Развитие речи. Пишем письма

Данный урок соответствует требованиям ФГОС НОО, проводится по учебнику Иванова С.В. , Евдокимовой, А. О., Кузнецовой, М. И., Петленко, Л. В., Романовой, В. Ю. «Русский язык 4 класс» УМК «Начальная школа XXI века».

Тип: урок-рефлексия.

Тема: «Повторение. Пишем письма»

Цель: повторить правила написания писем; развивать умение логично излагать свои мысли; формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему: "Повторение. Пишем письма" (4 класс Урок 1)»

Урок 1.

Повторение. Пишем письма

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №12

города Белая Калитва, Ростовской области

2017




– Помните ли вы, как называются темати-ческие блоки в учебнике?

– Объясните назначение этих


Экскурс «По страницам учебника»

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увле-кательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?


Постановка задач

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, познакомитесь с наиболее известными афоризмами из сокровищницы мировой мудрости.


учебника к детям

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано?

Адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?


Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая письмо, вы должны ориентиро-ваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.


Правила написания писем.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

– Как можно обратиться к незнакомому человеку?


Правила написания писем.

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто

подобраны слова.


Самостоятельная работа


  • Обращение должно соответствовать возрасту и статусу адресата.
  • Содержание должно излагаться последовательно.
  • Предложения составлять простые, следить, чтобы не было повторов.
  • Использовать слова, которые понятны адресату.
  • Обязательно отвечать на ранее заданные вопросы.

Памятка «Как написать письмо»

6. Письмо лучше заканчивать добрыми пожеланиями адресату.

7. Писать нужно разборчивым почерком. Это знак уважения адресата.

8. Правильно писать адрес на конверте.


Примерное письмо

Раздел «Развитие речи» учит нас писать письма, сочинения, изложения, правильно излагать свои мысли. Раздел «Правописание» знакомит нас с правилами русского языка. А раздел «Как устроен наш язык» - самый интересный. Изучая темы этого раздела, мы анализируем, рассуждаем.


Примерное письмо

Самыми сложными для меня являются темы: «______» и «________». Несмотря на затруднения, я стараюсь разобраться в темах, которые мне не очень понятны. Потому что те знания, которые мы получаем на уроках русского языка, будут нам необходимы всю жизнь.

интересный учебник, который помогает мне думат ь,

высказывать собственные мысли, работать в паре или

самостоятельно.


Итог урока

– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?


Итог урока

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника?

– По какому адресу направим нашу корреспонденцию?


Вы можете использовать данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Ранько Елена Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ лицей №21

г. Иваново

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/


Интернет – ресурсы:

http://i1358.photobucket.com/albums/q761/COBANKIZI/0_601c3_552eca8e_L_zps22761d86.png

декор с кругами

http://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.png

картинка для создания фона и рамочки

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/07-07/12216/2221159.png

цветочный уголок с бабочками

http://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-18/12216/2569443.png

синяя бабочка

http :// img - fotki . yandex . ru / get /6302/83813999.36 c /0_8 e 3 f 3_71083627_ S

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
  • Повысить интерес к эпистолярному жанру.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое . В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

(Ответы детей).

А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:

  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

XI. Итог урока.

Список используемых источников:

  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.: АСТ, 1995.
  2. Ресурсы сети Internet (картинки, фото).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письмо близкому человеку

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

Уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;

Знать этикетные правила написания письма;

Уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;

Уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

Оборудование:

1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

2. Презентация ppt

3. Образец написания адреса на конверте.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

Учитель:

Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Учитель:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Учитель:

Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

Конечно же, это письмо.

Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Учитель:

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

Учитель:

Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3).

Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Учитель:

Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно -

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг - Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

Ваша лягушка-путешественница.

Учитель:

О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)

Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Учитель:

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...)

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Учитель:

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

  1. Обращение.

К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Учитель:

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания!

Таня.

С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала...»).

Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей...

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

Ваш сын Сергей.

Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило . Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое . Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

Учитель:

Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)

Учитель:

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)

Учитель:

Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

III. Итог урока.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Урок 1. Повторение. Пишем письмаАвтор: Долгопятова Лариса Владимировна, учитель начальных классовМБОУ СОШ №12города Белая Калитва, Ростовской области2017 Чистописание Словарная работа

Экскурс «По страницам учебника»– Помните ли вы, как называются темати-ческие блоки в учебнике? – Какие рубрики нам встречались на страни-цах учебника?– Объясните назначение этих рубрик.

Экскурс «По страницам учебника»– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»? – Что еще интересного, важного, увле-кательного открыли вы для себя, путешествуя по страницам учебников русского языка?– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

Постановка задач В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, познакомитесь с наиболее известными афоризмами из сокровищницы мировой мудрости.
style.textDecorationUnderline Чтение и анализ письма авторов учебника к детям– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?– Что выражено в содержании этого письма?– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? – А лицо, которое адресует свое письмо кому-нибудь?Адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

Правила написания писем.– Вспомните правила написания писем.– Создавая письмо, вы должны ориентиро-ваться на своего адресата. Возраст, пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.
Правила написания писем.– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;б) другу (приятелю);в) официальному лицу?– Как можно обратиться к незнакомому человеку? – Как вы обратитесь к авторам учебника?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно и в то же время просто Правила написания писем.подобраны слова. Самостоятельная работа– Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на поставленные вопросы, используя памятку. Памятка «Как написать письмо»Обращение должно соответствовать возрасту и статусу адресата. Содержание должно излагаться последовательно. Предложения составлять простые, следить, чтобы не было повторов. Использовать слова, которые понятны адресату. Обязательно отвечать на ранее заданные вопросы.

6. Письмо лучше заканчивать добрыми пожеланиями адресату. 7. Писать нужно разборчивым почерком. Это знак уважения адресата. 8. Правильно писать адрес на конверте.Памятка «Как написать письмо»

Примерное письмо Здравствуйте, уважаемые авторы учебника «Русский язык». Меня зовут ________. Я учусь в 4 «А» классе МБОУ СОШ №12. Из учебника мне нравятся все разделы, каждый интересен по-своему. Раздел «Развитие речи» учит нас писать письма, сочинения, изложения, правильно излагать свои мысли. Раздел «Правописание» знакомит нас с правилами русского языка. А раздел «Как устроен наш язык» - самый интересный. Изучая темы этого раздела, мы анализируем, рассуждаем.
Из всех рубрик больше всего мне нравятся «_____» и «______», потому что _____________________________________________Примерное письмо Самыми сложными для меня являются темы: «______» и «________». Несмотря на затруднения, я стараюсь разобраться в темах, которые мне не очень понятны. Потому что те знания, которые мы получаем на уроках русского языка, будут нам необходимы всю жизнь. Уважаемые авторы! Спасибо Вам большое за интересный учебник, который помогает мне думать, высказывать собственные мысли, работать в паре или самостоятельно.

Итог урока– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам учебника?– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще потренироваться в написании писем?– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?

Итог урока– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника? – По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Интернет – ресурсы:http://i1358.photobucket.com/albums/q761/COBANKIZI/0_601c3_552eca8e_L_zps22761d86.png декор с кругамиhttp://img-fotki.yandex.ru/get/4706/28257045.5ec/0_6f5cf_5329c14_XL.pngкартинка для создания фона и рамочкиhttp://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/07-07/12216/2221159.png цветочный уголок с бабочкамиhttp://s1.pic4you.ru/allimage/y2012/10-18/12216/2569443.png синяя бабочкаhttp://img-fotki.yandex.ru/get/6302/83813999.36c/0_8e3f3_71083627_S бабочка


Приложенные файлы

Тема: «Повторение. Пишем письма. Совершенствование речевых умений Цель: повторить правила написания писем .

Работа по теме урока.

1. Вводная беседа.

Ребята, самые длинные и радостные каникулы позади. Вы хорошо отдохнули, загорели. Кто-то уезжал к родственникам в деревню, кто-то был в загородном лагере, кто-то в

санатории. У вас появились новые друзья, вы узнали много интересного, возможно, даже с вами приключились невероятные истории.

Что же можно сделать, чтобы все рассказать своему другу (подруге), которого нет рядом. Конечно же, написать письмо.

Какие правила написания писем вы знаете? (Дети отвечают на вопрос. На доску вывешивается таблица.)

Письмо родным и близким.

Возможные части Примеры.

Текста письма.

Обращение. Мои дорогие друзья! Моя дорогая подруга!

Начальная фраза о состоянии Получила твое письмо… Давно не было от

переписки. тебя письма… Получила твое письмо, сразу

отвечаю…Получила твое письмо, но сразу не

ответила, потому что…

Раскрывается основное Опишу тебе как идет моя жизнь в школе и

дома…

о новостях… новостей… Расскажу обо всем…

Вопросы адресату. Как ты живешь? Чем занимаешься? Как твое

здоровье? Какие у тебя новости? Как

заканчиваешь учебный год?

Где собираешься проводить каникулы?

Благодарности. Спасибо, что ты прислала…Спасибо за внимание…

Просьба писать письма. Я прошу тебя ответить на мое письмо.

Прошу писать мне…

Передает привет. Передай большой привет…

Прощание. До свидания… До скорой встречи…

Концовка и подпись. Крепко жму твою руку… Крепко обнимаю…

Помню и благодарю…

Какими примерами можно дополнить эту таблицу?

Перед чтением того или иного произведения в форме письма, предлагаю сказать, какое это письмо. (Серьезное, деловое, смешное, сказочное.) Затем дети слушают письмо. Лучше каждому ученику иметь текст перед глазами. Выясняется, кому адресовано письмо, кто его автор, отправитель (адресат).

О чем это письмо? Какие типы текста в нем есть? Докажите. Какие темы или тему раскрывает автор письма?

Если письмо смешное, то следует задать вопрос, что показалось ученикам смешным.

2. Работа по учебнику с. 11.

Прочитайте письма, которые написали Сережа и Таня.

Здравствуй, Денис!

Доехал я хорошо. Уже целую неделю хожу в школу. После летнего отдыха пока трудно, но я привыкну.

Я стал читать книгу Жуля Верна «Пятнадцатилетний капитан». У нас дома есть эта книга. Я её уже прочитал. Там про одного юнгу, который стал капитаном, когда тот их предал. Тогда он стал командовать кораблем. Это они его попросили, потому что доверяли ему. А все получилось из-за того, что они стали искать пропавшего капитана. Обязательно прочитай эту книгу.

Буду ждать твоих писем. Передавай привет родителям.

Твой друг Сережа.

Здравствуйте, бабушка и дедушка!

Мы уже вернулись из похода. Там было так здорово! Всем было интересно. Нам очень понравилось. Это было замечательно. Этот поход я не забуду. Отдохнула я просто прекрасно. Столько было всего чудесного. И моим друзьям тоже понравилось в походе. Веселое было время. А еще был смешной случай. Мы бак хохотали. Правда, смешно? Вот так. Скоро я к вам приеду. Ждите.

Ваша внучка Таня.

Кому писал письмо Сережа? Все ли вам понятно? Что хотелось бы уточнить? Сколько частей в письме Сережи? О чем он пишет в начале письма, потом, чем заканчивает? Как подписывает письмо?

Кому написала письмо Танюша? Как вы думаете, понятно ли её письмо дедушке с бабушкой?

О чем забыли, когда писали письма, Сергей и Таня?

Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

3. Чтение вывода, с. 12.

4.Выполнение упражнения 2 устно.

Какие ошибки допущены в этих предложениях? Исправьте их.

Учительница подошла к ученице, взяла тетрадь и погладила её по голове.

Я дал щенку молока, поел немножко и пошел под диван.

Оля – сестра хорошая, но с плохим характером.

Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом.

5. Самостоятельная работа.

Как я уже сказала, у вас тоже немало интересных историй. Напишите письмо своему другу или подруге в классе и расскажите о том, как прошло лето, что было интересного и что вам запомнилось больше всего.

6. Проверка задания.

Ребята, может быть, кто-то из вас прочитает нам свои письма?

Мы послушаем, и если есть какие-то ошибки в составлении письма, вместе их исправим.

7. Домашнее задание: вы не забыли, что воспитанный человек всегда отвечает на письма. Дома обязательно напишите ответ на письмо, которое вы получили.



Поделиться