Предприятие в условиях рынка. Основные функции и цели предприятия в условиях рынка

Предприятие (организация) является основным звеном экономики. Именно на предприятии осуществляется производство и реализация продукции (работ и/или услуг), происходит непосредственная связь работников со средствами производства и предметами труда. Как основные хозяйствующие субъекты предприятия играют важную роль в социально-экономическом развитии страны. От эффективности их деятельности во многом зависит социальная и политическая стабильность в обществе.

Результатом любой предпринимательской деятельности является достижение поставленных целей. Исходя из сущности предпринимательства, основными его целями являются:

1) получение прибыли (дохода) от вложенного в тот или иной объект капитала и других экономических ресурсов;

2) удовлетворение спроса общества в удовлетворении конкретной потребности на каком-либо целевом рынке;

Ещё одна важная целью любого предприятия в условиях рынка - стабильная финансовая устойчивость в его работе. Эта цель более сложная для достижения, и она включает в себя не только стабильное получение прибыли, а добиться этого не так-то просто.

Роль предприятий состоит в следующем:

· На уровне предприятия решаются основные экономические задачи общества: что, как и для кого производить;

· От результатов деятельности предприятий зависит социально-экономическое положение регионов и страны в целом;

· Предприятие создаёт рабочие места, обеспечивая тем самым занятость населения;

· Предприятие обеспечивает формирование доходов населения, социальное развитие трудовых коллективов, создают условия для обучения, повышения квалификации персонала;

· От деятельности предприятий зависит качество товаров, услуг, следовательно, и удовлетворение спроса потребителей;

· Предприятия участвуют в формировании региональной инфраструктуры;

· Через налоговую систему предприятия формируют доходную часть федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

В условиях рыночной экономики функции предприятий зависят от профиля их деятельности (производство продукции, оказание услуг, выполнение работ) и конкретизируется в зависимости от отраслевой принадлежности. Выполняя свои функции, предприятия решают ряд задач, основными из которых являются:

1) Рациональное использование производственных ресурсов;

2) Обеспечение конкурентоспособности продукции, оказываемых услуг, и выполняемых работ предприятием в целом;

3) Обеспечение персонала заработной платой, нормальными условиями труда и возможностями профессионального роста и развития.

Задачи предприятия определяют интересы владельцев, размеры капитала, ситуация внутри предприятия и во внешней среде. Они находят своё выражение в стратегии развития предприятия. Для решения вышеназванных задач предприятия формируют имущество, приобретают оборудование, материалы, товары, нанимают оперативный персонал, создают организационную структуру и аппарат управления, организуют технологические процессы.


Пока основой российской экономики являются крупные корпоративные образования, которые в условиях кризиса теряют своё главное качество, определяющее их жизнеспособность в окружающей среде, - конкурентоспособность. В связи с этим исключительную актуальность приобретает интеграция малого и крупного бизнеса, которая сегодня является одним из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России. Актуальность интеграции определяется возможностью нивелировать недостатки крупных корпораций за счёт их взаимодействия с малым бизнесом, обладающим определёнными конкурентными преимуществами в кризисных условиях.

Можно сказать, крупные фирмы как сфера объёмного производства и распределения играют важную и даже определяющую роль в экономике страны и в формировании высоких стандартов жизни. Без них не могут существовать малые предприятия, получающие сырьё, комплектующие и готовую продукцию для реализации.

Таким образом, предприятие является основным компонентом рыночной экономики. Целью любого предприятия является не только получение прибыли, но и стабильное её получение, а также удовлетворение спроса потребителей. Предприятия в условиях рыночной экономики играют важную роль в социально-экономическом развитии страны.

Без предприятий рыночная экономика не сможет ни функционировать, ни развиваться.

Предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Основные черты предприятия:

  • организационное единство: предприятие – это определенным образом организованный коллектив со своей внутренней структурой и порядком управления. Базируется на иерархическом принципе организации экономической деятельности;
  • определенный комплекс средств производства: предприятие объединяет экономические ресурсы для производства экономических благ с целью максимизации прибыли;
  • обособленное имущество: предприятие имеет собственное имущество, которое самостоятельно использует в определенных целях;
  • имущественная ответственность: предприятие несет полную ответственность всем своим имуществом по различным обязательствам;
  • предприятие предполагает единоначалие, основывается на прямых, административных формах управления;
  • выступает в хозяйственном обороте от собственного имени (наименования);
  • оперативно – хозяйственная и экономическая самостоятельность: предприятие само осуществляет разного рода сделки и операции, само получает прибыль или несет убытки, за счет прибыли обеспечивает стабильное финансовое положение и дальнейшее развитие производства.

Внутренняя среда предприятия – это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия – это прежде всего потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а также государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Задачами действующего предприятия являются:

  • получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);
  • обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;
  • обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;
  • создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;
  • охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;
  • недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

Задачи предприятия определяются:

  • интересами владельца;
  • размерами капитала;
  • ситуацией внутри предприятия;
  • внешней средой.

К основным функциям предприятия можно отнести:

  • изготовление продукции производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;
  • продажа и поставка продукции потребителю;
  • послепродажное обслуживание;
  • материально – техническое обеспечение производства;
  • управление и организация труда персонала на предприятии;
  • повышение качества продукции, снижение удельных издержек и рост объемов производства;
  • предпринимательство;
  • уплата налогов, а также обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;
  • соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов.

Функции предприятия конкретизируются и уточняются в зависимости от:

  • размеров предприятия;
  • отраслевой принадлежности;
  • степени специализации и кооперирования;
  • наличия социальной инфраструктуры;
  • формы собственности;
  • взаимоотношений с местными органами власти.

Существующие и действующие предприятия отличаются друг от друга организационно – правовым устройством, масштабностью, профилем деятельности и т.п., т.е. они различны по условиям, целям и характеру функционирования. Для более глубокого изучения предпринимательской деятельности предприятия обычно классифицируются по следующим основным признакам:

По виду и характеру деятельности.

Прежде всего, предприятия отличаются друг от друга отраслевой принадлежностью. Они подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы, далее – по менее крупным подразделениям (промышленные, сельскохозяйственные, кредитно-финансовые, транспортные и т.п.). Основываясь на типе или виде производимых предприятием продуктов или услуг, можно выделять собственно отраслевые и подотраслевые типы предприятий (например, автомобилестроительные, угледобывающие, страховые и т.п.).

По размерам предприятия.

Как правило, по этому признаку предприятия классифицируются следующим образом:

  • мелкие – до 50 занятых;
  • средние – от 50 до 500 (иногда до 300);
  • крупные – свыше 500, в том числе
  • особо крупные - свыше 1000 занятых.

По формам собственности.

Форма собственности лежит в основе юридического статуса предприятия. По формам собственности различают:

  • государственные;
  • муниципальные;
  • частные;
  • кооперативные предприятия;
  • предприятия, находящиеся в собственности общественных организаций;
  • и, в прочих формах собственности (включая смешанную собственность, собственность иностранных лиц, граждан и без гражданства).

Под государственными предприятиями понимаются как чисто государственные, так и смешанные, или полугосударственные. В чисто государственных предприятиях государству принадлежит обычно весь акционерный капитал, полученный в результате национализации или вновь созданный. В смешанных государственно-частных компаниях государство в лице какого-нибудь министерства или компании может владеть значительной частью пакета акций (более 50%), и тогда оно, как правило, осуществляет контроль за их деятельностью. По принадлежности капитала.

По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия. Национальными называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании. Иностранными называют предприятия, капитал которых принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля.

Смешанными по капиталу называют предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства. Смешанные предприятия – это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности.

Предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. По организационно-правовым формам .

1. Хозяйственные товарищества и общества

2. Полное товарищество

3. Товарищество на вере (коммандитное товарищество)

4. Общество с ограниченной ответственностью (ООО)

5. Общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

6. Акционерное общество (АО)

7. Производственные кооперативы (артели)

8. Унитарное предприятие (федеральное казенное предприятие).

Источник - Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю. Экономика предприятия: Учебное пособие. – Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. – 240 с.

Предприятия играют важнейшую роль в экономике государства. Они являются основой для:

  • 1) увеличения национального дохода, валового внутреннего продукта, валового национального продукта;
  • 2) возможности существования всего государства и выполнения им своих функций. Это связано с тем, что значительная часть государственного бюджета формируется за счет налогов и сборов предприятий;
  • 3) обеспечения обороноспособности государства;
  • 4) простого и расширенного воспроизводства;
  • 5) развития национальной науки и ускорения НТП;
  • 6) повышения материального благосостояния всех слоев граждан страны;
  • 7) развития медицины, образования и культуры;
  • 8) решения проблемы занятости;
  • 9) решения многих социальных проблем. Эту роль предприятия будут выполнять только в том случае, если они эффективно функционируют.

В условиях рынка предприятия работают по следующей схеме:

Сбыт (спрос)

Производство

В этой схеме основой является спрос покупателей, т.е. возможность сбыть свою продукцию. Для этого необходимо изучать конъюнктуру рынка, запросы покупателей, емкость рынка, качество продукции у потенциального конкурента и другие вопросы, характерные для рыночных отношений.

Вся история развития общественного производства свидетельствует и доказывает, что наиболее эффективно предприятия функционируют в условиях цивилизованного рынка, для которого характерны наличие различных форм собственности, здоровая конкуренция, демонополизация экономики, свободное ценообразование, наличие развитой рыночной инфраструктуры, преимущество потребителя по сравнению с производителем и другие необходимые атрибуты.

Цель - это будущее желаемое состояние организации, мотив поведения и действий её работников. Функция - это конкретный вид деятельности организации.

Во многих учебниках и учебных пособиях указывается, что основной целью предприятия в условиях рынка является получение прибыли. Но также не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение, а добиться этого не так-то просто. Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Принцип экономичности требует, чтобы достигались:

  • * определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;
  • * при заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), то есть работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита. Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, то есть достижение как можно большей прибыли или как можно более высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность. Для достижения поставленной цели предприятия должны:

  • 1) выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;
  • 2) рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;
  • 3) разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;
  • 4) систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;
  • 5) заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;
  • 6) обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;
  • 7) проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели. Выработка успешной стратегии начинается с определения цели фирмы, общей цели функционирования коллектива. При этом цели предприятия могут меняться. Все зависит от конкретных обязательств. Например, основной целью предприятия на определенном этапе может быть не получение максимальной прибыли, а завоевание рынка. В этом случае получение максимальной прибыли отодвигается как бы на второй план, но в будущем, в случае завоевания рынка, предприятие может с лихвой возместить недополученную прибыль.

Таким образом, в современных условиях перед многими отечественными предприятиями стоят совершенно иные цели и задачи, а получение прибыли находится далеко не на первом месте. Руководители многих предприятий считают, что для них основной задачей на этом этапе являются реализация продукции, возможность выплаты заработной платы работникам предприятия и быть «на плаву». Остается надеяться, что этот тяжелый период для российской экономики скоро пройдет, предприятия начнут нормально работать, решать задачи и достигать цели, свойственные рыночной экономике, обратят больше внимания на использование таких прогрессивных общественных форм организации производства, как концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование производства.

Краткая выдержка из текста работы (Аннотация)

Введение

В условиях рыночных отношений организация (предприятие) является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги. Это первичное звено общественного разделения труда. Именно здесь создается национальный доход. Предприятие выступает как производитель и обеспечивает процесс воспроизводства на основе самоокупаемости и самостоятельности. От успеха отдельных предприятий зависит объем создаваемого валового национального продукта, социально-экономическое развитие общества, степень удовлетворенности в материальных и духовных благах населения страны. Экономика любой страны предстает перед нами как деятельность огромного числа хозяйствующих субъектов, создающих разнообразные товары и услуги. Одни из них производят продукцию, нужную для жизни человека, другие создают инвестиционные товары. Есть предприятия, работа которых необходима для того, чтобы доставить сырье или готовую продукцию до мест потребления (транспортные предприятия). Есть целые группы разнообразных предприятий, которые оказывают производственные услуги – хранят продукцию, обеспечивают энергией, средствами связи и т.д. Наконец, в разнообразных услугах нуждается сам человек, услугах, которые делают его жизнь более удобной, комфортной, освобождающих от бытовых и житейских повседневных забот, и за оказание которых он готов платить.

Из всего выше сказанного следует, что данная тема курсовой работы:

«Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики» актуальна в настоящее время и будет актуальной- в будущем.

Цель курсовой работы - раскрыть теоретические аспекты темы: «Организация (предприятие) в условиях рыночной экономики».

А именно, рассмотреть:

 Предприятие как главную экономическую единицу конъюнктуры рынка;

 Систему управления предприятием в условиях рынка, стратегию поведения.

Основываясь на теоретических аспектах и данных конкретного предприятия рассмотреть сущность и механизм функционирования ООО «Престиж» в условиях рыночной экономики РФ, провести финансовый анализ, используя методы статистики.

Объект исследования: предприятие как субъект рыночного хозяйствования.

1. Предприятие- главная экономическая единица конъюнктуры рынка

1.1 Понятие организации (предприятия), цели и направления деятельности.

Чтобы рассмотреть организацию (предприятие) в условиях рыночной экономики, необходимо кратко освятить понятие «рыночная экономика» и дать ей характеристику (Приложение 1).

Организация- это определённым образом организованное объединение лиц, которое:

 имеет обособленное имущество,

 отвечает этим имуществом по своим обязательствам,

 может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права,

 нести обязанности,

 быть истцом и ответчиком в суде,

 иметь самостоятельный баланс или смету

Предприятие - это хозяйственная единица, обладающая опре¬деленной законом экономической и административной самостоя¬тельностью, т.е. правами юридического лица, организационно-тех¬ническим, экономическим и социальным единством, обусловлен¬ным общностью целей деятельности: производством и реализацией товаров, работ, услуг и получением прибыли.

Фирма – это наименование, под которым предприятия (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве самостоятельного субъекта.

Предприятие имеет конкретное название - завод, фабрика, комбинат, шахта, мастерская и т.п. Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).

Существенным признаком предприятия является совокупность работников, объединённых общим процессом труда. В процессе труда между работниками возникают «производственные отношения», которые включают:

 организационные отношения, обусловленные особенностями технологии производства и разделения труда в рамках данного предприятия (последовательность проведения работ, их упорядочение, взаимодействие различных частей и звеньев предприятия);

 связи, которые обусловлены и вытекают из отношений собственности на средства производства (отношения распределения, управления, потребления);

 связи, в которые вступает каждое предприятие с другими, внешними по отношению к нему субъектами хозяйственной деятельности.

Главной целью (миссией) создания и функционирования предприятия в условиях рыночной экономики является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства. На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми. Рыночные принципы деятельности - рациональность, экономичность и эффективность – находят на уровне предприятия (организации) первичную сферу своего осуществления. Наконец, конкуренция как двигатель рыночного развития -именно в предприятии обретает свой главный субъект.

Каждая организация (предприятие) действует на основе хозяйственного (коммерческого) расчета. Принципы хозрасчета:

1) самофинансирование;

2) самообеспечение;

3) материальная заинтересованность;

4) экономическая ответственность;

5) свобода хозяйственной деятельности;

6) конкуренция между товаропроизводителями, контроль за их хозяйственной деятельностью.

Коммерческий расчет - это экономическая категория товарного производства, которая отражает сложную систему экономических отношений, возникающих в процессе использования средств производства, реализации продукции, при распределении и использовании полученного дохода, прибыли.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

1.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия

Любое предприятие, фирма, организация состоит из внутренних элементов. К основным элементам внутренней среды организации относятся:

 миссия организации;

 деловая стратегия;

 структура;

 ресурсы;

 технологии.

Ниже представлена схема взаимодействия этих элементов:

Из схемы мы видим, что все эти элементы взаимосвязаны и если произойдет изменение одного из этих, то это повлечет и изменение других.

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Введение 3

1. Предприятие главная экономическая единица конъюнктуры рынка. 4 -13

1.1 Понятие организации (предприятия), цели и направления деятельности. 4 - 6

1.2 Внутренняя и внешняя среда предприятия. 7-10

1.3 Виды и организационно-правовые формы предприятий. 11-13

2. Система управления и структура предприятия в условиях рынка. 14-20

2.1 Понятие, принципы, функции и методы управления. Самоуправле-ние трудового коллектива. 14-16

2.2 Структура предприятия. 17-20

3. ООО «Престиж» в условиях рыночной экономики 21-35

3.1 Общая характеристика предприятия. 21-24

3.2 Анализ конкурентных преимуществ ООО «Престиж». 25-28

3.3 Оценка эффективности предприятия. 29-35

Заключение 36-37

Библиографический список литературы 38-39

Приложения: 40-47

Приложение 1 40-41

Приложение 2 42-47

Использованная литература

  1. Библиографический
  2. Баликоев, В.В. Общая экономическая теория [Текст]: Учеб. Пособие. - Новоси-бирск: ТОО ЮКЭА, НПК,Модус, 1996.
  3. Веснин, В.Р. Основы менеджмента [Текст]: Курс лекций для студентов высших учебных заведений.- М.: Общество «Знание» России. Центральный институт не-прерывного образования, 2002. 472с.
  4. Гласс, Дж. Статистические методы в прогнозировании [Текст]. - М.: Прогресс, 2002. 411с.
  5. Глухов, А.Н. Оценка конкурентоспособности товара и способы ее обеспечения // Маркетинг. 2003. № 2. С. 5664.
  6. Годовые отчёты ООО «Престиж».
  7. Голубков, Е.П. Маркетинговые исследования [Текст]: теория, методология и практика. М.: Издательство «Финпресс», 2002. 416 с.
  8. Гуськова, Н.Д. Экономика и бизнес [Текст]. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 1995.
  9. Елисеева, И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики [Текст] / Под ред. И.И. Елисеевой. М.: Финансы и статистика, 1995. 521с.
  10. Ильенкова, Н.Д. Спрос: анализ и управление [Текст].- М: Финансы и статистика, 2002. 407с.
  11. Котлер, Ф. Основы маркетинга [Текст]. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004 656 с.: ил.
  12. Куликов, Л.М. Основы экономической теории [Текст].-М.:Финансы и статисти-ка, 2003.- 400 с.
  13. Купряков, Е.М. Экономика предприятия [Текст]. Москва: ЮНИТИ, 1996.
  14. Лукасевич, И.Я. Анализ финансовых операций. Методы, модели, техника вы-числений [Текст]. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. 400 с.
  15. Максимова, И.В. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. 2003. № 3. С. 3339.
  16. Мамедов, О.Ю. Современная экономика [Текст]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  17. Общая теория статистики [Текст]: Статистическая методология в изучении ком-мерческой деятельности: Учебник / А.И. Харламов, О.Э. Башина, В.Т. Бабурин и др./ Под ред. А.А. Спирина, О.Э. Башиной. М.: Финансы и статистика, 1994. 586с.
  18. Паркет ООО «Престиж» [Электронный ресурс]: http://parket.webhost.ru/
  19. Пелих, А.С. Малые предприятия [Текст]. - Ростов-на-Дону: Эксперт, 1996.
  20. Райзберг, Б. А. Основы экономики [Текст]: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2003.-676 с.
  21. Русский Гуманитарный Интернет-Университет [Электронный ресурс]: http://www.vusnet.ru/biblio/
  22. Трудовой кодекс Российской Федерации [Текст]: Официальный текст. М.: Из-дательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2005. 180 с.
  23. Экономика предприятия [Текст]: учебник /Под ред. А.Е.Карлика, М.Л.Шухгальтер. М.: ИНФА-М, 2002.
  24. Экономическая теория [Текст]: Учебник/ Под ред. И. П. Николаевой. М.: Про-спект,1996.- 456 с.

Предприятие это самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Из определения следует, что основной целью предприятия в условиях рынка является удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

При этом не менее важной целью любого предприятия в условиях рынка является обеспечение стабильной финансовой устойчивости в его работе. Это более сложная для достижения цель, которая включает в себя не только получение прибыли, но и устойчивое ее получение.

Предприятия могут достигать этой цели только в том случае, если в своей работе будут придерживаться определенных принципов и выполнять необходимые функции.

Следует выделить следующие принципы функционирования предприятием: экономичность, финансовая устойчивость, прибыль.

Принцип экономичности требует, чтобы достигался:

Определенный результат при наименьших затратах - принцип минимизации;

При заданном объеме затрат наибольший результат - принцип максимизации.

Следовательно, в основе своей принцип экономичности предъявляет свойственное всем предприятиям само собой разумеющееся требование - не тратить даром производственные факторы (ресурсы), т.е. работать «экономично».

Принцип финансовой устойчивости означает такую, деятельность предприятия, при которой оно могло в любой момент времени расплатиться по своим долгам или собственными средствами, или путем отсрочки, или за счет получения кредита.

Высшей целью предпринимательской деятельности является превышение результатов над затратами, т.е. достижение возможно большей прибыли или возможно высокой рентабельности. Идеальным является такое положение, когда получение максимальной прибыли обеспечивает и более высокую рентабельность.

Для достижения поставленной цели предприятия должны выполнять определенные функции:

выпускать высококачественную продукцию, систематически ее обновлять и оказывать услуги в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

рационально использовать производственные ресурсы с учетом их взаимозаменяемости;

разрабатывать стратегию и тактику поведения предприятия и корректировать их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

систематически внедрять все новое и передовое в производство, в организацию труда и управление;

заботиться о своих работниках, росте их квалификации и большей содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;


обеспечивать конкурентоспособность предприятия и продукции, поддерживать высокий имидж предприятия;

проводить гибкую ценовую политику и осуществлять другие функции.

Но при этом очень важно, чтобы все функции предприятия были направлены на реализацию выработанной стратегии и на достижение поставленной цели.

Таким образом, предприятием является самостоятельным хозяйственным субъектом с правом юридического лица, созданным в порядке, установленном законодательством, для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие самостоятельно осуществляет свою деятельность, распоряжается выпускаемой продукцией, полученной прибылью, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов и других обязательных, платежей.

Главная цель предприятия – получение максимальной и стабильной прибыли от реализации продукции и услуг в условиях конкуренции на мировом рынке для удовлетворения, общественных потребностей и интересов членов трудового коллектива и собственников имущества.

Государственное регулирование

деятельности предприятий в условиях рынка.

А) Механизмы государственного регулирования деятельности предприятия.

Государство для выполнения своих функций и регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической политики. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования деятельности предприятий, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская деятельность, кредитно-финансовые механизмы и др.

Административные, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее целесообразно использовать в следующих областях:

Естественная государственная монополия (фундаментальная наука, оборона и т.д.);

Охрана окружающей среды и использование ресурсов;

Сертификация, стандартизация, метрология;

Социальная политика; прежде всего имеются в виду определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособие по безработице и др.);

Внешнеэкономическая деятельность (лицензирование и квотирование экспорта, государственный контроль над импортом и т.д.).

Для создания нормальных условий для предпринимательской деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить фискальную, научно-техническую, инвестиционную, ценовую, амортизационную, кредитно-денежную и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.

Фискальная политика государства. Под фискальной политикой государства понимается регулирование государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления экономики. Механизм воздействия государства на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане заключается в следующем.

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных государственных программ, тем самым оживляя многие отрасли и фирмы. Для подъема экономики государство может воздействовать и путем сокращения своих доходов, т.е. уменьшая налоги с населения и предприятий. В этом случае у населения повысится спрос на потребительские товары, а у предприятий появится больше возможности для инвестирования, что в конечном итоге должно привести к оживлению экономики.

Государственная система налогообложения самым существенным образом влияет на предпринимательскую деятельность. Ведь налоговое бремя может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Система должна предусматривать определенные льготы в налогообложении для предприятий, которые функционируют в желательных для государства сферах экономики, для стимулирования развития малого бизнеса, для тех предприятий, которые значительную часть своих средств направляют на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства должна стимулировать предпринимательскую деятельность в наращивании выпуска продукции и оказании всевозможных услуг.

Снижение государственных расходов в определенных случаях приводит к снижению дефицита госбюджета, а следовательно, к замедлению инфляционных процессов.

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, так как государство может запаздывать в своих действиях.

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Так, например, благодаря этим стабилизаторам можно автоматически осуществить изменение налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. В качестве подобного стабилизатора может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от дохода. С увеличением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, которые утверждаются правительством заранее.

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена в первую очередь на сглаживание экономических колебаний. При помощи только этой политики государство не может выполнять свои функции без проведения соответствующей финансово-кредитной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса. Кроме того, за последнее десятилетие в развитых странах предпочтение отдается финансово-кредитной политике.

Под финансово-кредитной политикой понимается целенаправленное управление государством банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной кредитно-денежная политика оказалась обоюдоострым оружием, с помощью которого можно справиться и со спадом производства, и инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь, на потребительский и инвестиционный спрос.

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся экономической ситуации, он тем самым расширяет или сужает возможности выдачи кредитов коммерческим банкам.

Центральный банк может воздействовать и при помощи нормы обязательных резервов. Снижение этой нормы создает большие возможности коммерческим банкам для выдачи кредитов и наоборот.

Государство может существенно влиять на экономический рост и инфляцию при помощи скупки или продажи своих ценных бумаг. При помощи скупки своих ценных бумаг у их держателей появляются денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитноденежная политика должна проводиться государством совместно и сбалансирование, ибо только в этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса является важнейшим фактором подъема экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что эта страна в послевоенный период правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

Под единой научно-технической политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и техники, внедрение их результатов в народное хозяйство.

Единая государственная научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений в развитии науки и техники и всяческую поддержку государства в их развитии. В настоящее время общепризнанными приоритетными направлениями в развитии науки и техники являются: комплексная автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых материалов и технологий их производства, биотехнология, атомная электроэнергетика и др.

Выбор приоритетов в развитии науки и техники необходим в связи с важностью их реализации, с тем чтобы страна не отстала в своем развитии от ведущих стран мира, а также в связи с ограниченностью ресурсов государства. Выбор приоритетов необходим не только в направлениях НТП, но и среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая и электроэнергетика, являются локомотивами в ускорении НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

Амортизационная политика. Она является составной частью общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и в первую очередь скорость обновления основных фондов.

При разработке амортизационной политики государство должно придерживаться следующих принципов:

переоценка основных фондов, особенно в условиях инфляции, должна осуществляться своевременно;

нормы амортизации должны быть достаточными для простого и расширенного воспроизводства основных фондов;

амортизационные отчисления на предприятиях должны использоваться только исходя из их функционального назначения;

нормы амортизации должны быть дифференцированы в зависимости от функционального назначения основных фондов, а также с учетом срока их морального и физического износа;

предприятия должны иметь возможность применять ускоренную амортизацию.

Амортизационная политика должна способствовать обновлению основных фондов и ускорению НТП. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

Инвестиционная политика. Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства. С ее помощью государство непосредственно может воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры общественного производства и решение многих социальных проблем.

Существенный спад производства за 1991-1996 гг., т.е. за период проведения реформ, в большей степени был обусловлен значительным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в 3 раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей являются освобождение государства от функции основного инвестора и создание таких условий, при которых частный сектор в экономике был заинтересован в инвестиционной деятельности. Для этого оно должно в первую очередь обеспечить стабильность экономики и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента. Эта зависимость гласит, что чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

В общем плане государство может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов: финансово-кредитной и налоговой политики; предоставления самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию и техническое перевооружение производства; амортизационной политики; создания благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций; научно-технической политики и др. При этом государство должно всегда помнить, что будущее экономики страны в значительной степени зависит от того, какую оно проводит инвестиционную политику.

Государственное предпринимательство. Одной из важнейших форм прямого вторжения государства в экономику является государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках госсектора и связана с участием госпредприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

При этом государство выступает самостоятельным субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности экономики.

Государственное предпринимательство является прямым вмешательством государства в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но их развитие определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

Но какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей страны? Это далеко не простой вопрос. До недавнего времени степень огосударствления в нашей стране была (по мировым меркам) чрезвычайно высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления реформ, в частности приватизации, доля государственного сектора стала заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны является весьма актуальным.

Планирование и регулирование. Прогнозирование, планирование и регулирование являются важнейшими рычагами государства по управлению экономикой страны. С переходом на рыночные отношения роль этих инструментов управления не снижается, а вот методы планирования существенно изменяются. На смену директивному планированию, когда каждому предприятию устанавливались заранее заданная производственная программа и потребители, приходит так называемое индикативное планирование.

Сущность индикативного планирования заключается в том, что государство на основе детального анализа функционирования экономики за предшествующий период, исходя из экономической политики и имеющихся ресурсов, устанавливает на плановый период основные макроэкономические показатели: темпы роста валового национального продукта и национального дохода, уровень инфляции и безработицы, минимальный размер заработной платы, дефицит бюджета, ставку процента и др. Все эти показатели в совокупности характеризуют состояние экономики на плановый период. При этом государство должно закладывать в план такие величины макроэкономических показателей, которые в совокупности положительно бы влияли на развитие экономики страны и жизненный уровень населения. Индикативное планирование предусматривает не только разработку плановых макроэкономических показателей (индикаторов), но и способы их достижения, т.е. заранее предопределяется, какова будет фискальная, научно-техническая, финансово-кредитная, инвестиционная и социальная политика государства с целью достижения запланированных индикаторов.

Государственное планирование должно быть непрерывным, что обеспечивается составлением краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных и перспективных планов.

Перспективное прогнозирование и планирование позволяют выработать экономическую стратегию государства на ближайшие 5-10-15-20 лет и тем самым осуществлять ежегодное планирование с учетом реализации как годовых, так и перспективных планов. Наличие экономической и научно-технической стратегии позволяет государству с меньшими ресурсами достигать намеченных целей, а следовательно, непрерывно повышать эффективность общественного производства.

С планированием, тесно связано регулирование. Регулирование осуществляется государством только в том случае, если запланированные экономические показатели в ходе их реализации не выполняются.

Во многих развитых странах планирование на уровне государства принимает форму разработки и реализации определенных программ.

Ценообразование. Это один из рычагов воздействия государства на экономику и предпринимательскую деятельность. Используя ценовую политику, государство тем самым воздействует на спрос и предложение, перераспределение дохода и ресурсов, обеспечение минимального прожиточного уровня, а также на антимонопольные, антиинфляционные и другие процессы в желательном для государства направлении.

Государство должно проводить политику в области ценообразования с целью обеспечения его стабильности, что является основой борьбы с инфляцией, оживления инвестиций и подъема национальной экономики.

Известно, что в условиях рыночных отношений цены на большинство товаров свободные, т.е. они складываются на рынке под воздействием спроса и предложения. На часть важнейших товаров и услуг первой необходимости цены и тарифы регулируются государством. Так делается практически во всех странах мира с развитой рыночной экономикой. И хотя доля товаров и услуг, цены на которые регулируются государством, незначительна, всего 10-15% общей товарной массы, но это имеет большое значение, прежде всего для поддержания минимального прожиточного уровня. Во многих странах, в том числе и России, цены регулируются государством и на продукцию предприятий-монополистов.

Административный контроль государства над ценами способствует устранению издержек рыночной экономики, особенно в тех случаях, когда.экономические методы не могут дать желательного результата.

Существенное влияние на предпринимательскую деятельность государство может оказать через проведение соответствующей внешнеэкономической и социальной политики.

При помощи внешнеэкономической деятельности (таможенных тарифов, протекционизма, принятия законов, создающих благоприятные условия для иностранных инвестиций и свободного выхода отечественных предпринимателей на мировой рынок, и других мер) государство может расширить свои экспортные возможности, улучшить структуру экспорта, получить положительное сальдо торгового баланса, создать условия для конкуренции и улучшить качество отечественной продукции, привлечь иностранные инвестиции в отечественную экономику, а также получить значительную выгоду от международного разделения труда, что, в свою очередь, является основой для стабилизации и подъема экономики России.

Структурная политика. В структурном плане наша экономика является гипертрофированной, что является результатом предшествующего развития, и изменение ее в сторону сбалансированности в развитии всех отраслей экономики и социальной направленности является также важнейшей задачей государства.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что у государства имеются различные рычаги для вмешательства в предпринимательскую деятельность с целью стабилизации и подъема экономики, только правильно надо уметь ими пользоваться.

Б) Необходимость государственного регулирования деятельности предприятий в условиях рынка.

Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

Должно ли государство вмешиваться и предпринимательскую деятельность предприятия? Каким должно быть это вмешательство?

На государство возлагаются следующие основные функции:

1. Создание правовой основы деятельности всех субъектов рынка . Известно, что без правовой основы экономика, да и общество в целом не могут нормально развиваться. Государство разрабатывает и принимает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции и т.д. При помощи правовой основы государство обеспечивает законные «правила игры», регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности.

2. Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности . Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики. Если государство должным образом не выполняет эту функцию, то в стране создаются условия для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции, взяточничества и других негативных явлений, что пагубно влияет на предпринимательскую деятельность и экономику в целом.

3. Стабилизация экономики . Под стабилизацией понимается устойчивое развитие экономики, т.е. когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем ВНП и национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики. Если государство не будет добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом и в негативном плане может повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция вызывает такие негативные последствия:

Снижение конкурентоспособности национальных товаров, что приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы;

Отток денег из страны, особенно иностранной валюты, что может положить начало валютной спекуляции;

Девальвация валюты, что, в свою очередь, приводит к повышению цен на импортные товары и усиливает тем самым общий рост цен;

Обесценение сбережений граждан;

Снижение инвестиционной активности и др. Даже из одного этого перечня можно сделать вывод о важности вмешательства государства для стабилизации экономики страны.

4. Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий . Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, различных видов помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией и др. Проводя эту политику, государство тем самым обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

5. Защита конкуренции . В рыночной экономике конкуренция является одним из основных регулирующих инструментов. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции. При конкуренции покупатели - это хозяева; рынок - их агент, а предприятие - их слуга. В условиях монополии ситуация резко изменяется, и покупатель вместо хозяина превращается в слугу.

Для России проблема создания конкурентной среды и ее защиты является важной на современном этапе. Это связано с тем, что среда для настоящей конкуренции в нашей стране еще не создана, так как экономика в значительной степени является монополизированной. Выход из создавшегося положения очевиден. Демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. И первую скрипку в решении этой триединой задачи должно сыграть государство.

6. Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства , т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы и т.д. Для выполнения этих и других функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

Создание, реорганизация, ликвидация, несостоятельность (банкротство)

предприятия (юридического лица). Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия.

Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, созданный в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятие считается созданным после его государственной регистрации в местных органах власти. Это узаконивается присвоением ему регистрационного номера в едином государственном реестре юридических лиц. С этого момента предприятие выступает как юридическое лицо.

Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), имеющая в собственности, хозяйственно ведении и оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретающая и осуществляющая имущественные и личные неимущественные права, несущая обязанности и выступающая истцом и ответчиком в суде.

К числу признаков юридического лица , без которых предприятие не может участвовать в законном хозяйственном обороте, относятся :

наличие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении своего имущества. Наличие обособленного имущества обеспечивает материально-техническую возможность функционирования предприятия, его экономическую самостоятельность и надежность;

самостоятельная имущественная ответственность предприятия во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе при неисполнении своих обязанностей перед бюджетом;

право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью, а также осуществлять от своего имени иные дозволенные законом действия с хозяйствующими партнерами, потребителями продукции, с гражданами, с другими юридическими и физическими лицами;

право от своего имени быть истцом и ответчиком в суде и арбитраже при невыполнении обязательств в соответствии с законодательством и договорами;

иметь самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и иные счета в банке, предоставлять установленную государственными органами отчетность;

иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Юридическое лицо действует на основании устава либо только учредительного договора. Учредительный договор юридического лица заключается, а устав утверждается его учредителями (участниками).

В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Юридическое лицо может иметь свои представительства филиалы.

Представительством предприятия является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту.

Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Представительства и филиалы не являются юридическими лицами.



Поделиться