Структура социологии управления. Социология управления

Социология управления как отраслевая социологическая теория. Институциализация социологии как науки, основные теоретические подходы и концепции.

Социология управления как специальная социологическая теория. Социология управления в структуре социологического знания. Предмет, объект и задачи социологии управления. Методы социологии управления. Основной понятийный и категориальный аппарат социологии управления. Междисциплинарный характер социологии управления. Этапы развития социологии управления. Классические теории организации и управления (О. Конт, Э. Дюркгейм, А. Турен, М. Вебер, Р. Дарендорф, Ф. Знанецкий). Прикладная школа управления (Ф. Тейлор, А. Файоль, Ф. Гильберт и др.). Эмпирическая (прагматическая) школа управления (Э. Петерсон, Г. Саймон, Э. Дейл и др.). Гуманистический подход к управлению (Э. Мейо, Ф. Маслоу, Д. Мак-Грегор и др.). Развитие теории организации и управления в 70-80-г. годы XX века (П. Друкер). Теория «социального капитала» и концепция «анализа человеческих ресурсов».

Социология управления как особая научная дисциплина оформилась в нашей стране в 60-70 е гг. XX века. В США и Зап. Европе данный термин практически не используется. Объектом социологии управления является социальное управление, управленческая деятельность, связанная с руководством людьми. Вообще управление выступает объектом изучения многих наук, в том числе и естественных. Т.о. объектом социологии управления явля­ются управленческие процессы, протекающие в обществе, его отдельных подсистемах или организациях (пред­приятиях, учреждениях и др.), которые исследуются с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональ­ные, территориальные и иные группы и включенных в мно­гообразные процессы сотрудничества, взаимопомощи, со­перничества. Предмет социологии управления составляет изуче­ние, оценка и совершенствование процессов управления в различных типах общностей, организаций, социальных ин­ститутов и общества в целом. Вычленение объекта и предмета социологии управ­ления дает возможность сформулировать определение и самой этой специфической отрасли социологического зна­ния. Социология управления - специальная социологиче­ская теория, изучающая систему и процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом.

Социология управления занимает определенное место в системе социологического знания. Она является теорией среднего уровня и относится к группе теорий социальных процессов. Социология управления находится в тесной взаимосвязи с другими науками. С одной стороны, она взаимодействует с общей социологией и различными частными социологическими теориями (экономической социологией, социологией труда, социологией организаций, коммуникации, конфликтов и др.). Среди других отраслей социологического знания наиболее близкими социологии управления являются социология труда и социология организаций. Социология труда, изучающая отношение людей к труду, способы их стимулирования, влияния содержание труда на развитие личности дает ценный материал при решении проблемы согласования интересов каждого работника с руководящими целями коллектива. Социология организаций выявляет общие закономерности развития и функционирования различных организаций, знание которых позволяет сформулировать правила управления ими. Социология управления связана с социальной психологией, которая помогает лучше понять такие элементы управления. Как стиль руководства, коллегиальность принятия решений, конфликтные ситуации. Также социология управления взаимосвязана с экономикой, теорией систем, правовыми науками, которые тоже решают проблемы управления.


Функции социологии управления обозначают ее роль в жизни общества. Познавательная. Ее основная цель: изучить основные особенно­сти управления как специфической сферы трудовой дея­тельности, определить ее роль и значимость в развитии общества и его подсистем, организаций, групп и т.п. Методологическая. Заключается в разработке и совершенствовании принципов и методов управленческой деятельности. Оценочная. Ее сущность состоит в том, чтобы оценить, в какой мере соответствует (или, напротив, не соответствует) сущест­вующая в данном обществе, организации система управления основным тенденциям этого общества, социальным ожиданиям, потребностям и интересам большинства насе­ления; является ли она демократической, авторитарной или тоталитарной, развивает или сковывает инициативу от­дельных индивидов, их групп и общностей. Прогностическая. Она направлена на выявление наиболее вероятных и желательных изменений в управленческой деятельности в пределах ближайшего или более отдаленного будущего, т.е. на определение возможных траекторий развития управ­ления, на его прогнозирование. Образовательная (обучающая). Сущность ее состоит в том, чтобы на основе определения и оценки значимости тех или иных управленческих концепций, тенденций их развития и со­вершенствования, прогнозирования их развития в буду­щем - распространять знания об управлении, т.е. об основ­ных его задачах, функциях, механизмах реализации. Речь идет о распространении знаний через систему учебных за­ведений, различных институтов и центров повышения ква­лификации, переобучения и переквалификации кадров, помогающую им лучше понять, в чем заключается сущ­ность процессов управления, приобрести знания, умения и навыки практического осуществления управленческой дея­тельности. Функция совершенствования системы управления - повышение эффективности управления деятельностью: опреде­ление средних и оптимальных характеристик управленческих систем, выявление причин отставания и резервов роста, разработка новых приемов, технологий управления. Гуманистическая . Социология управления позволяет человеку лучше осознать свое место, понять свои возможности и оценить свою роль и свой статус в системе социальных отношений.

Методы социологии управления делят на 3 большие группы:

1) Организационно-административные:

Система законодательных актов страны

Система нормативных документов о вышестоящих структурах управления

Система планов, программ и задач, которые разрабатываются в конкретной организации

Система оперативного управления: делегирование полномочий, перераспределение полномочий, поощрения, санкции. Это оперативное управление может быть трех видов: вынужденное и внешненавязанное, то есть подчинение сверху вниз; пассивное – облегчение бремени работника, которое связано с освобождением его от принятия решений; осознанное – обоснованное подчинение.

2) Экономические – базируются на действии экономических механизмов мотивации. Сюда относят налоговую политику, кредитно-денежную, инвестиционную, социальную политику, систему ответственности за качество работы, систему стимулирования инновационной деятельности.

3) Социально-психологические механизмы – совокупность специфических способов воздействия на личность, социальную группу, социальную общность, а также на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта

Этапы развития социологии управления.

Родоначальником научных основ управления (теории рационализации) в мировой социологической литературе считается американский инженер, организатор производства и исследователь Ф.У. Тейлор (1856-1915). Он разработал ряд методов научной организации труда (базировавшихся на изучении движений рабочего с помощью хронометража, стандартизации приемов и орудий труда) в четырех областях: 1) нормирование (любой труд можно структурировать и измерить); 2) соотношение времени и задач (результат следует достигать к определенному моменту, в противном случае вознаграждение должно быть уменьшено; 3) отбор и обучение кадров (любой предприниматель, стремящийся к долговременному успеху, должен постоянно заботиться о совершенствовании персонала фирмы); 4) стимулирование (денежное вознаграждение определяется не за деятельность, а за конечный результат труда). В книге «Научная организация труда» Ф.Тейлор писал, что «главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника».

Один из классиков социологии немец М. Вебер (1864-1920) немало способствовал обогащению научной концепции менеджмента, разработав «идеальный тип» административного управления, обозначенный им термином «теория бюрократии». По мнению ученого, придававшего первостепенное значение формально организуемым аспектам управления, необходимо всю деятельность, направленную на достижение стоящих перед конкретной структурой целей, расчленять на простейшие операции. Это предполагает строгое определение задач каждого из элементов системы. Управленческая деятельность строится на принципах административной иерархии, то есть подчинения нижестоящих вышестоящим. Служба в системе управления должна основываться на соответствии квалификации сотрудника занимаемой им должности. Политика в отношении кадров призвана формировать у работников «корпоративный дух», способствовать развитию их инициативы, утверждать лояльность к организации.

Наиболее ярким представителем западноевропейской школы научного менеджмента конца Х1Х – 20-х гг. ХХ в. был французский предприниматель, организатор и ученый А. Файоль (1841-1925), являющийся основателем «административной школы управления». Он определил содержание пяти основных управленческих операций: 1) предвидеть (учитывать грядущее и вырабатывать программу действия); 2) организовывать (строить двойной – материальный и социальный – организм предприятия); 3) распоряжаться (заставлять персонал надлежаще работать); 4) координировать (связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия); 5) контролировать (заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям).

А. Файоль выделил 14 (одинаково важных) принципов управления: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общим целям, вознаграждение, централизация, иерархия, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. По его мнению, менеджер должен обладать совокупностью таких качеств, как интеллектуальные и организаторские способности, хорошее общее образование, высокая компетентность в своей области, искусство обращения с людьми, энергичность, самостоятельность, настойчивость, чувство долга и других.

В 30-е годы ХХ века возникла теория «человеческих отношений», основной вклад в развитие которой внесли американцы Э. Мэйо, Д. Мак Грегор, А. Маслоу и др. В противовес тейлоровской концепции «экономического человека», считавшей главным стимулом деятельности работника лишь материальную заинтересованность, эта теория показала большое значение таких факторов психосоциальной деятельности индивида, как сплоченность группы, в которой работает человек, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность работника своим трудом.

Суть концепции Э. Мэйо (1880-1949) состояла в том, что сама работа, производственный процесс имеют для рабочего меньшее значение, чем его социальное и психологическое положение на производстве. Поэтому руководители предприятий должны поставить себе на службу социально-психологические мотивы деятельности работников, ориентироваться в большей степени на людей, чем на продукцию, поскольку это обеспечивает удовлетворенность индивида своей работой и социальную стабильность общества.

В ходе пятилетних опытов ученые из Гарвардского университета доказали, что на производительность труда влияют не только технико-экономические, но и социально-психологические факторы (сплоченность группы, взаимоотношения с руководством, благоприятная атмосфера на рабочем месте, удовлетворенность трудом и т. п.).

Действуют они на нее двояко - то повышают производительность, то понижают ее. В опыте с бригадой женщин замена авторитарного руководителя демократическим привела к росту выработки, а в опыте с бригадой мужчин ученым не удалось ничего добиться: неформальные нормы, задававшие низкий уровень производительности, оказались непреодолимым препятствием.

Д. Мак-Грегор (1906-1964) предложил в теории и практике стилей руководства учитывать принципиальное различие двух дихотомических теорий – «Х» и «У». Первая из теорий, отражающая традиционный подход к управлению как административно-командному процессу, акцентирует внимание на трех психолого-социальных факторах: 1) обычному человеку свойственно внутреннее неприятие труда и он стремится избежать его любым путем: 2) обыкновенный человек стремится избежать ответственности и предпочитает быть контролируемым; 3) простому человеку свойственна потребность в защите и он не имеет амбиций. В соответствии с этим менеджер должен не только прибегать к принуждению и контролю, но и осуществлять определенные меры по поддержанию хорошего состояния работающего.

Исходные положения второй теории, в основе которой лежит восприятие работника как человека, обладающего определенными интеллектуальными способностями, таковы: 1) люди не являются от природы пассивными, они становятся таковыми в результате работы организации, которая плохо управляется; 2) затраты физических и интеллектуальных сил в труде являются для человека совершенно естественными, поэтому принуждение к труду, угроза наказания не являются единственным средством достижения цели; 3) человек в процессе деятельности осуществляет самоуправление и самоконтроль; 4) обычный человек при соответствующих условиях не только способен научиться принимать на себя ответственность, но и ищет возможность проявить свои способности. В соответствии с этим задача менеджмента становится качественно иной: создание оптимальных условий для наиболее полного развития интеллектуальных способностей человека в качестве гарантии повышения эффективности его труда.

А. Маслоу (1908-1970) разработал иерархическую теорию потребностей, выделив пять уровней мотивов поведения в зависимости от доминирующих в тот или иной момент потребностей: 1) витальные, физиологические потребности (в пище, одежде, жилище, продолжении рода, дыхании, отдыхе, физическом движении и т.д.); 2) потребности в безопасности своего существования (уверенности в завтрашнем дне, стабильности условий жизнедеятельности, определенном постоянстве и регулярности окружающего социума, гарантированной занятости, страховании от несчастных случаев и т.д.); 3) социальные потребности (в социальных связях, принадлежности к коллективу, идентификации себя с другими, общении, участии в совместной трудовой деятельности, заботе о другом и внимании к себе); 4) потребности в самоуважении (в признании достоинства личности со стороны «значимых других», служебном росте, статусе, престиже, высокой оценке и т.д.); 5) духовныепотребности (в самовыражении через творчество, самоактуализации, реализации собственных способностей, дарований, задатков, талантов, то есть, полном использовании своих возможностей, составляющем смысл жизни каждого человека.

Только неудовлетворенная потребность организует поведение индивида, заставляя его предпринимать действия, необходимые для ее удовлетворения.

Важная роль в развитии структурно-функционального анализа применительно к проблемам социологии и психологии управления принадлежит американцу Р. Мертону (1910 г.р.), который наряду с исследованием явных и латентных функций управления ввел понятие «дисфункции». По его мнению, содержание термина «функция» отражает видимые или скрытые последствия управленческой деятельности, которые способствуют адаптации данной системы к окружающей среде, а «дисфункция» - это такие наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление системы.

В последние годы развивается также инновационный менеджмент, суть которого можно определить как способ управления, который помогает человеку лучше использовать собственные возможности.

Основатели прагматической школы управления : Э. Петерсон, Г. Саймон, Р. Дэвис и др. В развитии школы принимали участие представители крупного бизнеса. Специалисты этой школы не отрицали значения тео­ретических принципов и использования достижений конкрет­ных наук, но считали более важным анализ непосредственного опыта управления.
Вклад эмпирической (прагматической) школы связан с про­блемами профессионализации менеджмента. Эти проблемы в основном носили частный характер, но их решение было по­лезным для развития внутрифирменного управления, а также для подготовки профессиональных менеджеров. Основной вклад школы в развитие управленческой мысли может быть опреде­лен следующим образом:
1) развитие внутрифирменного менеджмента, в том числе разработка рекомендаций по управленческим структурам, по организации линейных и функциональных служб, систем тех­нического и информационного управления и другим вопросам менеджмента.
2) исследование и внедрение в практику управления новых, эффективных приемов обучения менеджеров.
3) идеологи школы предприняли попытку разработать ряд проблем, которые стали особенно актуальными в 70-80-е гг. 20 в. (вопросы централизации и децентрализации управления, введение целевого управления, классификация функций управления, организация труда руководителей и т.д.)
4) профессионализация менеджмента.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Социология управления как наука

1.1 Социология управления, ее суть и причины появления. Понятие социологии управления

1.2 Задачи, функции и принципы социологии управления

2. Социальная сущность и принципы социального управления

2.1 Механизмы принятия управленческих решений

2.2 Типы социальных отношений в системе управления

2.3 Задачи и функции управления

2.4 Структура управления

2.5 Основные методы управления

2.6 Классификация методов управления по функциональному признаку

Заключение

Список литературы

Введение

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией.

1. Социология управления как наука

1.1 Социология управления, ее суть и причины появления . Понятие социологии управления

Социология управления является пограничной синтетической наукой, изучающей социологический аспект управленческой деятельности. Данная наука сформировалась на стыке двух самостоятельных дисциплин: социологии и управления (менеджмента).

Социология - наука об обществе как целостной системе и отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности общества, закономерностях массового поведения людей. Известно, что основной задачей социологии является максимально объективный анализ социальных отношений между людьми с целью выявления законов и закономерностей управления обществом. Термин «управление» имеет множество трактовок.

1) сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;

2) процесс систематического, сознательного, целенаправленного воздействия людей на общественную систему в целом или ее отдельные звенья (производство, социальную и духовную жизнь, отрасли экономики и др.)

Иначе говоря, управление - это - совокупность универсально-исторических принципов, на которых основываются иерархические взаимоотношения в любом обществе и в любую историческую эпоху.

Считается, что термин управление имеет более широкое содержание, чем понятие «Менеджмент». Менеджмент - это прежде всего инструмент коммерческо управления в рыночном обществе. Понятие управление применимо и в узком и в широком смысле, к любому человеческому обществу в любую историческую эпоху.

Объектом социологии управления являются управленческие процессы, протекающие в обществе, которые рассматриваются здесь, с точки зрения системного подхода, как совокупность постоянно взаимодействующих между собой и оказывающих взаимное влияние друг на друга подсистем - политическая система, экономическая система, социокультурная система; или процессы в организации, которые рассматриваются и интерпретируются с точки зрения взаимодействия участвующих в них людей, объединенных в семейные, профессиональные, территориальные и другие группы и включенных в многообразные процессы соперничества, конкуренции, сотрудничества, помощи.

Предметом социологии управления является оценка,изучение, совершенствование процессов управления в различных типах социальных обществ, социальных организаций, социальных институтов, всего общества, каждый из которых представляет собой специфическую систему социальных взаимодействий индивидов и их групп. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -- Мн.: ТетраСистемс, 2009. С- 34

По мнению А.В. Сергейчука, предметом исследования СУ являются социальные системы с иерархическим признаком организации. Таким образом, СУ позволяет увидеть управление глазами социолога. Методы СУ сочетают подходы не только социологического исследования, но и походы других наук. Все используемые методы можно условно разделить на три основные группы.

Методы социологии управления: Общенаучные. Социологические. Специфические.

Диалектика, рассматривающая процессы и явления в их взаимосвязи и развитии.

Социально - философский, предполагающий всестороннее изучение общества как целостной социальной системы; Структурно-функционального анализа, соответствии с которым каждая социальная структура понимается через анализ выполняемых функций; Сбора и обработки информации, характеризующей социальные взаимосвязи общества (соц. Опросы, наблюдения, эксперименты, моделирование, анализ документов). Организационно- структурный (познаниеорганизации через структуру); Социотехнический (через требования технологии ее деятельности); Коммуникационный (изучение организации через систему образующихся между ее членами связей); Инновационный (познание организации через ее развитие)

1.2 Задачи, функции и принципы социологии управления

Основными задачами социологии управления являются:

Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий. Объяснение того, почему в системе и структуре управленческой деятельности появляются новшества, а также объяснить, в силу каких обстоятельств возникают новые практические способы реализации этих новшеств в управленческих процессах.

Разработка направлений и наиболее вероятных сценариев развития управленческой деятельности, прогнозирование последствий их реализации как для управляющей, так и для управляемой подсистем процесса управления. Формулирование научных основ рекомендаций по совершенствованию системы управления, а тем самым и повышение эффективности управленческой деятельности в целом.

Основными функциями социологии управления как науки являются:

1. познавательная - ее основная цель состоит в изучении особенностей управления как специфической сферы трудовой деятельности. А также в определении роли и значения этой сферы в развитии общества и его подсистем, организаций, групп.

2. оценочная - оценивает в какой степени соответствуют или не соответствуют существующий в данном обществе (организации) система управления основными тенденциями общества, социальным ожиданиям, интересам и потребностям большинства населения. Оценить, является ли система демократической, тоталитарной или авторитарной на основе научного обоснования социально- этических, социально-политических, социально- экономических критериев, развивает или нет система управления инициативу у отдельных индивидов.

3. прогностическая - направлена выявление наиболее вероятных в управленческой деятельности в пределах краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных перспектив.

4. образовательная - на основе определения и оценки значимости различных управленческих концепций, тенденций развития управленческой деятельности, распространение знаний об основных задачах, функциях и механизмах управления управленческих систем. Распространяется через систему учебных заведений, переобучения, переподготовки в целях приобретения навыков, знаний, умений по осуществлению управленческой деятельности. Заключается в том, чтобы вооружать управленческие кадры новыми приемами, технологиями управления и создавать средства совершенствования системы управления.

Можно выделить следующие основные принципы, которыми руководствуется социология управления:

· системность - восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующую структуру системы;

· комплексность - всесторонний охват исследуемых явлений с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой;

· объективность - реальное отображение исследуемых явлений;

· конкретность - рассмотрение исследуемых процессов и явлений в контексте конкретного окружения;

· историзм - исследование объекта в динамике своего развития;

· единство теории и практики - подтверждение теоретических положений на практике, поскольку теория без практики - гипотеза. Иванов В.Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2011. - 324 с.

социология управление механизм

2. Социальная сущность и принципы социального управления

2.1 Механизмы принятия управленческих решений

Общество, а также его подсистемы, функционирующие в его рамках (экономическая, социальная, духовная, политическая), представляют собой самоорганизующиеся, саморегулируемые социальные системы. Это говорит о том, что любая из социальных систем (от общества в целом до отдельной личности) в процессе своего функционирования и развития нуждается в управлении.

Управление предполагает непрерывное решение всевозможных проблем. Решение проблемы, возникающей перед отдельной личностью или социальной группой, является исходным пунктом управленческой деятельности. В связи с этим выделяют следующие механизмы принятия управленческих решений:

регулирование; манипулирование.

Регулирование - это процесс, посредством которого обеспечиваются: упорядоченное состояние, заданный уровень организованности данной системы.

Регулирование представляет собой низшую форму управления, т.е. решение проблем происходит в рамках уже сложившихся отношений и взаимодействий.

Более сложные формы управления включают в себя процессы преобразования системы из одного организационного состояния в другое целью повышения эффективности деятельности.

Манипулирование состоит в выделении лишь одного аспекта управленческой проблемы, игнорируя при этом все остальные возможности ее решения.

В современном управлении выделяют такие основные принципы как:

· целостность субъекта и объекта управления: управление как процесс целенаправленного воздействия субъекта управления (управляющей подсистемы на объект управления) (коллектив,организация) должно составлять единую комплексную систему;

· законность системы управления организацией: организационно- правовая форма фирмы или иной системы должна отвечать требованиям законодательства;

· многовариатность управленческих решений: диктуется необходимостью осуществлять выбор одного рационального и эффективного решения из множества возможных;

· обеспечение устойчивости системы по отношению к внешней среде: устойчивость и стабильность управленческой системы определяется качеством стратегического управления и оперативного регулирования, приводящего к лучшей приспособляемости системы к изменениям внешней среды.

· мобильность процесса управления: способность быстро, гибко и без особых трудностей приспосабливаться к изменениям внутренней среды организации и внешней среды.

· автоматизация управления: чем выше уровень автоматизации, тем выше качество управления и ниже затраты (условием автоматизации является развитие унификации и стандартизации элементов управленческой системы);

· единство руководства: в одной организа3ции должен функционировать один главный руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. - 2013. - № 1. - С. 3 - 6.

Управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Под целостной системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые системные качества, не присущие ее образующим. Как целостная система воздействует на всю систему, т.е. происходит интегрированный процесс.

Любая система характеризуется наличием:

· объединяющих, системных качеств;

· определенного набора компонентов;

· внутренней организацией.

В каждой системе осуществляется координация и субординация.

Координация - это определенная согласованность компонентов системы друг с другом.

Субординация компонентов системы - определенная подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое место и неодинаковое значение в системе.

Управленческие системы функционируют в социальной системе - целостном образовании, основными элементами которого являются: люди, их связи и взаимодействия.

Для социальной системы также характерны наличие двух самостоятельных систем: управляемой и управляющей. Связь между управляемой управляющей системами осуществляется с помощью информации. Которая служит основой для выработки управленческих воздействий и решений, поступающих из управляющей системы в управляемую для исполнения.

В социальной системе модно также выделить несколько подсистем:

Структурно-функциональная подсистема состоит из таких блоков как:

· управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления;

· интересы и поведенческие нормативы участников процесса управленческой деятельности;

· информация и информационное обеспечение коммуникаций в системе управления.

Информационно-поведенческая подсистема проявляется в следующих формах:

· управленческие теории и управленческие идеологии;

· формальные и неформальные отношения управленческих работников с представителями внешнего окружения;

· информированность работников, носители информации, методы распространения информации;

· уровень организационного развития, а также уровень развития каждого отдельного работника управленческого звена.

Подсистема саморазвития системы управления решает следующие задачи:

· разработка, в ведение в систему управления и постоянное поддержание должного уровня стимулов, побуждающих систему управления к самосовершенствованию;

· постоянный анализ уровня функционирования системы управления, ее наличных и потенциальных возможностей, а также анализ задач, стоящих перед системой управления, и изменений окружающей среды.

· Выявление новых тенденций и направлений развития систем управления;

Анализ используемых форм и методов обновления систем управления.

Каждая социальная система имеет свою структуру. Социальная структура - это совокупность социальных институтов, социальных ролей и статусов. Социальный институт - это совокупность ном и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, религия, образование) Предназначение социальных институтов - удовлетворение основных жизненных потребностей общества. Обычно выделяют пять основных потребностей:

· в производстве людей (институт брака и семьи);

· в безопасности и социальном порядке (политические институты);

· добывания средств существования (экономические институты);

· передаче знаний, опыта, подготовки кадров (институты образования);

· решение духовных проблем (институты религии и культуры). Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - Учебное пособие: Финансы и статистика, 2009.

Статус - занимаемое человеком место в обществе. Статус может быть предписанным, т.е. не зависящим от воли и усилий индивида, и достигаемым, который личность достигает своими собственными усилиями.

Роль - набор ожидаемых обществом правил поведения, выполняемых индивидом.

В процессе своего функционирования управление предстает в качестве многообразных действий, выполняемых некоторым количеством людей, объединенных общими интересами и единой целью.

Совокупность связей между людьми, возникающих в процессе их взаимодействия называется межличностными взаимоотношениями. В обществе выделяют различные типы социальных взаимоотношений по следующим основаниям:

1. по субъекту (носителю социальных отношений):

· индивидуальные;

· межличностные;

· внутригрупповые;

· межгрупповые;

· международные.

2. Объекту:

· экономические;

· политические;

· социокультурные;

· религиозные;

· oсемейно-бытовые.

3. Модальности (характер взаимосвязи):

· сотрудничества;

· взаимопомощи;

· соперничества;

· конфликта;

· субординации (начальник - подчиненный).

4. Наличию или отсутствию элементов формализации:

· официальные;

· неофициальные.

2.2 Типы социальных отношений в системе управления

В процессе функционирования системы управления возникает шесть основных типов социальных отношений:

1. Служебные, которые отличаются своей ассисметричностью. Эта особенность проявляется в том, что в процессе функционирования системы управления чаще всего складывается зависимость подчиненного от начальника. Наиболее существенным признаком служебных отношений является полномочие решать, что и как должен делать подчиненный в рабочее время, и определять задания, которые он должен выполнять.

2. Функциональные строятся таким образом, что руководитель не решает, что должен делать подчиненный. Роль руководителя заключается, скорее, в совете, помощи, чем в выдаче распоряжений. В рамках функциональной связи не приняты директивы и распоряжения.

3. Технические, при которых каждый должен четко выполнять свои функции и добиваться столь же четкого выполнения другими сотрудниками их функций.

4. Информационные - связанные с односторонними и взаимными процессами информирования обо всех состояния объекта и об изменениях состояния, о которых информирующий знает, а информируемый должен иметь возможность эффективно выполнять свои обязанности.

5. Иерархические - между звеньями или ячейками системы, расположенными на различных ступенях управленческой лестницы (управленческой вертикали), при которых каждый нижестоящий уровень подчинения подчиняется вышестоящему уровню управления.

В зависимости от характера взаимосвязи между руководителями и подчиненными социальные отношения в системе управления бывают:

· бюрократическими

· патерналистскими;

· фратерналистскими;

· партнерскими.

Бюрократические отношения основываются на административной иерархии. При наличии таких отношений за каждым работником жестко закреплены его функциональные обязанности. Начальники принимают решения, а подчиненные обязаны их выполнять. Контроль за деятельностью сотрудников и всей организацией представляет собой отлаженную процедуру проверок. Ответственность за успех дела и возможные провалы несет соответствующий исполнитель. Контакты между начальниками и подчиненными носят в основном официальный характер и ограничены отношениями служебного свойства.

При патернализме четко выражена иерархичность отношений, а права «хозяина», который обычно принимает единоличные решения, неоспоримы. От подчиненного требуется и ожидается лояльность по отношению к начальнику.

«Хозяин» бдительно контролирует действия своих подчиненных, но при необходимости принимает на себя часть возложенных на них функций.

Ответственность за успех дела или возможные провалы общая. «Хозяин» строго поддерживает единство организации, но не путем формальной регламентации, а благодаря утверждению и постоянному сохранению своего личного влияния. Несмотря на строгую иерархию, взаимоотношениям придается личный характер, выходящий за служебные рамки.

В случае фратернализма иерархичность в отношениях старательно сглаживается и смягчается. Господствует стремление принимать решения коллегиально после их коллективного обсуждения. Тем самым руководитель в отношениях со своими подчиненными претендует, скорее, на роль лидера, а не начальника или «хозяина». Подчиненным предоставляется достаточная самостоятельность, и в совместной деятельности предполагается взаимная помощь и поддержка как со стороны руководителя, так и рядовых работников.

Любой успех рассматривается как общая заслуга коллектива, любой провал - как общая для всех членов коллектива беда. Отношения в такой организации носят подчеркнуто неформальный характер.

В случае партнерства иерархические отношения хотя и существуют, но ярко не выражены. Решения принимаются на основе обсуждения, где каждый вносит предложения в соответствии со своей квалификацией и сферой компетентности. Руководитель не приказывает, а координирует общие действия. За каждым сотрудником четко закреплены соответствующие функции, причем руководитель не вмешивается, а текущий контроль чаще всего не предусмотрен. Подчиненные должны принимать смысл принимаемых решений и выполнять в процессе самостоятельной работы. Несмотря на коллегиальность принимаемых решений и действий, отношения между сотрудниками деперсонализированы и переведены на служебно-контактную основу. Партнерство отличается демократизмом - самостоятельные индивиды объединяются для совместной деятельности по свободному контракту, а руководитель в качестве координатора распределяет задания и контролирует соблюдение оговоренных условий и обязанностей.

Задачи и функции управления:

В социологическом исследовании управленческой деятельности на первый план всегда выдвигаются социальные отношения и взаимодействия людей, вовлеченных в тот или иной вид деятельности и объединенных в те или иные социальные организации и институты.

Не менее важным является определение задач, решаемых, в процессе осуществления управленческой деятельности:

1. Определение цели или «дерева» целей (для многоуровневой) организации, выработка стратегии действий по ее достижению и формулирование концепции деятельности и развития данной организации.

2. Формирование корпоративной культуры, т.е. объединение персонала вокруг общей цели (или целей) организации.

3. Мотивирование персонала, направленное на достижение цели организации и успешное решение задач.

4. Формирование организационного порядка, т.е. системы относительно стабильных, долговременных иерархических связей, стандартов и должностей, нередко зафиксированных документально (устав организации0 и регулирующих взаимодействия между организациями и подразделениями и людьми, как членами организации по поводу организации их функций, т.е. можно сказать, что организационный порядок воплощается в формальную организацию.

5. Разработка и осуществление изменений.

6. Определение диагностики управления или определение точек наибольшей и наименьшей управляемости и - вполне вероятно - точек неуправляемости, которые имеются или могут возникнуть в любой организации.

7. Эффективная реализация управленческих решений, особенно в условиях риска и неопределенности.

8. Разработка системы контроля за выполнением принятого решения: определение и применение стимулов его эффективного исполнения, а также санкций против лиц, социальных групп, организаций, срывающих выполнение принятых решений. Гоптарева И.Б. Социальный обмен как причина конфликта и как способ его разрешения / И.Б. Гоптарева // Credo New. 2008. № 2 // http://www.credonew.ru./обственности. - М.: РИИС, 2001. - 260 с.

8. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. - 512 с.

2.3 Функции управленческой деятельности

Структурная динамика управленческой деятельности органично связана с выполняемыми ею функциями, такими как:

1. целеполагания и целедостиженя, реализуемых посредством достижения подцелей:

a. целей - ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей;

b. целей - заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемых управляемой системе;

c. целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управленческой системы.

2. Административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания и правил приема и увольнения и передвижения сотрудников.

3. Информационно-аналитическая, которая обеспечивает:

a. приток информации из внешней среды в данную организацию,

b. информационное обеспечение управленческой структуры, всех входящих в ее состав подразделений и людей.

4. Социальная, заключающаяся:

a. в социальной поддержке;

b. создание условий для их эффективного труда

c. определение уровня заработной платы, социальных льгот и т.д.

5. Прогнозирования, суть которой состоит:

a. В определении возможных изменений в окружающей социальной среде;

b. Трансформации задач и действий данной организации в связи с указанными изменениями;

6. Планирования, представляющая собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

7. Мотивационно-стимулирующая, предполагающая создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально- психологических, бытовых0, побуждающих к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и иных рычагов с учетом, необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом).

8. Корректирующая, направленная на недопущения срывов и невыполнение порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Удерживания возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающих сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

10. обеспечения компетентности и дисциплинированности всего персонала, всех должностных лиц в их повседневной служебной деятельности.

11. Создания благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации.

2.4 Структура управления

1. Компоненты управленческой структуры

Исходные компоненты управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую систему)

Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив личность), на которую направлено управленческое воздействие.

2. Классификация объектов управления

По масштабам и уровням управленческого воздействия:

· страна;

· отрасль;

· регионы;

· предприятия и т.п.

По видам регулируемой деятельности:

· Производственные;

· Социальные;

· Политические;

· Социокультурные.

Адресату управленческого воздействия:

· Население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности;

· Население областных, районных, городских социально- территориальных общностей;

· Персонал учреждений, предприятий и др.

В состав структуры управления наряду с основными компонентами управленческой деятельности входит организационная структура управления.

Она характеризуется распределением целей и задач между различными уровнями и звеньями управленческой деятельности. Под организационной структурой понимается совокупность уровней и звеньев управленческой деятельности в единстве с их с функциональными областями, расположенными в строгой соподчиненности и обеспечивающими взаимосвязь между управляющей и управляемой системами для эффективности достижения целей. Она ориентирована на установление четких взаимодействий между отдельными подразделениями системы управления, распределения между ними прав, обязанностей и ответственности.

Выделяются следующие основные элементы организационной структуры:

· уровни управления;

· звенья управления;

· горизонтальные и вертикальные связи.

Уровень управления - это иерархическая подчиненность подразделений и звеньев управленческой деятельности, занимающих определенную ступень в системе управления. Ступени управления находятся в вертикальной зависимости друг от друга и подчиняются друг другу по иерархии.

Руководители более высокой ступени управления разрабатывают и принимают решения, которые конкретизируются и осуществляются руководителями более низкой ступени, а каждое должностное лицо ответственно как за свои собственные решения и действия, таки за решения и действия своих подчиненных. Поэтому каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его в управленческой пирамиде.

Американский социолог Т. Парсонс выделили три основных уровня управления в зависимости от того, какие функции выполняются руководителями разного ранга, такими как:

· руководители низового звена, действующие на техническом уровне, - в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг;

· руководители, действующие на управленческом (среднем) уровне, - в основном заняты управлением и координацией внутри организации, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации. Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение организации, а характер их работы определяется следующими обязанностями:

· координация и управление работой руководителей низового звена;

· подготовка информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена;

· последующая трансформация полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществление этих решений;

· руководители действующие на институциональном (высшем) уровне, т.е. на уровне социальных институтов (государство, религия, правовая система) - заняты в основном:

· формулированием целей;

· разработкой стратегических решений и долговременных (перспективных) планов;

· oадаптацией управляемой социальной системы к различным переменам;

· управлением взаимодействиями данной системы с внешней средой.

В соответствии со структурирование системы управления по уровням эта система принимает вид пирамиды, в которой на каждом последующем уровне находится меньше людей, чем на предыдущем.

Есть мнение, что трехуровневая управленческая пирамида, не является единственно возможной. В некоторых крупных компаниях количество уровнейт может доходить до пяти, а в вооруженных силах - до девяти уровней.

В структуре управления обычно выделяют два типа связей:

Вертикальные связи - характеризуют иерархическую соподчиненность, при которой низовое звено управления находится в вертикальной управленческой зависимости от среднего звена, а среднее звено - в вертикальной зависимости от высшего управленческого звена.

Горизонтальные связи - имеют место, когда подразделения находятся на одном управленческом уровне.

2.5 Основные методы управления

Роль и место системного и комплексного подхода в управленческой деятельности.

В социологии под методами обычно понимаются сознательно и последовательно применяемые способы достижения намеченной цели. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей.

Методы управления -- это способы, комплексы приемов, посредством которых управляющий обеспечивает требуемую деятельность управляемого, достигает желаемого результата; способы, которыми он использует доступные ему средства управления и определяет для себя параметры этих средств.

Эффективное управление предполагает использование методов системного и комплексного подходов к организации управленческой деятельности.

Общество, любая его сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, поэтому применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта. Каждая система оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей.

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой, но применяются при этом методы ряда других научных дисциплин.

Значительное место в управленческой деятельности занимает общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению.

Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, которые отражают свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики реальных объектов.

Моделирование осуществляется в несколько этапов:

на первом этапе -- уточняется постановка целей и задач, конструируется модель;

на втором -- проводится теоретический или эмпирический анализ данной модели, определяется достоверность полученных результатов;

на третьем этапе полученная информация применяется практически (если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений). 4. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

2.6 Классификация основных методов управления

· организационно-административные (организационно-распорядительные), основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;

· экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;

· социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административные методы управления отличаются тем, что их действие выражается в формальных бюрократических актах руководителя и организации, направленных на разграничение прав и ответственности сотрудников. Эта группа методов устанавливает, по каким правилам работает исполнитель.

Организационно-административные методы управления основываются

на системе:

· общегосударственных нормативно-правовых актов, таких как.

* Конституция;

* постановления;

* распоряжения и др.;

· нормативных документов вышестоящих структур управления, таких как:

* стандарты;

* положения;

* инструкции;

* методики и др.;

· внутриорганизационных нормативных документов:

* программ;

* методик и др.

Организационно-административные методы могут быть разделены на три группы:

· стабилизирующие, которые отвечают за поддержание стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и системы ответственности;

· распорядительные, контролирующие текущее использование организационных связей, внесение корректировок;

· дисциплинарные, определяющие установление состава элементов системы и устойчивых организационных связей посредством поддержания функционального и должностного порядка.

Основным назначением указанной группы методов является оптимизация порядка работы, позволяющая эффективно решать функциональные задачи организации.

Экономические методы управления основаны на действии экономических механизмов мотивации и стимулирования активной производственной деятельности. В отличие от организационно-административных, эти метод управления ориентированы не столько на административное влияние (указы, распоряжения, указания и т. п.), сколько на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость экономических методов управления резко возрастает в условиях развития рыночных отношений, направленных на получение прибыли и возможно более высокого дохода.

К экономическим методам управления, применяемым на уровне страны, относятся:

· налоговая система;

· кредитно-финансовый механизм.

К экономическим методам, которые применяются на уровне организации, относятся системы:

· заработной платы и других форм материального поощрения работников;

· ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы;

· стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности деятельности данной организации и повышение качества ее продукции.

Основными принципами, отражающими социологический аспект в группе экономических методов, являются:

· соответствие вознаграждения результатам или затратам труда;

· сочетание экономических и моральных стимулов;

· сочетание стимулирования с санкциями;

· использование коллективной материальной заинтересованности.

Для достижения максимального эффекта от экономических методов управления материальное стимулирование должно обязательно сочетаться с материальной ответственностью работника, так же как всякое право должно предполагать определенный уровень ответственности.

Социально-психологические методы управления представляют собой совокупность психологических способов воздействия на личность, социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Например, такими методами могут быть:

· похвала;

· внимание;

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых применяются те или иные методические приемы, выделяются методы:

· управления функциональными подсистемами;

· выполнения функций управления;

· принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как: производство; менеджмент; финансы; персонал; маркетинг; инновации и т. д. Иванов О.И. Социология социальных проблем (основные концепции западной социологии) / О.И. Иванов // Школа гуманитарных наук. - 2013. - № 1. - С. 3 - 6.

Например, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика:

· трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации);

· динамики их развития и использования;

· возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем.

Кроме того, применяются методы:

· анализа эффективности деятельности;

· контроля:

· качества выпускаемой продукции;

· использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования;

· процессов производства.

В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются специфические методы:

· планирования, подготовки и использования рабочей силы, включая управленческий персонал;

· подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

· построения и функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и т. п.

В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор методов, связанных.

· с изучением конъюнктуры рынка;

· анализом возможностей появления потенциальных рынков;

· выявлением потребностей в новых видах продукции и возможных масштабов их производства и сбыта;

· проведением маркетинговых исследований и т. п.

Методы выполнения функций управления связаны с решением задач, стоящих перед управляющей подсистемой в процессе воздействия ее на эффективность деятельности управляемой подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу относятся методы:

· планирования;

· организации;

· координации;

· контроля;

· мотивации деятельности (т. е. методы, базирующиеся на основных функциях управления).

Группа методов планирования осуществляет разработку прогнозов: включает в себя методы:

· экстраполяции;

· регрессивного анализа;

· построения сценариев;

· "мозгового штурма";

· экспертных оценок;

· факторного анализа;

· формирования "дерева решений" и др.

Рассмотрим более подробно метод экспертных оценок, который широко применяется не только в теории и практике управления, но и в процессах получения и использования социологической информации. Этот метод основан на достижении согласия группой экспертов, которые приглашаются для определения наиболее вероятных событий развития управляемой подсистемы в ближайшем и более отдаленном будущем. Обычно приглашенные эксперты, специализирующиеся в различных взаимосвязанных областях деятельности, заполняют подробный вопросник по поводу рассматриваемой проблемы и записывают свое мнение о способах ее решения. Каждый эксперт затем получает свод ответов других экспертов и его просят заново рассмотреть свой прогноз, чтобы внести в него свои коррективы. Процедура повторяется обычно три-четыре раза, пока эксперты не придут к единому мнению.

Одной из распространенных разновидностей этого метода является метод "мозгового штурма"-- коллективная работа экспертов, направленная на нахождение оптимального варианта управленческого действия. Заседания группы экспертов проводятся по определенным правилам. Во-первых, в качестве объекта "мозгового штурма" выбирается сложная проблема с выделением ее центрального пункта, затем осуществляется выдвижение и обсуждение предложений по решению данной проблемы. В процессе выдвижения идей запрещается их критика, что обеспечивает возможность высказывания самых неожиданных идей, связанных с решением поставленной проблемы. Во-вторых, это обмен мнениями, в процессе которого ставится задача не только определить возможные пути решения проблемы, но и достичь единства взглядов по поводу достоинств и недостатков выдвинутых идей и выработать коллективные согласованные предложения. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы:

· отбора, хранения, обработки и анализа информации;

· фиксации важнейших событий, их описания и оценки;

· факторного анализа, аналогии, моделирования.

Этап решения проблемы также связан с использованием методов сбора информации, но в отличие от первого этапа, здесь уже происходит поиск оптимальных вариантов управленческих решений. Важная роль в этих процессах отводится активному применению современных информационных технологий, выступающих в качестве компьютеризованных способов анализа процессов принятия управленческих решений.

При выборе решения решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще всего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным. В частности, в процессах принятия управленческих решений в сфере производства стремятся при одновременной минимизации затрат максимизировать производительность, эффективность и прибыль. Граждан В.Д. Социология управления. Учебник. - М.: Изд-во «Кнорус», 2009. - 512 с.

Сопоставление показателей минимизации нежелательных факторов производства с показателями максимизации благоприятных его факторов, повышающих эффективность производственной деятельности, качество ее продукции, уровень прибыли и доходов, позволяет осуществить выбор оптимального решения. Однако не всегда удается принять такое решение, так как это зависит не только от субъекта управления, но и от условий внешней среды, например конъюнктуры рынка, действий конкурентов и т.п.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривается система действий, необходимых для выполнения принятого решения и успешного продвижения к поставленной цели.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относится:

· диагностический метод, позволяющий четко представить ход выполнения решения;

· корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.

Заключение

Социология управления сформировалась на стыке социологии и менеджмента. Факт включения социологии в механизм управления обусловлен демократизацией управления, возрастанием роли человеческого фактора, повышением значимости человеческого фактора в управлении. Социализация управления в организациях сопровождается повышением значения мотивации труда, всё большему повышении внимания разработке социально-экономической политики организации. Активное использование социологических методов в управлении делает социологию управления востребованной областью научного знания. На мой взгляд, дальнейшее развитие демократических институтов, усложнение форм социальных организаций вызовет дальнейшее активное развитие междисциплинарной области знания - социологии управления.

Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, то есть, включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

Социологию управления интересуют социальные аспекты экономического и научно-технического развития, социальной политики, выработки и реализации управленческих решений, изучение процесса самоуправления, взаимоотношений руководителя и подчиненных.

Предметом социологии управления являются закономерности, формы и методы целенаправленного управления социальными процессами и группами для достижения определенной цели.

На современном этапе в социологии управления изменилась концепция организации и управления. Управление понимается как социальный институт, а не как технократический, организационно-формальный механизм. Управление в организации должно допускать множественные состояния объекта, трудовую самодеятельность работника, автономию групп, множественность целей и т.п. Целенаправленное воздействие при этом должно останавливаться на некоторой границе в расчете на то, что в определенных рамках самоорганизация «сработает» эффективнее. Таким образом, самоорганизация, и её механизмы также становятся полем исследования социологии управления.

Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления как важнейшего социального института -- это главная функция социологии управления, переживающей в настоящее время второе рождение. Тем более это важно в условиях общественных перемен, когда существующий и функционирующий в обществе институт управления не может оставаться неизменным, а трансформации, происходящие в нем, носят фундаментальный характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что социология управления играет большую роль в процессе управления, для решения управленческих задач, при решении вопросов реорганизации, вводе новых структурных подразделений и т.д.

С помощью социальных исследований можно выявить оптимальные решения вопросов, возникающих в процессе производства и управлением организацией. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.

Список литературы

1. Армстронг М. Основы менеджмента: как стать лучшим руководителем. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 512 с.

2. Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -- Мн.: ТетраСистемс, 2009.

3. Веселова Н.Г. Социальное управление и элементы его культуры: Обобщение и рекомендации / Н.Г. Веселова; Под ред. В.А. Трайнева; Междунар. акад. наук информ., информ. процессов и технологий. - М.: Дашков и К, 2013. - 337 с.

4. Вилинов А.М. Управление социальными системами на основе творчества / А.М. Вилинов; Рос. агентство по патентам и товарным знакам, Рос. гос. ин-т интеллектуал. с 11. Волчкова Л.Т. Социальное управление: рефлексия социолога / Л.Т. Волчкова, В.А. Малышев, В.Н. Минина // Социальное управление и планирование: сб. ст. / под ред. Л.Т. Волчковой. - СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. - С. 7 - 23 с.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. - Учебное пособие: Финансы и статистика, 2009.

6. Герт Г.П. Сущность и содержание социального управления. Наука управления: Лекция / Г.П. Герт; М-во внутрен. дел Рос. Федерации, Моск. акад. - М.: Моск. акад. МВД, 2010. - 31 с.

Подобные документы

    Большие социальные группы, рассматриваемые в институциональном контексте как предмет общей социологии. Цели, объекты, задачи и функции социологии управления, изучающей деятельность органов управления, государственных и общественных, социальных систем.

    контрольная работа , добавлен 29.04.2014

    Специфическая особенность социологии управления, ее объект, предмет и основные задачи. Методы социологии управления. Многообразие проявлений и особенности государственной службы, исследование ее социальных проблем. Задачи, изучаемые социологией гослужбы.

    контрольная работа , добавлен 24.06.2010

    Познание, социологическое обоснование и интерпретация управления, как важнейшего социального института - главная функция социологии управления, ее становление на современном этапе. Модели зарубежной социологии управления и эволюция ее методологии.

    контрольная работа , добавлен 25.04.2009

    Кризис управления в России. Теоретические проблемы социологии организации. Основные проблемы функционирования и развития организации. Сущность и содержание социального управления. Социология организаций как составная часть социологии управления.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2012

    Понятие социального управления и его главные задачи. Основные теории школы административного управления американского ученого Георга Саймона. Критерии подразделений в организации. Современный этап в развитии социологии управления в мире и в России.

    контрольная работа , добавлен 21.02.2011

    Предмет и задачи социологии управления, ее место в деятельности человека. Характеристика основных теорий мотивации как процесса побуждения сотрудника и коллектива к активной деятельности для удовлетворения потребностей и достижения целей организации.

    дипломная работа , добавлен 26.10.2011

    Сущность понятия терминов "социология" и "управление". История образования и развития школы административного управления Герберта Саймона. Общая характеристика современного этапа развития социологии управления в Российской Федерации и в мире в целом.

    контрольная работа , добавлен 12.12.2008

    Социальный феномен управления. Основные компоненты социального управления. Функции, источники, движущие силы и механизмы. Общие методологические принципы научного управления социальными процессами. Организационные, частные и специфические принципы.

    реферат , добавлен 02.03.2009

    Социология - наука об обществе, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях: причины возникновения, классификация, принципы, методы, функции. Основоположники социологии, основные учения и концепции.

    реферат , добавлен 04.12.2010

    Понятие социологии как прикладной науки, основные проблемы современной социологии, анализ предмета. Характеристика основных задач социологии, рассмотрение методов объяснения социальной действительности. Функции и роль социологии в преобразовании общества.

Современные предприниматели все больше отходят от учений классических школ управления и ищут новые, более эффективные методики менеджмента. Одним из молодых направлений, пытающихся искать ответы и решения в этом ракурсе, считается социология управления.

В отличие от классической школы научного менеджмента, которая акцентирует внимание на технологическом процессе, социология предлагает заниматься отношениями, сложившимися в коллективе.

Чем занимается социальное управление

Социология управления в качестве объекта своих интересов рассматривает все происходящие в обществе процессы (на всех уровнях). Объектом исследования становится и государство, и регион, и отдельный человек. Можно утверждать, что социология и психология управления интересуются всеми людьми в мире, а также организациями и процессами, протекающими во время их взаимодействия в любой исторической эпохе.

Кроме того, эта наука изучает и спонтанность общественной самоорганизации, которая очень важна для управления предприятием. Ведь помимо формального коллектива - штата сотрудников - на предприятии постоянно образуются неформальные организации: между людьми завязываются дружеские отношения, у них появляются какие-то общие интересы, не связанные с работой, и т. д. А неформальный лидер может доставить руководству массу проблем, если вдруг решит противопоставить себя начальству. В глобальном смысле социология определяет такие спонтанные процессы:

  • репродуктивное поведение человека;
  • образование теневой экономики ;
  • миграция населения;
  • формирование общественного мнения;
  • потребительское поведение.

Предмет

Важным аспектом изучения любой проблемы является определение не только интересов науки, но и характеристик, процессов и свойств объектов исследования, т. е. ее (дисциплины) предмет. Социология управления анализирует закономерности функционирования отдельных социальных объектов и выявляет механизмы воздействия на их составляющие.

При этом зарубежные и отечественные теоретики стремятся выделить алгоритмы, по которым реализуются социальные закономерности, и на их основе создают рекомендации по стратегическому и тактическому управлению предприятием. Кроме того, социология управления называет одним из своих предметных интересов изучение исторического пути менеджмента: от общинного общественного уклада до современного государственного управления.

Проблематика

На современном этапе развития социологии управления выделено четыре блока задач, для решения которых требуются специальные знания и навыки:

  • необходимость управления людьми в тех случаях, когда личные качества сотрудника оказываются выше его профессиональных умений;
  • необходимость управления взаимоотношениями в коллективе, выделяя при этом вопросы руководства и лидерства, противопоставления формальных и неформальных структур и т. п.;
  • необходимость разработки четких критериев определения эффективности управления;
  • необходимость управления системами.

Еще одним немаловажным вопросом, которым занимается социология управления, является прогнозирование развития спонтанных процессов и выработка методики их оптимизации.

Масштабы изучаемых проблем

Как и практически любая наука, социология управления занимается не только фундаментальными, но и прикладными исследованиями. Иерархические принципы построения общества диктуют руководителям свои правила и методики деятельности. Выделяя четыре уровня взаимодействия социума, теоретики ищут решения поставленных задач; переходя от общего к частному и наоборот, зачастую удается выработать по-настоящему эффективные рекомендации.

На макросоциологическом уровне анализируются процессы межгосударственного, государственного, межэтнического и этнического характера. Теория среднего уровня занята управлением обществом, проживающим в локальной местности (регион, муниципалитет, организация). Микроуровень анализирует деятельность и поведение личности: поведение в обществе, потребительские привычки, мотивацию и т. п. И, наконец, на операциональном уровне проводится анализ и выбор оптимальных для управления организацией методологий, разрабатываются программы конкретных исследований по вопросам менеджмента.

Функции

Каждая наука выполняет определенные функции. Социология управления - не исключение. Исследователями выделены такие:

Итак, социология управления изучает методологию менеджмента, опираясь на социально значимые цели; при этом разработанные механизмы базируются на результатах прикладных исследований. Сегодня это направление еще не владеет сложившимся понятийным аппаратом и не получило своего места в общей системе познания, т. к. оно находится на грани двух наук - собственно социологии и менеджмента.

Если с определением социологии все более-менее точно и однозначно, то понятие «управление» - очень широкое и размытое. Во-первых, потому что, в зависимости от ситуации, менеджмент может относиться не к личности или группе, а к целой системе (организации). В отдельных случаях дисциплина рассматривает и управление механизмами. Во-вторых, само понятие управления трактуется по-разному - от выработки управляющего воздействия до тотального контроля деятельности. В-третьих, менеджмент зачастую воспринимается как власть одного над другим (руководителя над подчиненным). И, наконец, механизм руководящей работы присущ всем без исключения сферам деятельности человека.

Все это и провоцирует появление таких направлений, как социология управления и социальное управление. В общем смысле принято считать, что менеджмент - это основанная на постоянном взаимодействии выработка руководящего воздействия.

Уровни управления

В зависимости от размеров управляемой подсистемы, выделяют такие уровни социального управления:

  • Институциональный - руководство высшего звена (президент, глава совета директоров и т. п.), сюда же относится и социология государственного управления.
  • Управленческий - руководство среднего звена. Предполагает управление группами людей.
  • Технический - оперативное руководство. Занимается вопросами менеджмента персонала (отдельными людьми), разрабатывая индивидуальные подходы к подчиненным.

Управление персоналом

Наиболее действенным и необходимым принято считать технический уровень управления. Безусловно, в качестве стратегических целей важны и институциональный, и управленческий уровни. Но ежедневная деятельность людей и взаимодействие друг с другом дают возможность заниматься созданием продукции (т. е. создавать добавленную стоимость, согласно теории экономики). А именно это и ведет к получению дохода.

Это еще раз подтверждает необходимость изучения такой науки, как социология управления. Темы для рассмотрения здесь безграничны:

  • построение организационной иерархии и системы власти, создание организационной культуры ;
  • формирование социальных групп, выделение в них статусов и распределение ролей между участниками;
  • привлечение подчиненных к разработке производственных общих решений и т. д.

Все это позволяет значительно повысить ответственность исполнителей и их производительность.

Корректное управление - двигатель прогресса

Кроме того, на количественные и качественные показатели производства влияет так называемый социальный климат коллектива. А значит, социология управления персоналом интересуется и такими вопросами, как межличностные отношения сотрудников, возникновение и решение организационных конфликтов, адаптация и удовлетворенность персонала, социальное планирование и ответственность.

Занимаясь структурными связями в коллективе, это направление может не только отследить, но и объяснить, как и почему в менеджменте постоянно появляются инновации. А возможность трансформации методов управления из одной производственной отрасли в другую создает новые способы их реализации и, в какой-то степени, стимулирует развитие технологий.

Социология является наукой, которая рассматривает человеческое общество как единую социальную систему. Отдельной ее отраслью является социология управления. В общем объеме наука социология изучает основы функционирования общества и закономерности его развития, его структуру, а также организацию людей в обществе и их поведение в нем. Вся эта наука опирается на теорию и имеет свои методы исследования. В общую социологию входит много разных наук, в том числе и такая редкая, как понимающая социология.

3 уровень - это подчиненные, являющиеся техническим уровнем.

Задачи управления рассматриваются и другими науками вместе с социологией:

Экономика - рассматривает реализацию задач и положений механизма хозяйствования.

Информатика - рассматривает информационные взаимодействия.

Кибернетика - в ее сфере находится взаимодействие различных элементов и подсистем.

Психология - рассматривает процессы принятия решений.

Социология управления в этом ряду является дисциплиной среднего уровня. Она в себя включает определенные и разные теоретические проблемы. В нее также входят тренинги и различные организационные игры.

Задачами социологии управления являются:

1.Изучение фактов, которые составляют непосредственный и постоянно развивающийся процесс управленческой деятельности. Именно в этом процессе проявляется взаимодействие людей из различных уровней управленческой пирамиды.

2.Выявление важных и сопутствующих фактов, обнаружение на этой основе в зависимости от меняющихся условий тенденций развития процессов управления.

3.Необходимость объяснения, почему возникают в системе управленческой деятельности различные новшества, и какие возможны способы их реализации.

Проблемы управления в социологии рассматриваются с различных позиций, так как социология управления по сравнению с другими науками об обществе является относительно молодой наукой. Это обуславливает наличие порой диаметрально противоположных теоретико-методологических подходов и научных положений. В общенаучном плане под объектом исследования понимается часть органической или неорганической природы, рассматриваемая в качестве самостоятельной системы, в качестве объекта исследования допустимо рассматривать всю вселенную и любой ее элемент. Объектом социологии управления являются управляемые процессы и объекты всех уровней: общество в целом, регион, муниципальное образование, социальная сфера, предприятие, фирма, группа, личность. Таким образом, объект социологии управления - это вся социальная сфера, в том числе человек как социальное существо, и процессы, протекающие в данной сфере. Анализируя объект исследования социологии управления, следует добавить, что данная наука исследует также и спонтанные процессы самоорганизации в обществе, которые даже без включения в управленческую деятельность играют важную роль в социальном управлении. В число спонтанных процессов входят репродуктивное поведение, формирование общественного мнения, проявление потребительских интересов, миграция населения, теневая экономика и т.п. Спонтанные процессы самоорганизации общества, возникающие в процессе социальных взаимодействий, присущи многим формам жизнедеятельности.

Предмет исследования выражает те характеристики, процессы, параметры, свойства, которые являются значимыми для цели и задач данного исследования, он более конкретен и избирателен по сравнению с объектом исследования. Предмет социологии управления - взаимосвязи, закономерности функционирования социальных объектов и механизмы управления ими на основе социологического анализа. Важным аспектом предметной области является исследование закономерностей, регулирующих управление как социальную деятельность в согласовании интересов различных субъектов общественной жизни. При этом необходим анализ того, как и каким образом реализуются объективные социальные закономерности в управлении, и на этой основе конструировать стратегию и тактику целенаправленной управленческой деятельности. Предметной областью социологии управления является также исторический взгляд на управление: рассмотрение различных его форм в историческом контексте от общинного самоуправления, через государственное управление к сочетанию государственного управления с различными формами общественного самоуправления.

Специалисты Центра социологии управления и социальных технологий Института социологии Российской Академии наук выделяют четыре блока проблем управленческой практики, требующих специальных знаний для их решения:

Проблемы управления людьми, когда предметом управления становятся личные, а не профессионально-технологические качества работника;

Проблемы управления отношениями при смещении акцента в сторону отношений руководства и лидерства и противопоставлении формальных и неформальных структур в решении вопросов повышения производительности труда;

Проблемы управления результатами заключаются в отсутствии четко выработанных критериев результативности и эффективности управленческих действий;

Проблемы управления системами, когда в качестве системы рассматривается лишь объект управления, а не системный характер самого механизма управления.

Актуальной задачей социологии управления является также изучение и прогнозирование вариантов развития спонтанных процессов, разработка рекомендаций по их оптимизации средствами административного, социального и других видов воздействия.

Определяя структуру социологии управления, необходимо иметь в виду, что в ее исследовательское поле входят разного типа исследования, в числе которых фундаментальные и прикладные. Фундаментальные знания ориентированы на приращение интеллектуального потенциала науки и общества в целом, а прикладные - на использование их в разработке управленческих решений, в проектировании, прогнозировании и других технологиях управления. Социология управления изучает социальные процессы с позиций иерархического принципа построения системы и взаимосвязей внутри нее. В теоретическом плане она рассматривает социальные проблемы разного уровня и масштаба применяемых управленческих воздействий, базируясь на основных философских законах познания общего через обобщение частного и сопоставлении частного с общим. Таким образом, в зависимости от круга управленческих проблем в структуре социологии управления можно выделить четыре уровня.

  1. Макросоциологический уровень - это изучение управленческих процессов и отношений на межгосударственном, государственном, этническом, межэтническом и т.п. уровнях.
  2. Теории среднего уровня изучают управление в локальных сферах общества: в регионе, в муниципальных образованиях, в организации и т.п.
  3. Микроуровень - изучение личности, ее потребностей, мотивации в процессе управленческих коммуникаций.
  4. Операциональный уровень включает анализ и выбор наиболее оптимальных методов и технологий управления, разработку программы и проведение конкретно-социологических исследований по проблемам управления.

Функции социологии управления следующие:

Познавательная - изучение сущности управленческих отношений, роли и значения управления в развитии общества и его подсистем;

Методологическая функция заключается в том, что в процессе исследования не только изучаются свойства объекта и предмета исследования, но и накапливаются знания о самом процессе познания, вырабатываются принципы и методы познания, научной деятельности;

Социально-инженерная функция направлена на изменение социальных систем и институтов в заданном направлении;

Гуманистическая, культурологическая функция выражается в формировании культуры управления, обеспечивающей необходимые условия для оптимизации управленческой деятельности;

Поисково-прогностическая - определение возможных вариантов развития и возможных состояний систем м процессов;

Нормативно-прогностическая - поиск управленческих методов и технологий для достижения оптимального состояния управляемого объекта;

Идеологическая, которая опирается на систему основополагающих взглядов на существующие общественные отношения, в том числе управленческие, в соответствии с интересами личности, различных социальных групп и общества в целом.

Таким образом, социология управления - это наука, изучающая механизмы социального управления, опирающаяся на социально значимые цели и прикладные социологические исследования. Она является одной из молодых социологических дисциплин, с этим связано то, что социология управления пока не имеет общепризнанного места в системе социологического знания и управленческих наук, а также сложившегося понятийного аппарата. Это создает немало проблем в осмыслении управления социальными процессами и системами с позиций данной науки.



Поделиться