Сергей михайлович прокудин горский изобретение. Прокудин-горский, сергей михайлович

Прокудин-Горский — русский фотограф, химик (ученик Менделеева), изобретатель, издатель, педагог и общественный деятель, член Императорского Русского географического, Императорского Русского технического и Русского фотографического обществ.

Прежде всего Прокудин-Горский стал широко известен благодаря тому, что внёс значительный вклад в развитие фотографии и кинематографии. Он был пионером цветной фотографии в России, создателем «Коллекция достопримечательностей Российской империи».

Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился (18 (30) августа 1863, Фуникова Гора, Покровский уезд, Владимирская губерния. О первых двадцати годах жизни С. М. Прокудина-Горского практически никаких сведений нет.

О начальном образовании Сергея Прокудина-Горского также ничего не известно, возможно, оно было домашним. Когда мальчик подрос, его отправили воспитываться в Петербург, в знаменитый Александровский лицей, откуда через три года по какой-то неизвестной причине забрал отец.

Дальнейшая история молодых лет Сергея Прокудина-Горского до настоящего времени является собранием мифов и заблуждений, идущих от книги Роберта Оллсхауза «Фотографии для царя» («Photographs for the Tsar», 1980 г.), в которой изложена самая первая версия биографии Сергея Михайловича.

Но с того времени как он уже приобрел известность расхождений в биографии практически нет. В 1897 году Прокудин-Горский сделал доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского Русского Технического общества (ИРТО) (и продолжил эти доклады вплоть до эмиграции 1918 года).

В 1898 году Прокудин-Горский стал членом Пятого фотографического отдела ИРТО и выступил с сообщением «О фотографировании падающих звёзд (звёздных дождей)». Уже в то время Prokudin-Gorskiy являлся российским авторитетом в области фотографии, ему была поручена организация курсов практической фотографии при ИРТО.

В 1900 году Русское техническое общество показало чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке. А 2 августа 1901 года в Петербурге открылась «фотоцинкографическая и фототехническая мастерская» С. М. Прокудина-Горского, где в 1906-1909 годах располагалась лаборатория и редакция журнала «Фотограф-любитель», в котором Прокудин-Горский опубликовал серию технических статей о принципах воспроизведения цвета.

В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучался в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создал свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор , значительно превосходивший по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Состав нового сенсибилизатора делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру.

В 1903 году Прокудин-Горский опубликовал брошюру «Изохроматическое фотографирование ручными фотоаппаратами» . Точная дата начала цветных съемок Прокудиным-Горским в Российской империи до сих пор не установлена.Наиболее вероятным является, что первая серия цветных снимков была сделана в ходе поездки по Финляндии в сентябре-октябре 1903 года


3 мая 1909 г. состоялась судьбоносная встреча Проскудина-Горского с царем Николаем II, которую Проскудин-Горский подробно описал в своих воспоминаниях 1932 г.

Очарованный увиденными цветными снимками, Николай II представляет Прокудину-Горскому дает разрешение снимать в любых местах, с тем, чтобы фотограф мог запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана.

Прокудин-Горский также получает разрешение на использование необходимые для путешествий транспортные средства. Всего было запланировано сделать 10.000 снимков за 10 лет. Эти уникальные фотоматериалы Прокудин-Горский, прежде всего, хотел использовать, с целью просвещения – установить в каждом училище проектор и показывать на цветных слайдах-диапозитивах всё богатство и красоту бескрайней страны. А новый учебный предмет должен был называться «Родиноведение».

Уже через несколько дней после встречи с царем Прокудин-Горский отправляется в первую экспедицию – по Мариинскому водному пути от Петербурга до Волги. Съемка были приурочены к 200-летнему юбилею открытия этой водной магистрали. Того же года, 1909, осенью, проводится съемка по северной части промышленного Урала.

В 1910 г. Прокудин-Горский совершает два путешествия по Волге, запечатлев её от самых истоков до Нижнего Новгорода, а летом, он также снимает южную часть Урала. Летом 1911 г. Проскудин-Горский проводит фотосъемку в Костроме и Ярославской губернии, а к предстоящему юбилею 1812 г. проводится съемка мест вокруг Бородино. Весной и осенью 1911 г. фотограф успевает ещё дважды посетить Закаспийскую область и Туркестан.

Насыщенным становится и 1912 г., когда с марта по сентябрь Прокудин-Горский совершает две фото-экспедиции на Кавказ, где снимает Муганскую степь, совершает поездку по планируемому Камско-Тобольскому водному пути, и проводит съемки местностей, связанных с памятью об Отечественной войне 1812 г. – от Малоярославца до литовской Вильны, также фотографирует строительство Кузьминской и Белоомутской плотин на Оке. и города Рязань и Суздаль

Однако в самый разгар проект прекращается. Предполагают, что у фотографа просто кончились деньги, так как вся работа, кроме транспортных расходов, производилась за его личный счет. С 1910 г. Прокудин-Горский вел переговоры с правительством о приобретении его уникальной коллекции, с целью обеспечить финансирование дальнейших экспедиций. После долгого рассмотрения его предложение получило поддержку на самом высоком уровне, но в итоге коллекция так и не была выкуплена.

Возможно, именно ввиду финансовых проблем с 1913 г. Прокудин-Горский стал уделять внимание предпринимательской деятельности, делая упор на привлечение к своим проектам крупных бизнесменов. В январе 1913 г. он учреждает товарищество на вере «Торговый дом С.М.Прокудин-Горский и К0».

В марте 1914 г. организуется Акционерное общество «Биохром» (услуги по цветной фотографии и по печатанию фотографий) с основным капиталом в 2 миллиона рублей, которому передаётся вся собственность «Торгового дома». Прокудин-Горский с весьма скромным пакетом акций входит в состав правления. Возможно, именно в качестве своего вклада в уставный капитал он передает «Биохрому» права на коллекцию своих снимков.

В 1913-1914 гг. Прокудин-Горский со всей присущей ему страстью занимается созданием цветного кинематографа, патент на который он получает совместно со своим коллегой и компаньоном Сергеем Олимпиевичем Максимовичем. Изобретатели поставили перед собой задачу создать такую систему цветного кино, которую можно будет использовать в широком прокате.

Летом 1914 г. во Франции было построено всё необходимое оборудование для съемки и показа цветных фильмов, но развитию этого нового проекта помешала начавшаяся Первая мировая война. Ни одна из экспериментальных цветных кинолент Прокудина-Горского, включая съемку выхода царской процессии в 1913 г., до сих пор не найдены.

Как писал в своих воспоминаниях 1932 г. сам Сергей Михайлович, с наступлением войны ему пришлось отдать свой специально оборудованный вагон, а самому заниматься цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, обучением съёмкам с аэропланов русских летчиков

В 1915 г., Прокудин-Горский возвращается к «делу всей своей жизни», как о называл цветную фотографию, и с помощью акционерного общества «Биохром» пытается наладить массовый выпуск недорогих диапозитивов со снимков своей коллекции. В том же 1915 г. эти диапозитивы поступают в открытую продажу, но, дело не получает коммерческого успеха.

В 1915 г. Прокудин-Горский создаёт два замечательных юбилейных фотопортрета Федора Шаляпина, в сценических костюмах Мефистофеля и Бориса Годунова. Эти снимки были опубликованы сразу в нескольких изданиях, благодаря чему мы можем их и сейчас видеть. К сожалению, негативы бесследно исчезли.

Летом 1916 г. Прокудин-Горский совершает свою последнюю фото-экспедицию по России, снимает только что отстроенный южный участок Мурманской железной дороги, в том числе лагеря австро-германских военнопленных. По чьему приказу и в каких целях делалась эта съемка секретных военных объектов – до сегодняшнего дня остается загадкой.

После Октябрьской революции 1917 г. Прокудин-Горский ещё несколько месяцев ведёт активную деятельность в России: входит в состав оргкомитета Высшего института фотографии и фототехники, а в марте 1918 г. демонстрирует свои снимки в Зимнем дворце для широкой публики в рамках «Вечеров цветной фотографии», организованных по инициативе Внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР.

С вступительным словом перед этим показом выступил нарком Луначарский, который к удивлению многих оказался большим ценителем и знатоком фотографии.

Надо заметить, что знания и опыт Сергея Михайловича были востребованы советской властью, как большого специалиста по цветной печати. Поэтому, 25 мая 1918 г. В. И. Ленин дал указание о включении Прокудина-Горского в состав коллегии Экспедиции по заготовлению государственных бумаг.

С того времени типография на Б. Подъяческой, 22, принадлежащая обществу Проскудин-Горскому стала получать заказы от советских властей. К примеру, в 1918 г. издательство «Коммунистъ» заказывало там клише для книги В. М. Величкиной «Швейцария».

В августе 1918 г. Прокудин-Горский по поручению Наркомпроса отправился в командировку в Норвегию с целью закупки проекционного оборудования для низших школ, и у фотографа опять появилась надежда, что новая власть позволит ему осуществить мечту, так и не состоявшуюся при прежней царской власти: чтобы его цветные снимки увидели миллионы школьников и студентов по всей России.

Но к великому разочарованию, фотографу уже было не суждено вернуться на Родину. В стране началась гражданская войн и, командировка превратилась в эмиграцию. В мае 1919 г. Прокудин-Горский собрал в Норвегии группу для продолжения работы над цветным кинематографом. Однако приготовления столкнулись с огромными трудностями, о чём он сам писал впоследствии: «Норвегия является страной, совершенно не приспособленной для научно-технических работ».

Поэтому, в сентябре 1919 г. фотограф перебирается из Норвегии в Англию, где продолжает работу по созданию цветного кино. Всю аппаратуру пришлось делать заново, буквально «на коленке», так как денег не хватало катастрофически. Привлеченные к проекту компаньоны не могли удовлетворить в полном объеме необходимые средства, да и имеющиеся не всегда могли предоставить вовремя.

К тому же в это время, к началу 1920-х гг., началась конкуренция, так как цветной кинематограф в Европе активно осваивали уже несколько фирм, хотя до широкого коммерческого применения было ещё далеко.

С 1921 г. и до самой смерти в 1944 г. Прокудин-Горский жил во Франции, куда в 1923-25 гг. из России перебрались члены его семьи. Последними, в марте 1925 г., из СССР выехали его первая жена и дочь Екатерина со своим сыном Дмитрием. В 1920 г. Сергей Михайлович женится на своей сотруднице Марии Федоровне Щедриной и в 1921 г. у них родилась дочь Елена.

Работа по созданию цветного кино к 1923 г. потерпела финансовый крах. К этому моменту относится идея переезда в Соединенные Штаты для продолжения работы, но скорее всего из-за болезни Сергея Михайловича эта поездка не осуществилась. Не реализовав идеи Проскудин-Горский вместе с сыновьями стал заниматься привычным для себя делом фотографированием.

Что стало с знаменитой коллекцией? Вот, что удалось узнать . Согласно записям Сергея Михайловича, «благодаря удачно сложившимся обстоятельствам» ему удалось получить разрешение на вывоз наиболее интересной её части. Когда и при каких обстоятельствах это произошло – до сих пор остаётся загадкой.

Первое упоминание о нахождении коллекции во Франции относится к концу 1931 г., когда её показали соотечественникам-эмигрантам. В 1932 г. была составлена записка о коммерческой эксплуатации коллекции, которая перешла в собственность сыновей Прокудина-Горского Дмитрия и Михаила.

Предполагалось закупить новый проекционный аппарат (взамен оставленного в России) и проводить демонстрации снимков в цвете, а также издавать их в виде альбомов. Но, осуществить этот замысел не удалось, скорее всего, из-за отсутствия необходимых средств.

До 1936 г. Прокудин-Горский выступал с лекциями на различных мероприятиях русской общины во Франции, демонстрируя свои снимки, в том же году он опубликовал свои воспоминания о встрече с Львом Толстым в Ясной Поляне.

Скончался Сергей Михайлович 27 сентября 1944 г. в «Русском доме» на окраине Парижа, вскоре после освобождения города союзниками. Могила Сергея Михайловича находится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (Prokudin-Gorskiy)

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863 - 1944) — известный русский фотограф, ученый, изобретатель и общественный деятель. Один из пионеров цветной фотографии.

Прокудин-Горский. Автопортрет у реки Каролицхали, 1912

С 90-х годов 19 века Прокудин-Горский совместно с другими учеными и изобретателями занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии. В декабре 1902 года он объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А.Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

Цветная фотография Л. Н. Толстого, сделанная Прокудиным-Горским в Ясной Поляне, 1908

Начиная с 1904 года Прокудин-Горский снимает цветные фотографии в различных регионах Российской империи и за границей. В те годы он задумывает грандиозный проект: запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию, её культуру, историю и модернизацию. В 1909 г. Сергей Михайлович получает аудиенцию у царя Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях.

Карта съёмок С.М.Прокудина-Горского, 1904-1916 гг. (кликабельно).

В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть страны, фотографируя виды городов, храмы, монастыри, заводы и разнообразные бытовые сцены. В итоге, были сделаны несколько тысяч снимков, но значительная часть их была впоследствии утрачена. В эти же годы он испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. .

1911. Памятник на редуте Раевского. Бородино. Московская губерния

1911. Вид с колокольни Спасо-Бородинского монастыря на местность, где маршал Ней вел атаку на флеши Багратиона. Бородино. Московская губерния

1911. В Бородинском музее.

1911. Общий вид Николаевского собора с юго-запада. Можайск. Московская губерния

1911. Николаевский собор. Вид сбоку. Можайск. Московская губерния

1912. Общий вид северной части Смоленска с колокольни Успенского собора. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Успенский собор с востока. Смоленск. Смоленская губерния

1912. Чудотворная икона Божьей Матери Одигитрии в Успенском соборе. Смоленск. Смоленская губерния

1911. Успенский собор (1158-1160) с восточной стороны.

1912. Общий вид Суздаля с собором с колокольни Димитревской церкви. Владимирская губерния

1911. Часовня на месте, где разрешилась супруга Иоанна Грозного, в 3-х верстах от монастыря Феодора Стратилата. Переславль-Залесский. Владимирская губерния

1911. Общий вид на побережье и Кремль с колокольни Спасо-Яковлевского монастыря. Ростов. Ярославская губерния

1911. Врата под церковью Воскресения (снаружи, внизу). Ростов. Ярославская губерния

1911. Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния

1911. Вход в церковь Иоанна Предтечи из галереи (с паперти). Ярославль. Ярославская губерния

1910. Церковь Воскресения на Дебре (1652). Кострома. Костромская губерния

1908. Ясная Поляна. Тульская губерния

1908. Кабинет Льва Толстого в Ясной поляне.

1908. Ясная Поляна. Дети.

1912. Постройка плотины близ села Кузьминского на Оке.

1912. Лесопилка. Кузьминское

1910. За пряжей. Деревня Изведово. Тверская губерния. Осташковский уезд

1910. Вид на монастырь от Светлицы. Нилова пустынь. Тверская губерния

1910. Гефсиманский скит. Монахи за работой. Посадка картофеля. Нилова пустынь. Тверская губерния

Цветущие розы. Гатчина. Санкт-Петербургская губерния

1909. Пинхус Карлинский, 84 года. 66 лет на службе. Надсмотрщик Черняховского водоспуска. Санкт-Петербургская губерния

1909. На сенокосе около привала. Новогородская губерния

1909. Крестьянские девушки с ягодами. Поселок Кириллов. Новогородская губерния

1909. Камнечерпательная машина одночерпакового типа "Свирская 2". Новгородская губерния

1915. Военнопленные австрийцы у барака. Карелия.

Школа в деревне Пергуба. Повенецкий уезд. Олонецкая губерния.

Жилые заводские постройки. Село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

Вид на лесопильный завод. село Ковжа. Вытегорский уезд. Олонецкая губерния

г. Вытегра. Команда парохода "Шексна" М.П.С. Олонецкая губерния.

Материки. Олонецкая губерния. Этюд.

Постройка дамбы для ж. дороги в Сорочей Губе. Группа участников ж.д. постройки. Кемский уезд Архангельской губернии.

Соловецкий монастырь. Угловая башня Троицкого собора.

Вид с колокольни Белгородского Свято-Троицкого мужского монастыря на Соборную площадь во время торжеств прославления святителя Иоасафа Белгородского 4 сентября 1911 г. Справа - духовное училище (1807). На заднем плане - женский Рождество-Богородицкий монастырь. Белогород

Украинская крестьянка

Католический костел. г. Двинск. Витебская губерния.

Финляндия. Озеро Сайма

Дворец в Массандре. Декоративное оформление подпорной стены перед парадным входом. Таврическая губерния (Крым)

Ласточкино гнездо. Таврическая губерния (Крым)

Тифлис (Тбилиси)

Дагестанцы

Дагестан. В горах.

На чайной плантации. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Чайная фабрика. Развесочное отделение. Чаква. Батумский округ. Кутаисская губерния.

Муллы в мечети Азизия. Батум. Батумский округ. Кутаисская губерния

Каменные ворота и крепость Узварян. Кавказ

Лесные насаждения. Вид с Воронцовского плато. Местечко Боржом Горийского уезда Тифлисской губернии

Мечеть. Владикавказ, главный город Терской области

Побережье. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Новая гостиница. Гагры. Сухумский округ Кутаисской губернии.

Общий вид Сочи с востока с батарей. Сочи (Даховский посад), Сочинский округ Черноморской губернии

Горка из оружия в Арсенальном Музее. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Златоустовский завод, г. Златоуст, Уфимская губерния.

Последовательный ход выделки ножей и вилок. Шлифовка и гравировка. Златоуст, Уфимская губерния.

Надгробный камень на могиле Хаджи-Хусейн-бека, доставленный Тамерланом. Уфимская губерния. Уфимский уезд

На реке Сим. Уфимский уезд Уфимской губернии.

Общий вид башкирской деревни Эхья. Уфимская губерния.

Молодой башкир. Деревня Эхья Уфимской губернии.

Вид с горы на Ильменское озеро около ст. Миасс. Челябинский уезд Оренбургской губернии

Мост через р. Каму. Пермская губерния.

г. Пермь. Общий вид.

Пермь. Церковь Марии Магдалины

Екатеринбург. Общий вид северной части. Пермская губерния

1910. Крестьянка мнет лен. Пермская губерния

Крестьянская изба в деревне Мартьяновой. Река Чусовая. Пермская губерния.

Чертово Городище. Пермская губерния.

Церковь Пресвятой Богородицы (1744). Тобольск.

Верблюд, нагруженный мешками. Средняя Азия

Узбеки перед юртой. Узбекистан

Эмир Бухарский Алим Хан (1880-1944), Бухара

Бухарское ханство, г. Бухара. Деталь внутри гробницы Баян-Кули-Хан.

Бухарское ханство, г. Бухара. Куш-медрессе (внутри с правой стороны).

Хлопок. Средняя Азия

Обработка хлопка. Средняя Азия

Шашлычная. Самаркандская область. Самарканд.

Торговец лепешками. Самаркандская область. Самарканд.

Самаркандская область. Самарканд. Часть левого минарета. Биби-Ханым.

Карагач - разновидность вяза. Возле Самарканда

Готический собор в Милане. Италия

Венеция. Собор св. Марка.

На острове Капри. Италия

Итальянки.

На Дунае.

В от история этих фотографий. Некий человек по фамилии Прокудин-Горский придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра - красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением.

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение.

Фотографии Сергея Михайловича Прокудина–Горского (1863-1944) предлагают живой портрет потерянного мира – Российской Империи накануне Первой мировой войны и надвигающейся революции. Сюда входят изображения от средневековых церквей и монастырей старой России до железных дорог и фабрик растущей промышленной державы и повседневной жизни и работы разнообразного населения России.

П рокудин-Горский родился во Владимире в 1863 году и по образованию был химиком. Всю свою деятельность он посвятил развитию фотографии. Он учился у известных ученых в Санкт–Петербурге, Берлине и Париже. В результате своих оригинальных исследований Прокудин–Горский получил патенты на производство цветных диапозитивов и проектирование цветных фильмов. В начале 1900–х годов Прокудин–Горский разработал смелый план провести фотообзор Российской Империи, который получил поддержку царя Николая II. В 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, он получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически. К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом.

Контрольные чёрно-белые картинки для показа слайдшоу.


Крестьяне на покосе


На жнитве.


На жнитве.


Насосы для откачивания воды


Кордон (сторожка) в лесу


Монахи за посадкой картофеля


Памятник Императору Александру II в память окончания Мариинской системы.


Село Ковжа. Береговые укрепления.


Часовня Петра I около деревни Петровское.


Било и доски с надписями о посещениях. Часовня в дер. Петровское.


Тип старых шлюзовых ворот. Белозерский канал


Плотина Императрицы Марии Федоровны.


Вытаскивание спицы из плотины (система Поарэ).


Церковь во имя Св. Петра и Павла.Белозёрск.


Икона в церкви Ильи Пророка.Белозёрск 1909.


Группа детей.


Городецкий и Никитский погосты.


Общий вид Горицкого монастыря.Деревянная баржа.


Город Кириллов с горы.


Общий вид гор. Кириллова с колокольни Казанского собора.


Плотина и шлюз Императора Николая II.Мариинский водный путь 1909.


Скит Иоанна Богослова «Крестик».


Стоги сена.


Пильщики на Свири.


Крым. Ласточкино гнездо.>


Петрозаводск. Общий вид с жел. дороги (Олонецкой губ.
Мурманская железная дорога.


Крестьянка мнет лен; Пермской губ.


Грузин - торговец помидорами.


Полоцк. Вид с северо-востока.


Место истока Западной Двины около дер. Карякино в 3-х верстах от оз. Пено Тверской губ. Осташковского уезда.


Исток Волги у деревни Волговерховье.


Озеро Пено у места впадения Волги


Выход Волги из озера Пено у дер. Изведово.


Пожарная лесная вышка Удельного Ведомства около мес. Богатырь.

История 10 снимков последнего хроникера Российской империи Сергея Прокудина-Горского

Невероятная яркость красок, свежесть цвета и точность деталей - то, что поражает при взгляде на снимки, сделанные Сергеем Прокудиным-Горским.

Сложно поверить, что эти кадры сняты русским фотографом в самом начале ХХ века - качество этих изображений и точность, с которой они воспроизвели жизнь, превосходят многие снимки, сделанные на современном оборудовании.

Своей задачей изобретатель, педагог, ученый, обучавшийся химии у Дмитрия Менделеева, а живописи - в Императорской Академии художеств, Сергей Прокудин-Горский видел фиксацию жизни России в истинном цвете. С 1903 по 1916 год он составил "Коллекцию достопримечательностей Российской империи" - уникальное крупнейшее собрание цветных фотоснимков.

Сергея Прокудина-Горского часто называют отцом цветной фотографии. Но это лишь один из распространенных мифов о выдающемся ученом. Первый цветной фотоснимок в мире был сделан в 1861 году - за два года до рождения русского ученого. Заслуга же Прокудина-Горского состоит в том, что он перенес эту технологию в Россию, усовершенствовал рецептуру сенсибилизаторов и в несколько раз сократил время процесса съемки.

Не случайно именно Прокудин-Горский считается не только пионером русской цветной фотографии, но и автором термина "родиноведение". Фотограф предполагал использовать свое собрание для просвещения - установить в каждой школе и гимназии России проектор, чтобы показывать подрастающему поколению богатство и красоту родной страны. Новый предмет должен был получить название "родиноведение". Эти уроки так и не были введены в школах царской России - революция 1917 года помешала замыслу. А сам ученый эмигрировал в 1918 году, узнав о расстреле царской семьи, и последние годы своей жизни провел во Франции.

Однако в 2001 году урок родиноведения от некогда знаменитого соотечественника получили современные жители России, когда Библиотека Конгресса США выложила его коллекцию в открытый доступ.

30 августа исполняется 155 лет со дня рождения Сергея Михайловича Прокудина-Горского. С помощью первого биографа фотографа и ведущего специалиста по его творчеству Светланы Гараниной и основателя Музея С.М. Прокудина-Горского Василия Дрючина мы решили рассказать о Прокудине-Горском и его деятельности через десять снимков.

Портрет Льва Николаевича Толстого, 1908 год

Единственный цветной портрет Льва Толстого относится к числу самых ценных и известных фотографий Прокудина-Горского. Снимок сделан 23 мая 1908 года, незадолго до 80-летия писателя. В начале месяца Прокудин-Горский - к тому времени авторитетный ученый, широко известный и в России, и за рубежом, - написал Льву Толстому письмо с предложением сделать его цветной фотопортрет. Разрешение на приезд было получено. В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

В Ясной Поляне Сергей Прокудин-Горский провел два-три дня и сделал несколько фотографий Льва Толстого и его имения. Однако большая часть оригиналов этой серии была утрачена. Цветоделённые негативы сделанных Прокудиным-Горским портретов Льва Толстого не найдены. Этот портрет воспроизведен с авторского литографского оттиска.

"Вследствие крайне невыгодного положения местности для фотографирования, оно было сделано в саду, в тени, падающей от дома, причем задний план был ярко освещен солнцем. Фотографирование произведено в пять с половиною часов вечера, тотчас после верховой прогулки Льва Николаевича. <...> В печати портрет воспроизведен без всяких поправок и прикрас, чтобы сохранить всю ценность подлинности воспроизведения", - писал Прокудин-Горский.

Эту заметку русского фотографа-художника "К юбилейному портрету Гр. Л.Н. Толстого" в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда нашла бывшая в то время аспиранткой Московского государственного института культуры, а ныне ведущий специалист по творчеству Сергея Прокудина-Горского Светлана Гаранина. В 1970 году и заметка, и фотопортрет Льва Толстого были опубликованы в номере журнала "Наука и жизнь".

Обед на покосе, 1909 год

Отправляясь в свои экспедиции по России, Сергей Прокудин-Горский хотел зафиксировать жизнь глубинки, в том числе для горожан, чтобы они понимали красоту и многообразие родной страны. Как и многие русские интеллигенты, исследователь считал, что хранителем русской самобытности, уклада и основы России являются крестьяне.

Этот снимок сделан предположительно в июне 1909 года на берегу реки Шексна возле Череповца, сама местность в 1941–1947 годах была затоплена Рыбинским водохранилищем. Снимок показывает, что Прокудин-Горский подходил к процессу как художник, передающий живописный образ крестьян.

"По некоторым данным, репродукция именно этого снимка висела в комнате Прокудина-Горского до самой его кончины в Париже", - рассказал Василий Дрючин.

Крестьянские девушки, 1909 год

Портрет крестьянских девушек в цветастых сарафанах, держащих в руках ягоды, - один из самых ярких и известных снимков из этнографической серии фотографий крестьян на берегу реки Шексна. Снимок сделан в деревне Топорня.

Реставратор: Сергей Свердлов

Фрагмент именно этой фотографии выбран для оформления раздела сайта Библиотеки Конгресса США, где размещены материалы коллекции Прокудина-Горского.

Один из секретов того, что фотографии Прокудина-Горского буквально наполнены жизнью, заключался в том, что он сократил время выдержки процесса фотографирования до 1–3 секунд. До него моделям приходилось сидеть неподвижно около 15 секунд. Отсюда - естественность и реалистичность людей и предметов на снимках Прокудина-Горского.

Мугань. Семья поселенца, предположительно 1912 год

Чтобы зафиксировать образы русских крестьян, Прокудин-Горский выезжал не только в ближние губернии, но и на далекие окраины империи. Снимок "Семья поселенца. Пос. Графовка" относится к этой серии. Он сделан в русском поселении Мугань Бакинской губернии (территория современного Азербайджана).

Царское правительство начало активно заселять Южный Кавказ с середины XIX века. Значительную часть переселенцев составляли русские крестьяне, исповедовавшие диссидентские взгляды, - молокане, старообрядцы, духоборы, субботники и др. В Бакинскую губернию их переселяли целыми общинами за вероотступничество. Одним из ареалов заселения русскими стала Мугань. Прокудин-Горский фиксировал исторический процесс этой колонизации. На снимке - русские переселенцы-молокане.

Эта фотография украсила обложку первого издания, посвященного Прокудину-Горскому, альбома Олсхауза "Фотографии для царя" (Нью-Йорк, 1980 год).

Неизвестная на веранде в Лугано, 1908 год

Сложность для исследователей творчества Прокудина-Горского заключается в том, что профессор не описывал подробно локации и обстоятельства своих съемок. Некоторыми историями он делился в журнале "Фотограф-любитель", главным редактором которого он стал в 1906 году. Самое подробное описание - это съемка Льва Толстого в Ясной Поляне. Обстоятельства и истории создания других фотографий собираются по крупицам.

Одна из самых загадочных частей коллекции Прокудина-Горского - фотографии представительниц дворянского сословия. Исследователи его творчества, несмотря на годы поисков, до сих пор не смогли точно определить их имена.

Реставрация: Станислав Пустовит

Этот фотопортрет сделан на террасе отеля возле железнодорожного вокзала в Лугано (Швейцария). По данным Василия Дрючина, в Лугано Прокудин-Горский приехал в гости к бывшему редактору журнала "Фотограф-любитель" Адриану Лаврову. "Есть разные предположения, кто изображен на снимке, но ни одно из них не подтвердилось на сто процентов", - рассказал Василий Дрючин. По одной из версий, на снимке может быть изображена старшая дочь Прокудина-Горского Екатерина, на тот момент ей было 15 лет. Однако родной сын Екатерины, ныне покойный Дмитрий Свечин, не признал в незнакомке свою мать.

Группа участников железнодорожной постройки, 1916 год

Неизвестными остаются и запечатленные участники строительства Мурманской железной дороги. Несмотря на многолетние усилия, исследователи установили только одного человека на снимке - главный врач Сергей Серебренников (слева в сером костюме).

Реставраторы: Константин и Владимир Ходаковские

Во время Первой мировой войны, летом 1916 года, Прокудин-Горский совершил свою последнюю фотоэкспедицию на строительство участка Мурманской железной дороги. Дорога начала строиться в спешке, предполагалось, что она изменит ход войны.

Снимок сделан на причале в поселке Кемь-Пристань (Кемский район, Карелия). На нем - группа гражданских инженеров, работавших на строительстве Мурманской железной дороги. Они сидят на недостроенном глубоководном причале, к которому скоро должны начать швартоваться корабли стран-союзников с оружием и боеприпасами. Тогда еще никто не мог представить, что через несколько лет, в 1920-х, с этого причала пароходы будут увозить людей в Соловецкий лагерь особого назначения.

Эмир Бухарский, 1911 год

Фиксируя жизнь Российской империи, Прокудин-Горский совершил несколько поездок по Центральной Азии. "В январе 1907 года он со своими помощниками едет в Самарканд, чтобы снять солнечное затмение, - рассказала Светлана Гаранина. - С погодой не повезло, но времени они не теряли и отправились снимать архитектуру города. Это имело огромное значение для культуры. В октябре случилось землетрясение, храмы погибли. Памятники Самарканда в цвете сохранились на снимках Прокудина-Горского. Сейчас в Средней Азии его имя известно лучше, чем у нас".

Этот снимок сделан в 1911 году во время поездки в Бухару, которая в те годы была вассальным государством Российской империи. На нем - Сейид Мир Мухаммед Алим-хан, эмир Бухарский (взошел на престол в 1910 году).

Реставратор: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Для истории фотографии этот снимок ценен тем, что демонстрирует высочайший уровень технологии Прокудина-Горского в передаче цвета.

Фотограф использовал технологию, основанную на исследованиях англичанина Джеймса Максвелла и француза Луи Артюра Дюко дю Орона, запатентовавшего метод тройного цветоделения. В 1902 году Сергей Прокудин-Горский обучался в фотомеханической школе в Германии у профессора Адольфа Мите, который сконструировал фотокамеру для трехцветной съемки и проектор для показа цветных снимков.

Метод заключается в том, что цветной предмет снимается на черно-белую стеклянную пластину с одной точки через три светофильтра - синий, зеленый и красный.

"Одно из этих трех стекол пропускает все красные, оранжевые и желтые лучи спектра, задерживая все остальные; другое пропускает все зеленые лучи и задерживает все остальные; третье пропускает голубые, синие и фиолетовые лучи, но не пропускает остальных", - объяснял сам Прокудин-Горский. Затем позитивы просматривались через проектор с тремя объективами. Каждый кадр проецировался через светофильтр соответствующего цвета. Сложение трех изображений очень точно воспроизводило цвет объекта.

Вместе с тройным цветоделением в Европе и в России активно развивалась другая методика цветной съемки - автохром, которую в 1904 году запатентовали братья Люмьер. Прокудин-Горский исследовал фотопластинки братьев Люмьер после начала их массового выпуска в 1907 году. В результате русский фотограф предпочел сложную технологию последовательных экспозиций с помощью фотоаппарата Мите. Автохром сильно уступал по качеству цветопередачи и давал зернистую картинку. Однако именно эта технология нашла широкое распространение из-за более простого процесса фотографирования. После Прокудина-Горского в России цветная фотография с помощью тройного цветоделения не получила развития.

Вид монастыря преподобного Нила Столбенского, 1910 год

На снимке - Богоявленский собор Ниловой пустыни на озере Селигер. В качестве точки для съемки Прокудин-Горский выбрал полуостров Светлица.

Реставрация: WalterStudio, 2000–2001 (Библиотека Конгресса США)

Монастырь Нилова пустынь был основан на острове Столбный в конце XVI века. Он был широко известен по всей России как одно из наиболее посещаемых паломниками святых мест. На фотографиях Прокудина-Горского запечатлена та архитектура монастыря, которая сложилась к середине XIX века.

Здание пострадало в годы советской власти, а внутреннее убранство Богоявленского собора, каким запечатлел его Прокудин-Горский, практически полностью утрачено.

Этот снимок стал эмблемой организованной в 2001 году Библиотекой Конгресса США выставки "Империя, которой была Россия" - именно с нее началось пробуждение интереса к наследию русского фотографа.

Церковь во имя Рождества Христова в Крохине, 1909 год

Фотографию храма Рождества Христова в Крохине (Белозерский район Вологодской области) Сергей Прокудин-Горский сделал в 1909 году. В том же году в жизни Прокудина-Горского и в развитии его дела произошло важное событие - ученый получил предложение представить свои фотоснимки государю Николаю II.

Реставратор: Юрий Катанов

Судьбоносный для коллекции Прокудина-Горского показ состоялся 3 мая в Царском Селе. "Ровно в половину девятого дежурный араб (В рукописи, скорее всего, допущена опечатка. Имеется в виду арап - прим. ТАСС) возвестил: "Их Императорские Величества" и в залу вошли Государь, Государыня со старшими дочерьми и приближенные свиты. После первой же картины, когда я услыхал одобрительный шопот Государя, я уже был уверен в успехе, так как программа была подобрана мною в возрастающем по эффектности порядке" (Орфография и пунктуация оригиналы сохранены - прим. ТАСС), - вспоминал Прокудин-Горский во вступлении к своим мемуарам, датированном 1932 годом (орфография и пунктуация автора сохранены). После этого фотограф получил официальную поддержку документирования Российской империи. Заключалась она в следующем: Прокудину-Горскому были предоставлены специально оборудованный железнодорожный вагон и небольшой пароход, также царская канцелярия выдала документы, которые давали ему разрешение на съемки всех территорий империи. Все остальные расходы на технику и содержание экспедиции Прокудин-Горский по-прежнему оплачивал из собственных средств, осознавая значение своего дела для современников и для будущих поколений.

Сейчас села Крохина не существует, оно затоплено в 1961 году при наполнении Шекснинского водохранилища. Из воды выступают тающие с каждым годом развалины белых стен. Это то, что осталось от церкви Рождества Христова.

Сергей Прокудин-Горский и его помощник Николай Селиванов во время съемки, предположительно 1909 год

До недавнего времени считалось, что снимков, где изображен сам Прокудин-Горский в процессе съемок, не сохранилось. Однако в 2017 году внучка его помощника Николая Селиванова Ирина Эпштейн передала в Музей Прокудина-Горского материалы семейного архива - документы и фотографии, где запечатлен мастер со своим окружением.

Предполагается, что этот снимок сделан на берегу реки Шексна. Скорее всего, на нем запечатлен процесс съемки фотографии "Обед на покосе". Рядом с Сергеем Михайловичем - 16-летний подросток в кепке. Это и есть главный помощник мастера Николай Селиванов (1892–1957). В 1908 году он вместе с сыном Прокудина-Горского Дмитрием сопровождал фотографа в Ясную Поляну для съемок Льва Толстого. Далее участвовал во многих экспедициях Прокудина-Горского и до конца жизни работал в Государственном оптическом институте в Ленинграде. Эта фотография впервые была представлена на выставке "Неизвестный Прокудин-Горский" в 2017 году в Музее современной истории России.

Ирония времени в том, что человек, всю жизнь стремящийся ухватить и зафиксировать его, оказался на долгие годы забыт на родине. Находящиеся в эмиграции родные Сергея Прокудина-Горского в 1948 году были вынуждены продать коллекцию Библиотеке Конгресса США: сказались сложное положение русских эмигрантов в Париже и отсутствие условий, необходимых для сохранения коллекции. Лишь в начале 2000-х в России имя Прокудина-Горского вновь начало приобретать известность.

Впрочем, говорить, что его наследие оценено в полной мере, пока рано. На территории России пока нет ни одной мемориальной доски, посвященной Прокудину-Горскому, - ни в Санкт-Петербурге, где находились квартира и типография исследователя, ни в Киржаче, неподалеку от которого он родился. Память о нем поддерживается энтузиастами. В 2016 году по инициативе Василия Дрючина, учителя информатики и исследователя творчества фотографа, был открыт Музей Прокудина-Горского в государственной общеобразовательной школе Москвы "Романовская школа".


1909, Russua. Three generations. A.P. Kalganov with son and granddaughter. The last two work in the shops of the Zlatoust plant.

Я тут недавно делал подборку фотографий Прокудина-Горского для своего англоязычного блога . Пусть уж тогда и тут повисит, раз работу проделал. Единственное, на что у меня не хватит сил, это на переделывание подписей по-русски. Уж простите, но подписи будут по-английски. Зато по-русски я добавлю небольшой спроводительный текст.

Вот вроде все слышали про Прокудина-Горского, особенно после фильма Парфёнова «Цвет нации» (любопытно, конечно, было наблюдать ажиотаж вокруг того, что итак давно известно). А хороших подборок фотографий одного из первых в мире, между прочим, цветных фотографов я не встречал. Понятно, что Сергей Михайлович был в первую очередь химиком. Однако он столько лет посвятил любимому делу, что со временем у него начали получаться неплохие снимки, а не просто фиксация реальности.

Если говорить про историю, то формально Прокудин-Горский не был первым фотографом, снимающем в цвете. Как минимум, до него были Джеймс Кларк Максвелл, Габриель Липман, Фредерик Айвис, Герман Фогель, Луи Дюко дю Орон, Шарль Кро, Джон Джоули, а параллельно с ним Рудольф Фишер, Джордж Истман, Леопольд Манне, Леопольд Годовский, братья Люмьер и Адольф Мите, которого Сергей Михайлович считал своим учителем и у которого позаимствовал конструкцию уосвершенствованной им затем камеры.

Однако никто из перечисленных людей не оставил фотографического наследия, почти все они были в первую очередь учеными, химиками, физиками и первооткрывателями. Они создавали теорию цветоделения, разрабатывали и усовершенствовали технологию, открывали сенсебилизатры, светочуствительные пластинки и химикаты. Но никто из них не фотографировал.

Прокудин-Горский не просто усовершенствовал наработки предшественников с технологической точки зрения (на его счету не мало химических изобретений), но и сделал более 4000 фотографий в разных уголках планеты. К сожалению, благодаря событиям 1917 года до нашего времени дошли чуть менее 2000 пластин, причем сохранены они исключительно благодаря тому, что были вывезены из России и в настоящее время находятся в Библиотеке Конгресса США.

Когда демонстриуют снимки Прокудина-Горского, чаще всего речь идет о фотографиях России. Не все знают о том, что кроме этого Сергей Михайлович снимал на Украине, в Белорусии, на территориях современной Грузии и Узбекистана, Таджикистана, Кыргизстана, Азербайджана, Турции, Латвии, Финляндии, Франции, Швейцарии, Германии, Дании, Италии и Австрии. Но большая часть дошедших до нас снимков действительно сделана в в пределах территории тогдашней России.

Обычно подборки фотографий Прокудина-Горского состоят из видовых картинок и привлекают внимание скорее любителей истории, чем фотографии. Существуют специальные сайты, где люди изучают оставленное им наследие, находят места, где были сделаны фотографии, делают снимок с того же ракурса и создают библиотеку сравнений «100 лет спустя». Все это, наверное, весьма любопытно, но лично мне никогда не было интересно. Точнее, интерес к видовым открыткам довольно быстро угасает, стоит посмотреть пару десятков. А вот фотографии людей я могу разглядывать очень долго, и многократно к ним возвращаться.

Несмотря на то, что фотографий с людьми у Прокудина-Горского не так уж и много, они есть. В этой подборке из 64 фотографий я решил собрать лучшие из них, плюс добавил буквально пару пейзажей для дополнения общей картины. Все фотографии в достаточно хорошем качестве (1800 px по длинной стороне). Часть я подкорректировал по цвету, но в основном удовлетворился репродукциями с сайта www.prokudin-gorsky.org .

2.

1907, Uzbekistan. Chained prisoners, Bukhara

3.

1911, Uzbekistan. Emir of Bukhara. Bukhara

4.

1911, Russia. Dagestani types, village of Arakani

5.

1907, Uzbekistan. Prison of the town of Bukhara.

6.

1907, Uzbekistan, Bakery in the town of Bukhara

7.

1916, Russia. On the handcar outside Petrozavodsk on the Murmansk railway

8.

1910, Russia. Work at the Bakalskii mine, Tiazhelyi iron mine. Irkuskan hill near Bakal

9.

1907, Kyrgyzstan. At the Saliuktin mines.

10.

1909, Russia. Peasant girls, Topornya village

11.

1909, Russia. Dagestan, village of Arakani, Lezgian

12.

1912, Georgia. Georgian women, in the park of Borzhom

13.

1912, Georgia, Cotton. In Sukhum Botanical Garden

14.

1912, Azerbaijan. Mugan. Settler"s family. Settlement of Grafovka, Grafskii

15.

1911, Uzbekistan. Sart types. Samarkand

16.

1911, Uzbekistan. Nazar Magomet. Golodnaia Steppe

17.

1911, Uzbekistan, Nomadic Kirghiz. Golodnaia Steppe

18.

1910, Russia. Spinning yarn. In the village of Izvedovo

19.

1911, Russia. His Highness Khan of Khiva in Winter Palace, Saint Petersburg

20.

1912, Russia. Laying concrete for the dam"s sluice. Near the village of Beloomut

21.

1911, Uzbekistan. Doctors. Samarkand

22.

1912, Turkey. Mullah with his female students near the Artomelinskaia mosque in Artvin

23.

1910, Russia. Bashkir switchman. Near Ust-Katav station

24.

1912, Turkey. Armenian woman in holiday attire, Artvin

25.

1909, Russia. Ostrechiny. Study. Svir River

26.

1912, Georgia. Mullahs in mosque. Aziziia. Batum

27.

1912, Azerbaijan, Mugan Steppe. Georgian woman in a folk costume

28.

29.

1916, Russia. Baling machine for hay. Near Kondopoga village

30.

1916, Russia. Austrian prisoners of war near a barrack, near Kondopoga village

31.

1916, Russia. Group. Near the lake of Vygozero

32.

1911, Uzbekistan. Bukhara bureaucrat. At the palace In the Emir"s Shir-Budun garden near Bukhara

33.

1911, Uzbekistan, Shepherd. Samarkand

34.

1911, Uzbekistan. Sentry at the palace, and old cannons. In Registan square. Bukhara

35.

1911, Uzbekistan. At work on the upper reaches of the Syr-Darya. Golodnaia Steppe

36.

1912, Russia. Night camp by a rock on the bank of the Chusovaia

37.

1911, Uzbekistan. Camel caravan carrying thorns for fodder. Golodnaia Steppe

38.

1904, Ukraine. In Little Russia. Near the town of Putivl in Kursk Province

39.

Study with boy. Western Europe

40.

1912, Belorussia. Harvested field. Vitebsk Province

41.

1909, Russia. Haying at the Leushinskii Monastery

42.

1911, Uzbekistan. Group of Jewish children with a teacher. Samarkand

43.

1908, Switzerland. At veranda in Lugano

44.

1912, Georgia. Packaging department. Borzhom

45.

1911, Uzbekistan. On the Registan. Samarkand

46.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture in the Murgab Estate. Bairam-Ali

47.

1911, Uzbekistan. Prime Minister of Bukhara (Kush-Beggi)

48.

1907, Uzbekistan. Students. Samarkand

49.

1911, Uzbekistan. Carpenter. Samarkand

50.

1911, Uzbekistan. Trader in the Registan. Samarkand

51.

1909, Russia. Northwest part of the town of Zlatoust

52.

1916, Russia. Group of railroad construction participants. On the pier in Kem-Pristan

53.

1911, Uzbekistan. Kebab restaurant. Samarkand

54.

1911, Uzbekistan. In the court of Shir-Dor mosque. Samarkand

55.

1909, Russia. Pinkhus Karlinskii. Eighty-four years old. Sixty-six years of service. Supervisor of Chernigov floodgate

56.

1911, Turkmenistan. Tekin with his family. Bairam-Ali area

57.

1911, Turkmenistan. Supplying cotton to cotton-processing manufacture. Bairam-Ali area, Murgab Estate

58.

1911, Uzbekistan. Water-carrier. Samarkand

59.

1911, Uzbekistan. Policeman in Samarkand

60.

1911, Turkmenistan. Workers packing oil cake. Bairam-Ali

61.

1911, Turkmenistan. Dzhigit Ibragim. Bairam-Ali area

62.

1907, Kyrgyzstan. Observing a solar eclipse on January 1, 1907, near the Cherniaevo Station in the Tian-Shan mountains above the Saliukta mines

63.

1907, Uzbekistan. Elderly Sart man (Babaika), Samarkand

64.

1912, Georgia, On the Skuritskhali River. Study. Orto-Batum village. Self-portrait

Смотрите также



Поделиться