Правовой статус контрагента по договору. Статус компании или ип

Проверка контрагентов традиционно является неотъемлемой стадией преддоговорной работы практически любой компании (за редким исключением). В крупных организациях, как правило, существует специально разработанный внутренний регламент, на который сотрудники обязаны ориентироваться при выборе потенциальных контрагентов и установлении договорных отношений с ними. Регламент предусматривает перечень документов, которые необходимо запросить у потенциального контрагента для последующего предоставления в юридический отдел организации. В свою очередь, юридический отдел по итогам анализа документов выносит резолюцию относительно наличия или отсутствия правовых рисков заключения договора с предлагаемым контрагентом.

В организациях, где подобная процедура не установлена на уровне обязывающих внутренних документов, тем не менее существует в каком-либо виде практика проверки контрагентов. К примеру, анализом фигуры контрагента может заниматься служба безопасности, сотрудники бухгалтерии или юристы в рамках своих общих должностных обязанностей при согласовании проекта договора (перед его подписанием со стороны руководителя организации).

В любом случае достаточно очевидно, что вопрос о необходимости проверки контрагента в российском бизнесе решен в пользу положительного ответа. В то же время не всегда у сотрудников компаний имеется достаточное четкое понимание относительно оснований проверки и её глубины.

Для чего нужно проверять контрагента

Необходимость проверки контрагента может быть вызвана различными обстоятельствами, в том числе следующими:

(1) довольно часто на практике встречаются случаи, когда договор, заключенный с контрагентом, впоследствии признается недействительным судом по тем или иным основаниям; при этом нередко такие основания связаны именно с формальными недостатками на стороне контрагента (договор не одобрен советом директоров или собранием участников, у подписанта на деле отсутствуют полномочия по заключению договора, предмет договора противоречит уставным целям деятельности контрагента и др.). В свою очередь, судебное аннулирование договора может повлечь для компании негативные и (или) непрогнозируемые последствия (к примеру, признание недействительным договора строительного подряда может привести к тому, что заказчик лишится права требовать от подрядчика исполнения установленных таким договором гарантийных обязательств);

(2) в контексте налоговых рисков компании важно удостовериться, что контрагент не соответствует признакам "однодневки". Недостаточное внимание к данному вопросу может повлечь для компании, в том числе необходимость доказывания обоснованности полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли;

(3) немаловажное значение имеют платежеспособность и репутация контрагента, которые могут быть подтверждены документально в большинстве случаев.

С учетом приведенных обстоятельств проверка контрагента требует анализа различных аспектов: от его правового статуса до показателей бухгалтерской отчетности. В рамках настоящей статьи вопрос о проверке контрагента рассмотрен в контексте первого и третьего из вышеуказанных пунктов (налоговый аспект вынесен за рамки, поскольку требует отдельного анализа и раскрытия).

Проверка правового статуса контрагента

Прежде всего, в отношении контрагента (юридического лица) необходимо убедиться, что он является действующей (неликвидированной) организацией. В этой связи необходимо уточнить полное наименование контрагента, его основной номер государственной регистрации (ОГРН) или индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН). Для этого можно запросить у контрагента свидетельство о постановке на налоговый учет, свидетельство о государственной регистрации или выписку из единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ ), содержащую сведения о контрагенте.

Любой из таких документов позволит указать необходимые сведения о контрагенте в поисковой системе электронного ресурса ЕГРЮЛ, поддерживаемого налоговыми органами . В результате чего можно оперативно получить информацию о контрагенте: является ли контрагент действующей организацией или он ликвидирован (находится в процессе прекращения деятельности), кто зарегистрирован в качестве руководителя контрагента. В то же время следует иметь в виду, что на практике встречаются случаи, когда сведения электронного ресурса не совпадают со сведениями ЕГРЮЛ, отражающимися в бумажном варианте выписки, выдаваемой налоговым органом. При этом бумажный вариант выписки является более достоверным. В этой связи при наличии сомнений рекомендуется все же запрашивать бумажные выписки у налогового органа по месту нахождения контрагента. Для наиболее удобного получения таких выписок можно также обратиться к услугам компаний, специализирующихся на соответствующих услугах.

Помимо данных ЕГРЮЛ сведения о контрагенте доступны в иных электронных ресурсах, поддерживаемых государственными органами. В частности, в нихимеется информация о создании, реорганизации, ликвидации юридических лиц, прекращении их деятельности на иных основаниях; о решениях регистрирующих органов об исключении недействующих юридических лиц из ЕГРЮЛ; о назначении и прекращении полномочий единого исполнительного органа (органов); об увеличении и уменьшении уставного капитала; об изменении адреса; о наличии, приостановлении действия, аннулировании лицензий; о залоге имущества и др. . На том же сайте можно обнаружить информацию об объявлениях о банкротстве, предстоящих собраниях кредиторов и итогах прошедших собраний, о проведении торгов и их результатах, об инвентаризации активов и обязательств и др.

Важное значение также имеет характер правоспособности контрагента как юридического лица. Коммерческие организации (АО, ООО, товарищества, хозяйственные партнерства и др.), как правило, имеют право заключать любые законные сделки, поскольку они обладают общей правоспособностью (их возможная сфера деятельности законом не ограничивается). Некоммерческие организации (фонды, ассоциации, союзы, учреждения, государственные корпорации и др.), напротив, действуют в рамках целей, установленных их учредительными документами (правоспособность таких организаций именуется специальной). Сделки, совершенные некоммерческими организациями в противоречии с их целями, могут быть признаны недействительными в судебном порядке. В этой связи при взаимодействии с некоммерческой организацией следует особое внимание уделять её учредительным документам (устав и др.), которые могут быть запрошены у контрагента или в налоговом органе по месту нахождения контрагента.

Проверка полномочий подписанта договора

Чаще всего договор от имени контрагента подписывает исполнительный орган (генеральный директор, президент, директор) или представитель по доверенности.

Для проверки полномочий исполнительного органа необходимо, прежде всего, удостовериться, что он значится в ЕГРЮЛ в качестве лица, имеющего право без доверенности действовать от имени организации. С точки зрения доминирующей судебной практики проверка выписки ЕГРЮЛ является достаточной для проявления должной степени осмотрительности, поскольку по закону ЕГРЮЛ обладает признаком публичной достоверности (существует презумпция, что сведения в ЕГРЮЛ соответствуют действительности, и любой участник предпринимательской деятельности вправе добросовестно на них опираться).

В то же время помимо выписки из ЕГРЮЛ для проверки полномочий исполнительного органа запрашиваются первичные документы: решение компетентного органа (собрания участников, совета директоров) о назначении исполнительного органа; устав контрагента в редакции, действовавшей на дату принятия данного решения; документы, подтверждающие полномочия лиц, принимавших решение о назначении исполнительного органа; трудовой договор с исполнительным органом и др. Такая практика может быть признана целесообразной, если договор, предполагаемый к заключению с контрагентом, является существенным (например, цена договора представляет собой значительную сумму). Однако в отношении рутинных договоров проверка полномочий исполнительного органа по первичным документам является излишней. Даже если полномочия исполнительного органа были прекращены, но в ЕГРЮЛ он продолжал значиться как представитель организации, то договор, подписанный таким исполнительным органом от имени организации, сохраняет свою юридическую силу (при условии добросовестности стороны договора, не знавшей о фактическом прекращении полномочий исполнительного органа).

В контексте проверки полномочий исполнительного органа по выписке ЕГРЮЛ необходимо также принимать во внимание, что по правилам статьи 53 ГК РФ (в силе с 1 сентября 2014 года) в организации может быть избрано одновременно несколько (два и более) руководителей. При этом уставом организации, помимо прочего, может быть предусмотрено, что такие руководители действуют совместно, то есть для заключения договора организацией необходимы подписи всех руководителей (или некоторых из них). По положениям ГК РФ сведения о том, каким образом руководители действуют от имени организации (совместно или самостоятельно), должны включаться в ЕГРЮЛ и отражаться в выписке, однако на настоящий момент отсутствуют подзаконные акты налоговых органов, обеспечивающие практическую возможность указания необходимых сведений в ЕГРЮЛ. Как только такие акты будут приняты, необходимо будет уточнять по выпискам из ЕГРЮЛ достаточно ли подписи одного из руководителей контрагента для заключения договора или требуются подписи нескольких руководителей.

Для подтверждения полномочий лица, действующего на основании доверенности, необходимо проанализировать текст доверенности на предмет наличия права на заключение предполагаемого договора и на предмет срока действия полномочий. При этом следует иметь в виду, что по статье 185 ГК РФ (в новой редакции) возможно также совместное представительство, когда для подписания договора необходимы подписи нескольких поверенных.

Проверка корпоративных одобрений

В силу законодательных требований некоторые сделки, совершаемые организацией, требуют одобрения правления, совета директоров или собрания участников (например, крупные сделки или сделки с заинтересованностью). Кроме того, необходимость одобрения определенных сделок может быть предусмотрена уставом организации. Так, часто уставы хозяйственных обществ (АО, ООО) требуют одобрения советом директоров сделок с недвижимостью или финансовых сделок (привлечение и выдача займов, векселей, обеспечений). При отсутствии необходимого одобрения сделка может быть признана недействительной судом.

В то же время согласно распространенному в судебной практике подходу стандарт осмотрительного и добросовестного поведения при заключении договора с контрагентом не подразумевает обязательную проверку необходимости корпоративных одобрений сделок. Риски признания сделки недействительной по причине отсутствия одобрения являются незначительными при обычных обстоятельствах (например, если цена сделки соответствует рыночной).

Если все же необходимо исключить риски полностью, то для анализа вопроса о корпоративных одобрениях следует запросить у контрагента, как минимум, баланс на последнюю отчетную дату и список аффилированных лиц (некоторые компании – публичные АО и др. публикуют такие документы в сети Интернет). Данные документы позволят определить, соответствует ли сделка критериям крупной сделки или сделки с заинтересованностью, предусмотренным законодательством.

При предоставлении контрагентом копии решения (протокола) компетентного органа управления об одобрении сделки можно заключить, что решение является действительным (при наличии в нем указания на необходимый кворум и количество голосов, отданных за одобрение сделки). Дополнительная проверка соблюдения процедурных правил принятия решения или проверка подлинности подписей на документе не требуются.

Проверка судебных процессов

При проверке контрагента также целесообразно получить информацию о судебных процессах, в которых он участвует, поскольку они иногда могут существенно повлиять на его деятельность и финансовое состояние. Картотека арбитражных дел ведется федеральными арбитражными судами и содержит информацию о делах, которые рассматривались в арбитражных судах с 1996 года .

Кроме того, компании, осуществляющие обязательное раскрытие информации (АО и ООО, разместившие ценные бумаги на бирже, и др.), публикуют в сети Интернет ежеквартальные отчеты эмитента, в которые включается информация о существенных для таких компаний судебных процессах.

Проверка активов и финансового состояния

Если предметом сделки является приобретение у контрагента имущества, то потребуется проверка наличия у него титула (права собственности) и обременений. В отношении недвижимого имущества такая проверка может быть осуществлена по выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП ). Данную выписку может запросить любое заинтересованное лицо в отделениях Росреестра или через многофункциональные центры (МФЦ ) .

При приобретении движимого имущества или прав требования может быть проверен реестр уведомлений о залогах движимого имущества . Однако практика применения данного реестра в настоящее время только формируется (в отличие от ЕГРЮЛ и ЕГРП). Пока многие вопросы, связанные с реестром, являются открытыми (например, вопрос об идентификации имущества, не имеющего маркировочных, номерных или иных знаков).

Приведенные ресурсы могут быть использованы для проведения экспресс-проверки. Если стоимость приобретаемого актива является существенной, то рекомендуется осуществление более глубокого анализа по правоустанавливающим и правоподтвержающим документам: договоры, акты и судебные решения о приобретении имущества контрагентом, свидетельства, платежные документы, технические паспорта и др.

Что касается анализа финансового состояния контрагента и его репутации, то в этой связи может быть полезным реестр недобросовестных должников

Российское ООО заключает договор на оказание нашей организации услуг связи с ООО "МангоТелеком", учредитель которой - кипрская организация. Контрагент считается иностранной организацией? Какие особенности в учете и отчетности?

ООО «МангоТелеком» не считается иностранной организацией. Тот факт, что учредитель – иностранная организация, не является основанием для признания организации иностранной. Особенностей в учете и отчетности у российской организации с иностранным учредителем нет.

Виталия Дианова , кандидата юридических наук, старшего юриста Goltsblat BLP

Какие документы нужно запросить у контрагента, чтобы исключить юридические риски

Перед заключением сделки с новым контрагентом или с контрагентом, с которым организация не имела деловых отношений в течение длительного времени, рекомендуется запросить у него уставные и иные правоустанавливающие документы, подтверждающие саму возможность заключения с ним договора. Если этого не сделать, организация рискует, например, заключить договор аренды с компанией, не являющейся собственником объекта аренды и не обладающей правом сдавать это имущество в аренду. Или заключить договор на техобслуживание медтехники с организацией, не обладающей лицензией на проведение таких работ. Наконец, может оказаться, что договор со стороны контрагента подписан лицом, не имеющим на это полномочий. Это чревато дополнительными расходами и убытками для вашей компании, а возможно, и судебными спорами.

Кроме того, чтобы снизить эти риски в рамках длительных отношений с одним и тем же контрагентом, имеет смысл периодически запрашивать у него актуальные версии перечисленных ниже документов.

На необходимость истребования определенных документов желательно указать в Положении о договорной работе компании. Дело в том, что без представления потенциальным контрагентом определенного пакета документов подписание с ним договора будет невозможным. В то же время если у предполагаемого контрагента возникнут вопросы по поводу необходимости истребования у него всех или какого-то определенного документа, то в этом случае всегда можно будет сослаться на правила, установленные во внутреннем документе организации.

Контрагент – юридическое лицо

1. Учредительные документы. В зависимости от вида юридического лица это могут быть устав или учредительный договор.

Необходимо проверить, чтобы учредительные документы были представлены полностью. Не имеет смысла запрашивать выписки из учредительных документов, первые и последние страницы устава и т. п. В этом случае не удастся выяснить всю необходимую информацию.

Учредительные документы нужно запрашивать у контрагента в последней, то есть действующей редакции. Определить, последняя ли версия уставных документов была представлена контрагентом, можно по выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). При возникновении сомнений относительно достоверности представленных документов можно истребовать у контрагента все предыдущие редакции учредительных документов.

2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица (свидетельство ОГРН), а также все листы записи ЕГРЮЛ и свидетельства о регистрации изменений учредительных документов и о регистрации внесения сведений в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.

Тут особое внимание нужно обратить на то, чтобы наименование организации, указанное в учредительных документах, совпадало с наименованием организации в свидетельстве ОГРН.

Если юридическое лицо меняло наименование, то в этом случае наименование организации, указанное в учредительных документах, может не совпадать с наименованием организации в свидетельстве ОГРН. Дело в том, что при изменении наименования новое свидетельство о государственной регистрации юридического лица не выдается. Однако изменение наименования организации обязательно должно быть отражено в листе записи ЕГРЮЛ или в свидетельстве о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

3. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе и о присвоении идентификационного номера налогоплательщика (свидетельство ИНН). Наименование организации, указанное в учредительных документах, должно совпадать с наименованием организации в свидетельстве ИНН.

Контрагент – иностранная организация

Если контрагент – иностранная организация (нерезидент), то при запросе документов этого контрагента и их проверке необходимо учитывать следующие особенности.

Во-первых, документы, подтверждающие правовой статус иностранной организации (устав, учредительный договор, сертификат об инкорпорации и т. д.), должны быть переведены на русский язык и легализованы в установленном порядке, если законом не предусмотрен упрощенный порядок их подтверждения путем проставления апостиля.

Перечень документов, для представления которых необходим апостиль, указан в статье 1 Гаагской конвенции отменяющей требование легализации иностранных официальных документов , участником которой является и Россия (заключена в Гааге 5 октября 1961 года, вступила в силу для России 31 мая 1992 года). Если страна происхождения контрагента не является участником этой конвенции, то все ее официальные документы должны быть легализованы в установленном порядке.

Аналогичные требования предъявляются не только к учредительным документам, но и к доверенности лица, которое будет подписывать договор, а также ко всем иным официальным документам.

Необходимо иметь в виду, что контрагент – иностранная организация – может отказаться от предоставления апостилированных или легализованных документов, мотивируя это сложностью процедуры, дороговизной и т. п. В этом случае можно от него принять копии документов и без необходимого заверения. Однако в этом случае риски при заключении договора с этим контрагентом многократно возрастут.

Во-вторых, до заключения договора у иностранной организации желательно запросить выписку из торгового реестра ее страны. В этой выписке обязательно должен быть указан статус иностранной компании, причем компания должна значиться как «действующая». Если контрагент не представит такую выписку или в выписке будет указан текущий статус компании – «прекращено», договор с этой организацией заключать не рекомендуется. В случае судебного спора не удастся защитить свои права и взыскать убытки с организации, которая уже прекратила свою деятельность.

В то же время в ряде иностранных государств не предусмотрено ведение торговых реестров (к примеру, в Великобритании). В этих случаях вместо выписки из торгового реестра рекомендуется запрашивать сертификат, подтверждающий благополучное состояние компании.

Контрагенты-"однодневки" способны нанести ущерб как государству в случае ухода от уплаты налогов, так и налогоплательщику, которому придется доказывать обоснованность полученной налоговой выгоды при возврате НДС или при учете расходов для целей налогообложения прибыли в результате взаимодействия с такими недобросовестными контрагентами.

Инспекции руководствуются Постановлением Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53 " ", закрепившим основные признаки недобросовестности налогоплательщика и правила их определения .

Налогоплательщики же для того, чтобы доказать проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, могут обратиться к Общедоступным критериям
самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемым налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (утв. приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ " "), а также разъяснениям финансовых органов по поводу того, в каком случае налогоплательщик считается выполнившим обязанность по проверке контрагента .

Для того, чтобы обезопасить себя от рисков при ведении хозяйственной деятельности и возможных претензий со стороны налоговых органов, существует немало возможностей удостовериться в добросовестности потенциального бизнес-партнера.

Мы выделили ряд действий, которые, по мнению налоговых инспекций и судов, необходимо совершить, чтобы подтвердить проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента.

Узнать, выдавалась ли лицензия потенциальному контрагенту, можно на сайтах лицензирующих органов – для каждого вида деятельности лицензирующий орган будет своим. К примеру, сайт Роспотребнадзора позволяет провести поиск по реестрам лицензий , выданных на деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний, и на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения.

7. Ознакомиться с годовой бухгалтерской отчетностью контрагента . В соответствии с п. 89 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н), годовая бухгалтерская отчетность организации является открытой для заинтересованных пользователей (банков, инвесторов, кредиторов, покупателей, поставщиков и др.), которые могут ознакомиться с ней и получить ее копии с возмещением затрат на копирование, а организация должна обеспечить возможность для заинтересованных пользователей ознакомиться с бухгалтерской отчетностью.

Кроме того, сведения о годовой бухгалтерской отчетности организаций обязан бесплатно предоставлять Росстат (Положение о Федеральной службе государственной статистики, утв. Правительства РФ от 2 июня 2008 г. № 42, Росстата от 20 мая 2013 г. № 183 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой государственной статистики государственной услуги "Обеспечение заинтересованных пользователей данными бухгалтерской (финансовой) отчетности юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации").

8. Изучить реестр недобросовестных поставщиков . Конечно, потенциальный контрагент необязательно является участником системы закупок для государственных и муниципальных нужд, однако такая вероятность есть. Поэтому все-таки рекомендуем пройти эту факультативную стадию проверки и провести поиск по соответствующему реестру , обновляемому ФАС России.

Совет

Рекомендуем разработать локальный нормативный акт по организации и совершенствованию преддоговорной работы с потенциальными контрагентами, в котором указывались бы ее цели, принципы деятельности и взаимодействия менеджеров, служб снабжения и безопасности, юристов и других должностных лиц налогоплательщика, контактирующих с потенциальными контрагентами, а также перечислялись документы, которые необходимо запрашивать у контрагентов и других лиц. Суды также обращают внимание на наличие такого локального акта (постановление ФАС МО от 23 мая 2013 г. по делу № А40-98947/12-140-714). Кроме того, есть смысл издавать отдельные приказы о проверке конкретного контрагента для последующего подтверждения своей правоты в случае возникновения конфликта.

9. Проверить полномочия лица, подписывающего договор. Суды нередко указывают на необходимость проверки полномочий как условия для признания налогоплательщика добросовестным ( ФАС ЗСО от 25 мая 2012 г. по делу № А75-788/2011, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20 сентября 2013 г. по делу № А46-5720/2013). Более того, если налогоплательщик получил все необходимые документы и сведения, но не удостоверился в полномочиях представителя контрагента на подписание документов, это будет являться основанием для признания этого налогоплательщика недобросовестным (постановление ФАС МО от 11 июля 2012 г. по делу № А40-103278/11-140-436).

При рассмотрении дела в случае, если подписант отказывается от своей подписи на документах, обычно назначается почерковедческая экспертиза – но иногда обходится и без таковой ( ФАС УО от 30 июня 2010 г. № Ф09-4904/10-С2 по делу № А76-39186/2009-41-833). Однако чаще суды подчеркивают, что простое визуальное сопоставление подписей и показания представителя налогоплательщика нельзя признавать достаточным основанием для признания того, что документы подписаны неустановленными лицами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 октября 2010 г. по делу № А33-4148/2010).

И конечно, суды констатируют факт недобросовестности налогоплательщика в том случае, если уполномоченный представитель контрагента к моменту подписания документов умер ( ВАС РФ от 6 декабря 2010 г. № ВАС-16471/10) или его полномочия были прекращены ( ФАС ПО от 28 февраля 2012 г. № Ф06-998/12 по делу № А65-14837/2011). С другой стороны, последний случай не может, по мнению судов, свидетельствовать о получении необоснованной налоговой выгоды, если до заключения спорной сделки у налогоплательщика сложились длительные хозяйственные отношения с контрагентом ( ФАС СКО от 25 апреля 2013 г. № Ф08-1895/13 по делу № А53-12917/2012, постановление ФАС ЗСО от 27 октября 2011 г. № Ф07-8946/11 по делу № А52-4227/2010).

Перед подписанием документов следует обратить внимание на следующее:

  • не является ли заключаемая сделка для вашего контрагента крупной ;
  • не истек ли срок полномочий представителя контрагента (он определен уставом организации либо доверенностью);
  • не ограничены ли уставом полномочия директора по заключению сделок, сумма которых превышает определенное значение.

10. Сделать запрос в налоговую инспекцию по месту регистрации контрагента . Суды подчеркивают, что это также расценивается как проявление осмотрительности налогоплательщика ( ФАС ЗСО от 14 октября 2010 г. по делу № А27-26264/2009, ФАС ЗСО от 5 марта 2008 г. № Ф04-1408/2008(1506-А45-34) по делу № А45-5924/07-31/153, Третьего арбитражного апелляционного суда от 11 октября 2013 г. по делу № А74-5445/2012, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2012 г. по делу № А55-1742/2012).

Более того, окружные арбитражные суды подтверждают обязанность налоговых органов предоставить запрашиваемую информацию в пределах круга сведений, не признаваемых в соответствии со налоговой тайной. Так, ФАС ЗСО подчеркнул, что отказ инспекции предоставить информацию о контрагенте налогоплательщика влияет на права последнего, связанные с получением налоговой выгоды, с учетом обязанности налогоплательщика подтвердить должную осмотрительность и осторожность при выборе контрагента (постановление ФАС ЗСО от 14 декабря 2007 г. № Ф04-67/2007(77-А67-32) по делу № А67-1687/2007).

Иногда суды даже подчеркивают, что у налогоплательщика была возможность обратиться в соответствующие службы для проверки контрагента, но он этого не сделал (постановление ФАС МО от 14 сентября 2010 г. № КА-А40/10728-10 по делу № А40-4632/10-115-57).

Правда, изредка суды все-таки приходят к выводу, что налогоплательщик не мог обратиться в инспекцию по месту учета контрагента, поскольку таким полномочием обладают только налоговые органы ( ФАС СЗО от 31 июля 2013 г. по делу № А13-8751/2012).

Но даже если налоговая инспекция откажет в ответе на запрос, сам факт его направления будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик желал обезопасить себя при выборе контрагента и сможет послужить в будущем доказательством проявления должной осмотрительности. При этом важно, чтобы запрос был подан лично в канцелярию налоговой инспекции (на руках должна остаться копия запроса с отметкой о принятии) либо почтой с уведомлением о вручении и описью вложения (в этом случае остается один экземпляр описи и вернувшееся уведомление).

Как мы видим, позиции судов по поводу объема действий, которые необходимо выполнить для проверки добросовестности контрагента, разнятся. Правда, иногда суды чуть-чуть лукавят.

Так, они указывают, что налоговой инспекцией не доказано отсутствие должной осмотрительности налогоплательщика – напротив, при совершении спорных сделок им были запрошены нотариально заверенные копии необходимых документов. При этом суды подчеркивают, что в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности , и правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством (постановление ФАС МО от 31 января 2011 г. № КА-А40/17302-10 по делу № А40-30846/10-35-187, постановление ФАС МО от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4, постановление ФАС МО от 22 июля 2009 г. № КА-А40/6386-09 по делу № А40-67706/08-127-308).

Такое понимание добросовестности было выработано КС РФ в от 16 октября 2003 г. № 329-О, на которое часто ссылаются налогоплательщики при обосновании своей позиции. В частности, Суд подчеркнул, что налогоплательщик не может нести ответственность за действия всех организаций , участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет.

Вместе с тем, суды часто указывают на необходимость запроса у контрагента соответствующих документов, подчеркивая, что эти действия имеют для налогоплательщика характер обязанности ( ФАС ПО от 14 июля 2010 г. по делу № А57-7689/2009, ФАС ЗСО от 20 июля 2010 г. по делу № А81-4676/2009).

Иногда внимание судов может быть обращено и на другие детали – например, заключение договора "пробной" поставки товаров небольшой партии для проверки контрагента (постановление ФАС Московского округа от 16 декабря 2010 г. № КА-А40/15535-10-П по делу № А40-960/09-126-4), факт регистрации контрагента за несколько дней до совершения сделки ( ФАС УО от 28 ноября 2012 г. № Ф09-11410/12 по делу № А60-7356/2012) и т. д. Налоговые органы могут также сослаться на то, что организация-контрагент имеет "массовых руководителей и учредителей" , и этот факт должен был насторожить налогоплательщика ( ФАС МО от 3 ноября 2011 г. № Ф05-11505/11 по делу № А41-23181/2010).

В заключение отметим, что наличие только одного признака недобросовестности контрагента, как правило, не является препятствием для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной. Однако их совокупность нередко заставляет налоговые инспекции насторожиться, а суды – принять решение не в пользу налогоплательщика.

Выбор партнера - очень важная составляющая договорной работы, от которой зависит уплата налогов. Многое определяет то, кто является партнером: резидент или нерезидент; резидент, пользующийся льготами НДС, или резидент, продукция, работы, услуги которого облагаются НДС; нерезидент из стран СНГ или дальнего зарубежья; нерезидент, со страной которого подписано соглашение об избежании двойного налогообложения, или нерезидент страны, с которой такого соглашения нет; нерезидент, зарегистрированный в налоговых органах России, или нерезидент, не ставший на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщика; юридическое лицо или физическое лицо.

Так, если индивидуальный предприниматель оказывает бытовые услуги физическим лицам, его деятельность переводится на ЕНВД, если оказывает бытовые услуги организациям, то нужно применять другой режим налогообложения.

Определение статуса контрагента по договору влияет на правильную организацию налогового и бухгалтерского учета. Из текста договора должно ясно следовать, кто является стороной в договоре (юридическое лицо, обособленное подразделение юридического лица, предприниматель, гражданин, иностранное юридическое лицо и т.д.).

Рассмотрим, как определяются права и обязанности по договору, каковы налоговые последствия в зависимости от того, кто является стороной по договору на примере трудового договора и договора подряда.

1. Работодатель может заключить как трудовой договор, так и договор подряда. Налоговые последствия для сторон в этом случае будут разными.

Налогообложение вознаграждений по договору подряда. Порядок налогообложения вознаграждений по договору подряда зависит от того, является ли человек, который работает по такому договору, индивидуальным предпринимателем или нет.

Если работник - индивидуальный предприниматель, то все налоги он обязан начислять и уплачивать за себя сам, организация этого делать не должна. Если же работник не является предпринимателем, то его вознаграждение по гражданско-правовому договору облагается: НДФЛ; ЕСН (в том числе взносами на обязательное пенсионное страхование), за исключением той его части, которая перечисляется в ФСС; взносами на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если такое страхование предусмотрено в договоре.



С вознаграждений по гражданско-правовым договорам предприятие должно удержать НДФЛ по ставке 13%, при этом сумма вознаграждения не уменьшается на стандартные налоговые вычеты. Эти вычеты работник может получить в своей налоговой инспекции при подаче декларации о доходах за год, кроме имущественного вычета, который с 1 января 2005 г. может предоставлять и работодатель после проверки налоговыми органами документов на приобретение, строительство жилья.

Сумму вознаграждения можно уменьшить на профессиональные налоговые вычеты, это сумма всех документально подтвержденных затрат, которые сделал работник по гражданско-правовому договору. Для того чтобы получить такой вычет, работник должен написать заявление.

Единый социальный налог. Если вознаграждение, которое организация выплатила по гражданско-правовому договору, не уменьшает ее прибыль, то и ЕСН начислять не нужно (п. 3 ст. 236 НК РФ). И наоборот, если расходы на выплату вознаграждения учитываются при расчете налога на прибыль, то начислить ЕСН необходимо.

В соответствии с п. 5 ст. 237 НК РФ сумму вознаграждения по авторским договорам, облагаемую ЕСН, можно уменьшить на все документально подтвержденные расходы на их исполнение. Если эти расходы нельзя подтвердить документами, то сумму вознаграждения можно уменьшить только на определенный процент.

На основании п. 3 ст. 238 НК РФ вознаграждения по гражданско-правовым договорам не облагаются ЕСН в части, перечисляемой в ФСС в отличие от трудового договора. Именно из-за экономии на этом налоге и предпочитают в предпринимательской деятельности договор подряда.

Взносы на страхование от несчастных случаев. Страховые взносы от несчастных случаев следует начислять, если это предусмотрено в самом гражданско-правовом договоре по ставкам, которые применяет организация для своих штатных сотрудников. Если договор не предусматривает такого страхования, то начислять взносы не нужно (п. 2 ст. 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Вышеприведенный пример наглядно показывает, что налоговые обязательства возникают в зависимости от того, какой договор заключен и с кем, в связи с этим необходимо четко разграничивать трудовой договор и смежные с ним гражданско-правовые договоры. Данную проблему необходимо решать на месте путем тщательного анализа реальных взаимоотношений сторон, складывающихся в ходе выполнения работ, которые должны быть отражены в таких договорах. Рассмотренные отличительные признаки следует применять в совокупности, что позволит даже в сложных, сомнительных случаях провести разграничение указанных договоров. С точки зрения работодателя выгоднее заключать гражданско-правовые договоры, однако если отношения носят систематический характер, работник может в судебном порядке признать их трудовыми со всеми вытекающими для работодателя в этом случае последствиями.

Не исключена попытка налоговых органов доказать, что фактически с работником установлены трудовые отношения. Так, если штатным расписанием предусмотрена та или иная должность, то работника на эту должность нужно брать только по трудовому договору, в противном случае существует большая вероятность того, что договор будет переквалифицирован налоговой инспекцией в трудовой договор, а это повлечет за собой доначисление ЕСН, пеней, штрафов в части сумм, относящихся в ФСС.

Если организация использует гражданско-трудовой договор вместо трудового в схеме по налоговой минимизации, следует помнить, что, по мнению Минфина России, оплата услуг по гражданско-правовому договору с предпринимателем, состоящим в штате организации и фактически выполняющим по договору свои трудовые обязанности, производится только за счет чистой прибыли (Письмо Минфина России от 10 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/227).

2. Если организация заключает договор со своим руководителем (учредителем), возможны следующие последствия. Нередко организации берут займы у своего руководителя (директора), арендуют у него автомобиль для служебных поездок и т.п. При этом организация несет расходы в виде выплаченных директору процентов по долговым обязательствам, арендной плате и т.п.

К таким сделкам налоговые органы относятся особенно внимательно, подозревая, что за ними иногда нет никакой реальной деятельности. Действительно, такие сделки часто заключаются для того, чтобы уменьшить ЕСН с заработной платы директору, - выплата зарплаты заменяется уплатой вознаграждений по гражданско-правовым договорам.

Выплаты по сделкам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), не признаются объектом налогообложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ).

Затраты по указанным сделкам налоговые органы исключают из состава расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль организации. Аргументы обычно приводятся следующие. В соответствии с п. 3 ст. 182 ГК РФ представитель организации не может совершать сделки от имени этой организации в отношении себя лично. В п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 апреля 1998 г. № 33 указано, что генеральный директор - это представитель фирмы. Поэтому заключать договор от ее имени с собой как гражданином он не может. Аналогичной позиции придерживаются и федеральные арбитражные суды (например, постановление ФАС ЗСО от 15 января 2004 г. № Ф04/191-2632/А27-2003, ФАС СЗО от 3 февраля 2004 г. № А05-5058/03-279/22). Следовательно, указанные сделки с директором являются недействительными (ничтожными) на основании ст. 168 НК РФ, как не соответствующие закону. Ничтожные договоры не могут быть признаны надлежащим документальным подтверждением осуществленных расходов. Поэтому в отношении затрат по этим договорам не выполняются требования п. 1 ст. 252 НК РФ, обязательные для признания затрат в составе расходов при исчислении налога на прибыль. На основании п. 49 ст. 270 НК РФ указанные затраты не подлежат включению в состав расходов.

Безусловно, такая позиция налоговых органов, не является бесспорной. Вместе с тем нельзя недооценивать приведенные аргументы, и существует вероятность того, что суды в данном случае поддержат позицию налоговых органов.

3. В некоторых публикациях предлагают заключать договоры с директором другому должностному лицу организации по выписанной на его имя доверенности. Однако такой способ нельзя назвать выходом из ситуации, ведь в этом случае должностное лицо хотя и по доверенности, но действует от имени организации, и получается, что директор опять-таки совершает сделку с самой организацией, представителем которой является. Аналогичный вывод сделан и в упомянутых выше решениях федеральных арбитражных судов.

Исходя из указанных особенностей налогово-правового статуса и указанных выше особенностей возможного партнера, можно провести экономический анализ планируемой сделки. Если организация арендует имущество у физического лица, то ей придется удерживать НДФЛ с арендной платы. Уклониться от такой обязанности не получится, даже если в договоре будет прописано, что налог исчисляет и уплачивает арендодатель. Так, по одному из дел, ставшему предметом судебного разбирательства, организация арендовала у гражданина помещение, договорившись, что НДФЛ он будет вносить в бюджет сам. В ходе выездной налоговой проверки налоговые органы вменили как правонарушение следующий факт: организация НДФЛ не исчисляла и не удерживала, за что и была привлечена к налоговой ответственности за неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 123 НК РФ). Добровольно компания штраф не заплатила, поэтому ревизоры обратились в суд, где и получили поддержку. Арбитры указали, что попытка фирмы переложить исчисление и уплату НДФЛ на физическое лицо противоречит п. 1 ст. 226 НК РФ, обязывающему организации удерживать налог с выплат физическим лицам, которые не занимаются предпринимательской деятельностью.

4. Рассмотрим налоговые риски, когда фирма начисляет лишь небольшую часть зарплаты, а большую часть выплат производит по гражданско-правовым договорам. За счет этого фирма экономит на ЕСН в части взносов в ФСС РФ (п. 3 ст. 238 НК РФ). Само по себе заключение договоров подряда со штатными сотрудниками налоговые органы расценивают как схему ухода от налогов (Письмо УФНС РФ по г. Москва от 5 апреля 2005 г. № 21-08/22742).

Экономия налогов с помощью гражданско-правовых договоров со штатными сотрудниками возможна только в том случае, если фирма учитывает подрядные выплаты при налогообложении прибыли. Однако вопрос о том, можно ли это делать, спорный. Дело в том, что п. 21 ст. 255 НК РФ напрямую разрешает включать в налоговые расходы выплаты только по тем гражданско-правовым договорам, которые заключены с внештатными работниками. Кроме того, п. 21 ст. 270 НК РФ запрещает включать в расходы выплаты работникам, не указанные в трудовых или коллективных договорах.

Поэтому налоговые инспекторы могут посчитать, что начисления по договорам подряда со «штатниками» налогооблагаемую прибыль уменьшать не должны. Тем более что в письме от 24 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/382 сотрудники Минфина России пришли именно к такому мнению. Оспорить же его будет достаточно сложно. Ведь примеров подобных споров в арбитражной практике пока нет.

Компании, которые работают с убытками, могут использовать схему, не учитывая выплаты по договорам подряда в налоговых расходах фирмы. В этом случае спорить с инспекторами при проверках налога на прибыль не придется. При этом фирма получит возможность сэкономить на всей сумме ЕСН, а не только на взносах в соцстрах (п. 3 ст. 236 НКРФ). Естественно, при условии, что в работе сотрудников по гражданско-правовым договорам инспекторы не смогут углядеть признаков трудовых отношений (правила оформления договоров подряда описаны в «мерах безопасности» для предыдущего способа).

5. Изучение данных о сторонах договора представляет интерес прежде всего для оптимизации таких налогов, как НДС и акцизы:

Ведь именно в части исчисления и уплаты этих косвенных налогов предусмотрен механизм применения вычетов на суммы налога, уплаченные ранее контрагентам. Отсутствие у контрагента - получателя платежа обязанности по уплате налога лишает сторону, осуществляющую платеж по договору, оснований для применения налоговых вычетов.

Однако заключение соглашения с компанией, освобожденной от уплаты НДС, не является для организации - плательщика НДС заведомо невыгодным. Просто здесь необходимо применять иные схемы оптимизации, отличные от тех, которые используются в сделках между участниками - плательщиками НДС. Вышеизложенное уже позволяет сказать, что экономико-правой анализ договора следует начинать с анализа налогово-правового статуса контрагента. Например, если в сделке участвует общественная организация инвалидов, важно, чтобы ее кредиторами были лица, также освобожденные от уплаты НДС. Иначе кредитор при получении платежей за реализованные товары (работы, услуги) будет нести расходы по уплате НДС без права применения вычетов, поскольку отсутствует факт уплаты этого налога другому плательщику НДС.

Аналогичная ситуация и при совершении операций, в результате которых возникает объект налогообложения акцизами. Налогоплательщик не сможет применить вычеты по налогу, если получатель платежа не имеет свидетельства, например, на осуществление операций с нефтепродуктами.

Информацию о предполагаемом контрагенте необходимо анализировать именно до заключения договора. Когда сделка совершена и ничего изменить уже нельзя, у налогоплательщика практически не остается времени для маневра.

Как уже было сказано, определение статуса контрагента по договору также обусловлено необходимостью выяснения наличия обязанности по удержанию налогов у источника выплаты. Российское налоговое законодательство предусматривает три случая, когда возникает обязанность по удержанию налогов:

1. Налог на доходы при выплате дохода физическим лицам.

В этом случае необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых, если договор заключается с физическим лицом-предпринимателем, то у предприятия не возникает обязанности по удержанию налога на доходы, поскольку согласно ст. 226 НК РФ для исключения повторного налогообложения доходов индивидуальных предпринимателей, а также лиц, уплачивающих налог в аналогичном порядке, подоходный налог у источника выплаты не удерживается. При этом указанные лица должны предъявить свидетельства о государственной регистрации и документ, свидетельствующий о том, что данное лицо стоит на налоговом учете. Для избежания конфликтных ситуаций с налоговыми органами рекомендуется к договору приложить копии свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя, а также свидетельство о его постановке на учет в налоговом органе.

Второй момент - выплата дохода нерезидентам-физическим лицам, т.е. лицам, не имеющим постоянного местожительства на территории Российской Федерации. Выяснение статуса физического лица в данном случае необходимо для того, чтобы установить порядок налогообложения полученного физическим лицом дохода: в случае если физическое лицо не имеет постоянного места жительства в Российской Федерации, то выплаченный доход подлежит обложению по ставке 30% (если иное не предусмотрено международными соглашениями по вопросам налогообложения).

2. Налог на прибыль при выплате дохода иностранным юридическим лицам. При определении статуса иностранного юридического лица как возможного контрагента и решении вопроса о необходимости удержания налога на прибыль необходимо установить прежде всего вид выплачиваемого дохода. Это обусловлено тем, что различные виды доходов, полученных иностранными юридическими лицами от источников в Российской Федерации, облагаются налогом на прибыль (соответственно удерживаются российскими предприятиями) по разным ставкам. Так, в соответствии со ст. 284 гл. 25 НК РФ доходы от дивидендов, процентов, от долевого участия в предприятиях с иностранными инвестициями облагаются по ставке 15%, а доходы от использования авторских прав, лицензий, от аренды и по другим видам доходов, источник которых находится на территории Российской Федерации, - по ставке 20%.

3. НДС при выплате дохода иностранным юридическим лицам.

Возможность возникновения обязанности по удержанию НДС при заключении договора с иностранным юридическим лицом также обуславливает появление ряда моментов, на которые необходимо обратить внимание. Следует установить факт постановки (непостановки) на учет в налоговом органом на территории Российской Федерации иностранного юридического лица, так как, если иностранное лицо зарегистрировано в налоговых органах, то обязанность по удержанию НДС у российского предприятия отсутствует. Напротив, в случае если иностранный контрагент не зарегистрирован на территории Российской Федерации в качестве налогоплательщика, то у российского предприятия возникает обязанность по удержанию НДС с выплаченных по договору сумм. Следовательно, для того чтобы исключить возможные конфликты с налоговыми органами, российскому предприятию рекомендуется запросить у своего потенциального партнера документ о постановке (регистрации) на учет в налоговом органе в качестве плательщика НДС.

Итак, покупая товар у иностранной фирмы, которая не состоит на учете в Российской Федерации, организация должна удержать из уплачиваемой суммы НДС и перечислить его в бюджет. Таково требование п. 1 ст. 161 НК РФ. Начиная с 2006 г. обязанности налоговых агентов возлагаются и на посредников, которые продают в Российской Федерации товары таких иностранных компаний. Данная норма прописана в п. 5 ст. 161 НК РФ.

Причем посредники налог из дохода иностранной фирмы удерживать не будут. Они должны начислять НДС сверх цены товара, которую установил зарубежный партнер. К вычету этот налог посредник не принимает (п. 3 ст. 171 НКРФ). Это право предоставлено покупателю. Для этого посредник должен выставить покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ).

Если вторая сторона по сделке освобождена от уплаты НДС или применяет один из спецрежимов, следует просчитать финансовые и налоговые последствия сделки. В такой ситуации всю стоимость товара или услуги налогоплательщику придется списать на затраты.

При прочих равных условиях сумма налога на прибыль в этом случае будет меньше. Но обычно это снижение не компенсирует ущерб от потери права на вычет по НДС. И если налогоплательщик все-таки заинтересован в сделке, то с целью минимизировать налоги следует убедить партнера снизить цену.

Таким образом, от того, кто является партнером по сделке, зарегистрирован ли он в налоговом органе, зависит: учтет ли налоговая инспекция расходы по сделке; обязанность по удержанию налога у стороны по сделке; возможность зачета НДС и ряд иных обстоятельств.

Предмет договора.

Основное требование, которое законодатель выдвигает для того, чтобы гражданско-правовой договор считался заключенным, - согласование сторонами всех существенных условий. В качестве одного из них выступает в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ предмет договора.

При анализе ряда норм гражданского законодательства (ст. 455, 554, 607, 826 ГК РФ и др.) можно сделать вывод, что основная цель, которую преследовал законодатель, возведя предмет договора в ранг существенного условия, состоит в том, чтобы стороны, заключая договор, индивидуализировали в нем тот объект материального (нематериального) мира, которого этот договор непосредственно касается. Другими словами, законодатель предписывает сторонам четко определять в договоре объекты окружающего мира, в отношении которых возникают права и обязанности, т.е. те объекты, с которыми они должны совершить определенные действия.

Таким образом, предмет договора - объект материального (вещь, имущество) или нематериального (информация) мира, на который непосредственно направлена или с которым непосредственно связана воля договаривающихся сторон и который достаточно индивидуализирован для того, чтобы отграничить его от других объектов.

К объектам гражданских прав, а, следовательно, и к объектам договорных отношений относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе: имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность), нематериальные блага. Все объекты гражданских прав полностью свободны в своем обороте, если только они не изъяты из оборота или ограничены в обороте на основании законов (радиоактивные материалы, оружие и др.).

В налоговом праве объектами налогообложения являются операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход (ст. 38 НК РФ).

От формулировки предмета договора и обязанностей сторон зависит принципиальный вопрос об источнике финансирования затрат по данному договору: расходы, которые в конечном итоге уменьшают налог на прибыль, или чистая прибыль, остающаяся в распоряжении налогоплательщика после уплаты налога на прибыль. И хотя перечень затрат в гл. 25 НК РФ открыт, существует общее правило: все расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и непосредственно связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Неясное определение предмета договора и обязанностей сторон приводит к тому, что у налогоплательщиков возникают разногласия с налоговой инспекцией о включении произведенных по договору затрат в себестоимость продукции, работ, услуг.

1. Например, типовые условия договоров на выполнение работ, оказание консультационных (маркетинговых) услуг оформляются обобщенно, без привязки их к себестоимости реализованной продукции. А ведь именно такие договоры вызывают интерес у налоговых органов в первую очередь, так как именно ими налогоплательщики зачастую прикрывают незаконный уход от налогообложения.

Налоговые органы могут обратить внимание на расплывчатость формулировок, свидетельствующих об оказании услуг. Например, в отчетах исполнителя не раскрыта суть консультаций, их предмет сформулирован лишь в общем виде, нет конкретных рекомендаций для компании, связанных с ее деятельностью. Примером могут служить постановления ФАС УО от 4 мая 2006 г. № Ф09-3348/06-С7, от 27 февраля 2006 г. № Ф09-860/06-С7, СЗО от 14 июня 2006 г. № А05-19579/05-18 и др.

Налоговые органы могут поставить под сомнение необходимость консультационных услуг и то, что их результаты использованы в деятельности, связанной с извлечением дохода. Об этом свидетельствуют постановления ФАС СЗО от 19 июня 2006 г. № А05-15886/2005-13, ЗСО от 26 октября 2005 г. № Ф04-7555/2005 (16171-А45-40) и от 28 ноября 2005 г. № Ф04-8496/2005 (17254-А46-15).

Причиной претензий налоговых органов может быть отсутствие всего комплекта документов, который подтверждает реальное оказание услуг и их оплату. В частности, актов, свидетельствующих о приеме-передаче результатов оказанных услуг, отчетов исполнителя, документов об оплате (см. постановления ФАС ЗСО от 17 апреля 2006 г. № Ф04-2108/2006 (21481-А27-37) и СЗО от 1 февраля 2006 г. № А13-11980/04-15).

Расходы на консультационные услуги могут не принять в связи с отсутствием документов или неправильным их оформлением (например, постановление ФАС СЗО от 1 февраля 2006 г. № А13-11980/04-15).

Чтобы избежать подобных ошибок, в качестве основы договоров целесообразно использовать формулировки соответствующих статей ГК РФ, адаптированных к конкретному случаю.

Следует иметь полный комплект документов, подтверждающих необходимость услуги, а также раскрывающих ее характер:

Договор и задание заказчику на конкретные услуги;

Акт, свидетельствующий о приеме-передаче результатов оказанных услуг (унифицированной формы такого акта нет - ее нужно разработать самостоятельно с учетом требований закона № 129-ФЗ);

Отчеты исполнителя с перечнем оказанных услуг, выводами и рекомендациями, которые относятся непосредственно к деятельности компании-заказчика;

Счета-фактуры, платежные поручения.

Этих документов (иногда их части) достаточно, чтобы учесть расходы на консультации. Свидетельством тому служат принятые в пользу налогоплательщиков постановления ФАС ВВО от 19 декабря 2005 г. № А28-4833/2005-137/18, ВСО от 12 декабря 2005 г. № А19-5581/05-45-Ф02-6153/05-С1, ПО от 7 февраля 2006г. № А57-24694/04-35 и др. Также дополнительным обоснованием могут быть письма исполнителя со списком специалистов, оказывающих услуги (постановление ФАС МО от 26 декабря 2005 г. № КА-А40/12635-05).

2. Зачастую стороны заблуждаются либо нечаянно, либо намеренно, чтобы завуалировать реально существующий между ними характер отношений. На практике имеет место, что стороны путают договор купли-продажи и договор поставки. При заключении договора купли-продажи (одного из его видов, когда продавец обязуется сначала изготовить товар) стороны в результате заблуждения могут определить предмет договора в соответствии с нормами, регулирующими договор подряда. Между тем налогово-правовые последствия такого шага различны. Например, может отличаться порядок распределения бремени по налогу на имущество, формирования базы по налогу на прибыль и НДС у подрядчика (продавца) и заказчика (покупателя). При заключении договора купли-продажи выручкой продавца является стоимость реализованного товара. При заключении договора подряда в качестве выручки подрядчика можно признать либо всю сумму средств, полученную от заказчика (если работы выполняются из материала подрядчика), либо только его вознаграждение без стоимости материала (если работы выполняются из материала заказчика).

3. Подчас лишь от изложения формулировки предмета договора можно получить различные налоговые последствия. Так, согласно ст. 257 НК РФ затраты предприятия по реконструкции объектов амортизируемого имущества увеличивают первоначальную стоимость и учитываются в целях налогообложения через амортизационные отчисления. В то же время затраты по капитальному ремонту учитываются в целях налогообложения в том отчетном периоде, в котором они осуществлены.

4. Но даже определение в договоре его предмета не исключает спор с налоговой инспекцией. Можно привести типичный случай из практики относительно предмета поставки. Компания «Интро» продала партию прокладок Bella, заплатив при этом НДС по ставке 10%, предусмотренной для товаров медицинского назначения. По поводу этой поставки возник принципиальный спор. В соответствии с позицией Минздрава, Общероссийского классификатора продукции прокладки являются товаром медицинского назначения, очевидно, налоговые работники сочли, что прокладки - это модный аксессуар, поэтому доначислили НДС по ставке 20%. Суд первой инстанции встал на сторону налоговых органов. Постановлением ФАС СЗО от 31 января 2005 г. решение налоговой инспекции было отменено.

5. Основанием следующего спора стала неопределенность относительно того, что составляет предмет договора купли-продажи. Так, ФАС СЗО в постановлении от 14 июня 2005г. № А26-9979/04-28 отказал ИМНС во взыскании с индивидуального предпринимателя суммы ЕНВД. Судом был отклонен довод инспекции о том, что предприниматель неправомерно применил корректирующий коэффициент базовой доходности, установленный для розничной торговли исключительно продовольственными товарами, поскольку материалами дела подтверждается, что полиэтиленовые пакеты, указанные в ассортиментном перечне предпринимателя, являлись фасовочными и отпускались покупателям бесплатно.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель осуществлял розничную торговлю исключительно кондитерскими изделиями. Самостоятельная реализация пакетов не производилась и дополнительной прибыли не приносила. Поэтому наличие в ассортиментном перечне непродовольственного товара слова «пакеты» не является основанием для применения показателя коэффициента К2 в другом значении.

6. Суммой оборота по реализации у организации - комиссионера, поверенного или агента признается не цена продажи или приобретения товаров комитента, доверителя или принципала, а только сумма вознаграждения, получаемого за выполнение услуг. Это положение закрепляется в п. 1 ст. 156 НК РФ, согласно которому налогоплательщики при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров.

Данная правовая норма подкреплена обширной судебной практикой. Как следует из судебного решения (постановление ФАС ЗСО от 17 мая 2006 г. № Ф04-2741/2006 (22510-А27-6)) ООО УК «Про-копьевскуголь» было привлечено к ответственности за несвоевременную уплату НДС от реализации санаторных путевок. Арбитражным судом было установлено и материалами дела подтверждается, что общество осуществляло реализацию путевок в счет агентских договоров в интересах других юридических лиц за их счет. С сумм полученного вознаграждения общество исчисляло НДС. Налоговый орган не оспаривает факт уплаты НДС обществом с агентского вознаграждения. При таких обстоятельствах довод налогового органа о том, что общество, заключив агентские договоры на оказание услуг и приобретение товара, действовало от своего имени, а не в рамках агентского договора и должно было включить в налоговую базу по НДС все поступившие денежные средства, связанные с оказанием услуг, является ошибочным.

7. Схему, направленную на минимизацию налогов, налоговые органы могут увидеть в договорах, заключаемых с работниками на аренду их автомобилей, компьютеров и т.д., поскольку выплаты ЕСН в этом случае меньше на суммы, зачисляемые в ФСС РФ (нет больничных).

В ходе налоговой проверки будет обращено внимание - не заменяют ли компенсации, не облагаемые ЕСН (компенсации за вредные условия труда, задержку заработной платы, повышение размера суточных), выплаты заработной платы.

8. На то, что расходы, которые несет производитель в условиях рыночной экономики (продавец) часто не «вписываются» в налоговую систему России, обращает внимание А. Медведев. Так, он называет следующие расходы, которые продавец вынужден нести и при этом они с трудом принимаются налоговыми органами: а) скидки с продажной цены, б) плата за «вхождение в сеть» т.е. за право реализовать товар в сети крупной оптово-розничной сети, в) расходы по продвижению товаров до конечного потребителя, г) расходы по рекламе произведенной продукции, в том числе расходы по обслуживанию рекламного оборудования, переданного безвозмездно.

Сегодня практически все магазины требуют плату за осуществление торговли через их розничную сеть, как бы это ни называлось. Отнесение таких расходов к обоснованным является спорным (письма Минфина России от 3 октября 2006 г. № 03-03-04/1/677, от 17 октября 2006 г. № 03-03-02/247).

Представляется, что для поставщика оплата таких услуг признается обязательным условием договора купли-продажи товара, без которого выгодная сделка не состоится, следовательно, такие расходы являются обоснованными.

9. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 марта 2007 г. № 185 «О внесении изменений в Правила продажи отдельных видов товаров» продавцов программного обеспечения обязали сообщать покупателям данные об изготовителе экземпляра программы (наименование, местонахождение, номер лицензии на тиражирование и т.п.), а также сведения о правообладателе и номере регистрации программы. Такие новшества Правительство РФ внесло в Правила продажи отдельных видов товаров. Изменения вступили в силу с 8 апреля 2007 г.

Указанные сведения об изготовителе необходимо потребовать от продавца, чтобы убедиться в том, что приобретается настоящий лицензионный софт. Если же программа окажется пиратской, то компания-покупатель не только нарушит авторские права, но и дает налоговикам повод пересчитать расчет по налогу на прибыль. Инспекторы считают, что нелицензионные программы образуют у компании внереализационный доход, равный стоимости лицензионного софта. Таким образом, вместо учтенных для налога на прибыль расходов на программное обеспечение компания рискует получить доначисления по налогу на прибыль.

Таким образом, формулируя предмет договора, который в основном и определяет налоговые обязательства сторон, необходимо иметь в виду, что объект налоговых правоотношений с императивным методом регулирования является объектом гражданских правоотношений с диапозитивным методом, что следует использовать при осуществлении налогового планирования.

Поделиться

Вконтакте

Одноклассники

41. ВЫЯВЛЕНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА КОНТРАГЕНТА ПО СДЕЛКЕ

Контрагент – это сторона любого коммерческого договора. В качестве контрагента могут выступать юридическое лицо (полное товарищество, товарищество на вере, унитарное предприятие, производственный кооператив, ООО, ЗАО, ОАО) либо индивидуальный предприниматель, которые устанавливаются по государственным регистрационным документам и при необходимости дополнительно по подтверждениям о факте регистрации и внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Представитель в договоре должен иметь документальные полномочия от контрагента, которого он представляет.

Представителем контрагента в договоре может быть:

Юридическое лицо (полное товарищество, товарищество на вере, унитарное предприятие, производственный кооператив, ООО, ЗАО, ОАО);

Индивидуальный предприниматель;

Физическое лицо, не зарегистрированное как индивидуальный предприниматель. Представитель контрагента в случаях, установленных в законах, действует без доверенности, а в иных случаях – по доверенности.

Доверителями в коммерческой деятельности могут быть:

1) руководители коммерческих организаций, указанные в таблице, действующие от имени этих организаций;

2) индивидуальный предприниматель.

Все иные лица должны подтверждать выданные им полномочия представителя доверенностью.

Доверенность – односторонний документ, подписанный одним лицом – доверителем и выданный поверенному. Доверенность должна быть надлежаще оформлена и содержать:

Дату выдачи (если нет даты, то доверенность ничтожна) и срок действия (если срок не установлен, то доверенность действует до трех лет);

Точный и исчерпывающий перечень действий, порученных представителю;

Подпись руководителя организации или индивидуального предпринимателя;

Печать организации или индивидуального предпринимателя.

Дополнительными документами, подтверждающими полномочия представителя, могут быть:

Для представителя – работника фирмы – трудовой договор представителя с фирмой, которую он представляет, Трудовой кодекс РФ (ТК);

Для представителя – партнера фирмы – гражданско-правовые договоры между представителем и фирмой, которую он представляет: поручение, комиссия, агентирование, доверительное управление, оказание услуг (ГК). В качестве представителя выступает поверенный, комиссионер, агент, доверительный управляющий, исполнитель.



Поделиться