Теории управления питера друкера. Шпаргалка: Вклад П

М.: ООО "И.Д. Вильямс", 2010. - 704 с.
ISBN: 978-5-8549-1570-2, 978-0-06-125266-2Эта ставшая уже классической книга по менеджменту создавалась и тестировалась в течение более тридцати лет. Это результат преподавания автором науки управления в университетах и в рамках специализированных программ и семинаров для менеджеров, а также итог его тесного и плодотворного сотрудничества с менеджерами-практиками: за годы своей деятельности он был консультантом целого ряда бизнес-компаний, правительственных организаций, больниц и школ. Друкер описывает в своей книге инструменты и методы эффективного менеджмента, доказавшие свою эффективность, и делает это понятным и доступным языком.
В данной книге автор попытался описать все, что мы успели узнать о менеджменте на данный момент, но ее цель намного шире. В ней представлены и те области, которые мы познать не успели, но которые являются жизненно важными для нас. Целью книги также является разработка подходов к решению задач, ответы на которые мы еще не нашли; она исследует политику, принципы и практические методики, которые помогут менеджерам решать конкретные управленческие задачи. Эта книга — попытка вооружить современного менеджера пониманием, способом мышления, знаниями и навыками, необходимыми для работы в организации сегодня и завтра.
Данная книга сфокусирована на менеджере как личности; на том, как действуют люди и чего они достигают. Но в ней постоянно делается попытка связать задания с людьми, которые их выполняют.
Задания по природе своей объективны и безличны. Задания выполняют менеджеры, т.е. именно они занимаются постановкой целей и работают над их достижением. Менеджмент как работа предусматривает наличие и использование специфических навыков, инструментов и методов. О многих из них говорится в этой книге, и о некоторых довольно подробно.Переработанное издание "Менеджмента" представляет собой квинтэссенцию и синтез работ Питера Ф.Друкера по вопросам менеджмента и общества, при этом акцент делается на его опубликованные и неопубликованные труды за период с 1973 года, когда вышло первое издание книги "Менеджмент: задачи, обязанности, практика (МЗОП)", вплоть до его смерти 11 ноября 2005 года За это время у него вышло больше публикаций, чем за 1954-1973 гг., т.е. от выхода в свет книги "Практика менеджмента" (1954) и "МЗОП".Оглавление
Наследие Питера Друкера
Примечание автора
Введение в переработанное издание книги Менеджмент
Введение: понятие менеджмента и менеджеров
Менеджмент как социальная функция и либеральное искусство
Критерии менеджмента
Новые реалии менеджмента
Знание — это все
Демографические изменения
Будущее корпорации
Новая парадигма менеджмента
Эффективность бизнеса
Теория бизнеса
Цель и задачи бизнеса
Будущее начинается сегодня
Стратегическое планирование: предпринимательский навык
Эффективность института обслуживания
Управление институтами обслуживания в обществе организаций
Чему бизнес может поучиться у успешных некоммерческих организаций
Ответственность школы
Новое понимание перепроектирования правительства
Предпринимательство в институтах общественного обслуживания
Продуктивный труд и работник, ориентированный на достижения
Как сделать труд продуктивным и ориентировать работника на достижения
Управление работой и работником физического труда
Управление работой и работником умственного труда
Социальные воздействия и социальная ответственность
Социальное воздействие и социальные проблемы
Новый плюрализм: как сбалансировать особую цель института с общим благом
Труд и рабочие задания менеджера
Почему менеджеры?
Структура и содержание управленческих рабочих заданий
Развитие менеджмента и менеджеров
Целевое управление и самоконтроль
От менеджмента среднего звена к организациям, основанным на информации
Дух свершений
Управленческие навыки
Элементы эффективного принятия решений
Как принимать кадровые решения
Управленческие коммуникации
Механизмы контроля, контроль и менеджмент
Менеджер и бюджет
Информационные инструменты и понятия
Инновации и предпринимательство
Предпринимательский бизнес
Новое предприятие
Предпринимательские стратегии
Систематические инновации с помощью окон возможности
Управленческая организация
Стратегии и структуры
Схема, основанная на работе и задаче
Три вида команд
Схема, нацеленная на результат и отношения
Альянсы
Исполнительный директор нового тысячелетия
Влияние пенсионных фондов на корпоративное управление
Новые требования к человеку
Управление собой
Управление боссом
Перестройка самого себя: семь случаев из личного опыта
Образованный человек
Основные работы Питера Друкера
Основные работы Питера Друкера на русском языке
Заключение. Менеджер завтрашнего дня
Библиография
Предметный указатель

Питер Друкер/Peter Drucker

Питер Ф. Друкер оказал революционное влияние на развитие бизнеса в двадцатом веке. Именно он превратил менеджмент - непопулярную и неуважаемую в 50-е годы специальность - в научную дисциплину. Питер Друкер имеет 19 докторских степеней в различных университетах США, Бельгии, Великобритании, Испании, Японии и Швейцарии. Его именем названы бизнес-школы и фонды. В течение шести десятилетий Друкер был самым желанным советником исполнительных директоров, среди которых были Уолтер Ристон из Citicorp, Давид Рокфеллер из Chase Manhattan Corp., Генри Льюс из Time Inc. и Марк Уиллес из Times Mirror Co. Он изобрёл термин “управление посредством целей» и помог разработать объективные меры зарплаты и продвижения. Он определил важность «работника знаний» — элиты белых воротничков — раньше, чем кто бы то ни было ещё.

Друкер хотел ориентировать компании на клиентов, а не только на технологию. Работая в стиле известного венского психоаналитика, Друкер зондировал глубоко, задавал вопросы и отслеживал связи. Он читал лекции на такие темы, как демографические изменения в Латинской Америке, перемещение крестьян из сельской местности в города и о том, как это влияет на бизнес GE. Способность Друкера схватывать новые идеи и внушать уверенность управляющим GE выкристаллизовалась в роли, которую он играл, помогая отделу реактивных двигателей GE совершить революцию в области коммерческого авиастроения. Надо было убедить авиастроителей, которые поставляли самолёты для военных, что имеет смысл затратить деньги на разработку гражданского самолёта. Роль Друкера состояла в помощи менеджерам отдела реактивных двигателей GE. Друкер иногда ошибался, и долговременные последствия этого были потрясающими. «Мы разработали самую научную в мире систему компенсаций, и она едва не развалила GE», - признаёт Друкер с долей самооосуждающего юмора.

Когда Друкеру исполнилось 90 лет, он продолжал консультировать, хотя и редко покидал свой скромный дом в Клермонте, штат Калифорния.

Все ведущие мировые концерны с середины 40-х годов XX века живут «по Друкеру». Друкер верил, что можно создать экономический прогресс и социальную гармонию. Но, как многие великие создатели, Друкер ужаснулся своему детищу. «Корпорации, которые строились, чтобы стоять как пирамиды, теперь похожи на палатки», — не без скорби признавал Питер в последние годы жизни. Лучшие книги Питера Друкера:

    Задачи менеджмента в XXI веке

    Практика менеджмента

    Энциклопедия менеджмента

Питер Друкер и его правила для эффективного руководителя

Питер Фердинанд Друкер родился в Вене 19 ноября 1909 года, бежал в США от преследований нацистов в 1937 году и умер 11 ноября 2005 года, не дожив всего восьми дней до 96 лет. Как сообщил представитель университета, где преподавал великий экономист, Питер Друкер умер у себя дома в Клермонте. Питер Друкер останется в памяти экономистов как отец современной теории менеджмента.

В течение более чем 20 лет он преподавал менеджмент в Университете Нью-Йорка. Кроме того, Друкер в течение 20 лет вел колонку для Wall Street Journal и часто сотрудничал с Harvard Business Review. Он занимался консалтингом, даже когда перешагнул девяностолетний рубеж.

Обучался в Австралии и Великобритании. Присвоена докторская степень в области публичного и международного права. Питер Ф. Друкер работал репортером и экономистом. Когда переехал в Соединенные Штаты преподавал философию и политику.

C 1950 по 1971 год был профессором менеджмента в Высшей школе бизнеса.

В 1971 в университете Клермонт - профессор социальных наук и менеджмента, а в 1984 его именем назвали Высшую школу менеджмента этого университета. Питер Ф. Друкер - знаменитый теоретик, консультант и писатель в области менеджмента и стратегии для бизнеса и общественных организаций.
Написал книгу, которая стала прорывом в управлении бизнесом. В сумме он написал тридцать одну книгу - это книги о менеджменте, политике, экономике, автобиографическая, художественная, стал соавтором книги о японской живописи.

Статьи Питера Ф. Друкера часто публиковались в Harvard Business Review и не только. 21 июня 2002 года ему была торжественна вручена Медаль Свободы президентом Соединенных Штатов. Он обладатель докторской степени многих университетов (Бельгии, Великобритании, США, Испании, Швейцарии и Японии). Основал Leader to Leader Institute, где занимает должность почетного председателя.

Друкер был женат, у него четверо детей и шесть внуков.

Шестьдесят лет он проработал на посту советника исполнительного директора.

Термин «управление посредством целей» - его изобретение. Именно он хотел ориентировать компании непосредственно на клиентов.

Было проведено исследование, где участникам был задан вопрос: кто по их мнению самый значимый западный бизнес - мыслитель. Дукер занял третье место. Все неоспоримо считают его отцом менеджмента, можно сказать, что он его сам создал. Когда люди, знавшие его лично и даже только по книгам, узнавали о смерти - искренне удивлялись. Всем казалось, что он не может умереть, что он должен жить вечно. Но после себя он оставил бесценные книги, по которым до сих пор преподают.

Восемь с половиной правил Питера Друкера

1. Эффективный руководитель спрашивает: что должно быть сделано? Правило не такое тривиальное, как кажется на первый взгляд. Акцент здесь сделан именно на слове «спрашивает». Руководитель вполне может знать (думать, что знает) заранее, что должно быть сделано.

2. Эффективный руководитель спрашивает, что необходимо сделать в интересах предприятия. Второе правило, как и первое, дает руководителю возможность получать необходимые знания для управления организацией.

Следующие четыре правила позволяют превратить собранное знание в эффективное действие, поскольку руководитель - это, прежде всего, деятель:

3. Эффективный руководитель готовит развернутый план действий.

4. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за решения.

5. Эффективный руководитель берет на себя ответственность за коммуникацию.

6. Эффективный руководитель концентрируется на возможностях, а не на проблемах.

Последние два правила касаются того, как создать во всей организации чувство ответственности и подотчетности. Эффективный руководитель понимает, что обладает властью только до тех пор, пока у него есть доверие организации.

7. Эффективный руководитель проводит продуктивные встречи.

8. Эффективный руководитель думает и говорит «мы», а не «я».

Есть и еще одно действие, которое представляется Друкеру настолько важным, что он возводит его в ранг правила:

Эффективный руководитель сначала слушает, а уже затем говорит.

1.Введение 3

2. Основныеидеи и концепции, разработанные П. Друкером 4

2.1.Управление поцелям 6

2.2.Концепция предпринимательского общества 7

2.3.Общество знаний 11

2.4.Теориябизнеса 13

2.5.Эффективность 15

3.Заключение 18

4.Списоклитературы 20


1. Введение

ПитерФердинанд Друкер (Peter Ferdinand Drucker) является одним из самыхизвестных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемамуправления. Его работы широко известны в мире. Родился Питер Ф. Друкер в 1909году в Вене (Австрия). Будущий гуру получил образование на родине и вВеликобритании, после чего работал репортером газеты во Франкфурте (Германия),параллельно готовясь к защите докторской диссертации. Позже Друкерработал экономистом в лондонском филиале одного из крупных международныхбанков, а в 1937 году переехал в США. В Америке, в Беннингтонском колледже иВысшей школе бизнеса Нью-Йоркского университета он начал преподавательскуюкарьеру. 21 июня 2002 года Питер Друкер получил Медаль свободы из рукПрезидента США Джорджа Буша. Он был лауреатом почетных докторских степенеймножества университетов по всему миру. Последние годы жизни Питер Друкер провелв Клермонте, штат Калифорния. Отойдя от активной деятельности, он, тем неменее, продолжал консультировать. 11 ноября 2005 года Питер Друкер скончался,не дожив восьми дней до своего 96-летия.

Питер ФердинандДрукер -знаменитый писатель, консультант и теоретик в области менеджмента.К его консультациям обращались руководители крупнейших мировых корпораций,некоммерческих организаций, правительственных структур. Друкер написал 31книгу, которые были переведены на более чем два десятка языков. Тринадцатьиз них посвящены экономике, политике, общественной жизни, а пятнадцатькниг - менеджменту. Также он издал две повести и автобиографию, былсоавтором книги по японской живописи. Главным вкладом ученого являетсясистематизация знаний по проблемам управления и выделение менеджмента вотдельную науку. Современное общество сегодня из индустриального превращается в«общество управляющих», поскольку именно эта категория работников выходит на первостепенныепозиции. Именно феноменом менеджмента можно объяснить, почему на предприятияхвсе больше и больше используется труд высококвалифицированных работников. Ниодно общество, ни одна социальная система прежде не могли себе позволить этого.И именно управление в состоянии использовать постоянно углубляющееся разделениетруда, объединить работников разных специальностей и привести их к достижениюобщих целей. Роль управления в том и состоит, чтобы превратить знание и образованностьв непосредственную производительную силу общества, в то, что называется истиннымкапиталом любой экономики. Почти 150 лет тому назад понятие «менеджмент», саманаука управления были неизвестны. С тех пор, согласно Друкеру, управлениерадикально изменило всю систему социально-экономических отношений ввысокоразвитых странах мира. В своих работах Друкер прослеживает весь путь этойтрансформации, показывая, как управление создало мировую экономику, установилоновый экономический порядок. Он останавливается на анализе тех проблем, скоторыми сталкиваются и встретятся в будущем управляющие развивающихся иразвитых стран, делая акцент на тех принципах управления, которые помогутуправляющим создавать преуспевающие предприятия по всему миру.

2. Основные идеи и концепции, разработанные Питером Друкером.

Живя и работая в Лондоне, Питер Друкер выпускает своипервые книги (1939 и 1942 гг.): «Конец экономического человека» и «Будущеепромышленного человека». Идеи, высказанные Друкером в данных работах,заинтересовали одного из руководителей «Дженерал Моторс», который пригласил егопровести исследование высшего управленческого звена компании и основныхпринципов его функционирования. На основе данного исследования и опыта работы вконсалтинговых проектах, выполнявшихся им для других крупных корпораций(«Дженерал Электрик», «Сиарс, Робак») Друкер выпустил еще две работы: в 1946году – книгу «Концепция корпорации», а в 1954 году – «Практика менеджмента». Вкачестве выводов, основанных на этих работах, автор определил отсутствиепонятия менеджмент, как профессии: менеджеры не осознают, что выполняют
набор функций менеджера. Друкер считал что: « Умение принимать верные решения - самый важный навык для всехуровней менеджмента » . Друкер также выделил 3основополагающие функции менеджера:

1) управление бизнесом;

2) управление менеджерами;

3) управление работниками.

Третьим важным выводом было определение бизнеса, какфирмы, включающее 3 понятия. Во-первых , как «бизнеса», то естьэкономического института, образованного для создания продукции, удовлетворяющейзапросы рынка, клиентов фирмы. Во-вторых , как гуманитарной и социальной «организации»,нанимающей людей и обязующейся платить им за труд. В-третьих , как«социального института», интегрированного в общество и потому подверженного влияниюобщественных интересов. Главным в первых книгах Друкера является попыткапредставить управление в виде систематизированной суммы знаний, то есть новойнаучной дисциплины. Друкер сделал вывод, что успехи ведущих корпораций СШАсвязаны с использованием одних и тех же приемов эффективного руководствабизнесом. К ним ученый относил децентрализацию принятия оперативных решений,оптимизацию численности управленческого персонала, «обогащение» труда, четкое осознаниесвоей принадлежности к конкретному бизнесу. Наиболее существенным вкладомученого в теорию менеджмента считается анализ самых важных из подобных методов,позволивший ему разработать концепцию «управления по целям».

2.1. Управление по целям.

Центральная идея данной концепции – в множественностицелей организации (не только традиционная максимизация прибыли, но инацеленность на долгосрочный успех). Задача рационального менеджера состоит всбалансировании различных целей организации. Определенность целей для каждойсферы управленческой деятельности позволяет: во-первых , объяснять весьспектр хозяйственных явлений в нескольких обобщающих формулировках; во-вторых ,проводить проверку этих суждений на практике; в-третьих , предсказывать поведениефирмы; в-четвертых , проверять разумность решений в процессе их принятия,а не после их реализации; в-пятых , улучшать будущую деятельность на основеанализа прошлого опыта. Использование механизма управления по целям как методаповышения эффективности организации позволяет объединить планирование иконтроль, повысить вовлеченность руководителей всех уровней в процесс выработкицелей и стимулирует процессы обратной связи. Другим важным достоинством этойконцепции является соединение задач, стоящих перед отдельным менеджером, собщими целями фирмы. Управление по целям, таким образом, предполагает, чторуководство организацией является функцией группы менеджеров, а неисключительной привилегией одного человека. Поскольку составной частьюуправления по целям является широкое участие в нем нижестоящих работников,высшие менеджеры должны поддерживать сотрудничество с ними и их участие ввыработке решений. Друкер определил набор целей, определяющих долгосрочныйуспех, в который входят совершенствование положения компании на рынке,производительности труда, показателей прибыльности, инновационной активности, физическихи финансовых ресурсов, деятельности менеджеров и развития их способностей, деятельностиработников и отношения их к труду,
ответственности компании перед обществом.

2.2. Концепция предпринимательского общества.

ПитерДрукер в 1984 г. издает книгу под названием «Рынок: как выйти в лидеры.Практика и принципы». В этой работе Друкер вводит термин «революция вуправлении», подразумевая под ним инновационную деятельность ипредпринимательство. Автор пишет, что они (инновационная деятельность ипредпринимательство) помогают достичь тех изменений, которых пытались добитьсяс помощью различных исторических революций, но только без кровопролития,гражданской войны, концентрационных лагерей и экономических провалов.Созидательные функции инновационной деятельности и предпринимательстваотличаются целенаправленностью, определенностью и контролируемостью. Друкерговорит о необходимости предпринимательского общества, в котороминновационность и предпринимательство были бы устойчивым, нормальным иобязательным явлением. От руководителей всех учреждений требуется, чтобы онипревратили инновационность и предпринимательство в нормальную, непрерывную,каждодневную деятельность, в практику их личной работы и работы их организации.Таким образом, менеджер выходит на первую роль, и возникает понятие«менеджер-предприниматель». Друкер отмечает, что предпринимательство носитболее качественный характер, а предпринимателем считает того, кто создает принципиальноновые товары или услуги. Кроме того, Друкер трактует сферы предпринимательства:мелкий бизнес, внутрифирменное предпринимательство (технологическое, организационное),предпринимательство в социальной сфере (новые подходы к мотивации труда). Всвоей работе Питер Друкер выделяет также условия становления и существованияпредпринимательского общества. Первоочередной задачей государственной политикии мер, которые необходимо проводить в предпринимательском обществе, авторсчитает определение областей отказа, то есть тех направлений, в которыхинновационная и предпринимательская деятельность не приносят желаемыхрезультатов. Так, по его мнению, планирование в традиционном понимании несовместимо с предпринимательским обществом и предпринимательской экономикой. Посвоей сути инновационные мероприятия должны быть децентрализованы, оперативны, конкретныи должны носить микроэкономический характер. Лучше всего сделать так, чтобы ониреализовывались постепенно, были бы гибкими и результативными. Автор такжепредостерегает, что не стоит считать инновациями только развитие высокойтехнологии. Наиболее вероятным результатом политики, способствующей развитиютолько высокой технологии, может быть очередное дорогостоящее фиаско. Преждевсего, высокая технология – лишь одна из областей инновационной ипредпринимательской деятельности, но отнюдь не единственная. Основная массанововведений приходится на другие области. Друкер определяет два участка, вкоторых предпринимательское общество требует проведения инновационных мероприятийсоциального характера. Первый участок – политика , направленная на социальнуюзащиту резервной рабочей силы. Абсолютное количество людей, не имеющих работы,невелико. Но дело в том, что производственные рабочие, занятые в традиционныхотраслях, сконцентрированы в очень немногих местах. Они имеют ограниченнуюстепень свободы, то есть ограничены в смене работы, места жительства и т.д. Онине обладают ни достаточным образованием, ни высокой квалификацией, нисоциальной компетентностью, ни уверенностью в собственных силах. Эта категорияработников в развитых странах образует тот слой, уровень образования и общейкультуры которого не претерпел радикальных изменений в этом столетии. Но этирабочие составляют самую высокооплачиваемую группу в индустриальном обществе.Если
общество не проявит заботу об их трудоустройстве – пусть даже предоставлением имменее высокооплачиваемых рабочих мест, - они превратятся в сугубо отрицательнуюсилу. Эта проблема разрешима при условии превращения экономики впредпринимательскую. Новые предприятия, открытые в рамках предпринимательскойэкономики, создают новые рабочие места. Но даже если предпринимательскаяэкономика и создает новые рабочие места, все равно необходимы организационныемеры по подготовке и трудоустройству высвобожденных из традиционных индустрийработников. Самостоятельно они этого сделать не смогут. Если не принять этихмер, то высвобожденная индустриальная рабочая сила будет оказывать возрастающеесопротивление всему новому, включая средства своего собственного спасения. Другоенеобходимое социальное нововведение отличается своей радикальностью, сложностьюи необычайностью. Оно заключается в организации систематической замены изжившейсебя социальной политики и устаревших структур сферы обслуживания, посколькуактивный период социальной политики
весьма ограничен, и ограничен период эффективной деятельности обслуживающихучреждений. Помимо этих двух инновационных мероприятий социального характера Друкервыделяет в качестве одного из важнейших условий функционирования предпринимательскогообщества налоговую политику . Она важна и как инструмент, оказывающийвлияние на поведенческие нормы экономических агентов, и как символ ценностей иприоритетов общества. В настоящее время в развитых странах избавление оттрадиционных нерациональностей прошлого сурово наказывается существующейналоговой системой. Не менее важным инструментом, чем налоговая ибюджетно-фискальная политика, направленная на поощрение предпринимательства(или, по крайней мере, не сдерживающая его), является защита новых предприятийот необходимости выполнять правительственные задания бюрократического характера(отчетность, справки и т.п.). Эти расходы выражаются не только в финансовыхиздержках, связанных с недоиспользованием наиболее квалифицированногоперсонала, его
рабочего времени и сил. Эти издержки невидимы, потому что напрямую не
фигурируют в бюджетах правительства, а скрыты, например, в счетах врача,
медицинская сестра которая тратит добрую половину своего рабочего времени на заполнениевсевозможной официальной отчетности.

Питер Друкер определил и первостепенную задачу, стоящуюперед членами предпринимательского общества и относиться к которой следует какк благоприятной возможности для собственного роста: непрерывное обучение и переобучение.Забота о личном росте и профессиональной карьере мотивирует индивидуальныхчленов предпринимательского общества во все большей степени брать на себяответственность за свое непрерывное обучение и переобучение. Они не могут болееруководствоваться тем представлением, что знания, полученные в
детстве и в юношестве, будут служить им «фундаментом» на всю оставшуюся жизнь.Заложенные в ранние годы знания следует рассматривать как «стартовую площадку»для разбега, взлета, а не как базу для возведения здания, в котором собираешьсяпровести всю жизнь.8 Люди должны быть готовы к тому, чтобы самостоятельноопределять для себя направления своей деятельности.
Интенсивность обновления знаний и навыков зависит от уровня исходной подготовкии того, насколько их профессиональная карьера связана с
предпринимательством. В этом отношении большое значение имеет область
деятельности работников. Например, навыки, полученные плотником в годы
учения, могут служить ему верой и правдой без значительных изменений лет сорок,то есть практически до конца его экономически активной жизни. Что же касается врачей,инженеров, учителей, юристов, менеджеров и т.п., то они должны исходить изтого, что приобретенные ими знания, навыки и умения устаревают лет через пятнадцать.Специалисты этого уровня должны быть готовы к тому, что через полтора десяткалет после освоения ими знаний и навыков на настоящем уровне, им фактическипридется решать совершенно другие проблемы, перед ними будут стоять иные цели,и во многих случаях их профессиональная «карьера» может пойти в иномнаправлении. Из данных рассуждений вытекает следующая концепция Питера Друкера– концепция «общества знаний».

2.3. Общество знаний

Основной идеей концепции общества знаний является выражениесамого
Петера Друкера: «В обществе знаний менеджеры должны быть готовы отказатьсяот всего, что они знают». В подобном обществе знания являются первостепенным ресурсоми всеобъемлющим ресурсом и для индивидуумов, и для экономики в целом. Такиетрадиционные факторы производства, как земля, труд и капитал, не исчезают, ноотходят на второй план. Они могут приобретаться и достаточно легко приобретаютсякак раз с помощью специализированных знаний. Согласно данной концепции,появляется новый тип работника – работник, обладающий знанием (knowledgeworker). Друкер выделяет две категории работников: управленцы и специалисты (менеджерыопределенного уровня, консультанты, программисты, пользователи программногообеспечения и т.п.).

Пользователи и программисты могут работать каксамостоятельно, так и в
компании. Основное отличие их деятельности в том, что они создают продукт собственнымисредствами, не используя средства компании. Возникает справедливый вопрос: какуправлять такими работниками? Отвечая на этот вопрос, Друкер рассмотрел тритипа команд:

· парный теннис,характеризующийся высокой взаимозависимостью
партнеров, необходимостью увязки их сильных и слабых сторон и отсутствиемсвободы;

· бейсбол, гдеместо и функции каждого игрока строго определены и четко сформулированы;

· американскийфутбол со значительно большей степенью свободы, по
ходу игры любой игрок может брать инициативу на себя и выполнять различныефункции.

Друкер считает, что структуру и тип работы большинстваорганизаций можно сопоставить с той или иной категорией спортивных команд ивыбрать
соответствующий стиль работы с персоналом. Друкер также отмечает, что динамиказнаний четко предписывает менеджерам, что каждая организация должна строить управлениеизменениями по своей собственной системе, близкой именно этой организации. С однойстороны, это означает, что каждая организация должна быть готова к отказу отвсего, что она
делает. Менеджеры должны учиться через определенное количество времени
относительно каждого процесса, каждого продукта, каждой процедуры и политики периодическизадаваться вопросом: «Если мы этого уже не делаем, следует ли это делать, знаято, что мы сейчас знаем?» Если на этот вопрос будет отрицательный ответ, долженвозникнуть следующий вопрос: «Так что же нам делать сейчас?» И организациядолжна что-то предпринимать именно для разрешения этой проблемы, а не призыватьк проведению другого исследования. Организация должна уметь отказываться откакой-либо неперспективной и невыгодной деятельности, а не старатьсяпролонгировать жизнь какому-то успешному на сегодня продукту производства.Иногда подобная стратегия приносить большую выгоду, чем последняя.
С другой стороны, святой долг каждой организации посвятить себя созданию чего-тонового. Для данной идеи характерно утверждение того, что каждое управление входе своей деятельности должно использовать три основных принципа. Во-первых ,процесс, названный японцами кайзен, который предполагает продолжениеусовершенствования продукта компании. Цель кайзена таким образомусовершенствовать продукт или услугу, чтобы через два – три года они смоглистать действительно отличным (от «отличаться») продуктом или услугой. Во-вторых ,каждая организация должна учиться использовать свои знания для развитиясобственного успеха и дальнейшего его применения, а не только почивать налаврах. В-третьих , каждая организация должна учиться инновационной деятельностикак систематическому процессу. Без учета этих трех принципов основанная назнании организация очень скоро изживет себя, потеряв производительнуюспособность и вместе с ней возможность привлекать и удерживать профессиональныхработников, обладающих специализированными знаниями, от которыхпроизводительность и зависит.

2.4.Теория бизнеса.

Еще одна концепция, разработанная Питером Друкером, - концепция теории бизнеса. Она построена на попытках ответить на вопрос, чтопроизошло с известными фирмами в 80-90 годах. Автор проанализировал причиныкризисов крупных корпораций (например, «Дженерал Моторс» и «ИБМ») и сделал соответствующиевыводы. Для «Дженерал Моторс» главной проблемой стала утрата понимания своегорынка, а для «ИБМ» – своего продукта, то есть компании не смогли адаптироватьсвою теорию бизнеса к современным условиям. Главной же разработкой Друкерастали три элемента, из которых состоит теория бизнеса. Первый элемент –представление об окружающей среде организации: общество и его структура, рынок,потребитель и технология. Второй элемент – представление о специфической(особой) миссии организации. Третий элемент – представление о ключевыхвозможностях компании или стержневая компетенция – совокупность возможностей,определяющих конкурентные преимущества и необходимых для выполнения миссииорганизации. Автор отмечает, что эти три пункта обманчиво просты. Обычно на выработкучеткой, полноценной и действенной теории бизнеса уходят годы интенсивнойработы, размышлений и экспериментов. Для достижения успеха организация должнаработать на износ и развиваться по своему собственному пути. Чтобы теориябизнеса была действенной, следует учитывать четыре важных момента:

1. Представления об окружающей среде, миссии организации и стержневой
компетенции должны соответствовать действительности. То есть необходимо
учитывать изменения, происходящие в обществе, его структуре, а соответственно впотребностях и возможностях потребителей, и уже, исходя из этого, каким-то образомразвивать и изменять свой бизнес.
2. Представления об этих трех элементах должны соответствовать друг
другу. Возможно, это было самой сильной стороной «Дженерал Моторс»,
определяющей доминирующее положении компании в течение десятилетий. В компаниибыло замечательное сочетание представления о рынке и об оптимальном процессепроизводства. В середине 20-х годов компания решила, что ей также необходимысовершенно новые, неизвестные до сих пор ключевые возможности: финансовыйконтроль производственного процесса и теория распределения капитала. Врезультате появились современный учет издержек и первый рациональный процессраспределения капитала.
3. Все сотрудники организации должны знать и понимать ее теорию бизнеса.
Это просто осуществить на начальном этапе деятельности организации. Однакос постепенным ее становлением и приходом к успеху все больше и больше проявляетсятенденция считать теорию бизнеса чем-то само собой разумеющимся. Затем в работеорганизации появляется некая небрежность, она начинает «срезать углы». Компанияначинает делать то, что кажется подходящим, а отнюдь не то, что являетсяправильным. Она перестает задумываться, задаваться вопросами. Она помнитответы, но забывает задавать вопросы. Теория бизнеса становится культурой.Однако культура не является заменой дисциплины, а теория бизнеса – это преждевсего дисциплина.
4. Теория бизнеса должна постоянно проверяться. Она не выгравирована на
камне. Она состоит из предположений о вещах, находящихся в постоянной
динамике, движении – общество, рынки, потребители, технологии. Таким образом, саматеория бизнеса должна предполагать возможность ее изменения.

2.5. Эффективность.

В 1966 году Питер Друкер выпустил книгу под названием«Эффективный
управляющий». Интересно то, что в этой работе ученый выступил не только вкачестве теоретика, но и в качестве практика, дающего конкретные советы. Авторпишет, что эффективности нельзя научить, но можно и нужно научиться самому. Онговорит, что управляющие, которые не в состоянии направить свою деятельность вэффективное русло, вряд ли смогут правильно управлять своими сослуживцами иподчиненными. Управляющие, не знающие, как эффективно организовать собственныйтрудовой процесс, показывают дурной пример для окружающих. Для того, чтобыэффективно работать, еще недостаточно быть трудолюбивым, хорошо информированнымили обладать высокими интеллектуальными способностями. Эффективность – этонечто самостоятельное и особенное. Однако для того, чтобы быть эффективным,совсем не обязательно иметь особые способности, склонности или приобретенныенавыки. Эффективность управляющего выражается в его способности выполнятьопределенные – достаточно простые – задачи. Эффективность слагается изнескольких практических компонентов. Друкер выделяет пять основных элементовдля повышения эффективности труда работника управления. Во-первых ,эффективные управляющие должны знать, на что они расходуют свое время. Умениеконтролировать свое время является важнейшим элементом производительной работы.Этот шаг носит чисто методический характер: регистрация времени, ведениеконтрольных записей с его замерами. Это заставляет работника более внимательновзглянуть на то, куда он тратит свое время, на свою деятельность и цели, что взначительной степени повлияет на уровень и качество выполняемой работы. Во-вторых ,эффективные управляющие должны концентрироваться на достижениях, выходящих зарамки своей организации. Им следует быть нацеленными не на выполнение работыкак таковой, а на конечный результат. Хороший управляющий, прежде чем приступитьк выполнению того или иного задания, задают себе вопрос: «Каких результатов ядолжен достичь?» Сам процесс работы и ее методы отходят для него на второйплан. Управляющий приучается анализировать свою роль в организации и определятьсвой вклад в ее деятельность. Ответы на поставленные вопросы должны вести кповышению требований к самому себе, к размышлениям относительно собственныхцелей и целей организации, а также к определению ценностей. Самое главное,вопросы должны натолкнуть на мысль о необходимости повысить показатели своейработы. Они стимулируют управляющего на принятие на себя большейответственности и отказ от роли подчиненного лица, для которого хорошо все то,что устраивает начальство. Иными словами, концентрируясь на собственном вкладе,управляющий приучается ориентироваться не на средства как таковые, а наконечные цели. В-третьих , эффективные управляющие должны строить своюдеятельность на преимущественных, сильных качествах, как собственных, так ируководителей, коллег и подчиненных, а также обязаны отыскивать положительныемоменты в конкретных ситуациях. Нельзя начинать работу с решения нереальных наданный момент задач. Активизация сильных сторон характера находит свое отражениев поведении. Это уважение личности как своей собственной, так и других. Этосистема ценностей и действий. Но это снова учение в процессе выполнения работыи саморазвитие на практике. Акцентируя сильные качества, управляющий объединяетиндивидуальную цель и потребности организации, индивидуальные способности ирезультаты работы организации, индивидуальные достижения и возможностиорганизации. В-четвертых , эффективные управляющие концентрируют свое вниманиена нескольких важнейших участках, в которых исполнение поставленных заданий принесетнаиболее ощутимые результаты. Они должны научиться устанавливать приоритетныенаправления работ и не отклоняться в их выполнении. Пустая трата сил и времениприводит к самым отрицательным результатам. В центре внимания на данном этапе –функциональные показатели управляющего и организации.
Анализируется не то, что происходит, а то, что хочется, чтобы произошло в окружающихусловиях. Развитию в данном случае подлежит не информация, а характер:предусмотрительность, уверенность в своих силах, смелость. Другими словами,здесь развивается лидерство, основанное на целеустремленности, решительности иуверенности. И в-пятых , эффективные управляющие должны приниматьэффективные решения. А это, прежде всего вопрос системности, то есть процессвыполнения задания должен проходить в нужной последовательности. Следуетпомнить, что эффективное решение – это всегда суждение, основанное, скорее, нанесовпадении мнений, чем на согласованности по фактам. Чрезмерная поспешностьведет к принятию неверных решений. Решений должно быть немного, но все онидолжны быть фундаментальными. В принятии решений нужно руководствоваться вернойстратегией, а не сиюминутными тактическими соображениями. Автор самое большеевнимание уделяет саморазвитию управляющего, играющему огромную роль в егостановлении как эффективного работника. Он должен приобрести соответствующиезнания и умения. Он должен освоить множество новых для себя навыков по мересмены деятельности. Но любые навыки и знания мало чем помогут руководителю, еслион не будет развивать себя под углом зрения эффективности. Саморазвитие управляющегов целях повышения собственной эффективности является центральным звеном в развитииорганизации. В той мере, в какой управляющие стремятся приносить конкретнуюпользу, они поднимают функциональный уровень организации, в которой работают. Врезультате организация не только становится способной на более производительнуюдеятельность, она приобретает возможность выполнять самые различные функции и стремитсяк самым разным целям.

3. Заключение.

Главным вкладом Питера Друкера в современную теориюменеджмента является то, что он смог собрать и систематизировать знания многихученых о проблемах управления, выделив его тем самым в отдельную науку.Безусловно, огромную роль играют и собственные разработки ученого, он обладалпотрясающим даром формулировать идеи, которые потом становились постулатамименеджмента, связанные с конкретизацией и объяснением процессов, происходящих ворганизации на пути к совершенствованию ее структуры, производительности иудовлетворению потребностей потребителей. Учитывая то, что сегодня национальныеприродно-климатические богатства все более утрачивают свое былое значение и дляэкономического роста, и для культурного развития любой страны, после прочтенияработ Друкера начинаешь лучше понимать не
просто важность фактора управления в современном обществе, но и превращение егов главный, решающий фактор прогресса человеческой цивилизации.
По Друкеру можно выделить следующие принципы управление:

1. Управление – неотъемлемая часть человеческого бытия. Безнего
невозможна никакая совместная деятельность людей. Управление позволяет сделать сильныестороны людей эффективными, а слабости – не имеющими значения.
2. Управление глубоко вошло в культуру любой страны. И здесь большое
значение имеет обратная связь: воздействие культурных и исторических традицийна управление.

3. Задача управления – установить в организации такую системуясных и
простых целей и ценностей, которая сделала бы всех работников союзниками в ихдостижении.

4. В задачу управления также входит: предоставлениепредприятию и
каждому его работнику возможности расти и развиваться. Непрерывные подготовки ипереподготовки должны войти в плоть и кровь любой организации на всех уровнях.

5. Выполнение работы каждым сотрудником должно базироватьсяна личной
ответственности за порученное дело. Каждый должен четко представлять свои обязанностии иметь возможность оценивать свой личный вклад в общее дело.

6. От управления также зависит контроль за всеми параметрами
деятельности организации.

7. Наконец, всегда нужно помнить, что главный конечныйрезультат деятельности предприятия – удовлетворение потребителя.

4. Список литературы.

1. Катькало В.С. Питер Друкер и современный менеджмент //Вестник
СПбГУ.1995. Серия 5, вып.3 (№ 19).

2. Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика ипринципы.
Москва, 1992.

3. Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий – Москва: BCI,1994.

4. Майкл Мескон. Основы менеджмента. Майкл Мескон, МайклАльберт, Франклин Хедоури, Москва, изд. Дело, 1996.

Классики менеджмента. Питер Друкер

Информация для публикации любезно предоставлена изд-вом Питер

Друкер, Питер (1909 - 2005), Peter Ferdinand Drucker

1. Введение
2. Биографические данные
3. Основной вклад
4. Оценка
5. Выводы

Краткие биографические сведения


с 1937 г. постоянно проживает в США, где работает в качестве ученого-экономиста и консультанта;
в 1942 г. избран профессором кафедры философии и политологии в Беннингтонском колледже, штат Вермонт;
в 1952 г. профессор кафедры менеджмента в Нью-Йоркском университете;
в 1974 г. опубликовал работу ;
в 1982 г. напечатал свой первый роман The Last of All Possible Worlds.

Основные работы

The End of Economic Man (1936)
The Future of Industrial Man (1942)
The Concept of the Corporation (1946)
The Practice of Management (1954)
Managing for Results (1964)
The Effective Executive (1967)
People and Performance (1973)
Management: Tasks, Responsbilities, Practicies (1974)
The Unseen Revolution (1976)
Adventures of a Bystander (1979)
Towards the Next Economics (1981)
(1985)
The Frontiers of Management (1987)

Резюме

Питер Друкер является одним из самых известных ученых в области менеджмента и автором многих книг по проблемам управления. В его научных трудах затрагивается широкий круг экономических и политических проблем, но знаменитым он стал благодаря работам по вопросам управления. П. Друкер ввел в обращение выражение (УПЦ) и неудивительно, что его обычно рассматривают в качестве ученого, оказавшего влияние на перемещение фокуса внимания с научного менеджмента в сторону более философского подхода, в котором проблема управления сводится к последовательности решения общих задач и в котором цели имеют более важное значение, чем функции.

1. Введение

Вероятно, П. Друкера лучше всего можно представить как ученого, всячески подчеркивающего важность гуманистического подхода к проблеме менеджмента. Он считает, что в современном обществе бизнес-предприятиям принадлежит решающая роль и отводит центральную роль в обеспечении динамики развития и выполнении функций управления менеджерам компаний. Руководитель управляет организацией для того, чтобы добиться экономической эффективности и, следовательно, стремится к увеличению общественных благ. Дальновидный мыслитель, П. Друкер является также превосходным писателем и оратором, во многом обязанным своему успеху у публики отличному литературному стилю своих сочинений и способности воздействовать на воображение аудитории. Его нередко критиковали за распространение чересчур обобщенного взгляда на проблемы управления и, в особенности, концепции “способного к перемещениям менеджера”, но его общий подход к проблеме менеджмента завоевал всеобщее признание.

2. Биографические данные

Питер Фердинанд Друкер родился в 1909 г. в Вене. Его отец, Адольф Друкер, был ведущим венским адвокатом и известным австрийским либералом, одним из учредителей Зальцбургского музыкального фестиваля. Семья Друкеров эмигрировала в США в 1938 г. после насильственного присоединения Австрии к нацистской Германии (так называемого аншлюса). В своей автобиографии, выпущенной в 1979 г. под названием Adventures of Bystander (“Приключения очевидца”) П. Друкер живо рассказывает о своем венском детстве, пришедшемся на годы Первой мировой войны, а также о семейных и культурных традициях, оказавших влияние на формирование его мышления. В 1930-х гг. П. Друкер работал в Европе журналистом и специалистом по экономике прежде чем в 1937 г. окончательно обосновался в США. В 1942 г. он поступил на работу в Беннингтонский колледж в штате Вермонт, откуда десять лет спустя перебрался в Нью-Йоркский университет, где получил место профессора кафедры менеджмента. С тех пор основными его занятиями стали преподавание, написание книг и консультирование некоторых ведущих американских компаний.

П. Друкер является весьма плодовитым автором, и именно благодаря его сочинениям можно проследить, как развивались и изменялись его представления с течением времени. В 1936 г, когда ему еще не было 30 лет, П. Друкер опубликовал свою первую книгу The End of Economic Man (“Конец экономического человека” ), посвященную изучению экономических истоков фашизма. Написанная ясным и легким языком, она остается примером одной из самой удачных попыток объяснения успеха фашизма и причин его распространения в Европе. Во второй его книге, The Future of Industrial Man (“Будущее индустриального человека” ) (1942), вышедшей в свет в разгар Второй мировой войны, делалась попытка заглянуть в послевоенное будущее и дать описание природы нового мира. Следует отметить, что к тому времени П. Друкер уже отошел от изучения политики и общества и приступил к более конкретным исследованиям организаций. В своей третьей книге The Concept of Corporation (“Концепция корпорации” ) (1946) он идентифицирует типы организаций, которые, по его мнению, будут преобладать в обществе, политике и экономике будущего.
В связи с этим у ученого появилась необходимость понять, как действуют корпорации и что определяет успех или фиаско их деятельности. По убеждению П. Друкера главной движущей силой корпорации является ее руководитель, поэтому он уделяет основное внимание изучению природы управленческой деятельности. В течение последующих двадцати лет он написал пять книг - начиная с The Practice of Management (“Практика менеджмента” ) (1954) и заканчивая Management: Tasks, Responsabilities, Practices (“Менеджмент: задачи, обязанности, методы осуществления” ) (1974), каждая из которых и по сей день относится к числу самых значительных работ по данной теме. Именно в последней из этих пяти книг в наиболее полной мере обобщается философский взгляд П. Друкера на корпорацию и ее руководителя, определяются особенности управленческой работы и ее цели, а также рассматриваются вопросы влияния корпорации на общество.
Однако в этот период вновь наметилось расширение научных интересов П. Друкера. В трех самых важных его работах из числа написанных в 1980-е гг. - Towards the Next Economics (“На пути к будущей экономике” ) (1981), Innovation and Entrepreneurship (“Инновации и предпринимательство” ) (1985) The Frontiers of Management (“Границы менеджмента” ) (1987) - продолжается рассмотрение проблемы определения цели и роли руководителя , но теперь это делается с более широких позиций, с учетом социальных, политических, макроэкономических и в особенности технологических изменений. В своих самых последних книгах П. Друкер утверждает, что руководители должны учиться понимать не только свою собственную роль, но и то, как следует видоизменять ее для повышения эффективности управленческой деятельности.

3. Основной вклад

До Второй мировой войны в американской теории менеджмента доминировали воззрения и Г. Форда, рассматривавших управление как точную науку. П. Друкер же, воспитанный на традициях либерального гуманизма, рассматривал менеджмент как своего рода новую философию. Вместо того, чтобы подробно анализировать каждую возникающую задачу, он исследовал лежащие в их основе общие принципы управления. Смещение акцента с производительности на конечный результат позволило П. Друкеру разработать концепцию , в соответствии с которой задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий направленных на их осуществление.

Задачи

Ключевой фигурой коммерческого предприятия является его руководитель, играющий основную роль в объединении различных ресурсов и создании товара. Хотя сам П. Друкер иногда рассматривает руководителя в качестве “основного человеческого ресурса предприятия” (Drucker , 1973: 3), по его мнению, менеджмент является не столько ресурсом, сколько катализатором: “ Руководитель является динамическим, животворным элементом бизнеса. Без его лидерства “ресурсы производства” останутся ресурсами и никогда не станут товаром” (Drucker , 1954: 3). П. Друкер даже предвидит время, когда рабочие станут ненужными и будут заменены автоматами. Однако и в этом случае руководители все равно останутся, в результате чего весь штат сотрудников будет состоять из управленцев; таким образом в процессе своего развития человечество будет превращаться из общества труда в общество управления (Drucker , 1973).
Помимо решения задач совместного использования ресурсов и выпуска продукции менеджер должен выполнять функции общего руководства и контроля. С точки зрения П. Друкера эти функции являются почти полностью проактивными: “Экономические силы устанавливают пределы того, что может сделать менеджер. Они создают благоприятные возможности для его действий. Но сами по себе они не определяют, что из себя представляет бизнес-предприятие или чем оно занимается” (Drucker , 1973: 88). Затем П. Друкер идет дальше, приписывая менеджерам ведущую роль не только в управлении предприятием, но и в создании рынков:
Существует только одно истинное определение цели бизнеса: создание потребителя . Рынки создаются не Богом, природой или экономическими силами, а управляющими предприятиями людьми. Потенциальные потребители могут желать, чтобы бизнес удовлетворял их запросы, ... но это желание так и останется нереализованным до тех пор, пока деловые люди не преобразуют его в эффективные действия. Только тогда возникают потребители и рынок (Drucker , 1973: 89).

Следовательно, на менеджеров возлагается решение задач объединения трудовых и материальных ресурсов с целью производства товаров и создания рынка для их реализации. К сфере управления относится все, что способствует укреплению предприятия; менеджеры должны создавать добавленную стоимость, стремясь к тому, чтобы стоимость товара была выше стоимости использованных для его производства ресурсов. Здесь П. Друкер отступает от традиционных методов научного управления, которые подчеркивают необходимость использования ресурсов наиболее целесообразным образом. На первом месте для него творческий способ, посредством которого менеджеры используют ресурсы наиболее эффективным образом для того, чтобы достичь стоящих перед предприятием целей.
Это сочетание катализа и проактивного управления подводит П. Друкера к идее отождествления предприятия с его менеджерами. Он не заходит настолько далеко, чтобы открыто заявить об этом, но настойчиво повторяет мысль о первостепенной роли руководителей: “Предприятие может что-то решать и что-то производить лишь в той мере, в какой в этих процессах будут участвовать его менеджеры - само по себе предприятие не может работать эффективно” (Drucker , 1954: 7).

Ответственность

С точки зрения П. Друкера все институты существуют для достижения определенных целей; для бизнес-предприятий такой целью является экономическая эффективность (Drucker , 1974). Руководитель предприятия несет ответственность за: (1) обеспечение экономической эффективности; (2) продуктивность деятельности, так чтобы эффективности достигалась наиболее простым способом; (3) управление социальными воздействиями, которые предприятие в качестве организации оказывает на внешнюю среду.
Хотя здесь и содержится указание на значение роли лидера, П. Друкер лишь кратко останавливается на задаче менеджмента в осуществлении руководства. Вместо этого он предпочитает использовать понятие “ответственности”; менеджеры “ответственны” за тот вклад, который вносят в работу предприятия они сами и подчиненные им работники. По сути менеджмент подразумевает функцию, а не власть, и П. Друкер убеждает руководителей отказаться от представления о том, что они находятся наверху, а рабочие - под ними. Скорее он рассматривает менеджеров как стержень организации, вокруг которого вращаются все прочие элементы - труд, ресурсы, рынки, внешняя среда.
Важным фактором во всех работах П. Друкера является необходимость для менеджеров рассматривать социальные воздействия, которые они и их организации оказывают на внешнюю среду. Менеджеры не должны быть только лишь технократами; они обязаны понимать социальное значение своей деятельности (Drucker , 1974). Чем более крупным и могущественным становится предприятие, тем сильнее будет оказываемое им социальное влияние и тем выше будет необходимость в учете социального фактора: “Требование социальной ответственности является, в значительной мере, платой за успех” (Drucker , 1973: 289). Как ·тмечал Дж. Таррант:
П. Друкер никогда не теряет из виду общественное благо, которое находится внутри организации в общем случае и внутри корпорации в частном. Корпорации должны управляться не только в соответствие с набором прагматических правил, но и в рамках философских понятий, определяющих роль организации в индустриальном обществе (Tarrant , 1976: 84).

Согласно философии П. Друкера конечной целью предприятия является создание общественных благ. Организация служит для преобразования человеческих усилий в конкретную продукцию и “личные усилия создают общественные выгоды” (Drucker , 1974: 810). Это убеждение составляет суть его философии менеджмента.

Практические действия

Основываясь на своей философии менеджмента П. Друкер (1973) определяет, с помощью каких практических действий руководители могут сделать свою работу более эффективной. Он перечисляет следующие основные характеристики менеджмента:
· как инструмента достижения цели;
· как самостоятельной научной дисциплины;
· как совокупности работающих индивидуально и совместно людей;
· как общественного органа для решения жизненно важных задач;
· как целостной, синтезированной функции в сложном и изменяющемся мире.
П. Друкер настаивает на том, что руководители должны быть полностью вовлечены в свою работу и часто говорит о “душевном волнении”, которое обязательно должно сопровождать процесс управления. Однако сама по себе вовлеченность вовсе не подразумевает отсутствие дисциплины и строгости. В книге The Effective Executive (“Эффективный руководитель”) (1967) П. Друкер утверждает, что эффективность определяется набором практических действий, которым можно научиться. Его определение эффективности базируется на пяти основных принципах:
1. эффективные руководители знают, на что расходуется их рабочее время;
2. они ориентированы не на процесс труда, а на его результаты;
3. они строят свою работу, опираясь на сильные, а не на слабые стороны;
4. они направляют усилия на те области, где отличная работы обеспечит получение выдающихся результатов;
5. они принимают действенные решения, делая верные шаги в правильной последовательности.
Отталкиваясь от утверждения о том, что основной задачей руководителя является создание рынка, П. Друкер отмечает, что двумя основными функциями менеджмента являются внедрение инноваций и осуществление маркетинговой деятельности. Он уделяет сравнительно мало внимания маркетингу, но вопрос о необходимости понимания и внедрения инноваций рассматривается практически во всех его последних книгах. Ученый настойчиво критикует компании, считающие, что “инновации возникают по вдохновению, а успех в предпринимательстве зависит от удачи” (Drucker , 1985 ix) и утверждает, что внедрение нововведений является наукой, которую можно освоить. Он убежден в том, что внедрение инноваций является в первую очередь управленческой функцией и подчеркивает, что руководители должны полагаться на технологии, а не на что-нибудь другое: одно из его самых известных выражений - “компьютер это идиот” - подразумевает необходимость использовать технику как инструмент для внедрения инноваций, а не как средство их замены.

4. Оценка

У П. Друкера нет недостатка в критиках, а созданная им парадигма не раз становилась мишенью для их стрел. Например, Дж. Таррант отмечает чрезмерное подчеркивание важности экономической эффективности и соответствия “итоговой линии”, что можно считать несправедливым с учетом постоянных призывов П. Друкера к проявлению социальной ответственности (Tarrant , 1976). В тоже самое время его последняя идея, по-видимому, никогда объединялась с остальными темами работ ученого. Главы о необходимости социальной ответственности нередко оказываются малопонятными, не говоря уже об остальном тексте книг, в которых они появляются. Для читателей, выросших на тех же идеях, что и П. Друкер мысль о необходимости социальной ответственности кажется вполне понятной; в то же время послевоенному поколению менеджеров США она представляется далеко не столь очевидной.
Одним из побочных результатов теории П. Друкера стало создание концепции “способного к перемещениям менеджера”. Определяя менеджмент как набор основных функций, он возможно невольно содействовал укреплению убеждения в том, что любой подготовленный руководитель может управлять любым предприятием, независимо от его природы и назначения. Сам П. Друкер никогда так не считал и напротив утверждал, что менеджер всегда должен досконально знать дело, которым он занимается (Tarrant , 1976), но представление о том, что управленческие навыки носят универсальный характер и с равным успехом могут применяться в разных областях, пустило прочные корни.
Однако, наряду с этими возражениями бесспорным остается тот факт, что в послевоенный период П. Друкер, возможно внес наибольший вклад в определение природы менеджмента. Обычно считается, что до Второй мировой войны менеджеры просто не знали, что они являются управленцами; П. Друкер же показал им, кто они есть на самом деле. Его философия менеджмента проникла на все уровни управленческого мышления - от высших научных кругов академий бизнеса до руководителей малых компаний. Концепция управления по целям по-прежнему имеет широкое распространение, даже несмотря на то, что иногда она используется под другими названиями.

5. Выводы

В концентрированном виде основные идеи П. Друкера представлены в приложении к книге Дж. Тарранта:
Основная часть процесса подготовки торгового персонала абсолютно бесполезна. В лучшем случае она поможет вывести некомпетентного продавца из состояния полного идиотизма.

Если у вас слишком много проблем, возможно вам следует уйти из бизнеса. Не существует закона, гласящего, что компания должна существовать вечно.

Концепция управления в соответствие с целями будет работать в том случае, если вы знаете цели. Однако в течение 90% всего времени эти цели вам неизвестны.

Мы подчиняем экономику политике; но мы анализируем моральные и политические вопросы в экономических терминах

Мы должны прекратить говорить о прибыли как о вознаграждении. Она является лишь разновидностью издержек. На самом деле не существует вознаграждений; есть вчерашние и завтрашние расходы (Tarrant, 1976: 255-60)

«… результаты деятельности любой организации
лежат за пределами этой организации»

Питер Друкер

Теоретик менеджмента (в американских изданиях его часто именуют «изобретателем менеджмента»).

В 1937 году учёный бежал от нацистов в США, где и проработал всю оставшуюся жизнь.

В 1954 году в своей книге: Практика менеджмента / The Practice of management, он сформулировал принцип: «Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства - создание Клиента».

Редактор журнала «The Atlantic Monthly» и комментатор радиостанции NPR Джек Битти в своей книге «Мир глазами Питера Друкера» написал об «Практика менеджмента»: «6 ноября 1954 года или около того Питер Друкер изобрёл менеджмент. Более удачного момента для этого нельзя было придумать: бум менеджмента в 1950-х и 1960-х годах стремительно набирал скорость, но в то же время не было ни одной книги, чтобы возвестить об этом, ни одной книги, чтобы объяснить менеджерам теорию менеджмента, ни одной книги, чтобы поставить менеджмент в один ряд с главными социальными инновациями двадцатого века. Друкер восполнил этот пробел».

С 1958 года Питер Друкер начал регулярно проводить семинары по теме инноваций.

Джеффри Креймс, Думай как Друкер, Минск, «Попурри», 2009 г., с. 12-13.

Питер Друкер несколько раз принимался писать, но так и не написал книгу: «Управление невежеством» - о типовых ошибках управленцев.

В поздние годы он сознательно отказывался от работы в престижных бизнес-школах и преподавал в малоизвестном университете, занимаясь своими исследованиями в области менеджмента и написанием книг. Питер Друкер не имел секретаря и на все письма и обращения отвечал сам.



Поделиться