Пример вертикальной мобильности человека. Вертикальная и горизонтальная социальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

§ Восходящая мобильность - социальный подъем, движение вверх (Например: повышение в должности).

§ Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

10)Понятие соц контроля
Социальный контроль

Социальный контроль - система методов и стратегий, с помощью которых общество направляет поведение индивидов. В обыденном смысле социальный контроль сводится к системе законов и санкций, с помощью которых индивид согласовывает свое поведение с ожиданиями ближних и собственными ожиданиями от окружающего социального мира.

Социология и психология всегда стремились вскрыть механизм внутреннего социального контроля.

Типы социального контроля

Выделяют два типа процессов социального контроля:

§ процессы, побуждающие индивидов к интернализации существующих социальных норм, процессы социализации семейного и школьного воспитания, в ходе которых происходит овнутрение требований общества - социальных предписаний;

§ процессы, организующие социальный опыт индивидов, отсутствие гласности в обществе, гласность - форма контроля общества над поведением господствующих слоев и групп;


11)Основная проблематика социологии рекламы
Главной
проблемой социологии рекламы выступает влияние рекламы на общественную систему в социетальном восприятии и влияние общественной системы на рекламу в конкретно историческом аспекте. Это два аспекта одного и того же процесса. Первый аспект связан с пониманием того, как рекламные образы, создаваемые для продвижения товаров, услуг, идей влияют на само общество, как реклама меняет его культурные, нравственные устои; может ли реклама изменить общественную атмосферу или культурные парадигмы конкретного общества, или она призвана пропагандировать только то, что в обыденной жизни уже есть. Все эти вопросы, в их более широкой постановке – о роли коммуникативных институтов в общественной жизни, активно обсуждаются еще с начала ХХ-го столетия, когда средства массовой информации стали стремительно вторгаться в общественную жизнь. Нельзя сказать, что в настоящий момент эти вопросы нашли свое разрешение.

Вместе с тем нельзя не подчеркнуть и другой аспект проблемы взаимосвязи общества и рекламы, а именно влияния общественных процессов на функционирование рекламы как общественного института. Почему, например, в условиях функционирования советской общественной системы реклама как общественный институт практически отсутствовала, а возникновение зачатков рыночного общественного механизма привело к институционированию рекламы? Что происходит с рекламой в условиях кризиса общественной системы? Каким содержанием наполняется рекламное пространство в период политической нестабильности?

То есть одна из главных проблем социологии рекламы связана с исследованием механизмов, закономерностей функционирования рекламы как общественного института, ее влияния на общество и обратного воздействия общества на рекламу .

Второй блок проблем, который тесно связан с первым, возникает в связи с влиянием рекламы на отдельные институты общества и воздействием этих институтов на различные виды рекламной деятельности. Например, как реклама влияет на семью и как семейный быт влияет на методы, средства распространения информации рекламного характера. Несомненный интерес вызывают проблемы влияния рекламы на воспитательные и образовательные институты общества. И, конечно, рекламистов очень интересует, как изменения в образовательной сфере отразятся на функционировании отдельных видов рекламной практики: реклама на телевидении, в прессе, на радио и т.д.

Особо в этом ряду стоит проблема влияния рекламы на средства массовой информации, поскольку именно средства массовой информации являются основными носителями рекламы. Как, например, повлияет на изменение рекламной практики возникновение интерактивного телевидения? Или функциональное слияние телевизора и компьютера?

Прогноз развития средств массовой информации как носителей рекламы очень важен, поскольку он позволяет прогнозировать развитие рекламного рынка, распределение и перераспределение финансовых потоков между различными субъектами рекламной индустрии.

Таким образом, прогнозирование изменений общественных институтов и влияние этих изменений на формы, способы, средства распространения рекламы выступает одной из главных проблем социологии рекламы.

Третий блок проблем связан с влиянием рекламы на отдельные общественные процессы. Как известно, общество – это постоянно развивающийся социальный организм. Основной вектор развития задается отдельными постоянными общественными процессами. В частности, одним из таких существенных процессов выступает социальная мобильность. Реклама существенным образом меняет восприятие мобильности в общественном сознании, перемещая эту проблему из сферы материального производства в сферу потребления.

Не менее важным выступает процесс лигитимации властных институтов общества. Во многом он связан с политической рекламой, умением специалистов в области политических технологий, используя механизмы и средства политического маркетинга, конституировать демократические институты общества.

Важно также здесь подчеркнуть необходимость анализа влияния рекламы на процесс интеграции и дезинтеграции общественной системы.

Четвертый блок проблем можно описать с помощью понятий «ментальность», «национальный характер», «рекламно-культурные стереотипы», «отечественная реклама», «зарубежная реклама». Другими словами, речь идет о взаимосвязи рекламного воздействия и культуры конкретного общества, о влиянии культуры на рекламу и рекламы на культуру конкретного общества. В практическом смысле это значит: какова эффективность зарубежных рекламных спотов, которых на отечественном телевидении достаточно много? Не отторгаются ли они массовым сознанием, поскольку не учитывают национальную культуру и менталитет отечественных потребителей? Каким должно быть рекламное сообщение, рассчитанное на так называемого «нового русского» или домашнюю хозяйку, не обремененную тугим кошельком? В общем, проблемы менталитет и реклама, культура и реклама, национальные стереотипы и реклама составляют значительный блок вопросов, включенных в предметное поле социологии рекламы.

Если перевести все вышеотмеченные вопросы с достаточно высокого философского уровня на операциональный, связанный с практической деятельностью социолога, то можно сказать, что его при изучении рекламы как общественного института интересует: как реклама влияет на поведение людей, как реклама влияет на общественные настроения, как реклама влияет на интеграцию общественной жизни, как реклама влияет на социальную мобильность, как реклама влияет на лигитимацию власти, на какую систему символов опирается реклама, какие механизмы воздействия использует, с какой эффективностью.


12)Основная проблематика социологии и культуры

13)Основная проблематика социологии образования


Похожая информация.


Что такое социальная мобильность? Очень много студентов рано или поздно начинают задаваться таким вопросом. И ответ на него достаточно прост – это изменение социального слоя. Это понятие очень просто выразить через два сходных – социальный лифт или более легкое, бытовое – карьера. В этой статье мы более детально рассмотрим понятие социальной мобильности, ее типы, факторы и другие категории этой темы.

Для начала необходимо рассмотреть такое понятие , как социальная стратификация. Простым языком – структура общества. Каждый человек занимает какое-то место в этой структуре, имеет определенный статус, количество денег и так далее. Мобильность возникает тогда, когда меняется положение человека в обществе.

Социальная мобильность – примеры

За примерами далеко ходить не нужно. Когда человек начинал с обычного школьника, а стал студентом – пример социальной мобильности. Или человек 5 лет был без постоянного места жительства, а потом устроился на работу – пример социальной мобильности. И когда человек меняет профессию на аналогичную по статусу (например, фрилансер, занимающийся фотошопом и копирайтер) – это тоже пример мобильности .

Возможно, вы знаете пословицу “из грязи в князи”, которая также выражает подмеченный народом переход из одного статуса в другой.

Типы социальной мобильности

Социальная мобильность бывает горизонтальной и вертикальной. Давайте более детально рассмотрим каждый вид.

– это изменение социальной группы при сохранении того же социального статуса. Примеры горизонтальной мобильности – изменение религиозной общины или университета, в котором человек учится. Различают такие виды горизонтальной социальной мобильности:

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность – это то, о чем мечтает огромное количество людей. И точно так же иногда случается, что она вредит. Как так получается? А все очень просто. Но немного подержим интригу и дадим определение, которое вы логически могли вывести немного ранее. Если горизонтальная мобильность – это изменение социальной группы, работы, религии и так далее без изменения статуса, то вертикальная – то же самое, только с повышением статуса.

Вместе с тем, вертикальная мобильность может и не подразумевать изменения социальной группы. Человек может вырасти внутри нее. Например, он стал начальником среди своих расстроенных коллег.

Вертикальная мобильность бывает:

  • Восходящая социальная мобильность. Это когда происходит рост статуса. Например, повышение.
  • Нисходящая социальная мобильность. Соответственно, статус теряется. Например, человек стал бездомным.

Также выделяют такое понятие, как социальный лифт . Это такие очень быстрые социальные лестницы. Хотя многие исследователи не очень любят этот термин, потому что он не очень хорошо описывает специфику продвижения наверх. Тем не менее, социальные лифты существуют. Это такие структуры, в которых человек в любом случае достигнет высот, если будет ответственным исполнителем на протяжении многих лет. Пример социального лифта – армия, где звания даются за количество проведенных на службе лет.

Скоростные лестницы социальной мобильности

Это не совсем лифты, но уже не совсем лестницы. Человеку придется прикладывать усилия для того, чтобы пробиться наверх, но при этом не настолько интенсивные. Если говорить более приземленно, то это те факторы социальной мобильности, которые способствуют продвижению наверх в любом современном обществе . Вот они:

Таким образом, эти пункты, если им следовать, открывают много возможностей перед вами . Главное – начать действовать.

Примеры социальных лифтов

В качестве примеров социальных лифтов можно привести брак, армию, воспитание, подъем по религиозной организации и прочее. Вот полный список, приведенный Сорокиным:

Не пропустите: понятие , ее проблемы и функции в философии.

Социальная мобильность в современном обществе

Сейчас открываются очень большие возможности перед людьми. Пробиться сейчас на вершину вообще просто. А все благодаря рыночной экономике и демократии. Современная политическая система в большинстве стран располагает к тому, чтобы люди становились успешными. Что касается наших реалий, все намного оптимистичнее, чем в советские времена, где фактическими единственными социальными лифтами была армия и партия, но хуже, чем в Америке в силу больших налоговых ставок, плохой конкуренции (очень много монополистов), высокие кредитные ставки для предпринимателей.

Проблема российского законодательства в том, что предпринимателям нередко приходится балансировать на грани, чтобы пробиться в карьере. Но нельзя сказать, что это невозможно. Просто напрягаться придется значительно сильнее.

Примеры быстрой социальной мобильности

Существует огромное количество людей, которые смогли достаточно быстро добиться больших высот. Тем не менее, у каждого понятие “быстро” свое. Для кого-то успех за десять лет – это достаточно быстро (что объективно так), а для кого-то и два года является непозволительной роскошью.

Обычно когда люди ищут примеры людей, которые быстро добились успеха, надеются, что их пример покажет им, что необязательно что-то делать. Но это катастрофически не так . Работать придется, и много, и даже совершать кучу провальных попыток. Так, Томас Эдисон перед тем как сделать лампочку дешевой, перепробовал 10 тысяч различных комбинаций, его компания 3 года терпела убытки, и только на четвертый год он достиг ошеломительного успеха. Быстро ли это? Автор статьи считает, что да. Быстро достичь социального успеха возможно лишь в том случае, если совершать очень большое количество продуманных действий и попыток каждый день. А для этого нужна недюжинная сила воли.

Выводы

Итак, социальная мобильность – это изменение места в структуре общества. Причем по статусу человек может оставаться таким же (горизонтальная мобильность), выше или ниже (вертикальная мобильность). Лифт – это институт, в рамках которого становится доступным достаточно быстрое продвижение по лестнице успеха. Выделяют такие лифты, как армия, религия, семья, политика, образование и так далее. Факторы социальной мобильности – образование, деньги, предпринимательство, связи, мастерство, репутация и прочее.

Типы социальной мобильности: горизонтальная и вертикальная (восходящая и нисходящая).

В последнее время характерна большая мобильность, нежели раньше, особенно на постсоветском пространстве, но еще есть куда идти. Особенности социальной мобильности таковы, что каждый может стать успешным, но не всегда – в желаемой сфере . Все зависит от общества, где человек хочет двигаться в восходящем направлении.

Вертикальная социальная мобильность – это перемещение индивида из одного социального уровня в другой, с изменением социального статуса. Вертикальная мобильность может быть как восходящая, связанная с повышением статуса, так и нисходящая, предполагающая его понижение.

Вертикальная и горизонтальная мобильности связаны между собой: чем интенсивнее движение "по горизонтали", пусть без заметного повышения социального статуса, тем больше накапливается возможностей (связей, знаний, опыта и т.д.) для последующего восхождения по социальной лестнице.

Мобильность, как горизонтальная, так и вертикальная, может быть индивидуальной, связанной с изменением социального статуса и положения в социальном пространстве отдельного индивида, и групповой, предполагающей перемещение целых групп. Все виды мобильности могут происходить добровольно, когда индивид или целенаправленно изменяет свое положение в социальном пространстве, и принудительно, когда перемещения и изменения статуса происходят независимо от воли людей или даже вопреки ей. Обычно восходящая индивидуальная добровольная мобильность связана с волевыми усилиями и активной деятельностью по повышению социального статуса. Однако существует и нисходящая добровольная мобильность, обусловленная личным решением индивида отказаться от высокого статуса ради тех благ, которые может давать низкий статус. Примером такой мобильности в современном обществе является дауншифтинг – сознательное и добровольное понижение профессионального и экономического статуса ради увеличения количества свободного времени, которое можно потратить на увлечения, саморазвитие, на воспитание детей и т.д.

По степени доступности социальной мобильности и интенсивности перемещений индивидов различаются открытые и закрытые общества. В открытых обществах мобильность доступна большинству индивидов и групп. По интенсивности вертикальной мобильности можно судить о демократичности общества – интенсивность вертикальной мобильности меньше в закрытых, недемократических странах и наоборот. В реальной жизни нет ни абсолютно открытых, ни абсолютно закрытых обществ – всегда и везде есть как разнообразные каналы и лифты мобильности, так и фильтры, ограничивающие доступ к ним. Каналы социальной мобильности обычно совпадают с основаниями стратификации и связаны с изменением экономического, политического, профессионального статуса, престижа. Социальные лифты делают возможным быстрое изменение социального статуса – его повышение или понижение. К основным социальным лифтам относятся такие виды деятельности и связанные с ними социальные институты, как предпринимательская и политическая деятельность, образование, церковь, военная служба. Об уровне социальной справедливости в современных обществах судят по доступности каналов мобильности и социальных лифтов.

Социальные фильтры (П. А. Сорокин использовал понятие "социальное сито") – это институты, ограничивающие доступ к восходящей вертикальной мобильности для того, чтобы на высшие уровни социальной иерархии попадали наиболее достойные члены общества. Примером фильтра является система экзаменов, предназначенная для того, чтобы отобрать для обучения наиболее подготовленных и профессионально пригодных индивидов.

Кроме того, проникновение в высокостатусные социальные группы, как правило, ограничено различными фильтрами, и чем выше статус группы, тем они сложнее и труднее для проникновения. Недостаточно соответствовать уровню высшего класса по доходам и обеспеченности, чтобы быть его полноценным членом, надо вести соответствующий образ жизни, обладать адекватным культурным уровнем, и т.д.

Восходящая социальная мобильность существует в любом обществе. Даже в обществах с преобладанием предписанного социального статуса, передающегося по наследству и санкционированного традицией, например в индийском кастовом обществе или европейском сословном, существовали каналы мобильности, хотя доступ к ним был весьма ограничен и затруднителен. В индийской кастовой системе, которая справедливо считается примером наиболее закрытого общества, исследователи прослеживают каналы индивидуальной и коллективной вертикальной мобильности. Индивидуальная вертикальная мобильность была связана с выходом из кастовой системы вообще, т.е. с принятием другой религии, например сикхизма или ислама. А групповая вертикальная мобильность была возможна и в рамках кастовой системы, и связана с весьма сложным процессом повышения статуса всей касты через теологическое обоснование ее более высокой религиозной харизмы.

Следует помнить, что в закрытых обществах ограничения на вертикальную мобильность проявляются не только в затрудненности повышения статуса, но и в наличии институтов, снижающих риски его понижения. К ним относятся общинная и клановая солидарность и взаимопомощь, а также отношения типа "патрон – клиент", предписывающие покровительство нижестоящим в обмен на их лояльность и поддержку.

Социальная мобильность имеет тенденцию к флуктуации. Ее интенсивность изменяется от общества к обществу, а в рамках одного и того же общества отмечаются сравнительно динамичные и стабильные периоды. Так, в истории России периодами рельефно выраженных перемещений были периоды правления Ивана Грозного, царствования Петра I, Октябрьской революции. В эти периоды по всей стране старая правительственная верхушка практически уничтожалась, а люди из низших социальных слоев занимали высшие управленческие должности.

Значимыми характеристиками закрытости (открытости) общества являются внутрипоколенная мобильность и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность показывает изменения социального статуса (как повышение, так и понижение), которые происходят в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность демонстрирует изменения статуса последующего поколения относительно предыдущего ("детей" относительно "отцов").

Распространено мнение, что в закрытых обществах с сильными традициями и преобладанием предписанных статусов "дети" скорее воспроизводят социальные позиции, профессии, образ жизни "отцов", а в открытых обществах – выбирают собственный жизненный путь, зачастую сопряженный с изменением социального статуса. В некоторых социальных системах следование по пути родителей, создание профессиональной династии рассматривается как морально одобряемый образ действий. Так, в советском обществе при наличии реальных возможностей социальной мобильности, открытости доступа к таким лифтам, как образование, политическая (партийная) карьера для выходцев из низших социальных групп, особо поощрялось создание "рабочих династий", воспроизводящих из поколения в поколение профессиональную принадлежность и обеспечивающих передачу особых навыков профессионального мастерства. Однако следует отметить, что и в открытом обществе принадлежность к высокостатусной семье уже создает предпосылки для воспроизведения этого статуса в следующих поколениях, а низкий статус родителей накладывает определенные ограничения на возможности вертикальной мобильности детей.

Социальная мобильность проявляется в разных формах и, как правило, сопряжена с экономической мобильностью, т.е. флуктуациями экономического положения индивида или группы. Вертикальная социально-экономическая мобильность связана с ростом или падением благосостояния, и основным се каналом является хозяйственная и предпринимательская, профессиональная деятельность. Кроме того, на экономическую мобильность могут влиять и другие формы мобильности, например, рост властных возможностей в контексте политической мобильности влечет за собой, как правило, и улучшение экономического положения.

Исторические периоды, сопровождающиеся ростом социально-экономической мобильности в обществе, совпадают с интенсивными социально-экономическими изменениями, реформами, революциями. Так, в России начала XVIII в., во время реформ Петра I, возросла социальная мобильность в целом, произошла ротация элит. Для российского торгово-экономического класса реформы были связаны с принципиальными изменениями состава и структуры, повлекшими за собой потерю экономического статуса (нисходящую мобильность) значительной части прежних крупных предпринимателей, и быстрое обогащение (вертикальную мобильность) других, нередко пришедших в крупное предпринимательство из мелкого ремесла (например, Демидовы) или из других сфер деятельности. В эпоху революционных изменений в начале XX в. произошла резкая нисходящая мобильность практически всей экономической верхушки российского общества, вызванная насильственными действиями революционных властей – экспроприациями, национализацией промышленности и банков, массовыми конфискациями имущества, отчуждением земель и т.д. Одновременно утратили свои экономические позиции и непредпринимательские, но относящиеся к профессиональным элитам и потому обладающие сравнительно высоким материальным статусом, группы населения – генералитет, профессура, техническая и творческая интеллигенция и т.д.

Из приведенных примеров очевидно, что экономическая мобильность может осуществляться следующим образом:

Индивидуально, когда отдельные индивиды меняют свое экономическое положение независимо от положения группы или общества в целом. Здесь важнейшими социальными "лифтами" являются как создание экономических организаций, т.е. предпринимательская деятельность, повышение профессионального уровня, так и социальная мобильность, связанная с переходом в группу, обладающую более высоким материальным статусом. К примеру, в период постсоветских реформ в экономике в России 90-х гг. XX в. переход офицеров или ученых в менеджмент означал повышение благосостояния;
в групповой форме, в связи с ростом материального благосостояния группы в целом. В России 1990-х гг. многие социальные группы, в советский период считавшиеся экономически состоятельными – офицеры, научная и техническая интеллигенция и др. утратили прежние высокие зарплаты и совершили резкую нисходящую экономическую мобильность без изменений социального, профессионального, политического статуса. Целый ряд других групп, напротив, повысили свое материальное благосостояние без фактических изменений в других аспектах своего статуса. Это, прежде всего, государственные служащие, юристы, некоторые категории творческой интеллигенции, менеджеры, бухгалтеры и т.д.

Обе формы экономической мобильности интенсифицируются в периоды реформ и преобразований, но возможны и в спокойные периоды.

Как мы уже отмечали, абсолютно закрытых обществ не бывает, и возможности вертикальной экономической мобильности есть даже в тоталитарных обществах, однако они могут быть связаны с ограничениями экономической стратификации в целом: возможен рост благосостояния в связи, например, с получением высокооплачиваемой профессии, но этот рост будет невелик относительно других профессиональных групп. Запрет на предпринимательскую деятельность, безусловно, существенным образом ограничивает и абсолютные, и относительные возможности вертикальной экономической мобильности в обществах советского типа. Однако и нисходящая мобильность в виде потери источников средств существования, жилья и т.д. здесь ограничена в связи с наличием социальных гарантий и общей уравнительной политикой. Демократические общества с развитыми экономическими свободами представляют возможности обогащения путем предпринимательской деятельности, однако возлагают на самого индивида бремя риска и ответственности за принятые решения. Поэтому здесь существует и опасность нисходящей мобильности, сопряженной с рисками экономических флуктуаций. Это могут быть как индивидуальные потери, так и групповая нисходящая мобильность. Например, дефолт в России (а также в Великобритании и ряде стран Юго-Восточной Азии) привел не только к разорению отдельных предпринимателей, но и временному понижению материального уровня (нисходящей мобильности) целых профессиональных групп.

3.1 Вводные замечания

Люди находятся в постоянном движении, а общество -- в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений их статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение -- излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц -- королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако история человечества складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. На смену земельной аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии вытесняются из современного производства представителями так называемых белых воротничков -- инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции перекраивали социальную структуру общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия, все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение -- явление добровольное, а нисхождение -- принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие позиции, но и обладатели низких желают того же самого для себя и своих детей. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто -- вниз.

В этой главе мы рассмотрим сущность, причины, типологию, механизмы, каналы социальной мобильности, а также факторы, влияющие на нее.

3.2 Классификация мобильности

Существуют два основных вида социальной мобильности -- межпоколенная и внутрипоколенная и два основных типа -- вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности относится к долговременным, а второй -- к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором -- перемещение из сферы физического труда в сферу умственного.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз).

Повышение в должности -- пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование -- пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Примером служат перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса.

Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия на другое.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Можно проложить классификацию социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх или по горизонтали происходит у каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда перемещения происходит коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позицииновому классу.

Индивидуальная мобильность и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым и достигаемым статусами. Как вы думаете, индивидуальной мобильности больше соответствует приписываемый или достигаемый статус? (Попробуйте сначала разобраться в этом самостоятельно, а потом прочитайте главу до конца.)

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них, иногда выделяют организованную мобильность, когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляется государством

а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К добровольной организованной мобильности следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки и т.п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и раскулачивание в годы сталинизма.

От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность. Она вызвана изменениями в структуре народного хозяйства и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов. Скажем, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей. В 50--70-е годы в СССР проводилось сокращение малых деревень и их укрупнение.

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности различаются так.

Главные виды характеризуют все или большинство обществ в любую историческую эпоху. Разумеется, интенсивность или объем мобильности не везде одинаковы.

Неглавные виды мобильности присущи одним типам общества и не присущи другим. (Подыщите конкретные примеры в доказательство данного тезиса.)

Главные и неглавные виды (типы, формы) мобильности существуют в трех основных сферах общества -- экономической, политической, профессиональной. Мобильность практически не происходит (за редким исключением) в демографической сфере и достаточно ограниченна в религиозной сфере. Действительно, мигрировать из мужчины в женщину невозможно, а переход из детского возраста в юношеский не относится к мобильности. Добровольное и насильственное изменение религии в человеческой истории происходило неоднократно. Достаточно вспомнить крещение Руси, обращение в христианскую веру индейцев после открытия Колумбом Америки. Однако такие события происходят нерегулярно. Они представляют интерес скорее для историков, нежели для социологов.

Обратимся теперь к конкретным видам и типам мобильности.

3.3 Групповая мобильность

Она происходит там и тогда, где и когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного высокого положения. Брахманы стали высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход власти от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г.н.э. почти все население Римской империи получило статус римского гражданства. Благодаря этому огромные массы людей, ранее считавшихся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов и готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические роды, а им на смену приходили новые. Чужестранцы основывали новые династии и новую знать.

Как показал на огромном историческом материале П.Сорокин, причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

социальные революции;

иностранные интервенции, нашествия;

межгосударственные войны;

гражданские войны;

военные перевороты;

смена политических режимов;

замена старой конституции новой;

крестьянские восстания;

междоусобная борьба аристократических родов;

создание империи.

Групповая мобильность имеет место там, где происходит изменение самой системы стратификации.

3.4 Индивидуальная мобильность: сравнительный анализ

Социальная мобильность в США и бывшем СССР имеет как сходные, так и отличительные черты. Сходство объясняется тем, что обе страны -- индустриально развитые державы, а различия объясняются своеобразием политического режима правления. Так, исследования американских и советских социологов, охватывающие примерно один и тот же период (70-е годы), но проведенные независимо друг от друга, дали одни и те же цифры: до 40% служащих и в США, и в России происходят из рабочих; и в США, и в России в социальную мобильность вовлечено более двух третей населения.

Подтверждается и другая закономерность: на социальную мобильность в обеих странах наибольшее влияние оказывает не профессия и образование отца, а собственные достижения сына в обучении. Чем выше образование, тем больше шансов продвинуться вверх по социальной лестнице.

И в США, и в России обнаружен другой любопытный факт: хорошо образованный сын рабочего имеет столько же шансов продвинуться, сколько плохо образованный выходец из средних классов, в частности служащих. Хотя второму могут помогать родители.

Своеобразие США заключается в большом потоке иммигрантов. Неквалифицированные работники -- иммигранты, прибывающие в страну со всех частей света, занимают нижние ступеньки социальной лестницы, вытесняя или поторапливая с продвижением вверх коренных американцев. Тот же эффект оказывает миграция из села, причем не только в США, но и в России.

В обеих странах восходящая мобильность до сих пор в среднем на 20% превышала нисходящую. Но оба типа вертикальной мобильности по-своему уступали горизонтальной мобильности. Это означает следующее: в двух странах высок уровень мобильности (до 70--80% населения), но на 70% это горизонтальная мобильность -- перемещение в границах одного и того же класса и даже слоя (страты).

Даже в США, где, согласно поверью, каждый метельщик может стать миллионером, сохраняет силу сделанное еще в 1927 г. П.Сорокиным заключение: большинство людей начинают свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями социальном уровне и лишь очень немногим удается значительно продвинуться вперед. Иначе говоря, средний гражданин за жизнь перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, редко кому удается шагнуть сразу на несколько ступеней.

Так, поднимаются из рабочих в верхний--средний класс 10% американцев, 7% японцев и голландцев, 9% англичан, 2% французов, немцев и датчан, 1% итальянцев. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи в обеих странах относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитания;

место жительства;

выгодный брак.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Они не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин во дворянстве. (Вспомните других литературных персонажей, которые иллюстрировали бы поверхностное усвоение манер поведения при перемещении из одного класса, слоя в другой.)

Во всех индустриально развитых странах женщинам продвинуться вверх сложнее, чем мужчинам. Часто они повышают свой социальный статус лишь благодаря выгодному замужеству. Поэтому, устраиваясь на работу, женщины такой ориентации выбирают те профессии, где вероятнее всего найти "подходящего мужчину". Как вы думаете, что это за профессии или места работы? Приведите примеры из жизни или литературы, когда замужество выступало в роли "социального лифта" для женщин незнатного происхождения.

В течение советского периода наше общество представляло собой самое мобильное в мире общество наряду с Америкой. Доступное всем слоям бесплатное образование открывало перед каждым такие же возможности продвижения, какие существовали только в США. Нигде в мире элита общества за короткий срок не формировалась буквально из всех слоев общества. В конце этого периода мобильность замедлилась, но в 90-е годы снова возросла.

Самым динамичным советское общество было не только в плане образования и социальной мобильности, но и в области индустриального развития. Долгие годы СССР удерживало первые места по темпам индустриального прогресса. Все это признаки современного индустриального общества, которые выдвинули СССР, о чем писали западные социологи, в число лидирующих стран мира по темпам социальной мобильности.

3.5 Структурная мобильность

Новые вакансии в вертикальной мобильности открывает индустриализация. Развитие промышленности три столетия назад потребовало превращения крестьянства в пролетариат. На поздней стадии индустриализации рабочий класс стал самой многочисленной частью занятого населения. Основным фактором вертикальной мобильности являлась система образования.

Индустриализация связана не только с межклассовыми, но и с внутриклассовыми изменениями. На стадии конвейерного или массового производства в начале XX века преобладающей группой оставались мало- и неквалифицированные рабочие. Механизация, а затем автоматизация потребовали расширения рядов квалифицированных и высококвалифицированных рабочих. В 50-е годы в развитых странах 40% рабочих были мало- или неквалифицированными. В 1966 г. таких осталось 20%.

По мере того, как сокращался неквалифицированный труд, росли потребности в служащих, менеджерах, бизнесменах. Сфера промышленного и сельскохозяйственного труда сужалась, а сфера обслуживания и управления расширялась.

В индустриальном обществе структура народного хозяйства определяет мобильность. Иными словами, профессиональная мобильность в США, Англии, России или Японии зависит не от индивидуальных особенностей людей, а от структурных особенностей экономики, отношения отраслей и происходящих здесь сдвигов.

Изменение структуры деятельности населения США

Количество занятых в сельском хозяйстве США сократилось с 1900 по 1980 г. в 10 раз. Мелкие фермеры превратились в респектабельный класс мелких буржуа, а сельскохозяйственные рабочие пополняли ряды рабочего класса. Страта профессионалов и менеджеров за тот период удвоилась. Численность торговых работников и клерков увеличилась в 4 раза.

Подобные трансформации характерны для современных обществ: от фермы к фабрике на ранних стадиях индустриализации и от фабрики к офису на поздних. Сегодня в развитых странах свыше 50% рабочей силы заняты умственным трудом в сравнении с 10--15% в начале века.

В течение этого столетия в индустриальных странах сокращались вакансии рабочих специальностей и расширялись в сфере управления. Но управленческие вакансии заполнялись представителями не рабочих, а среднего класса. Тем не менее, количество управленческих профессий росло быстрее, чем увеличивалось количество детей в среднем "классе, способных заполнить их. Образовавшийся в 50-е годы вакуум частично заполняла рабочая молодежь.

Это стало возможным благодаря доступности для рядовых американцев высшего образования.

В развитых капиталистических странах индустриализация завершилась раньше, чем в бывших социалистических (СССР, ГДР, Венгрия, Болгария и др.). Отставание не могло не сказаться на характере социальной мобильности: в капиталистических странах доля руководителей и интеллигенции -- выходцев из рабочих и крестьян -- составляет одну треть, а в бывших социалистических странах -- три четверти. В странах типа Англии, давно прошедших стадии индустриализации, доля рабочих крестьянского происхождения очень низка, здесь больше так называемых потомственных рабочих. Напротив, в восточноевропейских странах эта доля очень высока и достигает порой 50%.

Именно благодаря структурной мобильности два противоположных полюса профессиональной пирамиды оказались наименее подвижными. В бывших социалистических странах самыми закрытыми были два слоя -- слой высших руководителей и расположенный внизу пирамиды слой подсобных рабочих -- слои, заполняющие самую престижную и самую не престижную сферы деятельности. (Попробуйте самостоятельно ответить на вопрос "почему?")

3.6 Объем и дистанция мобильности

Социальная мобильность измеряется при помощи двух главных показателей.

Дистанция мобильности -- это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось опуститься индивидам.

Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция -- неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.

Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества ко всему населению, то -- относительным и указывается в процентах.

Совокупный объем или масштаб мобильности определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный -- по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, -- к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.

С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый -- это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй -- коэффициент мобильности входа в социальный слой. Он свидетельствует о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

3.7 Демографические факторы мобильности

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна профессиональная, для взрослых -- экономическая, для пожилых -- политическая мобильность.

Уровень рождаемости неодинаково распределен по классам. У низших классов, как правило, больше детей, а у высших -- меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается.

Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т.п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые могли бы заполнить их рабочие места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить социальная мобильность в современном обществе.

Высокая и низкая рождаемость в разных классах создает для вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения в разных странах. Страты, как и страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

3.8 Мобильность в СССР

Советские социологи в 60--80-е годы достаточно активно изучали меж- и внутрипоколенную, а также меж- и внутриклассовую мобильность. Основными классами считались рабочие и крестьяне, а классоподобной прослойкой -- интеллигенция.

Переход между этими тремя группами называется межклассовыми перемещениями, а переход внутри группы -- внутриклассовыми. Если рабочий, крестьянин или интеллигент повышал уровень образования и переходил с мадеквалифицированной к средне- или высококвалифицированной должности, оставаясь рабочим, крестьянином или интеллигентом, то он совершал внутриклассовое перемещение.

Когда рабочие, крестьянство и интеллигенция пополняются в основном за счет выходцев из своего класса, говорят о самовоспроизводстве класса или воспроизводстве его на собственной основе. Согласно крупномасштабным исследованиям (они охватывают страну, целые регионы или города), проведенным в разные годы Ф.Р.Филипповым, М.Х. Титмой, Л.А. Гордоном, В.Н. Шубкиным, 2/3 интеллигенции пополняется за счет выходцев из этой группы. Еще выше эта доля среди рабочих и крестьян. Дети рабочих и крестьян переходят в категорию интеллигентов чаще, чем дети интеллигентов становятся крестьянами и рабочими.

Переход из крестьян и рабочих в интеллигенцию называется вертикальной межклассовой мобильностью. В 30--50-е годы она была особенно активной. Старая интеллигенция была уничтожена, ее место заняли выходцы из рабочих и крестьян. Сформировалась новая социальная общность -- "народная интеллигенция ". Партия большевиков выдвигала на руководящие посты в промышленности, сельском хозяйстве, госаппарате простых людей. Их называли "красными директорами", "выдвиженцами". Но в 60--80-е годы межклассовая мобильность замедлилась. Наступил период стабилизации.

На первый план выступила внутриклассовая мобильность, в 70--80-е годы на нее приходилось до 80% всех перемещений. Внутриклассовую мобильность еще называют переходом от простого труда к сложному. Рабочий остается рабочим, но его квалификация постоянно растет.

Интересны данные о демографическом составе перемещающихся. В целом женщины мобильнее мужчин, молодые мобильнее пожилых. Но мужчины в своей карьере чаще, чем женщины, перепрыгивают через несколько ступеней. Последние предпочитают передвигаться постепенно. Из малоквалифицированных рабочих в высококвалифицированные и в специалисты мужчины продвигаются в несколько раз чаще женщин, для которых обычное дело -- переход из высококвалифицированных рабочих в специалисты.

Опрос людей и анализ трудовых книжек убеждает в том, что 90% всех перемещений приходится на первое десятилетие трудовой деятельности, 9% на второе, 1%

На третье. На начальный период приходится до 95% так называемых возвратных перемещений, когда люди возвращаются на ту позицию, которую покинули. Подобные данные лишь подтверждают то, что известно всем на уровне здравого смысла: молодежь ищет себя, пробует разные профессии, уходит и возвращается.

3.9 Каналы вертикальной мобильности

Самое полное описание каналов вертикальной мобильности дано П.Сорокиным. Только он их называет "каналами вертикальной циркуляции". Он считает, что поскольку вертикальная мобильность в той или иной степени существует в любом обществе, даже в первобытном, между стратами нет непроходимых границ. Между ними существуют различные "отверстия", "лифты", "мембраны", по которым индивиды перемешаются вверх и вниз.

Особый интерес представляют социальные институты

Армия, церковь, школа, семья, собственность, которые используются в качестве каналов социальной циркуляции. П.Сорокин приводит следующие данные.

Армия наиболее интенсивно функционирует в качестве такого канала не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время солдаты продвигаются благодаря таланту и храбрости. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Известно, что из 92 римских императоров 36 достигли этого, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон и его окружение -- маршалы, генералы и назначенные им короли Европы -- вышли из простолюдинов. Кромвель, Грант, Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов к вершинам общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом, папа Григорий VII -- сын плотника. П.Сорокин изучил историю 144 римских католических пап и установил, что 28 вышли из низов, а 27 -- из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI веке папой Григорием VII, обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому после смерти должностных лиц освободившиеся позиции заполнялись новыми людьми.

Помимо восходящего движения церковь была каналом нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты образования и воспитания, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. США и СССР относятся к обществам, где школы доступны всем членам. В таком обществе "социальный лифт" движется с самого низа, проходит по всем этажам и достигает самого верха.

США и СССР -- самый яркий пример того, как можно добиться впечатляющих успехов, стать великими индустриальными державами мира, придерживаясь противоположных политических и идеологических ценностей, но в одинаковой степени обеспечив своим гражданам равные возможности в получении образования.

Британия представляет другой полюс, на котором привилегированные школы доступны только высшим слоям населения. "Социальный лифт" короткий: он движется только по верхним этажам социального здания.

Пример "длинного лифта" представляет древний Китай. В эпоху Конфуция школы были открыты для всех классов. Каждые три года устраивались экзамены. Лучшие ученики, независимо от их семейного статуса, отбирались и переводились в высшие школы, а затем в университеты, откуда они попадали на высокие правительственные посты. Под влиянием Конфуция правительство мандаринов слыло правительством китайских интеллектуалов, возвеличенных благодаря школьному "механизму". Образовательный тест выполнял как бы роль всеобщего избирательного права.

Таким образом, китайская школа постоянно возвышала простых людей и препятствовала автоматическому продвижению представителей высших слоев, если они не соответствовали профессиональным требованиям. В результате служебные обязанности в правительстве выполнялись достаточно квалифицированно, а должности занимались исходя из личных талантов.

Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они -- один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII веках европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а незнатное происхождение. Такими же были последние периоды истории Древней Греции и Рима.

П. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, в 29% случаев это позволяет сделать занятие фабриканта, в 21% -- банкира и биржевика, в 12% -- торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе распространенным был брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив каждый то, что хотел.

Пример нисходящей мобильности мы находим в античности. По римскому закону, свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становилась рабыней и теряла статус свободного гражданина.

Даже примитивные общества были заинтересованы в том, чтобы ими управляли самые одаренные. Но как обнаружить врожденные таланты, если нет специальных методов и техники? Древние нашли очень простой способ. Путем эмпирического наблюдения они установили, что у умных родителей чаще рождаются умные дети, и наоборот. Тезис о наследовании качеств родителей прочно утвердился в сознании наших предков. Именно он лежит в основе запрета межкастовых браков. Чем ниже социальное положение, тем меньше добродетелей имеют родители и наследуют их дети, и наоборот. Так постепенно возник институт наследования социального статуса родителей детьми: рожденный в семье с высоким социальным рангом заслуживает также высокого ранга.

Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса.

Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии. В бедных семьях родители не могли дать подобающего образования и воспитания. Поэтому именно из знатных семей рекрутировалась управленческая элита. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Древние общества в большей мере заботились о стабильности семьи, ибо она для них являлась одновременно и школой, и центром профессиональной подготовки, и производственным объединением, и многим другим. Когда семья стала терять свое значение, ореол святости, браки стали легко распадаться, а разводы превратились в повседневное событие, обществу пришлось брать на себя все эти функции. Возникли школы вне семьи, производство вне семьи, обслуживание вне семьи.

Теперь дети остаются в семье, только пока они несовершеннолетние. Фактически же они растут вне семьи. Утратилось значение чистоты крови, унаследованных качеств. Людей все больше начинают оценивать не по их семейному происхождению, а по личным качествам.

3.10 Групповая замкнутость

Возведение социальных барьеров и перегородок, ограничение доступа в другую группу либо замыкание группы в самой себе называется социальной клаузулой (social closure). Об этом явлении писал еще М.Вебер. Активно обсуждается эта проблема и в современной социологии. Клаузула одновременно обозначает процесс и результат.

В молодом, быстро развивающемся обществе вертикальная мобильность идет очень интенсивно. Россия эпохи Петра I и Советская Россия в 20--30-е годы, Россия эпохи перестройки (90-е годы XX века) -- примеры подобного общества. Выходцы из низших классов, благодаря счастливым обстоятельствам, трудолюбию или изворотливости, быстро продвигались наверх. Здесь для них было уготовано множество вакансий.

Но вот все места заполняются, движение вверх замедляется. Новый класс богачей загораживается от общества множеством социальных барьеров. Попасть в него теперь неимоверно сложно. Социальная группа закрылась.

В США и Японии в высший класс поднимается только 7--10% рабочих. Дети бизнесменов, политиков, юристов имеют в 5--8 раз больше возможностей следовать за своими отцами, чем это могло быть, если бы общество было совершенно открытым. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть. Богатые устраивают своих детей в привилегированные школы и университеты, которые стоят дорого, но дают прекрасное образование.

Хорошее образование -- необходимое условие для того, чтобы получить высокопрестижную профессию или должность: дипломата, министра, банкира, профессора. Именно высший класс принимает законы, которые выгодны ему и невыгодны другим.

Современное общество становится все более неподвижным и закрытым для перемещений. Высшие должности, которые на раннем этапе являлись выборными, на поздних этапах становятся наследуемыми. В Древнем Египте только на поздних этапах появился строгий обычай наследования официальных постов. В Спарте на самых ранних этапах иностранцы допускались в ранг полноценных граждан, позднее это стало исключением. В 451 г. до н.э. Перикл ввел закон, по которому привилегия свободного гражданства предоставлялась лишь тем, у кого оба родителя были уроженцами Аттики и свободными (полными) гражданами. В Римской империи к концу ее существования все социальные страты и группы стали совершенно закрытыми.

В Венеции в 1296 г. слой аристократии был открытым, а с 1775 г., когда аристократия утратила былое значение, ранги становятся закрытыми. Ранг королевской знати в раннефеодальной Европе был доступен любому, но впоследствии становится непроницаемым для новых людей.

В Англии после XVI века, а во Франции после XVII века стремление к кастовой замкнутости стало проявляться и среди буржуазии.

Таким образом, тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам. Она характеризует стабилизацию социальной жизни, переход от раннего к зрелому этапу развития, а также возрастание роли приписываемого статуса и снижение роли достигаемого.

Социальное закрытие высшего класса в России стало наблюдаться уже и 1993 г. До того, т.е. в период с 1989 по 1992 г., возможности обогатиться и продвинуться наверх для всех россиян были открытыми, хотя и неравными. Известно, что емкость высшего класса объективно ограничена и составляет не более 3--5% от численности населения. Легкость, с какой делались крупные капиталы в 1989--1992 гг., исчезла. Сегодня, чтобы получить доступ в элиту, необходимы капиталы и возможности, какими большинство людей не располагает. Происходит как бы закрытие высшего класса, он принимает законы, которые ограничивают доступ в его ряды, создает частные школы. Сфера развлечений элиты уже недоступна другим категориям. Она включает не только дорогие салоны, пансионаты, бары, клубы, но и отдых на мировых курортах.

Вместе с тем, открыт доступ в сельский и городской средний класс. Прослойка фермеров крайне незначительна и не превышает 1%. Средние городские слои еще не сформировались. Но их пополнение зависит от того, как скоро "новые русские" и руководство страны будут оплачивать квалифицированный умственный труд не по прожиточному минимуму, а по его рыночной цене.

В стабильных обществах -- США, Англии, Франции, Германии и некоторых других -- высший класс давно уже стал потомственным. Накопление богатств началось внутри родственных кланов, создававшихся взаимными браками несколько столетий назад. В США высший класс сохраняет семейную непрерывность во времени с XVIII века и восходит корнями к переселенцам из Северной Ирландии. Социализация детей в закрытых школах, а затем практика в родительских областях деятельности, корпорациях и компаниях обособляют высший класс от остального общества. У него формируются собственная система ценностей, социальных норм, этикет, правила поведения и стиль жизни. Т. Веблен называл его демонстративно расточительским. В современном российском обществе у высшего класса есть вторая черта -- демонстративная роскошь, но нет первой -- наследственности. Но и она начинает активно формироваться благодаря закрытию высшей страты.

3.11 Миграция

Миграцией называется переселение людей из страны в страну, из района в район, из города в деревню (и обратно), из города в город, из деревни в деревню. Иными словами, миграция -- это территориальные перемещения. Они бывают сезонными, т.е. зависящими от времени года (туризм, лечение, учеба, сельхозработы), и маятниковыми -- регулярные передвижения из данного пункта и возвращение в него. Такие виды миграции являются временными и возвратными.

Различают также иммиграцию и эмиграцию.

Миграция -- перемещение населения внутри одной страны.

Эмиграция -- выезд за пределы страны на постоянное место жительства или на длительное проживание.

Иммиграция -- въезд в данную страну на постоянное место жительство или на длительное проживание.

Итак, иммигранты -- вселяющиеся, а эмигранты -- выселяющиеся (добровольно или вынужденно).

Эмиграция снижает численность населения. Если уезжают наиболее талантливые и квалифицированные жители, то снижается не только численность, но и качественный состав населения. Иммиграция повышает численность населения.

Приезд в страну высококвалифицированной рабочей силы повышает качественный состав населения, а малоквалифицированной -- вызывает обратные последствия.

Благодаря эмиграции и миграции возникали новые города, страны, заселялись целые континенты. Известно, что в городах рождаемость невысока и постоянно снижается. Следовательно, все крупные города, особенно города-миллионеры, возникли благодаря миграции.

После открытия Колумбом Америки сюда из Европы двинулись тысячи и миллионы переселенцев. Северная Америка, Латинская Америка и Австралия превратились в государства благодаря крупным миграционным процессам. Миграционным путем осваивалась Сибирь.

Всего в XVIII в. из Европы исходили два мощных потока миграции -- в Америку и в Россию. В России особенно активно заселялось Поволжье. В 1762 г. опубликован знаменитый указ Екатерины II о приглашении иностранцев на гражданскую службу и заселение. Откликнулись в основном немцы из Австрии, Венгрии, Швейцарии, Германии. Первый поток приезжих составляли ремесленники, второй -- крестьяне. Они образовали земледельческие колонии в степной зоне России.

Эмиграция возникает там, где ухудшаются условия жизни, сужаются возможности для вертикальной мобильности. В Сибирь и на Дон, где сложилось казачество, крестьяне бежали из-за усиления крепостного права. Европу покидали не аристократы, а социальные аутсайдеры: разорившиеся крестьяне, беглые, безработные, авантюристы. В Америке они построили новое общество и быстро продвинулись по социальной лестнице.

Горизонтальная мобильность в таких случаях выступает средством решить проблемы, возникающие в сфере вертикальной мобильности. Беглые крепостные, основавшие донское казачество, становились свободными и зажиточными, т.е. повышали одновременно политический и экономический статус. Хотя профессиональный статус мог оставаться неизменным: крестьяне продолжали и на новых землях заниматься хлебопашеством.

Далеко не всегда миграция принимает массовые формы. В спокойные времена она затрагивает небольшие группы или отдельных людей. Их передвижение происходит, как правило, стихийно. Демографы выделяют два основных потока миграции внутри одной страны: город--село и город--город. Установлено, что до тех пор, пока в стране не закончена индустриализация, люди переезжают в основном из села в город. По ее завершении, и это характерно для США и Западной Европы, люди переселяются из города в пригородные зоны и сельские районы.

Обнаруживается странная закономерность: потоки мигрантов устремлены в те места, где социальная мобильность наиболее высока. И еще: переезжающие из города в город легче устраивают свою жизнь и добиваются больших успехов, чем переезжающие из села в город, и наоборот. (Попробуйте самостоятельно объяснить причины этого явления.)

К крупным миграционным явлениям относятся так называемые переселения народов.

Это одновременно этнические и экономические процессы. Великим нашествием называют вторжение варварских племен в V веке в разные страны Европы.

Начало разработки проблем социальной мобильности было положено П. А. Сорокиным в книге "Социальная стратификация и мобильность" (1927). Термин получил признание сначала в американской, а затем в мировой социологии.

Под социальной мобильностью , понимают переход индивида (группы) из одной социальной позиции в другую. Выделяют два основных типа социальной мобильности.

  • 1. Горизонтальная мобильность связана с переходом индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на том же уровне. При этом меняются второстепенные и сохраняются в прежнем виде основные показатели статусного положения индивида (престиж, доход, образование, власть). Таков характер переезда на жительство из одного населенного пункта в другой того же ранга, смена вероисповедания или гражданства, переход из одной семьи в другую (при разводе или повторном браке), с одного предприятия на другое и т.п. Во всех этих случаях отсутствуют заметные изменения социального положения индивида в вертикальном направлении.
  • 2. Вертикальная мобильность предполагает такую ситуацию, которая складывается в результате перемещения индивида (группы) с одного уровня социальной иерархии на другой. Вертикальная мобильность может быть восходящей и нисходящей.

В зависимости от факторов, вызвавших социальные перемещения граждан, выделяют организованную и структурную мобильность.

Организованная мобильность связана с тем, что изменения социального положения человека и целых групп людей направляются государством и различными общественными институтами (партиями, церковью, профсоюзами и др.). Такая деятельность может быть:

добровольной, в том случае, когда она осуществляется с согласия граждан (например, практика направления на учебу в высшие и средние специальные учебные заведения);

вынужденной, если осуществляется под воздействием каких-либо независимых от нас обстоятельств (переезд из мест, где отсутствует работа, туда, где она есть в наличии; перемещение из мест, где произошло стихийное бедствие, техногенная катастрофа);

принудительной, если это связано с направлением граждан по решению суда в места лишения свободы.

Структурная мобильность обусловливается изменениями, вызванными социальными преобразованиями (национализацией, индустриализацией, приватизацией и т.п.) и даже сменой типов социальной организации (революцией). Результатом такого рода изменений оказывается:

  • а) массовое перемещение людей и целых социальных групп;
  • б) изменение принципов социальной стратификации;
  • в) переориентация направлений, по которым происходит социальное перемещение людей, на длительный исторический период.

Яркие примеры, иллюстрирующие характер такого рода процессов, – Французская революция 1789 г. и Октябрьская 1917 г. в России. Их результатом стал не только захват власти определенными политическими силами, но и изменение самого типа общественного устройства, всей социальной структуры общества.

Соотношение горизонтальной и вертикальной мобильности может быть достаточно сложным. Например, при переезде на жительство из села в город, из малого города в большой, из провинции в столицу индивид поднимает свой социальный статус, но в то же время по каким-то иным параметрам он может его понизить: меньший уровень доходов, неустроенность с жильем, невостребованность прежней профессии и квалификации и т.д.

В том случае, если территориальные перемещения сочетаются со сменой статуса, речь идет о миграции (от лат. migratio – передвижение). Миграция может быть внешней (между разными странами) и внутренней (между регионами одной страны). Различают также эмиграцию , т.е. выезд граждан за пределы страны, и иммиграцию , т.е. въезд иностранцев в страну. Оба вида предполагают перемещение граждан на длительные сроки либо даже насовсем. Существуют различные формы миграции: экономическая, политическая, миграция жертв войны и стихийных бедствий и т.п.

Массовые миграции имели место и в прошлом (нашествие монголо-татар на Русь, крестовые походы, колонизация Нового Света и др.). Однако только в конце XIX века, когда миграционные потоки приобрели устойчивый характер, были выявлены основные направления перемещений. Кроме того, было установлено следующее:

  • 1. Миграция осуществляется с юга на север и с востока на запад.
  • 2. Миллионы мигрантов стремятся покинуть страны и территории, ввергнутые в сферу военных действий, этнических и религиозных конфликтов, стихийных бедствий (засухи, наводнения, землетрясения и т.п.).
  • 3. Конечными пунктами назначения миграции становятся страны Запада с устойчивой экономикой и развитой демократией (Северная Америка, Западная Европа, Австралия).

Россия в XX столетии пережила три волны эмиграции.

Одновременно Россия сама стала местом, где по разным данным проживают от 5 до 15 млн нелегальных иммигрантов, из них более полутора миллионов составляют граждане КНР.

Процессы социальной мобильности (подвижности) присутствуют в любом обществе. Другое дело, что ее масштабы и расстояния могут быть различны. Как восходящая, так и нисходящая мобильность в равной мере бывает близкой и дальней.

Чем более открыто конкретное общество, тем большее количество людей обретает возможность перемещения по социальной лестнице, совершая, в частности, восходящее движение вплоть до самых высоких позиций. Одним из важных моментов американской социальной мифологии оказывается идея так называемого общества равных возможностей, где каждый может стать миллионером или президентом США. Пример Билла Гейтса, создателя и руководителя компании "Microsoft", говорит о том, что этот миф имеет под собой реальную почву.

Закрытость традиционного общества (кастового, сословного) ограничивает перспективы людей, сводя дальнюю мобильность практически к нулю. Социальная мобильность обслуживает здесь цели воспроизводства господствующей модели стратификации. Так, в Индии перемещения традиционно ограничиваются пределами касты, к которой принадлежит индивид, а мобильность имеет жестко заданные параметры (в тоталитарном обществе добавляется еще и идеологический момент).

Большинство моделей общественного устройства прошлого и настоящего в равной степени демонстрируют характеристики открытости и закрытости. Например, сословное деление российского общества в XVIII – начале XX века сочеталось с подписанным Петром I Законом о порядке государственной службы (1722), более известным как "Табель о рангах". Им была узаконена сама возможность обретения лицом более высокого статуса сообразно личным заслугам. Благодаря этому закону Российское государство получило сотни и тысячи одаренных администраторов, государственных деятелей, полководцев и т.п.

Помимо восходящей и нисходящей мобильности выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность.

Межпоколенная мобильность указывает на соотношение позиций, достигнутых детьми, с позициями, занимаемыми их родителями. Сравнивая показатели, которые характеризуют социальное положение разных поколений (отцов и сыновей, матерей и дочерей), социология получает представление о характере и направленности изменений в обществе.

Внутрипоколенная мобильность характеризует соотношение позиций, занимаемых одним и тем же индивидом в различные моменты его жизни, на протяжении которой он может неоднократно приобретать либо терять определенные статусы, занимая в одних более привилегированное положение, в других – теряя его, совершать подъемы или спуски.

Факторы социальной мобильности. Вертикальная мобильность в обществе оказывается возможной благодаря наличию специальных каналов социальной мобильности. П. А. Сорокин, впервые описавший их действие, говорит о них, как "неких “мембранах”, “отверстиях”, “лестницах”, “лифтах” или “путях”, по которым позволительно индивидам перемещаться вверх или вниз из одного слоя в другой". Все эти формулировки укоренились в социологической литературе и используются при объяснении того, благодаря каким факторам одни индивиды и целые группы поднимаются вверх, а другие в это же время опускаются вниз.

К каналам мобильности традиционно относятся институты образования, собственности, брака, армии и др. Так, получение образования дает индивиду знания и квалификацию, позволяющие претендовать на профессиональную деятельность либо на занятие соответствующей должности. Выгодное вложение средств в покупку земельного участка может со временем привести к значительному росту его стоимости или открытию на нем какого-либо ценного природного ресурса (нефти, газа и т.п.), что придаст его владельцу статус состоятельного человека.

Как отмечает П. А. Сорокин, каналы мобильности выступают еще и как "сито", "фильтры", посредством которых общество "тестирует и просеивает, отбирает и распределяет своих индивидов по различным социальным стратам и позициям". С их помощью обеспечивается процесс социальной селекции (отбора), разными способами ограничивающий доступ на верхние этажи иерархии. Последнее связано с интересами тех, кто уже достиг привилегированного положения, т.е. высшего класса . Западные социологи утверждают, что "существующие системы классификации вообще не определяют эту группу". Между тем она существует и имеет свои черты:

  • 1) наследственное богатство, передаваемое и приумножаемое из поколения в поколение. Этот признак объединяет владельцев "старых" денег, легитимность которых ни у кого не вызывает сомнений. Основу капитала, как правило, составляет семейный бизнес;
  • 2) схожий образовательный опыт и уровень культуры. Так, в Великобритании 73% директоров больших компаний, 83% руководителей финансовых учреждений и 80% судей посещали привилегированные школы, хотя в них учатся лишь 8,2% британских школьников;
  • 3) поддержание установившихся со времен учебы личных контактов, которые распространяются на сферу деловых отношений, бизнеса и политики, государственной службы;
  • 4) высокий процент браков внутри класса, что называется гомогамией (от греч. homos – равный и gamos – брак), в результате чего внутренняя сплоченность группы усиливается.

Указанные признаки характеризуют постоянную составляющую этой группы, именуемую истэблишментом (англ, establishment – правящая элита). Вместе с тем выделяется слой людей, которые проникли в высший класс, сделав собственную карьеру. Конечно, высший класс нуждается в подпитке свежими силами, теми, кто благодаря собственным усилиям способен подняться по социальной лестнице. Идея обновления и пополнения высшего класса наиболее способными, подтвердившими свои заслуги людьми нашла обоснование в трудах итальянского социолога Вильфредо Парето (1848–1923). Его подход, названный меритократическим (от лат. meritus – достойный и греч. kratos – власть), состоит в том, что если элита общества не будет кооптировать в свой состав наиболее достойных представителей низших классов, то она неизбежно потерпит крах. В современных трактовках, например американского ученого Даниела Белла, к высшему классу также относятся группы профессионалов с высшим образованием, использующие свои специальные знания как средство утверждения собственного властного статуса.

В социологии при описании форм социальной иерархии часто прибегают к геометрическим образам. Так, П. А. Сорокин модель стратификации общества, созданную по экономическим параметрам, представил в виде конуса, каждый из уровней которого фиксирует определенную позицию богатства и доходов. По его мнению, в разные периоды форма конуса способна меняться, то чрезмерно заостряясь, когда социальное расслоение и неравенство в обществе растет, то, наоборот, становясь более приземистой, вплоть до превращения в плоскую трапецию при уравнительно-коммунистических экспериментах. И первое, и второе опасно, грозя социальным взрывом и обвалом в одном случае и полной стагнацией общества в другом.

Представитель американского функционализма Б. Барбер считает, что в зависимости от большей или меньшей степени иерархии в обществе, т.е. более или менее крутой заостренности к вершине, стратифицированность общества может быть изображена в виде пирамиды и ромба. Эти фигуры показывают, что в обществе всегда есть меньшинство, т.е. высший класс, располагающее рангами ближе к вершине. При пирамидальной структуре очень незначительна прослойка среднего класса, а большинство составляет низший класс. При ромбовидном строении характерно преобладание среднего класса, придающего равновесие всей системе, тогда как меньшинство представлено в верхнем и нижнем острых углах ромба.

К среднему классу , как правило, относят тех, кто обладает экономической независимостью, т.е. имеет собственное дело (небольшое предприятие, мастерскую, бензоколонку и т.п.); их же чаще всего характеризуют как старый средний класс. Выделяют верхний слой среднего класса, который составляют менеджеры и специалисты-профессионалы (врачи, преподаватели колледжей, адвокаты высшей квалификации и т.п.), а также нижний слой (конторские и торговые служащие, медсестры и множество других). По своему положению средний класс исключительно неоднороден. Размещаясь в системе иерархии между "верхами" и социальными "низами", он оказывается и наиболее мобильным. В современном обществе средний класс, с одной стороны, подпитывает талантливыми и предприимчивыми людьми элиту, а с другой – обеспечивает стабильность основных социальных структур.

Низший класс , по марксистской терминологии, – рабочий класс, состоящий из людей, занятых физическим трудом. Он так же глубоко структурирован, как и все остальные составляющие социальной иерархии.

Разница между высококвалифицированными рабочими и представителями так называемого андеркласса (англ. underclass – низший класс) весьма велика по всем основным показателям (доход, профессиональная подготовленность, образование и т.д.). Представители последнего имеют плохие условия труда, их жизненный уровень значительно ниже, чем у большинства населения. Многие из них подолгу остаются без работы либо периодически теряют ее. Формирование андеркласса осуществляется преимущественно за счет этнических меньшинств и разного рода маргинальных элементов. Например, в Великобритании среди них преобладает чернокожее и цветное население из бывших британских колоний, во Франции – выходцы из Северной Африки, а в ФРГ – турки и курды.

В последние годы западные правительства стремятся более активно фильтровать миграционные потоки, устремляющиеся в эти страны и потенциально умножающие численность андеркласса. Так, в Канаде законодательные требования к иммигрантам предполагают наличие у них профессионального образования, квалификации и опыта работы по специальности. Удовлетворение указанным требованиям на практике означает, что переселенцы смогут более успешно вписаться в существующую систему стратификации общества.



Поделиться