Презентация "машиностроение". Модульный урок "Машиностроительный комплекс России

В XVII в. происходят значительные изменения даже в такой консервативной области культуры, как русский быт. Одежда постепенно сменяется более скромной и удоб ной, на западный манер. Бояре и дворяне начинают стричь волосы и брить бороды, заводят музыкальные инструменты и иностранные

книги. Меняется убранство домов зажиточных людей, становится более разнообразной и изысканной пища. Одним словом, несмотря на сохранение многих традиций и канонов патриархального и русского быта, все сильнее становится западное влияние, а разница между сословиями в быту все заметнее и резче.

1. Соборное Уложение 1649 года

Царствование Михаила Романова было временем оживленной законодательной деятельности, касавшейся разнообразных сторон государственного устройства. Поэтому к началу царствования Алексея Михайловича накопился большой объем новых законов и возникла острая потребность в их систематизации. Новые законодательные акты необходимо было объединить в новый судебник, чтобы избегнуть повторения одного и того же постановления по различным ведомствам.

Работа над Уложением началась сразу после Московского восстания 1648 г. Работу комиссии по составлению нового Уложения возглавил князь Никита Иванович Одоевский. На комиссию была возложена двоякая задача: во-первых, собрать, разработать и переработать в единый свод действующие законы, устранить несогласованность законов между собой и нормировать случаи, не предусмотренные старыми законами. Во-вторых, использовать «правовые прецеденты», уже сложившиеся в результате работы органов государственной власти.

Уложение разделено на 25 глав, содержащих в себе 967 статей.

Разработка всего содержания Уложения была завершена к концу января 1649 г., т. е. на всю работу комиссии потребовалось около 1,5 лет. Основными источниками для составления Уложения стали Кормчая, московские судебники и книги приказов, а также сборники зарубежного права (Литовский статут и др.).

Ряд глав Уложения был посвящен вопросам государственного права. В главах II и III разработано о государственном преступлении, под которым подразумевается прежде всего действие, направленное против личности государя и государевой власти. Глава I посвящена защите интересов церкви от «церковных мятежников», а также защите дворянского сословия. В главе XI «Суд о крестьянах» собраны статьи, которыми окончательно оформлено крепостное право в России. Согласно главе XIX «О посадских людях» в число податных сословий возвращались жители городов, ранее жившие в городских владениях феодалов. Вопросам дворянского землевладения посвящены главы «О вотчинах» и «О поместных землях». Самой большой главой Соборного Уложения является глава «О суде». В ней подробно регламентируется порядок следствия и судопроизводства, определяются размеры судебных пошлин, штрафов, разработано преступления и т. п. Организации вооруженных сил посвящены главы «О службе всяких ратных людей Московского государства», «О искуплении пленных» и «О стрельцах».

Рассмотрите таблицу "Анализ глав Соборного Уложения":


2. Царский двор

Царь Алексей Михайлович заменил русскую возку немецкой каретой.

В 17 веке изменились обычаи, нравы и быт царского двора. Двор стал необычно многолюдным. Одна лишь охрана царя обеспечивалась двумя тысячами дворян и стрельцов. Несколоко ближайших лиц одевала царя после сна; другие участвовали в его трапезе; третьи отвечали за сохранность его личных вещей; четвертые - за лошадей, псов и соколов для охоты; пятые - за исправность экипажей.

Франц Рубо Царский сокольничий 1897 г.

Скипетр и державу на рубеже 16-17 веков выполнили по заказу царя

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII в.

Дворцы первых Романовых отличались большим великолепием. Впервые появились кроме царской резиденции в Кремле, летние дворцы в Коломенском и Измайлово. Самым крупным царским дворцом стал пятиярусный Теремной дворец в Кремле. Каменные постройки покрывались внутренними росписями, утеплялись деревянными полами, покрытыми волоком и коврами, отделывались атласом и кожей.

Царские хоромы


В окна вставлялись стекло или слюдяные пластины. Стены украшали изразцы, голландские и немецкие картины, гравюры, венецианские зеркала, напольные часы.

Дворцы состояли из трех частей: жилых комнат для царя и его семьи, парадных залов, хозяйственных помещений.

Во время царских приемов за стол садилось от нескольких десятков до нескольких тысяч человек. На "простой обед" подавалось до 500 различных блюд.

Главным развлечением царя и его двора были ловчая (псовая) и соколиная охота. Цари охотились на медведей, лосей, лис и волков. Выезд царя на охоту был обставлен особым церемониалом, в котором участвовало до трех тысяч человек.

Новым для 17 века развлечением стал первый придворный театр царя Алексея Михайловича.

3. Боярский и дворянский быт

Бояре... имели большие каменные дома со многими комнатами и высокими потолками. Снаружи их украшали резные крылечки, карнизы, наличники; высокую крышу покрывали медными золочеными листами. Стены внутри украшали росписи («личины») и ковры, зеркала и гравюры. С потолка свешивались люстры. В комнатах стояла красивая заграничная мебель: кровати с балдахинами и стулья, обитые золоченой кожей; в поставцах - дорогая посуда...

Дворы бояр - это целый комплекс деревянных строений: изб, подкоетей, сеней, чердаков, крылечек. Все они соединялись между собой переходами. В окнах вставлены слюдяные пластины, в домах победнее - паюсные (рыбьи) пузыри. Наличники, балконы, крыльцо были украшены богатыми резными украшениями. Особенность домов феодалов 17 века - окрашивание их в разные цвета.

В центре дома всегда находилась печь, богато украшенная изразцами и росписью, узорами из камня. Традиционные предметы мебели (столы, лавки, большие сундуки) богато украшались росписью и резьбой. Обязательным предметом стали многочисленные персидские и турецкие ковры. Появилась мода на зеркала и часы, привезенные из-за границы. Дома просвещенных государственных деятелей украшали картины и географические карты. Появились первые частные библиотеки.

Одежда оставалась традиционной:

Одежка боярская XVII столетия

С развитием торговли стали употребляться новые продукты: восточные приправы и пряности, лимоны, изюм, миндаль, рис, сахар. одной из любимых новинок стала колбаса, подававшаяся с гречневой кашей.

Вслед за царем, бояре и дворяне проводили время на пирах и охоте, наблюдали за кулачными боями.

4. Жизнь посадского населения


Адам Олеарий. О русском государстве, его провинциях, реках и городах.

Жилые с троения в г ороде (за и сключением д омов бояр и некоторых богатейших купцов и немцев, имеющих на дворах своих каменные дворцы) построены из дерева и скрещенных и насаженных друг на друга сосновых или еловых балок... Крыши крыты тесом, поверх которого кладут бересту, а иногда дерн.Поэтому-то часто и происходят сильные пожары... Чтобы предохранить каменные дворцы и подвалы от стремительного пламени во время пожаров, в них устраивают весьма маленькие оконные отверстия, которые запираются ставнями из листового железа.

Улицы широки, но осенью и в дождливую погоду очень грязны и вязки. Поэтому большинство улиц застлано круглыми бревнами, поставленными рядом...

Вид Каменного Моста в Москве с деревянным мостиком у Водовзводной башни. Нач. 1800-х гг. Гравюра Г. Лари по рисунку Ж. Делабарта 1796 г. На первом плане устье Неглинки.

В настоящее время почти каждый пятый дом является часовнею, так как каждый вельможа строит себе собственную часовню...

Ганс Мориц Айрман. Совершенно краткое изложение польского и московитского путешествия.

Касательно самих московитов, по своей фигуре это большей частью крупные полные люди с рослым телом и широкими плечами... Волосы свои они отпускают несколько коротко на самые уши; летом пользуются большими остроконечными шляпами, а зимой -

большими шапками. Одежда их - длинный свисающий до икры кафтан..., носят его постоянно нараспашку, а под ним другую одежду, доходящую до колен; сапоги, заходящие только на икры и подбитые снизу железом. Притом пользуются разными расцветками для одежды...

А если немногим упомянуть жен и женщин московитов, то таковые с лица столь прекрасны, что превосходят многие нации.

Они столь бережно содержатся в Москве и не могут показываться так публично как у нас. Они ходят постоянно покрытыми; ...не удовлетворяются естественной красотой, и каждый день они красятся. Они, по своему обычаю, сверх меры богато украшают себя жемчугом и драгоценностями, которые у них постоянно свисают с

ушей на золотых колечках; так же и на пальцах носят драгоценные перстни. Свои волосы, будучи девицами, заплетают в косу и еще украшают жемчугом и золотом...; на ногах носят кожаные сапожки разных расцветок.

посадские люди

Рябушкин Андрей (1861-1904) - Московская девушка XVII века .

А. П. Рябушкин. Московская улица 17 века в праздничный день.

А.П. Рябушкин. Свадебный поезд в Москве XVII века .

Сказания Адольфа Лизека о посольстве от императора Римского Леопольда к великому царю Московскому Алексею Михайловичу в 1675 г.

Гостеприимство есть общая добродетель русских; так что ничем нельзя скорее рассердить их, как отказавшись от угощения. Если к ним пожалует гость, то ласковый прием состоит в следующем: прежде всего поздороваются с гостем, а после женщинаьподносит стакан водки, гость должен выпить, поцеловаться с хозяевами, а часто и одарить их. После обеда все спят. После сна женщины или качаются на качелях, или идут мыться в парные бани.

Русские роскошны в кушаниях и любят хорошие напитки.

Богатые употребляют дорогие вина, как-то: испанское, французское, рейнское. За неимением винограда для вина русские делают квас, варят пиво и мед, гонят водку.

Апполинарий Васнецов "Общественные бани на реке Неглинной"

5. Исторические источники

Путешествие по России голландца Стрюйса в 1668 г.

Его кухонная посуда состоит из нескольких горшков и гли няных или деревянных чашек и лотков, которые моются раз в неделю, одной оловянной чарки, из которой пьют водку, одного деревянного кубка для меда...

Крестьянский дом

Избы украшают двумя или тремя неискусно нарисованными иконами...

Образ жизни знатных людей намного приятнее, а кушанья несколько менее грубы... Как бы русский не был знатен, он вовсе неприхотлив. Самая обыкновенная его пища: каша, горох, кислая капуста, соленая рыба, ржаной хлеб... Все что он ест, приправляется таким количеством чесноку, что дыхание его невыносимо для тех, кто не употребляет этих приправ.

Крестьянская семья за обедом

Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Мос ковию в Персию и обратно.

Женщины. .. в городах все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также брови и ресницы.

Порок пьянства распространен у этого народа во всех сослови ях, как у духовных, так и у светских лиц, мужчин и женщин.... Они также являются большими любителями табаку.

Спят они на лавках, а зимою на печи. Под печами и лавками мы у некоторых встречали кур и свиней. Молодым людям и девицам не разрешается самостоятельно знакомиться или совершать помолвку.

Жених видит невесту не раньше, как получив ее себе в брачный покой. Поэтому иного обманывают и вместо красивой невесты дают ему безобразную и больную. После свадьбы жен держат взаперти в комнатах.

Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным. М., 1992.

Освещение в домах было свечами восковыми и сальными.

Свечи вставлялись в подсвечники, которые были стенные, прикрепленные к стенам, стоячие, значительной величины и ма лые, и ручные. Вообще они назывались шандалами и делались обыкновенно из меди, иногда из железа. ...

Подсвечник-шандал

По случаю больших собраний освещали дома висящими паникадилами, которые в богатых и знатных домах были серебряные и делались с разными фигурами.

Железное посеребреное паникадило XVI века

Исподняя одежда называлась зипун, как у царей, так и у крестьян. Это было платье узкое и короткое, иногда достигавшее до колен и редко до икор. . ..

Зипун сарафан кафтан

Кроме зипуна... была подобная же комнатная одежда, называемая сарафанец... Кафтан достигал до пят или же только до икр, чтобы оставлять на показ расшитые золотом сапоги. Рукава кафтанов были очень длинны, так что достигали до земли... В нарядных кафтанах концы рукавов украшались запястьями, то есть вышивкою... Разрез на кафтане был только спереди и оторачивался тесьмою, равно и подол. ...Зимние кафтаны делались на мехах...

Чуга. Так называлась верхняя одежда, приспособленная к путе шествию в верховой езде. ...Чуга опоясывалась поясом, за который закладывался нож и ложка, а на груди пришивалась перевязь с дорожною сумою.

Терлик и чуга .

Ферязи... были с длинными рукавами, широкие в плечах... зас тегивались завязками. ...

мужской ферязь Женщина одета в широкую ферязь

К разряду средней одежды принадлежали армяк, тегиляй, терник.

Армяк (первоначально «ормяк») - верхняя, долгополая одежда из грубой, шерстяной ткани (изначально из верблюжьей шерсти). С капюшоном, без пуговиц, застёжек, запахивается ремнём. Напоминает шерстяной, тёплый халат. Носят зимой, в холодное время.В России - кучерской кафтан, крестьянская одежда. Известна на Руси с XIII века. Наиболее распространенная верхняя одежда крестьян-мужчин. Армяк представлял собой длинный, теплый, просторный халат без сборок. Подпоясывался обязательно цветным кушаком.

Охабень был плащ с рукавами и капишоном сзади.

Мужчина и женщина одеты в охабень

Шубы были самым нарядным платьем для русского. У бедных шубы были овчинные или тулупы и заячьи, у людей среднего сословия и состояния беличьи и куньи, у богатых собольи и лисьи разных видов.

Боярская шуба XVI-XVII века ,девушка в короткой шубе XVII век, крестьянин в тулупе, девушка в полушубке из овчины

Женский и мужской костюм в XVII в.

Важной частью мужского костюма были головные уборы. На улице было принято надевать шапку. Чаще всего это был колпак или клобук - высокая остроконечная шапка. Колпаки делали из разных материй: войлока, сукна, бархата. Царь и его приближен ные носили высокие горлатные шапки из нежного меха, снятого с горла соболей. Простые люди ходили в войлочных шапках, а зимой - в суконных колпаках, подбитых и обшитых бараньим мехом.

В XV-XVII вв. шапки русской знати - горлатные шапки и колпак

В женском костюме основным элементом была рубаха. Бога тые женщины поверх нательной рубахи носили еще рубашку крас ную, т.е. красивую, праздничную. Ее обычно шили из покупной ткани, часто шелковой, полосатой или узорчатой.

Из горничной одежды... наиболее известен сарафан - длинная распашная одежда без рукавов, застегивавшаяся на пуговицы.

а - кокошник, б -рубаха, в - душегрея

Поверх сарафана надевали душегрею - короткую одежду в сборку

без рукавов.

Душегрея распашная, короткая, с длинными рукавами

Летник - нарядное платье, которое шили из ярких материй, бумажных и шелковых, иногда даже из парчи.

Носили женщины также... опашни из цветного сукна, узорного бархата, парчи. Одежда украшалась шитьем, жемчугом, мехами.

кокошник, сорока и другие русские народные женские головные уборы

Знатные и богатые женщины сапог не носили или надевали их редко. Их обувью были чоботы, т.е. высокие, по щиколотку, башма ки на кожаной подошве. Их голенища делали из дорогих тканей.

6. Быт и обычаи крестьянства

У избы , 1890 г., живопись Андрея Рябушкина

В состав крестьянского двора обычного типа входили: крытая дранкой или соломой изба, топившаяся "по-черному", клеть для хранения имущества, хлев для скота, сарай.

Две клети связаны в середине сенями.

лучина

Для освещения использовали лучину, которую вставляли в печные расщелины. Окна затягивали рыбьим пузырем или кусками промасленного холста.

Крестьянская усадьба (XVII в.)

Обстановка крестьянской избы была скудной: стол и лавки, закрепленные вдоль стен. Зимой вся семья спала на печи, летом - на лавках.

Горница крестьянской избы . Остров Кижи.

Одежду шили из домотканной холстины, шкур овец и пойманных на охоте животных. Обувью служили лапти.

Постолы (поршни) - старинная кожаная обувь.

Зажиточные крестьяне носили поршни (моршни) - обувь, сделанную из куска кожи и собранную вокруг щиколотки на ремешке, а порой и сапоги.

Крестьянская одежда . Образцы домотканых тканей и крестьянский костюм

Русская рубаха - главная одежда крестьян . Она считалась оберегом

Посуда была деревянной и глиняной. Металлическая посуда была редкостью и стоила больших денег. Пищу готовили в печи в глиняной посуде. Ели из деревянных тарелок деревянными ложками.

Основой питания были зерновые культуры - рожь, пшеница, овёс, просо. Из ржаной (повседневной) и пшеничной (праздничной) муки пекли хлеб и пироги. Из овса готовили кисели, пиво и квас. Много ели овощей - капусту, репу, морковь, свеклу, огурцы, редьку. По праздникам в небольших количествах готовили мясные блюда. Чаще готовили рыбу.

Солнцев Федор Григорьевич. Крестьянское семейство перед обедом .

У зажиточных крестьян имелись плодовые деревья, дававшие им яблоки, сливы, вишни, груши. В северных районах крестьяне собирали ягоды - клюкву, бруснику, чернику, в центральных районах - землянику. Все использовали в пищу грибы и лесные орехи.

"Русская изба "

В 17 веке крестьянская семья составляла не более 10 человек. Это были родители и дети. Главой семьи считался старший по возрасту мужчина. Церковные порядки запрещали вступать в брак девушкам моложе 12 лет, юношам моложе 15 лет и кровным родственникам.

Крестьянская свадьба .

Брак мог быть заключен не более 3-х раз. Но при этом даже второй брак считался большим грехом, за который накладывалось церковное наказание. С 17 века заключение браков должно было обязательно благословляться церковью. Свадьбы справлялись осенью и зимой - когда не было сельскохозяйственных работ.

7. 7. Вывод

Таким образом, несмотря на сохранение в основных чертах традиционного быта, обычаев и нравов, в 17 веке в жизни и повседневном быте всех сословий произошли значительные изменения, в основе которых лежало как восточное, так и западное влияние.

Сословие в России в 17 веке - это социальная группа, обладавшая закрепленными за ней правами и обязанностями, которые передавались по наследству из поколения в поколение. В рассматриваемое время в нашей стране произошло окончательное оформление социальной структуры общества благодаря политике правительства и принятию целого ряда постановлений, в частности, знаменитого Соборного Уложения, которое по сути зафиксировало устоявшуюся традиционную иерархию социальных слоев.

Бояре

Сословие в России в 17 веке очень часто называлось «чином», но означало не столько принадлежность к той или иной службе, а включенность в ту или иную социальную корпорацию. В это время в нашей стране окончательно оформился бюрократический аппарат власти, в первую очередь земские соборы и приказы. Правом на службу в этих представительных органах обладало привилегированное сословие в России в 17 веке. К последней категории относились светские и духовные феодалы.

Верхушкой общества считалось боярство. Оно включало в себя несколько групп: представителей боковых ветвей династии Рюриковичей, перешедших на службу к московскому государю татарских, ордынских царевичей, а также знати из Молдавии и Валахии, старое московское боярство, а также приближенных удельных князей, правителей княжеств, которые в разное время были присоединены к Москве. Это привилегированное сословие в России в 17 веке обладало правом владеть вотчиной - потомственным земельным владением, передаваемым по наследству и правом владеть крепостными крестьянами. Особое место боярство занимало в думе при князе и царе. Именно они составляли основную управленческую верхушку в администрации. Видное значение имели окольничие - люди,которые сопровождали правителя в пути, принимали послов из иностранных государств, а также командовали полками, занимали должности воевод.

Дворяне и служилые

Следующую ступень занимало дворянское сословие. Оно также делилось на разряды. Особым почетом пользовались дворяне московские: стряпчие, стольники. На втором месте располагались дворяне городовые - провинциальная знать. Эти люди, так же как и бояре, имели право владеть земельным наделом и крепостными крестьянами, однако, в отличие от первых, это владение переходило по наследству только в том случае, если сын продолжал службу после отца.

Основные сословия России в 17 веке оформились именно в это столетие, когда сложившаяся в предшествующее время социальная структура получила законодательное оформление. Еще одной важной категорией были военные люди. Они делились на несколько разрядов: стрельцы, пушкари, кузнецы и казаки. Они считались зависимой категорией населения.

Городские жители

Данная группа также находилась в большой зависимости от государства. Дело в том, что она была основным поставщиком налогов в царскую казну, и поэтому правительство было особенно заинтересовано в том, чтобы прикрепить этих людей к их постоянному месту жительства. Посадские люди были обложены так называемым тяглом, данью, и в случае побега или ухода какого-нибудь посадского человека его доля падала на остальных. Поэтому власть прикрепила население к постоянному месту жительства. Однако многие нашли выход в том, что стали переходить в которые были освобождены от налогов, закладываясь за их владельцев и хозяев, теряя при этом личную свободу.

Крестьяне

Характеристика сословий 17 века в России включает анализ положения основной массы населения страны. Речь идет о крестьянах, которые также не были однородной массой. Они делились на черносошных (которые принадлежали государству или были лично свободными), помещичьих, которые находились в личной собственности землевладельцев, дворцовых, которые принадлежали царской семье. Они несли разного рода повинности, в первую очередь барщину (натуральную отработку) и оброк (денежный или натуральный взнос в пользу помещика). ввело бессрочный сыск беглых крестьян, чем окончательно закрепило существование в России.

Торговцы

Сословия 17 века в России, таблица которых представлена в данной статье, показывает, насколько большой степени дифференциации достигло российское общество. В отдельную группу относились купцы. Среди них выделялись наиболее знатные и богатые гости, которые занимали видные посты в финансовом управлении и имели право владеть вотчинам и освобождались от налогов. Члены гостинной и суконной сотни также относились к привилегированной части торговцев. Они имели право на самоуправление и их внутренними делами заведовали выборные головы и старшины. Остальная же часть купцов платила государству таможенные пошлины.

Духовенство

Схема сословий России в 17 веке показывает место каждой социальной группы в иерархии. Духовенство делилось на две части: черное и белое. К первой категории относились монахи. Монастыри также владели землей с приписными крестьянами. Приходские священники имели семью, имущество, в их ведении находилось образование. Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в России в 17 столетии окончательно оформилось иерархическое



Поделиться