Понятие судебной фотографии фотосъемка места происшествия. Криминалистическая фотография

Официальной датой изобретения современной фотографии является 7 января 1839 г. С первых лет своего существования она не только получила применение в быту, но и использовалась в решении сугубо научных задач.

Фотография (от греч. "фотос" - свет, "графо" - рисую, пишу) буквально означает рисование светом. Появлению фотографии предшествовали открытия многих ученых. Первая фотокамера (камера-обскура) представляла собой светонепроницаемый ящик с отверстием в стенке, принцип работы которой описал в своих трудах выдающийся итальянский ученый и художник Леонардо да Винчи. Такой прибор надежно служил для механической зарисовки предметов внешнего мира. Это была "фотография до фотографии".

Англичанин получил изображение на серебряной пластинке, обработанной парами ртути и закрепленной с помощью раствора поваренной соли. Свой способ он назвал дагерротипией. Технология Дагера не позволяла размножать снимки, и только изобретение англича

В 1835 г. Тальбот, пропитав хлористым серебром бумагу, получил на ней снимок окна своего дома в виде негатива

нина Уильяма Генри Фокс Тальбота

положило начало разработке негативно-позитивного метода получения фотоснимков и способствовало открытию нового способа изготовления светочувствительной бумаги.

В России первые фотографические изображения были получены русским химиком и ботаником Ю. Ф. Фрицше. Большой вклад в развитие фотографии внесли и другие русские ученые и изобретатели. Основоположником научной и судебной фотографии является русский криминалист Е. Ф. Буринский. В 1894 г. по поручению Российской академии наук он организовал лабораторию фотографического восстановления древних письмен. Буринский применил разработанный им метод восстановления угасших текстов, суть которого состоит в ступенчатом повышении контраста первоначального текста.

В 70-х годах XIX в. предпринимаются попытки использовать фотографию в целях регистрации и расследования. Первой использовала фотографию французская полиция (1841 г.). Существенных результатов в этой области добился французский криминалист А. Бертильон, сконструировавший несколько фотокамер для опознавательной съемки, съемки на месте происшествия и для съемки трупов. Им же были разработаны правила сигналетической и измерительной фотосъемки. Наряду с использованием фотографии в разыскной и регистрационной работе ее внедряют и в судебную экспертизу. В указанном направлении много и плодотворно работал Е. Ф. Буринский. В 1892 г. при Санкт-Петербургским окружном суде он создает судебно-фотографическую лабораторию. В 1893 г. при прокуроре Санкт-Петербургской судебной палаты создается правительственная судебно-фотографическая лаборатория, заведование которой было поручено Е. Ф. Буринскому. В 1912 г. лаборатория была преобразована в Петербургский кабинет научно-судебной экспертизы, что положило начало созданию криминалистических учреждений в России. Развивая применение фотографии в следственной работе, Буринский занимается разработкой приемов и средств судебной фотографии. Ученый считал, что необходимо разработать правила судебной фотографии, которые должны быть обязательными для исполнения.

Первой работой по вопросам использования фотографии в борьбе с преступностью стала книга С. М. Потапова "Судебная фотография" (1926).

В настоящее время судебная фотография представляет собой систему теоретических положений, в определенной степени заимствованных из технических наук и адаптированных криминалистами с учетом результатов обобщения судебно-следственной практики. Технический прогресс не мог не отразиться на содержании судебной фотографии.

Итак, судебная фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и разработанных на их основе фотографических методов, средств и приемов, применяемых в процессе собирания, исследования и использования доказательственной информации.

Одно из условий успешного расследования преступлений -точная и объективная фиксация обстоятельств и фактов, имеющих значение по делу. Существенным условием использования фотографии в расследовании преступлений и производстве экспертиз является то, что она должна предшествовать любому другому способу фиксации криминалистических объектов и выполняться в соответствии с научными рекомендациями.

В системе судебной фотографии различают две структурные части по сфере применения: запечатлевающая и исследовательская.

Запечатлевающая фотография - это система научных положений, приемов и методов съемки, применяемых при производстве следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий, используется для фиксации объектов, видимых глазом без применения специальных устройств. Объектами съемки в следственной практике являются: места происшествий с их обстановкой, трупы, следы преступления и преступника, вещественные доказательства, лица, обвиняемые в совершении преступления. Полученные при производстве различных следственных действий фотоснимки представляют собой фотодокументы-приложения к протоколам соответствующих следственных действий. Объектами съемки, применяемой в процессе оперативно-разыскной деятельности, служат событие преступления и лицо, его совершившее.

Исследовательская фотография включает в себя ряд научно-технических положений, приемов, средств и методов фотосъемки, приспособленных для собирания, исследования и использования доказательственной информации в ходе проведения криминалистических исследований, в основном для выявления и фиксации деталей, цветовых и яркостных различий, не видимых глазом при обычных условиях. Фотоснимки, выполненные в процессе экспертного исследования, служат иллюстративным материалом к заключению эксперта и позволяют проследить ход экспертизы, лично убедиться в наличии или отсутствии тех или иных признаков в объектах исследования, и являются составной частью заключения, имеющего значение средств доказывания.

Деление судебной фотографии па запечатлевающую и исследовательскую условно, поскольку в экспертной практике применяются не только исследовательские, но и запечатлевающие методы, и наоборот: при расследовании могут применяться исследовательские методы - например, создание специальных условий съемки.

В настоящее время в криминалистической практике активно используется цифровая фотография. Эра цифровой фотографии началась с момента создания и внедрения фотосенсора или фотодатчика, представляющего собой светочувствительное устройство, состоящее из матрицы и аналого-цифрового преобразователя.

Цифровое изображение - это последовательность цифровых данных, записанных на носитель электронной информации. Файл содержит не только само изображение, но и техническую информацию, записанную цифровой камерой, о режимах съемки, настройках самой камеры, сведения о производителе и модели, серийный номер камеры, порядковый номер снимка по внутреннему счетчику, дату и время съемки.

Цифровая фотография исключает трудоемкий процесс экспонирования и обработки светочувствительных материалов, упрощает фотофиксацию за счет автоматических режимов (фокусирования, экспонирования, цветового баланса) и высокочувствительных приемников, позволяет получить фототаблицу за короткое время, к тому же не требует подготовительных работ. Цифровые фотоаппараты могут работать в различных условиях освещения, не требуя специального подбора пленки. Возможен просмотр отснятого материала непосредственно на месте съемки. В целях оперативной проверки лиц по справочным, криминалистическим и разыскным учетам возможна передача отснятого материала на удаленные расстояния при наличии модемной связи. Имеется возможность преобразовывать объект съемки в вид, удобный для компьютерной обработки, и получать его копии (отпечатки) на широком круге носителей: жестком диске, компакт-диске, термобумаге, писчей бумаге. Изображения, записываемые в электронном виде, можно хранить длительное время в большом многодисковом архиве. Так можно хранить изображения натуральных коллекций, фотографических картотек, других учетов криминалистического назначения.

Современные средства печати позволяют получать изображения с хорошей передачей полутонов и с высоким разрешением, сопоставимым с разрешением фотографических материалов. Одновременно становятся доступными способы компьютерного улучшения исходного качества и преобразования изображений. Можно улучшить качество изображения за счет фильтрации, подавить фон и выявить слабовидимые признаки, повысить контрастность, резкость изображения. Данные операции позволяют увидеть и оценить (распознать) слабовидимые, а подчас и невидимые детали.

Процесс цифровой фотографии заключается в следующем:

  • - подготовка к съемке, экспозиция, получение изображения; обработка и редактирование изображения;
  • - получение фотоизображения или печать копий.

Для успешной работы требуются специальные цифровые устройства ввода, вывода и хранения изображений, а также программные средства - графические редакторы, которые позволяют осуществить:

  • - улучшение изображения;
  • - сжатие его электронного представления в файл с использованием различных графических редакторов;
  • - применение фильтров и спецэффектов;
  • - ретушь (удаление дефектов).

Для получения изображения на бумажных носителях необходимо использовать растровые принтеры с высокой разрешающей способностью (600, 1200, 1800 dpi) - лазерные принтеры и плотную, непрозрачную бумагу с равномерной структурой бумажного полотна и высокой степенью белизны.

Процессуальный порядок применения фотосъемки закреплен в ст. 166 УПК. Перед началом осмотра места происшествия следователь обязан предупредить всех участвующих лиц о применении фотосъемки, о чем должна быть сделана отметка во вводной части протокола. По результатам осмотра изготавливается фототаблица и оформляется как приложение к протоколу осмотра места происшествия, за соответствующим номером. Каждый фотоснимок опечатывается оттиском печати соответствующего правоохранительного органа, каждая страница фототаблицы подписывается лицом, ее составившим.

Научные основы фотографии

Фотография (от греч. фотос - свет, графо - рисую, пишу, т.е. рисование светом, светопись) — это совокупность методов получения стабильных во времени изображений предметов на светочувствительных слоях, путем закрепления в них фотохимических изменений, возникающих под действием светового излучения, испускаемого или отражаемого объектом.

В основе фотографического процесса лежит положение о том, что только те лучи могут химически действовать на вещество, которые этим веществом поглощаются, и это положение стало основным законом фотохимии.

Первый фотографический метод получения качественного изображения на солях серебра, имевший практическое значение, был изобретен французом Л. Дагерром в 1837 г. Днем рождения современной фотографии является 7 января 1839 г., когда Д. Араго доложил на заседании Французской академии наук о новом методе фиксации светового изображения на светочувствительном материале. В честь автора изобретения он был назван «дагерротипией».

Современная фотография базируется на классическом методе получения светового изображения на светочувствительном слое, основой которого является галогенное серебро (наиболее распространенное — бромистое серебро), во взвешенном состоянии растворенное в желатине. Именно это соединение имеет возможность аккумулировать в себе световые излучения, а затем при проявлении превратить их в видимое изображение, повысив чувствительность восприятия в десятки тысяч раз.

Принцип получения фотографического изображения схематически можно представить следующим образом: свет, отразившийся от объекта, и несущий информацию о нем, проходит через объектив фотоаппарата в светонепроницаемую камеру и затем проецируется и аккумулируется на фоточувствительном слое фотоматериала.

Фотографический процесс проходит следующие стадии:

  • экспонирование (фотосъемка);
  • негативный процесс;
  • позитивный процесс.

При негативном процессе скрытое изображение, возникшее в светочувствительном слое фотоматериала во время съемки, превращается в видимое изображение — негатив, в котором почернения обратны яркостям деталей объекта.

Позитивный процесс — это совокупность операций, в результате которых с негатива получают позитивное изображение, отношение яркостей которого соответствует отношению яркостей объекта съемки.

Понятие и система криминалистической (судебной) фотографии

Криминалистическая фотография — одна из отраслей . Разработка судебной фотографии базируется на научных основах общей фотографии.

В современной литературе применяется термин «криминалистическая фотография», подчеркивая криминалистический аспект использования этого метода фиксации. Традиционным остается наименование «Судебная фотография», которое отражает конечный результат ее применения: рассмотрение, исследование, оценка судом фотоизображений.

Таким образом, предмет криминалистической фотографии - это научно разработанная система видов, методов и приемов съемки, применяемых при проведении следственных действий, оперативных мероприятий и криминалистических экспертиз с целью расследования преступлений и представления в суд наглядного доказательственного материала.

Криминалистическая фотография состоит из двух частей: следственной фотографии (запечатлевающей) и экспертной фотографии (исследующей).

Криминалистическое значение применения фотографии

Криминалистическое значение применения фотографии состоит в том, что она позволяет:

  • при проведении следственных действий зафиксировать (запечатлеть) объекты, их детали и обстоятельства, связанные с расследуемым событием;
  • при проведении оперативно-розыскных действий получить данные о преступнике и совершаемых им криминальных действиях;
  • при проведении экспертиз, связанных с уголовными делами, запечатлеть общий вид поступивших на исследование вещественных доказательств, выявить невидимые и слабовидимые признаки, получить изображения исследуемых объектов для их идентификации и иллюстрации выводов.

Виды, методы и приемы следственной (запечатлевающей) фотографии

Для последующей классификации следственной фотографии избраны следующие основания: по объекту (виду) съемки; по способу (методу) съемки; по назначению судебного снимка (приемы съемки).

Вид следственной фотографии - это объекты, которые попадают в орбиту следствия, и сами следственные действия.

Методы следственной фотографии - это практическая деятельность при проведении съемки следственных действий, объектов и следов.

Приемы съемки - это запечатление на фотоснимке определенного объема информации для решения следственно-тактических задач.

Таким образом, следственная фотография - это научно разработанная система видов, приемов, методов фотографической съемки, применяемых в процессе предварительного следствия для запечатления материальных данных, имеющих доказательное значение, и для исследования вещественных доказательств в оперативных целях.

Виды следственной фотографии:

  • фиксация отдельных следственных действий: осмотра места происшествия, следственного эксперимента, предъявления лиц или объектов для опознания, фотосъемка при производстве обыска и др.
  • фотосъемка живых лиц и трупов;
  • фотосъемка отдельных предметов, следов ног (обуви), рук, транспортных средств, орудий, инструментов и др.;
  • фотосъемка документов и других объектов, которые попали в орбиту следствия.

Методы следственной фотосъемки

При производстве судебно- оперативной фотосъемки следователь запечатлевает объекты с одной, двух и нескольких точек.

Основное внимание при производстве фотосъемки с одной точки направлено на то, чтобы не было перспективных искажений, а сами объекты выглядели так, как мы их обычно воспринимаем в действительности.

При фотосъемке с двух противоположных точек необходимо соблюдать следующие правила: снимаемый объект (участок) должен располагаться на одной воображаемой линии, расстояние от центрального объекта (или группы) до снимающего должно быть равным, при съемке на местности угол наклона к фотографируемому объекту одинаковый.

Фотосъемка с четырех точек предусматривает практически те же правила, что и съемка с двух противоположных точек. Добавляется только еще одно направление, и фактически съемка ведется по диагоналям квадрата или прямоугольника. Поэтому такую съемку иногда называют «съемка конвертом».

Панорамная фотосъемка (фотография) - это метод получения фотоснимка с измененным соотношением между сторонами фотокадра за счет увеличения его в длину (панорама может быть горизонтальной, вертикальной и наклонной).

Панорама может быть круговой или линейной. Разновидностью первой будет секторная панорама. Круговая и секторная панорама снимается с одной точки поворотом фотоаппарата (при необходимости запечатлеть объекты и местность вокруг) (рис. 11.1). Линейная панорама — перемещением фотоаппарата вдоль снимаемого объекта, при этом расстояние до снимаемого объекта должно быть постоянным, а оптическая ось — перпендикулярна к плоскости объекта (рис. 11.2).

Рис. 11.1. Схема сектроной панорамной съемки

Рис. 11.2. Схема линейной панорамной съемки

Для того чтобы не оказалось незафиксированных участков объекта на фотоснимках, необходимо при съемке «перекрывать» примерно на 10% один кадр другим. Линейной панорамой рекомендуется снимать плоское изображение. Секторная панорама удобней, например, для съемки поворота дороги, когда фотоаппарат располагается на одной точке внутри этого поворота. Стереоскопическая фотография дает возможность запечатлеть участок местности с объектами (или отдельные сложные объекты) объемными, т.е. так, как мы их видим в действительности двумя глазами.

Измерительная фотосъемка дает возможность определять по фотоснимку действительные размеры объектов и следов.

Измерительная фотосъемка с масштабной линейкой (масштабная фотосъемка) (рис. 11.3). Основа данного способа — получение на фотоснимке непосредственно с объектом масштаба в виде линейки. При производстве съемки необходимо уложить масштаб в плоскости снимаемого объекта. Плоскость пленки в фотоаппарате должна быть параллельна плоскости следа, а оптическая ось перпендикулярна к плоскости следа и проходить через его центр. Масштабная линейка располагается в кадре «с краю», миллиметровыми делениями в сторону объекта.

Опознавательная фотография (сигналитическая). При фотосъемке живых лиц фотоснимок изготавливается в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, анфас и в 3 / 4 слева. При необходимости человек фотографируется во весь рост в той одежде, в которой он был задержан, и т.п. Сигналитические фотоснимки изготавливаются размером 6x9 см и наклеиваются на одну фототаблицу рядом, причем слева фотоснимок «профиль», в центре «анфас» и справа 3 / 4

При сигиалитинеской фотосъемке трупа , которая осуществляется для его последующего опознания или регистрации, в случае

если не удалось установить личность, фотосъемка производится на столе (т.к. это, как правило, происходит в морге), изготавливается поясной портрет в 1 / 7 натуральной величины. Фотографируются правый профиль, 3 / 4 справа, анфас, 3 / 4 слева, левый профиль. При необходимости перед фотосъемкой производят туалет трупа (это не исключает обязательной съемки с повреждениями, т.е. в том виде, в каком труп обнаружен). Недопустимо (если не известно в какой одежде был обнаружен труп) одевать его во что-либо случайное. Освещение не должно давать глубоких теней и искажать внешний вид трупа.

При всех видах сигналитической съемки необходимо, чтобы волосы не закрывали ушную раковину и фотосъемка производилась без головного убора. Исключение составляет съемка задержанного лица, когда его фотографируют в той одежде, в которой оно было задержано.

Макрофотография - это производство фотосъемки криминалистических объектов в натуральную величину или с увеличением (как правило, не более 10-20 крат.). Макрофотография может производиться стационарными длиннофокусными фотоаппаратами, либо обычным с применением удлинительных насадочных колец.

Удлинительные кольца навинчиваются на фотоаппарат на место объектива, а в них ввинчивается штатный объектив. Комплект имеет три кольца различной высоты (8, 16, 25 мм), и таким образом в сумме можно получить дополнительно еще одно фокусное расстояние, т.е. превратить штатный объектив из 50 мм в 100 мм.

Рис. 11.3. Масштабная фотография гильзы

Цветная фотография — способ фиксации криминалистических объектов в цветном изображении. Одним из основных требований при проведении цветной фотосъемки на предварительном следствии и в экспертной практике является применение нейтрально- серой шкалы (может быть в виде линейки или круга), которая фотографируется рядом с цветным объектом, и учет контраста криминалистических объектов, съемка которых производится на цветные фотоматериалы.

Цифровая фотография (рис. 11.4) — способ фиксации криминалистических объектов, при котором фотохимические процессы получения изображения заменены электромагнитными. Однако качество цифровой фотографии пока еще остается ниже обычной 35 мм фотографии.

Рис. 11.4. Криминалистический комплект цифровой фотографии

Приемы следственной фотографии. По объему информации, запечатленной на фотоснимках, их можно классифицировать на ориентирующие, обзорные, узловые и детальные.

Ориентирующие фотоснимки содержат изображение места происшествия и прилегающего участка (рис. 11.5). Эти фотоснимки дают возможность уяснить положение места происшествия среди окружающих его объектов, как бы сориентироваться на местности.

Обзорные фотоснимки - это снимки, на которых запечатлено непосредственно само место происшествия (рис. 11.6). Границы фотоснимка должны примерно совпадать с границами места происшествия.

Рис. 11.5. Ориентирующая фотография

Узловая фотосъемка - это фиксация группы объектов, отдельных предметов или следов на месте происшествия, наиболее важных для расследуемого преступления (рис. 11.7).

Рис. 11.7. Узловая фотография

Рис. 11.8. Детальная фотография

Детальная фотосъемка - это фиксация отдельных (как правило небольших) объектов или следов на этих объектах, т.е. это запечат- ление деталей обстановки места происшествия (рис.11.8).

Рис. 11.6. Обзорная фотография

Виды, методы и приемы экспертной (исследовательской) фотографии

Под экспертной фотографией понимается научно разработанная система видов, методов фотосъемки, применяемая при производстве криминалистических экспертиз с целью запечатления объектов, следов и отдельных признаков для их сравнения в ходе исследования, иллюстрации заключения эксперта, а также для выявления невидимых и слабо видимых признаков.

Многие объекты, фигурирующие в следственной фотографии, методы, приемы используются также и в экспертной фотографии. Но есть и специфические, свойственные только экспертной фотографии.

При проведении экспертиз могут применяться следующие методы фотосъемки:

Микросъемка — метод получения фотоизображения с помощью микроскопа, соединенного с фотоаппаратом или с помощью специальных микрофотоустановок.

Контрастирующая, цветоделительная фотография (увеличение контраста). Основная задача — разделение очень близких по окраске объектов в целях выявления предметов, их диффереиции и анализа.

Цветоразлинение - фотографическое отделение от фона и преобразование слабовидимого (или невидимого) различия оттенков (цвета) оригинала в более яркое, видимое.

Цветовой контраст. Первичное усиление осуществляется подбором светофильтров и источников освещения. Для ослабления в позитиве цвета изображения используется светофильтр того же цвета, который необходимо ослабить, для усиления — фильтр дополнительного цвета. Для ослабления цветового контраста необходимы материалы, чувствительные к данному цвету, для усиления, наоборот, малочувствительные к данному цвету.

Съемка при особых условиях освещения. В основном — это выявление рельефной поверхности с помощью теневой съемки и выявление бесцветных пятен, следов, штрихов и т.д. за счет зеркального или рассеянного отражения (съемка рефлектирующих следов).

Съемка в инфракрасных и ультрафиолетовых лунах. Фотосъемка в ультрафиолетовых лучах с помощью ультрафиолетовых осветителей «ОЛД-41», «Таир-2» позволят выявить и сфотографировать обычным фотоаппаратом па обычных черно-белых фотоматериалах следы травления, неоднородные материалы документов и неоднородные красители (которые при обычном освещении воспринимаются как однородные), инородные волокна, пятна и др.

Действием инфракрасных лучей, например проникновением их через «залитые» тексты, можно запечатлеть эти тексты при фотосъемке через электронно-оптический преобразователь.

Рентгенорадиография. Это метод получения изображения в результате просвечивания объекта рентгено-, гамма- и бета-лучами. Данный метод съемки применяется при исследовании внутреннего устройства и состояния боевых частей огнестрельного оружия, деталей замков (жесткие коротковолновые рентгенолучи); выявления текстов, написанных невидимыми чернилами, содержащими соли тяжелых металлов.

В спектрографии для фотосъемки результатов спектрального анализа используются специальные (спектральные) фотопластинки, обладающие высокой разрешающей способностью.

Цветная фотография при проведении экспертных исследований применяется в тех случаях, когда цвет является иллюстрацией процесса исследования, выявления и фиксации невидимого цветного изображения, иллюстрацией достигнутых экспертом результатов.

Голографичеекие методы съемки используются в настоящее время как для фиксации, так и для исследования криминалистических объектов. Если на проявленную голограмму направить луч лазера, то в пространстве возникает объемное изображение зафиксированного объекта, содержащее полную информацию о нем.

Наиболее широко голографичеекие методы сейчас используются в криминалистическом исследовании документов для различения штрихов графитных карандашей, синих копирок, черных и синих чернил посредством цветоделительной съемки, а также для прочтения залитых, зачеркнутых, замазанных записей и оттисков, восстановления вытравленных, угасших, смытых текстов, выявления дописок и других изменений в документах посредством лазерной люминесценции.

Таким образом, назначение экспертной фотографии можно определить решаемыми ею задачами: иллюстрация проводимого сравнительного исследования, выявление маловидимого и невидимого, наглядное подтверждение фотографиями заключения эксперта.

Процессуальное закрепление и оформление фотосъемки при расследовании преступлений

Результаты фотосъемки могут быть использованы в уголовном деле лишь при надлежащем процессуальном их оформлении.

В протоколах следственных действии, в ходе которых применялась фотосъемка, должны быть отражены следующие сведения:

  • применение фотографических средств (тип аппарата, вид объектива, марка светофильтра, используемый фотоматериал, осветители и др.);
  • объекты фотографирования;
  • условия, порядок и методы фотографирования, характер освещения, время съемки, указание на плане или схеме места происшествия, точек съемки;
  • о полученных результатах (когда это требуется).

Приобщаемые к протоколу фотоснимки следует оформлять в виде фототаблиц. Под каждым снимком необходимо ставить номер и давать краткую пояснительную надпись. Каждый снимок скрепляется печатью следственного органа (при этом одна часть оттиска печати располагается на краю фотоснимка, а другая — на бумаге таблицы). Фототаблицы должны иметь заголовки, в которых отмечается, к протоколу какого следственного действия они прилагаются, и указывается дата его проведения. Для подтверждения достоверности снимков они заверяются подписью следователя и лица, производившего фотографирование (при возможности подписями понятых и участников следственных действий).

Фототаблицы (и негативы в пакете с аналогичной пояснительной надписью) как приложения к протоколу подшиваются в уголовные дела вместе с протоколом следственного действия. О применении фотосъемки при производстве криминалистической экспертизы указывается в исследовательской части заключения эксперта, где также указываются вид фотосъемки и основные ее условия.

Фотоснимки, прилагаемые к заключению эксперта, также оформляются в виде фототаблиц. Под каждым снимком дается краткая пояснительная надпись.


Криминалистическая фотография - это отрасль криминалистической техники, представляющая собой систему научных положений и основанных на них методов, приёмов и видов фотосъёмки, используемых при раскрытии, расследовании и предупреждении преступлений.

Под методом криминалистической фотографии понимают совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств и способов их применения в зависимости

от цели съёмки и характера снимаемого объекта.

В зависимости от того, служат ли методы фотосъёмки для запечатления признаков предметов, доступных восприятию невооружённым глазом, или они позволяют выявить невидимые признаки объекта, их делят на запечатлевающие и исследовательские.

К первым относятся панорамная, измерительная, стереоскопическая, макросъёмка, репродукционная и опознавательная съёмки;

Ко вторым – методы изменяющие контраст (цветоделение, контратипирование, сложение изображений, диффузно-копировальный метод, химическое усиление), микросъёмка, съёмка при особых условиях освещения (в проходящем свете, бестеневая, в косопадающем свете, съёмка с поляризационными фильтрами), съёмка в невидимых лучах спектра (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских, гамма - и бета-лучах, электрография и так далее).

Методы запечатлевающей фотографии:

1) Панорамная съёмка. Если не удаётся запечатлеть объект на одном кадре, так нельзя отойти от него на достаточное расстояние или нежелательно получать снимок со значительным уменьшением, то проводят панорамную съёмку. Она представляет собой последовательное фотографирование объекта на нескольких отдельных взаимосвязанных кадрах, соединённых потом в общий снимок – панораму. Панорамная съёмка в свою очередь бывает круговой и линейной .

При круговой панораме фотографируются объекты с одной точки, поворачивая фотоаппарат так, чтобы последующий кадр перекрывал 10 – 15% площади предыдущего. Снимков делают столько, чтобы запечатлеть весь фотографируемый объект.

При линейной панораме объект фотографируется также по частям, но аппарат последовательно располагается на несколько параллельно расположенных объекту точках съёмки.

Панорама может быть горизонтальной или вертикальной линейной. В качестве примера первой можно привести фотографирование места автодорожного происшествия. Вертикальное линейное панорамирование может быть применено при фотографирование повешенного трупа.

2) Измерительная съёмка. При производстве следственных действий зачастую необходимо иметь снимки различных объектов, по которым можно судить об их размерах и величине расстояний между ними.

Различают приёмы масштабной и метрической съёмки.

Масштабная съёмка. Сущность её заключается в том, что предмет фотографируется с расположенным рядом с ним масштабом - линейкой с сантиметровым или миллиметровым делением. Фотографируемая плоскость предмета во время съёмки должна совпадать с плоскостью расположения измерительной шкалы. Масштабная съёмка обычно применяется в качестве детальной для фотографирования плоских следов и других объектов небольшого размера (следы обуви, следы скольжения на двери от орудия взлома и т.д.). При съёмке объёмных предметов масштаб размещается рядом на небольшой подставке, чтобы шкала линейки находилась в плоскости фотографируемой поверхности предмета.

Метрическая фотосъёмка. Применяется она в тех случаях, когда необходимо получить снимки, позволяющие определить по ним размеры зафиксированных предметов и величину расстояний между ними. Метрическая съёмка применяется для изготовления обзорных и узловых фотоснимков. Чаще всего это способ применяется при расследовании убийств, автодорожных происшествий, несчастных случаев на производстве и тому подобного.

Имеется несколько способов метрической съёмки. Наиболее простой – с глубинным масштабом. Глубинный масштаб представляет собой бумажную ленту с делениями в единицах главного фокусного расстояния объектива фотоаппарата, применяемого при съёмке. Глубинный масштаб укладывается на пол в направлении от фотоаппарата параллельно оптической оси объектива. Начало ленты должно быть расположено строго под объективом. Можно также осуществлять метрическую с квадратным масштабом или путём впечатывания в снимок заранее изготовленной метрической сетки.

3) Стереоскопическая съёмка. Она заключается в изготовлении стереопары, т.е. двух снимков одного и того же объекта, запечатлённого с двух точек, соответствующих расположению правового и левого глаза. Восприятие таких снимков соответствует бинокулярному зрению, в процессе которого ощущение объёма обеспечивается тем, что правый и левый глаз видят предметы с разных точек.

В работе следствия стереосъёмка при запечатлении места происшествия применяется, если обстановка его представляет собой сложное нагромождения большого количества предметов. Рекомендуется также делать стереоснимки места происшествий, обстановка которых быстро должна быть изменена (например, место столкновении транспортных средств).

4) Макросъёмка. Макросъёмкой принято называть фотографирование мелких объе6ктов в натуральную величину или с непосредственны увеличением без использования микроскопа. Макросъёмка применяется, если нужно зафиксировать выявленные на месте происшествия какие-то небольшие по размеру следы или другие объекты (например, следы от орудий взлома, оставленные преступником мелкие предметы).

Макросъёмка производится с помощью различной фотоаппаратуры. Чаще всего для этой цели используются специальные установки типа «ФМН-2», «УЛАРУС-2», «МСК-1» и др. На месте происшествия макросъёмка обычно осуществляется с помощью зеркальных фотоаппаратов типа «Зенит» с удлинительными кольцами, позволяющие получить масштаб изображения до 1:1. Макросъёмка может быть произведена и с помощью специальной приставки к фотоаппарату «Зенит». Состоит она из двух кронштейнов, между которым закреплён мех. К переднему кронштейну крепится объектив, а к заднему – корпус фотоаппарата. Если фотоаппарат «Зенит» снабжён объективом «Индустар-50», то с помощью приставки макрофотографирование можно достичь трёхкратного увеличения. Объективы «Гелеос-44» и «Мир-1» позволяет получить увеличение соответственно до 2,64 и 4,2 крат.

5) Репродукционная фотосъёмка . В работе правоохранительных органов очень часто делать фотокопии различных документов, схем, чертежей, дактилоскопических карт и тому подобного. Такая фотосъёмка называется репродукционной. Используются для неё обычные зеркальные фотоаппараты типа «Зенит» с кольцами или без них, а так же специальные репродукционные установки типа «С-64 Ель», «РУ-2», «Беларусь СБ-1», «УЛАРУС-2», «РУБИН» и др.

6) Опознавательная съёмка. Применяется для последующего опознания, розыска уголовной регистрации преступников, а также для опознания трупов. При этом способе съёмка обычно изготавливаются два фотоснимка: в фас и правый профиль. Перед съёмкой головной убор и очки фотографируемого снимаются, прикрытые волосами уши обнажаются. Если на левой половине лица имеются какие-то особые приметы, то делается снимок и в левый профиль. Если снимки хотя использовать для опознания личности фотографируемого свидетеля, то кроме съёмки в фас и правый профиль целесообразно сделать снимки в ¾ поворота и во весь рост. Фотографируемый в этом случае одевается так, как он был одет в момент совершения преступления или как он обычно одевается. Масштаб опознавательных снимков-1:7.

Опознавательная фотосъёмка трупов проводится по тем же правилам, что и съёмка живых лиц. Если лицо трупа сильно обезображено, испачкано, то проводят так называемый «туалет»: тампонируют и зашивают раны, подкрашивают губы, поправляют причёску, обмывают и припудривают лицо. Всё это осуществляется врачом или под его присмотром. Труп фотографируется в той же одежде, в которой был обнаружен. Если же он найден без одежды, то (во избежание ошибок при опознании) одевать его не следует. В этом случае тело трупа прикрывают куском ткани. Если условие не позволяет придать трупу сидячее положение, то он фотографируется в лежачем. Труп укладывается на стол лицом вверх и фотографируется в фас, профиль (левый и правый), а также в три четверти поворота лица.

Методы исследовательской фотографии: методы исследовательской фотографии применяются в основном при производстве криминалистических экспертиз. С их помощью выявляются невидимые, усиливаются слабовидимые детали объектов, а также фиксируются признаки, используемые при сравнительном исследовании различных объектов.

Существует большое количество методов исследовательской фотографии.

Фотографические методы изменения контрастности широко используются при изучении документов и других объектов. Усиление яркостного контраста с целью выявления детали достигается путём применения различных методов контрастирующей съёмки (подбор соответствующего освящения, применение высококонтрастных фотоматериалов, использование специальных проявителей, дополнительной обработки негативов и т.п.). Усиление цветового контраста с цель выявления различных деталей объекта достигается путём применения светофильтров, подбора соответствующего освещения светочувствительного фотоматериала. Инфракрасные лучи имеют большую длину, чем красные, и не воспринимаются человеческим глазом. Это тепловые лучи. Их излучает всякое нагретое тело. Они по-иному отражаются и поглощаются различными объектами, чем видимые. Для этих лучей прозрачны анилиновые красители, кровь, многие сорта чернил. Поэтому, сфотографировав, например, снимок, залитый чернилами, мы можем увидеть, что на нём было изображено. Непрозрачны для этих лучей сажа, чёрная тушь, графитный карандаш. Для фотосъёмки в инфракрасных лучах может быть использована обычная фотоаппаратура, но фотопластинки и плёнки применяются при этом, специальные, типа «Инфра». Длина волны ультрафиолетовых лучей короче, чем у фиолетовых, и они не воспринимаются человеческим глазом. С их помощью можно прочесть вытравленный текст, обнаружить следы различных веществ (кровь, сперма и т.д.). Источники этих лучей являются обычно ртутно-кварцевые лампы, перед которыми ставится светофильтр УФС. Ультрафиолетовые лучи вызывают люминесценцию многих веществ.

Кроме перечисленных методов фотосъёмки, используется также фотографирование в рентгеновских лучах, бета-лучах и гамма-лучах для просвечивания непрозрачных объектов; электрофотографирование; диффузно-копировальный метод и др.

Приёмы съёмки совокупность правил и рекомендаций, направленных на решение информационных и оперативно тактических задач использования фотографии: каким образом и что именно, в какой последовательности следует фотографировать, что должно быть запечатлено на снимках. В зависимости от решения этих задач выбирают точки съёмки, её направление, ракурс, дистанцию. Например, панорамирование может быть осуществлено линейным или круговыми приёмами. Измерительная съёмка проводится масштабными или метрическими приёмами.

Виды съёмки – это совокупность методов и приёмов съёмки применительно к особенностям фотографируемых криминалистических объектов. Различают следующие виды съёмки: фотосъёмка места происшествия (приёмы её проведения – ориентирующая, обзорная, узловая и детальная съёмка); фотосъёмка следов и предметов; фотосъёмка следов орудий взлома; фотосъёмка следов ног и транспортных средств; фотосъёмка следов рук; фотосъёмка трупа; фотосъёмка при производстве следственных действий (проведение следственного эксперимента, проверка и уточнение показаний на месте, предъявление для опознания, обыска).

По сфере применения криминалистическую фотографию делят условно на три части:

Оперативно-розыскную;

Судебно- следственную;

Судебно-экспертную.

Ориентирующая съёмка должна запечатлевать место происшествия на фоне окружающей среды. На ориентирующем снимке должны быть зафиксированы внешние по отношению к месту происшествия предметы, которые дают возможность уяснить положение данного места среди окружающих его объектов. Часто для получения ориентирующего снимка используется панорамная съёмка.

Обзорный снимок запечатлевает общий вид самого места происшествия. Такой снимок должен охватывать всю территорию места происшествия, воспроизводить обстановку таким образом, чтобы изображение фиксировало главное, существенное в ней и чтобы на снимке были запечатлены важнейшие элементы обстановки места происшествия. Съёмка обычно производиться с разных сторон, чтобы полнее запечатлеть предметы и следы на месте происшествия и их взаимное расположение. Около следов и других вещественных доказательств устанавливаются цифровые указатели. Съёмка осуществляется до установки этих указателей и после неё. В тесных помещениях съёмку производят путём панорамирования или с помощью широкоугольного объектива.

Узловой снимок – это снимок крупным планом участка места происшествия, имеющего наиболее важное значение. Направление съёмки должно обеспечивать привязку объектов к определённому месту обстановки. На одном месте происшествия может быть сделано несколько узловых снимков.

На детальном снимке фиксируются детали обстановки места происшествия, следы и предметы, играющих роль вещественных доказательств. Фотографирование осуществляется крупным планом с масштабной линейкой по методу масштабной съёмки.

Труп на месте происшествия запечатлевается на обзорных, узловых и детальных фотоснимках, иногда на ориентирующих.

Труп всегда следует фотографировать в том положении, в котором он находиться в момент осмотра. Если труп замаскирован ветками или другими предметами, то съёмка осуществляется до и после снятия маскировки. В том случае, когда труп лежит ничком или в другой позе, при которой не видно лица, его фотографируют в той же позе. Фотосъёмка всегда производится с захватом обстановки, непосредственно окружающей труп. При этом в кадр должны войти следы и другие предметы, свидетельствующие об обстоятельствах смерти. Так, если рядом с трупом лежит нож, то необходимо, чтобы они были зафиксированы на снимке вместе с трупом. В тех случаях, когда очевидцы указывают, что поза трупа изменена, целесообразно запечатлеть не только позу трупа и окружающую обстановку на момент прибытии следователя, но и восстановить по показаниям очевидцев с помощью судебно-медицинского эксперта первоначальную позу трупа. Затем опять производиться фотосъёмка, а в протоколе осмотра делается запись, на основании, чьих показаний изменилась поза. Запачканный грязью или кровью труп фотографируется до и после обмывания. Фотосъёмка замёрзшего трупа осуществляется до и после оттаивания. При фотографировании трупа обычно делают съёмку не менее чем с трёх точек: сверху и с двух боковых сторон. Не рекомендуется фотографировать труп со стороны головы ног, так как это приводит к перспективным искажениям. Желательно всегда осуществлять сверху, тогда снимок более наглядно зафиксирует позу трупа и взаиморасположение его относительно окружающих предметов.

  • Следы транспортных средств. Правила их обнаружения, фиксации, изъятия.
  • Способы, средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов рук.
  • СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ

    раздел криминалистической техники, в котором систематизированы специальные методы и приемы фотографирования, используемые при производстве следственных действий, оперативно-розыскных мероприятий и судебной экспертизы. С.ф. подразделяют на судеб-но-оперативную (запечатлевающую) и судебно-исследовательскую. Цель первой - получить точное фотографическое изображение объекта. Для этого используют такие методы.как панорамная, измерительная, репродукционная, опознавательная и крупномасштабная съемки. Наряду с этим для фотографирования при производстве следственных действий используются ориентирующая, обзорная, узловая и детальная виды съемок. Судебно-исследовательская фотография применяется в основном в работе эксперта для выявления невидимых. слабовидимых записей, цветных и ярко-стных различий, для изучения механизма следообразования и др. К методам судебно-исследовательской фотографии относятся контрастирующая съемка, цветоделение, фотосъемка в невидимых лучах (инфракрасных, ультрафиолетовых, рентгеновских и т.п.), микрофотографирование. В развитие С.ф. в России существенный вклад внесли Вурин-ский Е.Ф., на свои средства создавший в 1889 г. первую судебно-фотографичес-кую лабораторию при Петербургском окружном суде; Русецкий В.Л.. Фаворский В.И., Поповицкий А.А., Потапов С.М. и другие криминалисты.

    Бабаева Э.У.


    Энциклопедия юриста . 2005 .

    Смотреть что такое "СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ" в других словарях:

      Юридический словарь

      Большой Энциклопедический словарь

      СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ - в криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений … Юридическая энциклопедия

      В криминалистике система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для запечатления вещественных доказательств при производстве следственных действий (См. Следственные действия) и оперативно розыскных действий (См. Оперативно… … Большая советская энциклопедия

      В криминалистике система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений. * * * СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ СУДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ, в криминалистике система… … Энциклопедический словарь

      См. Фотография судебная … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

      В криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования вещественных доказательств при расследовании преступлений … Энциклопедический словарь экономики и права

      судебная фотография - в криминалистике система методов и технических средств фотосъемки, применяемых для фиксирования и исследования доказательств вещественных … Большой юридический словарь

      ФОТОГРАФИЯ - (греч. светопись) представляет механизированный способ получения изображений при помощи специального аппарата на светочувствительных поверхностях. Фотографический аппарат в своей схеме представляет камеру обскуру вычерненную внутри коробку, на… … Большая медицинская энциклопедия

      См. Судебная фотография … Юридический словарь

    Книги

    • , Г. П. Шамаев. Учебник, подготовленный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 40. 05. 03 `Судебная экспертиза`,…
    • Судебная фотография и видеозапись. Учебник , Шамаев Г.П.. Учебник, подготовленный в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 40. 05. 03 «Судебная экспертиза»,…

    Введение. 3

    1. Общая характеристика судебной фотографии. 5

    1.1. История возникновения судебной фотографии. 5

    1.2. Понятие и основные методы судебной фотографии. 8

    2. Методы судебной фотографии. 11

    2.1. Методы и виды запечатлевающей фотографии. 11

    2.2. Судебно-исследовательская фотография. 18

    2.3. Особенности фотосъемки при проведении отдельных следст-венных действий, оформление ее результатов. 23

    Заключение. 29

    Библиографический список литературы.. 31


    Актуальность темы курсовой работы. Судебная фотография в криминалистике – это система методов и технических средств фотосъёмки, применяемых для запечатления вещественных доказательств при производстве следственных действий и оперативно-розыскных действий, для исследования этих доказательств в процессе судебной экспертизы.

    Развитие криминалистики как науки проходило параллельно с формированием судебной фотографии как самостоятельной отрасли криминалистической техники. «Фотография, - писал в 1947 г. известный российский ученый-криминалист А.А. Эйсман, - была одним из первых методов, широко и органически воспринятых криминалистикой и творчески приспособленных к своеобразным условиям исследования вещественных доказательств. Первые серьезные успехи в развитии общей фотографии, знаменовавшие собою переход от периода опытов, удач и неудач к периоду, в котором окончательно сложились основные принципы и технические приемы фотографии, совпали по времени с первыми попытками использования ее в криминалистике» .

    Оценивая научные изыскания трех последних десятилетий в области криминалистической фотографии, можно отметить, что усилия ученых и практиков были направлены преимущественно на разработку отдельных методик исследовательской фотографии, на поиск путей совершенствования криминалистических средств и методов, базирующихся на традиционном негативно-позитивном фотопроцессе.

    В настоящее время фотография сопровождает процесс расследования на всем его протяжении: с момента обнаружения признаков преступления до момента передачи дела в суд. Столь же широк круг лиц, использующих в своей работе фотографические средства и методы: следователь, оперативный работник, специалист, эксперт-криминалист. Поэтому вполне закономерен интерес к любым изменениям в технике фотографии, позволяющим существенно ускорить и упростить получение снимков при сохранении их статуса производных вещественных доказательств.

    По сравнению с другими методами фиксации (протоколы, схемы, планы, рисунки, чертежи и т.п.) криминалистическая фотография обеспечивает более высокую степень наглядности, объективности, точности и полноты запечатления.

    Актуальность внедрения передовых технико-криминалистических форм и методов работы в немалой степени связана с введением в уголовное законодательство новых составов преступлений, появлением новых объектов криминалистических исследований.

    Объектом исследования является современная практика фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел и связанные с этим проблемы.

    Предметом исследования явилась система фотографических средств и методов фиксации, исследования доказательств при производстве экспертиз и проведении следственных действий.

    Основная цель курсовой работы – исследование фотографического сопровождения процесса расследования уголовных дел путем использования в экспертной и следственной практике фотосъемки, прикладных программных средств обработки изображений, технологии подготовки иллюстраций, способов хранения и передачи изображений.

    Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

    1. Показать историографию вопроса.

    2. Дать определение понятию и рассмотреть основные методы судебной фотографии.

    3. Охарактеризовать основные методы судебной фотографии.

    Методологической основой исследования явились положения общей теории криминалистики и криминалистической техники, исследования отечественных и зарубежных специалистов по фотографической технологии.

    1. Общая характеристика судебной фотографии

    1.1. История возникновения судебной фотографии

    Фотография появилась более полутора веков назад. Заслуга ее открытия (1839) принадлежит французам Ж. Ньепсу и Л.-Ж. Дагеру, которые получили изображение на серебряной пластине, закрепив его в растворе поваренной соли, и англичанину Г. Толботу, предложившему метод негативно-позитивного получения фотоснимков, позволявший тиражировать их.

    Большой вклад в развитие фотографии внесли изобретатели и ученые России: Ю. Ф. Фрицше усовершенствовал проявляющий раствор, что позволило улучшить качество фотоснимков.

    Изобретатель – самоучка И. В. Болдырев разработал метод изготовления прозрачной гибкой пленки, причем за несколько лет до того, как такую пленку стала выпускать американская фирма «Кодак».

    С. А. Юрковский изобрел шторнощелевой затвор.

    С.Л. Левицкий сконструировал камеру с мягким мехом и предложил использовать при фотосъемке в условиях освещения электрическую дугу.

    Вскоре после открытия фотографии во Франции (1841), а затем в Бельгии, Швейцарии были предприняты первые попытки использовать ее в целях регистрации преступников и расследования преступлений. Для этого стали разрабатываться специальные способы, приемы фотосъемки и фотоаппаратура. Первые известные намснимки преступников были изготовлены в 1843–1844 гг. в бельгийской тюрьме Форест.

    Заметных успехов в этом отношении добился французский криминалист А. Бертильон. Он сконструировал несколько фотокамер и разработал правила (рекомендаций) для опознавательной съем­ки и съемки на месте происшествия.

    Помимо специальных приемов фотографирования лиц для их последующего опознания, Бертильоном были разработаны правила применения метрической съемки на месте происшествия и соответствующая фотографическая аппаратура. Рекомендации, изложенные Бертильоном в книге «Судебная фотография», послужили толчком к разработке системы приемов и методов, выходящих за рамки общефотографических. Криминалисты стали изучать передовые научные разработки фотографии, использовать их при проведении исследований вещественных доказательств.

    Достоверные сведения об использовании фотографии русской полицией относятся к 60-м годам прошлого столетия. С помощью фотографического снимка удалось опознать и задержать в те годы крупного преступника Сипку. Начало использования фотографии как средства исследования, в частности, документов было положено в России. Большая заслуга в этом по праву принадлежит пионеру отечественной криминалистики Е.Ф. Буринскому.

    Е.Ф. Буринский изучал фотографические методы исследования вещественных доказательств, доказывал необходимость разработки научно обоснованных рекомендаций, обязательных для исполнения, а потому закрепленных в законе. Его убеждения в исключительных возможностях фотографии как средства исследования основывались на личном опыте. Более века Российская и Французская Академии наук безуспешно пытались выявить угасшие тексты грамот XIV в., исполненных на сыромятной коже и обнаруженных при раскопках на территории Московского Кремля. Е.Ф. Буринский, применив разработанный им метод постепенного повышения контраста фотоизображений, решил данную задачу. За это он был удостоен премии Российской Академии наук, а его ме­тод был оценен как «равный значению микроскопа».

    Открытия и усовершенствования в области фотографии, сделанные Е. Ф. Буринским, в частности, разработанный им метод цветоделения, позволили с блеском провести ряд сложных судебных экспертиз. Его заслугой является не только разработка самостоятельного раздела судебной фотографии, но и создание первой судебно-фотографической лаборатории в помещении Петербургского окружного суда (1889г.). Докладывая на I съезде русских деятелей фотографического дела о своих открытиях, Е.Ф. Буринский с гордостью за науку заявлял, что нет уже более «средств свести с бумаги без порчи ее поверхности следы письма таким образом, чтобы фотография бессильна была их обнаружить».

    Впервые судебная фотография как система «научно выработанных методов фотографической съемки, применяемой в целях раскрытия преступлений и представления суду наглядного доказательственного материала» была представлена в моногра­фической работе видного российского криминалиста С.М. Потапова (1926г.).

    В последнем издании этой работы (1948 г.) С.М.Потапов разделил систему судебной фотографии на: судебно-оперативную фотографию и судебно-фотографическую экспертизу. Первая, по его мнению, содержит методы запечатлевающей фотосъемки - сигналетической, метрической, масштабной, репродукционной и дедуктивной. Вторая охватывает три вида экспертизы: для установления тождества, для выявления недоступных обычному зрению деталей и для обнаружения невидимого. Такое деление фотографии носит относительный характер, так как одни и те же методы и приемы фотографической съемки могут в принципе применяться как следователем, так и экспертом-криминалистом.

    В последующих трудах Е.Ю. Брайчевской, Н.М. Зюскина, Б.Р. Киричинского, А.А. Леви, Д.Я. Мирского, Н.С. Полевого, Н.А. Селиванова, П.Ф. Силкина, Н.В. Терзиева, А.А. Эйсмана, Н.П. Яблокова и некоторых других ученых-криминалистов проведены заметные теоретические исследования, позволившие уточнить предмет судебной фотографии, круг объектов ее съемки и исследований, перечень решаемых задач. Совершенствовался терминологический и понятийный аппараты . В частности, высказывались обоснованные предложения о замене понятия "судебная фотография" "криминалистической фотографией", что более полно отражает ее содержание и входит в полное соответствие с термином "криминалистическая техника".



    Поделиться