Практика "Кто Я?" Или кто Он, голос в голове? Что такое Я? Кто осознаёт себя как Я? Кто я на самом деле.

Если взять всю психологическую практику, то две основные проблемы, с которыми приходится работать - это налаживание отношений и неуверенность в себе. Да и то, трудности в отношениях - это, как правило, следствие нарушенной самооценки. А стало быть каждый раз все сводится к тому, чтобы научить человека трезво смотреть на себя и свойства своей личности, примирить его с собой.

Но вот как раз здесь начинается самая путаница - что же считать собой, что взять за точку отсчета, когда в голове такая путаница? Это сродни вопросу о счастье - ответ вроде бы и очевиден, но не так прост, если задуматься серьезно.

Сложность этого вопроса состоит в том, что при взгляде внутрь себя, там обнаруживается сплошной кавардак. Интроверты знают свой мир чуть лучше экстравертов, но слишком склонны себя запутывать. Экстраверты вроде бы и способны взглянуть на себя по-простому, но находят внутри такую неразбериху, что быстро отказываются от этой затеи.

В итоге, те и другие вынуждены воспринимать себя как непознаваемую данность, как некую аморфную сущность, которая выражает себя в мыслях, чувствах и поступках. А постоянство ее реакций считают своим характером, своей индивидуальностью и очень радуются, когда эта неконтролируемая индивидуальность вызывает всеобщее одобрение, и настолько же глубоко огорчаются, когда она не находит у окружающих должного понимания.

Это и есть фундамент самооценки - насколько «Я» соответствую тому, что от меня ждут. Хотя вернее было бы сказать, что это не самооценка, а ее отсутствие, ведь если не я «сам» себя оцениваю, то это и не САМОоценка, да? Это - МЕНЯоценка…

Нас учат стремиться к этому соответствию, что приводит к весьма печальным последствиям. Вместо того, чтобы искать себе в жизни такое место, которое бы соответствовало нашей сущности, мы ищем способа переделать свою сущность под имеющиеся социальные требования и возможности. Отсюда и начинается внутренний разлад и указанная путаница - очень скоро человек вообще забывает, кто он есть, какой он есть и чего хочет от жизни.

То, что я о себе думаю - это не то, что я чувствую. То, что я чувствую - это не то, что я делаю. То, что я делаю, идет вразрез с тем, что я хочу о себе думать…

Я - это мое тело

Это самый наивный, но вполне естественный вариант самовосприятия. Свое тело мы каждый день видим во множестве зеркал, и всякий раз - о чудо! - оно демонстрирует безропотное подчинение нашей воле. Захотели поднять руку - подняли. Захотели скорчить гримасу - запросто. Тело самым непосредственным образом реагирует на позывы души, что и создает иллюзию нераздельности или даже тождественности с «Я».

Взрослый человек так и говорит - «Я иду», «Я ем», «Я дышу», «Я мерзну». И когда тело испытывает тот или иной дискомфорт, он констатирует - «Мне плохо, я страдаю». Но ведь на самом-то деле плохо не «Мне», а только моему телу…

Ребенок в первые месяцы жизни воспринимает свое тело, как что-то инородное, внешнее. Он играет со своими руками, как если бы они были погремушками, и только спустя некоторое время замечает разницу между своими конечностями и предметами окружающего мира. Взрослый человек может воскресить в памяти подобные переживания, по аналогии с ощущениями в отсиженной ноге, когда она вроде бы и есть, но воспринимается как чужая.

На самом деле, ощутить отдельность себя от своего тела довольно просто - нужно лишь настроиться на нужный лад и правильно сфокусировать внимание. Например, можно встать под холодный душ и пронаблюдать, что мерзнет именно тело, а «Я» при этом может оставаться в стороне и наблюдать за процессом. Возможно, поймать нужный настрой с первого раза не получится, но не с первого, так со второго - ничего сложного тут нет.

Провести такое отделение себя от своего тела очень важно и интересно, поскольку позволяет в дальнейшем относиться к телесному дискомфорту более философски и сохранять душевное равновесие, даже когда телу не вполне уютно. То есть, можно страдать от голода, а можно иметь в виду, что телу хочется перекусить, и при этом ничуть не страдать. Второй вариант несколько более конструктивен, да?

Еще здесь можно вспомнить про инстинкты, которые на генетическом уровне заложены в организм и никоим образом нам не подчиняются. То есть, мы конечно можем противостоять своим инстинктивным позывам, но власти над ними все равно не имеем, а само это противостояние добром не заканчиваются. Инстинкт - это голос самой жизни, и попытка его заглушить ведет к смерти.

Инстинкты неподвластны нашему «Я», мы можем лишь наблюдать их в явной или косвенной форме. Можно было бы сказать, что «Я» - это мои инстинкты, и это будет хорошей попыткой приблизиться к истине. Основы инстинктивного поведения заложены в нас природой, а не приобретены с воспитанием, поэтому им можно доверять - они не подведут, потому что выражают потребности того, чем вообще является человек.

Но все-таки «Я» - это не мои инстинкты и «Я» - это не мое тело. Физическая оболочка - это скорее одно из условий задачи, которую, придя в этот мир, все мы решаем. Суть же этой задачи и ключ к ее решению кроется в чем-то другом.

Я - это мой ум

Следующий и самый проблемный уровень непонимания - это отождествление себя со своими мыслями, с тем, что происходит на самой поверхности сознания. Здесь срабатывает тот же самый принцип восприятия - «Я есть то, что я контролирую». Способность управлять внутренним диалогом создает иллюзию того, что именно в этом и выражается моя самость, мое «Я». Ведь приписывать себе заслуги и гордиться ими можно только, если они были результатом выражения моей свободной воли, а не животного инстинкта или психологическим автоматизма.

В классической психологии есть понятие «Эго», которое считается центром сознательной части личности, и начинающие любители психологических изысканий легко впадают в заблуждение, что «Я» и Эго - это одно и то же. Но это весьма далеко от истины. Эго - это лишь адаптационный механизм, прослойка между внешним и внутренним миром. Его функция утилитарна, но по странному стечению обстоятельств именно Эго со всеми его противоречиями оказывается во главе угла, что и создает почву для всех психологических проблем.

Метафора из жизни. Мы знаем, что кораблем управляет капитан, и если бы корабль задался вопросом о том, где находится его «Я», то правильным ответом было бы «Я - это капитан» (оставим пока в стороне романтические представления о собственной душе корабля). Но затем происходит странная метаморфоза и корабль вдруг начинает считать, что он - это штурвал, ведь именно движения штурвала вызывают смену курса и таким образом как будто выражают свободу корабельной воли. Но не сошел ли этот корабль с ума? Не слишком ли он возгордился в этом своем штурвалоцентризме?

То же самое происходит каждый раз, когда человек отождествляет себя с потоком мыслей в своем сознании. Мысли - это лишь рябь на воде, результат дуновения ветра, но не сам ветер. Считать себя своими мыслями, ставить знак равенства между собой и своим Эго - это узаконенная форма сумасшествия.

На практике это приводит ко множеству житейских проблем, которые невозможно решить, не перейдя на следующий уровень осознанности. Это как раз та самая точка приложения сил, над которой бьются практикующие психологи, - нужно выбить пациента из его привычной уверенности, что быть человеком разумным значит быть человеком здоровым.

Психологи даже придумали специальный термин такой - рационализация, только используют его обычно в более узком значении - например, для описания такой формы психологической защиты, когда пациент высасывает из пальца рассудочное рациональное объяснение своему иррациональному поведению и таким образом избегает необходимости признать настоящую природу своих поступков.

То есть, вот совершает человек какое-нибудь безрассудство (изменяет жене, например), а затем, вместо того, чтобы смириться с тем фактом, что он действительно этого хотел, что этот поступок отражает настоящую его личность, он придумывает рациональное «объяснение», которое снимает с него ответственность и позволяет и дальше пребывать в счастливой иллюзии, что он добропорядочный муж. Он говорит - «Я это сделал, потому что…» - и дальше начинает врать. Это и есть рационализация - самообман через логическое обоснование своих поступков.

В более широком смысле, рассудочное восприятие себя приводит к такой внутренней позиции - «Я» есть то, что я о себе думаю, «Я» такой, каким я решил быть - и это самая несусветная глупость какая только может быть.

Например, человек, начитавшись умных статей на каком-нибудь сайте, проникается логичностью приведенных там рассуждений об относительности любых моральных оценок и говорит себе - «Отлично! С этого момента я буду считать, что в людях нет ничего доброго или злого, люди нейтральны, их нельзя судить» .

И сказав это, он считает дело сделанным: понял - значит изменился. Но как только близкий друг подсовывает ему большую свинью, он оказывается в подвешенном и весьма противоречивом состоянии - сволочью друга считать нельзя, ведь было же решено, что добра и зла нет, но в то же время простить его никак не получается - внутри все горит и хочется этого злейшего друга порвать на части.

Вот вам и внутренний конфликт - на интеллектуальном уровне человек считает, что добра и зла нет, но на уровне своих эмоций продолжает с той же безаппеляционностью раздавать оценки направо и налево. И точно так же продолжает судить себя за каждый промах и восхвалять за каждую самую мелкую победу. Это и создает почву для неуверенности в себе - реальное поведение не соответствует рассудочным представлениям о самом себе, какое уж тут может быть к себе доверие?

Ум чрезвычайно изворотлив в этой своей игре, и потому психологи до боли зубовной не любят умников. Если интеллект пациента не очень изощрен, то вывести его на чистую воду относительно просто - его логика содержит в себе массу очевидных противоречий, обратив внимание на которые, можно довольно быстро привести человека к осознанию того, что он о себе ничего не знает, и заставить его изучать себя с нуля. А вот с умниками беда - их логика тоньше и глубже, и разрушить ее куда сложнее.

Точно так же большие трудности с людьми недалекими, но принципиальными - их вообще логикой не проймешь, она их не интересует, поскольку все их внутренние рационализации построены на слепой вере в некие правила и принципы. Это догматики, под которых копать еще сложнее, чем под умников. Ну да не о том наш разговор.

Итак, «Я» - это не мой ум, не то, что я о себе думаю, не то, что я считаю правильным и неправильным, не мои принципы, не мои взгляды, не то, что я решил и до чего додумался, - это все поверхностная чепуха, которой удовлетворяться никак нельзя. «Я» - это нечто другое, что находится гораздо глубже.

Я - это моя память

Вообще-то, память относится к сфере ума и сознания, но этот вариант самозаблуждения стоит того, чтобы быть рассмотренным отдельно.

Только что мы обсудили, как устроены рассудочные представления о самом себе и, к каким проблемам приводит отождествление себя с этими своими мнениями, мыслями, оценками и принципами. Остался только один вопрос - а где все эти размышлизмы хранятся? Ведь не придумывает их человек каждый раз заново?

Для этого у человека есть память - копилка, в которую складываются готовые решения для типовых ситуаций. Человек помнит о принятых ранее решениях и знает, что правильный человек - последовательный человек. Так его научили, и потому он изо всех сил стремится придерживаться однажды сформированных взглядов и очень стыдится, когда его уличают в непоследовательности.

Однако принципы и мнения всегда отстают от течения времени. Сформированные вчера, они уже не пригодны сегодня. Постоянство, определенность и предсказуемость поведения - успокаивают, дают ощутить почву под ногами и создают иллюзию уверенности в себе… но иллюзия эта рассыпается в прах при первом же столкновении с непредсказуемой и переменчивой реальностью.

Иметь характер и быть постоянным в своих взглядах считается достоинством, заслуживающим самого глубокого уважения. А отсутствие четкой жизненной позиции и гибкость во взглядах считается унизительным приспособленчеством.

Иметь характер - хорошо, не иметь его - плохо. «Я» - это постоянство моих взглядов и ценностей, «Я» - это мой характер, а мой характер - это и есть моя личность. Такую подпрограмму воспитание прописывает в каждом ребенке.

Поэтому и получается, что человек с самого раннего детства начинает взращивать, холить и лелеять свой характер. Из всего многообразия доступных черт, свойств, взглядов и принципов формируется уникальный букет индивидуальных признаков, которые собраны вместе для одной единственной цели - заслужить признание и уважение. Потому что характер - это хорошо, а хороший характер - еще лучше.

Помните ? Так вот, характер - это один из аспектов Персоны, это маска, которую мы предъявляем окружающим и - что гораздо опаснее! - самим себе. Мы верим в свой характер и до чертиков боимся его утратить, ведь в глубине души мы прекрасно понимаем, что весь наш эгоцентризм, вся наша психологическая защита от признания полной своей ничтожности в масштабах вселенной, построена на зыбкой почве памяти о самих себе. Отними у человека память, и что от него останется?

С точки зрения Эго, утрата памяти равносильна смерти, но умирает ли при этом мое «Я»? Если я лишусь памяти о самом себе, будет ли мое дальнейшее поведение тем же, что и раньше? Прийду ли я вновь к тем же взглядам и мнениям? Будет ли мой новый характер прежним, если формироваться он будет в других условиях? - Оставляю все эти вопросы вам для самостоятельных размышлений.

Я - это мои чувства

Прежде чем рассмотреть наш вопрос с этой позиции, нужно определиться с тем, о каких чувствах мы будем говорить. Если брать юнговскую концепцию психологических типов, то там есть интересный нюанс, на который важно сейчас обратить внимание. Есть у него там понятие преобладающей психической функции, одной из четырех - мышление, чувство, ощущение и интуиция. Первые две Юнг называет рациональными, вторую пару - иррациональными.

Вот тут и закавыка: Юнг говорит, что чувства рациональны! Точно так же, как рационально мышление. Разница между ними только в том, что мышление отвечает на вопрос «Правильно или неправильно?» , а чувства - на вопрос «Хорошо или плохо?» Мышление пытается дать логическую оценку, чувства - нравственную.

И вот в этом ключе очень интересно взглянуть на разницу женской и мужской психологии, ведь сфера чувств практически полностью принадлежит женщинам. Большая часть женщин, в качестве преобладающей психической функции имеют чувство, мужчины же более-менее равномерно распределяют между собой остальные три функции. Сейчас эту тему раскрывать будет не к месту, но именно здесь скрывается секрет того, что мужчины и женщины похожи на существ с разных планет.

А для обсуждаемого вопроса нам важно другое, другой тип чувств - иррациональные, те что не подчиняются никакой логике, не зависят от мышления, не поддаются волевому контролю. Те эмоции, которые возникают вопреки голосу разума и содержат в себе гораздо больше психической энергии, чем всякое, самое отточенное, мышление.

Прежде всего, сюда относятся базовые эмоции: гнев, страх, печаль и радость. Это те эмоции, что заложены в человека от природы и никак не зависят от воспитания. Действуя на манер психических гормонов, они задают общую тональность в реагировании на текущую ситуацию. Гнев требует активных действий, проявления агрессии, страх рекомендует спасаться бегством, печаль констатирует потерю, радость - обретение. Эти эмоции можно принимать или не принимать, но их нельзя контролировать - они часть нашей животной природы, которую мы пытаемся скомпенсировать воспитанием.

Остальные эмоции можно назвать условными, на манер условных и безусловных рефлексов. Эти эмоции человек учится испытывать в течении жизни - это обида, злость, ревность, жалость, приязнь и неприязнь, любовь и ненависть… и тому подобное. В психологии эти эмоции иногда называют невротическими, поскольку они выражают искаженное восприятие реальности и являются признаком не вполне нормального функционирования психики. Здесь важна градация - чем интенсивнее эмоции из этого ряда, тем хуже у человека с головой.

Важно здесь то, что эти эмоции всегда находятся за рамками рассудочного контроля и возникают вне зависимости от того, что человек думает, что он считает правильным или неправильным, добрым или злым.

Например, воспитание учит человека осуждать агрессивность, называет такое поведение плохим, безнравственным и даже на спортивном ринге требует проявления спортивного азарта, а не чистой животной агрессии. Агрессия обществу опасна, потому что неуправляема. И вот, пройдя полный курс социальной подготовки и набрав проходной бал, человек оказывается в ситуации, где, например, какое-то хамло пролезает вперед очереди и забирает из под носа последние билеты на премьеру.

Возникновение агрессии в этой ситуации совершенно естественно, но воспитание требует от человека покорности и смирения - то есть, эмоция у него возникает, но выразить ее он себе позволить не может… потому что надо быть хорошим человеком, уравновешенным и добрым. А поскольку он так никогда и не проявлял агрессию в чистом виде, он даже начинает верить в искренность своей добродетели. Агрессивность подавляется, уходит в бессознательное, и человек перестает даже замечать, что она у него где-то там возникает.

Это и есть классическая форма конфликта между сознанием и бессознательным, от которого люди постепенно сходят с ума. Рассудок и сознание говорят одно, а эмоции и бессознательное твердят о противоположном. А поскольку силы тут далеко не равные, побеждает всегда бессознательное - либо подавленные эмоции находят себе выход вне рамок сознательного контроля, и за человеком приезжает милиция, либо личность просто раскалывается на части, и за ним приезжают санитары.

Так вот, утверждение, что «Я» - это мои эмоции или мое бессознательное, куда более верно, чем версия про рассудок или сознание. Ум наполнен абстрактными и показными рассуждениями, которые предъявляются окружающим, чтобы подтвердить и упрочить свое членство в социуме, а эмоции выражают настоящие взгляды человека - то, что он думает и чувствует на самом деле, то, какой он есть внутри, а не снаружи.

Однако и это не отвечает на наш вопрос. Знак равенства, поставленный между эмоциями и истинной сущностью человека, - это большой прорыв, это то самое достижение, за которое бьется каждый психолог с каждым пациентом. Признание природы и содержания своих чувств - это чертовски важно, но это не конец пути. Это та веха, с которой серьезное самопознание только начинается.

У Юнга самый первый и самый простой этап на пути индивидуации - это отделение себя от своей Персоны («Я» - это мои мысли о себе) и признание своей Тени («Я» - это мои настоящие чувства). У Кастанеды путь воина начинается с преодоления страха, что по своей сути то же самое. А весь фрейдовский психоанализ - это и есть детальное описание схватки с Тенью и преодоления невротических страхов.

Пройдя этот этап, человек наконец-то становится взрослым и самостоятельным. В его самооценке устанавливается равновесие, его суждения становятся взвешенными и трезвыми, его образ жизни заново выстраивается вокруг его настоящих пристрастий, он живет, как сам того пожелает, общается с тем, кто ему действительно интересен, он свободен от правил, потому что теперь он способен провозгласить свой собственный закон жизни.

И все-таки, это еще не конец пути… первый враг воина повержен, осталось еще три.

Я - это пустота

Переходим, как это назвал один из читателей, к дистиллированной философии: если все описанное выше - это не «Я», то где же все-таки его искать?

Здесь нам потребуется обратиться к собственной памяти и достать из нее самые давние проблески сознания, до которых только удастся дотянуться. Попробуйте вспомнить самые далекие образы из детства, еще обрывочные и туманные - в них и скрывается предмет наших поисков.

Важно то, что там, где есть воспоминания, присутствует и наше «Я», и чем более раннее воспоминание, чем меньше в нем посторонних мыслей, тем больше в нем чистого осознания.

Если удастся воскресить в памяти что-то из таких образов (а что тут сложного?!), обратите внимание, что давным-давно, еще в два-три года отроду, у вас уже было ваше «Я». Уже тогда вы ясно ощущали и осознавали себя и изнутри этой осознанности вы смотрели на окружающий мир. Не пытайтесь понять это умом - вспомните это! Погрузитесь в детские воспоминания и найдите в них свое «Я» - «Вы» уже там были.

Самые ранние и зыбкие воспоминания - эти вырванные из темноты безвременья островки осознанности содержат в себе важнейшее открытие - «Я есть!» Слов еще нет, мыслей еще нет, морали нет, но «Я» - уже есть!

Посмотрите на это «Я» повнимательнее - не находите в нем ничего странно знакомого? Если нет, достаньте из своей памяти яркие воспоминания трехлетней давности и найдите в них то же самое свое «Я». Отличается ли оно хоть чуть-чуть о того «Я», которое вы нашли в самом раннем детстве?

Если отсечь все лишнее и постороннее, есть ли хоть какое-то различие между тем «Я», которое у вас было в первые годы жизни, и тем, которое было в десять лет, в двадцать, в тридцать?… А сегодня? Отличается ли ваше нынешнее «Я» от вчерашнего?… Есть ли хоть какая-то разница между сегодняшним «Я» и тем «Я», которое вы обнаружили у себя детстве?

Наше истинное «Я» существует вне слов, понятий и смыслов, вне времени и пространства. Даже тогда, когда мы покидаем заветное для искателей истины здесь-и-сейчас, наше «Я» остается на своем месте.

Наше «Я» просто есть, оно не обладает никакими качествами и никаким характером, его невозможно описать и нельзя разделить, оно едино и неизменно на протяжении всей жизни. Его нельзя переделать или воспитать, его нельзя чему-либо научить, единственная его функция - осознание, и этим умением оно в совершенстве владеет с самого рождения.

Счастье человека в обретении этого неизменного «Я» с его спокойной созерцательностью. Осознание само по себе не судит и не дает никаких оценок - оно впитывает и принимает все происходящее вокруг без тревог и страхов. Оно наполнено до краев одним уже фактом своего существования, а боль и наслаждение, страдание и радости окружающего мира его не затрагивают, для него это лишь вспышки света на киноэкране.

Но многолетнее целенаправленное развитие рассудочной и расчетливой стороны психики приводит к тому, что центр тяжести смещается от истинного безмолвного «Я» к вечно испуганному и озабоченному Эго. И это превращает человека в бешеную обезьяну - существо, заблудившееся в своих страхах и сомнениях, мечущееся между своего Эго.

Человек забывает о том, кто он есть на самом деле и, чувствуя пустоту своего существования, пытается теперь обрести себя в своих мыслях, в своих принципах, в своих моральных ценностях, в своем характере, в своей индивидуальности, в своих достижениях и победах… и все тщетно.

Даже игра в саморазвитие тут никак не помогает, поскольку в действительности развивать просто нечего. Можно тренировать свой ум, оттачивать свой характер, причесывать свою систему ценностей и полировать свой нимб, но какое все это имеет отношение к неизменному «Я»? Всякая попытка себя улучшить ведет лишь к ухудшению ситуации - к укреплению Эго, к более глубокому отождествлению себя с тем, что точно не «Я».

От слов к делу

Что ж, всякая философия бесполезна, если ее нельзя применить на практике. Обычно все ждут четких инструкций о том, что именно нужно делать, типа 10 шагов к успеху и тому подобного. Но нужно помнить, что следование чужому, пусть даже и идеальному, плану никогда не приведет к цели. Изучение себя - это процесс творческий , в него обязательно нужно вложить СВОЮ душу, СВОЙ дух, СВОЙ опыт, СВОЮ интуицию. Невозможно обрести себя, следуя по чужим стопам.

Чужой опыт можно использовать, как отправную точку, чужие открытия - как маяки на прибрежных вершинах, но свой фарватер все равно придется искать самостоятельно.

Ну, а в практическом (и терапевтическом) смысле, хороша установка: «Я - это мои поступки». Реальные поступки не обманывают, как это делает изворотливый ум, и они не так расплывчаты, как чувства и эмоции. Каждый поступок, каждое реальное действие в реальном мире - это факт, это твердое и совершенно однозначное выражение сущности человека. Хотите узнать себя - изучайте свои поступки.

Понравилась публикация?

Поделитесь находкой!

Возможно, вас также заинтересует:

Давайте поговорим об этом!

Войти с помощью:



| Ответить Спрятать ответы ∧


Тест «осознание себя, своего «Я», своей жизни» - покажет Вам, насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно . Человек основную часть своей жизни «спит». Эго человека, его привычки, желания, подсознательные установки руководят его поведением. Делая какой-то выбор в жизни, человек руководствуется не своей интуицией, т.е. не спрашивает своё Высшее «Я» , а следует общепринятым нормам или начинает делать рациональный выбор, призывая логику. И такой выбор сводит человека с его истинного пути. Шаг за шагом человек всё дальше уходит от самого себя, следуя чуждым ему путём. Высшее «Я» человека скрыто под покрывалом потребностей его Эго. Каждодневные дела, материальные нужды отвлекают человека, заполняя его жизнь. Человек думает, что когда-нибудь он изменит свою жизнь. А сейчас он пускает свои дела на самотёк, следуя поговорке «Куда кривая вывезет», вот она и «вывозит» его не туда, куда бы он хотел. Как же проснуться? Как увидеть всё ясно? Как осознать себя и стать собой, прийти к себе? Чтобы пришло осознание своей жизни, чтобы было возможно пробуждение от сна Высшего «Я», чтобы можно было увидеть всё ясно , человеку всегда нужно следовать своим истинным желаниям, которые идут от души, а не навязаны кем-то. Чтобы проснуться нужно намерение - сильное, устойчивое и спокойное желание. Говорите себе каждый день - я хочу проснуться, я хочу видеть истинную реальность, я осознаю себя сейчас. И рано или поздно количество перейдёт в качество, т.е. накопившись в Вашем подсознании Ваше намерение, станет реальностью - Вы проснётесь .

А теперь ответьте на все вопросы теста «осознание себя, своего «Я», своей жизни - насколько Вы пробудились, проснулись и видите мир ясно», и Вы узнаете насколько Вы пробудившийся, проснувшийся, осознанный человек.

Тест представлен в виде шкалы, как это описывает Дарио Салас Соммер, вот цитата из его книги «Практика повышения уровня сознания»:

«Выделим два основных известных нам состояния сознания: сон и бодрствование. Давайте сравним сознание со шкалой термометра. Введем 20-градусную шкалу: 10 градусов выше ноля и 10 градусов ниже. Деления выше ноля обозначают степень бодрствования, а ниже - степень сна. Мы знаем, что существуют различные степени глубины сна. Никогда не принимается во внимание то обстоятельство, что наряду с существованием различных степеней глубины сна существуют также различные степени бодрствования. Человек в процессе своей обычной деятельности может быть более бодрствующим или менее бодрствующим». В данном тесте температура осознанности может колебаться от - 58 до 58 баллов.

Результаты ответов на вопросы теста разделены на 8 групп. Набрав определённое количество баллов, Вы можете оказаться в одной из этих групп: 1.Вы в глубокой спячке, 2.Крепкий сон, 3.Дремота, 4.Вы на грани пробуждения, 5.Вы начали пробуждаться, 6.Вы проснулись, 7.Вы осознанный человек, 8.Ваша воля в Ваших руках. . Расшифровка каждой группы даётся после прохождения теста. Для объективной оценки Вашей осознанности, Вам нужно ответить на все вопросы теста. Отвечайте на вопросы обдуманно и честно.

1. Имеете ли Вы вредную привычку курение:

курю ежедневно

никогда не курил

курю редко, но могу обойтись и без сигарет

бросил

2. Имеете ли Вы пристрастие к алкоголю:

Выпиваю по выходным или каждую пятницу

Вообще не пью

Могу выпить на праздник, но могу и не пить

Если начинаю выпивать, то не могу себя контролировать, бывают запои

Выпиваю каждый день

бросил пить

3. Довольны ли Вы своим весом:

Люблю вкусно поесть, но не переедаю, вес в норме

Имею лишний вес (недостаточный вес) (2-6 кг.)

Имею большой лишний вес или большой недостаточный вес (больше 6-10 кг.)

Имел ранее лишний вес (недостаточный вес), сейчас вес в норме.

4. Имеете ли Вы пристрастие к наркотикам:

Нет

Да

бросил

5. Имеете ли Вы вредную привычку игроманию:

Да

Нет

бросил

6. В каком состоянии Ваше здоровье:

отличное

удовлетворительное

плохое

7. Если Вы чувствуете недомогание, как Вы поступаете:

сразу обращаюсь к врачу

я веду здоровый образ жизни и редко болею

пробую лечиться сам, если нет результата, с неохотой иду к врачу

не хожу к врачам, даже если чувствую недомогание, пойду только в самом крайнем случае

никогда не пойду к врачу

8. Вы довольны своей внешностью:

Абсолютно доволен

Доволен, но не всем

Вообще не доволен

Моя внешность для меня не имеет особого значения

9. Занимаетесь ли Вы физическими упражнениями (спортом):

Да, регулярно

Нет, мне некогда

Время от времени

10. Ваша личная жизнь:

У меня есть любимый человек (муж/жена, друг/подруга), и я счастлив

Я в браке (в отношениях) и несчастлив

Я один и мне от этого плохо

Я один и доволен своей жизнью

11. Ваша работа:

Я занимаюсь любимым делом и полностью доволен (даже если бы не нуждался в деньгах, то всё равно бы занимался этим делом)

Я ненавижу свою работу, работаю только из-за денег

К своей работе отношусь лояльно, но если бы не нуждался в деньгах, там бы не работал

Работа не приносит радости, работаю по привычке (не знаю, чем буду заниматься, если уйду с работы)

У меня престижная работа, работаю из-за статуса и/или денег

12. Есть ли у Вас увлечения, хобби:

Да, у меня много увлечений

Есть одно хобби

Нет

13. Как Вы ведёте себя в споре:

Всегда яростно отстаиваю свою точку зрения, чтобы последнее слово было за мной

Спокойно выслушиваю чужую точку зрения, но остаюсь при своём мнении, не люблю спорить

Люблю поспорить, провоцирую окружающих к спорам, но сам спор воспринимаю, как развлечение

Всегда даю оппоненту возможность высказаться. Мне интересно выслушать точку зрения, отличную от моей - возможно, что-то пригодится.

Чаще отстаиваю свою точку зрения, но иногда могу и уступить

Боюсь спорить, избегаю споров

14. Как Вы отстаиваете свои права:

Могу устроить скандал, если мои права ущемлены

Буду искать компромиссы или пойду на уступки, чтобы не было конфликта

Не позволю ущемлять свои права, но буду вести себя спокойно и уверенно

Чаще отстаиваю свои права, но иногда пасую

15. Как Вы относитесь к общественному мнению (нужно быть замужем, иметь детей, престижную работу, высокий доход и т.д.):

Меня беспокоит мой статус, но я всегда поступаю так, как я хочу

Меня сильно тревожит, что говорят или думают обо мне другие люди

Я стараюсь всегда следовать социальным нормам

Мне всё равно кто и что обо мне думает

16. Когда Вы в компании знакомых оказались в ситуации, где выглядите глупо, смешно, как себя ведёте:

Смеюсь над собой от души, признаю свои промахи

Чаще мне стыдно, неприятно, но я делаю вид, что мне смешно или безразлично

Я сержусь, не люблю, когда надо мной смеются

Чувствую себя очень неловко, теряюсь

17. Авторитетный для Вас человек (или человек от которого Вы зависите) поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

18. Человек, который зависит от Вас, поступил по отношению к Вам некрасиво, что Вы сделаете:

Промолчу, чтобы не портить отношения

Спокойно скажу, что мне это неприятно

Выскажу всё, что думаю о нём, в резкой форме

19. Умеете ли Вы контролировать свои эмоции (обидчивость, вспыльчивость, гнев)

Мне очень трудно контролировать свои эмоции

Часто мне бывает сложно контролировать свои эмоции

Я спокойный человек

Иногда мои эмоции выходят из под контроля, но это бывает крайне редко

20. Как Вы относитесь к неожиданным переменам (в работе, в личной жизни):

Я боюсь перемен, сопротивляюсь им, долго переживаю

Воспринимаю перемены, как новые возможности

Если перемены произошли - переживаю недолго, стараюсь быстрее к ним приспособиться

21. Планируете ли Вы свои дела:

Планирую всегда, даже повседневные дела

У меня не получается жить по плану, постоянно откладываю дела на потом

Планирую важные дела

У меня редко получается придерживаться намеченного плана

22. Если ли в Вашем близком окружении есть люди, поведением которых Вы недовольны, что Вы будете делать:

Пытаюсь изменить их (силой или настойчивыми уговорами)

Осуждаю их

Закрываю глаза на их поведение, чтобы не портить отношения

Перестану общаться с ними

Принимаю людей такими, какие они есть

23. Как Вы выполняете данные обещания:

Я рассеянный человек, могу забыть о данном обещании

Я всегда выполняю данные обещания, даже в ущерб себе

Если по каким-то веским причинам, я не могу выполнить обещание, то скажу об этом

Если по каким-то причинам, я не могу выполнить обещание, буду избегать человека, которому дал обещание

24. Вспомните самое неприятное событие в своей жизни, когда Ваши планы сорвались, цели не были достигнуты. Кто, по Вашему мнению, был причиной этого:

Другие люди и обстоятельства

Я сам был виноват

Никто не был виноват, так сложилась судьба

25. Есть ли в Вашем окружении люди, которые раздражают Вас, злят или те, которых Вы боитесь:

Да

Нет

26. Как долго Вы можете быть без общения:

Неограниченно долго

Недолго

Вообще не могу, мне необходимо общение постоянно

27. Как часто Вы употребляете в своей речи нецензурные выражения:

Среди близких людей или друзей

Никогда не употребляю

Часто, даже в общественных местах

Очень редко

28. Сможете ли Вы высказать своё мнение без подготовки перед большой аудиторией:

Испытываю стеснение, но смогу

Не смогу

Смогу легко



Онлайн-сервис:
Венера в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Марс в знаках зодиака

Онлайн-сервис:
Луна в знаках зодиака

ФОТО Getty Images

1. Сократ (470–399 год до н.э.)

Знаменитое изречение на фронтоне храма в Дельфах, которое так нравилось Сократу, гласило: «Познай себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Однако этот афоризм призывает не столько к индивидуальному самопознанию, сколько к познанию человеческой природы в общем смысле: человек должен отличать то, что ему известно, от того, чего он не знает.

2. Марк Аврелий (121–180)

В «Рассуждении о самом себе» император и стоик Марк Аврелий напоминает о важности реалистичного взгляда: надо уметь отделять то, что зависит от меня, от того, что от меня не зависит. Чтобы провести это разграничение, необходимо понимать, кто я и чего я хочу. Он утверждает, что познание себя начинается с умения управлять собой и своими страстями.

3. Блаженный Августин (354–430)

«Исповедь» – одно из первых произведений западной культуры, написанное от первого лица. В ней Блаженный Августин открывает свои грехи, ничего не приукрашивая и не утаивая. Это подлинный диалог с самим собой – который при этом полностью обращен к Богу и прославляет его. «Исповедь» Блаженного Августина создает новый жанр: интроспекцию, или самоанализ… Однако для Августина его «Я» существует только в соотнесении с Богом. Появление отдельного «Я» и субъективизма мы увидим только с приходом Ренессанса и гуманизма.

4. Мишель Монтень (1533–1592)

«Кто я?» – этот важнейший вопрос ставится в «Опытах» Монтеня. Уже в обращении «К читателю» философ признается: «Содержание моей книги – я сам». Исследуя собственное «Я» («Я изображаю именно себя»), Монтень старается понять, в чем состоит «удел человека». Позже Паскаль критиковал его обращенность на себя, возражая: «Я» ненавистно». И тем не менее: это лишний раз подтверждает, что «Я» благополучно существует! Так наступила эпоха индивидуальности и субъективизма.

5. Рене Декарт (1596–1650)

Признанный «отцом рационализма», Декарт не меньший вклад внес в субъективизм, развернув философию в сторону личности. Стремясь обобщить наши знания о мире, философ исходит из пресуппозиции, что ничто не существует. Однако, чтобы сказать «Я сомневаюсь во всем», необходимо наличие «Я», субъекта сомнения. Таково его «cogito» – осознанная субъективность мысли: я сомневаюсь, следовательно, «я мыслю, следовательно, я существую». Вот оно, «Я» личностное и конкретное, – «Я» Рене Декарта. Субъективное осознание самого себя становится первым достоверным знанием и основой любого познания.

6. Жан-Жак Руссо (1712–1778)

Автобиографию он вслед за Блаженным Августином называет «Исповедью». Она описывает первые 53 года жизни философа эпохи Просвещения. Далекий от религиозных догм, Руссо прежде всего стремится к искренности, он озабочен тем, чтобы исследовать и рассмотреть самого себя во всей своей уникальности («Я осмеливаюсь верить, что я не похож абсолютно ни на кого, кто когда-либо существовал»). Его книга считается первой автобиографией в полном смысле этого слова. В ней «Я» становится основным вопросом современности, а субъективность – той линзой, через которую человек смотрит на мир. С этого момента путь к психоанализу открыт…

  • Вступление;
  • Чтобы не ходить по кругу;
  • А есть ли враг? Голос в голове и кинематограф;
  • Метод самоанализа «Кто я?», родом из глубокой древности;
  • Практический эксперимент участников проекта;
  • Выводы.

ВСТУПЛЕНИЕ, ГОЛОС В ГОЛОВЕ

Большинство из тех, кто встал на путь настоящего духовного развития, воспользовавшись советом древних "Познай себя", наверное уже догадываются о существовании своей некоей "призрачной тени", иной половины, второго Я, Alter ego,  "ветхого человека" (по Библии), или так называемого (обобщенно) Животного начала, выражающегося чаще всего в качестве коварного и подчас надоедливого голоса в голове. Говоря "чаще всего", я не претендую на утверждение, это всего лишь догадка, гипотеза, исследование, лежащие в основе внутренней работы над собой и потребности разобраться в природе и устройстве себя, не как тела, но как одухотворённого человеческого существа. Голос в голове слышат все, однако далеко не каждый готов признаться в том, что он реален, обособлен и в сущности своей является лютым врагом человека. Врагом, который целенаправленно и успешно управляет человеком, его словами, решениями, поведением, да и всей жизнью и ведёт человека к смерти духовной, что в действительности есть намного серьёзнее, чем прекращение существования материального тела, пусть большинство сегодняшних людей этого и не осознают. Люди в абсолютной своей массе целиком отождествляют себя с ним, и полагают, что он (голос в голове ) - это вполне естественная, безобидная и неотъемлемая часть человеческого существа, этакая не до конца изученная особенность нашего сознания. Многие из людей, прожив целую жизнь, даже не успевают ни разу задуматься над этим, считая само предположение, что Личность и Сознание разные понятия, забавным художественным вымыслом, иначе говоря, больной фантазией. И даже те, кто догадывается о Его существовании, наверняка не осознают всей важности происходящего, мол, это меня не касается, я не слышу голосов, но частенько разговариваю сам с собой - а разве это одно и то же? Человек же существо мыслящее, а значит, я не могу не думать. Но, прежде чем куда-то двигаться, не мешало бы узнать, куда именно надлежит держать курс; и ежели существует препятствие по курсу, изучить и понять, в чем заключается его смысл, в противном случае ходьба по кругу, причем годами, вам обеспечена - всего лишь как досадная закономерность, плата за беспечность.

Главная задача данной работы состоит в том, чтобы попробовать с помощью привычного и доступного нам всем  инструмента - сознания - "отделить", разграничить, собственно Сознание (категорию Животного начала) от Личности (категории Духовного начала, - назовем это так, потому как Личность, исходя из теории, есть часть Духа, значит, духовное, надеюсь, никто возражать не станет). Безусловно, об этом уже подробно написано в "АллатРа", но кто-то читал, кто-то и не собирается, а голос в голове "сидит" (а иногда дебоширит) у практически каждого.

Но существует ли враг, вообще? Кто он? Почему враг? Какова его роль и природа? И где же Тот, кому необходимо обрести духовную свободу? На эти вопросы каждый человек должен найти ответы самостоятельно, потому что именно в этом заключен смысл созревания нового духовного существа, более известного в простонародье как Ангел. Мы же, в свою очередь, в свойственном нам духе альтернативного видения, попытаемся предложить вам "взглянуть на ситуацию" немного с другой стороны, вдруг это окажется полезным.

В вопросах поиска любых доказательств важна грамотная аргументация, поэтому мы выбрали сегодня более кардинальный путь, по сравнению с прошлыми попытками. Опустим философствования и цитирование авторитетных источников, а перейдем к более убедительным для сознания аргументам, для чего сперва приведем вариации на тему из любимого всеми кинематографа, а затем приступим к настоящему катарсису, осветив личный практический опыт практики "Кто я?". Предупреждаю, видеороликов в материале много, они интересны, порой чересчур жестки, но отображают суть, кто захочет разобраться, не пожалейте времени, вполне возможно, данный аналитический разбор поможет найти новое понимание и изменит вашу дальнейшую судьбу в лучшую сторону. Людям же с явными психическими отклонениями эту статью лучше не читать.

Во второй части мы попытаемся немного поговорить о Том, кто должен обрести духовную свободу, - о Личности.

ЧТОБЫ НЕ ХОДИТЬ ПО КРУГУ...

Но сперва давайте на секунду остановимся и забудем всё, что мы до этого знали. Зачем? Чтобы непредвзято посмотреть короткий ролик и спокойно взвесить то, о чём было сказано И.М.Даниловым в первом интервью "Откровенный диалог о самом главном ":

Итак, дабы не ходить по кругу и не тратить понапрасну драгоценное время, которого и без того нет, нам советуют просто встать перед зеркалом и задать элементарнейший вопрос "Кто Я?".

Но прежде, для более осознанного выбора, я предлагаю просмотреть серию видеороликов из фильмов "Маленький будда", "Мирный воин", "Револьвер", "Бойцовский клуб", "Властелин колец" и "Бёрдман". Местами жестковато, конечно, но что поделаешь, это жизнь в материи.

А ЕСТЬ ЛИ ВРАГ? "ГОЛОС В ГОЛОВЕ" и КИНЕМАТОГРАФ.

"Маленький Будда"

Начнем с самого удобоваримого для духовно очищающихся личностей фильма «Маленький Будда», созданного режиссером с мировым именем Бернардо Бертолуччи. Яркая, красочная, интеллектуальная и принизанная глубокой философией история о зарождении буддизма. Фильм легкий, и для просмотра могу рекомендовать всем.

"Мирный воин"

Далее воодушевляющая на великие свершения и жизнеутверждающая кинолента "Мирный воин", ставшая настоящим шедевром для ищущей и устремленной категории населения. Фильм хорошо мотивирует, помогает осознать, что в каждом человеке есть второе дыхание, достаточно просто поверить в себя… уверен, для многих он стал отправной точкой к качественному изменению бытия, во многих отношениях, безусловно, в лучшую сторону. Рекомендую.

"Револьвер"

Культовый "Револьвер", уже рассматриваемый нами на сайте ранее (). О нем можно говорить много, и он самым непосредственным образом касается нашего исследования, ведь главный герой вступает в борьбу с этим самым вторым "Я", выявляя его и побеждая. Многие пересматривали этот фильм неоднократно и помнят приведенные мной эпизоды, а их будет четыре. Тем не менее, думаю, не помешает еще раз пересмотреть. Один из самых глубоких, стильных и захватывающих фильмов, которые мне приходилось видеть, однако в наличии реалистичный криминал, кровь крупным планом и откровенное насилие, а значит, возрастной ценз - для взрослых. Хотя, кому я это говорю?

"Револьвер", сцена первая: "Не давай заморочить тебя загадками, мистер Грин. Вы так давно слышите этот голос внутри, что считаете его своим".

"Револьвер", сцена вторая: "Я тебя слышу..."

"Револьвер", сцена третья: "Знаешь, в чем прелесть этой игры, Джейк? Неизвестно, где противник, ибо неизвестно, есть ли он."

"Револьвер", сцена четвертая: "Я знаю, что ты до сих пор там, я чувствую, как ты умираешь. Я слышу, как ты умоляешь дать тебе пищу..."

"Бойцовский клуб"

Экранизация романа Чака Палланика, скандальный "Бойцовский клуб", - стильное, динамичное, брутальное, пугающее и разрушительное кино, настоящая адская смесь, вызвавшая волну негодования законодателей и блюстителей общественных норм в конце 90-ых, что впрочем не помешало ей набрать безумную популярность у кинозрителей. "Бойцовский клуб" - это крайность и самый запущенный диагноз нашего исследуемого вопроса. Из-за чрезмерного насилия и деструктивного характера к просмотру не рекомендую (хотя ведь все равно видели или посмотрите).

"Властелин колец"

Многие помнят этого "чудика" и его колоритные диалоги с самим собой.

"Бёрдман" ("Birdman")

Ну и последний пример, оскароносный "Бёрдман", один из самых странных, экстравагантных, безумных, но в тоже время опьяняюще драматичных фильмов. Главный герой слышит голос в голове и потихоньку натурально сходит с ума. Ни грамма духовности, возможно поэтому четыре "Оскара". И пациент - наш!

Можно привести еще десяток ярких кинематографических работ, где сюжетная линия построена на раздвоении личности главного героя, например "Остров проклятых" с Ди Каприо. Но смысл не в том, чтоб привести как можно больше, а убедить сознание, что он, голос в голове, вполне реален. Во время подготовки материала случайно (хотя о работе подобных случайностей я, пожалуй, напишу позже) наткнулся на стихотворение Владимира Высоцкого "Второе "Я", разве не том же?

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря,
Могу одновременно грызть стаканы
И Шиллера читать без словаря.

Во мне два "я", два полюса планеты,
Два разных человека, два врага.
Когда один стремится на балеты,
Другой стремится прямо на бега.

Я лишнего и в мыслях не позволю,
Когда живу от первого лица.
Но часто вырывается на волю
Второе "я" в обличье подлеца.

И я боюсь, давлю в себе мерзавца,
О, участь беспокойная моя!
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе "я".

Когда в душе я раскрываю гранки
На тех местах, где искренность сама,
Тогда мне в долг дают официантки
И женщины ласкают задарма.

Но вот летят к чертям все идеалы.
Но вот я груб, я нетерпим и зол.
Но вот сижу и тупо ем бокалы,
Забрасывая Шиллера под стол.

А суд идет. Весь зал мне смотрит в спину,
И прокурор, и гражданин судья.
Поверьте мне, не я разбил витрину,
А подлое мое второе "я".

И я прошу вас, строго не судите,
Лишь дайте срок, но не давайте срок,
Я буду посещать суды, как зритель,
И в тюрьмы заходить на огонек.

Я больше не намерен бить витрины
И лица граждан. Так и запиши.
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души.

Искореню! Похороню! Зарою!
Очищусь! Ничего не скрою я.
Мне чуждо это "я" мое второе.
Нет, это не мое второе "я".

Во все времена люди интуитивно подмечали тайное стремление Животного начала взять бразды правления в свои руки для того, чтобы еще более усугубить жизненные обстоятельства и осторожно отображали это в своем творчестве. Осторожно, чтобы не замели врачи, которые будто бы избавлены от подобных проявлений.

МЕТОД САМОАНАЛИЗА ИЗ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

Перед тем, как встать перед зеркалом, не помешает процитировать "АллатРа ", страница 142:

Подобный метод самоанализа на тему «Кто я? » и соответствующие техники использовались давно в духовных, мистических школах разных народов, в различных религиозных системах. Они известны с глубокой древности, особенно массово были распространены в Древней Индии и странах Востока. Их практиковали, например, древние йоги, суфии, шаманы.

Эта техника, как ты помнишь, включает в себя раскручивание в медитативном состоянии мыслей на тему «Кто я?» , где необходимо на каждый свой мысленный ответ задавать новый мысленный вопрос . Причём понаблюдать какие мысли приходят, прочувствовать их природу, чаще спрашивать у себя: «Кто тот, кто во мне отвечает?» Желательно, чтобы все мысли протекали плавно, без особого обдумывания и сосредоточения . Приходит мысль, тут же её встречаем вопросом и провожаем первым пришедшим на ум ответом. Но главное, погружаться всё глубже и глубже в себя.

Анастасия: Да, это интересная техника распознания мыслей и ощущений, чтобы понять себя, кто доминирует в твоём сознании. Действительно помогает разобраться в себе, отделить зёрна от плевел. Я помню, как ребята делились своими впечатлениями о данной технике. Каких вариаций только не звучало, как они только не загоняли своё Животное начало в угол. Спрашивали: «Кто я?» «А кто задаёт вопрос?» «Я – тело?» «Но тело смертно». «Я студент». «Но студент - это статус». «Я тот, кто учится». «Но кто учится?» «Я человек». «Кто во мне называет меня человеком и почему?» «Я человек, который любит людей». «Но кто во мне любит?» «У меня есть тело». «А кто ты, у кого есть тело?» «Тело - это не я, но я в нём». «А кто это Я?» «Да пошёл ты... Я - это есть Я, целое и неделимое». Так что Животное начало тоже с «юмором». Очень хорошее упражнение, помогающее добраться до своего глубинного «Я», своих страхов и проблем.

Ригден: Да, Животное начало, как беда: вымучит, но заодно и выучит. Осознавая с чьей стороны приходят подобные мысли, откуда в тебе появляется та или иная проблема, тот или иной корень страха, ты понимаешь, как от этого избавиться и как управлять своим состоянием. При правильном выполнении данной медитативной техники самоанализа, впоследствии возникает чёткость и ясность сознания.

Что ж, пришло время встать и нам перед зеркалом, сколько можно ходить по кругу.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ "КТО Я?" перед зеркалом

"Продолжительность эксперимента около 1 часа. Интерьер: пустая комната, поздний вечер, полная тишина, большое зеркало, стул на расстоянии 1 метра. Блокнот, ручка.

На вопросы "кто я?" долгое время шли односложные ответы, типа: "имя, тело, живой, ты, человек, брат, профессия, тело, дух... и даже святой дух (!). Затем неожиданно и как-то совсем непринужденно завелся диалог. Хочется отметить, что я, принимавший участие в данном диалоге, задавая себе вопросы и отвечая на них же, совершенно не напрягался, будто некая воля говорила сквозь меня. Лишь после окончания самоанализа и прочтения зафиксированного, меня охватил ужас, от осознания реальности происшедшего и того, что все мои неприятности по жизни, а их было немало, брали исток во мне же самом, а именно исходили от того, кто твердо отвечал на вопросы...

Кто я?
- Часть тебя. (коварно)
- Зачем?
- Чтобы убить тебя. (тихо и твердо)
- Да... ты страшен, еще как... (вспоминаю себя в прошлом)... но ты не силен.
- Ты не знаешь о моей силе. (тихо и улыбаясь)
- И какова она?
- Весь мир земной!
- Я могу победить тебя.
- Дерзай, дерзай, дерзай... (самодовольно)
- Кто я?
- Бес. Я твой учитель. Я мог много раз тебя убить.
- Что это за мир? Скажи мне.
- Мир теней. Здесь нет ничего.
- Что это за мир? Что это за место?
- Иллюзия.
- Зачем она нужна?
- Ну как же! Кому-то хочется жить.
- Кому?
- Таким как вы, таким как мы. Всем хочется жить, всем хочется кушать.
- Что кушать?
- Что кушать? (ухмыляясь) Любовь кушать. Есть Бога!
- Почему бы не служить Богу?
- Функция у нас другая, вы можете служить, а мы можем кушать.
- Дай мне свободу.
- Это от тебя зависит, свобода. (безразлично)
- Мне нужно сделать окончательный выбор.
- Давно пора. Я хоть и враг тебе, но могу отпустить.
- Как мне тебя ослабить?
- Живи любовью, все давно сказано.
- Ты мне советуешь жить любовью? (удивленно)
- Если ты собрался к Богу, иди к нему, какие тут разговоры. (безразлично)
- На погоду тело крутит, - констатирую факт, - тело уже не то. Где мои 17 лет?
- А вспомни-ка, потрепал ты себя, потрепал. (ехидно) Всё проверял на прочность? А кто проверял-то, знаешь? Я тебя и проверял. Я тебя обманул. Я тебя всю жизнь обманывал! Работка у меня такая. Все твои дела, все твои мечты, всё это - я! А ты спрашиваешь, кто я? Я - это я. А вот где ты? Вопрос...
- Кто я?
- Нет здесь меня, это всё иллюзия. Ты можешь быть здесь, можешь быть там. Ну вот, теперь ты пообщался со мной, теперь ты знаешь, что ты - это не я...

2 участник .

"Проведение практики «Кто Я?» перед зеркалом, записывая по времени всё происходящее в блокнот. Было взято небольшое зеркало, сев на расстоянии около 50 см. от него фокусировался на левом зрачке отражения, задавая постоянно внутрь себя вопрос «Кто Я?».

Наблюдения:
11:11 Идёт раздвоение Наблюдателя и тела. Голос в голове (далее Оно) молчит. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:16 Тело – искусственная кукла. Не хочет сидеть перед зеркалом. Заглянул за пределы образа в зеркале, увидел демона. Изображение аморфное, нечёткое, по нему пробегает рябь и волны.
11:20 Оно боится смерти. Молчит. Проступает образ демона, жестокого.
11:24 Оно начало матюкаться. Говорит «Ты...уй!» Матюкается ещё сильнее. Не хочет сидеть перед зеркалом.
11:27 Отражение в зеркале начинает жить своей жизнью, поворачивать голову изменять выражение и форму лица. Навевает страх, ужас. Оно боится. Зрачки демона – чёрные. В зеркале демон. Оно боится.
11:32 Понимание – в зеркале не я, я не тело, я не сознание, я не тот, кто спрашивает «Кто Я?» и не тот, кто иногда отвечает (матюкается в голове).
11:35 Сознание начинает выключаться в сон.
11:36 Произошла локализация сознания, его отделение от Наблюдателя.
11:37 Раскрытие глубинных чувств. Идёт наполнение. Я не тело, я не сознание – разделение.
11:39 Возникли боли в теле, в груди справа. Боль пытается отвлечь от практики, напугать.
11:40 При взгляде на отражение есть понимание, что оно информационно многослойно. Есть слой некоего образа – Я, которое нарисовано сознанием. Под этим слоем-маской сидит сам демон – злое, мерзкое существо. А за ним чувствуется поток глубинных чувств, Душа. Появляется понимание кто я Истинный, кто сейчас Наблюдатель.
11:42 При понимании кто Я Истинный, демон уменьшается, скукоживается, теряет силу, исчезает.
11:44 Найдена внутренняя позиция за пределами демона-сознания, позиция духовного Наблюдателя.
11:46 Сознание в ужасе. Хочет уйти от зеркала. То, что в отражении я всегда считал собой, этот своеобразный антураж и, так сказать, внутренний отпечаток, оказывается всё это – демон. Он всю жизнь хозяйничал во мне и я был убеждён что вот он – это Я.
11:50 Оно боится до холода в груди и мурашек по телу. Локализована область, где оно существует. Его нет там, где я наблюдаю. Мы разделены. Оно наблюдаемо и очень боится. Оно обречено на смерть и скулит, возмущается.
11:54 Демон уже не прячется за бутафорной маской псевдо Я. Он пытается угрожать, меняя изображение лица в зеркале, при этом срабатывает задняя сущность и в теле чувствуется могильный холод.
11:55 Оно говорит «Я демон!» Признался однако:) ...
11:56 Сознание бушует, боится, угрожает.
11:58 Из зеркала смотрит умный демон-зверь. В сознании возникает образ собаки с обнажёнными клыками. Оно пугает, само боится, но пытается убедить меня, что боюсь я, как Наблюдатель.
12:00 Оно не хочет сидеть перед зеркалом. Оно страдает, когда за ним наблюдают. Оно всегда сидит за маской мнимого Я, «Хорошего друга», «Рубахи-парня», на самом деле оно беспощадный хищник. Оно всегда хочет прикинуться мною, чтобы я поверил, что я – это оно. В нём только холод и злоба, жадность, жажда и ненасытность.
12:04 Оно мертво и пусто. Оно очень боится.
12:05 Исчезло «Я – бутафория» нарисованная сознанием, из зеркала смотрит демон, которого я наблюдаю. Оно пугает что он – это я и я таким и останусь – жутким, лютым, жестоким. Оно хочет уйти от зеркала.
12:09 Оно хочет уйти от зеркала. Оно страдает, когда за ним наблюдают.
12:11 Оно пытается закрыться образом бутафорного Я, тем образом, которым я привык себя считать собой.
12:12 Практику пришлось прервать, т.к. помешали домашние.

После проведения практики проявилось удивительное состояние ясности и понимания кто есть я истинный. Всё что я считал всегда собой – это бутафория навеянная моим Животным началом, сознанием. Оно очень ловко подделывается и маскируется под меня, убеждая в том что его мысли, образы, эмоции – мои".

3 участник .

"... Передо мною незнакомое существо с пустыми глазами, время от времени оно пристально смотрит и в глазах можно уловить колючий взгляд ненависти. Много раз читая и даже помня о том, что мой злейший враг внутри меня самого, сейчас получилось реально пережить это и воочию убедится кто есть, кто.

Когда начинаю пристально вглядываться, становится очевидным факт, что я не тело. Внезапные подергивания мимических мышц, которые я вовсе не контролирую говорят мне именно об этом факте. Если я был лишь телом, весь организм в унисон повиновался моим командам , но даже представить, что в одну секунду мне пришлось бы управлять миллиардами, а то и триллионами разных операций, в том числе на клеточном уровне, я просто не могу. Я ведь не человек-терминал какой-то .

Следующим интересным моментом были внезапные «глюки». Наверное, каждый хоть раз да видел голливудские фильмы про людей-мертвецов, зомби, приведений разных, упырей и прочую нечисть. Особенно режиссёры любят моменты, когда в зеркале главный герой видит вместо своего отражения какого-нибудь уродца, при чем внезапно. Так вот, весь этот прекрасный букет удалось пережить просто будучи дома, бесплатно в двойном объеме и даже без попкорна. Сложилось такое впечатление, что оно хочет напугать и увести от чего-то важного, от чего же?

Выйдя за рамки снов, которое оно навевает в виде образов и пробившись сквозь монотонный бубнеж на заднем фоне, забавно видеть этот весь конгломерат повторяющий как попугай « ктоя-ктоя-ктоя-ктоя ». И наступают моменты некоего озарения и внутреннего понимания, кто же «Я» на самом деле. Все видно, как будто со стороны и не со стороны. Становится очевидным где же мой Источник Живой Воды, а где «Я» и куда мне надо!.."

ВЫВОДЫ

Участвовавшие в подготовке этого материала выводы для себя сделали однозначные, голос в голове - откровенное проявление врага, хитрого, разумного, непрестанно льстящего себе и ненавидящего других; не стоит его слушать, равно как и вступать с ним в диалог, иначе велики шансы быть обманутым, даже не подозревая этого. Голос в голове присутствует у каждого, причем любой сомневающийся легко может это проверить, повторив с листком и ручкой наш самоанализ.

Чем хочется закончить, знаете, одно дело смотреть интеллектуальное кино и, "размышляя про себя", думать, что "думаешь именно ТЫ", - хозяин своего тела и разума, царь своего огорода, который всегда, во всём прав... и совсем другое реально набраться смелости и разобраться, а кто ТЫ есть на самом деле ? И кто тот, кто в тебе говорит ?

Или вы, уважаемый читатель, все еще наивно полагаете, что у вас "голоса" нет? А прислушайтесь, проверьте или спросите "Кто я?"

Подготовил: А...

Классификация четырёх «Я» человека.

Образ «я».

Человек с детства привыкает идентифицировать себя с определенной формой и принадлежностью к какому-либо виду. От своих родителей и окружающего мира он собирает информацию о самом себе, отвечающую на вопрос «какой я?». Потом у него закрепляется привычка оценивать себя и свои поступки. Вследствие этой самооценки, в уме формируется представление о себе или образ себя. Этот собирательный «я»-образ закрепляется в нём, трансформируется с годами и проецируется в его жизни. Так у человека создаётся персональный взгляд на себя, который и определяет в дальнейшем способ его взаимодействия с окружающим миром. Теперь свою личность он воспринимает умом через образ своего персонажа , который создаёт внутренний диалог и становится активным в уме. И тогда человек, как во сне , действует от лица этого персонажа и живёт уже не своей, а «чужой» жизнью, подобно высказыванию Шекспира: «вся жизнь театр и люди в ней актёры ». Такое отождествление похоже на вживание в роль или маску на лице и приносит тяжесть и запутанность жизни, в ущерб истинной самореализации человека.

Многие люди ошибочно считают этот образ своим личным «я » и не понимают, что это всего лишь иллюзорная картина в уме, состоящая из мыслей, а не они сами. Этот статичный образ изначально ложен, так как является энергетической структурой с информацией, хранимой в памяти, подобно программе в компьютере. А сам человек является живым существом и может не соответствовать чертам своего персонажа. Если, например, в образе записано, что « я – хороший », а его поведение показывает отклонение от этого правила, то включается внутренний обвинитель и судья, придумывающий наказание за это. Чтобы казаться хорошим и производить на окружающих впечатление «хорошего парня или девушки», он должен «вести себя порядочно и прилично», пряча своё естественное лицо. Человек, на самом деле, может быть и хорошим и плохим в разных ситуациях, но если он игнорирует проявление своей индивидуальности, то испытывает страдание от этого, живя по принципу: «как подумают обо мне другие ». Сила образа захватывает внимание человека и управляет им, заставляя жить в рамках границ своего персонажа. Вот так образ, словно тёмные очки на глазах, искажает видение себя и образует искусственное «я» человека.

Истинное Я

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, указывает на некую часть нашего существа, которое называют высшим или истинным «Я». Его присутствие можно осознать и пережить в пробуждённом состоянии сознания, когда человек получает опыт единства с жизнью и со всем сущим. Происходит обнаружение своей истинной природы и иллюзорности мысленного «я», что позволяет отпустить этот образ и обрести реальное и безоценочное восприятие себя.

Так что же такое истинное «Я»? Почему его невозможно познать умом? Потому, что это Я Живое, а ум пытается охватить его мёртвыми знаниями и заточить в клетку мысленных форм. Это «Я» без «я », неуловимое, не ограниченное телом, вне понимания ума. Всё, из чего состоит наше тело и наш ум, является проявлением Жизни. Мы есть творение Жизни, которая живёт через нас и нами, даже без «нашего» ведома. Нам кажется, что это мы живём в телах, но наши тела в первую очередь принадлежат Жизни по факту творения. Также и мы сами сотворены Жизнью, кем бы мы себя ни считали (человеком, душой и т.д.). Не жизнь принадлежит нам, а мы принадлежим Жизни. Если наше сознание тоже её проявление, то значит Жизнь не только осознаётся, но и осознаёт через нас.

Мы и есть эта Жизнь и всегда являемся Ею, независимо от того, знаем об этом или нет. Эта Жизнь, обладающая разумом и сознанием, является нашим истинным «Я» и нашей сутью. Это «Я» не может быть личным или индивидуальным, так как Жизнь существует одна во всех, и она Единственная, что есть во вселенной. Эта Жизнь в красочных вариантах, творящая Собою все миры и живущая во всём, лишь одна Истинная и Реальная . Нет ничего и никого, кроме этой Жизни, самозабвенно играющей Сама с Собой. И Она пробуждает сознание человека, открывая в нём знание Себя.

Индивидуальное «Я»

Следующее «Я», которое мы рассмотрим, имеет отношение непосредственно к человеку, как к отдельному живому существу. Ведь каждый организм на земле имеет индивидуальное сознание и воспринимает реальность через одно тело и ум. Никто не живёт одновременно во многих телах. Значит этот звук «я» указывает на нечто, связанное с человеческим телом, то есть с его отдельным существом.

Это «Я» и есть сознание Жизни в организме , живущее в нём и осознающее Себя единицей творения. То есть, Жизнь, отождествлённая с человеческим телом, осознает Себя Человеком и создаёт человеческое сознание. Из чего следует, что «я – сознание» отдельного индивида принадлежит Жизни, и не является результатом действия человеческого ума или общества. Это «Я» можно осознать через ощущение собственного присутствия или чувство «Я есть ». Оно указывает на естество человека, как уникального и самобытного объекта живой природы .

На земле живёт около 7 миллиардов человек, и среди них нет одинаковых людей. Все не похожи и неповторимы уже от рождения. Каждый имеет свой набор биологических и психических качеств , сочетание которых в совокупности составляет индивидуальность человека. К этим качествам относятся: физические особенности, интеллект, темперамент, привычки, склонности, предпочтения, вкусы, мировоззрение и многое другое. Как из комбинаций девяти цифр получаются миллиарды чисел, так же из взаимодействия этих черт формируется бесчисленное многообразие индивидуальностей. Некоторые черты могут изменяться и усиливаться вследствие профессиональной и личной деятельности. И чем сильнее они проявлены в человеке, тем в большей степени говорят о его уникальности.

Индивидуальность – это встреча с самим собой , вход в реальную подлинность самого себя. Когда отпадает маска персоны, тогда обнаруживается подлинное лицо, и вместо притворного ложного «я» остаётся родное, живое «Я» своей индивидуальности. То есть, без этой маски, без действующего персонажа в уме, человек просто остаётся самим собой, настоящим и реальным, какой он есть на самом деле, с присущими ему качествами и чертами. Такое отождествление со своей индивидуальностью, позволяет проживать себя настоящего, «жить по – настоящему », ощущать «правильность» своего жизненного пути.

Когда говорят о любви к себе, люди подчас не понимают, что имеется ввиду под этой фразой. Любить самого себя – значит ценить и выражать свою индивидуальность . То есть быть самим собой, ощущать свою значимость и жить в гармонии со своими чувствами и желаниями. Это и есть настоящее «Я» человека, обозначающее его живость (жизненность) и индивидуальность.

Личное «Я»

Итак, есть ещё одно значение «я», которое произносит человек, когда высказывает свои различные состояния. И в каждом случае меняется место его локализации в человеке, но воспринимается как единое «я». Например, когда он говорит: « я иду, я сижу или я рисую», то это «я» представляет человека как физическое тело. Когда он говорит: «я думаю, я понимаю», то «я» отождествляется с умом. Когда говорит «я чувствую, я хочу, я наслаждаюсь», то выражает его душу. А когда говорит « я могу, я намерен, я готов», то его «я» указывает на дух. Почему так скачет это человеческое «Я»? Потому, что человек – это трёхчастное существо, состоящее из духа, души и тела. И он не может существовать без какой – либо одной части. Человек – это не просто душа, живущая в теле, и не бесплотный дух, и не только разумный организм, а целостное существо, выражающее совокупность физических, душевых и духовных качеств посредством своей личности. То есть, когда человек говорит о своих действиях или состояниях, то он имеет в виду себя как личность или как живое лицо, обладающее именем.

Чтобы уяснить взаимосвязь личного «Я» с трёхчастной природой человека , возьмём для наглядности яблоко. Как и любое физическое тело, оно имеет форму, плотность и цвет. Его вкус может быть сладким или кислым, а мякоть иметь различный вкус и состав микроэлементов. Внутри него есть сердцевина с семенами. Мы видим, что яблоко – это не просто кожура или мякоть или сердцевина по отдельности, но оно также является целым фруктом. Только снаружи нам видна лишь кожура, обволакивающая форму и содержимое плода. Так же и личность человека подобна одежде, покрывающей его трёхчастную природу. Она, своего рода, живая витрина человека, представляющая его внутренний мир окружающим. Все его мысли и желания, чувства и эмоции, убеждения и взгляды, отношение к себе и к людям, отпечатываются в зеркале его личности и проецируются во внешнюю среду.

Личность, как феномен творения – это средство коммуникации, помогающее жить в обществе себе подобных. Она необходима для объединения обособленных индивидов в совместное общество – социум, в котором люди строят межличностные отношения. Обозначение «я – личность» по своей сути является живым внешним образом человека, олицетворяющим его самосознание. Каждый человек является одновременно и личностью и индивидуальностью . И назначение личности – быть выражением не мысленного образа «я», а своего внутреннего стержня – человеческой индивидуальности. Обнаружив и раскрыв её в себе, познав самого себя – человек становится индивидуальной Личностью (индивидуумом), выделяющейся из безличной массы социума. Выражение и реализация своей индивидуальности и есть предназначение человека в жизни.

Уровни «Я» сознания

Итак, подведём итоги и систематизируем все обозначения «я» в единую линию, соединяющую разные уровни человеческой природы. Мы увидели, что «Я» человека бывает умственным «я», телесным «я», душевным «я» и духовным «я».

  • На уровне ума – «Я» воспринимается в виде мысленного образа.
  • На уровне тела – «Я» ощущается как своя индивидуальность.
  • На уровне души – «Я» переживается как личность.
  • И на уровне духа – «Я» проживается как бытие.

Один и тот же символ «Я» на разных частотах энергии осознаётся образом «я», чувством «я», ощущением «я» и бытием «я». Это доказывает то, что существует единственное многомерное «Я», которое проявляется и осознаётся через человека. Таким образом, человеческое «я» – это самосознание Жизни как Субъекта личности.

Тайна «Я» заключается в том, что Жизнь в человеке это не просто энергия и сила, сотворившая его, но Сама является этим человеком и осознаёт Себя в нём.

«Я» – это Жизнь и Человек одновременно. С позиции Жизни – Я это То, что живёт и осознаёт себя человеком . А с позиции Человека – я есть тот, в ком пребываю Я (Жизнь).

@ Сергей Гейзер



Поделиться