- Научные основы системы государственного управления
- Понятие и предмет системы государственного управления
- Предмет системы государственного управления
- Система государственного управления и формы государственного устройства
- Формы государственно-политического устройства
- Формы государственно-территориального устройства
- Формы взаимодействия государства с гражданским обществом
- Форма государственного устройства России
- Функции государства и государственного управления
- Экономические и социальные функции государства
- Функции государственного управления
- Виды и методы государственного управления
- Государственное управление за рубежом
- Государственное управление в России
- Понятие и предмет системы государственного управления
- Органы государственной власти
- Президент Российской Федерации. Органы обеспечения президентской власти
- Органы законодательной власти (Федеральное Собрание)
- Органы исполнительной власти
- Органы судебной власти
- Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
- Органы государственной власти субъектов РФ
- Формирование и реализация государственной политики
- Факторы и направления государственной политики
- Принятие нормативных правовых актов
- Планирование как инструмент государственной политики
- Разработка политических решений
- Реализация государственной политики
- Государственная служба
- Государственный контроль
- Государственное регулирование экономики
- Принципы и объекты государственного регулирования
- Методы государственного регулирования экономики
- Административные методы
- Экономические методы
- Регулирование материального производства
- Государственное регулирование естественных монополий
- Антимонопольная политика
- Финансовое оздоровление предприятий
- Регулирование фондового рынка
- Регулирование денежного обращения
- Структура денежно-кредитной системы
- Регулирование денежной массы
- Кредитование социально-экономического развития
- Валютное регулирование
- Управление основными хозяйственными комплексами
- Государственная научная и промышленная политика
- Государственная промышленная политика
- Управление топливно-энергетическим комплексом
- Управление электроэнергетикой
- Управление газовой отраслью
- Управление нефтяной отраслью
- Управление угледобычей
- Управление агропромышленным комплексом
- Управление оборонно-промышленным комплексом
- Управление транспортным комплексом
- Управление государственным имуществом
- Управление государственными предприятиями
- Управление пакетами государственных акций
- Приватизация и национализация государственного имущества
- Региональное управление
- Государственная региональная политика
- Выравнивание экономического и социального развития регионов
- Федеральные программы
- Привлечение субъектов РФ к управлению федеральной собственностью
- Укрупнение субъектов РФ
- Север как объект управления
- Организационные формы регионального управления
- Местное самоуправление
- Межбюджетные отношения
- Государственная региональная политика
- Власть и бизнес
- Власть и бизнес
- Основы взаимодействия власти и бизнеса
- Влияние власти на бизнес
- Влияние бизнеса на власть
- Взаимодействие власти с бизнес-структурами
- Лоббирование
- Партнерство власти и бизнеса
- Управление социальной сферой
- Управление социальной сферой
- Социальная политика государства
- Регулирование доходов населения
- Государственная политика в области занятости
- Управление отраслями социальной сферы
- Социальная защита населения
- Управление жилищно-коммунальным комплексом
- Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
- Жилищно-коммунальное строительство
- Жилищно-коммунальное обслуживание
- Тарифное регулирование
- Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
- Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
- Управление конфликтными и чрезвычайными ситуациями
- Управление конфликтными ситуациями
- Управление конфликтными трудовыми отношениями
- Управление корпоративными конфликтами
- Управление общественными чрезвычайными ситуациями
- Управление в природных и техногенных чрезвычайных ситуациях
- Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
- Управление конфликтными ситуациями
Партнерство власти и бизнеса
Если цели и интересы совпадают, то устанавливается партнерство власти и бизнеса. Партнерство предполагает стремление более эффективно реализовывать общие интересы, готовность одной стороны сделать максимум возможного для другой. В советский период наблюдалось единство власти и собственности. После 1991 г. оно разрушилось, собственность через приватизацию отделилась от власти, появился класс частных собственников. Получив собственность, бизнес устанавливает отношения с властью, стремясь к единению уже в новых формах.
Партнерство бизнеса и власти должно быть диалогом равных и исключать крайности сервилизма (государство оказывает лишь услуги бизнесу) и дирижизма (государство проникает во все сферы общественной жизни). Усиление государства возможно, но не в форме советской модели, а в результате повышения конкурентоспособности экономики. Там, где Россия может составить конкуренцию на мировом рынке, государство пойдет на любые шаги по поддержке бизнеса, в том числе концентрацию ресурсов, создание корпораций мирового уровня. Партнерство с бизнесом такого уровня предполагает, что надо производить то, что можно производить на современном уровне.
При определенных условиях партнерство может трансформироваться и принимать форму сращивания власти и бизнеса. В этом случае граница между властью и бизнесом становится незаметной, власть легко конвертируется в бизнес, а бизнес - во власть. Бизнес близок к власти, поддерживает партию власти на выборах. Власть в свою очередь выстраивает соответствующую интересам крупного бизнеса экономическую политику.
Бизнес выступает не только как сообщество, но и опосредует отношения с властью личностными факторами. Во взаимоотношениях представителей бизнеса и власти решаются конкретные вопросы экономической деятельности. Для получения конкурентных преимуществ, концентрации капитала бизнес стремится как можно полнее использовать административный ресурс, а также установить непрозрачные для общественности неформальные отношения с властью. Для всех видов демократий, в том числе «образцовых», характерны выход представителей власти и бизнеса за рамки нравственно- этического или даже правового поля, склонность чиновников к использованию административного ресурса в корыстных целях.
Основой сращивания власти и бизнеса выступает союз представителей властных структур с крупным капиталом, экономической элитой. Соединение силы власти и силы крупного капитала порождает олигархический капитал. Это особый тип капитала, основное назначение которого - укрепление экономических и политических основ господствующего строя путем государственного регулирования в интересах крупного капитала. Честная конкуренция, при которой хозяйствующие субъекты ставятся в равные условия, исключается и подменяется состязанием административных ресурсов олигархов. Успех в большей степени определяет уже не деловая хватка или профессионализм, а близость к высшей власти.
Наличие олигархической прослойки может иметь определенное положительное значение для развития страны. Если олигархи отождествляют свои интересы с интересами национального развития, выражаемыми высшей государственной властью, то исчезает почва для конфликта интересов на высшем элитарном уровне и создаются условия для консолидации общества. Олигархи стремятся улучшить свой имидж в глазах общественности: выходят с предложениями о перспективах развития страны, больше внимания уделяют реальному сектору, объявляют о принятии на себя доли социальной ответственности. Олигархия способна противостоять бесконечным войнам различных группировок в Центре и на местном уровне.
Поскольку олигархия получает от преобразований больше других, она объективно заинтересована в укреплении порядка, стабильности того, что образовалось в результате передела собственности, сведении на нет политических рисков.
Однако в настоящее время сращивание власти и крупного капитала угрожает негативными последствиями. Олигархический капитал тормозит развитие страны, практически закрывая пути, ведущие к модернизации.
Главной социальной задачей общества считается формирование среднего класса как опоры государства. В развитых странах он преобладает в численности населения, налоговых поступлениях в бюджет. Например, вокруг заводов Форда в Детройте около 1500 мелких и средних предприятий, их владельцы работают на патрона как наемные рабочие, но на другой территории. Законодательство России благоприятствует развитию малого бизнеса, но на практике в выигрышном положении оказывается крупный бизнес. За два последних года численность занятых на предприятиях среднего и малого бизнеса сократилась на несколько миллионов человек.
Олигархи прибирают к рукам остатки государственной собственности, в том числе объекты инфраструктуры, покупают активы за рубежом, вместо того чтобы строить новые предприятия на высокой технологической базе 1 За последние 15 лет в России не введено ни одного крупного нефтяного или газового месторождения, не построено ни одной крупной электростанции, железной дороги, автотрассы. К тому же практически ликвидированы тяжелое и атомное машиностроение, гражданское самолетостроение, космическая, легкая и ряд других отраслей промышленности. .
Опасность для будущего страны несет инициируемая олигархами продажа активов российских компаний иностранцам, придание им международного статуса. Преподносимые обществу в качестве показателя роста иностранных инвестиций, такие операции часто не имеют с ними ничего общего, становясь обычной сделкой купли-продажи акций, смены собственника.
На региональном уровне власть взаимодействует с экстерриториальным и местным бизнесом. И тот и другой вполне осознают важность благоприятствующих взаимоотношений с региональными властями. Но крупный бизнес (сырьевой, металлургический) экономически разделил территорию страны на сферы влияния. Каждая крупная компания доминирует в соответствующем регионе.
На положение дел в регионе бизнес стремится влиять через формирование представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Компании не только инвестируют в выборы, но и решают, кого избирать. Нередко региональные выборы превращаются в локальные войны олигархов. В результате на местах формируется бизнес-элита, действующая в рамках промышленных и финансовых групп и в союзе с региональными властями.
Исторический опыт свидетельствует, что власть позволяет себя контролировать лишь до определенного предела, за которым обстоятельства вынуждают ее брать рычат управления в свои руки.
Власть в конечном счете способна нейтрализовать любое влияние, и бизнес понимает, что последнее слово всегда остается за властью и объективно ему полезнее следовать в русле политики власти. Вместе с тем власти тоже выгоднее иметь дело со свободным бизнесом в качестве опоры, субъекта правового порядка, при котором отношения регулируются законом. Но только от политической воли власти зависит, удается ли стране не встать на олигархический путь развития и реализовать то общее, что объединит власть и бизнес.
Социальная ответственность должна стать основой деятельности и чиновников, и представителей бизнеса.
Партнерство власти и бизнеса в коммунальном секторе
Сиваев Сергей Борисович
Сегодня кризисная ситуация с унитарными предприятиями для всех очевидна и стоит вопрос о том, куда идти дальше. В решении этого вопроса можно выделить три подхода.
Первый условно назовем «немецкой» или «североевропейской моделью», когда коммунальные предприятия тепло- или водоснабжения являются акционерными, основной пакет акций которых или все 100% принадлежит муниципалитету. Эта модель сейчас в России обсуждается как наиболее привлекательная. Вторая возможность организации взаимодействия власти и бизнеса - это муниципальная собственность на инженерные инфраструктурные объекты и управление этими объектами на контрактных условиях бизнесом. Эта модель сейчас интенсивно развивается по всему миру, но законодатели ее французы, поэтому назовем ее условно «французская модель». И третья модель - приватизация, когда коммунальные объекты переходят в полную собственность частных компаний. В сфере водоснабжения только два государства пошли по этому пути - это Великобритания и Чили. Поэтому назовем модель «английской».
Если провести сравнение этих вариантов развития, то, на мой взгляд, для России приемлема только вторая модель. Недостаток первой модели в том, что она ориентирована не на реальный бизнес. Конечно, это лучше, чем унитарные предприятия; она вписывает муниципальные акционерные общества в единую правовую среду, создает инструменты управления ими, создает систему взаимоотношений между властью и этими акционерными обществами через институты совета директоров, через управляющих акционеров и так далее. Но она не решает ключевую задачу - формирование эффективного частного менеджмента. Потому что в любом случае все политические риски, связанные с влиянием муниципалитета на этот бизнес, остаются. Они не формализуются в рамках контрактных отношений. Бизнес не пойдет в эти предприятия, потому что влияние власти на эти предприятия критически велико и оно перманентно. Эта форма организации ориентирована на получение бюджетных денег. Пример Восточной Германии - яркое тому подтверждение. Там ликвидировали остатки социалистической системы, создав акционерные муниципальные компании, и накачали эти компании федеральными бюджетными деньгами. Они себе могут это позволить, но мы себе позволить такого практически не можем. И еще вопрос, нужно ли это себе позволять. Поэтому такой путь для России крайне проблематичен.
Второй путь, связанный с закреплением собственности за органами местного самоуправления и с привлечением частного бизнеса для управления этой собственностью, на мой взгляд, видится крайне привлекательным для России. В отличие от третьей модели полной приватизации, мы никогда не должны забывать, что сфера коммунального обслуживания - это сфера социальная, высокорискованная для России в силу наших климатических проблем, в силу нашей огромной территории и других особенностей. Эта сфера даже в благополучной Англии сейчас вызывает серьезные конфликты, так как она требует очень серьезной правовой среды и культуры взаимоотношений между публичным характером предоставления услуг и интересами частного бизнеса. У нас таких отношений нет и четкого правового поля тоже нет.
Нужно отметить, что вариант, где собственность остается муниципальной, а работает на ней частный бизнес,- это путь, по которому сейчас идут в первую очередь страны третьего мира. И это понятно: в Западной Европе принципиальные решения о вопросах управления коммунальной инфраструктурой принимались гораздо раньше. Но в то же время это путь, по которому сейчас активно пошла Восточная Европа. Можно говорить о формах контрактных отношений между управляющей организацией - частным бизнесом - и органом местного самоуправления. Это может быть просто договор возмездного оказания услуг или договор аренды, но в конечном счете это будет то, что сейчас в России не работает, - концессионное соглашение. Разница между этими договорами - в распределении обязанностей и рисков. Смысл договора концессии в том, что полную ответственность за состояние коммунальной инфраструктуры несет частный оператор. Для этого заключается контрактное соглашение, формируется соответствующая тарифная политика, концессионер принимает на себя определенные инвестиционные обязательства. В этой ситуации задача органов местной власти - не принимать участие в управлении, а только отслеживать через систему мониторинга, через систему целевых показателей, насколько концессионер выполняет свои обязанности, справляется он со своей задачей или не справляется.
То, что сейчас происходит в России, - это первые шаги к тому, чтобы эта ситуация развивалась. История с инициативой «Российских коммунальных систем», информация об аренде водоканала в городе Перми - это как раз попытки выстроить такие взаимоотношения. Однако пока здесь все чрезвычайно рискованно.
Еще один очень важный момент. Мы говорим о привлечении инвестиций. Сегодня, на мой взгляд, принципиально важно, говоря об этом, несколько сместить акценты. Не только, а может и не столько о привлечении инвестиций должна идти речь. Необходимо привести в коммунальный сектор эффективный бизнес-менеджмент. Это гораздо важнее, чем инвестиции, потому что инвестиции - следствие эффективного менеджмента. В отсутствии эффективного менеджмента никакие инвестиции не помогут, потому что деньги закапывались у нас в землю не раз. Но ключевой вопрос здесь в том, как частный бизнес может оценить риски вхождения в этот сектор. бизнес власть коммунальный муниципальный
Основных рисков, по существу, два. Первый - отсутствие должной культуры договорных отношений как между собственником и оператором, так и между оператором и потребителями коммунальных услуг. В коммунальном секторе у нас договоры сейчас практически не работают. Скажем, во Франции нормальной является ситуация, когда на обсуждение договора концессий тратится от полугода, год и даже больше, потому что слишком много нюансов, которые нужно оговаривать. И даже после этого они заключают так называемые «открытые договоры» и в течение 25 лет, например, каждые 5 лет возвращаются к этому разговору и анализируют ситуацию, связанную с выполнением обязательств концессионера, существующую ситуацию по тарифной политике и так далее.
Вторая проблема - ценообразование, тарифное регулирование. О варианте концессионных соглашений можно говорить только в том случае, если ответственность за регулирование услуг тепло- и водоснабжения будет лежать на органах местного самоуправления, потому что ключевая позиция договора сдачи собственности в аренду или в концессию - это договоренность о том, как будет выстраиваться ценовая политика. Если мы в этот процесс вовлекаем третью сторону, ясно, что риски не договориться или нарушить договоренность существенно возрастают.
Много разговоров о том, что не хватает квалификации на местном уровне для принятия грамотных решений по регулированию тарифов. Отчасти это так, но на самом деле не хватает просто нормальной методологической базы. Законодательно ответственность за системы жизнеобеспечения, за тепло- и водоснабжение несут местные власти. Как можно решать местные проблемы, если регулирование ценовой политики в этом секторе находится на другом уровне власти? Полное содержательное противоречие…
А что такое тарифное регулирование в социальном плане? Это некий компромисс между поставщиками и потребителями с точки зрения того, какое качество услуг мы хотим иметь в конкретном поселении. То есть в любом случае это ответственность самого местного сообщества, которую нужно выражать через соответствующие институты - через органы местного самоуправления. Сегодня мы платим мало - завтра будем платить гораздо больше. А если не будем платить, или повторится история Еревана или Тбилиси, где системы теплоснабжения уже нет вообще, или наши дети будут платить втридорога. Эту проблему местное сообщество должно осознать в каждом отдельном случае. Ее нельзя решать где-то там высоко и далеко. Другое дело, что для ее успешного решения нужны достаточно жесткие методические правила того, как это делать. Такие правила, безусловно, должны быть прописаны на федеральном уровне.
Регулирование - это ответственность двух сторон, регулятор тоже должен нести ответственность. И определение меры ответственности регулятора - это и есть задача федерального законодательства. Самый простой пример: если изменилась стоимость электроэнергии, стоимость воды должна автоматически измениться, иначе водоканалы никогда не будут инвестиционно привлекательными.
Есть еще один очень серьезный аспект, на котором я хочу остановиться. Очень много разговоров о том, что привлечение частного оператора приведет к резкому повышению тарифов. На мой взгляд, страхи эти несколько преувеличены. Сегодня все мы говорим о страшной неэффективности сектора: технологической (колоссальные потери как в теплоснабжении, так и в водоснабжении), управленческой (раздутые штаты, все работы водоканал выполняет собственными силами, хотя 40% работ носит сезонный характер, и заграничные водоканалы имеют совершенно другое соотношение собственных и подрядных работ и т.д.). И все это мы как потребители так или иначе оплачиваем. Первая задача бизнеса - превратить эти деньги в собственные доходы. Задача простая: мы сегодня оплачиваем операционные потери, бизнес берет инвестиционные деньги, улучшает технологическое состояние, снижает неэффективность, возвращает заемные деньги и формирует собственные дополнительные доходы. Институт экономики города просчитывал варианты этой схемы. Только несколько цифр по системам водоснабжения: потери воды в системах - до 50%, излишняя численность персонала - до 30%, перерасход электроэнергии - до 25%. Здесь колоссальные возможности для того, чтобы заниматься реальным бизнесом.
Задача государства - решить две проблемы: создать нормальную, понятную методику ценообразования, последовательную, заинтересовывающую сокращением затрат (здесь нет никаких чудес, мир эту дорогу прошел), и сформировать систему взаимоотношений: как частный бизнес может управлять муниципальной или государственной собственностью.
Размещено на Аllbest.ru
Партнерство бизнеса и власти - один из самых ключевых вопросов регионального развития. В первую очередь, мы должны понять, каким образом оно будет развиваться, с какими проблемами мы столкнемся и как будем их решать. Кировская область - одно из уникальных мест России. Она находится на границе Поволжья, Урала, русского севера. Регион обладает большой сырьевой базой, имеет высокий производственный, научный и кадровый потенциал, развитую сеть коммуникаций.
Кировская область - типичный дотационный регион, имеющий совокупность системных проблем социально-экономического развития. К ним относятся: низкий уровень газификации, недостаточное развитие транспортной инфраструктуры, дефективное использование лесного фонда и др. Однако мы хотим изменить эту ситуацию я уже начали работать в этом направлении. Мы понимаем, что успешное развитие бизнеса - это залог стабильного, успешного развития региона. Поэтому Правительство области последовательно отстаивает базовые ценности предпринимательства, такие как экономическая свобода, социальная ответственность, новаторство и предприимчивость. По существу, в области создается переговорная площадка, на которой согласуются позиции региональных и российских деловых кругов, государственных и общественных институтов. Проведение семинара-диалога «Российский бизнес: становление и развитие» - наглядный тому пример, так как здесь в конструктивном формате действительно проводится диалог
Если рассматривать целевые ориентиры деятельности, то у органов власти они общеизвестны: это удвоение ВВП и повышение качества жизни населения. У бизнеса, в соответствии с уставом, - это максимизация прибыли. Так каким же образом возможно установление партнерских отношений? В этой связи хотелось бы вспомнить следующее высказывание: работав бизнесе - это своего рода езда на велосипеде. Развиваешься - движешься дальше, останавливаешься - падаешь. В этом сравнении заложена реальная основа, и этот подход, на наш взгляд, в своей практической деятельности должен брать на вооружение бизнес как российский, так и региональный, и в том числе органы исполнительной власти, потому что в целом спектр партнерства возможен на основе единых интересов, целью которых является обеспечение конкурентоспособности и развития в целом.
Важным практическим механизмом партнерства власти и бизнеса является формирование имиджа области как инвестиционно привлекательной территории. С одной стороны, по оценке независимых экспертов,
Кировская область представляет собой инвестиционно привлекательный регион и относится к группе регионов с незначительным инвестиционным потенциалом и умеренным риском. По интегральному инвестиционному риску область занимает 52 место, по законодательному удерживает седьмую позицию, а по криминальному - девятую. Международное рейтинговое агентство «Fitch Rating» присвоило нашему региону высокие кредитные рейтинги, отметив стабильность по долгосрочному прогнозу; при этом была учтена совокупность факторов, которые свидетельствуют о больших потенциальных возможностях региона.
Вместе с тем необходимо отметить, что Правительством области, Законодательным собранием во взаимодействии с представителями бизнеса проделана серьезная работа по формированию законодательной базы в рамках инвестиционной деятельности, по системе господ держки. Необходимо отметить, что разработан ряд важнейших нормативно - правовых актов, среди которых представлены законы о регулировании инвестиционной деятельности, о налоге на имущество Кировской области и т. д. Законодательным Собранием области была утверждена в виде областного закона целевая программа повышения инвестиционной привлекательности, предусматривающая привлечение инвестиций и новых технологий в экономику Кировской области на период с 2007 по 2009 гг.
Усиление государственной поддержки в целом позитивно отразилось на общем объеме инвестиций в основной капитал, однако объективно необходимо отметить, что в основном инвестиции направляются на поддержание имеющегося потенциала предприятий. Проведенные исследования показывают, что только 17% опрошенных руководителей предприятий предполагают вкладывать крупные средства в развитие. На наш взгляд, этого недостаточно, так как при подобном подходе не возможно обеспечить конкурентоспособность предприятий и эффективное развитие по реализации инвестиционных программ Кировской области.
Аналогичная картина наблюдается при анализе инвестиционной активности бизнеса в целом. Около 48% предпринимателей не занимаются инвестициями вообще или вкладывают незначительные средства. Надо признать, что это является следствием не только низкой активности бизнес-сообщества, но и недостаточной комплектности и системности государственной поддержки инвестиционных проектов.
На сегодняшний день согласительные процедуры при выборе земельного участка, при подборе инвестиционной площадки для реализации инвестиционных проектов затруднительны, поскольку существует распыленность средств бюджета, направленных на поддержку инвестиционной деятельности; слабая комплексность в решении вопроса повышения инвестиционной привлекательности в регионе; недостаточная информированность потенциальных инвесторов о ресурсах и возможностях региона и формах поддержки, о конкурсах на право ее получения.
В ближайшее время необходимо предпринять следующие действия: активизациро - вать информационную политику, повысить уровень инвестиционной открытости в социально-экономическом развитии региона.
Позиционирование Кировской области на национальном и мировом уровнях - это и экономический, и инвестиционный потенциал. Сегодня ставится задача разработать информационно-технологические аспекты, продвижения инвестиционного имиджа региона. Данное направление представляет взаимный интерес, обеспечивая конкурентоспособность региональной экономики и предприятий области.
России нужна новая экономически эффективная региональная политика. От ее наличия зависит и ситуация в регионах. Мы должны в тесном сотрудничестве с бизнесом проработать весь перечень крупных проектов, создать модель частно-государственного партнерства с четким разграничением взаимных интересов и обязательств бизнеса и государства. Государство должно сосредоточить свои усилия на развитии транспортной, энергетической, телекоммуникационной, социальной инфраструктур. Бизнес должен реализовать на этой основе инвестиционные проекты.
У Кировской области есть предпосылки к созданию логистического центра. Сегодня разработана транспортная стратегия развития области до 2040 г. Кроме того, уже сформированы возможности для того, чтобы предпринять усилия по более рачительному использованию природных ресурсов, ориентируясь на инновационный путь развития региональной экономики. Нужно сделать качественные шаги по переработке природных ресурсов, созданию производств с высокой добавленной стоимостью и на этой основе развивать инновационную экономику Реальная основа процесса инновационного подхода в региональной экономике лежит в консолидации всех сил, потому что бизнес, государство и наука в отдельности запустить этот масштабный процесс не в состоянии. Только объединив усилия, мы сможем обеспечить конкурентоспособность и динамизм в развитии Кировской области.
В ближайшие годы Правительство области намерено продолжать содействие развитию корпоративного сектора на основе публичности, саморегулирования и деловой этики. Сегодня в нашей практической деятельности необходимо реализовывать проектный подход в решении вопросов социально-экономического развития, а также внедрять систему корпоративного управления. Необходимо вести последовательную политику, направленную на создание стабильных и равных условий для бизнеса. Это придает бизнесу уверенность в предсказуемости действий органов власти. Правительство области начало работу над перспективой и выстраивает программу действий, которая позволит перейти от политики «латания дыр» к политике созидания. Комплексный подход взаимодействия бизнеса, власти, науки и общественных организаций позволит, с одной стороны, создать системную модель партнерства, закрепить ее основные цели, принципы и методы организации, определиться, наконец, со сферами применения и основными механизмами. С другой стороны, такой подход позволит упорядочить теоретический опыт и практическую базу, существующую на сегодняшний день в Российской Федерации.
Итак, предмет партнерства бизнеса и власти на лицо, поэтому необходимо консолидировать наши усилия и системно и серьезно работать в этом направлении.
Если цели и интересы совпадают, то устанавливается партнерство власти и бизнеса. Партнерство предполагает стремление более эффективно реализовывать общие интересы, готовность одной стороны сделать максимум возможного для другой. В советский период наблюдалось единство власти и собственности. После 1991 г. оно разрушилось, собственность через приватизацию отделилась от власти, появился класс частных собственников. Получив собственность, бизнес устанавливает отношения с властью, стремясь к единению уже в новых формах.
Партнерство бизнеса и власти должно быть диалогом равных и исключать крайности сервилизма (государство оказывает лишь услуги бизнесу) и дирижизма (государство проникает во все сферы общественной жизни). Усиление государства возможно, но не в форме советской модели, а в результате повышения конкурентоспособности экономики. Там, где Россия может составить конкуренцию на мировом рынке, государство пойдет на любые шаги по поддержке бизнеса, в том числе концентрацию ресурсов, создание корпораций мирового уровня. Партнерство с бизнесом такого уровня предполагает, что надо производить то, что можно производить на современном уровне.
При определенных условиях партнерство может трансформироваться и принимать форму сращивания власти и бизнеса. В этом случае граница между властью и бизнесом становится незаметной: власть легко конвертируется в бизнес, а бизнес - во власть. Бизнес близок к власти, поддерживает партию власти на выборах. Власть в свою очередь выстраивает соответствующую интересам крупного бизнеса экономическую политику.
Бизнес выступает не только как сообщество, но и опосредует отношения с властью личностными факторами. Во взаимоотношениях представителей бизнеса и власти решаются конкретные вопросы экономической деятельности. Для получения конкурентных преимуществ, концентрации капитала бизнес стремится как можно полнее использовать административный ресурс, а также установить непрозрачные для общественности неформальные отношения с властью. Для всех видов демократий, в том числе «образцовых», характерны выход представителей власти и бизнеса за рамки нравственно этического или даже правового поля, склонность чиновников к использованию административного ресурса в корыстных целях.
Основой сращивания власти и бизнеса выступает союз представителей властных структур с крупным капиталом, экономической элитой. Соединение силы власти и силы крупного капитала порождает олигархический капитал, это особый тип капитала, основное назначение которого - укрепление экономических и политических основ господствующего строя путем государственного регулирования в интересах крупного капитала. Честная конкуренция, при которой хозяйствующие субъекты ставятся в равные условия, исключается и подменяется состязанием административных ресурсов олигархов. Успех в большей степени, определяет уже не деловая хватка или профессионализм, а близость к высшей власти.
Наличие олигархической прослойки может иметь определенное положительное значение для развития страны. Если олигархи отождествляют свои интересы с интересами национального развития, выражаемыми высшей государственной властью, то исчезает почва для конфликта интересов на высшем элитарном уровне и создаются условия для консолидации общества. Олигархи стремятся улучшить свой имидж в глазах общественности: выходят с предложениями о перспективах развития страны, больше внимания уделяют реальному сектору, объявляют о принятии на себя доли социальной ответственности. Олигархия способна противостоять бесконечным войнам различных группировок в Центре и на местном уровне.
Поскольку олигархия получает от преобразований больше других, она объективно заинтересована в укреплении порядка, стабильности того, что образовалось в результате передела собственности, сведении на нет политических рисков.
Однако в настоящее время сращивание власти и крупного капитала угрожает негативными последствиями. Олигархический капитал тормозит развитие страны, практически закрывая пути, ведущие к модернизации.
Главной социальной задачей общества считается формирование среднего класса как опоры государства. В развитых странах он преобладает в численности населения, налоговых поступлениях в бюджет. Например, вокруг заводов Форда в Детройте около 1500 мелких и средних предприятий, их владельцы работают на патрона как наемные рабочие, но на другой территории. Законодательство России благоприятствует развитию малого бизнеса, но на практике в выигрышном положении оказывается крупный бизнес. За два последних года численность занятых на предприятиях среднего и малого бизнеса сократилась на несколько миллионов человек.
Олигархи прибирают к рукам остатки государственной собственности, в том числе объекты инфраструктуры, покупают активы за рубежом, вместо того чтобы строить новые предприятия на высокой технологической базе.
Опасность для будущего страны несет инициируемая олигархами продажа активов российских компаний иностранцам, придание им международного статуса. Преподносимые обществу в качестве показателя роста иностранных инвестиций, такие операции часто не имеют с ними ничего общего, становясь обычной сделкой купли-продажи акций, смены собственника.
На региональном уровне власть взаимодействует с экстерриториальным и местным бизнесом. И тот и другой вполне осознают важность благоприятствующих взаимоотношений с региональными властями. На положение дел в регионе бизнес стремится влиять через формирование представительных и исполнительных органов власти субъектов РФ. Компании не только инвестируют в выборы, но и решают, кого избирать. Нередко региональные выборы превращаются в локальные войны олигархов. В результате на местах формируется бизнес-элита, действующая в рамках промышленных и финансовых групп и в союзе с региональными властями.
Исторический опыт свидетельствует, что власть позволяет себя контролировать лишь до определенного предела, за которым обстоятельства вынуждают ее брать рычаги управления в свои руки.
Власть, в конечном счете, способна нейтрализовать любое влияние, и бизнес понимает, что последнее слово всегда остается за властью и объективно ему полезнее следовать в русле политики власти. Вместе с тем власти тоже выгоднее иметь дело со свободным бизнесом в качестве опоры, субъекта правового порядка, при котором отношения регулируются законом. Но только от политической воли власти зависит, удастся ли стране не встать на олигархический путь развития и реализовать то общее, что объединит власть и бизнес.
Социальная ответственность бизнеса должна стать основой деятельности.
Конец работы -
Эта тема принадлежит разделу:
Глава 1. Научные основы системы государственного управления
В зависимости от срока исполнения принимаемых решений управление подразделяется на оперативное текущее и стратегическое.. Оперативное управление призвано решать повседневные или возникающие в.. Стратегическое управление определяет цели и задачи долго срочную ориентацию по вопросам развития страны в целом или..
Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:
Что будем делать с полученным материалом:
Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:
Твитнуть |
Все темы данного раздела:
Понятие и предмет системы государственного управления
Общество как сложноорганизованная система нуждается в направленном поддержании функционирования, работоспособности, т.е. в управлении. Рычаги управления предоставляет государственная власть.
Система государственного управления и формы государственного устройства
В настоящее время формы государственного устройства классифицируются по критериям:
по форме правления - монархия, народовластие, теократия;
по государственно-политическому ус
Функции государства и государственного управления
Государство как продукт исторического развития возникло тогда, когда в этом появилась общественная потребность. На своем жизненном опыте люди убеждались, что многие функции по обеспечению жизнеде
Виды и методы государственного управления
Управление служит особым видом творческой деятельности и имеет целью развитие и инновации.
По характеру взаимоотношений центральной части с входящими в состав государства административными
Государственное управление в России
Россия в ее современных границах образовалась на основе одной из республик СССР - Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), потеряв при этом 50% населения, 50% экономи
Администрация Президента РФ
При Президенте РФ функционируют органы, обеспечивающие проведение им внутренней и внешней государственной политики. Аппаратом для осуществления функций главы государства является Администрация През
Совет Безопасности
В соответствии с Конституцией РФ и Законом «О безопасности» Президент РФ формирует Совет Безопасности - совещательный орган, осуществляющий подготовку решений Президента Российской Федерации по воп
Государственный совет
Государственный совет (Госсовет) является совещательным органом при Президенте Российской Федерации. Под председательством последнего рассматривает насущные вопросы жизни страны. Не является органо
Комиссия по правам человека при Президенте РФ
Для содействия реализации главой государства полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина образована Комиссия по правам человека при Президенте РФ. Комиссия для выполнения возлож
Государственная Дума
Государственная Дума является основным законотворческим органом. Любой законопроект, независимо от субъекта законодательной инициативы, поступает вначале в Государственную Думу, где рассматривает
Органы исполнительной власти
Исполнительная власть составляет в государстве наиболее разнообразную и разветвленную систему. Исполнительные органы осуществляют государственное управление во исполнение законов, принятых парламе
Правительство РФ
Правовое положение Правительства РФ, его состав и порядок формирования определяются Конституцией и федеральными законами. В своей деятельности Правительство РФ руководствуется также указами и расп
Федеральные службы России и федеральные агентства
Федеральные службы России и федеральные агентства осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную сл
Судебная система РФ
В стране сложилась трехзвенная судебная система: Конституционный Суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды подразделяются также на федеральные и субъектов РФ.
К федеральным с
Конституционный Суд РФ
Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля.
Конституционный Суд:
1) разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции - это суды, осуществляющие правосудие по гражданским, уголовным делам и делам, возникающим из административных правонарушений, а также иным делам, подсудным судам общей юрисди
Арбитражные суды
Новые формы хозяйствования резко увеличили количество экономических споров, требующих судебного вмешательства: неплатежи, недобросовестность одной из сторон, стремление получить выгоду за счет ко
Суды субъектов РФ
Повторим, что к судам субъектов РФ относятся:
конституционные (уставные) суды субъектов РФ;
мировые судьи.
Конституционный (уставный) суд субъекта РФ мо
Органы судейского сообщества
Для выражения интересов судей как носителей судебной власти судейским сообществом образуются следующие органы:
Всероссийский съезд судей;
Конференция судей субъектов РФ;
Уполномоченный РФ при Европейском суде по правам человека
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. В Европейском суде по правам человека возможно рассмотрение исков к Российской Федерации в случае нарушения п
Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ
В состав Российской Федерации входят 84 субъекта РФ. По сравнению с другими государствами, имеющими федеративную форму государственно-территориального устройства, Россия включает наибольшее число
Органы государственной власти субъектов РФ
Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют:
1) законодательный (представительный) орган государственной власти;
2)высший исполнительный орган государственной в
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим органом. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъект
Система органов исполнительной власти субъектов РФ
В субъекте РФ формируется система органов исполнительной власти во главе с руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.
Высшее должностное лицо субъекта РФ:
Факторы и направления государственной политики
Идеология включает систему политических, правовых, нравственных, эстетических, философских, религиозных и других взглядов и идей. Идеология как духовная сфера человеческ
Направления социально-экономической политики
Основные направления внутренней и внешней политики Российского государства определяет Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. Он обращается к Федеральному Собранию
Принятие нормативных правовых актов
Законы и другие нормативные правовые акты разрабатываются и принимаются в соответствии с установленной процедурой. В законотворческой деятельности участвуют все ветви власти, федеральные и регион
Процедура принятия закона
Правительство РФ готовит проект федерального бюджета на очередной год и выносит его на рассмотрение Государственной Думы. Государственная Дума рассматривает проект закона о федераль
Планирование как инструмент государственной политики
Планирование является центральным звеном управления. План есть одновременно и конкретное задание, и управленческое решение; он мобилизует действия в заранее определенном направлении.
В ус
Разработка политических решений
Проблема принятия управленческих решений носит фундаментальный характер, требует увязки различных аспектов: информационного, экономического, логического, психологического, правового, математическ
Процедура принятия решений
1. Определение целей. Всесторонне обоснованная цель служит исходным началом и организующим фактором принятия решения.
В государственном управлении особенно в
Механизм реализации государственной политики
Механизм реализации государственной политики включает нормативно-правовые, организационные, экономические средства и методы воздействия на управляемый объект, предполагает создание управленческих с
Государственная служба
Какова бы ни была сущность общественного строя, эффективность государства зависит, прежде всего, от работы государственного аппарата. Поэтому к государственным служащим, повсюду предъявляются выс
Численность работников федеральных органов исполнительной власти (по сопоставимой методике), тыс. чел
Показатель
Россия,
Великобритания,
США,
Франция,
Федеральные служащ
Главное контрольное управление Президента РФ
Контроль и проверку исполнения органами власти Российской Федерации и субъектов РФ, их должностными лицами, а также организациями федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ осуществл
Счетная палата
Счетная палата образуется парламентом и является постоянно действующим органом финансового контроля; состоит из председателя, заместителя председателя, аудиторов, имеет свой аппарат и подотчетна п
Принципы и объекты государственного регулирования экономики
Экономика является основой, базисом, определяющим все стороны жизнедеятельности общества. Основная цель экономики заключается в рациональном использовании разнообразных ресурсов для производства
Административные методы
Административные методы государственного регулирования основываются на силе и авторитете государственной власти. Административные методы отличаются высокой действенностью, оперативностью, не
Экономические методы
Экономические методы, к которым относят механизмы финансовой и денежно-кредитной политики, используются для достижения макроэкономического равновесия, регулирования спроса и предложения на
Поддержка предпринимательства
Предпринимательская деятельность (граждан и юридических лиц) осуществляется, как говорится на свой страх и риск, с имущественной ответственностью в пределах, определенных организационно-правовой фо
Государственное регулирование естественных монополий
Естественными монополиями являются организации (коммерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги) в условиях отсутствия конкуренции и потому имеющие
Антимонопольная политика
Предпринимательская деятельность на сложившемся товарном рынке имеет две тенденции, характеризуется двумя способами достижения успеха, получения наибольшей прибыли.
Первая тенденция
Финансовое оздоровление предприятий
Государство воздействует на воспроизводственные процессы преимущественно косвенными методами - через налоговую систему, процентным ставкам по кредитам и др. Вместе с тем оно оказывает в различных ф
Регулирование фондового рынка
Временно свободные капиталы постоянно ищут наиболее выгодное применение и, в конечном счете, инвестируются. Перераспределение средств, для более выгодного их приложения, осуществляется с помощью
Регулирование денежного обращения
Денежное обращение представляет собой форму движения денег, в процессе которого они выполняют функции средства обращения и средства платежа. Государство выпускает бумажные деньги, устанавли
Регулирование денежной массы
Основные задачи регулирования денежной массы заключаются в оптимизации количества денег в обращении, вытеснении денежных суррогатов, снижении темпов инфляции.
В нашей стране сложилась край
Кредитование социально - экономического развития
Производство не может обходиться без кредитов для финансирования как расширенного воспроизводства, так и текущей деятельности. Предпосылки для кредитования создаются в самом производственном сек
Валютное регулирование
Необходимость государственного валютного регулирования обусловлена многогранностью валютных отношений в открытом обществе, противоречивостью и разноплановостью интересов участников валютного рынк
Объем вывоза капитала
Страна
Сумма
% к ВВП
Страна
Сумма
% к ВВП
США
Государственная научная и промышленная политика
Государственная научная политика
Наука определяет развитие производительных сил, эффективность экономики, состояние обороны, защищенность личности от неблагопр
Государственная промышленная политика
В стратегическом плане промышленная политика ориентируется на развитие отраслей, определяющих научно-технический прогресс, работающих на удовлетворение внутреннего спроса, экспорт продукции высок
Управление топливно-энергетическим комплексом
Основными отраслями топлив
Предполагаемые объемы производства и добычи
Вид ресурса
2015 год (проект)
2004 год
(фактически)
Нефть, млн. т
Газ, млрд. м³
Уголь, млн. т
Управление агропромышленным комплексом
Сельское хозяйство и обслуживающие его отрасли в совокупности образуют агропромышленный комплекс.
В агропромышленном комплексе (АПК) производится около трети валового общественного
Управление оборонно-промышленным комплексом
Военная доктрина и Концепция национальной безопасности ставят организацию оборонно-промышленного комплекса в зависимость от экономического потенциала, не определяя параметров военной силы, необход
Управление транспортным комплексом
Межрегиональный общественный центр «За безопасность российских дорог» (МОЦ) составил рейтинг безопасности автомобильных дорог РФ за январь-сентябрь 2010 года. Лидерами рейтинга стали Тюмень, Новоси
Управление железнодорожным транспортом
Железнодорожный транспорт России занимает 2-е место в мире (после США) по протяженности дорог - 88 тыс. км и 3-е место по объему перевозок (после США и Китая). На его долю приходится 85% грузовых и
Управление воздушным транспортом
Воздушный транспорт базируется на самой наукоемкой и высокотехнологичной отрасли - авиационной промышленности, апогеем развития которой является космическое производство. Роль воздушного транспор
Управление водным транспортом
За последние 10-15 лет число морских торговых судов под флагом России сократилось в пять раз. Судовладельцы контролируют около 920 морских транспортных судов общим дейдвейтом 11,2 млн т, из них под
Управление автомобильным транспортом
Наибольшей остроты транспортный кризис достиг в строительстве автомобильных дорог.
Строительство новых дорог практически прекращено, в 2005 г. введено лишь 162 км (для сравнения: Китай -
Управление государственным имуществом
Государственный сектор служит естественной основой развития всего национального хозяйства. Он включает комплекс хозяйственных и социальных объектов, полностью или частично принадлежащих федеральн
Управление пакетами государственных акций
В результате преобразования государственного предприятия в акционерное общество с закреплением части акций в федеральной собственности государство наделяется правами акционера. Сохранение в руках
Приватизация и национализация государственного имущества
Для формирования класса собственников средств производства, развития индивидуального и коллективного предпринимательства проводится приватизация государственного и муниципального имущества. Под
Выравнивание экономического и социального развития регионов
В региональной политике необходимо, с одной стороны, сохранять приоритеты для регионов, имеющих особо важное стратегическое значение, стимулировать развитие городов и районов с крупным научно-те
Укрупнение субъектов РФ
Важным направлением региональной политики становится объединение субъектов РФ. Первоначальным условием является проведение референдумов.
· Пермская область и Коми-Пермяцкий автономный ок
Север как объект управления
История России - это непрерывные и настойчивые попытки обжить Север, Сибирь, Дальний Восток. Самый амбициозный в мире геополитический проект начался в XVI в. с присоединения восточных земель. Апоге
Организационные формы регионального управления
Проведение региональной политики требует соответствующих организационных форм, учитывая, что в Российской Федерации утвердились три независимых друг от друга уровня власти. Территориальные органы
Основные показатели федеральных округов
Округ
Доля по отношению
к Российской Федерации в целом, %
население
промышленного
производства
Особая экономическая зона
В отдаленных и находящихся в специфических геополитических условиях регионах осуществляется государственное управление в режиме особой экономической зоны (ОЭЗ).
В ОЭЗ у
Наукоград
Статус наукограда присваивается Указом Президента РФ в целях создания условий для развития научно-технического потенциала.
Наукоград - это муниципальное образование со статусом горо
Закрытое административно-территориальное образование
Интересы государства (военная безопасность и др.) требуют создания в определенных регионах закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).
Во времена Советского Союза
Специализация зато в россии
· 10 городов Росатома
o г. Железногорск / Красноярск-26 (Красноярский край)
o г. Заречный / Пенза-19 (Пензенская область)
o г. Зеленогорск / Красноярск-45 (Красноярский к
Основы взаимодействия власти и бизнеса
В глобальном измерении интересы государства и бизнеса имеют одну и ту же направленность. Бизнес невозможен без платежеспособного населения. В повышении доходов населения заинтересована и власть, та
Влияние власти на бизнес
Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности органов государстве
Влияние бизнеса на власть
Целью бизнеса является получение прибыли, на которую влияет много факторов, в том числе и не в последнюю очередь расположение власти, что и заставляет бизнес искать пути и средства влияния на влас
Взаимодействие власти с бизнес-структурами
Чувство классового сознания подсказывает бизнесу, что в интересах самосохранения следует выступать не разрозненно, каждый за себя, а объединившись в соответствующие структуры, способные формиров
Лоббирование
Лоббирование - это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам. Оно обусловливается не полномочия
Социальная политика государства
По масштабам выполнения социальных функций государства подразделяются на патерналистские (возлагает на себя максимум социальных обязательств) и субсидиарные (ответственность за бла
Регулирование доходов населения
Источником личных доходов населения является национальный продукт, из которого каждый получает некую долю в результате перераспределения. При этом доходы могут быть получены в различных формах: д
Государственная политика в области занятости
В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающи
Управление сферой культуры
Долгосрочные цели политики государства в сфере культуры заключаются в формировании нравственных основ демократического строя, создании условий для воспроизводства и развития творческого потенциала
Управление сферой образования
Главной целью образования является гармоничное развитие личности и творческих способностей человека, повышение интеллектуального и культурного потенциала страны.
Установлено, что объем з
Управление здравоохранением
Право на здоровье является важнейшим достижением цивилизации. Социальное государство не только проводит политику охраны здоровья, но и берет на себя ответственность за демографическую ситуацию в ст
Социальная защита населения
Мир разделен на «золотой миллиард» и остальные 5/6 населения, между которыми существует огромный разрыв по уровню жизни. На богатых и бедных делятся не только страны, но и граждане в пределах отд
Обеспечение прожиточного минимума
Для выявления и регулирования дифференциации доходов населения рассчитываются показатели прожиточного минимума, стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг, минимального набор
Система социального страхования
Важнейшим средством социальной защиты населения является формирование системы социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия при временной потере трудоспособности и другие выпл
Поддержка семьи
Семья выполняет воспроизводственные, экономические, воспитательные функции. Между государством и семьей устанавливаются партнерские отношения, включающие разделение ответственности за семь
Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
В СССР жилищно-коммунальное хозяйство отличалось наибольшей устойчивостью. В этой жизненно важной сфере десятилетиями ничего не менялось, государство выполняло все необходимые функции, не привлек
Жилищно-коммунальное строительство
Конституция РФ провозглашает право человека на жилище. Органы государственной власти и местного самоуправления создают условия для его осуществления. Граждане по своему усмотрению и в своих интере
Жилищно-коммунальное обслуживание
Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) включает около 30 видов деятельности. Подотраслями являются техническое обслуживание жилья; благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, саночистка
Тарифное регулирование
Проводимая с 1992 г. либерализация цен долгое время не затрагивала уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения. В начале 1990-х гг. тарифы поддерживались на низком уровне, платеж
Субсидирование жилищно-коммунальных платежей
Переход на 100%-ную оплату стоимости ЖКУ повышает значимость социальной защиты малоимущих граждан. Тарифы на оплату жилищно-коммунальных услуг для всех категорий потребителей едины, в том числе дл
Организационные структуры управления жилищно-коммунальным комплексом
Материально-техническая база жилищно-коммунального комплекса жестко привязана к местным условиям и призвана удовлетворять потребности одного и того же состава потребителей. Поэтому модели управле
Управление конфликтными ситуациями
Конфликт служит формой выражения жизненных противоречий и проявляется в столкновении, противоборстве сторон, сил, мнений. Конфликтная ситуация возникает в результате накапливания в течение
Управление конфликтными трудовыми отношениями
Одним из главных источников конфликтности являются трудовые и корпоративные отношения. Участниками трудовых отношений выступают работники и работодатели. Основную роль в трудовых отношениях призва
Общее и среднее количество трудовых протестов за 2008-2010 г
Общее число акций (в т.ч. за 6 мес.)
Среднемесячное число акций (в т.ч. за 6 мес.)
Общее число стоп-акций (в т.ч. за
Органы регулирования социально-трудовых отношений
1. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Положение о Комиссии утверждает Президент РФ. В ее состав входят представители трех сторон: федеральных
Управление корпоративными конфликтами
Корпоративные конфликты чаще всего возникают в связи с переделом собственности и сфер влияния на рынках. В процессе конкурентной борьбы более эффективные предприятия вытесняют менее успешные, котор
Управление общественными чрезвычайными ситуациями
Чрезвычайные ситуации (ЧС) в обществе возникают по мере накопления неразрешенных противоречий в стране в целом или в отдельных ее регионах. Благоприятной средой для обострения ситуации яв
И техногенных чрезвычайных ситуациях
Россия входит в первую пятерку стран с высоким природным риском, т.е. природные явления, вызывающие чрезвычайные ситуации, повторяются в России чаще, чем в других странах. Около 20% территории стр
Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций усилия органов управления всех уровней и хозяйствующих субъектов объединяет единая структура - Российская система предупреждения и
Социальное партнерство власти и бизнеса
Мало охвачено соглашениями о социальном партнерстве предприятий малого бизнеса и индивидуального предпринимательства , что создает «белые пятна социально-трудовой безответственности»;
Профсоюзы еще не определились со своей новой ролью активных участников социально-экономического развития регионов и ограничиваются пока только привычными вариантами участия в соглашениях о социальном партнерстве, тем более, что во многих малых и средних организациях профсоюзов просто нет и др.
В Нижегородской области процесс переосмысления нового использования инструментов социального партнерства еще только начинается.(ну это ты загнул!)Соглашения об экономическом и социальном партнерстве в Нижегородском регионе заключены целым рядом администраций федеральных вертикально интегрированных структур, имеющих свои организации на территории Нижегородской области: с КБ «Уралсиб», Группа «ГАЗ», «Объединенная металлургическая компания» и др. Однако, большая часть соглашений с этими корпорациями носит пока характер скорее частно-государственных, а не соглашений о социальном партнерстве, поскольку учитывает и подключает только часть возможностей эффективного взаимодействия бизнеса и власти в регионе.
Тем не менее, примеры нового подхода к социальному партнерствув области уже есть. Например, заключено Соглашение о социальном партнерстве между Правительством Нижегородской области, металлургическая компания» (в которую входит) и Администрацией Выксунского района. В 2007 году сумма доходов бюджета Выксунского района составила 2137,1 млн. руб. из которых 1028 млн. руб. получено в рамках трехстороннего Соглашения о социальном партнерстве. В 2007 году объем инвестиций в основной капитал в промышленность района составил 14110 млн. руб., основная доля инвестиций приходится на.Это можно называть –зоной соцци
Таким образом, в ближайшие годы социальное партнерство из инструмента регулирования трудовых отношений в организациях должно стать инструментом регулирования отношений власти и бизнеса в целом по региону и учитывать при том не только традиционные трудовые и социальные показатели предприятий, но и показатели качественного социально-экономического развития регионов. Институт социального партнерства гораздо шире тех рамок, которые ему были отведены на начальной стадии развития. В России становление системы социального партнерства пришлось на время экономической депрессии и политического кризиса. Отсутствие необходимых элементов социальных отношений проявилось в «специфическом паллиативном характере социального партнерства, в его полудемократическом и полурыночном виде» . Социальное партнерство является очень емким и широким понятием управления государством, экономикой и обществом, которое тесно связано с категориями социальной справедливости, рыночных отношений, демократии и др. Власть в социальном партнерстве может выступать не только как законодатель и арбитр социально-трудовых отношений, но и как самостоятельный субъект отношений с организациями. Это означает переход отношений власти и бизнеса на другой уровень взаимодействия, другие ценности, другие результаты. Этот процесс перехода будет весьма долгим, сложным но, в конечно итоге, перспективным.
Использованная литература:
1. , Бачинская, власть и общество: как им обустроить социальное партнерство – Менеджмент в России и за рубежом, 2005, № 5.
2. Закон Нижегородской области "О социальном партнерстве" от 01.01.01 г. N 40-З (с изменениями от 20 мая, 9 октября 2003 г., 4 октября 2007 г., 6 марта 2008 г.)
3. Козлова Е. Государство как институт социально партнерства. – Власть, 2007, № 10.
4. Кузеванова А. Социальная ответственность российского бизнеса: проблемы и противоречия. – Власть, 2007, № 12.
5. Кузнецова модель взаимодействия власти, бизнеса и общественных организаций в стратегии развития региона. http://www. bali. *****/umc/arhiv/2006/1/Kuznecova. doc
6. Маркова Е. К вопросу о социальной ответственности бизнеса.- Власть, 2007, № 6.
7. Мякинник Н. Власть и бизнес: кто кому должен? Три опоры социального партнерства на территории. – Социальное партнерство, 2005, №1.
8. Петров А. Трехстороннее взаимодействие и сотрудничество. ТК РФ и основные принципы социального партнерства – «Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2007, N 11.
9. Социальное партнерство в Нижегородской области выходит на новый уровень.
http://www. goverment. *****/?id=29051&query_id=542756
10. Третьяк В. Начальные шаги формирования социального партнерства бизнеса и власти в Иркутской области. – Власть, 20076, № 3.