Съемка с проводкой. Съемка движущихся объектов цифровой зеркальной камерой EOS

Таким количеством эмоций вряд ли похвастаются. Самое главное то, что в любом спортивном мероприятии много динамики и переживаний. Если ты в живую видишь, как развиваются эти события, то они начинают захватывать тебя, ты начинаешь сопереживать и наполняться теми же чувствами, что и спортсмен…

Соревнования когда-нибудь закончатся, а эмоции захочется передать другим людям или просто освежить в памяти. Нам на помощь может прийти фотография.

Съемка движущихся объектов – это интересная задача, но в тоже время и достаточно сложная. Основная сложность заключается в том, чтобы передать эффект движения на фотографии и, по возможности, всю динамику а также эмоции спортивного события. Задача эта достаточно сложная, но выполнимая.

Сейчас вы узнаете как сделать эффект движения на фотографии при съемке движущихся объектов.

При съемке движущихся объектов применимы четыре метода съемки:

  1. Съемка с проводкой .
  2. Зум взрыв (zoom burst) или зумирование.
  3. Съемка с короткими выдержками.
  4. Съемка с длинными выдержками.

Для создания эффекта движения при съемке движущихся объектов, подходит технический прием под названием ““. На нем мы сейчас подробнее и остановимся.

Съемка с проводкой

Начнем с определения, которое передает суть метода.

Съемка с проводкой – передача движения в кадре, когда фотограф объективом камеры синхронно “следит” за движущимся объектом, при этом фон получается размытым, а сам объект резким.

Применяется этот прием, когда вы хотите акцентировать внимание на объекте и создать при этом эффект движения. В идеале должен получиться размытый от движения фон и резкий объект.

Главное в этой технике “выдержка”. Именно от этого параметра будет зависеть степень смазанности фона.

Нужно пользоваться либо режимом “приоритет выдержки” (обозначается как Tv или S), либо ручным режимом (M), причем вторым значительно сложнее овладеть.

Для того, чтобы избежать лишней по вертикали, можно воспользоваться моноподом или штативом, который превращается в монопод, если сложить его ноги.

Съемка с проводкой будет лучше получаться, если вы будете использовать следящий автофокус.

Ручную фокусировку также можно использовать, для этого нужно настроить резкость на то место, где будет проходить движущийся объект, вам нужно будет “только” нажать на спуск в нужное время, в нужном месте.

Серийная съемка увеличит ваши шансы сделать отличный снимок, правда для этого нужно использовать следящий авто фокус. Используя ручную или по кадровую фокусировку, серийная съемка может оказаться бессмысленной.

Если у вас есть стабилизатор изображения, то его лучше включить, коренным образом кадр это не улучшит, но часть колебаний сделает меньше и плавнее, в результате станет чуть-чуть меньше.

Как я уже говорил, основной параметр съемки движущихся объектов с использованием техники “” – это выдержка.

Выдержка зависит от нескольких параметров: скорость движения объекта, освещенность и, конечно же, ваш творческий замысел – чем сильнее вы хотите размыть фон, тем длиннее должна быть выдержка, примерный диапазон 1/8 – 1/30 секунды.

Эффект движения подобный технике “съемка с проводкой” может получиться, если вы будете двигаться параллельно движущемуся объекту с такой же скоростью и при этом будете его снимать в обычном режиме.

Например: съемка из окна движущегося автомобиля другого объекта (автомобиль / мотоцикл), двигающегося параллельным вам курсом с такой же скоростью. В этом случае камеру можно зафиксировать прикрепив к стеклу автомобиля. В данном случае объект получиться четким, а фон размазанным, то есть получиться эффект движения, напоминающий съемку с проводкой.

Давайте еще поговорим о съемке движущихся объектов и о том, как сделать эффект движения.

Эффект движения и зум взрыв (zoom burst)

При съемке движущихся объектов этот прием, на мой взгляд, использовать еще сложнее, чем съемка с проводкой.

Желательно, чтобы объект двигался либо от вас, либо на вас по оптической оси. Выдержки можно использовать примерно такие же, как и при съемке с проводкой.

Сфокусируйтесь на объекте и во время экспозиции резко измените фокусное расстояние (зум). Зум должен управляться кольцом объектива, а не приводом мотора, отсюда вывод, что такой эффект не получить при помощи компактных камер и объективов с фиксированным фокусным расстоянием.

В результате применения зум врзыва (zoom burst) съемка движущихся объектов может получиться достаточно необычной и слегка абстрактной.

Выглядит это следующим образом:

ISO – 200, выдержка – 1/40, диафрагма – F/16

ISO – 200, выдержка – 1/40, диафрагма – F/18

Как сделать эффект движения при съемке движущихся объектов, используя короткие выдержки?

На короткой выдержке можно “заморозить” объект в определенный момент его движения, наиболее удачно передающим динамику снимка: прыжок, полет, какая-то неестественная поза в движении, неустойчивая динамичная поза, брызги воды или снега. При просмотре таких кадров мозг сам дофантазирует то, что было до, и что будет после.

ISO – 320, выдержка – 1/640, диафрагма – F/5.6

ISO – 200, выдержка – 1/1250, диафрагма – F/6.3

ISO – 200, выдержка – 1/800, диафрагма – F/7.1

Как сделать эффект движения при съемке движущихся объектов, используя длинные выдержки?

В данном случае также можно получить достаточно интересные эффекты.

В данном случае фон получается резким, а объект размытым. Степень размытия объекта зависит от выдержки и скорости его движения.

Можно получить слегка смазанный объект

ISO – 80, выдержка – 4 секунды, диафрагма – F/4.8

Более сильное размытие

ISO – 80, выдержка – 4 секунды, диафрагма – F/3.2

При более длинных выдержках от объекта вообще почти ничего не остается

ISO – 80, выдержка – 5 секунд, диафрагма – F/4.8

На следующие снимке автомобиля за 6 секунд выдержки, остались только следы красных огней, а его самого как будто и не было вовсе.

ISO – 250, выдержка – 6 секунд, диафрагма – F/16

Познакомьтесь с профессиональными фотографиями, передающими .

Теперь вы знаете как создать движение в кадре.После любой фотосессии фотографии нужно обработать, для этого я обычно использую Adobe Lightroom. изображение, убираю дефекты, такие как ,

Многие знают, что при использовании длительной выдержки снимки могут получаться смазанные. Данный эффект можно использовать на благо композиции, делая фотографии с проводкой. Эта техника съемки позволяет получить невероятные снимки, наполненные динамикой. Для того, чтобы научиться делать такие фотографии, нужно знать немного теории и как можно больше практиковаться.

Вся суть состоит в том, что во время экспонирования кадра, пока затвор открыт, камера должна двигаться за объектом съемки с такой же скоростью как и он сам. Это позволит получить главный объект съемки резким, а фон - размазанным по направлению движения камеры.

Проще всего делать снимки с проводкой, снимая объекты, направление движения и скорость которых вам заранее известна или как минимум она легко предсказуема. В противном случае за объектом будет очень сложно проследить, и он получится размазанным.

Как фотографировать с проводкой?

  • Выдержку следует поставить более длинную, чем обычно. Подбирать её придется экспериментальным путем. Начинать лучше с 1/30 секунды. Съемку следует осуществлять в режиме приоритета выдержки или в ручном режиме. Чем длиннее будет выдержка, тем длиннее будут полосы от проводки, но главный объект съемки будет сложнее сделать резким.
  • Определившись с объектом съемки, следует найти место для фотографирования, где ничего не будет мешать обзору. Конечно же стоит позаботиться о фоне снимка. несмотря на то, что фон будет размыт, случайные фигуры людей или негармонично вписавшиеся цвета могут испортить снимок.
  • Выполняйте плавную проводку. Тогда, когда объект появился в поле зрения, следует поймать его в видоискателе, зажать кнопку спуска затвора и некоторое время вести камеру вслед за объектом съемки. Чтобы снимок был более плавным, можно использовать штатив или монопод.
  • Легче всего снимать, находясь сбоку от объекта съемки.
  • Автофокус. В том случае, если фотоаппарат имеет функцию следящего автофокуса, и он работает достаточно быстро, можно воспользоваться им.
  • Если автофокус камеры не может работать в таких условиях, то придется заранее предусмотреть, где будет находиться объект съемки и сфокусировать фотоаппарат на этой области.
  • После нажатия на кнопку спуска затвора следует плавно вести камеру вслед за объектом. Поворачивать нужно не только голову и камеру, но и всё туловище выше пояса. Ногами следует устойчиво опираться на землю, чтобы не шататься. Кнопку спуска затвора нужно нажимать плавно, чтобы максимально исключить дрожание фотоаппарата.

Еще один вариант съемки с проводкой.

Иногда хорошие снимки получаются при использовании вспышки во время съемки с проводкой. Особенно это хорошо работает при фотографировании в условиях недостаточной освещенности. Главное преимущество использования вспышки заключается в том, что объект съемки оказывается более ярким, чем фон, и тем самым лучше выделяется на снимке.

Фотографируя со вспышкой, главное не засветить объект съемки и не сделать его слишком выделяющимся. Для этого нужно корректировать мощность вспышки.

Практика съемки с проводкой

Сразу добиться хороших результатов съемки с проводкой будет не просто. Скорее всего, первые фотографии будут неудачными. Тогда, когда вы поймете, как двигаться и как настраивать камеру, снимки будут получаться всё лучше и лучше. Практиковаться лучше всего на спортивных соревнованиях или просто стоя у края дороги. запомните, что объект съемки не всегда должен быть абсолютно резким. Легкое размытие снимаемого объекта только подчеркнет динамику, изображаемую на фотографии.

Меня всегда восхищали снимки с Формулы 1 и раллийных гонок, когда энергия и дух соревнований буквально читались в кадре. Движение, скорость автомобиля так здорово передавались за счет размытого заднего фона и совершенно четкого автомобиля.
Оказалось, чтобы так фотографировать, нужно использовать технику съемки «с проводкой». Информации об этой технике немного, но все же она есть — ссылки в конце поста.

Поэкспериментировал сам. Как оказалось, теоретическая основа этой техники достаточно проста, но вот чтобы научиться хорошо владеть ею, нужно очень долго практиковаться, да и во время самой съемки экспериментировать.
Сначала немного из теории — как я ее понимаю. Все мы знаем, что если снять движущийся объект с длительной выдержкой, то он непременно смажется. Фон, если статичен, при этом прорисуется четко.
Так вот – а вы не задумывались, что будет, если поменять систему координат? Пусть фон «движется», а главный объект замрет на месте! Чтобы еще лучше понять то, о чем я говорю, проведем следующую аналогию.
Все когда-нибудь ездили в поездах и любили наблюдать за проносящимся за окном пейзажем. Соответственно, если сделать фотографию человека на фоне этого окна мы получим размытый задний фон, но сам человек не смажется. Тоже самое будет, если мы сядем на карусель и будем снимать человека напротив или перед собой.

Техника съемки «с проводкой» фактически имитирует данные ситуации.

Вам нужно вести фотоаппарат за главным объектом съемки.

Чем «синхроннее» у вас это получается – тем лучше! Вот это главное правило съемки в проводку!

(Пусть не обижаются на меня знатоки русского языка, но кроме как использовать слово «синхроннее», я ничего лучшего не придумал)
Фактически что у нас получается:

  • Вы выбираете движущийся объект для съемки
  • Фокусируетесь на нем
  • «Ведете» его, т.е. глядя в видоискатель, параллельно с главным объектом съемки поворачиваете фотоаппарат
  • Не останавливая движение камеры, делаете кадр.

Если говорить о настройках камеры, то основные настройки это:

  • Выдержка 1/8-1/30 секунды или около того, все зависит от скорости движения объекта съемки.
  • Следящий автофокус.

Все остальное определяется конкретной ситуацией. Думаю, как достаточно освоюсь с данной техникой, напишу еще советы.
Вот что у меня получилось с первого раза:

Ниже мой вольный перевод.
————-
Съемка с проводкой — техника съемки, когда вы «ведете» объективом камеры какой-либо объект, при этом получая его резким, а фон — с эффектом размытия при движении (motion blur). Звучит довольно просто, но требует некоторой практики для получения хороших результатов. Если вы уже пробовали такой вид съемки, но не получили желаемый результат — эти несколько советов будут вам полезны.

Низкая скорость затвора (длинная выдержка) — Это, возможно, ключевой момент при съемке с проводкой. Цель — создать движение в кадре, поэтому понадобится удлинить выдержку. Конкретное значение зависит от снимаемого объекта. Если объект относительно вас движется медленно, вам понадобится довольно длинная выдержка, чтоб создать эффект движения. Обычно нужное значение находится между 1/50 и 1/10 секунды.

Маленькая диафрагма — Для получения нужной выдержки, вам придется прикрыть диафрагму, но это не единственное, что контролирует диафрагма. Чем выше значение диафрагмы (отверстие меньше), тем больше ГРИП (глубина резкости), и тем более выраженным будет эффект размытия.

Большое фокусное расстояние — На самом деле, съемку с проводкой можно выполнять с любым объективом. Однако с длиннофокусной оптикой выполнять съемку проще, т.к. проще вести объект, и меньше нужно само движение при съемке, чтоб получить желаемый эффект. Плюс искажения широкоугольной оптики в данном случае могут сделать картинку не очень приятной для глаз.

Стабилизатор изображения — Хотя снимать можно и без стабилизатора, его наличие помогает линиям в кадре оставаться прямыми. Некоторые объективы (разумеется, они более дорогие) позволяют настраивать стабилизацию в одной из плоскостей (по вертикали или горизонтали), что удобно для съемки с проводкой. Посмотрите инструкцию к объективу на предмет наличия такой функции.

Режим съемки — Его лучше установить в режим серийной съемки. Т.к. съемка с проводкой не так проста, лучше снимать серию кадров, увеличивая шанс на получение удачного. Плюс не забудьте проверить режим автофокуса — если ваша камера поддерживает режим следящего автофокуса, то используйте его — при движении объект съемки будет оставаться в фокусе в каждом кадре.

Слежение — это однозначно самая важная вещь при съемке с проводкой. Требуется много практики, чтоб достичь хороших результатов, но это стоит того. Удобнее всего использовать точку фокусировки в вашем видоискателе и какой-либо элемент на объекте съемки. Совместите их, несколько мгновений ведите объект, затем нажимайте кнопку спуска затвора и делайте серию снимков.

Кадрирование — Лучше всего, на мой взгляд, кадрировать немного шире, чем обычно, т.е. ведение объекта слишком сильно занимает ваше внимание. После съемки всегда можно обрезать лишнее, если необходимо.

Будьте параллельны — Если ваш угол зрения не параллелен движущемуся объекту, часть его будет смазана (примечание: скорее всего, автор все-таки имел в виду, что линия вашего взгляда должна быть перпендикулярна линии движения объекта).

Практика — Это должно быть и так понятно, но все-таки я должен об этом упомянуть. Как и любой другой навык, съемка с проводкой требует практики. Делается это довольно просто — просто сядьте на скамейку вдоль улицы и снимайте проезжающие мимо машины. Улица это публичное место, поэтому съемка там должна быть разрешена практически во всех странах мира (но уточните ваше законодательство на всякий случай)

Теперь берите свою камеру и идите снимать! Немного усилий, и вы станете мастером съемки с проводкой!
—————

От себя добавлю, что несмотря на обилие материалов по этой теме в Интернете, только в этом тексте я увидел совет по «ведению» объекта путем совмещения точки фокусировки и какой-то детали снимаемого объекта. Штука простая, но вот как-то не попадалась до этого. :)

Ранее мы писали о таких параметрах настройки фотоаппарата - как выдержка и диафрагма , и приводили некоторые рекомендации по их использованию.

Эта статья - будет посвящена съемке движущихся объектов - с помощью так называемой "проводки", и тема это - является частным примером использования длинной выдержки.

Данная техника - позволяет получать удивительные результаты, хотя многое в ней - зависит от сноровки и опыта. А опыт Вы, конечно, приобретете - в процессе съемок!

Суть техники в том, что Вы "следите", "проводите" объективом за движущимся объектом некоторое время, из-за чего сам объект остается на фотографии - резким, четким, а фон - размытым. И размытым - не абы как, а весьма характерно - чаще всего фон превращается в массу длинных линий - ориентированных в направлении движения объекта/фотомодели. Какое необычное "боке " - очень здорово усиливает ощущение движения и скорости на фотографии. Особенно хорошо - снимать таким способом - велосипедистов, машины, поезда - находящиеся в движении...

Фотосъемка с проводкой. Motion Blur Frozen from Mariano Kamp
Exposure 0.033 sec (1/30)
Aperture f/32
Focal Length 50 mm
ISO Speed 200

Хороший результат от применения съемки с проводкой легче всего получить - снимая объекты, движущиеся по линейной, предсказуемой траектории, и с предсказуемой скоростью. Иначе Вам будет сложно сделать качественную "проводку", и снимаемый "объект" скорее всего получится размытым. Поэтому так сложно снимать с проводкой - людей.


Бегущий человек. Снято с проводкой. The Runner from Hamed Saber ©
Exposure 0.013 sec (1/80)
Aperture f/4

Съемка с проводкой - как это делается? Простой алгоритм действий.

  • Выберите скорость работы затвора - более медленную, чем обычно. Начните с 1 / 30 секунды, а затем поэкспериментируйте с более медленными выдержками. Для этого используется либо ручной режим, либо режим "приоритет выдержки" фотоаппарата (Tv ). В зависимости от уровня освещенности и скорости движения объекта съемки - можно в конечном итоге использовать что-либо от 1 / 60 и 1 / 8 с. Можно, конечно, сделать выдержку и 1/2 секунды, и еще медленнее, но тогда во много раз возрастает вероятность того - что вообще весь кадр окажется размыт.
  • Встаньте на место, где вашему взору на предмет съемки ни что не помешает . Также следует учесть фон снимка , выбрать его - посимпатичнее. Хотя фон будет размыт - неудачные его цвета, или слабо размытые фигуры людей - могут испортить впечатление от фотографии. Обычно, лучшие результаты дает более или менее однородный фон - например - листва деревьев.
  • Плавная проводка. Когда объект появился в поле видоискателя - следует нажать на спуск - и секунду вести объектив - за ним - как приклеенный. Для того чтобы проводка была более "гладкой" - можно использовать штатив или монопод.
  • Для достижения наилучших результатов - возможно, придется скорректировать свое местоположение - относительно предмета фотографирования. Проще всего снимать - если Вы стоите от него с боку.
  • Использование автофокус. Если камера фокусируется быстро, и поддерживает функцию следящей фокусировки - Вы можете воспользоваться ей.
  • Если ваша камера не имеет достаточно быстрого автофокуса, вам необходимо предварительно сфокусировать камеру на том месте, в котором будет находится объект будущей фотографии - в момент когда Вы нажмете на "пуск" затвора.
  • После того как вы нажали на кнопку спуска затвора (а делать это как можно осторожнее, чтобы уменьшить дрожание камеры) по-прежнему не стесняйтесь вести объектив даже после того - как затвор отработает. Это поможет сделать кадр еще более качественным, т.к. Ваша проводка будет более "гладкой". Для еще большей гладкости движения - если снимаете без опоры - поворачивайте не только голову и камеру, но и всю верхнюю часть туловища.
  • Может быть полезен режим серийной съемки.

Дополнительный вариант съемки с проводкой.

Иногда, замечательных результатов - можно добиться - снимая с проводкой, при использования вспышки. Особенно - если съемка ведется в условиях недостаточной освещенности. Многое здесь зависит от мощности вспышки. Эффект в основном выражен в том - что объект съемки выделяется не только четкостью, но и яркостью - а фон освещается хуже, остается более темным.


Съемка с проводкой и со вспышкой. Cortland Hare Scrambles II from jdanvers ©
Exposure 0.02 sec (1/50)
Aperture f/4.0
Focal Length 32 mm
ISO Speed 200

Имейте в виду - что иногда придется корректировать мощность вспышки, например - ослабить вдвое или втрое! Также посмотрите в настройках Вашей вспышки - возможность использовать функцию "стробоскоп" - эта настройка также может повлиять на результат.

Ошибки при съемке с проводкой

Две самые главные ошибки:

  1. Неудачный фон, сливающийся с объектом съемки
  2. объекты стоящие между фотографом и объектом съемки, которые мешают получить максимально "чистый" кадр.

Съемка с проводкой и опыт...

Если ранее Вы еще не фотографировали подобным образом, то вероятно - успеха добьетесь не с первого кадра. Не отчаивайтесь, поэкспериментируйте!

Это может быть довольно весело! И в то же время - сложно.

Если Вам посчастливилось стать зрителем на мероприятии с подходящими предметами для фотографирования, например - машины на гонках, остерегайтесь делать снимки ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО с проводкой, сделайте также и снимки с короткой выдержкой - тогда Вы точно не уйдете разочарованным, и получите разнообразные фотографии.

Практиковаться в съемке с проводкой можно, например, стоя у шоссе. Проезжающие мимо машины - прекрасные "мишени" для такой съемки!

Не всегда главный объект Вашей фотографии будет получатся безупречно резким, но часто - этого и не требуется, небольшая смазанность объекта, бывает, также усиливает ощущение скорости.

Удачи Вам в экспериментах в съемке с проводкой!



Поделиться