Проектирование как социальная технология. Социальное проектирование Соц проектирование

Социальное проектирование - это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике.

Результат социального проектирования - это научно обоснованные определения вариантов планового развития новых социальных процессов и явлений. Без проведения социального проектирования невозможно оцепить правильность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей. В этом случае нужен тщательный анализ причин: чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач? Процесс социального проектирования еще называют социальным конструированием.

Социальное проектирование используется как один из компонентов целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения новых социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Определяя рациональные параметры организации отношений в развивающихся или создаваемых социальных объектах, социальное проектирование выступает промежуточным звеном на пути опредмечивания социальных знаний. В первую очередь, через проектирование проявляется творческая активность нашего сознания, которое не только отражает мир, но и творит с учетом объективных закономерностей в соответствии с потребностями людей. Именно посредством проектирования и последующего воплощения проектов в жизнь решающим образом проверяется истинность наших знаний. Социальное проектирование в состоянии быть одним из критериев истинности наших знаний об обществе, потому что оно ориентировано на практику и является ее необходимым элементом.

Выделяют следующие условия, которые позволяют конструировать социальное будущее. Во-первых, наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции развития; во-вторых, в социальных объектах обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, которые могут быть мобилизованы для решения данной социальной задачи; в-третьих, общественным структурам присуще испытывать значительные деформации, что и может быть использовано для реализации предпочитаемого варианта будущего развития; в-четвертых, перспективные цели, родственные по содержанию, могут быть заменены одна другой, а одна и та же цель может быть реализована различными средствами.

Кроме того, необходимо учитывать детерминацию, ее особенности в общественной жизни, где каждый из компонентов системы относительно самостоятелен, но в то же время взаимосвязан с другими компонентами. Изменения в одном компоненте прямо или косвенно приводят к изменениям в других, а эти, теперь уже вторичные, изменения посредством обратных связей в свою очередь влияют на исходный компонент, изменяя его. Поведение каждого компонента системы и системы в целом во многом зависит от характера и направленности обратных связей, причем сохраняется совокупность этих связей, которая существенно детерминирует поведение системы. Перед нами, таким образом, сложнейшая форма нелинейной причинной зависимости, которая присуща целостным системам вообще и общественной системе в особенности.

Социальное проектирование в качестве особого типа социально-инженерной деятельности оказывается одной из наиболее перспективных технологий использования социологического знания. Оно представляет собой эффективное средство практического освоения всех видов научной информации, новый способ относительно обособленной, целостной инновационной деятельности, метод решения экономических, организационных, социальных и культурных проблем.

О социальном проектировании заговорили совсем недавно. Еще в 1970-е гг. предпочитали писать о социальном планировании, программировании, нововведениях. Но появление класса новых сложных задач в сфере экономики, культуры, градостроительстве, дизайне среди прочих типов социально-инженерной деятельности выделило социальное проектирование.

Его необходимо характеризовать в рамках связи методологии проектирования и социальных наук, а также в рамках социального действия. Только в этом случае удастся преодолеть два основных недостатка социального проектирования. Один - низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой потеря социальных параметров.

Социальное проектирование, как и всякая специфическая сфера знаний, имеет категориальный (понятийный) аппарат. Категории выступают как ступеньки познания мира человеком. Об уровне развития науки можно судить по ее категориальному аппарату.

Категориальная структура социального проектирования - это совокупность дефиниций, направленных на научное отражение основных параметров, характеристик будущих систем, процессов, явлений, их блоков и т.п.

Основными элементами проектной деятельности, его важнейшими теоретическими категориями являются: система, субъект и объект социального проектирования, социальная технология (как совокупность актов), условия, методы социального проектирования и др.

Важное место в проектной деятельности занимает понятие "система". В современной литературе можно встретить большое количество определений системы. Приведем одно из них.

Система - это целостность, организованная множеством функций и соответствующих им управленческих действий по принятию решений и их реализации. В системе выделяют элемент и структуру. Под элементом обычно понимается объект, представляющий собой предел членения в рамках качества системы, под структурой - относительно устойчивый, упорядоченный способ связи элементов, придающий их взаимодействию целостный характер.

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты, ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности. Необходимая атрибутивная сторона субъекта проектирования - его социальная активность, непосредственное участие в процессе проектирования. От знаний и умений, творчества и мастерства, культуры и уровня мышления субъекта проектной деятельности, от конкретных способностей людей анализировать и синтезировать информацию и выдавать оригинальные идеи во многом зависит качество разрабатываемых моделей и проектов.

Под объектами социального проектирования понимаются системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования.

В поле социального проектирования попадают объекты самой различной природы:

  • поддающиеся организованному воздействию элементы, подсистемы и системы материального и духовного производств (средства и предметы труда, социальная технология, техника - как совокупность орудий труда, духовная культура, социальная деятельность и т.п.);
  • человек - как общественный индивид и субъект исторического процесса и социальных отношений с его потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, престижем, ролями в системе отношений;
  • элементы и подсистемы социальной структуры общества (трудовые коллективы, регионы, социальные группы и т.п.);
  • различные общественные отношения (политические, идеологические, управленческие, эстетические, нравственные, семейно-бытовые, межличностные);
  • элементы образа жизни (жизненные позиции, способы жизнедеятельности, качество и стиль жизни и т.п.).

Число объектов социального проектирования в эпоху научно-технической революции заметно увеличилось. Основными его объектами являются социальные системы. Каждая обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные, элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы.

Одним из элементов социальной деятельности является социальное действие, т.е. воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели.

При проектировании систем социальная деятельность представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме.

Социальная технология - это упорядоченная во времени и пространстве последовательность актов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа. Посредством технологии абстрактные дефиниции науки переводятся на конкретный язык указаний, решений, распоряжений, нормативов, направляющих социальную активность людей на эффективное выполнение необходимых действий.

Среди характеристик социального проектирования особое место занимает условие - система социальных явлений и процессов, оказывающая определенное влияние на проектную деятельность. Условия проектной деятельности включают в себя множество компонентов: отношения, процессы, среда, действия, вещи, деятельность, средства и т.п.

Проектный фон - это совокупность внешних по отношению к объекту проектирования условий, существенно влияющих на его функционирование и развитие.

Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы.

Метод - это способ достижения цели; построение социального проекта - определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования.

Выделяют следующие методы социального проектирования: "мозговой атаки", деловой игры, вживания в роль, аналогии, ассоциации, синектики.

Метод "мозговой атаки" связан с генерацией идей, их равноправной конкуренцией, возможностью сопротивления. С помощью этого метода преодолеваются недостатки традиционных способов решения проблемных ситуаций, например проведение совещания, где различная активность участия отдельных членов группы, бессодержательные выступления, сильное влияние конфликтов и противоречивости участников отрицательно сказывается на ходе работы. Указанные недостатки преодолеваются благодаря наличию специалиста - организатора групповой работы.

Метод деловой игры - комплексный метод, охватывающий все стадии процесса подготовки и принятия решения. Его применяют в случаях сложных проблемных ситуаций (например, экологических), требующих для своего разрешения взаимодействия многих заинтересованных ведомств, организаций, общественных сил. Главные цели деловой игры - организовать совместную деятельность участников решения проблемы так, чтобы раскрыть реальную противоречивость их интересов по отношению к проблемной ситуации, выявить позиции, заставляющие отстаивать общие или групповые интересы, добиться обнародования необходимой информации, помочь участникам услышать и понять друг друга, найти путь к согласию.

Метод вживания в роль помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто заглядывание в проектируемое будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии предусматривает, что эффективно функционирующие предприятия, поселки, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы, в известных пределах служат образцом, эталоном для конструирования социальных задач и целей.

Метод ассоциации заключается в том, что при подготовке проекта нередко возникает необходимость принятия новых решений, которые вызваны неудовлетворительностью существующей практики. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять существующую практику. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Метод синектики основан на том, что несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Социальное проектирование и прогнозирование в области социальной работы применяются для разработки социальных программ, социальных предложений и проектов, отработки методики, техники и технологии конкретных форм социономической деятельности.

Проектирование (лат. «projectus» - брошенный вперед) - процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, специфическая деятельность, результатом которой является научнотеоретически и практически обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений; составная часть управления, которая позволяет обеспечить осуществление управляемости и регулируемости некоторого процесса.

Социальное проектирование - это проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений. Социальное проектирование должны учитывать следующие параметры:

  • противоречивость социального объекта;
  • многовекторность развития социального объекта;
  • невозможность описания социального объекта конечным числом терминов любой социальной теории (принципиальная неформализуемость);
  • многофакторность бытия социального объекта;
  • наличие множества субъективных составляющих, определяющих соотношение должного и сущего в отношении развития социального объекта;
  • субъективные факторы формирования социального ожидания, социального прогноза и социального проектирования;
  • факторы, определяющие разные критерии оценки зрелости развития социального объекта.

Социальное проектирование дает возможность оценить обоснованность прогноза, разработать научно обоснованный план социального развития. Проектирование учитывает и возможность неудачного эксперимента по проверке идей, так называемый отрицательный результат. При его получении необходим тщательный анализ причин, чем вызвано несоответствие в решении поставленных задач. Процесс социального проектирования также называют «социальным конструированием».

Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека. Оно в идеальной форме задаст эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта. В этом качестве социальное проектирование выступает своеобразной инженерной деятельностью, по ряду показателей идентичной деятельности по проектированию технических систем.

Социальное проектирование тесно связано с технологией реализации проекта. Технология социального проектирования должна конструироваться на основе представлений о методологии проектирования в социальных науках. Только в этом случае удастся преодолеть два основных его недостатка. Один недостаток низкая проектосообразность (социальные проекты или утопичны, или подменяются социальными манифестациями), другой - потеря социальных параметров.

Говоря о социальном конструировании, следует подчеркнуть, что оно имеет место в любой деятельности, требующей создания нового: в познавательной, художественной, технической и т.п.

Конструирование - это интеллектуальная деятельность, состоящая в целенаправленном построении в идеальной форме какого-либо объекта, который не является преднамеренным воспроизведением другого объекта.

Оно осуществляется посредством мысленного комбинирования различных факторов, их подбора и связывания в новый объект. Конструироваться могут как осуществимые объекты, так и объекты, которые создать невозможно. Оно может быть направлено на практические потребности, а может носить и игровой характер. От конструирования как идеального созидания предмета следует отличать реконструирование и дсконструированис, или декомпозицию, искусственного предмета.

С точки зрения содержания, особенностей протекания, конструирование, реконструирование и дсконструированис - это разновидности творческой активности мышления со стороны его прагматической функции. Конструирование используется при формировании целей и определении плана деятельности, разработке технологий, определении параметров будущих результатов действий и др. Проектирование - одна из разновидностей конструирования

Субъектом социального проектирования являются различные носители управленческой деятельности - как отдельные личности, так и организации, трудовые коллективы, социальные институты и т. и., ставящие своей целью организованное, целенаправленное преобразование социальной действительности.

Объектом социального проектирования называют системы, процессы организации социальных связей, взаимодействий, включенных в проектную деятельность, подвергающиеся воздействиям субъектов проектирования и выступающие основанием для этого воздействия.

В качестве основных объектов социального проектирования выступают социальные системы. Каждая социальная система обладает спецификой, особенными чертами, имеет различные, часто очень сложные элементы, блоки, подсистемы, структуру, оригинальные системообразующие факторы. Поэтому проектирование различных типов и систем требует, кроме общих принципов и закономерностей, применения особой методики. На всех уровнях проектирования важно выявить связи, закономерности, характерные для данного уровня, определить системообразующие факторы и учитывать их при проектировании и конструировании.

Всем научно разработанным социальным проектам присуще следующее:

  • 1) наличие таких характеристик, которые у проектируемого объекта без четкого проекта не возникают;
  • 2) параметры, способные обеспечить реализацию социального заказа;
  • 3) характеристики, поддающиеся построению в течение только определенного промежутка времени.

Проект будущих возможных состояний социальных систем, процессов и явлений должен соответствовать следующим условиям его разработки :

  • - он должен быть создан на научной основе,
  • - не противоречить нравственным нормам,
  • - выражать общепринятые социальные ценности,
  • - выражать социальный заказ,
  • - быть эффективным с точки зрения реализации,
  • - не содержать противоречий,
  • - должен быть предназначен для реализации.

Социальный проект устанавливает параметры, основные характеристики развития социальных систем на ограниченный, четко определенный отрезок времени.

В зависимости от целей проектирования различаются его виды: организационное, операционально-деятельностное, временное, структурнофункциональное, пространственное моделирование.

Организационное проектирование предполагает изменение

  • целей работы организации;
  • содержания работы и структуры управления, технологии производства;
  • методов решения задачи;
  • кадровой политики (кого и сколько принимать) организации.

Операционально-деятельностное проектирование - это формирование

системы как некоторой оптимальной деятельностной системы. Значительная часть систем представляет собой алгоритмы оптимальной деятельности, реализуемые в пространстве и времени. В некоторых системах деятельность выступает не главной, а вспомогательной составляющей, но всегда приходится решать комплекс задач операционально-деятельностного проектирования (выделение операций, установление их порядка, формирование алгоритма, его оптимизация и т.п.).

Временное проектирование предполагает размещение процессов в социальном времени, когда определяется направленность в технологии вектора времени, ее развитие, синхронность, ритмичность и т.п. Это прогрессивный тип технологии. Общество, которое применяет их, развивается, осваивает передовые достижения цивилизации. Но технология может быть и традиционалистской, т.е. ее миссия заключается в том, чтобы законсервировать настоящее. В отдельных случаях такие технологии являются очень важными и прогрессивными, например сохранение культурных ценностей малых народов. Но доминирование этих технологий в обществе закладывает его застой, отставание от передовых стран.

Пространственное проектирование - размещение фрагментов объекта или процесса в пространстве. Пространство выступает в качестве важнейшей характеристики системы. Так, в любом населенном пункте можно выделить огромное число разновидностей социального пространства: от пространства рекреации (предметный мир, зоны отдыха людей) и пространства трудовой деятельности людей до мусорного пространства, связанного со всеми составляющими возникновения, сбора, утилизации и переработки мусора. Социальная система должна соответствовать своему пространству, охватывать все его объекты и, самое главное, оптимизировать его, приводить в соответствие с достижениями цивилизации.

Структурно-функциональное моделирование объекта или процесса ориентировано на создание систем. Само создание системы, или структурнофункциональное проектирование, обычно происходит путем формирования требований к технологии, т.е. определения ее функций на «входе» проекта, затем выявляются ее структуры, которые на «выходе» проекта выступают в качестве конечного результата проектирования. С точки зрения принципа кибернетики, получившего название «принцип черного ящика», сущность проектирования заключается в том, чтобы «черный ящик», в качестве которого выступает модель технологии, сделать «светлым» путем раскрытия его структуры.

Проектирование организационных технологий - разработка организационной процедуры, организационной схемы, представляющих собой развернутую модель будущей организационной системы. Существуют два основных подхода к разработке организационной схемы, которые П.М. Керженцев называл условно «германским» и «английским». При «германском» подходе придается чрезмерное значение стройности и логичности организационной схемы. Создав такую схему, ее автор старается провести ее в жизнь вплоть до всех мелочей, не нарушая единства и логической законченности организационного плана. «Английский» тип в своей организационной работе меньшее значение придает общим, теоретизированным схемам, а исходя из повседневной практики стремится найти организационную схему, наиболее адекватную обстановке. Отсюда и чрезвычайно пестрые, разнообразные организации в англоязычных странах.

Безотносительно к стратегическим вариантам организационной схемы можно сформулировать несколько требований к ее разработке:

  • организационная схема должна быть ясна и понятна не только ее создателям, но и всем участникам организации;
  • элементы организационной схемы должны быть по возможности унифицированы;
  • организационная схема должна быть построена так, чтобы предполагаемая работа могла совершиться быстро, точно и экономно;
  • организационная схема должна быть достаточно устойчивой и в то же время гибкой, чтобы без труда применяться к меняющимся условиям.

Общие методические принципы проектного анализа:

  • альтернативный подход к выбору проектов;
  • разработка и анализ проектов по нескольким аспектам (разделам);
  • выявление и представление выгод и затрат, возникающих как следствие данного проекта;
  • использование принятых в мировой практике показателей ценности проектов с учетом фактора времени;
  • анализ и оценка рисков и неопределенности.

Проектирование социального эксперимента - метод научного познания и оптимизации социальных систем, который совершается через наблюдение за их поведением в контролируемых условиях. Проектирование социального эксперимента выполняет две функции - исследовательскую и управленческую - и поэтому принадлежит к научной сфере в области социального управления. Использование экспериментального метода требует наличия:

  • 1. Четко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данное теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирических проверенных утверждений.
  • 2. Объекта, который допускает:
    • а) возможность описания системы переменных, которые детерминируют его поведение;
    • б) возможность количественных и качественных измерений его деятельности и поведения;
    • в) контроль за факторами, которые влияют на состояние объекта, и условиями во время проведения эксперимента.

Общая логика проектирования социального эксперимента состоит в том, чтобы, избрав экспериментальную группу (или группы), влиять на нее конкретными факторами и проследить направление, величину и стойкость изменяющихся характеристик, которые интересуют исследователя. В зависимости от специфики исследовательской задачи проектирование социального эксперимента делят на научно-исследовательские и практические. Первые направлены на получение научных данных, развитие теорий, вторые - на решение задач в управлении общественными процессами.

Построение социального проекта - это определенным способом упорядоченная деятельность субъекта проектирования, в процессе которой используются специфические методы.

Программно-целевое планирование - это один из видов планирования, в основе которого лежит ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой метод планирования направлен на достижение каких- либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение и постановка целей и лишь затем подбираются пути их достижения.

Профаммно-целевое планирование построено по логической схеме «цели - пути - способы - средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом намечаются пути их реализации, а затем, более детализированные способы и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов. Программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства других методов.

Особенностью программного планирования является также способ влияния на планируемую систему. Во главу угла ставится не система сама по себе, ее составные элементы и сложившаяся организационная структура, а управление элементами программы, программными действиями.

Итак, программно-целевой метод планирования состоит в отборе приоритетных целей экономического, социального, научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в заданные сроки с максимальной эффективностью при требуемом обеспечении ресурсами. Метод включает разработку программ с учетом стратегических целей, определение путей, средств и организационных мероприятий по их достижению.

Среди методик проектирования следует выделить следующие.

«Дерево целей». В крупных проектах цель формируется как «дерево целей», которое позволяет точно зафиксировать полученный в итоге результат. Социальные цели могут быть представлены в виде «дерева целей», где из конечной цели (самоцели) логически выводятся ее составляющие первого, второго и т.д. порядков. Деление цели на подцели представляет собой логическую процедуру, которая определила и направление движения по ступеням целевой иерархии.

Методика матрицы идеи основана на использовании нескольких независимых переменных, дающих возможность найти разные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченных возможностях.

Методика вживания в роль (помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования). Это не просто заглядывание в будущее, проектируемое, а стремление глубже понять, как будет реализован проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Метод аналогии (является общенаучным и логическим методом, с помощью которого на основе подобия, сходства предметов в каких-либо свойствах, признаках или отношениях формулируется предположение, прогноз о наличии указанных свойств, признаков или отношений у явления, которое выступает объектом проектирования). Аналогия может быть простая, распространенная, строгая и нестрогая. Утверждение (прогноз и проектирование) по аналогии является более достоверным, если принимаются в расчет следующие обстоятельства:

  • а) чем больше известно общих признаков (PI; Р2, ...., PJ) у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности вывода по аналогии;
  • б) чем существеннее найденные общие признаки у сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • в) чем глубже познана взаимная закономерная связь сравниваемых предметов, тем выше степень вероятности;
  • г) если предмет, в отношении которого мы осуществляем прогнозирование по аналогии, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, которое прогнозируется, то общее сходство не имеет никакого значения).

Метод ассоциации. При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос, как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т. е. затрагиваются нс только формы, но и существенные содержательные элементы. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Методика мозгового штурма предполагает связь с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. «Мозговой штурм» осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в процессе которого обсуждаются различные проекты, делаются оценки, проводится экспертиза фактов, высказываются различные.мнения.

Методика сииектики. Согласно данной методике несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенная взаимосвязь и взаимозависимость.

Промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации составляет жизненный цикл проекта. Жизненный цикл проекта состоит из этапов. Применительно к социальным проектам В.А. Луков формулирует следующие этапы: разработка проектов, оценка

жизнеспособности проекта, планирование проекта, составление бюджета, защита проекта, предварительный контроль, этап реализации проекта, коррекция проекта по итогам мониторинга, завершение работ и ликвидация проекта. Значительная часть работы проводится до фазы реализации проекта.

В.И. Курбатов, О.В. Курбатова, В.М. Сафронова и другие ученые выделяют следующие этапы проектирования:

  • 1. Уяснение проблемы. Предметная проблемная ситуация (организационная, социальная) - некое социальное противоречие, требующее организации целенаправленных действий для его устранения или выбора одной из возможных альтернатив социального развития.
  • 2. Социальный заказ. Заказ выступает в качестве определенной социальной установки на разработку конкретных мероприятий по реализации материальных и духовных потребностей людей, разрешений противоречий, поиска компромисса. Социальный заказ формируется на осознании необходимости решения возникшей социальной проблемы, без чего невозможно дальнейшее эффективное функционирование и развитие общности, успешное продвижение вперед.
  • 3. Паспортизация объекта - получение точных данных о системе, процессе или явлениях, описание их состояний, функционирования и развития. Паспорт - это сводный документ, в котором отображаются количественные и качественные параметры системы, влияющие на функционирование и развитие, производится анализ структуры элементов. В социальном паспорте должны содержаться основные сведения об изменениях социальной структуры, условий, охраны и оплаты труда, жилищных и культурно-бытовых условий и т. п. Этапы создания паспорта социальной структуры (общий эскиз):
    • - определение характеристик и параметров, влияющих на нормальное функционирование и развитие системы, их классификация и дифференциация;
    • - разработка форм паспорта (внесение показателей, которые будут изменяться под воздействием управляющей подсистемы);
    • - заполнение форм паспорта, получение необходимых данных: работа с документами, анкетирование, интервьюирование и т. п.
  • 4. Цели. Цель является поводом для начала любой человеческой деятельности. Истинное понимание субъектами цели - залог успеха.
  • 5. Задачи. Задачи проектирования формируются на основе тщательного изучения состояния системы, ее материальных, трудовых, финансовых ресурсов, норм и нормативов, удовлетворения определенных социальных потребностей. Чтобы задачи «работали», они должны быть выражены конкретно, при помощи определенных индикаторов: а) частные задачи не должны быть растворены в общих; б) их нельзя чрезмерно детализировать, сковывать инициативу субъекта социального проектирования.
  • 6. Прогнозирование.
  • 1. Нормативный прогноз.
  • 8. Конструкт. Предполагает конструирование проекта, разработку основных элементов проекта при помощи различных методик.
  • 9. Проект системы. Предполагает текстовое оформление проекта.

Сравнение множества проектов показывает, что их текстовое описание строится примерно по одной схеме. Сравним два варианта структуры.

Первый вариант - типовая структура, применяемая при составлении федеральных целевых программ.

Паспорт программы:

  • а) наименование;
  • б) дата принятия решения;
  • в) заказчик;
  • г) основной разработчик программы;
  • д) цели и задачи программы;
  • е) сроки реализации;
  • ж) перечень основных подпрограмм;
  • з) исполнители подпрограмм и основных мероприятий;
  • и) объем и источники финансирования;
  • к) ожидаемые конечные результаты реализации программы;
  • л) система организации контроля за исполнением программы.
  • 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости се решения путем осуществления программы.
  • 2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы.
  • 3. Система мероприятий программы.
  • 4. Ресурсное обеспечение программы.
  • 5. Механизм реализации программы.
  • 6. Организация управления программой и контроль за ее реализацией.
  • 7. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий от реализации программы.

Приложения:

  • а) Объемы и источники финансирования программы (с разбивкой по годам и содержанию расходов, источникам финансовых средств; с разбивкой по этой схеме по подпрограммам);
  • б) Дополнительная информация по программе (графики, диаграммы, отечественный и мировой опыт, литература по теме и др.)

Второй вариант структуры основывается на обобщении нескольких сотен конкурсных проектов, которые представлялись молодежными и детскими общественными объединениями в федеральный орган исполнительной власти с 1995 г.

  • 1. Проблема, на решение которой направлен проект.
  • 2. Цели проекта.
  • 3. Описание работ (услуг), которые должны быть выполнены в рамках проекта, и предъявляемые к ним требования.
  • 4. Сроки реализации проекта и ожидаемые результаты. Порядок использования полученных результатов и круг лиц, в интересах которых они должны использоваться.
  • 5. Кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение.
  • 6. Порядок осуществления руководства и контроля за выполнением данного проекта (включая список лиц, непосредственно ответственных за его реализацию).
  • 7. Смета расходов.

Алгоритм защиты проекта описан В.А. Луковым. В практике проектирования выработан прием, позволяющий упростить задачу знакомства с проектом. Описание проекта строится по концентрическим кругам.

Самый маши круг - презентация проекта. Презентация занимает две-три страницы, и в ней в самой сжатой форме изложены информация об организации, осуществляющей проект (цели организации, се готовность к осуществлению проекта), и концепция проекта (актуальность проекта; его цель и задачи; правовое, экономическое, организационное обоснование; потребность в средствах, модель и источники финансирования; участники проекта, их функции; места и время; материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы; ожидаемые последствия осуществления проекта).

Этой информации должно быть достаточно, чтобы лицо, которому адресован проект (например, потенциальный инвестор), заинтересовался им. Если интереса нет - проект откладывают в сторону, если интерес проявлен - читают дальше.

Второй круг - изложение концепции проекта, а также наиболее общей оценки его жизнеспособности и базовых расчетов. Текст этой части по структуре тот же, формулировки исходных положений - те же, но здесь есть аргументация представленных положений. Текст занимает 25-30 страниц. Лицо, принимающее решение по проекту, знакомится с этой частью для прояснения того, что невозможно было почерпнуть из краткого описания проекта.

Третий круг , строящийся по той же структуре, что и два предыдущих, содержит детальную информацию и все выполненные расчеты по проекту. Эта часть может быть как угодно велика. В крупных проектах она может быть многотомной, содержать таблицы, рисунки, схемы, чертежи, диаграммы и т.д. Но это не мешает видеть проект в целом: краткое описание (первый круг) и его вариант с аргументацией положений (второй круг) позволяют не отвлекаться от главного.

К тексту могут прилагаться различные документы: устав организации, рекомендации по проекту, отчеты по исследованиям и т.д.

Организованный по такой модели текст проекта позволяет сделать его многофункциональным, легко адаптировать к различным задачам презентации, не проводя дополнительной работы.

Социальное проектирование является одним из инструментов реализации научного управления или специфическим видом социального планирования, касающегося предполагаемого развития социального объекта, который еще нс создан.

Наконец, такой курс готовит студента не только к будущей профессии, но и к жизни (в самом широком смысле слова) в современном обществе.

Данное учебное пособие представляет собой третье, переработанное и дополненное издание книги, впервые вышедшей в 1998 г. под названием «Социальное проектирование и прогнозирование». В новом издании сохранена ориентация на раскрытие технологии социально-проектной деятельности; в учебном пособии представлены главным образом те аспекты теории, знание которых помогает усвоить навыки реального социального проектирования. Социальное проектирование в этом учебном пособии не сводится к узко понимаемым задачам социальной работы. Напротив, мы стремимся показать, что социально-проектный подход позволяет объединить пути решения целого комплекса задач социокультурного характера, что и должно лежать в основе достижения целей социальной работы.

Глава 1 ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

§ 1. Понятие социального проектирования

Социальное проектирование – это конструирование индивидом, группой или организацией действия, направленного на достижение социально значимой цели и локализованного по месту, времени и ресурсам. Таково самое общее определение деятельности, которую мы будем изучать.

Сущность социального проектирования. Сущность социального проектирования состоит в конструировании желаемых состояний будущего. В отличие от конструирования будущего мечтателем или авантюристом создатель социального проекта ставит перед собой реальные цели и имеет в своем распоряжении необходимые для осуществления проекта ресурсы.

Социальное конструирование реальности (понятие, разработанное известными современными социологами Питером Бергером и Томасом Лукманом) представляет собой своеобразное додумывание, придумывание, переструктурирование окружающего нас мира. Мы, разумеется, живем в мире, который существует объективно, независимо от нас. Однако нам он известен только в какой-то своей части, в определенных ракурсах. Что-то известно лучше, что-то хуже, что-то вообще не известно. Чем шире социальный опыт, тем более определенны наши представления о реальности, тем больше социальной обоснованности в нашем «придумывании мира».

Однако в любом возрасте и при любом уровне практических знаний, образованности, начитанности и т.п. мы воспринимаем свой обыденный мир целостным, завершенным. Почему? Потому что на основе имеющихся неполных данных мы конструируем его в своем сознании, и эта конструкция позволяет нам достаточно уверенно действовать и оценивать действительность.

Механизмы социального конструирования реальности лежат в основе социального проектирования. В той или иной конкретной ситуации мы более или менее уверены, что проблема состоит в том-то и том-то, уверены, что для ее разрешения нужно сделать то-то и то-то и что это в наших силах. В действительности проблема может быть сложнее, иметь другую природу и другие контуры, а пути выхода из нее могли бы быть и иными, но - среди прочих - приемлема и наша конструкция, наш проект. Вот почему есть основания утверждать, что социальный проект – инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность. Такое конструирование в очень малой степени произвольно, оно осуществляется в рамках данной культуры, данной системы общественных отношений, ценностей и норм данного сообщества людей.

Контекст общих понятий. Понятие социального проектирования может быть поставлено в различный понятийный контекст. По избранному контексту, т.е. тому окружению, в отношении которого выявляются смысловые связи нашего понятия, можно безошибочно установить направленность той или иной концепции социального проектирования, ее основные черты.

В нашем случае контекст общих понятий для понятия социального проектирования составят следующие: инновация, социальная субъектность, жизненные концепции, ценности, нормы, установки, идеал.

Инновация. Назначение любого социального проекта – изменение социальной среды, осуществление инновации. Инновация – не просто обновление (а именно таково значение этого латинского слова), это сознательная деятельность по конструированию нового и его внедрению в жизнь на основе переосмысления предыдущего опыта.

Социальные инновации могут иметь разные формы, выбор которых обычно не случаен. Он диктуется временем, установками данной исторической эпохи и данного сообщества людей.

Социальное проектирование в своей основе предполагает определенные социальные изменения. Эти изменения задумываются, получают обоснование, планируются. Иначе говоря, социальное проектирование

Теория социального проектирования представляет собой разновидность инновационной деятельности. В крупных социальных проектах многое сходно с социальными реформами – и они тоже подвержены опасности пересмотра, отмены или ревизии в силу обстоятельств, которые связаны с особенностями функционирования высших уровней власти. Но есть и такие проекты, которые затрагивают интересы небольших групп людей, приближены к обыденным проблемам и меньше зависят от общеполитической обстановки. В тысячах проектов в конечном счете пробивает себе дорогу историческая необходимость, и они таковы, каковыми их создает данная эпоха – но не сама по себе, а через деятельность инициатора проекта и участников его осуществления.

Социальная субъектность. Люди (по отдельности, в группе, в составе организации, а обобщенно – как сообщество, общность, общество) выступают субъектом исторического процесса, т.е. своей деятельностью способны влиять на ход событий. Этот очевидный, ежедневно наблюдаемый факт мы теоретически осмысливаем через понятие «социальная субъектность».

Под социальной субъектностью понимается способность общества, социальных групп, человека выступать в качестве активного начала (деятеля, творца) социальной реальности. Эта активность проявляется в воспроизводстве и обновлении общественных отношений, в социальном конструировании и проектировании реальности, в различных формах социальной деятельности.

Аналогом рассматриваемого понятия выступает юридическое понятие правосубъектность, которое обозначает способность лиц быть носителями юридических прав и обязанностей. Правосубъектность разделяется на правоспособность (т.е. способность обладания правами и несения обязанностей) и дееспособность (т.е. способность к самостоятельному осуществлению прав и обязанностей). Подобно этому социальная субъектность может быть рассмотрена в единстве двух сторон: 1) наличия у субъекта социально обусловленных возможностей к осуществлению общественно значимой деятельности и 2) его способности к самостоятельному осуществлению такой деятельности.

Признание за человеком права активно воздействовать на социальное окружение и на себя самого как частицу общественного организма составляет морально-философское основание социального проектирования.

Жизненные концепции. Социальная субъектность преобразуется в формы жизнедеятельности в соответствии с общественными условиями и несет на себе отпечаток принятых в обществе моделей поведения. Социальное поведение людей чрезвычайно разнообразно, если смотреть на него как на серию событий. Но за этим разнообразием стоит довольно ограниченное число жизненных концепций – наиболее общих линий социального поведения, отношения к жизни.

Возможны различные классификации жизненных концепций. Для наших целей мы объединим различные линии социального поведения в три жизненные концепции людей (как индивидов, так и сообществ).

Первая жизненная концепция: двигаться по воле жизненных волн. Эта концепция нашла свое теоретическое обоснование в скептицизме – идущем из далекой древности философском учении.

Отец скептицизма древнегреческий философ Пиррон (ок. 360 – ок. 270 до н.э.) сформулировал исходный тезис этой жизненной концепции в словах: «Ничто не есть в большей степени одно, чем другое» 1 . Смысл этой формулы таков: человек имеет дело с формами вещей, но ему не известны свойства вещей; потому-то следует воздерживаться от решений и проявлять апатию (невозмутимость). Атараксия (бездеятельность) – наилучшая позиция для человека, который в реальности должен следовать правдоподобию, традициям и природе.

Одной их эффективных технологий социального проектирования является методика "Я - гражданин России". В данной папке представлен методический материал, который поможет учителю помочь в организации проектной деятельности учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Технология социального проектирования

Методики социального проектирования

Результаты социального проектирования

Социальный проект

Трудности, социальные проблемы сообщества

Тема проекта

Гипотеза

План действий

Собственное проектирование

Формирование групп

Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества»

Этап практических действий

Оформление результатов

Внешняя презентация проекта

Групповое обсуждение

Приложение 1

Анализ проблемы

Фамилии членов группы_________________________________________________

Дата__________________________________________________________________

Проблема______________________________________________________________

Считаете ли вы и окружающие, что данная проблема является актуальной для вашей местности?_______________________________________________________

Почему?_____________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие органы власти ответственны за ее решение?___________________________

______________________________________________________________________

Осуществляется ли этим органом какая-то деятельность по решению назревшей проблемы?___________________________________________________________________________________________________________________________________

Если такая работа осуществляется, то ответьте на следующие вопросы:

  1. Какова ее эффективность?______________________________________________
  2. Каковы ее недостатки?_________________________________________________

Каким образом ее можно совершенствовать?________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

Какие мнения на данной территории имеются относительно этой деятельности органов власти?_________________________________________________________

______________________________________________________________________

Где можно получить информацию по данной проблеме?______________________

______________________________________________________________________

Имеются ли какие-либо еще важные проблемы района, города, села, которые можно было бы обсудить в классе? Что это за проблемы?_____________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Обращение к ответственному лицу

  1. Здравствуйте, меня зовут (фамилия, имя) _____________________________
  2. Я ученик (…класса, школы №….).
  3. Мы исследуем проблемы, которые существуют в нашем городе, районе, селе.
  4. Я ответственный за сбор информации по проблеме, которую мы затем будем обсуждать в классе.
  5. Могу ли я Вам задать несколько вопросов сейчас или лучше перезвонить в следующий раз?
  6. Проблема, которую изучает наш класс

_______________________________________________________________

(коротко опишите проблему)

  1. Как они решаются органами управления?
  2. Как граждане могут повлиять на их решение?
  3. Имеется ли у Вас какая-либо письменная информация по проблеме, которую Вы могли бы выслать нам?
  4. С кем бы я еще мог поговорить по этой проблеме?

Приложение 3

Информация из писем и интервью

____________________________________________________________________

(Фамилия члена исследовательской группы)

Дата________________________________________________________________

Исследуемая проблема_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источник информации:

Ф.И.О., должность____________________________________________________

Наименование организации_____________________________________________

Адрес_______________________________________________________________

Телефон, электронная почта____________________________________________

Представленные сведения по проблеме ___________________________________

_____________________________________________________________________

Приложение 4

Пример плана - графика социального проект

Приложение 5

Петиция

____________________________________________________________________

(название петиции)

Петиция от:__________________________________________________________

Адресована__________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, хотели бы привлечь Ваше внимание к следующей проблеме с рекомендацией:_____________________________________________

Согласны следующие граждане города, района, села:

Приложение 6

Требования к оформлению проекта

  1. Проект отпечатан, аккуратно оформлен.
  2. Титульная страница содержит название проекта, данные об авторах, принадлежность учреждению/организации, год и место составления.
  3. Если проект больше пяти страницу по объёму, то он имеет оглавление с указанием разделов и нумерации страниц.
  4. Если в тексте использованы цитаты, обязательны сноски на источник, если авторы использовали литературу – в конце приложен библиографический список с указанием автора, названия книги, издательства, места и года издания.
  5. Желательно, чтобы каждая глава была отпечатана с новой страницы, главы разделены на смысловые абзацы.
  6. Проект должен быть кратким и лаконичным, как правило, не более 10 страниц читабельного текста – описания проекта.
  7. Форма написания проекта должна быть доступной и интересной.
  8. Поясняющая/дополнительная документация (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы, финансовые бланки и т.д.) прилагается в конце проекта.

Приложение 7

Лист оценки проектов акции « Я – гражданин России»

Команды

№1

№2

Критерии

Актуальность избранной проблемы

1. Аргументированность проблемы.

2. Значимость данной темы для участников проекта.

3. Созвучность проблемы интересам социума.

Сбор и анализ информации

1. Изучение нормативной базы.

2. Анализ СМИ.

3. Использование материалов социологических исследований.

4. Широта экспертных оценок.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и положений.

3. Завершенность, полнота.

Программа действий команды

1. Юридическая правомерность действий и предложений.

2. Экономическое обоснование, реалистичность.

3. Завершенность полнота.

Практические шаги по реализации программ

1. Социальная переписка.

2.Личное участие школьников.

3. Разноуровневость взаимодействия с властными структурами.

4. Практические результаты.

Презентация

1. Компетентность, свободное владение материалом.

2. Глубина и четкость ответов на вопросы.

3. Эмоциональность выступления.

4. Использование материалов стенда.

Оценка портфолио

1. Отражение основных этапов работы.

2. Логика материалов.

3. Эстетическое оформление.

Оценка стенда

1. Соответствие материалов стенда разделам проекта.

2. Широта спектра материалов.

3. Красочность, наглядность.

Итог:

Федеральное государственное бюджетное

Образовательное учреждение высшего

Профессионального образования

Мичуринский государственный аграрный университет

Шифр № 141747

Контрольная работа

По политологии и социологии

за 1 курс

Студента–заочника Гончарова Андрея Александровича

Института заочного и дистанционного образования

Направление/специальность Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Социальное проектирование.

Проектирование - одна из форм опережающего отражения действительности, создание прототипа предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. Проектирование в конкретной форме выражает прогностическую функцию управления, когда речь идет о будущей материальной или идеальной реальности. Его целью является реализация одного из вариантов преобразования, объективной действительности, связанного со стремлением придать желаемые свойства и черты проектируемому объекту.

Человек или организация, прежде чем предпринять какое-либо действие, всегда сначала обдумывает несколько вариантов, одному из которых после сопоставления отдается предпочтение.

Социальное проектирование представляет собой одно из проявлений целенаправленной деятельности, когда разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Оно применяется также при подготовке социальных планов и программ по регулированию коренным образом преобразуемых процессов и явлений, которые ранее не нуждались в детальной проработке и управлении.

Проектирование, будучи одной из форм выработки и принятия решения, выступает как важный элемент цикла управления, обеспечивающий реализацию других его функций. Однако социальное проектирование в отличие от планирования в меньшей степени обусловливает, детерминирует другие функции управления, ибо допускает много вариантов решений, исходя из имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Эта задача несколько изменяется, когда речь идет о реорганизации существующих социальных процессов или социальных институтов на принципиально иных основах. В этом случае проектирование направлено на поиск и обоснование таких средств, которые предполагают возможность их воспроизведения или замены в различных ситуациях.

Еще одно отличие заключается в том, что социальное проектирование может и не иметь определенных сроков, основываясь лишь на примерных расчетах, без строгого временного ограничения.

Отмечая исключительную важность этого процесса, иногда употребляется термин социальное конструирование. Конструктивная деятельность - это поле творческого освоения социальной действительности. Она базируется на том, что наряду с наиболее вероятной тенденцией существуют менее вероятные, но реально возможные тенденции. Кроме того, обычно имеется запас внутренних социальных ресурсов, который может быть мобилизован для решения данной социальной задачи. И наконец, перспективные цели, близкие по содержанию, могут на каком-то этапе меняться своим положением, или одна и та же цель обеспечивается различными средствами.


Итак, социальное проектирование - это специфическая деятельность, связанная с научно обоснованным определением вариантов развития социальных процессов и явлений и с целенаправленным коренным изменением конкретных социальных институтов.

Этапы и методы

Проектирование - ответственный этап, требующий знания законов общественного развития. Оно не должно опираться (ориентироваться) на субъективные желания и устремления людей, какими бы благими намерениями они ни сопровождались. Избавиться от субъективизма в проектировании можно, только опираясь на научные методы. К ним, прежде всего, относится использование матрицы идей, когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты на этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Этот важный прием применяется, как правило, при ограниченности возможностей (в условиях так называемой области свободы).

Существует и такой метод, как вживание в роль. Он помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто попытка заглянуть в будущее, а стремление глубже понять, как будет реализовываться проект. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей, а это лучше достигается, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс.

Важным методом социального проектирования является аналогия. Всегда имеются эффективно функционирующие предприятия, населенные пункты, города, в которых рационально решены те или иные социальные проблемы. Эти подходы к делу в известных пределах могут служить образцом, эталоном, даже если не все в них в должной степени проработано. Опираясь на такие достижения, беря самое лучшее и освобождаясь от не оправдавших себя идей, создают по аналогии социальный проект, который может быть использован для конструирования социальных задач и целей.

При подготовке проекта нередко возникает необходимость принять новое решение, которое вызвано неудовлетворенностью существующей практикой. В связи с этим встает вопрос: как улучшить положение, найти более рациональный и эффективный способ управления? В этом случае наиболее приемлема ассоциация, когда решение социальной проблемы в другой сфере общественной жизни подсказывает путь, по которому легче прийти к цели. Своеобразный вариант ассоциации в проектировании - это приспособление, когда оправдавший себя в иной ситуации опыт решения проблем применяется к интересующему объекту. Метод ассоциации может использоваться через модификацию. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют серьезно видоизменять объект воздействия, т.е. затрагиваются не только формы, но и существенные, содержательные элементы.

Метод ассоциации связан и с устранением прежних принципов функционирования объекта, и с заменой их новыми исходными положениями, ведущими к коренному преобразованию проектируемых данных. Этот прием называется полной реорганизацией. Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации.

Нельзя забывать и такой момент. В процессе проектирования возможны ситуации, не похожие на упомянутые выше и ставящие принципиально новые проблемы. В этих случаях применяется метод мозгового штурма, когда мобилизуется весь имеющийся интеллектуальный потенциал: объявляется своеобразный конкурс идей, способных значительно продвинуть поиск оптимального решения проблем того или иного проекта. Этот метод, обоснованный в 1939 году А.Ф.Осборном, связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Известен один из вариантов этого метода - метод синектики, согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливаются определенные взаимосвязь и взаимозависимость. Несомненно, учитывая динамизм и сложность многих социальных процессов, необходимо шире практиковать конкурс идей, стремясь при этом избежать влияния на решение славы, заслуг, званий участников конкурса.

Разработка социального проекта нередко начинается в условиях известной неопределенности, отсутствия ясности в отправных моментах развития процесса или явления. Между тем во всех случаях, будь то формирование нового промышленного узла, города или реконструкция предприятия, требуются определенная последовательность событий, логика.

В основе процесса проектирования лежит анализ общественной потребности. Она может быть и очевидна, и скрыта, поэтому этот начальный этап предполагает поиск, связанный с определением ее сущности. Взять, например, такой исторический факт. В конце 20-х - начале ЗО-х годов был осуществлен очень смелый проект Днепрогэса, реализация которого была вызвана потребностью построить в минимальный срок совершенно новое, технически передовое предприятие и одновременно создать условия для рациональной трудовой и повседневной жизни населения. Этот опыт показал, как важно, чтобы научная идея отражала действительную потребность общества и соответствовала объективным критериям.

На этом этапе проектирования желательно хотя бы в самом общем виде представить тот резерв времени, который отводится для выполнения намеченного проекта. Наследующей ступени уточняется цель разработки социального проекта: дается характеристика того состояния, какого хотелось бы достичь, исходя из требований общественного прогресса.

Сформулировав цель, приступают к сбору необходимой информации, обращаясь к любым источникам, включая и научные исследования. Приоритет отдается тем сведениям, в которых зафиксирован современный уровень познания социального процесса. Кроме того, надо принимать во внимание аргументы как «за», так и «против» тех решений, которые имеются в мировой практике.

На базе полученной информации составляется задание на проектирование и определяется то, каким параметрам оно должно удовлетворять (или соответствовать). На этой стадии большую роль играют принципиально новые идеи, которые раскрывают пути более эффективного достижения намеченных целей.

Формулировка задания рассматривается как часть концепции, которая может включать различные варианты решения. Лучше, если эти варианты представлены в виде матрицы, что предполагает отбор наиболее приемлемых с учетом изменения тех или иных переменных (сроков, материальных, финансовых и трудовых ресурсов, первоочередности и важности реализации отдельных элементов проекта). Концепция проекта обычно проверяется двояким образом: посредством теоретического анализа и с помощью эксперимента.

На заключительной стадии проектирования принимается решение. Оно выступает в виде конкретной программы действий, которая в заданных параметрах намечает те или иные средства достижения поставленной цели при наличии определенных ограничений. Решение содержит также возможные варианты, сроки, основные этапы и последовательность операций.

Виды социального проектирования:

1. Социальное проектирование новых производств

Опыт социального проектирования новых производств накапливался постепенно. Долгое время социальные аспекты их формирования учитывались недостаточно, что вызывало различного рода отклонения в условиях трудовой и повседневной деятельности людей.

Для большинства новых производств основной социальной целью является создание стабильных, устойчивых коллективов. Поэтому при их проектировании тщательно разрабатываются такие средства, как комплектование и закрепление рабочей силы, создание условий для труда, повышения профессиональной подготовки и т.д. Для ослабления негативных последствий использования тяжелого ручного труда и труда, не требующего квалификации, применяются компенсирующие факторы, влияющие на поведение человека и его отношение к делу.

При проектировании новых производств важно соблюдение принципа комплексности. При обосновании целесообразности и экономической перспективности проекта обычно принимаются во внимание состояние и уровень развития производительных сил: энергетические ресурсы, полезные ископаемые, коммуникации, а также наличие трудовых ресурсов. С формальной точки зрения такой подход вроде бы удовлетворяет требованиям науки.

Однако многолетний опыт формирования новых производств показывает, что нередко решающим препятствием на пути освоения становились отсутствие специальной профессиональной подготовки людей, а также их социальная и моральная незаинтересованность, слабая мотивация, разрыв между личным и общественными интересами. Многие «хорошие» проекты и планы испытывали трудности при их осуществлении не только по технико-экономическим причинам, но и потому, что люди не хотели действовать согласно разработанным программам, так как не были учтены или не в полной мере учтены их интересы и потребности в жилье, культурно-бытовых учреждениях, предприятиях торговли и быта, в отдыхе, в детских дошкольных заведениях, школах и т.д.

При проектировании новых производств большое значение приобретает процесс социальной адаптации. Это выражается в информированности людей о характере предстоящей работы, об условиях жизни, труда в организации, в которой предстоит им трудиться. Успешная адаптация связана с удовлетворенностью трудом, с получением или повышением квалификации. Проектируя этот процесс, необходимо исходить из того, что в ходе развития производства ряд профессий может исчезнуть, другие - в корне изменить свое содержание, а третьи - стать лишь этапом в социально-профессиональном продвижении людей, особенно молодых.

Социальное проектирование новых производств непременно включает в себя обеспечение условий трудовой деятельности, и в первую очередь по таким показателям, как шум, загазованность, вибрация, освещенность, температурный режим. Создание нормальных условий труда для всех работников требует также учета требований технической и производственной эстетики. Видное место при проектировании занимают вопросы повышения квалификации, удовлетворения культурных запросов, потребностей в отдыхе.

Теория и практика социального проектирования поставлены перед необходимостью активнее вмешиваться в развитие социальной ситуации. Как показывает анализ социального развития новых производств, они в большинстве случаев регулируют те процессы, которые связаны прежде всего с трудовой деятельностью, с участием человека в развитии техники и технологии.

Итак, социальное проектирование новых производств - это процесс подготовки, разработки и утверждения одного из вариантов социальной организации будущей жизни главной производительной силы - работников и членов их семей - в условиях вновь возникающих или реорганизуемых социальных институтов, социальных процессов и явлений.

2. Проектирование новых городов.

Продолжительное время проектирование новых городов осуществлялось только архитекторами. Хотя социальные факторы развития городов всегда в той или иной мере планировались, однако их учет стал особенно актуален в условиях интенсивной урбанизации. Все больше проектов новых городов подготавливается на основе сопоставления различных вариантов, что позволяет выбрать наиболее приемлемый план строительства как промышленных, так и социально-культурных объектов.

Одним из требований при проектировании городов является рациональное размежевание жилой и промышленной зоны.

Потребность во всестороннем учете социальных факторов стала наиболее ощутимой при составлении комплексных планов экономического и социального развития городов. Как общую тенденцию можно отметить, что теперь при подготовке проектов новых городов внимательнее относятся к социальным аспектам жизни населения: строительству учреждений культурно-бытового назначения, детских и школьных заведений, организации здравоохранения, коммунального и бытового обслуживания. Социальные аспекты стали необходимой составной частью районных планировок и генеральных планов городов, выступающих как связующее звено между проектированием территориально-пространственных комплексов и отдельных населенных пунктов и промышленных районов.

Достоинство этих проектов-планов заключается в том, что, во-первых, они помогают решать одну из важнейших народнохозяйственных задач, а во-вторых, их реализация предусматривает комплексный учет всех аспектов - от технических до социальных.

Социальное проектирование связано также с созданием условий для эффективной деятельности в той или иной сфере общественной жизни. Особое значение такие проекты имеют для развития трудовой деятельности человека.

Вместе с тем социальное проектирование в целом обслуживает не отдельные, а все стороны деятельности человека. Только при системном подходе возможно наиболее эффективное (или оптимальное) проектирование общественных процессов и явлений. В том и особенность социального проектирования, что оно направлено на решение таких проблем, которые охватывают в комплексе все социальные аспекты жизни человека и которые целесообразнее всего различать по уровням организации общественной жизни. Именно поэтому социальные проекты могут разрабатываться на уровне организации, района, города, области, республики и страны в целом.

Проектирование является одной из форм реализации социального прогноза наряду с социальным планированием и социальным прогнозированием, и поэтому, взаимодействуя с ними, оно тем не менее обладает качественными особенностями.

Подготовка социального проекта во многом предопределяет успешную реализацию других функций управления, поскольку в процессе их осуществления достигается поставленная цель, выполняется намеченная программа. На каждом этапе его подготовки требуется такой научный фундамент решения поставленной задачи, на основе которого создавался бы план действий, органически сочетающий в себе как результаты, полученные при анализе предшествующего развития, так и требования, выдвигаемые новым этапом. В процессе осуществления функций организации, регулирования, учета и контроля нередко уточняются положения проекта и, если это необходимо, вносятся соответствующие коррективы, направленные на успешное выполнение основной программы.

Список использованной литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М., 1979.

2. Дридзе Т.М. Прогнозное проектирование в социальной сфере как фактор ускорения социально-экономического и научно- технического прогресса: теоретико-методологические и технологические аспекты Теоретико-методологические проблемы социального прогнозирования и проектирования в условиях ускорения научно-технического прогресса. М., 1986.

3. Котляров И.В. Теоретические основы социального проектирования. Минск, 1989.

4. Антонюк Г.А. Социальное проектирование и управление общественным развитием. Теоретико-методологический аспект. Минск, 1986.



Поделиться