Причинно-следственная диаграмма (диаграмма Исикавы). Области применения диаграммы исикавы

От Каору Исикава мы получили ряд инструментов для управления организациями, в их числе диаграмма причинно-следственных связей. Она появилась в середине двадцатого века и была названа в честь автора – профессора Исикавы. Английский вариант названия — рыбья кость (fishbone), видимо из-за схожести образа.

Сам инструмент сначала оттачивался на японских предприятиях. В том числе при внедрении управления качеством в «Тойота», где Каору Исикава был куратором. Впоследствии она была заимствована западными компаниями.
Давайте разберём этот инструмент подробнее…

Диаграмма Исикавы – это один из способов анализа причинно-следственных связей, представленный в графическом виде напоминающим рыбью кость.

рис. Простой пример Диаграммы Исикавы. Нажмите, чтобы увеличить.

Метод построения

Методика взята из дисциплины по управлению качеством. Потом Диаграмма Исикавы стала использоваться в управлении проектами и для стратегического менеджмента. Самое важное в ней то, что она наглядно показывает нам как можно решить любую проблему, стоит только разложить её на части. Более того, эти части необходимо систематизировать в нужном порядке.
В Диаграмме Исикавы заложен принцип декомпозирования с обязательной систематизацией и группировкой влияющих факторов. Только в статье про речь шла о простой раскладке по уровням, а в этом случае важна систематизация и группировка.

На сегодняшний день среди методов построения Диаграммы Исикавы выделим два:

  • Классический. Который описывается тут.
  • Современный. Для него характерны всякие наклоны, выделения элементов различными цветами. Надо сказать, его мы не используем его в своей практике, отдавая предпочтение традиционному варианту. Однако нужно отметить, что цветовое различие частей, наверное, удобно, особенно в больших Диаграммах, где элементов много.

Пример Диаграммы Исикавы

В качестве подопытной ситуации можно взять отладку стратегического процесса на отдельно взятом предприятии. А точнее разберём проблему отсутствия регулярности

  1. Выделим три категории проблем, влияющих на следствие в виде нерегулярного стратегического процесса, а именно: процедуры, контроль и показатели.
  2. Детализируем эти три категории вопросом: «в чём причина этой проблемы?»
  3. В итоге у нас вырисовываются конкретные пункты, решив которые можно закрыть проблему.

рис. Диаграмма Исикавы для процесса стратегического планирования. Нажмите, чтобы увеличить.

Однако бывает так, что построенная диаграмма не даёт полного представления о решении задачи, тогда необходимо «копнуть» ещё глубже:

рис. Углублённая диаграмма Исикавы для этого же процесса. Нажмите, чтобы увеличить.

В частности мы рассмотрим проблемы из категории контроля. Например, такая проблема как «нет ответственного», которая взаимоувязана с более конкретными проблемами отсутствия статуса и функционала специалиста ответственного за контроль процесса стратегического планирования.

Выводы

Как инструмент анализа Диаграмма Исикавы бывает нужна например при разборе того же . Например, какая — то цель не декомпозируется простым умозаключением от общего к частному, тогда можно вооружиться именно этим инструментом. Или же, что, наверное, самое важное, этим инструментом эффективно пользоваться при анализе достижения тех или иных пунктов плана мероприятий.

Можно построить таблицу применения Диаграммы Исикавы для стратегического планирования:

Что касается практики применения, то для работы с взаимосвязями в силу привычки, мы сейчас применяем интеллект карты. Однако в особо запутанных ситуациях построение диаграммы Исикавы, порой является, чуть ли не единственным способом правильно решить задачу.

Литература:

Исикава К. Японские методы управления качеством М: Экономика, 1988.
Желязны Д. Говори на языке диаграмм: Пособие для визуальных коммуникаций для руководителей М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2004.

Обсуждение: 3 комментария

    В большинстве случаев диаграмму «рыбьей кости» применяют в разработках новой продукции, выявляя факторы, оказывающие наибольший эффект на её качество, и главные причины, порождающие конкретные последствия и поддающиеся управлению.

    Спасибо за дополнение.

    Также Каору Исикава разработал и ввел в практику на производстве концепцию кружков качества, а также разработал графическую диаграмму причинно-следственных связей. По имени разработчика этот метод назвали «диаграмма Исикавы», а по характерному внешнему виду «рыбий скелет» или «рыбья кость».

  • 8. Выберите преимущества формального подхода к формиро­ ванию бизнес-модели предприятия:
  • 9. Недостатками гуманитарного подхода к формированию бизнес-модели предприятия являются:
  • Тема 2. Процессная бизнес-модель предприятия
  • 2.1. Эволюция организации бизнеса
  • 2.2. Процессный поход к управлению, сущность понятия «бизнес-процесс»
  • 2.3. Классификация бизнес-процессов предприятия
  • 2.4. Управление бизнес-процессами предприятия
  • Ключевые факторы успеха (кфу)
  • 2.5. Оценка эффективности управления бизнес-процессами
  • Тема 3. Основы моделирования бізнес-процессов
  • 3.1. Сущность и необходимость моделирования бизнес-процессов
  • 3.2. Нотации создания бизнес процессов
  • 3.3. Современные методологии моделирования бизнес-процессов
  • Бизнес-процессов
  • Методология sadt
  • Методология idef3
  • 2. Выберите предметные области моделирования:
  • Тема 4. Методология управления качеством бизнес-процессов
  • 4.1. Системы концепции совершенствования бизнес-процессов
  • Система «канбан»
  • Система «5s»
  • Система «три»
  • Система «кружкикачества»
  • Цикл pdca
  • Цикла Шухарта-Деминга
  • Система «шесть сигм»
  • В концепции Six Sigma
  • Система «кайдзен»
  • 4.2. Инструменты управления качеством бизнес-процессов
  • Гистограмма
  • Контрольные карты
  • Стра тификация
  • Диаграмма исикавы
  • Диаграмма парето
  • 4.3. Методологический инструментарий управления качеством отдельных бизнес-процессов
  • 17. Что представляет собой концепция «Шесть сигм»?
  • 18. Выберите последовательность действий при использова­ нии колеса Деминга:
  • 20. Сколько циклов содержит цикл Шухарта-Деминга?
  • Тема 5. Ресурсная бизнес-модель предприятия
  • 5.1. Ресурсный подход в управлении предприятием
  • 5.2. Сущность, виды и структура ресурсов предприятия
  • 5.3. Зависимость результативности деятельности предприятия от ресурсов
  • 5.4. Формирование ресурсной бизнес-модели предприятия
  • 5.5. Оптимизация распределения сырьевых ресурсов на предприятии
  • Тема 6. Информационная бизнес-модель предприятия
  • 6.1. Основные понятия и элементы информационной бизнес-модели
  • 6.2. Информационная среда экономической деятельности предприятий
  • 6.3. Информационные системы: развитие, виды, характеристика
  • 6.4. Облачные вычисления - бизнес платформа XXI века
  • 6.5. Формирование информационной бизнес-модели предприятия
  • 11. Что представляет собой информационная индустрия?
  • Тема 7. Матричная бизнес-модель предприятия
  • 7.1. Основные понятия и виды матричных моделей в экономике
  • 7.2. Матричные инструменты в системе управления предприятием
  • Матрица приоритетов
  • 7.3. Экономические матричные модели в оценке эффективности деятельности предприятия
  • 7.4. Формирование матричной бизнес-модели предприятия во внешней среде
  • 1. Что понимают под матричной мо­делью?
  • 2. Что представляет собой матричная диаграмма?
  • 14. На рисунке представлена матрица показателей. Расставьте показатели по степени важности для начала действий по совер­ шенствованию.
  • Тема 8. Компетентностная («3d») бизнес-модель предприятия
  • 8.1. Сущность и основные элементы компетентностной («3d») бизнес-модели предприятия
  • Компетенциями
  • 8.2. Методический подход к формированию компетентностной («3d») бизнес-модели
  • Приложение д
  • Предприятия
  • Диаграмма исикавы

    Диаграмма Исикавы (альтернативные названия: причинно-следственная диаграмма, диаграмма Исикавы, ёлочная диаграмма, диаграмма рыбьего скелета, 5М) - это метод анализа разветвленно-сти (детализации) процесса. Она известна в литературе как диаграм­ма Исикавы и «рыбий скелет» (так как законченная диаграмма напо­минает рыбий скелет).

    Суть метода

    Причинно-следственная диаграмма - это ключ к решению воз­никающих проблем.

    Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизи­ровать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выде­лить самые существенные и провести поуровневый поиск первопри­чины.

    Цель метода

    Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разреше­ния, т.е. соотнести причины с результатами (следствиями). Это один из наиболее элегантных и широко используемых инструментальных методов контроля качества.

    Существуют три основных типа диаграмм причина-результат:

      Анализ разветвленное™ (детализации) процесса.

      Классификация производственного процесса.

      Перечисление причин.

    Назначение метода. Применяется при разработке и непрерыв­ном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы - инстру­мент, обеспечивающий системный подход к к определению фактиче­ских причин возникновения проблем.

    План действий

    В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порож­дающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее зна­чимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществ­ляется:

    Сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно вли­яющих на исследуемую проблему;

      группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;

      ранжирование их внутри каждого блока;

    Анализ получившейся картины. Особенности метода

    На рис. 4.11 показан основной вид диаграммы.

    Оборудование (Machine)

      Материалы (Material) . Методы (Method)

      Персонал (Man)

      Окружающая среда (Milieu)

    Иногда добавляют измерительную систему (Measurement Sys­ tem)

    Общие правила построения

      Все участники должны прийти к единому мнению относи­тельно формулировки проблемы.

      Изучаемая проблема записывается с правой стороны в сере­дине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка - «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).

      Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, - «большие кости». Они заключаются в рамки и со­единяются наклонными стрелками с «хребтом».

    4 Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), орые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в вою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», при­мыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).

      При анализе должны выявляться и фиксироваться все фак­торы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы - отыскать наиболее правильный путь и эффективный спо­соб решения проблемы.

      Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их зна­чимости, выделяя особо важные, которые предположительно ока­зывают наибольшее влияние на показатель качества.

      В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

    Дополнительная информация:

      Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректи­рующим действиям.

      Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», мож­но определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).

      Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса посте­пенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему ка­чества.

    Достоинства метода Диаграмма Исикавы позволяет:

    Стимулировать творческое мышление;

    Представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность. Недостатки метода

    Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ве­ дущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в об­ ратном направлении от первопричины к результатам.

    Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

    Ожидаемый результат

    Получение информации, необходимой для принятия управляю­щих решений.

    Другие названия метода: «Причинно-следственная диаграмма» («рыбий скелет»)

    Назначение метода

    Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Диаграмма Исикавы — инструмент, обеспечивающий системный подход к определению фактических причин возникновения проблем.

    Цель метода

    Изучить, отобразить и обеспечить технологию поиска истинных причин рассматриваемой проблемы для эффективного их разрешения.

    Суть метода

    Причинно-следственная диаграмма — это ключ к решению возникающих проблем.

    Диаграмма позволяет в простой и доступной форме систематизировать все потенциальные причины рассматриваемых проблем, выделить самые существенные и провести поуровневый поиск первопричины.

    План действий

    В соответствии с известным принципом Парето, среди множества потенциальных причин (причинных факторов, по Исикаве), порождающих проблемы (следствие), лишь две-три являются наиболее значимыми, их поиск и должен быть организован. Для этого осуществляется:

    • сбор и систематизация всех причин, прямо или косвенно влияющих на исследуемую проблему;
    • группировка этих причин по смысловым и причинно-следственным блокам;
    • ранжирование их внутри каждого блока;
    • анализ получившейся картины.

    Особенности метода

    Причинно-следственная диаграмма Исикавы («рыбий скелет»)

    Общие правила построения

    1. Прежде чем приступать к построению диаграммы, все участники должны прийти к единому мнению относительно формулировки проблемы.
    2. Изучаемая проблема записывается с правой стороны в середине чистого листа бумаги и заключается в рамку, к которой слева подходит основная горизонтальная стрелка — «хребет» (диаграмму Исикавы из-за внешнего вида часто называют «рыбьим скелетом»).
    3. Наносятся главные причины (причины уровня 1), влияющие на проблему, — «большие кости». Они заключаются в рамки и соединяются наклонными стрелками с «хребтом».
    4. Далее наносятся вторичные причины (причины уровня 2), которые влияют на главные причины («большие кости»), а те, в свою очередь, являются следствием вторичных причин. Вторичные причины записываются и располагаются в виде «средних костей», примыкающих к «большим». Причины уровня 3, которые влияют на причины уровня 2, располагаются в виде «мелких костей», примыкающих к «средним», и т. д. (Если на диаграмме приведены не все причины, то одна стрелка оставляется пустой).
    5. При анализе должны выявляться и фиксироваться все факторы, даже те, которые кажутся незначительными, так как цель схемы — отыскать наиболее правильный путь и эффективный способ решения проблемы.
    6. Причины (факторы) оцениваются и ранжируются по их значимости, выделяя особо важные, которые предположительно оказывают наибольшее влияние на показатель качества.
    7. В диаграмму вносится вся необходимая информация: ее название; наименование изделия; имена участников; дата и т. д.

    Дополнительная информация:

    • Процесс выявления, анализа и объяснения причин, является ключевым в структурировании проблемы и переходу к корректирующим действиям.
    • Задавая при анализе каждой причины вопрос «почему?», можно определить первопричину проблемы (по аналогии с выявлением главной функции каждого элемента объекта при функционально-стоимостном анализе).
    • Способ взглянуть на логику в направлении «почему?» состоит в том, чтобы рассматривать это направление в виде процесса постепенного раскрытия всей цепи последовательно связанных между собой причинных факторов, оказывающих влияние на проблему качества.

    Достоинства метода

    Рыбий скелет Исикавы позволяет:

    • стимулировать творческое мышление;
    • представить взаимосвязь между причинами и сопоставить их относительную важность.

    Недостатки метода Диаграмма Исикавы

    • Не рассматривается логическая проверка цепочки причин, ведущих к первопричине, т. е. отсутствуют правила проверки в обратном направлении от первопричины к результатам.
    • Сложная и не всегда четко структурированная диаграмма не позволяет делать правильные выводы.

    Ожидаемый результат

    Получение информации, необходимой для принятия управляющих решений.

    Статьи по теме:

    Графический метод, который получил название диаграммы Исикавы, помогает анализировать и формировать значимые причинно-следственные связи. Такой инструмент анализа систем по внешнему виду несколько напоминает рыбью кость. На схеме непременно присутствует центральная горизонтально расположенная ось и отходящие от нее «ребра».

    Свою диаграмму японский профессор Исикава придумал в середине прошлого века, когда усиленно искал способы для выявления причин проблем, возникавших в научных и прикладных исследованиях. Ученому хотелось разработать пригодный для употребления метод системного анализа, который был бы наглядным представлением проблем, имеющихся в системе.

    Методика, предложенная Исикавой, дает возможность разделить причины того или иного явления на несколько групп. К примеру, в рассмотрение последовательно включаются машины и механизмы, методы производства, материалы, внешняя среда. Любая из этих групп может содержать причины возникновения нежелательных эффектов. Каждую из таких причин можно при желании разложить на более мелкие системные элементы, углубив анализ.

    Области применения диаграммы Исикавы

    Методика Исикавы почти сразу после опубликования нашла широкое применение в производственном , где стала использоваться качества продукции и решения сложных производственных проблем. Сегодня диаграмму Исикавы широко используют во всем мире, в том числе и в теории изобретательства, где с ее помощью выявляют причины возникновения технических противоречий.

    Основная сфера применения метода Исикавы – системный анализ с целью выявления непосредственных причин возникновения существующей проблемы. Диаграмма с успехом может использоваться для поэлементного анализа производственных и маркетинговых процессов на предприятии, их систематизации и структурирования. В последнее время методика находит все более широкое применение при проведении «мозгового штурма».

    Как построить диаграмму Исикавы

    Вначале исследователь проясняет для себя проблему, ее сущность и сложность. После этого строится исходный пункт анализа, который имеет вид горизонтальной стрелки, направленной вправо. На острие стрелки находится четко очерченная и ясно сформулированная проблема.

    К осевой линии под некоторым углом пририсовываются дополнительные стрелки, каждая из которых обозначает одну из возможных причин, вызвавших появление проблемы. Если в ходе анализа выясняется, что причины в свою очередь обусловлены более глубокими факторами, каждая из стрелок может разветвляться.

    Построив развернутое графическое отображение причинно-следственных связей, можно наглядно представить себе всю систему в динамике причин и следствий, влияющих, к примеру, на результат производственной деятельности или на менеджмент предприятия. Очень часто такой инструмент визуализации помогает выявить значимые факторы, которые при ином способе анализа ускользают от внимания.

    Осевое время – термин, лежащий в основе всего культурологического мировоззрения немецкого философа Карла Ясперса. Он обозначил осевым временем тот период в истории человечества, когда мифологические воззрения людей уступили место рациональному, философскому мышлению, которое и стало дальнейшей основой развития современного человека.

    Исследования Ясперса говорят о том, что все учения, возникавшие в период осевого времени, отличает высокая степень рационализма и стремлением человека переосмыслить все основы своего предыдущего существования, изменить обычаи и традиции. Те же цивилизации, которые оказались не способны переосмыслить свое в свете эпохи осевого времени попросту прекратили (например, ассиро-вавилонская цивилизация).Ясперс , что осевое время - это период между 800 и 200 годами до нашей эры. Данные последних исследований также подтверждают, что период 800-200 гг. до н.э. имел особое значение в развитии системы. За указанный период произошел резкий скачок в развитии мировой урбанизации, вырос уровень грамотности населения. В течение эпохи осевого времени система трансформировалась в качественно новое для себя состояние.В ключевых очагах мировой культуры в этот промежуток времени развиваются абсолютно непохожие на все, что было раньше, религиозно-этические учения, в основу которых были заложены принципиально иные ценности. Ценности эти были глубокими и универсальными, что позволило этим учениям, хотя и в несколько измененном виде, дожить до наших дней (конфуцианство, буддизм, даосизм).Осевое время переломный момент в восприятии самого себя, это время , когда человек впервые начинает воспринимать свою сущность и анализировать собственное . Попытка самопознания лежит в основе всех кардинальных изменений того времени. Именно в ходе попыток осознать свое существование, определить ключевые моральные понятия: добра и зла, смысла и смерти, и зародилась новая культурная .Таким образом, понятие осевого времени подразумевает определенный отрезок в развитии мировой культуры, в ходе которого принципиально меняются тенденции развития и культурные ценности человечества, что приводит к началу новой эпохи в развитии мировой системы. Так, Ясперс считает, что современные культуры впереди ждет новый виток осевого времени, итогом которого станет единая в планетарном масштабе.

    Источники:

    • www.terme.ru

    Современные технологии управления производством и менеджмента качества позволяют крайне эффективно анализировать производственные процессы. Один из таких методов: диаграмма Исикавы – успешно используется на многих предприятиях по всему миру.

    Диаграмма состояний напоминает блок схему и представляет собой процесс изменения объекта в результате переходов. Это понятие было введено несколько десятков лет назад и постоянно совершенствовалось с развитием вычислительных технологий.

    Основные понятия

    Диаграмма состояний является абстрактным представлением какого-либо процесса. Она часто используется для моделирования потока языков программирования. Также она может помочь аналитикам создать карту бизнес-процессов. Элементы диаграммы системы обычно называются объектами, которые могут претерпеть изменения в состоянии. Наиболее популярным языком написания диаграмм состояния является Unified Modeling Language или UML. Этот язык позволяет отслеживать процесс на протяжении всего построения. Обычно он используется для описания поведения системы в целом. Диаграмма состояний помогает отслеживать объекты, используя различные символы. Она обычно не описывает взаимодействие объектов.

    Особенности создания диаграммы состояний

    UML диаграммы обычно показывают, как объект ведет себя в различных вариантах развития событий и несколько символов часто используются для идентификации различных элементов. Диаграмма состояний очень похожа на блок-схему. Как правило, она имеет большую точку в верхней части, которая представляет начальное состояние объекта. Изменения в состоянии могут быть показаны в виде окружностей, с названием объекта, переменных и действий, разделенных между собой. Горизонтальные линии, как правило, используются для разделения каждого из них.

    Прямые линии на состояний могут соединять элементы. Линии обычно определяют переходы. Очень часто эти линии имеют стрелки на одном конце, чтобы показать пути перехода из одного состояния в другое. В нижней части диаграммы находится большая точка в круге. Вся может описывать сложную цепь событий и условия, при которых они происходят. Таких условий может быть больше, чем одно.

    Процесс, изображенный на диаграмме состояний, обычно определяется изменениями, которые происходят. Некоторые состояния объекта могут быть маловероятными. Иногда несколько переходов приводят к изначальному состоянию, что может привести к путанице. В этом случае одна диаграмма может быть заключена в другой. Тогда это называется суперсостоянием. Такой формат делает диаграмму состояний легко читаемой, если события и переходы в системе сложны.

    Заключение

    Диаграмма состояний может представлять результаты машинных операций или работу многих механизмов в производственной системе. Она также может помочь преподавателю продумать свои учебные программы на основе материала, который есть в наличии. Семантика
    или правила часто применяются к диаграммам состояний. Существуют альтернативные правила и даже варианты моделей, которые могут быть использованы в зависимости от задачи. Например, производственный процесс для электронного устройства, как секундомер или контроллер.

    Видео по теме

    В процессе работы или обучения нередко приходится сталкиваться с определенными графическими схемами, к примеру, с диаграммами. Это часто употребляемая схема, используемая для отображения долей, процентного соотношения чего-либо. И знания о построении таких диаграмм окажутся довольно полезными.

    Инструкция

    Для построения воспользуйтесь программой Microsoft Excel. Конечно, в Microsoft Excel есть функция создания автоматических диаграмм. Но вряд ли это устроит , который хочет, чтоб его была уникальной и именно такой, какой он ее и задумывал. Если приложить немного усилий, можно собственную диаграмму в Excel, используя при этом все те же функции.

    Создайте новую диаграмму и избавьтесь в ней от всего ненужного. Она должна быть простой для восприятия. Вам следует использовать всего два цвета. Например, сделать серым фон и темно- столбцы, отображающие показатели. Эти два цвета наиболее приятны для глаз и не создают контраст между собой. Информация будет разборчива и понятна. Также вам нужно будет отмечать возрастающий рост параметров.

    Если вы создали две диаграммы, которые тесно связаны между собой, и показатели которых вам надо объединить, то вам следует сделать одну цельную диаграмму, скрестив в ней две малые. Просто закрасьте разные параметры разными цветами для . Вы должны умело обращаться со столбцами, не размещая в один из них слишком много информации. Так она будет непонятна зрителю. Удобнее будет разделить один столбец на два поменьше. Так вы сможете более четко преподнести информацию.

    Чтобы облегчить визуальное восприятие, им следует придать разные цвета на ваш вкус. Но не стоит перебарщивать со столбцами, иначе это может привести к тому, что все смешается в кучу. Вам нужно ясно представлять функцию и расположение столбца. От того, диаграмма, зависит то, как ее воспримут. И неважно, какая в ней будет заключена , если она визуально не привлекательна, то не будет иметь успех. Расположите основную шкалу, которая отображает результаты или соотношений, вертикально. А столбцы же направьте вбок. Это все нужно, чтобы, несмотря на большой объем информации, диаграмма не смотрелась неуклюже и громоздко.

    Длинные числа также следует расположить горизонтально. Справа от пропишите числа, которые будут помогать соотнести показатели диаграммы. Но и обычную вертикальную диаграмму можно сделать привлекательной. Для этого столбцы одних показателей должны быть над общей шкалой всех чисел, а столбцы других - под шкалой. Таким образом, данные будут отделены друг от друга, но не потеряют свой смысл и значение.

    Видео по теме

    Учеными установлено, что графическая информация в 2-3 раза лучше усваивается мозгом человека, чем цифровая. Почему бы не использовать этот факт в своих работах? Использование диаграмм сделает вашу текстовую работу намного более интересной и информативной.

    Вам понадобится

    • Табличный редактор Excel

    Инструкция

    Для того, чтобы создать диаграмму в табличном процессоре Excel, сперва расположить все имеющиеся данные на новом . Не забывайте о том, что числовые данные можно импортировать из таких приложений MS Office, как Word, Access и PowerPoint.

    Когда с данными готова, приступаем к созданию . Вызываем "Мастер Диаграмм" на панели инструментов. Дальше нас просят выбрать тип диаграммы. Наиболее распространенные: круговые диаграммы, графики и гистограммы. Несколько раз нажимаем "ОК", затем жмем кнопку "Готово".

    Видео по теме

    Полезный совет

    Тип диаграммы нужно выбирать в зависимости от того документа, в который ее собираетесь вставлять. Если это текстовый документ - подойдет гистограмма, для газет и журналов лучше выбрать круговую диаграмму; для научных работ точечную (график).

    Диаграммы – неотъемлемый элемент разнообразных презентаций, слайд-шоу, деловых программ и финансовых отчетов. С помощью диаграммы можно визуально отобразить, как изменялся с годами тот или иной аспект работы фирмы, или показать процентное соотношение самых разных параметров. Красивая и понятная диаграмма будет более понятна читателю и зрителю, нежели неясный чертеж, поэтому очень важно научиться рисовать красивые, четкие и очевидные для понимания диаграммы, которые помогут вам в вашей деятельности.

    Инструкция

    В Microsoft Excel можно, указав свои параметры, создать автоматическую диаграмму из шаблонов программы, но эти диаграммы не отличаются ни ясностью, ни эстетичностью. Исходя из готовой диаграммы в Excel, вы можете создать собственную диаграмму , более наглядную, лаконичную и стильную, с использованием тех же параметров.

    В предыдущих диаграммах избавьтесь от всего лишнего. Ваша диаграмма должна напоминать легкий и понятный , освобожденный от лишних деталей, прозрачный и эстетичный. Для того, чтобы график был понятным, не используйте в нем более двух цветов. Красный, черный и оттенки этих цветов будут оптимальным вариантом для любой диаграммы. Это позволит легко считывать информацию по каждой шкале. Обязательно отражайте в

    · Для систематического и полного определения причин возникновения проблемы;

    · Для анализа и структурирования процессов на предприятии;

    · Если необходимо визуализировать и оценивать соотношения причинно-следственных связей;

    · Для обсуждения проблем в рамках групповой (командной) работы при "мозговой атаке".

    При рассмотрении схемы (рис.2.12) на уровне производственных факторов можно воспользоваться предложенным Исикавой правилом «шести М»

    Оно состоит в том, что в общем случае существуют следующие шесть возможных причин тех или иных результатов: материал (material), оборудование (machine), измерение (measurement), метод (method), люди (man), менеджмент (management). Все эти слова по-английски начинаются с буквы «М», откуда и пошло название данного правила. Разумеется, могут быть и другие факторы, более точно характеризующие объект анализа. Главное - необходимо обеспечить правильную соподчиненность и взаимозависимость факторов, а также четкое оформление схемы, чтобы она хорошо смотрелась и легко читалась. Поэтому, независимо от наклона каждого фактора, его наименование всегда располагают в горизонтальном положении, параллельно центральной оси.

    В настоящее время причинно-следственная диаграмма используется во всем мире применительно не только к показателям качества, но и к другим областям. Поэтому список заголовков главных «ребер» может сильно отличаться от предложенного.

    Если существует трудность в определении главных ветвей, то можно использовать самые общие заголовки (лучше всего они подходят для проблем, решаемых на производстве).

    · причины, связанные с человеком включают в себя факторы, обусловленные состоянием и возможностями человека. Например, это квалификация человека, его физическое состояние, опыт и пр.



    · причины, связанные с методом работы заключают в себе то, каким образом, выполняется работа, а также все, что связано с производительностью и точностью выполняемых операций процесса или действий.

    · причины, связанные с механизмами - это все факторы, которые обусловлены оборудованием, машинами, приспособлениями, используемыми при выполнении действий. Например, состояние инструмента, состояние приспособлений и т.п.

    · причины, связанные с материалом - это все факторы, которые определяют свойства материала в процессе выполнения работы. Например, теплопроводность материала, вязкость или твердость материала.

    · причины, связанные с контролем - это все факторы, влияющие на достоверное распознавание ошибки выполнения действий.

    · причины, связанные с внешней средой- это все факторы, определяющие воздействие внешней среды на выполнение действий. Например, температура, освещенность, влажность и т.п.

    Процедура построения диаграммы следующая. На листе бумаги справа на примерно равном расстоянии от верхнего и нижнего края лист, рисуется прямоугольник («голова рыбы»), в котором записывается проблема. Затем от середины прямоугольника влево проводится прямая линия («хребет» рыбьего скелета). В верхней и нижней части листа снова рисуются прямоугольники, в которые вписываются названия производственных факторов, функциональных или предметных областей и любых других объектов, где предположительно могут скрываться причин возникшей проблемы. В качестве производственных факторов довольно часто фигурируют персонал, оборудование, материалы, процедуры по вине которых в большинстве случаев возникают проблемы. Но в качестве выделяемых факторов или объектов могут использоваться любые другие в зависимости от специфики проблемы. Это могут быть выпускаемая продукция, обслуживаемые клиенты, конкуренты и т.п. Количество факторов также определяется спецификой, но как показывает опыт в большинстве случаев это количество находится в пределах 3-5.

    От прямоугольников факторов к «хребту» проводятся наклонные линии («большие кости»). Затем по каждому выделенному фактору определяются возможные причины возникновения проблемы. Эти причины записываются возле горизонтальных стрелок («средне костей»), проведенных к «большим костям». Одновременно с этим (или по завершении определения причин) выявляют «причины причин», т. е. причины рассматривают как следствия и ищут возможный] причины их возникновения. Эти «причины причин» записываются возле маленьких стрелок («мелких костей»), проведенных к «средним костям». На этом построение схемы завершается. Далее анализируется, какие из возможных причин имеют место в действительности, получая при необходимости дополнительную информацию, осуществляя проверку предположений. Важно заметить, что первоначально следует стремиться определить как можно больше возможных причин, не пытаясь оценивать их реалистичность. Это позволит, во-первых, не упу­стить причины, которые на первый взгляд кажутся сомнительными, но при более внимательном рассмотрении могут оказаться действи­тельными. И во-вторых, такой подход даст возможность увидеть максимальный спектр возможных причин и определить их взаимосвязь.

    Пример из диаграммы Исикавы приведен на рис.2.13-2.17.

    Рис.2.13.Диаграмма Исикавы для определения причин неравномерной толщины покрытия наносимого гальваническим способом на металлические детали


    Рис. 2.14. Пример построения диаграммы Исикавы для решения проблемы

    Рис. 2.15. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин неудовлетворенности потребителя

    Рис. 2.16. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин нарушения корпоративного дресс-код

    Рис. 2.17. Причинно-следственная диаграмма для выявления причин неэффективности бухгалтерского учета

    Опыт использования диаграммы Исикавы показывает, что этот способ определения причин возникновения проблем является од­ним из наиболее эффективных инструментов менеджмента. Причем он может использоваться не только при возникновении проблем, т.е. при реактивном управлении, но и в качестве элемента опережающего управления. В последнем случае диаграмма строится для определения тех факторов, от которых зависит достижение желаемого результата. При этом вид диаграммы не меняется, но начинается с записи в «голо­ве рыбы» вместо проблемы результата, который необходимо достичь. Затем определяются факторы, причины и причины причин, аналогич­но выше рассмотренной процедуре. Вот только причины в этом слу­чае более логично называть также факторами, на которые необходимо обращать внимание, чтобы не допустить возникновения проблемы и обеспечить достижение желаемого результата. В качестве примера приведем использование диаграммы Исикавы для определения фак­торов, от которых зависит успешное решение поставленной задачи: успех в спортивных матчах (рис. 2.18).

    Рис.2.18. Пример построения диаграммы Исикавы для решения задачи

    Диаграмма Исикавы обладает следующими преимуществами:

    · позволяет графически отобразить взаимосвязь исследуемой проблемы и причин, влияющих на эту проблему;

    · дает возможность провести содержательный анализ цепочки взаимосвязанных причин, воздействующих на проблему;

    · удобна и проста для применения и понимания персоналом. Для работы с диаграммой

    Исикавы не требуется высокая квалификация сотрудников, и нет необходимости проводитьдлительное обучение.

    К недостаткам данного инструмента качества можно отнести сложность правильного определения взаимосвязи исследуемой проблемы и причин в случае, если исследуемая проблема является комплексной, т.е. является составной частью более сложной проблемы.Другим недостатком может являться ограниченное пространство для построения и прорисовывания на бумаге всей цепочки причин рассматриваемой проблемы. Но данный недостаток может быть преодолен, если диаграмма Исикавы строится с применением программных средств.

    Построение диаграмм Исикавы является творческой работой, требующей хорошего знания рассматриваемого объекта и процессов, в нем происходящих, умения находить причинно-следственные связи. Кроме того, причины (факторы) должны формулироваться достаточно конкретно, и их связь с проблемой (следствием) должна быть вполне очевидной, непосредственной. Только в этом случае диаграмма окажется не только полезным, но и эффективным инструментом устранения причин возникающих проблем.

    Задания для самостоятельной работы.

    Постройте диаграмму «Рыбьи кости» по любой из проблем:

    1. Плохое качество обучения;

    2. Плохо организованное питание в учебном заведении;

    3. Снижение продаж компьютерной техники;

    2.7. Метод «5 почему».

    «Пять почему» - это простой метод поиска причин возникших несоответствий, который позволяет быстро построить причинно-следственные связи. Наиболее популярным этот метод стал в 70-х годах после публикации и распространения информации о производственной системе Toyota. Сам метод был разработан в 40-х годах основателем компании Toyota - Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda).

    Название метода – 5 Почему (Five Whys) происходит от количества задаваемых вопросов. Для того чтобы найти причину несоответствия необходимо последовательно задавать один и тот же вопрос – «Почему это произошло?», и искать ответ на этот вопрос. Число пять выбрано исходя из того, что такого количества обычно достаточно для выявления сути и источника проблемы. Но, несмотря на то что метод называется 5 почему для поиска причин каждого конкретного несоответствия может задаваться как меньшее, так и большее количество вопросов.

    За счет применения метода 5 почему можно выстроить «дерево» причин, т.к. при ответе на поставленный вопрос возможно возникновение нескольких вариантов. Поэтому метод пять почему схож с методом причинно-следственных диаграмм и диаграмм Исикавы . Для графического отображения «дерева» причин применяется древовидная диаграмма .

    Метод 5 почему может применяться как при индивидуальной работе, так и в группе. Групповая работа является предпочтительной, т.к. она позволяет найти более объективные причины решаемой проблемы.

    За счет применения метода пять почему становится возможным определить и составить модель проблемной ситуации и соответственно более объективно работать с выявленным несоответствием. Представление причин в виде дерева позволяет пересматривать какие-то части проведенного анализа, корректировать их и вносить изменения.

    Порядок применения метода 5 почему следующий:

    1. Формулируется несоответствие или проблема, для которой необходимо найти решение. Проблема может быть записана на листе бумаги или карточке. Документирование позволяет рабочей группе прийти к единому мнению как сформулировать несоответствие и тем самым сконцентрироваться на нем.

    2. Задается вопрос «Почему это несоответствие возникло?» или «Почему это произошло?». Определяются варианты ответов на поставленный вопрос. Ответов может быть несколько. Все они записываются под, либо сбоку от проблемы. Ответы необходимо формулировать кратко. Для поиска ответов может применяться метод мозгового штурма . Чтобы структурировать поиск решений по методу пять почему можно предварительно определить основные подобласти, которые приводят к возникновению несоответствия.

    3. Если причины, выявленные на шаге 2, могут быть детализированы далее, то по каждой из выявленных причин опять задается вопрос «Почему это произошло?». Ответы на этот вопрос записываются на третьем уровне детализации.

    4. Проводится проверка возможности дальнейшей детализации причин. Если детализация возможна, то цикл постановки вопроса повторяется. Как правило, чтобы детализировать причины до самого нижнего уровня достаточно 5-ти повторений цикла.

    5. После того как анализ будет завершен, и дальнейшая детализация причин станет невозможна, проводится пересмотр всех выявленных причин и определяются ключевые причины. В ходе пересмотра диаграммы некоторые из причин могут перемещаться с уровня на уровень или дублироваться в различных ветках дерева причин.

    Пример

    Применение метода 5 почему рассматривается на примере решения проблемы - "размытое изображение на печатной копии документа".

    Основные преимущества, которыми обладает метод 5 почему это возможность быстро определить корневые причины поставленной проблемы, легкость освоения и применения.

    Недостатки метода пять почему проявляются при решении сложных и комплексных проблем. В этом случае метод может дать неправильные или субъективные решения. Для комплексных проблем более подходящими являются метод диаграмм Исикавы и метод причинно-следственных диаграмм.



    Поделиться