Ричард султанов не оправдал надежд. Ричард Султанов, экс-директор Brunswick Rail о приватизации железных дорог

Уже многие годы идут разговоры о запуске пассажирского железнодорожного сообщения между аэропортом Пулково и одним из железнодорожных вокзалов в центре Санкт-Петербурга. В конце мая, в рамках ПМЭФ-2018, было подписано соглашение о реализации проекта, который будет проходить в формате государственно-частного партнерства. Это важное событие, так как фактически был дан старт амбициозному начинанию с объемом инвестиций более 18 миллиардов рублей. Мы обсудили запуск «Аэроэкспресса» в Санкт-Петербурге с Ричардом Султановым, экспертом в железнодорожной отрасли. Он работал над первоначальной концепцией проекта в 2011-2012 годах, отвечал за разработку технико-экономического обоснования, прогнозирование пассажирских потоков и разрабатывал операционную модель потенциального проекта.

Ричард Султанов: «Аэроэкспресс» в Санкт-Петербурге - сложный проект с отличными шансами на успех. И он пойдет городу на пользу»

О сроках реализации проекта

В: Санкт-Петербург наконец-то получит «Аэроэкспресс»? Почему это заняло так много времени и пойдет ли процесс реализации проекта быстрее после недавнего экономического форума?

Ричард Султанов: Мне кажется, что подписание соглашения в рамках недавнего ПМЭФ означает, что проект наконец-то получил официальный зеленый свет для реализации. Намерения сторон весьма серьезные, есть понимание и последовательный план реализации проекта. Долгое время шло обсуждение целесообразности проекта, так как у «Аэроэкспресса» был конкурент - проект «надземный экспресс». Это проект легкорельсового транспорта, простыми словами скоростной трамвай. Но со временем «Аэроэкспрессу» удалось доказать свою привлекательность и преимущества для города и вариант с «надземным экспрессом» отпал. К тому времени грянул экономический кризис и пассажиропоток аэропорта Пулково начал снижаться, ключевая ставка взлетела, экономика ушла в рецессию. Это, конечно же, не лучшее время для начала столь масштабного проекта и таких крупных инвестиций. Но сейчас мы видим, что экономика адаптировалась, ситуация стабилизировалась, пассажиропоток аэропорта Пулково достиг рекордного показателя в более 16 миллионов пассажиров, и ожидается дальнейший рост вплоть до 25 миллионов пассажиров к 2020 году.

О пассажиропотоке

В: Вы акцентируете внимание на пассажиропотоке - могли бы поподробнее рассказать о важности данного показателя для успешности подобных проектов железнодорожного сообщения «аэропорт-город»?

Ричард Султанов: Пассажиропоток - это ключевой драйвер подобных проектов во всем мире. Во-первых, он влияет на выручку и в конечном итоге окупаемость проекта. Но только этим экономику подобных проектов не объяснить. Важное значение имеет цена билета, она также существенно влияет на пассажиропоток. Здесь много как психологических, так и практических моментов. Об этом не так давно рассказывала пресса на примере «Аэроэкспресса» в Москве, и это настоящий вызов. Стоимость услуг такси значительно снизилась и стала очень доступна, сервис легко заказать через множество агрегаторов, конкуренция на рынке такси сейчас весьма высокая. Важно также учитывать, путешествуете вы один или компанией, много ли у вас с собой вещей, в какое время вы улетаете или прилетаете. Плюс есть фактор возможной неравномерной загрузки поездов. Из города люди боятся попасть в пробки, спешат на рейс. Возвращаясь же, они уже не так торопятся. Все эти моменты перевозчику приходится учитывать. Стоимость проезда должна быть комфорта как для петербуржцев, так и для гостей города, но при этом обеспечивать максимальную загрузку подвижного состава и окупаемость проекта в запланированные сроки.

Об удобстве для горожан

В: А насколько важен интервал движения поездов?

Ричард Султанов: Здесь две важные составляющие - стоимость проезда и частота движения поездов (расписание). На этом строится и экономика проекта - выручка и расходы. Чем чаще ходят поезда, тем больше растут расходы, и очень важна заполняемость поездов. При этом если поезда будут ходить недостаточно часто, скажем каждые 30 минут, это хороший ориентир и именно то, что мы имеем в Москве, то, выйдя из терминала, люди или сядут в такси, или на первую маршрутку, доедут до станции метро «Московская», запрыгнут в метро и будут в центре через 30 минут. В итоге они потратят 100 рублей и будут понимать, что движутся к точке назначения. Психология здесь важна. Расписание должно быть регулярным и легким для восприятия пассажиров. Мировой опыт показывает, что интервал движения поездов в 30 минут является хорошим бенчмарком. Возможен интервал в 15 минут, но здесь или пассажиропоток должен быть гигантским, или цены на такие поезда существенно выше. Также поезда должны ходить с раннего утра до позднего вечера, желательно без технических перерывов. И последнее - предельно важен изначальный высокий уровень предложения - запустив одно расписание и частоту движения поездов, не следует их никак ухудшать. Это плохо влияет на восприятие сервиса потенциальными пассажирами, делает его менее привлекательным.

В: Насколько важна инфраструктура?

Ричард Султанов: Это еще один фактор влияния на пассажиропоток. Выбор вокзала в центре города должен быть оптимальным в плане транспортных связей, расположения выхода из метро и самого терминала «Аэроэкспресса». Это влияет на время в пути и привлекательность маршрута, так как люди хотят добраться до вокзала быстро и недолго идти с багажом. И, конечно же, очень важно расположение в самом аэропорту. Терминал должен быть максимально интегрирован в аэровокзальный комплекс. Добраться до него должно быть легко и быстро. Иначе это еще одно потенциальное неудобство, которое может негативно повлиять на спрос. И опять же стоит думать о потенциальных конкурентах (такси, автобус) - они довезут пассажира фактически до дверей терминала.

Директор по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Brunswick Rail в 2014–2017 годах Ричард Султанов является одним из немногих россиян, вернувшихся в страну после обучения в престижных западных вузах. После возвращения он уже много лет работает в сфере железнодорожного транспорта и занимается лизингом грузовых вагонов. Мы обсудили с ним его опыт обучения в США и Европе и карьеру в России.


Вы родились в России и на некоторое время переехали в США, будучи школьником, поэтому учились и в российской, и в американской школе. Есть ли принципиальная разница в подходах к обучению?

Ричард Султанов: Конечно. В российских школах более продвинутая программа обучения. После переезда я даже сразу же перешел на один класс выше, так как мои познания в математике и других предметах были более глубокими, чем у моих ровесников-американцев. Это позволило мне окончить среднее образование в один год с моими сверстниками в России, так как в Америке среднее образование длится двенадцать лет, а в России на тот момент фактически была одиннадцатилетка. Конечно, американская система имеет и свои плюсы. В первую очередь стоит отметить то, что в американских школах работают над развитием навыков критического мышления, взаимодействия в команде, умения самостоятельно размышлять, решать задачи и искать информацию. Предлагается большой выбор факультативных предметов. Это был очень интересный и полезный опыт.

После окончания школы вы поступили в Университет Калифорнии в городе Дейвис. Расскажете об этом вузе?

Ричард Султанов: Я выбрал Университет Калифорнии из трех вариантов, которые были мне доступны. Выбор был продиктован тем, что университет имеет высокий рейтинг и первоклассные кафедры экономики и менеджмента. У университета огромные ресурсы, он может привлекать лучших преподавателей со всего света и имеет партнерские связи с лучшими вузами по всему миру. Кроме того, Университет Калифорнии в Дейвисе имеет комфортный студенческий городок с примерно 60 000 жителей, половина из которых - студенты. Там все удобно расположено, есть прекрасная инфраструктура, поэтому студенты могут спокойно учиться и отдыхать, не отвлекаясь ни на какие внешние факторы.

Существует ли русскоязычное сообщество в Университете Калифорнии в Дейвисе?

Ричард Султанов: Да, и очень активное. Дело в том, что в Дейвисе - одна из самых сильных кафедр русского языка и литературы в США, вокруг которой собралось прекрасное русскоязычное сообщество. В нем есть люди, которые имеют русские корни, но никогда не жили в России. Они изучают русский язык, литературу, культуру и историю. Думаю, это очень важно, так как я уверен, что необходимо поддерживать связь со своими корнями.

Почему после окончания Университета Калифорнии вы решили продолжить образование и почему выбрали Лондонскую школу экономики и политических наук?

Ричард Султанов: Потому что это университет мирового уровня и лидер в изучении экономики. Моей задачей было расширить свои знания и получить новые профессиональные навыки, которые я мог бы применить в любой стране и в любой ситуации. Кроме того, обучение в этом вузе было частью моего плана по возвращению в Россию. Лондонская школа экономики устраивает Недели российского бизнеса, на одной из которых я познакомился с руководством «Российских железных дорог». Благодаря этой встрече я был включен в список кандидатов на работу в «Первой Грузовой Компании», которая являлась дочерней организацией РЖД и на тот момент крупнейшей грузовой железнодорожной компанией в мире, и после успешного прохождения отбора стал начальником отдела развития ПГК.

Какие задачи вам удалось решить в «Первой Грузовой Компании»?

Ричард Султанов: Мы с моей командой создали с нуля отдел, который занимался разработкой стратегии, анализом рынка железнодорожных перевозок и его основных драйверов. Мы занимались оценкой сделок, мониторингом изменений в сфере регулирования железнодорожного транспорта. В компании до моего прихода все это было не систематизировано. Нам удалось создать мозговой центр компании, что было особенно важно, так как планировалось или IPO, или продажа стратегическому инвестору на аукционе. Думаю, без стратегии и мозгового центра это было бы практически невозможно осуществить. В итоге продажа компании состоялась, и в 2011 году она вошла в топ-5 M&A сделок, став крупнейшей в транспортном секторе в России на тот момент.

После ПГК вы перешли в компанию АИКОМ. Какие задачи в ней вы решали?

Ричард Султанов: Компания работала над знаковыми транспортными и инфраструктурными проектами по всему миру, включая Россию. Моей задачей была разработка транспортно-логистического мастер-плана для Казахстана и проектов для компаний «Аэроэкспресс» и ВСМ «Москва - Казань». АИКОМ - это глобальная компания, мировой лидер, который работает более чем в 150 странах мира, поэтому я очень рад, что мне удалось поработать над ее крупными проектами.

Почему следующим карьерным шагом стала работа в Brunswick Rail?

Ричард Султанов: Эта компания всегда была самой успешной и передовой в своем сегменте. Она предлагает уникальный продукт, имеет первоклассную команду менеджмента и международных акционеров. Также Brunswick ставит перед собой очень амбициозные задачи роста и развития и всегда их блестяще выполняет. В этой компании я занимался анализом железнодорожного, сырьевого и финансового рынков, принимал участие в проекте по реструктуризации долга по еврооблигациям. Также курировал проект по изучению экономической эффективности внедрения инновационных вагонов, разрабатывал сложные модели прогнозирования рынка железнодорожных перевозок, работал над документами для стратегического и кредитного комитетов совета директоров Brunswick Rail.

Вы работаете в отрасли транспорта. Почему она вас привлекла?

Ричард Султанов: Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики, он обеспечивает движение товаров и людей, без этого мы никогда не сможем обойтись. Транспортная отрасль всегда будет востребована.

Ричард Султанов, экс-директор по стратегическому маркетингу и связям с инвесторами Brunswick Rail : «Рынок ICO , как и криптовалюты в целом, волатилен и непрозрачен, а к инвестициям в него стоит относиться осторожно. Но наследием этого движения будут потрясающие технологии»

Российский топ-менеджер Ричард Султанов поделился своим видением рынка ICO и криптовалют, столь популярных сегодня. Он давно занимается корпоративными финансами, отлично разбирается в рынках капитала, участвовал в крупнейших сделках на российском рынке, работал с топовыми международными инвестиционными фондами и банками. В компании Brunswick Rail, крупнейшей частной компании в сегменте операционного лизинга вагонов, отвечал за связи с инвесторами, принимал активное участие в сделке по реструктуризации евробондов компании на $600 миллионов, которая была успешно проведена в 2017 году.

Что такое ICO и зачем его проводят?

: ICO (расшифровывается на английском языке как Initial Coin Offering) – это способ привлечения финансирования в проект путем продажи токенов (монет) широкой аудитории потенциальных инвесторов. С середины 2017 года наблюдается настоящий бум ICO. Причин много, как позитивных, так и не очень. В прошлом году рынок начал активно говорить о блокчейне, биткойне и «эфире». Цены на эти и практически все криптовалюты взлетели до невероятных высот, люди начали вкладывать свои сбережения и иногда даже последние деньги в надежде хорошо заработать. Они смотрели на рынок, который иногда рос по 10-15% в день и ожидали сверхприбылей и безостановочного роста. Как мы видим сегодня, последовало очень большое падение с небольшими отскоками, но тем не менее по ключевым криптовалютам мы в 3 раза ниже максимальных значений. Крипторынок – молодой, в нем отсутствует регулирование, есть существенные пробелы в законодательстве многих стран. С такими рынками как раз и происходят головокружительные скачки и такие же падения.

C ICO я вижу одну проблематичную и тревожащую особенность. Отлично реализуемая идея зачастую и так может привлечь инвестиции. Ей не нужно надеяться на ICO. В этом случае инвестиционное сообщество тщательно изучит проект, поймет для себя, стоит ли вкладываться, оценит перспективы, тщательно сформулирует и оформит сделку с юридической стороны. Переговоры будут идти между конкретным проектом и конкретным инвестором-профессионалом. C ICO же ваш рынок – это потенциально бОльшая часть населения мира, любой у кого есть интернет. Эти люди в надежде на рост в 10-20x готовы пожертвовать вам пару сотен долларов. И таких инвесторов достаточно много. Единственное, что показывает инвесторам проект – это краткое описание (white paper), некий график реализации, команду, и советников. Ну и убедительный и красивый сайт, хотя и это есть не всегда. В обмен на свои деньги инвестор получает некое заранее оговоренное количество токенов, которые позже будут котироваться на биржах. Их можно будет продавать или покупать. Также на этапе ICO для ранних инвесторов многие проекты дают значительные скидки.

Реализуемость многих ICO под большим вопросом, даже если идея сама по себе очень интересная. Здесь стоит вспомнить dot com bubble начала 2000-х. Тогда был бум интернета, практически любая компания с окончанием.com могла привлечь деньги, некоторые идеи были лишены какого либо смысла. Потом этот рынок рухнул, но в качестве наследия мы получили много технологий и идей. Это положительная сторона такого бума. И не стоит забывать о конкуренции в ICO – сегодня практически нет уникальных проектов, везде есть сильные конкуренты.

Назовите несколько лучших ICO проектов, по Вашему мнению. Какие ICO самые перспективные?

: Я бы в первую очередь посмотрел на потенциал предлагаемой идеи и команду, которая будет воплощать ее в жизнь. Мне кажется, что лучшие ICO проекты предлагают прорыв в первую очередь технологический. Например, один хороший и перспективный проект под названием Credits готовит очень быстрый блокчейн. Скорость обработки транзакций – это действительно узкое место и здесь есть место для значительных улучшений.

Самые неприятные проекты – это те, которые заведомо продают нереализуемую идею, собирают деньги, а потом начинают делать что-то совершенно другое. Это разочаровывает инвесторов.

Каковы основные правила инвестирования в ICO? Как выбрать проект для инвестирования?

: В первую очередь, к этому рынку надо относиться как к наиболее спекулятивному. Я бы посоветовал людям быть очень осторожными с любыми инвестициями в рынок криптовалют. Инвестируя в них, вы должны быть готовы распрощаться с деньгами навсегда. И нужно быть готовым к сумасшедшей волатильности. Этот рынок полностью отвязан от фундаментальных факторов. Здесь нужны стальные нервы и возможность не думать о происходящем на рынке в эту минуту. С акциями, облигациями, реальными валютами есть фундаментальные причины роста и падения. Евро не может за одну ночь упасть на 50%, для этого нет предпосылок. Рынок криптовалют и ICO – не для слабонервных. Вам также необходимо учитывать, что на том рынке нет регулятора, нет строгих правил, поэтому обратиться за помощью не к кому. Мошенничества действительно очень много. От фейковых ICO, до взлома крупнейших криптобирж. Уже есть много примеров, когда люди потеряли все.

Качественных ICO действительно очень мало. Также практика показывает, что после ICO многие токены идут вниз, даже ниже цены со скидкой. Поэтому практически всегда можно подождать и посмотреть что будет происходить с токеном после ICO, как его воспримет рынок.

Возможна ли работа ICO на благо отечественного производства и бизнеса?

: В нынешней ситуации ICO и рынок криптовалют - это большой плюс для страны в плане человеческого капитала. Многие ICO делаются или россиянами или нашими соотечественниками за рубежом. Дело в том, что такого рода проекты дают еще и возможность российским программистам выйти на мировой уровень, они становятся востребованы, создаются рабочие места. Некоторые ICO проводятся с привязкой к реальному сектору. Например, один проект хочет выпускать токены с привязкой к реальному золоту с какого-то маленького месторождения в России. Трудно оценить потенциал такой бизнес-идеи, но идея звучит интересно. В целом мне кажется, что позитивный эффект для отечественного производства и бизнеса будет в первую очередь в форме новых технологий, которые будут основываться на блокчейне. Говорить о привлечении существенных сумм через механизм ICO пока не приходится по озвученным ранее причинам.

Мы познакомим Вас с фактами биографии молодого топ-менеджера, сделавшего имя, работая в индустрии железнодорожных перевозок – Ричарде Султанове. В детстве он уехал вместе с семьей из России, но вернулся и сейчас работает на благо нашей страны.

Сегодня мы познакомим Вас с фактами биографии молодого топ-менеджера, который сделал себе имя, работая в индустрии железнодорожных перевозок – Ричарде Султанове. Его история необычна тем, что в детстве он уехал вместе с семьей из России, но вернулся и сейчас работает на благо нашей страны.

Родился Ричард Султанов в Ленинграде в 1986 году. Там же он учился школе с углубленным изучением английского языка, играл в футбол и занимался плаванием. Когда Ричарду исполнилось 12 лет, семья решила перебраться в Калифорнию и именно там будущих топ-менеджер окончил среднюю школу. Причем Ричард получил диплом с высшим отличием и без проблем поступил в престижный Университет Калифорнии.


Учился Ричард Султанов хорошо и с удовольствием и окончил университет, как и школу, с отличием. Но на этом он не хотел заканчивать с образованием и поступил в магистратуру Школы Экономики и Политических Наук в Лондоне. Переезд в Европу дал не только теоретические знания, но и возможность проходить практику в крупных компаниях, например, в Lufthansa, где Ричард Султанов стажировался в консалтинговом подразделении.

В 2009 году его жизнь круто поменялась, и Ричард Султанов наконец вернулся в Россию. Дело в том, что на Неделе Российского Бизнеса в Школе Экономики Ричард Султанов познакомился с главой РЖД Владимиром Якуниным и другими руководителями этой государственной компании и был приглашен ими работать над созданием направления стратегии в ПГК - Первой Грузовой Компании.

После нескольких лет работы в ПГК, где Ричард Султанов трудился в должности Начальника отдела развития Департамента корпоративного управления, он перешел в компанию АИКОМ. Там Ричард Султанов работал должности старшего руководителя проектов.

Наконец, в 2014 году молодой топ-менеджер был приглашен в компанию, занимающуюся лизингом грузовых вагонов Brunswick Rail (Брансвик Рейл).

Ричард Султанов сначала работал в этой организации на должности Руководителя департамента стратегического маркетинга, а затем за хорошие результаты своей работы был повышен до Директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям

Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться.

Ричард Султанов, получив блестящее образование в США, вернулся в Россию. Он быстро начал делать карьеру, но споткнулся о специфику отечественного бизнеса. Стремительный взлет закончился не менее стремительным крахом.

Вперед и вверх

У Ричарда Султанова еще не так давно были все основания для того, чтобы его называли «звездным мальчиком». В конце девяностых годов Ричард вместе с родителями из России в США. Там он успешно закончил школу, поступил в Калифорнийский университет (University of California, Davis, UC Davis), затем отучился еще и в Лондонской школе экономики и политических наук (London School of Economics and Political Science). Проходил практику в крупных международных компаниях, в том числе в Lufthansa.

Все, одним словом, складывалось замечательно. А в 2009 году в его жизни произошел крутой поворот. В Лондоне, в ходе недели российского бизнеса, Ричард Султанов познакомился с руководителями РАО «РЖД», в том числе и с тогдашним главой Владимиром Якуниным. Молодому специалисту сделали серьезное предложение: принять участие в создании «Первой грузовой компании» – одного из крупнейших в мире перевозчиков грузов по железной дороге. Мало бы кто из начинающих менеджеров от такого предложения отказался. И Ричард Султанов в Россию.

Сначала его карьера пошла стремительно по восходящей, что не удивительно - специалисты такого класса и должны быть востребованы. Не так давно многие СМИ опубликовали результаты исследования экспертов РАНХиГС о квалифицированной миграции в России. Авторы исследования приходят к выводу, что отток квалифицированных специалистов из нашей страны постоянно растет. В исследовании присутствует даже термин «всплеск интеллектуальной эмиграции из России». Также , что образовавшийся вакуум заполняют малообразованные мигранты.

Двигаясь постоянно вверх по карьерной лестнице, Ричард Султанов в итоге оказался в крупной российской компаниимеждународным участием) «Брансвик Рейл» («Brunswick Rail»), специализирующейся на лизинге железнодорожных вагонов. И в свои к тому времени 30 годам стал там директором по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям.

«Пример Ричарда Султанова свидетельствует о том, что россиянин, который в детстве уехал из страны, может в нее вернуться и успешно здесь работать и развиваться»,- писало по такому случаю одно из российских СМИ.

Однако период успешной работы и развития длился недолго: Ричард Султанов «Брансвик Рейл». И отнюдь не по собственному желанию.

Шпион, выйди вон

Информация, которую немедленно опубликовали большинство российских деловых СМИ, гласила, что против бывших топ-менеджеров «Brunswick Rail» (экс-гендиректора Пола Остлинга и экс-директора по стратегическому маркетингу, развитию и коммуникациям Ричарда Султанова) подан от имени их, теперь уже бывшей компании, иск в суд Калифорнии. Остолинга и Султанова подозревают в организации утечки конфиденциальной информации. Окружной суд Северного округа штата Калифорния , запрещающий уничтожение их почтовых ящиков в Google и Rackspace.

История оказалась достойной стать основой сценария детективного фильма. Дело в том, что «Brunswick Rail» испытывала определенные трудности, вследствие чего вела с 2016 года напряженные переговоры с группой кредиторов о реструктуризации евробондов на 600 миллионов долларов со ставкой 6,5%. Срок погашения – ноябрь 2017 года.

И вот, в самый разгар переговоров, сотрудники «Brunswick Rail» обратили внимание, что их топ-менеджер Ричард Султанов ведет себя как-то странно. Как будто чего-то опасается. Например, стал часто вскакивать из-за стола, бежать этажом выше и там с кем-то говорить по мобильнику. Полюбил работать в выходные и праздничные дни, когда в офисе почти никого нет. А также весьма активно интересовался, как идут переговоры о реструктуризации долга, хотя к этому вопросу он по своей работе отношения не имел.

Встревоженные таким поведением коллеги сотрудники, нетрудно предположить, поделились со службой безопасности. Те вскрыли рабочий почтовый ящик Ричарда Султанова и то, что в нем находилось, оказалось крайне интересным. Султанов посылал сам себе на домашний компьютер конфиденциальную информацию, а также контактировал с уже уволившимся Полом Остлингом. А еще – с одним из кредиторов. Такие контакты были запрещены.

Кстати, Пол Остлинг хорошо известен в российском бизнес-сообществе. Он являлся членом совета директоров МТС, а сейчас входит в совет директоров «Уралкалия». Между прочим, Ричард Султанов тоже некоторое время работал в этой компании, в пору, когда она принадлежала Дмитрию Рыболовлеву. Когда Рыболовлев , а свои акции «Уралкалия» продал Сулейману Керимову, последний подал на Ричарда Султанова в суд, посчитав, что Султанов получал чрезмерно высокие выплаты. Так что определенная связь двух участников скандала с утечкой конфиденциальной информации явно .

По чужим правилам

Судебная тяжба с Сулейманом Керимовым, как видим, никаких неприятных последствий для Ричарда Султанова не имела. Он продолжил делать карьеру. А вот после скандала с утечкой из «Брансвик Рейл» ему пришлось попрощаться с работой. И, насколько известно, до сих пор нового поприща так и не нашел. При том что его партнер по судебному иску Пол Остлинг продолжает спокойно заседать в совете директоров «Уралкалия».

Тут, впрочем, дело даже не в суде. Еще 20 января прошлого года Окружной суд Калифорнии снял обеспечительные меры с Пола Остлинга и Ричарда Султанова, что это не его юрисдикция.

Так что в обозримом будущем Ричарду Султанову уголовное наказание, скорее всего, не грозит. Другое дело – репутация. Инсайдеров никто и нигде не любит, ни в России, ни в других странах. Трудно представить себе солидную фирму, пожелавшую нанять, тем более на высокую должность, человека, в биографии которого имеется строка о предательстве своей компании. Стремительный взлет закончился не менее стремительным падением.

Причина этого видится в том, что Ричард Султанов, как, впрочем, и некоторые другие искатели счастья на российских бизнес-полях, совершают одну и туже ошибку. Они, немного освоившись с окружающей обстановкой, начинают забывать о принципах и манерах, привитых в их замечательных учебных заведениях, и принимают местные правила игры. Правила-то принять дело не хитрое, тем более у них в бизнесе тоже не ангелы. Но играть надо уметь, а это удается не каждому. Поэтому трудно избавиться от впечатления, что подававшего большие надежды выпускника Калифорнийского университета и Лондонской школы экономики Ричарда Султанова просто использовали, а, затем, за ненадобностью, выбросили.



Поделиться