Презентация «Основные движущие силы эволюции. Движущие силы эволюции

1 из 48

Презентация - Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Текст этой презентации

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

ЦЕЛИ
Сформировать понятия о различных формах естественного отбора. Сформулировать у обучающихся умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. Закрепить знания о естественном отборе – как основной и направляющей движущей силе эволюционного процесса.

ПЛАН УРОКА
Понятие «естественный отбор». Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора. Сравнение естественного и искусственного отбора.

ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ
Борьба за существование. Внутривидовая борьба за существование. Межвидовая борьба за существование. Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Внутривидовая
Межвидовая
Конкуренция за источники воды и пищи
Конкуренция за места гнездовий у птиц
Вытеснение одного вида другим с территории обитания
Отношения между хищником и жертвой
Борьба за существование

– это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями окружающей среды.
Борьба за существование
Внутривидовая борьба - происходит между особями одного вида. Это самая жёсткая и острая из всех типов. Состязание между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки, за жизненное пространство, за места размножения. Межвидовая борьба – приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Это одностороннее использование одного вида другим. Борьба с неблагоприятными условиями среды - победители наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Это растения и животные пустынь, крайнего севера.

Найдите соотношения понятий и рисунков
Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
1. В чём заключается смысл борьбы за существование?
- в формировании приспособленности у организмов.
2. Что является итогом борьбы за существование?
- естественный отбор.
3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?
Естественный отбор –
выживание наиболее приспособленных организмов.

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
4. За счет чего возникают приспособленные особи?
- в результате действия борьбы за существование и естественного отбора.
5. Какая изменчивость имеет при этом большее значение?
- наследственная изменчивость.
Основой успеха эволюции является многообразие организмов.

Это избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов (Ч.Дарвин)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Чарльз Роберт Дарвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник.
процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные

3.Фактор отбора
Природная среда со своими условиями

1.Необходимая предпосылка
Наследственная изменчивость
2.Характер
Направленный (всегда направлен в сторону большей приспособленности к среде обитания)

6.Следствие
Увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов
4.Генетическая сущность
Неслучайное сохранение в популяции определенных генотипов и избирательное участие их в передаче генов следующему поколению
5.Результат
Преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания. Выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.
ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Причина: борьба за существование. Материал: наследственная изменчивость Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

МЕХАНИЗМ ЭВОЛЮЦИИ (согласно теории Ч. Дарвина)
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Наследственная изменчивость (мутации, комбинативная изменчивость)
Неоднородность популяции (появление особей с многообразием признаков)
Борьба за существование (в разных ее проявлениях)
«Поражение» наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки
«Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих важные благоприятные признаки
Избирательная элиминация
Не имеют шансов для продолжения рода
Устранение от размножения
Неблагоприятные признаки не передаются потомкам
Выживание и преимущественное участие в размножении
Благоприятные признаки передаются потомкам
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
А
Б
В
Г
А-Г – последовательные изменения нормы реакции под давлением движущей силы естественного отбора
Давление отбора

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
Приводит к уничтожению особей со старой нормой реакции и формированию популяции особей с новыми признаками. Он проходит в медленно изменяющихся условиях среды обитания. Возникающие наследственные изменения полезны.

Индустриальным меланизмом называется изменчивость, обусловленная интенсивным развитием промышленности и ухудшением экологической обстановки.
Индустриальный меланизм у бабочки березовой пяденицы
Обитающие на стволах берез бабочки имели светлую окраску. Среди них время от времени появлялись темноокрашенные формы, которые уничтожались птицами. В связи с развитием промышленности, и загрязнением воздуха, стволы берез приобрели сероватый оттенок. В результате светлоокрашенные бабочки уничтожались птицами, а темноокрашенные сохранялись. Через некоторое время все бабочки популяции стали темноокрашенными.

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
Увеличение размеров тела лошади
Филогенетический ряд лошади
Выработка устойчивости к ядохимикатам
Преобразует виды в меняющихся условиях окружающей среды. Обеспечивает широкое распространение жизни, ее проникновение во все возможные экологические ниши. В стабильных условиях существования естественный отбор не прекращается, а продолжает действовать в форме стабилизирующего отбора.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Происходит сужение нормы реакции.
Исходная изменчивость признаков.
Давление отбора
Давление отбора

В малоизменяемых (постоянных) условиях среды увеличивается численность особей со средней нормой реакции. Из поколения в поколение отсекаются крайние формы, а закрепляются организмы с определенной нормой реакции (сохранение средней фенотипической нормы)
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР

Гаттерия
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Сохраняет особей с установившейся в данных условиях нормой реакции и устраняет все отклонения от нее. Действует в условиях среды, не изменяющихся долгое время.
Реликтовые виды

ГИ́НКГО (Ginkgo biloba), единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры. Единственный современный представитель - Г. двулопастный (G. biloba) - дерево высотой 30-40 м, толщиной до 1 м, с раскидистой кроной; двудомное. Встречается в немногих районах Восточной Азии. название растения в переводе с японского означает "серебристый абрикос".
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Реликтовые виды

Цветки растений львиного зева опыляются шмелями. Размеры цветков соответствуют размерам тела шмелей. Все растения, имеющие слишком крупные или слишком мелкие цветки, не опыляются и не образуют семян, то есть устраняются стабилизирующим отбором.
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Львиный зев.

СРАВНЕНИЕ ФОРМ ОТБОРА
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ДВИЖУЩИЙ
1.Постоянство внешней среды 1.Изменение условий среды
2.Обезвреживание мутаций, путём отбора сочетаний, в которых нейтрализуется их вредное действие 2.Вскрытие запаса изменчивости
3.Совершенствование генотипа при постоянном фенотипе. 3.Отбор обезвреживающих мутаций и их сочетаний
4.Образование мобилизационного резерва наследственной изменчивости 4.Формирование новых генотипов и фенотипов

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ДВИЖУЩИЙ
Отметая отклонения от нормы, активно формирует генетические механизмы, которые обеспечивают стабильное развитие организмов и формирование оптимальных фенотипов на базе разнообразных генотипов. Он обеспечивает устойчивое функционирование организмов в широком спектре привычных для вида колебаний внешних условий. Играет решающую роль в приспособлении живых организмов к меняющимся во времени внешним условиям. Обеспечивает широкое распространение жизни, её проникновение во все возможные экологические ниши. В стабильных условиях существования естественный отбор продолжает действовать в форме стабилизирующего отбора.
СРАВНЕНИЕ ФОРМ ОТБОРА


Наблюдается разрыв нормы реакции(вытесняются особи со средним значением)
Давление отбора

Сроки цветения и созревания семян у погремка лугового растянуты почти на все лето, причем большая часть растений цветет и плодоносит в середине лета. На сенокосных лугах получают преимущества те растения, которые успевают отцвести и дать семена до покоса, и те, которые дают семена в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая.
ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)
Разновидность естественного отбора в популяции животных или растений, приводящая к появлению двух или нескольких новых форм из одной исходной.

Например, при отсутствии корма, необходимого для подрастающей молоди окуней, т. е. мальков др. рыб, могут сохраниться только "карлики" (особи с резко замедленным ростом, которые длительное время могут питаться планктонными ракообразными) и "гиганты" (особи, способные уже к концу первого года жизни питаться мальками окуней своего же поколения). При такой ситуации в водоёме в течение ряда лет в результате Д. о. сформируются наследственно обусловленные расы "гигантов" и "карликов".
Иногда условия внешней среды изменяются резко, таким образом, что преимущество получают крайние формы. Количество крайних форм быстро увеличивается, что при участии изоляции может привести к преобразованию вида. Этот отбор направлен против промежуточных форм.
ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)

ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)
Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки.
Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
ДЕЙСТВУЕТ ИЗ ВНЕ УСИЛИВАЕТ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
ДЕЙСТВУЕТ ИЗНУТРИ В ДВУХ И БОЛЕЕ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
ДВИЖУЩИЙ
РАЗРЫВАЮЩИЙ
ФОРМИРУЕТСЯ ДВЕ И БОЛЕЕ НОВЫХ НОРМЫ ПРИЗНАКА
НОРМА ПРИЗНАКА НЕ МЕНЯЕТСЯ, НО ЧИСЛО ОСОБЕЙ ВОЗРАСТАЕТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ НОРМА ПРИЗНАКА

форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.
Полиморфизм
Вторичные половые признаки совокупность особенностей или признаков, отличающих один пол от другого (за исключением половых желёз, являющихся первичными половыми признаками).
ПОЛОВОЙ ОТБОР
Половой диморфизм
«эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола». (Ч.Дарвин)

ПОЛИМОРФИЗМ
Полиморфизм - существование в пределах одного вида несколько четко морфологически отличающихся форм.
Полиморфизм у раздельнополых животных - наличие особей разного внешнего вида в пределах одного пола.

ПОЛИМОРФИЗМ

ПОЛИМОРФИЗМ
Сезонный полиморфизм - как разновидность экологического. Внешний вид насекомого зависит от сезонности.
В популяции бабочки-пестрокрыльницы поколения, появившиеся весной, отличаются рыжевато-красной окраской крыльев с характерным расположением темных пятен. В то же время, летняя генерация состоит из особей с коричневыми крыльями. Этот феномен обусловлен тем, что в весеннее время, при более низкой температуре, в организме бабочки вырабатывается меньше темного пигмента, отвечающего за окраску крыльев.

ПОЛИМОРФИЗМ
У общественных насекомых наблюдают половой полиморфизм, связанный с разделением функций разных особей в семье или колонии (например, матка и рабочие особи у пчёл).

1. Исходным материалом для естественного отбора служит А) борьба за существование Б) мутационная изменчивость В) изменение среды обитания организмов Г) приспособленность организмов к среде обитания 2. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о А) дивергенции Б) естественном отборе В) дегенерации Г) искусственном отборе 3. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют А) движущим Б) методическим В) стихийным Г) стабилизирующим 4. Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в А) обострении конкуренции между видами Б) ослаблении конкуренции между популяциями В) обострении конкуренции между особями одного вида Г) возникновении новых видов 5. Эффективность естественного отбора понижается при А) усилении внутривидовой борьбы Б) изменении нормы реакции В) ослаблении мутационного процесса Г) усилении мутационного процесса
Контрольно-обобщающий тест

6. К чему приводит усиление в природной популяции мутационного процесса? А) повышению эффективности естественного отбора Б) повышению интенсивности круговорота веществ В) увеличению численности особей Г) совершенствованию саморегуляции 7. Действие естественного отбора приводит к А) мутационной изменчивости Б) сохранению полезных для человека признаков В) случайному скрещиванию Г) возникновению новых видов 8. Результатом эволюции является А) наследственная изменчивость Б) борьба за существование В) многообразие видов Г) ароморфоз 9. Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы? А) методической Б) движущей В) стабилизирующей Г) разрывающей 10. Основным результатом эволюции является А) приспособленность организмов к среде обитания Б) колебание численности популяций В) уменьшение числа популяций вида Г) борьба за существование между особями одного вида
Контрольно-обобщающий тест

Ответы на контрольно-обобщающий тест
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б Б Г Г В А Г В В А


Исходный материал для отбора
Отбирающий фактор
Путь благоприятных изменений
Путь неблагоприятных изменений
Характер действия
Результат отбора
Формы отбора

Показатели Искусственный отбор Естественный отбор
Исходный материал для отбора Индивидуальные признаки организма Индивидуальные признаки организма
Отбирающий фактор Человек Условия среды
Путь благоприятных изменений Отбираются, становятся производительными Остаются, накапливаются, передаются по наследству
Путь неблагоприятных изменений Отбираются, бракуются, уничтожаются Уничтожаются в борьбе за существование
Характер действия Творческий – направленное накопление признаков на пользу человеку Творческий – отбор приспособленных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящей к возникновению новых форм
Результат отбора Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов Новые виды
Формы отбора Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования «Общая биология» В.М. Константинов. § 47, стр. 166 – 169 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»

Спасибо за внимание!

Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2005. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1.Ч. Дарвин http://images.francetop.net/uploads/charles%20darwin_22044.jpg 2.Гаттерия http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/4d1/4d1bcf404cd0d2b318284ea3631c96c1.jpg 3.Львиный зев http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/832/87832648_9.jpg 4.Берёзовая пяденица http://zagony.ru/uploads/posts/2011-08/thumbs/1313568467_015.jpg http://www.warrenphotographic.co.uk/photography/cats/11321.jpg 5.Гинкго http://permian.files.wordpress.com/2007/02/ginkgo-tuileries.jpg 6.Полиморфизм у пчёл http://i-pchela.ru/images/stories/family/sem.jpg 7.Муравей http://www.pchelandiya.net/uploads/posts/2011-11/1322639656_x_eabc9ab21.jpg 8.Полиморфизм ириса сизого http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/174/173704/img4.jpg 9.Сезонный полиморфизм пестрокрыльницы изменчивой http://www.pesticidy.ru/ps-content/dictionary/pictures/165_content_page.jpg 10.Формы естественного отбора http://ucheba-legko.ru/lections/viewlection/biologiya/11_klass/evolyutsiya/mehanizmyi_evolyutsionnogo_protsessa/lec_formyi_estestvennogo_otbora 11.Окунь http://mediasubs.ru/group/uploads/se/sekretyi-ryibnoj-lovli/image2/jEyLThjZj.jpg

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
12. «Чёрная форма» двухточечной божьей коровки http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_68505.jpg 13. «Красная форма» двухточечной божьей коровки http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3054000/3053496-c3f1628c64b89ffa.jpg

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

краткое содержание других презентаций

«Естественный отбор по Дарвину» - Формы естественного отбора. Виды борьбы за существование. Существует наследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Дизруптивный отбор. Стабилизирующий отбор. Наследственность. Движущий отбор. Естественный отбор. Результаты наблюдений. 1831г - Ч. Дарвин отправляется в кругосветное путешествие. Борьба с неблагоприятными условиями. Межвидовая борьба. Внутривидовая борьба. Борьба за существование.

«Биология «Естественный отбор»» - Итоговая схема. Естественный отбор – результат борьбы за существование. Задачи. Дизруптивная форма отбора. Движущая форма отбора. Этапы урока. Формы естественного отбора. Закрепление знаний. Закрепление умений различать и характеризовать отдельные формы. Земля. Цель урока. Вопросы по Ч. Дарвину. Естественный отбор. Проверка знаний. Проблемный вопрос. Стабилизирующая форма отбора.

«Естественный отбор» - Стабилизирующий. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. Половой. Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая. Движущий. Естественный отбор. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной.

«Борьба за существование, естественный отбор» - В территории. Движущей силой изменения видов является естественный отбор. Презентация на тему: Естественный отбор. Первое положение теории. Щелочная среда кишечника. Засуха в саванне. Внутривидовая борьба за существование. Второе положение теории. Борьба с неблагоприятными условиями среды. В размножении. В природе происходит непрерывная борьба за существование. Основные положения теории Ч. Дарвина о естественном отборе.

«Основные движущие силы эволюции» - Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды. Движущие силы эволюции. Результат действия дизруптивного отбора. Примеры межвидовой борьбы. Примеры внутривидовой борьбы. Борьба с неблагоприятными условиями среды. Формы естественного отбора. Результат стабилизирующего отбора. Обеспечивает адаптацию различных группировок особей. Формы борьбы за существование. Межвидовая борьба. Результат движущего отбора.

«Виды естественного отбора» - Творческая роль естественного отбора. Распределение веса при рождении у английских младенцев. Понятие естественного отбора. Пример стабилизирующего отбора. Полиморфизм. Естественный отбор. Пример движущего или направленного отбора. Адаптации - пример действия естественного отбора. Пример дизруптивного отбора. Запас генетической изменчивости. Движущий или направленный отбор. Принцип естественного отбора.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Движущие силы эволюции

Развитие эволюционных представлений Автором первой стройной эволюционной концепции был Чарльз Дарвин, написавший по этому поводу книгу: «О происхождении видов путем естественного отбора или о сохранении благоприятственных пород в борьбе за жизнь» Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

Основные положения эволюционного учения 1. В пределах каждого вида живых организмов существует огромный размах индивидуальной наследственной изменчивости по морфологическим, физиологическим, поведенческим и любым другим признакам. Эта изменчивость может иметь непрерывный, количественный, или прерывистый качественный характер, но она существует всегда. 2. Все живые организмы размножаются в геометрической прогрессии. 3. Жизненные ресурсы для любого вида живых организмов ограничены, и поэтому должна возникать борьба за существование либо между особями одного вида, либо между особями разных видов, либо с природными условиями. В понятие «борьба за существование» Дарвин включил не только собственно борьбу особи за жизнь, но и борьбу за успех в размножении.

Основные положения эволюционного учения 4 . В условиях борьбы за существование выживают и дают потомство наиболее приспособленные особи, имеющие те отклонения, которые случайно оказались адаптивными к данным условиям среды. Это принципиально важный момент в аргументации Дарвина. Отклонения возникают не направленно - в ответ на действие среды, а случайно. Немногие из них оказываются полезными в конкретных условиях. Потомки выжившей особи, которые наследуют полезное отклонение, позволившее выжить их предку, оказываются более приспособленными к данной среде, чем другие представители популяции. 5. Выживание и преимущественное размножение приспособленных особей Дарвин назвал естественным отбором. 6. Естественный отбор отдельных изолированных разновидностей в разных условиях существования постепенно ведет к дивергенции (расхождению) признаков этих разновидностей и, в конечном счете, к видообразованию.

Основная логика эволюционного учения Наследственность Изменчивость Способность организмов к неограниченному размножению Ограниченность условий среды Организмы отличаются друг от друга и могут передавать свои характерные особенности потомкам Борьба за существование Выживают наиболее приспособленные Естественный отбор

Естественный отбор В итоге: Живые системы приспосабливаются к условиям окружающей среды На планете Земля существует огромное количество видов живых организмов Могут сосуществовать высоко организованные виды и виды с более примитивным уровнем организации

Искусственный отбор Естественный отбор ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Искусственный отбор

Искусственный отбор сохранение и размножение экземпляров растений и животных, в каком-нибудь отношении выгодном или полезном людям

Материал для отбора В изменении пород домашних животных и культивируемых людьми растения участвуют два основных момента: ИЗМЕНЧИВОСТЬ, дающая материал для выведения новых пород; НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - общее свойство всех живых существ, благодаря которому особенности родителей передаются потомству *Дарвин лично изучил все ему доступные породы домашних голубей и установил, что все они произошли от дикого скалистого голубя. Из одной формы, ставя при создании новой породы каждый раз особые требования, люди получили и крупных дутышей с высокими ногами, и маленького голубя - чайку, и почтовых голубей с их быстрым полетом, и павлиньих голубей с вееро­образным хвостом, и многих других.

Формы искусственного отбора Бессознательный отбор - это отбор, при котором не ставится цель создания нового сорта или породы. Люди сохраняют лучших, на их взгляд, особей и уничтожают (выбраковывают) худших. Бессознательный отбор возник давно, с момента приручения собаки. Бессознательный отбор ведет к изменению растений и животных, к улучшению пород и сортов, к созданию новых местных пород и сортов. Нужный результат при этом отборе формируется медленно, но он может быть впечатляющим. Методический отбор - это отбор, осуществляемый человеком по определенному плану, с определенной целью - создания породы или сорта. Особенности: ставится цель: селекционер решает, какие признаки надо изменить и в какую сторону, т. е. определяется направление отбора (яйценоскость, мясистость, красивый гребень, красивый хвост, красивое оперение); составляется план создания породы (сорта): какие породы (сорта) ив каком порядке нужно скрещивать, какие виды скрещивания нужно применять; создаются специальные условия жизни; методический отбор - это творчество.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР Сохранение благоприятных индивидуальных различий и изменений и уничтожение вредных, я назвал естественным отбором или переживанием наиболее приспособленных. Ч. Дарвин

Механизм естественного отбора 1. Изменения генотипов в популяции многообразны, они затрагивают любые признаки и свойства организмов. 2. Среди множества изменений случайно возникают и такие, которые лучше соответствуют конкретным природным условиям в данное время. 3. Обладатели этих полезных признаков оставляют больше выживающих и размножающихся потомков по сравнению с остальными особями популяции. 4. Из поколения в поколение полезные изменения суммируются, накапливаются, комбинируются и превращаются в адаптации - приспособления.

Сфера действия естественного отбора Естественный отбор затрагивает все признаки особи. Отбор идет по фенотипам - результатам реализации генотипа в процессе онтогенеза в конкретных условиях среды, т. е. отбор действует лишь косвенно на генотипы. Поле действия естественного отбора - популяции. Точка приложения естественного отбора - признак или свойство.

Естественный отбор имеет две стороны: дифференциальную (избирательную) выживаемость дифференциальную смертность *т.е. естественный отбор имеет положительную и отрицательную стороны. Отрицательная сторона естественного отбора - элиминация. Положительная сторона - сохранение фенотипов наиболее соответствующих условиям экосистемы в данный момент. *Естественный отбор увеличивает частоту этих фенотипов, а значит - и частоту генов, формирующих эти фенотипы.

Борьба за существование

Причины возникновения борьбы за существование? Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 10м 2 и дает в год 100 летучих семян. а) Сколько квадратных километров площади покроет все потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если он размножается беспрепятственно по геометрической прогрессии? (1 х 10 12 км 2) б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности земного шара? (площадь поверхности земного шара 510 млн. км 2) в) Покроет ли этот вид сплошь хотя бы один материк? Почему? Главная причина борьбы – несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов.

Формы борьбы за существование Межвидовая Внутривидовая Борьба с неблагоприятными условиями среды

Внутривидовая борьба за существование У особей одного вида сходны потребности В территории В размножении В пище

Внутривидовая борьба Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

Примеры внутривидовой борьбы: Борьба за территорию; Состязание за добычу; Внутривидовой каннибализм; Борьба за главенство в стае; Борьба за обладание самкой

Межвидовая борьба Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

Борьба с неблагоприятными условиями среды Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

Борьба с неблагоприятными условиями среды Засуха в саванне Низкие температуры Недостаток света Щелочная среда кишечника

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды: Сезонная линька; Летняя и зимняя спячка; Сезонные перелёты и кочёвки птиц; Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений; Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.

ДВИЖУЩИЙ. Движущий отбор - форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества. При этом иные вариации признака подвергаются отрицательному отбору. В результате в популяции из поколения к поколению происходит сдвиг средней величины признака в определённом направлении. При этом давление движущего отбора должно отвечать приспособительным возможностям популяции и скорости мутационных изменений. Современным случаем движущего отбора является «индустриальный меланизм английских бабочек». . Он сохраняет наследственные изменения в определённом направлении, перемещая соответственно и норму реакции. Например, при освоении почвы, как среды обитания у различных неродственных групп животных конечности превратились в роющие.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ. Стабилизирующий отбор - форма естественного отбора, при котором действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака. Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. Например, на первый взгляд кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детёнышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. У млекопитающих новорождённые с очень низким и очень высоким весом чаще погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорождённые со средним весом.

ПОЛОВОЙ. Половой отбор - это естественный отбор на успех в размножении. У самцов многих видов обнаруживаются явно выраженные вторичные половые признаки, которые на первый взгляд кажутся неадаптивными: хвост павлина, яркие перья райских птиц и попугаев, алые гребни петухов, феерические цвета тропических рыбок, песни птиц и лягушек, и т.п. Многие из этих особенностей осложняют жизнь их носителей, делают их легко заметными для хищников.

ДИЗРУПТИВНЫЙ. Дизруптивный (разрывающий) отбор - форма естественного отбора, при котором условия благоприятствуют двум или нескольким крайним вариантам (направлениям) изменчивости, но не благоприятствуют промежуточному, среднему состоянию признака. В результате может появиться несколько новых форм из одной исходной. Действием дизруптивного отбора объясняют образование сезонных рас у некоторых сорных растений. Было показано, что сроки цветения и созревания семян у одного из видов таких растений - погремка лугового- растянуты почти на все лето, причем большая часть растений цветет и плодоносит в середине лета. Однако на сенокосных лугах получают преимущества те растения, которые успевают отцвести и дать семена до покоса, и те, которые дают семена в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая.

Закрепление темы: Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки: А – Внутривидовая борьба Б – Межвидовая борьба В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

Причины гибели особей одуванчика: 1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы; 2-плодами питаются многие птицы; 3-всходами питаются травоядные животные; 4-одуванчики топчут люди; 5- растения затемняют пырей, крапива; 6-сами одуванчики вытесняют друг друга; 7-семена погибают на скалах, в пустыне; 8-семена не прорастают от недостатка влаги; 9-растения гибнут от сильных морозов; 10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

Ответьте на вопросы: В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ИСКУССТВЕННЫЙ ОТБОР 1. ОТБИРАЮЩИЙ ФАКТОР УСЛОВИЯ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ЧЕЛОВЕК 2. РЕЗУЛЬТАТЫ МНОГООБРАЗИЕ ВИДОВ, ИХ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К СРЕДЕ ОБИТАНИЯ МНОГООБРАЗИЕ СОРТОВ РАСТЕНИЙ И ПОРОД ЖИВОТНЫХ, ИХ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ К НУЖДАМ ЧЕЛОВЕКА 3. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЯ ПОСТОЯННО, ТЫСЯЧИЛЕТИЯ ОКОЛО 10 ЛЕТ (ВРЕМЯ ВЫВЕДЕНИЯ СОРТА ИЛИ ПОРОДЫ) 4. ОБЪЕКТ ДЕЙСТВИЯ ПОПУЛЯЦИЯ ОТДЕЛЬНЫЕ ОСОБИ ИЛИ ИХ ГРУППЫ 5. МЕСТО ДЕЙСТВИЯ ПРИРОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ (селекционные станции, племенные фермы) 6. ФОРМЫ ОТБОРА ДВИЖУЩИЙ, СТАБИЛИЗУРУЮЩИЙ, ДИЗРУПТИВНЫЙ, ПОЛОВОЙ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ, МЕТОДИЧЕСКИЙ 7. МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТБОРА НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ НАСЛЕДСТВЕННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ

















































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • обучающие – расширить, обобщить и углубить знания об основных движущих силах эволюции – борьбе за существование и естественном отборе; раскрыть взаимоотношения между организмами внутри популяции, между организмами разных видов, взаимосвязи организмов с факторами неживой природы.
  • развивающие – развивать познавательный интерес обучающихся, умение работать с учебником, таблицами, слайдами, делать выводы, уметь использовать изученный ранее материал.
  • воспитательные - воспитывать интерес к урокам биологии, бережному отношению к окружающей нас природе.

Методическая цель : использование ИКТ – как одного из способов формирования творческого мышления и развитие интереса обучающихся, расширение опыта исследовательской деятельности, на основе ранее приобретённых знаний, развитие информационной и коммуникативной компетенций.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок формирования и систематизации знаний.

Метод ведения: диалоговое общение на основе работы с материалами учебника, таблиц, слайдов.

Уровень усвоения знаний: частично-поисковый.

Межпредметные связи: биология, экология, география, литература.

Учебно-методическое обеспечение:

  • Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования под ред. В.М. Константинова,
  • учебник “Общая биология 10-11 кл.” Д.К. Беляева, таблица “Борьба за существование и её формы”, презентация по теме: “Естественный отбор – главная движущая сила эволюции”.

Материально-техническое обеспечение: рабочее место преподавателя, ноутбук, проектор, экран, рабочие места обучающихся.

Ход урока

Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Орг. момент. Проверка списочного состава обучающихся. Довести до обучающихся цели и задачи урока. Рапорт.
2. Проверка ранее изученного материала. Фронтальный опрос по теме:

“Борьба за существование”.

1) Объясните термины: (Слайд № 4-6)

  • Борьба за существование.
  • Внутривидовая борьба за существование.
  • Межвидовая борьба за существование.
  • Борьба с неблагоприятными условиями среды.

2) Найдите соотношение рисунков и понятий. (Слайд № 7)

Рефлексия знаний обучающихся по теме и ответы на предложенные вопросы.
3) Дайте ответы на вопросы:

(Слайд № 8-9)

  • В чём заключается смысл борьбы за существование?
  • Что является итогом борьбы за существование?
  • Как вы считаете, что такое естественный отбор?
  • За счет чего возникают приспособленные особи?
  • Какая изменчивость имеет при этом большее значение?

Таким образом, основой успеха эволюции является многообразие организмов.

4) Одновременно трое обучающихся выполняют индивидуальное задание (задание выдаётся на отдельных листах).

Выполняют задание.

Смотрят слайды.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы.

3. Изучение нового материала. План урока: (на экране слайд №3)
  1. Понятие “естественный отбор”.
  2. Формы естественного отбора.
  3. Творческая роль естественного отбора.
  4. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора.
  5. Сравнение естественного и искусственного отбора.

Изложение нового материала, диалоговое общение с обучающимися через систему проблемных вопросов, с использованием слайд – презентаций.

При рассмотрении нового материала урока обучающиеся выполняют задания в листе контроля (Приложение 2). Задания №5 и №6 в листе контроля можно рекомендовать в качестве домашнего задания.

Работа в тетрадях над планом урока.
Естественный отбор всегда выступает как главный фактор преобразования живых организмов. Механизм его действия одинаков, т.е. естественный отбор каждый раз способствует выживанию и оставлению потомства наиболее приспособленных особей.

(слайд № 10).

Естественный отбор – это процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные.

Приведём характеристики отбора: (слайд № 11-12).

Восприятие и частичное осмысление нового обучающимися.
1. Необходимая предпосылка – наследственная изменчивость;

2. Характер – направленный, он всегда направлен в сторону большей приспособленности к условиям среды обитания;

3. Фактор отбора – природная среда со своими условиями;

4. Генетическая сущность – заключается в неслучайном сохранении в популяции определённых генотипов и избирательном участии их в передаче генов следующему поколению;

5. Результат – преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей;

6. Следствие – увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов.

Таким образом, естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания (слайд № 13).

Отвечают на вопросы с обоснованием своего ответа. (Почему вы так думаете?)

Участвуют в диалоге с преподавателем, делают необходимые записи.

Рассмотрим механизм протекания естественного отбора (слайд № 14-15).

Естественный отбор достаточно полно обнаруживается лишь в достаточно больших популяциях, так как по мере сокращения численности возрастает роль случайных факторов.

Однако в зависимости от его направленности, эффективности и особенностей условий обитания организмов, формы естественного отбора могут быть разными (слайд № 16). Дадим им характеристику.

Предлагают свои ответы с обоснованием.

Записывают.

Движущий (направленный, ведущий) отбор

(слайд № 17-18)

– форма отбора, благоприятствующая лишь одному направлению изменчивости и не благоприятствующая всем остальным её вариантам. Под контролем движущего отбора генофонд популяции изменяется как целое, то есть не происходит обособления дочерних форм (дивергенции). В генофонде популяции накапливаются и распространяются мутации, обеспечивающие изменение фенотипа в данном направлении. В популяции под действием движущего отбора от поколения к поколению происходит изменение признака в определённом направлении.

Работа с материалом учебника на стр. 147.

Восприятие и осмысление нового материала.

Приведём примеры действия движущего отбора

(слайд № 19-20)

Классическим примером движущего отбора является эволюция окраски у березовой пяденицы. Окраска крыльев этой бабочки имитирует окраску покрытой лишайниками коры деревьев, на которых она проводит светлое время суток. Очевидно, такая покровительственная окраска сформировалась за многие поколения предшествующей эволюции. Однако с началом индустриальной революции в Англии это приспособление стало терять свое значение. Загрязнение атмосферы привело к массовой гибели лишайников и потемнению стволов деревьев. Светлые бабочки на темном фоне стали легко заметны для птиц. Начиная с середины XIX века, в популяциях березовой пяденицы стали появляться мутантные темные (меланистические) формы бабочек. Частота их быстро возрастала. К концу XIX века некоторые городские популяции березовой пяденицы почти целиком состояли из темных форм, в то время как в сельских популяциях по-прежнему преобладали светлые формы. Это явление было названо индустриальным меланизмом. Ученые обнаружили, что в загрязненных районах птицы чаще поедают светлые формы, а в чистых – темные. Введение ограничений на загрязнение атмосферы в 1950-х годах привело к тому, что естественный отбор вновь изменил направление, и частота темных форм в городских популяциях начала снижаться.

Работа с терминологией.

Принимают участие в диалоге, задают вопросы, делают необходимые записи.

- Увеличение размеров тела у лошади (филогенетический ряд лошади).

Выработка устойчивости к ядохимикатам (у крыс).

Стабилизирующий отбор.

(слайд №21-22)

Стабилизирующий отбор сохраняет то состояние популяции, которое обеспечивает ее максимальную приспособленность в постоянных условиях существования. Обеспечивает фенотипическую неизменность видов. В каждом поколении удаляются особи, отклоняющиеся от среднего оптимального значения по приспособительным признакам. Давление отбора направлено в сторону организмов, обладающих средней выраженностью признака. В результате происходит предохранение её от разрушающего действия мутационного процесса.

Описано множество примеров действия стабилизующего отбора в природе. Например, на первый взгляд, кажется, что наибольший вклад в генофонд следующего поколения должны вносить особи с максимальной плодовитостью. Однако наблюдения над природными популяциями птиц и млекопитающих показывают, что это не так. Чем больше птенцов или детенышей в гнезде, тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и слабее. В результате наиболее приспособленными оказываются особи со средней плодовитостью.

Отбор в пользу средних значений был обнаружен по множеству признаков. У млекопитающих новорожденные с очень низким и очень высоким весом чаше погибают при рождении или в первые недели жизни, чем новорожденные со средним весом. Учет размера крыльев у птиц, погибших после бури, показал, что большинство из них имели слишком маленькие или слишком большие крылья. И в этом случае наиболее приспособленными оказались средние особи.

(слайд №23-25)

Примерами стабилизирующего отбора являются сохранение у насекомоопыляемых растений размеров и формы цветка, так как цветки должны соответствовать размерам тела насекомого-опылителя, или сохранение реликтовых видов (гаттерия, латимерия, гинкго и др.)

Работают с материалами слайдов, делая определённые выводы.
Вывод: движущая и стабилизирующая формы естественного отбора тесно связаны друг с другом.

Дизруптивный или разрывающий отбор.

(слайд №28)

Работают с материалами слайдов № 26-27 “Сравнение форм отбора”, делая определённые выводы.
Имеет место, когда в различных частях ареала данного вида, или популяции, действуют различные условия среды обитания.

Данная форма отбора благоприятствует двум или нескольким направлениям изменчивости (классам фенотипов), но не благоприятствует среднему (промежуточному фенотипу). При действии разрывающего отбора внутри популяции обычно возникает полиморфизм – несколько отчётливо различающихся фенотипических форм. Действие дизруптивного отбора внутри вида приводит к изоляции популяций друг от друга, вплоть до обособления их в качестве новых видов.

Рассмотрим примеры дизруптивной формы естественного отбора (слайд №29-32).

Среди некоторых видов птиц (поморники, кукушки, соколообразные и др.) распространены цветовые формы. Половой диморфизм (различие по облику самцов и самок, например жуков-оленей, львов, курообразных и др.) – частный случай полиморфизма. Полиморфизм некоторых видов улиток обеспечивает возможность их существования на различных видах почв. В создавшихся условиях для каждой из форм начинает действовать отбор, направленный на их стабилизацию.

Делают самостоятельно вывод.

Принимают участие в диалоге, делают необходимые записи.

Половой отбор

(слайд №33-37)

Половой отбор – форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.

За счёт полового отбора появился половой диморфизм и развились вторичные половые признаки (яркое оперение, разветвлённые рога и т.д.)Эти признаки могут быть вредны и для особи, и для вида (например, тяжёлые разветвлённые рога у оленей, тяжёлый яркий хвост у некоторых птиц).

Почему же тогда отбор сохраняет, а часто и усугубляет эти признаки?

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.
4. Закрепление изученного материала. Обобщающая беседа по ходу изучения нового материала.

Выполняют задания контрольно-обобщающего теста.

(слайд № 39-40)

Выставление оценок обучающимся за работу на уроке.

Если осталось время на уроке, то работаем с таблицей “Сравнение искусственного и естественного отбора” (слайд № 42-43)

Уходя с урока, прошу всех вас отразить своё отношение к уроку, поставив знак в той колонке таблице, которая соответствует вашему настроению.

  • Интересно
  • Не интересно
  • Безразлично
Демонстрация знаний, полученных на уроке.

Принимают участие в диалоге, самостоятельно делают выводы.

Работают с материалами слайд - презентации.

Подведение итогов урока. Рефлексия интереса к изученному материалу.

Оставляют записи в листе опроса.

5. Д\з (2 мин). Параграф 3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования “Общая биология” В.М. Константинов.

Параграф 47, стр. 166 – 169 учебник “Общая биология” Д.К. Беляева.

Заполнить таблицу “Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора”

Записывают д\з.

(Слайд № 32)

Список литературы для обучающихся

Список литературы для преподавателя

1. Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр “Академия”, 2010.

2. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.

3. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с.

4. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с.

5. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.

При подготовке презентации использованы информационные ресурсы :

12. “Чёрная форма” двухточечной божьей коровки