Роль труда в развитии общества. Роль труда в становлении человека и общества

- 61.00 Кб

Введение

Так что же такое труд? Я уверена, что этим вопросом задаются многие. Однако ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат. Женщины воспринимают работу по дому как тяжелый труд, а мужчины в большинстве своем не склонны это признавать. Миллионы россиян после трудовой недели отправляются «отдыхать» на приусадебные участки, где большую часть времени тратят на сельскохозяйственные работы. Споры относительно рассматриваемого понятия проистекают оттого, что оно содержит в себе значительный ценностно-идеологический компонент. Термин «труд» в русском языке имеет положительную окраску. Трудиться – это долг каждого человека. Того, кто не трудиться, называют тунеядцем. В идеологическом плане до сих пор не отошли в прошлое споры о том, чей труд важнее для общества. От ответа на этот вопрос зависит оценка деятельности тех или иных социальных групп: предпринимателей и наемных работников, представителей умственного или физического труда, заняты в той или иной отрасли.

Важно отметить, что воспроизводство человека как члена общества не ограничивается удовлетворением простейших физиологических потребностей, а непременно включает социальные элементы. Отсюда мы можем сделать вывод, что труд – целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей человека и общества в целом.

Трудовая сфера очень актуальна, напрямую связана с жизнью каждого человека, в которой сталкиваются интересы и ценности различных субъектов (государство, бизнес, работники, общественность и т.п.).

1. Социальная сущность труда, его характер и содержание

Труд представляет собой, с одной стороны, взаимодействие между человеком и природой, а с другой – взаимодействие между самими людьми в процессе труда. В этом и заключается его социальный характер.

Если рассматривать труд как взаимодействие человека и природы, то можно выделить несколько важных составляющих такого взаимодействия::

Предметы труда – сырье (необработанное вещество) и полуфабрикаты (частично обработанное вещество);

Средства труда (орудия труда, средства производства) – инструменты, станки, оборудование и т.п.:

Продукт труда – вещество природы, вещь, подвергнутые обработке.

При помощи средств труда человек осуществляет заранее намеченные изменения в предмете труда и получает продукт труда определенного вида.

Все мы с вами знаем, что в процессе трудовой деятельности человек неизбежно оказывает влияние на окружающую его природу, которое далеко не всегда имеет положительный характер. Так, в результате бурной хозяйственной деятельности человека существенно ухудшилось состояние природной среды: загрязняются атмосфера и природные воды, исчезают леса, отдельные виды животных и растений. Истощаются ресурсы земли, создававшиеся в ее недрах в течение многих миллионов лет.

Посмотрим на труд с другой стороны. Человек не существует изолированно, отдельно от других людей, а значит, и труд является социальным феноменом или, иначе говоря, имеет общественный характер, то есть трудовой процесс развертывается во взаимосвязи людей между собой: в рамках определенных социальных групп, общества в целом. В этом и заключается его важная особенность – двойственный характер, то есть труд подразумевает как производство товаров и услуг, так и определенные социальные отношения между его субъектами.

Современный человек проводит на работе значительную часть своей жизни. В трудовом коллективе проходит социализация – процесс становления личности, когда человек учится взаимодействовать с другими людьми в процессе труда, усваивает трудовые ценности и нормы. Отношения, складывающиеся в трудовом коллективе, становятся для человека настолько значимыми, что люди не могут представить себя вне привычных сообществ. Я считаю, что отношения между людьми в процессе труда и по поводу его результатов являются стержнем социальных отношений. И хотя не все с этим согласны, вряд ли кто-то станет отрицать важное место этих отношений в общественной жизни.

Характер труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника.

Содержание труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

При этом имеется ввиду само - функциональное взаимодействие без учета тех социальных отношений, в которые люди обязательно вступают в процессе труда. Содержание труда индивидуально на каждом рабочем месте, очень подвижно и изменчиво. Оно характеризуется структурой выполняемых функций, разнообразием (монотонностью), соотношением исполнительских и организаторских элементов, физическими и нервно-психическими нагрузками, степенью интеллектуального напряжения, самостоятельности деятельности, самоорганизацией труда, наличием новизны в принимаемых решениях относительно производственного процесса, квалифицированностью, сложностью труда (объем знаний общего образования и профессиональной подготовки), социально-экономической оценкой работников, выполняющих данный вид труда.

По отношению к характеру труда его содержание является более частным понятием. Это находит обоснование даже в том, что характер труда (в частности, разделение между физическим и умственным трудом) выражает классовые различия, а содержание - лишь внутриклассовую дифференциацию.

Разный по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. Различия в содержании труда порождают различия в квалификации работников, влияют на их отношение к труду, уровень трудовой активности. Обогащение содержания труда, улучшение его условий облегчают труд человека, создают для него эмоциональный и интеллектуальный стимул, увеличивают тем самым его производственную отдачу и удовлетворенность трудом, способствуют развитию личности.

2. Роль труда в развитии общества и человека

Как я ранее отметила труд - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Процесс труда - явление сложное, многоаспектное. Основными формами проявления труда являются:

1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно- технологический аспект трудовой деятельности. Он определяется уровнем технической оснащенности труда, степенью его механизации и автоматизации, совершенством технологии, организацией рабочего места, квалификацией работника, его опытом, применяемыми им приемами и методами труда и т.д. Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.

3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности. Она зависит от уровня разделения и кооперации труда, от форм организации труда - индивидуальной или коллективной, от численности работающих, от организационно-правовой формы предприятия (учреждения). Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.

Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение.

Развитие и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня.

Следует иметь ввиду, что подобные процессы подвергаются сильному влиянию политики, межгосударственных и межнациональных отношений. В мире не все так благополучно, как это выглядит на схеме. Но, тем не менее, общая тенденция развития человеческого общества направлена в сторону прогресса производства, роста материального благосостояния и культурного уровня людей, осознания прав человека как высшей ценности на земле.

Трудовой процесс и связанные с этим социально экономические результаты деятельности не ограничиваются собственной сферой производства и услуг.

Заключение

В настоящее время общество труда в полной мере начинает испытывать на себе парадоксальные результаты своего функционирования: неустанный труд в конечном счете ведет к исчезновению труда как такового. В условиях научно-технического прогресса стремительно повышается производительность труда, и как результат снижается потребность в рабочей силе. Благодаря автоматизации производства, развитию робототехники своеобразные безлюдные производства уже не выглядят утопией. Все меньшее количество людей может производить все большее количество товаров и услуг. Создаваемое техническим прогрессом некоторое число новых рабочих мест в новых производствах на деле оказывается неизмеримо меньше того числа рабочих мест, которое ликвидируется. Но при снижении потребности в рабочей силе и сокращении занятости растет безработица. Если при этом учитывать, что население земного шара продолжает увеличиваться, можно заключить, что безработица постепенно становится одной из глобальных проблем современности.

Жертвами трудосберегающих технологий могут стать не только промышленные рабочие. Компьютерные технологии сокращают число клерков в банковском деле, страховании, бухгалтерском учете и т.п. Например, такая новая технология, как «телебанкинг», не требующая физического присутствия клиента для совершения операций, позволяет существенно сократить сеть банковских филиалов, а значит, и их служащих. Наиболее радикальные футурологи утверждают: человечеству пора задуматься не о будущем труда, а о будущем без труда.

Описание работы

Так что же такое труд? Я уверена, что этим вопросом задаются многие. Однако ответить на него не так просто, как может показаться на первый взгляд. Одни понимают под трудом работу по найму на каком-либо предприятии, при этом деятельность предпринимателя зачастую трудом не признается. Людей, занимающихся физическим трудом, вряд ли удастся до конца убедить, что деятельность художника, поэта или музыканта тоже называется трудом, хотя она и требует немалых физических и эмоциональных затрат.


Учных открытий. По мере развития производительных сил меняется и само человеческое общество, образ жизни людей.

Современное производство, осваивая разнообразные ресурсы и преоб­разуя их в потребительские блага, оказывает все большее воздействие на окружающую природную среду. В производственные процессы вовлека­ются не только традиционные природные ресурсы (почва, вода, леса, полезные ископаемые), но и атмосфера, мировой океан, космос.

Под влиянием научно-технического прогресса (НТП) происходят та­кие процессы, как систематическое изменение содержания преимущест­венно физического труда в результате комплексной механизации, авто­матизации, кибернетизации производства и коренного улучшения его организации. Повышается общеобразовательный и культурно-техниче­ский уровень и квалификация работников, на фоне непрерывного роста производительности как общественного, так и индивидуального труда повышается уровень и качество жизни населения.

Мощным фактором роста производительных сил общества является органическое соединение науки с производством, ибо научно-техниче­ская революция (НТР) означает не просто применение новых видов энергии, материалов, электронно-вычислительных машин и даже ком­плексной автоматизации производства, а глубокую перестройку всего технического базиса производства, форм его организации и управления.

Появление электронно-вычислительной техники и рост быстродей­ствия ЭВМ оказались одним из наиболее впечатляющих направлений НТР. Производство и применение ЭВМ в развитых странах растет быст­рыми темпами, но при этом полностью учитывается и роль «человече­ского фактора» в руководстве производством благ и услуг, роль мене­джеров всех рангов.

Одним из существенных моментов развития производства является переход от экстенсивных методов к интенсивным. Под экстенсивным ростом производства понимается его расширение преимущественно с по­мощью новых капиталовложений и вовлечения новых сил в производ­ственный процесс. Интенсификация производства означает количествен­ный рост и качественное улучшение продукции в первую очередь за счет существенного повышения степени использования всех средств произ­водства - как орудий труда и материалов, так и наличного потенциала рабочей силы, дальнейшего значительного повышения производитель­ности труда на основе применения более совершенной техники и техно­логии производства, быстрого освоения достижений научно-техническо­го прогресса.

Опыт развития производства в странах с рыночной экономикой пока­зывает, что наряду с концентрацией производства по горизонтали - пу­тем объединения предприятий, производящих однотипную продукцию, происходит концентрация производства по вертикали - в виде комбина-


49

Тов, т. е. объединения предприятий, осуществляющих последовательные ступени переработки сырья либо связанных различными формами об­щественного разделения труда и специализации производства. Нагляд­ные примеры вертикальной концентрации производства - металлурги­ческие, нефтехимические, лесохимические и другие комбинаты. Прогрес­сивной формой концентрации является комбинирование производства.

В условиях НТР существенную роль играют научно-производствен­ные объединения, комплексно осуществляющие процесс «исследова-ние- производство». Как правило, наиболее крупные из них включают кроме производственных звеньев проектно-конструкторские, технологи­ческие, научно-исследовательские организации, лаборатории, опытные производства, обеспечивающие необходимую научно-конструкторскую и технологическую подготовку. Это приближает науку к производству, со­здает условия для быстрейшего использования достижений науки и тех­ники в хозяйственных единицах, определяет необходимость квалифика­ционного роста работников.

Труд, выступая как процесс взаимодействия человека и природы, в то же время обусловливает определенные отношения между его участника­ми. В структуре общественного труда выделяют следующие категории: содержание труда и социально-экономический характер труда.

Социально-экономический характер труда выражает форму его об­щественной организации и представляет собой совокупность отношений между участниками трудового процесса, отличительные черты, свойст­венные тому или иному способу производства.

Один из важнейших методологических аспектов исследования тру­да - познание его функций. При всем многообразии последних нельзя не отметить их диалектического единства. Труду свойственны следующие функции:

способ удовлетворения потребностей (первая и важнейшая функция
труда, с которой начинается общественное бытие человека);

создатель общественного богатства (деятельность, посредством кото­
рой человек, удовлетворяя свои потребности, опосредует, регулирует,
контролирует обмен веществ между собой и природой);

творец общества и фактор общественного прогресса (удовлетворяя


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Потребности и создавая богатство, труд находится в основе всего об­щественного развития - формирует социальные слои общества и ос­новы их взаимодействия);

ваятель человека (создавая все ценности человеческого бытия, высту­
пая в качестве субъекта общественного развития, приобщая к труду
общество в целом, человек развивает и самого себя: приобретает зна­
ния и профессиональные навыки, формирует навыки общения и взаи­
модействия);

сила, открывающая человечеству путь к свободе (дающая людям воз­
можность заранее учитывать все более отдаленные естественные и
общественные последствия своих действий).

Следует отметить, что последняя функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и с помощью труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы. Что касается других функций, то они как бы подготавливают реализацию свободотворческой функции труда.

По мере развития научно-технического и социального прогресса отно­шения между функцией труда как создателем общественного богатства и человекотворческой функцией становятся все более гармоничными. Это объясняется тем, что количество и качество продуктов труда, техниче­ское совершенство, экономическая эффективность общественного произ­водства все в большей степени зависят от применения в производстве достижений науки, воплощенных в живом и овеществленном труде. Ка­тегория «содержание труда» выражает профессиональную принадлеж­ность труда, состав выполняемых работ, их сложность, последователь­ность выполнения.

Содержание труда - это функциональные особенности конкретного вида трудовой деятельности, обусловленные предметом труда, средства­ми труда и формой организации производственного процесса. Эти осо­бенности охватывают степень ответственности и сложности труда, уро­вень технических возможностей, соотношение исполнительских функ­ций, уровень технической оснащенности, степень разнообразия трудовых функций и т. д.


Глава 3. Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 51

Те и определяется совокупностью выполняемых операций, показывает уровень развития производительных сил. Каждая ступень развития про­изводительных сил предъявляет свои требования к труду, создает пред­посылки для формирования определенного типа работника, изменяет со­отношение занятых трудом различного содержания.

Происходящие в современных условиях преобразования в экономике, средствах и предметах труда требуют повышения профессиональной подготовки работников. Это связано с усложнением содержания труда, которое отражает взаимодействие человека и орудий труда в процессе трудовой деятельности и представляет собой состав трудовых функ­ций - совокупность выполняемых работником действий, их соотноше­ние и взаимосвязь.

При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы
необходимых трудовых операций;

исполнительская - приведение средств труда в действие различными
способами в зависимости от состояния производительных сил и непо­
средственное воздействие на предметы труда;

регистрация и контроль - наблюдение за технологическим процессом,
ходом выполнения намеченной программы;

регулирование - корректировка, уточнение заданной программы. Каж­
дая из перечисленных функций может присутствовать в той или иной
степени в труде отдельного работника, но непременно свойственна
совокупному труду. В зависимости от преобладания тех или иных
функций в трудовой деятельности человека определяется сложность
труда, складывается конкретное соотношение функций умственного и
физического труда.

Многообразие содержания труда обусловливает распределение функ­ций между людьми, обрабатывающими предметы труда. Такими функци­ями являются:

методологическая, заключающаяся в применении и развитии методов
познания, в основе которых лежат объективные законы природы и
общества;

идеологическая, направленная на создание системы политических, пра­
вовых, нравственных, эстетических, философских взглядов и идей,
распространяемых через печать и публичные выступления;

воспитательная, направленная на подготовку людей к выполнению
задач социального и экономического характера путем целенаправлен­
ного воздействия на них, обеспечивающего формирование их личнос­
ти в нужном направлении;

Напправляющая, состоящая в организации планов и программ ускоре-


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

Ния социально-экономического развития страны за счет привлечения к их выполнению всех членов общества;

планирующая, состоящая в опережающем постижении развития объек­
тивных явлений на основе научности познания, обсуждения и провер­
ки динамики развития событий;

информационная, заключающаяся в пропаганде взглядов людей, пла­
нов, методов их реализации, основных положений через средства мас­
совой информации, систему образования, культуру;

управленческая, заключающаяся в реализации планов и директив вы­
шестоящих органов;

исполнительская, представляющая точное исполнение должностных
инструкций, юридических прав, технологии работы, уставных требова­
ний.

Главные факторы, изменяющие содержание труда, - развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование тех­ники и технологии производства. Под действием этих факторов труд постепенно освобождается от ограничений, сдерживающих человеческие возможности. Человек со своими способностями и навыками к труду по-прежнему остается главным элементом производства, но содержание труда меняется. Оно реализуется в действия по приложению научных знаний, осуществлению контроля и регулирования в точном соответ­ствии с требованиями достижений науки и техники.

По содержанию различают: труд в сфере материального производства, в сфере услуг, в сфере науки, культуры и искусства, в других сферах; труд в отдельных отраслях материального и нематериального произ­водств, например, труд в машиностроении, в легкой и пищевой промыш­ленности, в строительстве, в сельском хозяйстве, на транспорте и т. д.; труд по видам деятельности - труд предпринимателя, руководителя, администратора, специалиста, служащего, ученого, инженера, рабочего, фермера и т. п.; наконец, труд по профессиям и специальностям. Содер­жание труда, например, инженера-технолога, слесаря-сборщика, тракто­риста-комбайнера, художника, музыканта, продавца, научного работника, бухгалтера и т. д. может быть строго обозначено путем описания отличи­тельных особенностей каждого вида деятельности.

Характер труда

Экономическая наука, рассматривая процесс общественного развития, выделяет в нем периоды не только по уровню развития производитель­ных сил (характеру орудий труда), но и по форме их применения (харак­теру отношений людей в процессе создания материальных благ и услуг).

Общественное разделение труда привело к обособлению различных видов трудовой деятельности в самостоятельные сферы. И, в первую


Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производс тва 53

очередь, в физический и умственный труд. С развитием мануфактуры разделение труда на умственный и физический происходило уже непо­средственно на производстве. Крупное машинное производство, углуб­ляя общественное разделение труда, отделив производителя от средств производства, превратило его в исполнителя, лишенного возможности проявлять свою общественную волю.

Сложная кооперация труда предполагает его разделение, когда в еди­ном производственном процессе объединяются различные, но взаимосвя­занные конкретные виды труда. В современном труде между отдельными работниками утверждаются определенные производственные отношения, прежде всего отношения кооперации и разделения труда.

Под характером труда понимается его социально-экономическая сто­рона, выражающая тип общественной организации труда и отношение к нему работников. Характер труда определяется системой производствен­ных отношений и зависит от степени развития материально-технической базы данного способа производства. При этом тип общественной органи­зации труда проявляется в способе соединения работников со средства­ми производства, в специфических формах разделения труда и его соци­альной структуре, во взаимосвязи отдельных видов труда.

Характер труда выражает степень развитости производственных от­ношений и раскрывает процесс взаимодействия человека с обществом.

К показателям характера труда относят:

Форму собственности;

Отношение работников к труду;

Отношения распределения произведенных продуктов и услуг;

Степень социальных различий в процессе труда.

В рыночной экономике различают две формы собственности: государ­ственную и негосударственную. Государственная собственность как сис­тема отношений обеспечивает жизнеспособность всей экономической системы. К негосударственной относится частная собственность со всеми модификациями, т. е. акционерная, кооперативная, корпоративная и т. п.

Отношение к труду выражает связь между работником и трудом по поводу производства и распределения материальных и духовных благ. Оно представляет собой объективную категорию, которая выражает ти­пичные отношения между людьми по поводу их совместного участия в производстве и проявляется через взаимосвязь основных социальных Функций труда: как средства к жизни, способа самовыражения и разви­тия личности, критерия положения человека в обществе. Вместе с тем

это сложное социальное явление, которое определяется различными

факторами, в том числе оплатой труда, условиями труда, его организаци-

Руководства, а также системой семейного и школьного воспитания и т. д.

Отношения распределения - это отношения между людьми по поводу


Раздел 1. Труд как основа развития общества и фактор производства

определения доли каждого члена общества в созданном продукте. Эти отношения играют огромную роль в общественном хозяйстве, так как люди, вступающие в производственный процесс, вкладывающие в него свой труд или капитал, хотят получить определенные доходы. Поэтому распределительные отношения лежат в основе создания системы стиму­лов для участия в производственном процессе. Кроме того, распределе­ние определяет возможность достижения социально-экономических це­лей развития общества, позволяет влиять на уровень удовлетворения потребностей.

Отношения распределения, как и вся система производственных отно­шений, зависят от отношений собственности. Распределение доходов строится на том, что каждый собственник факторов производства полу­чает свой доход в зависимости от спроса и предложения на тот или иной фактор производства и от предельной производительности каждого фак­тора. Собственники рабочей силы, участвующие в производственном процессе, получают доход в зависимости от того, какую работу они вы­полняют и как они это делают, т. е. основным критерием распределения выступает труд. Доход собственников средств производства и денежного капитала определяется размером собственности и условиями ее реализа­ции. Поэтому в основе распределения в рыночной экономике лежит рас­пределение по труду и капиталу.

В процессе трудовой деятельности происходит производственное взаи­модействие работников друг с другом. Такое взаимодействие осущест­вляется между работниками смежных рабочих мест, основными и вспо­могательными работниками, руководителями и подчиненными. Взаимо­действие работников в процессе труда имеет и социальную сторону, т. е. взаимодействие между разными социальными группами, различающи­мися по полу, возрасту, стажу работы, образованию, семейному положе­нию и т. д. Социальная структура работников влияет на характер произ­водственного взаимодействия между ними.

Различают следующие разновидности труда: свободный и подневоль­ный; личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содер­жательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; разной степени тяжести и вредности; напряженный и ненапряженный и др.

Характер труда определяют размеры и своеобразие расходования ра­бочей силы, факторы внешней среды, особенности технологического про­цесса. Расходование человеком нервной и мускульной энергии в боль­ших количествах находит проявление в развитии отрицательных состо­яний: переутомлении, эмоциональном стрессе, повышенной психической напряженности, тревожности, отсутствии мотиваций.


Глава 3- Труд как сфера жизнедеятельности и основной фактор производства 55

Кроме того, они влияют на активность человека во внерабочее время, развитие его творческих способностей, структуру потребления, ритм жизни, способ проведения свободного времени.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-02

Рис. 1. Функции труда и виды труда.

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ ТРУДА

Разделы плана социального развития трудового коллектива

План социального развития трудового коллектива

Механизм регулирования трудового поведения коллектива

Факторы, влияющие на отношение человека к труду. Показатели отношения человека к труду

Ценности и ценностные ориентации

Потребности и их виды

Структурные элементы мотивации трудовой деятельности

Проявления отношения человека к труду

  1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДА

Предметом дисциплины "Экономика труда" являются трудовой потенциал общества и пути его наиболее рационального использования в интересах повышения эффективности общественного производства и обеспечения достойного качества жизни.

Труд – это целесообразная деятельность человека и общества, направленная на сохранение и приспособление среды обитания для удовлетворения своих потребностей. Процесс труда всегда связан с затратами физической и психической энергии, с затратами ресурсов. Труд является одним из главных факторов производства, наряду с землей (природными ресурсами), капиталом, предпринимательством. Труд – естественное условие человеческой жизни, он позволяет человеку стать личностью, творцом ноосферы, производить материальные и духовные блага и получать прибавочную стоимость. Труд является процессом самоуправляемым и управляемым извне (менеджером, инженером, мастером).

Рабочая сила - способность к труду, т.е. совокупность свойств, характеристик человека (в том числе наличие определенных физических и духовных способностей, навыков, умений и т.п.), необходимых ему для осуществления какой-либо трудовой деятельности, и используемых им в ходе трудовой деятельности. Иногда под рабочей силой подразумеваются работники, и реальные и потенциальные, т.е. практически те же трудовые ресурсы. Нередко это понятие используется в узком смысле – как общее число работников, чаще в какой-либо отрасли народного хозяйства.

Под характером труда обычно понимают особенности его функционирования, независимо от содержания труда, его общественную форму; труд свободный и принудительный; индивидуальный и коллективный; личный и общественный; умственный и физический; содержательный и малосодержательный; тяжелый и легкий; престижный и непрестижный; опасный и безопасный.


Общественная организация труда – это социально-экономические отношения, характеризующие форму социальной организации труда в обществе и охватывающие отношения по поводу привлечения членов общества к труду, разделения и кооперации труда, воспроизводства рабочей силы и ее подготовки, распределении материальных благ. В различных общественно-экономических формациях и типах цивилизации общества имеют место свои особенности этих отношений.

Разделение труда – это обособление деятельности отдельных работников и их групп в процессе труда. Благодаря разделению труда повышается профессиональная дееспособность работников. Возрастает производительность труда, совершенствуются орудия производства и технология.

Различают три вида разделения труда : общее, частное и единичное.

Основные функции и виды труда приведены на рис. 1

Предмет экономики труда : исследование закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия на предметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуются продукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда - явление сложное, многоаспектное.

Основными формами проявления труда являются :

  1. Затраты человеческой энергии. Это психофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.
  2. Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Это организационно-технологический аспект трудовой деятельности . Он определяется:

· уровнем технической оснащенности труда,

· степенью его механизации и автоматизации,

· совершенством технологии,

· организацией рабочего места,

· квалификацией работника,

· его опытом,

· применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню.
3. Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяет организационно-экономическую сторону трудовой деятельности . Она зависит от:

· уровня разделения и кооперации труда,

· от форм организации труда - индивидуальной или коллективной,

· от численности работающих,

· от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др.
Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, следствием трудовой деятельности становится , с одной стороны , насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Это экономическая роль труда . Социальная роль труда проявляется через развитие и совершенствование производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг. Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Предмет экономики труда : исследование закономерности функционирования рынка труда с целью эффективного использования экономически активного населения. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Любой процесс труда предполагает наличие предмета труда, средств труда, технологии и самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых человеку свойств. Труд имеет технологическую, экономическую и социальную стороны.

Предметы труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

Средства труда - это то, при помощи чего человек воздействует напредметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

Средства производства - это совокупность средств труда и предметов труда.

Технология - это способ воздействия напредметы труда, порядок использования орудий труда. В результате завершения процесса труда образуютсяпродукты труда - вещество природы, предметы или другие объекты, обладающие необходимыми свойствами и приспособленные к человеческим потребностям. Процесс труда - явление сложное, многоаспектное.

Основными формами проявления труда являются :

    Затраты человеческой энергии. Этопсихофизиологическая сторона трудовой деятельности, выражающаяся в расходовании энергии мускулов, мозга, нервов, органов чувств. Затраты энергии человека определяются степенью тяжести труда и уровнем нервно-психологической напряженности, они формируют такие состояния как утомление и усталость. От уровня затрат человеческой энергии зависят работоспособность, здоровье человека и его развитие.

    Взаимодействие работника со средствами производства - предметами и средствами труда. Этоорганизационно-технологический аспект трудовой деятельности . Он определяется:

    уровнем технической оснащенности труда,

    степенью его механизации и автоматизации,

    совершенством технологии,

    организацией рабочего места,

    квалификацией работника,

    его опытом,

    применяемыми им приемами и методами труда и т.д.

Организационно-технологические параметры деятельности предъявляют требования к специальной подготовке работников, к их квалификационному уровню. 3.Производственное взаимодействие работников друг с другом как по горизонтали (отношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношение между руководителем и подчиненным) определяеторганизационно-экономическую сторону трудовой деятельности . Она зависит от:

    уровня разделения и кооперации труда,

    от форм организации труда - индивидуальной или коллективной,

    от численности работающих,

    от организационно-правовой формы предприятия (учреждения).

Проблемы трудовой деятельности служат объектом изучения многих научных дисциплин: физиологии и психологии труда, статистики труда, трудового права и др. Роль труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют и обогащают знания.Творческий характер труда находит свое выражение в рождении новых идей, появлении прогрессивных технологий, более совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом,следствием трудовой деятельности становится ,с одной стороны , насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями,с другой - прогресс производства, появление новых потребностей и их последующее удовлетворение. Этоэкономическая роль труда .Социальная роль труда проявляется через развитие и совершенствование производства, которое благотворно сказывается на воспроизводстве населения, повышении его материального и культурного уровня. Такова идеальная схема воздействия труда на человека и общество. Трудовой процесс и связанные с ним социально-экономические результаты деятельности не ограничиваются собственно сферой производства и услуг.Экономика и социология труда начинаются с проблемы формирования рабочей силы и с ее предложения на рынке труда.

Труд как социальный институт

2. Роль труда в жизни человека и общества

При любой общественно-экономической формации и политическом устройстве общества труд сохраняет свое значение как фактор общественного производства.

Экономическая теория выделяет три фактора производства: землю, труд и капитал. При этом производство как таковое возможно лишь в том случае, если земля и капитал соединятся с трудом. Только в процессе трудовой деятельности природные и материальные ресурсы преобразуются в материальные ценности. Без труда земля и капитал теряют значение факторов производства .

Труд признается доминирующим фактором и отличается от двух других активным характером воздействия на материальную субстанцию и присутствием человеческого, личного начала. Трудовую деятельность осуществляют люди, и потому труд несет на себе отпечаток общественно-исторических условий.

Совершенствование производства также происходит в значительной мере благодаря труду, повышению его производительности, усложнению его содержания. Труд оказывает существенное влияние на обобщающие показатели деятельности организаций, в том числе на уровень прибыли. В конечном счете благосостояние работодателя, экономики, общества в целом зависит от эффективности труда.

Труд, формируя общественное богатство, лежит в основе всего общественного развития. В результате трудовой деятельности происходит, с одной стороны, насыщение рынка товарами, услугами, культурными ценностями, на которые уже сложилась определенная потребность, с другой - прогресс науки, техники, производства приводит к появлению новых потребностей и их последующему удовлетворению. Кроме того, научно-технический прогресс обеспечивает рост производительности и эффективности труда .

Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия .

Труд - сознательная целенаправленная деятельность по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивидуума и общества в целом - формирует не только общество, но и человека, побуждает его к приобретению знаний и профессиональных навыков, к взаимодействию с другими людьми, к усложнению потребностей. В самой человеческой природе, как отмечают исследователи, изначально заложена потребность трудиться как необходимое и естественное условие существования. Многие ученые придерживаются точки зрения, что труд сам по себе является источником удовлетворенности, позволяющим реализовать свойственные человеку стремления к самовыражению в труде. Желание работать часто связывают с осознанием индивидуумом принадлежности к человеческому сообществу, участия в общей жизни, в совместном создании своей среды.

Среди общественных функций труда выделяют и свободотворчество: труд проявляется в обществе как "сила, прокладывающая человечеству путь к свободе (дающая людям возможность учитывать заранее все более отдаленные естественные и общественные последствия своих действий, эта функция как бы резюмирует все предыдущие, ибо именно в труде и посредством труда общество познает как законы своего развития, так и законы природы; поэтому другие функции как бы "подготовляют" и делают реально осуществимой свободотворческую функцию труда, которая есть функция дальнейшего безграничного развития человечества)" .

Из данной главы можно сделать следующий вывод: в главе 2 была сформулирована роль труда в жизни человека. Значение труда не исчерпывается его ролью в общественном производстве. В процессе труда создаются и духовные ценности. С ростом общественного богатства потребности людей усложняются, создаются культурные ценности, растет уровень образования населения. Таким образом, труд выполняет функцию одного из факторов общественного прогресса и творца общества. В конечном счете именно благодаря разделению труда формируются социальные слои общества и основы их взаимодействия.

Анализ проблем муниципальной политики в области физической культуры и спорта

Влияние культуры на развитие личности

Влияние социальных стереотипов на структуру социальных ценностей различных возрастных групп

В концепции Липпмана можно выделить два вида знаний, на которые человек опирается при познании любых явлений социальной жизни [цитата по 6,с.69]. Прежде всего, это информация, которую он приобретает в ходе собственной жизни...

Долг и ответственность как фактор общественных отношений

Моральное сознание включает в себя не только размышление о важных вопросах человеческого существования, но и побуждения чувствовать, мыслить и, разумеется, действовать в определенном направлении, заданном высшими моральными ценностями...

Методология классификаций качества жизни

Социальная политика -- сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей, с учётом, одобряемой обществом, системы ценностей...

Образование как фактор социальной мобильности

Трансформация российского общества как необходимый и неизбежный процесс характеризуется возникновением новых систем социальной дифференциации...

Общество как социальная система

Социальные институты (от лат. Institutum - установление, учреждение) - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей. Это - государство, политические партии, армия, суд, семья, право, мораль, религия...

Основы социально–гуманитарных наук

Для выяснения сущности средств массовой информации необходимо уточнить, что понимают под средствами массовой информации. Под средствами массовой информации понимаются газеты, журналы, теле- и радиопрограммы, кинодокументалистика...

Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре

Общение - это сложный и многогранный процесс, который может действовать одновременно как процесс взаимодействия между людьми и как процесс информации, и процесс их взаимного влияния друг на друга, процесс сопереживания и взаимного понимания...

Современное толкование сущности социального конфликта

"Взгляды на природу и роль конфликтов в жизни общества у разных социологов были неодинаковыми, все они тем не менее признавали их важную роль в общественной жизни. Конфликты играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива...

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

В современном религиоведении существуют различные критерии оценки социальной роли религии. В марксистской социологии религии определение социальной роли религии связывается с ее воздействием на общественный прогресс. Иначе говоря...

Социальные институты духовной сферы и их роль в жизни общества

Одно из важных предназначений институтов культуры -- формирование механизмов (и условий для них) создания, распространения и освоения норм и ценностей духовной жизни. Во-первых, это механизм передачи и освоения культурных ценностей...

Социология образования

Образование - важнейшая предпосылка решения основных задач общества, государства, специфическая отрасль общественной жизни, необходимое условие общественного воспроизводства и успешной трудовой деятельности...

Урбанизация и ее роль в жизни общества. Социализация человека

Урбанизация (англ. urbanization, от латинских слов urbanus - городской, urbs - город), всемирно-исторический процесс повышения роли городов в развитии человечества, который охватывает изменения в размещении производительных сил...



Поделиться