Проект «Птицы — наши друзья! Экологический проект «Птицы — наши друзья.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №8 «Березка»

компенсирующего вида города Фурманова

проект

на тему:

«Птицы – наши друзья»

(средяя группа)

г.Фурманов

2017 год

Проект

На тему: «Птицы - наши друзья»

Вид проекта: познавательно – исследовательский, краткосрочный, групповой.

Время реализации проекта: с 16.01 по 1.02. 2017 г.

Участники проекта: дети средней группы, педагоги, родители.

Цель : расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни.

Задачи проекта :

1.Уточнить представление о зимующих птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц: внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
2. Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за повадками птиц.

3. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам.

4.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

5. Расширять представление детей о том, как правильно подкармливать птиц зимой.

Актуальность проекта :

В наш не простой век, когда вопросы экологии значимы, как не когда, проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья!» Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

Предполагаемы результат:

1.Знать зимующих птиц.

2. Знать условия жизни птиц.

3. Понимать значение подкормки для птиц зимой.

4. Применять полученные знания в продуктивной деятельности.

5. Воспитание любознательности и эмоциональной отзывчивости.

Продукт проекта: Экологическая акция «Покормите птиц зимой», беседа – показ фильма «Птицы – наши друзья» - библиотекарь центральной городской библиотеки Форес М.И., изготовление родителями кормушек для птиц.

Этапы проекта:

1. Подготовительный этап:

Определение темы и задачи проекта; актуальность проблемы, составление плана основного этапа проекта.

Подборка методической, детской художественной литературы.

Разработка циклов НОД.

Подбор материалов и атрибутов для игровой деятельности.

Информирование родителей о проведении познавательно – исследовательского проекта и приглашение к участию в нем

Изготовление кормушек для птиц.

2 . Основной этап.

С детьми рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали художественную литературу, отгадывали загадки, учили поговорки, скороговорки, дети приносили книги, сказки, делились новой информацией.
На прогулке внимательно наблюдали за птицами в зимнее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада. Провели акцию «Покормите птиц зимой».

Проводили занятия по окружающему миру, развитию речи, чтению художественной литературы, ФЭМП. Узнали много нового о птицах родного края, их образе жизни. Дети научились рисовать, лепить птиц.

Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные, пальчиковые игры: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры», «Сорока - белобока»

Дети совместно с родителями изготовили кормушки, экокормушки для птиц и мы повесили их на территории участка детского сада. Каждый день мы добавляли в кормушку разный корм. В итоге проведённых наблюдений дети научились: кормить птиц различным кормом, заботиться о пернатых друзьях.

Сделали выводы:

В ветреные дни птицы не прилетают.

Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки и пшено. Воробьи и голуби прилетают стайками, сороки по одиночке, снегири и синички небольшими стайками.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.

Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»

Беседы с детьми: « Птицы зимой» , « Чем питаются птицы », «Синичка- гостья нашего двора», «Знакомство с воробьем», «Пернатые друзья», «Помощь пернатым в зимнее время года».

НОД: Познание «Зимующие птицы»

Коммуникация: «Описание зимующих птиц».

Центр литературы: Стихи : А. Барто : «Синица», «Села птичка на окошко»; А. Блок «Ворона».

Чтение :А. Барто «Птичка», «Кто как кричит?»; Е. Чарушин «Яшка»; М. Зощенко «Умная птичкаЕ. Авдеенко «Воробей»;А. Толстой «Умная галка»; М. Пришвин «Дятел», «Гаечки»;М. Горький «Воробьишко»;Бианки «Синичкин календарь» «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки», Вечер загадок и отгадок «Почтальон Печкин спешит к нам в гости». Просмотр презентаций: "Зимующие птицы".

Центр искусства: Аппликация, лепка, рисование: «Снегири - как розовые яблоки», «Птицы прилетели», «Волшебный птичий хоровод». «Учимся лепить птиц».

Игровая деятельность: Дидактические игры: «Что за птица?», «Раздели птиц на перелетных и зимующих», «Лишняя картинка», «Угадай по описанию», «Составь картинку из частей».

Пальчиковые игры: «Воробьи», «Птички», «Веселое путешествие», «Птенчики в гнезде», «Сорока - белобока»

Подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Воробышки и автомобиль», «Лиса и куры», «Не боимся мы кота».

Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц», «Поможем птицам зимой»

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта ;

Экологическая акция «Покормите птиц зимой»;

Беседа – показ фильма «Птицы – наши друзья» - библиотекарь центральной городской библиотеки Форес М.И.

Актуальность:

К сожалению, в современном мире, наши дети очень много времени проводят за компьютерами, планшетами и другими современными гаджетами. Родители мало общаются с детьми, не гуляют и практически не читают им. Взрослые подчас не осознают силу воздействия художественно - познавательной литературы на интеллектуальное развитие и воспитание ребёнка. А именно детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес ко всему живому. Очень важно

Своевременно показать ребёнку, что природа вокруг нас требует внимания и ухода. Отличным примером этого может стать забота о птицах. Ребёнку очень интересно понаблюдать за миром птиц, узнать их повадки, выучить названия. Судьба многих птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека. Более глубокому пониманию окружающей действительности способствуют художественные произведения. Поэтому мы решили с детьми и их и родителями принять участие в проекте «Наши друзья - пернатые!». При тесном взаимодействии с родителями, их помощи и участии, у детей сформируется бережное отношение к природе, повысится уровень экологической культуры и знаний. А художественное слово усилит

впечатление от непосредственных наблюдений, разовьет мышление и воображение.

Цель проекта: формирование у детей знаний о птицах Воронежского края, их образе жизни, повадках, особенностяхчерез восприятие художественно - познавательной литературы.

Задачи проекта:

1.Развивать любознательность детей в процессе наблюдения за птицами.

2.Развивать познавательные способности детей (внимание, мышление, память, воображение) через художественное слово.

3.Развивать у детей умение реализовать свои впечатления в художественно - творческой деятельности.

4.Совершенствовать у детей умения оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы.

5.Повысить интерес родителей и детей к художественной и познавательной литературе.

6.Воспитывать гуманное отношение, чувство сопереживания и желание помочь птицам.

Тип проекта: среднесрочный

Формы реализации проекта: Непосредственно образовательная деятельность (НОД), беседы, игры, сотрудничество с родителями.

Участники: воспитатели, музыкальный руководитель, дети старшей группы «Колобок» и их родители.

Сроки реализации: 1 месяц

Ожидаемые результаты:

· расширился кругозор детей;

· повысился процент детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Птицы»;

· повысился интерес родителей и воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию;

· повысилась читательская культура в семьях воспитанников.

Итоговое мероприятие : экологическое развлечение «День птиц».

Работа с родителями:

1. Консультация: «Как научить ребенка любить природу».

2. Папка - передвижка по теме.

3. Привлечь родителей к участию в оформлении фотоальбома «Птицы».

4. Изготовление костюмов для развлечения «День птиц».

Реализация проекта:

I этап: Подготовительный

Разработка плана реализации проекта;

Подбор методической литературы для реализации проекта;

Подбор наглядно-дидактического материала; художественной литературы, репродукций картин, иллюстраций; организация развивающей среды в группе.

II этап: Основной

1. Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам только весной?» 2. Беседа «Для чего нужна Красная книга?»

3. Беседа «Птицы нашего края»

4. Решение проблемной ситуации: «Почему птицы летают, а люди нет?»

5. НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

6. НОД «О чем поют птицы?» (природный мир)

7. НОД «Птицы прилетели» (рисование)

Цикл наблюдения за птицами во время прогулок.

Целевая прогулка «Где повесить домик для скворца?»

Игровая деятельность:

Театрализованная игра - имитация «Мы - птички-невелички», инсценировка стихотворения В. Кремнёва «Друзья птиц».

Сюжетно-ролевые игры : «В зоопарке», «Птичья семья», «Ветеринар», «Мы - защитники птиц».

Д/и «Птичьи гнезда», «Чей клюв?», «Прилетели птицы», «А вы знаете?».

П/и «Гуси, гуси, га га га…», «Грачи летят», «Вороны», «Собачка и воробьи», «Гуси - лебеди», «Совы», «Птички и кошка», «Коршун», игра м/п «Синичка», «Птички в гнёздышках», «Перелётные птицы».

- Пальчиковая гимнастика: «Кормушка для птиц», «Птенчики в гнезде».

Игры - эстафета: «Накорми птенцов».

Речевые игры: «Птицы и птенчики», «Назови ласково», «Чьё перо?», «Один - много», «Как сказать иначе?», «Что делает птица?», «Чья картинка?».

Чтение природоведческой литературы: Г.Снегирева “Про птиц”; В.Зотова “Клест”, “О птицах”; В.Бианки “Кто в скворечник прилетел?”; Н.Сладков. Синичий запас; пословицы, поговорки, стихи о весне. Разучивание стихов Ф. Тютчев “Весна”, “Весенние воды”, С. Есенин “Черемуха”. Чтение словацкой народной сказки «У солнышка в гостях».

Музыкальная деятельность:

Слушание песен: «Скворушка», «Весенняя песенка», «На дворе сосульки капали…» и др.

Музыкально - ритмическая композиция: «Весна красная идёт…». Экспериментирование: исследование пера голубя, рассматривание птичьих следов, посев овса для птиц.

III этап - Заключительный

Выставка детских работ на тему: «Наш птичий вернисаж». Оформление папки-передвижки «Птицы - верные друзья»

МТР «День птиц».

Приложение

Беседа «Почему перелетные птицы прилетают к нам весной?»

Задачи: Определить с ребятами особенности весеннего времени года, Оборудование: фото птиц (грача)

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций природы весной.

Ход беседы:

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Что об этом говорит?

Дети: тает снег, так как солнце греет сильнее, просыпаются насекомые, прилетают птицы и т.д.

Воспитатель: правильно. А какая же птица прилетает самая первая? Отгадайте загадку: Прилетает весной эта птица

Поле вспашут, там любит кормиться.

Дети: грач (воспитатель показывает картинку)

Воспитатель: ребята, а какие еще птицы прилетают весной? (воспитатель загадывает загадки о скворцах, жаворонках, ласточках и показывает картинки птиц).

Воспитатель: давайте поиграем в игру «Прилетели птицы».

Воспитатель: ребята, а почему птицы прилетают именно весной?

Дети: потому что просыпаются насекомые, которые служат пищей птицам.

Воспитатель: чем заняты птицы весной?

Дети: вьют гнезда, чтобы вывести птенцов.

Воспитатель: а почему зимой птицы не высиживают птенцов?

Дети: зимой холодно и мало корма.

Воспитатель: почему же птицы прилетают именно весной?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Угадай и назови»

У какой птицы самая длинная шея? (у лебедя)

Какая птица подражает пению других птиц? (скворец)

У какой птицы красный длинный клюв? (у аиста)

Какая птица не вьет гнезда? (кукушка)

Какая птица пьет и питается на лету? (ласточка).

НОД «Каждой птице нужен дом» (аппликация)

Задачи: Закрепить знания детей о необходимости для птицы иметь свой домик, вить гнездо, заботиться о своем потомстве. Закрепить знания о разнообразии птиц, продолжить формировать умение передавать точность композиции. Воспитывать аккуратность.

Предварительная работа: чтение х\л: В.Бианки «Чей нос лучше», Г.Снегирев «Птицы наших лесов», М.Горький «Воробьишко». А.Куприн «Скворцы»; наблюдение за птицами на участке детского сада (воробьями, голубями, грачами, воронами); рассматривание иллюстраций «Перелетные птицы»; п\и «Птицелов».

Оборудование: презентация «Птицы нашего края», картинки птиц в гнездах, цветная бумага, листы белой бумаги, клей, салфетки, ножницы.

Ход занятия:

Педагог предлагает детям отправиться в весенний лес (включаются презентацию, дети видят и слышат шум леса, разговоры птиц).

Воспитатель: Что вы услышали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Каких птиц вы знаете?

Дети: грачей, воробьев, голубей, ласточек…

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько птиц прилетело к нам в гости (воспитатель показывает картинки птиц), им негде остановиться и жить. А где должны жить птицы?

Дети: в скворечниках, в гнездах?

Воспитатель: зачем птицам гнезда?

Дети: предположительные ответы детей.

Воспитатель: ребята, поможем нашим гостям построить жилье? Выполняется работа по вырезанию и наклеиванию скворечников на белый лист бумаги, потом наклеивается птицы.

Физкультминутка «Перелетные птицы»

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили, Клювики почистили (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Завершение аппликации наклеиванием листьев и цветов на ветку дерева.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые домики теперь у наших

птиц, они вам очень благодарны.

Д/и «А вы знаете»

1. У кого самый красивый хвост? (павлин)

2. У кого самая длинная шея? (фламинго)

3. У кого самые длинные ноги? (страус)

4. У кого самые большие глаза? (сова)

5. Кто лучше всех поет? (соловей)

6. Кто выше всех летает? (Стриж)

7. У кого самый зоркий глаз? (орел)

8. А какая птичка спит на облаках? (стриж)

Д/и Назови птицу.

Цель: учить детей узнавать и называть птиц; развивать зрительную память, мышление; воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки птиц (домашние птицы, воробей, голубь, ворона, ласточка, скворец, синица).

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им назвать их. Ребенок называет птицу, показывает ее, остальные дети знаками показывают согласны они или нет.

Д/и Кто чей?

Цель: развивать умственные способности, определять, чей птенец, активизация словаря детей.

Материал: картинки домашних птиц и их птенцов.

Ход игры:

Перед детьми выставлены птицы, а воспитатель предлагает им подобрать детенышей. Ребенок называет птицу и детеныша.

НДОУ «Детский сад №141 ОАО «РЖД»

Воспитатель: Могутова Е.Л. 2012г.

Проект «Птицы – наши друзья»

Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.

Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.

Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.

Участники: дети, воспитатели, родители средней группы

Возраст детей - 5лет.

Сроки реализации: с10.2012 по10.2013г.- долгосрочный проект.

Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.

Цели: формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;

Развивать интерес к жизни птиц;

Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.

Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить чётко произносить их.

Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам «Заяц-хвастун», «Кукушка», составление рассказов из личного опыта.

Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.

Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.

Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.

Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.

Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;

Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.

Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.

Внедрять новые формы организации детской деятельности, строить образовательный процесс на основе ФГТ.

Взаимодействие с родителями:

Участвовать в создании детской книжки-малышки.

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц. Участие в акции «Птичья столовая»

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

Формы и методы работы:

Интегрированные занятия;

Игры-ситуации;

Выставки рисунков и поделок;

Экскурсии;

Просмотр мультфильмов;

Викторина;

Консультации.

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта;

Методические разработки;

Интеграция со специалистами детского сада.

Предметно-развивающая среда:

Дидактический материал:

С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы»

«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира.

Разрезные картинки.

Методическая литература .

И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.

М.В.Трофимова. И учёба и игра…

Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.

О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.

О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.

Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.

В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.

План реализации проекта

Раздел программы

Игровая деятельность

Сюжетно-ролевая игра «экскурсия в лес»

Игры драматизации по программным произведениям.

Настольно-печатные игры:

Лото «Птицы»

Разрезные картинки,

Найди 5 отличий,

Узнай и назови 2х одинаковых птиц.

Дидактические игры:

«Кто где живёт»

«Зимующие и перелётные птицы»

«Летает, плавает, бежит»

«Откуда птица прилетела?»

«Чей клюв?»

«Узнай по следу»

Подвижные игры.

«Найди пару»

«Пчёлки и ласточки»

«Лётал, лётал воробей»

«Зайди в свой домик»

«Воробушки и кот»

«Лягушки и цапли»

«Кукушка»

Социальное развитие

Тематическое занятие по теме: «Птицы Пермского края»

Рассматривание иллюстративного материала по теме.

Составление альбома «Птицы нашего края»

Тематическое занятие «Перелётные и зимующие птицы»

Наблюдение за стаями птиц-летящие клином.

Рассматривание картины Е. Левитана «Осень»

Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Птицы прилетели»

Словотворчество.совместное участие детей и родителей в литературном досуге «Птичья викторина»

Участие в акции «Покормите птиц»

Изготовление «книжки-малышки «Птичьи истории»

Правила поведения в природе.

Здоровье и физическое развитие

Совместные походы к реке, на полянку.

Наблюдение за растительным и животным миром.

Подвижные игры.

Труд на участке и в природе.

Труд: Изготовление и вывешивание кормушек для птиц. Подкормка птиц.

Изготовление скворечника (совместно с родителями)

Подбор художественной литературы о прилёте птиц, о их встрече.

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Познавательное развитие

Рассматривание альбомов :

«Всё о птицах»

«Красная книга»

«Хищные птицы»

Беседы о пользе птиц в природе, о том, что хищные птицы-это «санитары» полей, лесов, степей.

Цикл занятий «Птицы-наши друзья»

Наблюдения за прилётом первых птиц-грачей, скворцов…

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Рассматривание энциклопедий.

Составление описательных рассказов о природе, о птицах.

Дидактическая игра «Кто больше? «Узнай по голосу»

Составление рассказов о бережном отношении к птицам.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах. Приметы с птицами.

Отгадывание загадок. Придумывание загадок детьми.

Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях, лесе, птицах.

И.Белоусов. «Весенняя гостья»

А.Яншин «Покормите птиц»

Т.Волжина. «Где чей дом?»

Е.Благинина. «Стрижи»

Стих-ие к репродукции В.Бакшеева «Голубая весна»

Чтение Л.Яхнин «Дятел»

Русск.нар сказки «Заяц-хвастун», Кукушка»

Заучивание стихотворений про птиц, для инсценировки по сказке А. Вольского «Рогатка»

Детская продуктивная (изобразительная) деятельность

Аппликация

«Снегири на ветках»

«Сказочная птица»

Составление композиции птицы - из сухих листьев.

Конструирование

«Журавлик» из бумаги

Рисование

«Птичий двор»

«Отлёт птиц»

«Птица у моего окна»

Лепка.

«Птички-свистульки»

«Птички-игрушки»

Игровая ситуация «Клён и птицы»

Ручной труд

«Прилетели птицы»

«Гнёздышко

Наблюдение на улице

«Гнездо среди ветвей»

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения:

Птицы, что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под клёном. Сравнение.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках.

Какие птицы не умеют летать? Почему?

Изучаем дерево, плоды и семена:

Какие они, кто их разносит, для чего они нужны?

Изучаем животных связанных с деревом:

Какие животные посещают деревья садов и нашего участка-птицы, насекомые, пауки.

Хорошо ли они заметны на дереве?

Экспериментальная деятельность

Птицы в жизни разных деревьев играют разную роль. В этом дети должны убедиться во время собственных исследований. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве. (важно, не называть последних («вредными», в природе нет «полезных» или «вредных» и жуки, гусеницы-все они необходимы для поддержания экологического равновесия).

Пословица – Как с гуся вода.

Почему мы так говорим?

Получили ответ на вопрос, проделав опыт-на перышко капнули масло, опустили в воду, перо не потонуло и даже не намокло, так, как оно пропитано жиром, а жир отталкивает воду.

Итоговое мероприятие «Здравствуйте, птицы».

Презентация проекта «Птицы – наши друзья»

Рефлексия деятельности.

Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.

В реализации проектной деятельности дети научились:

Видеть проблемы;

Задавать вопросы;

Выдвигать гипотезы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперимент;

Делать выводы и умозаключения;

Доказывать и защищать свои идеи.

Сочинять сказки, истории о птицах

Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.

Форма работы: проектная деятельность.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта: групповой, долгосрочный.

Цели проекта:

1. Закрепить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

2. Привлечь внимание детей и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать.

Задачи проекта:

1. Расширить представление детей о зимующих птицах нашего региона.

2. Обобщить знания полученные при наблюдении за повадками птиц.

3. Расширить представление детей и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

4. Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование созидательного отношения к миру.

5. Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.

6. Научить детей правильно их подкармливать.

7. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта:

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

В совместной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Ожидаемый результат: - воспитанник, имеющий представление о зимующих птицах, умеющий совместно с родителями изготовить кормушку из разного материала. Знающий, каким кормом подкармливать птиц. Всю зиму регулярно подкармливающий птиц. Умеющий наблюдать, анализировать и делать выводы.

Родитель активный участник в проекте и способный воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам.

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Название

Участники

Продуктивная деятельность.

реализации.

"Птицы на кормушке"

Групповой, долгосрочный.

Воспитатель, воспитанники группы, родители.

Рассматривание картинок с птицами.

Составление описательного рассказа о птицах.

Отгадывание загадок.

Художественная литература.

Выставка рисунков.

Изготовление кормушек.

Выставка кормушек (изготовленные совместно с родителями)..

Изготовление дидактических игр: "Зимующие птицы", "Покормим птиц", "Четвертый лишний", "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу", "Узнай птиц по описанию". Под. игры: "Зимующие и перелетные птицы", "Найди птицу", "Птицы и автомобиль", "Птички и кошка".

Просмотр презентаций:

"Зимующие птицы", "Кормушки".

Консультации для родителей.

Фотовыставка "Птичья столовая".

октябрь - май

Что мы знаем.

Что мы хотим узнать.

Как мы будем познавать.

Зимующих птиц.

Их необходимо подкармливать в холодное время года.

Как сделать кормушку для птиц своими руками и из какого материала?

Чем можно и чем нельзя подкармливать птиц?

Как часто подкармливать птиц?

Почему важно кормить птиц?

Какую пользу приносят птицы людям?

Спросим у взрослых (родителей, воспитателей).

Посмотрим в интернете.

Рассмотрим познавательную литературу.

Пути реализации проекта.

Этапы реализации проекта:

    1. Подготовительный этап:

Создание необходимых условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с детьми и родителями.

Обоснование, предсказание путей реализации проекта.

Подбор познавательной, художественной литературы.

Отгадывание загадок, чтение стихотворений про птиц.

Проведение бесед по проекту.

Оформление консультаций "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Какие бывают кормушки".

Изготовление дидактических игр.

Оформление стенгазеты "Птицы зимой".

Выставка рисунков " Птичье кафе".

Совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.

2. Основной (практический) этап.

Оформление альбома про зимующих птиц.

Составление описательных рассказов о зимующих птицах.

Изучение корма для подкормки птиц.

Выставка кормушек.

Выбор места для кормушек.

Организация праздника "Синичкин день".

Наблюдение за зимующими птицами.

В течение всего проекта ежедневное кормление птиц.

Использование разных кормов.

Оформление агитационных плакатов "Покормите птиц зимой".

Оформление памяток - "Чем кормить птиц?".

Наблюдение за поведением птиц на кормушках.

3. Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта:

Сколько птичек мы спасли за зимний период времени?

Чем лучше кормить птиц?

Как часто необходимо кормить птиц?

Организация праздника "Вороний день" (награждение активных участников проекта).

Организация фотовыставки «Птичья столовая»

Презентация проекта (освещение опыта работы).

Экологический проект «Птицы на кормушке».

На первом этапе, в ходе которого мы с детьми во время прогулок наблюдали за птицами, за их поведением при низкой температуре погоды, за изменениями в жизни птиц зимой. Затем вместе с родителями мы обсуждали ход проекта, выяснили возможности, средства, определили цели и задачи, которые будем решать, определили предполагаемый результат.

Для того, чтобы реализовать проект родители вместе с детьми изучили познавательную и художественную литературу о птицах, населяющий наш регион, их образе жизни, о связи с окружающей средой, о том какую пользу приносят птицы людям, о необходимости подкормки птиц в зимний период, которая расширила кругозор детей. Так же, отгадывали загадки, читали стихи, рассказы про птиц.

В беседах с детьми систематизировали знания о зимующих птицах. Из полученных знаний и наблюдений определили, чем и как необходимо подкармливать птиц. Предпочтение было отдано хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника, так как это по вкусу почти всем птицам. В ходе обсуждения корма для птиц ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это наносит птицам вред.

Для закрепления знаний и поддержки интереса у воспитанников, мы совместно с родителями оформили дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу". Играя в игры, мы систематизировали знания детей о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

Так же для родителей были оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц".

Изучив познавательную литературу и просмотрев презентации про зимующих птиц нашего края и про то, какие можно сделать кормушки, дети вместе с родителями зарисовали и оформили выставку рисунков "Птичье кафе", стенгазету "Птицы зимой" в газете разместили фотографии птиц, информацию о том, как трудно пережить птицам холодное время года и какую пользу приносят птицы людям.

На втором этапе (основном) совместно с родителями оформили альбом, который состоит из двух разделов: 1 раздел - «Все о птицах», 2 раздел - «Кормушки и корм для птиц». В первом разделе был собран большой накопительный материал о зимующих птицах, о значении птиц в жизни человека. Подобрано художественное слово (стихи, загадки, приметы про птиц). Ребята совместно с родителями по схеме составляли описательные рассказы о зимующих птицах. В следующем разделе мы собирали материал о видах кормушек и способах их изготовления из разного материала. И о том, какой корм предпочитают наши птицы.

Родители совместно с детьми дома сделали кормушки из разного материала: деревянные, бумажные (коробки из под сока), пластиковые (из бутылок).

После этого была организована выставка кормушек, где ребята с родителями демонстрировали свои кормушки, рассказывали, как и из какого материала, они их сделали. Мы обсуждали, какие кормушки нам прослужат дольше, как мы их будем крепить, чтобы не повредить деревья. Кормушки готовы, но прежде чем их развесить необходимо, выбрать место, где лучше разместить кормушки. Во время прогулок наблюдали за прилетающими птицами, выбирали место, куда лучше повесить кормушки и решили несколько кормушек закрепить на деревьях нашего участка, остальные кормушки расположить около центрального входа детского сада.

12 ноября «Синичкин день» - это день вывешивания кормушек. Этот день считается в народе Синичкиным праздником: по приметам к этому сроку прилетают зимующие птицы, которые подбираются ближе к жилью, где больше корма. На празднике дети вместе с родителями отгадывали загадки о птицах, пели песни, читали стихотворения о синице и осени, играли в тематические игры и делали «птичью» зарядку. Финальным аккордом торжества стала установка кормушек на территории детского сада. Перед тем, как повесить кормушки, заботливо насыпали в нее корм. Теперь каждое утро по дороге в детский сад ребят встречает веселый птичий гомон. Кажется, что на территорию детского сада слетелись птахи со всего микрорайона. Однако наблюдать за птицами сложно, они пугливы и разлетаются при приближении человека. Но мои ребята нашли выход: они наблюдают за пернатыми из окна группы и видят, как птицы радуются человеческой помощи. А рады тому, что их труд и труд родителей не прошел даром, теперь птицам будет легче пережить трудную для них пору.

Мои воспитанники и родители заботятся о пернатых наших меньших, но возник вопрос: "А другие заботятся о птиц в зимний период времени?". Мы вместе с родителями и воспитанниками обсудили и решили выйти за пределы детского сада и привлечь жителей нашего города к подкормке птиц. Но прежде чем выйти, мы оформили агитационные плакаты "Покормите птиц зимой!" и памятки "Чем кормить птиц?" Агитационные плакаты развешивали в общественных местах, раздавали памятки, а так как в группу ходят дети не только с микрорайона, в котором находится детский сад, то родители и воспитанники с других микрорайонов решили развесить плакаты и раздать памятки у себя в микрорайонах. Что позволило охватить наибольшее количество жителей нашего города.

На третьем этапе - выявились активные участники, воспитанники с родителями не забывают про птиц, из дома приносят различный корм и кормят их с удовольствием. Так же дети развесили свои кормушки и возле дома, подкармливают птиц каждый день, наблюдают за их поведением и рассказывают остальным детям, какие птички прилетают на их домашние кормушки. Таких детей мы поощряем звездочками на экране успешности.

В ходе реализации проекта воспитанники уточнили и систематизировали представления о птицах, которые остаются зимовать в наших краях, их образе жизни в холодный период времени, о связи с окружающей средой, об их характерных особенностях. После изучения с воспитанниками теоретического материала, а также в ходе наблюдений, сделали вывод: птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла: чем ярче светит солнце, чем теплее, тем больше птиц на улице, тем они активнее. В ветреные дни птицы не прилетают. Выяснили, что голуби и воробьи предпочитают крошки белого хлеба и батона, а синицы - сало. Пшено едят дольше всего, сухофрукты наши птицы не едят.

Воробьи и голуби прилетают стайками, а синички - по 2-3, сороки - по одиночке. Кормушки посетили 4 вида птиц. Это воробьи, синицы, голуби, сороки.

Дети вместе с родителями изготовили своими руками разнообразные кормушки, используя различный материал, научились наблюдать за птицами и анализировать увиденное.

За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить, и мы будем продолжать подкармливать птиц.

Наши перспективы:

Оформление фотовыставки "Птичья столовая" (результаты работы - апрель).

Организация совместного с родителями праздника "Вороний день" (подведение итогов проекта, награждение активных участников)

Презентация проекта на педагогическом совете (освещение опыта работы) Учреждения.

Образовательный проект «Птицы нашего края»

Проект выполнен воспитателем Могутовой Е.Л.

Краткая аннотация проекта .

В этой работе с ребятами рассмотрели разные виды птиц, которые встречаются в нашем крае. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, понимаем, что они делают очень много полезного. В своей работе мы рассмотрели особенности поведения некоторых птиц. Эти птицы живут рядом с нами, приносят большую пользу, радость людям. На птиц невозможно взглянуть мельком и тотчас же отвести равнодушный взгляд. Встреча с ними – всегда событие. Это поистине восхитительное зрелище, когда среди ветвей деревьев мы видим таких разных птиц. Как не спешишь по своим делам, непременно постоишь под деревом и полюбуешься. И надо не забывать, что птицам нужна наша помощь.

Актуальность.

Воспитывать интерес у детей к нашим пернатым друзьям - птицам. Желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них. Дать знания детям о зимующих и перелетных птицах, о том, чем кормить птиц зимой. Создать условия для общения ребенка с миром природы.

Цель проекта:

Закрепление представления дошкольников о птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к птицам.

Задачи:

1. Расширить знания детей о птицах нашего края.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

3. Познакомить детей с образом жизни и повадками птиц.

Гипотеза:

если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края, знать особенности обитания разных птиц, уметь различать их голоса, заботиться и охранять их, то:

Станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и друг к другу;

И тогда на земле будет меньше зла, а наш мир станет красивее, прекраснее и радостнее.

Вид проекта:

Познавательно-исследовательский, долгосрочный.

Участники проекта:

Дети, воспитатели, родители, специалисты.

Этапы проведения и реализации проекта

    Информационно-накопительный

    Изучение интереса детей для определения целей проекта. Сбор и анализ литературы для взрослых и детей для реализации проекта, диагностика детей, анкетирование родителей по проблеме. Презентация проекта на родительском собрании. Оформление индивидуальных детско-родительских проектов: «Воробей», «Дятел», «Глухарь», «Синица», «Ворона», «Чайка», «Гусь», «Кукушка», «Дрозд», «Сова» в электронном и печатном виде.

2. Организационно-практический

Формы организации детской деятельности:

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о жизни птиц.

Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.

Исследовательская деятельность: «Почему птицы могут летать? », «У кого какие клювы», «Как с гуся вода».

Беседы: «Птицы наши друзья», «Что ты знаешь о птицах», «Чем питаются птицы зимой».

Экскурсия в национальный музей на выставку «Птицы родного края», целевые прогулки «Наблюдение за птицами и кормление их на участке».

Подвижные игры: «Совушка», «Птички и птенчики», «Перелет птиц», «Воробушки и автомобиль», «Птичка и кошка».

Дидактические игры: «Собери картинку», «Четвертый лишний», «Расскажи о птице», «Игра в слова», «Загадки - отгадки», «Один - много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Кто как голос подаёт», «Угадай птицу по описанию».

Рассматривание иллюстраций с изображением птиц.

Заучивание стихов, песен.

Интеграция со специалистами детского сада: музыкальным работником (заучивание песен о птицах, физкультурным работником (подвижные игры)

Организация выставки рисунков и подделок «птицы родного края» (совместно с родителями) .

Оформление выставок творческих работ

Тематические выставки «Читаем о птицах», «Крылатые доктора»

Мероприятия: окружающий мир «О тех, кто умеет летать», лепка «прилетайте гости птицы на кормушки», пластилинография «как розовые яблоки, на ветке снегири», раскрашивание птиц разных видов.

3. Завершающий

Итоговая игра «Путеводитель» в национальном музее. Посещение музея совместно с родителями в день посвященный птицам. В музее каждой семье был предложен маршрутный лист, который определял порядок посещения станций. В результате их прохождения участники узнали много нового, повторили и закрепили свои знания о жизни птиц.

4. Контрольно - рефлексивный

Подведение итогов. Итоговая диагностика, обработка результатов по реализации проекта. Интервьюирование участников проекта. Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали и для чего? »

ВЫВОД: На начало проекта было исследовано 20 человек, что составило 83.3% от 100%. Из них высокий уровень показало 10 % (2 человека, средний уровень 50 % (10 человек, и низкий уровень 40% (8 человек). При окончании проекта результаты изменились: высокий уровень показали 80 % (16 человек, средний уровень 20% (4 человека) .

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей

2. Методическая разработка

3. Интеграция со специалистами детского сада.

Предполагаемый результат:

Получение знаний детей о жизни птиц, создание необходимых условий в ДОУ и группе по формированию у дошкольников целостного представления о жизни птиц. Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период. Развитие у детей любознательности, творческих способностей познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие родителей в реализации проекта.

Материально-технические ресурсы необходимые для выполнения проекта

1. Подбор литературы

2. Подбор художественных произведений

3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)

4. Подготовка разного вида бросового материала

5. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности

6. Дидактические игры

7. Выставки книг, рисунков, поделок.

Перспектива

Во время проведения проекта участники заинтересовались птицами, проживающими на разных континентах. Не малую роль сыграла работа в Монтессори – лаборатории, где дети работают с картой мира, на которую нанесены птицы того или иного континента. В результате проведения рефлексии, мы пришли к выводу, что следующим нашим проектом будет изучение экзотических птиц, их повадки, среда обитания, особенности строения и питания.

Список литературы От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. -2-е изд., испр и доп. -М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011

Кравченко И. В., Долгова Т. Л. Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие/ Под редакцией Г. М. Киселевой, Л. И. Пономаревой. – М. 6 Сфера, 2012

Кислова Т. Р. «По дороге к азбуке». Методические рекомендации для воспитателей, логопедов, учителей и родителей к частям 1 и 2 / Под научной редакцией Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. –М. :Баласс, Издательский Дом РАО, 2007. (Образовательная система «Школа 2100». Комплексная программа «Детский сад 2100»)

Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Средняя группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов дошк. Учреждений /Г. С. Швайко. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.

Светлана Котлярова

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .

Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей .

Задачи проекта .

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей .

Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения проекта МДОУ Д/с №6

1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой »

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .

В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).

Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .

Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :

Подкармливать птиц каждый день .

Наполнять кормушки кормом утром.

Во время морозов корма насыпают больше.

Кормушку очищают от снега, сора.

Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

В ходе работы по проекту дети учатся :

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой »

Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?

Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Задачи акции :

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .

Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6

Методическое обеспечение акции

Литература

В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .

Фотоаппарат

Иллюстрации, фотографии

Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .

Различные материалы для изодеятельности

Кормушки, корм для птиц .

Дидактические игры

Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.

Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

Сбор корма для птиц .

Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .

Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

Благодарность участникам акции.

Итоги :

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .

Список используемой литературы :

-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.

Приложение к проекту .










Надежда Кононова
Проект в старшей группе «Птицы - наши друзья»

I. Информационная карта проекта

Полное название проекта «Птицы – наши друзья »

Кононова Н. В. воспитатель

Продолжительность проекта : среднесрочный (январь - март)

Тип проекта : познавательно-исследовательский, творческий

Участники проекта дети , педагоги, родители

Возраст детей 5-6 лет

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект , можем ли мы помочь птицам в зимнее время года ?

Цель проекта . Расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни, и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям .

Задачи проекта

Для детей

1. Использовать новые знания, умения, стремиться наблюдать, исследовать.

2. Упражнять в установлении связей : внешний вид птиц и среда обитания .

3. Выяснить, где птицам живется лучше

4. Использовать представления об образе жизни птиц при составлении сказок, рассказов, фантазировании.

5. Совершенствовать коммуникативные навыки.

Для педагогов

1. Продолжать формировать представления о понятии «птицы » , зимующие птицы .

2. Систематизировать представления о месте обитания птиц , способах добывания пищи, выращивания детенышей, способах защиты, повадках, зимовки в зависимости от окружающей среды

3. Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между жизнью птиц и окружающей средой (изменение условий обитания ведет к изменению жизни птиц )

4. Развивать речь-доказательство, применяя конкретные знания о поведении и повадках птиц

5. Развивать эмоциональную сферу детей, творческое фантазирование

6. Воспитывать экологически-правильное отношение к природе (птицы – часть природы , существуют сами по себе, а не для потребности человека; они неповторимы, птицы чувствуют боль , радость, испытывают привязанность, и воспринимают отношение людей к ним)

Для родителей

1. Привлечь родителей к ознакомлению детей с жизнью зимующих птиц в разных условиях жизни

2. Совершенствовать навыки общения с детьми

Форма проведения итогового мероприятия проекта

викторина

Название итогового мероприятия проекта

«Что? Где? Когда?»

Продукты проекта

- для детей : рисунки, поделки, придуманные детьми сказки, рассказы

- для педагогов : презентация

- для родителей : папка-передвижка

Ожидаемые результаты по проекту

Для детей

Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами , помогая им, у детей расширятся знания о друзьях наших меньших , сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Они научатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека. Дети научаться относиться к себе как к части природы, практическим действиям по охране природы. Развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении анализировать, делать выводы. Дети научатся контролировать свои поступки, научатся ухаживать за птицами .

Для педагогов

Обобщение опыта работы с детьми по теме : «Птицы – наши друзья »

Для родителей

Развитие навыков взаимодействия с ребенком

Планирование (системная паутинка) по проекту

Птицы – наши друзья .

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Наблюдение за зимующими птицами .

Наблюдение «Кто прилетает на участок и на кормушку»

Наблюдение, «Какие воробьи, и какие вороны»

Наблюдение за вороной.

Наблюдение за синицей.

Наблюдение «Птичьи следы»

Наблюдение «О чем поют воробышки»

Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (на прогулках) .

Решение проблемной ситуации : «Что может произойти, если не подкармливать птиц зимой

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если…»

Наблюдение из окна за птицами .

Обучающий цикл : ФЭМП

Тема : «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»

Дидактическая игра «Сосчитай птиц »

Проблемная ситуация «Что было бы, если переселить.»

Тема : «Зимующие птицы »

Просмотр презентаций «Зимующие птицы »

Экспериментирование :

«Исследование птичьего пера»

«Рассматривание птичьих следов»

Просмотр презентации «Зимующие птицы Сибири »

Просмотр учебного познавательного фильма о зимующих птицах .

Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

Чтение художественной литературы :

В. Звягиной «Воробей»

Т. Евдошенко «Берегите птиц »

Ю. Никонова «Зимние гости»

О. Воронкова «Птичьи кормушки»

В. Сухомлинский «Как синичка меня будит»

О. Григорьева «Синица»

А. Яшин «Покормите птиц зимой » ;

Чтение познавательной сказки «Как воробей Африку искал»

Чтение сказок о птицах (Дятел)

Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Беседа «Что ты знаешь о птицах

Беседа «Трудно птицам зимовать » .

Беседа «Польза, приносимая птицами »

Беседа «Почему зимующие птицы не улетели в тёплые края?»

Заучивание считалок о птицах .

Пальчиковая гимнастика “Кормушка”

Составление детьми описательных рассказов о зимующих птицах (по плану)

Пальчиковая игра «Дятел»

Разгадывание загадок о зимующих птицах нашего края .

Подвижная игра с речевым сопровождением «Птички» , «Весёлый воробей»

Защита сообщений детьми о птицах .

Составление рассказов по сюжетным картинкам.

Сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Разучивание поговорок : «Всякая птица своим пером гордится» , «У каждой пташки свои замашки» .

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры :

«Птички на кормушках»

«Каких птиц зимой не увидишь » .

«Четвёртый лишний»

«Один – много»

«Назови ласково»

Игра малой подвижности «Где спрятался воробей?»

«Угадай птицу по описанию "

Раздели птиц на перелётных и зимующих».

«Кто как разговаривает»

Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

Рисование «Снегири на ветке рябины»

Лепка «Учимся лепить птиц »

Пластилинография «Снегирь»

Аппликация «Птицы на ветке »

Конструирование из конструктора лего. «Кормушка для птиц »

раскраски по теме Двигательная деятельность

(овладение основными движениями)

Подвижные игры «Перелёт птиц »

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и кот»

«Птички в гнёздышках»

«Воробышки и автомобиль»

Подвижная русская народная игра «Дятел»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

Оформление альбома : «Зимующие птицы » .

Оформление картотеки загадок, стихов о птицах .

Выставка коллективной работы «Птицы нашего края » (оригами)

Коллективная работа «Птицы на кормушке » (лепка)

Выставка детских работ пластилин графия «Покормите птиц зимой » »

Выставка детских работ аппликация «Зимующая птица- Ворона »

Оформление выставки «Кормушки для зимующих птиц »

Выпуск экологической газеты «Берегите птиц »

Викторина «Что? Где? Когда?»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице,

Подкормка зимующих птиц .

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

Передача образов птиц в движениях под музыку.

Интерактивная дидактическая игра «Четвёртый лишний» , «Угадай, какая птица поёт » , «Кто как кричит»

Театрализация : «Где обедал воробей» .

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Пальчиковая гимнастика «Мы кормушку смастерили»

Пальчиковая игра «Кормушка»

И г р а «Дятел» .

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

Акция «Будем добрее» совместное изготовление кормушек для птиц и размещение их на территории детского сада.

Дети совместно с родителями подготовили сообщения о птицах

Консультация для родителей «Покормите птиц зимой »

Памятки для родителей по кормлению птиц зимой .



Поделиться