- Невыполнении мероприятий, направленных на рекультивацию, улучшение и охрану ЗУ (ст. 8.7 КоАП РФ).
- Использовании ЗУ не по ее целевому назначению, неполном выполнении или невыполнении мероприятий с ЗУ, позволяющих использовать их по назначению (ст. 8.8 КоАП РФ).
Например, собственника могут привлечь к ответственности по ст. 8.7 п 2 КоАП за то что им не были вовремя осуществлены работы по борьбе с сорной травой.
Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц . Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.
Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:
- Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
- Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
- Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
- При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.
Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:
- местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, );
- категория земель;
- размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
- на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
- кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.
Протокол
Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.
В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.
Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.
Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:
- с/х назначения;
- поселений;
- особо охраняемые территории;
- лесного фонда;
- водного фонда.
Кроме категории у всех ЗУ есть . Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:
- для с/х производства;
- садоводства и огородничества;
- дачного строительства;
- крестьянского или фермерского хозяйства;
Вид использования земли можно поменять. Узнайте , как это можно сделать.
Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:
Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:
- снижения плодородия;
- вредного влияния на окружающую среду;
- если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.
Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.
В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.
Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.
Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:
Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:
- гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
- должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
- организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.
Если кад. стоимости нет:
- гражданам – 10-20 тыс. руб.;
- должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
- организациям – 100-200 тыс. руб.
Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:
- Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
- Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.
Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:
- Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
- Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.
Если кад. стоимости нет:
- Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
- Организациям – 400-700 тыс. руб.
Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:
- Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
- Организациям – 200-400 тыс. руб.
Ответственность при несанкционированном захвате земель
Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали .
Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:
- физическое лицо;
- юридическое лицо;
- муниципальное образование;
- субъект РФ;
- Российская Федерация.
Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.
Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.
Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.
Штрафы за самовольный захват
Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:
- Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
- Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.
Если кад. стоимости нет:
- Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
- Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
- Организациям – 100-200 тыс. руб.
Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:
Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка
Самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, — влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 3 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Примечания:
- За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
- В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется
пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.
Заключение
Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.
Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.