Скачать презентацию л толстой акула. Урок чтения с презентацией

Темой нашей курсовой работы является роль игры в развитии личности и обучении младших школьников.

Данная тема представляется особенно актуальной так как игры представляют собой универсальное средство познания детьми окружающего мира, творческого развития, поскольку соединяют в себе и игровую, развивающую и обучающую функцию.

Актуальность нашего исследования так же заключается в том, что при организации и реализации учебного процесса в современной начальной школе учителя начальных классов для реализации ФГОС НОО все больше и больше применяют групповые формы работы, а систематичное применение игрового метода в этих формах работы, наиболее успешнее позволит реализовать системно-деятельностный подход и значит сформировать личностные универсальные учебные действия(УУД) у каждого ученика младших классов.

Системно-деятельностный подход – это такой метод, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение учащегося в процессе обучения.

Ведущим видом деятельности в младшем школьном возрасте является учебная деятельность, но игра продолжает оказывать большое влияние на развитие познавательных процессов, свойств и состояний личности учащихся, поэтому она является одним из эффективных методов обучения в 1 классе и приёмом работы в последующих классах, а так же является эффективным методом развития навыков и умений

Многочисленные исследования показали эффективность использования игр в процессе образования, в развитии личности,творческих способностей и др. Анализ психолого-педагогической литературы (Л.С. Выготский , Д.Б. Эльконин ) показал, что младшего школьника привлекает сфера игровой деятельности, она становится основным содержанием разговоров, интересов.

В теории , проблемой исследования детской игры занимались А. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, Л.И. Божович, Л.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, М.Н. Скаткин и другие. Ими были рассмотрены сущность и значение дидактических и развивающих игр, разработаны виды игр и их структура.

Проблемой обучения младших школьников занимались Д.В. Баранов, В.А. Сластенин, А.В. Подласый и другие. Особенности младших школьников отражены в трудах Д.Б. Эльконина, АН. Мухина, В.А. Петровского и других.

Вместе с тем в педагогической литературе недостаточно разработана методика применения дидактических и развивающих игр для развития и обучения младших школьников. Современная школа испытывает насущную потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения в частности, таких как игра. Эффективность игры как средства творческого развития личности особенно ярко проявляется в младшем школьном возрасте.

Педагоги очень редко используют игровые методы в обучении и воспитании личности младшего школьника. Это связанно с тем, что методики, используемые в обучении и развитии личности младших школьников, не разработаны. А так же педагог не владеет в полной мере знаниями и умениями в проведении и внедрении данных методик на уроках.

В связи с этим можно выделить три противоречия:

  • В рамах каждого учебного занятия, учитель может и должен использовать игровые методы работы и их элементы, но для осуществления этого не хватает методического обеспечения и инструментария. Методика проведения и внедрения игр в учебные занятия не достаточно разработана;
  • Педагог не обладает необходимыми навыками владения методиками, используемыми в обучении и развитии личности младшего школьника;
  • Систематически учитель не включает игровые методики в процесс образования младших школьников, не использует на уроках, а так же во внеурочной деятельности.

Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что развитие личности младших школьников средствами игры будет эффективно при условии:

Роль диактической игры в системе обучения младших школьников

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. Роль дидактической игры в системе обучения младших школьников.

Введение

В педагогической литературе многими педагогами уже не раз говорилось о том, как важно активно и целенаправленно формировать интересы, потребности личности. Большая роль в духовном развитии личности, в развитии интересов, конечно, принадлежит школе. Многообразны пути целенаправленного воздействия на личность школьника, на формирование его нравственных чувств, творческих способностей. Необходимо заботиться об интересном, содержательном процессе обучения и разумном, активном отдыхе.

Игра – это та форма деятельности детей, которую они охотнее всего принимают и больше всего любят. В детском возрасте игра – это норма и ребенок должен всегда играть, даже когда делает серьезное дело. В игре испытываются возможности, просыпаются дремавшие до поры силы, способности получают мощный стимул к развитию. Игра, органически присущая детскому возрасту, при умелом руководстве со стороны взрослого способна творить чудеса. Ленивого может сделать трудолюбивым, незнайку знающим, неумелого – умельцем. Помогает включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей к тому, что кажется им порой слишком обычным и скучным.

В школьном возрасте игра становится более сложной, т.к. ребенок находится во власти не только своей фантазии, но все шире вступает в малознакомый ему мир другого человека, стремится понять его. Игра начинает приобретать для школьника более осознанный характер, становясь реальным и самым доступным средством познания мира, утверждения в нем себя. С поступлением в школу ребенка доминирующей становится учебная деятельность, и характер его деятельности резко меняется. Игра отодвигается на второй план учебой; кроме школьных уроков надо выполнять еще домашнее задания. Удивляются родители: «Он так рвался в школу! Почему же теперь он не хочет учиться?» Одна из основных причин – это несформированность интеллектуальных навыков, отсутствие психологической готовности ребенка к процессу обучения, к школе. Поэтому вовлекать его учебный процесс надо с помощью игры, необходимо поддерживать интерес ребенка к учебе. Учиться без увлечения невозможно, т.к. это будут лишь механические действия детей на уроке. Исследователями экспериментально проверено и убедительно доказано резкое возрастание интереса у детей к учебным действиям, если они включаются в игровую ситуацию. Учебные задачи становятся для учащихся более доступными, общая продуктивность деятельности заметно повышается, дети проявляют активность, находчивость, сообразительность, что способствует быстрому и легкому усвоению знаний.

Если на уроке будет присутствовать живой, активный дух детства, т.е. будут решаться головоломки, ребусы, будут проводиться викторины и конкурсы, то от этого процесс усвоения знаний будет только выигрывать.

Можно также сказать, что игры детей окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают и развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, справедливость, наблюдательность – словом все, что составляет богатство человеческой личности.

Игра может быть тихой и шумной, озорной и веселой, умной и нелепой, которая в детстве увлекает и радует, заполняет все свободное время, является для ребят делом чрезвычайно важным.

Со времен эпидемии оспы, черной чумы, других инфекционных болезней человечество не было подвержено еще такому массовому и всеобщему «заболеванию», которое не признает никаких границ, не поддается никаким прививкам и блокадам, перед которым медицина бессильна. «Заболеванию» носящему научное название – Игра.

Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям.

Игра – вечный спутник детства. Досадно, что она порой становится редкой гостьей в домах, является падчерицей в школе – на уроках, даже на переменах. Как ни странно, взрослые, забывшие свое детство, в том числе и многие родители и педагоги, стараясь, как можно скорее обогатить ребенка, стремятся рывками перевести путевые стрелки детства в мир взрослости. Даже сам переход от тонкого и нежного бытия дошкольника к строгому, обязательному дисциплинированному бытию школьника часто идет без промежуточного моста в виде игры – учения.

И начинается:

Сиди прямо.

Руки на парту

Не отвлекайтесь, начинаем решать задачу…

А ребенок смотрит в окно на счастливцев, которые запускают воздушного змея. Детство многое теряет, если из него уходит «вечный двигатель» творчества, активной деятельности, самопознания, самовыражения.

Игра – это сотворение собственного мира, в котором можно установить для себя законы, отдаться мечте и радостям.

Игра имеет огромное образовательное значение. Интересная игра повышает умственную активность ребенка и может решить более трудную задачу на занятии. Это можно считать серьезным основанием для широкого использования игры в организации процесса обучения. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует разнообразных методов. Игра – один из них и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами и т.д.

Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Благодаря играм дети учатся доверять самим себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире. Уже поэтому удлинение детства в играх есть великое завоевание цивилизации, есть возможность, говоря словами польского гения, одного из лучших терапевтов Европы, писателя с мировым именем, педагога и психолога Януша Корчака, «отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной»

Уже поэтому в игровом мироощущении детей присутствует истина более глубокая, чем в рассудочном взгляде на мир. Игры любимы и жизненно необходимы детям, потому что служат, прежде всего, посредником между миром ребенка и внешним миром.

Сущность, структура и функции дидактической игры. Значение дидактической игры в системе обучения младших школьников.

Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие, в этом случае легко определить какую игру надо давать учащимся того или иного класса.

Интерес к играм, решение задач, требующих напряжение мысли, появляется не всегда и не у всех детей сразу, и поэтому предлагать такие игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При применении дидактических игр следует соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит. Что цель таких игр достигнута.

Обязательными компонентами игры являются: правила, игровой замысел, компонент и результат.

Таким образом, обязательными структурными элементами игры являются:

Обучающая дидактическая задача.

Игровые действия.

Игровой замысел.

Оборудование.

Результат.

Игровой замысел – первый структурный компонент – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет участникам определённые требования в отношении знаний.

Дидактическая задача – является следующим структурным компонентом дидактической игры. Для выбора игры необходимо знать уровень подготовленности школьников, т.к. в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания и представления должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами этой игры (наблюдательность, активность и.т.д.)

В каждой дидактической игре своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. При определении дидактической задачи следует избегать повторений в содержании, трафаретных фраз (развивать внимание, память, мышление) Как правило, эти задачи решаются в каждой игре, но в одних играх надо больше внимания уделять развитию памяти, в других – внимания, а в третьих – мышления.

Каждая дидактическая игра имеет свои правила. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Правила могут запрещать, разрешать, предписывать, делать игру занимательной, напряженной.Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из – за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получали бы радость от выполнения задания. Используя дидактическую игру через ее правила и действия у детей формируют доброжелательность и выдержку.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия. Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями: поднятие карточек, передвижение фишек.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание. Оно заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры и придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной учебной задачи и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Для учителя результат игры всегда является показателем уровня достижений учащихся или в усвоении знаний, или в их применении. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышает организованность игры, ее эффективность, приводит к желаемому результату.

Дидактическая игра – это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей, воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Она направлена на развитие у детей раннего возраста мышления, воображения, внимания и т.д.

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, стремиться к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные дети включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре.

Игровой характер при проведении уроков должен иметь определенную меру. Превышение этой меры может привести к тому, что дети во всем будут видеть только игру.

В процессе игры учащиеся должны грамотно проводить свои рассуждения, речь их должна быть правильной, четкой, красивой и краткой.

Игру нужно закончить на данном уроке, получить результат.

Только в этом случае она сыграет положительную роль.

Игра является средством умственного развития. Чтобы понять замысел, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить объяснение учителя. Решение задач поставленных играми, требует сосредоточенного внимания, активной мыслительной деятельности, выполнение сравнения и обобщения.

Дидактическая игра снимает утомляемость, поддерживает внимание. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра увлекает, заставляет задуматься и проявить инициативу. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение.

Игра является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Она положительно влияет на повышение качества знаний, умений и навыков.

Литература

Аникеева Н.П., Воспитание игрой. – М., 1991

Бондаренко А.К., Дидактическая игра в детском саду. – М.,1991

Жикалкина П.К., Игровые и занимательные задания по математике. – М., 198

Коваленко В.Г., Дидактические игры на уроках математики. М., 1990

Менджерицкая Д.В., Воспитателю о детской игре. – М., 1982

Минскин Е.М., От игры к знаниям. – М., 1982

Минскин Е.М., Игры и развлечения в группе продленного дня М.,1985

Сорокина А.И., Дидактическая игра в детском саду. – М.,1982

Шмаков С.А., Игры – шутки, игры – минутки. – М., «Новая Школа» 1993

Класс: 4

Презентация к уроку























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Образовательные : продолжать знакомство детей с творчеством Л. Н. Толстого, совершенствовать технику чтения, учить составлять характеристику героя.
  • Развивающие : развивать умение анализировать художественное произведение, развивать произвольное внимание через постановку целевого вопроса, развивать мыслительные операции (анализ, синтез) через составление характеристик героев, развивать положительную мотивацию через формулирование четких дидактических задач, расширять и обогащать словарный запас.
  • Воспитательные : воспитывать интерес к чтению художественных произведений через составление характеристики героя, воспитывать смелость, решительность.

Оборудование: компьютерная поддержка, географическая карта мира, учебник, предметные картинки с изображением корабля, пушки, палубы, якоря, хобота, артиллериста.

Ход урока

1 этап: постановка целей и задач урока.

ОДЗ: сообщить детям тему и основные цели урока, активизировать познавательную деятельность, создать положительную мотивацию.

УЗ для учащихся: – Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с рассказом Л. Н. Толстого “Акула”, будем читать рассказ, учиться его анализировать, для того чтобы определить основную мысль этого произведения и составить характеристику главного героя.

2 этап: проверка домашнего задания.

ОДЗ: проверить качество самостоятельно выполненной работы учащихся.

Вид работы: фронтальная беседа по содержанию.

УЗ для учителя: проверить степень усвоения детьми биографии Л. Н. Толстого.

УЗ для учащихся : - Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним некоторые факты из биографии Л.Н. Толстого.

Практическая задача: - Для этого вернемся к рассказу “Детство Л.Н. Толстого”

Организация: - Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

Как появились “Муравейные братья?” (из-за тайны).

Прочитайте, в чем состояла тайна?

Как это характеризует братьев? (чуткие, добрые, отзывчивые).

ОРК: - Молодцы, вы хорошо поработали дома, внимательно прочитали рассказ.

Итог этапа: - А как вы думаете, с каким чувством автор писал это произведение? (теплота, нежность, любовь к братьям, приятные воспоминания).

3 этап: подготовка к восприятию рассказа Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: создать эмоциональное настроение, ввести в атмосферу описываемого, вызвать интерес к читаемому.

Вид работы: рассказ учителя.

УЗ для учителя: познакомить детей с таким материком как Африка, формировать у детей представление об акулах.

УЗ для учащихся: - Сейчас я вам расскажу про такой замечательный материк как Африка

ПЗ: - Слушайте внимательно.

Африка, второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка это теплый материк, температура там летом + 20 – 25 градусов С, а зимой также преобладают высокие положительные температуры (+ 10 - 16 градусов С). В Африке находятся слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях Африки живут такие рыбы как акулы. Это гигантские хищные рыбы. У них удивительное обоняние, которое используется ими для добывания пищи; кроме того, у них есть много рядов острых, замкнутых назад зубов.

Итог: - Ребята, мы с вами поговорили, о таком материке, как Африка. А теперь давайте посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”.

Вид работы: словарная работа.

УЗ для учителя: расширить словарный запас учащихся, научить использовать новые слова в речи.

УЗ для учащихся: - Чтобы лучше понять рассказ, давайте познакомимся с новыми словами, поучимся использовать их в речи.

ПЗ: - Для этого мы проведем словарную работу.

Посмотрите на доску, прочитайте новые слова, подумайте, что они означают.

  • Африка - показ
  • Пустыня Сахара - на карте
  • Палуба – горизонтальное перекрытие в корпусе судна.
  • Якорь – металлический стержень с лапами, укрепленный на цепи и опускаемый на дно для удержания судна на местe.
  • Хобот – упирающаяся в землю задняя часть пушки.
  • Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов.
  • Артиллерист – военнослужащий при огнестрельном орудии.

(Показ предметных картинок.)

Итог этапа: - Итак, мы с вами выяснили лексическое значение некоторых слов, тем самым подготовились к чтению рассказа.

4 этап: первичное восприятие Л.Н. Толстого “Акула”.

ОДЗ: организовать целостное эмоциональное восприятие произведения.

Вид работы: чтение учителем.

УЗ для учителя: (совпадает с ОДЗ)

УЗ для учащихся: - Сейчас я прочитаю рассказ, вы меня послушаете внимательно и скажите, в какой момент рассказа вы переживали за мальчиков больше всего?

Вид работы: беседа по целевому вопросу.

УЗ для учителя: выяснить степень эмоционального восприятия произведения.

УЗ для учащихся: - Итак, в какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?

(- когда заметили акулу с палубы;

Когда мальчики старались уплыть от акулы;

Когда артиллерист выстрелил).

Итог этапа: - Я вижу, что вы меня внимательно слушали, поэтому смогли ответить на поставленный вопрос.

5 этап: повторное чтение, анализ.

ОДЗ: формировать навыки чтения через многократное перечитывание, учить анализировать литературное произведение, формировать представление о единстве формы и содержания.

Вид работы: техника чтения.

УЗ для учителя: совершенствовать технику чтения, вырабатывать умение на слух определять место ударения в слове.

УЗ для учащихся: - Давайте потренируемся в чтении трудных слов из рассказа для того, чтобы при самостоятельном чтении вы ее допустили ошибок.

Практическая задача: - Для этого выполним такие упражнения:

Посмотрим на доску.

Вы ничего не заметили.

А что необходимо в этих словах?

а) Прекрa"сный – прe"красный – прекрасны"й.

б) Топлe"нной – тo"пленной – топленнo"й.

в) Послы"шался – послышa"лся – послышался".

Организация: - Читаем пирамиду слов, будьте внимательны.

  • закат
  • крикнул
  • отставать
  • наперегонки

Угадайте, какие слова написаны (чтение зашумленных слов).

в ы т я г и в а л и с ь п е р е г н а л

п р и ц е л и л с я

Организация: - Старайтесь выполнить упражнения тщательно.

ОРК: - Молодцы, мы проработали все слова, теперь можно приступать к чтению.

Вид работы: чтение рассказа по частям и анализ.

УЗ для учителя: учить анализировать текст, составлять характеристику героев.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами будем читать рассказ по частям, отвечать на вопросы и составлять характеристику одного из героев – артиллериста.

ПЗ: - Для этого составим таблицу.

Итак, читаем 1 часть.

Почему герои рассказа решили купаться перед закатом солнца? (погода изменилась, стало душно).

Как вы думаете, как автор относится к тому, что мальчики стали плавать в открытом море? Для того чтобы ответить на этот вопрос перечитайте 3 абзац. Он пишет, что вздумали. Что это значит? Почему не решили, не стали, а именно вздумали? (необдуманность поступка)

Итак, мальчики стали плавать в открытом море, на них смотрел старый артиллерист.

Как вы думаете, как он относился к своему сыну? Докажите текстом. (любовался на сынишку, любил его)

Как вы считаете, в этой части Толстой как-то показывает, что что-то предвещает беду? Перечитайте 1 абзац.

Как Толстой называет акулу? (морским чудовищем)

Почему? (страх, опасность).

Читаем 3 часть.

Итак, акула плыла прямо на мальчиков. Какие действия предприняли люди для спасения мальчиков? (стал артиллерист кричать, чтоб мальчики вернулись).

Насколько эффективно было это решение?

Какие чувства испытывает в этот момент артиллерист? (Схватил ужас, оцепенел от ужаса, страх)

Найдите слова в тексте, которые показывают, как действуют матросы (быстро, неслись).

Могли их действия спасти мальчиков? (нет).

Что почувствовали мальчики, когда увидели акулу? А как автор это передает? (мальчики испугались, пронзительный визг и мальчики поплыли в разные стороны).

Как вы понимаете “визг разбудил артиллериста”, почему автор использует именно это выражение? (артиллерист как будто очнулся от состояния оцепенения).

А что в это время делали все остальные? Как автор говорит об их бездействии? (замерли от страха и ждали что будет).

Какой из этого можно сделать вывод? (что этот визг разбудил лишь одного артиллериста).

Как это характеризует артиллериста? Почему мы можем сказать, что артиллерист находчивый (нашел единственный правильное решение), решительный (решил произвести выстрел), самообладание (смог проделать все действия для выстрела)

Читаем 4 часть.

Почему артиллерист упал подле пушки и закрыл лицо руками? (не мог стоять от всего пережитого, не знал о результате выстрела)

Запишем в таблицу.

Сразу ли стало, ясно помог ли артиллерист мальчикам? (нет, так как автор говорит, “что мы не видели, потому что на минуту дым застлал нам глаза”)

Вид работы: анализ иллюстрации.

УЗ для учителя: учить выделять и анализировать информацию.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся анализировать иллюстрацию к тексту и выделять в ней то, что художник привнес своего.

ПЗ: - Внимательно рассмотрите иллюстрацию на странице.

Почему вы так решили? (на первом плане акула, мальчики плывут в разные стороны, виден дым от выстрела)

Как вы думаете, что художник нарисовал, ориентируясь на текст произведения. А что привнес своего? (текст – расположение объектов, свое – цвет, обстановка).

Читаем 5 часть

Почему Толстой пишет, что сначала послышался тихий ропот, потом ропот стал сильнее и наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик?

Что можете в этот момент сказать об артиллеристе? (встал и открыл глаза, т.к. когда услышал радостный крик, понял, что все хорошо).

Что он в это время чувствовал? (облегчение)

6 этап: обобщающая беседа.

ОДЗ: подвести к формулировке основной мысли произведения.

Вид работы: обобщающая беседа

УЗ для учителя: составить характеристику героя и с помощью характеристики подвести детей к формулированию основной мысли произведения.

УЗ для учащихся: - Сейчас мы с вами поучимся составлять характеристику героя и формулировать основную мысль произведения.

ПЗ: - Вернемся к таблице, что можете сказать об артиллеристе?

Каким он был?

Какие черты характера помогли артиллеристу в экстремальной ситуации? (решительность, находчивость, самообладание)

В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? (в том, что эти черты характера (решительность, находчивость, самообладание) помогают человеку в экстремальных ситуациях).

7 этап: домашнее задание.

8 этап: подведение итогов урока.

ОДЗ: придать уроку логическую завершенность.

Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).

  • ОДЗ – общая дидактическая задача.
  • УЗ – учебная задача.
  • ПЗ – практическая задача.

Методическая разработка урока литературного чтения

в 3 классе

(УМК «Школа России»)

"Л. Н. Толстой «Акула»

Работа над составлением плана пересказа произведения"

Подготовила учитель начальных классов Туровник Таисия Михайловна.

Цель урока:

1. Познакомить детей с творчеством Л. Н. Толстого и содержанием его произведения « Акула »

2. Формировать навыки правильного, выразительного, беглого, сознательного чтения, для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного отношения читающего к изображенным событиям, героям и их поступкам

3. Расширить и углубить знания детей о природе, в частности о животных, а также реализовать программные установки:

а) расширить знания и представления об окружающем мире;

б) вести активное речевое развитие школьников;

в) изучать русский язык и его эстетические функции;

4. Работать над выразительностью речи детей, интонацией, над развитием познавательных способностей детей.

5. Учить работать со справочной литературой

6. Развивать воображение, речь, мышление, память

7. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление к доброте, порядочности, отзывчивости.

Предметные задачи урока:

Создать условия для формирования умения анализировать текст и осуществлять пересказ в зависимости от его цели;

Создать условия для выразительного чтения произведения целыми словами вслух и про себя, для понимания содержания прочитанного;

Создать условия для эмоционального реагирования на события в тексте при чтении;

Способствовать уточнению словаря учащихся на уроке и познакомить учащихся с ролью синонимов в речи;

Способствовать осознанию на интуитивном уровне смыслового и грамматического согласования слов;

Учить выражать собственное отношение читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

Метапредметные задачи урока:

Познавательные: обеспечить развитие у учащихся умений сравнивать, группировать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные: содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, развитию монологической и диалогической речи.

Личностные УУД : создать условия для формирования положительного отношения к учению, бережного отношения к животным, умения видеть красоту окружающего мира, содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке, содействовать привитию этических качества личности - доброты, сострадания, уважения к старшим, соучастия.

Оборудование:

    Серия портретов русских писателей и поэтов.

    Задания на карточках для работы в группах.

    Презентация к уроку.

    Компьютер

    Мультипроектор

Ход урока .

    Организационный момент .

Учитель. -Добрый день, ребята! Я очень рада видеть вас на уроке. Сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их. Теперь тихонько сели. Посмотрели друг на друга. Улыбнулись друг другу и приступили к работе.

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».

Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

(слайд №2).

    Проверка домашнего задания .

Чтение наизусть стихотворения М. Ю. Лермонтова «Осень» (3 человека)

Каждому ученику после прочтения стихотворения дети задают вопросы и дают оценку их работы.

    Какие строки помогли тебе представить осеннюю картину?

    Что такое бор? Каким тебе представляется бор?

    Какие звуки можно услышать в осеннем лесу?

    Почему поэт называет зелень мрачной?

    Как понимаешь строки «Зверь отважный поневоле скрыться где-нибудь спешит»

    Формирование темы и цели урока

Учитель. А теперь приступим к изучению нового материала. Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Как вы её составили?

Y N Т Q W О R S Л U С Y Т V О Z Й (Толстой) (слайд №4).

Учитель. Верно, ребята. Сегодня мы будем говорить о творчестве Льва Николаевича Толстого.

Учитель. Подумайте, и скажите, о ком или о чём писал Л. Н. Толстой?

Дети. Л. Н. Толстой писал о природе, животных, птицах и людях.

Учитель. Название произведения Л. Н. Толстого, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. (На доске написаны слова: Африка , купался, уплыл, любовался, артиллерист .) (слайд №6).

У читель. Как называется это произведение?

Дети. Произведение Л. Н. Толстого называется «Акула».

(Учитель пишет название произведения под именем, отчеством, фамилией писателя.)

Учитель. Какова же тема сегодняшнего урока?

Дети. Тема сегодняшнего урока: «Лев Николаевич Толстой и его произведение "Акула"».

Учитель. В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока. Используйте для этого запись на доске.

Цель: 1) познакомиться с творчеством __________________________и его произведением «__________________________________»

3) составлять _________ пересказа произведения

(слайд №7.)

Дети Цель нашего урока: познакомиться с творчеством Льва Николаевича Толстого и его произведением «Акула»; учиться правильно, выразительно читать произведение, отвечать на поставленные вопросы.

Учитель. Ребята, вспомните, какие произведения Л. Н. Толстого мы читали с вами во 2 классе.

Дети. «Старый дед и внучек», «Отец и сыновья», «Учёный сын», «Филиппок», «Котёнок», «Осёл и лошадь»

Учитель . Чему учат эти рассказы?

Дети отвечают на поставленный вопрос.

    Знакомство с жизнью и творчеством писателя

Учитель. Какие интересные факты из жизни и творчества писателя вы нашли дома?

Дети рассказывают, что они знают о жизни и творчестве писателя.

Лев Николаевич Толстой, граф, русский писатель, родился 9 сентября 1828 в усадьбе Ясная Поляна.

Рано осиротел.

Получил домашнее образование. Затем поступил в Казанский университет.

В 1851 г. поступает в армию и отправляется на Кавказ. Командовал артиллерийской батареей на Малаховом кургане при обороне Севастополя, проявив редкую личную храбрость, награжден орденом св. Анны и медалями.

Осенью 1856 года Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну и занялся литературой.

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой открыл школу для крестьянских детей, сам преподавал в ней и решил написать учебную книжку для самых маленьких. Назвал он её «Азбука», но это было скорее энциклопедия в четырёх томах. Затем Л.Н. создает школы в других деревнях. (слайд №8.)

    Изучение нового материала.

    1. Подготовка к восприятию.

Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого, думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне запомнился один его рассказ, с которым я хочу вас сегодня познакомить.

      Предварительная словарная работа

Учитель. В тексте нам встретятся такие слова:(слайд №9)

Давай дадим им объяснение. Для этого поработаем с толковыми словарями. ( Работа с толковым словарём С. И. Ожегова .)

Нахождение и толкование слов: палуба, парус, матрос, артиллерист, фитиль, хобот

Палуба - горизонтальное перекрытие в корпусе судна, самолёта, а также часть такого перекрытия, прилегающая к наружной стенке судна.

Парус - укрепляемое на мачте судна и надуваемое ветром полотнище из парусины, плотной ткани.

Матрос – моряк, не принадлежащий к командному составу, рядовой флота, а также служащий команды.

Фитиль - лента жгут или шнурок, служащие для горения в некоторых осветительных и нагревательных приборах. Жгут из мягкого материала, пропитываемый каким - нибудь составом. Горящий шнур для воспламенения зарядов

Артиллерист - военнослужащий артиллерии.

Артиллерия – огнестрельные орудия (пушки, миномёты, гаубицы), род войск.

Сообщения учителя об акулах. (слайд № 8)

Почти во всех морях и океанах нашей планеты водятся страшные рыбы, называемые акулами. Это самые древние рыбы на Земле.

Акула рыба прожорливая и хищная. Они целой стаей плывут за кораблями и ждут, не упадет ли в море человек, но если такого не случается, то с большим удовольствием пожирают то, что люди выбрасывают в воду. Они глотают все подряд, даже пустые бутылки, консервные банки и всякий хлам. Белая акула - самая опасная, свирепая и сильная из всех акул. Ее называют “белая смерть”. Если ее поставить на хвост, то кончиком носа она достанет до четвертого этажа. У акул есть специальный мешок, нечто вроде запасного желудка, где пища может храниться целый месяц и не портиться. Ученые пока не знают, как это происходит.

Зубы у акулы крупные, очень острые. Они расположены в пять рядов, а у некоторых видов и в семь рядов. Если акула поломает зуб, на его месте вырастает другой и так шесть раз в течение всей жизни.

Итак, вместе с героями рассказа Л. Н. Толстого “Акула”, мы отправляемся вперед по морским дорогам открытий.

      Первичное чтение (используется видеоролик «Акула» под музыкальное сопровождение Л.Бетховен «Адажио контабилье».)

      Проверка первичного восприятия

Было ли вам страшно? Когда? (Название вызывает беспокойство, потому что акула страшная хищница моря. Начинаешь волноваться, когда мальчики вздумали купаться в открытом море. Становится страшно, когда раздается крик «Акула!».)

– Какие чувства, кроме страха, вы испытали при чтении рассказа? (Тревогу, беспокойство, волнение, отчаяние, радость.)

      Чтение рассказа детьми по цепочке.

    Физкультминутка

К морюбыстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брас.

Одной, другой, это – кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин,

Плыли вдоль и поперек

И вернулись на урок.

(слайд №10)

    Закрепление нового материала.

    1. Составление плана. Выборочное чтение.

Учитель. Ребята, давайте выделим основные события, которые произошли. Завязку сюжета, кульминационный момент, развязку сюжета. Составим план для пересказа текста.

Учитель. Где и когда происходили описываемые события?

(У берегов Африки).

Какая была погода?

Какую команду услышали матросы?

Как мальчики оказались в открытом море?

Как они соревновались друг с другом?

Как отнёсся старый артиллерист к забавам сына?

Когда отца охватил страх?

Почему когда все пытались спасти мальчика, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? Когда он стал действовать?

Почему все замерли от страха?

Как вёл себя артиллерист после выстрела?

Почему он так повёл себя?

Что можно сказать об этом человеке, какой он? Какими чертами характера обладал?

Учитель. Какова завязка сюжета?

(Корабль стоял на якоре около берегов Африки. Было очень жарко и капитан разрешил команде искупаться.)

(Два мальчика, которые были на корабле, вздумали устроить соревнования в открытом море. Они так увлеклись, что не заметили акулу, которая стала к ним приближаться.)

Учитель. Какой эпизод в рассказе стал кульминационным?

(Артиллерист подбежал к пушке и выстрелил в акулу).

Учитель. Какова развязка сюжета?

(Точным выстрелом акула былаубита, а мальчиков на лодке привезли на корабль)

Дети составляют план пересказа.

1. Остановка корабля.

2. Купание мальчиков.

3. Появление акулы.

4. Артиллерист стреляет из пушки.

5. Спасение мальчиков. Крики радости.

(слайд №11)

      Характеристика главного героя

Кто по вашему главный герой рассказа? Обоснуйте ответ. (Артиллерист)

Посмотрите, как его изобразил художник.

Открывается портрет артиллериста.

Что можете сказать? Каким он был человеком?

На доске появляется характеристика героя:

    сильный духом

    мудрый

    мужественный

    опытный

    находчивый

    решительный

    смелый

    бывалый

Учитель: Главным героем, конечно, является артиллерист, отец мальчиков. Испытывая страх за детей, он в то же время проявил находчивость, принимая быстрое решение, хотя рисковал жизнью мальчиков.

8. Работа в группах.

Учитель : Найдите синонимы к слову

    смелый (мужественный, сильный духом, решительный, храбрый)

    опытный (находчивый, бывалый, многоопытный, искусный, знающий, сведущий)

    веселый (радостный, шумный, жизнерадостный, беззаботный)

    проворный (шустрый, быстрый, юркий, как ящерица)

    страх (ужас, испуг, паника, шок, боязнь),

    радость (веселье, ликование, жизнерадостность).

    мудрый (умный, разумный, глубокий, опытный, светлая голова, светлый ум, семи пяди во лбу, проницательный, прозорливый)

    добрый (заботливый, понимающий, добросердечный, сердечный, добродетельный, добродушный)

    душевный (чуткий, отзывчивый, преисполненный доброты, сердечности)

(слайд №12)

Ученики находят синонимы, затем переходят в другую группу и обсуждают слова, дописывают ряд синонимов.

9. Домашнее задание

Даны три варианта домашнего задания. Прочитайте и выберите один вариант, который вам по силам.
1) Перескажи текст, отразив лишь основные события, развитие сюжетной линии.
2)Перескажи текст. Во время пересказа постарайся голосом, интонацией показать свое отношение к героям (кому ты сочувствуешь, за кого переживаешь; когда радуешься или огорчаешься).

3) Придумать и нарисовать иллюстрацию к определённому эпизоду. (слайд №13)

10. Рефлексия .

Учитель. Чему мы учились на уроке?

Что нового узнали?

О чем вы задумались после чтения рассказа «Акула»

Чьи ответы на уроке вам понравились больше всего? Почему? Выполнили ли мы с вами план урока? Самооценка деятельности учащихся.

11. Подведение итогов урока .

Сегодня на уроке я предлагаю самим оценить свою работу. Подумайте, взяли ли вы с урока что - то новое, работали активно, весь урок заставляли себя думать.

Зелёный – урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справился успешно. Я доволен собой!

Жёлтый – сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!

Красный – задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!

Учитель . У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он не знает, как поступить, что же ему делать дальше. Если в вашей жизни тоже наступит такой момент, я советую вам быть смелыми, решительными, хорошо обдумать ситуацию и принять правильное решение, как это сделал в рассказе его главный герой. (слайд №14)



Поделиться