Сравнение потенциалов подводного флота россии и сша. У какой страны самый большой флот подводных лодок

Для любой страны - это мощный геополитический механизм сдерживания. А подводный флот самим своим наличием влияет на международные отношения и эскалацию конфликтов. Если в XIX веке границу Британии определяли борта ее военных фрегатов, то в XX веке лидером Мирового океана становится военно-морской флот Соединенных Штатов Америки. И американские сыграли в этом не последнюю роль.

Первостепенное значение

Подводный флот приобретает для Америки все большее значение. Исторически территория страны была ограничена водными границами, затрудняющими скрытное нападение противника. С появлением в мире современных подводных субмарин и ракет "подводная лодка - воздух" эти границы становятся для Америки все более призрачными.

Обострившееся противостояние международных взаимоотношений с мусульманскими странами делает угрозу для жизни граждан Америки реальной. Иранские исламисты не оставляют попыток обзавестись ракетами «подводная лодка - воздух», и это угроза для всех прибрежных центров Америки. И в таком случае разрушения будут колоссальны. Противостоять нападению уже из-под воды может только такой же соперник.

Нынешний президент США Дональд Трамп в своих первых интервью заметил, что намерен и далее увеличивать подводный флот США. Но при одном условии - снижении его стоимости. Над этим стоит задуматься корпорациям, которые строят атомные американские подводные лодки. Прецедент уже есть. После того как Дональд Трамп сказал, что обратится в компанию Boeing за предложением более дешевых истребителей, компания Lockheed Martin снизила стоимость истребителя F -35.

Боевая мощь

Сегодня подводные лодки США преимущественно имеют атомные источники энергии. А это означает, что при проведении операций ограничения в боеспособности будут только в количестве пищи и воды на борту. Самый многочисленный класс субмарин «Лос-Анджелес». Это лодки третьего поколения с водоизмещением порядка 7 тонн, глубиной погружения до 300 метров и стоимостью порядка 1 миллиона долларов. Однако в настоящее время Америка заменяет их лодками четвертого поколения класса «Вирджиния», более оснащенными и стоящими 2,7 миллиона долларов. И цена эта оправдана их боевыми характеристиками.

Боевой состав

Сегодня лидирует и по количеству, и по оснащению морского вооружения. В военно-морские силы США входит 14 стратегических атомных подводных лодок и 58 многоцелевых подводных лодок.

Подводный флот американских военных оснащен двумя видами субмарин:

  • Океанские баллистические лодки. Глубоководные субмарины, цель которых доставка вооружения к пункту назначение и выпуск баллистических ракет. Другими словами их называют стратегическими. Оборонное оружие не представлено сильной огневой мощью.
  • «Лодки - охотники». Высокоскоростные лодки, цели и задачи которых разносторонни: доставка крылатых ракет и миротворческих сил в зоны конфликта, молниеносное нападение и уничтожение сил противника. Такие субмарины называют многофункциональными. их специфика - скорость, маневренность и скрытность.

Начало развития подводного мореплавания в Америке начинается с середины позапрошлого века. Объем статьи не предполагает такого массива информации. Сосредоточимся на атомном арсенале, который получил развитие после окончания Второй мировой войны. Краткий обзор подводного атомного арсенала Вооруженных сил Америки проведем, придерживаясь хронологического принципа.

Первые экспериментальные атомные

В на верфи в Гротоне в январе 1954 года была спущена на воду первая американская подводная лодка «Наутилус» (USS Nautilus) водоизмещением около 4 тысяч тонн и длиною в 100 метров. Она вышла в первое плавание через год. Именно «Наутилус» в 1958 году первый прошел под водой Северный полюс, что чуть не закончилось трагедией - поломкой перископа из-за сбоя систем навигации. Это была экспериментальная и единственная многоцелевая торпедная лодка с сонарной установкой в носовой части, а торпедами и в задней. Подводная лодка «Барракуда» (1949-1950) показала такое расположение наиболее удачным.

Атомные американские подводные лодки появлением обязаны военно-морскому инженеру, контр-адмиралу Хайману Джорджу Риковеру (1900-1986).

Следующим экспериментальным проектом стала USS Seawolf (SSN-575), выпущена тоже в единственном экземпляре в 1957 году. Она имела реактор с жидким металлом в качестве теплоносителя в первом контуре реактора.

Первые серийные атомные

Серия из четырех подводных лодок, построенных в 1956-1957 годах - «Скейт» (USS Skate). Они находились в составе вооруженных сил США и списаны были в конце 80-х годов прошлого столетия.

Серия из шести лодок - «Skipjack» (1959). До 1964 года это самая крупная серия. Лодки имели «альбакоровскую» форму корпуса и наивысшую скорость до серии «Лос-Анджелес».

В это же время (1959-1961) запускается специализированная серия атомных лодок в количестве пяти - «Джордж Вашингтон». Это лодки первого баллистического проекта. На каждой лодке находилось 16 ракетных шахт для ракет Polaris A-1. Точность стрельбы увеличивал гигроскопический успокоитель качки, в пять раз снижающий амплитуду на глубине до 50 метров.

Затем последовали проекты атомных подводных лодок по одному экспериментальному экземпляру серий Triton, Halibut, Tullibe. Американские конструкторы экспериментировали и совершенствовали системы навигации и энергетические системы.

Крупная серия многофункциональных лодок, пришедшая на смену Skipjack, состоит из 14 атомных субмарин Treaher.Последняя была списана в 1996 году.

Серия Benjamin Franklin - подводные лодки типа ракетоносцев «Лафайет». Сначала они были вооружены баллистическими ракетами. В 70-х годах перевооружены ракетами «Посейдон», а затем «Трайдент-1». Двенадцать лодок серии Benjamin Franklin в 1960 годах вошли в состав флота стратегических ракетоносцев, названного «41 на страже Свободы». Все корабли этого флота были названы именами деятелей американской истории.

Самая крупная серия - USS Sturgeon - многофункциональных атомных лодок включает 37 субмарин, созданных в период 1871 по 1987 годы. Отличительная особенность - пониженный уровень шума и датчики для подледного плавания.

Лодки, несущие службу в ВМФ США

С 1976 года по 1996 оснащение ВМФ производится многоцелевыми лодками типа Los Angeles. Всего выпущено 62 лодки данной серии, это самая многочисленная серия субмарин многоцелевого назначения. Вооружение торпедное и вертикальные пусковые установки ракет типа «Томагавк» с системами самонаведения. Девять лодок класса Los Angeles участвовали в Реакторы GE PWR S6G мощностью 26 МВт разработаны "Дженерал Электрик". Именно с этой серии начинается традиция называть лодки именами городов Америки. Сегодня в составе ВМФ США 40 лодок данного класса несут боевую службу.

Серия стратегических атомных подводных лодок, выпущенных с 1881 по 1997 год, состоит из 18 субмарин с баллистическими ракетами на борту - серия «Огайо». Подводная лодка этой серии вооружена 24 межконтинентальными баллистическими ракетами с индивидуальным наведением. Для защиты они вооружены 4 торпедными аппаратами. «Огайо» - подводная лодка, составляющая основу наступательных сил флота США, 60% времени он находятся в море.

Последний проект атомных подлодок многоцелевого назначения третьего поколения «Сивулф»(1998-1999). Это самый секретный проект ВМФ США. Его называли «усовершенствованный Лос-Анджелес» за особенную бесшумность. Он появлялся и исчезал не замеченный радарами. Причина - специальное звукоизолирующее покрытие, отказ от винта в пользу двигателя типа водомета и широкого внедрения датчиков шума. Тактическая скорость в 20 узлов делает его таким же шумным, как «Лос-Анджелес», стоящий на причале. Всего лодок этой серии три: «Сивулф», «Коннектикут» и «Джимми Картер». Последняя введена в эксплуатацию в 2005 году, и именно этой лодкой управляет терминатор во втором сезоне телесериала «Терминатор: Хроники Сары Коннор». Это лишний раз подтверждает фантастичность этих лодок как внешне, так и по содержанию. «Джимми Картер» называют еще «белым слоном» среди субмарин за его размеры (лодка длиннее собратьев на 30 метров). А по своим характеристикам эта субмарина может считаться уже подводным кораблем.

последнего поколения

Будущее в подводном кораблестроении началось с 2000 годов и связано с новым классом лодок класса USS Virginia. Первая лодка такого класса SSN-744 спущена на воду и введена в эксплуатацию в 2003 году.

Подводные лодки ВМС США данного типа называют складом оружия из-за оснащения мощным арсеналом, и «идеальным наблюдателем», из-за самых сложных и чувствительных сенсорных систем, когда-либо устанавливаемых на субмаринах.

Передвижение даже по относительному мелководью обеспечивает атомный двигатель с ядерным реактором, план которого засекречен. Известно, что реактор рассчитан на срок службы до 30 лет. Уровень шумности снижается за счет системы изолированных камер и современной конструкции энергетического блока с «глушащим» покрытием.

Общие тактико-технические характеристики лодок класса USS Virginia, которых на сегодня введено в эксплуатацию уже тринадцать:

  • скорость до 34 узлов (64 км/ч);
  • глубина погружения составляет до 448 метров;
  • от 100 до 120 членов экипажа;
  • надводное водоизмещение - 7,8 тонны;
  • длина до 200 метров, а ширина около 10 метров;
  • атомная силовая установка типа GE S9G.

Всего в серии предусмотрен выпуск 28 АПЛ "Вирджиния" с постепенной заменой арсенала ВМФ на лодки четвертого поколения.

Лодка Мишель Обамы

В августе прошлого года на военной верфи в Гротоне (штат Коннектикут) состоялся ввод в эксплуатацию 13 субмарины класса USS Virginia с бортовым номером SSN -786 и названием «Иллинойс» (Illinois). Названа она в честь родного штата тогдашней первой леди Мишель Обамы, которая принимала участие в ее спуске на воду в октябре 2015 года. Инициалы первой леди, по традиции, выбиты на одной из деталей субмарины.

Атомная подводная лодка «Иллинойс» длиной 115 метров и с 130 членами экипажа на борту оснащена необитаемым подводным аппаратом для обнаружения мин, шлюзом для водолазов и другим дополнительным оборудованием. Предназначение данной субмарины проведение прибрежных и глубоководных операций.

Вместо традиционного перископа на лодке действует телескопическая система с телекамерой, установлен лазерный датчик инфракрасного наблюдения.

Огневая мощь лодки: 2 установки револьверного типа по 6 ракет и12 вертикальных крылатых ракет класса «Томагавк», а также 4 торпедных аппарата и 26 торпед.

Общая стоимость субмарины - 2,7 миллиарда долларов.

Перспектива военного подводного потенциала

Высшие чины ВМФ США настаивают на постепенной замене дизельно-топливных подводных лодок на лодки, практически не имеющие ограничений в ведении боевых операций - с атомными двигательными установками. Четвертое поколение АПЛ "Вирджиния" предусматривает выпуск 28 субмарин данного класса. Постепенная замена арсенала военно-морских сил на лодки четвертого поколения повысит рейтинг и боеспособность американской армии.

Но конструкторские бюро продолжают работать и предлагать свои проекты армии.

Десантные американские подводные лодки

Скрытная высадка войск на территории противника - вот цель всех десантных операций. После Второй мировой войны такая технологическая возможность у Америки появилась. Бюро кораблестроения (Bureau of Ships) получило заказ на десантную субмарину. Проекты появились, но десантные войска не имели финансового обеспечения, а флот не заинтересовался идеей.

Из всерьез рассматриваемых проектов можно упомянуть проект фирмы Seaforth Group, появившийся в 1988 году. Спроектированная ими десантная субмарина S-60 предполагает спуск в воду на расстоянии 50 километров от берега, погружение на глубину 5 метров. Со скоростью в 5 узлов подводный катер достигает береговой линии и высаживает 60 десантников по выдвигающимся мостикам на расстоянии до 100 метров от берега. Пока проект никто не купил.

Надежность, проверенная временем

Самая старая подводная лодка в мире, которая до сегодняшнего дня находится на вооружении - это подводная лодка "Балао SS 791 Hai Shih" («Морской лев»), входящая в состав ВМС Тайваня. Американская субмарина времен Второй мировой войны, построенная на верфи Portsmouth Naval Shipyard, в 1945 году пополнила военный подводный флот США. На ее счету один боевой поход в августе 1945 в Тихом океане. После нескольких модернизаций, в 1973 году она была передана Тайваню и стала первой действующей лодкой Китая.

В январе 2017 года в прессе появилась информация о том, что в течение 18 месяцев планового ремонта на верфях судостроительной корпорации Taiwan International Shipbuilding Corporation «Морскому льву» проведут общий ремонт и замену навигационного оборудования. Эти работы продлят срок службы субмарины до 2026 года.

Ветеран субмарин американского производства, единственный в своем роде, планирует отметить восьмидесятилетний юбилей в боевом строю.

Исключительно трагические факты

Открытой и гласной статистике по потерям и аварийности в подводном флоте США нет. Впрочем, то же самое можно сказать и о России. Те факты, которые стали достоянием общественности, будут представлены в данной главе.

В 1963 году двухдневный тестовый поход закончился гибелью американской субмарины «Трешер». Официальная причина катастрофы - поступление воды под корпус лодки. Заглушенный реактор обездвижил субмарину, и она ушла на глубину, забрав жизнь 112 членов экипажа и 17 гражданских специалистов. Обломки субмарины находятся на глубине 2 560 метров. Это первая технологическая авария атомной подводной лодки.

В 1968 году в Атлантическом океане бесследно пропала многоцелевая атомная субмарина «Скорпион» (USS Scorpion). Официальная версия гибели - детонация боекомплекта. Однако и сегодня тайна гибели данного судна остается загадкой. В 2015 году ветераны ВМФ США в очередной раз обратились к правительству с требованием создать комиссию по расследованию данного инцидента, уточнения количества жертв и определения их статуса.

В 1969 году курьезно затонула подводная лодка USS Guitarro с бортовым номером 665. Произошло это у причальной стенки и на глубине в 10 метров. Несогласованность действий и халатность специалистов по калибровке инструментов привели к затоплению. Поднятие и восстановление лодки стоило американскому налогоплательщику порядка 20 миллиона долларов.

Лодка класса «Лос-Анджелес», которая принимала участие в съемках фильма «Охота за Красным Октябрем», 14 мая 1989 года в районе берегов Калифорнии зацепила трос, соединяющий буксир и баржу. Лодка осуществила погружение, затянув за собой буксир. Родственники одного члена экипажа буксира, погибшего в тот день, получили компенсацию от ВМФ в размере 1,4 миллиона долларов.


ТОП - 10 атомных подводных лодок стран мира (вторая часть) ()

4. Атомные подводные лодки типа «Астьют» (Astute Class) (Великобритания)


Параметры
Данные

Единиц построено

7 запланировано

В эксплуатации

Скорость

29 узлов под водой

Автономность плавания

90 дней

Запас хода

неограниченный

Вооружение

6 носовых 533-мм торпедных аппаратов,
48 торпед или ракет,
могут быть мины вместо торпед
Ракетное вооружение - КР «Томагавк»,
ПКР - «Sub-Harpoon»
Экипаж
98 человек
Глубина погружения
300 метров

Самые большие и самые мощные ядерные субмарины Королевского флота. Лодка вооружена 38 торпедами, имеет водометный движитель и современный атомный реактор.
По заявлениям разработчиков – данный класс лодок технически более сложен, чем космический аппарат Шатл.

3. Атомные подводные лодки типа «Сивулф» (США)



Параметры
Данные

Единиц построено

Находится в эксплуатации

Скорость хода

18 узлов в надводном положении, 35 узлов - в подводном положении

Автономность плавания

Запас хода

неограниченный

Вооружение

8 торпедных аппарата калибра 660 мм,
50 торпед, или 50 ракет, или 100 мин
до 50 ракет «Гарпун», «Томагавк» с запуском из торпедных аппаратов

600 метров
Экипаж
126 человек

Seawolf - это подводные лодки, пришедшие на замену АПЛ класса Лос-Анджелес. Они быстрее по ходу и более современные по оснащению и вооружению. После распада CCCP - производство данных АПЛ было прекращено.

2. Атомные подводные лодки проекта 971 «Щука-Б» (Akula II Class)



Параметры
Данные
Единиц построено 15
В эксплуатации
9
Скорость хода
12 узлов – узлов в надводном положении, 33 узла в подводном положении
Автономность плавания
100 дней
Запас хода
Эффективно неограниченный
Вооружение
Торпедные аппараты: 4 x 650 мм, 12 торпед,
4 x 533 мм, 28 торпед
ракето-торпеды, крылатые ракеты РК-55 «Гранат»,
подводные ракеты вместо части торпед
ПЗРК «Стрела-ЗМ», 3 пусковых контейнера, 18 ракет
Экипаж
73 человека
Предельная глубина погружения
600 метров
Щука Б, существенно отличалась от подводных лодок проекта Щука. Она имела меньшую шумность на малом ходу и более современную электронику и вооружение. По параметрам скрытности на скорости 4-6 узлов, подводная лодка соответствует четвертому поколению.

1. Подводные лодки класса «Вирджиния» (Virginia Class) США

Параметры
Данные

Единиц построено

В эксплуатации

Скорость

25 узлов в надводном положении, до 35 узлов в подводном положении

Запас хода

неограничен

Автономность плавания

не ограничено

Вооружение

4 торпедных аппарата, 26 торпед
12 вертикальных пусковых установок ракет «Томагавк»
Предельная глубина погружения
488 метров
Экипаж
100 - 120 человек
Атомные подводные лодки класса Виржиния, были, созданы для полной замены устаревших подводных лодок класса Лос-Анджелес. Лодка имеет ряд новшеств, например, вместо традиционного перископа используется несколько выдвижных мачт с камерами высокого разрешения с системой Electronic Support Measures (ESM).

Самая большая подводная лодка (видео):

Подводные лодки: Свыше 300 подводных лодок всех стран мира


Пер. с англ. А. Николаева. - M.: OOO «Изда - тельство ACT», 2001. - 352 с., ил. - (Энциклопедия военной техники).


Иллюстрированная энциклопедия охватывает всю историю подводного кораблестроения - от «Черепахи» американца Бушнелла, созданной во время Войны за независимость Соединенных Штатов, до современных атомных подводных ракетоносцев. Приведена также информация об основных моделях современного подводного оружия торпедах, минах, противокорабельных и баллистических ракетах. Тактике технические данные субмарин дополнены и откорректированы. Текст книги снабжен подробными комментариями, дано краткое изложение эволюции подводных лодок.

Появление подводных лодок перевернуло все сложившиеся дотоле представления о стратегии и тактике ведения войны на море. Эти корабли могли вести эффективные боевые действия прямо из морской пучины, оставаясь при этом невидимыми для противника. Они прошли долгий путь развития от примитивных паровых лодок времен Гражданской войны в США до бесшумных атомных субмарин, способных месяцами не всплывать на поверхность и оснащенных межконтинентальный ми ракетами с разделяющимися ядерными боеголовками.

Идея создания подводного оружия возникла несколько веков назад. В 1634 году два французских священника, Мерсенн и Форнье, разработали детальный проект вооруженного подводного корабля. В 1648 году Джон Уилкинс, приходившийся зятем Оливеру Кромвелю, рассуждал о возможности создания «Подводного ковчега». Во время американской Войны за независимость подводные лодки впервые приняли участие в боевых действиях. Первая в истории подводная вылазка была предпринята в сентябре 1776 года. Американский солдат по имени Эзра Ли, управляя подводной лодкой «Тертл» («Черепаха») 1, попытался прикрепить мину к днищу английского фрегата «Игл», стоявшего на реке Гудзон. Впрочем, эта лодка еще не была в полном смысле слова подводной. Весь корпус «Черепахи» находился под водой, но над поверхностью поднимай лась крошечная боевая рубка со стеклянными иллюминаторами. Эзра Ли не смог закрепить мину на корпусе вражеского судна, и английский фрегат остался невредимым. Впоследствии подводная лодка погибла, когда перевозивший ее корабль сел на мель.

Во время Наполеоновских войн использовалось несколько подводных лодок, построенных по проекту американского изобретателя Роберта Фултона. Его работы не вызвали интереса в Америке, и в 1797 году Фултон переехал во Францию, где наконец-то смог реализовать свои идеи. Первой в мире субмариной, построенной по правительственному заказу, стала лодка «Наутилус», спущенная на воду в 1800 году. Во время испытаний в порту Гавра «Наутилус» пробыл под водой на глубине 7,6 метра в течение одного часа. После того как французы прекратили финансирование проекта, Фултон отправился в Англию и добился от премьер-министра Вильяма Питта создания специальной комиссии для оценки его проекта подводной лодки. Но комиссия сочла постройку таких судов нецелесообразной. Отношение Британского Адмиралтейства к идеям Фултона лучше всего сформулировал лорд Сент-Винсент, заявивший Питту: «Для страны, которая правит морями, оказание поддержки в создании такого вида оружия было бы величайшей глупостью, поскольку его успешное развитие может лишить нас господства на море».

Британская подводная лодка М-2 была спущена на воду в октябре, 1918 года и в военных действиях не участвовала. В апреле 1928 года ее переоборудовали для транспортировки гидросамолета, а в 1932 году лодка затонула а Портленде


После поражения Наполеона наступил мир, и до самой Гражданской войны в США изобретатели не вспоминали про подводные лодки, поскольку необходимости в них не возникало 2. Однако с началом войны между Севером и Югом живой интерес к этому виду оружия возродился вновь. Впрочем, субмарины, созданные в этот период, скорее можно отнести к разряду орудий для самоубийства. Эти суда вооружались так называемой «шестовой миной» - зарядом взрывчатки, укреплен -ным на длинном шесте. Первой в мире подводной лодкой, осуществившей удачную атаку вражеского корабля, стала субмарина «Х.Л. Хан-ли»3, названная так по имени ее создателя. 17 февраля 1864 года она потопила своей миной корабль северян «Хьюстоник», но при этом сама была затянута на дно потоком воды, хлынувшей в пробоину в борту тонущего судна. Много лет спустя подлодку обнаружили на дне моря. Скелеты восьми членов экипажа по-прежнему находились на своих боевых постах 4.


«И, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, НЕ АНГЛИЙСКОЕ ОРУЖИЕ»


На рубеже XX века первенство в создании подводных лодок заняли Соединенные Штаты. Разработкой и постройкой субмарин здесь руководил американец ирландского происхождения Джон II. Голланд. Первым его удачным творением стала лодка «Голланд № 1», это миниатюрное судно, подобно своим предшественникам, приводилось в движение мускульной силой экипажа. Но, применив только что изобретенный керосиновый двигатель Брайтона мощностью 4 л.с., Голланд смог создать более совершенную модель подводной лодки. «Голланд № 1» строился на Металлическом заводе в Олбани и был испытан в 1878 г. Сейчас эта лодка хранится в Музее Паттерсона в США. Вера Голланда в перспективность использования двигателя внутреннего сгорания говорит о его редком чутье на технические новинки. Ведь остальные подлодки того времени в качестве движущей силы все еще использовали пар.

Первой американской субмариной, имевшей «современную» конструкцию, стала лодка «Гол-ланд № 6». Она была оснащена бензиновым двигателем и электромотором с аккумуляторной батареей.


«B тесноте, да не в обиде» внутренний вид английской подлодки «Граф» (бывшая немецкая U 570 5)


Этот корабль послужил прототипом для созданных позднее английских и японских подводных лодок. «Голланд № 6» был куплен американским флотом и в 1900 году вошел в его состав под именем «Голланд»6. Американская пресса буквально-таки пела дифирамбы подводной лодке Голланда, называя ее «боевой рыбой-монстром» и тому подобными звучными именами, но в сущности это судно было еще очень и очень примитивным 6.

Адмирал сэр Артур Вильсон в 1899 году раздраженно отозвался о подводных лодках, как о «подлом, бесчестном и, черт возьми, не английском» оружии. Его высказывание наглядно демонстрирует, как Британское Адмиралтейство пыталось закрыть глаза на существование этого вида морских вооружений. Но флот Ее Величества был встревожен быстрым ростом численности подлодок в составе французского и американского флотов. Да и сами английские конструкторы подводных лодок к началу XX века уже достигли определенных результатов. Морским бюджетом на 1901 - 1902 финансовый год были выделены средства на строительство пяти усовершенствованных лодок типа «Голланд» для оценки их боевых качеств. Первые пять подводных лодок британского флота строились по лицензии компании «Виккерс» на машиностроительном заводе «Барроу-ин-Фернесс». Под руководством новоиспеченного главного инспектора подводных лодок британского флота капитана Реджинальда Бэкона компания внесла в американскую конструкцию ряд улучшений и дополнений, поэтому когда 2 ноября 1902 года первая подводная лодка Королевского флота была спущена на воду, в ней уже трудно было узнать ее американскую предшественницу.

В марте 1904 года все пять лодок класса «А» (так стали называть эту серию) приняли участие в учебной атаке на крейсер «Джюно» возле Портсмута. Атака была успешной, но лодка А-1 протаранила пассажирский лайнер и затонула со всем экипажем. Всего было построено тринадцать подводных лодок серии «А», за которыми последовали одиннадцать подлодок серии «В» и тридцать восемь лодок серии «С». Отныне подводные лодки стали одним из важнейших видов оружия в британском флоте.

К 1914 году Америка, Англия, Франция, Италия и Россия уже обла дали внушительными подводными флотами. Германия поначалу отставала, но в ходе Первой Мировой войны ее подводный флот непрерывно рос и совершенствовался. Б результате к концу 1916 года подводные лодки стали главным ударным оружием немецких ВМС. Появление в германском флоте «крейсерских» подлодок, обладавших значительными размерами и большой дальностью плавания, застало союзников врас плох и едва не стало причиной их поражения. Немецкие лодки наносили огромный урон английским торговым судам, которые совершали рейсы поодиночке. К апрелю 1917 года общий тоннаж потопленных германским подводным флотом «торговцев» составил 907 000 тонн, причем 564 000 тонны приходилось на английские суда. Коммерческий флот союзников спасло лишь запоздалое введение системы конвоев.

Подводная лодка - морская гроза
Под черной пилоткой стальные глаза


100 лет назад подводные лодки доказали свою боевую эффективность, уверенно заняв свою нишу в области морских вооружений. Именно атомным подводным ракетоносцам была доверена почетная роль «могильщиков человечества».
В связи с высокой сложностью и дороговизной, атомные подлодки сначала имелись лишь в составе флотов СССР и США. Через некоторое время к ним присоединились британские и французские АПЛ. Позже появились китайские атомные подлодки. Сейчас АПЛ имеется в ВМС Индии – индийцы используют российскую технику, но в то же время активно работают над проектом собственной АПЛ.

Как и любая техническая система, подводные лодки разных проектов обладают своими достоинствами и недостатками. Это и попытался выяснить американский познавательный канал Discovery, составив рейтинг лучших субмарин. С моей точки зрения, глупо и невежественно напрямую сравнивать подлодки разных эпох. Представьтие штурмана немецкого У-бота, пытающегося определить с помощью примитивного гирокомпаса, где же Север под этой чертовой водой, куда плыть и что делать – аккумуляторная батарея почти разряжена, связи с берегом нет, а на хвосте вражеские противолодочные корабли. Что есть общего у немецкого моряка с членом экипажа современной АПЛ, оснащенной системами спутниковой связи и навигации? Атомоход может месяцами скрытно действовать в толще морских вод, а его способно испепелить все живое на нескольких континентах. Гораздо логичнее, на основе программы «Лучшие подводные лодки» сравнить только атомные субмарины.

Еще пара слов из теории подводных лодок. Несмотря на свои отличные боевые качества, субмарины - это все-таки слишком специфическое оружие, которое в большинстве случаев не способно заменить надводные корабли. Подлодки бессильны против авиации, а в случае локальных конфликтов, когда, например, нужно поддержать огнем десант, их ударный потенциал против наземных целей изчезающее мал. Главное боевое качество подлодки – скрытность, именно этот параметр обычно стоит во главе угла при сравнении субмарин. Хотя достоинство часто становится недостатком – подлодка не может заявить о своем присутствии, т.к. ее попросту не видно. Но это мелочи.

Гораздо серьезнее тот факт, что подводные силы, действующие отдельно от авиации и надводных кораблей становятся легкой добычей. Немецкие асы-подводники поначалу набивали себе огромные счета уничтожая безоружные транспорты или нападая на неподготовленного врага. С появлением более-менее серьезного противодействия, эффективность «волчьих стай» Деница резко уменьшилась, а когда на охоту вышла морская противолодочная авиация, появились радары и новые акустические станции, у немцев растаяли последние шансы на успех. За время Второй мировой 783 немецких У-бота остались на дне Атлантики, погибло 32 000 подводников!

Мораль такова: подлодки прекрасно справляются со своими задачами, но применять их для решения всех проблем, стоящих перед ВМФ – бессмысленно и неэффективно. А теперь, думаю, стоит перейти непосредственно к рейтингу.

10 место – тип «Вирджиния»

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвертого поколения.
Головной корабль вступил в строй в 2004 году. В строю на сегодняшний день – 8 АПЛ, по плану до 2030 года должно быть построено еще 22 подлодки
С первого взгляда, характеристики самого современного в мире атомохода вызывают глубокое чувство разочарования. Скорость подводного хода – 25 узлов, рабочая глубина погружения – 250 метров. Нда…такими показателями не удивишь даже подводников Кригсмарине. Не блещет и вооружение: 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска крылатых ракет «Томагавк». Боекомплект – 26 торпед и 12 «Боевых топоров». Не густо. Из специальных средств - лодка снабжена шлюзовой камерой для выхода боевых пловцов и необитаемыми подводными аппаратами.

Но есть у этого проекта и ряд сильных сторон, делающие АПЛ «Вирджиния» крайне опасным подводным противником. Полная скрытность – вот ее девиз! Система изолированных палуб, каскадная пневматическая амортизация оборудования, новые «глушащие» покрытия корпуса и гребной винт, заключенный в фенестрон (кольцевой обтекатель) – все это обеспечивает предельно низкий уровень шумности. Лодка практически необнаружима на фоне океанских шумов. Новая атомная энергетическая установка General Electric S6E позволяет перезаряжать реактор один раз в 30 лет, что соответствует расчетному сроку службы подводного корабля.
«Вирджиния» насыщена различными «хай-тек» системами и современнейшим радиоэлектронным оборудованием. Впервые в мировой практике вместо традиционного перископа применяется телескопическая мачта на которой установлены видеокамера, инфракрасный сенсор и лазерный дальномер. Изображение транслируется на монитор в центральном посту по волоконно-оптическому кабелю. Решение, конечно, интересное.

Но…как бы не пытались американские подводники восхищаться своей новой лодкой, это совсем не то, о чем были их мечты. 20 лет назад такая АПЛ в боевом составе ВМС США вызвала бы бурю возмущения – Америка готовилась строить совсем другие субмарины, с запредельными характеристиками и очень высокой стоимостью. По этим показателям «Вирджиния» - всего лишь компромисс. Тем не менее, лодки этого проекта несут в себе удачные новаторские решения, имеют высокий боевой потенциал и рассчитаны на массовое строительство.

9 место – Тайфун

Тяжелый ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941. Длина его корпуса как два футбольных поля. Высота – с девятиэтажный дом. Подводное водоизмещение – 48 000 тонн. Экипаж - 160 человек.
Самый крупный подводный корабль из когда-либо созданных человеком. Сомнительное достижение с точки зрения боевой эффективности, но в то же время нельзя не восхититься размерами этой субмарины. Всего по проекту 941 было построено 6 атомных подводных ракетоносцев.

Благодаря своим циклопическим размерам, «Тайфун» был способен проламывать лед толщиной до 2,5 метров (!), что открывало перед советским подводным крейсером перспективу боевого дежурства в высоких арктических широтах.
Другое достоинство этого невероятного «подводного катамарана» - предельно высокая живучесть. Девятнадцать (!) герметичных отсеков позволили рассредоточить и продублировать все важные системы корабля. Реакторы «Тайфуна» разместили в двух независимых отсеках в разных корпусах подлодки.
Что? О каких разных корпусах идет речь?


Якорь "Тайфуна"

Своими необъятными размерами «Тайфун» был обязан твердотопливной баллистической ракете Р-39 со стартовой массой 90 тонн, на борту атомного подводного крейсера их было 20 штук. Конструкторам пришлось применить нетрадиционные компоновочные решения, как результат - этот невероятный «подводный катамаран» имеет два отдельных титановых прочных корпуса (в техническом отношении их вообще пять!). При этом масса забортной воды, находящейся в легком корпусе составляет 15 000 тонн, за что «Тайфун» получил на флоте ироничное прозвище «водовоз». Но свою задачу стратегического ядерного сдерживания он выполнил на 100%. Лучше всего об этом проекте сказали специалисты КБ «Малахит» – «победа техники над здравым смыслом».

8 место – «Золотая рыбка»

Рекорды, о которых не сообщало ТАСС. 18 декабря 1970 года АПЛ Северного флота К-162 в подводном положении установила абсолютный мировой рекорд скорости хода – 44,7 узла (82,78 км/ч).

Осенью 1971 года, во время дальнего похода в Атлантику – до самой Бразильской котловины, она не один раз обогнала авианосец «Саратога» - группировке ВМС США так и не удалось от нее оторваться. Советская подлодка, несмотря на все попытки уклонения, легко и непринужденно занимала выгодную позицию для атаки на глазах у изумленных американцев.
Помимо отличных ходовых качеств, К-162 (с 1978 г. – К-222) обладала солидным вооружением. В качестве главного калибра - 10 пусковых установок противокорабельных ракет «Аметист», также имелось 4 торпедных аппарата и 12 торпед.

Почему же по супер-проекту 661 «Анчар» была построена всего лишь одна субмарина? Причин тому несколько:
Слишком высокая шумность, на скорости хода более 35 узлов К-162 создавала чудовищный грохот. В центральном посту уровень акустического шума достигал 100 децибелл. Это лишало лодку скрытности, а соревноваться в скорости с противолодочными вертолетами было бессмысленно.

Другой забавный момент, титановый монстр обошелся СССР в 240 миллионов рублей (в это же время американские налогоплательщики заплатили 450 миллионов долларов за авианосец «Энтерпрайз», в 1960-х годах за 1 доллар давали 60 копеек…вот и считайте). Невероятно, но факт – подлодка стоила почти как гигантский атомный авианосец водоизмещением 85 000 тонн. Недаром К-162 прозвали «Золотой рыбкой»!

7 место – «Неуловимый Майк»

Еще один рекордсмен из океанских глубин – многоцелевая атомная подводная лодка К-278 «Комсомолец» с титановым корпусом. 4 августа 1985 года она установила абсолютный рекорд глубины погружения среди подводных лодок – 1027 метров!
На самом деле, лучшая подлодка ВМФ СССР была рассчитана на еще большую глубину - 1250 метров, при этом подлодка-рекордсмен могла применять свое оружие на любых глубинах; в ходе тестовых погружений К-278 успешно отстрелялась муляжами торпед на глубине 800 метров!

Единственный корабль проекта 685 «Плавник» был отлично вооружен и очень опасен – 6 носовых торпедных аппаратов и 22 боеприпаса. В комплекс вооружения подводной лодки входили стратегические крылатые ракеты «Гранат», высокоскоростные подводные ракеты «Шквал», противолодочные ракето-торпеды «Водопад» с ядерными боевыми частями и самонаводящиеся электрические торпеды.
Удивительная подлодка стала неразрешимой загадкой для ВМС «вероятного противника» - на глубине 1 километр «Неуловимый Майк» не обнаруживался никакими акустическими, магнитными или иными средствами.


Кадры с глубоководного аппарата "Мир", 1994 год

Чтож…не хочется об этом упоминать… это та самая подлодка, погибшая в результате пожара в Норвежском море 7 апреля 1989 года. К-278 затонула на глубине 1858 метров, часть экипажа была спасена. Точные причины гибели подлодки не установлены до сих пор, Арктика надежно хранит свои тайны.

6 место – «Убийцы городов»

15 ноября 1960 года впервые вышел в боевое патрулирование атомный подводный ракетоносец «Джордж Вашингтон» с баллистическими ракетами на борту. Главной задачей нового подводного корабля стало нанесение из глубин Мирового океана ракетно-ядерных ударов по важным административным центрам, объектам военно-экономического потенциала и крупным городам с целью их полного уничтожения.

Идеи, положенные в основу этого амбициозного проекта, заключались в следующем:
- баллистическая ракета, запускаемая с подводной лодки имеет меньшее подлетное время, по сравнению с ракетой, запускаемой с наземной базы. Этот фактор обеспечивает большую внезапность и сокращает время, в течение которого противник может принять контрмеры;
- атомная подводная лодка-ракетоносец обладает настолько большой подвижностью по сравнению с обычной дизельной лодкой, что противник не в состоянии ее вовремя обнаружить и поразить;
- при наличии некоторого количества атомных подводных лодок-ракетоносцев на позициях в Мировом океане, противник никогда не определит, откуда ему следует ожидать нападения;

В течении года к «Дж. Вашингтону» присоединились еще 4 аналогичные субмарины. Выходя на стартовые позиции в Норвежском и Средиземном морях, каждая из них могла запустить 16 баллистических ракет «Поларис» А-1 на дальность 2200 км. Ракеты оснащались боеголовками взрывной мощью 600 килотонн, запуск проводился с глубины 20 метров. Откровенно слабые характеристики с позиции наших дней, но пятьдесят лет назад стратегические подводные ракетоносцы типа «Дж. Вашингтон» заставили содрогнуться весь мир.

5 место – Неподражаемая «Лира»

Подводный перехватчик проекта 705(К). Неуловимый и беспощадный киллер, созданный для охоты на вражеские субмарины. Скорость подводного хода – 41 узел, невероятно, но «Лира» развивала полный ход уже через минуту из неподвижного положения. На полном ходу, циркуляция с разворотом на 180° выполнялась за 40 секунд. Такие фокусы позволяли удрать от противолодочной торпеды.
«Лира» могла за тридцать минут отойти от пирса, набрать ход и скрыться под водой, растворившись в глубинах Мирового океана (обычной АПЛ на это требуется 2-3 часа). Столь удивительные характеристики – результат особых технических решений, применявшихся при создании данного проекта.

Во-первых, специалисты КБ «Малахит» постарались до предела уменьшить размеры АПЛ, сократив до минимума экипаж и оставив лишь один реактор. Субмарина, оснащенная комплексной автоматизированной системой управления, управлялась экипажем всего из 32 офицеров.
Во-вторых, в качестве конструкционного материала был применен … правильно, титан. И, конечно же, для необычной лодки потребовалась необычная силовая установка – реактор с жидким металлическим теплоносителем (ЖМТ) - в контурах реактора бурлила не вода, а расплав свинца с висмутом. Собственно, подобный «агрегат» применялся еще лишь на советской подлодке К-27, не пошедшей в серию. Также реактор с ЖМТ испытывался на американской АПЛ USS Seawolf» (SSN-575),но через 4 года эксплуатации его демонтировали и заменили на обычный реактор с водяным охлаждением. Поэтому «Лиры» стали единственной в мире серией атомных субмарин с реактором с ЖМТ. Реакторы такого типа обладают неоспоримым преимуществом – исключительной «приемистостью» и высокой удельной мощностью.

Вместе с тем, реактор с ЖМТ представляет повышенную опасность и требует особых мер по соблюдению правил эксплуатации. В случае малейшего застывания, теплоноситель полностью перестает выполнять свои функции, превращая реактор в ядерную бомбу. Большинство лодок с реакторами ЖМТ (в том числе и экспериментальная К-27) покинули боевой состав флота из-за нехороших историй, произошедших в реакторном отсеке. Так 8 апреля 1982 года, во время боевого похода, на палубу АПЛ К-123 вылилось 2 тонны жидкого металла из первого контура реактора. Ликвидация последствий аварии заняла 9 лет.

Пункт базирования атомарин пр. 705(К) находился в Западной Лице. Там же был создан специальный береговой комплекс для обслуживания подлодок этого типа: котельная для подачи пара на корабли, у пирсов - плавказарма и эсминец, подававшие пар от своих котлов. Однако, с точки зрения безопасности этого оказалось мало – обычная авария на тепловой магистрали грозила перерасти в жуткую радиационную катастрофу. Поэтому «Лиры» "грелись" своими силами, их реакторы постоянно работали на минимально контролируемом уровне мощности. Лодку нельзя было ни на секунду оставить без внимания. Все это не прибавило «Лирам» популярности среди обитателей гарнизона.
Все шесть ужасных страшилок времен Холодной войны были окончательно списаны в 90-х годах, поставив точку в развитии АПЛ с реакторами с ЖМТ. По обе стороны океана вздохнули с облегчением – «Лиры» были грозным подводным противником для ВМС США, но в то же время малютки были совершенно безжалостны по отношению к собственному экипажу и персоналу военной базы в Западной Лице.

4 место – «Щука-Б» против «Морского волка»

Лучшие из лучших. Советская многоцелевая АПЛ проекта 971 «Щука-Б» вобрала в себя самые удачные идеи легендарного предшественника пр. 671РТМК и титановой подлодки пр. 945 «Барракуда».

Суровый подводный воин создавался не для рекордов. Это был продуманный до мелочей, сбалансированный проект многоцелевой АПЛ у которой практически нет слабых мест. Подводная скорость – 30 узлов. Рабочая глубина погружения - 480 метров, предельная - 600. Вооружение – восемь торпедных аппаратов, 40 единиц боеприпасов в различной комбинации: крылатые ракеты «Гранат» с ядерными боевыми частями, противолодочные ракето-торпеды, подводные ракеты «Шквал», мины и глубоководные самонаводящиеся торпеды УГСТ. Помимо прочего, «Щука-Б» имела на вооружении мощнейшие торпеды «65-76» калибра 650 мм. Боевая часть – 450 кг, дальность хода – порядка 30 морских миль. Скорость в режиме поиска -30 узлов, в момент атаки - 50…70 узлов. АПЛ могла атаковать противника, не входя в зону действия его противолодочных средств, а новейшей радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование лодки позволяло морякам контролировать пространство в радиусе десятков миль от АПЛ.

В 80-х годах разразился международный скандал – в прессу просочились сведения, что КГБ через подставных «гражданских» з
заказчиков закупило у компании «Toshiba» высокоточные станки для металлообработки. Гребные винты, изготовленные по новой технологии, в разы уменьшили шумность советских АПЛ. Америка ввела санкции против жадных менеджеров компании «Toshiba», но дело сделано – «Щуки-Б» уже вышли в море.
В настоящее время многоцелевые АПЛ пр. 971 составляют основу подводного флота России. Всего успели построить 14 «Щук-Б» , еще одна – К-152 «Нерпа» была достроена в экспортной модификации, 4 апреля 2012 года на базе Вишакхапатнам лодка была принята в боевой состав ВМС Индии. Еще несколько корпусов, находящихся в высокой степени готовности, были использованы при постройке РПКСН типа «Борей».

Уязвленные советским превосходством, в Пентагоне решили без промедления принять контрмеры. В октябре 1989 года в США была заложена субмарина нового типа с устрашающим именем «Seawolf» («Морской волк»).
Американцы старались как могли, на новой АПЛ используется революционный движитель – водомет. Были увеличены расстояния между корпусом лодки и механизмами ГЭУ, применены новые амортизаторы и шумопоглощающие покрытия. Лодка практически не обнаружима при движении 20 узловым ходом.

Комплекс вооружении мощен и разнообразен: универсальные торпеды Марк-48, тактические крылатые ракеты «Томагавк», противокорабельные ракеты «Гарпун», противолодочные мины «Кэптор». Для их запуска используются восемь 660 мм торпедных аппаратов, установленных по бортам АПЛ. Носовая часть лодки полностью занята ГАС, еще 6 пассивных гидроакустических антенн установлены вдоль бортов. В результате получился настоящий океанский бандит, способный разобраться с любым противником. Вот только цена вопроса…4 миллиарда долларов. Хорошая подводная лодка обычно стоит как авианосец.
30 «Морских волков» должны были в будущем стать опорой американских ВМС, но, в связи с распадом СССР, построили лишь три лодки. Взамен моряки получили «Вирджинию» с урезанными характеристиками (Помните, мы говорили об этом?).

«Морской волк» конечно крут, но в составе ВМФ России находятся в три раза больше АПЛ пр.971 «Щука-Б» , почти не уступающих ему по характеристикам.

3 место – тип «Лос-Анджелес»

Серия из 62 многоцелевых атомных подводных лодок ВМС США. Сами американцы любят их называть «fast attack submarines», что, по-сути, означает «охотники за подводными лодками». Основные задачи – прикрытие авианосных группировок и районов развертывания стратегических подводных ракетоносцев, борьба с подлодками противника. Одни из немногих АПЛ, имеющих хоть какой-нибудь боевой опыт – во время «Бури в пустыне» два «Лос-Анджелеса» привлекались к ударам по наземным целям.


Центральный пост

В чем секрет их популярности? «Лос-Анджелесы» известны своей надежностью и низким уровнем собственных шумов. Они достаточно подвижны (подводный ход до 35 узлов), имеют скромные размеры и стоимость. Настоящие «рабочие лошадки» флота.

Лодки неплохо вооружены – имеются 4 торпедных аппарата и 12 вертикальных пусковых шахт для запуска «Томагавков», общий боекомплект – 38 ракет и торпед. «Томагавки», «Гарпуны», «хитрые» мины «Кэптор» – стандартный набор американской субмарины. Некоторые из «Лос-Анджелесов» оснащаются контейнером Dry Deck Shelter для работы подводных диверсантов.


Открытые крышки ракетных шахт

Америка не спешат расставаться со своими проверенными подлодками. Даже при наличии новых «Вирджиний», многие из «Лос-Анджелесов» проходят модернизацию и останутся в строю как-минимум до 2030 года.

2 место – тип «Огайо»

Самые совершенные атомные подводные ракетоносцы. При подводном водоизмещении 18 700 тонн американским конструкторам
удалось «впихнуть» на «Огайо» 24 пусковые шахты для запуска баллистических ракет «Трайдент».

В остальном это обычные субмарины, построенные в лучших традициях американского подводного флота: 4 отсека, единственный реактор, скорость подводного хода 20-25 узлов, четыре торпедных аппарата для самообороны. Для повышения боевой устойчивости «Огайо» был сделан упор в двух направлениях. Во-первых, разработчики добились радикального уменьшения акустических, магнитных, радиационных и тепловых полей. Во-вторых, боевая устойчивость лодки обеспечивается режимом исключительно высокой секретности – во время боевого патрулирования точное положение ПЛАРБ неизвестно даже рулевым, координаты знают лишь несколько старших офицеров подводного корабля.

В связи с договором об ограничении стратегических наступательных вооружений, 4 из 18 «Огайо» были переклассифицированы в ПЛАРК (атомная подводная лодка с крылатыми ракетами). Баллистические ракеты «Трайдент» были извлечены из шахт, взамен в 22 ракетных шахтах разместили 154 тактических «Томагавка» (по 7 в каждой). Две ближайшие к рубке шахты переоборудованы в шлюзовые камеры для боевых пловцов. Кроме того, на лодке, помимо основного экипажа, могут быть размещены 66 десантников.


Томагавки

Удивительно, но созданные 35 лет назад «Огайо» полностью соответствуют современным требованиям, при этом их коэффициент оперативной напряженности соответствует 0,6. Это означает, что 2/3 своего времени лодки проводят на боевом патрулировании.
Командование ВМС США планирует полностью вывести «Огайо» из боевого состава флота не ранее 2040 года. Шестьдесят лет на боевой службе? Посмотрим, посмотрим…

1 место – Наутилус

17 января 1955 года в радиоэфире прозвучало историческое сообщение: «Underway on nuclear power» («Идем на атомной энергии!»).

Подводная лодка USS Nautilus (оперативный код SSN-571) вошла в мировую историю, как первая настоящая подводная лодка, которой навсегда принадлежит первое место. Извиняюсь за невольный каламбур, но все ее дизельные предшественники по-сути подводными лодками не являлись. Они были «ныряющими» лодками, проводя львиную долю времени в надводном положении. Погружение рассматривалось как тактический маневр, а время нахождения под водой ограничивалось считанными днями. При этом подвижность лодки в подводном положении была крайне ограничена.

Только неугасимое пламя ядерного реактора позволило полностью скрыться под водой, обеспечив подводной лодке неисчерпаемый источник энергии. Отныне и вопреки всем ограничениям древних философов, человек мог месяцами находиться на дне морском, творя свой неукротимый путь к новым достижениям.

Еще на этапе проектирования стало понятно, какие перспективы открываются перед кораблям с ядерной энергетической установкой. В 1954 году «Наутилус» был спущен на воду, начались первые испытания, вселившие в моряков уверенность в своём могуществе над силами природы. Атомоход развивал в подводном положении 23 узла и мог поддерживать такую скорость неограниченно долго. В разумных пределах разумеется, одной зарядки реактора хватало на 25000 морских миль. Эта цифра означает, что дальность плавания «Наутилуса» в подводном положении была ограничена лишь запасами продуктов, воздуха и выносливостью экипажа.

Поставив свой первый рекорд лишь явлением на свет, «Наутилус» продолжал удивлять - 3 августа 1958 года он стал первым кораблем, достигшим Северного полюса. Окрыленные успехами от ядерной энергетики, американские моряки в 1959 году полностью отказались от строительства дизель-электрических субмарин.

А дальше…а дальше начались флотские будни. «Наутилус» в плане эксплуатации оказался хреновым кораблем. Вибрация турбин была такой, что уже на 4 узлах сонар становился бесполезным. Сосpедоточенные нагpузки и значительные pазмеpы энеpгетического отсека потребовали новых компоновочных решений, при этом масса свинцовой биологической защиты составила 740 тонн (почти четверть водоизмещения корабля!). Пришлось отказаться от ряда предусмотренного проектом оборудования.
«Наутилус» прославился и как рекордсмен по числу ЧП. В основном это были навигационные ошибки (например таран авианосца «Эссекс» в 1966 году или неудачная попытка проломить арктический лед во время покорения Северного полюса). Не обошлось и без некислого пожара – в 1958 году субмарина горела несколько часов.

Отслужив четверть века, подводный корабль встал на вечный прикол в г. Гротон, превратившись в плавучий музей.
Я желаю всем прожить свою жизнь так же ярко, как это сделал «Наутилус».

Подводная лодка (подлодка, субмарина) — класс военных кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство и преимущество подводной лодки — скрытность. Подлодки предназначались для разрушения важных объектов на территории противника, уничтожения боевых надводных кораблей, торговых и транспортных судов, проведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнения других специальных задач. На лодках в зависимости от их назначения использовались следующие виды вооружения: минное; торпедное; артиллерийское, включая зенитные и стрелковые пулеметы. Кроме того, подводные лодки различались размерами, двигательными установками, конструкцией корпусов, оснащением.

Активное применение субмарин уже наблюдалось в годы Первой мировой войны, когда 600 подводных лодок (372 из них были немецкими) воюющих государств потопили 237 боевых кораблей общим водоизмещением 1 млн. т., в т.ч. 55 крупных боевых кораблей (линкоры и крейсера), 105 эсминцев, 33 подлодки. Общая грузоподъёмность потопленных торговых судов составила около 19 млн. регистровых т. из которых 13,2 млн. т. было потоплено немецкими лодками. В период военных действий было потеряно 265 подводных лодок.

Изучая опыт применения подводных лодок, ведущие морские державы не имели единого взгляда на их предназначение. Так, англичане видели в подводных лодках оружие противолодочной обороны и морской блокады, американцы считали главной их целью боевые корабли противника — линко­ры, авианосцы, крейсеры, эсминцы. Японцы старались создать лодки, способные действовать в составе эскадр, господствующих на море. Наконец, немцы, считали, что главным будет вражеский торговый флот. К началу Второй Мировой войны в состав флотов ведущих морских стран входило почти 800 подводных лодок.

Ориентировочное количество подводных лодок на 01.09.1939 г. в разрезе стран

Страна Количество

подлодок

Страна

Количество

подлодок

Аргентина 3 Португалия 4
Бразилия 4 Румыния 1
Великобритания 69 СССР 165
Германия 57 США 112
Греция 6 Таиланд (Сиам) 4
Дания 11 Турция 9
Испания 9 Финляндия 5
Италия 115 Франция 77
Латвия 2 Чили 9
Нидерланды 24 Швеция 24
Норвегия 9 Эстония 2
Перу 4 Югославия 4
Польша 5 Япония 63

Подводные лодки по степени влияния военного флота на ход Второй Мировой войны занимают второе место после эсминцев. Если в Первой Мировой войне подлодки выполняли роль вспомогательных судов в некоторых операциях, то в нынешней они образовывали отдельные флоты, играли самостоятельную роль. Если в начале ХХ века подводные лодки имели несколько стран, то во Второй Мировой десятки. И это при том, что строительство подводной лодки было в несколько раз сложнее и дороже большинства надводных кораблей. А управление субмариной требовало высоко профессиональных экипажей. Только на подготовку рядового состава лодки уходило 6-12 месяцев, а подготовка офицеров занимала несколько лет. Необходимо отметить, что лодки, построенные в начале века по своей конструкции и оснащению не шли ни в какое сравнение со следующим поколением по всем параметрам: автономность и дальность плавания, силовые установки, вооружение, навигационное оборудование, средства связи и обнаружения противника.

Стремительное развитие подводного флота повлекло и изменение тактики применения подводных лодок. Вместо одиночных атак лодок — стали применяться массированные, вместо базирования в портах — возникли многочисленные плавбазы за тысячи миль от берегов. Появились лодки различного функционального назначения. Так в период войны лодки различались по размерам и водоизмещению: крейсерские (океанские), большие подводные лодки, средние (морские), малые (прибрежные), сверхмалые (мини лодки) и специальные лодки. Также лодки классифицировались по назначению: монофункциональные, многофунционльные, специальные. Различались подлодки и по вооружению, и по конструкции корпуса.

За годы войны судостроительная промышленность ведущих морских стран поставила военным флотам немногим более 1700 под­водных лодок (без учета сверхмалых), в т.ч. 1089 лодок построила Германия, 205 – США, 154 – Великобритания, 145 – Япония, 92 – СССР, 27 — Италия.

В связи с существенными различиями в типах лодок, для полной характеристики качественного состава подводных флотов стран, количество подводных лодок приведем по классификации водоизмещения. При этом в категорию специальные включены лодки по функциональному назначению, независимо от размеров.

Ориентировочное количество подводных лодок использовавшихся в войне в разрезе стран и видов лодок (без трофейных и переданных/полученных)

Страна

Общее количество подводных лодок /погибшие

Кр. и большие 1)

Средние Малые Спец. и сверхмалые 2)

Всего

Аргентина 3 3
Бразилия 1 3 4
Англия 72/29 136/41 9/5 137/5 354/80
Германия 313/164 695/439 110/20 936/24 2054/647
Греция 6/5 6/5
Дания 11/11 11/11
Испания 6/1 4/3 10/4
Италия 60/41 69/54 5/1 24/4 158/100
Латвия 2/2 2/2
Нидерланды 15/10 14/14 1/1 30/25
Норвегия 9/9 9/9
Перу 4 4
Польша 2/1 3 5/1
Португалия 3 3
Румыния 2 1/1 3/1
СССР 38/14 115/50 99/31 5/2 257/97
США 288/53 28/1 1/1 317/55
Таиланд 4 4
Турция 3/1 5/1 1 9/2
Финляндия 3 2 5
Франция 39/32 33/23 6/5 78/60
Швеция 18/8 9 6/1 33/9
Эстония 2/1 2/1
Югославия 4/1 4/1
Япония 130/111 28/28 455/43 613/182
Итого 967/457 1175/669 261/80 1575/86 3978/1292

1) Крейсерские и большие

2) Специальные и сверхмалые

В таблице не учтены погибшие сверхмалые подводные лодки.

В период войны страны-союзницы передавали друг другу подводные лодки, как во временное пользование, так и насовсем. Так Великобритания передала Греции и Нидерландам по 5 лодок, Норвегии –3, Польше – 3, СССР – 4, Франции – 7. США передали Великобритании – 15, Турции – 2, Польше -1. Германия – 9 подлодок передала Италии.

Некоторые страны использовали и трофейные лодки. Так в Англии служили 6 трофейных лодок, в Италии – 11, в СССР –7, в Японии – 8. В состав Германского военно-морского флота входило 4 лодки, построенные на иностранных верфях и 16 трофейных лодок. Около 20 лодок Германией было захвачено в Италии, Франции и других оккупированных странах в недостроенном виде. Большинство из них было достроено с применением немецкого вооружения и оборудования, с последующим введением в строй, как судов собственной постройки.

В связи с тем, что подводные лодки одного вида строились нескольких типов (модификаций), а иногда и несколько подтипов (серий), они отличались между собой по тактико-техническим характеристикам (иногда по многим, иногда по нескольких позициях). Ниже приведены ТТХ лучших образцов лодок в своем виде.

Следует отметить, что при сравнении основных ТТХ подводных лодок, которые имеют приблизительно одинаковые параметры (обычно фиксируются в справочниках), необходимо оценивать ряд других обеспечивающих показателей.

К ним относятся: мореходность, непотопляемость, скорость погружения, шумность двигателей, оснащение радарным, гидроакустическим, навигационным оборудованием и его качество, ударостойкость приборов и механизмов, качество торпедного оружия и средств связи, объем запасов и состав аварийно-спасательного имущества. Эти параметры подлодок, а также степень подготовки экипажей непосредственно влияли на эффективность действий субмарин.

Крейсерская (океанская, эскадренная) подводная лодка – лодка с мощным артиллерийским и/или торпедным вооружением, с большой дальностью и автономностью плавания. Она имела длину корпуса – 80 и более метров, подводное водоизмещением – 2-5 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода 12-30 тыс. миль, глубину погружения – до 300 м. Как правило, лодка предназначались для автономного ведения действий в океане и отличалась лучшими условиями обитания экипажа. Также лодка должна была действовать в составе эскадры крупных надводных кораблей. Крейсерские лодки строили 5 стран: Великобритания (3 лодки), СССР (11 лодок), США (222 лодки 8 типов), Франция (1 лодка), Япония (88 лодок 22 типов + 5 подводных авианосцев).

ТТХ лучших образцов крейсерских подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

тип Thames

СССР тип К США

тип Balao

Япония

Otsu Gata

Водоизмещение надводное, т. 1 830 1 487 1 526 2 200
Водоизмещение подводное, т. 2723 2 100 2 424 3 700
Длина, м. 105,2 97,8 92,2 102,4
Ширина, м. 8,6 7,4 8,3 9,3
2 3 4 2
Количество электродвигателей, шт. 2 2 2 2
10 9,2 5,4 12,4
Мощность электродвигателей, тыс. л.с. 2,5 2,4 2,7 2
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 202 263 472 220
25 22,5 20 23,6
Подводная скорость хода, узл 10 10,5 9 8
6,2 15 11 14
60 80 120 100
95 100 187 н/д
Время погружения, сек. н/д 50 н/д н/д
6 10 10 5
Количество торпед, шт. 12 24 24 17
1/102 2/100 1/102 1/140
н/д 100/400 н/д н/д
н/д 2/12,7 2/20 2/25
Автономность плавания, сут. н/д 50 75 90
Численность экипажа, чел. 61 66 62 100

Большая подводная лодка – лодка со средним артиллерийским и усиленным зенитным вооружением, а также увеличенной дальностью плавания. Она имела длину корпуса до 80 метров, подводное водоизмещением – до 2 тыс. т., дальность плавания при средней скорости хода до 12 тыс. миль, глубину погружения – до 200 м. Лодка могла действовать как в море, так и в океане. Большие лодки строили 12 стран: Великобритания (69 лодок 9 типов), Германия (313 лодок 3 видов), Италия (60 лодок 14 видов), США (66 лодок 3 видов), Япония (42 лодки 4 видов). Причем США и Япония устаревшие лодки довоенной постройки.

ТТХ лучших образцов больших подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Англия

типа Tudor

Германия

XXI серия

СССР

серия

Франция

серия

Водоизмещение надводное, т. 1 090 1 621 1 120 1 384
Водоизмещение подводное, т. 1 571 1819 1 424 2 084
Длина, м. 83,5 76,7 85,3 92
Ширина, м. 8,1 8,0 7 8,1
2 2 2 2
2 4 2 2
Мощность диз. двигателей, тыс. л.с. 2,5 4,0 2,2 8,2
М-сть электродвигателей, тыс. л.с. 1,5 4,6 1,3 2,3
Число винтов, шт. 2 2 2 2
Запас топлива, т. 215 253 143 108
Надводная скорость хода, узл. 15,3 15,6 15 20
9 17,5 9 10
Макс. дальность плавания, тыс.миль 11 15,5 10 10
Рабочая глубина погружения, м 106 135 80 75
Предельная глубина погружения, м н/д 270 100 100
Время погружения, сек. н/д 18 60 50
10 6 8 11
Количество торпед, шт. 16 23 12 13
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/100 1/100
2/20 20/4 2/12,7 2/20
Автономность плавания, сут. н/д 100 28 н/д
Численность экипажа, чел. 61 57 56 61

Средняя подводная лодка – универсальная морская лодка с увеличенной глубиной погружения. Она имела длину корпуса до 70 метров, подводное водоизмещением – до 1 тыс. т. и дальность плавания при средней скорости хода до 9 тыс. миль, предельную глубину погружения – 200 м. Лодки этого вида были самыми многочисленными и наиболее эффективными в боевых действиях. Лодки строили 20 стран.

ТТХ лучших образцов средних подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

типа S

Германия

серия VII С

СССР

серия IX-бис

Япония

типа Kai

Водоизмещение надводное, т. 715 769 840 525
Водоизмещение подводное, т. 990 1070 1 070 782
Длина, м. 66 67,1 77,8 57,4
Ширина, м. 7,2 6,2 6,4 6
К-во дизельных двигателей, шт. 2 2 2 2
К-во электрических двигателей, шт. 2 2 2 2
Мощность диз. двигателей, л.с. 1 900 3 200 4 000 1 100
1 300 750 1 100 760
Запас топлива, т. 92 105,3 110 35
Надводная скорость хода, узл. 15 17,7 19,5 14,2
Подводная скорость хода, узл. 9 7,6 8,8 8
Макс. дальность плавания, тыс.миль 6 8,5 8,2 3,5
Рабочая глубина погружения, м. 77 100 80 75
Предельная глубина погружения, м 250 200 100 н/д
К-во торпедных аппаратов, шт. 6 5 6 4
Количество торпед, шт. 12 11 12 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/102 1/88 1/100 1/76
Боезапас снарядов (калибр/шт) н/д 88/200 100/200 н/д
Зенит. вооружение/калибр (шт/мм) 1/20 1/20 1/12,7
Автономность плавания, сут. н/д 35 30 21
Численность экипажа, чел. 49 56 46 38

Малая подводная лодка – предназначаясь для ближней защиты берегов и морских баз. Она имела длину корпуса до 50 метров, подводное водоизмещением – до 500 т. и дальность плавания при средней скорости хода до 5 тыс. миль, предельную глубину погружения – 150 м. Малые лодки строили 5 стран: Великобритания (9 лодок), Германия (110 лодок 5 типов), СССР (104 лодки 5 типов), Швеция (9 лодок) и Япония (18 транспортных лодок 3 типов). Кроме того, 78 лодок было построено Великобританией, которые были меньше средних подлодок, но больше малых. Малые лодки всех стран оказались неудачными, представляя собой скорее технический отголосок Первой мировой войны. Из-за малого размера они оказались слабо вооруженными с низкой мореходностью. В тоже время, сравнительно большой размер и низкая скорость делали их легко выявляемыми противником. В итоге каких либо существенных результатов подлодками этого класса в войне не было достигнуто.

ТТХ лучших образцов малых подводных лодок

ТТХ лодки /Страна

и обозначение лодки

Германия

серия XXIII

СССР

серия ХV

Швец ия

тип U

Япония тип Sen Yuso

Водоизмещение надводное, т. 234 280 367 370
Водоизмещение подводное, т. 278 351 450 493
Длина, м. 34,7 49,5 49,6 42,2
Ширина, м. 3 4,4 4,7 6
Количество дизельных двигателей, шт. 1 2 1 1
2 2 1 1
630 1 200 1 300 400
Мощность электродвигателей, л.с. 615 436 500 150
Запас топлива, т. 20 30 н/д 45
Надводная скорость хода, узл. 9,7 15.5 13,8 10
Подводная скорость хода, узл. 12,5 7,9 7,5 н/д
Максимальная дальность плавания, тыс.миль 4,5 4,5 н/д 3,0
Рабочая глубина погружения, м. 80 60 60 н/д
160 70 100 95
Время погружения, сек. 14 35 н/д н/д
Количество торпедных аппаратов, шт 2 2 4
Количество торпед, шт. 2 4 8
Количество орудий/калибр (шт/мм) 1/45
Боезапас снарядов (калибр/шт) 45/200
Зенитное вооружение/калибр (шт/мм) 20/1 25/1
Автономность плавания, сут. 10 15 н/д н/д
Численность экипажа, чел. 14 23 23 21


Сверхмалая (мини-субмарина) – лодка с водоизмещением до 60 т. и экипажем 1-5 человек. Она предназначалась для проникновения в бухты, базы и порты противника с целью разведки, проведения диверсий или доставки взрывчатых веществ для дистанционного подрыва. Лодка имела ограниченную автономность плавания и в район действий доставлялась, как правило, с помощью носителя. Взрывная волна от глубинных бомб не наносила ущерба подлодкам, а отбрасывала их в сторону. В отличие от больших подлодок, мгновенно пеленгуемых и уничтожаемых авиацией и флотом противника, мини-субмаринам благодаря малым размерам, удавалось оставаться незамеченными и успешно выполнять задачи в условиях полного господства противника на море и в воздухе. Сверхмалые лодки строили 4 страны: Великобритания (131 лодка 3 типов), Германия (908 лодок 4 типов), Италия (16 лодок 3 типов) и Япония (405 лодки 4 типов). Несмотря на значительное количество построенных лодок, причиненный ими ущерб не покрыл расходы на их производство и не оказал какого-либо влияния на ход войны.

ТТХ лучших образцов сверхмалых подводных лодок

ТТХ лодки / Страна

и обозначение лодки

Англия

серия Х

Германия

серия XXVII

Италия

серия СВ

Япония

тип D

Водоизмещение надводное, т. 27 14,9 25 н/д
Водоизмещение подводное, т. 30 17 44 59,3
Длина, м. 15,6 12 15 26,3
Ширина, м. 1.8 1,7 3 2
Количество дизельных двигателей, шт. 1 1 1 1
Количество электрических двигателей, шт. 1 1 1 1
Мощность дизельных двигателей, л.с. 42 60 80 150
Мощность электродвигателей, л.с. 30 25 50 500
Число винтов, шт. 1 1 1 1
Запас топлива, т. 11 0,5 н/д 4,5
Надводная скорость хода, узл. 6,5 7,7 7,5 8
Подводная скорость хода, узл. 5,5 3,5 7 16
Максимальная дальность плавания, мили 500 300 1 400 1 000
Предельная глубина погружения, м. 92 50 н/д 100
Количество торпедных аппаратов, шт. 2 2 2
Количество торпед, шт. 2 2 2
Количество зарядов/вес (шт/т) 2/4 1/0,6
Численность экипажа, чел. 4 2 4 5

Специальные подводные лодки в классификацию по размерам и водоизмещению не попадают, однако в силу специфичности выполняемых функций их следует рассмотреть отдельно. К таким лодкам относились: подводные авианосцы и авиатранспорты, подводные минные заградители, транспортные лодки, топливозаправщики. Такие лодки выполняли или специфическую, узкую боевую задачу, или обеспечивали ее выполнение другими подразделениями. Среди эффективных действий следует отметить постановку минных полей германскими минными заградителями в прибрежных морских фарватерах и снабжение грузами и топливом японскими транспортными лодками своих экспедиционных войск и кораблей.

Безусловно, что кроме технических параметров подводных лодок на эффективность их действий влияла и тактика их применения. Экипажи подводных лодок США и Германии интенсивно занимались боевой и тактической подготовкой в течение всей войны и имели сравнительно высокую подготовленность в отличие от итальянских, советских и японских моряков. Подводными лодками Германии и США управляли командующие подводными силами флотов, как правило, бывшие подводники. Они же руководили боевой и тактической подготовкой подлодок. Немецкие и американские лодки могли слажено действовать большими группами на большом удалении от баз и противостоять конвоях или соединениям надводных кораблей.

Тактика действий лодок определялась задачами, которые они решали, географическим положением района в которым они действовали, состоянием материальной части и уровнем подготовленности к боевым действиям их самих и объектов их действий. Поэтому в разных флотах тактика лодок была разной. Но было много и общего.

Например, почти все лодки в начале войны действовали в надводном положении и днем и ночью. Погружались лишь при атаке боевых надводных кораблей, сильно охраняемых конвоев и при уклонении от атак противолодочных сил. Атаки конвоев обычно проводились ночью по несколько суток подряд.

Для решения противолодочных задач лодки днем маневрировали на перископной глубине, а ночью надводном положении, заряжая аккумуляторные батареи. Наблюдение вели в перископ и с помощью гидроакустических станций. В большинстве случаев боевые столкновения под водой были безрезультатными, так как торпеды имели глубину хода не более 14 метров, а гидроакустические станции – малые дальности действия и точность пеленгования. Для повышения успешности атак практиковалась стрельба залпом из нескольких торпед. Кроме торпед для борьбы с подлодками применялись мины.

Свои особенности тактики применялись, практически, каждым флотом. Так Германией использовалась тактика «волчьих стай» состоящая в преследовании подводными лодками кораблей противника с целью дождаться превосходства в позиции или числе. Атака происходила одновременно максимально возможным количеством подводных лодок. При этом противолодочные силы конвоя, вынуждены были реагировать сразу на несколько лодок, рассредоточиться, тем самым не угрожая совместно какой-либо одной из них, что позволяло большинству лодок выходить в атаку неоднократно. Атаке подвергалось большое количество судов, что впоследствии требовало организации большого объёма спасательных работ и отчасти отвлекало корабли эскорта от преследования субмарин.

На практике данная тактика осуществлялась следующим образом. Подводные лодки выстраивались в завесу (300-500 миль) так, чтобы хотя бы одна из них могла обнаружить проходящий конвой противника. Обнаружившая конвой подводная лодка передавала сообщение об этом в центр и следовала в надводном положении параллельно конвою на значительном от него удалении (за горизонтом), следя за дымами. Центр же наводил на цель остальные подлодки. «Стая» могла состоять из 20 — 60 лодок. Как правило, атаки проводились в ночное время и из надводного положения. Лодки погружались лишь в случае ухода от преследования. Днем «стая» обгоняла суда конвоя, пользуясь преимуществом в скорости надводного хода, и занимала позицию для новой атаки ночью.

Действие «волчьих стай» в прибрежных, тесных и сильно охраняемых районах оказались весьма затруднительными. Поэтому немцы использовали одиночные лодки, днем лежали на грунте на глубине 50-100 метров в нескольких милях от маршрутов транспортов, в сумерки шли к берегу под водой, а ночью всплывали в надводное положение для атак.

В английском флоте единого командования подводными силами не было. С началом войны подводные лодки широко использовались для противолодочных действий у своих портов и баз. Кроме того, они вели противолодочные действия на путях переходов немецких подлодок. Однако главной задачей в начале войны считалась борьба с немецкими надводными рейдерами, которые казались англичанам главной угрозой их судоходству. В ходе войны лодки Великобритании привлекались для прикрытия конвоев и соединений надводных кораблей от ударов сил противника. Случаев потопления ими лодок противника при этом не было. Боевые столкновения под водой чаще всего были безрезультатными из-за несовершенства гидроакустических станций и отсутствия противолодочных торпед.

Итальянские подлодки решали те же задачи, что и немецкие. Однако действовали иначе. В атаку выходили одиночно и только в подводном положении, конвои не преследовали. Командиры подводных лодок не умели действовать в группах и завесах, атаковать противника, находясь в надводном положении, прорывать охранение конвоя, идущего переменными курсами, и длительно преследовать обнаруженного противника.

Основными задачами подводного флота СССР было определено: уничтожение транспортов и боевых кораблей противника и стеснение их плавания; ведение разведки с целью выявления напряженности и характера коммуникаций противника, системы и организации его противолодочной обороны, дозора, навигационных ограждений и фарватеров. В боевой деятельности лодки применяли позиционный метод, затем стали применять крейсерство в ограниченных районах. В ходе войны подводные лодки перешли к групповым действиям. От стрельбы одиночными торпедами подводники перешли к стрельбе несколькими торпедами с временными интервалами, а впоследствии - к стрельбе залпом «веером». Нередко подводные лодки, не имея возможности использовать торпеды, всплывали в надводное положение и вступали в артиллерийский бой с кораблями противника.



Поделиться