Срок эксплуатации ккм. Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам
УПРАВЛЕНИЕ ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ

УТВЕРЖДЕН
письмом УМНС РФ по Санкт-Петербургу
от 14.12.2000 N 04-07/20342

Порядок проведения проверки исправности
контрольно-кассовых машин в Центре
технического обслуживания ККМ


Настоящий Порядок разработан во исполнение "Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" , утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.08.1998 N 904 .

Целью введения данного Порядка является повышение ответственности пользователей ККМ и центров технического обслуживания ККМ (ЦТО ККМ) и недопущение эксплуатации неисправных ККМ, в т.ч. с устаревшими и нештатными версиями внутреннего программного обеспечения (ПрО) и пакетами прикладных программ (ППП) к активным системным ККМ, а также ККМ с несанкционированными конструктивными доработками.

Проверка исправности ККМ проводится ежегодно, в январе-феврале, как правило, в стационарных условиях ЦТО с использованием стендового, измерительного и иного оборудования, рекомендованного генеральными поставщиками ККМ.

Проверке исправности подлежат все зарегистрированные пользователем ККМ, в т.ч. и находящиеся в резерве.

Ответственность за своевременную проверку исправности возлагается на пользователей ККМ и ЦТО ККМ.

I. Проверка исправности ККМ в ЦТО ККМ

1.1. Проверка наличия пломбы, маркировки предприятия-изготовителя, средств визуального контроля (СВК) - "Государственный реестр" (с обозначением года не ранее 1998), "Сервисное обслуживание-2000".

1.2. Проверка качества, полноты и правильности отражения обязательных реквизитов на выдаваемом покупателям (клиентам) чеке или вкладном (подкладном) документе. К обязательным реквизитам относятся:

- наименование организации (для юридического лица - полное или сокращенное наименование организации на русском языке согласно уставу организации, для индивидуального предпринимателя - фамилия и инициалы);

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);

- заводской номер ККМ;

- порядковый номер чека;

- дата и время покупки (оказания услуги);

- стоимость покупки (оказания услуги);

- признак фискального режима.

1.3. Проверка качества, полноты и правильности печати реквизитов на контрольной ленте ККМ.

1.4. Проверка правильности выполнения операций, предусмотренных Техническими требованиями к контрольно-кассовым машинам и их фискальной памяти.

1.5. Проверка возможности получения данных, содержащихся в фискальной памяти ККМ, путем снятия сокращенных фискальных отчетов с 1 января (или с начала эксплуатации, если ККМ зарегистрирована после 1 января) по 31 декабря года, предшествующего проверке, и с 1 января до момента проведения проверки исправности ККМ.

1.6. Вскрытие корпуса, осмотр и проверка электронных блоков и узлов ККМ на их соответствие документации завода-изготовителя с целью выявления и устранения нештатных конструктивных доработок либо замены нештатных электронных блоков.

1.7. Проверка внутреннего программного обеспечения (ПрО) ККМ и при необходимости проведение замены ПрО на версию, рекомендованную генеральным поставщиком проверяемой модели ККМ.

1.8. Проверка соответствия используемого пакета прикладных программ (ППП) сертифицированной версии ППП и возможность его использования с проверяемой ККМ в соответствии с решениями ГМЭК по ККМ и при необходимости установка нового ППП.

1.9. Опломбирование ККМ установленным порядком, установка СВК "Сервисное обслуживание-2001" и при необходимости замена СВК "Государственный реестр".

Примечание:

В соответствии с "Порядком использования средств визуального контроля на контрольно-кассовых машинах", утвержденным ГМЭК по ККМ, установка СВК "Сервисное обслуживание" с обозначением текущего года может производиться в течение января-июня.

1.10. Установка на корпусе ККМ знака визуального контроля о проведенной проверке исправности ККМ по форме согласно приложению N 2 к данному Порядку*.
_______________
* Документ опубликован без приложения N 2. - Примечание "КОДЕКС".

II. Оформление результатов проверки исправности ККМ

2.1. Результаты проверки исправности ККМ оформляются актом по форме согласно приложению N 1 к данному Порядку, первый экземпляр которого передается пользователю ККМ и хранится у него не менее 5 лет, второй - вместе с фискальными отчетами ЦТО ККМ передается в налоговые органы по месту регистрации ККМ в течение месяца после проведенной проверки, третий - хранится в ЦТО ККМ не менее 5 лет.

2.2. Производится запись в паспорте (формуляре) ККМ об установленных на ККМ средствах визуального контроля "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание".

2.3. Производится запись в журнале вызова технических специалистов и регистрации выполненных работ (форма N КМ-8) о проведенной проверке исправности ККМ.

2.4. Если в ходе проверки исправности ККМ была произведена замена версии ПрО или установлен новый ППП к активной системной ККМ, то сведения об этом вносятся в паспорт (формуляр) ККМ установленным порядком.

2.5. ЦТО ККМ дополнительно обязан представить информацию в инспекции МНС РФ районного уровня по пользователям ККМ, договорные отношения с которыми прекращены с 1 января текущего года (наименование организации, ИНН, тип и зав. N ККМ).

2.6. ЦТО ККМ несет ответственность за достоверность информации, представляемой в налоговые органы, в соответствии с действующим законодательством.

Приложение 1 к Порядку. Акт проведения проверки ККМ на исправность в ЦТО "_________"

Приложение N 1


В инспекцию МНС РФ по ___________ району Санкт-Петербурга

1. Дата ________________ 2. Договор N______________ от _________________

3. Наименование организации __________________, ИНН______________________________.

4. Данные по проверке:

Зав. N ККМ

Версия ПрО, наименование ППП

до проверки

после проверок

N СВК "Сервисное обслуживание 2001"

Текст документа сверен по:
"Консультант предпринимателя",
приложение к газете "Предприниматель Петербурга",
N 1-2, январь 2001 года

Госдума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Законопроект увеличивает срок эксплуатации кассовых аппаратов с семи до десяти лет. По мнению экспертов, возможность реже производить замену кассового аппарата пойдет на пользу бизнесу и позволит снизить издержки. Прежде всего это касается магазинов и торговых сетей, где ККТ используются в больших количествах.

Сегодня разрешенный срок эксплуатации кассовых аппаратов составляет от пяти до семи лет. После окончания этого срока использовать кассы запрещено, и предпринимателям приходится покупать новые аппараты. Чтобы предприниматели и компании не несли дополнительных расходов, предложено изменить сроки. Согласно законопроекту срок разрешенного использования контрольно-кассовой техники составит 10 лет.

"Сейчас срок использования ККТ определяется нормативным сроком ее амортизации. Согласно норме закона, кассовая техника относится к четвертой амортизационной группе со сроком полезного использования свыше семи лет включительно. Стоимость замены ККТ обходится в сумму от 20 000 рублей, если рассматривать самые простые модели. Более продвинутые, к примеру, поддерживающие систему сканирования штрих-кодов, связь с компьютером, обойдутся дороже. Затраты складываются из стоимости самой ККТ, регистрации ее в налоговой инспекции, снятия с учета старого аппарата. Также, снимая старый ККТ с учета, налоговые органы, как правило, берут на проверку кассовые документы, что тоже влечет за собой дополнительную работу и излишние переживания. Продление срока использования станет пусть и небольшим, но плюсом для бизнеса, так как срок фактически разрешенного использования увеличится с семи лет до десяти лет. Менять ККТ можно будет реже. Отдельно нужно сказать о том, что сейчас раз в год компании обязаны менять ЭЛКЗ - средство фискальной защиты от манипуляций с кассой, направленных на сокрытие торговой выручки. Стоимость замены ЭЛКЗ составляет 8 тысяч рублей. Также должен быть обязательно заключен договор с ЦТО (Центром технического обслуживания), которому нужно платить около трех тысяч рублей в квартал. Для малого бизнеса было бы плюсом, если бы была возможность сократить расходы. К примеру, замену ЭЛКЗ сделать реже или же удешевить эту процедуру, а договор ЦТО сделать необязательным требованием", - рассказал руководитель аудиторско-консалтинговой группы "АИП" Сергей Елин.

Эксперты также обращают внимание на сложные моменты применения закона о ККТ. "Сейчас закон не содержит прямого запрета на использование кассового аппарата, нормативный срок использования которого истек, но сам аппарат при этом не исключен из реестра контрольно-кассовой техники. Основной показатель для кассовых аппаратов - именно нахождение конкретной модели в реестре. Так, если модель была исключена из реестра, но срок нормативного использования конкретного кассового аппарата не истек, его можно продолжать эксплуатировать, но не более семи лет. Если же модель все еще есть в реестре, то до выхода аппарата из строя или исключения его из реестра. Стоимость самих кассовых аппаратов составляет от 5 (переносные модели) до 20-30 тысяч рублей, настройка и регистрация в налоговых органах могут осуществляться как самостоятельно, так и за отдельную плату. Эту финансовую нагрузку нельзя считать существенной. Если законопроект будет принят, хозяйствующие субъекты смогут производить замену контрольно-кассовой техники реже, раз в 10 лет. Если же производитель установил меньший срок службы аппарата, то замену нужно производить в соответствии с ним. Это изменение пойдет на пользу тем компаниям, которые используют кассовые аппараты в больших количествах, в первую очередь магазинам", - сообщила старший юрисконсульт Центра правового обслуживания Валентина Чистякова.

Федеральным законом № 51-ФЗ от 08.03.2015г. внесены следующие изменения: В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем ККТ, но не более 10 лет. Вопросы:1) ранее можно было использовать ККТ до истечения нормативного срока амортизации. Чем отличаются понятия "нормативный срок амортизации" и "срок использования, установленный изготовителем". Если в паспорте на ККТ не указан срок использования, а указан только нормативный срок амортизации, то это одно и тоже понятие. 2) данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу, или только нам ККТ введенную в эксплуатацию с момента вступления в силу данных изменений. Спасибо

О тличие нормативного срока амортизации от срока использования, который устанавливается изготовителем, заключается в том, что в соответствии с Классификацией основных средств (утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.02 № 1) ККТ отнесена к четвертой амортизационной группе. Таким образом, нормативный срок амортизации кассы - от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 16.03.12 № 03-01-15/2-56).

Если в паспорте указан нормативный срок амортизации, то Ваша организация может эксплуатировать такую ККТ до истечения срока ее полезного использования, но не более 10 лет.

Данные изменения распространяются на всю ККТ, действующую на момент вступления изменений в силу.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

1.Справочники: Основные изменения законодательства, вступающие в силу в 2015 году

Применение исключенных из реестра ККТ

Если модель ККТ исключена из Государственного реестра, ее можно продолжать применять до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок полезного использования исключенной из реестра ККТ не может быть больше 10 лет. Об этом сказано в пункте 5 статьи 3 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.

Пример определения предельного срока эксплуатации ККТ, исключенной из Государственного реестра*

В декабре 2012 года ООО «Торговая фирма «"Гермес"» приобрело ККТ модели ОКА-102К (версия 01). В этом же месяце ККТ была введена в эксплуатацию. Срок службы, установленный изготовителем, – пять лет, то есть до декабря 2017 года (включительно).

С 7 октября 2014 года данная модель ККТ была исключена из Государственного реестра. Организация вправе продолжать эксплуатировать кассовый аппарат до декабря 2017 года (включительно).

Елена Попова , государственный советник налоговой службы РФ I ранга

3.Ситуация: откуда можно узнать информацию о том, какие модели ККТ включены в государственный реестр

Государственный реестр ККТ ведет ФНС России (подп. 5.5.11 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 , постановление Правительства РФ от 28 декабря 2011 г. № 1168 , п. , и Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 22 июля 2013 г. № 69н). Порядок ведения реестра, требования к его структуре и составу установлены , утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 января 2007 г. № 39 .

Актуальный список ККТ, включенной в Государственный реестр, представлен на сайте www.nalog.ru .*

Олег Хороший , начальник отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

4.Статья: Исключенную из госреестра модель ККТ можно использовать не более 10 лет

Получая наличные деньги за реализованные товары, работы, услуги, вы обязаны применять кассовую технику (ККТ). При этом модель используемой ККТ должна быть включена в государственный реестр (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, далее - Закон № 54-ФЗ).

Так вот, до недавнего времени, если модель вашего кассового аппарата исключали из госреестра, то вы могли пользоваться им до истечения нормативного срока его амортизации (п. 5 ст. 3 Закона № 54-ФЗ в старой редакции). Согласно разъяснениям финансистов этот срок составляет от 5 до 7 лет включительно (письмо Минфина России от 07.06.2006 № 03-01-15/4-124). Вообще же его устанавливает производитель, и теоретически он может быть сколь угодно большим.

Однако уже начиная с 9 марта 2015 года следует принимать во внимание новые правила использования ККТ, исключенной из госреестра. Так, если модель вашей ККТ исключили из реестра, то вы можете ее дальше эксплуатировать до истечения срока службы, установленного изготовителем. При этом допустимый срок не должен быть больше 10 лет. Соответствующие поправки законодатели внесли в пункт 5 статьи 3 Закона № 54-ФЗ.*

5.Статья: Срок эксплуатации ККТ увеличился

Новая норма разрешает использовать кассовые аппараты, исключенные из Госреестра контрольно-кассовой техники, до истечения срока службы, указанного поставщиком, но не более 10 лет.*

С уважением,

Светлана Шарипкулова, эксперт БСС «Система Главбух».

Ответ утвержден Натальей Колосовой,

руководителем направления VIP-поддержки БСС «Система Главбух».

Все предприниматели и организации, обязанные, в соответствии с законодательством, применять онлайн-кассы , могут использовать только модели ККТ, внесённые в официальный реестр ФНС РФ. Это аппараты, снабженные модулем для выхода в интернет и такой обязательной комплектующей как фискальный накопитель (ФН) . ФН, согласно установленным государственным регулированием нормам, имеет ограниченный срок использования. Чем ФР отличается от ФН , как правильно выбрать фискальный накопитель, каким критериям он должен соответствовать, от чего зависит его стоимость, через какое время он подлежит замене? Ответы вы узнаете в нашей статье.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Фискальный регистратор: функции, срок полезного использования

Фискальный регистратор - это специальный модуль, при помощи которого кодируется и записывается информация о производимых предпринимателями расчетно-кассовых операциях - продажа, возврат, получение аванса и пр.

Они могут быть внешними и фактически выполнять функцию онлайн-кассы , то есть помимо сохранения и шифрования платежных документов, отправляют их электронные версии оператору фискальных данных (ОФД). Многие модели, при условии подключения к управляющему компьютеру или другому мобильному девайсу, способны формировать и печатать кассовые чеки. Собственно, именно этот аппарат и обозначается понятием «фискальный регистратор». Как и любая ККТ, он относится к четвертой группе имущества при расчете амортизации. Следовательно, фискальный регистратор имеет срок полезного использования от 5 до 7 лет.

Аналогичный ему прибор, встроенный в кассовый аппарат, - фискальный накопитель. Он может только запоминать и передавать данные о проведенных расчетах. Это его основная задача и дополнительных функций он лишен. За формирование и печать чеков, работу с товарной базой и интеграцию с периферийным оборудованием отвечают другие комплектующие онлайн-кассы.

Некоторые начинающие предприниматели ошибочно полагают, что ФН и ФР ничем не отличаются. На самом деле это не так. Модуль накопления предназначен только для фиксации платежной информации. Он может быть установлен в онлайн-кассу или внешний ФР.

Без основной комплектующей онлайн-кассы деятельность большинства ИП сегодня противоречит закону. Поэтому важно правильно выбрать и своевременно заменить эту составную часть онлайн-ККМ или фискального регистратора, т. к. она имеет ограниченный период полезного использования.

Выбор ФН для фискального регистратора с учетом срока полезного использования

Функциональные особенности и технические характеристики этих модулей, используемых в ККТ, определены на уровне стандартов, установленных регистрирующим органом (ФНС). В реестре налоговой находится 14 разных приборов. Различия между их отдельными видами существенны. По законодательно установленным нормам любой из предложенных накопителей имеет свой срок службы, равный 13, 15 или 36 месяцам. Представители частного бизнеса должны это учитывать перед приобретением и установкой его на свою онлайн-ККТ.

Система налогообложения и вид деятельности хозяйствующего субъекта

В соответствии с п. 6 ст. 4.1 Закона № 54-ФЗ модули памяти с максимальным сроком эксплуатации должны приобретать предприниматели, применяющие в своей деятельности упрощённую, патентную систему налогообложения, уплачивающие единый вменённый налог или единый сельхозналог.

Исключение сделано для ИП, которые:

  • занимаются продажей алкоголя, табака и иной подакцизной продукции, а также сезонных товаров;
  • являются платёжными агентами, субагентами;
  • работают в труднодоступных, отдалённых местностях и используют ККМ, не передающие информацию о фискальных операциях в онлайн-режиме через ОФД;
  • совмещают две системы уплаты налогов, в случаях, когда это предусмотрено законом. Например, нельзя совмещать упрощёнку с общей системой налогообложения.

Обратите внимание! Все ИП и компании, подпадающие под эти категории, имеют возможность по своему выбору устанавливать такие приспособления действующие 13, 15 или 36 месяцев. Если организации используют ОСНО, они наделены правом выбирать ФР с любым сроком действия.

Объём памяти и фактический срок службы

Многие ИП и руководители компаний, которые обязаны использовать онлайн-кассы или ФР думают, что чем больше срок полезного использования ФН для фискального регистратора, тем больше объём его памяти. На самом деле это не совсем так. Если, к примеру, вы решили приобрести модули не на 15, а на 36 месяцев, то их память будет фактически одинаковой. Но по сравнению с памятью устройства на 13 месяцев, она выше примерно на 50 %.

Фискальная память, рассчитанная на 15 месяцев, не имеет отдельного статуса. Она относится к линейке ФН, работающих в течение 13 месяцев. Но производители этих устройств, в результате их усовершенствования и увеличения общей памяти, позволили представителям частного бизнеса делать выбор в пользу приобретения накопителя данных на 15 месяцев.

Если нормативные акты не обязывают ИП приобретать устройства с максимальным временным периодом действия, то с целью экономии можно остановить свой выбор на приборах с 15-месячным периодом действия.

Если же представитель бизнеса обязан приобретать модуль, работающий на протяжении трёх лет, но решил в целях экономии заменить его на вариант с более низким периодом эксплуатации, то его ждут серьёзные неприятности в виде административного штрафа и временной приостановки деятельности со стороны налоговых органов.

Обратите внимание! Предоставляемый вместе с онлайн-ККМ ключ фискального признака начинает действовать не после регистрации онлайн-кассы в налоговых органах, а после фискализации накопителя.

Подключим кассу к ОФД всего за 1 день без вашего участия!

Оставьте номер телефона, мы перезвоним и ответим на Ваши вопросы!

От чего зависит стоимость ФН для фискального регистратора

Разница в цене будет зависеть не только от срока его полезного действия, но и от производителя устройства.

Средние расценки на модуль, фиксирующий кассовые операции:

  • на 13 месяцев – 7 000 рублей;
  • на 15 месяцев – 8 000 рублей;
  • на 3 года – 12 000 рублей.

Замена ФН для фискального регистратора по истечении срока полезного использования

По истечении периода службы накопителя, если предприниматель продолжает прежнюю деятельность, нужно произвести его замену на аналогичный. Сразу после этого имеющаяся в подлежащем замене хранилище данных информация передается сотруднику ИФНС.

Небходимо помнить! В соответствии со ст. 5 п. 2 нормативного акта 54-ФЗ использованный ФН надо поместить в сейф или иное надежное место и хранить пять лет. За его сохранность отвечает или сам бизнесмен, или назначенное им физическое лицо. За утрату даже отслужившего хранилища данных предусмотрена административная ответственность.

Перед тем как зайти в личный кабинет на сайте ФНС и подать заявление о регистрации купленного модуля, надо иметь ключ электронной подписи. Приобретая новое устройство, убедитесь, что оно входит в реестр ФНС и продолжительность его действия не противоречит закону.

Передача данных в ОФД

Перед заменой необходимо удостовериться, что все данные, зафиксированные в отслужившем модуле памяти, переданы в налоговую. Для этого подключите кассовую технику к интернету и дождитесь завершения процесса передачи.

Повлиять на обмен данными с ОФД предприниматель не может. ККМ делает это по своим алгоритмам. При сбоях в передаче нужно внимательно изучить технические документы к ККТ или обратиться в службу поддержки производителя или ЦТО. Если в процессе предыдущей деятельности были претензии к действиям ОФД, в момент перерегистрации ККТ можно выбрать другого оператора. Новый договор в этом случае можно заключить и позже, а в это время активируется Trial-период работы.

Закрытие архива ФН

За передачей в ОФД платёжных документов следует закрытие архива. По окончании передачи в ФНС платёжных документов следует закрытие архива накопителя информации о кассовых операциях. Процедура похожа для всех устройств, но может отличаться деталями в зависимости от ПО и модели онлайн-ККМ.

По истечении периода действия ключа фискального признака, закрыть архив будет проблематично. Поэтому для окончания процедуры надо установленное в онлайн-кассе время перевести на несколько минут назад до окончания последней смены (например, на 23:57). Затем закрытие архива повторяется.

Избежать серьёзных проблем, связанных с блокировкой хранилища данных, поможет его своевременная замена. Если прибор заблокирован, нужно перевести время в кассе на сутки назад до окончания последней рабочей смены. Сделать это в некоторых ККМ можно в случае разборки корпуса аппарата и удаления на несколько минут батареи питания для часов, функционирующих в режиме реального времени.

Обновление ПО онлайн-кассы для использования ФФД 1.05.

Предприниматели, купившие и фискализировавшие онлайн-ККМ в 2017 году под использование формата ФФД 1.0., могут работать с ними до начала 2019 года. Затем все должны перейти на формат ФФД 1.05 или более новый. Во избежание дополнительных проблем, лучше заблаговременно обновить ПО кассового аппарата до более высоких версий.

Будьте внимательны! В процессе обновления могут пропасть все предыдущие настройки в виде Ф.И.О. ИП, его ИНН, кодов защиты, регистрационного номера ККТ. Поэтому лучше заранее путём распечатки диагностических чеков сохранить настройки для более быстрого восстановления.

Замена старого накопителя на новый

Расположение памяти кассы зависит от модели ККТ. Чаще всего отсек, где устанавливается накопитель, закрывается крышкой и крепится винтами или защёлками, расположенными в нижней части онлайн-кассы. В таких моделях как «Эвотор », ФН расположен в емкости, в которой устанавливается чековая лента . В ККМ «Меркурий 185Ф » заменить ФН можно только после вскрытия гарантийных пломб.

Регистрация нового ФН

После физической смены накопителя следует зайти в раздел «Перерегистрация» меню управления ККМ и пройти процесс регистрации аппарата. Если ПО автоматически не скопирует всю ранее внесённую информацию, нужно будет внести данные повторно вручную. Затем программа онлайн-кассы предложит активировать новый модуль памяти. При запросе ПО, ККМ фискализируется под ФФД 1.05. Если применить старый формат, то заменить накопитель нужно будет до конца декабря 2018 года, пройдя перерегистрацию под ФФД 1.05.

Перерегистрация ККТ в личном кабинете налогоплательщика

В личном кабинете налогоплательщика обозначьте причину обращения. После этого заполните заявление.

Обратите внимание! Без наличия действующей электронной подписи владельца бизнеса перерегистрировать онлайн-кассу будет невозможно.
Помните, что после замены памяти перерегистрировать ККТ нужно в течение 1 рабочего дня. Поэтому о наличии действительной электронной подписи позаботьтесь заблаговременно.

Сделаем вывод: фискальные регистраторы, как и вся ККТ , имеют свой срок полезного действия. Важно правильно выбрать накопитель, который затем будет установлен в ФР или в онлайн-кассу . Смена и перерегистрация модуля памяти включает в себя несколько этапов. Пройти их надо правильно и своевременно, иначе вас ждут штрафные санкции со стороны контролирующих органов.

Екатерина Колесникова,

Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса

Специально для компании «Такском»

С 1 июля 2017 года все пользователи контрольно-кассовой техники перешли на передачу фискальных данных в онлайн-режиме согласно новым требованиям в свете изменений, внесенных в Федеральный закон от 22.05.2003 №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ). Что может измениться в бухгалтерском учете с началом эры онлайн-касс?

Бухгалтерский учет операций с ККТ

Для перехода на онлайн-кассы пользователям потребовалось переоснастить свой парк контрольно-кассовой техники или модернизировать старые аппараты . Отражение действий с кассовым аппаратом в бухгалтерском учете будет зависеть от того, признан ли был при введении в эксплуатацию кассовый аппарат основным средством или его учли в составе материально-производственных запасов (МПЗ). Порог для признания имущества объектом основных средств с 2016 г. составляет 100 000 руб., а в период 2011-2015 гг. для того чтобы учесть объект в составе амортизируемого имущества, его стоимость должна была быть более 40 000 руб.

Когда кассовый аппарат - МПЗ

Как правило, кассовые аппараты стоят менее 100 000 руб. (и даже менее 40 000 руб. для предыдущих периодов), а значит в большинстве случаев учитываются в составе МПЗ, а затраты на их приобретение относятся на расходы текущего периода по мере ввода ККТ в эксплуатацию.

При такой ситуации делаются типичные бухгалтерские проводки:

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика «на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и прочих средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым».

В соответствии с п. 1 ст. 256 Налогового кодекса РФ имущество стоимостью менее 100 000 руб. независимо от срока полезного использования не относится к амортизируемому.

Стоимость имущества, не являющегося амортизируемым, включается в состав материальных расходов и в бухгалтерском, и в налоговом учете в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

В случае, когда производится модернизация учтенного в составе МПЗ кассового аппарата в соответствии с новыми требованиями федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа», расходы текущего периода на модернизацию учитываются также в составе расходов по обычным видам деятельности единовременно (по Дебету счета 20 «Основное производство» и др.) (в торговых организациях - на счете 44 «Расходы на продажу»).

В налоговом учете затраты на модернизацию ККТ также следует признать в качестве материальных расходов в том отчетном периоде, когда они были произведены (ст.ст. 254, 272 Налогового кодекса РФ).

Если кассовый аппарат – основное средство

Возможно, ваша организация приобрела дорогостоящую модель ККТ, которая отвечает всем критериям для признания ее основным средством. Такая ситуация наиболее вероятна для предыдущих периодов (до 2016 года), когда порог для включения объекта в состав амортизируемого имущества составлял 40 000 руб.

Таким образом, с вступлением в силу новых требований федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» возможен вариант, когда старая модель ККТ, учтенная в составе амортизируемого имущества, станет непригодной для использования до истечения своего срока полезного использования.

Кассовый аппарат относится к четвертой амортизационной группе имущества со сроком полезного использования от пяти до семи лет включительно (Общероссийский классификатор основных фондов, утвержденный постановлением Госстандарта от 26.12.1994 № 359). При этом срок полезного использования (нормативный срок амортизации) ККТ начинает исчисляться с момента ввода основного средства в эксплуатацию в организации, а не с даты выпуска кассового аппарата изготовителем.

Затраты на ликвидацию основного средства, не пригодного в дальнейшем для использования, можно учесть в составе внереализационных расходов (пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Это могут быть расходы на демонтаж, вывоз разобранного имущества, оплата услуг подрядчиков, другие аналогичные затраты. Решение о ликвидации основного средства следует оформлять приказом руководителя организации.

Отметим, что НДС, предъявленный подрядчиком по работам, связанным с ликвидацией ОС, в том числе демонтажом, разборкой, вывозом ликвидируемого ОС и т.п., принимается к вычету в квартале, когда подписан акт о выполнении работ и получен счет-фактура подрядчика (п. 6 ст. 171 НК РФ).

При этом остаточная стоимость основного средства на момент ликвидации, которую не успели самортизировать, также будет уменьшать налогооблагаемую прибыль. В зависимости от метода начисления амортизации по ликвидированному имуществу остаточная стоимость будет учитываться в расходах соответственно. Так, если организация начисляет амортизацию линейным методом, остаточная стоимость ликвидированного основного средства единовременно учитывается в составе внереализационных расходов (абз. 2 пп. 8 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Важно также отметить, что проведение демонтажа не является единственным и обязательным условием для того, чтобы основное средство считалось ликвидированным. Следовательно, и расходы на ликвидацию, в том числе и суммы недоначисленной амортизации, можно учитывать без проведения демонтажа объекта.

Таким образом, основное средство может выбыть из состава амортизируемого имущества в результате ликвидации, которая подтверждается правильно оформленным актом о списании. В этом случае остаточная стоимость также включается во внереализационные расходы в текущем периоде.

При этом на дату утверждения руководителем организации акта о списании основного средства нужно восстановить НДС, который ранее принимался к вычету по этому объекту. Сумма восстанавливаемого НДС рассчитывается (Письма Минфина от 17.02.2016 № 03-07-11/8736, от 18.03.2011 №03-07-11/61) по формуле: сумма НДС, ранее принятая к вычету по основному средству, умножается на бухгалтерскую остаточную стоимость основного средства без учета переоценки на дату утверждения акта о списании и делится на бухгалтерскую первоначальную стоимость основного средства без учета переоценки.

Если кассовый аппарат учитывается в составе основных средств, расходы на модернизацию отражаются по правилам, установленным ПБУ 6/01 «Учет основных средств»: затраты на модернизацию после ее окончания увеличивают первоначальную стоимость ККТ. При этом может быть пересмотрен срок полезного использования кассового аппарата. В налоговом учете ситуация будет выглядеть аналогично.

С 1 июля 2017 года все обычные ККТ, не обеспечивающие онлайн-передачу данных в налоговые органы, автоматически перестают считаться контрольно-кассовой техникой, отвечающей законодательству РФ. Налоговая служба имеет право снимать такие аппараты с учета в одностороннем порядке. В этом случае пользователь получит уведомление и должен будет представить в налоговый орган заполненную форму КМ-2.

О том, как правильно отражать авансы и возвраты при различных ситуациях в новых кассовых чеках, мы расскажем в следующих материалах.

Не забывайте, что для работы в рамках нового порядка применения контрольно-кассовой техники необходимо не только обновить технику, но и заключить договор с ОФД. Доверяйте свои фискальные данные только тем, кто имеет все необходимые лицензии, в том числе от ФСБ России на осуществление такого вида деятельности. Например, ОФД «Такском» получил разрешение на обработку фискальных данных еще в сентябре 2016 года. С тех пор уже сотни тысяч клиентов доверили нам передачу и хранение своих фискальных данных. Более подробную информацию о тарифах и услугах оператора фискальных данных можно найти на .



Поделиться