Презентации к урокам литературы. Конспект урока по литературе с мультимедийной презентацией.Жизнь и творчество М

МОУ Локотская средняя общеобразовательная школа №3

Конспект урока-презентации по литературе в 9 классе

« Мой гений веки пролетит…».

М.Ю. Лермонтов: штрихи к портрету.

Цели урока:

Знакомство учащихся с личностью и творчеством М.Ю.Лермонтова, со сложной и трагической судьбой поэта, со стихами, посвященными поэту.

Развитие навыков выразительного чтения, развитие навыков исследовательской работы.

Воспитание интереса к литературе, эстетического вкуса.

ХОД УРОКА

И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, проницательным и беспощадным умом…

И.Андронников

Организационный момент.

Учитель читает под музыку стихотворение В.Брюсова «К портрету М.Ю. Лермонтова ». (Демонстрируется слайд с изображением М.Ю.Лермонтова)

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чем томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

15 июля 1841 г. у подножия горы Машук в ок­рестностях Пятигорска был убит на дуэли русский поэт Михаил Лермонтов. Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лер­монтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошел к барьеру и выстрелил в поэта, выстрел был смертельный. За раскатом грома выстрела не было слышно. Поэту было 27 лет...

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной, -

Но преждевременно, противника рукой -

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!..

Постановка целей и задач урока.

Учитель. Вы уже поняли, что сегодня мы познакомимся с ещё одной трагической судьбой поэта – с судьбой М.Ю.Лермонтова. В чем, по-вашему, нам предстоит сегодня на уроке разобраться? Почему?

Работа по теме урока.

1.Отзывы о Лермонтове. (Доклад ученика)

И. Бунин : «Я всегда думал, что наш величайший поэт был Пушкин. Нет, это был Лермонтов. Просто представить себе нельзя, до какой высоты этот человек поднялся бы, если бы не погиб двадцати шести лет».

Урок по программе А. В. Гулина, А. Н. Романовой. Материал может быть использован на уроке внеклассного чтения, расширяющем представление учащихся о баснях, либо после изучения сказок о животных. Дети могут познакомиться с Панчатантрой, памятником санскритской прозы, сборником поучительных рассказов.

Целевая аудитория: для 5 класса

Урок, предваряющий изучение творчества М. Ю. Лермонтова в девятом классе. Программа «Школа 2100». Учебник «История твоей литературы», 9 класс, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова. Конспект урока и презентация способствуют пробуждению интереса к поэту, личности противоречивой, что сказалось на отзывах современников о нём, отразилось и в непохожести прижизненных портретов.

Предлагаю материал к уроку литературы в 10 классе а рамках подготовки к итоговому сочинению. Главная цель урока - на материале рассказа М.Гелприна "Свеча горела" пробудить у старшеклассников интерес к литературе и чтению. В ходе анализа рассказа используются интересные методические приёмы. Урок построен в соответствии с основными требованиями ФГОС. В конспекте есть навигация по слайдам презентации. Ссылки на источники информации указаны. В начале урока на стадии вызова используется видеоролик "Пушкин написал Есенина", который необходимо скачать по ссылке и самостоятельно вставить в презентацию.

Целевая аудитория: для 10 класса

Урок разработан для 7 класса. Урок направлен на формирование навыков составления характеристики литературного героя; анализа текста; исследовательской работы с текстом; на повторение и закрепление умения работать с текстом художественного произведения.
Используются проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу) методы, метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Целевая аудитория: для 7 класса

К сожалению, одного урока не совсем достаточно, чтобы рассмотреть весь цикл. Но анализ одной трагедии позволит учащимся увидеть, что темы, поднятые автором, общечеловеческие, вневременные. "Моцарт и Сальери" - произведение, которое до сих пор трактуется по - разному. В этой пьесе А.С. Пушкин вновь обращается к вопросу о природе творчества Художника. Совершив преступление, Сальери обречен на бесславие, потому что автору важно привести к мысли о неминуемой расплате за грехи. Но все же он показывает возможный путь спасения человека.

Целевая аудитория: для 9 класса

Конспект и презентация к уроку: «Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века».

На занятии учащиеся обращаются к стихотворным текстам, учатся понимать мысли и чувства русских поэтов, писавших стихи о родной природе, развивают умения пользоваться литературоведческими терминами, анализировать поэтический текст. На занятии создаются условия для формирования художественного вкуса, эмоционального восприятия окружающего мира через поэтические образы русской пейзажной лирики.

На этапах урока предусмотрены следующие виды деятельности: художественное чтение поэтических произведений, работа с литературоведческими терминами, работа с иллюстрациями, написание стихотворений, составление синквейна.

5 класс.

ТЕМА: УРОК-МАСТЕРСКАЯ « ЗДЕСЬ МАЛО УВИДЕТЬ, ЗДЕСЬ НАДО ВСМОТРЕТЬСЯ…». ПОНЯТИЕ ОБ ЭПИТЕТЕ.

Цель:

Ознакомить пятиклассников с понятием «эпитет»; научить их применять полученные знания в различных видах деятельности на уроках русского языка и литературы.

Задачи урока:

Обучающие:

    Сформировать навык нахождения эпитета в художественном тексте.

    Начать выработку умения подбирать эпитеты к именам существительным, отрабатывать умения и навыки частичного анализа лирического произведения.

    Учить пятиклассников отличать эпитеты от грамматических определений.

    Мотивировать развитие навыка нахождения эпитета в тексте.

Развивающие:

    Формирование умения сравнивать тексты с включенными в них эпитетами от текстов с без их применения.

    Формировать умение делать выводы о роли эпитетов в тексте, обобщать изучаемые литературные факты и понятия.

    Развивать монологическую речь уч-ся и навык выразительного чтения лирических текстов.

    Развивать познавательный интерес уч-ся к литературе и художественному творчеству.

Воспитывающие:

    Воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

    Формировать правильное отношение к природе, учить пятиклассников «видеть» и «всматриваться» в её красоту.

    Добиваться осознанности при изучении понятий теории литературы.

    Воспитывать любовь к чтению, учить уч-ся видеть красоту русского литературного языка на примере творчества русских поэтов.

Оборудование: 1. мультимедийная презентация к уроку; 2) карточки-тренажёры; 3) распечатки стихотворения К. Бальмонта « Снежинка»; 4) принадлежности для рисования

(краски, кисти, бумага), 5) аудиозапись музыки П.И.Чайковского « Времена года».

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Мотивационно - целевой блок.

Вступительное слово учителя.

Один человек смотрит на открывающийся его глазам пейзаж и видит скучную дорогу, лес, деревья.

Второй, посмотрев на этот же пейзаж, увидел траву, вспаханную землю, берёзу. А третий залюбовался пейзажем и унёс в своей памяти куда больше. Он смог увидеть синее море васильков на лугу, повторяющее цвет неба, увидел влажную черноту пахоты, увидел ослепительно-белые стволы берёз, увенчанные изумрудными кронами. У разных людей различный дар зрения.

Чем различаются картины, увиденные разными людьми? Почему у разных людей разный дар зрения? Как вы понимаете эти слова?

Какие слова помогли третьему человеку красочно и образно описать пейзаж, который только он смог по-настоящему « увидеть», а нам представить его? (синее море васильков, влажная чернота пахоты, ослепительно-белые стволы берёз, изумрудные кроны).

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – «Понятие об эпитете» (Слайд №1).

Как вы считаете, какие задачи стоят перед вами сегодня на уроке? Какова цель нашей работы? Постарайтесь сами определить цель и задачи сегодняшней мастерской? (Слайд № 2.)

Почему наш урок будет носить название мастерская? (Мы будем чему-то учиться, а, может быть, что-то и сами смастерим, сделаем, создадим).

Девиз нашего урока: «МЫ ТВОРЦЫ!» (Слайд № 3). Итак, вперёд!

II . Блок «Изучение нового материала».

    Пробуждение жизненных впечатлений (Слайд № 4).

Назовите качества человека, которые раскрывают его характер (добрый, отзывчивы, трудолюбивый, искренний и др..)

А теперь угадайте по названным признакам, о каком цветке идёт речь: алая, колючая, нежная, утренняя, благоухающая ароматом южной ночи.(Роза).

Определите время суток по его признакам (работа по вариантам: называют признаки – угадывают время суток. Например, прохладное, ясное, росистое, благоухающее – утро).

При помощи каких слов мы выделили свойства, качества, признаки предметов и явлений.

2. Анализ первоначального определения (слайд № 5).

Прочитайте выразительно строки из сказки А.С.Пушкина.

А ткачиха с Бабарихой

Да с кривою поварихой
Около царя сидят

Злыми жабами глядят.

Какие слова помогают нам представить героинь А.С.Пушкина? Понравились ли они вам? Почему не понравились? (кривою поварихой, злыми жабами).

Эти слова обладают особой выразительной силой и называются эпитетами. Попытайтесь объяснить значение этого термина.

3. Обобщение ответов в виде опорного конспекта. Работа в тетрадях. Определение постепенно выводится на слайд № 6).

Эпитет – художественное определение. Чаще всего прилагательное, которое выделяет свойства, качества; передаёт отношение автора; заражает настроением; создаёт образ.

    Блок « Творческая мастерская».

    Подмастерья.

Кто такие подмастерья? (Ученики, помощники мастера)

    Отличительные особенности эпитетов от грамматических определений

(Слайд № 7)

Задание:

Подчеркните эпитеты.

День чудесный! – субботний день.

Золотое сердце – золотое кольцо.

Лисий характер – лисий хвост.

День как бы хрустальный – длинный день.

б) Роль эпитетов в стихотворении К.Бальмонта « Снежинка» (распечатки стихотворения лежат на партах каждого уч-ся).

Задание:

Выписать эпитеты, которые создают «образ» снежинки и делают его незабываемым.

Светло-пушистая

Снежинка белая,

Такая чистая,

Такая смелая!

Дорогой бурною

легко проносится

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Лазурь чудесную

Она покинула

Себя в безвестную

Страну низринула.

В лучах блистающих

Скользит, умелая.

Средь хлопьев тающих

Сохранно-белая.

Под ветром веющим

Дрожит, взметается,

На нём, лелеющем,

Светло качается.

Его качелями

Она утешена,

С его метелями

Кружится бешено.

Но вот кончается

Дорога дальняя,

земли касается

Звезда хрустальная

Лежит пушистая,

Снежинка смелая,

Какая чистая,

Какая белая!

Укажите, где в стихотворении движение, полёт, вихрь, а где любование и восхищение?

Как передать эту смену настроения при чтении?

Какой вы представили снежинку?

в) Игра « Соревнование с поэтом».

Задание:

Ввести эпитеты в стихотворение А.Фета, которые помогут представить нарисованную поэтом картину. Посоревнуйтесь с автором. (Уч-ся работаю на карточках-тренажёрах) (Слайд № 8).

(Чудная) картина,

Как ты мне родна:

(Белая) равнина,
(Полная) луна.

Свет небес (высоких)

И (блестящий) снег

И саней (далёких)

(Одинокий) бег.

В случае затруднения можно провести коллективное обсуждение предлагаемых уч-ся эпитетов или предложить ряд слов-определений, которые можно использовать при работе, причём, среди них должны быть и те, которые нельзя ввести в стихотворение.

    «Мы творим!». Мастера художественного слова.

Уч-ся предлагаются разноуровневые задания творческого характера (уч-ся 1 и 2 групп работают с карточками–тренажёрами). Желательно, чтобы задания выбирали сами уч-ся.

1 группа

2 группа

3 группа.

4 группа

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева

« Чародейкою Зимою» и рисование к нему живописной акварельной иллюстрации, выбор названия для своей работы

(строка из стихотворения с использованием эпитета)

Введение в текст эпитетов так, чтобы картина стала зримой. конкретной, выразительной.

ВСТРЕЧА С … ЛЕСОМ.

Я шагнул (а) на… тропинку и замер(ла) от… . Меня обступили… деревья. Рукой я дотронулся до… берёзки. Залюбовался … сосной. Замер рядом с … осинкой и пошептался с ней. Спрятался под …елью, приподняв её … ветки. У каждого дерева свой характер, его нужно… .

Прослушивание музыки П.И.Чайковского

« Времена года». Словесно нарисовать картину, которую вы представили.

Написать рассказ или стихотворение, используя эпитеты так, чтобы читатель смог представить себе картину, которую автор нарисовал.

После самостоятельной работы рассматриваются 2-3 законченных работы уч-ся. Остальные предлагается доработать дома и представить на следующем уроке.

    Итоги урока. Рефлексия (Слайд № 9)

    Вопросы к уч-ся:

– Назовите секреты эпитета.

Как увидеть эпитеты в тексте?

Какова их роль в художественном тексте?

А какой эпитет вы можете подобрать к сегодняшнему уроку?

Как вы можете оценить работу нашей творческой мастерской?

2. Заключительное слово учителя.

Сегодня каждый из вас попробовал быть художником слова. Мы наблюдали за творениями поэтов и композиторов, которые подарили нам, прекрасные произведения искусства. Таким людям необходимо быть чуткими, внимательными и неравнодушными, умеющими замечать, казалось бы, незаметное. Так давайте учиться у них «вслушиваться» и «всматриваться» в окружающую нас природу. Дар зрения необходимо развивать. Пробуйте свои силы и наполняйте мир красочными эпитетами. УДАЧИ ВАМ!

Домашнее задание:

    Доработать разноуровневые задания, незаконченные на уроке.

    Выучить опорный конспект, проиллюстрировав его своими примерами.

Использованная литература:

    Журнал Литература в школе. № 2 – 2002 г..

    Т.Рик. Доброе утро Имя Прилагательное! – М,: Астрель, 1999.

    Я иду на урок литературы. – М.: Первое сентября, 2001.

    Игровые технологии на уроках русского языка 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Квятковский А. Поэтический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1966.

В основном презентация я создаю к урокам литературы, так как они требуют большого иллюстративного материала. Презентация я дополняю видео- и аудиофайлами, нередко анимирую фигуры, создавая тренажёры и тесты. Всё это разнообразит урок литературы и прививает интерес у ребят к нашему предмету.

Так как большинство созданных мною презентаций весят очень много, по этой причине я не могу большинство из них и самые интересные опубликовать на сайте, но некоторые всё-таки "уместились".

Некоторые презентации вы найдёте в архиве, так как к ним есть в папке сопутствующие файлы: видео- и аудио-, без которых презентация будет неполной.

Чтобы не брать "кота в мешке", ко многим презентациям я предпослала видеоролики, которые демонстрируют презентацию практически в её первозданном виде, так как сама не люблю скачивать что-то, что мне не нужно.

Очень часто я создаю презентации не к одному уроку, а к системе уроков по какому-то произведению. Так я сделала, например, по темам «Слово о полку Игореве» , в 9 классе. Такая презентации наполнена различным медиаматериалом: иллюстрациями к произведению, видеофрагментами, аудиозаписями. Всё это даёт возможность более полно знакомиться с изучаемым произведением.

С такой презентацией по теме «Былины» вы можете познакомиться в приложении к работе.

С помощью программы Power Point можно создавать и тесты, игровой материал к урокам, викторины, кроссворды. Такие тесты выполняются коллективно, в ходе игры на уроке. При этом выбирается либо лучший знаток (кто больше набрал баллов), либо лучшая команда, если игра проводится по командно. Мною созданы тесты по темам: «Салтыков-Щедрин «Как один мужик двух генералов прокормил» , «Лермонтов «Песня про купца Калашникова» ,«Грибоедов «Горе от ума» , «Мифы Древней Греции».

Я использую и на занятиях элективного курса при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Каждая презентация посвящена одному заданию части А или В. Сначала даётся теоретический материал в виде таблиц и определений, необходимых для усвоения. Затем каждый слайд представляет одно задание. Ребята выбирают правильный, на их взгляд, ответ: 1, 2,3 или 4, щелчком управляемая анимированная фигура (круг, звезда или прямоугольник) «вылетает», на ней написан правильный ответ. Если ребята ответили неправильно, я комментирую ответ, корректирую ошибку, подсказку записываем в тетрадь подготовки к экзамену. Ребята, которые пропустили занятие, могут получить презентацию на дом и проработать самостоятельно материал, правда, уже без комментария учителя.

Презентация к уроку может быть выполнена в виде игры или путешествия. Так я сделала, например, по теме «Одиссея» для 6 класса. Ребята путешествуют по карте скитаний Одиссея, переходя по гиперссылкам. Каждый слайд посвящён какой-то определённой остановке героя. Чтобы двинуться дальше, они должны выполнить задания на знание текста. Таким образом проверяется знание текста, повышается интерес к урокам литературы, развиваются коммуникативные умения и навыки.

У меня есть чудесные диафильмы к урокам литературы. Но смотреть их сейчас уже неудобно: громоздкая аппаратура, часто про них просто забываю, смотреть их надо почти в полной темноте. Вот я решила сделать на их основе презентации. К сожалению, сканировать их не умею. Вот результат моей работы по пересозданию диафильмов. Я сохранила текст и старалась максимально сохранить дизайн и картинки.

Урок литературы

Тема. Фантазия и быль в рассказе «Никита».

Цель:

  • выявить художественную идею рассказа, состоящую в утверждении трудового начала в жизни человека как созидательной силы, содействующей становлению творческой личности;
  • формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, работы с учебником и с иллюстрациями, выразительного чтения; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • формировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления главной идеи рассказа.

Оборудование: тексты рассказа, презентация, фонохрестоматия, толковые словари.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

Здравствуйте, мои красивые, творческие, умные! Я очень рада нашей встрече. Надеюсь, что у вас хорошее настроение, и наш урок литературы пройдёт прекрасно. А начать наш урок мне бы хотелось с одной картинки, вглядитесь в нее внимательно. На первый взгляд – это скалы, которые отражаются в водоеме, но приглядевшись внимательнее и включив фантазию, мы увидим нечто большее. Так и герой произведения, о котором мы будем сегодня говорить на уроке, в обычном видел удивительное.

II. Целеполагание

Сегодня мы с вами будем говорить о выдающемся писателе 20 века – Андрее Платоновиче Платонове и о его рассказе «Никита». Дома вы должны были познакомиться с его биографией, прочитать рассказ «Никита», составить краткий план рассказа. И как вы думаете, с учетом начала урока, вашего домашнего задания, какова будет цель нашего урока? Что мы должны сделать на уроке?

Вспомнить биографию Платонова

Проанализировать рассказ по эпизодам

Определить, что есть быль, а что есть фантазия в рассказе

Развивать речь и т.д.

Запись в тетрадях темы урока

III. Проверка домашнего задания (биография Платонова)

Ребята, вспомнить биографию А.П. Платонова я вам предлагаю необычным способом. Мне хочется, чтобы вы представили себя редакторами какого-нибудь крупного литературного журнала, и вот вам представили для правки статью о А. П. Платонове. А вы должны все неточности – фактические ошибки – исправить

II. Анализ содержания рассказа.

Понравился ли вам рассказ? Чем?

Всё ли в рассказе А.Платонова реально, как в жизни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастические?

Словарная работа

Фантазия – слово многозначное.

Знакомство со словарной статьёй. В каком значении мы используем слово на уроке? Можем ли мы назвать героя рассказа Платонова – Никиту - фантазёром?

Каким вы представляете себе Никиту? Составьте устный портрет героя рассказа. (по плану)

5. Реализация домашнего задания. Проверка планов.

Возможный план.

1. Мама уходит на работу.

2. Никита “живёт” один.

а) «Старые знакомые» Никиты (мухи, паук, воробей, куры)
б) «Обитатель бочки»

в) «Доброе солнце»

г) «Колодезные жители»

д) Старый пень

е) Стол

ж) Банька

к) «Незнакомые, злобные лица»

3. Возвращение отца.

6. Беседа.

Какое время изображено в рассказе? Последний год ВОВ

Расскажите о жизни и судьбе родителей Никиты.

Как воспринимает Никита окружающий мир?

Давайте подробнее посмотрим, какие фантазии возникают у Никиты при виде определенных предметов

7. Исследовательская работа с текстом. Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.

Пустая бочка

В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки.

Колодец

Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!»

Две земляные норы

Там тоже жили тайные жители. Змеи выползут ночью, приползут в избу и ужалят его мать во сне, и мать умрёт.

Старый пень

У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите.

Пень крякнул в ответ.

Стол

Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету.

Банька

Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело.

Чужой петух

Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный.

Жёлтый цветок

Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием.

Колья из плетня

Лица многих неизвестных людей. И каждое лицо было незнакомое и не любило его: одно сердито ухмылялось, другое злобно думало что-то о Никите, а третий кол опирался иссохшими руками-ветвями о плетень и собирался вовсе вылезти из плетня, чтобы погнаться за Никитой.

Доброе солнце

Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку.

Земля

Когда про старый пень – актерское чтение 5.45. с. До 6.27 с.

Какие предметы кажутся Никите добрыми, какие – злыми?

Почему мир вокруг Никиты кажется ему враждебным?

Везде есть люди, только кажутся они не людьми.

Такие представления о мире были характерны для язычества. Давайте заслушаем сообщения о Земле и Солнце в представлениях древних славян. (Тимербаева, Давлетова, Шведчиков).

В древние времена человек почти полностью зависел от окружающего мира природы и не отделял себя от него.

Славяне обожествляли и одухотворяли природу : верили в то, что всё, что их окружает, живёт, понимает, чувствует, имеет свои желания и борется за них.

С давних времен в нашем языке остались выражения "дождь идёт", "солнце встает", "воет вьюга". Всю природу человек воспринимал могущественной, живой и стремился жить с ней в полном согласии. Древние люди рано поняли, что Солнце было главным источником жизни на Земле, оно давало тепло и свет, а без Солнца на Землю приходят ночь и зима, а с ними - смерть человека и природы, то есть жизнь на Земле зависит от Солнца. Вот почему у всех народов Солнце с самых древних времен обожествляется.

Бог солнца - Даждьбог - был одним из наиболее почитаемых богов у славян в древние времена . Слово «Даждьбог» состоит из слов "дай", "бог", "богатство". Кто даёт тепло, тот даёт добро, богатство, Даждьбог - это бог достатка в доме. Был Даждьбог сыном Сварога - бога неба и огня небесного, главного бога. Когда Солнце заходило, его провожали с печалью и страхом. А место, где Солнце всходило - восток, - было стороной радости, вечного тепла.

Символ жизни и весеннего равноденствия на Руси - это бог Ярило. Ярило покровительствовал расцвету природы, плодородию,любви, поэтому его всегда изображали в белой одежде и с хлебными колосками в руках.

Земля у славян издавна почиталась особо: ее называли «божья», «святая», «праведная». Земля - мать, которая рождает всё необходимое для жизни. Земля считалась самым верным свидетелем, поэтому славяне при клятве в доказательство наивысшей правды и верности ели или целовали землю.

В народном мифе славян Мать-Сыра-Земля лежала во мраке и холоде. Когда юный бог Ярило обратил на неё свой светлый взор, то проснулась Земля и жадно впитала в себя солнечные лучи, от солнечного тепла появились на ней злаки, цветы, тёмные леса и синие моря, голубые реки и серебристые озера, птицы и звери, рыбы и насекомые. Так древние славяне объясняли происхождение всего живого на земле. "И всё жило, и всё любило, и всё пело хвалебные песни Отцу-Яриле и Матери- Сырой Земле".

10. Работа с текстом.

Как меняется отношение мальчика к предметам и явлениям окружающего мира?

Выразительное чтение учащимися фрагмента рассказа от слов «Дома Никиту увидела мать…» до конца рассказа.

Почему, по мнению Никиты, окружающие предметы казались ему живыми? Найдите в тексте фразу, содержащую ответ на вопрос. («Это ты хочешь всех живыми сделать, потому что у тебя доброе сердце»).

III. Подведение итогов урока.

В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляется главная мысль рассказа А.Платонова?

(«Давайте все трудом работать, и все живые будут»).

Значение имени Никита – победитель (греч.). Какую победу одержал Никита в рассказе А.Платонова?

Наделённый богатым воображением и стремлением к познанию окружающего мира, герой рассказа А.Платонова совершает поистине великое открытие: человек только тогда будет вечно живым, бессмертным, когда сам себя создаст, всё в себе рождённое, даровое заменит на трудовое, творческое. Это открытие – победа человека творческого над тёмными силами, которые мешают ему быть свободным и счастливым.

IV. Домашнее задание.

1.Пересказ биографии С. Я. Маршака с. 90-91

2.Подготовить выразительное чтение фрагмента из драматической сказки «Двенадцать месяцев» (с. 91-106)

3. Инд.задания:

Подготовить сообщение «Вспомним стихи нашего детства» (Ежова К.)

Оценки за урок

Рефлексия

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Алексей Платонович Платанов (настоящая фамилия - Клементьев) родился в многодетной семье на окраине города Воронежа, в Ямщицкой слободке.

Его учительницей была Аполлония Николаевна.

Как и многие известные писатели, в начале своего творческого пути он был живописцем.

В 1922 году была издана книжка стихов «Синяя глубина».

Сказки Платонов начал писать еще в детстве. Произведение «Никита» - это роман.

Ф.И._________________________________________

Лист самооценки (проставь баллы за каждое задание от 1 до 5)

1. «Биография Платонова»

2. План рассказа

Устные ответы

Сообщение (если вы его выполняли)

Чтение



Поделиться