«Роснефть» и «Транснефть» пошли на мировую. Нефтяной мир: почему «Роснефть» отозвала иск к «Транснефти

«Роснефть» отозвала свой иск к «Транснефти», в котором оспаривала размер технологических потерь в трубопроводах монополии и условия договора на прокачку нефти с ней. Стороны пришли к компромиссу, договорившись с Минэнерго о поэтапном снижении норматива техпотерь в системе

Фото: Андрей Рудаков / Bloomberg

Этапы примирения

«Роснефть» и ее «дочка» «Башнефть» договорились с «Транснефтью» об условиях прокачки нефти по магистральным трубопроводам и подписали соответствующие договоры на тех же условиях, что и другие участники рынка. «Роснефть» официально сообщила, что отозвала иск к «Транснефти», зарегистрированный в суде 25 января. Заседание должно было состояться 3 марта. В нем компания как размеры технологических потерь нефти в трубопроводах «Транснефти» (тогда «Роснефть» заподозрила «Транснефть» в «присвоении» до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно), так и ряд условий договора на транспортировку своей нефти (по нему в иске указано не менее 15 пунктов разногласий). Представитель «Транснефти» Игорь Демин и представитель Московского арбитражного суда подтвердили отзыв иска. 17 февраля судом зарегистрировано заявление об отказе от иска по этому делу, уточнила РБК пресс-секретарь суда Елена Фортунатова.

«Роснефть» официально раскрыла, что подписала договор на 2017 год на транспортировку 180,346 млн т своей нефти. Также подписан договор на прокачку нефти и нефтепродуктов «Башнефти» через «Транснефть» на тех же условиях, уточнил РБК представитель «Роснефти».

Главы «Транснефти» и «Роснефти» Николай Токарев и Игорь Сечин на днях подписали совместное письмо к министру энергетики Александру Новаку, в котором попросили министра взять под свой контроль работу по снижению нормативов технологических потерь нефти в системе «Транснефти» (копия есть у РБК, подлинность письма подтвердили представители подписавших его компаний, а факт получения — пресс-служба Минэнерго). Снижение нормативов технологических потерь будет идти поэтапно в соответствии с долгосрочной программой модернизации трубопроводной системы «Транснефти». «Мы ремонтируем наши трубопроводы, ставим новые резервуары, что приводит к снижению потерь нефти и нефтепродуктов», — уточнил РБК Демин.


К третьему кварталу 2017 года норматив техпотерь уменьшится на 0,02% от текущего и составит 0,12%. Ко второму кварталу 2018 года потери упадут до 0,11%; к четвертому кварталу 2020 года — до 0,09%, говорится в письме. При этом нормы технологических потерь для «Роснефти» незначительно превышают показатели для других участников рынка. Источник в «Роснефти» пояснил, что это может быть связано с технологией хранения или прокачки сырья. К третьему кварталу 2017 года они останутся на текущем уровне и составят 0,14%, ко второму кварталу 2018 года упадут до 0,12%, к четвертому кварталу 2020 года — до 0,10%, указано в документе.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев подчеркнул РБК, что стороны достигли компромисса: «Роснефть» пошла на уступки, согласившись считать потери в трубе по нормативам, а не по факту. Источник, близкий к «Роснефти», сообщил, что компания подписала договор с «Транснефтью» на общих условиях, чтобы у монополии не было возможности отказать в прокачке ее нефти по окончании действия обеспечительных мер суда. «Ситуация вернулась в нормальное состояние, когда речь идет о нормальных взаимоотношениях двух компаний-партнеров с несовпадающими интересами», — добавил собеседник.

Вопрос взаимоотношений «Роснефти» и «Транснефти» — это не только цена прокачки нефти, правомерность того, как трубопроводная компания распоряжается остатками нефти в своей трубе, — это не чисто корпоративный вопрос, считает собеседник РБК, близкий к одной из сторон спора. «Это вопрос сложной конфигурации. Мотивы действий той или иной стороны не могут исчерпываться коммерческим спором, там много политики», — добавил он.

Представитель Минэнерго подтвердил получение Новаком письма от Сечина и Токарева по поводу нормативов технологических потерь, но не смог прокомментировать, как изменится работа комиссии по изменению этих нормативов.

Спор «Роснефти» и «Транснефти»

28 декабря стало известно, что «Роснефть» начала судебную тяжбу с «Транснефтью», направив в суд заявление «об обеспечении имущественных интересов». Предметом спора стал контракт на транспортировку нефти между компаниями на 2017 год. Стороны не заключили договор на прокачку нефти «Роснефти» и «Башнефти» по системе трубопроводов «Транснефти», так как в договоре имелись разногласия.

Позднее «Роснефть» обратилась по этому вопросу в Федеральную антимонопольную службу и к Дмитрию Медведеву. В конце декабря 2016 года Арбитражный суд Москвы в качестве обеспечительной меры по жалобе «Роснефти» запретил «Транснефти» прекращать транспортировку нефти «Роснефти» с начала текущего года. «Транснефть» оспаривала это, но безуспешно. Также президент «Транснефти» Николай Токарев назвал решение суда об обеспечительных мерах по иску «Роснефти» неправомерным и сообщил об обращении компании к председателю Верховного суда для разбирательства.

Чтобы обеспечительные меры продолжили действовать, «Роснефти» было необходимо подать иск против «Транснефти» до 25 января, что она и сделала.
В иска «Роснефти» было указано, что «Транснефть» могла присваивать до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно. ​«Транснефть» по принадлежащим ей трубопроводам прокачала 483,3 млн т и вычла из них 0,14%, или 676,2 тыс. т, нефти в виде технологических издержек, что сопоставимо с объемами годовой добычи крупного месторождения, указано в документе. Компания настаивала на учете только фактических потерь нефти в трубе и возврате «Транснефтью» остального сырья добывающим его компаниям.


При Минэнерго действует комиссия по утверждению нормативов технологических потерь нефти и продуктов ее переработки. В нее входят в том числе представители нефтяных компаний. В 2014-2016 годах эта комиссия снизила норматив технологических потерь нефти в трубопроводах до 0,14% в 2016 году с 0,18% от общей прокачки по системе в 2015 году, указано в иске «Роснефти».

Помимо претензий к технологическим потерям в иске «Роснефть» требовала изменить не менее 15 пунктов в договоре на транспортировку нефти по трубопроводам «Транснефти». ​В том числе «Роснефть» предлагала штрафовать трубопроводную монополию на 30 руб. за каждую не принятую ею к прокачке тонну нефти без приложения доказательств об отсутствии технической возможности ее транспортировки. «Роснефть» также настаивала на необходимости нанять независимого эксперта, который бы изучал документы «Транснефти» как по технологическим нормативам потерь, так и по распределению экспортных маршрутов прокачки нефти. Источник в «Роснефти» сказал РБК, что основной целью иска было оспаривание нормативов техпотерь, а по условиям договора удалось «все уладить».

Ранее миноритарий «Транснефти», фонд UCP Ильи Щербовича, в судебном порядке требовавший от трубопроводной компании предоставить финансовые документы и увеличить размер дивидендов, отозвал свой иск к монополии. В иске он требовал предоставить документы о сделках «Транснефти» во время девальвации рубля. «Иск стал неактуальным и непринципиальным в свете последних событий, и мы его отозвали», — говорила представитель фонда Ирина Ланина 13 февраля. Источник, близкий к одной из сторон спора, объяснял, что решение вызвано тем, что «Транснефть» судится со Сбербанком, оспаривая сделки на валютном рынке, к которым у фонда были претензии. Источник РБК, близкий к оппоненту UCP по этому спору, говорил о том, что мирового соглашения между сторонами не было. По его мнению, UCP просто осознал, что проигрывает суд за судом, поэтому прекратил этот спор.

Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке урегулировали разногласия по транспортировке нефти в 2017 году. Компании подписали договор о прокачке нефти в 2017 году и обратились в Минэнерго РФ для корректировки нормативов потерь нефти в системе в сторону их снижения. Решение является компромиссным, однако окончательно не решает всех проблем, отмечают опрошенные RNS эксперты.

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке разногласия по транспортировке нефти в 2017 году, сообщил RNS представитель «Роснефти» и подтвердил официальный официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

«Спор двух хозяйствующих субъектов - ПАО НК "Роснефть" и ПАО "Транснефть" - по вопросу согласования условий транспортировки нефти урегулирован в досудебном порядке в ходе переговоров», - отметили в «Роснефти».

Как пояснил представитель «Роснефти», при этом была достигнута договоренность о снижении нормативов потерь в системе «Транснефти».

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин подчеркнул, что компания с «Роснефтью» новый договор о транспортировке нефти на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг для всех грузоотправителей.

«"Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей», - сказал он RNS.

Как отмечается в материалах «Роснефти», стороны договор об оказании услуг по транспортировке нефти в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в объеме 180,346 млн тонн. Размер сделки в денежном выражении не определен, так как зависит от тарифа на транспортировку нефти и маршрута транспортировки.

Демин пояснил, что «Транснефть» и «Роснефть» договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов. В этой связи договаривающиеся стороны совместно обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку с просьбой об активизации работы в рамках созданной Минэнерго комиссии по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь в системе магистральных нефтепроводов.

Суть спора

Основные разногласия «Роснефти» и «Транснефти» при заключении договора о прокачке нефти на 2017 год заключались в разной оценке расчета технологических потерь нефти в системе. «Транснефть» считала, что технологические потери должны определяться согласно действующим нормативам, с чем была не согласна «Роснефть». При этом реальные потери нефти в системе «Транснефти» меньше нормативных, и компания продает излишки нефти на бирже, направляя полученную выручку на благотворительность. Объем этих средств некоторые эксперты оценивают в сотни миллионов долларов.

27 декабря 2016 года «Роснефть» подала в Арбитражный суд Москвы заявление об обеспечении имущественных интересов в связи с разногласиями, возникшими при заключении договора. Суд удовлетворил заявление и ввел обеспечительные меры, согласно которым «Транснефть» не может остановить перекачку нефти «Роснефти» с 1 января 2017 года.

24 января «Роснефть» подала иск к «Транснефти» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании услуг по транспортировке нефти. Глава «Транснефти» Николай Токарев также заявлял, что компания написала письмо председателю Верховного суда с просьбой разобраться с возможным нарушением регламента Арбитражным судом Москвы при вынесении обеспечительных мер в отношении «Транснефти» по иску «Роснефти».

Теперь компании совместно обратились в Минэнерго для разработки новых нормативов.

По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, долгосрочной программой развития «Транснефтью» к III кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь до 0,12%. Как он пояснил, «Транснефть» реализует утвержденную программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка с тем, чтобы последовательно снижать нормативные потери до следующих целевых среднесистемных показателей: ко II кварталу 2018 года - 0,11%; к IV кварталу 2020 года - 0,09%. При этом для «Роснефти» показатели нормативных технологических потерь нефти к III кварталу 2017 года должны составить 0,14%; ко II кварталу 2018 года - 0,12%; к IV кварталу 2020 года - 0,1%.

Компромиссное решение

Опрошенные RNS эксперты считают, что такое решение является компромиссным и принесет пользу всем нефтяным компаниям России, а не только «Роснефти».
«Я думаю, это компромиссное решение. "Транснефть" была недовольна тем, что "Роснефть", как крупнейший нефтедобытчик в стране, требует для себя эксклюзивных условий. С одной стороны, получается, что потери действительно большие, но снижать нормативно их должна не "Транснефть", а ФАС и Минэнерго. Сейчас об этом и договорились, что "Транснефть" и "Роснефть" совместно обратятся в ФАС и Минэнерго и убедят государственные институты, что нормативы надо поменять. Но при этом уменьшение произойдет не для одной "Роснефти", а система поменяется для всех компаний. В принципе, это выгодно для всех российских нефтяных компаний, которые получат больший объем нефти на выходе из системы», - ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По мнению Юшкова, «Транснефть» добилась такой ситуации, когда реальные потери не так высоки, и поэтому компания может согласиться на изменение норматива.

Проблемы остаются

Тем не менее мировая двух компаний не позволит до конца решить имеющуюся проблему учета потерь нефти в системе, считает генеральный директор «Инфотек-Терминал» Рустам Танкаев.

«Это не позволит решить проблему. Проблему позволил бы решить четкий контроль и распределение избытков между недропользователями. Это решение абсолютно жизненное, оно абсолютно по силам современным системам учета, и никакой технической проблемы в этом нет», - считает он.

Другим вариантом решения проблемы, по его словам, было бы введение штрафа за потери при транспортировке нефти.

Игорь Юшков из ФНЭБ считает, что потери нефти в системе в любом случае будут.

«В реальности есть потери - незаконные врезки, народ выкачивает нефть. Конечно, до нуля потери не уберешь, так как незаконные врезки постоянно появляются. Но зачастую бывало, что реальные потери были меньше, чем потери нормативные, которые прописывают ФАС и Минэнерго. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы не было потерь вообще, и вслед за понижением фактических потерь снижать и нормативные», - сказал он.

«Ситуация зашла очень далеко: компании откровенно били друг друга в информационном пространстве. Я думаю, компромисс, который был достигнут, это в большей степени не заслуга самих компаний, это президент обратил внимание и сказал: "Ребята, нужно мириться". Такие примеры были в российской экономике. Я считаю, что это, скорее, решение президента», - заключил эксперт.

О влиянии снижения добычи нефти на деятельность компании, перспективах тарифообразования и территориальных рисках рассказал в программе "Мнение" Николай Токарев, президент "Транснефти".

Если на предстоящем заседании ТЭК правительство не увеличит тариф на прокачку нефти, то это во многом отразится на выручке компании "Транснефть". Тариф должен вырасти более чем на 6%.

- Россия впервые с 99-го года участвует в сделке с организациями стран-экспортеров нефти о сокращении добычи, для того чтобы стабилизировать цены на "черное золото" на мировом рынке. Принятое решение о сокращении, поэтапном сокращении добычи на 300 тысяч баррелей в сутки, начнет действовать с 1 января. "Транснефть" будет участвовать собственно в учете поступающей нефти. Потому что контроль за тем, как соблюдают эти договоренности компании, они должны между собой договариваться, Минэнерго пошло на это?

Созданные мониторинговые группы, в которых будут участвовать представители всех нефтяных компаний, вовлеченных в этот процесс, чтобы обеспечить страновой баланс по сокращению добычи. Такая рабочая группа в рамках всей ОПЕК и не-ОПЕК-группы будет тоже создана, и она будет вести учет. Поэтому здесь механизмы простые, понятные. Определены объемы, в рамках которых нефтяники должны обеспечить сокращение добычи. Но а в целом учет обеспечивает Центральное диспетчерское управление Минэнерго, что, собственно, оно и призвано делать. "Транснефть" - это транспортная компания. Мы будем обеспечивать реализацию заявок нефтяников в тех объемах, в которых они нам заявят для конкретных направлений.

Но по этим заявкам тоже можно будет судить, насколько компании соблюдают принятые на себя обязательства?

Конечно. Да, это, безусловно, так, да.

Вы ожидаете падения экспорта?

Вы знаете, сейчас сложно говорить, как перераспределиться снижение добычи между внутренним рынком и экспортом. Скорее всего, нефтяники будут решать сами. Главное, что объем страновой добычи должен быть обеспечен в том объеме, в котором согласован: 300 тысяч баррелей уменьшения в сутки. Я думаю, жизнь - она все расставит на места. Мы это скоро увидим, как это все произойдет.

В целом падение объема прокачки нефти через трубопроводы?

Ну, конечно, мы должны будем почувствовать это на себе. Все-таки 15 миллионов по году в пересчете на полугодие, пока будет действовать соглашение, - это порядка 6 миллионов тонн. Оно не смертельное. Тем не менее это тоже объем, грузооборот и наша тарифная выручка. Все зависит и от объемов нефти, которую мы перекачиваем. Ситуация такая, что сегодня все оказались в трудном положении, и нефтяники. Естественно, мы плоть от плоти нефтяной отрасли, и это касается и нас.

Это падение нужно компенсировать. Что сегодня происходит с тарифообразованием и есть ли вас возможности здесь найти вот этот баланс?

Существуют простые методики, которые утверждены правительством. Они не вызывают никаких споров ни у кого. Но тем не менее тарифы индексируются совершенно по другим критериям.

Нежели остальным компаниям или с кем-то сравниваете себя?

Да нет, могу сказать только за "Транснефть". Я не буду говорить за РЖД, за энергетиков, там другая ситуация. В отношении "Транснефти" сегодня применяются тарифы, которые значительно ниже, чем были бы, или которые предусмотрены теми методиками, которые утверждены правительством. Почему это происходит? Ну, мы все знаем остроту вопроса с бюджетом. Есть проблемы. Они, конечно, рикошетом оказывают воздействие и на тарифы образования для "Транснефти". Вопрос не закрыт. Сегодня дискуссия эта ведется. Федеральная антимонопольная служба работает над этой темой. Завтра состоится правительственная комиссия по ТЭКу, и там тоже этот вопрос включен в повестку дня. Я думаю, в ближайшее время мы отрегулируем все эти темы, чтобы и нефтяники понимали, откуда что взялось, и для "Транснефти" это было приятно, но и в целом для отрасли.

Какой тариф для вас сегодня оптимален? Было ли у вас больше взаимопонимания с Федеральной службой по тарифам до передачи вопроса в Антимонопольную службу?

Федеральная служба по тарифам в свое время не оказывалась в такой ситуации, в какой оказались сегодня все и экономика страны в целом, в сложном. Поэтому там было проще решать. Были определенные механизмы и методики, по которым все эти расчеты делались. Провели расчеты, включили, просуммировали и получили тариф. Сегодня процесс тарифообразования несколько видоизменился в силу того, что у ФАС свои представления. Потом к этому процессу стали привлекать и нефтяные компании, что, на наш взгляд, не совсем, может быть, и технологично. Поскольку большим "колхозом" всегда сложно решить сложную проблему. У всех есть свои интересы, и каждый свои интересы пытается сделать основными. Но, тем не менее, находим эти механизмы, находим эти решения. Пусть они не совсем оптимальные для нас, но тем не менее.

Какие пожелания по тарифам у "Транснефти"?

Мы высказывали свое пожелание в размере 6,5-6,35. Вот посмотрим, как завтра на правительственной комиссии все это сложится.

В случае если правительство не идет вам навстречу, то вы сокращаете свои инвестиционные расходы в следующем году?

Тариф - это единственный источник дохода для "Транснефти". И из ресурсов, которые образует наша выручка за счет тарифа, мы эксплуатируем систему, развивает компанию, осуществляем капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию. Новое строительство, как правило, на заемные средства ведем. Конечно, снижение выручки, снижение доходности всей нашей деятельности, оно каким-то образом, этот контекст, он будет сопровождать нашу инвестиционную деятельность и ремонт. Пока все остается в тех запланированных объемах и параметрах, которые утверждены. После того как будет понятно, что с тарифом, мы, возможно, вернемся еще к этому вопросу.

- "Транснефть" реализует множество проектов. Это и трубопровод по экспорту дизеля, это и новые трубопроводные системы, уже подключенные к месторождениям. Насколько сложнее технически и экономически сооружать нефтепродуктопроводы, если сравнивать с нефтепроводом?

Знаете, они разные в силу того, что нефтепродуктопроводная сеть, она идет не по безлюдным местам, а, как правило, в густонаселенных районах. Это проблема уже другого порядка: и юридическая, и землеотводы. В общем, эти вещи, они решаются не менее трудно, чем, скажем, суровые морозы.

Как узнают и реагируют люди, что нефтепродуктопровод пройдет через их территорию – деревню или дом, где они проживают?

Такого не бывает. Мы через деревни, через населенные пункты не строим. Дело в другом: что раньше в свое время в 60-е годы, 70, 80-е годы строились и нефтепроводы, и нефтепродуктопроводы. Они недостаточно правильно с юридической точки зрения были оформлены и занесены в кадастры. Им не присвоены охранные зоны.

Местные муниципальные власти, особенно в Пермском крае, это показательно, просто давали разрешение на застройку в охранных зонах этих нефтепроводов. Люди, не зная или зная, тем не менее строили капитальные дома и другие хозяйственные постройки, и все это в настоящее время превратилось в кошмар и для них, и для нас.

Это только для Пермского края характерно?

Ну, это характерно, поскольку здесь в Хотьковском районе для "Газпрома" такая же история. К сожалению, я бы не хотел оказаться на месте людей, которые построились в охранной зоне. Они действительно подвержены рискам или жизни, или имуществу. Там ведь копают колодцы, жгут костры. В общем, масса всяких житейских проблем, связанных с рисками для них самих. К сожалению, никто до сих пор не дал правовой оценки этой ситуации. Кто виноват? Почему люди оказались в таком положении? И кто должен компенсировать им построенное жилье, возместить издержки, которые они поимели? Они апеллируют к "Газпрому", "Транснефти", "ЛУКойлу" - вы богатые, давайте убирайте свои трубы. Но это тоже, в общем-то, в один день не делается, и не мы виноваты. Надо разобраться с правовой точки зрения во всем этом вопросе.

У вас идут судебные процессы сейчас?

Да. Все судебные иски, которые мы подавали, они удовлетворены. Потому что реально людям нельзя там находиться.

Значит должны компенсировать городские и региональные власти, которые давали разрешение на строительство?

Сейчас все в процессе. К сожалению, очень трудно идет решение этой проблемы, тем более зима сейчас. Хотя суды вынесли положительное решение в пользу нефтяных и газовых компаний.

Важно, что такая история повториться не может, как вы сказали, потому что все новые трубы проходят.

К сожалению, в Московской области, несмотря на все наши предупреждения, таких случаев достаточно много.

Они появляются?

Продолжаются, да.

Почему говорят о возможном объединении "Транснефти" и "Роснефти"? Возможно ли это?

С точки зрения экспертов, которые глубоко знают эту тему и проблемы нефтегазовой отрасли, совершенно очевидно, что вопрос этот надуман. Вообще, он используется в рамках такой грубо срежиссированной заказной кампании против "Транснефти". Я не считаю серьезным и необходимым комментировать эти надуманные досужие рассуждения таких малокомпетентных деятелей, поскольку они не стоят того и не надо тратить время аудитории на обсуждение этого вопроса.

Отмечу только один момент: на эстраде есть такой оригинальный жанр, он называется художественный свист. Это выходит артист и свистом выводит немыслимые мелодии. В данном случае по теме объединения "Транснефти" и "Роснефти" - это просто художественный треп.

МОСКВА, 17 фев - РИА Новости/Прайм. "Роснефть" и "Транснефть" урегулировали в досудебном порядке спор по условиям транспортировки нефти, достигнута договоренность о снижении нормативов потерь, сообщил РИА Новости представитель "Роснефти". "Транснефть" подтверждает информацию об урегулировании спора и сообщает о подписании соответствующего договора на 2017 год, однако по вопросу нормативов потерь у трубопроводной компании есть дополнение по интерпретации ситуации.

"Спор двух хозяйствующих субъектов — ПАО "НК "Роснефть" и ПАО "Транснефть" — по вопросу согласования условий транспортировки нефти урегулирован в досудебном порядке в ходе переговоров. Достигнута договоренность о снижении нормативов потерь", — сказал представитель "Роснефти".

"Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей", — сказал в свою очередь РИА Новости представитель "Транснефти".

Спорные нормативы
СМИ: "Роснефть" просит изменить тарифную политику "Транснефти" Глава "Роснефти" Игорь Сечин, как сообщают СМИ, в середине августа направил ФАС замечания к подготовленному службой проекту постановления правительства, которое определяет цену прокачки по трубопроводам "Транснефти" на 2017 год.

Он сообщил, что "Транснефть" и "Роснефть" провели двусторонние консультации и "договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов".

"В этой связи договаривающиеся стороны совместно обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку об активизации работы в рамках созданной Минэнерго России комиссии по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь в системе магистральных нефтепроводов", — сказал представитель "Транснефти". Долгосрочной программой развития "Транснефти" к третьему кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь (рассчитанных на основании документально подтвержденных грузопотоков 2016 года) до уровня 0,12%, пояснил он.

"Транснефть" реализует программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка с тем, чтобы снижать нормативные потери до следующих целевых среднесистемных показателей: ко второму кварталу 2018 года — 0,11%; к четвертому кварталу 2020 года — 0,09%, пояснил представитель "Транснефти". Для компании "Роснефть" показатели нормативных технологических потерь нефти установлены: к третьему кварталу 2017 года — 0,14%; ко второму кварталу 2018 года — 0,12%; к четвертому кварталу 2020 года — 0,1%, отметил представитель "Транснефти".

При этом источник в отрасли, знакомый с ситуацией, отметил, что договоренность между "Роснефтью" и "Транснефтью" по вопросу нормативов потерь при транспортировке нефти является компромиссом сторон. "Компании договорились о постепенном снижении нормативов потерь", — пояснил он.

"Нельзя сказать, что договор о транспортировке нефти "Роснефтью" был заключен на условиях "Транснефти". Текущий норматив остается тем же, но существуют обязательства по снижению нормативов, которые должны быть выполнены за счет модернизации трубопроводной системы до 2020 года", — добавил собеседник агентства.

Суд

"Роснефть" просит "Транснефть" построить нефтепровод к своему НПЗ Глава "Транснефти" Николай Токарев заявил, что компания должна убедиться, что строительство отвода от нефтепровода ВСТО к Комсомольскому НПЗ должно быть не в ущерб инвестиционной программе "Транснефти".

Арбитраж Москвы 28 декабря по заявлению "Роснефти" об обеспечении имущественных интересов запретил "Транснефти" прекращать или сокращать транспортировку нефти крупнейшей российской нефтяной компании в условиях не подписанного тогда сторонами договора на 2017 год.

В материалах дела говорилось, что "Роснефть" оплатила "Транснефти" услуги по транспортировке нефти на 2017 год, однако компании не подписали соответствующий договор, поскольку не смогли полностью согласовать его условия. Спор возник, в частности, по методике учета технологических потерь нефти и их компенсации. При этом "Роснефть" гарантировала оплату услуг по транспортировке нефти, спора по цене между компаниями нет.

«Транснефть» считает неслучайной дату заявления, связывая его с желанием прикрыть свои ошибки.

«Роснефть» подала в Арбитражный суд города Москвы заявление об обеспечении имущественных интересов, ответчик - «Транснефть». Заявление подано 27 декабря, сообщил представитель суда «Ведомостям». Оно зарегистрировано в картотеке суда. Содержание заявления не раскрывается. «Транснефти» содержание заявления неизвестно, сказал представитель компании. Представитель «Роснефти» отказался от комментариев. Пресс-секретарь суда Елена Фортунатова сказала ТАСС, что арбитраж уже удовлетворил это заявление «Роснефти». Какие обеспечительные меры он наложил, она не уточнила.

Иск может быть связан с «недовольством «Роснефти» методикой расчета остатков нефти и нефтепродуктов в системе «Транснефти», передал ТАСС со ссылкой на источник в Минэнерго.

21 декабря «Роснефть» подала в ФАС жалобу на «Транснефть» о навязывании невыгодных условий договора на транспортировку на 2017 г., рассказал «Ведомостям» начальник управления ТЭК ФАС Дмитрий Махонин. Связана ли жалоба с иском, он не знает.

«Транснефть» считает, что остатки в системе должны определяться так: объем вошедшей в систему нефти за вычетом технологических потерь, определенных согласно сборникам нормативов, а «Роснефть» считает, что расчет должен быть таким: количество вошедшей нефти за вычетом фактических технологических потерь в пределах норматива, утвержденного в установленном порядке Министерством энергетики, объясняет Махонин.

По его словам, ФАС проводит проверку по этому заявлению.

«Роснефть» и сроки

«Нефтяные компании по существующему регламенту заключают договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на будущий год до 1 декабря текущего года. Однако компания «Роснефть» из года в год срывает нормативные сроки подписания», - заявил представитель «Транснефти». По его словам, на 28 декабря 2016 г. «Роснефть» единственная не заключила договор с «Транснефтью».

«Вместо завершения договорной кампании в нормативно установленные сроки, соблюдаемые всеми остальными участниками рынка, «Роснефть» обратилась в суд с требованием принятия предварительных обеспечительных мер, фактически затягивающих на следующий год процесс согласования договоров на транспортировку, и выбивая для себя не стандартные с рынком эксклюзивные условия. В компании «Транснефть» до сих пор не известны детали дела, не удалось ознакомиться с поданным заявлением. Вопреки действующим нормам возможно только прочитать определение суда на его сайте, - сообщила компания. - Обращает на себя внимание тот факт, что компания «Роснефть» обратилась и получила судебные меры после 26 декабря - даты введения в Арбитражном суде г. Москвы предпраздничных ограничений на документооборот, в том числе и на ознакомление с делом. Принятое таким образом решение суда является незаконным, и компания будет его обжаловать. При этом речь о приостановке транспортировки не идет».

«В ПАО «Транснефть» есть понимание, что судебная активность накануне новогодних праздников связана не столько со стремлением защитить права «Роснефти», сколько прикрыть неквалифицированную работу отдельных менеджеров компании и затянуть законодательно установленные сроки согласования договора», - сказал представитель нефтетранспортной компании.

Арбитражный суд может принять предварительные обеспечительные меры до предъявления иска. В числе таких мер может быть арест денежных средств или другого имущества ответчика, запрещение ответчику совершать определенные действия, касающиеся предмета спора.

У «Роснефти» и «Транснефти» не раз возникали разногласия. Так, например, в феврале 2014 г. трубопроводная компания резко отреагировала на предложение «Роснефти» стать акционером монополии, назвав эту идею истерикой.



Поделиться