Современная концепция антикризисного менеджмента. уметь представить себя и результаты своего труда

В учебнике рассматриваются необходимость, актуальность антикризисного управления, его предмет, функции и принципы. Отмечается роль кризисов в развитии и функционировании социально-экономических систем, анализируются методологические проблемы разработки, применения методов и средств антикризисного управления. Большое внимание уделяется прогнозированию и оценке кризисов в процессах управления, разработке стратегии антикризисного управления. Приводятся анализ процедур банкротства предприятий, зарубежный опыт антикризисного управления.
Для студентов заочного обучения управленческих специальностей, слушателей бизнес-школ, предпринимателей. Книга может быть полезной для лиц, самостоятельно изучающих проблемы антикризисного менеджмента.

Многие активные участники реформирования социальных, экономических и политических структур России не предполагали, что результатом реформ станет кризис. Его появление вызвало потребность во всестороннем осмыслении и определении путей и методов выхода из кризисного состояния, в разработке концепции эффективного управления экономикой, социально-политической жизнью на макро- и микроуровне.

Перед практическими управленцами и исследователями встала задача определения причин возникновения кризисов и возможности их предотвращения и преодоления. При более тщательном рассмотрении оказалось, что кризисы в социальных, экономических и политических системах - явление объективное. Это подтверждается циклическим развитием природных и социально-экономических явлений и процессов.

Исторический опыт показывает, что кризисы возможно прогнозировать, предотвращать, отдалять, минимизировать и в отдельных случаях провоцировать. Но опасность кризисов существует всегда. Наступление кризиса определяется реальными тенденциями развития производства, экономики и общества в целом, потребностью в их периодической реконструкции.

ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Раздел I Кризисы в тенденциях макро- и микроразвития 4
Глава 1. Антикризисное управление как научная и учебная дисциплина 5

1.1. Необходимость и актуальность антикризисного управления 5
1.2. Антикризисное управление как особый тип управления 8
Глава 2. Роль кризисов в развитии социально-экономических систем 15
2.1. Понятие «кризис» в развитии социально-экономических систем 15
2.2. Причины и типология кризисов 17
2.3. Человеческий фактор и кризисы 21
Глава 3. Социально-политические кризисы 24
3.1. Сущность и содержание социально-политического кризиса 24
3.2. Стадии развития социально-политического кризиса 25
Глава 4. Кризисы и безопасность развития 30
4.1. Экономическая составляющая в структуре национальной безопасности 30
4.2. Показатели (индикаторы) экономической безопасности применительно к производственному предприятию 34
4.3. Основные направления совершенствования управления экономической безопасностью страны 36
Глава 5. Кризисы в развитии организации 41
5.1. Организация как структурный элемент общественной системы 41
5.2. Возникновение и распознавание кризисов организации 43
5.3. Этапы циклического развития организации 46
Раздел II Формирование и проявления антикризисного управления 51
Глава 6. Основные проблемы разработки и применения средств антикризисного управления 52

6.1. Методологические проблемы разработки, применения методов и средств антикризисного управления 52
6.2. Организационно-управленческие проблемы предотвращения и преодоления кризиса 54
Глава 7. Основные факторы повышения эффективности антикризисного управления 57
7.1. Понятие и критерии эффективности антикризисного управления 57
7.2. Пути и факторы повышения эффективности антикризисного управления 58
Глава 8. Прогнозирование и оценка кризисов в процессе управления 63
8.1. Прогнозирование и классификация прогнозов 63
8.2. Этапы прогнозирования кризисных ситуаций 67
8.3. Принципы и методы прогнозирования кризисов 70
Глава 9. Реструктуризация организаций как антикризисная мера 75
9.1. Понятие и виды реструктуризации 75
9.2. Реструктуризация систем управления организацией 78
Глава 10. Стратегия антикризисного управления 82
10.1. Методологические подходы к определению стратегии управления 82
10.2. Разработка стратегии антикризисного управления 84
Глава 11. Процедуры банкротства 92
11.1. Банкротство и его основные признаки 92
11.2. Основные процедуры банкротства 95
11.3. Банкротство градообразующих и сельскохозяйственных организаций 104
Раздел III Механизм антикризисного управления 109
Глава 12. Инновации в антикризисном управлении 110

12.1. Понятие «антикризисные инновации» 110
12.2. Определение инновационных приоритетов со средой окружения фирмы 113
12.3. Процессные антикризисные инновации 116
12.4. Инновации в управлении персоналом 118
12.5. Антикризисные инновации в организации работы с заказчиками и поставщиками 122
12.6. Продуктовые инновации 126
Глава 13. Совершенствование организационных структур в антикризисном управлении 132
13.1. Тенденции развития организационных структур 132
13.2. Формы организационного оздоровления предприятий в процессе антикризисного управления 137
Глава 14. Антикризисное управление в условиях риска 149
14.1. Антикризисное управление и риски 149
14.2. Классификация рисков в процессах антикризисного управления 152
14.3. Способы минимизации потерь и убытков в процессах антикризисного управления 156
Глава 15. Контроллинг как система предупреждения и профилактики кризисов в организации 164
15.1. Становление системы контроллинга 164
15.2. Принципы контроллинга 166
15.3. Специфические функции контроллинга 168
15.4. Служба контроллинга в системе управления организацией 172
Раздел IV Человеческий фактор сотрудничества в антикризисном управлении 177
Глава 16. Человеческий капитал антикризисного управления 178

16.1. Научное содержание понятия «человеческий капитал» 178
16.2. Человеческий капитал и управление социально-экономическими процессами 184
16.3. Роль человеческого капитала в системе антикризисного управления 190
16.4. Управление развитием человеческого капитала как фактор антикризисного развития организации 192
Глава 17. Арбитражный управляющий: требования, обязанности, права и ответственность 196
17.1. Профессиональные и социально-нравственные требования к арбитражному управляющему 196
17.2. Основные права, обязанности и ответственность арбитражного управляющего 198
17.3. Требования к профессиональным способностям арбитражных управляющих 205
Глава 18. Корпоративное управление как фактор устойчивого развития организации 208
18.1. Корпорация как объект управления 208
18.2. Основные условия эффективного корпоративного управления 213
18.3. Корпоративная культура как потребность антикризисного управления 217
18.4. Факторы проявления и изменения корпоративной культуры 219
18.5. Принципы формирования корпоративной культуры 222
Раздел V Антикризисное управление и процессы общественного развития 227
Глава 19. Государственное регулирование и антикризисное управление 228

19.1. Социальное государство как субъект регулирования социально-экономических процессов 228
19.2. Государственное регулирование экологических и социальных процессов 231
19.3. Деятельность государства по совершенствованию правовых аспектов антикризисного управления 238
Глава 20. Социальная и нравственная ответственность антикризисного менеджмента 246
20.1. Особенности менеджмента как социально-нравственного института 246
20.2. Понятие «социальная ответственность» менеджмента организации 248
20.3. Нравственная ответственность в антикризисном менеджменте 253
20.4. Пути повышения социальной и нравственной ответственности менеджмента 256
Глава 21. «Новый курс» Ф.Д.Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса 259
Глава 22. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 266
Глава 23. Антикризисная экономическая политика Японии в послевоенный период (1945-1952) 271
Глава 24. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 284
Глава 25. Опыт эффективного управления в ведущих зарубежных фирмах 291
25.1. Принципы управления, используемые в ИБМ 291
25.2. Деятельность Ли Якокка по созданию антикризисной команды 300

АСУ - автоматизированная система управления; АСУПП - автоматизированная система управления проектным производством;

ВПО - высшее профессиональное образование;

ГК - Гражданский кодекс;

ГОС - государственный образовательный стандарт;

ОУ - объект управления;

ОЭФ - общественно-экономическая формация;

ПС - производственная система;

ПСД - проектно-сметная документация;

ПХД - производственно-хозяйственная деятельность;

САПР - система автоматизированного проектирования;

СДО - система дистанционного образования;

СУ - система управления;

СЭС - социально-экономическая система;

УМО - учебно-методическое объединение;

ФЛ - физическое лицо;

ЮЛ - юридическое лицо.

Библиографический список

  • 1. Ананькина ЕЛ. и др. Контроллинг как инструмент управления пред- приятием/Под ред. Н.Г. Данилочкиной, - М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998.
  • 2. Антикризисное управление. Учебник под ред. Э.М. Короткова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
  • 3. Беляев А.А., Коротков Э.М. Системология организации.: Учебник/Под ред. д.э.н., проф. Короткова Э.М. - М.: ИНФРА-М, 2000.
  • 4. Булатов Н.С. Экономика: учебник - М.: БЕК, 1994.
  • 5. Бункина М.К. Экономика. - М.: 1994.
  • 6. Введение в рыночную экономику. Под редакцией Лившица А.Я. - М.: Высшая школа, 1994.
  • 7. Ворст Й., Ровентлоу П. Экономика фирмы. Учебник. - М.: Высшая школа, 1994.
  • 8. Герчикова И.Н. «Менеджмент». Учебник. - М.: ЮНИТИ, 1995.
  • 9. Голуб А.А., Струков Е.Б. Экономика природопользования. - М.: Аспект Пресс, 1995.

№. Государственное управление. Словарь-справочник. - СПб.:, 2001.

  • 11. Гражданский кодекс РФ, ч. 1, 2. - М., «Инфра-М-норма», 1996.
  • 12. Гречихин А.А., Древе ЮХ. Вузовская учебная книга. Типология, стандартизация, компьютеризация: Учебно-методическое пособие в помощь автору и редактору. - М.: Логос: Московский государственный университет печати, 2000.

ХЗ.Дворицын М.Д., Юсим В.И. Технодинамика. - М.: ДИКСИ, 1993.

ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

ХЪ.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. Учебник для вузов. - М.: Культура и спорт, 1997.

  • 19. Кибанов А.Я. и др. Этика деловых отношений. Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2002.
  • 20. Коротков Э.М. Исследование систем управления. Учебник. - М.: ДЕКА, 2000.

И.Коротков Э.М. Концепция менеджмента. - М.: Дело, 1996.

  • 22. Менеджмент: итоговая аттестация студентов, преддипломная практика и дипломное проектирование.: Уч. пособие/Под. общ. ред. Э.М. Короткова и СД. Резника. - Пенза: ПГСА, 1999.
  • 23. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. - М.: Дело, 1993.
  • 24. Мильнер Б.З. «Теория организации». Учебник для вузов. - М.: Ин- фра-М, 2003.
  • 25. Морозова Т.Г. и др. Региональная экономика. - М.: ЮНИТИ, 1995.
  • 26. Основы логистики.: Уч. Пособие / Под ред. Миротина Л.Б. и Сергеева В.И. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 27. Производственный менеджмент.: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, А.В. Бандурин, Г.Л. Горбовцев и др.;/Под. ред. С.Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
  • 2%. Пудин В. С. Системное развитие менеджмента как науки. ГУУ, - М.: ТЕИС, 2001.
  • 29. Развитие транспортной сети России. Проект РАН, Финансовые известия, № 2 от 17.01.95.
  • 30. Райзберг Б.А. Курс управления экономикой. - СПб.: Питер, 2003.
  • 31. Роббинс С.И , Коултер М. Менеджмент. 6-е издание.: пер. с англ. - М.: Изд. Дом «Вильямс», 2002.
  • 32. Румянцева З.П. и др. Общее управление организацией: принципы и процессы. 17-Модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации», модуль 3. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 33. Социальные технологии. Толковый словарь / Под ред. Дятчен- ко Л.Я., Иванова В.Н., Изд. второе. - М.: Луч, 1995.
  • 34. Социология. Основы общей теории. Учебник / Под ред. Г.В. Осипова и Л.Н. Москвичева. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2002.
  • 35. Теория системного менеджмента. Учебное пособие для вузов / Под ред. П.В. Журавлева и др. - М.: Экзамен, 2002.
  • 36. Управление качеством. Учебник / Под ред. Ильенковой С.Д. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  • 37. Управление организацией / Под ред. Поршнева А.Г. 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 1997.
  • 38. Управление организацией: энциклопедический словарь. - М.: Изд.дом ИНФРА-М, 2001.
  • 39. Управление персоналом организации. Практикум.: Уч. пособие/Под. ред. д.э.н., проф. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 1999.
  • 40. Фатхутдинов Р.Л. Организация производства. Учебник. - М.: Ин- фра-М, 2002.
  • 41 .Хейне Пол. Экономический образ мышления. Пер. с англ. - М.: Каталаксия, 1997.
  • 42.Шмидхейни С. Смена курса. - М.: Геликон, 1994.
  • 43.Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В., Бузгали- на А.В., МГУ, 1995.
  • 44.Экономическая информатика. Учебник/Под ред. П.В. Конюховского и Д.Н. Колесова. - СПб.: Питер, 2001.
  • 45. Энергосберегающие технологии в электроснабжении. - М.: Высшая школа, 1989.

TTr ТЛЛОЖЧмЖЯ

Большинство специалистов, разрабатывающих концепции антикризисного менеджмента, предлагают четырехфазную модель его формирования :

  • 1) формулирование проблемы;
  • 2) оценка альтернатив;
  • 3) выбор оптимального варианта и разработка на его базе концепции антикризисного менеджмента;
  • 4) корректировка реализуемой концепции с учетом недостатков, выявленных в процессе осуществления.

На наш взгляд, в системе государственного управления возможен более детальный план формирования концепции антикризисного менеджмента, включающий семь этапов:

  • 1) формирование команды антикризисного менеджмента;
  • 2) анализ исходных позиций (сбор информации);
  • 3) определение характера кризисной ситуации (предкризисная или кризисная);
  • 4) формулировка альтернатив;
  • 5) выбор оптимального варианта и разработка на его базе концепции антикризисного менеджмента;
  • 6) реализация концепции, включая мониторинг происходящих изменений;
  • 7) поиск ошибок и корректировка реализуемой концепции с учетом недостатков, выявленных в процессе осуществления.

Важные качественные отличия государственного антикризисного менеджмента – системность, оперативность, гибкость и адресность. Системность и оперативность проявляются в необходимости срочной оперативной разработки целого взаимосвязанного комплекса мер для преодоления кризисной ситуации. Гибкость необходимо рассматривать как способность антикризисного менеджмента адекватно меняться под воздействием ситуации, выстраивая линию корректирующего менеджмента. Адресность предполагает направленность управленческой инициативы и ресурсов в эпицентр кризисных процессов.

Для разработки концепции антикризисного менеджмента необходимо подготовить и использовать команду высококвалифицированных специалистов по государственному антикризисному регулированию.

Первый этап – формирование команды антикризисного менеджмента. Эксперты советуют во главе команды поставить руководителя, на которого можно персонально возложить ответственность за антикризисные мероприятия. При этом во главу угла должен быть положен профессионализм руководителя, вне зависимости от возраста, предыдущей государственной должности и т.п. В команде менеджеров должны быть четко очерчены роли участников, задачи экспертов, включая группу мониторинга кризиса и ответственного за связи с общественностью. Необходимо построить в команде конструктивные личные отношения. Антикризисные решения нельзя блокировать из-за личных сложностей, поэтому тех, кто мешает, необходимо оперативно отстранять от работы.

На практике команда антикризисного реагирования способна столкнуться с несколькими основными проблемами :

  • – потеря времени на "притирку" команды;
  • – потеря времени из-за неотработанности схем принятия решений и неналаженности системы антикризисных коммуникаций;
  • – отсутствие заранее подготовленных баз данных для разного варианта кризисных ситуаций;
  • – непонимание сути работы команды со стороны других государственных структур, возникновение нездоровой конкуренции между ними;
  • – отсутствие специализации между членами команды – все отвечают за все сразу;
  • – слабая связь с первым лицом;
  • – борьба за неформальное лидерство внутри команды.

В связи с указанными проблемами вопрос о том, кто потенциально может войти в команду антикризисного реагирования, лучше поставить и решить задолго до кризиса и апробировать команду в игровых ситуациях на тренингах. Это поможет во многом избежать отмеченных выше проблем в условиях кризиса.

Второй этап – анализ исходных позиций: сбор информации. Такой анализ должен прояснить внутреннее и внешнее положение организации в условиях кризиса. Целью анализа исходных позиций является исследование современного положения и перспектив развития организации, а также грозящих ей кризисных тенденций. Ответственность за проделанный анализ несет руководитель команды по менеджменту кризиса, но в процесс обсуждения желательно включить как можно большее число компетентных сотрудников команды. Данные для анализа собираются с использованием мониторинга, с опорой на имеющийся в наличии статистический материал, с применением метода анкетирования и интервьюирования экспертов. Основной задачей составления анализа является сбор разносторонних данных для выводов и дальнейшего определения характера кризисной ситуации. Возможно использование методологии анализа четырех полей (или SWOT-анализа), который включает анализ как внешних (возможности и опасности), так и внутренних факторов деятельности организации (сильные и слабые стороны).

Третий этап – определение характера кризисной ситуации. Как уже отмечалось, выбор превентивной или реактивной модели антикризисного менеджмента зависит от фазы развития кризиса. Большинство экспертов советуют прежде всего определить причины кризиса, выявить его характер и основные симптомы, поскольку различное понимание причин кризиса подразумевает и выбор разных путей выхода из него. Предлагается следующий алгоритм определения характера кризиса :

  • 1) выявить причины кризиса (например, выяснить противоречия между основными политическими силами, отследить функциональные и структурные противоречия в системе управления и др.);
  • 2) определить характер кризиса (выявить степень его интенсивности, области локализации);
  • 3) определить степень вовлеченности основных групп (установить отличительные черты групп, которых кризисные проблемы непосредственно коснулись);
  • 4) уточнить определения ситуации как кризисной или предкризисной.

Четвертый этап – формулировка альтернатив. Модели антикризисного реагирования должны разрабатываться с учетом имеющихся государственных средств и ресурсов, а также возможных политических, экономических и иных рисков. Эксперты советуют использовать стандартный, качественный и модифицированный анализ выгод-затрат, многоцелевой анализ и анализ экономической эффективности. Стандартный анализ производится в денежной форме, качественный анализ выгод-затрат выражается в натуральных единицах (например, сокращение или увеличение рабочих мест, тонны материалов и т.п.). Достаточно часто в системе управления монетаризуемые и не монетаризуемые, но важные затраты способны иметь практически равное значение, тогда они рассматриваются в качестве самостоятельных целей и для анализа альтернатив применяется многоцелевой подход .

Пятый этап – выбор оптимального варианта антикризисною решения и разработка концепции антикризисною менеджмента. При выборе одной из возможных альтернатив действия эксперты советуют оценивать все возможные варианты решения на основе следующих единых объективных критериев:

  • – каково будет состояние системы управления по каждому варианту антикризисного решения после его осуществления;
  • – сколько времени и какие средства будут необходимы для осуществления каждого варианта решения;
  • – какие трудности и каким образом необходимо преодолеть при реализации каждого из проектов;
  • – как будет отражаться каждый вариант решения на состоянии всей системы управления в целом.

При выборе альтернатив возможно использование метода мозгового штурма.

Когда принципиально определена антикризисная стратегия – превентивная или реактивная (возможно также их сочетание в сложных ситуациях), формируется антикризисная программа , представляющая собой комплекс взаимосвязанных мер антикризисного реагирования. Под эту программу в дальнейшем необходимо получить правовое и бюджетное обеспечение .

Шестой этап – реализация концепции антикризисного менеджмента , включая мониторинг происходящих изменений . Для реализации концепции антикризисного менеджмента необходимо прежде всего создание современной системы антикризисных политических коммуникаций, в центре которых должен находиться антикризисный центр, в рамках которого будет работать специальная группа мониторинга, чтобы специалисты антикризисного центра непрерывно отслеживали изменения ситуации на разных уровнях управления. Об этом подробно будет рассказано в следующем параграфе.

Седьмой этап – поиск ошибок и корректировка реализуемой концепции. Этот этап оперативно подводит итоги проведенной работы, он нацелен на поиск ошибок и выстраивание линии корректирующего менеджмента. Важным инструментом реализации этой задачи служит мониторинг эффективности программы, в рамках которого происходит отслеживание динамики показателей, выбранных в качестве критериев эффективности. Например, критериями политической эффективности антикризисной программы могут быть рост поддержки населением решений властных структур, увеличение рейтинга популярности ведущих политических и государственных лидеров, повышение уровня жизни населения, снижение социально-политических противоречий и др. Динамика изменения критериев эффективности антикризисной программы позволит сделать обоснованный вывод о целесообразности принятых мер и предложить новые идеи с целью увеличения эффективности антикризисного менеджмента.

См.: Rochefort D.. Cobb R. W. Problem Definition, Agenda Access and Policy Choice // Policy Studies Journal. 1993. Vol. 21. № 1. P. 56–71.

  • Антикризисный менеджмент / под ред. А. Г. Грязновой. Μ., 1999. С. 21-22.
  • См.: Матвеева Е. Е. Теория антикризисного управления. Смоленск, 2006. С. 65-66.
  • Антикризисное управление. Под ред. Короткова Э.М.

    М.: 2003. - 432 с.

    Излагается современная концепция антикризисного управления организацией, функционирующей в условиях рыночной экономики с позиций фундаментального подхода к пониманию антикризисного управления. При этом не упускаются из виду потребности практической деятельности современного менеджера. Учебник принципиально отличается от подобных изданий тем, что рассматривает источники, причины и проявление кризисов во всем разнообразии взаимосвязанных тенденций развития организации. Некоторые проблемы антикризисного управления рассматриваются здесь впервые. Например, государственное регулированием! кризисных ситуаций, кризисы в системе государственного управления, роль профсоюзов в антикризисном управлении и др.

    Учебник могут успешно использовать студенты при подготовке по специальности «Антикризисное управление», а также других специальностей направления «Менеджмент». Он будет полезен аспирантам, преподавателям и практическим работникам-менеджерам, работающим в сложных условиях экономического кризиса в нашей стране.

    Формат: pdf / zip

    Размер: 5 ,1 5Мб

    / Download файл

    ОГЛАВЛЕНИЕ
    Введение 9
    Часть первая. КРИЗИСЫ В ТЕНДЕНЦИЯХ МАКРО- И МИКРОРАЗВИТИЯ 14
    Глава 1. КРИЗИСЫ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ 14
    1.1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения 14
    1.2. Типология кризисов 19
    1.3. Признаки кризиса: распознавание и преодоление 24
    1.4. Человеческий фактор антикризисного управления 26
    Глава 2. ТЕНДЕНЦИИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗРЕШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КРИЗИСОВ 29
    2.1. Сущность и закономерности экономических кризисов 29
    2.2. Причины экономических кризисов 31
    2.3. Фазы цикла и их проявление 36
    2.4. Виды экономических кризисов и ихдинамика 39
    Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ 42
    3.1. Аналитическая основа государственного регулирования кризисных ситуаций 42
    3.2. Роль государства в антикризисном управлении 49
    3.3. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций 55
    Глава 4. КРИЗИСЫ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 74
    4.1. Механизм государственной власти и кризисы системы управления 74
    4.2. Причины и последствия кризисов государственного управления 79
    4.3. Системный кризис государственного управления 82
    4.4. Преодоление кризисов государственного управления 92
    4.5. Реформы как средство антикризисного управления 96
    Глава 5. КРИЗИСЫ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ 100
    5.1. Общие и специфические, внешние и внутренние факторы рискованного развития организации.. 101
    5.2. Возникновение кризисов в организации 103
    5.3. Тенденции циклического развития организации 110
    5.4. Опасность и вероятность кризисов в тенденциях циклического развития организации 118
    Часть вторая. ВОЗМОЖНОСТЬ, НЕОБХОДИМОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 125
    Глава 6. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 125
    6.1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 125
    6.2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 128
    6.3. Признаки и особенности антикризисного управления 131
    6.4. Эффективность антикризисного управления 1 4 0
    Глава 7, ДИАГНОСТИКА КРИЗИСОВ В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ 146
    7.1. Основные параметры диагностирования 146
    7.2. Этапы диагностики кризиса 150
    7.3. Методы диагностики кризиса 150
    7.4. Информация в диагностике 152
    7.5. Диагностика банкротства предприятия 154
    Глава 8. МАРКЕТИНГ В АНТИКРИЗИСНОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ 160
    8.1. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении 160
    8.2. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация 166
    8.3. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении 172
    Глава 9. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 181
    9.1. Роль стратегии в антикризисном управлении 1 8 1
    9.2. Разработка антикризисной стратегии организации 184
    9.3. Реализация выбранной антикризисной стратегии 192
    9.4. Организация осуществления антикризисной стратегии 196
    Глава 10. БАНКРОТСТВО И ЛИКВИДАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ) 199
    10.1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия 199
    10.2. Роль и деятельность арбитражного суда 200
    10.3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур 202
    10.4. Ликвидация обанкротившихся предприятий 208
    10.5. Реорганизация и ликвидация кооператива 210
    Часть третья. КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 213
    Глава 11. РИСКИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 213
    11.1. Природа и классификация управленческих рисков 213
    11.2. Антикризисное управление риском 221
    11.3. Методы оценки регионального инвестиционного риска 226
    Глава 12. ИННОВАЦИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 231
    12.1. Инновационный процесс как фактор антикризисного управления 231
    12.2. Инновационный потенциал предприятия, его роль в антикризисном управлении 238
    12.3. Государственная инновационная стратегия антикризисного развития 243
    12.4. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса 249
    12.5. Инновационные проекты, критерии их отбора 253
    Глава 13. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 261
    13.1. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении 261
    13.2. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов 264
    13.3. Оценка инвестиционной привлекательности предприятий 2 6 8
    13.4. Методы оценки инвестиционных проектов 271
    Глава 14. ТЕХНОЛОГИИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 283
    14.1. Понятие технологии антикризисного управления.283
    14.2. Общая технологическая схема процесса управления в кризисной ситуации 284
    14.3. Технология разработки уравленческих решений в антикризисном управлении 288
    14.4. Параметры контроля кризисных ситуаций в технологии антикризисного управления 299
    Часть четвертая. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 309
    Глава 15. МЕХАНИЗМЫ КОНФЛИКТОЛОГИИ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 309
    15.1. Конфликты в развитии организации 309
    15.2. Причины конфликтов и их роль в антикризисном управлении 312
    15.3. Процессуальные характеристики конфликта 315
    15.4. Антикризисное управление конфликтами 318
    Глава 16. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ 323
    16.1. Антикризисные характеристики управления персоналом 323
    16.2. Система антикризисного управления персоналом 326
    16.3. Антикризисная политика в управлении персоналом 332
    16.4. Принципы антикризисного управления персоналом 335
    Глава 17. МЕНЕДЖЕР ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ 345
    17.1. Назначение и область деятельности менеджера в антикризисном управлении 345
    17.2. Модель менеджера антикризисного управления 350
    17.3. Ролевая структура деятельности менеджера в антикризисном управлении 355
    Часть пятая. ПРОФСОЮЗЫ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ 362
    Глава 18. РОЛЬ ПРОФСОЮЗОВ В АНТИКРИЗИСНОМ УПРАВЛЕНИИ 362
    18.1. Цели и принципы профсоюзного движения и его роль в антикризисном управлении 362
    18.2. Социальное партнерство в антикризисном управлении 366
    18.3. Регулирование социально-трудовых отношений в процессах антикризисного управления.... 371
    18.4. Социальные конфликты и ведение переговоров с профсоюзами 378
    18.5. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса 386
    Глава 19. ОПЫТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СТРАНАХ С РАЗВИТОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ 390
    19.1. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта - программа вывода американской экономики из кризиса 390
    19.2. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда 394
    19.3. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей американской корпорации Chrysler 398
    19.4. Антикризисные аспекты государственного управления в странах с развитой рыночной экономикой 404
    Заключение 409
    Глоссарий 411
    Приложения 422

    Принцип построения учебного материала заключается в рациональном сочетании фундаментальных положений, дающих глубокие теоретические знания, и практических рекомендаций решения проблем корпоративной социальной ответственности. Учебник содержит комплекс концептуальных положений, раскрывающих содержание одной из важнейших функций современного менеджмента в России корпоративной социальной ответственности. Многие проблемы менеджмента представлены в новом ракурсе. К ним относятся, например, проблемы разнообразия и интеграции типов ответственности, источники, механизмы и последствия реализации ответственности, деловая репутация, этика ответственности и др. Учебник дополнен практикумом, куда вошли ситуационные задания, кейсы и тесты, предназначенные не только для оценки знаний, но и для формирования установок на понимание нюансов в их представлении и видения степени приближения к истине.

    Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

    Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

    Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

    Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

    На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

    Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

    Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

    1. Безналичный способ:
      • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
      • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
        Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
      • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.


    Поделиться