Производственные мощности и технологии. Судостроительные предприятия Производственная структура судостроительного предприятия

АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» имеет собственные инженерные службы, конструкторско-технологический отдел и все необходимые для судостроения основные и вспомогательные производства.

В корпусном производстве используются современные технологии сварки и сборки:
- автоматическая сварка полотнищ под флюсом,
- беспостельная сборка секций и блоков корпуса,
- полуавтоматическая сварка секций и блоков в среде СО 2 ,
- сварка порошковой проволокой.

Предварительная подготовка листового проката

Предварительная подготовка листового проката (дробеструйная обработка и грунтовка) осуществляется на линии очистки и грунтовки собственного производства, состоящей из установки дробеметной очистки, автоматической окрасочной камеры и сушильной камеры, соединенных в единый комплекс. Раскрой листа производится на двух современных машинах воздушно-плазменной резки. Оптимизация раскроя производится силами конструкторско-технологического отдела завода.

Слипы
Судоподъемное сооружение слип Г300, позволяющий поднимать суда доковым весом до 2300 тонн, длиной до 140 м и шириной до 16,5 м обеспечивает одновременное размещение четырех крупнотоннажных судов. Слип укомплектован тремя кранами КСК 32 и КСК 30, на бетонном достроечном причале длиной 200 м установлены портальные краны грузоподъемностью 27 и 10 тонн.

Судоподъемное сооружение слип П600 (продольный), позволяющий поднимать суда доковым весом до 300 тонн, длиной до 50 м и шириной до 10 м.

В малярном производстве применяются высококачественные материалы и современное оборудование.Используются высококачественные грунты, краски и технологии окраски фирмы Jotun, используются современные компрессоры Atlas-Copco, установки безвоздушной окраски производства фирм Vagner, Graco, Геркулес. Для проведения окрасочных работ при неблагоприятных погодных условиях, на слипе имеется накатное укрытие, предназначенное для защиты корпуса судна.

В слесарно-механическом производстве освоено производство люковых закрытий понтонного типа, судового крана для перемещения крышек люкового закрытия КРАБ-16000 грузоподъёмностью 16 тонн; спуско-подъёмного устройства КРАБ-5000 для спасательной шлюпки FFB 57С2 на 15 человек грузоподъёмностью 5 тонн; спуско-подъёмного устройства ШЕАВ-550Д для стеклопластиковой дежурной шлюпки типа RB400/G1 грузоподъёмностью 1,7 тонн.В слесарно-механическом производстве освоена сварка конструкций из алюминиевых сплавов.

В конструкторско-технологическом отделе завода внедрена система автоматизированного проектирования, в которой работают квалифицированные специалисты по направлениям судостроительной отрасли: инженеры-кораблестроители, инженеры-электромеханики, инженеры-механики.Опытные специалисты осуществляют конструкторско-технологическое сопровождение строительства судов: ревизуют проектную документацию на соответствие правилам классификационных обществ, правилам охраны труда и санитарным нормам, проектируют технологическую остнастку, разрабатывают рабочую конструкторскую и плазово-технологическую документацию(карты раскроя, управляющие программы для резки деталей, шаблоны для гибки и тд). С момента открытия завода коллектив конструкторско-технологического отдела пополнился молодыми инженерами, которые поверили в стабильное будущее предприятия в составе ФГУП "Росморпорт".

§ 59. Постройка судов

Судостроительные предприятия специализируются по следующим признакам: организации постройки судов (судостроительные заводы, судостроительные верфи и сдаточные базы);

Основному материалу корпуса судна (предприятия стального судостроения, предприятия, строящие суда из легких сплавов, пластмассовые, деревянные, железобетонные и т. п.);

Типу судов (предприятия, строящие танкеры, промысловые суда, сухогрузы, ледоколы и т. д.);

Району плавания судов (предприятия, строящие морские, озерные, речные и т. п.).

Судостроительные заводы - крупные самостоятельные предприятия, имеющие цехи, изготовляющие все элементы современного судна: корпусные конструкции, главные и вспомогательные энергетические установки, устройства, оборудование и т. п.

Как уже говорилось выше, из-за исключительной сложности постройки современных судов на одном предприятии судостроительные заводы организационно и экономически нецелесообразны.

Судостроительные верфи - предприятия, полностью изготовляющие все корпусные элементы, строящие суда на стапельном месте и производящие монтаж поставляемых контрагентами машин, механизмов и всего необходимого судну оборудования, спуск судна на воду, достройку, испытание и сдачу судна заказчику.

Сдаточные базы - предприятия, расположенные в районе сдачи судна, доставленного из отдаленных районов его постройки. На сдаточных базах судно окончательно достраивают, оснащают специфическим оборудованием, например АЭУ, вооружением и т. п., проводят испытание в условиях, близких к эксплуатационным, и сдают судно.

Основными цехами всякого судостроительного предприятия являются:

корпусообрабатывающий , в состав которого входит плаз и участки разметки деталей корпуса из листового и профильного материала, газовой резки металла (ручной, полуавтоматической и автоматической), станочный парк по обработке деталей (гнутье на прессах, строжка кромок и т. п.) и горячей обработки их на плите;

сборочно-сварочный , выполняющий сборку отдельных готовых деталей корпусных конструкций в узлы, секции и блоки, их сварку и частичный монтаж насыщения судна;

Стапельный, производящий сборку и сварку корпуса из секций и блоков, его насыщение и монтаж устройств, механизмов и оборудования. Кроме того, цех проверяет качество корпусных работ (проводит соответствующие испытания), производит подготовку судна к спуску и спуск его на воду;

корпусомонтажный (слесарно-достроечный, такелажный и малярный), выполняющий монтажные работы, достройку и отделочные работы на судне;

заготовительные-модельный , литейный, кузнечный, электродный и т. п., предназначенные для обеспечения строящегося судна необходимыми литыми деталями, поковками, электродами и т. д. (кронштейны, штевни, валы, клюзы, электроды и т. д.).

К механической группе цехов относятся:

Механический со станочным парком по доводке и механической обработке новых деталей;

Котельный, который изготовляет паровые котлы, емкости, работающие под давлением, и прочие относительно мелкие, но сложные корпусные работы;

Арматурный, где обрабатывают детали арматуры и автоматических устройств и производят сварку, испытание, монтаж и наладку их на судне.

Механомонтажная группа цехов включает трубомедницкий цех, который изготовляет конструкционные элементы судовых трубопроводов и монтирует судовые системы на судах;

Слесарно-монтажный цех, выполняющий монтаж на судне механизмов, судовых устройств и другие монтажные работы.

В состав деревообделочных цехов входят: лесопилки, склады хранения круглого леса и пиломатериалов, сушилы, плотницкий цех, выполняющий работы по достройке судна (обрешетник изоляции, настил опалубника и т. п.), а также обслуживающий другие цехи строительными лесами, ограждением, приспособлениями из дерева и т. п.; наконец, столярный цех, изготовляющий детали насыщения судна из дерева (мебель, отделка помещения и т. п.).

Вспомогательная группа цехов: инструментальный, ремонтномеханический, электроремонтный и ремонтно-строительный - обеспечивает все производственные цехи предприятия инструментами, приспособлениями, а также ремонтирует оборудование производственных цехов и здания.

Контрагентские цехи и участки являются цехами других предприятий, выполняющих на судах самостоятельные работы.

Энергетическое хозяйство судостроительного предприятия состоит из теплоэлектроцентрали (снабжающей завод силовой энергией, а также энергией для его освещения и отопления), трансформаторной подстанции, паросилового цеха (с испытательным стендом), компрессорной сжатого воздуха, водопроводной, кислородной, ацетиленовой станции и т. д.

Транспортный цех завода представляет собой водный, железнодорожный, автомобильный, автокарный и прочий транспорт и средства его эксплуатации, содержания и ремонта.

Складское хозяйство включает общезаводские склады, хранящие различные материалы, идущие на постройку судна (металлы, лесные материалы, топливо, текстильные и кожевенные товары, строительные материалы, готовое оборудование, машины и механизмы, электроматериалы, аппаратуру, приборы и многое другое). Это хозяйство представляет собой сложную организацию, обеспечивающую строящееся судно всем необходимым.

Методы постройки судов определяются технологией, принятой на каждом судостроительном предприятии.

Секционный метод заключается в том, что весь корпус судна разбивается на отдельные секции: палубы, борта, днище, переборки, платформы, надстройки и т. д.

Детали корпусных конструкций, заготовленные в корпусообрабатывающем цехе, подаются на участок сборки и сварки, где из них собирают отдельные секции. При сборке и сварке секций их насыщают оборудованием и деталями крепления. Затраты труда при постройке судна таким способом резко уменьшаются. Готовые корпусные секции поступают на стапельные построечные места, где из них формируют корпус судна, выполняют монтажные и сварочные работы.

После изготовления таким методом целого отсека или замкнутого помещения и испытания их на непроницаемость на стапельном месте продолжают монтаж насыщения корпуса (машин, механизмов, устройств, систем).

При блочном методе , который представляет собой развитие секционного метода, судно разбивается на крупные объемные части - блоки, изготовляемые в сборочно-сварочном цехе из отдельных секций, и подают на стапельное место в готовом виде - как бы часть судна, со всех сторон ограниченную конструкциями, образующими замкнутые отсеки или помещения. В готовом блоке выполняют и весь монтаж насыщения. Готовность отдельных блоков, подаваемых на стапель, доходит до 90%.

Такой метод постройки судна сокращает время, необходимое для формирования корпуса на стапельном месте, увеличивает пропускную способность стапелей. Кроме того, изготовление корпусных конструкций, образующих блоки судна в цеховых условиях,- в закрытом помещении, при максимальной механизации работ, улучшают качество работ, облегчают труд рабочих и резко увеличивают производительность труда.

Размеры блоков секций зависят от производственных условий на предприятии и от того, какой транспорт обеспечивает подачу блоков секции на стапельное место. На крупных, хорошо оснащенных заводах вес подаваемых на стапель блоков доходит до 600-700 т (при работе двух кранов грузоподъемностью до 350 т, обеспечивающих подачу блока спаренным способом, или же при сборке судна на горизонтальном построечном месте).

Рис. 81. Схема формирования корпуса на стапельном месте различными способами; а - пирамидальным; б - островным; в - блочным (римскими цифрами показаны номера блоков).


При блочном методе на стапеле выполняют только работы по монтажу забойных участков, различных конструкций, электромонтажные и прочие подгоночные работы.

Выставленные на стапельном месте элементы корпуса для уменьшения общих сварочных деформаций в большинстве случаев формируют тремя способами: пирамидальным, островным и блочным (рис. 81). Эти способы позволяют вести сборку и сварку корпуса широким фронтом, значительно сокращая время постройки судна.

При пирамидально м способе корпус собирают из секций и формирование корпуса начинают либо со средней части судна, либо с кормы. Выставленные первоначальные секции образуют подобие ступенчатой пирамиды, откуда этот способ и получил название.

Островной способ формирования корпуса заключается в одновременной закладке по длине судна нескольких секций, которые в дальнейшем смыкаются забойнымии секциями. Этот способ сокращает срок постройки судна благодаря расширению фронта работ.

Блочный способ применяется при формировании корпуса на стапеле из предварительно собранных и сваренных блоков секций или блоков. Использование этого способа рационально при серийной постройке судов среднего и малого водоизмещения. При блочном способе формирование корпуса начинают с установки базового блока, после чего производят стыкование с ним соседних блоков, одновременно по обеим стенкам.

Известны два метода организации постройки судна: поточнопозиционный и поточно-бригадный.

При поточно-позиционном методе постройка, сборка и монтаж блоков судна производятся на отдельных позициях на специальных тележках, которые передвигаются на новые позиции. При таком методе специализированные бригады рабочих закрепляются за определенными позициями работ, бригады имеют постоянные рабочие места и выполняют однородную работу.

Поточно-позиционный метод широко применяется при серийной постройке малых и средних судов.

Поточно-бригадный метод заключается в том, что специализированные бригады рабочих после выполнения определенного объема работ переходят с одного судна на другое. При этом методе у бригады нет постоянных рабочих мест, что приводит к непроизводительным потерям времени. Этот метод применяется при серийной постройке больших морских судов, когда их передвижение с позиции на позицию нерентабельно.

Спус к судн а на воду производится после выполнения всех работ, связанных с обеспечением прочности и герметизации его корпуса.

Спусковые устройства могут быть следующих пяти типов:

1) наклонные стапели , с которых судно спускается по наклонной плоскости под действием собственного веса. Судно должно быть поставлено на спусковые полозья, скользящие по наклонной поверхности спусковых дорожек. Спусковые наклонные стапели могут быть предназначены для продольного спуска, при котором судно сходит в воду кормой вперед, или для поперечного спуска,- при котором спускаемое судно входит в воду бортом;

2) строительные доки , представляющие собой котлован, отделенный от акватории воротами или плавучим затвором, носящим название батопорт. Батопорт притапливается на пороге в голове дока и прекращает поступление воды в док, когда он осушается. В строительном доке судно либо строят, либо его вводят туда на тележках, специально для спуска. Для спуска судна на воду док заполняют водой, и судно всплывает. При достижении одинакового уровня в доке и на акватории ворота открывают. Если док закрыт батопортом, то из него откачивают воду и он, приобретая плавучесть, всплывает, открывая вход в док, и тогда СУДНО выводится из дока;

3) док-камера , которая строится на уровне территории завода рядом с котлованом, расположенным ниже уровня воды и используемым для спуска судна. После подачи в док-камеру судна на тележках закрывают ворота со стороны завода и вторые ворота, расположенные в части котлована, граничащей с акваторией.

В док-камеру накачивается вода, судно всплывает с тележек и отводится в сторону над котлованом. После этого воду из доккамеры спускают, и судно опускается в котлован, в котором уровень воды равен уровню воды в акватории. Открываются наружные ворота, и судно выводится на открытую воду;

4) на спусковом устройстве для вертикального спуска судно завозят на тележках и вертикально опускают при помощи винтовых или гидравлических устройств в воду;

5) слип - механизированное устройство, предназначенное для спуска и подъема судов на тележках по наклонным рельсовым путям, бортом к воде. Скорость движения судна при спуске или подъеме регулируется тяговыми лебедками с такелажным оснащением. Имеются и другие разнообразные типы стапельных мест.

Достроечные работы на плаву выполняют после спуска судна на воду. На достройку оставляют минимальное количество работ: наладку механизмов и приборов, испытание их в условиях, близких к эксплуатационным, зашивку изоляции, отделку помещений, малярные работы, установку оборудования и другие завершающие работы. Спущенное на воду судно отводится к достроечной набережной, на которой предусмотрены энергетические сети (подвод электрического тока, сжатого воздуха, газов, воды и т. п.), крановое хозяйство и устройства для швартовки судна и доставки на него всех видов снабжения.

Все судовые машины, механизмы и устройства после окончания их монтажа налаживают и испытывают в работе по возможности в условиях, близких к эксплуатационным, у достроечной стенки завода. При испытании главных силовых установок и движительного комплекса судно крепят швартовными тросами к причальной стенке (поэтому все испытания, проводящиеся у достроечной стенки, принято называть швартовными испытаниями) .

После устранения всех недостатков, обнаруженных при швартовных испытаниях судна, составляется программа ходовых испытаний, и судно выходит на ходовые, сдаточные испытания, проводимые государственной комиссией. На ходовых испытаниях официально определяются фактические качества судна: скорость хода, управляемость и другие мореходные и технико-экономические характеристики. На основании государственных испытаний составляется акт приемки судна, и после устранения мелких недоделок оно считается вступившим в эксплуатацию.

Судостроение является специальной отраслью машиностроения. Её профилирующая (основная) продукция - суда различных типов, судовое оборудование. Кроме того, судостроительная промышленность производит для народного хозяйства мощные буровые установки, самоходные плавучие краны, металлоконструкции, разнообразные товары народного потребления.
Современное судно представляет собой крупный инженерный комплекс, включающий сложные энергетические установки, специальные устройства, автоматизированные судовые системы. Характерная особенность производства основной продукции судостроительных заводов - это длительный цикл постройки судна, широкая номенклатура изготовляемых деталей и узлов при небольшом количестве их в партии. Например, средняя продолжительность постройки серийного транспортного судна от момента закладки до сдачи составляет 8-10мес.; на постройку судна типа река-море грузоподъемностью 3 тыс. т требуется свыше 2 млн. деталей разнообразного вида и назначения. Для сравнения можно заметить, что на изготовление современного легкового автомобиля идет около 6 тыс. деталей. Если детали автомобиля изготовляют в допусках, обеспечивающих их взаимозаменяемость, то крупногабаритные тяжелые детали корпуса судна обычно выполняют с припуском, что требует значительного объема подгоночных работ при сборке. Для судостроительных цехов типичны большая стоимость и трудоемкость изготовления деталей и сборки узлов, относительно высокий, по сравнению с другими отраслями, объем физического труда, сложность его комплексной механизации и автоматизации из-за необходимости выполнения значительного объема работ в секциях, блоках и отдельных помещениях судна.

Разнообразные машины и приборы, устанавливаемые на судах, изготовляют на машиностроительных, приборостроительных, электромонтажных предприятиях и объединениях, которые наряду с судостроительными и судоремонтными.входят в состав судостроительной промышленности. Поэтому их относят к предприятиям и объединениям собственно судостроения, судоремонта, судового машиностроения, судового приборостроения, электромонтажа (далее именуемые предприятиями, за исключением случаев, когда речь идет об особенностях объединений). Специализированных предприятий, которые целиком можно отнести к одной из названных частей судостроительной промышленности, немного. Чаще отдельное предприятие включает в себя производства двух или трех подотраслей и профиль его определяется преобладающей из них.

Судостроительные виды производства

Судостроительные виды производства: корпусообрабатывающее; сборочно-сварочное; корпусостроительное (стапельное);

трубообрабатывающее; механомонтажное; изготовление изделий корпусодостроечной номенклатуры; монтаж слесарно-корпусного насыщения, изготовление и монтаж труб судовой вентиляции; изготовление и монтаж изделий отделки и оборудования судовых помещений; изготовление и монтаж изоляции, лакокрасочные покрытия; испытания и сдача судов; пластмассовое судостроение; железобетонное судостроение; деревянное судостроение; деревообрабатывающее производство.

Рис.1.1. Фрагмент классификации производственных ячеек по конструктивно-технологическим признакам


Заключение

Итак, в ходе данной курсовой работы были раскрыты поставленные задачи и вопросы. В первой части работы были тщательно изучены вопросы, связанные с определением производственных процессов, их классификацией. Во – второй, методика анализа производственных процессов на примере судостроительного завода «Пелла».

Было дано определение производственных процессов как общественный процесс труда коллектива работников. Производственные процессы делятся на основные, вспомогательные и обслуживающие процессы. К основным процессам относятся технологические процессы, в результате которых изменяется форма и размер предметов труда внутренняя структура (термическая обработка), внешний вид (окраска, хромирование, никелирование и др.) и взаимное расположение составляющих его частей (сборка).

Список использованной литературы

1. Дмитриев А. Проектирование современного корабля. Ленинград, 2010.

2. Бухалков М.И. Система управления производительностью труда и эффективностью производства// Организатор производства. - 2010. - N 4. - С. 87-93.

3. Герчикова И.Н. Проектирование производственных систем, М.: 2001.

4. Гуревич И.М. Организация, планирование и управление судоремонтным предприятием.-М.: 2007,296 с.

5. Никифоров В.Г. Организация и технология судостроения, М.: 2004, 301 с.

6. Организация производства и управления предприятием: Учебник для вузов / Под ред. О.Г. Туровца. М.: Инфра-М, 2009. 527 с.

7. Разинькова О.П. Управление персоналом предприятия в условиях нестабильного производства: Монография. - Тверь: ТГТУ, 2010. - 144 с.

8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. М.: Инфра-М, 2009.- 536с.

9. Серебренников Г.Г. Экономические аспекты организации производства: Учеб. пособие для вузов. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. 78 с.

10.Фатхутдинов Р.А. Организация производства: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 2009. -669 с.

11.Экономика предприятия: учебник /В.И. Титов. - М. : Эксмо, 2008. - 416 с.

12.Экономика предприятия: Курс лекций/ Волков О.И., Скляренко В.К. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 280 с.

13.Экономика предприятия: Учебное пособие/ Хунгуреева И.П., Шабыкова Н.Э., Унгаева И.Ю.– Улан-Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2004. –240 с.

14.Экономика предприятия (фирмы): Практикум/Под ред. проф. В.Я. Позднякова, доц. В.М. Прудникова. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 319 с.

15.Экономика предприятия: Учеб. пособие для эк. вузов/ Жиделева В.В., Каптейн Ю.Н. - 2-у изд.,перераб. и доп. - М: Инфра-М, 2002. - 133 с.


Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

1.Судостроительное предприятие - верфь - завод………………………….3
2.Виды производств…………………………... ……………………………...4
3.Схема управления производственных предприятий.. ……………………6
4.Описание структурных производственных предприятий ………………..9
5.Бригадная форма организации труда, виды оплат ………………………..9

Работа содержит 1 файл

1. Судостроительное предприятие – Верфь – Завод

Производственное объединение – это единый производственный комплекс, выполняющий свои функции на основе принципов ведения производства.

Работа судостроительных производственных объединений основана на кооперировании с другими объединениями. Поэтому выполнение обязательств по поставкам продукции в заданном количестве, в установленные сроки и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами во многом определяет успех работы производственного объединения.

Наряду с производственными объединениями в судостроительной промышленности функционируют производственные предприятия. Если судостроительное предприятие не входит в состав производственного объединения, то оно продолжает оставаться (как и производственное объединение) основным звеном народного хозяйства.

Важное значение имеют природные условия того района, в котором предполагается построить судостроительное предприятие. Они должны быть пригодны для создания основных сооружений верфи, включая стапельные места, спусковые сооружения, достроечные набережные, акваторию, защитные сооружения (молы и дамбы) и водные пути.

Существует 2 типа судостроительных предприятий: судостроительные верфи и судостроительные заводы.

Судостроительная верфь представляет собой стапель, блок стапельных цехов и достроечную набережную. Судостроительная верфь содержит цеха, где производственный процесс связан непосредственно с постройкой судов. Это – корпусообрабатывающий, сборочно–сварочный, стапельный, монтажный, трубопроводный, окрасочный, деревообрабатывающий, такелажный и достроечные цеха.

В составе судостроительной верфи могут быть также и корпусо-заготовительные цеха. К ним относятся:

      Цех обработки металла;

      Цех сборки секций;

      Цех сборки блок-секций.

Судостроительный завод отличается также наличием цехов машиностроения. К ним относится группа заготовительных цехов (литейный, кузнечный), термический, механообрабатывающий (механосборочный) и цех металлопокрытий. Также судостроительный завод содержит вспомогательные цеха: инструментальный, ремонтно-механический, энергоцех. На его территории также могут находится цехи контрагентских организаций: электромонтажный, цех изоляционных работ и.т.п.

2. Виды производств

Тип производства определяет классификационную категорию, выделяемую по признакам широты номенклатуры, регулярности, стабильности и объема выпуска продукции. По типам различают массовое, серийное и единичное производство.

Вид производства - это классификационная категория производства, выделяемая по признаку применяемого метода изготовления изделия или по признаку создания необходимых средств для его изготовления. По первому признаку формируется основное производство, по второму - вспомогательное.

В основном производстве выпускается продукция производственно-технического назначения, а во вспомогательном - производятся инструмент, различные виды энергии и т. п., необходимые для обеспечения деятельности осн

овного производства.

Судостроительное производственное объединение (предприятие) характеризуется большой номенклатурой видов производств, которые в целях классификации целесообразно объединять в группы (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Группа производств. Вид производства.
1. Изготовление деталей из листов и профильного материала. Предварительная обработка:

Листов;

Профильного материала.

Резка листов профильного материала.

Гибка листовых деталей.

Изготовление деталей из профильного материала.

2. Предварительное изготовление корпусных конструкций и монтаж корпуса судна. Изготовление:

Полотнищ;

Набора корпуса судна;

Плоскостных секций корпуса судна;

Полуобъемных и объемных секций корпуса судна.

Монтаж блоков корпуса судна.

3. Заготовка и обработка деталей оборудования судна. Изготовление:

Отливок;

Поковок.

Термообработка деталей.

Металлопокрытие деталей.

Механическая обработка деталей.

Изготовление деталей из дерева.

4. Предварительное изготовление судового

оборудования.

Изготовление:

трубопроводов;

    слесарного оборудования;

    деревянных конструкций судна;

    электрооборудования;

    средств автоматического управления судном.

5. Монтаж оборудования на судне. Монтаж трубопроводов:

Механизмов и устройств;

Слесарного оборудования;

Электрооборудования;

Средств автоматизации управления судном.


6. Окрасочные производства.
Грунтовка секций, блоков.

Грунтовка и окраска:

Трубопроводов;

Слесарного оборудования;

    деревянного оборудования; электрооборудования;

    наружных поверхностей судна.

7. Изоляционные производства Изоляция:

    Трубопроводов на предварительной сборке; трубопроводов на судне;

    помещений на судне.

8. Испытания судна Швартовные.

Ходовые.

Ревизия механизмов.

Контрольный выход.

3 Схема управления производственных предприятий.

Деятельность предприятия строится на сочетании централизованного руководства с его хозяйственной самостоятельностью и инициативой рабочих. На предприятиях действуют линейная и функциональная системы управления. Под линейной системой управления понимается последовательная подчиненность звеньев системы управления: бригадир - сменный мастер - старший мастер - начальник цеха - директор предприятия. Основными функциями линейной системы управления являются принятие решений, выдача их управляемому объекту и непосредственное руководство персоналом.

Каждое звено линейного управления имеет в своем подчинении информационный, технический и функциональный аппарат, который в системе управления предприятием представляет главный процесс управления. Все звенья линейного управления обладают определенными правами и несут ответственность за результаты деятельности управляемого подразделения.

К линейной системе управления относятся руководители предприятия и производственных подразделений: директор и его заместители, начальники цехов, участков, мастера. Руководители отделов и их структурных подразделений относятся к функциональной системе управления.

В линейном управлении находит выражение число ступеней системы управления. Чем больше ступеней, тем более громоздка система. В такой системе управления усложняются связи, увеличиваются сроки прохождения и принятия решений, что снижает эффективность управления. Поэтому совершенствование линейного управления одной из своих задач ставит сокращение числа ступеней в системе управления.

Для выполнения функций управления на судостроительном предприятии создается аппарат управления - заводоуправление.

Во главе судостроительного предприятия стоит директор, который назначается и освобождается от должности вышестоящим органом. Директор представляет предприятие во взаимоотношениях с другими хозяйственными организациями и учреждениями, распоряжается в рамках законности имущественными ценностями и денежными средствами предприятия, принимает и увольняет его работников, применяет меры поощрения и налагает, если это необходимо, взыскания.

Директору помогают в работе его заместители. Первым из них по положению является главный инженер, который отвечает за техническое состояние предприятия, подготовку производства, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Большую роль в деятельности предприятия играет экономическая служба. На многих предприятиях ее возглавляет главный экономист - заместитель директора. Главный экономист призван координировать всю экономическую работу на предприятии, систематически вести анализ хозяйственной деятельности, искать пути ее улучшения.

На крупных предприятиях у директора есть заместители по производству, по общим вопросам, капитальному строительству, кадрам и быту.

Заместители директора предприятия, а также главный бухгалтер и начальник технического контроля назначаются и освобождаются от должности по представлению директора вышестоящим органом.

Современное судостроительное предприятие по своей структуре является весьма сложным производственным звеном в системе народного хозяйства и обычно делится на производственные и непроизводственные подразделения - основные и вспомогательные цехи, обслуживающие хозяйства. Цехи являются обособленными внутризаводскими подразделениями, осуществляющими свою деятельность на началах внутризаводского хозяйственного расчета и производственной специализации. Цехи обычно состоят из участков, количество которых определяется масштабами производства, сложностью выполняемой работы, составом оборудования, квалификацией рабочих и т. д.

Начальники производственных цехов в большинстве случаев подчинены непосредственно директору предприятия. Начальник цеха организует высокопроизводительную и ритмичную работу и равномерный выпуск продукции высокого качества в установленном ассортименте и в утвержденные сроки, обеспечивает на основе хозяйственного расчета наименьшие затраты материальных и трудовых ресурсов.

В пределах утвержденного плана и установленных лимитов начальник цеха обладает необходимой самостоятельностью, осуществляет руководство производственной, технической и хозяйственной деятельностью цеха. Начальник цеха организует подбор, расстановку и воспитание кадров, имеет право поощрять подчиненных ему работников и налагать на них взыскания.

4 Описание структур подразделений предприятия:

цех, участок, рабочее место

Под производственной структурой цеха понимают состав производственных участков, вспомогательных и обслуживающих подразделений. Производственная структура цеха определяет внутрицеховую специализацию.

Производственным участком называют объединенную по тем или иным признакам группу рабочих мест, выделенную в самостоятельную административную единицу и возглавляемую мастером. Как и цехи, вспомогательные участки создаются по предметному или технологическому признаку. По предметному признаку формируются, например, участки изготовления секций днища корпуса судна, участки монтажа главных и вспомогательных механизмов, по технологическому признаку - участки тепловой резки листов стали, окрасочных работ, сварки и т. п. Предметная форма специализации участков упрощает планирование и учет производства, повышает ответственность исполнителей и руководителей за качество выпускаемой продукции.

Первичной структурной единицей производственного участка принято считать рабочее место, где работает бригада рабочих или отдельные рабочие. Бригада возглавляется бригадиром, который относится к категории рабочих и работает наравне с другими членами бригады.

5. Бригадная форма организации труда, виды оплат

В производственных объединениях и на предприятиях судостроительной промышленности применяются сдельная и повременная формы оплаты труда. Заработная плата рабочему или бригаде при сдельной форме начисляется в зависимости от количества изготовленной продукции или выполненного объема работ. В судостроительных предприятиях сдельная форма оплаты труда является преобладающей.

В основе расчета заработной платы рабочих лежит тарифная система, включающая тарифно-квалификационный справочник, тарифные сетки и тарифные ставки.

В условиях индивидуальной сдельной оплаты труда заработная плата рабочего рассчитывается по установленным сдельным расценкам, выражающим собой оплату за единицу продукции, или по принятым нормам времени за выполняемую работу. Индивидуальная сдельная оплата труда широко распространена, например, на станочных работах в механических цехах. В большинстве цехов предприятий и объединений нет условий для применения индивидуального учета выполняемого труда, так как работы осуществляются не отдельными рабочими, а бригадами. В подобных случаях вместо индивидуальной сдельной оплаты применяется коллективная (бригадная) оплата труда, сущность которой заключается в том, что заработок начисляется по результатам труда всей бригады. Целесообразно применять коллективную сдельную оплату и в тех случаях, когда при индивидуальной сдельной оплате теряется много времени на снятие или установку детали в конце смены для освобождения станка другому рабочему. Коллективная сдельная оплата труда способствует совмещению профессий, развитию взаимозаменяемости и взаимопомощи. Среди основных направлений совершенствования организации заработной платы дальнейшее распространение коллективной оплаты труда занимает одно из важнейших мест.

КЛАССИФИКАЦИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Строительство судов различного назначения осуществляют су­достроительные предприятия, которые различаются по составу цехов, оборудованию и организации постройки судов.

В зависимости от организации постройки судов различают судо- сборочные верфи, судостроительные верфи, судостроительные за­воды и сдаточные базы.

Судосборочная верфь - это предприятие, выполняющее только сборку судов, а также монтаж механизмов и оборудования и проводя­щее испытание и сдачу судов. Узлы, секции и блоки корпуса, а также готовые механизмы и оборудование поступают с других предприя­тий по межзаводскому кооперированию. Судосборочная верфь не имеет заготовительных, механических, корпуснообрабатывающего и сборочно-сварочного цехов. Территория верфи занята в значи­тельной степени складами для хранения деталей и конструкций корпуса.

Судостроительная верфь - это предприятие, которое выполняет обработку деталей, предварительную и стапельную сборку корпуса судов, монтаж механизмов и оборудования, получаемых со специа­лизированных предприятий, испытания и сдачу судов. Верфь имеет монтажные, корпуснообрабатывающие и сборочно-сварочные цехи.

Судостроительный завод - это наиболее крупное предприятие судостроения. Такой завод имеет, кроме монтажных и корпусных цехов, другие цехи, которые занимаются изготовлением механизмов, котлов и судового оборудования. Однако значительная часть судо­вого оборудования, механизмов и специальных устройств поступает на завод по межзаводскому кооперированию.

Судосборочная верфь - предприятие, на котором выполняют только сборку корпусов судов, монтаж механизмов, оборудова­ния и производят испытания и сдачу судов заказчику. В настоя­щее время судосборочные верфи явление редкое.

Предприятия морского, судостроения делят на пять классов в зависимости от водоизмещения строящихся судов:

I класс - более 7000 т. Они оборудованы доками или продоль­ными наклонными стапелями. В доках применяется крановое обо­рудование грузоподъемностью 5 МН (500 тс) и более, на стапе­лях в большинстве случаев до 0,8 МН (80 тс);

II класс - от 3500 до 7000 т. Построечными местами на таких предприятиях являются горизонтальные площадки, оборудованные кранами грузоподъемностью от 0,3 до 2 МН (30-200 тс). Для спуска судов используют наливные док-камеры, поперечные слипы, передаточные плавучие доки. Некоторые предприятия обо­рудованы продольными наклонными стапелями;

III класс - от 1000 до 3500 т. Постройка ведется на горизон­тальных построечных местах с помощью кранов грузоподъем­ностью 0,3-0,8 МН (30-80 тс). Для спуска судов служат по­перечные слипы или наливные док-камеры;

IV класс - от 250 до 1000 т. Горизонтальные построечные ме­ста, оборудованы кранами грузоподъемностью от 0,1 до 0,3 МН (10-30 тс). Спуск судов производят с помощью поперечных или продольных слипов;

V класс - не более 250 т. Постройка ведется на горизонталь­ных построечных местах кранами грузоподъемностью до 0,15 МН (15 тс). Суда спускают с поперечного слипа или с помощью кранов.

Состав цехов судостроительного предприятия определяется профилем предприятия и объемом производства, а также зависит от типа и размеров строящихся судов. Разбивка цехов на группы носит условный характер.

К основным цехам верфи, выполняющим постройку корпуса судна и монтаж оборудования, относятся:

- корпусообрабатывающий цех со складом металла и участком предварительной обработки листового и профильного проката, изготовляющий детали корпуса. В состав корпусообрабатывающего цеха входят также склады готовых деталей;

- сборочно-сварочный цех , выполняющий сборку и сварку кор­пусных конструкций - узлов, секций, блоков. При блочном ме­тоде постройки судов цех сборки и сварки блоков корпуса может быть выделен отдельным подразделением в группе сборочно-сварочных цехов;

- стапельный цех с построечными местами и спусковыми со­оружениями, осуществляющий формирование корпуса и спуск судна на воду;

- механомонтажный цех , производящий монтаж в блоках, на стапеле и на плаву главных и вспомогательных механизмов, теплообменных аппаратов, судовых котлов, валопроводов;

- трубомедницкий цех , выполняющий работы по изготовлению и монтажу трубопроводов и судовых систем;

- слесарно-сборочный цех , изготовляющий и монтирующий вен­тиляцию, дельные вещи, устройства и слесарно-корпусные из­делия;

- деревообрабатывающий цех с лесопилкой, сушилкой и скла­дом пиломатериалов, изготовляющий и устанавливающий на судне настилы палуб, детали, мебель и другие деревянные из­делия;

- малярно-изоляционный цех , выполняющий на судне изоляци­онные и окрасочные работы;

- такелажно-парусный цех , изготовляющий такелаж, тенты, чехлы;

- цех покрытий , производящий гальваническое покрытие раз­личных изделий и труб (цинкование, хромирование, никелиро­вание) ;

- достроечно-сдаточный цех , выполняющий работы по достройке судов на плаву, испытания и сдачу судов.

Группа механических цехов судостроительного завода вклю­чает: литейный цех с модельной мастерской, делающий отливки из чугуна, стали, цветных металлов; механический, котельный, арматурный, кузнечный. В этих цехах изготавливают штевни, клюзы, кнехты, арматуру, а также детали, тре­бующие механической обработки.

Вспомогательные цехи – инструментальный, ремонтно-механический, электроремонтный, ремонтно-строительный - обеспечи­вают предприятие инструментом, производят ремонт оборудова­ния и сооружений самого предприятия.

Кроме того, на каждом судостроительном предприятии имеются:

складское хозяйство – склады металла, леса, топлива, смазочных материалов; цеховые склады материалов (проката, труб и пр.); склады готовой продукции; главный магазин для хранения изделий, поступающих от других предприятий и приобретенных в государственной торговой сети;

транспортное хозяйство , включающее транспортный цех с га­ражом автомашин, тягачей, электрокаров, рельсового транс­порта и капитанскую часть - буксиры, катера, баржи, плавучие краны и другие плавсредства;

энергетическое хозяйство - тепловая энергетическая установка (ТЭУ) или котельная с сетями пара и горячей воды;

трансформаторные подстанции с линиями электропередач, компрессорная с пневмосетями, кислородная и ацетиленовая станция с газопроводами.

Каждое судостроительное (судоремонтное) предприятие имеет: административ­ное здание (заводоуправление), поликлинику или центральный медпункт, столовые, помещения общественных организаций, пожарное депо и т. п. Все производственные участки, отделы заво­доуправления, санитарные, противопожарные службы и другие объекты связаны между собой телефонной связью.



Поделиться