Уполномоченный по правам человека вправе. Уполномоченный по правам человека. Список использованной литературы

Уполномоченный по правам человека России - это назначаемый (выборным) представителем Федеральной власти, лицо, обеспечивающее гарантии государственной защиты прав и свобод человека их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами в соответствии с Международными нормами, Конституцией и законами Российской Федерации.

В своем Государственном департаменте США указывается «согласно закону, нет необходимости говорить на казахском языке для работы на государственной службе, но большинство государственных учреждений теперь официально ведут бизнес на этом языке». Источники говорят, что власти дискриминируют этнических казахов на государственной службе. Согласно докладу независимого эксперта по вопросам меньшинств Организации Объединенных Наций, квоты на занятость для лиц, принадлежащих к меньшинствам в государственном секторе, отсутствуют.

Источники указывают на сокращение числа русских школ или школ языковых меньшинств, в то время как число казахстанских школ растет. Однако в докладе Независимого эксперта Организации Объединенных Наций подчеркивается, что, согласно правительству, 68 процентов студентов в высших учебных заведениях посещают курсы русского языка и что вступительные экзамены в университеты могут быть сделанные на русском или казахском языках.

Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации - это комплексная правовая категория, содержание которой определяется через системную совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности, адресованных ему Конституцией Российской Федерации, международными правовыми актами, федеральными конституционными и федеральными законами Российской Федерации, а также надлежаще обеспеченных соответствующими гарантиями Чуксина В.В. Сравнительно-правовой анализ государственных несудебных правозащитных институтов: комиссия по правам человека и омбудсмен // Государственная власть и местное самоуправление. 2009. N 4.

Меры, принятые государством 1 Законы

Согласно докладу независимого эксперта Организации Объединенных Наций, согласно статье 14 Конституции, дискриминация по признаку этнического происхождения запрещена. Ни одно лицо не подвергается дискриминации по признаку его происхождения, социального статуса, статуса в имуществе, занятости, полу, расе, национальности, языке, отношении к в отношении религии, убеждений, места жительства или любых других обстоятельств.

В докладе отмечается, что Казахстан ратифицировал договоры о правах человека, такие как Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах экономических, социальных и культурных прав. Однако независимый эксперт Организации Объединенных Наций подчеркивает, что «нет всеобъемлющего закона о борьбе с дискриминацией».

Основные элементы Конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации это:

* политико-правовая природа статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, его возникновения, прекращения и срок действия;

* основные формы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

В своем докладе независимый эксперт Организации Объединенных Наций утверждает, что, по мнению правительства Казахстана, суды никогда не слышали случаев дискриминации по признаку этнической принадлежности или национальности. Отсутствие случаев, основанных на расовой дискриминации в судах, не означает, что нет никакой дискриминации, а скорее неадекватная законодательная база, отсутствие независимых и эффективных механизмов подачи жалоб и отсутствие доверия общественности.

Два источника указывают, что Ассамблея народов является главным консультативным органом по вопросам меньшинств и насчитывает более 430 членов, «представляющих 40 из наиболее важных этнических групп». Согласно отчету, подготовленному Себастьяном Пейрузе, был университетским исследователем Института Центральной Азии и Кавказа Университета Джона Хопкинса в Вашингтоне, члены Ассамблеи не избираются, а назначаются государственными органами.

* компетенция Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

* гарантии Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

* ответственность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации;

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь назначенным Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (ст. 10 Федерального конституционного закона Российской Федерации «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации).

В своем докладе независимый эксперт от Организации Объединенных Наций объясняет, что «источники гражданского общества бросают вызов представительному характеру Ассамблеи и сфере полномочий, предоставленных ей». Адвокаты по правам человека также отметили отсутствие судебной власти.

Согласно веб-сайту Уполномоченного по правам человека, омбудсмен назначается Президентом Республики и заявляет, что граждане Казахстана, иностранцы и неграждане могут подать жалобу в Омбудсмен «Против действий и решений государственных органов или государственных должностных лиц», которые противоречат правам человека, но Омбудсмен не рассматривает жалобы на действия и решения следующих лиц или организаций: Президентом Республики Казахстан, Парламентом и членами парламента, Правительством, Конституционным Советом, Генеральным прокурором, Центральной избирательной комиссией и судами. омбудсмена содержат лишь краткие ссылки на случаи дискриминации и обычно не указывают на какие-либо доказательства.

Несомненно, что присяга имеет важное юридическое значение, поскольку означает вступление его в должность.

Срок полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации составляет пять лет, хотя Государственная Дума избиралась ранее сроком на четыре года Шишкова А. Институт омбудсмана // Адвокат. - 2007. - № 12. - С. 18.. С 2008 года действия полномочий Государственной Думы и Уполномоченного по правам человека совпадают. Это стало возможным благодаря внесению поправок в Конституцию РФ Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной думы» // Российская газета от 31 декабря 2008 года.. В мировой практике сроки избрания варьируются и определяются условиями построения и функционирования высших органов государственной власти. Как правило, ни в одной стране мира не практикуется назначение на должность омбудсмана пожизненно, кроме Великобритании в Северной Ирландии, где срок не ограничен. Омбудсманы назначаются на определенный срок (от двух лет Австралия до десяти лет Нью-Брансуик Канада) и в большинстве государств могут быть переизбраны См.: Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института Омбудсмана. Материалы конференции «Петербургский Омбудсман» от 21-22 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С. 42-43.. Как и в зарубежных странах в российском законодательстве срок полномочий ограничивается двумя сроками подряд, что призвано обеспечить независимость и беспристрастность службы.

Президентская комиссия по правам человека является консультативным органом для рассмотрения вопросов прав человека в Казахстане. В страновых докладах говорится, что Комиссия не имеет юридических полномочий «действовать, когда нарушил права человека или выполнил свои рекомендации».

Этот ответ был подготовлен Научно-исследовательским управлением на основе информации, доступной из источников, доступных для общественности и доступ к которой осуществлялся Научно-исследовательским управлением в указанные сроки. В этом ответе нет, а также не дает убедительных доказательств в отношении подачи заявления о предоставлении убежища. Ниже приведен список источников, на которые вы обращались, чтобы получить ответ на этот запрос.

Одним из способов упрочения позиции Уполномоченного по правам человека в России в политической системе является привлечение политических партий к процессу отбора и назначения Уполномоченного по правам человека.

Проблематична и деполитизация статуса Уполномоченного, так как на практике он все равно будет сталкиваться с политическими вопросами. Тем не менее, институт омбудсмана, как и конституционные суды, должны быть более отстраненными, менее задействованными в общественных вопросах, чем иные власти См.: Барри Д. Конституционный суд России глазами американского юриста // Государство и право. - 2008. - № 12. - С. 86-87.

Адвокаты по правам человека. 18 августа «Этнические меньшинства». На неопределенный срок «Защитники прав человека». Ноябрьские национализирующие государства пересматриваются: проекты и процессы национализации в постсоветских государствах. Этнические и расовые исследования.

США. 24 мая. Посольство Республики Казахстан в Канаде. «Общая информация». Посольство Республики Казахстан в Соединенном Королевстве. «Уйгур и русские диаспоры в Казахстане». Комиссар по правам человека. «Как жаловаться на омбудсмена». Посольство Республики Казахстан в Нью-Дели. Ассамблея людей готовит новую эру социальных услуг.

Гарантии неприкосновенности, установленные для Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, равны по своему объему и значению гарантиям неприкосновенности депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (ст. 19 Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») Федеральный закон Российской Федерации от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1994. - № 2. - Ст. 74..

Меньшинства под угрозой. 31 декабрь «Оценка россиян в Казахстане». Международная группа по правам меньшинств. Доклад Независимого эксперта по вопросам меньшинств. Добавление: Миссия в Казахстан. Институт Каннана. Уведомление об авторских правах: Настоящий документ публикуется с разрешения владельца авторских прав и продюсера Совета иммиграции и беженцев Канады.

Проспект до судебного разбирательства

Около 40% жалоб в прошлом году были разрешены менее чем за два дня. Согласно Положениям омбудсмена города, Омбудсмен вмешивается в тех случаях, когда имеются разумные основания полагать, что права человека или группы лиц были или могут быть, по причине действия, решения, рекомендации или бездействия работника или представителя города, пам-корпоративной корпорации или корпорации, контролируемой городом.

Анализируя элементы конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека, автор пришел к выводу, что в Федеральном конституционном законе Российской Федерации от 26 февраля 1997 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» не прописана процедура отстранения от должности в случае неспособности Уполномоченного осуществлять свои обязанности по состоянию здоровья.

«Мы не вмешиваемся в судебные процессы, в которых участвует гражданская ответственность», - говорит омбудсмен в Монреале. Как правило, омбудсмен уходит из дела, в котором возбуждается иск. В исключительных случаях, однако, в течение коротких периодов, когда файл находится под оценкой, дела могут продолжаться на двух фронтах.

В муниципальной среде, после двух лет, прием в целом хорош. «Люди думали, что мы были полицейским органом, но философия офиса - это скорее поиск решений», - анализирует адвокат. Некоторые из них находятся в кризисе; мы должны успокоить ситуацию, не ставить нефть на огонь, - говорит Савард. В 40-45 процентах случаев выводы омбудсмена являются правильными частично или полностью. «В большинстве случаев гражданин не понимал решения города», - сказал омбудсмен. Мы объясним гражданину причины решения. Он может не получить удовлетворение, но, по крайней мере, он понял, почему.

Вопрос о представлении заключения государственной медицинской комиссии, назначенной Государственной Думой в целях оценки состояния здоровья Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации также не регламентирован.

Аппарат Уполномоченного по правам человека создается для юридического, организационного, научно-аналитического и иного обеспечения деятельности Уполномоченного.

Реальная власть или нравственная сила?

Люди даже переписывают нас, чтобы поблагодарить нас. Если не существует закона, требующего от муниципальных властей обеспечивать исполнение решений кабинета омбудсмена, важна сила принимаемых решений. Пьер Анжер, генеральный секретарь Управления омбудсмена города Квебека, сказал: Если организация создает должность омбудсмена, это означает, что она намеревается представить ей, сильное моральное давление.

В случае сопротивления письменная и обоснованная рекомендация направляется ответственному директору с копией гражданину. У Генерального директора города есть время, чтобы указать его намерения. Только один раз мы должны были подать дело в городской совет, но это исключительный случай, - говорит Савард.

Статус Уполномоченного по правам человека и его рабочего аппарата как государственного органа с правом юридического лица, имеющего расчетный и иные счета, печать и бланки со своим наименованием и с изображением Государственного герба Российской Федерации, закреплен в Федеральном Конституционном законе Российской Федерации от 26 февраля 1997 №1-ФКЗ

С вступлением в силу Монреальской хартии прав и обязанностей, 1 января, обязанности Монреальского омбудсмена будут преобразованы. Уважение Устава, которое определяет социальные права граждан в городе, является обязанностью Омбудсмена и его / ее команды, которые в настоящее время работают над ее популяризацией, чтобы она была доступна.

В то же время служба омбудсмена - это другое решение для граждан, что делает правосудие более доступным. Это бесплатный сервис, легкий доступ и эффективный. Он обеспечивает гражданина, которого судят его сверстники, когда он, возможно, потерял доверие к муниципальной администрации.

«Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации». Средства на деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и его аппарата прописываются в федеральном бюджете отдельной строкой. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации разрабатывает и исполняет смету своих расходов самостоятельно. Порядок его финансовой отчетности устанавливается законодательством Российской Федерации.

И среди них у нас есть уровень знаний, который связан с муниципальным опытом: судьями, инженерами, деловыми людьми. Комиссары являются добровольцами, и затраты на систему низки. Формула даже позволила «переработать» должностных лиц города, в том числе Пьера Анжера, который в первом случае принимает дела и передает только самые трудные, восемь или девять в год из общей сложности около 350 файлов.

Место адвокатов на скамейке запасных

Отстраняя лексический лексикон, чтобы не дать гражданину почувствовать себя в зале суда, Бюро пытается разместить на каждой скамье человека, имеющего юридическую подготовку, только для того, чтобы отметить наш уровень вмешательства. Если гражданин скрывает вещи и стремится скомпрометировать город, Управление омбудсмена, безусловно, не собирается давать рекомендации, - сказал адвокат.

Независимость Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации проявляется в самостоятельной регламентации им вопросов своей внутренней деятельности. Ему предоставлены широкие права в отношении подбора персонала и организации деятельности аппарата. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации руководит работой своего аппарата, составляет проект бюджета и несет ответственность за его исполнение, он может принимать процедурные правила получения и расследования жалоб, составления докладов. По вопросам, связанным с руководством рабочим аппаратом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации издает распоряжения См.: Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». - М.: Норма, 2008. - С. 91..

Награжденный гражданин вариант

Город Сагеней в настоящее время пытается реализовать аналогичную формулу, как и Торонто, изучающий проект. Принять внутреннее урегулирование в соответствии с новым законом, которое ограничивается вопросами, которые обычно являются предметом внутреннего урегулирования. Создать специальный отдел по посредничеству в отделе посредничества, гражданского образования и коммуникации. Уважать принципы объективности и прозрачности в наборе своих сотрудников, чтобы обеспечить доверие и стабильность учреждения.

Статус сотрудников рабочего аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а именно: их права, обязанности, ответственность, гарантии, льготы, условия прохождения государственной службы определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о федеральной государственной службе, а также законодательством РФ о труде.

Принять инструкции о процедурах, необходимых для его надлежащего функционирования. Принять стратегический план управления для учреждения, чтобы он соответствовал масштабам задачи, которая его ожидает в свете ожиданий граждан. Уважать компетенции, возложенные на учреждения, отвечающие за борьбу с коррупцией и связанными с ними правонарушениями, и ограничивать их помощью. Внедрить в своих миссиях стратегию коммуникации, информации и обучения. Поддержать принятие нового закона, определяющего организацию и функционирование Омбудсмена.

Сделать миссии Омбудсмена известными для общественности. Согласиться с Омбудсменом о механизмах сотрудничества для его поддержки при выполнении своих миссий. Институт омбудсмена, заимствованный из-за рубежа, как указывает его название, является новым в политическом и институциональном ландшафте Бурунди. Его следует искать в политических спекуляциях в полном противоречии с ожиданиями граждан к этому учреждению. Его ранняя роль в становлении демократической культуры и верховенства закона потребовала ее немедленного осуществления в самом начале первого посттрансляционного законодательного органа.

При Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации может создаваться экспертный совет из лиц, обладающих необходимыми познаниями в области защиты прав и свобод человека и гражданина, в нем более 180 человек. В рамках экспертного совета имеются секции по различным отраслям права и направлениям работы.

В аппарате у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации имеется также отделы уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права и отдел конституционного и административного права, помимо этого отдела создана рабочая группа по отслеживанию хода избирательной кампании. Уполномоченному приходится самому формировать стиль своей работы. В процессе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации действуют четыре вида избирательных комиссий, жалобы рассматривают суды, прокуратура. Где место Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в системе органов государственной власти? На этот вопрос трудно ответить, потому что нет публикаций на данную тематику или ученых специально обходят этот вопрос. На наш взгляд, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, сам должен отстаивает свое место в общественно значимых процессах и законодательно закрепить.

В любом обществе забота о самых обездоленных, о тех, кто не в состоянии обеспечить себя сам, всегда ложится на плечи государства. Защита прав лиц, принадлежащих к социально уязвимым группам населения, должна стать одним из приоритетов в социальной политике Российской Федерации в области прав человека Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации от 16 июня 1999 г. «О соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами» // Российская газета. - М., 2000. - 288 с..

В соответствии с ФКЗ об Уполномоченном по правам человека Уполномоченным может быть назначен только гражданин России не моложе 35 лет.

В ряде стран, например, в Новой Зеландии тип профессиональной квалификации не является обязательным требованием к кандидату на должность омбудсмена. В Великобритании первые три уполномоченных были назначены из гражданских служащих, не имеющих юридического образования и только в 1978 г. эту должность занял юрист. Вместе с тем, шведский закон предписывает, что омбудсменом могут быть лица с юридическим образованием и достойной репутацией. Российский закон не устанавливает в качестве квалификационного требования наличие юридического образования, однако закрепляет положение, согласно которому кандидат на эту должность должен обладать познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, а также иметь опыт правозащитной деятельности.

Закон определяет круг органов, должностных лиц, которые наделены правом вносить предложения о кандидатах на должность Уполномоченного. Список является исчерпывающим: Президент РФ, Совет Федерации, депутаты Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе. В мировой практике есть и другой подход к решению этого вопроса, так в Великобритании Парламентский Уполномоченный назначается Королевой по рекомендации премьер-министра. Избрание шведского омбудсмена готовится делегацией по делам парламентских омбудсменов после ее консультации с депутатами, назначенными от партийных групп в Конференцию при председателе парламента.

Закон устанавливает определенный срок, в течение которого предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Государственную Думу. Эта процедура должна быть произведена в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного. Кандидат на должность Уполномоченного выступает перед Государственной Думой с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против. Если кандидатура на должность Уполномоченного отклонена палатой, фракции и депутатские группы вправе предложить для нового рассмотрения ту же или новую кандидатуру. Повторное рассмотрение кандидатуры проводится на следующий день после получения палатой соответствующего представления.

Назначение на должность Уполномоченного и освобождение от нее осуществляется Государственной Думой простым большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием.

В большинстве стран омбудсмен выбирается парламентом, например, датский омбудсмен выбирается прямыми выборами, в Португалии - избирается 2/3 парламента.

По вопросу о назначении на должность Уполномоченного Государственная Дума принимает постановление. Время его принятия ограничено - не позднее 30 дней со дня истечения срока полномочий предыдущего Уполномоченного.

Порядок назначения Уполномоченного носит сложный характер. Ввиду того, что претендентов на эту должность может быть достаточно много, закон устанавливает специальную процедуру включения кандидатур на пост Уполномоченного в список для тайного голосования. Для этого претендент должен набрать 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В большинстве стран мира при вступлении в должность омбудсмены приносят присягу. Соответствующий текст присяги Российского Уполномоченного сформулирован в ст. 9 Закона, которая регулирует акт присяги. Этот акт - не формальная процедура. Он имеет важное юридическое значение: с одной стороны, присяга - это обязывающая клятва перед Государственной Думой, с другой стороны, с момента произнесения присяги Уполномоченный вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия. Присяга приносится в торжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы сразу же после назначения Уполномоченного на должность.

Деятельность Уполномоченного ограничена определенным сроком, считая с момента принесения присяги. В других странах этот срок колеблется от двух лет в Австралии до пяти лет в Новой Зеландии. В Швеции, Великобритании, Португалии и т.д. омбудсмен работает в течение четырех лет. Во Франции медиатор назначается на шестилетний срок. Деятельность Уполномоченного прекращается с момента принесения присяги новым Уполномоченным, назначенным Государственной Думой.

Мировой опыт свидетельствует, что одно и то же лицо может быть назначено на должность омбудсмена повторно. Соответствующее положение нашло отражение и в российском законе, что дает возможность Уполномоченному, успешно справляющемуся со своими обязанностями находиться на своем посту десять лет.

В ст. 11 Закона сформулированы определенные ограничения правосубъектности Уполномоченного, связанные с выполнением его полномочий.

Так, находясь на своем посту, он не может быть депутатом не только Государственной Думы, но и законодательного (представительного) органа субъекта федерации, членом Совета Федерации, находиться на государственной службе, а также заниматься политической и иной деятельностью, например, коммерческой.

Закон делает исключение, позволяя Уполномоченному заниматься преподавательской, научной либо иной творческой деятельностью. В то же время Уполномоченный, находясь на своем посту, не может быть членом политической партии или иного общественного объединения, преследующего политические цели. Он должен быть далек от политики, и заниматься исключительно вопросами, входящими в его компетенцию, что соответствует мировой практике.

Не позднее 14 дней со дня вступления Уполномоченного в должность он обязан полностью прекратить деятельность, которая несовместима с его постом и указана в ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона. Если он не исполнит эти требования, то его полномочия будут прекращены, т.е. он может быть досрочно освобожден от должности на основании ст. 13 Закона, а Государственная Дума приступает к назначению нового Уполномоченного.

Подобное правило, касающееся недопустимости совмещения поста омбудсмена и других публичных должностей, существует в большинстве стран, имеющих институт омбудсмена.

Важным элементом статуса Уполномоченного является наличие у него иммунитета, т.е. Уполномоченный пользуется неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий Хаманева Н.Ю. Правовой институт уполномоченного по правам человека // Гражданин и право. 2009. N 6.. Это выражается в том, что без согласия Государственной Думы Уполномоченного нельзя привлечь к уголовной, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Кроме того, он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Его нельзя подвергать личному досмотру, кроме случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц. При этом личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом одного и того же пола с досматриваемым и в присутствии двух понятых того же пола.

К уполномоченным лицам, которые вправе применить эту меру относятся должностные лица органов внутренних дел, гражданской авиации, таможенных учреждений и т. д.

Следует отметить, что законодатель распространяет неприкосновенность Уполномоченного на его жилое и служебное помещения, багаж, личное и служебное транспортное средства, корреспонденцию, средства связи, принадлежащие уполномоченному документы Сунгуров А.Ю. Сравнительный анализ института Омбудсмана. Материалы конференции «Петербургский Омбудсман» от 21-22 октября 2007 года. - СПб., 2007. - С. 42-43..

Аналогичные положения содержатся и в зарубежном законодательстве. Так, например, французский медиатор пользуется неприкосновенностью, поэтому не может подвергаться преследованию, розыску, задержанию. аресту или преданию суду за высказанные мнения или за совершение действий при выполнении им своих обязанностей. Указанные положения служат своего рода гарантией его независимости. Польскому Уполномоченному принадлежит иммунитет от привлечения к уголовной ответственности, ареста либо задержания, аналогичный иммунитету депутата Сейма.

Уполномоченный может быть задержан на месте преступления. В этом случае должностное лицо, производившее задержание обязано незамедлительно уведомить об этом Государственную Думу. На основании поступившей информации Государственная Дума, если сочтет это необходимым, принимает соответствующее решение, в котором выражает свое согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры. Если согласие не получено в течение 24 часов Уполномоченный должен быть освобожден.

Российский Закон предусматривает ряд случаев досрочного освобождения Уполномоченного от должности.

Во-первых, если он нарушил требования ст.11 Закона, т.е. продолжает осуществлять деятельность, несовместимую с его статусом: является депутатом Государственной Думы или депутатом законодательного (представительного) органа субъекта Федерации, членом Совета Федерации, занимается другой оплачиваемой (коммерческой деятельностью) или неоплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной, либо иной творческой.

Во-вторых, когда в отношении Уполномоченного вступил в законную силу обвинительный приговор суда.

Государственная Дума может прекратить полномочия Уполномоченного, если он неспособен по состоянию здоровья или по иным причинам исполнять свои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд Комментарий к ФКЗ “Об Уполномоченном по правам человека в РФ” / Отв. ред. Н.Ю. Хаманева.- М., 2009. С. 36-69..

Следует добавить, что 9 февраля 2005 г. Московская областная Дума приняла решение о внесении изменений в Закон Московской области “Об Уполномоченном по правам человека в Московской области”. В соответствии с принятой поправкой, депутаты областной Думы получили право выражать недоверие Уполномоченному по правам человека в Московской области и на этом основании досрочно прекращать его полномочия Московская областная Дума приняла закон, лишающий омбудсмена независимости // Законность. - 2008. - №12. - С. 33. .

Закон предусматривает Уполномоченному право самому подать заявление о сложении полномочий. В этом случае требуется согласие Государственной Думы, касающегося освобождения от должности.

Оформление досрочного освобождения от должности производится принятием Государственной Думой специального постановления.

В ситуации досрочного прекращения полномочий Уполномоченным Закон предписывает Государственной Думе назначить нового Уполномоченного в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего. Порядок назначения регулируется статьями 6-10 ФКЗ об Уполномоченном по правам человека в РФ.

Глава 19.
Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека в Российской Федерации


Статья 155


В соответствии со статьей 103 Конституции Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (далее - Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации") Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный по правам человека) назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного по правам человека могут вноситься в Государственную Думу Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и фракциями в течение месяца до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека, а также в случаях досрочного прекращения полномочий (в том числе освобождения от должности) Уполномоченного по правам человека, предусмотренных и Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации". Предложенные кандидатуры должны соответствовать требованиям статьи 6 вышеназванного закона.


Статья 156


Каждый кандидат, предложенный на должность Уполномоченного по правам человека, выступает на заседании Государственной Думы с краткой программой предстоящей деятельности. Депутаты, присутствующие на заседании, вправе задавать вопросы кандидату, высказывать свое мнение по предложенной кандидатуре, выступать за или против нее. В список для тайного голосования включаются кандидатуры, получившие не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Процедура рассмотрения вопроса о назначении на должность Уполномоченного по правам человека устанавливается Советом Государственной Думы по предложению Комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству.


Статья 157


1. Если кандидатура на должность Уполномоченного по правам человека отклонена палатой, может быть предложена для нового рассмотрения та же или новая кандидатура.

2. В случае, если в Государственную Думу было внесено более одной кандидатуры и в результате тайного голосования ни одна из них не набрала необходимого числа голосов, могут быть предложены для нового рассмотрения те же или новые кандидатуры.

3. Повторное рассмотрение кандидатур проводится на ближайшем заседании палаты после получения ею соответствующего представления в порядке, установленном настоящей главой Регламента.

5. Приведение к присяге лица, назначенного на должность Уполномоченного по правам человека, производится председательствующим на заседании Государственной Думы. Текст присяги, приведенный в статье 9 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", произносится Уполномоченным по правам человека вслух, стоя, положив руку на текст Конституции Российской Федерации. Принесение присяги удостоверяется подписью Уполномоченного по правам человека, проставленной под текстом присяги, с указанием даты ее принесения. Текст присяги хранится в Государственной Думе.


Статья 158


1. Решение Государственной Думы по вопросу о назначении на должность или об освобождении от должности Уполномоченного по правам человека оформляется постановлением палаты.

2. В случае досрочного освобождения Уполномоченного по правам человека от должности новый Уполномоченный по правам человека должен быть назначен Государственной Думой в течение двух месяцев со дня досрочного освобождения от должности предыдущего Уполномоченного по правам человека.



Поделиться