Статья по логистике малых бизнесов. Логистика закупок в малом бизнесе щеглов павел евгеньевич

    Номер работы:

    Год подготовки:

    Объем работы:

    ВВЕДЕНИЕ 3
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ 5
    1.1. Значение и сущность логистической деятельности 5
    1.2. Особенности организации логистической деятельности в малом бизнесе 23
    ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ОРТОНИК» 28
    2.1. Краткая характеристика организации 28
    2.2. Оценка эффективности деятельности организации 30
    2.3. Организация логистических процессов и оценка их эффективности 40
    ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ООО «ОРТОНИК» 57
    3.1. Обоснование направлений совершенствования логистической деятельности 57
    3.2. Прогнозирование эффективности предложенных направлений 62
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 71
    ПРИЛОЖЕНИЯ 74

    Выдержка из работы:

    ВВЕДЕНИЕ

    Развитие малого бизнеса было и остается одной из приоритетных задач в нашей стране. Малый бизнес призван обеспечить удовлетворение потребительского спроса на рынке товаров и услуг, организуя работу коллектива, численность которого не может превышать 100 человек. Доведение товара или услуги до конечного потребителя осуществляется посредством реализации совокупности логистических процессов, при этом логистические издержки, в соответствии с рыночными принципами, включены в розничную стоимость товара или услуги.
    Поэтому ключевое значение приобретают вопросы планирования, анализа логистической деятельности малого предприятия, совершенствования и постоянного целеустремленного ее развития с целью обеспечения его максимальной эффективности и конкурентоспособности.
    Анализ научных трудов по логистике зарубежных и отечественных авторов, среди которых: Аникин Б.А., Бауэрсокс Д.Дж., Гаджинский А.М., Кальченко А.Г., Крикавский Е.В., Клос Д.Дж., Ларина Р.Р., Окландер М.А., Пономарева Ю.В., Сергеев В.И. показал, что достаточно полно разработаны теоретические аспекты управления логистическими процессами на предприятиях. Однако в научных работах по логистике недостаточно уделяется внимание практическим аспектам развития логистической деятельности на малых предприятиях.
    В качестве предмета исследования выступает совокупность теоретических, методических и прикладных аспектов формирования и особенностей совершенствования логистической деятельности на малых предприятии.
    ................
    ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МАЛОМ БИЗНЕСЕ
    1.1. Значение и сущность логистической деятельности

    Развитие и обострение конкуренции в России происходит в условиях развития предпринимательства и частной собственности и в значительной степени находится под воздействием интеграции отечественной экономики в мировую систему торговли. В такой ситуации использование российскими предприятиями старых традиционных методов управления функциями снабжения, производства и распределения не могут обеспечить значительных конкурентных преимуществ. Именно поэтому все больше отечественные предприятия внедряют в собственную систему управления элементы логистики.
    В зарубежной и отечественной экономической литературе под логистикой понимается:
    - новое направление в организации движения грузов;
    - новое научное направление, связанное с разработкой рациональных методов управления материальными и информационными потоками;
    - теория планирования различных потоков в человеко-машинных системах;
    - оптимизация процессов доставки оборотных средств и готовой продукции и материальных потоков производственных процессов;
    - совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами;
    - процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления;
    .............

Предложенный учебный материал (Дипломная работа) разработан нашим экспертом - 10.06.2016, по индивидуальному заданию. Для подробного ознакомления дипломной необходимо перейти по ссылке "получить демо... ", заполнить бланк и немного подождать сокращенной версии, которая будет отправлена Вам на e-mail.
Если Вас "поджимают по времени" - заполните бланк, после чего наберите нас по телефонам горячей линии, либо отправьте SMS на тел: +7-917-721-06-55 с просьбой рассмотреть Вашу заявку в приоритетном порядке.
Вам не подходит эта информация? - Закажите то, что необходимо и по Вашим требованиям. Для индивидуальной работы перейдите на страницу эксклюзивного заказа

Малый бизнес, или малое предпринимательство, представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. По своему уровню жизни и социальному положению они принадлежат к большинству населения, одновременно являясь как непосредственным производителем, так и потребителем товаров и услуг. Сектор малого предпринимательства представляет самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

Еще более увеличивает стимулирующую роль логистики в маркетинге расширение комплекса логистических услуг. Нет лучшей рекламы для производителя, как имидж ответственного и надежного поставщика. Надежность партнера в бизнесе всегда ценится очень высоко.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием производства. Это обусловлено тем, что производство зависит от своевременной доставки сырья, материалов, комплектующих частей в определенном количестве и определенного качества. Соответственно, служба логистики предприятия, обеспечивающая прохождение сквозного материального потока (следовательно и организующая снабжение предприятия), должна участвовать в принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать производство ресурсами придется ей.

С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой продукции.

Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию дополнительной нагрузки на производство.

Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его соблюдением -- также совместная задача службы логистики предприятия и службы планирования производства.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время для многих транспортных узлов Республики Казахстан характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10–15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

малое предприятие

логистическая система

логистическая служба

микрологистическая среда

маркетинг

координационно-логистический центр.

1. Аникин Б. А. Логистика: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 327 с.

2. Гаджинский А. М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996. – 124 с.

3. Сергеев В. И. Логистика в бизнесе. – М.: ИНФРА-М, 2001.

4. Смехов А. А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993. – 112 с.

5. Чеботаев А. А. Логистика и маркетинг (Маркетингологистика): Учебное пособие. – М.: Экономика, 2005.

Введение

Использование на малом предприятии логистической системы предусматривает управление всеми операциями как единой деятельностью. Для этого на предприятии необходимо организовать специальную логистическую службу, которая будет управлять материальным потоком, начиная от формирования договорных отношений с поставками и заканчивая доставкой готовой продукции потребителю. Управление материальными и информационными потоками на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистикой .

Цель исследования

Производственный процесс состоит из большого количества элементарных и комплексных логистических активностей, объединенных заданной целевой функцией. Эта целевая функция обычно сформулирована на основе маркетинговой стратегии и лежит вне непосредственно производственного цикла . Поэтому изолированное рассмотрение логистики в производстве готовой продукции (ГП) возможно только в том случае, если заданы цели и ограничения внешней макро- и микрологистической среды. Эти цели ограничения являются основой оперативного объемно-календарного планирования выпуска определенного ассортимента продукции.

Материал и методы исследования

Указанные предпосылки позволяют сформулировать некоторый комплекс задач внутрипроизводственной микрологистической системы в рамках заданной (прогнозируемые и планируемыми спросом и заказами) производственной программы.

Современные специалисты в области логистики отмечают значительную роль запасов в современной организации товародвижения и относят управление запасами к факторам, позволяющим повысить эффективность товаропроводящих процессов, а, следовательно, и качество логистического обслуживания участников коммерческих взаимоотношений. Запасы существенно влияют как на технологию сбыта предприятий-производителей, так и на снабжение промышленных потребителей и предприятий торговли. В настоящее время стоимость создания и поддержания запасов, которая включает в себя альтернативные издержки, расходы на поддержание складских мощностей и др., составляет существенную долю (21 %) в структуре финансовых затрат на производственные и товаропроводящие процессы. В связи с этим все большее количество предприятий стремится снизить уровень запасов на собственных складах, при этом все же учитывая их необходимость. В силу ряда факторов, представленных на рисунке 1, оказывающих объективное влияние на эффективность товародвижения, возникает необходимость в выполнении запасами некоторых логистических функций, таких как географическая специализация, консолидация ресурсов, уравновешивание спроса и предложения и защита от неопределенности. Одновременно с этим чрезмерный размер запасов на звеньях транспортно-логистической цепи создает дополнительные затраты на их содержание: замедляется оборачиваемость оборотных средств и требуются дополнительные складские мощности. В связи с тем, что запасы оказывают и отрицательное и положительное воздействие на эффективность товаропроводящих процессов, доминирующая концепция логистики запасов заключается в оптимизации их размера.

Рисунок 1. Запасы как фактор повышения эффективности товародвижения

Процесс управления запасами предполагает последовательное выполнение традиционных функций управления - планирования, организации и контроля - адаптированных к специфике товаропроводящих процессов. Базовым объектом управления в транспортно-логистической цепи является материальный поток (или поток запасов), а информационный и финансовый потоки носят преимущественно обслуживающий характер. На этапах планирования и контроля существуют исключительно информационные потоки, которые определяют степень качества и согласованности действий элементов транспортно-логистической цепи на этапе организации. Такие информационные потоки носят преимущественно внутренний характер - они обеспечивают взаимосвязь функций управления и координируют работу одного звена транспортно-логистической цепи. Взаимосвязь предприятий, образующих цепь, реализуется на этапе организации посредством всех трех потоков, выходящих за контур одного предприятия. В региональных транспортно-распределительных центрах, организующих сбыт для производителей товара и снабжение промышленных потребителей, наиболее эффективно использовать именно такую схему управления запасами.

Рисунок 2. Функциональная схема процесса управления запасами

Она позволяет учитывать и оперативно изменять характеристики входных и выходных потоков разной природы в краткосрочном периоде, что необходимо для повышения качества логистического обслуживания.

В рамках программы развития транспортного комплекса Республики Казахстан необходимо сконцентрировать внимание на стратегических активах отрасли, к которым относятся прежде всего объемы перевозочной работы, развитая техническая и коммуникационная инфраструктура, созданные информационно-управляющие системы, терминальные мощности. Для обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ транспортного комплекса РК необходимо широкое внедрение логистических технологий. По оценке специалистов, реализация системы интеграции транспортно-логистических технологий при помощи экономических и нормативно-правовых механизмов может быть осуществлена только на основе создания координационно-логистических центров транспортных узлов (КЛЦ ТУ).

Под координационно-логистическим центром транспортного узла (КЛЦ ТУ) понимают производственное объединение с иерархической структурой, имеющее в своем составе функционально-управляющую (аналитический центр стратегического управления и логистической координации) и обеспечивающие (звенья логистической цепи (грузоотправители, грузополучатели, экспедиторы, терминалы и т.д.) подсистемы, которые, обладая относительной независимостью, используют преимущества синергетического эффекта совместного взаимодействия .

В настоящее время для многих транспортных узлов РК характерна несогласованность во взаимодействии смежных видов транспорта, задействованных в процессе мультимодальных перевозок, отмечают участники рабочей группы. Особенно четко это можно проследить на негативном примере взаимодействия железных дорог, автомобильного и морского транспорта: на подходах к портам нередко в большом количестве скапливаются «брошенные» поезда, в то же время на рейдах простаивают морские суда, а на территориях портов - автомобили в ожидании грузов. При этом грузы находятся на подходах к транспортным узлам, но в самих узлах выгружать их негде, так как железнодорожные станции примыкания и порты «забиты» грузами, не востребованными на данный момент рыночной конъюнктурой. Все это приводит к огромным финансово-экономическим потерям и «отпугивает» грузопотоки.

Трудности создания подобных систем на транспорте в настоящее время определяются рядом причин. Во-первых, это кадровый состав разработчиков, который зачастую состоит только из специалистов одного профиля (например, в области информатики), что противоречит сути логистики как универсального, многоотраслевого и многопроцессорного, практического инструментария. Во-вторых, существует недостаточно эффективное использование принципов логистики, а именно системного подхода к теории компромиссов, из-за чего не полностью соблюдаются принципы пропорционального развития всех звеньев цепи доставки грузов с участием смежных видов транспорта.

В связи с этим важной частью работы становится проведение углубленного по времени маркетинга (за 10-15 суток вперед и далее) по зарождению грузопотоков. Он становится возможным исключительно на основе использования единого информационного ресурса транспортной системы, концентрирующего в себе всю информацию о грузах с момента их планирования и последующего образования. При этом одной из проблем при создании КЛЦ ТУ является то, что на данный момент интересы региональных коммерческих и государственных структур, занимающихся логистическими проблемами, часто преобладают над интересами экономики страны и транспортной системы РК в целом. Соблюдение баланса интересов государства, частного бизнеса и различных видов транспорта может быть достигнуто только на основе соблюдения принципов логистики: системного подхода и теории компромиссов.

Результаты исследования и их обсуждение

Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортно-экспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах .

Если не решены вопросы логистического сервиса, то невозможно осуществлять эффективное продвижение товаров на рынок. Данная проблема еще более обостряется в условиях, когда рынок насыщен, а качество и цена товара, как мотивационные критерии потребителя при выборе поставщика, отходят на второй план.

Принятие маркетингового решения о выпуске нового вида продукции в реальных условиях, как правило, вызывает непредусмотренные издержки по закупкам, доставке, хранению и предварительной переработке материально технических ресурсов, их дальнейшему использованию в производственном процессе, а затем в физическом распределении, подготовке и доставке продукции потребителям.

Таким образом, можно сделать вывод, что логистика и маркетинг представляют собой две равноправные концепции с единым полем функционального приложения, едиными конечными целями, но различным инструментарием и предметом интересов.

Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно, деятельность службы логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия. Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

1. Объективная необходимость создания и поддержания запасов обусловлена рядом факторов, влияющих на эффективность товародвижения: региональное разделение труда, партионность отправки, колебания интенсивности спроса и предложения и неопределенность времени доставки.

2. В результате исследования установлено, что на процесс управления запасами в транспортно-логистической цепи влияют следующие основные характеристики: размер заказа, пополняющего запас, и момент времени его осуществления (интервал времени между заказами).

3. Информация о состояниях запасов в транспортно-логистической цепи интегрируется в региональном транспортно-распределительном центре. Распределение состояний запасов в региональном транспортно-распределительном центре, характеризующих всю транспортно-логистическую цепь, подчиняется нормальному закону распределения. Вероятность возникновения дефицита и его средняя величина в системе рассчитывается с учетом факторов, определяющих эффективность товародвижения.

4. Региональный транспортно-распределительный центр влияет на функционирование систем управления запасами по всей транспортно-логистической цепи. Обоснованное использование услуг регионального транспортно-распределительного центра позволяет повысить качество логистического обслуживания производителей и потребителей товара при одновременном снижении затрат на его оказание. Консолидация страхового запаса в региональном транспортно-распределительном центре позволяет снизить совокупные издержки на его поддержание по транспортно-логистической цепи в целом.

5. Интеграция производителей и потребителей и предприятий системы товародвижения осуществляется путем оценки совокупных расходов и доходов на протяжении всей стоимостной цепи.

6. Включение в транспортно-логистическую цепь регионального транспортно-распределительного центра позволяет снизить совокупные логистические издержки на управление запасами на 20-30 % по сравнению с транспортно-логистической цепью без него.

7. Для повышения экономической эффективности организации транспортировки и управления запасами предпочтительнее использовать услуги регионального транспортно-распределительного центра. Специализация регионального транспортно-распределительного центра позволяет получить экономию за счет масштабов деятельности, в результате чего не только снижаются затраты, но и повышается качество сервиса.

Рецензенты:

Малыбаев Сакен Кадыркенович, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Куанышбаев Жакен Мынгырбаевич, доктор технических наук, профессор, Карагандинский государственный технический университет, г. Караганда.

Библиографическая ссылка

Есимсеитова К. А., Есимсеитов М. С., Жакенов Б. К., Маратов Р-м М., Маратов Р-н М. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛОГИСТИКИ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=8321 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» 1

Основные понятия логистики
Предназначение
логистики
Взаимодействие
логистики
с другими
организационным
и процессами
Функциональные
области логистики
Логистические
системы
Учет
логистических
издержек
Организация
логистики
на предприятии
Материальные
потоки
2

Предназначение логистики
Логистика - управление материальными потоками в сферах производства
и обращения.
Возрастающий интерес со стороны предпринимателей к логистике
обусловлен возможностями повышения эффективности функционирования
материалопроводящих систем.
Практика показывает, что компании, использующие логистику добились
преимущества перед конкурентами и значительно увеличили прибыль за
счет снижения затрат связанные с сокращением производственных
издержек в области ресурсного потенциала.
Эффективность функционирования предприятия, использующего логистику
достигается в основном за счет:
- резкого снижения себестоимости товара;
- повышения надежности и качества поставок.
Особенность логистики заключается в системном рассмотрении всех
звеньев производственного процесса.
3

Схематическое изображение материального потока можно представить в следующем виде

Заготовка, производство, распределительный центр,потребитель
Применение логистики на одном предприятии предполагает тесное взаимодействие с
партнером/покупателем, которое направлено на принятие обязательств по сокращению
издержек и точном выполнении своих обязательств перед партнером.
Основу успешной деятельности при использовании логистического подхода
составляют принципы, предполагающие высокую степень согласованности участников
товародвижения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем.
При организации логистики на предприятии должны выполняться шесть правил:
груз - нужный товар;
качество - необходимого качества;
количество - в необходимом количестве;
время - должен быть доставлен в нужное время;
место - в нужное место;
затраты - с минимальными затратами.
Если эти шесть правил выполняются, то цель логистической деятельности
считается достигнутой.
4

Учет логистических издержек.

Основной задачей стоящей перед
логистикой является снижение затрат
связанных с доведением материального потока
от первичного источника сырья до конечного
потребителя.
Эффективность функционирования
логистики на малом предприятии определяется
оптимальным соотношением баланса между
затратами, повышением прибыли и уровнем
качества обслуживания потребителей.
Все затраты возникающие в процессе
производства можно разделить на две группы:
затраты на преобразование и затраты
на взаимодействие. Считается, что основным
фактором стратегического успеха является
исключительно рыночная ориентация -
ориентация на потребителя.
Учет расходов, связанный с процессом
продвижения ресурсов, складывается
из множества специфических издержек,
которые возникают на следующих
этапах:
прием заказа
обработка заказа
оформление документов
комплектация заказа
хранение
Для обеспечения стабильной
рентабельности предприятия должны
правильно выбираться и рационально
использоваться ресурсы. Такая политика
обеспечивает предприятию наиболее
серьезные конкурентные преимущества.
доставка
транспортно-экспедиторские
услуги
выставление счета.
5

Организация логистики на предприятии.
Использование на малом
предприятии логистической
системы предусматривает
управление всеми операциями как
единой деятельностью. Для этого
на предприятии необходимо
организовать специальную
логистическую службу, которая
будет управлять материальным
потоком, начиная
от формирования договорных
отношений с поставками
и заканчивая доставкой готовой
продукции потребителю.
Материальный поток на пути от склада материальных ресурсов
до склада готовой продукции проходит в основном производстве ряд
звеньев. Управление материальными и информационными потоками
на этом этапе имеет ряд специфических особенностей и называется
производственной логистикой.
6

Созданная на предприятии логистическая служба
в лице отдела или одного человека должна выполнять
следующие функции:
оперативно-календарное
планирование с детальным
расписанием выпуска
готовой продукции;
оперативное управление
технологическими процессами
производства;
всеобщий контроль качества,
поддержание стандартов
качества продукции
и соответствующего сервиса;
стратегическое
и оперативное планирование
поставок материальных
ресурсов (МР);
организация
внутрипроизводственного
складского хозяйства;
организация работы
внутрипроизводственного
технологического транспорта;
контроль и управление запасами МР,
НП и ГП на всех уровнях
внутрипроизводственной складской
системы и в технологическом
процессе производства;
внутрипроизводственное физическое
распределение МР и ГП;
информационное и технологическое
обеспечение процессов управления
внутрипроизводственными
материальными потоками;
автоматизация и компьютеризация
управления материальными
(информационными, финансовыми)
потоками в производстве
7

2.
3.
4.
Перечисленный комплекс задач должен решаться в рамках фирменной логистической
стратегии оптимизации управления материальными и сопутствующими им потоками
с точки зрения:
оптимизации (минимизации) уровней всех запасов МР, НП, ГП внутри производственнотехнологического цикла и складской системы;
сокращения времени производственно-технологического цикла;
уменьшение всех логистических издержек в производстве ГП;
оптимизации работы внутрифирменного транспортно-складского комплекса.
1.
2.
3.
4.
Предлагаемая структура позволяет выделить на предприятии единую функцию
управления материальными потоками. Сложность внедрения логистической концепции
зависит от сложившейся технологической специализации, и в первую очередь в области
транспортно-перемещающих работ. Учет издержек в производственном процессе
предполагает:
выявление всех вовлеченных в производственный процесс подразделений;
определение изменения затрат, вызванного отказом от данного бизнес-процесса;
определение расходов, которые могут быть предотвращены, если данный товар не будет
изготовлен и доведен до клиента.
1.
Для повышения эффективности современного производства на предприятии
решаются следующие задачи:
1.
задача полной загрузки мощностей заменяется задачей минимизации сроков прохода
оборотных средств через предприятие;
2.
задача содержания запасов материальных ресурсов заменяется задачей обеспечение
информацией об их приобретении и управлении свободными логистическими
мощностями для их переработки;
3.
задача снижения себестоимости дополняется задачей более быстрого удовлетворения
спроса.
8

Материальные потоки.
Материальные потоки образуются в результате
транспортировки, складирования и выполнения других
материальных операций с сырьем, полуфабрикатами
и готовыми изделиями - начиная от первичного
источника сырья вплоть до конечного потребителя
в определенный промежуток времени.
Материальные потоки могут протекать между
различными предприятиями или внутри одного
предприятия.
9

10.

По отношению к предприятию груз различают:
Внешний - протекает во внешней для предприятия среде и имеют непосредственное к нему отношение.
Внутренний - образуется в результате операции внутри предприятия.
Вход - суммой величины материальных потоков при разгрузке груза. ной - поступает из внешней среды
и может определяться
Выходной - поступает из предприятия во внешнюю среду. «Для предприятия оптовой торговли его
можно определить, сложив материальные потоки, отслеженные при выполнении операции по погрузке
различных видов транспортных средств. При сохранении на предприятии запасов на одном уровне
входной материальный поток будет равен выходному.
По натурально-вещественному составу:
Одноассортиментные и многоассортиментные - от этих параметров зависит построение
логистического процесса с грузом.
По количественному признаку:
Массовые
Крупные
Средние
Мелкие
По удельному весу:
Тяжеловесные
Легковесные
По степени совместимости:
Совместимые и несовместимые
По консистенции грузов:
Насыпные
Навалочные
Тарно-штучные
Наливные
10

11.

Логистические системы
11

12.

Свойства логистических систем
Первое свойство (целостность
и членимость) - система есть целостная
совокупность элементов, взаимодействующих
друг с другом. Декомпозицию логистических
систем на элементы можно осуществлять поразному. На макроуровне при прохождении
материального потока от одного предприятия
к другому в качестве элементов могут
рассматриваться сами эти предприятия,
а также связывающий их транспорт.
На микроуровне логистическая система может
быть представлена в виде следующих основных
подсистем:
Закупка - подсистема, которая обеспечивает
поступление материального потока
в логистическую систему.
Управление производством - эта
подсистема принимают материальный поток
от подсистемы закупок и управляет
им в процессе выполнения различных
технологических операций, превращающих
предмет труда в продукт труда.
Сбыт - подсистема, которая обеспечивает
выбытие материального потока
из логистической системы.
Элементы логистических систем
разнокачественные, но одновременно
совместимые. Совместимость обеспечивается
единством цели, которой подчинено
функционированию логистических систем.
Второе свойство (связи): между элементами
логистической системы имеются существенные
связи, которые с закономерной необходимостью
определяют интерактивные качества.
В макрологистических системах основу связи
между элементами составляет договор.
В микрологистических системах элементы
связаны внутрипроизводственными отношениями.

происходить по следующим схемам:
С прямыми связями
Материальный поток проходит непосредственно
от производителя продукции к ее потребителю,
минуя посредников
Эшелонированные
На пути материального потока встречается
хотя бы один посредник.
Гибкие
Движение материального потока может
осуществляться как напрямую, так и через
посредников.
12

13. Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать материалы, пропускать их через свои производственные

Свойства логистических систем
Третье свойство
(организация): связи между
элементами логистической
системы определенным
образом упорядочены,
то есть логистическая
система, имеет
организацию. Для появления
системы необходимо
сформировать
упорядоченные связи, т.е.
определенную структуру,
организацию системы.
Четвертое свойство
(интегративные качества):
логистическая система обладает
интегративными качествами,
не свойственными ни одному
из элементов в отдельности.
Это способность поставить
нужный товар, в нужное время,
в нужное место, необходимого
качества, с минимальными
затратами, а также
способность адаптироваться
к изменяющимся условиям
внешней среды (изменение спроса
на товар или услуги,
непредвиденный выход из строя
технических средств и т. п.)
Интегративные качества логистической системы позволяют ей закупать
материалы, пропускать их через свои производственные мощности и выдавать
во внешнюю среду, достигая при этом заранее намеченных целей.
13

14.

Функциональные области логистики.
14

15.

Закупочная логистика - решает вопросы связанные с обеспечением предприятия
сырьем и материалами. Область взаимодействия, составляющей основное содержание
закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом
функций службы снабжения внутри предприятия.
Производственная логистика - решает задачи создания материальных благ или
оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории
одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между
собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых
системой управления предприятием.
Распределительная логистика - решает задачи реализации готовой продукции.
Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции:
реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.
Транспортная логистика - решает вопросы управления материального потока
на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения
материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя.
Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие
группы, выполняемых:
Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)
Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции
(нетранспортных предприятий)
Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при
любых перевозках.
Информационная логистика - рационализирует организацию движения
информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление
материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные
технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного
управления информационными потоками.
Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями
логистики.
15

16.

Взаимодействие логистики с другими
организационными процессами.
Логистика занимается управлением материальных, информационных и иных
потоков, предусматривая эффективное использование потенциальных возможностей для
решения задачи по физическому перемещению продукции внутри предприятия и во внешней
среде с целью удовлетворения потребностей потребителей в транспортноэкспедиционных услугах и снабженческо-сбытовых работах.
Особое внимание со стороны промышленного и торгового менеджмента к концепции
логистики обусловлено тем, что больше уделяется внимание к балансу и эффективности
комплекса функций: снабжения, производства, распределения и реализации. Нарушение
в одном из вышеперечисленных комплексных функций может расстроить работу всей
производственно-хозяйственной системы.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими
видами деятельности на предприятии. Зачастую логистическая функция
«растаскивается» по различным службам. Например, одно подразделение
производственного предприятия занимается закупками материалов, другое -
содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции. При этом цели этих
подразделений зачастую могут не совпадать с целями рациональной организации
совокупного материального потока, проходящего через предприятие.
16

17.

Наиболее тесное взаимодействие логистики происходит именно с маркетингом.
По целям и решаемым задачам логистика и маркетинг в сущности представляют собой
части единого процесса - удовлетворения потребностей потребителей.
логистика взаимодействует с производством в процессе организации сбыта готовых
изделий. Управляя материальными потоками в процессе реализации и имея исчерпывающую
информацию о рынке сбыта, служба логистики, естественно, должна участвовать
в формировании графиков выпуска готовой продукции.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья
и комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение готовой
продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с логистикой при
реализации этой функции приводит к увеличению запасов на различных участках, созданию
дополнительной нагрузки на производство.
Одним из основных показателей, характеризующих поставщика и влияющих
на организацию всего логистического процесса, является качество поставляемой
продукции. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за его
соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы
планирования производства.
Деятельность по управлению материальными потоками на предприятии, как
правило, сопряжена с большими расходами. Соответственно деятельность службы
логистики тесно связана с деятельности службы финансов. Например, определяя
оптимальные объемы запасов, служба логистики, естественно, будет исходить не только
из экономических расчетов, но и из реальных финансовых возможностей предприятия.
Совместные решения служб логистики и финансов принимаются также при закупках
оборудования для обеспечения логистических процессов. Совместно осуществляются
контроль и управление транспортными, а также складскими затратами.

Александр Шамаев, Эксперт по логистике

Зачастую логистика предприятий малого бизнеса осталась в конце 20 века: это и кладовщики, работающие с первичной документацией, по памяти зная, где у них, что лежит, и складская техника, ограниченная рохлями. Склады используются по принципу минимальной аренды, то есть категорией С — с советских времен. В транспортной логистике используется максимально дешевые транспортные средства, и идет бесконечная борьба между руководством и сотрудниками транспортного отдела. С одной стороны - это контроль за хищениями и серая зарплата, в ответ продолжаются хищения на новых витках «прогресса».

На мой взгляд, руководители и собственники малого бизнеса нуждаются в логистическом консалтинге, но на сегодня этот продукт дорог для них и решение требует серьезных инвестиций. Целью данной статьи является рассмотрение вариантов оптимизации логистики на предприятиях малого бизнеса с минимальными инвестициями, путем доступного консалтинга

Одно из определений логистики, говорит о том, что это взгляд на бизнес процессы через призму сокращения издержек. Это правильно, хотя во многих областях малого бизнеса логистика рассматривается исключительно как расходная статья. И возникает много вопросов, когда с ростом расходов на логистические статьи добавляется большое количество проблем. Очевидно, что количество предприятий малого бизнеса многократно превышает количество крупных предприятий и проектов. На конец 2014 года было зарегистрировано 5,56 млн малых предприятий, из них 40% осуществляют свою деятельность в сфере торговли. На предприятиях малого бизнеса занято 12 млн сотрудников.

В качестве примера рассмотрим существующую компанию, специализирующуюся на отделочных материалах, товарах для дома и дачи. Ценовой сегмент — низкий. Два канала сбыта — это мелкие оптовики, имеющие свои магазины в районных центрах и собственные розничные магазины. Оборот предприятия составляет около 150 млн руб. в год. Сезонный пик — май. К 2012 году логистика компании строилась следующим образом. Склады были в собственности и насчитывали 12 различных секций, разделенных по группам товара. Физически здания также были разными, на территории одной базы. Общая площадь складов составляла 7000 кв.м. категории С и С-. Ассортимент — 16 000 артикулов. На каждой секции склада работала своя бригада. Низкая текучка и зависимость от персонала приводила к естественной коррупции. Остатки фактически отличались от учета, и увеличивались вычерки. Возникла ситуация, когда логистика стала ограничивающей и лимитирующей стадией бизнеса. Увеличивать объемы обработки не позволяли склады. Клиенты были недовольны снижением уровня сервиса. Своевременность поставок и количество вычерков были предметом обсуждений на совещаниях, где критиковали очередного логиста. Несмотря на давление со стороны бизнеса, ситуация в логистике только ухудшалась. Важно добавить, что собственники компании созрели к переменам, но при этом им было важно исключить серьезные инвестиции.

Анализ ситуации проводился на основе вводных данных. Очевидно, что реформы должны быть приняты коллективом, как минимум частью. Менять команду на 100% на всех уровнях — это большие риски при условии непрерывного процесса. Также очевидно, что часть коллектива необходимо менять ввиду участия в хищениях тмц. Таким образом, процесс реформ должен быть ступенчатым. Для получения поддержки собственников реформы должны нести улучшения на первых этапах. То есть шаги, которые пусть и не несут серьезных изменений, должны убедить собственников и команду менеджмента в правильности выбранного курса.

Итак, сложился следующий план действий:

  1. Привести к единому стандарту расчет всех имеющихся ресурсов, а также производительности всех секций склада.
  2. Избежать зависимости от кладовщиков, которые всю информацию о товаре держат в памяти. Это достигается внедрением простого системы статического адресного хранения. Его легко реализовать в любой версии 1с или даже Excel. Каждому артикулу присваивается ячейка. При размещении и сборке товара в накладных кладовщика можно указывать адрес артикула.
  3. Процесс сборки предлагается разбить на 2 стадии, для его ускорения. Сначала во всех секциях собираем большой матричный заказ, который аккумулируется в одном месте, затем идет разбивка на мелкие заказы. Принцип волнореза. Значительно ускоряется время погрузки машины и количество мест до одного паллетоместа.

В части транспортной логистики напрашивались очевидные решения для сокращения затрат без потери качества. Это

  1. Отказ от экспедиторов и передача их функций водителям
  2. Введение контроля за работой транспорта с помощью GPS навигации и датчиков уровня топлива в баках.

Реализация

При переходе от слов к делу всегда хочется как можно быстрее реализовать предложенное и в то же время велика цена ошибки.

Первый шаг. Удивительно, но банальный анализ ресурсов в части наличия площадей, складской техники и складского оборудования зачастую не проводится. Вопроса о том, что на 2 соседних секциях склада со сходной нагрузкой количество персонала может отличаться в 2 раза не возникает. Когда же применяется корректный и взаимно принятый способ отслеживать производительность, то этот показатель начинает улучшаться просто по мере его измерения. В данном кейсе была использована формула производительности на основе строк с поправочными коэффициентами по весу, объему, количеству документов. В нашем примере предложено было сократить количество секций склада с 14 до 7 укрупнив часть из них. Сократить 20% линейного персонала, используя в пиковые месяцы аутсорсинг. Полученный эффект не изменил показатели операционной деятельности, но объективно снизил ФОТ .

Вторым и важным шагом стало внедрение статического адресного хранения. Этому предшествовал ABC и XYZ анализ позиций в каждой из секций. Изначально там товар хранился по группам. Теперь же с помощью ревизоров, каждая ячейка получила адрес, и приписанный ей артикул. Важность этого шага обусловлена главным образом тем, что исчезла зависимость от «авторитетных» кладовщиков, годами запоминавших свои 2-3 тыс. артикулов по местам хранения и кроме них никто не мог разобраться в секции. Это вызывает улыбку, но сейчас на многих складах мелкого бизнеса такая картина в порядке вещей. Итог такой - серьезно ускорились операции размещения и сборки (20% и 30% соответственно). Снизились вычерки при сборке (по вине склада) с 8,5% до 0,4%.

Третий шаг выявил простую ошибку в алгоритме, когда задания на отгрузку с бесплатной доставкой прибывали на склад вместе с водителем—экспедитором, и тот начинал перемещаться по секциям собирая груз. Явный выигрыш во времени лежал при условии передачи заказа на сборку складу на этапе создания заказа.

Четвертый шаг серьезно меняющий принцип работы складов был в использовании консолидированного подхода. Многочисленные заказы (до 100) объединялись в один и каждая секция с большой скоростью его подбирала и перемещала на общую консолидированную площадку, на которой стояло несколько станций, оборудованных компьютером, видеокамерой и проводным сканером. На этих станциях и проходила сборка конечных заказов со 100% контролем. Результат этой операции поразил всех участников. Высвободилось до 25% линейного персонала, уменьшилось в 20 раз количество актов от получателей товара. (Этому во многом способствовали видеозаписи, подтверждающие качество сборки). Возможности склада по сборке и отгрузке товара выросли в 2 раза! Отдел продаж снял шляпу осознав какое конкурентное преимущество получила компания благодаря простым реформам без инвестиций. Приобретение дополнительных единиц ИТ оборудования с лихвой окупилось экономией на ФОТ .

Пятым шагом, который позволит выделить стахановцев будет введение сдельной оплаты труда.

После организации контроля маршрутов и использования ГСМ начались бои с «авторитетными» водителями. Результат, тот же, что и на складе — те, кто воровал — уходят, с разной силой хлопая дверью. В обновленном коллективе увеличивается доход за счет новой и честной мотивации, основанной на учете перевезенных грузовых мест, пройденных километров и точек. Это позволяет сократить штат экспедиторов, которые на мой взгляд изжили себя практически в любом бизнесе.

Важным момент является правильное маршрутизирование, что оптимизируется внедрением одной из программ. В данном случае, была написана самостоятельная программа по автоматическому составлению маршрутов.

При большом автопарке становится целесообразным использование собственной азс. Покупка оптом дизтоплива дает скидку в 15% и позволяет усилить контроль над его потреблением. Это имеет смысл при работе всего автопарка в радиусе 500 км.

Результатом данных преобразований стало серьезное улучшение показателей компании: она за год увеличила долю на рынке на 45%, сократила логистические издержки на 12%, получила резервы по увеличению оборотов, так как возможности складской логистики использовались на 75%. При этом не было использовано ни одно серьезное современное решение. Не было внедрено WMS , не закуплено сложное и дорогое складское оборудование. Но эффект очевиден. Возможно, описание данного кейса вызовет улыбку профессионалов, решающих более глобальные вопросы. Вероятно, при оперировании в разы большими квадратами, кубами, миллионами рублей мероприятия данного примера не приемлемы. Но возвращаясь к началу статьи хочу напомнить, что в условиях нашего кейса находится серьезная часть реального сектора экономики. При чем, чем дальше от Москвы, тем более актуальной выглядит нарисованная автором картина.

В период существующих экономических угроз, еще более актуальным становится использование логистики, как средство сокращения издержек.

Целью данной статьи я вижу повторить о важности простых логистических решений для предприятий малого бизнеса, так как констатирует крайне слабое состояние логистики в них. Без серьезных инвестиций можно значительно улучшить эффективность процессов. Так же, проблемой остается продвижение данных решений до конкретных исполнителей и их руководителей.



Поделиться