Презентация проекта зимующие птицы средняя группа. Проект "зимующие птицы нашего края"

Маша Антонова
Проект «Зимующие птицы» (средняя группа)

Выполнили воспитатели : Антонова М. В., Шахина Н. П.

Проект «Зимующие птицы »

Тип проекта : информационно-творческий.

Вид проекта : групповой .

Возраст : 4-5 лет.

Участники : педагог, дети и родители средней группы , музыкальный руководитель.

Актуальность :

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы : как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают .

При проведении наблюдения на прогулке за зимующими птицами на кормушке дети задали вопрос "А зачем мы их кормим?"

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц -7 ) : 8 детей назвали правильно почти всех птиц , 5 детей – 4 птиц , а 4 детей только 2 птицы . Из этого следует, что недостаточно информации в развивающей среде , дети мало наблюдают в природе, некоторые дети мало посещают детский сад. У детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой .

Цель : расширение и обогащение знаний о зимующих птицах .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о зимующих птицах , о роли человека в жизни зимующих птиц .

2. Пополнить развивающую среду по теме проекта .

3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

4. Привлечь родителей к участию в проекте , путём совместной деятельности

Ожидаемый результат :

У детей сформирована система знаний о зимующих птицах ;

Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц .

У детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года .

Подготовительный этап

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах .

Определение темы проекта , задач, стратегий и механизмов.

Подбор необходимой литературы по данной теме.

Основной этап.

Совместная деятельность с детьми.

Задача : Расширить знания детей о зимующих птицах , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Эту задачу мы решали через все образовательные области : «Музыка» , «Социализация» , «Познание» , «Коммуникация» , «Физическая культура» , «Здоровье» , «Безопасность» , «Чтение художественной литературы» .

«Познание» – Вхождение в тему проекта . Беседа «Что ты знаешь о птицах

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

- Дид. игры : «Птички на кормушках» , «Каких птиц зимой не увидишь » .

Дидактическая задача. Уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются) .

«Коммуникация» Чтение худ. Литературы : В. Звягиной «Воробей» , С. А. Есенина «Поёт зима, аукает» , Т. Евдошенко «Берегите птиц » , «Зимние гости» Ю. Никонова

Отгадывание загадок про зимующих птиц .

«Коммуникация» Занятие по развитию речи «Зимующие птицы »

Уточнить и расширить представления о зимующих птицах , их строении; формировать понятие «Зимующие птицы » . Активизировать словарь по теме, составлять описательный рассказ. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные.

Музыка Презентация о зимующих птицах и их голосах

Художественное творчество - «Снегири»

Учить передавать внешний вид снегирей.

- дидактическая игра : «Четвёртый лишний» .

Ручной труд Изготовление шапочек – масок для викторины (синицы, снегири) .

Образовательная область «Познание»

Ежедневное наблюдение на прогулках

– наблюдение за погодой, как состояние погоды влияет на жизнь птиц .

Наблюдение за кормушками детского сада - кто еще подкармливает птиц кроме нас .

Наблюдение – за поведением птиц на кормушке , узнавать, называть, различать птиц (повадки) .

Наблюдение – кого мы не увидим на кормушке?

В ходе проекта , у детей возникли вопросы :

Почему ласточки не прилетают на кормушки?

Для кого мы принесли этот корм? (сало, пшено, хлеб, сухая рябина, семечки)

Почему нельзя кормить птиц черным хлебом , жареными семечками?

Почему необходимы кормушки разного размера?

Также с детьми проводились ситуативные беседы :

где уточнялось, какими знаниями они овладели :

каких зимующих птиц они узнают ?

Зачем их кормят?

Кто их подкармливает?

Почему они сами себе не могут добыть пищу?

Задача : Пополнить развивающую среду по теме проекта .

Оформление наглядной информации по теме проекта

Оформление уголка книги (подбор книг о птицах ,

Заучивание стихотворений Н. Рубцов

«Воробей» , «Синица» , «Ворона»

Изготовление пазлов «Зимующие птицы »

Оформление плаката «Зимующие птицы »

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке .

(ежедневно)

Задача : Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.

Беседа «Трудно птицам зимовать » .

- «Коммуникация» Заучивание стихотворений «Снегири» А. Прокофьева, «Свиристели» А. Барто. скороговорок, считалок.

Художественное творчество - «Воробьи на кормушке»

Учить передавать внешний вид воробья; виды корма (зерно, семечки) .

«Коммуникация» Чтение худ. литературы : Л. Воронкова «Птичьи кормушки» , В. Сухомлинский «Как синичка меня будит» , стих О. Григорьевой «Синица» , «Покормите птиц » А. Яшин.

Труд заготовка корма для птиц

«Физическая культура» Подвижные игры : «Перелёт птиц » , «Птички в гнёздышках» , «Совушка – сова» .

Придумывание новой подвижной игры «Синички и Снегири»

Взаимодействие с родителями

«Зимующие птицы »

Консультации – «Они остались зимовать, мы им будем помогать»

Акция - «Поможем пернатым»

Результат

Итоговое мероприятие Викторина «Зимующие птицы »

Выставка кормушек

Презентация

Благодарность родителям и детям за участие в проекте .

В ходе проекта у детей расширились знания о зимующих птицах , о роли человека в их жизни. Повысилась любознательность, наблюдательность, желание помогать птицам в трудное для них время. Между участниками проекта было активное сотрудничество, появились теплые доверительные отношения. Дети и родители с большим желанием, активно участвовали в проекте .

Трансляция проекта :

После завершения проекта выступление… . ; пополнение методического кабинета материалами проекта

На педагогическом совете ДОУ

На кустовом методическом объединении.

Перспективы проекта :

В дальнейшем разработать весенний проект «Перелётные птицы » .

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 1 «СКВОРУШКА» ПИОНЕРСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА»

УТВЕРЖДАЮ

заведующий МАДОУ

«Детский сад №1 «Скворушка»

Мархайчук А.В.

«____»___________ 2017 г.

« ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ »

ПРОЕКТ

СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «ИВУШКА»

Разработала: Дудина Анжелика Анатольевна ,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Пионерский

2017 год

«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

Зимнее время – это не только веселые праздники, оживленное катание с горок, отчаянная игра в снежки, но и крепкие морозы с пронизывающим ветром. В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.

Актуальность

Многие дети среднего дошкольного возраста не знают названий птиц, обитающих на территории своего города. Наша задача - познакомить детей с птицами, зимующими в нашей местности, с их видами и особенностями; научить заботиться о птицах, помогать им в холодное зимнее время.

Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц), удалось установить, что из 23 опрошенных воспитанников меньше половины группы (11 детей) узнали и назвали правильно (6 птиц: воробья, голубя, синицу, ворону, дятла, сова) почти всех предъявленных птиц, каждый третий (7 детей) смог узнать и уверенно назвать 4 птицы (воробей, голубь, дятел, сова) а каждый шестой (5 детей) смог вспомнить и назвать только 3 птиц. Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой. Именно поэтому мы и решили на холодный зимний период взять проект: «Зимующие птицы ».

Вид проекта: информационный, познавательный.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах.

Задачи проекта:

Образовательные

    Закреплять и систематизировать знания детей о зимующих птицах и роли человека в жизни зимующих птиц.

    Учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

    Учить детей коммуникативному общению с детьми и взрослыми.

Развивающие

    Развивать познавательные способности детей, учить проявлять

любознательность и самостоятельность.

    Ф ормировать умения и навыки наблюдения за птицами.

    Активизировать познавательную и речевую деятельность детей.

    Способствовать развитию творческих и интеллектуальных способностей воспитанников.

Воспитательные

    Воспитывать у детей желание помогать птицам в трудное для них время.

Сроки реализации проекта: краткосрочный (февраль месяц)

Участники проекта: воспитатели, родители, дети 3-5 лет.

Этапы реализации и содержание проекта

Формы работы

Сроки реализации

Ответственные

Литература

I этап – организационно-подготовительный

21.

Определение цели и задач проекта

30.01.17 г.

Дудина А.А.

32.

Подбор материала для проведения образовательной деятельности

30.01.17 г.

Дудина А.А.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям

31.01.17 г.

Дудина А.А.

II этап – внедренческий

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц

01.02.17 г.

Дудина А.А.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой»

01.02.17 г

Дудина А.А.

Чтение рассказа М. Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма

01.02.17 г

Дудина А.А.

2

Дидактические игры «Кормушка», «Угадай-ка»

06.02.17 г

Дудина А.А.

Развешивание кормушек на территории детского сада

06.02.17 г

Дудина А.А.

Беседа «Синичка - гостья нашего двора»

09.02.17 г

Дудина А.А.

10.

Заучивание стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

09.02.17 г

Дудина А.А.

11.

Дидактические игры «Разрезные картинки», лото «Птицы»

09.02.17 г

Дудина А.А.

12.

Лепка «Воробушки на кормушке»

10.02.17 г.

Легензова С.М.

13.

Беседа «Помощь пернатым в зимнее время года»

14.02.17 г

Дудина А.А.

14.

Рисование «Снегири»

14.02.17 г

Дудина А.А.

15.

Театрализация: «Где обедал воробей»

14.02.17 г

Дудина А.А.

16.

ФЭМП «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

17.02.17 г

Дудина А.А.

17.

Аппликация «Синички»

22.02.17 г

Дудина А.А.

18.

Творческое рассказывание «Как я спас птичку».

22.02.17 г

Дудина А.А.

19.

Дидактические игры «Один -много», «Счет птиц», «Четвертый лишний»

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

20.

Подвижные игры: «Совушка»,

«Воробушки и автомобиль»,

«Воробушки и кот»

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

21.

Наблюдение: за синицей;

за вороной; за голубем

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

22.

Прослушивание аудиозаписи из серии П.И. Чайковского «Времена года»; голосов птиц (синицы, воробья, вороны, сороки и др.)

В течение месяца

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

III этап - обобщающий

23.

Подведение итогов в реализации проекта

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

24.

Выставка книг и иллюстраций о зимующих птицах нашей области

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

25.

Выставка «Лучшая кормушка для птиц»

01.03.17 г.

Дудина А.А.,

Легензова С.М.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Дети:

    Расширился кругозор детей о зимующих птицах Калининградской области (какие птицы прилетали на участок, внешний вид, чем питаются).

    У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность.

    Дети стали более коммуникативными и компетентными по данной теме.

    Р азвивающая среда группы пополнилась: литературой, фотографиями, иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками, презентациями о зимующих птицах.

    Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.

Родители:

    Изменение отношения к данной проблеме.

    Совместное с детьми чтение художественной литературы о зимующих птицах.

    Активное участие родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

Литература

    Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004.

    Горький М.А. Воробьишко. – Ленинград: «Детская литература», 1974

    Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004

    Чарушин Е.И. Воробей. Программная разработка образовательных областей «Чтение художественной литературы», «Коммуникация» в средней группе детского сада. – Воронеж: ООО «Учитель», 2013

    www.maam.ru

    m

Приложение №1

БЕСЕДЫ О ПТИЦАХ

«ЗНАКОМСТВО С ВОРОБЬЕМ»

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: Нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: Про воробья.

Воспитатель: Докажите, что это птица, а не кошка. Воробей – это животное такое, воробей - птица?

Воспитатель:

    Почему воробей – птица?

    Что есть у птицы? (показать модель)

    какого цвета грудка?

    Чем покрыто тело?

    Какого цвета перышки?

    Какого цвета шапочка?

    Что это? (показать клюв)

    Какой клюв?

    Зачем он нужен?

    Что воробей клюет?

    Зачем нужен хвост?

    Зачем воробью глазки?

    Кто у него враги?

    Могут ли птицы прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

Беседа «ПОЧЕМУ ПТИЦ СТАЛО МЕНЬШЕ?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

Воспитатель:

    Кто это?

    Какие они?

    Они живые?

    Что они едят?

    А как зовут эту птицу? (Показать картинку с изображением синицы).

    Что она ест?

    Много ли сейчас насекомых?

    Зачем надо подкармливать птиц? (Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками).

    Какие птицы улетают?

    Как их называют?

    Почему они улетают? (Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых).

    Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать с нами?

    Так какие же птицы бывают?

Дети отвечают.

Беседа «КОРМУШКА. НАШИ ПЕРНАТЫЕ ДРУЗЬЯ»

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал : кормушки для птиц.

    Что это?

    Зачем нужна кормушка?

    Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку, посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

    Что ест голубь, воробей, синичка?

    Так зачем подкармливать птиц зимой?

Дети отвечают.

Беседа «СИНИЧКА - ГОСТЬЯ НАШЕГО ДВОРА»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал: Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками (показать модели). Кто это?

Дети: Синички.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жуки: они желтые и у них есть крылья. Давайте докажем, что это синички.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка - это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц? (Дети отвечают).

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике? (Дети отвечают).

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало.

Воспитатель. Так почему же синица – птица?

Дети отвечают.

Беседа «ПОМОЩЬ ПЕРНАТЫМ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Воспитатель читает детям рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам», задает вопросы:

    Куда вышли дети?

    Для кого они несли зерно?

    Куда они насыпали зерно? Зачем?

    Почему прилетели птицы?

    Кому насыпали семечки?

    Птицы были рады?

    Так почему же надо подкармливать птиц?

Дети отвечают.

Приложение №2

Н. Сладков

Сказки о птицах

С нами зимуют разные птицы. Есть «зимующие птицы» , которые живут с нами летом и остаются жить рядом с нами и зимой. Каких птиц вы видит е во дворе и зимой, и летом ? (Объяснить, что э то птицы зимующие ) .

А есть птицы - гости, их еще называют «кочующими». Кочующие птицы прилетают к нам зимой с далекого холодного севера. Наши зимние гости – это чечетки, свиристели, клесты, снегири. В их родных краях зимой такой мороз и стужа, что им кажется, что у нас тепло! Да и корм у нас есть! Свиристели и снегири лакомятся рябинкой. Клесты – шишками, а чечетки – семенами. Для них наша облась как - будто юг. Вот как интересно об этом написано в сказке «Курорт «Сосулька» Николая Сладкова. Оказывается, мы с вами зимой на курорте Сосулька» живем! А мы и не знали!

Курорт «Сосулька»

Н. Сладков

Сидела Сорока на заснеженной елке и плакалась:
- Все перелетные птицы на зимовку улетели, одна я, дура оседлая, морозы и вьюги терплю. Ни поесть сытно, ни попить вкусно, ни поспать сладко. А на зимовке-то, говорят, курорт… Пальмы, бананы, жарища!
И слышит вдруг голос:
- Это смотря на какой зимовке, Сорока! На какой, на какой - на обыкновенной! Обыкновенных зимовок, Сорока, не бывает. Бывают зимовки жаркие - в Индии, в Африке, в Южной Америке, а бывают холодные - как у вас в средней полосе. Вот мы, например, к вам зимовать - курортничать с Севера прилетели. Я - Сова белая, они - Свиристель и Снегирь и они - Пуночка и белая Куропатка.
- Что-то я вас не пойму толком! - удивляется Сорока. - Зачем же вам было в такую даль лететь киселя хлебать? У вас в тундре снег - и у нас снег, у вас мороз - и у вас мороз. Тоже мне курорт - одно горе!
Но Свиристель не согласен:
- Не скажи, Сорока, не скажи! У вас и снега поменьше, и морозы полегче, и вьюги поласковей. Но главное - это рябина! Рябина для нас дороже всяких пальм и бананов.
И белая куропатка не согласна:
- Вот наклююсь ивовых вкусных почек, в снег головой зароюсь - чем не курорт? Сытно, мягко, не дует.
И белая Сова не согласна:
- В тундре сейчас спряталось все, а у вас и мыши, и зайцы. Веселая жизнь!
И все другие зимовщики головами кивают, поддакивают.
- Век живи, век учись! - удивляется Сорока. - Выходит, мне не плакать надо, а веселиться! Я, выходит, сама всю зиму на курорте живу. Ну чудеса, ну дивеса!
- Так-то, Сорока! - кричат все. - А о жарких зимовках ты не жалей, тебе на твоих куцых крыльях все равно в такую даль не долететь. Курортничай лучше с нами!
Снова тихо в лесу. Сорока успокоилась. Холодные курортники едой занялись. Ну а те, что на жарких зимовках, - от них пока ни слуху ни духу.

Какие птицы прилетели в гости зимой на наш курорт «Сосулька»? О чем беседовала с ними Сорока? Чем понравились гостям наши края? Что понравилось Свиристели (Рябина) . А что полюбилось Куропатке (Ивовые почки и рыхлый пушистый снег, в который можно зарыться) . Что понравилось Сове? (Мыши и зайцы, которыми она питается). А тебе что нравится у нас зимой?

Почему же мы снегирей, свиристелей называем таким странным словом «кочующие»? Кто такой кочевник? (Человек, который кочует, то есть перемещается с места на место со своей семьей, со всеми соседями из одного села и со своим стадом ) . Вот и кочующие птицы тоже кочуют с одного места на другое. Ты уже догадался, как эти птицы подбирают себе место для кочевки? Какое место они выбирают? (Подскажите ребенку, что главное для птичек – это еда. Найдут птицы место, где корма много, и задержатся на нем подольше. А как корм закончится – полетят дальше. А вот если еды достаточно, то они могут и не кочевать и жить на одном месте)


Волшебная полочка

Н.Сладков

Я повелитель птиц! Захочу, и птицы сами прилетят ко мне. Прилетят голуби и воробьи, синицы или снегири. Нет, я не волшебник. Я не шепчу таинственных заклинаний. У меня нет волшебной палочки. Но зато у меня есть волшебная полочка.Так и быть, открою вам секрет. И к вам тоже станут прилетать дикие птицы. На вид полочка совсем проста: простая фанерка с простыми деревянными бортиками. Но в полочке волшебная сила! На простую полочку нужно насыпать простой крупы, простых хлебных крошек. Потом полочку нужно выставить за окно. И полочка сразу станет волшебной! На неё тут же прилетят голуби и воробьи. А если вы укрепите на полочке кусочек сала, то к вам прилетят синицы. Кисти рябины привлекут внимание снегирей. Сделайте волшебную полочку! Каждый день будут прилетать к вам разные птицы. Смотрите на них, любуйтесь, фотографируйте! Вы станете добрым покровителем птиц!

Кто такой Добрый повелитель птиц?

    Как им можно стать?

    Что нужно Волшебнику – волшебная палочка или волшебная полочка?

    Что нужно положить на волшебную полочку, чтобы на нее прилетели птицы?

    Как пригласить на волшебную полочку воробьев? А как пригласить синичек? А как сделать, чтобы на волшебную полочку прилетели снегири и свиристели?

Приложение №3

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Игра «Кто прилетел к кормушке»

Воспитатель: Ребята посмотрите, а что это у нас висит на дереве?

Дети: Кормушка!

Воспитатель: А зачем нужна кормушка?

Дети: Насыпать корм птицам.

Воспитатель: Что мы можем насыпать в кормушку?

Дети: Хлеб, зернышки, семечки, пшено.

(На тарелке настоящие семечки, пшено, хлеб.

Дети по очереди насыпают угощение в кормушку.)

Воспитатель: Сейчас к кормушке на угощение будут слетаться птицы. Кто прилетел к кормушке?

Дети: К кормушке прилетел воробей. И т.д.

Воспитатель: Как одним словом называются все птицы ? П очему их так назвали?

Игра «Скачет шустрая синица»

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку.

Игра «Собери картинку»

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята у вас на столе лежат картинки, но чтобы узнать, что на них изображе но, надо их собрать. Аня, что нарисовано на твоей картинке? Что он делает? И т.д.

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас делали?

Воспитатель: Ребята, встаем на ковер и представим себе, что мы гуляем в лесу. Давайте послушаем, чьи голоса слышатся в лесу?

Аудиозапись

Воспитатель: Ч ей это голос? (Ответы детей). И т.д.

Игра «Разукрась птицу»

Воспитатель: Ребята, у вас на столе в корзинке лежат картинки, возьмите их. Только картинки не раскрашены. Кто на них нарисован?

Дети: Синица!

Воспитатель: Какого цвета у синицы грудка,

Дети: Желтого!

Воспитатель: Возьмите карандаш нужного цвета и раскрасьте грудку синице.

Воспитатель: Что мы сейчас делали?

Игра «Угадай-ка»

Игра с мячом; говорить перелётная это птица или зимующая.

Игра «Веселый мячик»

движения по слова м стихотворения

Ты катись весёлый мячик

быстро, быстро по рукам,

у кого весёлый мячик

называет птицу нам…..

Игра Ворона и воробьи

Дети надевают шапочки воробьев и садятся вокруг стола, изображающего кормушку, один ребенок надевает шапочку вороны. Воробьи клюют зернышки и чирикают. По сигналу воспитателя: “Ворона!” – ворона находящаяся вне круга, летит к кормушке и прогоняет из нее (салит) воробьев, не успевших вовремя выпрыгнуть. Осаленные выходят из игры. Подвижная игра кончается, когда ворона осалит 2–3 воробьев.

Игра «Кормушка»

Воспитатель: у меня есть вот такая кормушка. (Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»). Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Пальчиковая гимнастика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело»

Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело?

Мы расскажем

Ритмично сжимают и разжимают . кулачки

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках.

на каждое название птицы загибают по

одному пальчику.)

Всем хватило зернышек.

Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Приложение №4

КОРМУШКА ДЛЯ ПТИЦ ИЗ БУТЫЛКИ

Пожалуй, это самый простой и распространенный вариант самодельной кормушки. Подойдет пластиковая бутылка любого размера, не имеет значения, будет она прозрачная или нет. Если взять бутылку на 5 литров, то получится целая столовая, в которой смогут пообедать не только синички, воробушки, но даже голуби и вороны.

Итак, маркером, фломастером или карандашом (чем удобнее) на бутылке намечаем линии будущего окошка или нескольких окошек. Затем ножницами или канцелярским ножом вырезаем по ним. Острые края лучше как-нибудь обезопасить, чтобы птички не поранились. Места среза можно обклеить скотчем, изолентой, тканью или просто оплавить. У входа можно приделать палочку, по которой птичкам будет удобно забираться внутрь.

Теперь осталось только повесить нашу кормушку. Здесь несколько вариантов. Можно привязать веревку за крышку или проделать несколько дырочек в верхней части бутылки, а потом продеть туда веревку, а можно приделать крючок к самой крышке.

Поскольку пластиковая бутылка очень легкая, она будет сильно раскачиваться на ветру или когда в нее будут залетать птицы . Устойчивость нашей кормушке можно придать при помощи дополнительного груза. На дно бутылки нужно положить землю, песок или еще что-то тяжелое, предварительно упаковав это в пакет или какую-нибудь коробочку.

КОРМУШКА ИЗ КАРТОННОЙ КОРОБКИ

Тоже очень простой вариант кормушки, который наверняка многие делали в детстве. В качестве основы подойдет любая коробка: из-под обуви, молока, сока или какой-нибудь техники. В принципе, такая кормушка делается абсолютно так же, как и из пластиковой бутылки, но она будет не такой практичной, от дождя и снега она может быстро развалиться. Нужно проделать одно или несколько окошек для входа и закрепить у него жердочку. Все - кормушка готова. Кстати, некоторые птицы больше доверяют открытым кормушкам, а не тем, у которых только одна «дверь».

ДЕРЕВЯННАЯ КОРМУШКА

Очень практична и симпатична кормушка, выполненная из деревянных дощечек или влагостойкой фанеры. Обычно ее выполняют в виде домика с треугольной крышей, но можно смастерить и более простую форму с плоским верхом. Итак, как сделать кормушку для птиц из деревянных дощечек? Для начала лучше нарисовать чертеж, на котором будут указаны все размеры, чтобы потом не напутать чего-нибудь. Кормушка будет состоять из крыши, боковых стенок и дна. Нужно выпилить все требующиеся детали и зашкурить их, если это необходимо. Затем идет этап соединения. Все детали можно скрепить при помощи клея или саморезов.

КОРМУШКИ-ГИРЛЯНДЫ

Такие кормушки для птиц своими руками подвешиваются за веревочку на деревья и представляют собой что-то съедобное. Понадобятся: формочка для изготовления, кормовые компоненты и основа, которая будет их склеивать.

Первый рецепт: Булку нужно размочить в воде и смешать ее с зерном, затем скатать шарики, прикрепить к ним веревки и отправить их в духовку, чтобы немного подсушить.

Второй рецепт Он на основе сала. Его топят на небольшом огне в кастрюльке. Когда сало растает, его смешивают с зернами, сухофруктами и переливают в формочки, в которые уже вставлены проволоки с веревками. Когда смесь станет холодной, формочки кладут в морозилку до полного застывания. Теперь съедобные кормушки можно развешивать на деревьях по одной или несколько, связав их в одну гирлянду.

Третий рецепт: Он на основе желатина, но делается все таким же образом. Желатин нужно залить горячей водой, смешать со съедобными компонентами и разложить по формочкам.

Четвертый рецепт: Готовится клейстер из воды и муки, наносится на небольшую деревяшку (в нее можно вкрутить крючок), обваливается в зернах.

ЧЕМ ПОДКАРМЛИВАТЬ ПТИЦ ЗИМОЙ

В морозы птицам сложнее добыть не только корм, но и воду, поскольку она просто замерзает, поэтому важно мастерить не только кормушки, поилки для птицы тоже будут спасением. Если вы заметили, что к вам птицы прилетают полакомиться в определенное время, можете в кормушку поставить блюдце с кипятком. На морозе вода быстро остывает, поэтому никто не ошпарится. Теперь разберемся с тем, чем нельзя подкармливать птиц. Это жареное, соленое, пряное, острое и кислое. Также не рекомендуется давать черный хлеб, поскольку в мороз он плохо переваривается и закисает в зобу. Продукты, которыми можно кормить птиц: семечки подсолнуха (отличный источник энергии); кукуруза (помогает согреться, но постоянно таким продуктом кормить не следует); просо (пшено – то же просо, но без шелухи); овес; семена тыквы, арбуза, дыни; семена крапивы, репейника, лебеды, чертополоха и других сорных трав; несоленое сало, маргарин (это отличный источник калорий); орехи; отварные яйца (куриные или перепелиные); мед; вареный картофель; хлебные крошки; яичная скорлупа; корм для попугаев.

Правила «Как кормить птиц»:

    Кормушка должна быть удобна и безопасна для птиц (никаких острых краёв, недоступность для кошки).

    Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить. Зимующие птицы любят: арбузные, дынные семечки и семечки подсолнечника, свежее сало, овёс, пшено, хлебные крошки.

    Нельзя кормить птиц солёными продуктами (от соли птицы слепнут) и ржаным хлебом (это смертельно опасно для них). Мокрые продукты на морозе превращаются в лед и становятся недоступны для птиц, не станут клевать пернатые жареные семечки. Корм должен быть свежим - от испорченного корма птицы болеют и могут погибнуть.

    Корм должен быть защищён от непогоды, чтобы его не заносило снегом, не сдувало ветром.

    Кормушку нужно регулярно чистить.

    Необходимо следить, чтобы птичьи столовые не оставались пустыми.

Если начал птиц кормить,

Ты уж не бросай!

И пустой кормушку ты

Им не оставляй!

Приложение №5

Стихи и загадки о птицах

Морозы жестокие
В этом году!
Тревожно за яблоньки
В нашем саду.

Тревожно за Жучку:
В её конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.

Но больше всего
Беспокойно за птиц -
За наших воробышков,
Галок, синиц.

У нас приготовлено
Всё для зимы:
Рогожей укутаем
Яблоньки мы.

Побольше сенца
В конуру принесём,
Беднягу дворнягу
От стужи спасём.

Но птицы! Как холодно
В воздухе им!
Поможем ли мы
Беззащитным таким?
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.

Е.Благинина

Пришла зима холодная

С метелями и вьюгами,

Пришла зима голодная.

Решили мы с подругами,

Чтоб лишних слов не говорить,

Нам нужно птиц зимой кормить.

Мы дали крошек воробью,

Синичке дали сало.

Зимой так холодно вокруг,

Еды для птиц так мало.

О.Зыкова

Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?

С. Егоров

Две горстки пшеницы
несу в рукавице -
Одна снегирю,
а другая синице .
И радость свою
им тоже дарю –
Сначала синице,
потом снегирю!

- Синица , синица,
Что тебе снится?
- Зёрнышки, мошки,
Да хлебные крошки.
- Синица, синица,
Ещё что-то снится?
- Солнышко, речка,
Домик с крылечком,
Мальчик Антошка
И... хлебные крошки.

- Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?

Ну конечно, на земле!
Н а земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!

В. Берестов

Солнечный, погожий
Выдался денек.
Всей семьей на лыжах
Выбрались в лесок.

Вдруг трехлетний Вовка
Маме говорит:
"Чудеса! На елке
Яблоко висит!"

А взглянул левее
И застыл без слов:
На соседней ели
Россыпи плодов!

Но пронесся ветер,
И тотчас с ветвей
Упорхнули яблоки
Стайкой снегирей.

Т. Гусарова

К нам в окно стучится птичка –
Желтогрудая синичка.
На нас смотрит сквозь стекло,
Говорит: "У вас тепло…

А мне холодно. Обидно:
Зёрнышек нигде не видно.
Я прошу вас: вы немножко
Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала
Мне бы в стужу не мешало…
С вами буду я дружить –
Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек –
Созову моих подружек.
Вместе станем прилетать,
На окошке щебетать".

С. Богдан

А. Яшин

Нет синиц: не прилетели!
Где же две синицы?
В нашей книжке опустели
Пестрые страницы.
Что же с птицами случилось?
Где они, скажи на милость?!
Поглядите, возле вас
В садике, на скверике
Скачут, может быть, сейчас
Две пичужки сереньких?
Или в дом влетели птицы
Прямо с книжного листа?
Любопытные синицы
Любят новые места.
Просим вас: бегите вслед
За каждою синицею.
Нет синиц!
Все нет и нет!
Хоть звони в милицию.

А. Барто

Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв -
Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье
Прилетел к нам гость весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец.

З. Александрова

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(Синица)

Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(Клёст)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это...
(Снегири)

Найдешь её в своём дворе,
Она на радость детворе.
Ты обижать её не смей!
Эта птичка - ...
(Воробей)

Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это?
(Воробей)

Днём спит,
Ночью летает,
Прохожих пугает.
(Филин)

Трещала с самого утра:
"Пор-р-ра! Пор-р-ра!"
А что пора?
Какая с ней морока,
Когда трещит...
(Сорока)

Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её ...
(Cорока)

Всю ночь летает -
Мышей добывает.
А станет светло -
Спать летит в дупло.
(Сова)

Всё время стучит,
Деревья долбит.
Но их не калечит,
А только лечит.
(Дятел)

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой
- Все равно он будет мой!
(Дятел)

Угадайте, что за птица
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаз пятачком?
(Сова)

Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
(Дятел)

Приложение №6

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ

Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

    Что это?

    Кто их оставил?

    Кто догадался?

    Чьи это следы? А это?

    Почему у воробья следы маленькие?

    Почему тут следы кончились?

Тема: Исследование птичьего пера

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

    Кто это?

    Что есть у птицы?

    Чем покрыты ее тело и крылья?

    Зачем ей нужны перья?

    На что перья похожи?

Что вы можете сказать о пере?

Надежда Лебедева
Проект в средней группе «Птицы - наши друзья»

Вид проекта :

По направленности: информационно – познавательный, творческий.

По количеству участников: групповой.

По продолжительности: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта:

Дети средней группы

Воспитатели

Родители

База проектной деятельности:

МБДОУ "Теремок"

Сроки реализации:

15.12.14 – 19.12.14г.

Актуальность проекта:

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Проблема нашего поколения состоит в том, что дети мало общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, поэтому мы поговорим о птицах.

Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.

Цель проекта:

Формирование общего представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

Задачи проекта

Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, вьют гнёзда, выводят птенцов);

Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела птиц;

Формировать умения: наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной);

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Расширять представления детей о зимующих птицах;

Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность

Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших

Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: изготовление кормушек, альбома «Птицы нашего края».

Ожидаемые результаты

Систематизация знаний детей о птицах;

Формирование осознанного действенного отношения к птицам,

Желание заботиться о пернатых;

Понимание их значимости в жизни людей;

Родитель, активно участвующий в проекте, способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Успех реализации задач дошкольников обеспечивается построением системы работы по данному направлению.

Различные виды деятельности. Берется тема недели и погружается во весь педагогический процесс.

Совместная деятельность воспитателя и детей:

Организация НОД, экскурсии, наблюдения, беседы, ИОС, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, прогулка, п/и, чтение художественной литературы, слушание грамзаписи «Голоса птиц»

Совместная деятельность детей и родителей:

Беседы по данной теме.

Совместные прогулки на природу (дети и родители).

Изготовление кормушек.

Работа с социумом: сотрудничество с коллегами.

Этапы работы:

1-й этап – информационно-аналитический (09.12.14 – 14.12.14г.)

Цель:

Изучить методическую, научно-популярную и художественную литературу по теме

Определение проблемы

Выбор цели проекта

Составить план работы, проект: «Птицы – наши друзья»

Изготовление пособий, дидактических, сюжетно - ролевых игр, подборка художественной литературы

Введение детей в проблемную игровую ситуацию

Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога)

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта

На данном этапе необходимо обозначить проблему:

Выявить характер представлений ребенка о птицах, их значимости и роли человека в их жизни.

2-й этап – внедренческий (сбор и анализ информации, (15.12.14 – 19.12.14г).

Включение каждого ребенка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений, навыков.

В разнообразных видах деятельности происходит накопление и обогащение знаний детей.

Реализация проекта по безопасности: «Птицы – наши друзья»

План действий:

Интеграция всех образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Календарное планирование подчинено тематическому принципу. Каждая тема преподносится детям маленькими порциями, что способствует прочному усвоению материала.

НОД:

1. Познавательное развитие: «Зимующие птицы.

2. Лепка: «Птички прилетели на кормушку сели»,

3. Развитие речи: «Зимующие птицы.

4. Рисование: «Снегири».

Познавательное развитие:

Беседы: «Птицы. Почему птиц стало меньше?», «Жалобная книга природы»,

Цикл наблюдений за птицами.

Рассматривание картины: «Птицы зимой», иллюстраций о птицах, предметных картинок, книг.

Экспериментирование: исследование птичьего пера, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц.

Д/и «Угадай птицу», «У человека рука, у птицы….», «Что за птица?».

Индив. работа: «Нарисуй птиц на снегу» (изо, «Птичка на дерево» (физо,

«Покажи, где птичка», «Счет птиц» (фэмп)

Речевое развитие:

Рассказ воспитателя: «Знакомьтесь – воробей»,

Загадывание загадок

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» (вторая младшая группа)Подготовила: воспитатель Каленова Ольга Романовна
Тип проекта: познавательно – исследовательский
Вид: групповойФорма проведения:
Занятия, беседы, наблюдения, экскурсии по территории детского сада, дидактические и театрализованные игры, досуги, опытническая и трудовая деятельность, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов.
Продолжительность проекта: краткосрочный (с 19 .01 - 6 . 02.2015)
Место проведения: территория участка детского сада, музыкальный зал, группа, семья.
Возраст детей: 3 – 4 года.(вторая младшая группа)
Участники проекта: дети, педагоги, родители.Актуальность: в современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет большое значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Большинство современных детей редко общаются с природой. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Цель проекта: Способствовать накоплению ребенком ярких впечатлений о природе, обогащая представления детей о зимующих птицах, встречающихся в ближайшем окружении.Задачи проекта:1. Развивать кругозор и эмоциональную отзывчивость у детей в процессе общения с природой.2. Развивать познавательные умения детей и родителей методами познания природы при овладении элементарной исследовательской деятельностью 3. Привлекать малышей к посильной деятельности по уходу за объектами живой природы.Задачи исследовательской деятельности: - формировать предпосылки поисковой деятельности, инициативы;
- формировать умение определять возможные методы решения проблемы совместно со взрослым;
- формировать умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи с использованием различных вариантов.
Образовательные области:- познавательно-речевое развитие дошкольников;
- художественно-эстетическое развитие дошкольников
- социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Ожидаемый результат:- формирование у детей знаний о зимующих птицах;
- совместное осуществление поисковых действий, помогающих понять, что необходимо зимующим птицам;
- развитие стремления детей к самостоятельности
- формирование гуманного отношения к природе;
- развитие интереса и любви к родному краю в процессе экологического воспитания и умении отражать это в рисунке, лепке, аппликации, конструировании.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н. Николаева.«Программа « Детство» определяет следующие задачи познавательно-речевого развития дошкольников по формированию элементарных экологических представлений:- анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе;- называть зимующих птиц: синицу, снегиря, голубя, ворону, воробья;- формировать представления о зимующих птицах и о помощи человека природе.
Учитывая, что программа предусматривает умственное воспитание дошкольников через задачи художественно-эстетического развития, а именно:- развивать способность наблюдать, всматриваться в явления и объекты природы, выделяя их свойства и качества (форма, величина, строение, цвет), отражая это в рисунке, лепке, ручном труде;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;- приобщать детей к театральному искусству;- развивать умения разыгрывать сценки по экологическим сюжетам;- воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей, предоставлять возможность выступать перед сверстниками, родителями и другими гостями;- совершенствовать умение согласовывать свои действия с товарищами, приучать детей правильно оценивать свои поступки и поступки товарищей.
Работа с родителямиБольшое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Мы провели совместно с родителями: Мастер класс «Сохрани этот мир»(поделки из природного материала) , Акция «Поможем птицам зимой», выставки кормушек, художественного творчества детей и родителей.
Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой2. Задачи образовательной направленности:- формировать элементарные экологические знания;- развивать экологические представления;- формировать начала экологического мировоззрения; - соучаствовать в решении различных экологических задач;- учить детей совместно находить решения в сложных ситуациях- учить понимать причинно-следственные связи внутри природного комплекса:а) познакомить детей с особенностями жизни птиц;б) показать взаимосвязь растений и птиц со средой обитания: растения служат кормом для птиц, птицы распространяют семена.3. Задачи воспитательной направленности:- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, желание помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.
4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:- учить детей заботиться о зимующих птицах;- учить делать кормушку для птиц из бросового материала.5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.Предполагаемые итоги реализации проекта:- Формировать у детей представления о зимующих птицах.
- Формировать знание детьми внешнего вида птиц, образа жизни, о приспособленности к жизни в зимнее время года.
- Вызывать постоянное желание у детей помогать и заботиться о птицах зимой.
- Учить сравнивать птиц, выделяя общее и отличия в поведении, способах добывания пищи.
- Обогатить словарный запас детей.
- Воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку.
- Приобщить к совместной деятельности родителей.
Продукт проектной деятельности: рисунки, поделки детей; кормушки, изготовленные детьми с родителями; фотографии детей, кормящих птиц; корм, собранный в процессе проектной деятельности. ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТА
Формы и методы работы
Познание Занятия: «Зимние гости», «Кто как проводит зиму в лесу?» «Зимующие птицы».Экскурсия по экологической тропе.Дидактические игры: «Меню для птиц»,«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».Исследование различного оперения спомощью лупы. Наблюдение за поведениемптиц во время кормления. Сходство иразличия в питании птиц зимой и летом.Ведение дневника наблюдений прилета птицК кормушке.
Социализация Сюжетно-ролевые игры: «Парк птиц»,«Детский сад».
Коммуникация Составление описательного рассказа ободной из зимующих птиц, «Сравнительное наблюдение: снегирь и ворона».Дидактические игры: «Скажи наоборот»,«Назови ласково», «Кто как голос подает?»,«Один - много», «Большой – маленький», «Угадай по описанию», «Чье это?», «Сосчитай птиц». Экологическая сценка «Доживём довесны».
Чтение художественной литературой Чтение: В.Бианки «Сова», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Скребрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.Художественное творчество Занятия: «Изготовление кормушки из бумаги», « изготовление кормушек из бросового материала З «Синичка - птичка-невеличка», «Снегири на ветках», «Вылепи любую птицу»,«Снегири на ветках», «Сорока – белобока».
Физкультура Подвижные игры: «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Воробушки имашины»
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ«Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»Цель: Учить находить, узнавать и называть зимующих птиц.«Кто как голос подает?»Цель: Пополнить активный словарь детей по теме «Зимующие птицы».Воспитатель: Я предлагаю вам дети превратиться в птиц и рассказать от имени птицы, как она голос подает.Дети:Я ворона: кар-кар-кар. Я умею каркать.Я сорока: стр - тр-тр. Я умею стрекотать.Я сова: ух-ух-ух. Я умею ухать.Я синица: тинь-тинь-тинь. Я умею тинькать.Я голубь. Я умею ворковать. Я снегирь: фить – фить – фить. Я умею свистеть.Я воробей, я умею чирикать.«Сосчитай птиц»Цель: Учить согласовывать количественные прилагательные с существительными.Один голубь, два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей.«Большой – маленький».Цель: Учить детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.Острый клюв – остренький клювик.Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.Белая грудь – беленькая грудка.Черное крыло – черненькое крылышко.Толстая шея – толстенькая шейка.Короткий хвост – коротенький хвостик.Светлые перья – светленькие перышки.«Один – много»Цель: Учить образовывать формы множественного числа существительных.Одна ворона – много ворон,Один воробей – много воробьев и т. д.
«Угадай по описанию»Цель - Учить составлять описательный рассказ. «Скажи наоборот»Цель: Учить образовывать антонимы.Клюв толстый – клюв тонкий,Хвост длинный – хвост короткийПальчиковая гимнастика "Кормушка". Сколько птиц к кормушке нашей (ритмично сжимают и разжимают кулачки).Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Шесть щеглов и голубей, Дятел в пестрых крылышках. Всем хватило зернышек. Подвижная игра «Собачка и воробьи». Цель - Закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса. Ход игры: Один ребенок: «собачка», все остальные – «воробьи». Скачет, скачет воробей (дети скачут). Скок-поскок! Скок-поскок! Кличет маленьких детей (повторяют: «Чив! Чив! Чив!») Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Чив! Киньте крошек воробью, Я вам песенку спою: Чик-чирик! (повторяют: «Чик-чирик!») Чик-чирик! Вдруг прибежала «собачка» и громко залаяла. «Воробьи» разлетаются. Подвижная игра «Совушка»Цель: Учить выполнять движения по сигналу ведущего.«День наступает – все оживает»,Ночь наступает – все замирает».Физкультминутка«Воробышки как проснутсяОчень любят потянуться Обязательно зевнутьЛовко хвостиком махнуть»,а теперь мы галки«Галка скачет, ловко пляшетГалка крылышками машет, и взлетает без оглядкиЭто Галкина зарядка».
Наблюдение за птицами зимой Задачи:- формировать представления о жизни птиц зимой;- воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя признаки живого.
Ход наблюдения:Не видно в лесу тропинок,В тулупах кусты стоят.Уснувших жуков и личинокУкрыл под корой снегопад.Лети же, пичуга, к людямИ прячься скорей за окном, А мы кормить тебя будемКрошками хлеба, пшеном.Воспитатель задает детям вопросы:- Каких птиц вы видите зимой около своего дома?- Почему они прилетают к жилью человека?- Зачем люди зимой устраивают кормушки для птиц?
- Почему зимующих птиц надо подкармливать?- Много ли птиц прилетает к нашим кормушкам?- Какой корм они охотнее поедают?- Что вы еще видели, наблюдая за птицами на кормушке?- Есть ли кормушка возле вашего дома?Зимующие птицы не улетают от нас в теплые края, так как и зимой находят корм. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека. Часть птиц погибает от холода зимой. Люди могут помочь зимующим птицам – синичкам дают несоленое сало, воробьи, синички и снегири любят пшено, семечки, крошки хлеба.
Наблюдение за синицей Задачи:- продолжать вызывать интерес к пернатым- познакомить с синицей, ее повадками, средой обитания, особенностями внешнего вида. Ход наблюдения:Воспитатель загадывает детям загадку, проводит беседу.Угадай, какая птица,Бойкая, задорная, ловкая, проворная,Звонко тенькает: «тень-тень!Как хорош весенний день!» (синица)Синица расписная свистит, не уставая.За окном повешу ейЯ кусочек сала,Чтоб теплей и веселейБедной птахе стало.- Что это за птица?- Как она выглядит и какого она цвета?- Какие изменения происходят в жизни синиц зимой?
- Чем питаются синицы?Зерен хочется синице,Но в кормушку сесть боится.«Будь смелее, не робей!»-Приглашает воробей.- Какую пользу синицы приносят? В народе говорят: «Не велика птичка-синичка, а и то свой праздник знает».Синичкин день отмечается в ноябре месяце.- Где зимует синичка?- Как они кричит?- Как человек заботится о ней?
Наблюдение за вороной
Задачи:- расширять представления о зимующих птицах, учить различать их по внешнему виду;- воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам.Ход наблюдения: Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.Шапочка серенькая,Жилеточка нетканая,Кафтанчик рябенький А ходит босиком (ворона)- Кто это, как зовут эту птицу?- В чем особенности ее внешнего вида?- Где она живет? Чем питается? Есть ли у нее враги?
Приметы: Ворона под крыло нос прячет – к морозу.
Наблюдение за снегирем
Задачи:- формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них;- познакомить с характерными особенностями снегиря. Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы, предлагает отгадать загадку.- Как выглядит снегирь?- Чем питается?- Где зимует?- Как человек заботится о нем?- Почему снегирь прилетел к нам зимовать?Каждый год я к вам лечу – Зимовать у вас хочу.И еще красней зимойЯрко-красный галстук мой. (снегирь)Есть примета: если снегирь под окном чирикает – это к оттепели.
Наблюдение за голубями Задачи: - расширять представления детей о птичьем мире (чем питаются птицы, где живут, как человек ухаживает за ними). Ход наблюдения:Воспитатель задает детям вопросы- Кто часто прилетает к нам на участок?- Откуда ни к нам прилетели?- Где они живут?- кто их кормит?- Что они любят клевать?- Как называется домик, где живут голуби?- Голуби перелетные или зимующие птицы?
Письмо - Обращение«Ребята! Охраняйте птиц – наших друзей и помощников в борьбе с вредными насекомыми! Помогайте им в зимнее время, когда корма мало, и добывать его трудно. Делайте и развешивайте домики для птиц, подкармливайте их семенами растений, ягодами, зерном, хлебом!»
Памятка по кормлению птиц - зимой
Чтобы правильно кормить птиц зимой, необходимо соблюдать следующие правила:- во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки – лучше сделать кормушки;
- подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;
- кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
- корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Экологическая сказка к проекту « Зимующие птицы»
«Доживем до весны»
Действующие лица: воробей, синица, сорока. (Появляется взъерошенный воробей)Воробей: Ой, спасите! Караул!Кто в меня снежком пульнул?Эти скверные мальчишкиЖить мешают воробьишкам.То снежками, то рогаткой!А ведь нам и так не сладко! (Появляется синичка)Синица: Бр- р! Какой мороз трескучий!Где бы спрятаться получше?Замерзаю на лету!Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)Воробьишка! Что с тобой?Ты взъерошенный такой!Может, кто тебя обидел?Или ты кота увидел?Воробей:Ой, соседка! Тише! Тише!Видишь там троих мальчишекБессердечных, злых и грубых?Хорошо им в теплых шубах,В шапках, в куртках меховых!Еле вырвался от них!Синичка:Я, сосед, с тобой согласна!Птичья жизнь зимой ужасна!Против нас мороз, бураны,Да еще и хулиганы!Нас выслеживают кошки,И во рту с утра не крошки!Червячков и мошек нет,А без них какой обед?Ой, как трудно жить на свете!Что нам делать? Кто ответит? (Появляется сорока)Сорока:Добрый день, синичка! Здравствуй!Воробьишка, как дела?Ой, не терпится похвастать-Я сегодня принеслаСногсшибательную весть:Будет всем нам, что поесть:Рассказала мне подружкаПро какие-то кормушки.Дескать, дети есть такие-Ну, совсем, совсем не злые, А, как раз наоборот,Помогают птицам! Вот! (Воробей недовольно)Воробей:Перестань трещать сорока,О еде, о жизни легкой,Да еще о добрых детях.Сказки нет, глупей на свете!Не поверю никогда,Будто где-то ждет еда!Никому мы не нужны.Эх, дожить бы до весны. (Сорока возмущенно)Сорока:Воробьишка, ты не прав!Разузнала я вчера:Эти славные ребятаНазываются юннаты.Так летим же в детский сад,Ведь кормушки там висят.Их, поверьте, там немало.Есть на них зерно и сало,Крошки хлеба и пшено! (Воробей недовольно)Воробей:Нет, не верю все равно! (Синичка задумчиво)Синица:А вот я бы полетела.Что-то кушать захотелаЯ еще два дня назад.Кто со мною в детский сад?Воробей:Так и быть, я полечу-Я всю зиму есть хочу.(Все улетают). Дети выходят, вывешивают на дерево кормушку и поют песню « Маленькая птичка»(Через некоторое время появляются не спеша, синичка и воробей)Синичка:Ах, какой чудесный пир!Я теперь люблю весь мир!Был жестоким день обычный,Оказалось, не со зла.Людям я не безразлична!Я нужна им! Ну, дела!Воробей:Да, в саду я убедился:
На сороку зря сердился.И теперь уж наявуДо весны я доживу!А весной мы дружно вместеБудем петь вам, люди, песни,Защищать от злой бедыОгороды и сады.Ведь на сытый-то желудокНам, пернатым, ерундаИ любое время суток,И снега, и холода!(Обращается к синичке)Ты со мной согласна?Синичка:Да!Я, сосед, с тобой согласна!Как на свете жить прекрасно!

Литература
Программа воспитания и обучения в детском саду «ДЕТСТВО»
О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста, СПб «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2011 г.
Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников», «Учитель», Волгоград 2008г.»
В.Н.Чернякова «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» составители Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова, Москва «АРКТИ», 2005г.
Е.Г.Зверева-Андреевская, О.Н.Монтазери, М.А.Игошина, «Окружающий мир»: «ЮВЕНТА», 2006г.
Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева «Времена года»: «Ранок», Харьков 2008г.

Актуальность проекта : Помочь детям осознать все трудности зимней жизни птиц , помочь птицам выжить зимой , подружиться с ними.

1. по составу участников - групповой ;

2. по целевой установке - информационно - практико-ориентированный проект :

дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы

3. по срокам реализации - среднесрочный (1 месяц) .

Основная цель проекта - нравственное воспитание :

1. Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, общаться друг с другом, стремление радовать старших хорошими поступками;

2. Формирование у детей представлений об окружающем мире, чтобы мир стал источником познания и умственного развития ребенка. Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающему миру.

3. Формировать такие качества, как отзывчивость, доброжелательность, любовь к природе, животным, птицам , желание помогать им, заботиться о них.

4. Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

А также решаются следующие цели :

Формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

Развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

Формирование умения применять данные методы, с использованием различных вариантов;

Развивать коммуникативные навыки в процессе совместной деятельности.

Cхема осуществления проекта

«Зимующие птицы - наши друзья »

по образовательным областям :

1. Коммуникация :

. «Беседа о птицах » .

Цели : рассказать детям о птицах как о живых существах, объяснить причину их перелетов (перелетные, зимующие ) ; учить отвечать на вопросы полными ответами, правильно произносить звуки; способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам .

Беседа «Жалобная книга природы» : повторить основные правила поведения на природе, дать представление об особенностях образа жизни животных и птиц в зимний период , способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны.

Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой » : обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами ; установить связь между формой клюва и питанием птиц ; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки ; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу .

Чтение и обсуждение о каждой зимующей птице , обитающих в нашем регионе : об образе жизни, питании, характере, внешнем виде.

Беседа «Кто заботится о птицах » : обратить внимание детей на то, что в зимний период птица не может найти себе пропитание, о них нужно заботиться, подкармливать их. . Заучивание скороговорок, дразнилок о зимующих птицах

2. Социализация :

Подвижная игра «Снегири» : координация речи с движением, работа над темпом и ритмом речи. Развитие творческого воображения.

Игра «Совы» : знакомство детей с образом жизни сов (ночью совы летают и ведут активный образ жизни, а днем спят) Развитие общей моторики, слухового внимания. Смена вида деятельности. Эмоциональная и двигательная разгрузка.

Игра «Воробушки и кот» птиц

Игра с мячом «Подбери действие» : закрепить знания детей о птицах , о действиях, которые они совершают.

Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы » : закрепить умение классифицировать птиц по признаку «зимующие -перелетные » .

Подвижная игра "Воробушки и автомобиль": развивать умение выполнять движения по сигналу, упражнять в беге в разных направлениях и прыжках.

. «Собачка и воробьи» : закрепить знания детей о характерных движениях птиц , научить имитировать их голоса.

Д/и «Один-много» : образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

Д/и «Назови ласково» : упражнять детей в словообразовании, образовывать уменьшительно-ласкательные формы существительных (воробей- воробушек, воробьишко) .. Д/и «Счёт птиц » : закрепление согласования числительных с существительными (один воробей, два воробья, три воробья и т. д.)

Д/и "Кто, где живет": закрепить слова-названия домиков птиц (гнездо, дупло и т. п.

Д/и "Назови птичку, которой не стало": развитие внимательности и наблюдательности детей, закрепление названий птиц .

Д/и "Угадай птицу по описанию ": загадывание загадок от имени птиц ,

Д/и «Кто больше "- подбор действий,признаков : закрепить знания о зимующих птицах , об их признаках и выполняемых действиях.

3 Чтение художественной литературы :

Чтение рассказов С. В. Образцова «Ничего особенного» , М. Н. Богданова «Домашний воробей» : знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам .

Чтение и обсуждение стихотворений А. Яшина «Покормите птиц зимой » , В. Звягиной «Воробей» (5, С. А. Есенина «Поёт зима, аукает» (6, В. Токмаковой «Сизари» (7, А. Прокофьева «Снегири» (8, Н. Рубцова «Ворона» и др.: продолжать совершенствовать художественно -речевые навыки детей при чтении стихотворений, развивать память, логику мышления, воспитывать любовь к зимующим птицам , эстетические чувства.

4 Познание :

Экологическое воспитание :

Наблюдение за птицами на участке : закрепить знания детей о зимующих птицах , сформировать желание заботиться о живых существах.

. Наблюдение за синичками : познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой птиц в холодное время года.

. Наблюдение за вороной : познакомить с воронами, учить различать ворон по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой , познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

. Наблюдение за воробьями : познакомить с зимующими птицами - воробьями , учить различать воробьёв по размеру, внешним особенностям. Расширять представления об особенностях питания этих птиц зимой , познакомить с их повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Наблюдение «Какие звуки издают птицы » : учить различать голоса разных птиц (карканье вороны, чириканье воробьёв, воркование голубей, наблюдать поведение птиц и объяснять , в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат.

5 Художественное творчество :

Коллективное рисование «Стайка воробьёв» : учить передавать позу клюющего воробья. Закреплять навыки рисования цветными карандашами (в линии использовать разный нажим, штриховать разнохарактерно при изображении оперения, развивать фантазию у детей, предлагая дополнить рисунок деталями.

Рисование по шаблону «Сорока-белобока» : продолжать учить детей отличать одну птицу от другой , выделяя характерные особенности в форме тела и его пропорциях. ,упражнять в произвольном нажатии карандаша до получения нужной интенсивности цвета

Рисование «Синички» : учить рисовать птичку-синичку,. Продолжать учить равномерно закрашивать гуашью, не выходя за края рисунка. Развивать фантазию.

Рисование «Совушка-сова» : учить рисовать детей фигуру совы несложным конструктивным способом, используя геометрические формы (круг, овал, учить отмечать отличительные особенности (характер окраски, размер туловища, особенности клюва и глаз) . Совершенствовать технический элемент - контурную линию.

Коллективное рисование «Снегири на ветке рябины» : учить детей переходить на начальном этапе рисунка от общей схемы к его конкретизации посредством важных деталей , отображающих главные признаки птицы . Учить проявлять творчество в создании художественного образе

Лепка «Учимся лепить птиц » : учить лепить птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки. Побуждать к самостоятельному поиску приёмов декоративного украшения

Аппликация «Снегирь на ветке рябины» : учить передавать особенности строения, окраски снегиря приёмом силуэтного вырезания с дополнительными наклейками

6 Трудовое воспитание :

Ручной труд - совместно с родителями сделать кормушку для птиц .

Труд в природе - чистка кормушек

Кормление птиц

Наглядная информация :

Оформление папки- передвижки «Покормите птиц » ,фотоальбома «Зимующие птицы- наши друзья » .

Выставка картин «Зимующие птицы » , «Зимние забавы» , «Наши зимние друзья » .

Совместно с ребенком сделать кормушку и повесить во дворе или принести в детский сад

Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка (синичку угостим салом, воробья угостим крошками и т. п.)

Заучивание стихотворений про зимующих птиц

Отгадывание загадок про зимующих птиц .

Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Используемая литература :

1. Коломина Н. В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Москва, 2004.144с.

2. С. Н. Николаева. Эколог в детском саду. Москва, 2003.120с.

3. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. Часть 2. Санкт-Петербург, 2004. 336с.

4. Птицы России : школьный словарик. Москва, 2010. 96с.

5. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада .



Поделиться