Презентация на тему "духовная жизнь серебряного века". I

9 класс. История России. 25.10.2017 г.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о том, почему начало XX века вошло в русскую культуру под названием «серебряного века».

Задачи урока.

Образовательная:

    познакомить с культурой Серебряного века;

    на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства;

    способствовать запоминанию основной терминологии;

    раскрыть мировое значение достижения русской культуры.

Развивающая:

    создать условия для развития общеучебных умений - работа с текстом учебника, с репродукциями картин;

    применять знания, для решения проблемных задач используя различные источники знаний.

    заполнять таблицы;

    способствовать формированию навыков работы с информацией (отбор);

    содействовать формированию умения оценивать свою работу на уроке (рефлексия).

Воспитательная:

воспитывать чувство гордости за великую русскую культуру, уважение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, презентация к уроку, фрагменты музыкальных произведений, раздаточный материал.

Понятия: импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

План урока:

    Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса.

    Просвещение.

  1. Литература.

    Живопись.

    Скульптура. Архитектура.

    Музыка, балет, театр, кинематограф.

    Закрепление. Проверка проблемного задания.

Ход урока:

1. Организационный момент. Вводное слово учителя. Постановка цели урока и проблемного вопроса. Слайд 2 . Проблемный вопрос: Начало 20 века называют Серебряным веком русской культуры. Почему?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей об окружающем мире. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофы. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала расцвет и подъем. Появились новые имена, ставшие гордость русской и мировой культуры.

2. Просвещение. Учащиеся читают учебник пункт "Просвещение" и отвечают на вопросы:

    Какие изменения произошли в области образования и просвещения?

    Чем они были обусловлены?

    Проверяем. Слайд №3.

3. Наука. Слайды 4-6.

Рассказ учителя, показ слайдов и заполнение учащимися таблицы: «Достижения русской науки в нач. XX века».

П.Н. Лебедев

В.И. Вернадский

И.П. Павлов

И.И. Мечников

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

В.О.Ключевский

Физика волн

Учение о биосфере и ноосфере

Физиология

Иммунология

Аэродинамика, самолетостроение

Ракетостроение

История России

Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Проверяем выполнение задания.

4. Литература. Слайды 7-9).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов. Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм. В традициях реализма писали свои произведения Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы из писателей реалистов этого периода Вы знаете? Если не знают, предложить посмотреть в учебнике на странице 56-57 - И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С. Клычков.

В это время все громче стали звучать голоса поэтов и писателей нового поколения, протестовавших против главного принципа реалистического искусства - непосредственного изображения окружающего мира. Они придерживаются различных взглядов и принадлежат к разным направлениям - символизму, акмеизму и футуризму.

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова. Слайд 10.

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (высшая степень чего-либо, цветущая сила) направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (будущее) авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Слайд 11. Символизм в русской поэзии начала XX века представляли - К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый.

Слайд 12. Акмеизм в русской поэзии представляли - Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Слайд 13 . Футуризм представляли - В. Маяковский В, Хлебников, И. Северянин.

5. Живопись.

Слайд 14. Направления в живописи начала XX века.

слайд 15.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Работа с презентацией слайды 16-22. Заполняем таблицу « Направления в русской живописи начала XX века». Раздаточный материал - таблица.

слайд 23.

6. Скульптура. Архитектура. Слайды 24-26.

Скульптура была связана с импрессионизмом. Работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

В скульптуре этого времени прославился П.П. Трубецкой. Памятник Александру III.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (здание Ярославского вокзала в Москве и др.).

7. Музыка, балет, театр, кинематограф. Слайды 27-30.

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев, С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы. Звучит их музыка.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина). Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей. (фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование общественного мнения, на духовную жизнь людей.

Слайд 30. В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Закрепление. Слайд 31. Проверяем проблемное задание.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8 , подготовить сообщения о деятелях русской культуры начала XX в. (по выбору).

Урок по истории России в 9 классе.Разработан учителем истории ГБОУ школа № 1056 Тихонов А.С.

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Эпиграф

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

Определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т.д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

  1. Духовное состояние общества.
  2. Просвещение.
  3. Наука.
  4. Литература.
  5. Живопись.
  6. Скульптура. Архитектура.
  7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия. Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

Расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования,сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

П.Н. Лебедев

В.И. Вернадский

И.П. Павлов

И.И. Мечников

Н.Е. Жуковский

К.Э. Циолковский

В.О.Ключевский

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

Учение о биосфере и ноосфере

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик П.Н. Лебедев впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый В.И. Вернадский работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии, геохимии, радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т.е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.

Русский физиолог И.П.Павлов создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил И.И. Мечников за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал Н.Е. Жуковский

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок К.Э. Циолковский, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки В.О. Ключевский, С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили Л.Н.Толстой, А.П. Чехов, А.И. Куприн.

С какими произведениями Л.Н.Толстого вы знакомы?

Какие произведения А.П. Чехова вы знаете?

Кто знаком с произведениями А.И. Куприна?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (И.А. Бунин, В.Г. Короленко, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н.Клюев, С.Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

Ребята, вам необходимо внимательно прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской поэзии начала XX века» и определить используя текст учебника (стр.59-60), кто из русских поэтов представлял эти направления. (рабочий лист №2)

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

акмеизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А.Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века.

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

реализм

модерн

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности .

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму .

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества .

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились П.П. Трубецкой (скульптурные портреты Л.Н. Толстого, С.Ю. Витте, Ф.И. Шаляпина, памятник Александру III.); С.М. Волнухин (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

А.С. Голубкина (скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество Ф.О. Шехтеля (особняк З.Г. Морозовой, дом А.Н. Рябушинского, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); И.В. Жолтовский (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения С.В. Рахманинова).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы А.Н. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.И. Танеев,

С.В. Рахманинов. Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: Ф.И. Шаляпина, А.В. Нежданову, Л.В. Собинова.

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении Ф.И. Шаляпина).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как К.С. Станиславский, Е.Б. Вахтангов оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы А.П. Чехова: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В 1908-1913 гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

3. Выберите лишнее:

А) Н.А.Бердяев

Б) П.Н.Лебедев

В0 В.С.Соловьев

А) реализм

Б) романтизм

В) сентиментализм

5. А.П. Чехов написал пьесу:

А) «Враги»

Б) «Вишневый сад»

В) «Петербург»

А) Н.К.Рерих

Б) Л.Н. Толстой

В) И.А.. Попов

7. Скульптура Серебряного века была связана с направлением:

А) акмеизм

Б) символизм

В) импрессионизм

8. Область распространения жизни на земле называется:

А) биосфера

Б) ноосфера

В) импрессионизм

9. Выберите лишнее:

А) М. З. Шагал

Б) А.Н. Скрябин

В) И.Ф. Стравинский

А) К.С. Станиславский

Б) А.Т.Павлов

А.Н.Бенуа

Духовная жизнь Серебряного века

2 вариант

1. Область распространения жизни на Земле называют

А) биосфера

Б) ноосфера

В) импрессионизм

2. Учение о высшей нервной системе, об условных рефлексах разработал:

А) И.И. Мечников

Б) И.П.Павлов

В) В.О.Ключевский

3. Выберите лишнее:

А) К.А.Коровин

Б) В.О. Ключевский

В)А.Н. Бенуа

4. Господствующее направление в литературе Серебряного века

А) реализм

Б) романтизм

В) сентиментализм

5. С.В. Рахманинов:

А) поэт- акмеист

Б) художник-импрессионист

В) композитор

6. Из вышеперечисленного выберите художника Серебряного века:

А) Н.К.Рерих

Б) Л.Н. Толстой

В) И.А.. Попов

7.Акмеизм - это:

А) направление в живописи

Б) направление в литературе

В) направление в музыке

8. Серебряным веком называют:

А) начало XXв

Б) XIX в

В) конец XXв

9. Премия за выдающиеся достижения в области науки, техники, литературы, присуждаемая ежегодно Шведской академией наук:

А) Нобелевская

Б) за достижения

В) тринадцатая

10. Основатель психологической актерской школы:

А) К.С. Станиславский

Б) А.Т.Павлов

Тема: Духовная жизнь Серебряного века.

Цель урока: сформировать представление о сущности социокультурного феномена Серебряного века; на конкретных примерах показать достижения русской науки, литературы, искусства; раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.

Учащиеся развивают умения формировать собственное мнение, вырабатывают личностное отношение к культурному наследию.

Оборудование: экран, компьютер, проектор, диск со слайдами к уроку, фрагменты литературных произведений, раздаточный материал.

Тип урока: изучение нового материала.

Понятия: ренессанс, импрессионизм, модерн, символизм, акмеизм, футуризм.

Ход урока:

Культура – это совокупность

материальных и духовных ценностей, созданных

человеческим обществом и характеризующих

определенный уровень развития общества.

Организационный момент: приветствие учащихся, знакомство.

Внимание на доску, прочитайте тему урока.

Что такое духовная жизнь?

(Ответы учащихся. Это все, что связано с культурой, т. е. все ценное, созданное обществом. В данном случае - это система основных нравственных, эстетических, духовных, научных ценностей, включая менталитет людей данной эпохи, которые воплощены в науке, религии, нравственности, искусстве, и т. д.)

Эпиграфом к уроку нам служит определение слова культура. Сегодня на уроке мы познакомимся с культурой начала XX века.

Проблема: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

План урока:

1. Духовное состояние общества.

2. Просвещение.

4. Литература.

5. Живопись.

6. Скульптура. Архитектура.

7. Музыка, балет, театр, кинематограф.

(1 вопрос освещает учитель).

Внимательно выслушайте и ответьте на вопрос:

-Какие слова передают духовное состояние общества в этот период?

В начале XX Россия вступила в эпоху индустриализации, которая диктовала свои условия и нормы жизни. Грани веков позволяют людям острее почувствовать бег времени, движение жизни. Рушились традиционные ценности и представления людей. Возникали растерянность, тревожность, чувство катастрофичности бытия . Начался пересмотр прежних устоявшихся человеческих ценностей. Русская интеллигенция была занята поиском общественного идеала, новой русской идеи. Русская культура этого периода переживала удивительный расцвет, охвативший все виды творческой деятельности. Появились новые имена, ставшие гордостью не только русской, но и мировой культуры, науки.

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

Возвращение к проблеме: Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(2 вопрос учитель раскрывает методом беседы). Учащиеся читают раздел учебника (стр. 57) и отвечают на вопросы:

В чем причина подъема образования в России в начале XX века?

(модернизация требовала образованных людей)

Докажите, что в начале XX века в России отмечается подъем образования.

(расходы на образование с 1990 по 1915 гг увеличились более чем в 5 раз; городские и сельские начальные школы вытесняли церковно-приходские; росло число гимназий и реальных училищ; увеличение количества часов на изучение естественно-математических предметов; возросло количество средних специальных учебных заведений;

расширилась сеть высших учебных заведений; открылись педагогические институты в Москве и Петербурге (карта), свыше 30 женских курсов.).

Несмотря на подъем образования, сохранялось много нерешенных проблем. Так, более ¾ крестьянских детей не учились даже в начальной школе. Только 3 % детей среднего школьного возраста учились в школе.

Как вы думаете, почему основная масса крестьянских детей не имела доступа к обучению? (обучение было платным и не все имели возможность его оплатить)

(3 вопрос о русской науке начала XX века изучается путем сочетания рассказа учителя с заполнением учащимися таблицы)

« Достижения русской науки в начале XX века». (рабочий лист №1))

Фамилия ученого

Над какой проблемой работал?

Физиология

Иммунология

История России

Физика волн

Ракетостроение

Аэродинамика, самолетостроение

В начале XX века в российской науке появляется целое созвездие имен. Сделанные в этот период открытия привели к пересмотру устоявшихся представлений на окружающий мир.

Физик впервые в мире установил общие закономерности, присущие волновым процессам различной природы (звуковым, электромагнитным, гидравлическим).

Выдающийся ученый работал на стыке химии, биологии и геологии. Его труды способствовали появлению новых научных направлений в биохимии , геохимии , радиологии. Учение Вернадского о биосфере (т. е. области распространении жизни на земле) и ноосфере (сфере разума) заложили основу современной экологии.

Русский физиолог создал учение о высшей нервной деятельности, об условных рефлексах. В 1904 г. ему была присуждена Нобелевская премия за исследования в области физиологии пищеварения. В 1908 г. Нобелевскую премию получил за труды по иммунологии и инфекционным заболеваниям. Выдающиеся открытия в теории и практике самолетостроения сделал

Мировую известность получил учитель калужской гимназии, самородок, обосновавший в своих трудах возможность космических полетов. Его именем назван один из крупнейших кратеров на Луне.

В этот период работают известные историки, и др.

Проверка выполнения задания (1- 2 ученика).

(4 вопрос изучается путем сочетания рассказа учителя с методом беседы, а также выполнением учащимися заданий).

Литература начала XX века отмечена многообразием художественных жанров, стилей и методов.

Господствующим направлением в русской литературе этого периода оставался реализм.

В чем главный принцип этого направления? (реальное отражение окружающего мира)

В традициях реализма творили, .

С какими произведениями вы знакомы?

Какие произведения вы знаете?

Кто знаком с произведениями?

Кто еще из писателей представлял реализм в начале века? Кого вы можете назвать? (, М. Горький).

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла плеяда талантливых крестьянских поэтов – С. Есенин, Н. Клюев, С. Клычков.

Это время появления в русской поэзии ярких творческих индивидуальностей, придерживающихся различных взглядов, принадлежавших к разным направлениям (символизм, акмеизм, футуризм).

Работа с терминами

Символизм – направление в искусстве; сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей, находящихся за пределами чувств, восприятий.

Акмеизм – (от греч. – высшая степень чего-либо, цветущая сила) – направление в литературе XX века, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств; главное внимание – художественному слову.

Футуризм – (от лат. – будущее) - авангардистское течение в литературе и искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, и поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру.

« Направления в русской поэзии начала XX века»

символизм

футуризм

Сосредоточено на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Направление в литературе, характеризующееся склонностью к эстетизму, камерности, поэтизации чувств;

Главное внимание художественному слову

Авангардистское течение в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием художественного и нравственного наследия, поиском «нового искусства», соответствующего динамично развивающемуся миру

К. Бальмонт, А. Блок, В. Брюсов, А. Белый

Н. Гумилев,

А. Ахматова,

О. Мандельштам

В. Маяковский В, Хлебников, Д. Бурлюк, И. Северянин

Проверка выполнения задания (3 ученика).

В чем сущность акмеизма? Кто представлял это направление?

Учитель раздает отрывки из стихотворений

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Ахматовой.

Вечером.

Звенела музыка в саду

Таким невыразимым горем.

Свежо и остро пахли морем

На блюдце устрицы во льду.

Он мне казал: «Я верный друг!»

И моего коснулся платья.

Как не похожи на объятья

Прикосновенья этих рук.

Так гладят кошек или птиц,

Так на наездниц смотрят тройных…

Лишь смех в глазах его спокойных

Под легким золотом ресниц.

Поют за стелющимся дымом:

«Благослови же небеса –

Ты первый раз одна с любимым». (1913)

В чем сущность символизма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения А. Блока.

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

В чем сущность футуризма? Кто представлял это направление?

Ученик читает отрывок из стихотворения В. Маяковского.

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают –

значит – это кому-нибудь нужно?

Значит – это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

(5, 6 вопросы изучаются путем сочетания рассказа учителя с выполнением учащимися заданий.)

В живописи этого периода также было много направлений. Внимание на схему.

Направления в живописи начала XX века..gif" width="612" height="168">

Работа с терминами . Внимание на экран, перед вами новые слова.

Модерн - (от фр. современный) - направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Авангардизм - (от фр.- передовой)- название ряда художественных течений XX века, стремящееся к коренному обновлению искусства как по содержанию, так и по форме; характеризуется принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

Ребята, вам необходимо внимательно прослушать материал, прочитать новые понятия, заполнить таблицу « Направления в русской живописи начала XX века» и определить, используя текст учебника (стр. 60) кто из русских художников представлял эти направления. (рабочий лист №3)

« Направления в русской живописи начала XX века»

символизм

авангардизм

1. В чем сущность этих направлений?

Направление в литературе и искусстве, характеризующееся наиболее полным, правдивым отражением реальности.

Направление в искусстве XX века, характеризующееся отрицанием традиционных форм, опорой на условность стиля, поиском новых форм, противопоставлением реализму.

Направление, характеризующееся сосредоточенностью на художественном выражении посредством символа материальных объектов и идей

Ряд художественных течений XX века, характеризующихся стремлением к коренному обновлению искусства, как по форме, так и по содержанию, принижением значения культурно-исторического наследия человечества.

2.Перечислите представителей этих направлений.

И. Репин, В. Суриков, М. Нестеров

К. Коровин, В. Серов, А. Бенуа, Л. Бакст, Е. Лансере, Н. Рерих, К. Сомов

П. Кузнецов,

Н. Сапунов,

М. Сарьян,

М. Врубель, К. Петров-Водкин

В. Кандинский, М. Шагал, П. Филонов

Проверка выполнения задания (4 ученика).

Скульптура была связана с импрессионизмом.

Внимание на экран, работа с термином.

Импрессионизм – это направление в искусстве, представители которого стремятся запечатлеть реальный мир в его неподвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Архитектура этого периода связана с модерном.

-Вспомните, в чем сущность этого стиля?

Задание классу: 1 вариант выясняет, кто прославился в скульптуре?

2 вариант – Кто прославился в архитектуре? (2 мин )

Проверка выполнения задания (2 ученика)

В скульптуре этого времени прославились (скульптурные портреты, памятник Александру III.); (памятник первопечатнику Ивану Федорову);

(скульптуры «Старость», «Волна», «Спящие»).

Облик русского модерна определило творчество (особняк, дом, здание Ярославского вокзала в Москве и др.); (гостиница «Метрополь» в Москве).

(7 вопрос излагается учителем.)

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце. (рабочий лист № 4)

(звучит отрывок из произведения).

В начале XX века творческий взлет переживали великие русские композиторы,

Они пытались найти новые музыкальные формы и образы.

Этот период дал плеяду выдающихся «поющих актеров»: , .

(фрагмент записи в исполнении).

Одаренные блестящими вокальными данными, по ходу спектакля они не только исполняли свои оперные партии, но и играли как первоклассные актеры. Шаляпин в роли Бориса Годунова производил потрясающее впечатление на зрителей.

(фрагмент записи в исполнении).

Большим событием в мировом искусстве стал русский балет. Имена русских танцовщиков: Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Вацлава Нижинского не сходили со страниц русских и мировых газет.

Театр, возглавляемый такими выдающимися мастерами как, оказывал огромное влияние на формирование

общественного мнения, на духовную жизнь людей. С большим успехом в МХАТе шли пьесы: «Чайка», «Дядя Ваня» и др.

В гг. Сергей Дягилев организовал в Париже, Риме, Лондоне и других европейских городах Русские сезоны, предоставив восхищенной публике балет, оперу, театральную живопись и музыку.

В начале XX века возник новый вид искусства кинематограф. В 1908 г была снята первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а через 2 года – полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Главное отличие кинематографа было в том, то он был доступен всем слоям населения.

Задание: слушая рассказ учителя, приведите в соответствие таблицу путем проставления нумерации в 3 столбце.

Фамилия деятелей искусства

В какой области прославились?

Проверка выполнения задания (1 ученик).

Закрепление.

Почему период развития русской культуры начала XX века назван Серебряным веком?

(ответы учащихся).

Период русской культуры начала XX в. вошел в историю как серебряный век русской культуры. Тот, кто придумал это название, конечно же, сравнивал его с «золотым веком», с временем Пушкина, Гоголя, Глинки. «Золото» осталось за ними. Но «серебро» - это не только второй по ценности металл. И сравнение «золотого» и «серебряного» веков давно уже утратило соревновательный оттенок. Изделия из серебра часто не имеют себе равных по изяществу, внутреннему благородству и утонченности – особенно когда их одевает патина времени. Таким и запечатлелся в памяти России и всего мира взлет русской культуры в начале XX века.

Домашнее задание: § 8, подготовить сообщения о деятелях

русской культуры начала XX (по выбору); рисунки к

произведениям поэтов, писателей; составить кроссворд по теме

« Деятели русской культуры начала XX века».

Вопрос 01. Почему начало XX в. называют Серебряным веком?

Ответ. Потому что тогда наблюдался подъём культуры, появление там большого количества талантов, однако по признанию современников талантов не столь крупных, как в начале XIX века. Потому в противоположность Золотому веку (началу XIX века), начало ХХ назвали Серебряным веком.

Вопрос 02. Какие изменения произошли в области образования и просвещения? Чем они были обусловлены?

Ответ. Промышленный переворот требовал больше рабочих с квалификацией, получить которую было не возможно без определённого уровня образования, а также больше исследователей естественных научных дисциплин. Потому были предприняты следующие меры:

1) начальные школы постепенно вытеснили церковно-приходские;

2) росло число гимназий и реальных училищ;

3) в гимназиях увеличилось число часов на изучение математики и естественно-научных дисциплин;

4) выпускники реальных училищ получили право становиться студентами ВУЗов;

5) по инициативе предпринимателей создавались коммерческие училища;

6) возросло число средних специальных учебных заведений;

7) появились новые ВУЗы (к 1914 году их было 100).

Вопрос 03. Каковы достижения русской науки начала XX в.?

Ответ. Достижения:

1) П.Н. Лебедев открыл закономерности волновых процессов;

2) Н.Е. Жуковский и С.А. Чаплыгин делали открытия в теории и практике самолётостроения;

3) К.Э. Циолковский сделал теоретические расчёты достижения и освоения космоса;

4) В.И. Вернадский разработал учение о биосфере и ноосфере;

5) И.П. Павлов получил Нобелевскую премию за исследования физиологии пищеварения;

6) И.И. Мечников получил Нобелевскую премию за исследования в области иммунологии и инфекционных заболеваний;

7) быстрыми темпами развивалась историческая наука;

8) мировую известность получила русская школа востоковедения;

9) философы разрабатывали теорию так называемой русской идеи.

Вопрос 04. Охарактеризуйте русскую литературу Серебряного века. Какие художественные стили были в ней представлены?

Ответ. Литература характеризовалась существованием одновременно нескольких стилей. Содержание произведений далеко не всех этих стилей было обусловлено жизнью общества, многие стремились к искусству ради искусства. Произведения других творцов наоборот были остро социальными. Основными стилями в то время были следующие:

1) реализм;

2) символизм;

3) акмеизм;

4) футуризм.

Вопрос 05. Какие особенности отличали русскую живопись?

Ответ. Особенности:

1) значительное место в живописи продолжал занимать реализм, часто остросоциальный;

2) расцвела историческая живопись, основанная на вполне достоверных даже с современной точки зрения реконструкциях;

3) большое влияние на русскую живопись оказал модерн;

4) члены объединения «Мир искусства» (куда входили практически все крупные художники того времени) пропагандировали искусство ради искусства;

5) в искусстве расцвёл символизм, однако в России он никогда не был единым направлением;

6) у многих художников родившихся и учившихся на территории Российской империи авангардные тенденции соединялись с русскими традициями.

Вопрос 06. Каковы были художественные достижения в области архитектуры и скульптуры?

Ответ. Главным достижением архитектуры того периода была выработка канонов новых видов зданий (вокзалов, ресторанов, магазинов, рынков, банков), а также нового облика значительно выросшего города в целом вместе со всей инфраструктурой.

Вопрос 07. Какие новые явления были характерны для русского балетного и театрального искусства?

Ответ. Новые явления

1) в опере и балете создаются новые музыкальные формы и образы;

2) в то время живут самые знаменитые за всю русскую историю певцы, среди них Ф.И. Шаляпин;

3) в балете в противовес академизму выдвигается принцип живописности, уделяющий большое внимание декорациям, костюмам и т. п.;

4) К.С. Станиславский создал русский психологический театр;

5) всеевропейскую известность получили «Русские сезоны» С.П. Дягилева в Париже.

















1 из 16

Презентация на тему: Духовная жизнь Серебряного века (9 класс)

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Просвещение Модернизация страны требовала грамотных специалистов. Расходы на образование выросли в 5 раз. В школах обучалось ок.6 млн человек. Выросло число гимназий и реальных училищ. Появились коммерческие училища и др.профессиональные заведения. Новые технические ВУЗы появились в Петербурге, Новочеркасске, Томске. В Саратове открылся университет. В столицах открылись пединституты.60% всех студентов не являлись дворянами.

№ слайда 3

Описание слайда:

Наука В начале 20 в.в России быстрыми темпами развивалась наука. Физик П.Лебедев разработал единую волновую теорию. Н.Жуковский и С.Чаплыгин создали в стране самолетостроение. К.Э.Циолковский в 1903 г. обосновал возможность космических полетов и определил пути достижения этой цели. В.Вернадский разработал учение о ноосфере.

№ слайда 4

Описание слайда:

В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения. В исторической науке работали такие светила как В.Ключевский, С.Платонов, Р.Виппер, Е.Тарле. Философия развивалась усилиями Н.Бердяева, С.Булгакова, В.Соловьева, П.Флоренского. В стране действовало около двадцати научно-технических обществ, которые являлись центрами научных работ, широко пропагандировали их среди населения.

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Литература Образ «серебряного века» наиболее отчетливо проявился в литературе. Критический реализм сохранился в творчестве Л.Н.Толстого, а его письма к царю вызвали широкий отклик в обществе. А.Чехов в своем творчестве отразил изменения в структуре общества. И.Бунин исследовал жизнь крестьянства, а А.Куприн армейские будни. М.Горький впервые описал жизнь пролетариата. В русскую поэзию пришли С.Есенин, Н.Клюев и др.

№ слайда 8

Описание слайда:

Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова. Стремление не только отображать но и изменять мир привело к появлению новых направлений. Символисты(К.Бальмонт,А.Блок,В.Брюсов) начав с упаднических идей, после 1909г. пропагандируют гибель западной цивилизации и возрождение России на основе «русской души». Им противостояли акмеисты. Они провозгласили самоценность реальной жизни. В творчестве Н.Гумилева, А.Ахматовой и др. наблюдается эстетический вкус и отточенность художественного слова.

№ слайда 9

Описание слайда:

Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея». Яркими представителями русского авангарда были футуристы. Основное внимание они уделяли не содержанию, а форме поэтической конструкции. Они использовали вульгарную лексику, язык плаката и афиши. Сборники футуристов носили характерные названия- «Дохлая луна», «Пощечина общественному вкусу» и др. Наиболее яркие представители направления В.Маяковский, В.Хлебников и др, объединились в группу «Гилея».

№ слайда 10

Описание слайда:

№ слайда 11

Описание слайда:

В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др. В 1907 г. В Москве прошла выставка 16 молодых художников «Голубая роза». Н.Сапунов, М.Сарьян пытались обрести индивидуальность, сочетая, западный опыт и национальные традиции. Они были тесно связаны с символистами. Символизм в живописи не был единым направлением и включал в себя таких разных художников как М.Врубель, К.Петров-Водкин и др.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма. В архитектуре популярностью пользовался модерн и его разновидность неорусский стиль. Ф.Шехтель построил здание Ярославского вокзала, особняк С. Рябушинского. Затем он переходит к «рационалистическому модерну(Банк Рябушинского. В.Валькотт используя эклектику построил в Москве здание гостиницы «Метрополь».Многие здания в столицах возводились в стиле неоклассицизма.

№ слайда 14

Описание слайда:

№ слайда 15

Описание слайда:

В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др. В начале века на русской сцене появились выдающиеся режиссеры К.Станиславский, В.Мейерхольд, Е.Вахтангов. В балетном искусстве взошла звезда М.Петипа. Другим выдающимся постановщиков был А.Горский. Для своих спектаклей они использовали декорации К.Коровина, А.Бенуа Н.Рериха и др.

№ слайда 16

Описание слайда:

В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры В 1908-9г. С.Дягилев организовал в Париже «Русские сезоны». В России в начале века появился кинематограф.В 1908 г. вышла 1-я русская картина- «Степан Разин» в 1911- «Оборона Севастополя».Режиссер Протазанов, актриса В.Холодная, кинопредприниматель В.Ханжонков стали видными фигурами русской культуры



Поделиться