Самая краткая форма самопрезентации по объему. Что написать в разделе резюме «О себе»? Что оценивает рекрутер в начале интервью

Презентация № 1

ДЕЛОВАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ

Знак зодиака – Телец (чем очень горжусь!). По профессии и по призванию – психолог. Имею два дипломированных образования, плюс никогда не заканчивающийся процесс самообразования и самосовершенствования (процесс этот, кстати, прекращать и прерывать не планирую). Веду активный и здоровый образ жизни, люблю спорт (не связанный с экстримом и риском для жизни). Вредные привычки отсутствуют. В порочащих меня связях замешана не была. По «местам не столь отдаленным» не проходила. Репутация безупречная. Прошлое «прозрачное». На пост президента не баллотировалась. В иностранной разведке не служила. Врагов нет.

Характер уравновешенный, и гибкий, темперамент представляет собой густой замес «сангвиника» с «флегматиком». Мировосприятие образное, визуалистичное. Ум пытливый, прозорливый. Выносливость крепкая, реакция быстрая. Личность ответственная, пунктуальная. Женщина общительная и коммуникабельная, но в связях разборчивая. Личное пространство отдаленное. Психотип – «слушатель». Самооценка высокая. Уровень амбиций вызывает уважение, но не зашкаливает. Взгляды на жизнь реалистичные и прагматичные. Стиль мышления и восприятия всего происходящего – оптимистичный. Люблю жизнь и людей. Чувство юмора всегда со мной. Жизненное кредо: «Все, что делается, все к лучшему»! Философское мировоззрение: «События своей жизни мы формируем своими мыслеформами». Натура целеустремленная. Я человек «золотой середины». В принятии важных решений не тороплюсь. Принцип – «кто не рискует, тот не пьет шампанского» для меня дискомфортен, но и «табуретку 77 раз измерять» не стану. Способна на задачу посмотреть с «третьей стороны», с легкостью отношусь к принятию и применению нестандартных решений. Натура творческая, преобладает мышление правого полушария. Порядочная, честная, склонна во всем искать компромисс. Стараюсь сближаться с людьми, обладающими такими же характеристиками. Держу большую дистанцию с личностями истеричными, импульсивными и гипер – ленивыми, а если уж такое общение неизбежно, то кропотливо и корректно выстраиваю свою психологическую защиту Люблю тесную дружную компанию, плохо себя чувствую в большой толпе. Задайте мне мой «любимый» вопрос: «А КАКИЕ У ВАС ЕСТЬ НЕДОСТАТКИ?» Отвечаю: «С недостатками, которые появляются, которые несут с собой ворох проблем, препятствуют общению с людьми, я сразу начинаю бороться, их искоренять (или сводить до комфортного минимума). В тоже время, к критике со стороны окружающих я отношусь ровно – прислушиваюсь, анализирую, но комплексы в себе не складирую и в обиду свое самолюбие не дам. Те качества, за которые меня может любить и уважать один человек, одновременно могут раздражать кого — нибудь другого, поэтому не считаю нужным данному пункту уделять много времени и оставляю тему «я и мои недостатки» на обсуждение окружающим». Вот такое легкая самопрезентация, не перегруженная самокритикой. Прошу любить и жаловать меня такой, какая я есть. Отсутствие проблем в общении со мной гарантирую. Презентация № 2 Я такой классный. Этим хотелось бы и закончить. Жаловался я тут подруге, что в прошлый раз на занятиях я писал речь, чтобы продать журнал Cosmo , а к этой субботе придется писать речь, чтобы продавать самого себя, она мне сказала, что готова меня купить и так, без всякой речи, так, что цель достигнута, меня уже купили. Но я все таки расскажу, о себе поподробней. Мне всегда хочется двигаться вперед, никогда не могу стоять на месте, заниматься одним и тем же, меня это угнетает. Поэтому если мы в этом, немного похожи, то станем хорошими друзьям. На этом пути – “постоянно вперед” будут встречаться события довольно грустные, но со мной вам будет не страшно, я всегда смогу вам показать, что не все так плохо, могло бы быть и хуже. И вы поймете, как вам все таки повезло и с ситуацией, и с другом. Несмотря на мой беззаботный характер, я легко справлюсь со всеми проблемами, благодаря общению с самыми разным людьми, я могу посмотреть на ситуацию с самых разных сторон, может быть это вовсе и не проблема. Я и вам помогу взглянуть на мир другими глазами. Способность к эмпатии делает меня отличным другом, я всегда смогу разделить с вами радости и печали, в любую погоду. Кстати, я очень люблю гулять в дождь или по морю ночью, так что зовите, я готов. Если сможете окружить меня комфортом, получите человека с искрометным и оригинальным чувством юмора, со мной будет весело. Желание делать и заниматься чем-то значительным подтолкнуло меня, 6 лет назад, к выбору будущей профессии – политологии. Так что, будьте рядом со мной, и вы увидите, что-то необычное и величественное. Благодаря моему широкому кругу интересов и кругозору, мы всегда сможем найти с вами тему для разговора, я ведь уже говорил, что меня всегда интересует все новое. поэтому если вам, например страшно прыгнуть с парашютом, то зовите меня, будем бояться вместе. А еще я страшно умен, хотя и тщательно это скрываю, не зря меня несколько раз привлекало в качестве аналитика министерство образования Калининграда. Не могу не сказать, я ведь очень ленивый, поэтому когда вам в очередной раз захочется ничего не делать, кричите, я разделю с вами это приятное чувство.

Презентация № 3

Самопрезентация

Я — психолог. Благодаря моим природным способностям, таким как быстрая обучаемость, хорошая память, работоспособность я на «отлично» окончила 8 классов школы и поступила в Медицинское училище. Мне очень нравилась выбранная мною специальность, так как по натуре я добрый, отзывчивый, небезразличный к чужому горю человек. Мне нравилось учиться, и я активно участвовала в общественной жизни, пользовалась заслуженным авторитетом однокурсников и, благодаря своим хорошим организаторским способностям, была избрана старостой группы. Учебу я окончила с красным дипломом.

Вышла на работу в детский сад, куда пошел мой маленький сын, старшей медсестрой. В коллективе у меня сложились хорошие. теплые взаимоотношения с сотрудниками, так как я контактна, доброжелательна, готова прийти на помощь.

Затем я призвалась на действительную военную службу, которую прохожу по настоящее время. Я успешно справляюсь с требованиями своей новой профессии, благодаря таким своим качествам, как выдержка, умение сохранять самообладание, способность концентрироваться, умение быстро и грамотно решать поставленные задачи, готовность брать на себя ответственность.

Я замужем и счастлива в браке. Я замечательная жена и мама. Я очень горжусь своей семьей, считая, что доверительные и близкие отношения между нами - результат моей любви, терпения, гибкости, женской мудрости. Я считаю себя привлекательной, обаятельной, женственной. Я прислушиваюсь к своим желаниям и доверяю своей интуиции.

Так как меня всегда интересовали вопросы о внутреннем мире человека и взаимоотношениях между людьми, я решила поступить в Московскую открытую социальную академию. Благодаря таким моим качествам как любознательность, работоспособность, трудолюбие, настойчивость я с красным дипломом закончила академию и получила специальность «психолог».

Я с уверенностью смотрю в завтрашний день. Сегодня я хочу посвятить себя тому, что мне действительно нравиться и по-настоящему интересно. В Балтийский институт психологии я пришла для того, чтобы приблизиться к своей мечте, получить практические навыки, наработать опыт, познакомиться с компетентными людьми. В будущем я планирую заниматься психологическим консультированием, и я четко представляю, что мне для этого нужно сделать. Я знаю, что я делаю и зачем, умею планировать и организовывать свое время, я ответственна, пунктуальна, хорошо обучаема, грамотно отражаю свои мысли устно и письменно, адекватно реагирую на критику. Самым главным своим качеством считаю то, что я всегда довожу начатое дело до конца.

О презентациях

Друзья! Позвольте рассказать Вам сказку, А может и не сказку, А может не простую, Но тоже хорошо. Сейчас я прочитаю басню, О том, как день ненастный, А может быть опасный, А может быть в раю. Как в Африке, как в Африке И в самом центре Африки. Там встретились животные, Рептилия и птица: И страус, черепаха, Хамелеон и еж. Поскольку дома им на месте Не сидится, То спорить они стали о том: То кто ж Из них и самый привлекательный? И самый респектабельный? А может и ругательный, А может и сосательный? Но тоже хорошо. Вот птичка прилетела И на песочек села. А может и не птичка, А может быть и слон. Чирикнула, подпрыгнула И хвостик подняла. И так она была красива и мила, Что песенку запела, А может, проревела, А может быть и хоботом С ушами затрясла. И страус, черепаха, Хамелеон и еж От страха задрожали, Попрятались, ну что ж. Вот страус головой В песок уткнулся. А еж в клубок колючий завернулся. Ушла в свой панцирь черепаха, Как в домик, в прочную рубаху. 00,Окраску поменял хамелеон. Не сразу скажешь: он или не он. А может быть, развеселились, А может, и запели, От радости, от радости Смеялись и галдели. Счастливые кружились в танце, А может и не в танце, А может, не тужили, А может, и дружили. И страус, черепаха, Хамелеон и еж. А может быть на тренинге, С психологом на тренинге Общались, разбирались На психологическом тренинге. И были они все в учебной ситуации По тренингу, по тренингу С названием «Презентация». Не плачьте, не грустите, И не смущайтесь даже. Так в жизни добиваются Все результатов важных.

Сущность, цели и задачи самопрезентации

Замечание 1

Понятие самопрезентации определяется как система управления впечатлением окружающих. Человек демонстрирует свои личные и профессиональные качества, внешний облик для привлечения внимания к своей персоне. Часто этот термин заменяется словами: самоподача или самопредъявление.

Владеть искусством самопрезентации важно для представителей шоу-бизнеса, театра и кино, политических деятелей и предпринимателей. В этих сферах нужно обладать положительным имиджем и притягательным образом, чтобы привлекать аудиторию.

В широком понимании ключевой целью самопрезентации является «продажа себя», т.е. необходимо понравится собеседнику или публике. Отношение обычно складывается за первые 30 секунд коммуникации. Следующие 3 минуты происходит укрепление мнения. Изменить отношение после первых трех минут общения трудно, а иногда невозможно. Поэтому следует запомнить правило эффективной самопрезентации: «30 секунд и 3 минуты».

Следующая цель самопрезентации - это построение взаимодействия выступающего и публики для достижения желаемого результата. Любые отношения между людьми служат для удовлетворения потребностей, долгие связи могут быть установлены, если потребности удовлетворяются взаимно. Это можно назвать симбиозом или синергией. Поэтому важно помнить, что у каждого диалога есть цель, у каждого собеседника есть потребность.

Для большинства людей еще одной целью самопредставления считается восполнение нехватки в чем-либо. При этом сам субъект может и не осознавать, что нехватка существует. Но при четкой и ясной цели, следует не забывать о скрытых мотивах.

Использование самопрезентации при установлении различных контактов с людьми позволяет решить ряд задач:

  • адаптация – обеспечение оптимального вхождения в систему профессиональных отношений, приспособление к реальным условиям;
  • коммуникация – возможность взаимодействия с людьми, вливание в команду, превращение в лидера;
  • информирование – создание условий для информационного обмена с коллегами, клиентами и другими заинтересованными лицами;
  • коррекция – исправление возможных недостатков и искажений в образе профессионала, предотвращение появления слухов и негативной информации;
  • демонстрация – предъявление доказательств своей компетенции и профессиональной квалификации (свидетельства, дипломы, грамоты и т.п.).

Особенности самопрезентации личности

Самопрезентация имеет большое значение для понимания собственного «я». Выделяет несколько причин этого:

  • люди стремятся к тому, чтобы их видели в лучшем свете: интересными, образованными, дружелюбными и ответственными или наоборот передавать совершенно иной образ;
  • самопрезентация помогает описывать и понимать многочисленные и разнообразные презентации самих себя, которые хотелось передать другим;
  • самопрезентация оказывает влияние на знание собственного «я»: через поведение и действия человек получает знания, которое соответствует собственному «Я».

Определение 1

Самопрезентация – это часть сложного процесса формирования имиджа специалиста. Человек, который профессионально занимается какой-нибудь деятельностью, оказывается включенным во множество социальных и деловых отношений.

Особенностью формирования специалиста внутри профессии является обращение профессиональной среды к авторитетным людям, чьи труды служат имиджевым эталоном. Вторая особенность – это информационная и коммуникационная связь специалистов между собой через непосредственное общение и через определенные средства (Интернет, профессиональная литература, конференции, обучение). Это позволяет не только знать личные качества коллег, но и их деловые компетенции .

Особенностью деятельности специалиста для внешнего окружения (клиенты) является то, что его положительный имидж – это гарантия востребованности. Обсуждение специалиста происходит в определенном круге лиц, мнение о человеке передается другим людям и оно начинает существовать само по себе.

Стратегии и техники самопрезентации

Многие ученые, занимающиеся исследованием самопрезентации, рассматривают ее как поведенческую реализацию мотивации.

Исследователи Р. Аркин и А. Шутц как раз и отмечали наличие данного признака в самопрезентаци. Они выделили два вида представления личности, а именно приобретающее и защитное.

Для приобретающей самопрезентации характерен выбор обычных ролей и задач, которые соответствуют уровню образования и социальному положению субъектов. Люди вступают в контакты с равными себе людьми.

Защитная самопрезентация – это поведенческое проявление мотивации уклонения от неудач. Человек чаще всего не осознает это и выбирает неадекватные пути решения.

Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер рассматривали самопрезентацию как самораскрытие в общении между людьми через представление своих мыслей, черт характера и т.д. Этот процесс является неосознанным и отражает социальную природу человека, его потребность в признании. При этом одного впечатления недостаточно, человек стремится показать, что он из себя представляет.

Ученый Эрвинг Гоффман утверждал, что когда человек предстает перед публикой, она стремится собрать сведения о нем или строит сове поведение на основе уже имеющейся информации. Аудитория интересуется социально-экономическим статусом выступающего, его компетентностью, Я-концепцией и др. А сам субъект самопрезентации старается контролировать то впечатление, которое он производит. Потому что впечатление - это очень деликатная вещь и тонкая реальность, которая может быть разрушена даже незначительной ошибкой.

Исследователи И. Джонс и Т. Питтман описывают самопрезентацию как поведенческую реализацию стремления к власти в отношениях между людьми. Они выделяют пять видов власти и предлагают соответственно пять стратегий ее достижения.

  • власть обаяния: старание понравится (выражать согласие, льстить, оказывать благосклонность);
  • власть эксперта: самопродвижение, самореклама (хвастать, демонстрировать знания и умения);
  • власть страха: запугивание (выдвигать требования, угрожать неприятностями);
  • власть наставника: пояснение примером (хвастать, демонстрировать свои достонства);
  • власть сострадания: мольба (умолять, демонстрировать слабость и зависимость).

Замечание 2

Существует ряд исследований в области управления впечатлениями. Это такие техники и приемы, как наслаждаться отраженной славой (использовать чужой успех в своих целях) и вредить (намеренное преувеличение недостатков для повышения собственного статуса в глазах аудитории).

Профессионал, занятый в публичный сфере, должен уделять пристальное внимание ораторским качествам. Если мы говорим о создании первого впечатления, стремлении влиять на партнеров и коллег, побуждать к конкретным действиям, то метод для достижения этого – оригинальная самопрезентация в публичном выступлении.

Чтобы получить эффект от выступления, важно не только то, что вы говорите, но и какое впечатление производите на собравшихся слушателей. Ваши манеры, стиль, имидж, - все это повлияет на конечный результат.

Самопрезентация для оратора – это умение управлять впечатлением на аудиторию с целью влияния на нее. Эффективное выступление способно непосредственно влиять на аудиторию, добиваться у слушателей того, что нужно оратору, показывая пример, как действовать в той или иной ситуации.

Обратите внимание, что самопрезентация происходит даже в том случае, если оратор не готовится к ней и даже не задумывается об этом. Как пример, два соискателя пришли на собеседование. Один – в строгом костюме и выглаженной рубашке, второй – в джинсах и свитере. При этом первый своей самопрезентацией стремится составить мнение о себе, как о человеке уважаемом, а второй, как о самостоятельном сотруднике.

Пример устройства на работу – классический случай, когда правильно выстроенная презентация личности может позитивно отразиться на вашей дальнейшей карьере. Если вы определились с компанией, в которой хотите получить профессиональные навыки на будущее, то от первого собеседования зависит многое.

Как вести себя на самопрезентации

На самопрезентации важна каждая деталь. Обязательные условия – пунктуальность, исключение внешних раздражителей (это может быть не к месту зазвонивший мобильный телефон, либо другое устройство, отвлекающее внимание), доброжелательность. Справиться с лишними эмоциями помогут правила самопрезентации.

  • Первое впечатление. Слушатели и зрители составляют мнение о вас в первые секунды встречи. Нельзя сутулиться, у вас должна быть внешность победителя – целеустремленный взгляд вперед, расправленные плечи, правильная осанка.
  • Далее, расположите к себе аудиторию. Роль сыграет ваша одежда. Она должна создавать воодушевляющее впечатление. Свежая и опрятная, без лишних аксессуаров, максимум, обручальное кольцо или неброские серьги для девушек.
  • Контролируйте язык тела. Скрещенные руки или ноги признаки вашей скрытности и неготовности говорить начистоту. Никакого скептицизма и безучастного отношения к собравшимся – в таком случае выступление обречено на провал.
  • Наладьте контакт со слушателями – навыки непринужденного общения помогут. Следите за реакцией.

Какой бывает самопрезентация

Виды самопрезентации, которые выделяют специалисты, искусственная и природная.

  • Этапы природной самопрезентации не поддаются контролю и корректировке. Это ее основное отличие, при этом невозможно спрогнозировать, конечный эффект. Никакой подготовки при этом не проводится, это не контролируемая личностью презентация самого себя.
  • Искусственная самопрезентация на выступление готовится заранее и основательно. Оратору важно написать текст, сформировать этапы, по которым все развивается.

Такая творческая самопрезентация полно раскроет личность оратора в глазах аудитории. С ее помощью вы легко завуалируете проигрышные для вас особенности вашей личности, орудуя элементами так, как вам нужно.

Зачем нужна самопрезентация

Правильно подать себя аудитории, получить от нее желаемое – отличительная черта оратора, в этом состоит его искусство представлять себя. Поэтому даже имея природные таланты в этой сфере, приходится прибегать к тщательной предварительной подготовке, отрабатывать примеры поведения слушателей, что получить эффект. Если выбранная вами технология работает так, как нужно вы добьетесь многого.

  • Сможете получить от людей нужные вам для развития и жизни ресурсы. Как пример, информационные, эмоциональные и материальные. Если вы умеете себя преподнести в выгодном свете, вам будет проще устроиться на работу, расположить к себе собеседника или группу людей, получить от них желаемый результат.
  • Формировать собственный образ в выгодном свете.
  • Грамотная самопрезентация личности поможет наладить социальные контакты.

Образцовый пример

Образцовая самопрезентация делится на несколько частей.

  • Вступление. Слова, с которых вы начнете выступление, задержат внимание публики на вас, позволят им услышать тембр голоса и оценить, насколько он соотносится с внешностью. Если перед вами много народа, то приветствие лучше сделать простым. Допустим: «Добрый день, меня зовут Андрей Ефимов. Всем ли слышен мой голос? Спасибо, что нашли время для встречи. Она продлится два часа, за это время мы поговорим о приемах ораторского искусства, но сначала о себе».

Этой речью вы реализуете сразу несколько задач. Установите контакт, узнаете, всем ли комфортно в зале и обозначите временные промежутки встречи, что важно для слушателей. И главное, расскажете, почему зрителям и слушателям важно и нужно поучаствовать в вашей лекции.

  • Вначале заинтересуйте публику деталью. Как говорил один из преподавателей Пушкина в лицее: «А теперь, господа, повесьте ваши уши на гвоздь внимания». Заранее продумайте, что это будет за «гвоздь» в вашем выступлении. Чаще всего, для этого используют оригинальную метафору, вопрос или загадку. Если повезет, публика включится еще в интерактив.
  • Сформируйте карту своей самопрезентации. Сразу обозначьте моменты, о которых пойдет речь. Это позволит вам структурировать выступление и наладить контакт с аудиторией.

Протокольно-этикетное выступление в виде самопрезентации

В древности – в Греции и Риме протокольно-этикетное выступление в виде самопрезентации было основой обучения ораторскому искусству. Цель - соблюдение обычаев и традиций в официальных ситуациях, правильно протокольно составленное обращение к публике. По целям выделяют четыре вида публичных выступлений:

  • Протокольно-этикетное.
  • Развлекательное.
  • Убеждающее.
  • Информационное.

Как пример, протокольно-этикетное выступление включает в себя – речь на официальном приеме, приветственная речь почетного гостя, речь на банкете.

Протокольно-этикетное выступление придерживается правил, как сделать самопрезентацию.

  • Краткость.
  • Воодушевление.
  • Эмоциональность и энергичность.
  • Выступление с листа.
  • Пробуждение благородных чувств.

Самопрезентация доминантности

Самопрезентация личности заключается в эффекте доминантности. Технология такого метода заключается в том, что для аудитории, на которую нужно воздействовать, вы должны себя преподнести как неформальный лидер. Правда, применить искусство самопрезентации таким образом удастся только в ведомых группах. Если же в аудитории много лидеров, то должного эффекта не будет. Поэтому так важно пристально анализировать собравшуюся группу, чтобы написать соответствующую речь.

Для оратора творческая самопрезентация – залог успешной карьеры. Только правильно выстроив этапы выступления, вы будете уверенным в конечном положительном результате. Важно помнить, что у оратора при публичном выступлении не только слушатели, но и зрители.

Поэтому главный визуальный объект в ходе самопрезентации – это сам оратор. Не только то, что он говорит, но и его внешность, умение общаться с публикой играют определяющую роль. Следите за поведением и речью, не ленитесь повторять пройденный материал помногу раз.

Для кого-то публичные выступления являются родной стихией, а кто-то испытывает затруднения, выступая перед . Но и той, и другой категории людей наверняка знакомо такое понятие, как «самопрезентация».

Что входит в понятие «самопрезентация»?

Согласно известному философскому закону, форма всегда соответствует содержанию. Поэтому самопрезентация подразумевает и внешний вид человека, и его речь. Самопрезентацией считают вербальную и невербальную демонстрацию собственной личности в системе коммуникаций.

Когда приглашенный лектор или руководитель рассказывает о себе коллективу, он привлекает к себе внимание не только словами, но и жестами, и своими непроизвольными движениями. Во время самопрезентации важно достичь гармонии между внешним видом, текстом и жестикуляцией.

Как провести эффективную самопрезентацию?

Как провести самопрезентацию и построить свое выступление так, чтобы окружающие увидели в вас человека, личная эффективность, компетентность и харизма которого с первых минут захватывают внимание аудитории? Рассмотрим несложный алгоритм.

Главное, чтобы костюмчик сидел.

Крылатая фраза очень точно отражает тот эффект, который должна производить одежда оратора на аудиторию. Выбор костюма зависит от того, каким выступающий хочет казаться окружающим. Если цель — выглядеть умным, деловым, концентрированным и строгим, то подойдут темные тона, минимум деталей, хорошая ткань и один яркий акцент. Когда стоит задача показать слушателям компетентность, гибкость, целеустремленность, то можно использовать несколько средних тонов в одежде, и даже какое-нибудь украшение, а порой, в зависимости от аудитории, к месту может быть и стиль «кэжуал».

Наши мысли на бумаге и вслух.

Перед выступлением все учат речь. Но часто с таким упражнением можно переусердствовать. Лучше основательно подготовиться за два дня до выступления, а за день до него дать голове отдохнуть. Намного полезнее провести вечер накануне презентации не перед компьютером, а на природе. И начать свое выступление с уместной шутки, чем выглядеть уставшим от бесконечной зубрежки и перейти сразу к тексту презентации.

Рассказывать о себе всегда непросто. Поэтому личная эффективность должна заключаться в полном внутреннем спокойствии. Тем, кто панически боится выступать перед публикой, стоит выпить малую дозу успокоительного. Это поможет избежать сбивчивой речи. Лучше, когда речь слегка замедленная и плавная.

От того, что вы рассказываете о себе, люди не должны засыпать. На одну самопрезентацию должна приходиться одна хорошая шутка, один случай из жизни и максимум конкретизированной информации. Во время своего выступления для публики вы сродни артисту: даже в бизнес презентации люди хотят видеть « зрелище» , так как все мы очень ценим свое время и не хотим тратить его впустую.

Жесты, мимика, движения.

Нервные подергивания и «пританцовывания» портят всю презентацию. Движения должны соответствовать словам, улыбки допустимы там, где это уместно. Совсем лишить ваше выступление юмора будет критической ошибкой. Эмоциональность и вовлеченность вас самих в вашу самопрезентацию поможет завладеть и вниманием аудитории.

«Встречают по одежде, провожают по уму» — эта народная пословица хорошо отражает суть самопрезентации. На самом деле, люди презентуют себя ежедневно, когда подбирают костюм и макияж, когда рассказывают о себе своим близким и малознакомым людям. И если не становиться трагедией в собственной голове, то и на деле вопрос, как провести удачную самопрезентацию, не окажется непосильно сложным.

Как расположить к себе людей?

Обычно самопрезентация не длится долго. Но даже во время непродолжительного выступления несложно заинтересовать людей, слушающих вас.

  • Перед началом выступления можно обратиться к кому-либо с небольшой просьбой. Например, попросить прикрыть дверь, окно или включить дополнительное освещение. Просьба об услуге располагает человека к более открытому взаимодействию;
  • Если во время выступления лектора внимательно слушают, стоит поблагодарить людей за это прямо в середине речи, ведь к концу любого выступления внимание ослабевает;
  • Иногда полезно скопировать непроизвольный жест кого-то из аудитории. Например, поправить волосы, как та девушка в синем жакете, или щелкнуть ручкой, как молодой человек справа. Но не стоит использовать этот прием слишком часто, иначе он будет заметен;
  • Нужно говорить спокойно, искать зрительный контакт с залом, время от времени искренне улыбаться. Тогда люди будут расположены больше узнать о говорящем и с большим интересом слушать выступление. Сухие слова, как бы красиво они ни были изложены на бумаге, никогда не будут должным образом восприняты публикой.

Традиционно выделяют три группы теорий. Первую группу составляют мотивационные теории. В их основе лежит допущение, что самопрезентация обусловлена внутренними факторами - мотивацией. Вторую группу составляют ситуативные теории, согласно которым самопрезентация подвержена влиянию внешних факторов, т.е. параметрами конкретной ситуации, в которой действует человек. Сторонники теорий третьей группы придерживаются мнения, что на самопрезентацию оказывают влияние как те, так и другие факторы.

Мотивационные теории различаются по тому, какие именно побуждения, по мнению их сторонников, лежат в основе самопрезентации. Так, например, с точки зрения И. Гоффмана, это - потребность одобрения и стремление избежать неодобрения. По И. Джонсу и Т. Питтману, в основе самопрезентации лежит мотив власти. Похожая позиция у А. Адлера, он объясняет самопрезентацию стремлением к превосходству. По мнению Дж. Уайта и Р. Де Чармза - это стремление чувствовать свою эффективность, и потребность в уважении, по мнению Р. Харе.

Некоторые авторы выделяют как самостоятельный мотив - мотив самовыставления или мотив привлечения внимания к себе. В теориях, апеллирующих к ситуативным факторам, основной упор делается на параметры ситуации - степень знакомства с окружением, длительность общения, зависимость от окружения, значимость ситуации для человека с точки зрения его жизненного пути.

Р. Викланд в этой связи предположил, что попытка заставить человека осознать самого себя, вызывает его внимание к самому себе во взаимосвязи с его нормами. Таким образом, объективное самосознание - это способ индивида осознать, насколько хорошо или плохо он живет, согласно своим представлениям об этике, морали и эстетики.

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Повышение мотивации может иметь улучшающий или разрушающий эффект. Это зависит от многих факторов.

Например, насколько привычным для человека является данное поведение (социальный контекст) или насколько высок конечный уровень мотивации.

Теории третьего типа объединяют и те, и другие факторы, полагая, что они оказывают влияние на самопрезентацию.

Рассмотрим теории зарубежные теории самопрезентации.

Впервые анализ проблемы управления впечатлением о себе мы находим в работах Э. Гоффмана. Э. Гоффман является автором, выдвинувшим особую концепцию «социальной драматургии». Суть ее заключается в проведении полной аналогии между реальными жизненными ситуациями и театральным представлением. Автор исходит из того, что человек в процессе социального взаимодействия способен не только смотреть на себя глазами партнера, но и корректировать собственное поведение в соответствии с ожиданиями другого с целью создания наиболее благоприятное впечатление о себе и достижения наибольшей выгоды от этого взаимодействия.

По мнению Э. Гоффмана, независимо от конкретного намерения, индивид заинтересован в осуществлении контроля за поведением других. Такой контроль осуществляется преимущественно путем воздействия на «определение» ими ситуации. Индивид может воздействовать на это «определение ситуации», подавая себя таким образом, чтобы окружающие добровольно действовали в соответствие с его собственными планами.

Приняв во внимание, что другие люди, по-видимому, проверяют более контролируемые аспекты поведения с помощью менее контролируемых, автор считает, что иногда индивид будет использовать эту возможность для того, чтобы управлять впечатлением, посредством поведения, которое как считается, несет в себе надежную информацию. Обычно «определение ситуации» разными участниками взаимосогласовано для избежания открытого противоречия. Существует реальное согласие по поводу желательности избегания открытого конфликта разными людьми. Это своего рода рабочее соглашение, которое устанавливается для каждой ситуации.

Необходимо также учитывать, что другие участники взаимодействия, какой бы пассивной не представлялась субъектам самопрезентации их роль, могут эффективно проектировать определение ситуации посредством своих реакций на индивида и посредством определенной линии действий по отношению к нему. Автор считает, что первоначальная самоподача индивида обязывает его придерживаться того, что он уже представил.

Э. Гоффман также предполагает, что в процессе взаимодействия могут произойти события, которые будут дискредитировать или ставить под сомнение это «определение ситуации». Для предотвращения этих замешательств постоянно предпринимаются превентивные корректирующие действия. Защитные и охранительные действия включают методы, используемые для гарантии сохранности впечатления, созданного индивидом в течение его пребывания перед другими.

Дж. Тедеши и М. Риес определяют самопрезентацию как намеренное, осознаваемое поведение, направленное на создание определенного впечатления у окружающих. Очевидно, что речь идет о полностью осознаваемом процессе, который рассматривается с полюса коммуникатора. Субъект в этом случае активен, он достигает объективных целей психологическими средствами, управляя впечатлением о себе. Значимая аудитория - это реципиент, именно на него направлено воздействие. Реципиент рассматривается как объект, т.е. речь идет о субъект-объектно ориентированных отношениях.

Б. Шленкер и М. Вейголд, а также М. Лири и Р. Ковальски считают, что самопрезентация - средство подтверждения Образа-Я и поддержания самооценки.

Таким образом, самопрезентация по Б. Шленкеру и М. Вейголду, а также М. Лири и Р. Ковальски - это осознаваемый или неосознаваемый, в зависимости от ситуации, процесс, осуществляемый активным субъектом. Аудитория значима как внешняя, так и внутренняя, внешняя - для самореализации, внутренняя - для самооценки. Рассматривается только коммуникатор, достигающий психологических целей психологическими средствами - техниками самопрезентации.

Самопрезентация, по Д. Майерсу - средство поддержания завышенной самооценки, проявляющееся в особом, «подыгрывающем» поведении. Процесс «подыгрывания» не осознается субъектом. Значимая аудитория для субъекта - он сам. Цель - поддержание самооценки и средства «подыгрывание» - психологические. Рассматривается процесс только с полюса коммуникатора, реципиент - средство самоутверждения.

Самопрезентация, по Г. Миду и Ч. Кули - средство формирования Образа-Я и самооценки. Этот процесс не осознается субъектом, хотя субъект и активен в выборе целей и средств. Цель - формирование Образа-Я, средства (реализация внутреннего потенциала) - психологические. Очевидно, что значимая аудитория - сам человек. Процесс разворачивается во вне, но для себя. Рассмотрение ведется с полюса коммуникатора, хотя авторы и относятся к интеракционистскому направлению.

Реципиент здесь - средство самопознания. Самопрезентация, по Р. Баумейстеру и А. Стейнхилберу, - это самораскрытие в межличностном общении через демонстрацию своих мыслей, характера и т.д. Это неосознаваемый процесс, он отражает социальную природу человека, его потребность в признании другими людьми. Субъект - активен, значима как внешняя, так и внутренняя аудитория. Цель (произвести впечатление) психологическая. Средство - демонстративное поведение, тоже психологическое. Рассматривается только коммуникатор.

Самопрезентация, по Ф. Хайдеру и Л. Фестингеру - прием устранения когнитивного диссонанса. Это неосознаваемый процесс, рассматриваемый с полюса коммуникатора, значимая аудитория, очевидно, внутри. Субъект добивается психологических целей - устранения когнитивного диссонанса между отдельными установками личности, психологическими средствами - искажением мнений других о себе или целенаправленно выбирая партнеров по общению, приближая мнения других к желаемой самооценке.

Самопрезентация рассматривается Р. Аркином и А. Шутцем как поведенческая реализация мотивации человека, отражение мотивации достижения или мотивации избегания неудач. Р. Аркин и A. Шутц по этому признаку различают приобретающую и защитную самопрезентации. Приобретающая самопрезентация выражает мотивацию достижения. Для нее характерен выбор адекватных ролей и задач (соответствующих социальному положению, образованию и пр.), выбор социальной среды, соответствующей уровню идентификации субъекта (человек общается с равными себе). Таким образом, человек осознанно выстраивает свое поведение для решения объективных задач психологическими и объективными средствами. Значимая аудитория - вне субъекта, он стремится максимально соответствовать конкретной ситуации.

Защитная самопрезентация - поведенческое проявление мотивации избегания неудач. Она чаще всего не осознается. Человек выбирает неадекватную для решения задач среду: либо с заниженными требованиями, либо с непомерно высокими (авантюристическая самопрезентация). Это происходит потому, что под видом объективной решается психологическая задача, и значимая аудитория - внутри. Рассматривается в обоих случаях только коммуникатор.

По мнению Р. Викланда, самопрезентация - это фокусировка внимания на себе в результате внимания к человеку со стороны других людей. В процессе осознания чужих оценок возникает особое психологическое состояние - состояние объективного самосознания.

В этом случае мы имеем дело с осознаваемым процессом. Р. Викланд не разделяет полюсов коммуникатора и реципиента, он их объединяет: человек одновременно и коммуникатор, и реципиент чужих оценок. Субъект - пассивен, зависим от оценок социума, нормы, этика и мораль ему навязаны, он оценивает себя на предмет соответствия требованиям социального окружения. Внимание фокусируется на себе, значимая аудитория в моменты объективного самосознания - внутри. Самосознание объективное, т.е. человек выступает для самого себя объектом оценки. Это психологическая задача, решаемая психологическими средствами

Самопрезентация, по Г. Глейтману, - это поведение, побуждаемое повысившейся мотивацией субъекта в результате фокусировки его внимания на себе. Значимая аудитория - внутри, процесс - осознается, цели и средства - психологические.

И. Джонс и Т. Питтман считают, что в основе самопрезентации лежит стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях, т.е. стремление к власти. Заметим только, что самопрезентация понимается И. Джонсом и Т. Питтманом как полностью осознаваемый процесс, сознательно выстраиваемое поведение. Субъект активен, он работает на внешнюю аудиторию психологическими средствами - стратегиями самопрезентации - и достигает объективных целей. В поле зрения авторов только коммуникатор, реципиент выступает как объект манипуляции.

В работах А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса проводится связь между самосознанием и самопрезентацией. На основе анализа экспериментальных данных они выделили три вида самосознания: личное самосознание, публичное самосознание и социальную тревогу. Каждый из видов самосознания свойственен индивидам в различной степени, различия в самосознании приводят к различиям и в поведении, т.е. и в самопрезентации. Таким образом, склонность к самопрезентации, по мнению А. Фенигстейна, М. Шейера и А. Басса, по-разному выражена у различных людей.

Итак, если самосознание как черта присуще индивиду, то его самопрезентация будет осознанной, ориентированной и на коммуникатора как на объект воздействия, и на себя самого как объект самосознания. Значимая аудитория - и вне, и внутри субъекта, достигаемые цели как психологического, так и объективного плана. Однако субъект пассивен, т.е. несвободен в выборе средств, которые в данном случае лишь психологические.

В противном случае, когда человеку не свойственно все время осознавать (рефлексировать, отлеживать) свое поведение и оценки окружающих, его самопрезентация будет спонтанной, непродуманной, т.е. неосознанной. Значимая аудитория только внутри - это прежде всего сам субъект. Его цели и средства, а также степень активности аналогичны случаю высокого самосознания.

М. Снайдер также предположил, что не все люди в одинаковой степени управляют впечатлением о себе. Высоко саморефлексирующие личности выстраивают свое поведение, руководствуясь внутренним Я. Низко саморефлексирующие работают на впечатление, которое хотят произвести (проективное Я - проекция чужих мнений).

Таким образом, высоко саморефлексирующие личности не утруждаются преднамеренной самопрезентацией, значит, их поведение выстраивается спонтанно, т.е. не осознанно. В фокусе их внимания только их ценности и мнения, значимая аудитория внутри, рассматривается только полюс коммуникатора. Активность субъекта весьма высока, он абсолютно свободен в выборе целей и средств.

Однако цели ставятся только психологические, такие как самоуважение, чувство удовлетворения от собственного поведения. В свою очередь низко саморефлексирующие люди, озабоченные мнением и оценками окружающих, сознательно занимаются самопрезентацией, чтобы, произведя на коммуникатора нужное впечатление, достичь своих психологических или объективных целей. Они также свободны в выборе целей и средств, т.е. очень активны. Значимой является только внешняя аудитория, на которую они работают, внутренняя аудитория - «голос совести» не принимается в расчет.

Е.Л. Доценко рассматривает самопрезентацию как управление коммуникатором образами реципиента. Мы имеем дело с осознанным процессом: активный, свободный в выборе средств субъект намеренно выстраивает свое поведение для достижения вполне реальных целей психологическими средствами. Это пример субъект-объектно ориентированного подхода.

Г.В. Бороздина считает самопрезентацию процессом управления восприятием реципиента путем целенаправленного привлечения его внимания к таким особенностям своего внешнего облика, своего поведения, ситуации, которые запускают механизмы социального восприятия Процесс самопрезентации Ю.М. Жуков рассматривает в рамках делового общения. Он формулирует правила общения как средства регуляции коммуникативного поведения. Таким образом, они работают и на внешнюю, и на внутреннюю аудиторию. Кроме того, очевидно, что подобное происходит со всеми участниками коммуникативного процесса, т.е. охвачен полюс и коммуникатора, и реципиента. Правила самоподачи (техники общения) это выход на уровень практического применения

Таким образом, все существующие на данный момент подходы к рассмотрению явления самопрезентации можно разделить на три группы: мотивационные, ситуативные теории и теории, объединяющие в себе основные положения первых двух групп.



Поделиться