Поляризационный фильтр как использовать на объективе. Поляризационные фильтры

Сегодня речь пойдет о светофильтрах. Это маленькие помощники фотографа, которые цепляются на объектив. Конечно, в наш цифровой век пост обработка творит чудеса, но в некоторых случаях фильтры будут незаменимыми помощниками. До прихода цифры, было великое множество разных фильтров, они помогали делать то, что сейчас делают программы и сейчас необходимость в большей части фильтров отпала. Но тем не менее, есть 3 распространенных фильтра, которые до сих пор актуальны:

  • Защитный фильтр — UV или ультрафиолетовый фильтр
  • Поляризационный фильтр
  • Нейтрально серый фильтр

Рассмотрим эти три типа чуть более подробно. Для того чтобы понять что есть что и зачем.

Защитные фильтры — UV и компания.

Вообще с этой категорией есть путаница. Технически в этой группе можно выделить 4 разных фильтра. Нейтральный бесцветный (Neutral), ультрафиолетовый (UV), фильтры SkyLight и фильтр против дымки Haze. Цель этой группы фильтров одна — защита объектива от механических повреждений, ультрафиолетового света (матрицы и пленка гораздо более чувствительны к нему чем наш глаз) и от «дымки» при съемке на больших расстояниях. Наиболее распространенные это UV и Skylight.

Skylight стоит обычно дороже, и продавцы любят его преподносить как «лучший», но на самом деле, его розоватое стекло, было призвано добавлять «теплоты» в кадр сделанный на пленку. В цифре этот эффект практически сводится к нулю наличием такой вещи как баланс белого, поэтому смысл переплачивать за Skylight для цифрового фотоаппарата я лично не вижу.

Чтобы не писали производители и не говорили продавцы в магазинах, основное назначение защитных фильтров — сугубо механическая защита объектива. UV фильтр позволяет

  • Защитить объектив от пыли и песка
  • Защитить переднюю линзу от царапин, отпечатков пальцев, ударов и т.п.
  • Защитить «бровку» на конце объектива (для накручивания фильтров) от загиба при случайном ударе по объективу
  • Защитить переднюю линзу от атмосферных осадков, брызг соленой воды на море и т.п.

Защитные фильтры наиболее недорогие, и можно купить фильтр на каждый объектив, но не стоит забывать о том, что любой фильтр это препятствие на пути света. Поэтому не стоит гоняться за дешевизной и стоит купить защитный фильтр хорошего производителя, изготовленный из качественного стекла с большим светопропусканием. Кстати по той же причине, при использовании например поляризационного фильтра, защитный лучше сразу снять, а не устраивать пирамиду из фильтров на конце объектива.

Поляризационный фильтр

Поляризационный фильтр (polarizing filter), он же «полярик» вещь в высшей степени полезная, фактически must have для любого уважающего себя фотографа. Что он делает? В общем случае он удаляет блики и отражения с поверхностей за исключением металлических. В солнечный день он так же может «притемнить» небо, делая его более фактурным, хотя на самом деле он просто удаляет отражение света с маленьких капелек воды и влаги, присутствующих в атмосфере.

Кроме того, поляризационный фильтр «ворует» свет. Он может украсть у вас от 1 до 2 стопов , в зависимости от качества самого фильтра. Соответственно, при использовании полярика возможно потребуется ввести экспокоррекцию, а при слабом освещении будет просто необходим штатив.

Кроме всего перечисленного,поляризационный фильтр может значительно улучшить цвета на фотографии, сделав их сразу такими, какими вы зачастую их делаете потом в Фотошопе или другом графическом редакторе. Причина в том же, удаление отражений с каких то объектов. Под отражением в данном случае понимается не то что мы видим в зеркале, а любой «отсвет».

Некоторые примеры из серии без фильтра и с фильтром

Ниже — ставший классикой пример использования полярика, сделанный компанией Hoya еще в прошлом веке.

Поляризационные фильтры бывают циркулярными и линейными. Разницу между ними расписывать нет смысла, так как для цифровой камеры с автофокусом и прочими функциями производители однозначно рекомендуют циркулярный. Циркулярный фильтр представляет из себя систему из двух оправок одна из которых (со стеклом), свободно вращается относительно второй. Вращая оправку со стеклом вы и добиваетесь нужного эффекта.

Неприятный момент заключается в том, что хороший поляризационный фильтр совсем не дешев. А учитывая то, что диаметр объективов обычно различается (и диаметр подходящего фильтра соответственно тоже), соответственно вам или потребуется отдельный фильтр на каждый объектив или куча переходных колец. Самый простой выход из этого — понять какой объектив вы используете чаще всего в тех ситуациях, в которых вам пригодиться полярик и купить фильтр именно для него.

Кроме того, на рынке сейчас появились недорогие китайские NoName фильтры, которые покупать не стоит вообще. Я бы вообще не советовал смотреть на фильтры дешевле 1500р (~50$) — рискуете просто выкинуть деньги.

Несколько советов по использованию поляризационного фильтра:

  • Не стоит использовать поляризационный фильтр на сверх широкоугольных объективах, так как будет трудно получить равномерную поляризацию. Предел лежит в фокусном расстоянии примерно 28мм. По этой же причине его лучше не использовать при съемке заготовок под панорамы.
  • Наибольший эффект может быть достигнут, когда источник освещения находится под 90градусов относительно линии фотограф-предмет съемки. Если солнце впереди или сзади, эффект будет минимален.
  • При рассеяном освещении поляризационный фильтр будет бесполезен. Например при съемке пейзажа пасмурным днем
  • Если вы накручиваете поляризационный фильтр поверх другого, можете получить значительное виньетирование и еще больше уменьшить светопропускание
  • Не фотографируйте через стекло или другую прозрачную поверхность, так как можете получить непредсказуемые эффекты, как на снимке ниже.

Нейтрально серый фильтр.

Нейтрально серый фильтр, он же Neutral Density или просто ND фильтр может быть как простой, так и градиентный. Задача этого фильтра, помочь фотографу сделать нужную экспозицию. Иногда бывает нужно максимально снизить количество света попадающего на матрицу через объектив.

С одной стороны, это можно сделать «зажав» диафрагму. Но таким образом не всегда удается добиться нужного, да и руки связаны зажатой диафрагмой. Применение нейтрально серого фильтра развязывает руки. Мы можем снизить количество света на нужную величину и при этом спокойно выбирать любую диафрагму.

Зачем же нужно уменьшать количество света? Самый показательный пример — эффект «мистической воды». Наверняка вы видели снимки, где вода в море или например водопад, похож на «молочную реку» а не на застывшие в полете капли. Такой эффект можно получить при большой выдержке. А как вы снимите на выдержке например в секунду или две ярким днем? Вот тут то и приходит на помошь ND фильтр.

Ставим нужный фильтр и получаем возможность «снимать днем как ночью».

Кроме того мы получаем возможность

  • использовать широкие диафрагмы при ярком свете
  • добавить блюра на движущиеся объекты, «размывая» их
  • получить малую глубину резкости при очень ярком освещении.

Градиентный фильтр это разновидность ND фильтра, только затемнение идет градиентом, то есть по возрастающей (или убывающей:)). Когда это бывает полезным? Ну например при съемке сцены с очень большим световым контрастом, чтобы не получить «выбитое небо».

Темная часть градиента располагается на небе, светлая на земле. В итоге небо получаем «не засвеченным» так как света на матрицу в этом месте попадает гораздо меньше. Правда градиентный фильтр имеет один недостаток. Он идеально поможет только в том случае, если мы имеем более менее четкую и ровную границу разделения по освещенности.

Как подобрать нужный по силе нейтрально серый фильтр? Нейтрально серые фильтры характеризуются опять же стопами, наиболее популярные — фильтры на 1,2 и 3 стопа. Хотя есть и на 10, дело только за вами и вашим кошельком.

Сегодня в распоряжении фотографов целый арсенал инструментов — современные цифровые камеры, объективы, дополнительный инвентарь и, конечно, фильтры.

Они бывают разными и используются в зависимости от конкретной ситуации и задачи, которую ставит перед собой фотограф.

Особого внимания заслуживает поляризационный фильтр для объектива . Он есть у каждого хорошего специалиста. Устанавливают его на объектив в солнечный день для устранения бликов от неметаллических поверхностей.

Цвета становятся более насыщенными, сглаживается яркость небесной синевы. Также удаётся избавиться от дымки при фотографировании объектов издали и от бликов стекла и воды при съемке водоёмов. Положение светофильтра можно регулировать, чтобы получить нужные оттенки на фото, которых нельзя добиться путём обработки.

У всех производителей можно найти на первый взгляд одинаковые фильтры, но по разной стоимости. Самые дешёвые представляют собой стеклянный светофильтр в толстой оправе.

Более дорогие модели имеют тонкую оправу, которая исключает виньетирование при использовании на широкоугольной технике. Специалисты рекомендуют не экономить на данном устройстве и советуют приобрести качественное изделие, которое прослужит долго.

Использование поляризационного фильтра позволяет задержать или преобразовать поляризационный свет, который отражается от блестящих поверхностей.


Для этого между двумя стеклянными линзами устанавливают плёнку. Поворачивая верхнее кольцо светофильтра, можно регулировать степень блокировки поляризации света.


Работа с поляризационным фильтром и без него

По оказываемому на изображение эффекту фильтры делят на:

  • общего назначения,
  • меняющие цвет,
  • совмещённые с другими фильтрами,
  • усилители конкретных цветов.
    Поляризационные фильтры общего назначения классифицируют на две категории — линейные и циркулярные поляризационные фильтры (другое название — круговые).

С появлением «цифры» линейные модели практически ушли с рынка, тем не менее, эффект от их использования не хуже, чем от циркулярных.

Для цифровых камер, оснащённых функцией автофокуса, рекомендуется использование круговых поляризационных фильтров. Оно состоят из двух оправ, вращающихся друг относительно друга для достижения нужного эффекта.

ВИДЕО ОБЗОР

Несколько рекомендаций по использованию поляризационных фильтров:

  • не применять на сверх широкоугольных объективах, так как будет сложно добиться равномерной поляризации,
  • объект съёмки должен находиться под прямым углом к фотографу, это позволит получить максимальный эффект; если солнце находится сзади или спереди, результат использования фильтра будет минимален,
  • эффекта не будет при рассеянном освещении, например, в пасмурный день,
  • установка данного типа фильтра поверх другого может дать эффект виньетирования, снизить пропускание света,
  • непредсказуемый результат может дать съемка через стекло, например, оконное.


На что обратить внимание при покупке — какие поляризационные фильтры лучше

Качественные фильтры стоят недёшево. Так, специалисты не рекомендуют тратить средства на устройства стоимостью менее полутора тысяч рублей.

При этом если вы пользуетесь разными объективами, возникает ещё одна проблема — либо покупать фильтр для каждого из них, либо пользоваться переходником. Самый простой выход из ситуации — определиться с самым часто используемым вами объектовом и купить устройство только для него.

Для начала выберите нужный вид устройства — линейный или круговой. Второй обязателен для цифровых камер с автофокусом.

Важно обратить внимание на материалы, из которых изготовлено устройство. Посмотрите через него на небо или экран компьютера. Дешёвые устройства дадут помехи в виде замутнённой картинки, нечетного изображения. Особенно это скажется на качестве фотографии при съемке на камеру с качественной матрицей.

Попросите у продавца несколько моделей и сделайте одинаковые кадры, чтобы сравнить результат при максимальном увеличении.

Для хороших зеркальных камер устройства подбираются по диаметру, он указывается производителем на упаковке и на самом устройстве.

По производителям условно можно разделить фильтры на следующие категории:

  • лидеры: B+W Nano, Marumi Super DHG, Hoya Super HMC,
  • среднее качество: B+W Pro, Marumi DHG, Hoya HMC,
  • влагозащитные: B+W, Hoya HD, Marumi WPC CPL,
  • стандартные — как правило, все низкого качества.

Устройства среднего качества при более доступной цене могут сохранять практически все свойства фаворитов. В частности, стоит отметить продукцию фирмы Marumi. При высоком качестве их цена остаётся вполне демократичной. При этом они не предлагают инновационных решений, а просто делают хорошие фильтры для постоянного использования.

Но среди самых лучших поляризационных фильтров специалисты выделяют следующие:

  1. Marumi DHG Super CPL . Имеет ультратонкую оправу, поэтому может использоваться даже для объективов 16 мм. Быстро пачкается, и порою его сложно отчистить, но свои задачи решает уверенно. Производство находится в Японии. Стоит отметить, что японские компании уверенно теснят немецких производителей, которые ещё не так давно были безусловными лидерами.
  2. Carl Zeiss T POL Filter . Отличаются тонкой оправой, малым весом, лёгкой конструкцией. Стоимость достаточно высокая, но она оправдана отличным качеством.
  3. Hoya Super HMC . Главный недостаток — отсутствие резьбы, что делает невозможным их одновременное использование с другими видами фильтров.
  4. B+W KSM Nano . Производитель использует дополнительный восьмой слой без нарушения цветового баланса и светопропускания. Также оснащены гидрофобным покрытием, которое обеспечивает скатывание капель влаги в шарики и удаление их со стекла. Латунная оправа снижает риск прикипания устройства к объективу.

Таким образом, если не профессионал, можно остановиться на моделях средней ценовой категории, которые при доступной цене обеспечат максимально высокое качество изображения.Компании, производящие видеорегистраторы, стараются привлечь внимание покупателей разными нововведениями — GPS и Wi-Fi модуль, G-сенсор, а не так давно технику оснастили ещё и поляризационными фильтрами. Устанавливаются они, как правило, отдельно, и в комплект не входят. Крепятся на магнит или резьбовое соединение.

Предназначены для устранения бликов, отражения от лобового стекла. Картинка получается более четкой и насыщенной. Особенно это критично в яркую солнечную погоду, в то время как в пасмурный день и вечером результат может быть обратным, поэтому в такой ситуации устройство лучше снять.

ВИДЕО

Покупка поляризационного фильтра для видеорегистраторов Mia и других брендов позволит улучшить качество изображения, что может быть критичным в случае аварийной ситуации и дальнейшем просмотре записи с сотрудниками ДПС.

Согласитесь, будет обидно, если номер виновника ДТП окажется нечитаемым из-за солнечных бликов или не удастся рассмотреть другие детали произошедшего на дороге.

Данная статья опишет семь правил использования поляризационного фильтра от известного фотографа-пейзажиста Дарвина Виггетта. Дарвин говорит о том, что каждый снимок он начинает делать, используя именно поляризационный фильтр. Только если он не дает должного эффекта, начинаются поиски альтернативного прин6ципа съемки.

Правило 1

Поляризатор при боковом освещении.

При съемке заката или рассвета, поляризационный фильтр позволяет усилить контраст на небе, подчеркнуть детали на земле и исключить блики на отражающих поверхностях.

На левом снимке поляризатор не использовался. На правом использовался Singh-Ray LB Neutral Polarizer. Видно усиление контраста и большее количество деталей.

Правило 2

Радуга и поляризатор

При фотографировании радуги поляризатор позволит получить более насыщенные и четкие цвета. Радуга сама по себе является поляризованным светом, поэтому поляризационный фильтр её или сотрет с фотографии полностью, или подчеркнет. Нужно только поставить фильтр в правильное положение.

Дополнительно поляризационный фильтр уберет лишние блики и блеск на фото, поэтому всё внимание зрителя будет сосредоточено именно на радуге.

Правило 3

Пасмурные дни и поляризатор

В пасмурную погоду небо серое и бесцветное. Это не нравится зрителям, поэтому стоит фотографировать более закрытые и ограниченные участки. При такой съемке поляризатор избавит фотографию от блеска на листьях и оде, а также добавит общий контраст и насыщенность.

На третьей фотографии четко видно, что поляризатор на нижнем снимке сделал кадр лучше.

После дождя вокруг очень много воды и вся она дает отблески. В такой ситуации поляризатор просто незаменим. Снимок не подвергался обработке в Фотошопе. Такие цвета получились благодаря использованию поляризационного фильтра.

Правило 4

Отражения на стекле, воде, металле.

Поляризатор позволяет увидеть сквозь поверхность воды и бликующие стекла, а также убрать блики с металла. В некоторых снимках именно отражение является одной из основных составляющих, а иногда оно наоборот только закрывает основной объект съемки. В таких случаях поможет только поляризатор.

На снимке справа нет отражения на воде, которое отвлекает внимание зрителя. На правом снимке однородное каменное дно создает более приятный вид.

На седьмой фотографии поляризатор позволил не только увидеть что происходит под водой, но и затемнил небо. Все цвета снимка созданы благодаря утепляющему поляризатору. Ни какой обработки не применялось.

Правило 5

При съемке на широкоугольный объектив нужно правильно пользоваться поляризатором.

Поворот поляризатора для достижения максимального эффекта при съемке кадров с синим небом на широкоугольник - это одна з основных ошибок. Снимок 8 демонстрирует такую ошибку. Центральная часть неба слишком темная, а края более светлые. Решения данной проблемы два: повернуть фильтр и уменьшить эффект или немного зумировать кадр, уменьшив область захвата.

Если опираться на программное решение данной проблемы, то можно просто сделать два снимка, один с максимальным эффектом, а другой с минимальным, а затем совместить их в Фотошопе.

Правило 6

Для того, чтобы получить оптимальный контраст, совместно с поляризационным фильтром можно использовать нейтральный градиентный.

В пейзажной фотографии одной из главных проблем является контраст между небом и землей. Небо бывает на столько светлее земли, что экспозицию получается настроить только так, чтобы детализация была на небе, а земля становилась темной, или наоборот, земля детализирована, а небо сильно светлое. Градиентный фильтр позволяет решить эту проблему.

Поляризатор убирает блеск на воде, делая её поверхность более прозрачной, что становятся видны камни на дне. Градиентный фильтр выравнивает яркость по всей сцене.

Правило 7

Сочетание сплошного нейтрального фильтра и поляризатора.

Нейтральный фильтр, затемняющий кадр примерно на пять ступеней позволяет фотографировать с длительной выдержкой. Это, в свою очередь, дает возможность заснять движение в природе. Поляризатор может использоваться для осуществления любого из вышеописанных эффектов, а нейтральный серый фильтр позволяет заснять движение облаков, течение воды, движение травы или ветвей деревьев.

На левом кадре использовался только лишь поляризатор. На правом использован совместно с поляризационным фильтром еще и нейтральный серый, который позволил установить выдержку на 121 секунду. В ветреную погоду на протяжении такого времени камера засняла движение облаков, а трава выглядит вовсе как мазки кистью.

Фото 11 демонстрирует красивые цвета, которые получены при помощи поляризатора (см. правило 3), а нейтральный фильтр позволил запечатлеть движение всей природы. Снимок выглядит сказочным или нарисованным.

Всем привет! Сегодня мы поговорим о использовании поляризационного фильтра в предметной съемке.


К своему стыду, я только год-полтора назад первый раз испробовал полярик. Почему-то эта тема раньше обходила меня стороной. Да, я читал статьи о волшебном фильтре который убирает переотражения с воды, со стекол… но меня почему то это не зацепило, поэтому забыл я про этот фильтр на несколько лет. И вот, как то был я на мастер-классе у одного очень хорошего фотографа, который показал как действует полярик. Так буднично рассказывал: «ну вот теперь уберем блики с помощью поляризационного фильтра…». Вау! Сказал я в голос, причем довольно громко. А про себя подумал: не иначе это черная магия. Но поняв, что все смотрят на меня, как на с луны свалившегося, я примолк. И стал ждать окончания мастер-класса, чтоб успеть в магазин за поляриком?

Я думаю что я не один такой «незнайка». И для тех, кто все еще не знает, что же такое полярик - эта статья (и видео будет). Если вы уже в курсе, можете и не читать, никаких откровений для вас не будет.

Итак, поляризационный фильтр помогает убрать отражения, блики и повысить цветонасыщенность. Поляризационный фильтр внешне выглядит как любой другой фильтр, но это не совсем так. Он состоит из 2-х частей, которые вращаются относительно друг друга.
И как раз вращая переднюю линзу, мы меняем получаемый эффект. Накручивается он, как вы наверно уже догадались, на объектив, спереди, куда и все другие фильтры.
И здесь открывается его первый серьезный недостаток: на объективы с разным диаметром резьбы, придется покупать свой полярик. А они стоят немало. Сразу предостережение: не покупайте дешевые фильтры за 1000-1500, особенно если у вас хороший объектив. Здесь совершенно точно работает поговорка: «Скупой платит дважды» . К сожалению, проверил на собственном опыте (меня, кстати, тоже предупреждали?). Суть в том, что качество стекол у этих фильтров настолько низкое, что они портят кадр, и через ваш дорогой объектив с хорошими стеклами проходит уже испорченная дешевым фильтром картинка. Изображение становиться мутным, резкость сильно падает. Короче, не надо.

Перейдем к практике.

Вот нередкая проблема: мы снимаем какую-то фигню, но по какой-то причине нам нужно убрать резкий блик, например заказчику блики не нравятся (это и вправду не редкость) - мы используем полярик и…..
По-моему, это офигенно!

Исчо пример:
На примерах видно как уменьшились блики, и увеличилась цветонасыщенность.

К сожалению, не всегда все так просто. На эффективность работы поляризационного фильтра влияет много факторов. (например, углы падения света) Поэтому, для того, чтобы знать чего ожидать от полярика, требуется довольно много практики и опыта. Кстати, из-за влияния углов падения света на эффект производимый поляриком, не рекомендуется его использовать на широких углах. Поляризация может произойти неравномерно, например по центру будет насыщенная цветом картинка, а по бокам нет, и это может быть сильно заметно.

Достаточно часто нам доводится слышать миф о том, что эра светофильтров прошла. Всемогущий фотошоп позволяет при постобработке менять картинку как угодно. Увы и увы! Это не так... Постредактор не только не защищает линзу вашего фотоаппарата, но и практически бессилен перед пересвеченным небом, которое придется только нарисовать заново, если вы вовремя не применили градиентный фильтр. Разберем же, какие фильтры для чего служат, и как они могут облегчить жизнь фотографа, сводя процент технического брака практически на нет.

Светофильтры ‒ это особые насадки на объектив камеры, которые позволяют добиться определенного эффекта (отсечь лишнее, придать изображению нужный оттенок, смягчить свет и так далее).

Дают возможность самостоятельно добиться нужного эффекта, не ограничивая творчество программными возможностями - как бы широки они не были, взгляд фотографа, его вкус и фантазию им не заменить. Навык работы с корректирующими насадками полезен всем, кто хочет добиться по-настоящему художественных, оригинальных кадров. При этом нужно помнить о возможных сложностях.

Используются фильтры строго по необходимости, ведь любой дополнительный предмет между объективом и объектом съемки может снизить качество конечного результата. Неверное или излишнее применение аксессуара уменьшает контраст (локальный или общий), вызывает ненужные блики или физическое виньетирование, когда изображение по краям становится темным, может изменить соотношение цветов в худшую сторону. Фотографу нужно четко представлять себе, какой результат необходимо получить и использовать светофильтры точечно.

Основные типы светофильтров

Даже конструктивно фильтры отличаются друг от друга. Одни устанавливаются в резьбу напрямую, другие через специальный держатель - компендиум. Но по сути - это небольшое стекло с определенным покрытием, которое устанавливается перед объективом. В данной статье мы рассмотрим разницу в назначении и оптических свойствах моделей.

В зависимости от крепления, светофильтры бывают:

  • ‒ размер подбирают по диаметру объектива, но, в принципе, при несовпадении параметров можно воспользоваться переходным кольцом;
  • ‒ более гибкие в эксплуатации, используются практически со всеми моделями объективов, но их приходится удерживать руками.

Если отталкиваться от назначения, то все светофильтры можно разделить на:

  • защитные ‒ они не пропускают пыль, грязь, поток невидимого глазу УФ-излучения, предохраняют линзу от механических повреждений;
  • поляризационные ‒ снижают количество отраженного света, наиболее важные фильтры в пейзажной и ландшафтной фотосъемке;
  • нейтральные (ND), размывающие и градиентные, с переходом по резкости;
  • с конкретным эффектом - коррекционные и смягчающие, макро, контрастные, усиливающие отдельные цвета, инфракрасные, дающие «эффект звездочек» и так далее.

by Pak Chu. Инфракрасный фильтр. NIKON D70s, Nikkor 18-105 mm, 18mm, ƒ/11/1/80s/ISO 200

Защитные светофильтры ‒ сохранность объектива и нормализация цветового баланса

Защитные фильтры, несмотря на название, не только предохраняют переднюю линзу объективов от царапин, пыли и прочих неприятностей. Исключительно эту функцию выполняют clear-модели, изготовленные из прозрачного, осветленного стекла, ‒ недорогие и распространенные. Они, как правило, прикручиваются к объективу и позволяют меньше беспокоиться о сохранности передней линзы в полевых условиях.

Защитные фильтры не только защищают от механических повреждений, но и совмещают в себе защиту от ультрафиолета. Художественный интерес представляют две другие разновидности защитных светофильтров: UV и Skylight. Первый тип ‒ UV-фильтры, обеспечивающие ультрафиолетовую защиту, часто становятся предметом жарких дискуссий. С одной стороны, их использование повышает контрастность и уменьшает дымку, с другой ‒ современные цифровые камеры с успехом справляются с задачей и самостоятельно. Тем не менее, ультрафиолетовые светофильтры нужны, чтобы защитить от повреждений линзу (они почти прозрачные) и одновременно «оптимизировать» изображение, чуть увеличив резкость без изменения цветового соотношения. Выбирать стоит только модели с многослойным покрытием, чтобы избежать нежелательного бликования.

Модели Skylight (светло-розовые) нормализуют цветовой баланс, поглощая избыток спектра в голубой зоне. Они делают оттенок дневного неба чуть более теплым за счет коррекции. Такие фильтры применяются, чтобы придать изображению так называемое настроение, чуть углубить его, сделать контрастнее ‒ буквально несколькими едва заметными «мазками кисти». Фильтры Skylight иногда используют в портретной съемке (смягчая кадр) или в пасмурный день (увеличивая резкость).

Пейзажная съемка с поляризационными фильтрами

Одни из самых дорогих, но, тем не менее, популярных и часто покупаемых светофильтров ‒ полярики. Они существенно понижают количество отраженного света, попадающего на камеру, что помогает уменьшить яркость бликов от воды или солнца и контраст между небом и ландшафтом. Действие их можно сравнить с защитными поляризационными очками. Фильтры маркируются буквами PL (поляризационный фильтр)или C-PL (циркулярный поляризационный фильтр) и обычно могут регулироваться по интенсивности эффекта. Главное достоинство поляризаторов ‒ прибавление цвета, особенно в яркий солнечный день, когда лучи буквально выжигают цветовую насыщенность кадра.

Подобного невозможно добиться с помощью постобработки, поэтому такие фильтры заменить на графический редактор нельзя.

Поляризационные фильтры делятся на:

  • линейные ‒ бюджетный вариант, который не применяют с камерами TTL;
  • круговые, позволяющие проводить автофокусировку и экспозамер, при этом камер работает оптимально.

Поляризационный фильтр сделает цвет неба глубоким и синим, добавит яркость зелени и воде, повысит контрастность. С ним нужно быть осторожным: фильтр сокращает количество попадающего на объектив света, и при невысокой освещенности риск размытия и смазывания кадра повышается. Еще одна ошибка, в основном начинающих фотографов, когда переусердствуют с интенсивностью, и небо приобретает неестественный цвет ‒ фиалковый или ультрамариновый. Но, если стоит задача добиться такого эффекта, нужно поместить камеру как можно более перпендикулярно к солнцу (а лучше, если оно вообще будет в зените). Тогда поляризация будет максимальной.

Также можно воспользоваться широкоугольным объективом ‒ хотя обычно чрезмерное затемнение неба считают недостатком фотографии.

Нейтральные фильтры ‒ мягкое размытие

Многим фотографам удается достичь на длинных выдержках красивого эффекта ‒ мягкости, едва заметной размытости границ объекта, туманной дымки, сглаженности потока воды.

В последнее время стали распространены ND-фильтры переменной плотности, когда можно регулировать количество , на которые надо уменьшить количество света. Эти фильтры представляют из себя два поляризационных фильтра, которые за счет вращения уменьшают количество света от 1 до 8 ступеней (стопов). Но в свою очередь эти фильтры имеют все свойства поляризационных фильтров, а потому и некоторые их недостатки, например, они изменяют цветопередачу получаемой картинки, что может сказаться скорее положительно, но может и вызвать недовольство фотографа.

Не стоит путать фильтры нейтральной плотности с градиентными (ND Grad, GND), которые воздействуют только на часть кадра, затемняя ее. Модели нейтральной плотности (с сероватым оттенком) поглощают световые потоки, проходящие через них, не изменяя цветопередачу. Это позволяет увеличить экспозиционное время и уменьшить дифракцию.

ND-фильтры полезны при съемке в горах, покрытых снегом; у воды, особенно текущей (реки, водопады). Это верные друзья пейзажистов. С их помощью можно получить меньшую глубину резкости, если свет очень яркий, а также, например, эффектно размыть движущийся объект ‒ автомобиль, человека (motion blur). Но ND сильно уменьшают освещенность и иногда немного изменяют цветовой баланс. Они лучше всего себя проявляют в яркий солнечный день ‒ привносят в кадр ощущение движения, позволяют гибко выбирать диафрагму.

Интересных эффектов можно добиться в сумерках, на рассвете ‒ прибой или облака окрасятся живописной дымкой. Градиентные фильтры хорошо применять в сценах с несложной геометрией ‒ они постепенно снижают степень освещенности. Картина приобретает драматичность: например, резкий переход от неба к рельефу, круговое затемнение.


Софт- и специальные эффекты

Существуют фильтры, ориентированные на выполнение узко специфичных задач. К ним относят, в частности, модели с софт-эффектом. Данные фильтры смягчают, «затуманивают» объект, но при этом у изображения остается достаточно высокая четкость. С помощью подобных фильтров можно сгладить недостатки на портретах, убрать некрасивые детали и так далее. Есть несколько разновидностей данных фильтров ‒ теплый, silky, spot, duto ‒ которые придают коже теплый оттенок, уменьшают резкость, размывают края кадра. Художественный эффект вызывают неисправленные сферические . С помощью таких приспособлений можно сделать изображение мягким без потери четкости ‒ например, снимая на открытой диафрагме с фильтрами duto.


Специальные теплые и холодные модели, изменяющие баланс белого, стали менее популярны из-за того, что с этим хорошо справляется и ПО в цифровых камерах. С другой стороны, они могут добавить цвет облачному дню, создавая «эффект заката»; сделать кадр желтым, синим, зеленым (чтобы не нужна была постобработка); хорошо себя проявляют при работе под водой. Также к творческим фильтрам конкретного назначения можно отнести:

  • лучевые («звездочки», star) ‒ источники точечного света (фонари, окна) становятся похожими на звезды с расходящимися лучами. Эффект вызывает микроскопическая сетка, нанесенная на фильтр. Чтобы получить нужный кадр, стоит поэкспериментировать с диафрагмой и повращать «звездочку» вокруг оси;
  • инфракрасные ‒ пропускают излучение от 700 нм. Позволяют делать необычные фото ‒ голубое небо станет практически черным, а зелень ‒ белой. Облака при этом сохраняют привычный оттенок, контрастность снимка повышается.

Светофильтры софт и «звездочки» можно легко заменить фильтрами в постредакторе, но если вы предпочитаете видеть будущую задуманную картинку сразу, то в вашем рюкзаке должно найтись место и для этих фильтров.

Фильтры для объективов - прекрасный творческих инструмент в руках фотографа. Пользуйтесь этими аксессуарами с умом и в свое удовольствие!



Поделиться