Сталь: получение стали, процесс и способы. Технология получения стали

Выбор пал на FIAT в основном по политическим причинам: коммунистическая партия СССР поддерживала партии других капиталистических развитых стран,особенно Италию и Францию.Руководителям иностранных коммунистических партий нужны были новые рабочие места,и строительство завода в г.Тольятти решало их проблемы.Итальянские специалисты и строители построили завод,обеспечили всей необходимой документацией.Проводили консультальции с инженерами ВАЗа и учавствовали в разработках новых моделей. Первая партия логотипов была также произведена в Италии,что повысило интерес у коллекционеров.

Прототипом ВАЗ 2101 стал автомобиль FIAT 124 модели 1966 года с двигателем 1,2 литра и отделкой салона начального уровня.В 1965 году им был завоеван титул "автомобиль года".

3 января 1967 года строительство Волжского автомобильного завода было обьявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.Тысячи людей были направлены на строительство,в основном это была молодёжь. А 27 января того же года был вынут первый кубометр земли под строительство первого цеха.

С 1969 года стали формироваться трудовые коллективы,продолжался монтаж оборудования,производимого на 844 отечественных заводах и 900 заводах содружества,фирмами Италии,ФРГ,Англии,США,Франции и других стран.

1 марта 1970 года десять первых кузовов вышли из сварочного цеха,а 19 авпреля с главного конвейера вышли первые 6 автомобилей ВАЗ 2101.Автомобиль и его модификации получили имя "Жигули" ,по названию гор недалеко от Тольятти.
"Жигули" были очень похожи на Фиат 124,но это было только с виду.
Автомобили были собраны из полностью локализованных деталей, без поставок с Фиата. Но часть деталей была произведена не в СССР,а в других социалистических странах. Например в Польше в 1967 году уже выпускался очень похожий на "Жигули" Polski Fiat 125P, он мог нести латинскую символику,что и послужило причиной появления легенды о "фиатовских копейках".
Позже на польские Фиаты стали поставляться детали из СССР, например утопленные ручки дверей.
Конструкция ФИАТа претерпела множество изменений,прежде чем стать "Жигулями". Ещё на ранних стадиях испытаний было понятно,что Фиат не для наших дорог. Кузов его был очень слаб, его пришлось усиливать, как и подвеску.
Был увеличен дорожный просвет со 164 до 175 мм, задние дисковые тормоза заменили на барабанные, более долговечные и защищённые от воздействий песка и грязи. Как свидетельствовали испытатели, задних колодок хватало на 500-600 км по плохой дороге,они просто стирались до металла. Ручки дверей сделали утопленными,что сделало их травмобезоасными,снаружи появилось зеркало заднего вида.

Распредвал перекочевал снизу наверх, увеличилось расстояние между цилиндрами, сохранив рабочий обьём двигателя 1,2 литра, увеличили диаметр цилиндров с 73 до 76 мм при мощности в 64 л.с..
В трансмиссии увеличили диаметр диска сцепления со 182 до 200 мм. Трёхрычажная подвеска сменена на пятиштанговую. Вместо двух поддомкратников по бортам, стало четыре.
В переднем бампере появилось отверстие под "кривой" стартер,появились клыки и буксирные проушины. Сидения в отличии от фиатовских стали раскладываться. Всего было внесено более 800 изменений, что заметно усилило конструкцию, и утяжелило на 90 кг, с 855 до 945 кг.

Основную массу доработок производили итальянские специалисты, при участии советских, что позволило перенять опыт и использовать при последующих разработках.

28 октября 1970 в Москву был отправлен первый эшелон с "Жигулями". При расчетном строительстве в 6 лет, завод был запущен на 3 года раньше.

24 марта 1971 года Государственная Комиссия приняла первую очередь в эксплуатацию, которая будет выпускать 220.000 автомобилей в год.

В 1971 году начат экспорт "Жигулей" в Болгарию, Чехословакию, Венгрию, Югославию и ГДР. Несколько позже в ФРГ, Францию, Австрию, Швейцарию, Египет, Великобританию, Нигерию.
В связи с разноязычностью покупателей название "Жигули" было изменено на "ЛАДА"/"LADA".

22 декабря 1973 завод был принят официально Государственной комиссией на отлично после выпуска миллионного автомобиля марки ВАЗ, и указом президиумома Верховного Совета СССР был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В 70-х годах "Жигули" были самым комфортабельным и надёжным из советских автомобилей. Иметь "Жигули" было престижно, это говорило о благополучности и достатке в семье. Для большей части мужского наеления это была мечта. Иностранные корни ещё больше привлекали покупателей ВАЗ 2101. Но всё же вначале немного побаивались "Жигулей", из-за недостаточного опыта в обслуживании.

Бывалые автомобилисты уверенно говорили, что "Жигули" не для наших дорог, но позже оказалось что сделаны они не только для наших дорог, но и для нашего бездорожья.

Появились гарантия и сервис! Среди положительных особенностей "Жигулей" были: малый обьём работ по обслуживанию, удивлением водителей было то, что зимой на ночь не надо сливать воду, они впервые узнали вкус антифриза и получили колёса на круглый год. Также "Жигули" отличали плавность хода, хорошая динамика и управляемость, что позволило обогнать "Москвичи" и "Волги" навсегда. Салон был комфортным, отопитель салона работал на отлично. Ещё радовало то,что в СССР научились делать арматуру и качественный крепёж,после покупки "Жигули" не нужно было протягивать. Качество сборки в начале производства было на высоте, но в последующие годы ухудшилось, не только на ВАЗе, но и в отрасли в целом.

В 1974 году была выпущена обновлённая версия "Жигулей" - ВАЗ 21011, с двигателем 1,3 литра и мощностью 69 л.с.

За 13 лет производства было выпущенно около 3 млн. автомобилей ВАЗ 2101. Выпуск ВАЗ 21011 прекращён в 1981 г., 2101 в 82 г.,в дальнейшем производили только модификацию ВАЗ 21013.

ВАЗ 2101 и спорт.

В начале 1971 года была выпущена гоночная модификация "Жигулей", она учавствовала в европейском ралли "ТУР ЕВРОПЫ - 71", где наша команда выиграла серебрянный кубок. При участии в последующих соревнованиях "ТУР ЕВРОПЫ - 73" советские спортсмены завоевали золото и серебро.

В шоссейно-кольцевых гонках "Копейка" впервые приняла участие в 1972 году в чемпионате СССР. В те времена ещё никто не умел форсировать двигатели ВАЗ, и на трассах имели преимущество "Москвичи". Но со временем секрет форсировки "Жигулей" был разгадан, гонщики научились готовить свои ВАЗы, и команды АЗЛК уже не смогли противостоять "копейкам" и отстали навсегда.

На гонках "Кубка Дружбы социалистических стран" дела обстояли не совсем хорошо. Три чехословацких гонщика побеждали в любых гонках на своих заводских Skoda 130 RS, лишь меняясь местами в тройке призёров. Мощные и лёгкие Шкоды были созданы специально для кольца. Вскоре они переключились на другие европейские соревнования,и их место заняли другие спортсмены из Чехословакии, на наших Ладах. Много крови попили они у наших гонщиков, но всё таки побеждать их можно было, это было доказано не один раз советскими спортсменами.

Интересно,что заводским гонщикам приходилось частенько делиться медалями с "одиночками" из других городов. Они состовляли сильную конкуренцию на гонках. А всё потому, что не было в СССР профессионального спорта, им можно было заниматься лишь отстояв смену у станка. И спортивные секции ВАЗ были не подразделениями завода, а всего лишь клубами автолюбителей, а бесценный опыт доработок очень редко воплощался в улучшении конструкции серийных автомобилей.

Что же представлял собой тюнинговый ВАЗ 2101 в начале 70-х?

Наши автомобилисты умели договариваться с руководителями разных крупных фирм, которые имели выход за границу. Нам привозили усиленные и доработанные распредвалы специально для соревнований. Привозили из разных стран, всё конечно было нелегально, и поэтому тюнинг "Жигулей" был очень дорогим. Кому то привозили распредвалы, они меняли на жёсткую подвеску, те в свою очередь меняли на другие детали, более усиленные. Резина была из "космоса", т.е. недоступна, записывались в очередь за несколько месяцев.

Некоторые "Кулибины" делали распредвалы по своей технологии, меняли, продавали. Также делали самодельные магниевые диски, в Европе это было очень дорогим удовольствием.

Только в наше время тюнинговые запчасти стали общедоступными,и мы можем подобрать любую деталь под свои параметры. Спасибо скажем тем людям, кто в начале 70-х годов не побоялись добиваться от своих "копеек" более улучшенных характеристик, это были советские спортсмены и энтузиасты!!!

Посмотрите ролик про копейку!

Производство стали сегодня осуществляется в основном из отработанных стальных изделий и передельного чугуна. Сталь представляет собой сплав железа и углерода, последнего в котором содержится от 0,1 до 2,14%. Превышение содержания углерода в сплаве приведет к тому, что он станет слишком хрупким. Суть процесса производства стали, в составе которой содержится гораздо меньшее количество углерода и примесей, по сравнению с чугуном, состоит в том, чтобы в процессе плавки перевести эти примеси в шлак и газы, подвергнуть их принудительному окислению.

Особенности процесса

Производство стали, осуществляемое в сталеплавильных печах, предполагает взаимодействие железа с кислородом, в процессе которого металл окисляется. Окислению также подвергаются углерод, фосфор, кремний и марганец, содержащиеся в передельном чугуне. Окисление данных примесей происходит за счет того, что оксид железа, образующийся в расплавленной ванне металла, отдает кислород более активным примесям, тем самым окисляя их.

Производство стали предполагает прохождение трех стадий, каждая из которых имеет свое значение. Рассмотрим их подробнее.

Расплавление породы

На данном этапе расплавляется шихта и формируется ванна из расплавленного металла, в которой железо, окисляясь, окисляет примеси, содержащиеся в чугуне (фосфор, кремний, марганец). В процессе этого этапа производства из сплава необходимо удалить фосфор, что достигается за счет содержания в шлаке расплавленного оксида кальция. При соблюдении таких условий производства фосфорный ангидрид (Р2О5) создает с оксидом железа (FeO) неустойчивое соединение, которое при взаимодействии с более сильным основанием - оксидом кальция (CaO) - распадается, и фосфорный ангидрид превращается в шлак.

Чтобы производство стали сопровождалось удалением из ванны расплавленного металла фосфора, необходима не слишком высокая температура и содержание в шлаке оксида железа. Чтобы удовлетворить эти требования, в расплав добавляют окалину и железную руду, которые и формируют в ванне расплавленного металла железистый шлак. Содержащий высокое количество фосфора шлак, формирующийся на поверхности ванны расплавленного металла, удаляется, а вместо него в расплав добавляются новые порции оксида кальция.

Кипение ванны расплавленного металла

Дальнейший процесс производства стали сопровождается кипением ванны расплавленного металла. Такой процесс активизируется с повышением температуры. Он сопровождается интенсивным окислением углерода, происходящим при поглощении тепла.

Производство стали невозможно без окисления излишков углерода, такой процесс запускают при помощи добавления в ванну расплавленного металла окалины или вдувания в нее чистого кислорода. Углерод, взаимодействуя с оксидом железа, выделяет пузырьки оксида углерода, что создает эффект кипения ванны, в процессе которого в ней снижается количество углерода, а температура стабилизируется. Кроме того, к всплывающим пузырькам оксида углерода прилипают неметаллические примеси, что способствует уменьшению их количества в расплавленном металле и приводит к значительному улучшению его качества.

На данной стадии производства из сплава также удаляется сера, присутствующая в нем в форме сульфида железа (FeS). При повышении температуры шлака сульфид железа растворяется в нем и вступает в реакцию с оксидом кальция (CaO). В результате такого взаимодействия образовывается соединение CaS, которое растворяется в шлаке, но раствориться в железе не может.

Раскисление металла

Добавление в расплавленный металл кислорода способствует не только удалению из него вредных примесей, но и увеличению содержания данного элемента в стали, что приводит к ухудшению ее качественных характеристик.

Чтобы уменьшить количество кислорода в сплаве, выплавка стали предполагает осуществление процесса раскисления, который может выполняться диффузионным и осаждающим методом.

Диффузионное раскисление предполагает введение в шлак расплавленного металла ферросилиция, ферромарганца и алюминия. Такие добавки, восстанавливая оксид железа, снижают его количество в шлаке. В результате растворенный в сплаве оксид железа переходит в шлак, распадается в нем, высвобождая железо, которое возвращается в расплав, а высвобожденные оксиды остаются в шлаке.

Производство стали с осаждающим раскислением осуществляется путем введения в расплав ферросилиция, ферромарганца и алюминия. Благодаря наличию в своем составе веществ, обладающих большим сродством к кислороду, чем железо, такие элементы образуют соединения с кислородом, который, отличаясь невысокой плотностью, выводится в шлак.

Регулируя уровень раскисления, можно получать кипящую сталь, которая не полностью раскислена в процессе плавки. Окончательное раскисление такой стали происходит при затвердевании слитка в изложнице, где в кристаллизующемся металле продолжается взаимодействие углерода и оксида железа. Оксид углерода, который образуется в результате такого взаимодействия, выводится из стали в виде пузырьков, также содержащих азот и водород. Полученная таким образом кипящая сталь, содержит незначительное количество металлических включений, что придает ей высокую пластичность.

Производство сталей может быть направлено на получение материалов следующего типа:

  • спокойных, которые получаются, если в ковше и печи процесс раскисления полностью завершен;
  • полуспокойных, которые по степени раскисления находятся между спокойными и кипящими сталями; именно такие стали раскисляются и в ковше, и в изложнице, где в них продолжается взаимодействие углерода и оксида железа.

Если производство стали предполагает введение в расплав чистых металлов или ферросплавов, то в результате получаются легированные сплавы железа с углеродом. Если в стали данной категории необходимо добавить элементы, которые имеют меньшее сродство к кислороду, чем железо (кобальт, никель, медь, молибден), то их вводят в процессе плавки, не опасаясь за то, что они окислятся. Если же легирующие элементы, которые необходимо добавить в сталь, имеют большее сродство к кислороду, чем железо (марганец, кремний, хром, алюминий, титан, ванадий), то их вводят в металл уже после его полного раскисления (на окончательном этапе плавки или в ковш).

Необходимое оборудование

Технология производства стали предполагает использование на сталелитейных заводах следующего оборудования.

Участок кислородных конверторов:

  • системы обеспечения аргоном;
  • сосуды конверторов и их несущие кольца;
  • оборудование для фильтрации пыли;
  • система для удаления конверторного газа.

Участок электропечей:

  • печи индукционного типа;
  • дуговые печи;
  • емкости, с помощью которых выполняется загрузка;
  • участок складирования металлического лома;
  • преобразователи, предназначенные для обеспечения индукционного нагревания.

Участок вторичной металлургии, на котором осуществляется:

  • очищение стали от серы;
  • гомогенизация стали;
  • электрошлаковый переплав;
  • создание вакуумной среды.

Участок для реализации ковшовой технологии:

  • LF-оборудование;
  • SL-оборудование.

Ковшовое хозяйство, обеспечивающее производство стали, также включает в себя:

  • крышки ковшей;
  • ковши литейного и разливочного типа;
  • шиберные затворы.

Производство стали также предполагает наличие оборудования для непрерывной разливки стали. К такому оборудованию относится:

  • поворотная станина для манипуляций с разливочными ковшами;
  • оборудование для осуществления непрерывной разливки;
  • вагонетки, на которых транспортируются промежуточные ковши;
  • лотки и сосуды, предназначенные для аварийных ситуаций;
  • промежуточные ковши и площадки для складирования;
  • пробочный механизм;
  • мобильные мешалки для чугуна;
  • оборудование для обеспечения охлаждения;
  • участки, на которых выполняется непрерывная разливка;
  • внутренние транспортные средства рельсового типа.
Производство стали и изготовление из нее изделий представляет собой сложный процесс, сочетающий в себе химические и технологические принципы, целый перечень специализированных операций, которые используются для получения качественного металла и различных изделий из него.

Жвачка в Советском Союзе являлась своего рода культовым продуктом. Из-за своей популярности на Западе она считалась «буржуазным» символом и подвергалась идеологическим гонениям. Наладить выпуск жевательной резинки в собственной стране советское правительство заставили трагические события…

«Идеологически вредный продукт»

Долгое время жевательная резинка в СССР была только импортного производства. В 70-е годы она стала настоящим предметом культа среди детей и подростков. Кому-то ее привозили из-за рубежа, кто-то даже выпрашивал жвачку у иностранцев. Помимо приятного вкуса, импортная жвачка была красочно оформлена, а внутри упаковки находились еще и картинки-вкладыши, изображающие героев мультфильмов и комиксов, футболистов, автомобили… Дети менялись между собой обертками и вкладышами, коллекционировали их, устраивали игры с фантиками, а одну резинку могли жевать целой компанией – о гигиенической стороне никто не думал.

Официальные органы и педагоги не поощряли этих увлечений. Школьников, постоянно жующих жвачку или манипулировавших обертками и вкладышами от нее, могли даже пропесочить на пионерском собрании за «преклонение перед Западом». Тем более постоянно говорилось о том, что жевательная резинка вредна – для желудка и проч., хотя на деле это оказалось ничем не обоснованным мифом.

Трагедия в Сокольниках

10 марта 1975 года в Москве, во дворце спорта «Сокольники», проходил товарищеский матч по хоккею между юниорами Канады и ЦСКА. Спонсором канадской команды выступила компания Wrigley, являвшаяся одним из крупных производителей жевательной резинки. После соревнований, спускаясь к автобусу, канадцы стали разбрасывать вокруг пластинки жвачки. Болельщики быстро сориентировались и сломя голову кинулись вниз по крутой каменной лестнице – подбирать дефицит.

Администрация дворца спорта распорядилась отключить свет, так как боялась, что все это будет отснято на камеры и попадет в зарубежную прессу, и запереть металлическую дверь, ведущую на улицу. В темноте люди начали спотыкаться, падать друг на друга. Только по официальным данным, погиб 21 человек, 13 из которых оказались несовершеннолетними. Еще 25 человек получили травмы.

Конечно, было серьезное разбирательство. Директор Дворца спорта Александр Борисов, его заместитель, а также начальник местного РУВД, ответственный за порядок во время матча, получили тюремные сроки за халатность. Правда, в декабре того же года их амнистировали. Здание дворца спорта закрыли на длительную реконструкцию.

В СМИ, по обычаям того времени, происшествие освещать запретили. Всех очевидцев допросили и заставили написать подписку о неразглашении. Однако в народе начались волнения.

После обсуждения на правительственном уровне, учитывая приближающуюся Олимпиаду-80, было решено наладить производство отечественной жевательной резинки. Это, как посчитали, помогло бы снизить ажиотаж вокруг импортной жвачки.

В 1976 году была запущена первая линия по производству жвачки в Ереване. Вторая линия появилась на макаронной фабрике в Ростове-на-Дону. Сначала выпускалась продукция всего двух наименований: «Жевательная резинка» с фруктовым вкусом и «Ну, Погоди!» с мятным. Позднее таллинская кондитерская фабрика «Kalev» стала производить жвачки «Апельсиновая» и «Мятная». Пластинки этой жвачки представляли собой прямоугольники с продольными бороздками, которые удобно было делить на пять частей. Их продавали в обертках из вощеной бумаги с рисунком на фольге. Стоила одна такая упаковка 20 копеек.

В 80-е московская фабрика «Рот Фронт» производила уже пять видов жевательной резинки: «Мятная», «Апельсиновая», «Клубничная», «Малиновая» и «Кофейный Аромат». Поначалу жвачку продавали упаковками по пять пластинок по цене 60 копеек за пачку. Но производители не учли, что потребителями жевательной резинки являлось в основном подрастающее поколение, для которого такая стоимость была слишком высока. Вскоре цену снизили до 50 копеек за пачку и стали продавать жвачку пластинками поштучно.

Сегодня не проблема купить в торговых точках и отечественную, и импортную жвачку – на любой вкус и кошелек. Кстати, в апреле 2013 года на стадионе «Сокольники» повесили мемориальную табличку в память о жертвах трагедии 1976 года, фактически отдавших свои жизни за то, чтобы советские люди могли наслаждаться «запретным» продуктом.

Прекращение продаж «Лады-2107», устаревшей еще в 1982 году, отражает попытки завода модернизировать свое производство. Вспомните, кто руководил СССР, когда стали производить первые «Жигули»?

Россия заканчивает производство автомобилей «Лада-2107», символа советской эпохи. Автомобиль был сделан на базе итальянского Fiat 124 1960-х годов. Крупнейший российский автомобильный завод вместо «Лады-2107» под своим брендом представит на рынке самую дешевую модель французского Renault . Парадокс последнего «жигуленка» заключался в том, что, когда в 1982 году он появился на дорогах, он уже устарел.

1. Непосредственногопредшественника «Жигуленка», Fiat 124, начали производить уже в:

А. 1966

Б. 1968

В. 1971

2. Автомобиль«Лада-2101» стал европейским автомобилем в:

А. 1975

Б. 1976

В. Он никогда не становился европейским

3. Версия «комби», которую в Советском Союзе начали выпускать в 1971 году, называлась:

А. ВАЗ- 2102 как логичное продолжение модельного ряда этого типа

Б. ВАЗ-2105 как знак того, что машина без проблем перевезет пять пассажиров и их багаж

В. ВАЗ-2110 как отражение гораздо большего объема багажника автомобиля

4. Конструкторы, меняя Fiat для советских дорог:

А. заменили на задней оси дисковые тормоза на барабанные, которые в меньшей степени страдают от грязи

Б. усилили кузов кевларом, чтобы машина лучше справлялась с не столь хорошими дорогами в СССР

В. Увеличили дорожный просвет машины с 164 миллиметров до 275 миллиметров

5. Когда в Советском Союзе с конвейера сошел первый «Жигуленок», Генеральным секретарем ЦК КПСС был:

А. Никита С. Хрущев

Б. Леонид И. Брежнев

В. Михаил С. Горбачев

6. Когда советский автопром представил автомобиль ВАЗ-2107, лидером советских коммунистов был:

А. Никита С. Хрущев

Б. Леонид И. Брежнев

В. Михаил С. Горбачев

7. Автомобиль ВАЗ-2107 выпускался и в модификации:

А. с газовой турбиной, такие автомобили использовала полиция из-за их исключительной мощности

Б. двигателем, работающем на древесном газе, эта версия была предназначена для регионов Сибири

В.с двигателем Ванкеля

8. Последняя версия «Жигуленка» достигала максимальной скорости:

А. 130 км/ч

Б. 150 км/ч

В. 180 км/ч

9. Последняя версия «Жигуленка» в России продавалась за:

А. 200 000 рублей (128 000 крон)

Б. 400 000 рублей (256 000 крон)

В. 600 000 рублей (384 000 крон)

10. Автомобильный завод находится в Тольятти. Он назван в честь:

А. грузинского коммуниста, который был правой рукой И.В.Сталина

Б. одного из основателей итальянской коммунистической партии, которого звали Пальмиро Тольятти

В. известного казака, который руководил несколькими походами на Урал

Правильные ответы: 1 - А, 2 - В, 3 - А, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б, 7 - В, 8 - Б, 9 - А, 10 - Б.

anonym

Самая лучшая -Lada Niva. Какая-то там Škoda Yeti рядом с ней отдыхает. Niva - это труженик. После того, что выдержит одна Lada Niva, славная Yeti уже три раза будет на кладбище

Человеческий источник (Lidský Zdroj)

Кто придумал такую ложь? «Крупнейший российский автомобильный завод вместо «Лады-2107» под своим брендом представит на рынке самую дешевую модель французского Renault ».

У «Лады» помимо 2107 было множество современных модификаций. И из собственного конструкторского бюро. Модель в сотрудничестве с Renault еще только готовят. Пока единственное, что у них есть общего с Renault , это то, что на части своих мощностей помимо своих моделей они производят и Dacia Logan .

Список некоторых моделей после 2107:

Samara

2112, 2110, 2111

Priora

Kalina

Granta .

Это то же самое, как написать, что Š koda производила только Š kod а 100. Иникакой более новой модели у нее не было. Ну да, со Š kod а это была бы правда, потому что после Favorit это уже были VW .

Деньги сегодня являются неотъемлемой частью жизни человека. Мы привыкли использовать монеты или купюры везде: в магазине, в поездке, в банке. Мы привыкли к шелесту бумаги и звону металла. Даже трудно себе представить жизнь без них. Но на протяжении истории происходили различные события, которые меняли историю денег. Как появились деньги вообще? Когда появились бумажные деньги в России? Как проходило их развитие?

Из истории денег

История появления денег уходит далеко вглубь существования человечества. До их появления люди использовали различные материалы и изделия, даже продукты питания и животных. Но это было не совсем удобно и не всегда имело правильное соотношение в эквиваленте. И тогда возникла необходимость создать деньги.

Монеты появились в VII веке до нашей эры и активно распространились благодаря своему маленькому весу и размеру. Через время начинают использовать золото и серебро в изготовлении монет. А в начале X века в Китае появляются первые бумажные деньги. На Руси первые собственные монеты появились в конце X века, когда начали чеканить золотые и серебряные монеты. Но когда появились первые бумажные деньги в России? Проследим историю их возникновения.

Времена Екатерины Великой

Первым, кто хотел начать производство бумажных денег, был Петр III. Но план его не осуществился, потому что Петр был свержен своей женой. Необходимость в производстве бумажных денег возникла из-за острой нехватки серебра. А в России активно развивалась торговля. К тому же нужны были огромные средства на вооружение и армию. Медь не решала проблему, потому что она была очень тяжелой. Налоговикам приходилось возить подать в повозках, ведь тысяча медных рублей весила около одной тонны. Выход был только в том, чтобы начать производство банкнот. Поэтому бумажные деньги впервые появились в России при Екатерине II. Это произошло в 1769 году.

Стали выпускать купюры номиналом 25, 50, 75, которые каждый обладатель мог свободно выменять на медные монеты. В это же время были открыты два банка для обмена - в Москве и в Петербурге. Но от 75-рублевой банкноты пришлось отказаться, потому что умельцы могли свободно переделать 25-рублевые на 75-и. С 1786 года появляются в производстве бумажных денег 5 и 10 рублей. Тогда они были синие и красные соответственно. Впрочем, как и в Теперь понятно, зачем в России появились бумажные деньги. Чтобы облегчить работу, ведь серебра не хватало, а медь весила слишком много. Но что же было дальше?

Павловские времена

У Павла I и его матери Екатерины отношения были очень сложными. Павел ненавидел мать и все, что она приняла и совершила во время своего правления. Естественно, что и производство бумажных денег для него тоже было ненавистным. В это время происходит падение курса денег из бумаги - за один бумажный рубль давали около 75 копеек серебром, которого так не хватало стране. Тогда император Павел приходит к простому решению - собрать все бумажные деньги в стране и сжечь в костре. Как заметил тогда князь Куракин, на Дворцовой площади нужно было прилюдно сжечь 6 миллионов рублей, которые еще не выпустили, а остальные - по мере их вступления. А это еще 12 миллионов. Как видно, суммы огромные! Таким образом, период Екатерины - это время, когда в России появились бумажные деньги, а период Павла - это время, когда их спалили.

Дальнейшие события времен Павла

В чем же увидел выход из затруднительного положения император Павел? Он решился на следующее действие, которое вряд ли можно назвать правильным и здравым. Павел повелел взять всю фамильную серебряную посуду и переплавить ее для изготовления серебряных монет. Как выразился император, он готов был есть с оловянной посуды, лишь бы достичь благополучия для страны. Но этого не вышло! Прекрасные серебряные сервизы, которые стоили около 800 тысяч рублей, переплавили и изготовили из серебра деньги, которых получилось всего на сумму до 50 тысяч. Поэтому проблема так и не решилась. Вскоре все же государство было вынуждено вернуться к изготовлению бумажных денег.

"Наполеоновские" деньги в России

Вместе с выпуском бумажных купюр появилось и множество фальшивомонетчиков, ведь даже государственную бумагу тогда было легче подделать, чем отчеканенные монеты. Фальшивомонетчиков не пугали никакие наказания. А ведь их всегда жестоко наказывали с помощью различных видов казней. В то время как Наполеон собрался напасть на Россию, он сделал аферу. В 1812 году по его приказу печатаются фальшивые российские банкноты. Но, как оказалось, их качество было намного выше оригинальных русских. Тогда император Александр I понял, что пора что-то изменить в денежной системе. Качественные бумажные деньги в России появились, когда император учредил основание Экспедиции изготовления государственных бумаг. Это произошло в 1818 году.

Последующее развитие бумажных денег в стране

При императоре Александре на набережной Фонтанки возле Петербурга появилась фабрика по изготовлению купюр, бумаги с водяными знаками и различных документов, которая работает и в наши дни. На этом месте со временем выстроился целый небольшой город, жители которого работали на этой фабрике. Это было следующим периодом, когда появились бумажные деньги в России, после которого они больше не исчезали вплоть до наших дней.

Во времена правления Николая I в России ходили ассигнации Екатерины, серебряные рубли, а также депозитные и кредитные билеты, которые в 1841 году после указа стали деньгами. Через два года все разновидности денег были заменены на единый вид - кредитный билет. Через время прошла замена серебра на золото. Тогда же и появилось доверие к русской денежной единице. В свободном обращении все же находились серебряные и бумажные деньги, а золото находилось в казне, обеспечивая ценность российской национальной валюте.

Таким образом, сегодня можно проследить историю возникновения бумажных денег в России: когда появились они, какие изменения пришлось им претерпеть в ходе истории. Безусловно, бумажные деньги в России сыграли важную роль, повлияв на историю и принеся пользу как государству, так и обществу в-целом.



Поделиться