Родителям - все о выборе профессии и учебного заведения для ребенка. Профессия из поколения в поколение

Предварительный просмотр:

Кот в мешке, или Типичные ошибки при выборе профессии

Сегодняшние заметки о том, какие ошибки допускают молодые люди при выборе профессии. Итак, чего делать не стоит...

Выбирать профессию, не имея о ней достоверной информации.

Большинство молодых людей, размышляющих о дальнейших образовательных планах или о трудоустройстве, вообще очень мало осведомлены о том, какие бывают профессии и чем занимаются их представители. В результате ребята оказываются в ситуации выбора кота в мешке.

Анализируя, подходит ли вам та или иная профессия, я бы порекомендовал в первую очередь найти информацию о том, как, собственно, складывается типичный рабочий день ее представителей, сколько времени на какую конкретно деятельность они тратят. Сущность ведь не в названии профессии, а в том, что именно и в каких условиях предстоит делать.

Важно задуматься и над такими вопросами. Какие требования профессия предъявляет к способностям человека и что за противопоказания имеет, какой уровень подготовки необходим для овладения ею, где ее можно получить, дает ли она перспективы карьерного роста и с чем именно они связаны, востребована ли профессия на рынке труда.

Ориентироваться только на такие признаки, как престижность и/или доходность.

Распространенное заблуждение состоит в том, чтобы рассматривать престижную профессию саму по себе как источник дохода – дескать, деньги достаются просто за то, что человек ею обладает. Тут нужно понимать следующее.

Во-первых, оплачивается ведь не профессия, а должность, то есть выполнение конкретных функций в той или иной организации. Конечно, потенциальный уровень доходности в разных областях деятельности различается, но дело здесь прежде всего не в профессии как таковой, а в месте работы человека, его статусе, уровне мастерства, балансе спроса и предложения на рынке труда.

Во-вторых, те профессии, что воспринимаются как престижные, на самом деле далеко не обязательно самые доходные. Ведь желающих заниматься ими обычно оказывается гораздо больше, чем реально требуется. Так, к примеру, средний уровень доходов квалифицированных рабочих в последние годы выше, чем экономистов или юристов, однако сравните конкурсы на обучение этим специальностям...

Кроме того, само понятие «престижность» весьма относительно: оно зависит от круга общения (в глазах разных людей престижными видятся совершенно разные виды труда) и довольно быстро меняется со временем.

Ставить знак равенства между профессией и учебным предметом.

Распространенное заблуждение школьников, а подчас и студентов состоит в том, чтобы фактически ставить знак равенства между учебным предметом и какой-то областью профессиональной деятельности, рассуждая по принципу: «нравится литература, значит, буду литератором». Но что это за профессия такая, позвольте спросить? Автор художественной литературы, что ли? Конечно, в принципе возможен и такой вариант, но куда чаще речь идет о множестве других видов профессиональной деятельности. Можно быть редактором, корректором, преподавателем русского языка и литературы, переводчиком, научным сотрудником в области филологии и т. д. Все это разные профессии, и деятельность их представителей не очень-то похожа на ту, что выполняют школьники на уроках литературы.

Это рассуждение касается и других учебных предметов. Они представляют собой не профессии, а определенные области знания, основами которых нужно овладеть, в том числе и для профессионального становления.

Переносить отношение к человеку, представителю определенной профессии, на профессию как таковую.

Если нам нравится или не нравится конкретный человек, это ни в коей мере не является характеристикой его специальности и не свидетельствует о том, что и нам стоит ею заниматься. «Хороший человек» – это не профессия. Конечно, на него хочется быть похожим, но касается это личностных качеств и общего отношения к труду, а не подменяет способности к конкретному виду деятельности.

А если, наоборот, нам повстречался кто-то неприятный, отталкивающий? Подчас это может отвратить и от его профессии: «Не хочу быть на него похожим». Но ведь, согласитесь, в тех же обстоятельствах возможен и прямо противоположный вывод: «Стану хорошим представителем этой профессии, а не таким, как он»!

Так что вывод о том, как на кого реагировать, а также ответственность за профессиональный выбор все равно остаются за нами.

Выбирать профессию «за компанию».

По сути, за этой позицией стоит уход от личной ответственности за принятие решения. Но иногда, кстати, такой выбор может оказаться успешным – ведь в компании чаще всего собираются люди, способности и интересы которых в значительной степени совпадают. Однако это именно элемент везения-невезения, а не следствие осознанного и осмысленного решения.

Подменять выбор профессии выбором уровня образования или места его получения.

Более оправданна позиция, когда человек сначала решает, чем бы он хотел заниматься, а потом рассматривает возможные варианты получения конкретной профессии, а не исходит из желания учиться в определенном месте или просто получить высшее образование как таковое, не важно по какой специальности.

Если абитуриент, желая овладеть определенной профессией, не смог поступить учиться именно туда, куда хотел изначально, логичнее сохранить верность профессии и поискать другие варианты ее получения. Например, пойти получать не высшее, а среднее специальное образование, имея в виду, что в перспективе будет возможность продолжить обучение и в вузе. Это лучше, нежели поступать на заведомо неинтересную для себя специальность, пусть даже и в престижном университете.

Игнорировать собственные способности и интересы.

Делать своей профессией целесообразно то, что нравится и что хорошо получается. Конечно, это звучит банально, однако на удивление часто упускается из виду.

Иногда люди считают это вообще не важным (дескать, буду делать что угодно, лишь бы хорошо платили). Но ведь человек не сможет достигнуть высоких результатов в той работе, которая не отвечает его индивидуальным особенностям или заниматься которой ему просто неприятно. Кроме того, вряд ли такой человек будет ощущать себя счастливым, понимая, что он «выкидывает из жизни» огромное количество времени и сил в обмен на деньги.

Еще одна причина такой ошибки – незнание собственных способностей и интересов. Невозможно сказать, понравится ли работа и будет ли она хорошо получаться, не попробовав себя в чем-то подобном. Конечно, далеко не всякие работы удастся попробовать на личном опыте, предварительно не получив соответствующее образование. Но в таких случаях можно судить о склонности к ним по косвенным признакам: интерес к конкретной сфере, желание активно получать информацию о деятельности таких специалистов, легкость осмысливания и запоминания этих сведений.

Прислушиваться к мнению людей, не компетентных в вопросах выбора профессии.

Так уж повелось, что давать советы, в том числе и по поводу вопроса «кем быть», очень любят многие наши соотечественники. Тем не менее обоснованно порекомендовать что-то в такой серьезной сфере, как профессиональное самоопределение, можно только при совпадении нескольких условий.

Это: знание специфики тех профессий, о которых идет речь, а также ситуации на рынке труда; знание индивидуально-психологических особенностей того, кто совершает выбор; понимание сути психологических проблем, возникающих на разных этапах профессионального самоопределения.

Понятно, что обоснованно рассуждать об этом может либо специально подготовленный профессионал (психолог, работник службы занятости), либо тот, кто очень хорошо знает вас и знаком на собственном опыте с определенной группой профессий.

Предварительный просмотр:

Профессии для самых прытких и для самых усидчивых

Удобно устроились

Недавно один из зарубежных сайтов, посвященных карьере, устроил ревизию двумстам профессиям по 5 параметрам (рабочая обстановка, потенциал роста доходов, прогноз занятости, физические нагрузки и стресс). В результате самыми комфортными оказались профессии математика , актуария (специалиста по страховым расчетам), статистика , биолога , инженера-программиста , аналитика компьютерных систем , историка , социолога , промышленного дизайнера и бухгалтера . А вот не выдержали критики – по тем же критериям – профессии лесоруба , фермера с молочной фермы , таксиста , моряка , фельдшера скорой помощи , кровельщика , уборщика , сварщика , подсобного рабочег о, рабочего-металлиста и строителя .

Да, представителям «проигравших» профессий некогда особо рассиживаться в кресле, попивая кофе. Но так ли это плохо? Ведь минимизация физической нагрузки успешных профессионалов на работе имеет свою оборотную сторону.

Чем опасны офисные кресла

В самом начале карьеры сидение по 8 часов в день в строгом костюме за столом воспринимается молодыми специалистами как что-то очень серьезное и привлекательное, как новый уровень солидности и ответственности. Безусловно, всё это так и было бы, если не брать в расчет вопрос здоровья.

Ученые Сиднейского университета (Австралия) доказали, что трудоголики, не покидающие офисных кресел в течение 10 часов ежедневно, на 50% больше рискуют своим здоровьем, чем те, чья работа «умеренно сидячая» и кому проводить рабочее время сидя приходится всего 4 часа в день. От того, что человек «прирос» к офисному креслу, хуже приходится его сердечно-сосудистой системе, также у него возрастает риск диабета и ожирения, нарушается холестериновый обмен в организме. Всё это гиподинамия, и она многообразна!

Впрочем, любому врачу-неврологу, даже не имеющему никакого отношения к вышеупомянутому исследовательскому коллективу, очевидно, что сидячее положение вредит прежде всего позвоночнику. Межпозвонковые диски не могут амортизировать подобную нагрузку на позвонки вечно. Со временем они усыхают и порой дают трещину. И это далеко не все сюрпризы, на которые способен остеохондроз позвоночника – болезнь настолько распространенная даже среди людей среднего возраста, что она нуждается в массовой профилактике.

Нам пора понять: когда на забавных картинках, изображающих эволюцию Homo sapiens, к ряду всё более прямоходящих субъектов пририсовывают современного человека, согнувшегося перед компьютером, это уже не смешно.

От самых прытких до самых усидчивых

В каких профессиях движения достаточно?

Подобным вопросом абитуриенты задаются крайне редко. Конечно, если вы нацелились получать профессию акробата или каскадера , актера кино или театрального артиста , фотомодели или эстрадного певца , учителя физкультуры или спортивного тренера , хореографа или психотерапевта танцевально-двигательной терапии , тогда вам приходится заранее задуматься о характере своей будущей физической активности – и о том, сколько лет вы сможете «так протанцевать» на работе. Тот факт, что, к примеру, балерины выходят на пенсию очень рано, причем будучи в прекрасной танцевальной форме (по сравнению с нетренированными людьми), заставляет всех тех, кто собирается использовать в работе искусство движения и зарабатывать этим на жизнь, серьезно отнестись к вопросам нагрузок и выносливости.

Для граждан чуть менее неугомонных предназначены профессии, получаемые чаще всего в системе среднего профессионального образования (а ранее – и начального тоже). Тут никто не заставляет вытанцовывать идеальные па, однако шевелиться приходится много, и это хорошо, но есть и очевидный минус – движения швеи , парикмахера , рабочего на заводе, кондитера на фабрике, мастера по ремонту в сервисном центре монотонные, однообразные. К тому же многим из этих профессионалов постоянно приходится работать стоя. (Зная об этом риске заранее, многие кидаются в другую крайность – и оказываются в плену сидячей работы.)

А вот сколько бы стресса ни было в работе стюардесс , педагогов , продавцов , хирургов , ветеринаров , медсестер , физическая нагрузка у них относительно сбалансирована. Но так получается случайно! При выборе профессии никто из них не думает, что приятным бонусом к основным трудовым обязанностям окажется возможность проводить рабочее время то на ногах, то сидя.

Баланс усидчивости и активности уже нарушен у тех, кто отлучается из-за офисного стола только на выездные переговоры, согласования рабочих вопросов и в командировки. Это архитекторы , инженеры , менеджеры по работе с клиентами , региональные представители компаний , а иногда и корреспонденты . Но и эти группы профессионалов не сразу замечают количество и качество таких «тренировок», обращая внимание прежде всего на погодные условия, сопутствующие той или иной поездке.

Также можно назвать отдельные профессии, активность в которых своеобразная. Например, археолог . Он и в экспедиции ездит, и в палатке там живет, и еду себе в полевых условиях готовит. Однако носиться туда-сюда по территории раскопок нельзя; ты обнаружил находку – и долго, аккуратно ее очищаешь прямо на месте, зарисовываешь, составляешь ее описание, а потом просиживаешь время в библиотеках и сравниваешь ее с уже найденными аналогичными образцами. Всё же эта профессия – для усидчивых людей. Hапротив, ремесленник-фрилансер , который изготавливает свои поделки дома, или художник-живописец , вроде бы не отходящий от мольберта, занимаются тяжелым физическим трудом.

А вот для самых усидчивых людей – профессии архивариуса , нотариуса , контент-менеджера сайта , IT-специалиста и чиновника-госслужащего . И не только эти, конечно; ведь офисная форма занятости – одна из самых распространенных.

Плясать от печки

А теперь, когда нам известны основные варианты рабочей двигательной активности, давайте плясать от печки. Иными словами, давайте сосредоточимся на моменте выбора профессии и карьерного старта!

В начале своего трудового пути не пренебрегайте возможностью поработать в разных сферах, попробовать себя в роли, скажем, курьера , промоутера , гардеробщика или официанта – эта работа, типичная для студентов младших курсов, поможет вам получить представление о разнообразной физической нагрузке в процессе трудовой деятельности.

А выбирая основное дело жизни, представляйте себе разные по физической активности варианты карьеры, которые предполагает интересующая вас профессия. Вам нравится дизайн? Сколько бы ни носились созданные гейм-дизайнером персонажи по пространству компьютерной игры, работа у их автора сидячая. А вот промышленный дизайнер имеет дело не только с чертежами объектов, но и с их тестированием в реальности, а это предполагает разъезды и встречи с производственниками и заказчиками.

Кстати, как раз промышленные дизайнеры вместе с психологами-эргономистами (эргономика изучает эффективную организацию условий труда) и рабочими-мебельщиками помогают человечеству решить проблему гиподинамии на рабочем месте. В частности, разрабатываются модели современных конторок – это столы, за которыми можно работать стоя. Среди компаний, занимающихся традиционными конторками, назовем американскую StandUpDesks и российскую «Учпрогресс». А вообще конкретно в этой области немало и более оригинальных разработок: ведь конторку реально спроектировать так, чтобы под столом был не пол, а беговая дорожка; дверь в кабинет вполне совместима с откидным столом для пинг-понга; а к офисному креслу подходят элементы тренажера.

Так что и вы можете выбрать профессию, которая позволит вам помогать человечеству беречь свое здоровье на работе – даже на традиционно сидячей.

Если же подобных побуждений у вас не предвидится и вы сознательно выбираете именно сидячую работу, стоит подготовиться к ее рискам!

Для тех, кто решил работать за столом

Итак, ваш труд будет умственным. Как позаботиться о здоровье в этих условиях? И у школьника, и у студента предостаточно ситуаций, в которых можно отрепетировать оптимальную стратегию поведения и закрепить необходимые навыки.

Сидите правильно! Горбиться перед монитором компьютера, а тем более над тетрадью, которая и вовсе лежит на столе, однозначно вредно. Строго вертикальное положение спины уместно для офисной обстановки и годится для ряда йоговских поз, но полезнее всё-таки отклонять спину на 135 градусов от горизонтали. При этом поясничный отдел позвоночника не может слишком «доверяться» спинке кресла и провисать. Спина должна быть прямой. И помните: сидеть в принципе менее естественно для человека, чем лежать, стоять, бегать и даже лазать по деревьям!

Делайте паузы в занятиях. Перерыв на обед порой становится единственным перерывом, который позволяется сотруднику в течение восьми часов рабочего дня. Пока вы можете прерывать свои занятия чаще, цените это. Решили поесть? В студенческой привычке перекусывать на ходу ничего хорошего нет; самая полезная еда – дома. Решили поговорить на переменке? Чем старше школьник, тем вальяжнее он перемещается по коридору учебного заведения, посвящая свободное время уже не «детской» беготне, а нескончаемым разговорам. Однако это тот самый случай, когда наивные маленькие дети более правы, чем умудренные жизнью подростки.

Занимайтесь спортом. Предварительно составьте программу тренировок, подходящую именно вам. В этом вам помогут квалифицированный тренер и спортивный врач. Впрочем, просто погонять во дворе в футбол – тоже очень хороший вариант. Но не рассчитывайте на то, что механическое чередование сеансов сидения за столом и перерывов на интенсивный спорт – это якобы хороший баланс. А если вы не занимались спортом никогда, пора начать это делать ради вашего же гармоничного развития.

Отдыхайте активно. Ежедневные прогулки многим сверхзагруженным старшеклассникам представляются утопией, однако гулять нужно! Скоро, лет в 18, вам может показаться, что прогулки – это детское занятие, а настоящие взрослые если и появляются на улице, то всё чаще спешат по делам, а вовсе не гуляют. Неправда: любой человек имеет право на то, чтобы прогуляться. А дома лучше ограничить пассивное времяпрепровождение: раз уж вы всё-таки решили посмотреть телевизор, выберите конкретную программу и не переключайтесь с канала на канал. Не проводите выходные на диване – каждые полчаса-час нужно менять вид активности. И, конечно, когда вы просто перемещаетесь по дому – например, делаете уборку – следите за тем, чтобы спина оставалась прямой.

Источник: www.edunews.ru

Популярность среднего профессионального образования (СПО) и качество подготовки специалистов в техникумах и колледжах за последние несколько лет заметно выросли, хотя многие абитуриенты рассматривают обучение в колледже лишь как ступеньку на пути в профильный вуз. К каким специальностям и в каких регионах семьи проявляют наибольший интерес? Ответить на эти вопросы поможет Навигатор учреждений СПО, подготовленный МИА "Россия сегодня" в рамках проекта "Социальный навигатор".

В исследование вошли данные по приему на первый курс в 2014 году учащихся 664 учреждений среднего профессионального образования из 56 регионов РФ.

Лидеры исследования

Самыми востребованными направлениями подготовки, с наибольшим конкурсом, среди абитуриентов СПО оказались "Техника и технологии наземного транспорта", "Техника и технологии строительства", "Экономика", "Юриспруденция", "Сервис и туризм", сообщил руководитель группы реализации национальных проектов "Социального навигатора" РИА Новости Иван Никитин.

"Самый высокий конкурс на бюджетные места, свыше восьми человек на место, был зафиксирован в Краснодарском гуманитарно-технологическом колледже (на специальность "сервис и туризм"), Крымском медицинском колледже ("здравоохранение") и Чебоксарском техникуме строительства и городского хозяйства ("прикладная геология", "горное дело", "нефтегазовое дело" и "геодезия"). Средний конкурс на бюджетные места по всем учреждениям СПО и направлениям подготовки составил 1,4 человека на место», - рассказал он.

Эксперт отметил, что в подавляющем большинстве техникумов и колледжей отсутствовал конкурс на платное обучение. Наиболее заметными исключениями стали Судомеханический техникум Керченского государственного морского технологического университета и Симферопольский колледж железнодорожного транспорта, в которых конкурс по отдельным направлениям превысил 10 человек на место.

При этом стоимость платного обучения может отличаться в 80 раз: она колеблется от 1 500 рублей в год (Саратовский лицей железнодорожного транспорта) до 120 000 рублей в год в нескольких столичных УСПО. Средняя стоимость обучения в рамках платного приема составляет 32 800 рублей в год.

Экономика и право

По данным навигатора, самый высокий средний балл по аттестату (4,9) набрали абитуриенты Базарнокарабулакского техникума агробизнеса из Саратовской области по направлению "Экономика и управление". За ним следует средний балл 4,8, который набрали абитуриенты Поволжского государственного колледжа из Самары (специальность "юриспруденция") и Кисловодского медицинского колледжа ("клиническая медицина").

Спрос на медиков со средним профессиональным образованием до сих пор оставался стабильно высоким, хотя в будущем на нем может отразиться текущее сокращение кадров в здравоохранении. Но насколько востребованы на рынке труда специалисты, получившие среднее специальное образование в области экономики и юриспруденции?

Спрос на этих специалистов сильно различается от региона к региону, считает главный эксперт Института образования НИУ "Высшая школа экономики" Федор Дудырев.

"К числу экономических специальностей на уровне СПО относится, например, специальность "банковское дело". Сегодня в нескольких федеральных округах работают шесть колледжей Центробанка, которые великолепно готовят специалистов для этой организации. И их выпускники имеют практически гарантированное трудоустройство на весьма перспективные рабочие места", - рассказал он РИА Новости.

С одной парты на другую

По его мнению, есть еще одна причина спроса на эти направления подготовки: многие вузы реализуют программы высшего образования, которые "состыкованы"со специальностями СПО. И достаточно много семей отдают своих детей в колледжи с тем, чтобы со временем они продолжили обучение по сходному направлению подготовки в вузе, избежав необходимости сдавать ЕГЭ.

"Поэтому, когда мы говорим о высоком спросе на экономические специальности в системе СПО, мы должны иметь в виду, что очень скоро выпускники этих программ продолжат обучение в университетах", - подчеркнул эксперт.

Результаты мониторинга Минобрнауки РФ за апрель 2015 года показывают, что 67% выпускников колледжей по специальности "экономика управления" и около 50% - по специальности "юриспруденция" продолжают обучение в вузе. При этом среднее значение доли выпускников, продолжающих обучение, по всем специальностям составляет около 20%, рассказала РИА Новости начальник отдела прогнозирования потребностей в кадрах Центра бюджетного мониторинга ПетрГУ Лариса Серова.

"Выпускники специальностей "экономика и управление" – это продавцы, кассиры, операторы диспетчерской службы. Такие специалисты востребованы на рынке труда, многие из них получают впоследствии высшее образование, но, в основном, заочно, совмещая обучение с работой", - отметила она.

Те, кто получил образование по специальности «юриспруденция», трудоустраиваются в сфере охраны общественного порядка и раскрытия преступлений. По мнению экспертов, сегодня такие специалисты с дипломом колледжа мало востребованы, поскольку качество подготовки юриста в вузе намного выше.

"Медицинские сестры, акушеры, лаборанты - выпускники специальностей "клиническая медицина" – востребованы на рынке труда, но при этом 50% из них планируют продолжать обучение в вузах, совмещая учебу с работой", - сообщила Лариса Серова.

Спрос на рынке труда

Несмотря на популярность экономических и юридических специальностей СПО среди абитуриентов, эксперты отмечают, что на рынке труда сегодня наиболее востребованы рабочие профессии. Высок спрос на маляров, электромонтажников, станочников, поваров-кондитеров и т.п.

"Заработная плата по этим специальностям зачастую выше, чем заработная плата кассира или бухгалтера, поэтому необходимо ориентировать население на более простые с точки зрения обучения, но очень востребованные профессии", - полагает Лариса Серова.

В то же время требования к качеству подготовки в СПО у работодателей сегодня выросли, отмечает эксперт. Согласно опросам, востребованные специалисты должны обладать мультидицисцилинарными компетенциями: знанием автоматизированных систем (работа оператором станком с ЧПУ), компьютерных программ, иностранных языков.
Достаточно стабильна ситуация и с трудоустройством выпускников СПО по специальностям, связанным с транспортом и строительством, считает Федор Дудырев.

"Сегодня многие родители понимают, что РЖД и другие крупные организации, которые осуществляют транспортные перевозки или поддержание транспортной инфраструктуры (а это базовая инфраструктура в большинстве регионов), как правило, достаточно устойчивы в экономическом отношении и обеспечивают хорошую перспективу и весьма достойный уровень начального заработка для выпускников", - отметил он.

Он также отметил, что рабочий, получивший строительную специальность, вряд ли останется без работы.

"Строительные профессии – массовые, они сами по себе гарантируют работников от неблагоприятных социальных последствий. Если вы радиоэлектроник или оператор по микросварке, у вас могут возникнуть трудности со сменой работы, потому что профильных предприятий в РФ раз, два и обчелся. А арматурщики и бетонщики в силу массового характера этого вида занятости работу себе всегда найдут", - подчеркнул эксперт.

По данным мониторинга Минобрнауки РФ, сегодня по строительным специальностям не трудоустраивается только 1% выпускников, сообщила Лариса Серова.
В ближайшие 5 лет произойдет переоценка ценности системы СПО со стороны населения, полагает она.

"Родители уже сегодня начинают понимать, что высшее образование нужно для получения определенного социального статуса, а для того чтобы работать, во многих случаях достаточно иметь и среднее профессиональное образование. Можно ожидать, что в ближайшие годы родители перестанут ориентировать своих детей исключительно на вузы", - резюмировала эксперт.

1.2. О какой работе мечтают молодые россияне?

Еще исследование 1997 года показало, что представления молодежи о престижности и привлекательности тех или иных позиций на рынке труда более рациональны и разнообразны, чем гласят общественные стереотипы. Результаты исследования 2007 г. подтвердили, что в своих представлениях о престижности профессии молодежь отталкивается не только от того, насколько она высокооплачиваема, но и от того, какой статус приобретает человек, занимающийся данной деятельностью, насколько работа интересна, а также насколько перспективно то или иное направление профессиональной деятельности в долгосрочной перспективе.

Наиболее яркая тенденция, выявленная в ходе нашего исследования - значительное расширение спектра престижных профессий . Если в 1997 году 89% молодежи среди наиболее престижных профессий выбирали специальности в области юриспруденции или финансового сектора, то десять лет спустя таковых оказалось только 63%. Зато теперь в число наиболее престижных профессий попадают и менеджеры, и ученые, и программисты (см. табл. 1.6).

Таблица 1.6

Престижность профессий в оценках представителей разных поколений россиян, %

Молодежь, 2007

Молодежь, 1997

Старшее поколение,
2007

Финансисты, экономисты, бухгалтера, Банковские работники

Госслужащие

Руководители

Работники культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, модельного бизнеса, телеведущие

Военнослужащие, МВД, ГАИ

Врачи

Предприниматели, бизнесмены

Работники торговли, менеджеры

Программисты

Научные работники

Прочие

Таким образом, можно говорить об изменении самого понятия престижности в глазах молодежи. Если в прошлом десятилетиипрестижность оценивалась, как правило, по возможности получения высоких доходов, то теперь престиж все больше ассоциируется со словами «профессионализм» и «власть». Так, число тех, кто среди престижных профессий упомянул работу в области государственной власти, возросло за эти годы с 10% до 17%. В то же время, число тех, кто хотел бы занять просто любую руководящую должность снизилось за прошедшее десятилетие с 10% до 6%. Таким образом, можно констатировать, что государству удалось повысить престиж работников государственного аппарата, и, вероятно, это позволит привлечь молодых специалистов в государственное управление и муниципалитеты.

Еще 7% молодежи выбрало, как одну из наиболее престижных, специальность программиста. Отчасти росту ее престижа в глазах российской молодежи способствовало распространение компьютерных технологий и ростом престижа профессий, связанных с инновационными разработками и творческим трудом. Подтверждением данного тренда может служить и появление в списке наиболее престижных профессиональных позиций научного работника.

Существенно потеряло свою привлекательность занятие бизнесом. Теперь только 9% представителей молодого поколения считают занятие бизнесом престижным, в то время как в 1997 таковых было 13%. Современный предприниматель, как правило, занимается торговлей, его бизнес обычно невелик и развивать его все сложнее. Вместе с тем, примеров, когда малый бизнес перерос в последние годы в крупный без участия в нем представителей государственной власти или крупного бизнеса, почти нет. Бизнес перестал быть тем «социальным лифтом», который ранее позволял успешным бизнесменам становиться влиятельными людьми, занимать высокие государственные посты. Теперь бизнес утратил подобные возможности, но зато приобрел дополнительные «риски преследования» со стороны госорганов. Тем не менее, по мнению российской молодежи, занятия бизнесом могут принести быстрый материальный достаток (см. табл. 1.7).

Таблица 1.7

Наиболее доходные профессии, по мнению представителей разных поколений россиян, %

Молодежь, 2007

Молодежь,1997

Старшее поколение, 2007

Предприниматели, бизнесмены

25

37

Адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы

Финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники

Руководители

Госслужащие

Работники культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, телеведущие

Нефтяники, газовики

Профессионалы в сфере производства

Профессионалы в сфере услуг

Врачи

6

2

Программисты

Прочие

При этом интересно, что среди представителей молодого поколения, живущих в областных центрах, позиция бизнесмена выглядит по-прежнему достаточно привлекательна. 11% из них назвали ее в своем списке престижных профессий, в то время как среди молодежи мегаполисов доля людей с подобными взглядами составляла лишь 5%. Причина подобного расхождения в разности ментальных моделей, воспринятых молодежью мегаполисов и областных центров. У представителей молодежи мегаполисов престиж в большей мере воспринимается как общественный статус в своей референтной группе и успешность как профессионала или творческого человека. Материальный достаток становится все больше необходимым, а не статуснодифференцирующим элементом. В то же время, в областных центрах молодежь в большей степени ориентирована на достижение осязаемых, «фиксированных» результатов, например, должностной позиции, материального достатка, выраженного в определенном уровне потребления, и т. п. Так, в мегаполисах 24% молодежи отметило в качестве престижных профессиональных позиций работу в области искусства, культуры, шоу-бизнеса и т. д. Еще 14% отметили в качестве престижной - профессию врача, в то время как престижность работы финансистов, банкиров, экономистов отметили только 18% молодых жителей мегаполисов, престижность работы в государственных органах власти - только 11%.

При этом, по мнению значительной части молодежи (29%) наибольшие доходы получают профессионалы в области финансов, с показателем в 25% к ним почти примыкают предприниматели. 18% молодежи к наиболее доходным профессиям относят адвокатов, юристов, прокуроров, нотариусов, и еще 11% считает, что наибольшие доходы приносит работа в органах государственной власти. Вместе с тем, лишь 6% молодежи среди отмеченных ими наиболее доходных профессий упомянули работников культуры, искусства, спорта, шоу-бизнеса, и 5% - программистов. Примечательно, что десять лет назад мнение о том, что финансисты, юристы и предприниматели зарабатывают больше всех, разделяло гораздо большее число молодежи. Зато гораздо привлекательнее с точки зрения оплаты труда стали медицинские профессии. Правда, основная часть говоривших об этом сосредоточена вобластных центрах и селах, где рост доходов медицинских работников, по-видимому, более заметен.

Для молодежи областных центров оказались более привлекательны и такие профессиональные позиции как руководящие работники (7%). Примечательно, что в мегаполисах и селах доля тех, кто выбрал такой вариант ответа, очень мала. Также в областных центрах более престижно, по мнению молодежи, работать в органах государственной власти - 19% отнесли этот вид деятельности к числу престижных, в то время как в мегаполисах и селах так считают только 11%. В этой связистоит отметить, что за последние десять лет проявилась еще одна тенденция - молодежь образца 2007 г. стала чуть более беспринципна. Если в девяностые годы 32% ее считали, что надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены, то спустя десять лет подобное мнение стало более распространенным(39%).

Представления о престижной работе у сельской молодежи во многом построены на мифах и стереотипных представлениях о городской жизни. Так, именно в селах пользуются наибольшей популярностью дизайнеры, архитекторы, строители - 8%, программисты - 9%, журналисты и переводчики (6%), адвокаты, юристы, прокуроры, нотариусы (37%). Примечательно также, что среди престижных профессий нет ни одной, связанной с сельским хозяйством. Зато профессия врачей пользуется наибольшей популярностью именно в селах (19%). Также более престижна в селах профессия военного (4%) (см. табл. 1.7).

Сравнение представлений о престижной профессии молодежи и старшего поколения показало, что молодежь быстро реагирует на изменения в стране и на рынке труда, а старшее поколение во многом следует стереотипам, усвоенным в разные периоды жизни. Так, у старшего поколения бóльшим авторитетом пользуются профессионалы в области финансов (финансисты, экономисты, бухгалтера, банковские работники) - 35% старшего поколения считает эти специальности одними из наиболее престижных, в то время как лишь 28% молодежи согласны с этим мнением. Среди старшего поколения большим авторитетом по сравнению с молодежью пользуются и профессии в области медицины (14% против 10% среди молодежи), а также научные работники (5% и 3% соответственно). В то же время, среди старшего поколения менее популярна работа в органах государственного управления - лишь 14% из числа старшего поколения считают такой род занятий престижным, в то время как среди молодежи таковых 17%. Непривлекательна для них также работа в области торговли и менеджмента, искусства, спорта и шоу-бизнеса.

Однако лишь 13% молодежи назвали престижность в качестве одного из трех возможных критериев, по которым они бы стали выбирать свое место работы, причем в 1997 году число тех, для кого этот фактор имел значение, достигало 15%. Какие требования предъявляют представители молодого поколения к работе, которая могла бы их удовлетворить?

Подавляющее большинство всех поколений хочет, чтобы их труд хорошо оплачивался - об этом заявляют 85% молодежи и 87% представителей старшего поколения (см. рис. 1.11). Еще 63% молодого поколения хочет, чтобы работа, которой они будут заниматься, была интересной. 26% российской молодежи хотела бы не только получать хорошую зарплату, но и достичь профессионального признания. Еще 16% представителей молодого поколения мечтают о разнообразной, творческой, предполагающей инициативу работе, и 14% молодежи хотят, чтобы работа, которую они будут выполнять, приносила пользу всему обществу.

Рисунок 1.11

Требования, предъявляемые к работе представителями разных поколений россиян, %

Вместе с тем, довольно велико среди молодежи и число тех, кто не связывает с работой свои жизненные цели: 13% молодежи хотели бы, прежде всего, чтобы работа оставляла много времени для других занятий (отдыха, семьи, учебы). Еще 6% молодого поколения, значительная часть которых обладает низким образовательным уровнем, хотят, чтобы их работа была неутомительной. Причем такой взгляд на работу более характерен для жителей сельской местности (12%).

Как видим (см. рис. 1.11), в целом взгляды относительно той работы, которую хотела бы получить молодежь, достаточно устойчивые, и, к тому же, передаются от поколения к поколению. Между требованиями, предъявляемыми к работе старшим и молодым поколениями, есть только два значимых отличия. Во-первых, для старшего поколения с возрастом становится все менее значима возможность сделать быструю карьеру, и лишь 4% его представителей ценят такую возможность при том, что в составе молодых таковых 13%. Меньше ценится поколением «отцов» и престижность работы - 7% против 13% у молодежи. Наконец, лишь 17% представителей старшего поколения декларируют важность для них возможности профессионального роста, в то время как среди молодежи такая возможность важна для 26%.

Второе яркое отличие запросов молодежи и старшего поколения к работе состоит в отношении к условиям труда. Для старшего поколения хорошие условия труда являются одним из важнейших требований к рабочему месту - 42% представителей старшего поколения выделили этот фактор среди трех признаков хорошей работы, в то время как среди молодого населения его важность отмечают лишь 29%. Однако этот фактор единственный, который за последние десять лет стал более значимым как для молодого, так и для старшего поколения, поскольку в 1997 году только 21% молодежи и 28% старшего поколения выделяли фактор условий труда как существенный при оценки ими рабочего места.

Какими конкурентными преимуществами надо обладать, чтобы получить желаемую работу?

Анализ представлений молодежи и старшего поколения показывает, что в целом молодежь чутко реагирует на изменения ценности различных качеств работника. Так за последние десять лет молодежь стала рассматривать какболее значимые для получения хорошей работы те навыки и качества, которые в той или иной степени характерны для профессионалов. Иными словами, молодежь сильнее отреагировала на смещение по сравнению с запросами работодателей конца девяностых их нынешних запросов в сторону работников с бóльшим человеческим капиталом и высокой профессиональной компетенцией. И это при том, что уже в 1997 году 62% молодого поколения считало, что одним из необходимых условий, которое помогает получить хорошую работу, является наличие высокой квалификации, знаний (в составе старшего поколения людей, придерживающихся аналогичного мнения, было 53%). При этом представители старшего поколения чаще считали более важным фактором, чтобы профессия была востребована на рынке труда.

Рисунок 1.12

Что, в первую очередь, помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, % (допускалось не более 3-х ответов)

Важно отметить, что мнение о значимости трудиться с полной отдачей сил распространено больше среди молодежи, живущей в мегаполисах (42%), обладателей более высокого образования (39%) и имеющих средние и высокие доходы (36%) - по молодежи в целом этот показатель составляет 31%, а по старшему поколению вообще лишь 23%. Если посмотреть динамику изменения значимости других факторов, помогающих получить хорошую работу, за последние десять лет, то как в молодежной среде, так и в старшем поколении несколько теряет привлекательность такое качество как умение ладить с начальством и, как ни странно, связи. Хотя по-прежнему каждый второй опрошенный отмечает наличие связей и знакомств в качестве важного условия для трудоустройства. Сегодня чаще, чем 10 лет назад отмечается значимость таких качеств, как дисциплинированность, ответственность, исполнительность.

Насколько адекватны взгляды молодежи сегодняшним реалиям и можно ли ее рассматривать как экспертов в данном вопросе? Судя по всему, да. Во всяком случае, сегодняшнее молодое поколение оказалось довольно успешным. Каждый десятый из числа молодежи заявил, что он уже создал свой бизнес, каждый пятый уже имеет престижную работу. Еще две трети уверены, что смогут получить престижную работу и сделать карьеру, а треть считает, что им по плечу создать собственный бизнес.

В 1997 молодому поколению не удалось добиться таких успехов - лишь 6% тогда имели собственный бизнес и только 28% выражали уверенность, что они смогут это сделать в будущем. Престижную работу удалось найти только 15% представителям молодого поколения девяностых, правда, рассчитывали добиться этого в будущем 60% молодежи. Единственное, в чем современному молодому поколению не удалось превзойти молодежь девяностых - это в возможности заниматься любимым делом. По-прежнему лишь 29% молодого поколения любят то, чем они занимаются, и еще 56% уверены, что они будут заниматься любимым делом в будущем.

<< назад

Представители двух поколений этой семьи связали свою жизнь со Всероссийским добровольным пожарным обществом (ВДПО). Их профессией стало благородное и важное дело: предотвращение и защита от пожаров. По стопам старших решил пойти и самый юный из Степановых — Егор. Хотя он ещё учится в школе, но свой профессиональный выбор в пользу ВДПО уже сделал.

Кирпичик за кирпичиком

Первый «кирпич» в основание династии заложил Павел Васильевич Степанов в середине прошлого века. Причём буквально. Два десятка лет он трудился печником в пожарном обществе, которое тогда, как и сейчас, стояло на страже пожарной безопасности общества. За свою работу Павел Васильевич был награжден орденом Трудовой славы.

По стопам отца пошёл сын — Василий. На сегодня трудовой стаж Василия Степанова в добровольном пожарном обществе насчитывает 45 лет. Причём 20 из них он является председателем Истринского окружного (ранее — районного) отделения организации. Здесь же более 13 лет трудится и его супруга Марина Степанова.

Папа, мама, я — пожарная семья

Неудивительно, что ребенок, выросший в такой семье, в прямом смысле слова с молоком матери впитал тягу к делу своих родителей.

Егор Степанов, на первый взгляд, ничем не отличается от своих сверстников — обыкновенный семиклассник.

Я вырос в обычной семье: мама, папа и старшая сестра, — рассказывает Егор. — В детстве никогда особенно не задумывался, чем занимаются мои родители. Но с самых первых дней жизни их работа была моим вторым домом. Бабушек и дедушек у меня не было, зато родители брали меня с собой везде. Особенно с тех пор, как я начал ходить. И всё, что происходило в ВДПО, мне нравилось и было интересно. Еще бы! Ведь я каждый день видел пожарных, своими глазами смотрел на их труд. Я всегда был в самой гуще событий: среди детей и школьников, которые приходили в ВДПО на занятия по пожарной безопасности. Мне всегда было интересно наблюдать, как учат пользоваться огнетушителями, демонстрируют работу пожарной техники. Я с восторгом смотрел, как работают пожарные.

Так, в отличие от многих ровесников, у Егора появилась цель в жизни.

Немного повзрослев, я узнал, что мои родители работают в Истринском районном отделении Всероссийского добровольного пожарного общества, — размышляет Егор. — Я начал разбираться в том, что они делают, а самое главное — понимать, зачем всё это нужно. Я стал участвовать в занятиях в классе ВДПО и вместе с другими ребятам учился противопожарной безопасности.

Принимаю огонь на себя

Но один эпизод затмил даже самые яркие детские воспоминания.

Уже тогда, в детстве, мне эти занятия пригодились, — вспоминает подросток. — В то время я ходил в старшую группу детского сада. Однажды у нас в саду кто-то поджег деревянную веранду. Все всполошились, забегали. Я же, как потом рассказывали воспитатели моей маме, спокойно давал указания взрослым: «Звоните 01, а пока приедут пожарные, берите огнетушители и попробуйте затушить сами».

Теперь, с высоты своего седьмого класса, Егор замечает:

Сейчас я понял, насколько важны были те занятия с детьми в классах ВДПО, где нам разъясняли, что нужно делать в разных ситуациях при возникновении пожаров. Я понял, как это важно, чтобы даже маленькие дети не боялись огня и не прятались от него, а умели правильно вести себя: знали, куда бежать, куда звонить и, самое главное, как предотвратить беду.

Достойная смена

Егор по праву гордится своей семьей.

Я горжусь тем, что мои родители занимаются таким благородным делом, как профилактика и предотвращение пожаров в нашем округе. Я вижу их работу, вижу её результат и в будущем постараюсь стать им достойной сменой.

В его планах — стать профессионалом, востребованным в системе ВДПО.

Я готов принимать активное участие в работе по пропаганде противопожарной безопасности. Мне нравится помогать людям, делать всё, чтобы беда никогда не пришла в их дом. После окончания школы я хочу получить специальность, которая необходима для работы в пожарном обществе, и надеюсь стать достойным продолжателем дела моей семьи на благо людей, — говорит Егор.

Павел Давыдов: "Скажи мне, когда ты родился, и я скажу, кто ты". В данном случае речь идет не о знаках Зодиака. Согласно теории американских ученых, на Земле каждые 20 лет появляется новое поколение, представители которого имеют объединяющие личностные особенности характера, ума, поведения. И если учитывать, что жизненные ценности у людей формируются к 11–12 годам под влиянием исторических событий и модели воспитания в семье, то эти установки впоследствии влияют на все: взгляды на мир, отношение к работе, стиль потребления. Ученые даже используют определенную классификацию для разных поколений: X, Y, Z.

О поколениях X, Y, Z в "Большой стране" мы поговорим с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС, управляющим партнером крупного кадрового агентства Еленой Лимоновой. Елена, здравствуйте.

Елена Лимонова: Здравствуйте, Павел.

П.Д.: Нам дана непростая задача, где поколение X – это рожденное в СССР, поколение Y – появившиеся на свет во времена распада Советского Союза, и Z – это появившиеся в 2000-х годах.

Е.Л.: Да, абсолютно верно.

П.Д.: Я представил основы этой задачи, а выяснить нам нужно, какое же поколение самое требовательное. Поможете?

Е.Л.: Хороший вопрос, хорошая и интересная тема для обсуждения. Постараюсь помочь.

П.Д.: Итак, в чем же основное отличие этих поколений?

Е.Л.: Много отличий. Отличия могут быть в выборе профессии, отличия в построении карьеры, отличия в мотивации к работе, отличия в том, как они меняют место работы, как долго готовы работать на будущий результат, на будущую карьеру

Например, "иксы" – это люди, которым сегодня до 45 лет. Это люди, которые готовы делать карьеру постепенно, продолжительное время, step by step, двигаясь к своей конечной цели. Люди, которые одиночки. Люди, которые строят вертикальную жесткую карьеру, которые готовы двигаться в рамках этой карьеры длительное время, опять же повторюсь.

"Игреки" – это люди, которым сейчас 20–30 лет (некая пограничная цифра, которая отличает их от "иксов"). Это люди, которые хотят быстрого результата. Баланс работа/жизнь. "Just for fun" – это их девиз в жизни, в работе и в хобби в частности.

А "зеты" – это подрастающее поколение. Это сегодняшние курьеры, сегодняшние промо-модели, промо-специалисты. Это люди, которые постепенно будут замещать и "иксов", и "игреков" на рабочих местах.

П.Д.: Елена, а можем ли мы разобраться, какое поколение самое сложное из представленных?

Е.Л.: Самое сложное – это "игреки". Это люди, которым чужда лояльность к работодателям. Это люди, которые будут легко менять место работы, если вдруг им стало неинтересно. Если не сочетаются с их базовыми внутренними ценностями те ценности, которые компания пропагандирует, транслирует и соблюдает, они легко поменяют место работы.

П.Д.: Кстати, о поколении Y . Я читал информацию, что работодателям очень сложно с ними приходится – по той простой причине, что им крайне сложно сделать их счастливыми.

Е.Л.: Верно.

П.Д.: Поясните.

Е.Л.: Это люди, которые очень разделяют идеологические ценности. Люди, которые готовы помогать детям, старикам. Люди, которые возглавляют огромные волонтерские движения.

П.Д.: И общественные организации.

Е.Л.: В том числе. Они часто их создают, часто к ним примыкают как волонтеры. Им важно работать ради общей цели, ради общей миссии компании. И для них очень важна цель… даже не цель, наверное, а имя и фигура наставника, ментора, учителя. Не всегда компания это может предложить этим людям. Цели могут быть более циничные, более оцифрованные в показателях, что будет чуждо и не интересно "игрекам".

П.Д.: Поколение Х – почему они не волонтеры? Мне казалось, что как раз возглавляют общественные организации и какие-то волонтерские группы именно представители поколения до 45 или даже после.

Е.Л.: Они больше про карьеру, больше про деньги, больше про власть. Это люди, для которых нет гендерных различий. Для них роль мужчины и женщины равна. Для них нет разницы, кто компанию возглавляет – мужчина либо женщина. Равные и жесткие условия для всех. Это люди бизнеса, люди ключевых позиций. Люди, которые хотят сделать будущее своих детей безоблачным, комфортным, финансово обеспеченным.

П.Д.: Вы описали определенную модель поведения, которая присуща разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а меняется ли она как-то от региона, в котором живет человек, и от численности населения того или иного города?

Е.Л.: Конечно, меняется. Базовый момент состоит в том, что теория поколений применима лишь в двух случаях: если профессия интеллектуально емкая и если регион экономически развит. Тем самым нельзя разделять, условно, 25-летнего линейного работника склада и 45-летнего работника склада в разных городах – это будут люди с одинаковой мотивацией, они не будут отличаться, как классические X и Y, например.

Если "иксы" озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. С одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа.

П.Д.: Есть еще одно расхожее выражение: если меняется система ценностей (хотя сегодня говорят, что она полностью разрушается), можно предположить, что в недалеком будущем нас ждет какая-то новая модель. Это действительно так? Или говорить о том, что система ценностей разрушена, вс е-таки пока не приходится?

Е.Л.: Сложный вопрос. Он хорош, наверное, в качестве такого вопроса риторического, без конкретного ответа на него. Абсолютно точно меняется поведение людей, меняются цели.

Опять же, если вернуться к потребностям "иксов" и "игреков". Если "иксы" озадачены и озабочены ипотечным кредитом, дорогостоящими покупками, дорогостоящими вложениями, то "игреки" не привязаны к дорогим вещам. Это люди, которые, с одной стороны, ценят бренды, а с другой – не готовы работать 15 лет ради отдачи ипотечного займа, например. Это люди, которые ценят свободу и ценят перемещение. В этом смысле, да, ценности могут меняться. Стираются границы между странами. "Игреки" более толерантные. Они толерантны к вероисповеданию своих коллег, толерантны к месту рождения этих людей. Это люди, которые знают два-три языка и легко путешествуют, меняют место работы, легко уходят во фриланс, легко работают удаленно, в отличие от "иксов".

П.Д.: Елена, вы описали черты характера, которые присущи разным поколениям. Скажите, пожалуйста, а вообще менять их можно (и нужно ли) для того, чтобы адаптировать того или иного человека к нынешним реалиям?

Е.Л.: Придется меняться управленцам. Придется меняться тем людям, которые руководят определенной категорией – "игреками", "иксами" либо "зетами", – учитывая особенности их поведения.

П.Д.: А кто должен заниматься этим – школа, семья, общество?

Е.Л.: Больше всех заинтересована компания-работодатель, потому что ей больше всех достается. Привлекать этих людей, удерживать талантов, развивать людей компании. Есть даже целые "департаменты счастья". Есть известная компания, которая в составе крупного HR-департамента имеет "департамент счастья". Это люди, которые выдают каждому новичку "книгу джедая", и по этой книге новые сотрудники проходят некий новый путь.

П.Д.: Скажите, пожалуйста, если мы говорим о "департаменте счастья", о котором вы только что рассказали, а не получается ли, что работодатель должен как минимум обладать какими-то психологическими навыками, чтобы менять поведение конкретного человека?

Е.Л.: Он должен понимать, что есть некоторые особенности у этого конкретного человека. Нельзя требовать одинаково у одного и другого представителей разных поколений. Даже момент с опозданием на оперативное собрание по-разному воспринимается "иксами" и "игреками". "Иксы" – это люди дисциплинированные, которые понимают, что рабочие ограничения, рабочая дисциплина – это норма, это догма в компании. Тогда как "игреки" могут к этому очень фривольно относиться, не считая это большой проблемой.

П.Д.: А поколение Z – это совсем другая группа. Они интуитивно находят общий язык с компьютером, со всевозможными гаджетами. У них свой мир, в который, к сожалению, они не всегда готовы впустить. Как же быть?

Е.Л.: Их еще иначе называют "поколение большого пальца" или "поколение одиночек". Это люди, которые не собираются ни в кучки, ни в команды. Это одиночки, по сути, действительно. За ними будущее. За ними новые прорывы в технологиях. За ними новые прорывы в производстве, возможно. Как ими управлять – это пока еще большой "черный ящик" для работодателя.

П.Д.: Кстати, мы с вами в эфире сегодня накануне 1 сентября. Ведь на школу возлагаются большие надежды, и действительно школа может изменить модель поведения, а не только семья. Может быть, какой-то совет учителям в этой ситуации можно дать, как вести себя правильно с поколением Z ?

Е.Л.: К сожалению, не все школы готовы избегать "уравниловки" по отношению к детям, не все готовы видеть личность в каждом ученике. Это и понятно, потому что классы зачастую переполненные – 25–30 человек. Почти во всех школах это реальность. И каждому уделить время во время короткого урока почти невозможно. Здесь должна все-таки включаться и работа в семье, и работа в окружении, в социуме.

П.Д.: Если мы говорим о поколении Z , то в мои времена, когда я в школе учился, если кто-то хорошо разбирался в каких-то технических вопросах, их называли "вундеркиндами", даже иногда "поколением индиго" (но "индиго" позже появилось). А сегодня получается, что такие способности у поколения Z – это в порядке вещей.

Е.Л.: Это скорее норма, потому что они быстрее взрослеют, он быстрее осваивают то, что с трудом удавалось их родителям или даже, возможно, старшим братьям и сестрам. Это факт. Они по-другому мыслят, у них клиповое мышление. Они способны информацию быстро воспринимать и столь же быстро забывать, к сожалению.

"Бэби-бумеры" – поколение, рожденное после войны. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки…

П.Д.: Говоря о поколениях, мы с вами забыли про важную группу населения – поколение от 45. А какая буква присуща им?

Е.Л.: "Бэби-бумеры" – так называют поколение, рожденное после войны. Это совсем другой тип людей. Это люди, которые привыкли работать в коллективе, в команде. Люди, которые мыслят большими планами – пятилетки, десятилетки. Вы наверняка помните это.

П.Д.: Конечно.

Е.Л.: Для них как раз важна гендерная привлекательность, гендерное неравенство. У них как раз таки делилась мужская и женская работа отдельно. Они очень не любят слово "карьерист", на их языке это "выскочка" – тот, кто стремится к другим показателям, который в коллективе обязательно появляется, и к нему негативный оттенок. Это поколение очень разнится от всех последующих.

П.Д.: А вам не кажется, что сегодня этому поколению "бэби-бумеров", как вы сказали, уделяется меньше внимания?

Е.Л.: К сожалению, да.

П.Д.: Этих людей забывают. И зачастую они лишаются работы из-за того, что поколение Y приходит им на смену и ведет себя иногда даже дерзко.

Е.Л.: Увы, да, потому что у поколения Y другой темп работы, они способны большие нагрузки выдерживать. Но "бэби-бумеры" более надежные. Это те самые люди, которые из компании вряд ли будут уходить, потому что они обижены, потому что им не нравится их работа. Но, к сожалению, конечно, если человек в возрасте 47–50 лет теряет работу, найти новую взамен предыдущей очень проблематично.

П.Д.: А мне кажется, мы забыли про еще одно поколение.

Е.Л.: Какое? G?

П.Д.: Про так называемое "ЯЯЯ" – "Я хочу все сразу, здесь и сейчас". Кто эти люди?

Е.Л.: Это "игреки". Это люди, которые хотят быстрого, немедленного результата. Более того, многие компании это берут на вооружение. Например, одна крупная известная компания, работающая в сфере общепита очень давно, взяла на вооружение стремление "игреков" получить быстрый результат за короткое время, используя следующий слоган: "Заработай за два дня на билет до Питера". Что это значит? Всего два дня – и деньги в кармане. И just for fun: билет до Питера – это интересно, это развлечение. Яркий пример.

П.Д.: Как вы считаете, а что влияет на появление таких людей, если мы говорим про поколение "ЯЯЯ": место жительства, их родители, экология, еда? В конце концов, может быть, космическое облучение?

Е.Л.: Мне думается, что им все доставалось очень легко. Это те люди, которые не прилагали усилий, делая карьеру. Это те люди, которые не вынуждены были зарабатывать себе и своим детям, как это делали наши родители – поколение "бэби-бумеров". И у них нет необходимости пробивать себе какой-то тоннель, пробивать себе какой-то сложный тернистый путь. Именно поэтому, мне кажется.

П.Д.: Как вы считаете, стоит ли уделять столько внимания разным поколениям, чтобы понять их сущность? Или все-таки люди разные, и нельзя всех, как говорится, под одну гребенку? Общей температуры по больнице не бывает.

Е.Л.: Конечно. Их можно рассматривать как отдельные исключения из правил иногда. Нужно понимать, что теория поколений работает на огромной, большой выборке, и не бывает похожих людей с одинаковой точкой зрения, безусловно.

П.Д.: Главное – найти подход к каждому человеку.

Е.Л.: Абсолютно верно, я согласна с вами.

П.Д.: Елена, большое вам спасибо за этот интересный и познавательный разговор. Мы с вами смогли определить, какое же поколение самое требовательное. И опять-таки важен подход к каждому человеку. Спасибо вам большое.

Е.Л.: Спасибо, Павел.

П.Д.: В студии "Большой страны" мы беседовали с экспертом по карьере и кадровому менеджменту Института МИРБИС Еленой Лимоновой.

Сегодня в виде исключения я хотел бы попытаться разъяснить педа­гогические цели, которые я преследовал в данном семинаре. В следующий раз я попрошу каждого из участников кратко пред­ставиться и сказать несколько слов о своих исследованиях - при­чем я настаиваю на том, чтобы это было сказано как бы невзначай - без какой-либо специальной подготовки. И я жду не формальной презентации - т. е. оборонительного дискурса, замыкающегося на себе самом, главная цель которого (хорошо понятная) - изгнать свой страх критики. Я жду скорее простого, не претенциозного, искреннего представления проделанной работы, трудностей, с которыми пришлось столкнуться, и нерешенных проблем. Нет ничего более универсального и объединяющего, чем трудности. Каждому из нас будет довольно приятно обнаружить, что многие трудности, которые мы приписываем нашим индивидуальным особенностям или некомпетентности, универсальны; и всем будет небесполезен весьма конкретный совет, который я могу дать.

Мимоходом хотелось бы отметить, что среди всех диспозиций, с которыми я надеюсь вас познакомить, есть способность восприни­мать исследование, скорее, как рациональное усилие, нежели своего рода мистические поиски, о которых напыщенно говорят и ради са­моутверждения, и с целью преувеличения своего страха или беспо­койства. Цель такой реалистической (не циничной) установки - максимальная результативность вашего предприятия и оптимальное распределение ваших ресурсов, начиная со времени, которым вы располагаете. Я знаю, что подобное понимание научной работы в какой-то степени лишено очарования, и что я рискую подпортить имидж, который многим исследователям нравится поддерживать. Однако, возможно, это лучший и единственный способ оградить себя от гораздо более серьезных разочарований, ожидающих исследова­теля, который спускается с небес на землю после многих лет само­обмана, когда он больше энергии тратил на то, чтобы соответство­вать прославленному имиджу исследования и своему представлению об исследователе, чем на то, чтобы просто делать свое дело.

Исследовательская презентация во всех отношениях противопо­ложна демонстрации, шоу, когда вы стремитесь представить себя в выгодном свете и произвести впечатление на других. Это - дискурс, в процессе которого вы раскрываете себя, вы рискуете. (Для того что­бы наверняка ослабить ваши защитные механизмы и нейтрализовать вашу стратегию презентации, которые вам, естественно, хотелось бы использовать, я, разумеется, дам вам слово неожиданно и попрошу вас высказаться без предупреждения и подготовки.) Чем больше вы буде­те раскрываться, тем больше у вас шансов получить от обсуждения пользу и тем более конструктивными и доброжелательными, я уверен, будут критика и советы, которые вы получите. Наиболее эффектив­ный способ избавиться как от ошибок, так и от страхов, лежащих в их основе, - способность посмеяться над ними вместе с другими, что, как вы скоро обнаружите, происходит довольно часто...



У меня будет возможность - я могу сделать это в следующий раз - представить исследование, которое я сейчас провожу. И тогда вы увидите в состоянии, которое можно назвать «становлени­ем», т. е. в сыром и неясном виде, то, что обычно видят лишь в законченном виде. Homo academicus смакует результат. Подобно академическим живописцам (pompier)*, он или она любят наносить мазки кистью, чтобы скрыть следы исправлений. Временами я ис­пытываю большое беспокойство, открыв для себя, что такие худож­ники, как, например Кутюр, учитель Мане, оставили великолепные эскизы, близкие к импрессионистской живописи (которая противо­поставляла себя академической живописи), - но зачастую «порти­ли все дело» именно потому, что на эти полотна были нанесены последние мазки. Это диктовалось этикой работы, хорошо сделан­ной и хорошо отшлифованной, ее проявление можно было обнару­жить в академической эстетике 1 . Я постараюсь представить это исследование в процессе развития и взаимопроникновения состав­ляющих его элементов, в определенных рамках, конечно, так как я хорошо понимаю, что, по понятным социальным причинам, у меня меньше прав на неясности, чем у вас, и что вы будете в меньшей степени склонны признать за мной это право, чем я за вами, и в каком-то смысле это правильно (но это, повторю еще раз, лишь подразумевая тот педагогический идеал, который, безусловно, сам по себе сомнителен, идеал, который, например, приводит к тому, чтобы определять ценность, педагогическую плодотворность кур­са соответственно качеству и ясности конспектов).

* Pompier - пожарник (франц.) Art pompier - искусство пожарников - официальное искусство второй половины XIX в. Это название происходит от иронической аналогии между шлемом античного воина, изображаемого на по­лотнах художников школы классицизма, и каской пожарного. Этот термин как ироничное обозначение стал применяться не только к академическим художни­кам-классицистам, но и к преподавателям Школы изящных искусств, членам Об­щества французских художников и членам Национального общества изящных искусств. Позже, утратив иронический смысл, он стал просто определением ху­дожественного периода 1948-1914 гг. - Прим. ред.

Одна из функций такого семинара, как наш, - дать вам возмож­ность увидеть, каким образом в действительности осуществляется исследовательская работа. У вас не будет полной записи всех не­удач и промахов, всех повторений, говорящих о необходимости сде­лать последний вариант, который покончит со всеми этими ошибка­ми. Но эта ускоренная съемка, которую вы увидите, позволит вам понять, что происходит в недрах «лаборатории» или, говоря скром­нее, мастерской - в смысле мастерской артиста или художника Кват­роченто, - т. е. покажет все ошибочные первые шаги, колебания, тупики, отказ от замыслов и тому подобное. Исследователи, работа которых находится на разных этапах, представят объекты, которые они пытались сконструировать, и они должны будут подвергнуться расспросам со стороны всех, кто, подобно старым компаньонам, чле­нам цеха, как они называют себя на традиционном языке собратьев по ремеслу 2 , внес свой вклад в коллективный опыт, который они на­капливали в процессе всех прошлых испытаний и ошибок.

На мой взгляд, вершина мастерства в социальных науках за­ключается в умении быть вовлеченным в очень высокие «теорети­ческие» материи благодаря весьма определенным, а зачастую, не­сомненно, очень земным, если не ничтожным, эмпирическим объектам. Социальные ученые имеют обыкновение с легкостью допускать, что социально-политическая значимость объекта сама по себе служит достаточным основанием необходимости дискурса в отношении к нему. Возможно, этим объясняется, почему те социо­логи, которые в наибольшей степени склонны приравнивать свое положение к положению своего объекта (как поступают сегодня некоторые из них, связавшие себя с государством или властью), часто уделяют методу самое небольшое внимание. Что на самом деле имеет значение, так это строгость конструирования объекта. Сила (научного) способа мышления никогда не проявляется отчет­ливее, чем в способности превращать даже незначительные, с со­циальной точки зрения, объекты в научные объекты (что делал Гоф­ман по отношению к деталям взаимодействия лицом-к-лицу) 3 или, что то же самое, в подходе к важным, социально значимым объек­там под неожиданным углом зрения - нечто подобное я пытаюсь сейчас делать, изучая влияние государственной монополии на сред­ства легитимного символического насилия с помощью весьма по­пулярного анализа различного рода свидетельств (по болезни, по инвалидности, об образовании и т. д.). В этом смысле сегодняшний социолог оказывается, mutatis mutandis* в положении, весьма сход­ном с тем, в котором находились Мане или Флобер: чтобы в полной мере реализовать изобретенный ими способ конструирования реальности, они должны были применить его к объектам, традиционно исключаемым из сферы академического искусства (которое было свя­зано исключительно с социально значимыми людьми и вещами), - что объясняет, почему их обвиняли в «реализме». Социолог вполне мог бы сделать своим девиз Флобера: «писать хорошо о заурядном».

* Mutatis mutandis - с соответствующими изменениями (лат.). - Прим. ред.

Мы должны научиться тому, как переводить самые абстракт­ные проблемы в совершенно практические научные операции, что предполагает, как мы увидим, весьма своеобразное отношение к тому, что обычно называется «теорией» или «исследованием» (эмпи­рией). В таком деле абстрактные правила, подобные сформулирован­ным в работе «Ремесло социолога» («Le Metier de sociologue», Bourdieu, Chamboredon, and Passeron, 1973; англ. пер. 1991), пусть даже им удается заострить наше внимание, принесут нам немного пользы. Поскольку, несомненно, не существует иного способа овла­деть фундаментальными принципами практики, - и практика науч­ного исследования здесь не исключение, - кроме как практиковать эти принципы вместе с руководителем или наставником, который снимает сомнения и придает уверенность, приводит примеры и по­правляет вас, помещая правила, применяемые непосредственно к данному конкретному случаю, в определенную ситуацию.

Конечно, вполне может так случиться, что, прослушав двухчасо­вое обсуждение преподавания музыки, логики, спортивной борьбы, возникновения дотированных рынков жилья или греческой теологии, вы подумаете, а не потеряли ли вы даром время и научились ли вооб­ще хоть чему-нибудь? В конце нашего семинара у вас не будет акку­ратных конспектов по теории коммуникативного действия, теории систем или хотя бы о понятиях пространства и габитуса. Вместо того чтобы давать формальное представление о категории структуры в со­временной математике или физике или об условиях применения струк­турного способа мышления в социологии, как я это обычно делал 20 лет назад 4 (что, несомненно, было более «впечатляющим»), я буду говорить почти те же самые вещи, но в практической форме, т. е. с помощью весьма тривиальных замечаний и элементарных вопро­сов - по сути дела, настолько элементарных, что мы очень часто вообще забываем их задавать - и всякий раз погружаясь в детали каждого отдельного случая. И можно будет реально наблюдать ис­следование, так как именно это и предполагалось здесь, но только при условии его проведения по-настоящему, вместе с исследователем, который отвечает за него: это значит, что вы работаете над составле­нием опросника, чтением статистических таблиц или интерпретацией документов, что, если нужно, вы выдвигаете гипотезы и т. д. Ясно, что при таких условиях можно рассмотреть лишь очень немного исследо­вательских проектов, а тот, кто рассчитывает увидеть их в большом количестве, по сути дела, не будет делать все, что требуется.

Если то, что должно быть сообщено, составляет, в сущности, modus operandi* - способ научного производства, предполагающий определенный способ восприятия, систему принципов видения и различения, - то им нельзя овладеть иначе, как заставить увидеть его в действии или проследить, как этот научный габитус (мы мо­жем называть его и своим именем) «ведет себя» в ситуации практи­ческого выбора - типа выборки, опросника, кодирования и т. д. - не объясняя этот выбор в виде формальных правил.

Обучение профессии, ремеслу, делу или, по выражению Дюркгейма (1956. Р. 101), социальному «искусству», понимаемому как «чистая практика без теории», требует педагогики, совершенно от­личной от той, которая нужна для преподавания знания (savoirs). Как можно видеть на примере обществ, где нет всеобщей грамот­ности и школ, - но это относится и к обществам с формальным школьным обучением и даже к самим школам - некоторые спосо­бы мышления и действия, а зачастую и самые жизнеспособные из них, передаются на практике (упражнение за упражнением) по­средством всеобщего и практического способов передачи. Эти спо­собы основаны на непосредственном и продолжительном контакте между тем, кто обучает, и тем, кто учится («делай, как я») 5 . Исто­рики, философы науки, а особенно сами ученые, часто отмечали, что в значительной мере профессией ученого овладевают, исполь­зуя способы передачи знаний, которые являются вполне практиче­скими 6 . И роль, которую играет молчаливая педагогика, не тер­пящая объяснений как передаваемых схем и объяснений, так и рабочих схем в процессе самой передачи, безусловно, гораздо больше в тех науках, где содержание знания, типы мышления и действия сами по себе менее точны и менее систематизированы.

* Modus operandi - способ действий (лат.}. - Прим. ред.

Социология - гораздо более развитая наука, чем обычно пола­гают даже сами социологи. Возможно, хорошим критерием положения социального ученого в его или ее дисциплине может быть сила его представления о том, чем он должен овладеть, чтобы быть на уровне достижений его науки. Склонность развивать скромную оцен­ку ваших научных способностей будет только увеличиваться по мере того, как ваше знание последних современных достижений в облас­ти метода, техники, понятий или теорий, будет расти. Однако социо­логия еще мало систематизирована и формализована. Поэтому здесь нельзя так, как в других областях, опираться на автоматизм мышле­ния или на автоматизм, замещающий мышление (на понятийную очевидность - evidentia ex terminis, на «ослепляющую очевидность» символов, которую Лейбниц противопоставлял картезианской ясно­сти - evidence) или даже на все эти уставы должного научного по­ведения: методы, протоколы наблюдений и т. д., являющиеся законом для большинства кодифицированных научных полей. Таким образом, для того чтобы получить соответствующий опыт, следует рассчиты­вать, прежде всего, на те схемы, которые воплощает в себе габитус. Научный габитус - это правило «человека с положением» (до­бившегося успеха), реализованное правило или, лучше, - научный modus operandi, функционирующий в практической сфере в соответ­ствии с нормами науки, которые не являются при этом его экспли­цитным принципом 7: именно такого рода научное «чувство игры» (sens dujeu) заставляет нас делать то, что мы делаем в нужный мо­мент без необходимости тематизировать то, что должно быть сдела­но и, еще меньше, - знание четкого правила, позволяющего полу­чать этот соответствующий опыт. Так что у социолога, который стремится передать научный габитус, гораздо больше общего с вы­сококвалифицированным спортивным тренером, чем с профессором Сорбонны. Он или она очень мало говорят о первичных принципах и общих правилах. Конечно, он/она может излагать их, как я делал в работе «Ремесло социолога» («Le metier de sociologue»), но только если понимает, что не может остановиться на этом: в некотором смысле, нет ничего хуже эпистемологии, когда она становится пред­метом пустого разговора, очерков 8 и заменителем исследования. Та­кой социолог учит путем практических советов и в этом смысле силь­но напоминает тренера, имитирующего движение («на твоем месте, я сделал бы так...») или «исправляющего» действия по мере их со­вершения, в духе самой практики («я бы не задавала этого вопроса, по крайней мере, в такой форме»).



Поделиться