Понятие о стилях речи русского языка. История формирования делового стиля

Понятие речевого стиля - раздел Иностранные языки, ВКаждом Развитом Литературном Языке Наблюдаются Более Или Ме...

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

По стилистике английского языка

На сайте сайт читайте: по стилистике английского языка. и р гальперин..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

По стилистике английского языка
Сканирование, распознавание, вычитка: Аркадий Куракин, г. Николаев, август 2004 г. {ark # mksat. net} Только для использования студентами и

Типы речи
Многообразные формы функционирования литературного английского языка постепенно привели к его дифференциации. Эта дифференциация проходит по двум основным линиям: а) различия между письменной и уст

Лексические и синтаксические особенности устного (разговорного) типа речи
Наиболее характерной синтаксической особенностью устной (разговорной) речи является наличие эллиптических оборотов. Опущение отдельных частей предложения является нормой диалогической речи, посколь

Лексические и синтаксические особенности письменного типа речи
Трудно переоценить то значение, которое имело появление письменности и ее дальнейшее развитие в унификации разрозненных диалектов общенародного языка и в установлении норм единого литературного язы

Стилистические приемы и выразительные средства языка
В лингвистике очень часто пользуются терминами: выразительные средства языка, экспрессивные средства языка, стилистические средства, стилистические приемы. Эти термины иногда употребляются синоними

Английского языка
Для того, чтобы разобраться в словарном богатстве любого языка, необходимо представить его себе в виде более или менее определенной системы, элементы которой должны находиться в какой-то связи, вза

Общая литературно-книжная лексика
Разрыв между живой разговорной речью и письменным (литературно-книжным) типом речи более всего, на всех этапах развития, проявлялся в словарном составе. Общая литературно-книжная лексика современно

Функциональная литературно-книжная лексика
Функциональная литературно-книжная лексика представляет собой неоднородные группы слов, различаемые по служебной функции, которую слова несут в различных стилях речи. 57

Термины
В функциональной литературно-книжной лексике значительное место занимает слой, который носит обобщенное название термины. Как известно, термины - это слова, которыми обозначают вновь появляющиеся п

Поэтизмы и редко-употребительные слова
Особую роль в литературном языке, в его литературно-книжной разновидности (в письменном типе речи), играют слова и фразеологические сочетания, известные под названием поэтизмов. Под это понятие час

Лексические и морфологические архаизмы
В Большой Советской Энциклопедии изд. 1953 года архаизмы определяются следующим образом: «Архаизм (греч.) - слово или выражение, устаревшее и переставшее употребляться в обычной реч

Иностранные слова и варваризмы
В словарном составе английского языка имеется значительное количество слов, заимствованных из других языков, которые на разных этапах развития литературного английского языка играли более или менее

Неологизмы
Под неологизмами понимаются любые новые словарные и фразеологические единицы, появившиеся в языке на данном этапе его развития и или обозначающие новые понятия, возникшие в результате развития наук

Общелитературная разговорная лексика и фразеология
Наиболее общими признаками литературной разговорной лексики является ее большая эмоциональная окрашенность по сравнению с общей литературно-книжной лексикой и ограниченность ее употребления, в осно

Вульгаризмы
Лучший словарь английского языка, издаваемый в Америке, словарь Вебстера, дает следующее определение вульгаризму как лингвистическому термину: «грубое выражение, или такое выражение, которое употре

Типы лексических значений
Многие стилистические средства языка основаны на своеобразном использовании лексических значений. Поэтому, прежде чем приступить к рассмотрению и классификации этих средств, нужно разобраться в сло

А. Стилистическое использование различных типов лексических значений
Лексико-фразеологические стилистические средства современного английского языка представляют собой разнообразные выразительные средства языка и стилистические приемы, в основе которых лежит использ

Стилистические приемы, основанные на взаимодействии словарных и контекстуальных предметно-логических значений
Выше мы разобрали различные типы лексических значений слова. Предметно-логическое значение слова, как было указано, развиваясь, может дать производные предметно-логические значения. Слова в контекс

Метафора
Отношение предметно-логического значения и значения контекстуального, основанное на сходстве признаков двух понятий, называется метафорой. My body is the frame wherein "tis (thy portrait)

И эмоциональных значений
Эпитет Эпитет - это выразительное средство, основанное на выделении качества, признака описываемого явления, которое оформляется в виде атрибутивных слов или словосочетаний, характеризующи

Оксюморон
Под оксюмороном обычно понимается такое сочетание атрибутивного характера, в котором значение определения по смыслу противоречит или логически исключает значение определяемого. Например, sweet sorr

Использование междометия
В разделе об эмоциональных значениях мы уже частично касались вопроса о природе и употреблении междометий. Эмоциональная сторона речи еще мало подвергалась исследованию. Поэтому неудивител

Гипербола
Гипербола - это художественный прием преувеличения, причем такого преувеличения, которое с точки зрения реальных возможностей осуществления мысли представляется сомнительным или просто невероятным.

В. Стилистическое использование фразеологии
В каждом языке имеются сочетания слов, в которых значение целого доминирует над значением составных частей или, иными словами, значение целого сочетания не совсем точно, а иногда и совсем не выводи

Использование поговорок и пословиц
К числу фразеологических сочетаний, которые являются эмоционально-образными ресурсами языка, относятся также пословицы и поговорки. Разница между поговоркой и пословицей заключается в след

Сентенции
Пословицы и поговорки характеризуются и своими структурно-лингвистическими чертами. Они обычно аллитерированы, как, например, to rob Peter to pay Paul; cut the coat according to the cloth: betwixt

Окраски
Особый стилистический эффект может быть достигнут соединением слов, которые принадлежат к разным стилистическим пластам словарного состава языка. Так, например, если в одном сочетании соединить сло

Синтаксические стилистические средства
Известно, что учение о предложении, о его типах и, главным образом, о характере связей между отдельными частями высказывания возникло исторически в сфере риторики, и только сравнительно поздно стал

Стилистическая инверсия
Как уже упоминалось, традиционный порядок слов предложения в современном английском языке это - подлежащее, сказуемое, дополнение, другие члены предложения. Еще раз оговоримся, что под традиционным

Обособление
Под обособлением в советской лингвистической литературе понимают такие интонационно-смысловые отрезки речи, которые образуются путем выделения того или другого второстепенного члена предложения - о

Стилистическое использование особенностей синтаксиса устного типа речи
Как мы уже говорили, каждый из типов речи, письменный и устный, имеет свои характерные особенности как в использовании словарного состава языка, так и в синтаксических конструкциях. Не вся

Умолчание
Другой особенностью живой разговорной речи, используемой как стилистический прием, является так называемое умолчание. В живой разговорной речи умолчание обычно является следствием сильного наплыва

Несобственно-прямая речь
В стиле художественной речи существуют три типа передачи речи: прямая речь, косвенная речь и несобственно-прямая речь. Под термином несобственно-прямая речь объединяются две ее разновидности: косве

Риторический вопрос
Риторический вопрос, это особый стилистический прием, сущность которого заключается в переосмыслении грамматического значения вопросительной формы. Иными сло-

Сложное синтаксическое целое
В составе высказывания имеются иногда значительно более сложные отрезки, чем предложение или два предложения, соединенные между собой. Каковы же принципы выделения более крупных отрезков в

Параллелизмы
Параллелизмы или параллельные конструкции представляют собой такую композицию высказывания, в которой отдельные части построены однотипно. Иными словами структура -одного предложения (или его части

Нарастание
Внутри абзаца (реже внутри одного предложения) в целях эмоционально-художественного воздействия на читателя часто применяется прием нарастания, сущность которого заключается в том, что каждое после

В. Стилистическое использование форм
и типов связи Анализ синтаксических построений высказывания невозможен без выявления особенностей форм связи между частями высказывания, внутри предложения, между предложениями и между бол

Многосоюзие
Многосоюзие - это стилистический прием связи отдельных частей высказывания, в котором союз или союзное речение повторяются перед каждым компонентом. Многосоюзие всегда связано с перечислением однор

Повторы
Под лексическим повтором понимается повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца) и в более крупных единицах

Синонимический повтор
Своеобразным видом повтора является повтор синонимический. Сущность его заключается в том, что для выражения одной и той же мысли используются синонимические средства. Такие синонимические повторы

Соединение разных видов повторов
В стиле художественной речи и в ораторском стиле одни виды повторов выступают в соединении с другими видами повторов и с другими стилистическими приемами. Мы уже приводили пример синтаксического по

Тавтологическое подлежащее
Особой формой повтора, который можно отнести к синтаксическим повторам, является т. н. тавтологическое подлежащее. В предложении подлежащее, выраженное существительным, повторяется местоимением. На

Интонация
Как известно, одним из эффективнейших средств эмоционального воздействия на читателя, средств придания отдельным словам и словосочетаниям особой эмфазы, является интонация. Интонация представляет с

Эвфония
Эвфония (благозвучие) является особым приемом звуковой организации высказывания, который рассчитан на желаемый ритмико-мелодический эффект. Требования к эвфонии в поэзии и прозе различны.

Аллитерация
Аллитерацией называется особый стилистический прием, цель которого создание дополнительного музыкально-мелодического эффекта высказывания. Сущность этого приема заключается в повторе одинаковых зву

Звукоподражание
Другим приемом, связанным с звуковой организацией высказывания, является звукоподражание (ономатопея). Сущность этого приема заключается в том, что звуки подбираются таким образом, что их комбинаци

Акцентный (тонический) стих
Дальнейшее движение формы английского стиха от классического метра к нормам прозаической речи приводит к возрождению в системе английского стихосложения акцентного (тонического) стиха, более характ

Некоторые сведения о развитии английского литературного языка
Литературный язык - понятие историческое. В национальных языках литературный язык - это форма существования общенародного языка. Известны слова Горького о роли народа в формировании литературного я

Стиль художественной речи
Художественная речь это особый стиль речи, исторически сложившийся в системе английского литературного языка, обладающий рядом общих черт, также исторически изменчивых, и большим разнообразием част

Газетный стиль
В английском литературном языке к середине XIXвека уже сложился особый речевой стиль, особая разновидность письменного литературного языка - газетный стиль. Он прошел долгий путь р

Operations in cyprus
TWO VILLAGES SEARCHED NN WHIPPINGS ORDERED (Manchester Guardian, Jan. 4, 1956) Языковые особенности заголовков английской газеты обусловливаются их функциональным

Mistake. Impossible. Amazing. Murdered
Этислова можно рассматривать как отдельные предложения номинативного характера («назывные предложения»), причем эти отдельные слова не обязательно представляют собой самостоятельну

Особенности газетных сообщений
Сообщения в английской и американской газете делятся на два типа: краткие сообщения (Brief News) и коммюнике (communique). Краткие сообщения обычно имеют один заголовок. Наиболее характерной особен

Газетные статьи
Газетные статьи представляют собой разновидность публицистического стиля. Следовательно, черты, характерные для публицистического стиля, должны найти отражение в языке газетных статей. Однако, назн

Публицистический стиль
В системе речевых стилей современного английского языка примерно с середины XVIII века начал обособляться особый стиль, который называют публицистическим. Как идругие речевые стили

Язык журнальных статей
Каков бы ни был английский журнал: общественно-политический, литературно-критический, научно-популярный, сатирический - язык его статей имеет общие черты, описанные нами выше, и оп

Стиль ораторской речи
Устной разновидностью публицистического стиля в английском литературном языке является ораторский "стиль. Его цели те же, что и эссе, а именно, убедить в правильности выдвигаемых положений, вызвать

Стиль научной прозы
В разделе о стиле художественной речи нам уже приходилось касаться стиля научной прозы, сопоставляя эти два стиля, показывая их общие черты и, главное, их различие. Стиль научной прозы офо

Review of the Programme for 1956 Australia and Egypt: revised draft resolution. The Technical Assistance Committee
Recallingthat according to Economic and Social Council resolution 542 (XVIII) the preparation and review of the Expanded Programme and all other necessary steps should be carried o

Библиография
I 1. Адмони В. Г. и Сильман Т. И. Отбор языковых средств и вопросы стиля. «Вопросы языкознания» № 4, 1954. 2. А в а н е с о в Р. И. Русское литературное произношение. Учпедгиз, М,

Список обнаруженных и исправленных опечаток
По всему тексту заменено: «эссей» (м.р.) на «эссе» (ср.р), «слэнг» на «сленг» «Соммерсет Могем» на «Сомерсет Моэм» «адэкватный»

Стили речи это система речевых средств, которые используются в какой-либо сфере общения, а также разновидность литературного языка, которая выполняет какую-либо функцию в общении.

Научный стиль – особая разновидность литературных стилей, применяемый как в устной, так и в письменной речи. Основной функцией научного стиля речи является точное изложение научной информации. Тщательное предварительное обдумывание высказывания и строгий отбор языковых средств отличает научный стиль от остальных. Для научной речи характерно употребление специальных терминов и нейтральная лексика. Для научного стиля характерны и свои грамматические особенности. В научных текстах часто используются деепричастия, причастия, отглагольные существительные. Могут применяться существительные в единственном числе для обозначения формы множественного числа. Научный стиль характеризуется логичностью, точностью, четкостью изложения. Редко используются эмоциональность и образность. Прямой порядок слов в предложении является свойственным для научной речи.

Деловой стиль используется для точной передачи деловой информации. Данный стиль речи используется в основном в письменной речи. Используется при написании разного рода официальных документов, деловых бумаг: докладных записок, заявлений, протоколов и т.д. Для делового стиля свойственны сжатость изложения, точность, использование фразеологических штампов, специальной терминологии, аббревиатур. В деловой речи отсутствуют слова ограниченного потребления и эмоциональная лексика. В деловых текстах используется сложные предложения, строгий порядок слов в предложении, безличные конструкции. Для делового стиля характерно употребление отглагольных существительных и глаголов повелительного наклонения.

Сфера применения публицистического стиля – это издания периодической печати, новостные ленты, тексты выступлений перед общественностью в агитационных целях. Основная задача текстов написанных в этом стиле речи – воздействие, агитация и пропаганда. Для данного стиля характерно не только сообщение информации, но отношение автора, дополняющее текст. В публицистическом стиле, как и в научном особую важность имеет строгая логичность изложения и оперирование точными фактами, но в то же время текст может отличаться эмоциональной окраской, что больше свойственно художественному стилю. В публицистическом стиле используется разнообразная лексика: от сухой книжной до эмоциональной разговорной, от терминологической до оценочной. Часто в публицистических текстах могут быть использованы иноязычные термины, фразеологизмы различного рода изобразительно-выразительные средства речи. Для этого стиля свойственно использование как книжных, так и разговорных конструкций предложения. Часто встречаются вопросительные и восклицательные предложения.

Область применения разговорного стиля речи - общение в неофициальной обстановке. Применяется в письменной и устной формах. Разговорная речь не отличается строгим отбором языковых средств, большее значение имеет речевая ситуация. Разговорная речь часто подчеркивается и дополняется жестами и мимикой разговаривающих людей. Используются ударения, паузы, смена интонаций. Соответственно, менее строгие требования предъявляются при использовании разговорной речи, особый акцент ставится на эмоциональность, выразительность лексики. Часто можно встретить в толковых словарях русского языка пометку соответствующую лексике разговорного стиля - «разг.». При применении этого стиля речи могут встречаться нелитературные слова, неправильная речь (просторечие). Часто используются фразеологические единицы, придающие тексту большую выразительность и эмоциональность. Разговорный стиль речи отличается употреблением обращений, повторов слов, вводных и вставных конструкций, неполных предложений. Распространено использование разговорной речи в художественной литературе для речевой характеристики персонажей или образного отображения событий.

Художественный стиль или стиль художественной литературы используется при написании произведений художественной литературы: повестей, рассказов, романов, эссе. Основная функция информировать читателя и воздействовать на него с помощью эмоций. Отличается эмоциональностью, образностью, выразительностью. Широко распространено использование художественных языковых средств и словесных оборотов: метафор, сравнений, эпитетов. Порой для придания тексту торжественной, возвышенной окраски, особого колорита применяются устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Художественный стиль речи выделяется высокой степенью информативности в сочетании с эмоциональностью и выразительностью средств языка. Художественному стилю так же присуще использование сочетаний особенностей других стилей речи. Наиболее часто применяются элементы разговорного стиля.

· Социальные характеристики сфер применения публицистического стиля

Кратко остановимся на истории формирования публицистического стиля. В России прообразом газеты были рукописные известия под названием "Вестовые письма, или Куранты" (наиболее ранний экземпляр относится к 1621 г.). Первая печатная газета появилась в 1702 г. Это были "Ведомости" Петра I. В XIX в. возникли провинциальные и частные газеты. Первым русским журналом было приложение к газете "Санкт-Петербургские ведомости" - "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания в "Ведомостях" (17Й8-42). В середине XIX в. появились отраслевые журналы (экономические, агрономические, лесоводческие и др.). Созданный по инициативе М.В. Ломоносова журнал Академии наук "Ежемесячные сочинения к пользе и увеселению служащие" состоял из научной и литературной частей. "Трудолюбивая пчела" (1759) А.П. Сумарокова была первым частным журналом с сильным элементом сатиры, политической злободневности и ярко выраженным литературным характером. В журналах второй половины XVIII в. вырабатывался русский литературный язык. В 19 в. журналы стали играть важную роль в развитии русской литературы. Выдающиеся произведения русских писателей И.С. Тургенева, А.И. Герцена, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого до выхода отдельными изданиями большей частью сначала печатались на страницах литературных журналов, вызывали критические отклики в газетах и в журнальных отделах критики. Журналы, издававшиеся литературными обществами, почти всегда имели определенное политическое направление. Наиболее длительное время из числа журналов XIX в. существовали "Вестник Европы" (1802-1830, 1866-1918), "Русский вестник" (1808-1824, 1856-1906), "Сын Отечества" (1812-1852), "Отечественные записки" (1818-1830, 1839-1884), "Современник" (1836-1866). На страницах журналов XIX в. шла острая полемика по литературным и социально-политическим вопросам, волновавшим общество. Это определило стилистические особенности публицистики:

  • · стремление к образности, выразительности;
  • · поиск новых языковых средств;
  • · открытое выражение авторской позиции;
  • · огромная роль ключевых слов, характерных для определенной эпохи или идейного направления;
  • · широкое использование устоявшихся речевых оборотов.

Регулярное радиовещание началось в России с 1924 г. В советское время радиовещание осуществлялось Всесоюзным радио, с 1990 г. стали появляться частные радиостанции, большая часть которых занимается музыкальным вещанием. В советские годы к дикторам радио предъявлялись очень строгие требования в части соблюдения норм оформления речи, содержательная сторона текстов определялась единой идеологией, что не могло не вызвать лексико-стилистического однообразия и шаблонности речи.

Телевизионное вещание началось в России с 1939 г., однако широкое распространение оно получило только в 60-е гг. XX в. Речевые особенности телепередач советского времени определялись тем, что их участники произносили заранее написанные тексты, и только спортивные комментаторы имели право на импровизированный текст. Современное телевидение стремится максимально использовать прямой эфир, что ставит перед участниками передач более трудную речевую задачу и сразу же выявляет уровень их языковой компетенции. Публичная политическая речь восходит к политическим кружкам XIX в., звучит на улицах во время Революции 1905 г., получает легальные права в Государственной думе, созданной на основании Манифеста от 17 октября 1905 г. Первая Дума начинает работу 27.04.1906 г. Свободные политические дискуссии прерываются гражданской войной, когда берет слово "товарищ маузер", литературные и научные дискуссии еще продолжаются примерно до 1929 г. С этого времени публичные политические тексты носят не информационный, а ритуальный характер, и публицистический стиль развивается не по законам естественного языка, а по законам искусственной знаковой системы. С 1988 г. обстановка в стране меняется, публицистический стиль вновь оказывается востребованным в естественной социальной коммуникации, и вот здесь обнаруживаются трудности, вызванные отсутствием хороших литературных традиций, в частности неподготовленность многих политиков к публичному общению в соответствии с нормами речевой культуры. Это не удивительно, если учесть, что легальная деятельность политических партий и движений имела место в России в 1906-1917 гг. и с 1990 г. (см. "Социальные функции стиля").

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

Саратовский социально-экономический институт

Факультет социально-политического менеджмента

Специальность: Перевод и переводоведение

Специализация: Специальный перевод

Выпускающая кафедра - Переводоведения и межкультурной коммуникации


КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: «История стилистических учений: античные теории языка и стиля»

Дисциплина «Стилистика русского языка и культура речи»


Студент 1 курса

Очной формы обучения

Оськин Андрей Алексеевич

Научный руководитель

Кандидат филологических наук, доцент

Иванова Екатерина Алексеевна


Саратов 2014 г.



Введение

1 Происхождение стилистики

2 Античная риторика

3 Риторика Софистов

4 Учения Аристотеля

6 Итоги античной риторики

Глава 2 Влияние античной теории языка и стиля. Становление стилистики в России

4 Вклад В.О Винокура

Заключение


Введение


Стилистика является одной из филологических дисциплин раздела языкознания. Стилистика и само понятие стиля тесно связаны с коммуникативной проблемой языка, с проблемой его применения и его деятельности. Основное развитие как науки происходит в начале 20 века. Термин «стиль» появляется в русских риториках 17-18 веков, это понятие связано с Ломоносовской концепцией «трех штилей». В разные эпохи термин «стиль» наполняется разным содержанием. Большой вклад в разработку вопросов стилистики внесла также функциональная лингвистика ученых из Чехии и Словакии. Часто в стилистике рассматриваются проблемы и нормы и литературного языка. Также как и историю развития и происхождения различных наук мы должны знать и историю данной дисциплины.

Вопросы развития стилистики не утратили своего значения и в настоящее время. Важность изучения стилистики становиться в наши дни все более очевидной. Наука развивается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться стилистически правильно, употреблять слова и словосочетания, умению говорить грамотно. По-другому, кажется сейчас, и не может быть: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории стилистики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых. Стилистика, так же как и многие другие науки развивается с момента начала ее существования.

Целью данной курсовой работы является: рассмотрение истоков стилистики, начиная от античности и заканчивая настоящим временем.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

Анализ развития античной риторики и

Исследование особенностей развития стилистики в России.

Объектом исследования данной работы является: дисциплина стилистика. Предметом изучения является основные этапы развития стилистики. Методологической основой в данной работе являлись научные труды отечественных ученых лингвистов, историков, филологов.

Методы, использованные в данной работе:

Теоритическая ценность данной работы заключена в систематизированном подходе к рассмотрению истории стилистических учений.

В работе присутствуют: введение, первая глава, вторая глава, заключение.

Введение содержит краткое ознакомление с проблематикой данной темы, предмет, объект и предмет и методы исследования, определение основной цели и частных задач, обоснование актуальности темы и её значимости для науки.

В первой главе данной работы описывается развитие античной риторики, выдающиеся ученые античности которые внесли весомый вклад в развитие риторики. Мы рассматриваем такие вопросы как: вклад софистов в историю развития античной риторики, учения Аристотеля, особенности риторики в Древней Греции и Древнем Риме.

Во второй главе были рассмотрены вопросы о происхождении стилистики в России, рассмотрены работы Ломоносова, Виноградова, Винокура и их вклад в развитие стилистики русского языка.


Глава 1. Становление теории языка и стиля в античности


1 Происхождение стилистики


Прародителем стилистики являлась античная риторика. Риторика изначально трактовалась, как наука об ораторском искусстве Согласно Аристотелю, создателем риторики являлся философ Эмпедокл, живший в VI-V вв. до н.э. Первыми риторами считаются полумифические Корак и Тисий, имена которых известны нам благодаря Платону и Аристотелю. Жители Сиракуз, учитель и ученик, они создали первые риторические школы и составили первые пособия по написанию судебных речей. Важнейшей частью риторики являлось учение о словесном выражении, в котором рассматривался отбор слов и словосочетаний, а также фигуры речи. В русской стилистике значительную роль сыграла теория стилей М.В. Ломоносова. Термин «стилистика» зародился в начале 19 века в произведениях немецких романтиков в связи с новыми для того времени понятиями индивидуальности творческой личности. Позднее принимались неоднократные попытки подчинить сделать из стилистики науку и подчинить ей языкознание. Наиболее узкое понимание стилистики выдвинули ученые, занимающиеся американской дескриптивной лингвистикой в 1940-1950 года. Они понимали структуру языка, как аранжировку его компонентов в речи начиная от морфемы и заканчивая предложениями. Стилистика же занималась только изучением структуры единиц языка, которые были больше чем предложения. Соответственно понятие вариативности, свободного выбора говорящим или автором текста приёмов и форм сильно ограничивается, и стилистика отождествляется с грамматикой текста тем не менее в этом смысле можно говорить о текстовой стилистике.

Внетекстовая стилистика которая выходила за пределы текста была разработана в довоенное время пражскими лингвистами.. Текст, вообще речевой акт, устный или письменный, с этой точки зрения предстаёт как результат выбора говорящим языковых форм из заранее данных языком возможностей -фонетических, грамматических, лексических, синтаксических, и как их комбинация в речевом акте в зависимости от его цели. Основу такого истолкования стилистики составило понятие коммуникативного или функционального», стиля речи; этот подход, который можно назвать функциональной стилистикой, смыкается социолингвистикой.

Понятие функционального выбора, в свою очередь, восходит к концепции Ш. Балли, согласно которой в языке констатируются многочисленные синонимические формы и их ряды, один из последних составляет «нейтральный фон», а другие отличаются той или иной дополнительной окраской - именно стилистической.

С одной стороны, в противопоставлении развивающемуся учению о структуре языка, стилистика стала осознаваться как общее учение об употреблении языка, что отвечало повсеместному сдвигу лингвистики 50х гг. 20 века к исследованию языка в действии использование языка говорящими в разных ситуациях, предпосылок успешного совершения речевых актов и т. п.

Наконец, стилистика общенародного языка всегда, но особенно интенсивно начиная с 20 х гг. 20 в., рассматривается в связи с языком художественной литературы и творчеством отдельных крупных писателей, необходимость этого непреложно вытекает из концепции Виноградова. Это расширение составило предмет стилистики языка художественной литературы и тесно смыкается с поэтикой.

Все названные подходы составляют современную языковедческую стилистику в широком этого смысле слова


2 Античная риторика


Античная риторика насчитывает около 800 лет. Становление той или иной науки всегда исторически подготовлено и вызвано рядом объективных и субъективных причин. Культ устной речи, характерен уже для времени истоков греческой цивилизации. В античной мифологии существовали 2 бога устного слова - Аполлон, бог поэтов, и Гермес Логий - бог ораторов. Гермес создал лиру, которую он даровал Аполлону, что свидетельствует о более раннем становлении ораторского искусства по сравнению с поэтическим искусством. Стоит подчеркнуть, что Гермес в античной мифологии всегда выполнял функцию посредника между миром людей и миром богов, между миром живых и миром мертвых, и в этом проявляется представление об основополагающей для человеческой цивилизации роли слова. Кроме того, известна богиня убеждения Пейто, в образе которой существовало представление о магии словесного искусства.

В дальнейшем культ устного слова отразился и в произведениях Гомера. Это было связано с публичным характером жизни древних греков. И все-таки, расцвет ораторского искусства, и создание риторики было определено, прежде всего, социальной потребностью.

Позднее создалось торжественное красноречие, которое также получило свое развитие благодаря публичному характеру жизни древних греков.

Разносторонняя социальная потребность в результативном словесном высказывании подкреплялась стремлением - принципом состязательности, свойственным греческой культуре. Для древних греков было характерно стремление привнести дух борьбы, соревнования, игры во все сферы жизни и быта. Чувство соревнования проявлялось по отношению ко всем благам, пользующимся уважением.

Развитая общественная потребность, а также основополагающие особенности греческой культуры и греческого менталитета определили появление риторики - науки о правилах ораторского искусства. Зачастую только убедительная сила красноречия определяли исход дела и судьбу человека, а в каких-то случаях и целого народа, возникает стремление выявить секреты, обеспечивающие действенность человеческого слова.

В V веке до н.э. в Греции возникают первые риторики, этому способствовал ряд социально-исторических, философских и культурных причин.


3 Риторика Софистов


В V-IV вв. до н.э. складывается софистика. Она является духовно-воспитательным и философским учением основанным на принципах субъективизма и релятивизма Софисты отрицали возможность существования истинного знания, утверждая, что в мире имеют место быть только мнения. Основы софистики были сформулированы известным философом Протагором в V вв. до н.э. Смысл философии софистов бесспорен: центром мира они обозначили человека познающего и сомневающегося, выступив против авторитетного мифологического сознания, основой которого было признание незыблемости традиционных постулатов. В противовес ему софисты выдвинули требование доказывать все. Бесспорна была и демократичность софистики. Демократическим было, само предложение научить любого человека всем доступным знаниям и таким образом сделать из него совершенного человека.Демократический образ мыслей лежал и в основе тех представлений, с которыми выступали софисты. Софисты считали, что каждый человек вправе иметь собственное мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое. Справедливость сложившегося мнения о софисте как об обманщике и о софистике как о ложном красноречии не совсем верно. Софисты в своей ораторской практике довели основные постулаты философии Протагора до предела, но, не смотря на это, даже в их крайностях содержались идеи, которые впоследствии стимулировали развитие философии и риторики. На самом деле, если справедливо то, что любая мысль имеет, может быть доказана независимо от ее объективного смысла, тогда возникает вопрос о приемах такого доказательства и соответственно интерес к проблемам риторики. Софисты придавали огромное значение слову, которое в их интерпретации подобно магии. Оценка возможностей человеческого слова основывалась софистами на наблюдениях над психологией аудитории, которая поддается манипулированию и без проблем меняет свои мнения. Для софистов свойственен интерес к адресату ораторского искусства и к процессу восприятия. Основным теоретиком риторики среди софистов был Горгий. Он создал иллюзионистскую теорию искусства, в том числе и искусства красноречия. Риторика в таком понимании схожа со словесной игрой и потому это универсальный инструмент гражданского манипулирования, Именно софисты выделили в природе человека два начала: с одной стороны, природное - неизменное, с другой стороны - привнесенное обычаями, привычками, являющим собой переменчивую условность и подверженное воздействию извне. Горгий считал, что человеческое знание по своей сути является ложным мнением, а не истиной. В своих методах софисты часто не замечали морально-этических проблем, возникающих в коммуникативных ситуациях. Но именно деятельность софистов впервые заострила проблему этических основ риторики как проблему морального облика оратора, единства его убеждений и высказываний, а также нравственности целевых установок.

Софистами теория спора - эристика. Софистика - крайнее выражение эристики - так как она предлагает обманные методы ведения спора.

Софисты сформулировали основное требование к речи - цельность и логическая завершенность высказывания. Также софисты создали принцип построения ораторского произведения - препон, согласно которому оратору следует заботиться об уместности своего высказывания, о соответствии стиля и содержания речи ситуации и ожиданиям аудитории.

Именно софисты первыми попытались определить основные приемы выразительности речи. Фрасимах, первый теоретик речевого ритма, впервые осознал художественные функции периодической речи, которая придавала фразе особый колорит выстроенности, искусственности, благодаря чему ораторская проза приобретала литературный характер, занимая промежуточное положение между поэзией и обиходной речью. Также свое внимание они уделяли и акустической стороне речи, выразительным возможностям языка. Горгий первым ввел в ораторскую прозу поэтические приемы и средства. В своих выступлениях он использовал аллитерации, ассонансы, звуковые повторы, антитеза, оксюморон и аналогия. Его любимыми приемами были антитеза, изоколон - параллелизм, симметрия слогов и гомойотелевтон - созвучие окончаний, которые придавали максимальную четкость, и ясность его выступлениям Открытия Горгия использовались также и в поэзии; благодаря ему ораторская проза приобрела статус произведения искусства.


4 Учения Аристотеля


Аристотель - один из величайших мыслителей античности. Если сравнивать его» Риторику» с риторикой того времени то н значительно расширил ее область. По его мнению, дар речи имеет характер. Аристотель определяет риторику как способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета. В отличие от своих предшественников, останавливавшихся, как правило, на уровне эмпирического описания приемов красноречия и утилитарно-прагматического подхода к риторике как своду образцов для подражания, Аристотель создал комплексное философское исследование проблемы прекрасного и принципов достижения его в искусстве слова, причем это искусство, в философском понимании, - не самоцель, а средство познания. Исходя из этого, самым важным в философии и эстетике Аристотеля является термин энтелехия, объединяющий воедино такие категории, как материя, идейность вещи, причинность происхождения вещи и ее целевое значение. В «Риторики» Аристотеля главным образующим является три элемента: оратор, речь, аудитория, которая именно у него впервые становится системообразующим фактором, обусловливающим целесообразный и глубоко рефлектированный характер процесса порождения речи. Второй существенной особенностью «Риторики» Аристотеля является определение риторики как искусство убеждения. В этом заключается одна из причин дальнейшей экспансии риторической теории, когда идеи поэтики растворились в идеях риторики. Именно «Риторика» Аристотеля собрала в себе все законы ораторского искусства и законы всех жанров поэтики. Самым главной чертой его риторической концепции считается осуществление совмещения теории и практики. «Риторика» Аристотеля разделена на три книги.

Первая часть книги рассказывает об общих понятиях и принципах риторики. В ней Аристотель совмещает риторику и диалектику. В этом он понимает учение о возможных логических выводах, которые похожи на правду, а не на абсолютную истину. Риторика - наука о законах мнения, в то время как логика - наука о законах знания. Принципы его риторики определяет говорящего как совокупность доводов позволяющих обнаружить доказательство при отсутствии нехватке истинности. Из этого следует, что задача его риторики состоит в поиске способа убеждения в определенном моменте, а не в убеждении. По учениям Аристотеля выделяется два приема для убеждения: технический и не технический. К нетехническому относятся: свидетели документы показания и т.д. Техническими же являются чисто риторическими способами. В связи с этим он установил 3 фактора, от которых зависит способ убеждения: характер оратора, настроение слушателей и сама речь. Из этого создается классическая триада оратор - речь - аудитория. В данной триаде, по мнению Аристотеля, все элементы связаны разносторонними отношениями. Во второй части Аристотель подробно рассматривает внутренние принципы каждого рода речей. Предметом осуждения второй части является политика во всех ее проявлениях.

Во второй книге содержится подробная разработка ораторского искусства на основе описанного в первой книге. Все аргументы во второй книге подчинены идеи взаимосвязи слагаемых ораторского искусства и определение логических, психологических и эмоциональных оснований взаимодействия оратора и публики в процессе убеждения. К психологическим основаниям автор относит нравственный облик оратора, а также страсть и его нравы. Риторика Аристотеля это риторика убеждения, так как важнейшая цель каждого оратора - добиться решения вопроса в пользу себя. Аристотель показывает нам существование общих принципов достижения этой цели, которые не зависят от рода красноречия. Вторая часть «Риторики» Аристотеля посвящена обоснованию единства этоса логоса и пафоса в высказывании оратора. Таким образом, рассматривать как обоснование необходимости единства этоса, логоса и пафоса в ораторском высказывании, где этос-отражение специфики аудитории и условий произнесения речи, логос - единство мысли и ее выражения, пафос-замысел оратора, который определяет выбор им словесных средств и методы воздействия на аудиторию. Выше сказанное означает что при взаимодействии системы этос-логос-пафос, система оратор-речь-аудитория начинает приобретать психологическую этическую и идеоречевую конкретизацию. Сказанное означает, что в категориях пафоса-логоса-этоса система функционального взаимодействия оратор - речь - аудитория приобретает психологическую, этическую и идеоречевую конкретизацию.

В третьей книге рассматриваются вопросы стиля и построения речи. Интеллектуальный характер риторической теории Аристотеля определяет отношение теоретика к проблеме стиля.

Аристотель создает теорию классического стиля. В ней важнейшим достоинством ораторского искусства он считает ясность и уместность. Ясность речи определяется выбором слов, оратор обязан использовать общеупотребительные слова которые не были заимствованы из других языков, по сколько новые слова мешают восприятию мысли. Также оратор должен использовать правильные грамматические формы и согласования, а также четкие синтаксические конструкции. Хорошей речью, по мнению Аристотеля, является та речь, которая легко читается и легко воспринимается аудиторией. Основной регулятор стиля, по мнению Аристотеля, является чувство меры. Критерий меры у Аристотеля функционально обусловлен. Итак, Аристотель создает стройную теорию того, что на языке современных эстетических понятий именуется классическим стилем.

Одним из важнейших разделов теории Аристотеля является учение о ритме прозы в периодической речи. Подводя итог, можно сказать, что риторика Аристотеля - искусство убеждения. Риторическое учение Аристотеля - явление классической эстетики, подчиняющееся принципам меры, ясности, целесообразности. Вместе с тем Аристотель вошел в историю как парадигматическая фигура всей европейской цивилизации, поскольку в его философии, во-первых, концептуализирована взаимосвязь знания, политики, языка и общества, во-вторых, продемонстрирован тот тип рационалистической ментальности, которая и сегодня характеризует западный мир.


5 Сравнение риторики древней Греции и древнего Рима


Издавна родиной красноречия считается Древняя Греция хотя оно существовало также и в других крупных странах того времени таких как: Египет и Индия. Красноречие было необходимо Древней Греции, так как многие вопросы решались публично. Чтобы привлечь внимание аудитории, политическим деятелям было необходимо обладать искусством красноречия. Особенно популярными в Древней Греции были судебные речи. В связи с тем, что прокуроров не существовало в то время, то обвинителем мог выступить любой человек. И поэтому обвиняемому приходилось доказывать свою невиновность только с помощью своего красноречия. Стоит отметить, что древнегреческое красноречие являлось не только огромным достижением культурной жизни, но и первостепенным показателем ее общественной - политической зрелости. Вместе с достижениями в области культуры, в особенности философии, правовых воззрений и эстетики, древнегреческая риторика проникла в другие страны.

Культура, существовавшая в Древней Греции, была творчески принята в Древнем Риме. Развитию красноречия в Риме способствовали уникальные образцы ораторского искусства греков, которое со II в. до н. э. стало предметом тщательного изучения в специальных школах.

С яркими речами выступали политические деятели, такие как братья реформаторы Гракхи, особенно Гай Гракх, который был удивительным оратором. Увлекая народные массы своим красноречием, в своих выступлениях он использовал даже театральные приемы. Особенно среди римских ораторов был широко распространен такой прием, как показ рубцов от ран, полученных в борьбе за свободу.

Римляне выделяли два направления в красноречии: азианское и аттическое. В азианском стиле развивается стремление к максимальной действенности каждой части фразы и сильным ритмическим эффектам. Для аттицизма был свойственен сжатый, простой язык, каким писали греческий оратор Лисий и историк Фукидид. Аттическому направлению в следовали: Юлий Цезарь, поэт Липиний Кальв, республиканец Марк Юлий Брут, которому Цицерон посвятил свой трактат Брут. Но такой оратор как Цицерон разработал свой, средний стиль, в котором сочетались особенности азианского и аттического направления.

Расцвет красноречия в Древнем Риме приходится на 1 век н.э., именно в тот момент особенно возрастает роль Народного собрания и судов. В этот период Рим выдвигает большую группу ярких ораторов во главе с великим Марком Тулием Цицероном.

Именно он считал Демосфена лучшим ритором Греции и считал, что современникам стоит учиться у него искусству красноречия. Почитая Демосфена, он самостоятельно развивал ораторское искусство, в особенности мастерство судебной речи, где он, по всеобщему признанию, превзошел "учителя". Цицерон известнейший оратор, политик, писатель Древнего Рима. Его имя стало даже нарицательным. По его мнению, подлинное красноречие - это то, что дается труднее, чем, кажется. Цицерон создал ораторскую теорию, на основе своего богатого опыта показал глубокую сущность ораторского искусства

Также римские теории красноречия развивались так же Марком Фабием Квинтилианом. Он был великим оратором и преподавателем риторики. Он является автором сочинения в двенадцати книгах "Риторические наставления". Труд Квентилиана строго продуман и имеет системность. В этих книгах он учел весь опыт классической риторики и обобщил опыт преподавателя риторики и судебного адвоката. Это была вершина исследования ораторского искусства. Ни до, ни после не было работ, которые с такой тщательностью давали бы теоретический и практический анализ красноречия. Так же он рассказывает о воспитании будущего оратора, занятиях в риторической школе, рассуждает об изучении грамматики, философии, искусства, права, анализирует образцовых ораторов, писателей, поэтов, говорит о системе управлений, дает рекомендации для чтения художественных произведений и блестящих речей. По его мнению, риторика - наука о способности хорошо говорить и силе убеждать. Речь оратора должна быть ясна. Но говорить исправно и ясно, по мнению Квинтилиана, еще не значит быть оратором. Оратора отличают изящество и красота речи. К красоте речи он относит живое изображение вещей и воссоздание живых картин, страсти, ибо подробное описание ощутительнее, нежели простое сообщение. Вершина ораторского искусства, по мнению Квинтилиана,- это способность говорить импровизированно, а для этого необходимы знания и разнообразные навыки.

античный риторика стилистика русский


1.6 Итоги античной риторики


Из краткого обзора развития античной риторики можно сделать следующие заключения:

Возникновение риторики связано в первую очередь с общественной потребностью. Основными тенденциями развития риторики соответствуют политическим и мировоззренческим процессам.

Ярчайшие этапы развития риторики и ораторского искусства показывают нам мысль и выражение как единое целое.

Исторический анализ демонстрирует, что в развитии знания о риторики существовали две тенденции. С одной стороны - создать систему функционального взаимодействия в рамках триады оратор - речь - аудитория. С другой стороны - превратить риторику в служанку политики. Способность риторики соответствовать противоположным ожиданиям пользователя обеспечена, как представляется, и диалогической сущностью языка, и сложностью, многосторонностью механизмов человеческой коммуникации. Трагедия неразрешимости и в то же время великолепие прозрений античных теоретиков риторики заключается в том, что они пытались установить все доступные регуляторы, обеспечивающие эффективность речевого взаимодействия. Не их вина, что эти механизмы не всегда были востребованы и не всегда срабатывали в реальной ораторской практике.


Глава 2. Влияние античной теории языка и стиля. Становление стилистики в России


1 История становления стилистики в России


Стилистика и понятие стиля теснейшим образом связаны с коммуникативной точкой зрения языка, а также с проблемой его употребления и функционирования. История стилистики русского языка берет свое начало с развитием русской риторики. История русской риторики неразрывно связана с русской общественно-политической историей. Время создания основных риторических трудов совпадает со временами переломных моментов в обществе.

В древней Руси не существовало понятие риторика, зато было понятие красноречие, которое брало свое начало на площадях старинных русских городов. На главной городской площади решали вместе вопросы войны и мира, гражданского согласия и торговли.

В Киевской Руси расцветало дидактическое красноречие. Произведения дидактического, наставительного характера которые было принято называть поучением, словом либо беседой. Данные произведения писались в основном для молодежи и, чаще всего можно было их услышать на разговорном древнерусском языке, однако они также содержали в себе элементы церковно-славянского языка. К таким произведениям можно отнести Поучение Владимира Мономаха, Житие Сергия Радонежского и Житие протопопа Аввакума. В храмах звучал церковно-славянский язык, приобщая людей не только к религии, но и к высокому стилю речи.

Один из выдающихся древнерусских ораторов - Кирилл Туровский. Он оставил богатое наследие образцов ораторского искусства своего времени в виде поучений и проповедей, обращённых к прихожанам. Он был просвещённым, образованным знал тонкости ораторского искусства и психологию качества именно эти факторы повлияли на его вклад в историю русского красноречия Позднее в XI в. на Руси уже были известны имена многих знаменитых церковных ораторов, таких как Иоанн Златоуст. В старославянском переводе существовало более 200 его речей. На его примере учились многие древнерусские ораторы.

Не смотря на развитость красноречия, на Руси до XVII века отсутствовали учебники по риторике. Риторические понятия обозначались разными терминами: витийство, благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрославие, златоусие сладкоречие и другими.

Первый русский учебник риторики был выпущен в1620 г. В русской истории - это конец смутного времени, становление на трон династии Романовых, установление новой государственности и стиля правления. Такое время требовало реорганизации в сфере образования, и они произошли не только в Московии, но и на Украине, откуда шла ученость в московские земли. Однако образование на Украине и в России немного отличалось. На Украине из-за бурного развития школ и создания Киевской Духовной академии воцаряется латинское образование. А в среднерусских и московских землях существовала четкая направленность на изучение гуманитарных дисциплин таких как: грамматика, риторика и диалектика. До 1620 г. было создано Сказание о седми свободных мудростях, чьи главы о грамматике, диалектике и риторике становились соответствующими предисловиями к трем сочинениям, которые регулярно переписывались и соседствовали в рукописных сборниках: Грамматике Мелетия Смотрицкого, Диалектике Иоанна Домаскина и Риторике 1620 г.

Настоящий перелом в риторике произошел только благодаря петровским преобразованиям. Создание основных рукописных риторик, читавшихся и переписывавшихся на протяжении всего XVIII в., пришлось на период конца XVII в. и начало XVIII в. Старообрядческая Риторика описана в 5-ти книгах. Каждая из них имеет свои задачи и содержательно-стилистические особенности. Так, сочинение Софрония Лихуда О риторической силе вместе с богословскими толкованиями происхождения слова при необыкновенной стилевой выразительности охватывает все ситуации политической и семейной речи, ясно указывая, как надо развивать те или иные темы. Риторика Михаила Усачева тяжеловесна в толковании отдельных разделов, но очень оригинальна в объяснении вопросов обучения ритора: в науке человек сначала удивляется, а принимает учение в свой разум. Также имели известность и риторики Андрея Белобоцкого - прежде всего потому, что стремились к универсальной полноте в охвате описываемых предметов. В Науке проповедей Белобоцкого были изложены все компоненты содержания различных тем церковной речи, а в Краткой риторике объяснены основные богословские понятия, такие как Бог, Богородица, пророки, ангелы, святые. Риторическая рука Стефана Яворского оригинальна краткостью и выразительностью примеров. Верхом риторической окрашенности стала Риторика Козмы Афоноиверского, грека, изучившего славяно-российский язык настолько, что во множестве его примеров воплотились современные и исторические реалии русской жизни, были выведены ясные определения риторической терминологии. И наконец, обучение проповеднической речи ставила целью Риторика в 5-ти беседах, созданная в Выголексинском старообрядческом общежительстве - старообрядцы не только переработали терминологию современных им риторик, но и добавили писание собственными идеологическими примерами.


2 Учения Ломоносова о «Трех штилях»


Михаил Васильевич Ломоносов был величайшим человеком. Он внес огромный вклад в развитие русского литературного языка. Недаром Радищев называл Ломоносова насадителем русского слова. Второго, такого как Ломоносов, в российской науке не существовало. Его гениальность проявляется даже в том, что он доказал на собственном примере, что человек может заниматься одновременно физикой искусством и литературой.

Теоретическая филологическая работа и практическая писательская деятельность Ломоносова пришла к моменту расцвета с русского классицизма, однако он не оставался полностью в рамках полностью этого направления. За пределы теории классицизма выходят его идеи об исторической обусловленности стилевой системы русского литературного языка, написанные в Предисловии о пользе книг церковных в российском языке в 1758 году. До Ломоносова русский литературный язык отличался бессистемной смесью самых различных элементов языка. В устном и письменном обиходе употреблялись и исконно русские слова, и церковнославянизмы, большая часть которых устарела и хлынувшие в большом количестве в русский язык со времен Петра I всевозможные заимствования.

Это был крайне яркий, тяжеловесный по своей синтаксической конструкции язык. Он не мог удовлетворить нарастающим потребностям науки и культуры, создалась историческая необходимость коренных, решительных преобразований. В Предисловии... высказана схема деления литературного языка на три стиля - высокий, средний и низкий. Само по себе учение о трех стилях брало свое начало глубокой древности. В античных риториках, в учебниках красноречия духовных школ Запада, Юго-Западной Руси и Московского государства всегда рассматривались три разновидности речи.

Эти три стиля различают по пристойности материй. Устанавливается зависимость между материей, т. е. темой, предметом изложения, жанром и стилем. Высокая материя требует высокого жанра и соответственно - высокого стиля, низкая материя требует низкого жанра и соответственно низкого стиля. Для каждого жанра предполагают один из трех стилей, отклонения не допускаются. Героические поэмы, оды обязаны писаться в высоком стиле, все театральные сочинения, которые требуют простое человеческое слово к живому представлению действия, стихотворные дружеские письма, сатиры, элегии, должны быть написаны в среднем стиле, комедии, увеселительные эпиграммы, песни, стоит писать в низком стиле.

Эта регламентация для того времени имела определенное положительное значение, поскольку помогало упорядочению употребления языковых ресурсов, что является одной из величайших заслуг Ломоносова в реформе русской словесности.

Такой подход был спорно оценен современниками, но поскольку сформировавшаяся к XVIII веку ситуация в языке требовала кардинальных решений, то теория Ломоносова в конце концов восторжествовала. Также Ломоносов определял свою лингвистику как средство борьбы с переизбытком употребления иностранных слов.

Он решительно выступал против непродуманных заимствований, засорявших живой родник народного слова. И в ту пору, когда дворяне, а также приезжие иностранцы скептически расценивали возможности русского национального языка, работа Ломоносова по созданию своей научной терминологии имела очень большое значение. Он шел различными путями. В одних случаях заменял иностранные термины отечественными аналогами, в других - вводил в оборот известные русские выражения для обозначения новых научных понятий, в третьих - придавал иноязычным терминам, прочно вошедшим в русский словарь, формы, близкие к нормам русской грамматики.

Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал оризонт на горизонт, квадратуум на квадрат, ваторпас на ватерпас и т. д. Все это помогало нормализации русского литературного языка на определенном этапе его развития.

На практике Ломоносов указал направления к образованию новой стилистической системы русского литературного языка,утверждение которой связывается с именем Пушкина. Даже в одах, прославившим его среди современников, в выборе и употреблении слов и грамматических форм он не всегда следовал своим правилам высокого стиля. Не случайно Пушкин сказал: Слог его, ровный, цветущий и живописный, замена - главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. И это происходило во времена классицизма, в те времена, когда в споре о главенстве формы и содержания не могло быть даже капли сомнений в лидерстве формы, а за нарушение чистоты жанра можно было до конца своей жизнь прославиться графоманом. Также теорией трех стилей смешение славянского с российским простонародным языком в одном произведении не допускалось. Самое интересное и важнее в одах Ломоносова - свободный переход от одной манеры выражения к другой. Если от каноничных, положенных по этикету восхвалений царей и цариц он переходит к предметам, которые он считает действительно важными, то оставляет славянизмы, высокопарность, разукрашенность. В итоге теория трех штилей Ломоносова стала предметом дискуссий в частности на почве реформы.


3 Виноградов и его вклад в развитие стилистики


Труды Виноградова - не только углубленное изучение каноничных разделов науки о языке, расширившие исследовательские границы, открывшее новые закономерности языковых механизмов и "жизни" языка на основе разработанных ученым уникальных концепций. Монографии статьи Виноградова способствовали базой для развития новых отраслей филологии. Таких как: история русского литературного языка, наука о языке художественных произведений, фразеологии. Эти научные дисциплины своим существованием обязаны именно Виноградову

Научное наследие Виноградова огромно - больше тысяч авторских листов. Все это - результат исключительной сосредоточенности на проблемах языка и стилистики, способности удерживать в сознании громадное количество представлений о языке одновременно.

В филологии имя Виноградова связано, прежде всего, с книгами: "Очерки по истории русского литературного языка XIII - XIX веков" и "Русский язык". Их можно с полным основанием поставить рядом с основополагающими трудами А.Х. Востокова, А.А. Потебни, А.И. Соболевского, Ф.Ф. Фортунатова, А.А. Шахматова, И.А. Бодуэна-де-Куртенэ, Л.В. Щербы.

В своем научном творчестве Виктор Владимирович не особо уделяет внимание истории русских слов. Главной его задачей являлся анализ закономерности развития общерусского словаря связи с идейным развитием русского общества. Он исходил из идеи В.А. Жуковского о том, что любое слово, имеющее место в лексиконе языка, есть событие в области мысли. Изначально он хотел ограничиться рассмотрением истории 250 слов, однако в ходе его исследования было проанализировано несколько сотен лексико-фразеологических единиц. Этюд "О слове "ахинея" в русском литературном языке" посвященном Л.В Щербе стал отправной точкой в разработке этой темы. Историю слов Виноградов так и не завершил, хотя и многое сделал для осуществления этого замысла. Он опубликовал ряд теоретических статей, около 200 очерков по истории слов и выражений, впоследствии благодаря этому стал основателем уникального жанра став историко-лексикологических этюдов. Жанр стал популярен в научной литературе, в этом жанре писали свои произведения Б.А. Ларин, СИ. Ожегов, Ю.С. Степанов, Р.А. Будагов.

Классиком лингвистики Виноградов стал еще при жизни. В итоге под влиянием его идей сложилась одна из самых крупных научных школ в современной русистике, названная в его честь. К ней принадлежит огромное количество известных филологов, как российских, так и зарубежных. Научные достижения Виктора Владимировича получили всеобщее признание. Его авторитет высок не только среди его учеников и последователей, но и специалистов иных научных направлений. К примеру, один из выдающихся востоковедов академик Н.И. Конрад говорил о его трудах Виноградова как о научной эпопее, о русском языке, оценивая их как достояние отечественной филологии.

В своих поздних работах Виноградов наиболее выделял стремление придать филологическим исследованиям характер точного знания. Давний соперник Виноградова - Ф.П. Филин - считал его крупным и ярким представителем социальной лингвистики в послевоенное время, отцом-основателем лингвостилистики, получившей международное признание. В последние годы жизни Виноградова его идеи были признаны достаточно широкого круга лингвистов, и его школа основалась как крупнейшая по численности в русистике. Каждый, у кого случается встретиться с работами Виноградова, поражается его многообразием филологических интересов. Также отличительной чертой Виноградова было - хорошее знание текстов. Он являлся весьма начитанным человеком.

В качестве подтверждения этих слов можно привезти в пример слова его ученика А.П. Чудакова: «В бытность свою аспирантом Виноградова я услышал в одном из его выступлений, что, готовясь к магистерскому экзамену, он прочел все журналы и литературные газеты первых десятилетий XIX в. Я потом переспросил: все ли? Виноградов сказал, характерно подняв брови: «Разумеется, все». При чтении и слушании Виноградова не оставляла мысль, что он прочел все русские книги - по крайней мере с середины 18-го века до 60-70-х гг. 19-го. Он читал всю печатную литературу. Это спасало его в годы ссылок от самого для него тяжкого мыслительного простоя.

Начитанность Виноградова больше всего отразилась в его сочинениях лингвистических характеристик, но вся его полнота начитанности нигде не отражалась кроме как в его текстах. Обе эти черты непременно предопределяли третью: разнообразие соположений анализируемого текста со всеми остальными. Четвертая особенность его научного метода являлась полнота учета работ проделанных предшественниками. Эта черта сохранилась навсегда. Пятой чертой Виноградова являлось то, что он не ставил точку в работе, не прочтя всю доступную информацию по данной проблеме. Это четко можно увидеть в любой его статье. Исключительной чертой Виноградова была трезвость рассудка.

Последней же чертой Виноградова свойство - видеть всё только в связи со всем. Это была его роковая черта, так как он не мог вычленить вынуть либо отделить одно явление от других связанных с ним. Эта проблема была для него очень болезненна. Боязнь пропустить упоминание какого-либо сопутствовавшего явления нередко размывала теоретическую картину его идей в огромном количестве материала и дебрях незначительных эволюционных ветвей.

В работах В.В. Виноградова имеют место быть номинативная, образная, и когнитивная метафоры. Чаще всего в его работах можно встретить образную узуальную и когнитивную метафору. .

Метафора в научном тексте В.В. Виноградова многофункциональна. На номинативную функцию накладываются объяснительная, прото-типическая, оценочно-характеризующая и эвристическая функции.

Главной уникальной чертой языковой личности Виноградова можно назвать афористичность слога ученого. Он активно использовал яркие, образные, устойчивые выражения, выделяющиеся особым изяществом. Они образовываются на основе разговорных, мифологических, религиозных и литературно-книжных текстов и показывают как высокую степень грамотности автора и широту его когнитивных ассоциаций, так и ярость его эмоционального миропонимания.


4 Вклад В.О Винокура


Ломоносов и Виноградов - наиболее известные лингвисты, которые внесли свой вклад в становление стилистики в России. Однако также в России существовали и другие ученые, которые внесли немалый вклад в развитие стилистики русского языка. Одним из таких был Григорий Осипович Винокур - российский лингвист и литературовед, внесший значительный вклад в развитие данной дисциплины.

Винокур был непревзойденным мастером текстологической работы.

Его литературоведческие работы посвящены поэтическому языку, принципам построения научной поэтики, языку и стилю А. С. Пушкина, М. В. Ломоносова, А. С. Грибоедова, В. В. Маяковского, В. В. Хлебникова. Он является одним из создателей истории русского литературного языка как специфичной дисциплины. Также много занимался вопросами стилистики и культуры речи, проводя анализ теоретической основы стилистики как уникальной лингвистической дисциплины. К примеру, в своей книге "Русский язык. Исторический очерк" основательно рассмотрена проблема разграничения стилей языка и художественной литературы. Работы Винокура являются великолепными образцами филологического научного творчества. Их с большим интересом изучают современные поколения лингвистов и литературоведов. Винокур утверждал о существовании 2х научных подходах к языку: анатомическом и физиологическом. Сам Винокур склонялся в большей степени к физиологическому исследованию языка. Он усердно трудился над понятиями для описания этих разнообразных культурных проявлений языка - языка газеты, поэтического языка, языка литературного произведения, языка писателя. В результате его трудов появились специальные филологические дисциплины такие как: нормативная стилистика, историческая стилистика, или история литературного языка.

За свою жизнь Винокур написал большое количество работ по теории словообразования, о продуктивных и непродуктивных, регулярных и нерегулярных моделях словообразования, о вариантности основ, об определении производной и непроизводной основ. Являлся инициатором спора о принципах делимости слова. Большой интерес в науке представляет статья Г.О. Винокура Форма слова и части речи в русском языке. В ней автор рассмотрел общие принципы разделения лексики на части речи и создал достаточно нетрадиционную морфологическую классификацию частей речи русского языка. В итог можно подвести, что Винокур внос огромный вклад в развитие отечественной лингвистики


Заключение


Целью поставленной перед нами в начале данного исследование был анализ истоков дисциплины стилистики и рассмотрение основных этапов развития данной дисциплины.

В ходе данного исследования нами была установлена хронология истории стилистики, начиная от античной риторики и заканчивая настоящим временем. Мы исследовали теорий языка софистов, Аристотеля, Ломоносова, Виноградова, Винокура.

По окончании исследования данной темы мы установили:

Стилистика берет свое начало из риторики, которая зародилась в эпоху античности в Древней Греции.

Толчком для развития русской риторики и стилистики стали петровские преобразования в XVIII веке.

Работы Ломоносова Виноградова и Винокура внесли огромный вклад в развитие стилистику русского языка.

Стоит отметить, что все идеи, сформированные с начала зарождения риторики до сих пор остаются актуальными и исследуются в настоящее время. В заключение данной работы хотелось сказать, что история имеет колоссальное значение в каждой науке. Также стоит отметить, что каждая наука имеет свою историю, которая складывается из достижений различных ученых. По нашему мнению, изучение каждой дисциплины начинается с изучения ее истории происхождения.

Ни одна наука или дисциплина не останавливается в своем развитии. И стилистика не является исключением из правил. В настоящее время существует множество лингвистов изучающих проблемы стилистики. В заключении хотелось бы сказать, что развитие общества также влияет на развитие стилистики, и мы считаем, что в будущем еще последуют различные изменения в языке и его стилистике.


Список литературы


1. Голуб, И. Б. Стилистика русского языка [Текст] / И. Б. Голуб. - М.: Рольф; Айрис-пресс, 1997. - 448 с.

Кожина М.И. Стилистика русского языка. - М.: Просвещение, 1977. - с. 84.

Цицерон, Марк Туллий. Три трактата об ораторском искусстве: пер. с лат.; под ред. М.Л. Гаспарова / Марк Туллий Цицерон. - М.: Наука, 1972. - 472 с.

Аристотель. Поэтика. Риторика: пер. с греч. / Аристотель. - СПб.: Азбука, 2000. - 348 с. либо Аристотель. Риторика. Поэтика / Аристотель. - М.: Лабиринт, 2007. - 256 с

Аристотель. Риторика / Аристотель // Античные риторики. - М., 1978. - С. 3 164.

Аннушкин, В.И. Первая русская "Риторика" XVII века: Текст. Перевод. Исследование / В.И. Аннушкин. - М.: Добросвет, 1999. - 362 с.

Безменова, Н.А. Очерки по теории и истории риторики Н.А. Безменова. - М.: Наука,1991. - 215 с.

История русской риторики: хрестоматия / авт.-сост. В.И. Аннушкин. - М.: Издат. центр "Академия", 1998. - 416 с.

Ораторское искусство: хрестоматия / авт.-сост. Н.Г. Белостоцкая. - М.: Политиздат, 1978. - 192 с

Русская риторика: хрестоматия авт.-сост. Л.К. Граудина. - М.: Просвещение, 1996. - 559 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика официально–делового стиля и его подстили. Текстовые нормы делового стиля. Языковые нормы: составление текста, документа. Динамика нормы официально–деловой речи. Модели синтаксических конструкций, используемые в деловой переписке.

    контрольная работа , добавлен 30.11.2008

    Общая характеристика официально-делового стиля. Языковые нормы и особенности норм официально-делового (канцлерского) подстиля. Типовое построение официально-делового текста. Синтаксические особенности деловой речи. Грамматика в официально-деловой сфере.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2011

    Речевой этикет в стилистике и культуре деловой речи. Общая характеристика и текстовые нормы официально-делового стиля. Лексические нормы, грамматические особенности. Фонационные средства и динамика нормы официально-деловой речи; телефонный разговор.

    контрольная работа , добавлен 28.03.2012

    Основные характеристики и отличительные признаки устной деловой речи, ее принципиальные различия с письменной. Интонация и смысловая дискретность, главные фонетические нормы устной речи, их значение в достижении позитивного результата делового общения.

    контрольная работа , добавлен 19.10.2009

    Особенности устной официально-деловой речи. Письменный официальный стиль. Характерные особенности официально-деловой речи, факторы успешной беседы. Особенности выбора лексики в зависимости от ситуации общения. Организационно-распорядительная документация.

    реферат , добавлен 26.11.2009

    Общественные функции языка. Особенности официально-делового стиля, текстовые нормы. Языковые нормы: составление текста документа. Динамика нормы официально-деловой речи. Виды речевых ошибок в деловом письме. Лексические и синтаксические ошибки.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Характеристика и сфера применения официально-делвого стиля. Стандартизация языка деловых бумаг. Состав реквизитов деловой документации и порядок их расположения. Основные жанры письменной деловой речи. Функции и особенности официально-делового стиля.

    контрольная работа , добавлен 01.04.2011



Поделиться