Социальные процессы и изменения, типы и виды социальных процессов.

В ХХI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии.
Медведев Д.А.
(Из ежегодного послания Президента Федеральному
Собранию (2009 год)

Цель: определить влияние революции 1905-1907 гг. и аграрной реформы Столыпина на процессы модернизации.

Задачи:
Продолжаем формировать навыки:

  • анализа текста, сравнения и обобщения;
  • самостоятельной работы с документами,
  • составления смыслового плана;
  • умения вести диалог, делать выводы, работать в группах.

План урока

  • Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий.
  • Становление российского парламентаризма.
  • Особенности российской многопартийности.
  • Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.
  • Столыпинская программа модернизации России.

Опорные знания и понятия: модернизация, конституционная монархия, политическая партия, гражданское общество, аграрная реформа, капитализация деревни;

  • 1905 – 1907 гг. – первая российская революция;
  • 17 октября 1905 года – Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»;
  • 23 апреля 1906 года – издание новой редакции «Основных законов Российской империи»;
  • 1906 – 1911 гг. – Столыпин П.А. - председатель правительства;
  • 9 ноября 1906 года – Указ о праве свободного выхода крестьян из общины, Закон от 14 июня 1910 года.

Исторические персоналии: Николай II, С.Ю. Витте, П.А. Столыпин.

Оборудование: учебник «История. Россия и мир в XX – начале XXI века» 11 класс. Алексашкина Л.Н., Данилов А.А., Косулина Л.Г. – М.: Просвещение. 2008; карты «Революция 1905-1907 гг. в России», «Российская империя 1907 – 1910 гг.»; компьютер, проектор, мультимедийный учебник «История России. XX век. Часть I» Данилов А.А., «Клиософт»; портреты политических деятелей; подборка документов, проект-презентация «Революция 1905-1907 гг. в России».

Методическая особенность урока – урок практикум.

Ход урока

Актуализация знаний учащихся:

1. Выскажите свою точку зрения по вопросам: «Какие проблемы, стоявшие перед страной в начале XX века, вы считаете самыми острыми и почему?»
2. Как связана модернизация с задачами, стоявшими перед первой российской революцией? Была ли революция неизбежной?

Изучение нового материала.

1. Первая российская революция как порождение модернизационных противоречий

Россия в начале ХХ века представляла собой клубок противоречий: экономических, политических, социальных, национальных. Растущее отставание от западных стран заставило российское государство и общество на рубеже XIX-XX вв. искать пути ускоренной модернизации. Эти поиски велись в условиях возрастания в российском обществе радикалистских тенденций.
Работа над понятием «модернизация»:

  • усовершенствование, отвечающее современным требованиям;
  • процесс перехода от традиционного, аграрного общества к индустриальному, характеризующийся радикальными изменениями всех сторон жизни общества;

Процесс модернизации в России имел свои особенности.

Вопросы:

  • В каком направлении шли социальные процессы в западных странах в период модернизации?
  • Каковы особенности российской экономической модернизации?
  • Каковы особенности менталитета русского крестьянства?
  • Почему буржуазная ментальность в российском обществе была слабо развита?
  • Что тормозило социальную модернизацию в России?

Вывод :

Модернизация общества не ограничивается только экономикой. Социальная модернизация в отличие от индустриальной в России проходила медленно и не сопровождалась процессом консолидации общества. Господствующей в обществе была не буржуазная, а крестьянская ментальность. Ведущая роль в деле модернизации принадлежала не буржуазии, а верховной власти. Несоответствие индустриальной и социальной модернизации обостряло социальные отношения в стране. Среди господствующего класса единства не было. Интеллектуальная элита находилась в бескомпромиссном конфликте с самодержавием.
Логика модернизации требовала доведения до конца начатых реформ, но российская власть, будучи сама инициатором этого процесса, оказалась в начале ХХ века неспособной решать проблемы в рамках эволюционного развития. Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Просмотр презентации «Революция 1905-1907 гг. в России» (Приложение 1).

Вопросы и задания:

  • Можно ли было предотвратить революцию 1905-1907 гг.?
  • Имело ли правительство в своем составе реформаторов (или хотя бы одного), способного предотвратить революцию?
  • Как вы относитесь к дилемме «реформы или революция»?
  • Раскройте смысл следующего высказывания: «Все революции происходят от того, что правительства вовремя не удовлетворяют народные потребности …, остаются глухими к народным нуждам» (С.Ю.Витте).

Вывод:

реформаторская деятельность представляется большим благом для общества, чем революция. Революции сотрясают все общество, требуют колоссальных жертв, ввергают его в состояние нестабильности, хаоса, часто кровавого.

  • Что вам известно о личности и политических взглядах С.Ю. Витте?

Учащиеся составляют психологический портрет Витте .

Витте полагал, что в будущем у дворянства не будет лидирующей роли. Россия переходит к капиталистическому строю, поэтому на первое место он поставил индустриализацию («дедушка русской индустриализации»).
С.Ю.Витте был одним из представителей российской элиты, который первый понял, что все слои населения имеют основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать. И, тем не менее, по мнению многих историков, революцию можно было предотвратить. Выступления в стране не несли угрозу власти, так как в обществе пока еще были сильны патерналистские настроения: вера в справедливого царя, способного решить все проблемы.
Самостоятельная работа с текстом учебного пособия «Россия и мир в ХХ - начале ХХI века».11 класс. С.78-79.

Вопросы:

  • Какое событие нанесло удар по патернализму?
  • В чем заключалась двойственность российской политической системы?
  • Что в личности Николая II и его правлении вызывает несогласие, неодобрение и почему многие современники и историки считали поведение Николая II самоубийственным?

Чтобы выпускники эмоционально ощутили трагедию 9 января, можно прослушать воспоминания участника события рабочего Широкова (мультимедийный учебник А.Данилова. История России ХХ век. Часть I или прочесть фрагмент очерка М.Горького, очевидца этих событий. Приложение 2).

Вывод.

Таким образом, в начале ХХ века верховная власть в России окончательно утратила реформаторский потенциал, что резко ослабило позиции власти в деле модернизации страны. 9 января нанесло удар по патерналистским основам. Император допускал просчеты, которые были несовместимы с патерналистскими традициями.

Звучит фрагмент песни «Отречемся от старого мира…»

2. Становление российского парламентаризма

В стране разразилась революция, которая заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи. Главным завоеванием стала Государственная Дума. И произошло это именно по настоянию С.Витте, которому, по сути, удалось спасти монархию. Манифест от 17 октября 1905 года «Об усовершенствовании государственного порядка» возвестил о введении законодательного парламента и гражданских свобод. 23 апреля 1906 года царь утвердил новую редакцию «Основных государственных законов Российской империи», в разработке которой Витте принимал самое активное участие. Днем раньше, 22 апреля Витте со своим кабинетом ушёл в отставку.

Работа учащихся в группах с документами:

1 группа. На основании документа (Приложение 3) определите мотив, которым царь руководствовался при издании Манифеста 17 октября 1905 года. Дайте оценку документу.

2 группа. Как изменилась система государственных органов власти по Манифесту? Внести дополнение в схему «Высшие органы власти Российской империи». См. документ (Приложение 4). Определить в каком направлении происходило изменение государственного строя России после выхода Манифеста 17 октября.

3 группа. Приведите доводы «за» и «против» высказывания: «Государственная Дума ограничила самодержавие». Сделайте выводы. Внимание учащихся обращается на статью 87 Основных законов Российской империи. См. фрагмент документа «Основные Государственные законы» (Приложение 5).

4 группа.Можно ли назвать Думу парламентом западного образца? Получила ли Дума законодательные функции? См. фрагмент документа «Основные Государственные законы…» статьи №56-71, 87 (Приложение 5).

Вывод.

Революция 1905 года придала самодержавию черты конституционной монархии, т.е. император сохранял большие полномочия. Население получило основные политические права, россияне из подданных императора превратились в граждан страны. Было создано коллегиальное правительство – Совет министров.

3. Особенности российской многопартийности

Встав на путь реформаторства, правительство открыло простор для деятельности созидательных общественных сил, для ускорения темпов модернизации страны, формирования гражданского общества.
Манифест способствовал возникновению множества политических партий. В поддержку Манифеста и правительственного курса выступили буржуазные круги, ведущую роль среди них играли конституционные демократы (кадеты) и «Союз 17 октября» (октябристы). На экране портреты П.Н. Милюкова и А.И. Гучкова с краткими биографическими данными (Мультимедийный учебник «История России. XX век» Данилов А.А.)

Работа с текстом учебника «Россия и мир в ХХ - начале ХХ I века» с.80-81

  • Чем отличалась российская многопартийная система от западноевропейского варианта. Каков был порядок возникновения партий в России?
  • Каковы были программные политические требования правых и либеральных партий?
  • Каковы были политические лозунги и требования радикальных политических партий (большевиков, меньшевиков и эсеров) в аграрном вопросе? (В ходе работы составляется небольшая таблица).

Линии сравнения

Социал-демократы

Социалисты-революционеры (эсеры)

большевики

меньшевики

Политические лидеры

Основные политические лозунги

Решение аграрного вопроса

В.И. Ленин

свержение самодержавия, установление диктатуры пролетариата, восьмичасовой рабочий день

национализация земли

Ю. Мартов
Г. Плеханов

ликвидация самодержавия, установление диктатуры пролетариата, представляющей большинство населения, восьмичасовой рабочий день

муниципализация земли

В. Чернов

уничтожение самодержавия, установление диктатуры трудового народа, восьмичасовой рабочий день

социализация земли

Вывод:

многопартийность в России была создана в основном усилиями интеллигенции и в кратчайшие сроки. И в целом вся партийно-политическая система объективно оказалась нацелена на разрушение самодержавия. Ни одна из партий не была в состоянии реально претендовать на политическое лидерство. Политическая инициатива оставалась в руках правящих кругов.

4. Крестьяне и аграрный вопрос в революции 1905 года.

Предлагается составить смысловой план на тему «Крестьяне в первой русской революции». Вариант смыслового плана:

  • Рост политической активности крестьян. Разнообразные способы их борьбы.
  • Основные требования крестьян:
    • отмена частной собственности на землю;
    • передача земли тем, кто ее обрабатывает;
    • всеобщее бесплатное начальное образование;
  • Вера основной массы крестьян в царя.
  • Попытки организации крестьянского движения в общероссийском масштабе:
    • созыв учредительного съезда Всероссийского крестьянского союза 31 июля – 1 августа 1905 года;
    • программа Союза;
    • второй съезд Крестьянского союза. Рост влияния эсеров среди крестьян;
    • арест участников съезда. Распад Крестьянского союза как общероссийской организации;
  • Крестьяне и Дума.
    • Раскол между крестьянскими массами и интеллигенцией;
    • Составление на сходах приговоров для подачи в Государственную Думу;
    • Аграрный вопрос для крестьян превалировал над всеми другими вопросами. Единство крестьян в этом вопросе.

Вывод.

Благодаря активному участию в революции крестьян, они получили более ощутимые результаты: отменены выкупные платежи, снижена арендная плата за землю, сословно-куриальная система выборов в Государственную Думу давала перевес крестьянским представителям в первых двух российских парламентах, повышенная зарплата сельскохозяйственным рабочим.
Однако крестьяне не смогли создать общенациональную организацию. Многие из них испытывали противоречивые чувства: ненавидели помещиков и чиновников, но не хотели выступать против царя и очень надеялись на Государственную Думу.

5. Столыпинская программа модернизации России.

Власть извлекла из революции определенные уроки и взяла на некоторое время инициативу реформирования страны в свои руки. В июле 1906 года Петр Аркадьевич Столыпин был назначен председателем Совета министров.

Сообщение учащихся о П.А. Столыпине (На экране портрет П. Столыпина).

Представитель старой земельной аристократии, владелец имения в семь тысяч десятин. Последний реформатор старой России, одна из трагических фигур нашей истории, верный слуга царя и Отечества. Умный, способный администратор, возможно единственный после С.Ю. Витте понимавший, что революцию можно предотвратить, только изменив устаревшую государственную и социальную модель России. В истории осталась характеристика Столыпина, как «российского Бисмарка», что свидетельствует о высокой оценке деятельности премьер-министра. Его политическим кредо было «либеральные реформы и сильная власть». Сильная власть предполагала подавление революции.
Новый председатель правительства обладал поразительной работоспособностью и сумел зарекомендовать себя, как человек мыслящий, хладнокровный, не боявшийся прямых вопросов.
25 августа 1906 года Столыпин предложил I Государственной думе широкую программу преобразований, целью которой было превращение России в правовое государство. Предполагалось ввести равноправие сословий, неприкосновенность личности, свободу вероисповедания, страхование рабочих, а также узаконить экономические стачки рабочих, допустить адвокатов к участию в предварительном следствии, главным же из предложенного было улучшение крестьянского землевладения. Аграрную реформу Столыпин считал последним шансом предотвратить революцию. Не решив аграрного вопроса, страна не могла двигаться по пути модернизации. Мероприятия Столыпина, по сути, были логическим продолжением политики Витте, который еще в начале века сделал вывод о тормозящей роли крестьянской общины. Столыпин стремился создать в русской деревне мощный слой зажиточного крестьянства, но при этом отвергал любые попытки удовлетворить крестьянские нужды за счёт помещиков. При таком подходе укрепить слой зажиточных хозяев можно было только за счёт других слоёв крестьянства. По этому пути и пошёл Столыпин, положив в основу своей реформы разрушение общины. Некоторые исследователи считают, что в таких условиях решение аграрной проблемы было неразрешимой задачей. Другая группа исследователей считает, что реформы Столыпина могли стать программой модернизации России.

Организация самостоятельной работы учащихся с документами (Приложение 6).

Вопросы:

  • На основе документов охарактеризуйте политическую программу Столыпина?
  • Как вы понимаете заключительную фразу из выступления Столыпина в Думе: «Вам нужны великие потрясения, нам нужна ВЕЛИКАЯ РОССИЯ». К кому обращены эти слова?
  • Чем был опасен путь радикализма в России? К чему это привело?
  • В чем заключался трагизм положения Столыпина?

Следует отметить, что, несмотря на значительный прогресс в сельском хозяйстве, его проекты были обречены на провал, так как к ним не стремилась власть, а российское общество было расколотым и враждебно встречало любой проект со стороны правительства.

Задание: сгруппируйте факты, свидетельствующие об успехе аграрной реформы или её провале (Приложение 7).

Работа с картой «Россия в 1907 – 1914 гг.»

Вводятся элементы ролевой игры. Задания по группам:

1 группа. Представьте себя на месте крестьянина и ответьте на вопрос, почему вы не хотите выходить из общины и почему, уехав в Сибирь, возвратились вновь в свою деревню?
2 группа. Представьте себя в качестве думского депутата, кадета. Почему вы не поддержали аграрную реформу Столыпина? Какие его идеи и взгляды были для вас неприемлемы.
3 группа выступает от имени октябристской партии, которая в 1910 году вместе с правыми одобрила аграрную реформу Столыпина. Почему вы поддержали Столыпина?
4 группа выступает от имени рабочих Москвы, участвовавших в Декабрьском вооруженном восстании 1905 года. Какую сторону деятельности Столыпина они будут оценивать в первую очередь?

Вывод:

реформаторская деятельность Столыпина была последней попыткой коренным образом изменить общественную модель старой России, сделать ее более передовой и современной. Задуманная им ломка патриархальных установок российского крестьянства и насаждение буржуазных стереотипов поведения, капитализация деревни, требовали значительного времени. «Дайте нам двадцать лет покоя, и вы не узнаете Россию», - говорил он. Однако довести до конца процесс модернизации Россия не успела. Столыпин был смертельно ранен в Киеве 1 сентября 1911 года. В стране не оказалось ни лидеров, ни политических сил, способных продолжить его начинания. Аграрный вопрос так и не был решен, именно это и станет одной из главных причин предстоящих революций в России. Проблемы, которые не удалось решить в ходе революции 1905 года, дали о себе знать десятилетие спустя.
В этих условиях особое значение приобретала гибкость и дальновидность власти, готовность её к опережающим шагам, которые могли бы снять напряжение в обществе. Но монархия и ее ближайшее окружение не желали видеть той пропасти, к которой шла страна. В результате левые партии, прежде всего большевики, получают уникальный исторический шанс на власть, на реализацию своего проекта модернизации страны.
Россия стояла на пороге коммунистической модернизации.

В обществе большой интерес вызывают процессы трансформации во времени, действия движущих сил, итоги изменений и их масштабы. Если же в обществе не происходит взаимодействия внутренних и внешних сил, то оно погибает, стагнирует, загнивает. Одни процессы сменяются другими, когда каждый из них исчерпывают свои потенциалы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными, так объективными обстоятельствами – опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988. – С. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог С.С. Фролов в учебнике «Социология» (М.: Логос, 1998. – С. 274) отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы – это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

– общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему;

– прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, считает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община.

В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни лежат формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опираются на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей.

Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно-техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественно преобразовывая объекты. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

– дифференциацию общества;

– специализацию различных частей и структур общества;

– интеграцию – установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

– адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс – это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, то есть коренные качественные перевороты всей общественной жизни, локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

От других форм социальных изменений революционный процесс отличает пять особенностей:

комплектность : революции захватывают все сферы и уровни общественной жизни;

радикальность : революционные процессы носят фундаментальный характер, пронизывают основы социального устройства;

скорость : революционные изменения происходят очень быстро;

исключительность : революции неизгладимо остаются в памяти людей;

эмоциональность : революции вызывают подъем массовых чувств, необычные реакции и ожидания, в них как в фундаментальные преобразования вовлекаются широкие массы людей.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация – в переводе с латыни «вместе работать» на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества;

2) конкуренция – это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция – это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут полностью удовлетворить свои желания;

3) приспособление – это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях);

4) подчинение – это обязательное условие процесса приспособления, так как сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться;

5) компромисс – это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения;

6) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты;

7) амальгамизация – это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные процессы , изменения и развитие сопутствуют жизни каждого человека. Они вызываются к жизни различными как субъективными так объективными обстоятельствами - опытами, идеями, интересами, догадками, внешней ситуацией. Но значительные социальные изменения происходят обязательно в процессе совместных действий людей, которые не разрознены, а, наоборот, однонаправлены, взаимосвязаны, сопряжены, взаимозависимы.

Человек постоянно корректирует свое поведение, включается в процессы, ищет пути выхода из трудных ситуаций, взаимоотношений, меняет свое положение в экономической и политической сферах, то есть сознательно или бессознательно участвует в социальных процессах.

Что же такое социальные процессы?

Краткий словарь по социологии (М., 1988, с. 263) характеризует социальный процесс как последовательную смену состояний или движений социальной системы, или ее подсистем, или любого социального объекта. Социальный процесс состоит из нескольких стадий, имеет определенную структуру, направленность.

Социолог Фролов С. С. в учебнике «Социология» М., Логос, 1998, с. 274 отмечает, что социальный процесс - есть совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные процессы связаны с изменениями в обществе во всех сферах социальной жизни.

Социальные процессы - это важнейшие изменения социальных структур, включая последствия и проявления этих изменений в нормах, ценностях, культурных элементах и символах.

Социальные изменения - это переход социальных систем, общностей, институтов и организаций из одного состояния в другое.

Социальное изменение – это любая модификация, происшедшая в социальных отношениях. В более узком смысле под социальным изменением понимается изменение социальной структуры общества.

Автор учебника «Социология» Волков Ю.Г. (Ростов на Дону, Изд-во «Феникс», 2005 г.) отмечает, что при этом необходимо различать социальную динамику, то есть процессы социальной модификации, в ходе которой сохраняется и укрепляется существующая структура, и собственно социальные изменения, то есть такие модификации, которые приводят к глубоким структурным изменениям.

В социологии существуют постоянные структуры или модели социальных изменений , их предложено три:

1. Движение по нисходящей линии от вершины к упадку;

2. Движение по замкнутому кругу – циклами.

3. Движение от низшего к высшему – прогресс.

В современный период более других представлена схема развития в двух позициях: циклической и однонаправленной. Однонаправленное развитие чаще всего понимается как рост или накопление чего-либо – уровня организации, объёма производства, плотности населения. Простейший тип однонаправленного процесса изменений – линейный, когда объём происходящих изменений является постоянным в любой момент времени. Циклические изменения характеризуются последовательным прохождением стадий. Они происходят в сельскохозяйственной, экономической и других сферах общества.


Социальные изменения также бывают :

Эндогенные, обусловленные внутренней природой или структурой изменяющегося общества, они берут в нём начало;

Экзогенные, которые вызываются внешними причинами (протестантизм вызвал ускоренное развитие капитализма).

Существует тип социального изменения, называемый модернизацией.

Модернизация обозначает исторический процесс перехода от традиционного аграрного общества к современному индустриальному обществу.

Как показывает практика, модернизация – это непрерывный и бесконечный процесс. Он делится на первичную, рефлексивную (порождающую бесчисленные опасности и риск), догоняющую (включение в модернизацию стран запоздавших с её проведением), рецидивирующая (по мнению российского социолога Н.Ф. Наумовой), когда идея догоняющего социального развития связана с ностальгическим сожалением о былом имперском могуществе России.

Виды социальных изменений можно представить в виде схемы.


Схема 1. Виды социальных изменений

Возникают социальные изменения по причине взаимодействия факторов как социальных, так и природных.

1. Физическая среда – это физические существа, живущие в определённой среде обитания и вступающие с ней во взаимодействие посредством социальной организации и технологий, способствующих их адаптации.

2. Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества (старение, конкуренция на рынке труда).

3. Конфликты – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы и ценности.

4. Ценности и нормы, принятые в обществе, выступают в виде разрешения или запретов на какие-либо новшества либо действуют как стимуляторы.

5. Инновации. Открытие добавляет новые знания к уже существующим (теория относительности Эйнштейна, генетическая теория Менделя). Изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов. Инновации как открытия, так и изобретения – не единичные акты, а кумулятивная (накопительная) последовательность передаваемых поколениями наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Некоторые инновации создают эффект гораздо более сильный, разрушая старые или создавая новые социальные отношения, культурные образцы. Так технические новшества как радио, телевидение, автомобиль породили целые культуры.

В социологии отмечаются три основные формы социальных эффектов инновации.

1. Дисперсия, или множественные эффекты, одного изобретения или открытия.

2. Последующие, или производные эффекты одного изобретения или открытия.

3. Конвергенция, или соединение, нескольких влияний различных изобретений.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой.

Механизмами однонаправленных процессов являются: накопление, выбор, дифференциация. Модели однонаправленного развития предполагают, что изменение в определённом направлении влечёт за собой дальнейшие изменения в этом же направлении.

Механизмами криволинейного и циклического изменения можно считать насыщение и истощение. Модели развития по кривой или по замкнутому циклу допускают, что изменения в одном направлении создаёт условия для дальнейших изменений в других, в том числе и противоположных направлениях.

Конфликты, соревнования, кооперация, конкуренция также могут рассматриваться в качестве механизмов социальных изменений.

Источниками социальных изменений могут быть: социальные причины, случайные причины, политические причины, технологические причины, изменения спроса на рынке труда.

Социальные процессы непременно затрагивают социальные системы, общности, группы. Преобразуют их, создают новые, видоизменяют, вызывают к жизни новые взаимоотношения и социальные взаимодействия. Эти изменения выступают единственной единицей сравнения при анализе социальных систем, общностей, отношений, взаимодействий. Многие социальные процессы бывают парными: революционные – эволюционные, прогрессивные – регрессивные, сознательные – стихийные, функциональные – дисфункциональные, интегрирующие – дезинтегрирующие. А также политические, экономические, управленческие, коммуникативные и др.

Если наряду со сравнительным методом применить исторический, посмотреть на преемственность различных стадий развития человечества, включая физическое, интеллектуальное, моральное и политическое, то заметим:

Общество, как целостная система развивается от простого к сложному, от низшего к высшему

Прогресс может быть достигнут только через конкретную серию социальных ступеней, и значит, через изменения, через развитие, через процессы.

В качестве ведущих социальных процессов отмечаются эволюционные и революционные.

Социальная эволюция в представлении исторических стадий человеческого общества включает в себя: развитие общества от простого к дифференцированному, от традиционного к рациональному, от непросвещенного к просвещенному, от общества с ручной технологией к обществу с машинной технологией, от слабо интегрированного общества к строго интегрированному.

Эмиль Дюркгейм, французский социолог, отмечает, что переход от простого общества к сложному зависит от глубины разделения труда в обществе. Немецкий социолог Теннис отмечает, что в деревенской общине существовали основные типы социальной связи: люди жили по общинным принципам и ценностям, соблюдая традиции и обычаи, специализация была ограниченная и неразвитая, народ опирался на религию, главной ценностью была семья и община. В индустриальном обществе следующие взаимосвязи: стремление к личной выгоде, в основе жизни формальные законы, в обществе выражены профессиональные роли, люди опирались на светские ценности, в основе общества лежат корпоративные и ассоциативные формы объединения людей. Французский ученый Арон отмечал, что в постиндустриальном обществе овладение знаниями являются главным престижным фактором, ученые и консультанты играют господствующую роль, развито массовое производство товаров для рынка, производство и управление механизировано и автоматизировано, научно техническая революция охватила все сферы жизни.

Эволюционные процессы понимаются как постепенные, медленные, плавные, количественные преобразования объектов. Эволюционное развитие включает в себя несколько моментов:

Дифференциацию общества;

Специализацию, различных частей и структур общества;

Интеграцию - установление гармонии, структурного и функционального соответствия всех частей общества;

Адаптацию общества к новым условиям, сохранение равновесия и способности к самосохранению.

Революционный процесс - это относительно быстрое, коренное, качественное изменение объектов и систем. Они повторяются во времени и в пространстве, или там и там одновременно. Карл Маркс считал социальные революции, т.е. коренные качественные перевороты всей общественной жизни локомотивом истории. Исторически доказано, что чем больше элементов структуры охватывает процесс, чем масштабнее происходят перемены, тем более продолжительное время требуется для их реализации.

Основными видами социальных процессов являются:

1) кооперация - в переводе с латыни “вместе работать” на основе согласованных действий, общих целей, взаимопонимания, согласованности и принятых правил сотрудничества

2) конкуренция - это борьба между индивидами, группами и обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами (деньги, власть, статус, признательность, любовь). Конкуренция - это попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том, что люди никогда не могут удовлетворить свои желания.

3) приспособление - это принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды (эмигранты, школьники, студенты, сельский житель в городе - формирует тип поведения в изменившихся условиях)

4) подчинение - это обязательное условие процесса приспособления, т.к. сопротивление затрудняет вхождение индивида в новую структуру и мешает ему приспосабливаться

5) компромисс - это форма приспособления, когда индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения

6) ассимиляция - это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к общей культуре. Ассимиляция часто ослабляет и гасит конфликты

7) амальгамизация - это биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом. Процессы ассимиляции и амальгамизации приводят к стиранию границ между народами, уничтожению формального разделения, появлению общей схожести членов группы.

Социальные процессы - это однородные серии явлений, возникающие в связи с взаимодействием людей; вызывающие изменение состояния и элементов

Серия явлений может быть воспринята как процесс лишь в случае, если:

  • сохраняется идентичность во времени, позволяющая выделить ее из множества других серий;
  • имеется взаимосвязь между предшествующими и вновь возникшими явлениями;
  • предшествующие явления должны вызывать однородное положение вещей.

Социальные процессы могут совершаться в 3 возможных формах, а именно:

  • субъектной, выражающейся в последовательных действиях участников ;
  • объектной, выражающейся в последовательном изменении состояния социального явления;
  • технологической, выражающейся в соблюдении, осуществлении определенной техники.

Социологи Э.Берджес и Р.Парк создали одну из классификаций основных социальных процессов. В частности ими были выделены процессы кооперации, приспособления, конкуренции, ассимиляции, конфликта, амальгамизации.

  1. Процесс кооперации может происходить между двумя людьми, а также в малых и больших группах. Его основу составляют согласованные действия людей, направленные на достижение общих целей;
  2. Процесс приспособления, при котором индивид подстраивается под новые условия, принимает ценности и новой среды, так как старая не удовлетворяет имеющихся потребностей. Обязательным условием процесса приспособления является подчинение;
  3. Процесс конкуренции означает борьбу между людьми, их группами или обществами за получение определенных ценностей власти, денег, любви и т.д.). Конкуренция стимулирует деятельность людей, позволяя достигать высоких результатов;
  4. Конфликт означает столкновение интересов людей, различных групп и обществ. Одним из наиболее негативных примеров конфликта является война, когда в целях приобретения каких-либо ценностей происходит столкновение интересов, приводящее к гибели людей.
  5. Процесс ассимиляции, то есть взаимного культурного проникновения, при котором разные группы или общества приходят к общей культуре.
  6. Процесс амальгамизации, то есть биологическое смешение этнических групп и народов, после которого они становятся одним целым.

Социальные процессы и их виды

1) Однонаправленные (однолинейные) процессы. В своем развитии они проходят один и тот же путь или определенную (схожую) последовательность стадий. Примером может послужить к развитию государства, где выделяются рабовладельческий, феодальный и капиталистический которые последовательно сменяли друг друга;

2) Мультилинейные социальные процессы предполагают наличие нескольких альтернативных путей развития;

3) Нелинейные процессы, когда происходят прорывы или скачки после продолжительного периода роста. Примером здесь может послужить к развитию общества. Переход к новой формации происходил в результате качественного скачка в развитии экономики, который приводит к радикальной трансформации государства;

5) Волнообразные социальные процессы, которые повторяются или схожи с предыдущими моделями;

6) Цикличные процессы происходят (повторяются) через определенные промежутки времени;

7) Спиралевидные процессы - сходны между собой, однако различаются по уровню сложности. При этом цикл может быть прогрессивным и регрессивным;

8) Случайные социальные процессы - отдельно взятые частные случаи, когда изменения происходят не по определенному известному образцу;

9) Стагнация - в течение некоторого времени в состоянии системы не происходит каких-либо изменений.



Поделиться