Социальный фактор включает в себя. Влияние социальных факторов на развитие и здоровье человека

Все мы живем в обществе. Его влияние на наше здоровье и развитие неоднозначно. Главную роль в формировании здоровья играют социальные факторы. Что такое социальный фактор? Это любая составляющая в окружении человека, которая значительно влияет на его поведение, здоровье, самочувствие. Это доказывается различиями в уровнях здоровья общества в зависимости от социально-экономического развития государства. Как показывает практика, чем уровень экономического развития страны выше, тем лучше показатели здоровья граждан по отдельности и общественного здоровья, и напротив.

Ярким примером сильного влияния социальных условий на здоровье могут служить кризис и падение экономики в России.

Результатом этого стало падение уровня здоровья населения, а демографическую ситуацию можно смело назвать кризисной.

Опираясь на сказанное, мы можем говорить, что влияние социальных факторов на человека имеет прямую зависимость на состояние его здоровья. Это значит, что социальные факторы через образ жизни, состояние окружающей среды, состояние здравоохранения в целом формируют индивидуальное, общественное и групповое здоровье.

Человек - существо социальное, и не удивительно, что ведущее значение имеют факторы социального влияния, оказывающие регулярное воздействие на развитие и здоровье человека.

Социальные факторы зависят от социально-экономической структуры общества, уровня культуры, образования, обычаев, традиций, производственных отношений между коллегами на работе, социальных внутрисемейных установок. Большинство из этих факторов входит в общее понятие "образ жизни". Его влияние на развитие и здоровье человека составляет свыше 50% среди всех факторов.

Характеристика социальных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека

Социальные факторы напрямую связаны с жизнедеятельностью людей, с их взаимоотношениями в обществе. В это понятие входят реальные отношения людей друг к другу, к природе, то есть классовые, семейные, трудовые, национальные, производственные, бытовые, их материальные аспекты.

Отразим, каково и в чем состоит влияние социальных факторов на здоровье и развитие человека.

Социально-медицинские. Развитие медицины и законы страны обеспечивают регулярные медицинские осмотры состояния здоровья трудоспособного гражданина. Соответственно, выделяются факторы способствующие укреплению здоровья с точки зрения медицины и разрабатываются рекомендации по здоровому образу жизни, профилактике заболеваний.

Правовые. Регулярно разрабатывается и пересматривается законодательная база направленная на обеспечение гражданина правами на здоровье.

Социально-экономические. Государство следит за соблюдением охраны труда на всех предприятиях. Таким образом, формируются виды участия и ответственности всех составных социально-экономических структур для укрепления и сохранения здоровья граждан.

Социально-биологические. Законодательство страны предусматривает выход граждан на пенсию раньше по инвалидности, в зависимости от работы в сложных условиях, в зависимости от пола… Так что такие факторы рассматривают состояние здоровья человека в его зависимости от возраста, наследственности, пола.

Экологические. Со стороны государства ведется контроль за загрязнением среды. Факторы контролируют соответствующее для ЗОЖ состояние окружающей среды и грамотное использование природных ресурсов.

Социокультурные. Зависимость хороших результатов работы от отдыха никто не будет оспаривать. Потому данные факторы связаны с организацией досуга граждан, формированием стремления к ЗОЖ.

Личностные. Здоровье каждого трудоспособного гражданина уменьшает число больничных и простоев производств. Потому выделяют и факторы, которые ориентируют каждого человека на формирование, укрепление и сохранение своего здоровья.

Группы социальных факторов, влияющих на здоровье и развитие групп людей

Социально-медицинские. Это качество медицинских услуг, их доступность всем слоям населения

Правовые. Это состояние правовой базы в среде охраны здоровья.

Социально-экономические. Сюда входит квалификация, условия труда, размер дохода (если таковой имеется), уровень образованности и организация досуга, формирование прослойки среднего класса.

Социально-биологические. К ним относятся возраст, пол, наследственность.

Экологические. Это состояние почвы, воды, воздуха; особенности климатической зоны.

Социокультурные. Сюда можно отнести гигиеническое обучение и воспитание, уровень образования.

Личностные. К ним относятся уровень общей культуры населения и ответственность за личное здоровье.

Теперь рассмотрим эти группы более подробно с точки зрения вреда или пользы для человека.

1. Социально-медицинские .

Безусловно, здоровье населения находится в прямой параллели от качества оказываемых медицинских услуг. Ни для кого не секрет, что платная медицина более приближена к заботе о конкретном человеке и народу в целом. Это видно сразу. Не нужно часами сидеть в очереди к врачу, терпеть подчас хамское к себе отношение. Уровень лабораторного обследования, возможность сложных анализов напрямую зависит от возможности приобретения дорогих реактивов… Соответственно, точнее результат обследования, выше результат лечения. Однако и дороже… Ведь в поликлинику чаще всего обращаются пенсионеры, им физически тяжело.

Для разрешения этой ситуации нужно стремиться сделать медицинские услуги доступнее всем слоям населения.

2. Правовые .

Человек должен быть уверен, что в случае неоказания ему квалифицированной медицинской помощи или оказания ее в недостаточном объеме, ему есть куда обратиться с жалобой. Он должен знать, что на его обращение отреагируют и помощь от врачей от получит.

Это придает уверенность в следующем дне и стабильность. Несомненно, это несет пользу людям.

3. Социально-экономические .

От условий труда зависит самочувствие и настроение работника. Так, в темном, холодном подвальном помещении с минимальными бытовыми условиями людям будет нанесен вред. Напротив, в светлой, теплой, пусть даже небольшой комнате работники будут чувствовать себя лучше и производительность труда, соответственно, увеличится.

От размера дохода зависит организация отдыха. Маленькая зарплата - несбалансированное питание, некачественная одежда, отсутствие возможности выехать к морю. Следовательно, здоровью человека причиняется ущерб. И наоборот.

Больше зарплата – меньше курящих, больше времени уделяется работе. Забота о своем здоровье прямо пропорциональна размеру оплаты труда. Нет перекуров – нет отлыниваний от работы достигающих 2-4 часов в день!

4. Экологические .

Состояние почвы, воды и воздуха сильно влияют на самочувствие людей.

Тем, у кого слабенькое здоровье, нужно подумать о переезде в сельскую местность. Там чище, чем в мегаполисе воздух, незагрязненная почва и вода, которую не нужно фильтровать.

5. Социокультурные .

Уровень образования также оказывает влияние на развитие человека. Так, с высшим образованием больше шансов найти престижную, высокооплачиваемую работу, а следовательно, обеспечить себе высокий уровень жизни. Также повышаются шансы на быстрое переучивание и обучение по ходу работы.

6. Личностные .

Ответственность за личное здоровье оказывает мощное влияние на самочувствие человека. За своим здоровьем надо начинать смотреть как можно раньше, поскольку многие заболевания протекают бессимптомно, и нужна диагностика. Люди это осознают. Работаешь – получаешь зарплату, не подводишь другие цепи производства. Берешь больничный – подводишь. Выпиваешь – тоже подводишь, так как качество в большинстве случаев страдает. А это убытки. Для человека со временем – потеря работы со всеми вытекающими последствиями. Понимание этого мотивирует осознавать, что каждый виновен в неудаче производства, ухудшении своего здоровья.

7. Социально-биологические .

Возраст, пол и наследственность оказывают влияние на отдельного индивидуума, малую группу людей, но не оказывают существенного влияния на развитие и здоровье всего общества.

Таким образом, мы убедились в том, что влияния социальных факторов на развитие и здоровье общества и человека, в частности, есть. И в наших силах ослабить или усилить это действие.

Вероятнее всего, вы уже не раз слышали о таком понятии, как социальный фактор. Это термин, который используется в самых разнообразных сферах деятельности. Однако что же он означает? Как именно его можно использовать? Что он дает? Обо всем этом вы сможете узнать из данной статьи. Более того, вы также узнаете о том, какие социальные факторы на данный момент максимально влияют на российскую реальность, в частности на финансовый мир. Ведь социальный фактор - это в большинстве случаев экономический термин, позволяющий более хорошо ориентироваться в современных реалиях ведения бизнеса.

Что это такое?

Итак, в первую очередь необходимо разобраться с тем, что же представляет собой это понятие. Социальный фактор - это явление или процесс, который становится причиной тех или иных социальных изменений, влияющих на различные сферы деятельности, от экономики до здравоохранения. Если говорить проще, общества. Именно социальными факторами обусловливается то, в каком направлении будет двигаться общество. Соответственно, изучать их очень важно, чтобы иметь представление о реальности настоящего в той или иной отрасли в отдельно взятом обществе, чаще всего в рамках одного города или одной страны. Таким образом, социальный фактор - это очень важный термин, о котором нужно постараться узнать как можно больше. Естественно, сосредоточиться стоит на том, какими же бывают социальные факторы, а также на том, какие из них являются наиболее актуальными для современной России. Что это значит? Это значит, что каждому необходимо понимать, какие именно социальные факторы на данный момент больше других влияют на развитие общества в стране и, соответственно, на развитие взаимосвязанных с обществом отраслей, в частности экономики.

Факторы в России

Социальных факторов существуют десятки, поэтому невозможно рассмотреть их все. Поэтому в данной статье основное внимание будет уделено тем факторам, которые оказывают наибольшее воздействие на современную Российскую Федерацию.

Старение населения

Первый социальный фактор развития, который будет рассмотрен в данной статье, - это старение населения, и оно очень сильно влияет на развитие страны. Естественно, учитывая тот факт, что оно затрагивает непосредственно население, можно сказать, что этот фактор стоит относить к демографическим, однако это будет не совсем корректно. Дело в том, что оказывает непосредственное влияние на то, что происходит в обществе, так что его можно смело отнести и к социальным факторам.

Какое именно воздействие оно оказывает на общество? Оказывается, всестороннее, так как изменения возрастного состава населения в сторону пенсионеров способствует тому, что открывается больше заведений, ориентированных на пожилых людей, выпускается больше соответственных продуктов и так далее. Отдельно стоит сказать, что при старении населения значительно повышается спрос на услуги здравоохранения, так что даже на этом примере уже можно увидеть внушительное влияние социальных факторов на общество.

Дифференциация по уровню доходов

Какие же еще существуют на данный момент в России социальные факторы, влияющие на общество? Естественно, нельзя не отметить дифференциацию общества по уровню дохода, а точнее ее резкий означает, что между богатыми и бедными пропасть становится все больше, и это не может не сказываться на различных сферах деятельности. Постоянно появляются фирмы, предлагающие бюджетный отдых за границей, более недорогие товары и услуги, ориентированные на бедные слои населения. Несомненно, каждая отрасль деятельности принимает во внимание эту дифференциацию, так как выбор направления деятельности зависит во многом от того, на какой класс будет ориентирована эта деятельность. Дело в том, что в каждом из классов вкусы и интересы людей будут примерно схожи, поэтому вы не сможете ориентировать свою деятельность одновременно и на высший, и на средний класс.

Частное предпринимательство, безработица

Отдельно стоит рассмотреть социально-экономические факторы, которые являются одними из самых главных в реальной жизни. Именно они являются главной движущей силой развития, так как совмещают в себе два ключевых элемента - экономику и социум. В России же на данный момент наибольшее влияние на развитие общества оказывает рост числа частных предпринимательств. По сравнению с ситуацией десять-пятнадцать лет назад, когда любая попытка частной самодеятельности задавливалась на корню, сейчас практически каждый при желании и наличии средств может попробовать свои силы в мире бизнеса.

Менее приятным является безработица, которая, к сожалению, также постоянно растет. Из-за нее общество очень сильно страдает, так как многие семьи не получают достаточного количества денег для счастливого существования. И из-за безработицы, в частности, растет дифференциация по уровню доходов, так как все больше людей попросту не могут найти себе работу, в то время как доходы других постоянно растут. Естественно, создаются новые рабочие места, что является социальной реакцией на действие данного фактора.

Структурные изменения в семье

Казалось бы, семья - это древнейший институт, с которым не может происходить никаких серьезных социальных изменений, способных влиять на развитие общества. Однако оказывается, именно в данном институте и происходят одни из самых серьезных изменений. Например, количество разводов постоянно увеличивается, но при этом нельзя сказать, что растет стремление людей обзаводиться новой семьей. В результате появляется новая серьезная социальная группа, состоящая из людей, которые являются одинокими, но при этом имеют уже стабильный серьезный доход и надежность в собственной жизни.

Также стоит отметить, что огромное влияние на общество оказывает популярность так называемых гражданских браков. Все чаще молодые люди не спешат узаконить свои отношения в ЗАГСе и просто съезжаются, начиная сожительство. Они даже могут заводить детей в таком состоянии, но при этом в любой момент могут разойтись. Естественно, это также оказывает свое воздействие на самые разнообразные сферы жизни в стране. Их стиль жизни очень сильно отличается от того стиля жизни, которые характерен для молодых людей, которые связали себя узами брака, поэтому данный социальный фактор также стоит принимать во внимание.

Разнообразие факторов

Как вы уже могли понять, социальные факторы человека - это очень обширная тема, о которой можно разговаривать бесконечно. Факторов существуют десятки. Для каждой страны они будут свои собственные, которые могут оказаться вообще неприемлемыми для другой страны. Соответственно, каждый маркетолог должен обладать обширными познаниями в сфере социальных факторов там, где его фирма осуществляет деятельность. Только так он сможет собрать необходимую информацию, с помощью которой можно добиться максимальной эффективности компании.

Социальные факторы - факторы, определяющие поведение потребителя, к ним относят референтные группы, семью, социальные роли и статусы.
Особенно сильное влияние на поведение человека оказывают многочисленные референтные группы.
Референтные группы - группы, оказывающие прямое (т.е. при личном контакте) или косвенное влияние на отношения или поведение человека.
Группы, оказывающие на человека прямое влияние, называют членскими коллективами. Это группы, к которым индивид принадлежит и с которыми он взаимодействует. Некоторые из этих коллективов являются первичными, и взаимодействие с ними носит довольно постоянный характер. Это семья, друзья, соседи и коллеги по работе.
Семья является важнейшей потребительской ячейкой общества. Семейные ценности - ценности, складывающиеся в результате всей жизни потребителя в отношении религии, политики, экономики, самоуважения, любви. Маркетологи всесторонне изучают семью. Они интересуются распределением ролей в семье и воздействием, которое оказывают на выбор товаров и услуг мнения разных ее членов: мужа, жены, детей, дедушек, бабушек.
Первичные коллективы обычно бывают неформальными. Кроме того, человек принадлежит к ряду вторичных коллективов, которые, как правило, более формальны и взаимодействие с которыми не носит постоянного характера. Это разного рода общественные организации типа религиозных объединений, профессиональные ассоциации и профсоюзы.
Влияние на индивида оказывают также группы, к которым он не принадлежит. Желательный коллектив - это группа, к которой человек хочет или стремится принадлежать. Например, юный футболист может надеяться в один прекрасный день играть за команду высшей лиги и отождествляет себя с этим коллективом, хотя непосредственный контакт отсутствует. Нежелательный коллектив - группа, ценностные представления и поведение которой индивид не приемлет. Тот же самый подросток, возможно, стремится избежать какой бы то ни было связи с группой приверженцев религиозных культов.
Субъекты рынка стремятся выявить все референтные группы конкретного рынка, на котором они продают свои товары. Референтные группы оказывают на людей влияние, по крайней мере, тремя путями:
индивид сталкивается с новыми для него проявлениями поведения и образами жизни;
группа воздействует на отношения индивида и его представление о самом себе, поскольку он, как правило, стремится "вписаться" в коллектив;
группа подталкивает индивида к конформизму, что может повлиять на выбор им конкретных товаров и марок.
Сильное влияние на поведение покупателя могут оказывать члены его семьи. Семья, ориентирующая потребителя, включает родителей индивида, которые ориентируют его в отношении религии, политики, экономики, личных амбиций, достоинства и любви. Даже в том случае, когда покупатель уже не взаимодействует тесно со своими родителями, их влияние на его неосознанное поведение может все еще оставаться весьма значительным. В странах, где родители и дети продолжают жить вместе, родительское влияние может быть определяющим.
Более непосредственное влияние на повседневное покупательское поведение оказывает порожденная семья индивида, т.е. его супруг и дети. Семья - самая важная в рамках общества организация потребительских закупок, и ее подвергают всестороннему изучению. Деятелей рынка интересуют роли мужа, жены и детей и то влияние, которое каждый из них оказывает на покупку разнообразных товаров и услуг.
Соотношение влияний мужа и жены колеблется в широких пределах в зависимости от товарной категории. Жена традиционно выступает в качестве главного закупщика для семьи продуктов питания, хозяйственных мелочей и основных предметов одежды. Однако с увеличением числа работающих жен и возросшей готовностью мужей делать больше семейных закупок ситуация меняется.
В отношении дорогостоящих товаров и услуг муж и жена обычно принимают совместное решение. Деятелю рынка необходимо выяснить, чье именно мнение оказывается весомее, когда речь идет о покупке конкретного товара или конкретной услуги.
Индивид является членом множества социальных групп. Его положение в каждой из них можно охарактеризовать с точки зрения роли и статуса. Социальная роль представляет собой набор действий, которых ожидают от индивида окружающие его лица. Каждый социальный статус потребителя отражает степень положительной оценки его со стороны общества, это показатель положения потребителя в обществе, в системе социальных связей и отношений. Роль заведующей производством в крупной фирме имеет в глазах общества более высокий статус в сравнении с ролью дочери.
Человек часто останавливает свой выбор на товарах, говорящих о его статусе в обществе. Так, президенты фирм ездят на автомобилях "Мерседес", носят дорогие, прекрасно сшитые костюмы. Деятели рынка осознают потенциальные возможности превращения товаров в символы статуса. Однако подобные символы оказываются различными не только для разных общественных классов, но и для разных географических районов.

Еще по теме Факторы социального порядка:

  1. Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)
  2. Дискуссия по докладу П. Козловски «Социальное рыночное хозяйство: социальное уравновешивание капитализма и всеобщность экономического порядка (о концепции Альфреда Мюллера-Армака)»
  3. 3.1. Социальная ответственность частного бизнеса как фактор\r\nинвестиционной активности в социальной сфере
  4. Раздел 4 Условия и факторы, определяющие социально-экономическое развитие
  5. § 3. Ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций
  6. Тема 4. Социальная компетентность и ответственность.Социальное партнерство. Социальная отчетность
  7. 78. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  8. Полномочия суда, рассматривающего дело в порядке надзора. Основания к отмене или изменению судебного акта в порядке надзора.
  9. В.А. автономов. Социальное рыночное хозяйство Теория и этика экономического порядка в России и Германии. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ Санкт-Петербург, 1999, 1999
  10. Понятие правового порядка. Соотношение общественного и правового порядков

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право - Исполнительное производство - История государства и права - История политических и правовых учений - Конкурсное право - Конституционное право -

Социальные факторы

В обобщенном виде все социальные факторы можно разделить на микросоциальные, включающие непосредственные социальные связи и условия жизни человека, и макросоциальные, включающие более широкие социально-экономические условия его существования.

Под микросистемой понимается конкретное жизненное пространство человека с вполне определенными пространственными, временными и интерперсональными характеристиками, например: дом, школа, рабочее место. В рамках микросистемы человек находится в определенный отрезок времени, в определенном месте и в определенной роли. Сюда относится и система межличностных отношений. В рамках системы микросоциальных факторов особая роль принадлежит семейным факторам.

Макросистема включает законы, правила, предписания экономической, политической, социальной и педагогической систем данной культуры. Она также включает неформальные законы и правила, регулирующие повседневную жизнь.

К патогенным макросоциальным факторам относятся перенаселенность, загрязненность окружающей среды, высокий уровень насилия и уменьшение социальной поддержки, безработица, бездомность, миграция.

Изучение соотнесения распространенности психических расстройств с половой принадлежностью показали, что более высокая распространенность ассоциируется с принадлежностью к женскому полу, низким уровнем образования и возрастом после 30 лет.

Установлено, что работающие женщины реже страдают депрессией, чем неработающие. Важным фактором психической патологии является сексуальное и физическое насилие, от которого в первую очередь страдают женщины.

Исследования показывают, что огромные масштабы технологических перемен также представляют собой важный стрессогенный фактор, провоцирующий рост психических расстройств.

Следует также отметить влияние этнокультуральных факторов на распространенность и характер течения различных психических расстройств. Известно, что для восточных народов характерно преобладание соматических симптомов, маскирующих эмоциональные проявления депрессивных и тревожных расстройств.

Необходимо отметить социокультурные факторы как ценности, культивируемые в обществе. Влияние культуры на специфику психических расстройств, в частности деструктивное влияние ценностей общества потребления и конкуренции, представляют собой предмет специального изучения в современной клинической психологии.

Неуклонно растущий объем исследований приводит к выводу о многофакторной биопсихосоциальной природе психических расстройств.

Биопсихосоциальные модели – важный шаг на пути к комплексному решению проблемы психического здоровья человека через призму биологического, психологического и социологического подходов.

Периоды психического развития человека

В развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности его жизненного цикла, формирования психических способностей, становления психики в целом.

Развитие людей, включая их психическое развитие, происходит неравномерно. Это касается как разных психических процессов, так и отдельных аспектов индивидуального психического развития человека. Так, процессы общего восприятия характеризуются ранними сроками развития, тогда как эстетическое восприятие человека относится к зрелым периодам его жизни.

Самосознание человека формируется в процессе всей жизни, по дифференцированное осознание себя как члена общества характерно для юношеского возраста. Более того, индивидуально неравномерность психического развития может выражаться в несовпадении физического, хронологического, психологического возраста, в котором также наблюдаются неравномерности умственного, социально психологического, эмоционального аспектов развития. Например, интеллектуально развитый взрослый человек может демонстрировать социально неадекватные формы поведения, характерные скорее для подросткового возраста.

Проблема возраста. Проблема возраста только на первый взгляд проста. Попытки создания возрастных периодизаций связаны с необходимостью определения понятия "возраст", которое до сих пор остается нечетким. Существует понятие "хронологический возраст", означающее длительность жизни человека от момента его рождения.

Периодизация психического развития человека предполагает выделение критериев соотнесения хронологического возраста и психологического. Одной из первых попыток такого соотнесения было введение Альфредом Бине понятия "умственный возраст". А. Бине, французский психолог, в начале XX в. создал первый тест умственного развития. Умственный возраст он определял как способность решать задачи, отражающие представления об уровне владения понятиями и умственными операциями. Отношение умственного возраста к хронологическому служило показателем умственного развития, которое по предложению У. Штерна было названо коэффициентом интеллекта (IQ).

Социальное развитие и понятие "социализация". Социальное развитие – процесс вхождения человека в окружающую социальную действительность – одна из важнейших сторон его психического развития в целом. Без способности эффективно взаимодействовать с другими людьми в рамках тех или иных социальных групп трудно представить взрослого, "зрелого" человека.

Многочисленные факты, полученные при наблюдении последствий социальной депривации и в ходе специальных экспериментов, свидетельствуют о решающей роли социального окружения для всех сфер психического развития человека: от двигательной до когнитивной, от эмоциональной до сферы самосознания.

Выделение сферы социального развития как отдельной стороны психического развития является условным, так как ни одно живое существо не является столь социально зависимым и одновременно не обладает столь же выраженными возможностями влияния на свое окружение, как человек. По сути, именно процесс постоянного взаимодействия человека со своим социальным окружением, все более и более расширяющийся и усложняющийся по мере взросления, служит своего рода "двигателем" всех остальных сфер его психического развития.

Процесс социального развития личности, как процесс развития вообще, осуществляется на основании взаимодействия личности с социальной средой. Именно для характеристики этого активного включения человека в систему социальных связей обычно и используется понятие "социализация". Поэтому понятия "социализация" и "социальное развитие" в ряде случаев выступают как синонимы. Однако, как правило, они используются в различных гносеологических контекстах.

Социализированность понимается как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к данному возрастному этапу, как наличие личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих нормативное поведение или процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя, кроме признаков социализированности, готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Таким образом, в отличие от социализированности социализация подразумевает:

  • – способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • – избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • – низкую социальную ригидность;
  • – наличие личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации.

В последние два десятилетия активно используется термин "ресоциализаця" для обозначения процесса "вторичного" вхождения индивида в социальную среду, что стало необходимым из-за имеющихся "дефектов" социализации (ресоциализация освобожденных из мест лишения свободы) или в результате смены социального и культурного окружения (ресоциализация мигрантов).

В качестве центральной характеристики социального поведения человека в процессе ресоциализации рассматривается умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному. В сложном процессе социализации, как правило, выделяют четыре направления.

Во-первых, акцент при анализе социализации делается на культурально задаваемых ценностях, моделях поведения, способах социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации рассматривается как процесс усвоения социальных навыков, интернализации различных типов социального опыта. Социальное развитие соответственно будет связываться с механизмами этого усвоения и содержанием усвоенного.

B-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу результатов социализации, т.е. речь, скорее, будет идти о социализации как об адаптации. Такое понимание предусматривает анализ характеристик человека, которые обеспечивают его нормативное функционирование. Основным критерием в оценке социального развития личности рассматривается его социальная успешность.

Все эти три направления социализации отражают первую (условно скажем – пассивную) сторону социализации: момент "вхождения" человека в общество. Вторая сторона социализации, отражающая момент активного использования человеком усвоенного социального опыта, значительно реже исследовалась в социологии и психологии. Это требует выделения четвертого направления социализации: рассмотрение ее как процесса конструирования. В настоящее время проблема конструирования человеком социального мира является самостоятельным объектом анализа, составляя предметное содержание психологии социального познания.

Естественно, что выделение этих четырех граней социализации весьма условно. Для характеристики социализационного процесса в целом подобное его структурирование представляется оправданным.

Согласно результатам эмпирических исследований в процессе социализации можно выделить три ряда факторов, определяющих успешность адаптации. Это, прежде всего, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций; во-вторых, умение находить определенный "баланс" между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

Суммируя результаты исследований социализации с точки зрения развития адаптационных процессов, следует отметить их следующие общие положения: социализация понимается как конечный процесс, представление о возможности достижения конечного уровня, адекватного социальной ситуации, остается неизменным: ход и содержание социализации определяются социальными требованиями, которые были заданы.

Механизмы психической адаптации и дезадаптации. Организм человека представляет собой такую динамическую систему, в которой одни и тс же морфологические и физиологические структуры обеспечивают множество функций и приспособительных процессов. Система психической адаптации образована многоплановыми подсистемами, находящимися в сложных взаимоотношениях. Поэтому психическая адаптация не может быть объяснена на основании статистических отношений составляющих ее элементов.

Представления о роли функциональных систем в психической деятельности и ее нарушений позволяет объединить отдельные факты и в каждом отдельном случае оценивать их место и значение в работе общей функциональной системы. Таким образом, ведущее место принадлежит изучению функционирования системы в целом, а не составляющих ее звеньев.

Психическая адаптация человека может быть представлена как результат деятельности целостной системы, активность которой обеспечивается не просто совокупностью отдельных компонентов, а их взаимодействием, порождающим новые интегративные качества, не присущие отдельным подсистемам. Результатом функционирования всей системы и является состояние психической адаптации, которое позволяет ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них.

Принципиальным отличием деятельности функциональной системы психической адаптации человека от всех других функциональных систем является наличие механизмов сознательного саморегулирования, в основе которых лежит субъективная индивидуально-личностная оценка природных и социальных воздействий на человека.

Психическая деятельность, находящаяся в состоянии адаптации, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья. В том случае, когда эти "способности" соответствуют уровню, необходимому для активной жизнедеятельности, или превышают его, можно говорить об адаптированной, "нормальной" психической деятельности человека.

Следует, однако, указать на недостаточную разработанность в настоящее время показателей психической нормы и патологии. Применяемые в этих случаях социологические, психологические и медицинские критерии обычно строятся на негативной, часто субъективной, основе, подчеркивающей факторы, которых в "норме" быть не должно. Попытки же позитивной оценки "нормальной" психической деятельности крайне редки.

Понятие о психической норме человека не является однозначным. Определить переход от нормы к патологии бывает очень сложно, особенно на основании учета лишь поведения человека в отрыве от всей его психической деятельности. Это связано с тем, что граница нормальной и патологической психической деятельности достаточно широка.

Психическая адаптация может быть представлена как результат функционирования системы, для которой характерно состояние подвижного равновесия, в котором ее структура остается постоянной, но, в противоположность обычному равновесию, это постоянство сохраняется в процессе непрерывного обмена и движения составляющего ее вещества (Л. Берталанфи).

Это определение психического здоровья было развито В. Я. Семке, который предложил рассматривать его как состояние динамического равновесия личности с окружающей природной и социальной средой, когда все заложенные в ее биологической и социальной сущности особенности проявляются наиболее полно, а все жизненно важные подсистемы функционируют с оптимальной интенсивностью.

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки – все это создает ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, а также позволяет активно и целенаправленно их преобразовывать. Поэтому то или иное воздействие для одного человека может становиться психотравмирующим фактором, а для другого – являться индифферентным.

Системное представление о психической адаптации предполагает диалектическое единство общих, особенных и отдельных (единичных) ее характеристик. На возможностях психической адаптации человека отражается состояние всех систем организма. Нарушение функционирования любой из них может найти свое отражение в функциональной активности системы психической адаптации. Очевидно, что биологические и социально-психологические факторы, влияющие на жизнедеятельность человека, в различной мере действуют на высший уровень проявлений адаптации – адаптации психической деятельности. Э го подтверждает чрезвычайную сложность структуры функциональной системы психической адаптации.

Система психической адаптации динамична, всегда находится в развитии. Функциональные возможности ее ведущих и второстепенных звеньев все время изменяются из-за нестабильности их биологической и социально-психологической основы.

На начальных этапах развития дезадаптированного состояния биологические и социально-психологические компоненты психической адаптации взаимно компенсируют возможные нарушения каждой из них. Это обеспечивается интегративными связями между ними, создающими широкие возможности пластичности, приспособления к меняющимся условиям жизнедеятельности.

Это общее положение достаточно хорошо объясняет известную врачам легкость возникновения астенических, невротических расстройств при соматических заболеваниях. Она может быть объяснена тремя причинами: астенизацией больных и наступающими вследствие этого повышенной утомляемостью, психологической напряженностью и невозможностью адекватно реагировать на психотравмирующие воздействия, дополнительной невротической реакцией на болезненное соматическое состояние, а также тем, что в подобных случаях неблагоприятное взаимодействие испытывают различные звенья, которые формируют функционирование единого барьера психической адаптации. Это является причиной снижения их компенсаторных возможностей при повышенной нагрузке на каждое из звеньев в отдельности.

Одним из важнейших условий возникновения психических расстройств являются несоответствие имеющихся у человека психологических, социальных и биологических возможностей для переработки информации скорости ее поступления и количества, которое может быть как избыточным, так и недостаточным. Это несоответствие нередко служит непосредственной причиной разнообразных нарушений упорядоченных взаимосвязей человека, выражающихся в виде невротических расстройств.

Все стадии напряжения барьера психической адаптации и его прорыва сопровождаются общими и неспецифическими для травмирующего воздействия биологическими изменениями, широко известными в настоящее время как проявления общего адаптационного синдрома, возникающего в ответ на стрессовое воздействие.

Канадский патофизиолог Г. Селье сформулировал понятие о стрессе как совокупности адаптационно-защитных реакций организма на любое воздействие, порождающее психическую или физическую травму. Он установил общий биологический эндокринно-биохимический механизм напряжения, вызванного травмирующим влиянием.

Этот механизм последовательно включает три следующих этапа:

  • 1) реакция тревоги с "фазой шока", "фазой противошока", которые представляют собой генерализованное усилие организма приспособиться к новым условиям;
  • 2) стадия резистентности, наступающая вследствие перестройки организма в отношении травмирующего агента;
  • 3) стадия истощения, сменяющая состояние "напряженного резистентного покоя" во взаимоотношениях организма и продолжающая свое патогенное воздействие травмы.

Особое место среди различных травмирующих влияний на человека занимает эмоциональный стресс. При этом, как установлено Г. Селье и его учениками, сохраняется последовательность механизмов указанных трех стадийных биологических реакций.

Барьер психической адаптации. Важнейшим показателем нарушения психической адаптации является нарушение адекватного реагирования человека в условиях психотравмирующей ситуации. Происходит прорыв строго индивидуального для каждого человека адаптационного барьера, который как бы вбирает в себя все особенности психического склада и возможности реагирования человека.

В литературе указываются три уровня биологической и психологической регуляции, обеспечивающих активную адаптацию человека.

Первый из них – общебиологический уровень саморегулярции – обеспечивает динамическое постоянство внутренней среды организма, выработанное в процессе филогенеза и поддерживающее автономность основных жизненных процессов.

Второй, более высокий, уровень на основании генетически обусловленных общебиологических механизмов регуляции определяет инстинктивные формы поведения, являющиеся функцией спинальных, стволовых и подкорковых отделов центральной нервной системы.

Третий, высший, уровень регуляции развивается в течение жизни человека под влиянием его личностных потребностей и волевой активности. Эти три уровня находятся в тесной функциональной связи, нарушение которой, так же как и дезинтеграция деятельности каждого из них в отдельности, неизбежно ведет к нарушению барьера психической адаптации.

Концепция барьера психической адаптации и составляющих его компонентов содействует более четкому интегрированному представлению о психической деятельности. Это понятие объединяет все потенциальные возможности адекватной и целенаправленной психической деятельности, включает генетическую предрасположенность, индивидуальные социально приобретенные навыки, актуальные в определенные жизненные периоды, а также физическое и психологическое состояния человека.

Здоровье человека зависит от многих факторов: климатических условий, состояния окружающей среды, обеспечение продуктами питания и их ценности, социально-экономических условий, а также состоянием медицины.

Доказано, что примерно 50% здоровья человека определяет образ жизни.

Образ жизни - Совокупность материальных условий, общественных и социальных установок (культуры, обычаев и т.п.) и природных факторов, которые все вместе обусловливают поведение личности, а также ее обратное влияние на эти факторы. Активное участие человека в процессе формирования условий жизни - обязательный элемент понятия " образ жизни ", так как образ жизни человека - адекватная реакция на окружающую ее среду в целом.

Образ жизни имеет большое значение для здоровья человека и состоит из четырех категорий:
1) экономической (уровень жизни);
2) социологической (качество жизни);
3) социально-психологической (стиль жизни);
4) социально-экономической (уклад жизни).

Итак, к образу жизни человека относятся: активное участие человека в процессе формирования условий жизни, ее адекватная реакция на изменение условий окружающей среды, а также труд, быт, удовлетворения материальных и духовных потребностей в общественной жизни, нормы и правила поведения.

Негативными его факторами являются вредные привычки, несбалансированное, неправильное питание, неблагоприятные условия труда, моральное и психическое нагрузки, малоподвижный образ жизни, плохие материальные условия, несогласие в семье, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень и т.

Негативно сказывается на формировании здоровья и неблагоприятная экологическая обстановка, в частности загрязнение воздуха, воды, почвы, а также сложные природно-климатические условия (вклад этих факторов - до 20%).

Существенное значение имеет склонность к наследственным болезням. Это еще около 20%, которые определяют современный уровень здоровья населения.

Непосредственно на здравоохранение с его низким качеством медицинской помощи, неэффективность медицинских профилактических мероприятий приходится всего 10% "взноса" в тот уровень здоровья населения, что имеем сегодня.



Причиной нарушения нормальной жизнедеятельности организма и возникновения патологического процесса могут быть абиотические (свойства неживой природы) факторы окружающей среды. Очевидна связь географического распределения ряда заболеваний, связанных с климатически-географическими зонами, высотой местности, интенсивностью излучений, перемещением воздуха, атмосферным давлением, влажностью воздуха и тому подобное.

На здоровье человека влияет биотический (свойства живой природы) компонент окружающей среды в виде продуктов метаболизма растений и микроорганизмов, патогенных микроорганизмов (вирусы, бактерии, грибы и т.д.), ядовитых веществ, насекомых и опасных для человека животных.

Патологические состояния человека могут быть связаны с антропогенными факторами загрязнения окружающей среды: воздух, почва, вода, продукты промышленного производства.Сюда также относится патологию, связанную с биологическими загрязнениями от животноводства, производства продуктов микробиологического синтеза (кормовые дрожжи, аминокислоты, ферментные препараты, антибиотики и т.д.).

Существенное влияние на состояние здоровья населения оказывают факторы социальной среды: демографическая и медицинская ситуации, духовный и культурный уровень, материальное положение, социальные отношения, средства массовой информации, урбанизация, конфликты и тому подобное.

Кроме этого, человек как существо общественное, в процессе жизнедеятельности приобретает определенные привычек.

Привычки - это форма поведения людей, появляется во время обучения и многократного повторения в различных жизненных ситуациях, составляющие которой выполняются автоматически. Психофизиологической основой привычек является динамический стереотип, то есть хорошо усвоена и закреплена временными связями программа действия. В отношении здоровья человека и образа его жизни привычки могут быть полезными и вредными.

Полезной, например, есть привычка соблюдать режим дня. Она способствует укреплению здоровья, повышению работоспособности, и в конце - долголетию. Ранее эта привычка сформировалась, тем организованнее человек, крепче его здоровье, и тем легче она избавляется неприятностей.

Вредные же привычки, наоборот, дезорганизуют человека, ослабляют ее волю, снижают работоспособность, ухудшают здоровье и сокращают продолжительность жизни. Ранее они образуются, тем губительнее действуют и тем сложнее избавиться. Эти привычки приносят множество бед и страданий. Наиболее распространенными факторами, которые негативно влияют на состояние здоровья человека, есть такие вредные привычки, как алкоголь, курение, наркотики.

Алкоголь - коварный и очень опасный враг, который разрушает здоровье, уничтожает человека морально и физически. Вследствие частого употребления алкоголя возникает болезнь - алкоголизм.

Алкоголь по своим психотропными свойствами принадлежит к наркотическим веществам, однако не является наркотиком. По данным Всемирной организации здравоохранения, от алкоголизма ежегодно умирает около 6 млн. Человек - это больше, чем умирает от такой страшной болезни, как рак.

Большинство преступлений совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Алкоголь отрицательно влияет и на центральную нервную систему, поражая все органы, приводит к деградации личности. Злоупотребление алкоголем приводит к психическим расстройством. Чаще всего встречаются такие психические расстройства, как "белая горячка", алкогольный галлюциноз, эпилепсия.

Курение является причиной многих тяжелых заболеваний. Интересы курением приобретает угрожающие размеры. Это - вредная привычка не только мужчин, но и женщин.

Украина опережает большинство стран Европы по количеству курильщиков. По статистике количество курильщиков составляет 12 млн. Человек - это 40% населения трудоспособного возраста (из них 3600000. - Женщины, 8400000. - Мужчины). Курит каждая 3-4 женщина репродуктивного возраста (20- 39 лет). По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), эта вредная привычка вызывает в Украине более 100 000 смертей ежегодно.

Общественное мнение, к сожалению, мало или почти не осуждает этой пагубной привычки, которая, по сути, является одной из форм наркологической болезни. Выявлено, что в табачном дыме содержится около 8% окиси углерода, никотиновая, синильная, муравьиная, масляная, серная кислоты, серный свинец, бензапирен, трехокись мышьяка, радиоактивный элемент полоний, табачный деготь и другие ядовитые вещества. Одним из самых вредных для здоровья человека является никотин. Дым от 25 сигарет содержит около двух капель чистого никотина, то есть такое количество яда, которой достаточно для того, чтобы убить пса. В мире от курения ежегодно погибает 2500000. Человек, и, по прогнозу специалистов, к 2050 году эта цифра достигнет 12 млн. В среднем каждая сигарета уменьшает жизнь регулярного курильщика на 5,5 мин.

Наркомания - настоящее зло для всех стран мира. Это болезнь, вызванная систематическим употреблением наркотиков, большинство из которых - растительного происхождения (морфий, кокаин, героин, пантопон, индийская конопля и их производные в виде гашиша, марихуаны, анаши и др.). Наркомания оказывается синдромом смешанной реакции, психической и физической зависимости, а также некоторыми психическими и социальными феноменами. К наркомании относится и злоупотребление снотворными препаратами. Социальная опасность наркомании:

Наркоманы плохие работники, их работоспособность (физической и умственной) снижена;
- наркомания наносит большой материальный и моральный ущерб, является причиной несчастных случаев на производстве;
- наркоманы деградируют физически и морально, является бременем для общества;
- наркоманы входят в группу риска распространения СПИДа;
- наркологическая болезнь во всех ее проявлениях социально опасна, психические заболевания угрожают будущему нации, в связи с этим проблема приобретает глобальное значение.

СПИД (синдром приобретенного иммунодефицита) - это инфекционная болезнь, которая поражает иммунную систему, в частности подавляет клеточный иммунитет. Впервые человечество столкнулось с этой болезнью в конце XX - начале XXI веков. В последние годы эта социально опасная болезнь в Украине приобрела угрожающие масштабы, особенно в молодежной среде.



Поделиться