Снегурочка весенняя сказка. А.Н

В лесном краю Костромской области среди чудесной природы расположено «Щелыково», бывшая усадьба, а теперь музей-заповедник великого русского драматурга А. Н. Островского.

Островский впервые попал в эти места еще молодым человеком. Ему было двадцать пять лет.

С тех пор у писателя появилась заветная мечта – поселиться в Щелыкове. Эту мечту он смог осуществить только спустя 19 лет, когда вместе с братом выкупил имение у своей мачехи. Став совладельцем усадьбы, Островский каждый год приезжал туда в начале мая и уезжал только поздней осенью.

Природа представала перед ним в ярком разнообразии, меняя свои одежды. Он наблюдал ее возрождение, пышное цветение и увядание.

Были у него здесь и свои излюбленные места.

Островский с ранних лет отличался страстью к рыбной ловле. На плотине извилистой речушки Куекши он проводил долгие часы с удочками. Около крутых берегов реки Сендеги его можно было видеть с острогой . На широкую реку Меру, впадающую в Волгу, он выезжал с неводом.

Большое удовольствие составляли для писателя прогулки по окрестным деревушкам, лесным урочищам и полянам.

Он часто ходил в рощу со странным названием «Свинкин лес». В этой роще росли вековые березы.

Александр Николаевич спускался с горы, на которой расположена усадьба, к старому руслу реки Куекши и расхаживал по широкой долине, служившей для окрестной молодежи местом праздничных игр и развлечений. В верхней части этой покатой долины бьет ключик. Во времена Островского здесь каждой весной устраивалась ярмарка, которая собирала толпы народа.

Писатель посещал и круглую поляну около деревни Лобаново. Окруженная лесом, она также являлась местом воскресного отдыха крестьянской молодежи. Тут драматург наблюдал хороводы и слушал песни.

Островский нередко бывал в селении Бережки у своего приятеля И. В. Соболева, искусного резчика по дереву. Необычайная тишина этого лесного уголка, малолюдность (там было всего несколько домов) и своеобразная северная архитектура высоких, с острым верхом амбаров, принадлежавших жителям этого селения, создавали впечатление какой-то отрешенности от мира, сказочности.

Были у Островского и другие нравившиеся ему места.

Его привязанность к Щелыкову с годами лишь крепла. Свое восхищение красотами щелыковской природы он не раз высказывал в письмах к друзьям. Так, 29 апреля 1876 года он писал художнику М. О. Микешину: «Жалко, что ты не пейзажист, а то побывал бы у меня в деревне; подобного русского пейзажа едва ли где найдешь».

Наблюдения Островского за людьми и природой щелыковских окрестностей отразились во многих его произведениях.

Наиболее ярко сказались они в весенней сказке «Снегурочка» (1873). Основу этого поэтического произведения составили народные сказки, предания и легенды, обряды и обычаи, присказки и песни, с которыми писатель знакомился с детских лет. Он расцветил народную фантазию яркими красками собственного вымысла, насытил произведение тонким юмором и вставил образы своей сказки в раму живописной щелыковской природы.

«Снегурочка» – сказка о красоте могучей, вечно обновляющейся природы и в то же время о человеческих чувствах, о народе, его стремлениях и мечтах.

В этом жизнеутверждающем произведении Островский рисует свой идеал общественной жизни, определяющий справедливые красивые человеческие взаимоотношения.

Драматург начинает свою сказку встречей Мороза и Весны на Красной горке.

Строитель ледяных дворцов, хозяин и повелитель вьюг и метелей Мороз – поэтическое воплощение зимы, холода, леденящего природу. Весна-Красна, появляющаяся в сопровождении птиц, – это теплое дуновение и свет, проникающие в царство зимы, олицетворение все оплодотворяющей силы, символ пробуждающейся жизни.

Девочка Снегурочка – прекрасное дитя Мороза и Весны. В ее душе есть холод – суровое наследие отца, но в ней заложены и живительные силы, сближающие ее с матерью Весной.

Мороз и Весна отдали Снегурочку, когда ей исполнилось 15 лет, в заречную слободу Берендеева посада, столицы царя Берендея. И вот Островский рисует перед нами царство счастливых берендеев.

Что натолкнуло поэта на мысль создать образ сказочного Берендеева царства?

Островский слышал, очевидно, о том, что во Владимирской губернии существует Берендеево болото. С ним связывали предание о древнем граде берендеев. Это предание и могло подсказать Островскому фантастический образ Берендеева царства.

Русский деревенский быт, старинные обряды и обычаи, народные типы, которыми Островский любовался в Щелыкове, помогли ему воссоздать облик веселых берендеев.

Замечательная особенность сказки Островского в том, что она фантастична и одновременно истинна, что в ее условных, причудливых образах явственно видится глубокая правда человеческих чувств.

Островский воплотил в Берендеевом царстве народную мечту о сказочной стране, где властвуют мирный труд, справедливость, искусство и красота, где люди свободны, счастливы и веселы.

Царь Берендей олицетворяет народную мудрость. Это «отец земли своей», «за всех сирот заступник», «блюститель мира», уверенный, что свет «правдой и совестью только и держится». Берендею чужды кровавые дела войны. Держава его славна своей трудовой, мирной и радостной жизнью. Он – философ, труженик и художник. Искусной кистью расписывает Берендей свои палаты, наслаждается роскошными красками природы.

Берендей и веселье любит. Его ближний боярин Бермята – шутник и остроумец, которому царь поручает устройство народных забав и игрищ.

Островский восхищается в своей сказке простым народом – благородным, гуманным, жизнерадостным, неутомимым в труде и веселье.

Царь Берендей, обращаясь к поющим и пляшущим берендеям, говорит:

Народ великодушный

Во всем велик: мешать с бездельем дело

Не станет он – трудиться так трудиться,

Плясать и петь – так вдоволь, до упаду.

Взглянув на вас разумным оком, скажешь,

Что вы народ честной и добрый, ибо

Лишь добрые и честные способны

Так громко петь и так плясать отважно.

Внутренний мир берендеев ярко раскрывается в их влечении к искусству. Они любят песни, пляски, музыку. Их дома расписаны разноцветными красками, украшены причудливой резьбой.

Берендеи отличаются крепкими нравственными устоями. Высоко чтут они любовь. Для них любовь – выражение самых лучших чувств человека, его служение красоте.


Александр Николаевич Островский

Снегурочка

весенняя сказка

в четырех действиях с прологом

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Лица :

Весна-Красна .

Дед-Мороз .

Девушка – Снегурочка .

Леший .

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула .

Бобылиха , его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны , птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.

Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистный березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея: дворцы, дома, избы – все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.

Леший

Конец зиме пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)

Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.

Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки, ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерев и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, – там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны,

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков: немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка –

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лядинах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое на нас сердито смотрит

И хмурится на всех, и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.

Хор птиц

Сбирались птицы, Сбирались певчи Стадами, стадами.

Садились птицы, Садились певчи Рядами, рядами.

А кто у вас, птицы, А кто у вас, певчи, Большие, большие?

Александр Николаевич Островский

Снегурочка

Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.

Весна-Красна.

Дед-Мороз.

Девушка-Снегурочка.

Леший.

Масленица – соломенное чучело.

Бобыль Бакула.

Бобылиха, его жена.

Берендеи обоего пола и всякого возраста.

Свита Весны, птицы: журавли, гуси, утки, грачи, сороки, скворцы, жаворонки и другие.


Начало весны. Полночь. Красная горка, покрытая снегом. Направо кусты и редкий безлистый березник; налево сплошной частый лес больших сосен и елей с сучьями, повисшими от тяжести снега; в глубине, под горой, река; полыньи и проруби обсажены ельником. За рекой Берендеев посад, столица царя Берендея; дворцы, дома, избы, все деревянные, с причудливой раскрашенной резьбой; в окнах огни. Полная луна серебрит всю открытую местность. Вдали кричат петухи.

Явление первое

Леший сидит на сухом пне. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами, – Весна-Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц.


Леший

Конец зиме пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил, – ныряй в дупло и спи!

(Проваливается в дупло.)


Весна-Красна спускается на Красную горку в сопровождении птиц.


Весна-Красна

В урочный час обычной чередою

Являюсь я на землю берендеев,

Нерадостно и холодно встречает

Весну свою угрюмая страна.

Печальный вид: под снежной пеленою

Лишенные живых, веселых красок,

Лишенные плодотворящей силы,

Лежат поля остылые. В оковах

Игривые ручьи, – в тиши полночи

Не слышно их стеклянного журчанья.

Леса стоят безмолвны, под снегами

Опущены густые лапы елей,

Как старые, нахмуренные брови.

В малинниках, под соснами стеснились

Холодные потемки; ледяными

Сосульками янтарная смола

Висит с прямых стволов. А в ясном небе

Как жар горит луна и звезды блещут

Усиленным сиянием. Земля,

Покрытая пуховою порошей,

В ответ на их привет холодный кажет

Такой же блеск, такие же алмазы

С вершин дерёв и гор, с полей пологих,

Из выбоин дороги прилощенной.

И в воздухе повисли те же искры,

Колеблются, не падая, мерцают.

И все лишь свет, и все лишь блеск холодный,

И нет тепла. Не так меня встречают

Счастливые долины юга, там

Ковры лугов, акаций ароматы,

И теплый пар возделанных садов,

И млечное, ленивое сиянье

От матовой луны на минаретах,

На тополях и кипарисах черных.

Но я люблю полунощные страны

Мне любо их могучую природу

Будить от сна и звать из недр земных

Родящую, таинственную силу,

Несущую беспечным берендеям

Обилье жит неприхотливых. Любо

Обогревать для радостей любви,

Для частых игр и празднеств убирать

Укромные кустарники и рощи

Шелковыми коврами трав цветных.

(Обращаясь к птицам, которые дрожат от холода.)

Товарищи: сороки-белобоки,

Веселые болтушки-щекотуньи,

Угрюмые грачи, и жаворонки,

Певцы полей, глашатаи весны,

И ты, журавль, с своей подругой цаплей,

Красавицы-лебедушки, и гуси

Крикливые, и утки-хлопотуньи,

И мелкие пичужки, – вы озябли?

Хоть стыдно мне, а надо признаваться

Пред птицами. Сама я виновата,

Что холодно и мне, Весне, и вам.

Шестнадцать лет тому, как я для шутки

И теша свой непостоянный нрав,

Изменчивый и прихотливый, стала

Заигрывать с Морозом, старым дедом,

Проказником седым; и с той поры

В неволе я у старого. Мужчина

Всегда таков, немножко воли дай,

А он и всю возьмет, уж так ведется

От древности. Оставить бы седого,

Да вот беда, у нас со старым дочка -

Снегурочка. В глухих лесных трущобах,

В нетающих лединах возращает

Старик свое дитя. Любя Снегурку,

Жалеючи ее в несчастной доле,

Со старым я поссориться боюсь;

А он и рад тому – знобит, морозит

Меня, Весну, и берендеев. Солнце

Ревнивое, на нас сердито смотрит

И хмурится на всех; и вот причина

Жестоких зим и холодов весенних.

Дрожите вы, бедняжки? Попляшите,

Согреетесь! Видала я не раз,

Что пляскою отогревались люди.

Хоть нехотя, хоть с холоду, а пляской

Отпразднуем прилет на новоселье.

Одни птицы принимаются за инструменты, другие запевают, третьи пляшут.


Хор птиц

Сбирались птицы,

Сбирались певчи

Стадами, стадами.

Садились птицы,

Садились певчи

Рядами, рядами.

А кто у вас, птицы,

А кто у вас, певчи,

Большие, большие?

А кто у вас, птицы,

А кто у вас, певчи,

Меньшие, меньшие?

Орел – воевода,

Перепел – подьячий,

Подьячий, подьячий.

Сова – воеводша,

Желтые сапожки,

Сапожки, сапожки.

Гуси – бояре,

Утята – дворяне,

Дворяне, дворяне,

Чирята – крестьяне,

Воробьи – холопы,

Холопы, холопы.

Журавль у нас – сотник

С долгими ногами,

Ногами, ногами.

Петух – целовальник,

Чечет – гость торговый,

Торговый, торговый

Ласточки-молодки -

Касатки девицы,

Девицы, девицы.

Дятел у нас – плотник,

Рыболов – харчевник,

Харчевник, харчевник.

Блинница цапля,

Кукушка – кликуша.

Кликуша, кликуша.

Красная рожа

Ворона пригожа,

Пригожа, пригожа.

Зимой по дорогам,

Летом по застрехам,

Застрехам, застрехам.

Ворона в рогоже,

Нет ее дороже,

Дороже, дороже.

Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, – набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль. Птицы с криком жмутся к Весне.


Весна-Красна (птицам)

В кусты скорей, в кусты! Шутить задумал

Старик Мороз. До утра подождите,

А завтра вам растают на полях

Проталинки, на речке полыньи.

Погреетесь на солнышке немного,

И гнездышки начнете завивать.

Птицы уходят в кусты, из леса выходит Мороз .

Явление второе

Весна-Красна, Дед-Мороз.


Мороз

Весна-Красна, здорово ли вернулась?

Весна

И ты здоров ли, Дед-Мороз?

Мороз

Живется мне не худо. Берендеи

О нынешней зиме не позабудут,

Веселая была; плясало солнце

От холоду на утренней заре,

А к вечеру вставал с ушами месяц.

Задумаю гулять, возьму дубинку,

Повыясню, повысеребрю ночку,

Уж то-то мне раздолье и простор.

По богатым посадским домам

Колотить по углам,

У ворот вереями скрипеть,

Под полозьями петь

Любо мне,

Любо, любо, любо.

Из леску по дорожке за возом воз,

На ночлег поспешает скрипучий обоз.

Я обоз стерегу,

Я вперед забегу,

По край-поля, вдали,

На морозной пыли

Лягу маревом,

Средь полночных небес встану заревом.

Разольюсь я, Мороз,

В девяносто полос,

Разбегуся столбами, лучами несметными,

Разноцветными.

И толкутся столбы и спираются,

А под ними снега загораются.

Море свету-огня, яркого,

Там синё, там красно, а там вишнево.

Любо мне.

Любо, любо, любо.

Еще злей я о ранней поре,

На румяной заре.

Потянуся к жильям из оврагов полянами,

Подкрадусь, подползу я туманами.

Над деревней дымок завивается,

В одну сторону погибается;

Я туманом седым

Заморожу дым.

Как он тянется,

Так останется,

По-над полем, по-над лесом

Перевесом,

Любо мне,

Любо, любо, любо.

Весна

Не дурно ты попировал, пора бы

И в путь тебе, на север.

Мороз

И сам уйду. Не рада старику,

Про старое скоренько забываешь,

Вот я, старик, всегда один и тот же.

Весна

У всякого свой норов и обычай.

Мороз

Уйду, уйду, на утренней заре,

По ветерку, умчусь к сибирским тундрам.

Я соболий треух на уши,

Я оленью доху на плечи,

Побрякушками пояс увешаю;

По чумам, по юртам кочевников,

По зимовкам зверовщиков

Захожу, заброжу, зашаманствую,

Будут мне в пояс кланяться.

Владычество мое в Сибири вечно,

Конца ему не будет. Здесь Ярило

Мешает мне, и ты меня меняешь

На глупую породу празднолюбцев.

Корчажные, да вари ведер в сорок

Заваривать медовые умеют.

Весеннего тепла у солнца просят.

Зачем – спроси? Не вдруг пахать возьмется,

Не лажена соха. Кануны править,

Да бражничать, веснянки петь, кругами

Ходить всю ночь с зари и до зари, -

Одна у них забота.

Весна

На кого же

Снегурочку оставишь?

Мороз

Тулупчик свой и шапки обшивай.

Строчи пестрей оленьи рукавички.

Грибы суши, бруснику да морошку

Про зимнюю бесхлебицу готовь;

От скуки пой, пляши, коль есть охота,

Чего еще?

Весна

Эх, старый! Девке воля

Милей всего. Ни терем твой точеный,

Ни соболи, бобры, ни рукавички

Строченые не дороги; на мысли

У девушки Снегурочки другое:

С людьми пожить; подружки нужны ей

Веселые, да игры до полночи,

Конец бесплатного ознакомительного фрагмента.

Пьеса «Снегурочка» была написана А.Н.Островским «по случаю» и очень выделяется на фоне характерных для него сатирических произведений. Предыстория ее создания такова: в 1873 году Малый театр переехал в Большой из-за ремонта, и комиссия, которая занималась всеми императорскими театрами в Москве, решила поставить особый спектакль, который задействовал бы одновременно балетную, оперную и драматургическую труппы. Взяться за воплощение этой идеи попросили не только Островского, но и Чайковского, который отвечал за музыкальную часть. Оба увлеклись своей работой настолько, что феерия была готова очень быстро.

В основе «Снегурочки» Островского лежит народная сказка, в которой сочетаются славянские обряды и песни, а также добавлена мифологическая составляющая. Благодаря этому произведение, которое долго считали легкомысленным для такого серьезного драматурга, становится многослойным и многозначным. Так, природа у него напоминает не столько пейзаж, сколько портрет. Если скачать бесплатно это произведение или прочесть его онлайн, то можно легко заметить, что природное и человеческое начала в нем смешаны. Двоякость пьесы легко заметить, если «Снегурочку» читать полностью для урока литературы. С одной стороны перед зрителем предстает утопическое берендеево царство, где даже царь считает, что все живое нужно любить, с другой же выступает человеческая жадность Бобыля и Бобылихи, которые видят в приемной дочке только средство для собственного обогащения. Любовь, которую так жаждет сердце Снегурочки, она находит в Мизгире, который, даже будучи женихом Купавы, все же не смог устоять и тоже полюбил красавицу. Рассказ об этом оканчивается печально – Снегурочка тает, поддавшись человеческим чувствам, а ее жених топится в озере.

Вместе с тем автор хоть и грустит, но грустит светло. Он показывает зрителю, что на самом деле его произведение рассказывает о бесстрашии и свободе, которые есть в каждом человеке, о любви и настоящем свете, которые побеждают страх смерти. Пьеса показывает, что верность, любовь и красота души важнее материальных ценностей, стремление к которым воплощено в образах приемных родителей Снегурочки и которые все равно не получают своего сомнительного «счастья». Таким образом, драматург демонстрирует победу духовного начала над физическим, торжество истинных чувств.

Островский, А. Н. Снегурочка: весенняя сказка в 4-х д. с прологом / А. Н. Островский; худож. В. М. Васнецов. - Москва: Гослитиздат, 1954. - 141 с. : рис.

12 апреля 2018 года исполнилось 195 лет со дня рождения русского драматурга Александра Николаевича Островского (1823-1886) и 145 лет, когда была написана весенняя сказка «Снегурочка».

Александр Николаевич Островский родился 12 апреля 1823 г. в Москве в семье судебного чиновника. Детство и раннюю юность провел в купеческом Замоскворечье, которое является местом действия во многих пьесах драматурга.

Литературную известность Островскому принесла пьеса «Свои люди – сочтемся!». Первоначально она была запрещена цензурой к театральному представлению, а сам ее автор отдан под надзор полиции.

Первые свои произведения А. Н. Островский публиковал в журнале «Москвитянин». Пьесы «Бедная невеста», «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок» отражали, как определил сам драматург, «нравственно-общественные коллизии» своего времени. В течение более тридцати лет не проходило и года без премьер его драм и комедий в московском Малом и петербургским Александрийском театрах. Его пьесы «Гроза», «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Снегурочка» вошли в золотой фонд русской драматургии. Федор Михайлович Достоевский назвал их «повестями в ролях».

Творчество А. Н. Островского оказало большое влияние на дальнейшие поиски и судьбу отечественного театра. Его реалистические пьесы не сходят со сцены и сегодня.

«Снегурочка» резко выделяется на фоне всего творчества Александра Николаевича Островского, его многочисленных драм и комедий, созданных на сугубо бытовом материале. Сказка поражает удивительной поэтической красотой.

Фонд редких книг владеет сказкой «Снегурочка», выпущенной в 1954 г. в Москве Государственным издательством художественной литературы.

Замысел «Снегурочки» возник у А. Н. Островского в начале 1873 г. Сказка, как считают литературоведы, создавалась в счастливые минуты творческого вдохновения. Работу над ней драматург начал в конце февраля 1873 г. и завершил её уже 4 апреля в 10 часов вечера. На одном из беловых автографов «весенней сказки» стоит другая дата – 31 марта. Примечательно, что это день рождения писателя, которому в 1873 г. исполнилось 50 лет. Возможно, что Александр Николаевич хотел специально приурочить завершение произведения к своему дню рождения. В «Снегурочке», очень дорогом для драматурга детище, «очень многое сошлось и очень многое раскрылось. Островский считал, что с этим произведением он выходит на новую дорогу в русской драматургии». Поэтому он высоко ценил свою «весеннюю сказку» и ревниво относился к отзывам о ней.

Стихи «весенней сказки» долго «бродили в душе писателя». Духовное обращение А. Н. Островского к стране мудрых и добрых берендеев началось ещё в юности, когда в апреле 1848 г. он с домочадцами отправился в самую глушь Костромской губернии, в усадьбу Щелыково. Путь лежал через древние русские города Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, который продолжался целую неделю. Будущий драматург свои впечатления описал в путевом дневнике, который стал «своеобразной прелюдией к сказке». Записи свидетельствуют, что Островский внимательно прислушивался и присматривался к народному миру. Возможно, что именно здесь он услышал легенду о берендеях. Недалеко от Переславль-Залесского находилось знаменитое Берендеево болото, в центре которого на острове, сохранились остатки какого-то древнего городища. В народном предании рассказывалось о том, что на месте болота существовало царство счастливых берендеев, управляемое умным и добрым царем.

А живописная природа родовой усадьбы Щелыково, которую впоследствии посещал драматург каждый год, в мифологическом облике в полной мере предстанет в весенней сказке «Снегурочка». Островский здесь совершал частые прогулки по окрестностям. И естественно, пройдя через творческую фантазию писателя, они стали средой его произведения.

«Весеннюю сказку» А. Н. Островский растил в своей душе более двадцати лет. Сестра драматурга вспоминала, что писатель был влюблен в щелыковскую весну. Лучшие замыслы его создавались во время деревенского отдыха, среди русской природы.

Источники «Снегурочки» - быт и язык родной земли, её история, старинные обряды, песни, общерусские мотивы народных сказок, преданий, само обаяние патриархальной русской жизни, естественной и простой, с традициями и гостеприимством.

В «Снегурочке» органично соединяются реальность и фантазия, правда и вымысел. Островский привнес в облик героев своей сказки черты знакомых ему щелыковских крестьян. Многочисленные беседы с местными крестьянами, возможно, питали творческое воображение драматурга. Так, другом писателя был Иван Викторович Соболев, безземельный крестьянин, местный художник-самоучка, резчик по дереву. Под влиянием искусного народного мастера пристрастился к занятиям резьбой по дереву и сам А. Н. Островский.

Фольклорные образы Александр Николаевич черпал не из книг, а из жизни. Ему неоднократно приходилось наблюдать народные праздники в окрестностях Щелыкова. Вероятно, не без воздействия этих впечатлений возникла в «Снегурочке» поэтическая картина праздника Ярилы. Во времена Островского место, где проводились гулянья, называлось Ключевой лог, позднее оно стало называться Ярилиной долиной. Ключик с темно-голубоватой водой, носящий название Голубой, потому что таковым остается он круглый год, вода в нем не замерзает даже в сильные морозы, стали называть Снегурочкин ключик, поскольку по щелыковской легенде, именно здесь растаяла Снегурочка под лучами Солнца-Ярилы и именно здесь бьется её вечно живое любящее сердце.

Литературоведы считают, что в «весенней сказке» условно можно выделить три плана: сказочный, раздумья автора о реальной действительности и философско-этический план. Они «не изолированы друг от друга, а пересекаются, взаимодействуют между собой и сходятся у Островского в единой мысли, утверждаемой им: только любовь и душевная красота должны царить в мире!».

«Снегурочка» А. Н. Островского содействовала и совершенствованию русского театрально-декоративного искусства. В представляемом издании «весенней сказки» использованы иллюстрации русского художника Виктора Михайлович Васнецова (1848-1926), который в 1882-1883 г. работал над художественным оформлением спектакля «Снегурочка» в доме Мамонтова.

В. М. Васнецов создал и мастерские эскизы костюмов к спектаклю:

«Дед Мороз» и «Весна»

«Снегурочка» и «Лель»

«Купава» и «Мизгирь»

«Берендей» и «Берендейки»

Образ «Снегурочки» В. Васнецов воплотил и в живописном изображении. Художник написал картину в 1899 г. и увидеть её можно в представляемом издании и в Государственной Третьяковской галерее.

Мастер изобразил героиню сказки по-новому. «Она необыкновенно юна и поэтична в своей пушистой шапочке и старинной светлой шубке… Жест руки передает её удивление свободе и красоте, разлившейся вокруг, а выражение детского лица говорит об охватившем её восторге…».

Живописно, помимо В. Васнецова, образ «Снегурочки» изобразил и М. Врубель.

Прежде всего, пьеса-сказка способствовала становлению русского драматического театра. Постановка её на сцене потребовала серьёзного приспособления на площадке: эффекты электрического освещения, движение облаков, изображение таяния героини… Исполнителями пьесы в разное время были Гликерия Федотова, А. П. Ленский, Пров Садовский, Е. Д. Турчанинова, М. П. Лилина и др.

«Снегурочка» оказала своё воздействие и на обогащение русской классической музыки и оперного жанра. Музыкальную интерпретацию сделал П. И. Чайковский, написали оперы Н. А. Римский-Корсаков и А. Т. Гречанинов.

Специалисты считают, что «Снегурочка» вобрала в себя значимые пласты русской культуры и, в свою очередь, стимулировала дальнейшее развитие многих областей отечественного искусства: драматического театра, актерского мастерства, музыки, оперного театра, декоративного искусства, живописи, графики и скульптуры. Вне этого широкого контекста пьеса А. Н. Островского немыслима».

Список использованной литературы:

  1. Знаменитые музеи-усадьбы России / сост. И. С. Ненарокомова. - Москва: АСТ-Пресс, 2010. – С. 220-247.
  2. Лебедев, Ю. В. "Снегурочка", "весенняя сказка" А. Н. Островского: (жанровые истоки) / Ю.В. Лебедев // Жанр и композиция литературного произведения. – Вып. 1. - Калининград: Издательство КГУ, 1974.
  3. Роговер, Е. С. «Снегурочка» А. Н. Островского в контексте русской литературы // Литература в школе. – 2015. - № 10. – С. 2-6.


Поделиться