Состоит на вооружении. Контракт на поставку в ВВС России

«Аллигатор» − это второе имя ударного вертолета Ка-52, который разработан и изготовляется на территории России. Основной задачей вертолета данного типа является уничтожение вражеской бронированной техники и живой силы. Кроме того, машина может вести эффективный воздушный бой. Вертолет Ка-52 является более глубокой и совершенной модификацией вертолета Ка-50. Основным отличием данных аппаратов является то, что Ка-52 имеет не одного пилота, а двух. Также нужно отметить, что компоновка бортового оборудования в данной машине значительно лучше и совершеннее.

История создания боевого вертолета Ка-52

Поскольку вертолет Ка-52 является модификацией машины типа Ка-50, то первый прототип поднялся в воздух только летом 1997 года. После испытаний и доработок вертолет поступил в серийное производство, первая серийная машина оторвалась от взлетной площадки летом 2008 года на Арсеньевском аэродроме. Изготовлением вертолета занимался авиазавод «Прогресс» с осени 2008 года. Промышленная мощность данного предприятия позволяет изготовлять по два Ка-52 каждый месяц. Все государственные испытания вертолета были закончены в начале 2011 года. Первая машина поступила на вооружение весной 2011 года на 575 авиационную базу.

Что касается производства, то тут следует отметить следующие факты истории. Кроме созданных в 2008 г. двух опытных аппаратов, через год были изготовлены уже три предсерийные машины, которые использовались для испытаний и доработок. Только к концу 2010 года были готовы четыре полноценных вертолета модели Ка-52. Летом конструкторское бюро Камова получило заказ на изготовление «Аллигаторов», которыми можно было бы оснастить корабли типа «Мистраль», которые закупаются во Франции.

Главный конструктор ОКБ Камова сообщил, что они приступят к разработке и изготовлению партии палубных модификаций вертолета Ка-52. Начало производства корабельного вертолета началось в конце лета 2012 и получило обозначение Ка-52К. Основным отличием вертолета Ка-52К от базовой версии является то, что он имеет возможность складывать лопасти и оснащен усиленным шасси. Кроме того, корпус машины обработан антикоррозийными средствами для противостояния агрессивной среде. По неофициальным данным, модификация имеет дополнительное название «Катран».

Общее описание машины Ка-52

Аппарат Ка-52 − это вертолет, который может выполнить практически все боевые задачи на суше. Кроме того, его используют как учебную машину. Вертолет Ка-52 представляет развитие боевой машины Ка-50, но новая модель значительно доработана и улучшена. Все же 85% всех агрегатов взято от предыдущей модели.

Ка-52 оснащен бронированной кабиной для двоих пилотов, кресла летчиков оборудованы как катапульты для эвакуации. При конструировании было решено использовать двух пилотов для более эффективного ведения боя в ночное время суток. Броня кабины позволяет обеспечить безопасность пилотов даже при попадании 23-миллиметрового снаряда. В кабине пилотов расположены 3 монитора, на которые выводится вся информация о состоянии аппарата и оборудования. Каждый член экипажа имеет шлем со специальным прицелом и системой нашлемной индикации. Управление машиной полностью дублировано у обоих пилотов, за счет этого каждый член экипажа может управлять машиной или же оружием.

Для передачи информации в группе боевых вертолетов они оснащены системой закрытой связи, по которой можно передавать разведывательную информацию. Что касается вооружения, то оно такое же, как и в предыдущей версии вертолета, но в планах конструкторов существует идея по усовершенствованию системы противотанковых ракет под названием «Шквал». Она позволит производить залпы по технике противника с расстояния до 15 километров.

Для поиска цели вертолет оснащен целым комплексом оборудования, сюда входит прицел ППС, который состоит из многоканальной системы типа ГОЭС-451. Данное оборудование установлено сверху кабины пилотов. К этой же системе относится тепловизор, лазер, целеуказатель и система обнаружения и лазерного пятна.

Вертолет данной модели отличается высокой надежностью пилотирования. Даже при отказе одной из систем автоматическая система вертолета мгновенно отреагирует и сообщит об этом пилотам. А самое главное то, что она самостоятельно сделает все возможное для устранения возникших проблем. Встроенные системы контроля и диагностики позволяют снизить человеческий фактор в исправлении неполадок. Подготовка вертолета к полету занимает минимальное количество времени, и не требуется при этом использовать стремянки, как это было раньше. Все системы и их состояние можно проверить из кабины пилотов. Ударный вертолет модели Ка-52 можно использовать в боевых условиях постоянно на протяжении 12 суток, и при этом он нуждается в минимальном обслуживании.

Преимущества вертолета Ка-52

Основными преимуществами «Аллигатора» является то, что он может проводить военные операции в любое время суток и при любых метеорологических условиях. Он может распознавать вражеские объекты с очень большого расстояния и передавать эту разведывательную информацию своим войскам. Он самостоятельно может проводить эффективное уничтожение врага с очень большого расстояния за счет новейшего оборудования и большой огневой мощи.

Ка-52 имеет систему снижения заметности для вражеской техники, он оборудован радиоэлектронной защитой и системами противодействия. Данный боевой аппарат полностью соответствует всем международным стандартам качества и безопасности. Он отличается великолепными летными качествами и высокой маневренностью. В основном это было получено за счет использования соосной системы несущих винтов. Все это позволяет производить быстрые перемещения и быть малоуязвимым для огня противника.

Вертолет может производить полеты на высоте больше 5 километров над уровнем моря. Такие показатели стали возможными при использовании мощной силовой установки, которая состоит из двух газотурбинных двигателей общей мощностью в 5 тысяч лошадиных сил. Кроме этого, вертолет отличается высокой надежностью полетов как в жарких климатических условиях, так и в приполярных зонах.

Вертолет «Аллигатор» оснащен наиболее новым бортовым оборудованием, вооружение машины можно менять в зависимости от поставленных задач.

Аварии Ка-52

Первая авария с участием вертолета Ка-52 произошла в марте 2012 года во время учебного полета неподалеку от города Торжок. Обломки вертолета обнаружили только через десять часов после крушения. В этой аварии погиб штурман, а пилот скончался от множества ранений.

Вторая авария произошла осенью 2013 года на территории комплекса конструкторского бюро Камова. Данная авария произошла из-за поломки тяги несущего винта вертолета. В результате этого машина свалилась, и начался пожар, вертолет был полностью уничтожен. При этой аварии пилоты получили ожоги, но сохранили свои жизни.

Ка-52 характеристики:

    Модификация Ка-52

    Диаметр главного винта, м 14.50

    Длина,м 13.50

    Высота,м 4.90

    Масса, кг пустого 7800

    Масса, кг нормальная взлетная 9800

    Масса, кг максимальная взлетная 10400

    Тип двигателя 2 ГТД Климов ТВ3-117ВМА

    Мощность, кВт 2 х 1638

    Максимальная скорость, км/ч 300

    Крейсерская скорость, км/ч 270

    Практическая дальность, км 1160

    Дальность действия, км 520

    Скороподъемность, м/мин 600

    Практический потолок, м 5500

    Статический потолок, м 3600

    Экипаж, чел 1

    Вооружение: одна 30-мм пушка 2А42 с 460 патронами

    4х3 ПТУР Вихрь или 4 УР Игла-В воздух-воздух или

    80 80-мм НУР или 10 122-мм НУР

    или контейнеры с пушками или пулеметами

27.06.2008 – в Арсеньеве (Приморский край) был совершен первый взлет Ка-52.

Серийно производить ударный вертолет начали с конца октября 2008 г. на заводе «Прогресс» им. Сазыкина. Это предприятие способно выпускать до двух экземпляров «Аллигаторов» в месяц.

В декабре 2008 г. завершился первый этап летных испытаний Ка-52, после которого было дано добро на производство опытной партии для завершения ГЛИ.

С 2008 по 2010 г. были выпущены 9 вертолетов.

Летные испытания вертолета полностью завершились в 2011 году.

Начиная с мая 2011 г., Ка-52 эксплуатируется ВВС России.

20.06.2011 глава Рособоронэкспорта г-н Исайкин во время брифинга на авиасалоне в Ле-Бурже рассказал о планах размещать боевые вертолеты Ка-52 на кораблях французского производства «Мистраль».

Общая стоимость производенных самолетов Ка-52 «Аллигатор» в 2011 г. достигла 9,5 млрд. рублей. На четырех экземплярах установили современную бортовую радиолокационную систему «Арбалет».

В течение 2012 г. производство «Аллигаторов» возросло в 2,2 раза сравнительно с 2011 годом.

7.08.2012 представитель предприятия «Вертолеты России» Кирилов Роман заявил о начале изготовления первых опытных экземпляров Ка-52 для вертолетоносцев «Мистраль».

23.10.2012 были завершены испытания навигационно-локационной системы ударного вертолета Ка-52.

Особенности Ка-52 «Аллигатора»

Ка-52 укомплектован устройствами, снижающими его заметность, средствами активного противодействия и радиоэлектронной защиты. Его конструкция в полной мере соответствует требованиям отечественных и международных стандартов к технической эксплуатации ударных вертолетов.

Кабина у «Аллигатора» двухместная. Управлять вертолетом может любой из пилотов. Благодаря соосной системе расположения винтов Ка-52 получил небывалую маневренность, которую можно использовать в бою для занятия более выгодной позиции.

Вертолет оснащен двумя газотурбинными двигателями ВК-2500. Их эксплуатация возможна на высотах свыше 5000 м. Для Ка-52 статическая граница высоты – 4000 м, поэтому его можно эксплуатировать в горной местности. Особенности состава «Аллигатора» позволяют его применение в любых метеоусловиях, даже в условиях холодного климата и обледенения.

На боевом вертолете Ка-52 установлена современная авионика и мощное наступательное вооружение, которое можно задействовать при выполнении различных боевых задач.

Кабина вертолета очень эргономична, в ней находится много автоматизированных систем управления, которые позволяют пилотам комфортно вести воздушное судно.

Заказы

31.08.2011 между Оборонпромом и компанией «Вертолеты России» был подписан контракт о производстве и поставке 140 единиц вертолетов Ка-52, общей стоимостью 120 млрд руб. до 2020 года. В контракте не указано, какие именно модификации вертолетов будут выпущены для Минобороны России.

8.04.2014 Министерством обороны РФ был подписан контракт на покупку 32 палубных вертолетов Ка-52. Их планировалось установить на двух кораблях-вертолетоносцах «Мистраль», которые по предварительному заказу производились во Франции для России. В связи с событиями последнего года обострение отношений между РФ и Францией может помешать выполнению договоренностей.

Исходя из слов заместителя министра обороны России Юрия Борисова, до 2020 года имеется заказ на поставку 146 ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор», 32 из которых – палубной версии.

Вооружение Ка-52

Ка-52 можно укомплектовать следующими видами вооружения:

Пушка 2А42 30 мм калибра с боекомплектом 460 зарядов;

Блоки НАР 80 мм калибра;

ПТУР «Вихрь» (лазерный луч управления);

Управляемые ракеты ПТУР «Атака» с лазерной системой наведения;

Авиабомбы, другое оружие общим весом до 2 т;

Неуправляемые и управляемые ракеты по типу «воздух – воздух»;

Неуправляемые ракеты по типу «воздух – земля».

Ведется разработка системы, которая позволила б использовать в арсенале вооружения Ка-52 управляемые ракеты «воздух − земля».

Стартовая масса ПТУР «Вихрь» составляет 42 кг, ее использование позволяет поражать бронированную технику противника на расстоянии до 8 км. Пробивает бронь до 90 см толщиной.

Масса ракет типа «Игла-В» составляет 10,7 кг, кумулятивная часть – 1,27 кг. Применяются для поражения целей на высотах 10−3500 м. Обладают механизмом самонаведения. В висящем состоянии вертолета скорость ракеты «Игла-1» достигает до 1440 км/час, дальность выпуска – 800−5000 м, перезарядка − 5-6 секунд.

Важным фактором при подготовке Ка-52 к боевым вылетам и замены боекомплекта в условиях эксплуатации является использование на нем различного вида вооружений ВВС России. Оружием класса «Вихрь» оснащены ударные самолеты Су-27, а на боевых машинах десанта и пехоты БМД-2 и БМП-2 установлена пушка 2А4А.

В будущем планируют усилить оружейную оснастку «Аллигатора». Помимо военно-разведывательных функций, Ка-52 может выступать в роли учебно-тренировочного вертолета.

На ударнике Ка-52 установлена современная радиолокационная станция «Арбалет». Кабина вертолета бронирована. Катапультирование экипажа можно осуществлять на высотах от 0 до 4000 м. Прицельным огнем может руководить оператор по вооружению и командир экипажа.

Модификации Ка-52

    Ка-52 «Аллигатор» − базовая модель.

    Ка-52К – спроектированная версия вертолета, предназначена для размещения на кораблях-вертолетоносцах. От базовой модели отличается современной антикоррозийной обработкой и усиленными стойками шасси. Осенью 2001 года были проведены испытания в

Баренцевом море, в процессе которых вертолет Ка-52 сумел успешно приземлиться на палубу большого авианосца. Предположительно, именно Ка-52 станет основной ударной мощью новоприобретенных «Мистралей». Переговоры по покупке этих кораблей нынче находятся на грани срыва из-за введения экономических санкций странами Западной Европы против РФ.

8.04.2014 был заключен контракт о производстве 32 палубных версий Ка-52К. Первые из них были переданы в эксплуатацию ВВС России уже в конце 2014 г.

Аварии и катастрофы

12.03.2012. Выполняя плановый учебный полет, разбился вертолет Ка-52 (бортовой номер – 99). Место крушения – Торжокский район Тверской области. Остатки вертолета были найдены за 10 км от аэродрома, вблизи поселка Большая Киселевка. В результате падения штурман скончался на месте, пилот находился в бессознательном состоянии и получил множество травм. Спустя несколько часов после госпитализации он тоже скончался.

29.10.2013 – тестовый вертолет Ка-52 загорелся на территории комплекса, где проводились летные испытания в г. Жулебино. Вертолет сгорел полностью. Экипаж в составе двух пилотов удалось госпитализировать. На этом Ка-52 проводились тестовые плановые работы по проверке систем вертолета, разработанные ОАО «Камов». Как показало расследование, причиной аварии стала поломка тяги верхового винта.

Эксплуатанты на 2015 год.

Всего на вооружении в ВВС России насчитывается 72 экземпляра Ка-52 «Аллигатор». Среди них:

    8 шт. – г. Торжок (используются для летных испытаний и тренировок пилотов);

    20 шт. – г. Черниговка (575-я авиабаза);

    16 шт. – г. Кореновск (393-я авиабаза);

    16 шт. – г. Остров (15-я авиабаза);

    12 шт. – г. Хабаровск (573-я авиабаза).

В 80-х годах ОКБ им. Камова Н.И. выдвинуло идею создания вертолета, оснащенного новейшими радиолокационными устройствами, которые позволяли бы ему вести эффективную разведку и управлять действиями вертолетных групп на поле боя. Такую машину планировали создать на базе вертолета В-60 (впоследствии Ка-60). После развала СССР работа над проектом была приостановлена. В середине 90-х было принято решение возобновить разработку данного комплекса на базе Ка-50. Новый вертолет получил обозначение Ка-52.


В 1996 г. появился первый опытный образец Ка-52 «Аллигатор». В июне 1997 г. начались летные испытания. От Ка-50 он отличался строением передней части фюзеляжа (фонарь новой двухместной кабины получил более обтекаемые очертания). В качестве обзорно-прицельных систем были использованы сразу несколько комплексов. В верхней части фюзеляжа разместили ГОЭС "Самшит-Э" в сферическом корпусе. Этот комплекс состоит из тепловизора, дневной телевизионной системы, лазерного дальномера-целеуказателя и пеленгатора лазерного пятна. В носовой обтекатель первоначально была вмонтирована ОПС «Ротор». Впоследствии ее решили заменить радиолокационным комплексом «Арбалет», который включает системы обнаружения наземных и воздушных целей. Вооружение вертолета аналогично Ка-50.

Новое оборудование и двухместная кабина привели к увеличению массы машины, что негативно сказалось на летных характеристиках. Решить эту проблему разработчики планируют за счет установки нового двигателя ВК-2500 (2500 л.с.).


В современных вооруженных конфликтах требуется вертолет, который мог бы быстро обнаружить и атаковать цель не рискуя попасть в зону действия вражеских средств ПВО. В наши дни военное дело неразрывно связано с разработкой и внедрением высоких технологий. Проект Ка-52 является попыткой по созданию современного вооружения, которое могло бы составить достойную конкуренцию зарубежным аналогам.

В 2011 г. Министерство обороны России подписало долгосрочный контракт по поставке 140 вертолетов. Также планируется разместить их на вертолетоносцах типа «Мистраль». В связи с этим в августе 2012 г. началась разработка морской модификации Ка-52К.


Вертолетоносец типа «Мистраль»

Вертолет Ка-52. Галерея.

Его назвали в честь черноморского морского хищника, но в отличие от своего собрата наш герой не просто хищник, а очень и очень грозный хищник. Он вобрал в себя лучшее от смертельно опасной «Акулы» и такого же опасного «Аллигатора».Ка-52К «Катран» – специальная корабельная версия уже зарекомендовавшего себя Ка-52 «Аллигатор». В настоящий момент он прошел первый этап испытаний. Они были морскими и проходили в реальной боевой обстановке.Машины вместе с ТАВКР «Адмирал Кузнецов» воевали в Сирии. В боевых действиях участвовали два вертолета, и они отлично показали себя во время средиземноморского похода авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».«Акула» «Аллигатор» «Катран» От базовой модели «Аллигатора» «Катран» отличается в первую очередь укороченным складывающимся крылом и лопастями. Это позволяет вертолету компактно располагаться в трюме корабля, при этом для приведения его в полную боеготовность достаточно нескольких минут. Укороченные крылья-пилоны позволяют подвесить на них вооружение массой до тонны. Новейшее оптическое и радиоэлектронное оборудование позволяет вертолету не только «далеко видеть и хорошо слышать», но и делает его очень умным и интерактивным в общении с экипажем.Место службы вертолета – море. Это повышенная влажность, соль, коррозия и вредное воздействие на все компоненты машины, особенно на электронику. Фирма Камова имеет огромный опыт создания именно морских машин, поэтому у «Катрана» есть защита от вредного воздействия внешней среды на самом высшем уровне. Шторм ему нипочем.Главное предназначение Ка-52К – патрулирование, огневая поддержка войск при морском десантировании и, если нужно, противодействие кораблям противника в море. Вот так, не больше и не меньше. Ведь в отличие от «сухопутного» «морской» вертолет несет на себе две мощные противокорабельные крылатые ракеты Х-31 или Х-35. До этого такие ракеты были в составе вооружения палубных Су-33 и МиГ-29К. Возможность их использования с ударного вертолета существенно расширяет потенциал боевой машины. Представляете себе рой таких «пчелок»?Сейчас Ка-52К становится грозным многофункциональным ударным средством, способным одинаково эффективно уничтожать как морские, так и наземные цели. Впервые вертолет может эффективно атаковать как корабли, так и наземные цели, например объекты портовой инфраструктуры, причем с большого расстояния. Такого в мировой практике морского вертолетостроения еще не было. Эта грозная машина предназначалась для французских кораблей Mistral, которые мы когда-то купили у Пятой республики – так любят себя называть господа французы.
«Мистральная» история Не будем снова толочь воду в ступе, рассуждая, зачем мы потратили миллиарды долларов и что это было: реверанс в сторону французского президента Николя Саркози, желание получить современные цифровые технологии проектирования и блочного строительства кораблей или поставить в наш суровый корабельный строй эдаких французских «мушкетеров» при шпагах и перьях.В первую версию насчет президента Франции верится вполне. Тогда он своей подвижнической деятельностью сумел сгладить бешенство американского истеблишмента, который рвал и метал после неудачи в грузинской авантюре. Еще бы, потратили столько времени, денег, а Саакашвили вместо победы над русскими съел галстук.Согласитесь, американцам было от чего взбеситься, а товарищ Николя все же помог выпустить пар. Так что мы могли пойти на политический реверанс и заключить контракт на технологии не с Южной Кореей, которая тоже делает подобные корабли, например УДК Dokdo, и обладает соответствующими технологиями, а с Францией. Именно контракт на технологии, которых у нас не было. Хотя южнокорейский при том же качестве и возможностях, что и Mistral, обошелся бы нам дешевле примерно на треть.
Назад в будущее Не секрет, что после развала СССР мы оказались отброшены на десятилетия во многих наукоемких областях. Это наука, электроника, гражданское самолетостроение, кораблестроение и многое другое. Мир шагнул в цифровую эпоху XXI века, а мы остались в веке XX. Нам многому надо было учиться заново, в том числе и заветам Петра строить корабли. Дело в том, что сейчас техника проектируется «в цифре», то есть в виртуальном пространстве. Там же происходит и наладка технологических процессов производства и сборки.Мировыми лидерами в области таких систем являются французы (Dassault System) и немцы (Siemens). А основной технологией строительства больших кораблей стала блочная. Это когда корабль полностью собирается по отдельным, уже готовым и оборудованным секциям, которые потом достаточно быстро и точно стыкуются друг с другом. Эта технология универсальна и позволяет сократить время проектирования, строительства и операционные издержки. Американцы по такой технологии строят авианосцы, а эсминцы и другие корабли пекут, как пирожки.
Нам же надо было учиться строить по-новому. Поэтому контракт на Mistral предусматривал не только «сухую» покупку вертолетоносцев, но и передачу технологий (в том числе и проектирования и строительства), совместное производство и в итоге локализацию производства на нашей территории.Я человек не флотский, поэтому не берусь рассуждать о нужности этих кораблей в составе нашего флота. У нас нет колоний, и мы не несем «мир и демократию» в другие страны, а Mistral – корабль экспедиционных сил и построен с учетом натовской специфики военных действий. Поэтому мне кажется, что сами корабли нам не особенно были нужны, и главным фактором их приобретения было именно получение технологий, вторичным же фактором стала политика.Мы заплатили миллиард, они нам заплатили примерно 200 млн за строительство двух кормовых секций для кораблей. Мы частично получили технологии и дружбу с Францией, и все было хорошо, пока к власти не пришел месье Олланд, а на Украине не произошел вооруженный переворот. События всем известные.
Приказ «Вашингтонского обкома» Честно говоря, отказ президента Франции в передаче оплаченных и уже построенных кораблей удивил и самих французов. Этого не понял никто, особенно французские корабелы, которые эти корабли построили, – они даже бунтовать пробовали. Но факт остается фактом: Mistral мы не получили. Президент Франции выполнил приказ, поступивший из Вашингтона.Обком обкомом, но своя рубаха ближе к телу. Отказ от поставки в нашу страну Mistral негативно сказался на репутации компании STX France, которая строила Mistral,и имидже всего французского ВПК. Проведенный тогда опрос общественного мнения показал, что более 70% французов были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв и обман России чреват большими моральными и экономическими рисками. В этой ситуации французское руководство решило нарушить дисциплину и сделало все, чтобы и волки были сыти, и овцы целы. Париж вернул Москве миллиардную предоплату, а корабли ушли в Египет, который «нам не враг, а им не друг». Формально и требования обкома были выполнены.
В то время Египет уже взглянул широко открытыми глазами в мир так любимой в Америке «арабской весны» и уже понял, к какой пропасти его ведут товарищи из «Вашингтонского обкома». Поняли это и простые граждане, поняли это и в руководстве Арабской Республики Египет. Поэтому предпочтение было отдано России и Франции, а мнение товарищей из Вашингтона было проигнорировано. Не стоит и вспоминать, что тогда писала «самая свободная пресса цивилизованного мира» и что говорили с трибуны конгресса. Все это уже в прошлом, поезд уже ушел, а корабль уплыл.Общий профит Франция, хоть и частично, смогла сохранить свое лицо по отношению к миру, деньги по отношению к собственной экономике и не нарвалась на порку дядек из Вашингтона. Египет получил современные корабли, которые соответствуют его нынешним геополитическим амбициям. Кстати, в начале этого года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо Mistral, в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, четыре корвета класса Gowind 2500 и четыре дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки.
После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны газовое месторождение. Сейчас на него претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли. Есть корабли – будут переговоры. Есть у Египта и текущие задачи, например охрана торгового морского пути в районе Аденского пролива, да и прочие проблемы, устроенные саудитами и иранцами, требуют наличия хорошей ударной силы в регионе.А в чем наш, российский профит или, правильнее сказать, что мы потеряли, а что приобрели? Мы ничего не потеряли. Mistral как корабли нам изначально были не нужны. Технологии, ради которых все затевалось, мы в основном получили. Франция фактически передала нам цифровое проектирование, крупноблочное строительство больших кораблей и водонепроницаемую защиту. Примерная стоимость полученной нами конструкторской документации составила четверть миллиарда долларов. Такую стоимость назвали сами французы.
Кроме всего прочего, были прощупаны возможности боевой информационно-управляющей системы SENIT-9. Разработанное нами под Mistral оборудование и вооружение, скорее всего, вернется на уже египетские Mistral, туда же пойдут и наши вертолеты. Результаты тендера мы узнаем уже в этом месяце. Это один из наиболее значимых плюсов. Ведь наравне с получением судостроительных технологий мы продвинули наше вертолетостроение на новый уровень и создали не имеющий аналогов морской ударный вертолет.
Вперед, разрывая шаблоны Скорее всего, Россия вместе с Францией будет участвовать в обслуживании комплекса по имени Mistral, приобретая такой необходимый для нас опыт, который будет учтен уже на нашем флоте. Ну а объем и направленность компенсационных или, как говорят, офсетных сделок и договоренностей между тремя странами так и останется за кулисами большого театра под названием «Геополитика».Последнее частенько вызывает разрыв шаблона в неокрепших русофобских мозгах. «Короткое замыкание» – и в стройные ряды западного политического истеблишмента летит новое предположение, подкрепленное «качественными данными из очень осведомленных источников». Например, в конце 2016 года министр обороны Польши Антоний Мациревич на слушаниях в польском парламенте с серьезным выражением лица заявил: «Это правда, в последние дни Mistral де-факто переданы России за один доллар. Эта операция состоялась».
В детали он вдаваться не стал и заявил, что располагает такой информацией «из хороших источников». Ему тут же стала вторить представительница министерства обороны Катажина Якубовская: «В интересах безопасности Польши отсутствие у России современных десантных морских судов класса Mistral». Ну да, мадам, русские корабли уже швартуются в Варшаве. Эх, господа, Псаки на вас нет!«Катран» для Египта С большой долей вероятности на Mistral пойдут именно наши вертолеты Ка-52К «Катран», но это мы узнаем в самое ближайшее время. В чем отличие «египтянина» от «россиянина»? Главная особенность вертолетов в экспортном исполнении – оптико-электронная прицельная система ОЭС-52, которая устанавливается под носовой частью вертолета взамен штатной оптико-электронной системы ГОЭС-451. Эту станцию презентовали на прошлом авиасалоне МАКС на предсерийном образце. Она же будет установлена на законтрактованных Египтом вертолетах. Участие ТАВКР «Адмирал Кузнецов» и, соответственно, пары Ка-52К в реальных боевых действиях в Сирии показало реальную эффективность этих машин. Опыт, полученный в результате этого похода, поистине бесценен.
Машине решили добавить возможностей. В первую очередь это коснется радиоэлектронного оборудования. Сейчас «Катран» оснащен РЛС «Арбалет», которая работает в миллиметровом диапазоне. Это дает РЛС высокую разрешающую способность (она видит небольшие цели), но и снижает дальность обнаружения. Как результат – «Арбалет» эффективен при работе по прибрежным и наземным целям.Для морской машины это недостаток, поэтому «Катран» получит РЛС с активной фазированной решеткой (АФАР) и дополнительный, сантиметровый диапазон. Это резко увеличит быстродействие и дальность работы новой РЛС. АФАР не имеет механических деталей для направления радиолуча, поэтому сканирование пространства осуществляется в доли секунды, наведение более точное, селекция и сопровождение целей становятся многоуровневыми. За счет сантиметрового диапазона дальность обнаружения больших целей, то есть кораблей, вырастает до 180 км.
Увидит новый радар и небольшие маловысотные воздушные цели: крылатые ракеты и беспилотники, сможет передавать целеуказание по обнаруженным объектам. В результате экипаж «Катрана» получит более качественный массив боевой информации и более мощное оружие. Машина, имеющая на борту такую электронику, мощные противокорабельные ракеты и подготовленный экипаж, становится грозным оружием для кораблей противника. Наличие таких мощных ударных вертолетов в составе корабельной группировки дает флоту качественно новые возможности по боевому применению как в десантных операциях, так и в морских сражениях.«Катран» для России До 2020 года Министерство обороны РФ планирует получить 146 вертолетов Ка-52. Из них 32 будут Ка-52К «Катран». Когда Ка-52К зависнут над палубой египетских Mistral, я не знаю, начало поставок ожидаем в этом году, но они точно обживут ангары наших кораблей – как существующих, так и будущих. Существующие – это большие противолодочные корабли проекта 1155, где «Катран» вполне способен уместиться в ангаре БПК рядом с противолодочным Ка-27ПЛ. Таких кораблей у нас в строю восемь.
Предусмотрено базирование Ка-52К и на будущих универсальных больших десантных вертолетоносцах «Прибой». Он будет иметь следующие характеристики: водоизмещение – 14 тыс. т, длина – 165 м, ширина – 25 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме до 60 единиц бронетехники и не менее 500 «черных беретов». В общем, немало, осталось только дождаться этих кораблей от наших судостроителей. А вот авиастроители, судя по всему, не подведут. Вертолеты для флота будут. Ждем корабли…

Закупка правительством Российской Федерации французских кораблей-вертолетоносцев «Мистраль» создает ряд новых возможностей боевого применения российского вертолета Ка-52, который уже несколько лет как вышел в «серию» и выпускается заводом «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край). Недавно стало известно, что конструкторы этого проекта приступили к разработке морской модификации Ка-52, которые могут стать штатными летательными аппаратами вертолетоносца.


Боевой транспортный корабль- вертолетоносец «Мистраль»

Корабельный расчет БТКВ «Мистраль» включает в себя 160 моряков, корабль может дополнительно вместить 450 пассажиров. Контракт о поставке в ВМФ России двух кораблей типа «Мистраль» был заключен с Францией 17 июня 2011 года. Первый такой корабль поступит в распоряжение ВМФ России в 2014 году.

Контракт на поставку в ВВС России

Первенцам модельного ряда Ка-52 «Аллигатор» - последователя концептуальной модели Ка-50, известного как «Черная акула», стал вертолет, который взлетел в июле 2008 года. В конце прошлого года закончился II этап государственных совместных летно-технических испытаний.

становления Ка-52

В начала 2012 года Ка-52 стал поставляться в ВВС РФ. Свыше десятка вертолетов находятся в Центре боевого применения и переучивания летного состава в Торжке, еще 8 единиц техники несут боевое дежурство на Черниговской авиационной базе в Приморье. В ходе учебных занятий вертолеты задействуются в войсковых учениях, мероприятиях по боевому взаимодействию подразделений, на занятиях по ЛТУБС отрабатывают упражнения по огневой подготовке с применением 30-мм пушек и НУРСов. В своем интервью изданию «Эксперт Online» представитель отдела общественных связей ОАО ААК «Прогресс» Алексей Суконкин сообщил, что в начале осени прошлого года представители МО РФ согласовали контракт на поставку более чем 140 вертолетов типа Ка-52 до 2020 года включительно с управляющим директором «Прогресса» Юрием Денисенко. Этот контракт получил статус официального документа.

Перспективы внедрения Ка-52К

Корабельная модификация летательной машины, которая получила название Ка-52К, должна быть собрана, проверена и протестирована к середине 2014 года. Как раз к тому времени на ТОФ прибудут первые экземпляры «Мистралей». Кстати, в начале года главнокомандующий ВМФ РФ адмирал Владимир Высоцкий рассказал, что первые два десантно-вертолетных корабля-дока типа «Мистраль» получат наименование «Севастополь» и «Владивосток». Планируется, что на каждый «Мистраль» будет оснащен 8 вертолетами Ка-52К и 8 боевыми машинами Ка-29 (морской транспортно- боевой вертолет – достойный преемник Ка-27).

В октябре 2011 года в акватории Баренцевого моря уже проводились летно-тактические испытания «Аллигатора» с обязательной посадкой и взлетом с палубы корабля. Боевая машина удачно прошла все ЛТИ. При обработке данных упражнений использовался борт БПК «Вице-адмирал Кулаков». Предполагается, что корабельный вариант «Аллигатора» будет конструктивно доработан, при этом будут сделаны складными лопасти несущего винта и крылья. Боевая машина будет дополнительно укомплектована надувными баллонетами на случай вынужденного приводнения, системой кондиционирования воздуха в кабине. Также боевой вертолёт будет приспособлен к действиям в условиях моря, в том числе будет проведено оснащение необходимыми системами вооружения для ведения морского боя. Ожидается также перевооружение боевой машины противокорабельными ракетами.

На увеличение функционала Ка-52К повлияла достаточно удачная конструкция вертолета. В корабельной модификации боевой машины расширен спектр применения как управляемых, так и неуправляемых видов вооружения, стало возможным несение боевого дежурства в круглосуточном режиме и в любую погоду. Ка-52К, в отличие от «Черной акулы» Ка-50, уже создан в двухместном варианте, в экипаж входит летчик и оператор, которые в определенных ситуациях могут дополнять друг друга.

Как и Ка-52, корабельный вариант вертолета оборудован броневой защитой и улучшенной системой катапультирования, что выгодно выделяет его среди других боевых машин такого типа.

Описание корабельного вертолета К-52К

Тактическое предназначение корабельного вертолета К-52К - уничтожение бронированных и небронированных наземных и надводных целей, живой силы противника и воздушных целей. Производится серийно. Экипаж вертолета состоит из 2 человек, крейсерская скорость боевой машины доходит до 250 км/ч, практическая дальность полета достигает 520 км.

Осенние испытания К-52К на СФ в качестве боевой машины корабельного базирования дали положительные результаты. Все 4 БТКВ «Мистраль» будут принимать на борт корабельные «Аллигаторы».

Боевые машины Ка-52 «Аллигатор» и Ка-29 перед размещением на «Мистраль» пройдут необходимую модернизацию и перевооружение. С учетом несения боевого дежурства на морских просторах нашей Родины у корабельного вертолета К-52К будет усилено шасси, которое при создании было рассчитано на сухопутный вариант использования боевой машины.

Traveler >> Одна из главных особенностей морского варианта вертолета - возможность применения противокорабельных крылатых ракет, например, новой авиационной высокоскоростной тактической ракеты Х-31АД.
rubidiy > Кто-нибудь, разъясните пожалуйста этот абзац...
rubidiy > Зачем палубному ударному вертолету с радиусом действия в 200км противокорабельные ракеты дальностью 120км? Против кого применять?

Британские вертолеты в Фолклендской войне / Авиация и время 1999 04

Британские вертолеты в Фолклендской войне Алексей А. Заболотный/ Киев Фото из архива автора Вооруженный конфликт в Южной Атлантике, разразившийся в первой половине 1982 г. между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских (Мальвинских) островов и острова Южная Георгия, стал уже достоянием истории. Это была небольшая по масштабам, но яростная война, которую некоторые западные аналитики относят к конфликтам «средней интенсивности» лишь потому, что применение ядерного оружия в ней даже не планировалось. Тем не менее, влияние, которое она оказала на развитие современного военного искусства, трудно переоценить. // Дальше - www.nnre.ru

На рассвете его вертолет «Линкс», пилотируемый капитан-лейтенантом Тимоти Макмэхоном (Lt. Timothy McMahon) с наблюдателем капитан-лейтенантом Гари Хантом (Lt. Gary Hunt), атаковал двумя ПКР «Си Скьюа» аргентинское транспортное судно водоизмещением порядка 6000 т и серьезно повредил его.


Надо сказать, что ракеты «Си Скьюа» на момент начала боевых действий не были официально приняты на вооружение, однако применялись успешно и показали себя высокоэффективным средством борьбы на море. В предыдущем случае 6000-тонное судно оказалось великовато для этой ПКР, поскольку предназначалась она в первую очередь для поражения малоразмерных маневренных целей типа боевых катеров. В случае же применения ее точно по назначению результаты были гораздо более впечатляющими. Однажды вертолет «Си Кинг» был обстрелян из 40-мм зенитного автомата с борта аргентинского патрульного корабля «Альварес Собрал» (Alferez Sobral). Английский экипаж, маневрируя, вышел из-под огня и доложил о местонахождении противника. Вскоре два «Линкса» атаковали его двумя ПКР «Си Скьюа», причем обе попали в цель, и потопили. Развернувшись, вертолеты атаковали второй такой же корабль, который, получив повреждения, все же сумел уйти. Державшийся до этого момента на безопасном расстоянии «Си Кинг» вернулся и сбросил оказавшимся в воде членам команды «Альвареса Собрала» спасательные плотики.



Поделиться