Сценарий казачьих посиделок. Сценарий праздника «Казачьи посиделки» (для старших и подготовительных групп)

Сценарий для детей старшего дошкольного возраста «КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ

Цель : познакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к народным традициям.
Казачки встречают гостей возле дверей и поют
«Как за Доном за рекой казаки гуляють» № 1 (баян).
1. Как в Алчевске, да на Брестской казаки гуляют
И с улыбкою гостей всех они встречают -2 раза

2.Кланяемся низко, счастья вам желаем
На веселье наше вас мы приглашаем- 2 раза

3.Кланяемся низко, Быть, как дома, просим
(проводят в зал)
Ведущая и двое детей выходит в цент зала с караваем в руках.(Ведущая, обращаясь к гостям (дети):
Добрый день, гости званные и желанные.
Милости просим - пожалуйте в гости.
1 Ребёнок: Будьте как дома, не стесняйтесь.
2 Ребёнок: Радуйтесь, веселитесь, своим краем гордитесь!
Ведущая: Край у нас действительно замечательный. Мы любим свой край, свою Родину. А поможет нам совершить путешествие в прошлое… мой платок. (Снимает с плеч) он не простой, а из бабушкиного сундука, волшебный. Глазки вы закройте и тихонечко постойте.
(Дети стоят, а ведущая ходит с платком под музыку и говорит.
Ведущая : Платком ярким я взмахну, с вами к казакам я попаду.
(Раскрывается занавес, виднеется казацкий курень) -Волшебство № 2
Ведущая : Видите! Вон казачий курень. А в нём хозяйка песню поёт. (Слушают песню « Ой, я по горенке ходила»). № 3
Давайте в гости зайдём! (дети проходят в дом)
Хозяйка: Здорово дневали гости дорогие! Веселья вам да радости! (выходит из дома).
Ведущая : Здорово ночевали хозяева!
Хозяйка : Слава богу! Проходите гости дорогие, присаживайтесь.
У нас для каждого найдется и местечко и словечко! (дети проходят и садятся на лавки, песня « Ой, вы гости мои») - № 4
Хозяйка: Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае вам расскажем и споем. А вы знаете казачьи поговорки?
- Казачьему роду нет переводу;
- Казачья голова, что под дождиком трава;
- Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;
Хозяйка: Правильно говорите самым верным другом казака был конь. Любил и берёг казак не только коня, но и свою Родину, был сильным и смелым её защитником. (Казак показывает уменье управляться с саблей)
(« Игра «Перебей струю» Хозяйка льёт из кувшина воду в таз, а казак должен перебить струю так, чтобы было меньше брызг) - № 5
Хозяйка: Любили казаков девчата. (Песню «Ой, цветёт калина» поют взрослые казачки, а дети танцуют хоровод) – № 6
Хозяйка : А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!
1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)
2) Сом с одним усом. (Кнут)
3) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)
1 дев .(встав смотрит в даль) Ой, девчата, - казаки едут!
2 дев . Как на нашей улице весь народ волнуется!
3.дев. Едут, едут казаки удалые молодцы!
4.дев . Сабли остры, кони быстры. Хороши кавалеристы!
(танец « Казачата») № 7
1.Мальчик : А что здесь у вас?
5.дев. Посиделки здесь у нас! Приглашаем и вас. Поиграть, повеселиться
Хозяйка : По казацкому обычаю, как водится,
Праздники без игр не обходятся!
Вот вам казаки два ведра,
А ну – ка, напоите своего коня!
«ИГРА «НАПОИ КОНЯ» (В центре круга стоит 1 ведро, 2 ребёнка на конях скачут по кругу под цокот копыт, когда музыка измениться- переходят на шаг и идут в круг к вёдрам поить коней. Побеждает тот, кто быстрее добежит до ведра) -№ 8
Девочка.: Мы не сидим без дела, пряжу прядём, да рубахи ткём.
Хозяйка: Подходите ближе пряхи пряжу тките на рубахи.
(Игра для девочек «Намотай нитку на веретено» Девочки держат в руках веретено под музыку начинают наматывать нитку на веретено. Победит та, кто быстрей намотает нитку на веретено.) -№9
Заходят двое казаков с казачками:
Разрешите поплясать.Разрешите топнуть.Неужели в этом доме п

Оловицы лопнут?
(Танец взрослых «Казацкая кадриль») -№ 10 (гости садятся)
Хозяйка: (обращается к зрителям)
У кого там хмурый вид?
Снова музыка звучит!
Собирайся, детвора,
Ждет казачья вас игра!
Игра со зрителями «Подарочек» -№ 11
(В походы боевые казаки ходили и своим подруженькам гостинцы приносили. Ведущий кладет бусы, платочки, ленточки в центр на пенек, выходят 6 мальчиков и становятся вокруг, а 5 девочек делают второй круг. Звучит музыка, Казаки танцевальным шагом ходят вокруг пенька, девочки хлопают. По окончании, кто успеет взять подарок, дарит девочке, кто не успеет выбывает из игры. Игра повторяется 2 раза.)
Казаки и казачки(взрослые):Мы тоже хотим поиграть свои уменья показать.
Игра «Папаха». -№ 12
(Под музыку передают папаху по кругу и приговаривают: «Ты ляти, ляти папаха, ты ляти, ляти вперёд. У кого папаха встанить, тот на круг нехай идёть!. Музыка смолкает, у кого в руках папаха, тот выходит в середину круга и танцует).
Хозяйка: Ну-ка, сядем-ка рядком, а поговорим ладком! (Звучат потешки.)
Ребёнок 1: - Федул, чего губы надул?
Ребёнок 2 - Кафтан прожег.
Ребёнок 1 -Зашить можно?
Ребёнок 2 -Да иглы нет.
Ребёнок 1 -А велика ли дыра?
Ребёнок 2 -Один ворот остался.
__________________________________________________________________
Ребёнок 1 -Иван, у тебя в избе тепло?
Ребёнок 2 -Тепло! В шубе на печи согреться можно.
Девочка : Девчата, что-то мы засиделись. Пойдем прогуляемся, может с хлопцами повстречаемся.
(ТАНЕЦ С ПЛАТКАМИ «Ой ты Порюшка, Параня!»») -№ 13
Ребёнок: Наши предки – казаки нам завет давали,
Чтоб традиции отцов мы не забывали,
Ребёнок: Чтобы землю берегли не жалея жизни,ч тоб любили край родной и свою Отчизну.

Хозяйка: Ну и молодцы, удалые казаки и казачки! Мы сегодня доказали: Что казачьей нашей славы - Мы наследники по праву.
1.Казачка: Что традиции блюдем, свято память бережем.
Что в сердцах хранить мы рады, песни, пляски и обряды! .
2.Казачка : Словом, казаки во всем. Так давайте же споем!
3.Казак: На прощанье грянем вместе всем любимую нам- песню
(Песня «Мы с тобой казаки дети русского поля») -№ 14 (баян)

Ведущая: (обращается к Хозяйке) Вот и настал момент прощанья. Будет краткой наша речь. Говорим мы: (все гости) До свиданья! До новых встреч.
Хозяйка: Спасибо вам гости дорогие за веселье, песни да игры. Возьмите на счастье подкову (даёт детям деревянную подкову). Да и гостям поднесите счастье да мир в их дом пригласите (дарят подковки зрителям). -№ 15
Ведущая : Спасибо за добрые пожелания, а нам ребята пора домой возвращаться. Свой платок снимаю, вас домой возвращаю.

План проведения мероприятия:

  1. Приветствие. Хлеб-соль.
  2. Танец «Богатыри»
  3. Стихи и пословицы (дети)
  4. Частушки (девочки)
  5. Хоровод «Весна»
  6. Слово атамана
  7. Заключительное слово.

Ведущий: дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня мы проводим мероприятие «Казачьему роду нет переводу» . На нашем празднике присутствуют почетные гости: нальник штаба городского казачьего общества Булгаков Владимир Петрович и его семья, жена Оксана Васильевна, Ярославна; представитель лангепасского городского казачьего общества, библиотекарь Фадеева Елена Сергеевна.

По старой доброй традиции принято дорогих гостей встречать хлебом солью в знак дружбы и пожелания богатства и благополучия.

Добрых гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.

Жива традиция - жива!
От поколенья старшего,
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.

И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!

(Дети встречают гостей с хлебом солью)

Ведущий: ребята, в этом году вы каждый месяц встречались с казаками: ходили на экскурсию в штаб городского казачества, в городском музее познакомились с казачьим куренем, с бытом и традициями казаков. Ребята, теперь вы можете сказать мне, кто это такие - казаки? (дети отвечают)

Казаки – вольные, смелые люди, которые жили по границам России и защищали ее от врагов. Всегда Россия гордилась своими воинами и солдатами, и генералами.

Русский солдат славой богат. Сегодня у нас в гостях танцевальный ансамбль. Встречайте!

(танец «Богатыри» )

Ведущий: Подвиги казаков овеяны легендами, о них сложены песни и легенды, написано множество книг и сняты кинофильмы. Они наследники славы и горя, все те, кто, несмотря на жестокие гонения, расказачивание и раскулачивание, годы войн и репрессий, когда само имя было приговором – казаки. Их предки через века пронесли свою самобытную культуру и традиции, быт и военную славу. Казаки гордятся своим именем. Ребята, вы конечно, знаете кто предводитель - самый главный, старший у казаков? (атаман)

(стихи детей)

Свободно, но тяжело жилось казакам. Боролись они за славу казачью и её же ставили выше всего. С той поры пошла поговорка «Хоть жизнь собачья, так слава казачья» . А ещё ценилась воинская доблесть, храбрость, неутомимость, меткая стрельба были дороже богатства. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казачьей доблести?

(пословицы)

Отвага казаку – половина удачи.
Казака ни с кем не спутаешь: пулями меченный, шароварами отмеченный.
Сила казаков от земли, удальство от рати.
Где саблей не возьмешь, там пикой достанешь.

Пластуна и камыш укроет и кочка спасет.

Где курган там пост казачий.

Казаки ревностно сохраняют свои традиции и обычаи. В казачьей семье не только старики, но и женщины пользовались особым положением, уважением и почитанием. Их оберегали и защищали их честь и достоинство. Молва о крутом нраве казачек пережила века, закрепившись в фольклоре: песнях, частушках, сказках. Предлагаем Вашему вниманию казачьи частушки в исполнении девочек.

Частушки

1. Чтобы дом свой защитить,
Сильным должен казак быть!
Чтоб границу охранять,
Должен на коне скакать.

2. Я сидела на окошке
Ехал казачок на кошке
Стал к окошку подъезжать
Не смог кошку удержать!

3. Ты до сборов не дорос,
Маленьким остался.
На коня тебя сажать
Дядька отказался!

4. Ну-ка, цыц, вы хохотушки!
Вам бы только все игрушки!
Незаметно год пройдёт,
И казак наш подрастет.

5. Мы девчата - казачата
Не умеем мы тужить
Без частушек - прибауток
Нам и суток не прожить

Ведущий: Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны её родней,

Нет страны её родней.
Сколько сказочных мест у России,
Городов у России не счесть!
Может, где-то бывает красивей,

Но не будет роднее, чем здесь!

Дети танцуют хоровод «Веснянка»

Ведущий: казачество всегда было опорой для государства Российского, казаки несли государеву службу добровольно, охраняя границы России, часто принимали основной удар врагов на себя. Мальчиков казаки воспитывали как будущих воинов: уже в раннем детстве казачата учились управляться с лошадью, держали в руках нагайку и шашку, а подростками готовились к военной службе. Об этом подробно расскажет нам атаман.

Слово предоставляется атаману Лангепасского городского казачьего общества Булгакову Владимиру Петровичу.

Ведущий: благодарим атамана и его семью за интересную встречу.

Наша страна Россией зовётся,
Пусть мирное небо сияет над ней.
Пусть сердце наполнится радостью, счастьем,
Пусть песни поют миллионы людей.

подготовила:

Иванова Г.Н. старший воспитатель

Гречишникова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №5 " Солнышко"
Населённый пункт: г. Серафимович Волгоградской области
Наименование материала: Сценарий праздника
Тема: " Казачьи посиделки"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: дошкольное образование

Сценарий праздника «Казачьи посиделки» совместно с литературно -

краеведческим музеем и казачьим ансамблем «Донцы»

г. Серафимовича в старшей группе.

Звучит казачья песня «Здравствуй Дон» в исполнении казачьего

ансамбля «Донцы»

Ведущий:
Казачий край! Во тьму веков Смотрю я твой потомок дальний Я вижу славу казаков, Казачек слышу плач печальный.
Ведущий
: Мы с вами живем в богатом и славном традициями и людьми крае. Край у нас, действительно замечательный, Мы любим Донской край, свою Родину. И учимся бережно относиться к своему прошлому.
Ребенок:
Очень часто за событиями и за сутолокой дней. Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Ребенок:
Хоть и более привычны, нам полеты на Луну, Вспомним казачьи обычаи, вспомним нашу старину.
Ведущий:
Сегодня мы поближе познакомимся с традициями и обычаями, песнями и играми Донского казачества. Посмотрим, как жили казаки много лет назад.
Ребенок:
Старину мы уважаем, старину мы бережем. О любимом нашем крае песню звонкую споем.

Песня «Как за Доном, за рекой»

Ведущий:
Казаки были очень трудолюбивые, с утра до вечера они трудились. Но, когда работа была окончена, казаки собирались на посиделки. Хороводы водить, песни да частушки петь, себя показать, да на других посмотреть, семечки пощелкать, да добрым словом перемолвиться. Казачки пряли, вязали, вышивали.
Ребенок:
На завалинках в светелках
,
иль на бревнышках каких, Собирали посиделки молодых и пожилых. При лучине ли сидели, иль под светлый небосвод. Говорили, песни пели и водили хоровод.
Хоровод « как у нас был на Дону»

Ребенок:
Быт людей отмечен веком, поменялся старый мир.
Нам досуг порою мелок и чего тут говорить. Скучно жить без посиделок, их бы надо возродить.
Ведущий:
Так давайте посидим, о казачьем крае поговорим. Много лет этот край Казачьим зовется, так и в песне о нем поется.
Песня «По всему Донскому краю» в исполнении казачьего ансамбля «Донцы»
(Выходят казак, да казачка)
Казак:
Здорово ночевали, казачата!
Дети:
Слава богу!
Казачка:
Пожалуйте, гости дорогие! Веселья вам, да радости! Давно мы вас ждем - пожидаем, Праздник без вас не начинаем!

Казак:
Дорогих гостей встречаем Круглым пышным караваем. Он на блюде расписном С белоснежным рушником. Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим.
Казачка:
Милости просим к нам в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь. У нас для каждого найдется и местечко и словечко!
Казак:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус; Кому - сказку, кому- правду, кому- песенку.
Песня « Пчелочка златая»

Казачка:
Горница у нас небольшая, да красивая какая! Здесь находится много предметов и вещей. Отгадайте загадки: -Бабушка седа, бела, зимой всем мила. А как лето наступает, про бабушку все забывают.(печь) Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли « печь - матушка», « печка - кормилица». -А, какая была посуда у казаков?
Дети:
Глиняные кувшины, чугунки, чашки, миски, деревянные ложки.
Казачка:
Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству, кто хотел полезть без очереди, мог получить ложкой по лбу. Казачки очень любили готовить. - А какие казачьи блюда вы знаете?
Дети:
Борщ, уха, лапша, студень, взвар…
Казачка:
А вы знаете, на чем казаки спали?
Дети:
На лавках, топчанах, а дети и старики на печи.
Казачка:
Кроватей еще не было, они появились позже, и кровать стала украшением для куреня. Кровать застилали вязаным покрывалом. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло). На кровати возвышались гора подушек под накидками. -А, что было в курене у каждой казачке?
Дети:
Прялка.

Казачка:
Казачки пряли пряжи, а долгими зимними вечерами вязали из нее варежки, носки… В углу обязательно стоял сундук. -А для чего он нужен?
Дети:
Складывать одежду.
Казачка:
До появления утюгов, одежду гладили при помощи валика и рубила. Любили казачки красиво одеваться, ходили в юбках и кофточках, которые назывались «парочка», носили нижнюю юбку (спидницу) из хлопка, шелка или шерсти. Сверху надевали «запон»- фартук с растительным рисунком. На ногах полусапожки. Головной убор - полушалок, кружевная файшонка.
Ведущий:
Посмотрите, какие нарядные наши казачки.
«Пляска с платками»

Казак:
А вот, что расскажет казачья форма. Ее называли « казачья справа». Она состояла из синей шинели, синего мундира, синих шаровар с красными лампасами, фуражки и папахи с красным верхом.
Ведущий:
А вот и наши лихие казачата.
Ребенок:
Разрешите поплясать, разрешите топнуть. Неужели в куреньке половицы лопнут?
«Казачий танец»

Ведущий:
На посиделках казаки и казачки играли в разные игры.

Игра «Гори, гори ясно!»

Ведущий:
Ну- ка, станем- ка рядком, Да поговорим ладком!
Ребенок:
- Фома, что из леса нейдешь? -Медведя поймал. -Так веди сюда. -Да он нейдет. -Так сам иди. -Да он не пускает!
Ребенок:
- Тюха, есть хочешь? -Нет, я перекусил. -А, что перекусил? -Да съел краюшку хлеба. -А ты бы ее в горшок со сметаной мочил. -Да она в горшок не влезла.
Ребенок:
- Федул, чего губы надул? -Кафтан прожег. -Зашить можно? -Да иглы нет. -А велика ли дыра? -Один ворот остался.
Ведущий:
Хороши потешки складом, Ну, а песни наши - ладом!
«Частушки»

Казачка:
А, что казаки считали главным украшением в курене?
Дети:
Шашки, кинжал, дорогое оружие, добытое в сражениях.
Ведущий:
Но не всегда было мирно и спокойно в станицах. Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, а потом возвращались домой, где их ждали матеря, жены, дети.
Песня « Шел со службы казак молодой»

Ведущий:
Казаком родиться, не каждому дано,
Безо всяких традиций, а просто - суждено! Вот и заканчиваются наши посиделки. Мы познакомились с традициями и обычаями казаков, и будем всегда беречь, и уважать наследие своего народа. Ну, а какие же посиделки без чаепития и угощений.
Ведущий:
Самовар хозяйка ставит на широкий стол. Пирогами угощает - вот и пир пошел! Поиграть и пообщаться за беседою простой. Собираются казаки дружной, шумною толпой. Хочется закончить наш праздник словами нашего земляка Олега Маврина: -Пусть Тихий Дон своим теченьем Хранит покой над гладью вод! Будь мир над нами в нем свеченьем Всегда будь звездным небосвод!

Муниципальное бюджетное обще образовательное учреждение

Куйбышевская средняя общеобразовательная школа

им. А. А. Гречко

«КАЗАЧЬИ ПОСИДЕЛКИ»

/Сценарий казачьих посиделок для детей

МЛАДШИХ КЛАССОВ/

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

Козаченко Валентина Ивановна

«Казачьи посиделки»

Сценарий казачьих посиделок для младшего школьного возраста.

Задачи: ознакомить детей с историческим прошлым родного края; развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных передачей художественных традиций, бытующих в Ростовской области; воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям.

Материал : зал оформлен в виде казачьего куреня.

Атрибуты: атрибуты к играм, ИКТ.

Ход праздника.

СЛАЙД 1-2 (ЗВУЧИТ МУЗЫКА)

Ведущий:

Дорогие гости, и сегодня мы приглашаем вас на НАШИ РОДНЫЕ ДОНСКИЕ казачьи посиделки!

1. На завалинках в светелках

Иль на бревнышках, каких,

Собирали посиделки

Молодых и пожилых

2.Любили казаки, да что там говорит, любят и сейчас

Собраться в светелке, поговорить, повеселиться.

Казачка: Здорово дневали! (кланяется)

Казак: Здорово ночевали! (кланяется)

К-ка: Есть у нашего народа
Вечные, особые черты –
Не берут ни годы, ни невзгоды,
Ни капризы ветреной моды –
От души они, от доброты.

К-к: Гость, войди,
Традиций не нарушив!
Мы всегда чайку попьем.
Всем известно- казаков радушие:
Хлебосольство и открытый дом.

К-ка: А знаете ли вы, ребята, кто такие казаки? (вольные, свободные люди, удалые) Откуда они появились?

К-к: Давным-давно вдоль берега реки Дон стали селится беглые крепостные люди, которых помещики заставляли работать от зари до зари. Они не могли прокормить свои семьи. Вот и бежали люди в степи, где было много дичи. Селились сначала на островах, вблизи рек. А как вы думаете – зачем?

СЛАЙД 3

Исполнение песни «Эх, донские казаки»

1 Эх, донские казаки! – 2 раза
Казаки, казаки – 2 раза

2 По станицам гуляли – 2 раза
Гуляли, гуляли – 2 раза

3 Молодушек любили – 2 раза
Любили, любили – 2 раза

4 Подарочки дарили – 2 раза
Дарили, дарили – 2 раза

Слайд 4

А еще казаки пуще жизни любили край донской, который подарил им свободу и дом, дал им родину.

1-й. (Мальчики в казачьей одежде)

В моей придонской стороне

Дышу полынью в час восхода.

Не знаю как кому, а мне

Вода донская слаще меда.

В природе ярких красок мало.

Но радует мои глаза

Литая кисть калины алой.

Пусть облетели тополя.

Я у степной твержу криницы:

"Благословенной будь земля.

Где довелося нам родиться""

(Девочка в казачьей одежде)
4-я.

И вот сегодня вечерком

Мы дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником

Каравай мы вам подносим.

Поклоняясь, отведать просим.

СЛАЙД 5 (МУЗЫКА)
(Ведущие кланяются зрителям, раздают угощение).

А еще любят казаки повеселиться,

Девочка:

Разрешите поплясать. Разрешите топнуть.

Неужели в куреньке половицы лопнут?

СЛАЙД 6

(Звучит веселая музыка. Танцевальная композиция.)

Слайд 5

Вед.: Веселыми рассказчиками и сочинителями докучных сказок были наши предки – казаки. Любили они дурачить друг друга.

К-к: Как это?

Вед: А вот как

Ребенок:

Вед: Начни

Ребенок 1: Жил был царь, у царя двор, на дворе кол, на колу мочало, а не начать ли сказку сначала?

Ребенок 2: А я знаю другую сказку.

Ребенок 3: Какую?

Ребенок 2: Мы с тобой шли?

Ребенок 3: Шли

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал

Ребенок 2: Ты его взял?

Ребенок 3: Взял

Ребенок 2: Где же он?

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух

Ребенок 3: Какой

Ребенок 2: Мы с тобой шли? (тон повышается)

Ребенок 3: Шли

Ребенок 2: Кожух нашли?

Ребенок 3: Нашли

Ребенок 2: Я тебе его дал?

Ребенок 3: Дал

Ребенок 2: Ты его взял?

Ребенок 3: Взял

Ребенок 2: Так где кожух? (на повышенном тоне)

Ребенок 3: Что?

Ребенок 2: Да кожух

Ребенок 3: Какой?

Вед: И так до бесконечности. Но не только дурачить друг друга любили казаки. Они были очень наблюдательными людьми и на основе своих наблюдений составляли приметы, пословицы, поговорки.

Приметы

Ребенок 1: В понедельник казаки рубашку не переменяли: напасть будет

Ребенок 2: Нож подавать человеку лезвием значит мыслить тому человеку зло.

Вед: Какие приметы вы знаете, ребята? (называют несколько примет)

Вед: А вот какие поговорки были у казаков:

Казаком быть – не разиня рот ходить.

Гриб хорош белый, а казак умелый.

А вы знаете казачьи поговорки?

Казачьему роду нет переводу;

Казачья голова, что под дождиком трава;

Донской казак часть не кинет, хоть головушка стынет;

Казак без песен, что виноградная лоза без гроздьев;

Казачьи песни слушать, что мед ложкой кушать;

Казак с конем и ночью и днем;

ВЕДУЩИЙ: Молодцы, много вы поговорок знаете.

Ну да на этом посиделки - продолжаются.

ВЕДУЩИЙ:

Собрались мы позабавиться

Да потешиться, поиграть.

У кого там хмурый вид?

Снова музыка звучит!

Собирайся, детвора,

Ждет казачья вас игра!

(Проводится игра ""Утенок"". Мальчики и девочки собираются в общий хор и выбирают утенка.)

Хор: Как ты, утенок по полю, летаешь?

Утенок: Вот как я,утенок,.по полю летаю (машет руками)

^ Хор: Как ты, утенок, гнездо совиваешь?

Утенок: Вот совиваю (крутит руками).

Хор: Как ты утенок пера нащипаешь?

Утенок: Вот нащипаю (щиплет рубашку)

Хор: Как ты, утенок, яиц наносишь?

Утенок; Вот яиц наношу (садится на корточки).

Хор: Как ты, утенок, цыплят выводишь?

Утенок: Вот вывожу (бьет кулаком о кулак.)

Хор: Как ты их всех разгоняешь?

Утенок: Вот разгоняю:

(Все бегут врассыпную, а утенок должен ловить. Пойманный становится утенком.)

Ведущий2.

А теперь мы отдохнем

Да загадки разберем"

(Ведущие приглашают гостей сесть на скамьи у стола и загадывают загадки. За правильный ответ ведущие дают сладкий приз (бублик, конфету)

1.Дзенадцать коней в поводу на одной уздечке веду. (Год. Месяцы.)

2. Голубая простыня весь мир покрывает. (Небо)

3. Ложка краски, а весь мир красит (Солнце)

4. Вечером цветут, утром вянут (Звезды)

5. В небе родился, в земле схоронился. (Дождь)

6. Не казак, а с усами; о четырех ногах, а не конь. (Кот)

7. Песни играет, всяк его знает. (Сверчок).

8. Пришли казаки без топоров, срубили избу без углов. (Муравьи.)

9. Не больная - стонет, не трудится - пыхтит, не теряла - ищет. (Свинья)

10. С бородой, а не мужик, с рогами, а не бык, с пухом, а не птица, лыка дерет, а лаптей не плетет. (Козел.)

11. Стоит старушка на грядках, вся в сорока заплатках. (Капуста)

12. Мелкие людишки, красные штанишки. (Морковь)

13. Отгадай – ка, что это: из – под земли вылезает, одетым в жаркую баню идет, а после бани его раздевают. (Картофель)
14. Лохматый казак, посередке кушак, по двору ходит, порядок наводит. (Метла.)

15. Летала пташка промеж рта и чашки (Ложка)

16. Кривой двух братцев понес к Дону купаться. Пока братцы, купаются, кривой без дела валяется. (Ведра и коромысло)

17. Слаще меда, тяжелее железа, в магазине не купишь, на базаре не продается. (Сон)

18. Целый день ходят, ночью с раскрытым ртом стоят. (Сапоги)

19. Нос имеет, а глаз нет; едет, едет, а следа нет. (Лодка)

Ведущий 1.

-МОЛОДЦЫ, ПОИГРАЛИ, ЗАГАДКИ ОТГАДАЛИ.

Ведущий:

А теперь пришел черед

поиграть частушки.

СЛАЙД 7

(Ребята исполняют частушки.)

Щука плавает в Дону.

Спит на яблоне в саду...

Шерсть смотали мы в клубок,

Выйдет шелковый платок.

2.Закудахтал пес Барбос,

В конуре яичко снес,.,

В марте стаял снег и лед –

Это к нам зима идет.

3. Из-за Дона, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Дети на телятках

Внуки на козлятках.

4. Чтобы печка разгорелась,

Надо жару поддавать,

Чтоб частушка лучше пелась.

Надо пляской помогать.

5.Сидит ежик на березе -
Новая рубашка,

На головке сапожок,

На ноге фуражка.

6. Ой,ребята, та-ра-ра,
На Дону стоит гора.

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

7.Два каржонка на юру

Раскричались поутру:

Карр да карр,.карр да карр.

Вот устроили базар.

8.Мы частушки вам пропели

Хорошо ли, плохо ли.

А теперь мы вас попросим,

Чтобы нам похлопали.

СЛАЙД 8

Ведущий:

Прекрасна наша родина-

наш донской любимый край.

1.Ты – Дон, ты – наша Родина
Нет тебя прекрасней.
Нет земли богаче и щедрей,
Ты – жемчужина страны моей!

2.Бескрайни донские просторы,
Плодородна щедрая земля,
Нивы необъятные, как море,
Край миусский – Родина моя!

Исполняется песня «Куйбышево милое село».

СЛАЙД 9

Дети перестраиваются.

3.Примиусье мое - край любимый и родной
Часть России многовековой!

Исполняется танцевальная композиция «Казаки»

СЛАЙД 9

Казачка:
Мы сегодня вместе веселились,
Край Донской прославлять не ленились,
Угощенье приготовили на славу
Веселились, танцевали мы по праву!

Все:
Любим мы Дон всегда!
Казаки мы – хоть куда!

СЛАЙД 10

(МУЗЫКА)

Казак и казачок (хором)
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь.
Говорим мы «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»

Сценарий Казачьих посиделок.

Цели:

Познакомить с историческим прошлым родного края, с историей возникновения казачества на Дону, культурой и миропониманием казаков

Прививать любовь к родному краю

1 ЧТЕЦ: Мой край, где невесты-березы

Зеленые косы плетут,

Где первые вешние грозы

Саблями небо секут,

Над речкою мостик горбатый

И месяц, упавший в траву,-

Все это – что с детства так свято

Я Родиной милой зову.

1 ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, гости дорогие! Приглашаем вас на казачьи посиделки! Каждый из нас, кто живет в славном Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, глубоко и преданно любить великий тихий Дон.

2 ЧТЕЦ: Мы – гордое племя! Мы вольные птицы!

В нас кровь – горячее огня –

За наши курганы и наши станицы

И горе соседям, коль в бешеном споре

Весной заколышется степь.

И вспенит волну до широкого моря

Ковыль – наша белая лепь!

2 ВЕДУЩИЙ: Диким полем назвали пять веков тому назад донские степи. Здесь бродили вооруженные татарские отряды, часто нападавшие на русскую землю, иностранные купеческие и посольские караваны. С конца 15 века безбрежные просторы донских степей все более привлекали решительных и смелых русских людей, мечтавших освободиться от наступающего на них крепостничества. Бежавшие из Московского государства на Дон смельчаки объединялись в отряды и вели жизнь опасную и полную тревог. За ними закрепилась тюркское название – казаки – вольные, свободные люди, легковооруженные воины.

3 ЧТЕЦ: Сабли, пики, чубы вихрастые –

Храбрецам дозор по силе.

С казаков начиналась Астрахань –

Крепостица южная России.

Укрепив себя станицами,

Рос над Волгой красавец – город,

И его низовой столицею

Казаки называли гордо.

1 ВЕДУЩИЙ: Казаки прибыли сюда семьями. Здесь жили калмыки-скотоводы. Казаки стали обживать Донские земли: строили дома и содержали скот, пахали землю и разбивали сады.

2 ВЕДУЩИЙ: Потомки тех казаков – Ширяевы, Смирновы, Деревягины, Багаевы, Абакумовы – и сейчас живут в этих местах.

(Ведущие уходят. На сцену выходят КАЗАК и КАЗАЧКА)

КАЗАК: Урожай в закромах, кони в вольных табунах, теперь можно и повеселиться, попеть песни.

КАЗАЧКА: Песня рождается от избытка чувств там, где много солнца, где вольный ветер, где нарядны и красивы девушки!

(Звучит песня в исполнении учащихся).

КАЗАЧКА: А теперь, гости дорогие, отгадайте-ка казачьи загадки!

1) Крепка, звонка да отточена. (Стрела)

2) Шесть ног, две головы, один хвост. (Всадник на лошади)

3) Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается? (Подкова)

4) Желтая свинка без щетинки

На пригорке разлеглась, вся травою оплелась. (Дыня).

5) Сом с одним усом. (Кнут)

6) У кого в темнице семья родится? (У картошки)

7) Десять братьев в двух домах, в разных квартирах. (Пальцы в перчатках).

8) Зубы, как у щуки, рога, как у быка.

Испокон веку служит человеку. (Пила)

КАЗАК: Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку. По обычаю, когда в семье рождался сын, родные и знакомые приносили в дар ему «на зубок», стрелу, патрон, пулю, лук, ружье. Все это развешивали на стене. Когда сын подрастал, совершался обряд посвящения в казаки. Отец брал сына на руки, надевал на него саблю, сажал на коня, подстригал волосы в кружок, а затем возвращал матери, поздравляя ее с казаком.

С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3 лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело переплывал через Дон, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки, выливавшиеся в торжественный праздник. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.

КАЗАЧКА: Проводы на службу совершались так: в определенное время, в курене новобранца собирались родственники и друзья на прощальный обед. У ворот собирался народ. Отец брал в руки икону и благословлял воина.

(Сценка в исполнении учащихся «Проводы». Действующие лица: отец, мать, сын, невестка).

ОТЕЦ: Вот икона святая, дорогой сын. Помни Бога в начале и не забывай его заповеди. Служи царю верой и правдой, слушайся своих начальников, помни родителей своих и не забывай, что они вскормили и вспоили тебя на служение царю и Отечеству. Вот тебе благословенье от меня и матери твоей и знай, что с верой в Бога и его Пречистую Матерь, тебе не будут страшны ни вражеские пули, ни мечи неприятеля. Послужи батюшке царю, как и деды и отцы твои служили.

СЫН: Прости меня родной батюшка! Прости меня, родная матушка! Прости меня милый друг (жене). Бог даст – свидимся!

КАЗАЧКА: По обычаю, казаки, уходившие на войну, обязательно брали горсть родной земли, зашивали в специальный мешочек и вешали на грудь к кресту. Если суждено было умереть на чужбине – первой на его гроб падала родная земля. Считалось: хоть он и похоронен в чужом краю, но в родной земле. А переходя Дон, казаки черпали священную воду родной реки, прощались с ней, быть может навсегда.

(Продолжение сценки)

СЫН: С нетерпением ожидали моего возвращения из похода домой, устраивали мне торжественную встречу, высылался вестовой, чтобы оповестить станичного атамана о прибытии. С оружейными залпами встречали меня. Трижды я кланялся в ноги родителям и целовал их.

НЕВЕСТКА: Кланялась я в ноги мужу в благодарность за благополучное возвращение мужа.

(На сцене - КАЗАК и КАЗАЧКА).

КАЗАК: Казак – это особая философия и образ мыслей. Казачьи пословицы и поговорки не знают границ, они живут веками. Ребята, а кто знает казачьи пословицы? Ну-ка, помогайте, пословицы выдавайте!

(Помощь учащихся из зала).

КАЗАЧКА: Молодцы, вспомнили!

А знаете ли вы, откуда взялась пословица «Напекли и наварили как на Маланьину свадьбу!»? Ведь она связана с действительным историческим фактом. Войсковой атаман, Степан Ефремов, проходя однажды по базару, увидел за прилавком молодую красивую казачку – Маланью, обратившую на себя его внимание бойкой речью и редкой находчивостью. Атаман приказал ей выйти за него замуж, и яств и питья на той свадьбе было множество.

КАЗАК: А пословицы: « Терпи казак – атаманом будешь», « где наше казачье не пропадало», « жизнь собачья, да слава казачья!» - говорили о тяжелой участи рядового казака, всю жизнь проводившего в трудных походах, и о том, как нелегко доставалась ему казачья слава.

А теперь мы побываем на казачьей ярмарке.

(Сценка «Ярмарка»)

На сцену выходят казаки и казачки.

1 КАЗАК:

Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается весёлое гуляние!
Торопись, честной народ,
Тебя ярмарка зовёт!

2 КАЗАК:

Не ходите никуда, подходите все сюда!
Диво дивное, чудо - чудное, а не товар!
Гляди, не моргай, рот не разевай!
Ворон не считай, товар покупай!
Вот товары хороши! Что угодно для души!
Тары – бары - растабары,
Расторгуем все товары!

1 КАЗАК: А посмотрите-ка, к нам коробейники пожаловали!

КОРОБЕЙНИКИ:

Бубны, румбы, трещотки, ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
Становись в ряд! Выбирай подряд!
Красиво – приятно, а для всех занятно!

Игра “Карусель”: Дети, взявшись за ленточки, идут под музыку по кругу, убыстряя темп движения. А потом карусель останавливается.

Звучит песня “Где был, Иванушка?”

(Инсценировка русской народной песни.)

Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Курочку.


- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Уточку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.

Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Барашка.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.
- Где был, Иванушка?
- На ярмарке.
- Что купил, Иванушка?
- Коровушку.
Курочка по семечкам зёрнышки клюёт.
Уточка по лужицам взад вперёд идёт.
Барашек на лугу травку жуёт.
Коровка детям молоко даёт.
Иванушка в горенке песенки поёт.

(Все уходят. На сцену снова выходят казак и казачка).

КАЗАЧКА: Ну, казаки, осталось рассказать предание, как во времена Ермака на Дон было прислано царское жалование: деньги, хлеб, вино, порох, селитра и сукно красного и синего цвета. Собравшись на круг для раздела казаки обнаружили недостаток красного сукна. Зашумел круг. Нахмурился атаман. И порешили казаки делить все поровну. Пришлось синюю одежду отделать узкими полосками красного сукна, так и повелось на Дону – иметь одежду из синего сукна с ярко красной отделкой.

КАЗАК: Посиделки - посиделками, а про веселье забыли. Ну-ка, гармонист! Частушки!

(Исполнение частушек на казачью тему.)

Мы с веселой песней дружим,

По-казачьи говорим,

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Эх! Донское государство!

Возле Дона куреня.

До чего же ты красива,

Дорогая сторона!

(Выходит 1 ВЕДУЩИЙ)

1 ВЕДУЩИЙ: Говорить о казаках можно бесконечно, как бесконечны наши степи. Не забудем и мы теперь о наших легендах и песнях, о донских традициях, об удали и походах, о нелегкой жизни казаков и любви к Дону.

КАЗАК и КАЗАЧКА:

Вот настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь

Говорим мы «До свиданья!»

До счастливых новых встреч!



Поделиться