Продолжительность работы несовершеннолетних 15 лет. Рабочее время для несовершеннолетних по тк рф

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ СПЕЦИАЛИСТА
+7 812 414-97-18
или напишите свой вопрос на адрес [email protected]

В соответствии с Федеральным законом № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с эксплуатацией опасных производственных объектов I, II, III классов опасности обязаны иметь лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.

Эксплуатация ОПО IV класса осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона "О промышленной безопасности ОПО" №116-ФЗ от 21.07.1997, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (ФНП) и прочими нормативными документами в области промышленной безопасности. Узнать подробней об обязательных документах для эксплуатации ОПО IV класса опасности Вы можете у наших консультантов по телефону: +7 812 414-97-18 | 8 800 555-70-16 (бесплатная линия).

Лицензирующий орган - Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор ).
Подавать заявление на оформление лицензии эксплуатирующая организация должна в территориальное управление Ростехнадзора по своему юридическому адресу. За исключением, когда в учредительном (уставном) капитале предприятия присутствуют иностранные инвестиции, а также в случае эксплуатации декларируемых опасных производственных объектов 1, 2 классов опасности - тогда лицензию на эксплуатацию ОПО надо получаться в Центральном аппарате Ростехнадзора (г. Москва).

Срок действия лицензии - бессрочно.
Срок оформления лицензии - 45 рабочих дней с даты приема документов лицензирующим органом.
Реальный срок оформления лицензии - от начала эксплуатации ОПО занимает от 4 до 6 месяцев.

Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности

Лицензия действует на тех адресах, на которых находятся ОПО, которые на момент подачи заявления на оформление лицензии были внесены в Государственный реестр опасных производственных объектов (эти адреса называются фактическими адресами места осуществления лицензируемого вида деятельности). В случае добавления ОПО (исключения ОПО) из Реестра, лицензия подлежит переоформлению.
Важно! Адрес осуществления лицензируемого вида деятельность должен совпадать с адресами ОПО, которые отражены в сведениях, характеризующих опасные производственные объекты, которые, в свою очередь, должны совпадать с адресом, указанным в Свидетельстве о праве собственности на здание и / или земельный участок в (на) котором находится ОПО.

Кто должен получать лицензию

На первый взгляд вопрос простой, но и с ним бывают сложности. Лицензию на эксплуатацию ОПО получает эксплуатирующая организация (ЭО), которая осуществляет свою деятельность на ОПО на основании права собственности или ином другом законном основании (например, на основании договора аренды). Собственник ОПО (напомним, что ОПО - цех, участок, площадка), передав его в аренду, не имеет к его эксплуатации никакого отношения, а, соответственно, и к лицензии.

Основные проблемы с оформлением лицензий на эксплуатацию ОПО I-III классов опасности

Проблем много, проблемы разные. Расскажем о самых распространённых.

1. Адреса ОПО не совпадают с адресами, указанными в свидетельствах о собственности на здания и (или) земельные участки в (на) которых планируется осуществление лицензируемого вида деятельности.
2. Неверно проведенная .
3. Отсутствие
на оборудование и (или) положительных заключений .
4. Отсутствие проектной документации.
5. Отсутствие документации, необходимой к наличию на ОПО, либо её несоответствие установленным требованиям.

Переоформление лицензии на эксплуатацию ОПО

Лицензии на эксплуатацию ОПО необходимо переоформлять в случаях:

Изменение адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности,
- изменению юридического адреса или наименования эксплуатирующей организации,
- изменение состава работ, выполняемых в рамках лицензируемого вида деятельности,
- изменение наименования лицензируемого вида деятельности (как, например, до этого существовало две разные лицензии - на эксплуатации - взрывопожароопасных объектов и на эксплуатацию химически опасных объектов. Сейчас таких наименований нет. Есть только "эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности". Другое наименование не допустимо.)

Не знаете с чего начать или столкнулись с проблемой при получении лицензии?
Звоните: +7 812 414-97-18 или 8 800 555-70-16
первичная консультация оказывается бесплатно.

Наши работы по лицензированию

Внесение изменений в реестр ОПО. Аттестация руководителя по промышленной безопасности А.1. Переоформление лицензии.

Проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств и здания котельной. Переоформление лицензии.

Разработка Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (ПМЛЛПА).
Внесение изменений в Реестр ОПО. Переоформление лицензии.

Начиная с 2013 года, в такой сфере, как лицензирование ОПО , происходят периодические изменения.

Так, Правительством было принято Постановление № 492 от 10 июня 2013 г. , согласно которому лицензии Ростехнадзора на ОПО получили новое наименование. Теперь они выдаются на деятельность по «эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (изменения внесены в статью 12 ФЗ № 99 от 4 марта 2011г., п. 12).

Владельцы ОПО, которые имеют разрешительный документ старого образца (в том числе бессрочный), должны инициировать переоформление лицензии на эксплуатацию ОПО согласно установленным требованиям.

Обратите внимание! Если в ходе регистрации или перерегистрации ваш ОПО получил 4 класс опасности, то требование получать Лицензию на его эксплуатацию отсутствует.

Скачайте образец:

  • Заявление на оформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности образец скачать.DOC
  • Заявление на переоформление Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии) образец скачать.DOC
  • Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с намерением лицензиата выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности, не указанные в лицензии) образец скачать.DOC
  • Заявление на переоформление Лицензии на эксплуатацию ОПО I, II и III классов опасности (в связи с реорганизацией юридического лица в форме преобразования; изменением наименования ЮЛ; изменением адреса места нахождения ЮЛ; изменением места жительства, ФИО ИП, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) образец скачать.DOC

Зачем получать лицензию на эксплуатацию ОПО

С учетом всех поправок Лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО по-прежнему остается основным документом, который дает право легитимной работы на опасном объекте. Каждая компания (ООО, ИП, АО, ОАО), которая владеет опасным производственным объектом 1-3 кл. опасности или использует его на правах аренды, должна получить лицензию Ростехнадзора в установленном порядке. Это позволит избежать санкций со стороны ФСЭТАН, прокуратуры и других заинтересованных ведомств.

К тому же, получать лицензии Ростехнадзора для работы на ОПО обязывают два федеральных закона:

  • ФЗ № 99 от 04.03.2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ст. 12, п. 12);
  • ФЗ № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Как получить Лицензию на эксплуатацию ОПО

Каждый владелец опасного объекта знает, что получение лицензии Ростехнадзора - процесс сложный, связанный с подготовкой и разработкой большого количества дополнительных документов. Порой отсутствует всего один формуляр, иногда даже запись в нужном бланке - и нормативный 45-дневный срок выдачи лицензии превращается в 90, 100, 120 дней.

Ключевые требования к соискателю Лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО указаны в п. 4 Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (утв. постановлением Правительства РФ от 10 июня 2013 г. № 492).

Как правило, для получения Лицензии владелец ОПО должен разработать (обновить) Положение о производственном контроле (ППК), План мероприятий по локализации и ликвидации аварий (ПМЛА), Положение о техническом расследовании причин инцидентов (ПРИ). Также следует провести аттестацию руководителей и специалистов предприятия по правилам промышленной безопасности, представить сведения о том, что проведена экспертиза промышленной безопасности на здания, технические устройста, и оформить страховой полис на ОПО.

Для получения Лицензии владелец ОПО или эксплуатирующая объект организация должна представить в Ростехнадзор:

  • Заявление, оформленное в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  • Нотариально заверенную копию документов о праве собственности на недвижимое имущество, в котором (на котором - в случае с земельным участком) будет размещаться ОПО, либо договор аренды.
  • Копии документов, подтверждающих ввод ОПО в эксплуатацию (Акт ввода в эксплуатацию, заключение комиссии) либо копии документов об утверждении положительных заключений экспертизы промышленной безопасности.
  • Копии документов, подтверждающих соответствие технических устройств, используемых на ОПО, требованиям технических регламентов (если необходимо).
  • Копию Положения о системе управления промышленной безопасностью на ОПО в случаях, предусмотренных статьей 11 ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
  • Нормативно-технические документы - реквизиты зарегистрированного в РТН Положения о производственном контроле, копию Плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах, реквизиты согласованного Положения о расследовании инцидентов на ОПО.
  • Копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) и ответственных за обслуживание ОПО лиц в области промышленной безопасности.
  • Копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями (АСФ).
  • Копия (копии) страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на ОПО.
Через несколько недель после подачи документов в Ростехнадзор у вас на объекте будет проведена выездная предлицензионная проверка - инспекторы ведомства проверят соответствие приложенной к заявлению информации и реального положения вещей на предприятии. По результатам проверки принимается решение о выдаче/отказе в выдаче Лицензии на эксплуатацию ОПО.

1. Получение лицензии Ростехнадзора на эксплуатацию ОПО 1-3 классов опасности:

  • формирование и аудит нужного пакета документов;
  • передача в Ростехнадзор всей требуемой документации и полное сопровождение процесса получения лицензии (взаимодействие с инспекторами и т.д.);
  • помощь в прохождении предлицензионной проверки (при необходимости);
  • получение по доверенности бланка лицензии и направление его в адрес Заказчика.
2. Переоформление лицензии Ростехнадзора:
  • в связи со сменой наименования лицензируемого вида деятельности ;
  • в связи со сменой юридического адреса эксплуатирующей организации;
  • в связи с истечением срока действия и т.д.
3. Получение дубликата ранее выданной лицензии.

Лицензию обязаны получать все организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II, III классов опасности. Процесс получения лицензии на опасный производственный объект состоит из анализа и сбора учредительной и эксплуатационной документации, формирования пакета документов, сдачу его в территориальный орган Ростехнадзора по адресу местонахождения организации. Организации, эксплуатирующие объекты I, II классов опасности, а также имеющие иностранный капитал, подают пакет документов в центральный аппарат Ростехнадзора. Организации, эксплуатирующие объекты III класса опасности, подают документы по месту нахождения исполнительного органа (юридического адреса).

После подачи в Ростехнадзор пакет документов проходит проверку, по результатам которой либо назначается выездная проверка (если документы соответствуют требованиям), либо заявителю направляется письмо об устранении замечаний (если проверка документов не пройдена). После назначения выездной проверки заявителю в течении нескольких дней приходит уведомление о проведении выездной проверки, где указаны все детали будущей проверки - от даты до перечня документов, которые необходимо подготовить к приезду инспектора. После проведения выездной проверки оформляется акт. Если акт положительный - в срок 30 рабочих дней (при переоформлении) или 45 рабочих дней (при оформлении) с даты подачи пакета документов заявитель получает лицензию. Если акт отрицательный - необходимо устранить все замечания на объекте и подавать документы снова.

Переоформление лицензии на эксплуатацию производственных объектов может занимать и меньший срок, при смене реквизитов, наименования, адреса организации этот срок составляет 10 рабочих дней. По всем остальным причинам переоформления - 30 рабочих дней.

В какой срок после регистрации ОПО нужно получить лицензию?

Законодательно не регламентирован срок от момента регистрации опасного производственного объекта до его лицензирования. Поскольку надзорное ведомство не имеет возможности установить период заведомого нарушения требований о лицензировании. Однако в случае выявления эксплуатации объекта, подлежащего лицензирования, но осуществляющего свою деятельность без лицензии, юридическому лицу (или индивидуальному предпринимателю) грозит штраф от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ст.9.1 КоАП РФ).

Какие лицензии подлежат переоформлению?

Все лицензии, выданные до 02.11.2011 считаются бессрочными. Однако с введением классов опасности и новых видов деятельности лицензии необходимо переоформлять. Поэтому, если Ваша лицензия выдана до 2014 года весьма вероятно, что ее нужно переоформлять.

Также подлежат переоформлению лицензии в связи с:

  • изменением данных организации (адрес, наименование и т.д.);
  • изменением перечня работ в составе лицензируемого вида деятельности;
  • изменением адреса осуществления лицензируемого вида деятельности.

Какие документы необходимо предоставить для получения лицензии?

В соответствии с п.4 постановления Правительства РФ от 10 июня 2013 г. N 492 "О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности"

Лицензионными требованиями к соискателю лицензии на осуществление лицензируемого вида деятельности являются:

а наличие на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а также технических устройств, планируемых для применения на объектах;

б наличие документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию, или внесенных в реестр положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, а также на здания и сооружения на объектах (далее - положительное заключение экспертизы промышленной безопасности) в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

в соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

г наличие деклараций промышленной безопасности в случаях, предусмотренных статьей 14 Федерального закона № 116-ФЗ;

д создание системы управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

е наличие положений о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах в соответствии со статьей 11 Федерального закона № 116-ФЗ;

ж наличие соответствующих установленным требованиям приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу - требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти;

з наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

и наличие договоров об обслуживании, заключенных с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, или организация собственных профессиональных аварийно-спасательных служб в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

к наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона № 116-ФЗ;

л прохождение руководителем (заместителем руководителя) соискателя лицензии подготовки и аттестации в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона № 116-ФЗ;

м наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте.

Почему нужно доверить нам оформление (переоформление) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов?

Получение (переоформление) лицензии - самый сложный из всех вопросов, касающихся эксплуатации опасного производственного объекта, который включает в себя массу нюансов и деталей, о которых в дальнейшем зависит успешное решение вопроса. На счету наших специалистов несколько десятков оформленных и переоформленных лицензий, в том числе на сложные и уникальные объекты, которые требовали грамотного анализа сотен документов.

Срок подготовки пакета документов для подачи на лицензию - от 14 рабочих дней! При условии предоставления ниже указанных документов.

Перечень документов для оформления лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов:

  • Устав организации со всеми изменениями;
  • Информационное письмо об учете в Статрегистре Росстата;
  • Свидетельства о постановке на налоговый учет;
  • Свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • Свидетельство о регистрации опасного производственного объекта;
  • Карты учета ОПО;
  • Сведения, характеризующие ОПО;
  • Страховые полисы владельца ОПО;
  • Свидетельства о регистрации права собственности на землю, здания, сооружения или копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений;
  • Документы, подтверждающие ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию;
  • Заключения экспертизы промышленной безопасности и уведомлений Ростехнадзора о внесении в Реестр ЭПБ заключений на технические устройства, здания и сооружения;
  • Положение о порядке проведения технического расследования причин инцидентов на ОПО;
  • Положение по организации и осуществлению производственного контроля на ОПО;
  • Разрешения на применение технических устройств на опасных производственных объектах, сертификаты соответствия, декларации соответствия требованиям технических регламентов;
  • Протокол об аттестации руководителя (заместителя руководителя) организации в области промышленной безопасности;
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
  • Договор на обслуживание объекта с профессиональными аварийно-спасательными службами;
  • Проектная документация на здания (сооружения), в которых находится ОПО;
  • Оригинал имеющейся лицензии (при наличии);
  • Иные сведения по запросу.

1. Опись документов.

2. Доверенность на представление интересов организации-заявителя.

3. Заявление о предоставлении лицензии, оформленное в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".

4. Копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), на (в) которых размещаются объекты, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, представляются сведения об этих земельных участках, зданиях, строениях и сооружениях).

5. Реквизиты документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов (орган, выдавший документы, адрес места его нахождения, дата и номер регистрации документов), а в случае отсутствия таких документов - реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на здания и сооружения на объектах в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности (наименование органа, внесшего заключение в реестр, дата и номер регистрации).

6. Реквизиты документов, подтверждающих соответствие технических устройств, планируемых для применения на объектах, требованиям технических регламентов (наименование органа, подтвердившего соответствие технических устройств, номер и дата выдачи документа), или реквизиты регистрации положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, планируемые для применения на объектах, в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.

7. Копию положения о системе управления промышленной безопасностью в случаях, предусмотренных статьей 11 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

8. Копию положения о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на объектах.

9. Реквизиты планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах.

10. Копии документов, подтверждающих аттестацию руководителя (заместителя руководителя) соискателя лицензии в области промышленной безопасности.

11. Копии документов, подтверждающих наличие резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий.

12. Реквизиты деклараций промышленной безопасности объектов соискателя лицензии, в отношении которых статьей 14 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлена обязательность разработки указанных деклараций (наименование органа, зарегистрировавшего декларацию, дата и номер регистрации декларации).

13. Перечень приборов и систем контроля, управления, сигнализации и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов, планируемых к использованию на объектах.

14. Копии договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями и (или) распорядительных документов соискателя лицензии об организации собственных профессиональных аварийно-спасательных служб, а также копии документов, подтверждающих аттестацию профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".

15. Копии страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, оформленных в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", сроки действия которых истекают не ранее чем через 45 рабочих дней со дня приема лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

Полномочия лица, сдающего документы и получающего лицензию, подтверждаются доверенностью.

Сегодня несовершеннолетние работники могут легко трудоустроиться через специализированные центры или кадровые агентства. Работодатели готовы предложить им множество разнообразных вакансий.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Несовершеннолетние относятся к особой социальной группе. Для них определены специальные правила регулирования труда.

Законодатель, устанавливая те или иные положения, преследует вполне объяснимую цель – предупреждение негативного воздействия производственных факторов на здоровье несовершеннолетнего.

Что говорит закон?

Согласно действующему законодательству разрешается оформление с лицами, которые достигли возраста 16 лет. Исключения возможны в ситуациях, рассмотренных в нормативно-правовых актах.

Так, законодатель разрешает официальное трудоустройство с 15 лет, но только на легкий труд, который не способен нанести вред несовершеннолетнему. При этом действует ключевое условие, что такой работник не должен учиться на очной форме.

Подросток 14 лет с разрешения родителей, а также органа опеки и попечительства вправе выполнять легкую работу, которая не способна нанести ущерб его здоровью. Период выполнения трудовой функции не должно совпадать со временем учебы.

Рассмотренные нами правила закреплены в ст. 63 ТК РФ.

О продолжительности рабочего времени для этой категории сотрудников говорит ст.92 ТК РФ.

Именно в ней утверждены сокращенные нормы:

  • менее 16 лет – 24 час/нед;
  • 16-18 лет – 35 час/нед.

Для работников, которые одновременно работают и обучаются, нормативы урезаются наполовину:

  • менее 16 лет – 12 час/нед;
  • 16-18 лет – 17,5 час/нед.

Рабочее время устанавливается и для ежедневной смены:

  • 15-16 лет – 5 час/смен;
  • 16-18 лет – 7 час/смен;
  • для лиц, совмещающих работу и обучение (до 16 лет) – 2,5 час/смен.

Нормативная база

Основным актом, который регулирует нормативы рабочего периода для несовершеннолетних сотрудников, является ТК РФ. В данный кодифицированный закон включена целая глава, которая посвящена вопросам труда данного класса работников.

Наибольший интерес представляет ст. 92, которая и утверждает длительность выполнения трудовой функции несовершеннолетних. Несоблюдение данных норм влечет за собой ответственность работодателя.

Права и гарантии для сотрудников

Для несовершеннолетних сотрудников утверждены особые правила регулирования трудовой деятельности.

Они имеются специальные права и льготы:

  • право на более продолжительный отпуск (31 день) без возможности замены его компенсацией или досрочного вызова;
  • право на получение образования за счет средств работодателя и возможность будущего трудоустройства;
  • обязательное ежегодное врачебное освидетельствование;
  • допускается только по решению специальной комиссии.

Законодатель выделил и ряд запретов:

  • нельзя утверждать ;
  • нельзя принимать на работу, для которой необходима специальная подготовка и знания;
  • нельзя принимать на работу с опасными или вредными условиями труда;
  • нельзя привлекать для работы в ночные смены, в нерабочие дни, а также более утверждённой нормы;
  • нельзя отправлять в ;
  • нельзя брать на или вахтовым методом;
  • нельзя заключать соглашения о материальной ответственности сотрудника.

Обязанности работодателя

Работодателю следует учитывать положения об особом статусе несовершеннолетнего работника и соблюдать все требования ТК РФ.

Основные обязанности работодателя остаются прежними:

  • организация рабочего места сотрудников в согласовании с установленными нормами;
  • своевременная ;
  • соблюдение норм охраны труда.

Работодатель должен представить несовершеннолетнему работнику отпуск длительностью 31 сут. При этом, его нельзя перенести, заменить компенсацией или досрочно приостановить.

При заключении соглашения работодатель (если это его первое место работы), знакомит его с внутренними документами компании.

Рабочее время для несовершеннолетних по ТК РФ

Рабочее время по ТК РФ – это период на протяжении которого работник должен реализовывать свои трудовые функции. По общему правилу длительность рабочего времени равна 40 часам. Для несовершеннолетних установлены меньшие показатели.

От возраста несовершеннолетнего будет зависеть длительность его рабочего дня. Конкретные показатели утверждены в ст. 92 ТК РФ.

Данные нормы должны в безусловном порядке соблюдаться работодателем. В противном случае можно обращаться с жалобой на его действия в трудовую инспекцию.

Норма и продолжительность

Норма рабочего периода для несовершеннолетних представляет собой конкретную цифру, которая утверждена в законе.

Следует понимать, что несмотря на сокращённую длительность рабочего периода, сотрудники получат те же средства, как если бы они трудились по 40 ч/нед.

В отношении несовершеннолетних предусмотрено два показателя:

  • длительность ежедневной смены;
  • норма ч/нед.

Данные цифры являются взаимосвязанными. Они применяются комплексно. Соответственно, работодатель обязан при утверждении рабочего времени для сотрудника соблюсти и нормативы смены, и уложится в еженедельную продолжительность.

В зависимости от чего сокращается?

Рабочее время будет сокращаться в зависимости от возраста несовершеннолетнего – чем он младше, тем меньшее время выполняет свои должностные обязанности.

Так, работники до 16 лет могут трудиться не более 24 ч/нед, а если им уже исполнилось 16 лет, то данная длительность возрастает до 35 ч/нед.
Норма будет уменьшена, когда сотрудник одновременно учиться и работает. В такой ситуации продолжительность рабочего периода уменьшается в два раза.

Для определения конкретной нормы рабочего времени разделим всех несовершеннолетних трудящихся на 2 категории:

  • младше 16 лет;
  • от 16 до 18 лет.

Подростков до 16 лет

Трудящиеся, не достигшие 16 лет, могут выполнять легкий труд с учетом утвержденной для них длительности рабочего времени:

  • еженедельная – 24 ч/нед;
  • ежесменная – 5 ч/нед.

Если сотрудник обучается, то данные нормы уменьшаются наполовину:

  • еженедельная – 12 ч/нед;
  • ежесменная – 2,5 ч/нед.

До 18 лет

Нормальная длительность рабочего периода сокращается для трудящихся от 16 до 18 лет на 5 часов (с. 92 ТК РФ). В стандартной ситуации сотрудники трудятся 40 ч/нед.

Таким образом, несовершеннолетние лица, достигшие 16 лет реализуют свои рабочие обязанности в течение 35 ч/нед. Их ежесменная норма составляет – 7 ч/смену. Следовательно, их рабочее время по сравнению с нормальной продолжительностью сокращается всего на 1 час в смену.

Для учащихся сотрудников нормативы уменьшаются вдвое.

Во время каникул

Мы уже упоминали, что для учащихся работников нормативы рабочего времени сокращаются в два раза. Но какова будет продолжительность работы на время каникул?

Минздравсоцразвития дал разъяснения по данному поводу.

Так, его специалисты объясняют, что сокращённая продолжительность установлена с целью не препятствовать процессу нормального обучения работника, не достигшего возраста 18 лет.

В период каникул такой сотрудник не занимается учебой, а следовательно, должен работать по общим нормативам, утвержденным для его возраста.

Как оформить документально?

Отношения между трудящимся и работодателем оформляются посредством заключения трудового соглашения.

При оформлении , он передает следующие акты:

  • заявление;
  • паспорт;
  • документ о состоянии здоровья;
  • согласие родителей на реализацию трудовой деятельности (если такому сотруднику 14 лет).

Работник может быть принят только после прохождения врачебного осмотра, который оплачивается за счет денег работодателя.

В трудовом договоре указываются нормы рабочего периода в согласовании с ТК РФ.

Особенности учета в табеле

В соответствии с разъяснениями ВС РФ документами, которые доказывают реальную длительность рабочего времени несовершеннолетнего сотрудника выступают:

  • трудовое соглашение, подписанное трудящимся и работодателем;
  • график режима рабочих смен;
  • табель учета;
  • расчетные документы;
  • специализированные средства учета рабочего времени.

Ответственность работодателя за нарушение прав

Несовершеннолетние сотрудники имеют специальные права и льготы. Они должны учитываться работодателем при приеме такого работника. Несоблюдение тех или иных норм ТК карается санкциями.

Наиболее распространенные причины привлечения к ответственности работодателей:

  • несоблюдение норм о сокращенной продолжительности работы несовершеннолетних;
  • принуждение к работе в выходные, праздничные дни;
  • привлечение несовершеннолетних к сверхурочной работе;
  • непредставление согласно утвержденному графику;
  • и прочие.

Сегодня многие работодатели не соблюдают все предписания ТК РФ, что может повлечь за собой привлечение их к материальной ответственности.

Судебная практика

Как свидетельствует судебная практика, права несовершеннолетних работников нередко нарушаются руководителями компаний – работодателей.

Это недопустимо и должно стать основанием для подготовки жалобы. Затем данное обращение передает в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд. Работодателей, как правило, привлекают к ответственности (административной, дисциплинарной) на основании стать 419 ТК РФ.



Поделиться