Исследовательский проект: «Балет - души исполненный полёт!» Работу выполнила: Коптева Алиса, ученица 1 «Б» класса МБОУ Лицей им. С.Н. Булгакова г.Ливны. Руководитель: Акимова Елена Валентиновна, учитель МБОУ Лицей им С.Н.Булгакова г. Ливны. г. Ливны 2014 г.
Я снова вижу голубой далекий свет. Прекрасным принцем мне является балет. Он позолоченную туфельку дает, И за собою в мир загадочный ведет. И вот взлетаю я, взлетаю высоко, Паря над прожитым, свободно и легко. И только звезды кружат в небе надо мной, И только музыке подвластна я одной. Балет, балет, как хорошо с тобой парить, И все понятно, и не надо говорить. Не надо слов пустых, не надо лишних фраз, Все объяснит круженье рук, движенье глаз.
Истоки зарождения и развитие искусства балета Балет - вид искусства, сочетающий танец, музыку и драматургию. Балет зародился в Италии в конце 16 века. Позднее, во Франции, расцветает придворный балет. Впервые во Франции стали ставиться танцевальные спектакли. Даже сам король Людовик 14 участвовал в этих постановках. К концу 18 в. балетный костюм становится значительно более свободным, что способствовало развитию техники танца. Пытаясь сделать свой танец более воздушным, исполнительницы старались встать на кончики пальцев, что привело к изобретению пуант. Первой применившей танец на пуантах была Мария Тальони.
В это же время в России в Санкт-Петербурге открылось первая балетная школа - Императорское балетное училище, которое существует и по сей день. В настоящее время оно переименовано в Академию русского балета и названо в честь великой русской балерины Агриппины Вагановой, которая разработала собственную систему классического танца.
Развитие балета Большой вклад в развитие русской балетной школы вложили Шарль Дидло, Артур Сен-Леон и Мариус Петипа. Они усилили роль кордебалета, связь танца и пантомимы. Талантливые русские артисты такие как Павлова, Нежинский, Карсавина и другие, давали возможность раскрыться дарованиям своих учителей.
Настоящий переворот в балете произвёл Чайковский, который внёс в балетную музыку глубокое образное содержание. Музыка его балетов «Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела возможность раскрывать внутренний сюжет и воплощать характеры героев. Одетта - Анна Павлова, Зигфрид -Николай Легат. Балет «Лебединое озеро»
Начало 20 века ознаменовалось новыми поисками. Возможности русского балета расширила не балетная музыка Шопена, Листа и других композиторов и конечно же появление несравненной Айсидоры Дункан. Она придерживалась свободного, а не классического танца, который передавал настроение сменой позиций и более выраженной пантомимикой.
Пуанты Слово «пуанты» происходит от французского «кончик». Современные пуанты изготавливаются из атласной материи. В носке балетной туфельки укладывается уплотненный материал, а ленты перехватывают ногу у щиколотки для закрепления ноги. Каждая туфелька состоит из 54 деталей. Пуанты изготавливаются вручную, и по сей день.
ПА-де-ша прыжковое движение, имитирующее лёгкий, грациозный прыжок кошки: согнутые ноги поочерёдно отбрасываются назад, корпус прогибается Фуэте (от фр. fouetter хлестать) стремительное хлёсткое вращение, при котором находящаяся в воздухе нога резко выбрасывается в сторону и приводится к колену опорной ноги при каждом обороте.
Заключение. Работая над своим проектом, я окунулась в чудесный и возвышенный мир искусства балета. Результатом моей работы является получение новых знаний о балете, развитие моих физических способностей и постановка сольного танца. Я и дальше буду продолжать заниматься балетом. Мне очень хочется научиться танцевать на пуантах, и я надеюсь, что девочки, увидевшие мою работу, захотят так же, как и я посвятить часть своей жизни этому прекрасному искусству!
«Прокофьев Ромео и Джульетта» - Выполнили Закирова Лилия и Панова Анастасия. C.C.Прокофьев. С.С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта».
«Русский балет» - Фокин быстро занял положение одного из ведущих солистов петербургской труппы. Премьера балетных сезонов обернулась настоящим триумфом. Балетный «Серебряный век» наступил тотчас за «Золотым веком» Петипа. В 1911 годуДягилев организовал балетную труппу «Русский балет Дягилева». Русский балет Дягилева.
«Балет танцы» - «Танец маленьких лебедей» - классический. Однажды Незнайка пришёл в музыкальный театр и увидел, что все артисты на сцене танцуют. Кордебалет – группа танцоров, сопровождающих действие. Танец. Балет. Кордебалет. Пётр Ильич Чайковский – великий русский композитор, написал много балетов. В театре шёл балет.
«Искусство балета» - «Лебединое озеро». Хореографический язык балета. Выдающиеся мастера балетного искусства России. «Петрушка". Балеты известных композиторов. А.И.Хачатурян «Спартак». И.Ф.Стравинский. Дивертисмент (увеселение) – сюита танцевальных номеров. «Жар – птица». «Конек - горбунок». Балет в России. Балет – музыкальный спектакль, где основным выразительным средством служит танец.
«Романтический балет» - Героиня. Романтический балет. Интерес к фольклору. Духи и приведения. Белый цвет. Итальянская балерина. Новые тенденции. Вацлав Нижинский. Балерины. Идеальная балерина. Карлотта Гризи. Мария Тальони. Эпоха Романтизма. Музыка.
«Лебединое озеро» - Сюжет. Одинаковые театральные партитуры. Балет Лебединое озеро. 15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен. Ресурсы. Сценическая история спектакля. Постановка Резингера была признана неудачной и не имела успеха. Вопросы. П. И. Чайковский. Принц равнодушен, пока не появляется Одиллия.
Всего в теме 10 презентаций
Балет
Выполнила: Диденко Ирина Ученица 8 класса Б
МОУ СОШ № 23
Что такое балет?
Балет- вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. В основе классического балетного спектакля лежит определённый сюжет.
Балет возник в Италии 15 века, в эпоху Возрождения. Основными видами танца в балете являются классический танец и характерный танец, к которому начиная с XIX века относятся народные и национальные танцы, переработанные для исполнения в балетном спектакле. Немаловажную роль играет пантомима, с помощью которой актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть происходящего, а во многих спектаклях - также и гротеск.
Когда возник балет?
В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское. Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.
Русский балет
Танец модерн - направление в танцевальном искусстве, появившееся в начале XX века как результат ухода от строгих норм балета, в пользу творческой свободы исполнителей и хореографов. Его предвестником был свободный танец, который отрицал балетную технику, отрепетированное до механизма движение и саму эстетику искусственной «балетной красоты». Родоначальницей свободного танца, послужившего истоком различных направлений современного танца и пластики и давшего импульс реформе самого классического танца, считается танцовщица Айседора Дункан.
Танец модерн
В своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной драматургии. В то же время с семи лет дети проходят гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого, сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались, а балет модерн на классической основе, например балет Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и Флора».
Новая волна романтизма появилась в балете в начале XX века, её провозвестником стал балетмейстер Михаил Фокин.
Балет как искусство
БалетБАЛЕТ
В основе балета лежит какой-то сюжет, драматургический
замысел, либретто,
Либретто - литературная основа большого вокального (и не
только) сочинения, светского или духовного характера, например,
оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла; краткое
содержание сюжета спектакля.
но бывают и бессюжетные балеты.
Основными видами танца в балете являются классический танец
и характерный танец. Немаловажную роль здесь играет
пантомима,
Пантомима - вид сценического искусства, в котором основным
средством создания художественного образа является пластика
человеческого тела, без использования слов. С помощью которой
актёры передают чувства героев, их «разговор» между собой, суть
происходящего. В современном балете широко используются
также элементы гимнастики и акробатики.
История зарождения балета.
ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ БАЛЕТА.Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.)
вначале как объединённая единым действием или
настроением танцевальная сценка, эпизод в
музыкальном представлении, опере. Заимствованный из
Италии, во Франции расцветает придворный балет как
пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу
первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581)
составляли народные и придворные танцы, входившие в
старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются
новые театральные жанры, такие как комедия-балет,
опера-балет, в которых значительное место отводится
балетной музыке и делаются попытки её
драматизировать. Но самостоятельным видом
сценического искусства балет становится только во
второй половине XVIII века благодаря реформам,
осуществлённым французским балетмейстером Ж. Ж.
Новером. Основываясь на эстетике французских х
просветителей, он создал спектакли, в которых
содержание раскрывается в драматически
выразительных пластических образах, утвердил активную
роль музыки как «программы, определяющей движения и
действия танцовщика».
Русский балет
РУССКИЙ БАЛЕТВ России первый балетный спектакль состоялся 8
февраля 1673 года при дворе царя Алексея
Михайловича в подмосковном селе
Преображенское. Национальное своеобразие
русского балета начало формироваться в
начале XIX века благодаря деятельности
французского балетмейстера Шарля-Луи Дидло.
Дидло усиливает роль кордебалета, связь танца и
пантомимы, утверждает приоритет женского
танца. Настоящий переворот в балетной музыке
произвёл Пётр Ильич Чайковский, который внёс в
неё непрерывное симфоническое развитие,
глубокое образное содержание, драматическую
выразительность. Музыка его балетов «Лебединое
озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»
обрела наряду с симфонической возможность
раскрывать внутреннее течение действия,
воплощать характеры героев в их
взаимодействии, развитии, борьбе. Начало XX
века ознаменовалось новаторскими поисками,
стремлением преодолеть стереотипы,
условности академического балета XIX века.
Танец модерн
ТАНЕЦ МОДЕРНТанец модерн - одно из направлений современной
зарубежной хореографии, зародившееся в кон. XIX -
нач. XX вв. в США и Германии. Термин «Танец модерн»
появился в США для обозначения сценической
хореографии, отвергающей традиционные балетные
формы. Войдя в употребление, вытеснил другие термины
(свободный танец, дунканизм, танец босоножек,
ритмопластический танец, выразительный,
экспрессионистский, абсолютный, новый
художественный), возникавшие в процессе развития
этого направления. Общим для представителей танца
модерн, независимо от того, к какому течению они
принадлежали и в какой период провозглашали свои
эстетические программы, было намерение создать
новую хореографию, отвечавшую, по их мнению,
духовным потребностям человека XX века. Основные её
принципы: отказ от канонов, воплощение новых тем и
сюжетов оригинальными танцевально-пластическими
средствами. В стремлении к полной независимости от
традиций представители Т.м. пришли, в конце концов, к
принятию отдельных технических приёмов, в
противоборстве с которыми зародилось новое
направление. Установка на полный отход от
традиционных балетных форм на практике не смогла
быть до конца реализована.
Балет как искусство
БАЛЕТ КАК ИСКУССТВОВ своей эволюции балет всё больше приближается к спорту, теряя
по дороге драматургическое значение роли, порой опережает в
технике, но отстаёт в содержании.
В комплексном обучении профессионала - артиста необходимо
знание музыкальной культуры, истории, литературы и сценарной
драматургии. В то же время с семи лет дети проходят
гимнастическую подготовку, потому как балеты прошлого,
сохранившиеся до наших дней, технически усовершенствовались,
а балет модерн на классической основе, например балет
Форсайта, требует серьёзной физической подготовки, так
балерина Сильви Гийем начинала свой творческий путь именно с
гимнастики.
Старинные балеты имели возвышенную эстетику, иногда ставились
на античные сюжеты, например постановка Шарля Дидло «Зефир и
Флора». Новая волна романтизма появилась в балете в начале
XX века, её провозвестником стал балетмейстер
Михаил Фокин
В России вплоть до XX века обучение хореографии,
музыке, драматическому мастерству и различным
прикладным театральным профессиям велось в одном
учебном заведении - Императорском театральном
училище. Смотря по успехам детей их определяли или
переводили на соответствующее отделение. После
революции 1917 года школы разделились и балетное
образование начало существовать автономно. В то же
время во многих театрах сохранялся смешанный
репертуар: драматические представления
чередовались с опереттой и балетными
дивертисментамиТак например, кроме постановок в
Большом, Касьян Голейзовский ставил балетные
спектакли в «Летучей мыши» и в «Мамонтовском театре
миниатюр», среди которых была постановка «Les
Tableaux vivants», означающая «ожившую картинку», так
как Голейзовский, в первую очередь, был художником.
Это явление развивается в современном балете, как
«ожившая картина», «ожившая фотография» и «ожившая
скульптура»
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ
Балетные термины.Хореографическая терминология - система специальных наименований,
предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить
или описать сложно.
В XVII веке 1701 г француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического
танца. Эти термины признаны специалистами в области мировой хореографии и в
настоящее время.
«Выворотное положение ног», а это является необходимым и обязательным условием
техники выполнения элементов классического танца.
«Баллон» - умение зафиксировать позу в прыжке,
«Форс» - необходимое подготовительное движение руками для выполнения пируэтов,
«Апломб» - устойчивое положение занимающегося,
«Элевация» - способность танцора показать максимальную фазу полета в прыжке,
«Припорасьон» - подготовительные упражнения рукой или ногой перед началом
выполнения элемента,
«Крестом» - выполнение элементов в следующих направлениях: вперед, в сторону, назад,
в сторону или в обратном направлении.
Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание
специальной литературы. Терминология всегда строится в соответствии с правилами
словообразования.
Основное преимущество термина - в краткости.
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» Композитор: Пётр Ильич ЧАЙКОВСКОГО
«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО»КОМПОЗИТОР: ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКОГО
Нельзя обойти вниманием знаменитый шедевр
русского композитора в четырёх актах, благодаря
которому немецкая легенда о прекрасной
девушке-лебеде увековечена в глазах ценителей
искусства. По сюжету принц, влюбленный в
королеву лебедей, предает её, но даже
осознание ошибки не спасает ни его, ни его
возлюбленную от разбушевавшейся стихии. Образ
главной героини – Одетты – как бы дополняет
галерею женских символов, созданных
композитором за свою жизнь. Примечательно, что
автор балетного сюжета до сих пор остается
неизвестным, и ни на одной афише никогда не
значились имена либреттистов. Впервые балет был
представлен еще в 1877 году на сцене Большого
театра, однако первый вариант был признан
неудачным.
Пётр Ильич Чайковский7 мая 1840 г -6 ноября 1893 г.
ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ7МАЯ 1840 Г -6 НОЯБРЯ 1893 Г.
Русский композитор
Русский композитор, педагог, дирижёр и
музыкальный критик. Как композиторпрофессионал Чайковский
сформировался в 1860-1870 годы,
ознаменованные большим подъемом
общественной и культурной жизни
Российской империи: многогранным
развитием русской музыки, литературы и
живописи, расцветом отечественного
естествознания, ярких завоеваний в
области философии и эстетики.
«ЩЕЛКУНЧИК» Композитор: Пётр Ильич Чайковский
«ЩЕЛКУНЧИК»КОМПОЗИТОР: ПЁТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ
«Щелкунчик» впервые был представлен
публике в 1892 г. на сцене известного
Мариинского театра. В основе его сюжета
лежит сказка Гофмана «Щелкунчик и
мышиный король». Борьба поколений,
противоборство добра и зла,
скрывающаяся за маской мудрость -
глубокий философский смысл сказки
облечен в яркие музыкальные образы,
понятные самым юным зрителям. Действие
разворачивается зимой, в канун Рождества,
когда все желания могут осуществиться – и
это придаёт дополнительный шарм
волшебной истории. В этой сказке
возможно всё: заветные желания станут
явью, маски лицемерия спадут, а
несправедливость будет обязательно
побеждена.