства, так как он тесно связан с правопорядком. С одной стороны, правопорядок является важнейшей частью общественного порядка, с другой - состояние общественного порядка во многом определяет характер правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. В частности, ст. 213 УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ предусматривают юридическую ответственность за хулиганство, которое определяется как грубое нарушение общественного порядка.
6. Основные пути укрепления законности и правопорядка. Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его основная функция.
К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране в настоящее время оставляет желать лучшего. В последние годы возросло количество правонарушений, в том числе и наиболее опасных из них -- преступлений. Поэтому укрепление законности, борьба с преступностью - жизненно важная задача сегодняшнего дня.
Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, работники правоохранительных органов, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Лишь в последнее время преодолено господствующее в науке представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика показала, что причины нарушения законности следует искать не в пережитках, не в прошлом, а в настоящем, в действительности. Они порождены отсутствием надлежащих объективных гарантий (экономических, политических, социальных) на современном этапе развития общества.
Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, питают преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступления от требований законности. Стабилизация экономических отношений, рост материального благосостояния людей, их нравственное и правовое воспитание - необходимые условия укрепления законности и правопорядка.
Классификация видов анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.
Виды экономического анализа классифицируются по следующим основным признакам (рис. 2.1): 1) по отраслевому признаку; 2) по признаку времени; 3) по пространственному признаку; 4) по объектам управления; 5) по методике изучения объектов; 6) по субъектам анализа; 7) по охвату изучаемых объектов; 8) по содержанию программы.
По отраслевому признаку, который основывается на общественном разделении труда, анализ делится наотраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, торговли и т.д.), имежотраслевой, который является теоретической и методологической основой анализа хозяйственной деятельности во всех отраслях национальной экономики или, другими словами,теорией анализа хозяйственной деятельности.
Объективная необходимость отраслевого анализа хозяйственной деятельности обусловлена спецификой разных отраслей производства. Необходимость исследования специфики различных отраслей обусловила потребность в разработке методики анализа хозяйственной деятельности с учетом особенностей и условий каждой отрасли экономики. Одновременно нужно учитывать, что все отрасли общественного производства тесно связаны между собой. У них много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внутренней связи между ними вызывают необходимость разработки межотраслевого анализа (теории анализа хозяйственной деятельности).
Рис. 2.1. Классификация видов экономического анализа
Теория анализа хозяйственной деятельности раскрывает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт анализа хозяйственной деятельности в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теоретическими знаниями по экономическому анализу является необходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отраслевого анализа.
По признаку времени анализ хозяйственной деятельности подразделяется на предварительный (перспективный) и последующий (ретроспективный, исторический).
Предварительный анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Последующий (ретроспективный) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для контроля за выполнением плана, выявления неиспользованных резервов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
Перспективный и ретроспективный анализы тесно связаны между собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать перспективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позволяет изучить тенденции, закономерности, выявить неиспользованные возможности, передовой опыт и т.д., что имеет важное значение при обосновании уровня экономических показателей на перспективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.
В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованны и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованности плановых показателей.
Ретроспективный анализ, в свою очередь, делится на оперативный и итоговый (результативный).Оперативный (ситуационный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Цель его - оперативно выявлять недостатки и воздействовать на хозяйственные процессы.
Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесторонне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и дополняют друг друга. Они дают возможность руководству предприятия не только оперативно ликвидировать недостатки в процессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты производства за соответствующие периоды времени, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффективности производства.
По пространственному признаку можно выделить анализ внутрихозяйственный и межхозяйственный.Внутрихозяйственный анализ изучает деятельность только исследуемого предприятия и его структурных подразделений. Примежхозяйственном анализе сравниваются результаты деятельности двух или более предприятий. Это позволяет выявить передовой опыт, резервы, недостатки и на основе этого дать более объективную оценку эффективности деятельности предприятия.
Важное значение имеетклассификация анализа хозяйственной деятельности по объектам управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо подсистем хозяйственной деятельности. В связи с этим выделяют:
технико-экономический анализ, которым занимаются технические службы предприятия (главного инженера, главного технолога и др.). Технико-экономический анализ – изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их влияния на экономические результаты деятельности предприятия;
финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) изучение финансовых результатов деятельности предприятия: выполнения финансового плана, эффективности использования собственного и заемного капитала, выявления резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
аудиторский (бухгалтерский) анализ - это экспертная диагностика финансового “здоровья” предприятия. Проводится аудиторами или аудиторскими фирмами с целью оценки и прогнозирования финансового состояния и финансовой устойчивости субъектов хозяйствования;
социально-экономический анализ (экономические службы управления, социологические лаборатории, статистические органы) изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические результаты хозяйственной деятельности;
экономико-статистический анализ (статистические органы) применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
экономико-экологический анализ (органы охраны окружающей среды) применяется для исследования взаимодействия экологических и экономических процессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
маркетинговый анализ применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разработки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
По методике изучения объектов анализ хозяйственной деятельности может быть сравнительным, диагностическим, факторным, маржинальным, экономико-математическим, экономико-статистическим, функционально-стоимостным и т.д.
Сравнительный анализ применяется для сравнения отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых предприятий.
Факторный анализ выявляет величину влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей.
Диагностический (экспресс-анализ) представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. К примеру, если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, то это свидетельствует о росте остатков незавершенного производства. Если темпы роста валовой продукции выше темпов роста производительности труда, то это признак невыполнения плана мероприятий по механизации и автоматизации производства, улучшению организации труда и сокращения на этой основе численности работающих.
Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств.
Маржинальный анализ – это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основе причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные.
Экономико-математический анализ – метод выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов.
Стохастический анализ (дисперсионный, корреляционный, компонентный и др.) используется для изучения стохастических зависимостей между исследуемыми явлениями и процессами хозяйственной деятельности предприятий.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т. д.
По субъектам (пользователям анализа) различают внутренний и внешний анализ.Внутренний анализ проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью.Внешний анализ проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, акционерами, инвесторами.
По охвату изучаемых объектов анализ делится на сплошной и выборочный.При сплошном анализе выводы делаются после изучения всех без исключения объектов. Для выявления сверхнормативных и ненужных запасов товарно-материальных ценностей на складах предприятия обычно проводится их сплошная инвентаризация. При выборочном анализе выводы делаются по результатам обследования только части объектов. Для анализа использования времени работы оборудования проводятся, как правило, выборочные наблюдения. Правильное применение выборочных методов анализа позволяет получить достаточно достоверные данные при наименьшей трудоемкости аналитической работы.
По содержанию программы анализ может быть комплексным и тематическим (локальным).Полный комплексный анализ предполагает изучение всех вопросов деятельности предприятия или подразделения в их взаимосвязи. Он охватывает все стадии подготовки производства – конструирование изделий, разработку технологии их производства, а также все последовательные этапы процесса производства и обращения продукции – материально-техническое снабжение, производство, сбыт продукции, финансово-распределительные и кредитно-расчетные отношения.
Тематический анализ ограничивается изучением какой-либо темы, отдельного вопроса, представляющего в определенный момент наибольший интерес, например вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности предприятия, снижения себестоимости продукции и пр.
В полном комплексном анализе все показатели изучаются во взаимосвязи и взаимообусловленности, рассчитывается влияние отдельных показателей на другие, более общие. Тематический анализ в ряде случаев можно рассматривать как часть комплексного, его дальнейшее углубление.
Каждая из названных форм анализа хозяйственной деятельности своеобразна по содержанию, организации и методике проведения.
ВИДЫ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. Основные классификационные признаки видов анализа хозяйственной деятельности.
2. Виды анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельностью.
3. Другие виды анализа хозяйственной деятельности в зависимости от общественного разделения труда, времени и пространства совершаемых хозяйственных процессов, применяемых методов, целей и задач.
Классификация анализа хозяйственной деятельности имеет важное значение для правильного понимания его содержания и задач. В экономической литературе анализ хозяйственной деятельности классифицируется по разным признакам.
Классификация анализа хозяйственной деятельности осуществляется соответственно отраслевому, временному, пространственному признакам, периодич-ности проведения, объектам управления, методике иссле-дования, полноте охвата объектов, содержанию програм-мы, потребителям анализа и др. Объектом его исследования выступают результаты хозяйственной деятельности предприятия.
Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности представлена в таблице 5.
Таблица 5 − Классификация видов экономического анализа по основным признакам системы управления хозяйственной деятельности
Признак классификации | Вид анализа |
1. По уровням управления (отраслевому признаку) | · отраслевой · межотраслевой, народнохозяйственный |
2. Циклам управления (по признаку времени) | · перспективный, стратегический (долгосрочный, краткосрочный) анализ · ретроспективный (последующий) анализ: · оперативный анализ · заключительный |
3. По объектам системы управления | · технико-экономический анализ · финансово-экономический. управленческий анализ. социально-экономический анализ · маркетинговый анализ. экономико-экологический анализ и др. |
4. Уровень информационного обеспечения (по субъектам анализа, пользователям информации ) | · внутренний (управленческий анализ) · внешний (финансовый) анализ |
5. Характеру объектов управления | · анализ стадий расширенного воспроизводства · отраслевой анализ · анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений |
1. По уровню управления (отраслевому признаку) АХД основывается на общественном разделении труда. Он делится на:
- отрасле-вой, методика которого учитывает специфику отдельных отрас-лей экономики (промышленности, сельского хозяйства, строи-тельства, транспорта, торговли и т.д.);
- межотраслевой, который является теоретической и методологической основой АХД во всех отраслях национальной экономики, или теории анализа хозяйственной деятельности.
Объективная необходимость отраслевого АХД обусловлена спецификой разных отраслей производства. Каждая отрасль общественного производства в силу разного характера труда имеет свои особенности, свою специфику и, как следствие, ха-рактерные экономические отношения. Необходимость исследо-вания специфики разных отраслей обусловила потребность разработки методики АХД с учетом особенностей и условий каж-дой отрасли экономики .
Одновременно нужно учитывать, что все отрасли обществен-ного производства тесно связаны между собой. Им присуще много общего. Взаимосвязи отдельных отраслей, наличие внут-ренней связи между ними вызывают необходимость разработ-ки межотраслевого анализа (теории АХД). Теория АХД раскры-вает наиболее общие методологические черты и особенности этой науки, обобщает передовой опыт АХД в разных отраслях экономики, обогащает содержание экономического анализа в целом и отраслевого в частности. Владение общими теорети-ческими знаниями по экономическому анализу является необ-ходимым условием грамотной, квалифицированной разработки и практического использования индивидуальных методик отрас-левого анализа.
По циклам управления (признаку времени) АХД подразделяется на:
- предва-рительный (перспективный, прогнозный) анализ проводится до осуществления хозяйственных операций. Он необходим для обо-снования управленческих решений и плановых заданий, а так-же для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выпол-нения плана, предупреждения нежелательных результатов.
Перспективный анализ в зависимости от длины временного гори-зонта делится на:
Краткосрочный (период до года, для выработки тактической политики предприятия в области бизнеса);
Долгосрочный (стратегический) (свыше года, для выработки стратегической политики в области бизнеса).
Последующий (ретроспективный, исторический, текущий ) анализ проводится после совершения хозяйственных актов. Он используется для кон-троля за выполнением плана, выявления неиспользованных резер-вов, объективной оценки результатов деятельности предприятий.
Перспективный и ретроспективный анализы тесно взаимосвязаны меж-ду собой. Без ретроспективного анализа невозможно сделать пер-спективный. Анализ результатов труда за прошлые годы позво-ляет изучить тенденции, закономерности, выявить неисполь-зованные возможности, передовой опыт, что имеет важное значе-ние при обосновании уровня экономических показателей на перс-пективу. Умение видеть перспективу дает именно ретроспективный анализ. Он является основой перспективного анализа.
В свою очередь, от глубины и качества предварительного анализа на перспективу зависят результаты ретроспективного анализа. Если плановые показатели недостаточно обоснованы и реальны, то последующий анализ выполнения плана вообще теряет смысл и требует предварительной оценки обоснованно-сти плановых показателей.
Последующий анализ в свою очередь делится на:
1. Оператив-ный (ситуацион-ный) анализ проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие отрезки времени (смену, сутки, декаду и т.д.). Его цель — оперативно выявлять не-достатки и воздействовать на хозяйственные процессы. Рыноч-ная экономика характеризуется динамичностью ситуации как производственной, коммерческой, финансовой деятельности пред-приятия, так и его внешней среды. В этих условиях оперативный (ситуационный) анализ приобретает особое значение.
2. Итоговый (заключительный) анализ проводится за отчет-ный период времени (месяц, квартал, год). Его ценность в том, что деятельность предприятия изучается комплексно и всесто-ронне по отчетным данным за соответствующий период. Этим обеспечивается более полная оценка деятельности предприятия по использованию имеющихся возможностей.
Итоговый и оперативный анализы взаимосвязаны и допол-няют друг друга. Они дают возможность руководству предпри-ятия не только оперативно ликвидировать недостатки в про-цессе производства, но и комплексно обобщать достижения, результаты деятельности за соответствующие периоды време-ни, разрабатывать мероприятия, направленные на рост эффек-тивности производства.
3. Классификация АХД по объектам системы управления. Хозяйственная деятельность (управляемая система) состоит из отдельных подсистем: экономики, техники, технологии, организации производства, социальных условий труда, природоохранной деятельности и др. Аспект анализа по желанию управ-ляющего органа может быть смещен в сторону каких-либо под-систем хозяйственной деятельности.
В связи с этим выделяют:
- технико-экономический анализ (операционный), которым занимаются экономические службы вместе с тех-ническими службами предприятия (главного инженера, главного тех-нолога и др.). Его содержанием является изучение взаимодействия технических и экономических процессов и установление их вли-яния на экономические результаты деятельности предприятия;
- финансово-экономический анализ (финансовая служба предприятия, финансовые и кредитные органы) − основное вни-мание уделяет финансовым результатам деятельности предпри-ятия: выполнению финансового плана, эффективности исполь-зования собственного и заемного капитала, выявлению резервов увеличения суммы прибыли, роста рентабельности, улучшения финансового состояния и платежеспособности предприятия;
- управленческий анализ − проводят все службы предприя-тия с целью предоставления руководству информации, необхо-димой для планирования, контроля и принятия оптимальных управленческих решений, выработки стратегии и тактики по вопросам финансовой политики, маркетинговой деятельности, совершенствования техники, технологии и организации произ-водства, носит оперативный характер, результаты его являются коммерческой тайной;
- социально-экономический анализ (экономические служ-бы управления, социологические лаборатории, статистические органы) − изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние друг на друга и на экономические резуль-таты хозяйственной деятельности;
- экономико-статистический анализ (статистические орга-ны) − применяется для изучения массовых общественных явлений на разных уровнях управления: предприятия, отрасли, региона;
- экономико-экологический анализ (органы охраныокружающей среды, экономические службы предприятия) − ис-следует взаимодействие экологических и экономических про-цессов, связанных с сохранением и улучшением окружающей среды и затратами на экологию;
- маркетинговый анализ (служба маркетинга предприятия или объединения) − применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, коммерческого риска, формирования ценовой политики, разра-ботки тактики и стратегии маркетинговой деятельности.
4. По субъектам (пользователям анализа) различают :
- внутренний анализ − проводится непосредственно на предприятии для нужд оперативного, крат-косрочного и долгосрочного управления производственной, ком-мерческой и финансовой деятельностью;
- внешний анализ − проводится на основании финансовой и статистической от-четности органами хозяйственного управления, банками, финан-совыми органами, акционерами, инвесторами.
внутрихозяйственные резервы - резервы которые выявляются и могут быть использованы только на исследуемом предприятии (потери рабочего времени и материальных ресурсов из-за низкого уровня организации производства, несовершенной технологии бесхозяйственности, воровства и т.д.);
отраслевые резервы – это резервы, которые могут быть выявлены только на уровне отрасли (разработка новых технологий, нового поколения технологического оборудования выведение новых сортов сельскохозяйственных культур, пород животных и т.д.);
региональные резервы – это резервы которые могут быть выявлены и использованы в пределах того или иного региона (использование местного сырья, и топлива, энергетических ресурсов, дешевой рабочей силы и т.д.);
общегосударственные резервы – это резервы использование которых возможно только путем проведения мероприятий на общегосударственном уровне управления. Это ликвидация диспропорций в развитии разных отраслей производства, изменение форм собственности и т.д.
II. По признаку времени резервы делятся на:
неиспользованные резервы – это упущенные возможности повышения эффективности производства;
текущие резервы - это возможности улучшения результатов хозяйственной деятельности, которые могут быть реализованы в течение ближайшего времени (месяца, квартала, года);
перспективные резервы – это резервы рассчитанные на время более одного года (обычно на несколько лет). Их связывают с инвестициями в производство (капитальными вложениями), инвестициями в инновации.
III. В зависимости от стадии жизненного цикла изделия различают:
резервы на предпроизводственной стадии;
резервы на стадии производства;
резервы на стадии эксплуатации.
На предпроизводственной стадии изучаются потребности в продукции её свойства, разрабатываются конструкция изделий, технология их производства. Исходя из этого, на этой стадии выявляются резервы повышения эффективности производства за счет улучшения конструкции изделия, усовершенствования технологии его производства, применения более дешевого сырья и т.д. Именно на этой стадии объективно содержатся самые большие резервы снижения себестоимости продукции.
На производственной стадии происходит освоение новых изделий, затем осуществляется их массовое производство. На этой стадии количество резервов уменьшается, их величина снижается, так как проведение работ по созданию производственных мощностей, налаживание процесса производства и его коренное изменение невозможно без значительного оттока средств.
Поэтому на этой стадии жизненного цикла изделий выявляются и используются в качестве резервов те изменения затрат ресурсов которые не затрагивают производственного процесса: улучшение организации труда; повышение интенсивности труда; сокращение простоев оборудования; экономия сырья и материалов.
На стадии эксплуатации объекта , включающей гарантийный и послегарантийный периоды, резервы зависят от качества выполненных работ при создании объекта.