Типология институтов. Понятие социальной группы; классификация

Батуева Н.Ю.

Учебное пособие для студентов очного и заочного отделения по дисциплине «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность» специальности 031001 «Правоохранительная деятельность»


Основные вопросы:

  1. Понятие «юриспруденция», ее содержание.
  2. Общая характеристика юридической жизни общества.
  3. Понятия «юриспруденция» и «юридическая наука» и их развитие в России

Доктор юридических наук, профессор Фанис Мансурович Раянов в лекции о понятии юриспруденции однажды сказал: «Осмысливая понятие «юриспруденция», хотелось бы отметить, что даже в новой Российской юридической энциклопедии, выпущенной в 1999 году и содержащей около четырех тысяч слов и понятий, нет понятия «юриспруденция». В Большом энциклопедическом словаре также нет этого понятия. В нем содержится понятие

«юридическая наука», что, с точки зрения авторов словаря, является синонимом «юриспруденции». Следует заметить, что данное утверждение не совсем верно. Точнее – оно не раскрывает всего содержания юриспруденции.

Юриспруденция (от jus, Jurus – право; что следует кому-либо по законам, по справедливости; prudenia (prudens) – предвидящий – знающий; сведущий, искусный; благоразумный; предузнавание; опытность, предусмотрительность, то есть это означает «сведущий, предусмотрительный в праве, в том, что следует по справедливости или в системе права, наук о праве») – это разновидность социальной деятельности, направленной на регулирование, поддержание и охрану общественных отношений присущими ей специфическими (правовыми) методами и средствами.

В Современном словаре иностранных слов понятие «юриспруденция» определяется как правоведение, совокупность наук о праве; практическая деятельность юристов, решения судебных органов.

Итак, что же понимать под юриспруденцией? Прежде всего, право. Знания о праве. Социальная деятельность на основе знаний о праве. Право – явление сложное, многогранное, имеющее богатое понятийное выражение. Наука формирует понятие «право», во-первых, в общесоциальном смысле (моральное право, право народов); во- вторых – в специально- юридическом смысле как юридический инструмент, связанный с государством.

Право в юридическом смысле – это система общеобязательных, формально

определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и направленных на урегулирование общественных отношений.

Право представляет собой систему, то есть состоит из частей, именуемых отраслями, институтами права. К числу крупных отраслей права относятся:

конституционное, административное, гражданское, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное, гражданско-процессульное и др. Отрасли права отличаются друг от друга предметом правового регулирования, то есть регулируемыми общественными отношениями в той или иной социальной сфере. Например, административное право регулирует публичные общественные отношения в сфере государственного управления. Гражданское право – в сфере имущественных отношений (частные). В этой связи принято делить право на публичное и частное. Публичное право регулирует общественные отношения власти и подчинения; частное право регулирует отношения между равными



субъектами.

Юридическая наука представляет собой деятельность по выработке юридических знаний. Целостная юридическая наука подразделяется на отрасли. В юридической науке знания о праве, как и само право, делятся на соответствующие отрасли, например, наука конституционного права, наука гражданского права. Представители юридической науки занимаются поиском знаний в области государства и права. Специалисты, готовящиеся к применению этих знаний на практике, называются юристами, а область их знаний –

юриспруденцией. Юристы осуществляют свою деятельность на основе приобретенных знаний о праве. Предметом этой деятельности является поведение людей. Именно на

поведение людей нацелена вся юридическая деятельность. Основной социальной целью юридической деятельности является повсеместное установление режима законности, обеспечение устойчивого правопорядка. Для достижения этой цели юристы решают достаточно большое количество задач. При этом приоритетной среди них является защита законных прав и интересов личности. Только при условии успешного выполнения этой

задачи можно говорить о государстве, как о правовом. Поэтому и повышается ответственность за неисполнение предписаний Конституции Российской Федерации, за принятие законов и ведомственных актов, противоречащих Конституции.

Юридическую деятельность, с учетом ее содержания, можно разделить на

различные виды: судебная, прокурорская, следственная, нотариальная, правотворческая, научно-педагогическая, правоохранительная, правоприменительная, в сфере частного права, в сфере публичного права. Рассматривая знания о праве и деятельность на их основе в качестве основных составных частей юриспруденции, можно попытаться определить ее

социальные функции. Условное деление юридической деятельности на виды отражает следующие функции юриспруденции: правосудия; надзора; защиты обвиняемых и потерпевших; расследования уголовных дел; нотариата и государственной регистрации прав; законодательную и административного регулирования отношений в обществе; получения новых знаний о праве и подготовки юристов; защиты (охраны) прав граждан и профилактики правонарушений; организации реализации положений законодательства.

На основе вышеизложенного попытаемся дать определение понятия «юриспруденция».

Юриспруденция – это совокупность юридических наук, всех правовых дисциплин для подготовки юристов, специалистов в области создания и применения законодательства в широком смысле слова. Юриспруденция включает в себя всю теорию, то есть систему знаний о праве, необходимых для осуществления юридической деятельности, начиная с

создания юридических норм, применения их и заканчивая использованием ответственности за нарушение правовых требований.

Ответить


Другие вопросы из категории

16.Деятельность политических партий обязательно включает 1.обоснование политических целей 2.создание вооруженных групп 3.принятие

решений, обязательных для всех граждан

4.сбор налогов

17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

1.развитая система законов, защищающих права личности

2.свободное формирование политических партий и движений

3.полномочия главы государства неограниченны

4.разделение государственных властей

18.Исключительным признаком правового государства является

1.многопартийность

2.гарантия прав и свобод граждан

3.наличие различных СМИ

4.суверенитет

19.Институтом российского права является право

1.гуманитарное

2.международное

3.наследственное

4.политическое

20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

1.образование

2.местное самоуправление

3.избирать и быть избранным

4.право на жизнь

21.Видом административного проступка является

1.нарушение правил проезда в метро

2.нарушение трудовой дисциплины

3.нарушение учебной дисциплины

22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

1.Президент

2.Правительство

3.Федеральное Собрание

4.народ России

23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

1.законодательной власти

2.исполнительной власти

3.внутренних дел

4.судебной власти

24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

1.верно только А

2.Верно только Б

3.верны оба суждения

4.оба суждения неверны.

Дайте определение приведенным ниже терминам? 1. Молодежь 2. Топос 3. Демография 4. Совесть 5. Брак 6. Толерантность 7. Геноцид 8. Фашизм 9. Преступление

10. Девиантное поведение 11. Социальные нормы

Читайте также

позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Может ли быть так, что сложное создается позже именно потому что, оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а для другого - тысячи лет?

1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

ПОМОГИТЕ пожалуйста!!!

Определите, какие положения текста
носят:
а) фактический характер б) оценочный характер в) теоретический характер
(1) Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. (2) Считается, что первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение жизненных потребностей общества. (3) Оно не сможет существовать, если не будет пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным проблем. (4) Если вместо пользы социальный институт приносит вред, то такое действие называют дисфункцией. (5) Ученые выражают опасение, что нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки-
вается биографически, потому что все другие институты, ка-
ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
тельная система и какие угодно другие системы зависят от
лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
ра значений, который был сконструирован средствами язы-
ка, и могут продолжать свое существование только с
помощью языка.
Итак, язык - это первый институт, с которым сталкива-
ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
Если спросить о первом институте, который переживает ре-
бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
го большинства детей первичная социализация имеет место
в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
ляется одним из случаев более обширного института родст-
ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
То, что он фактически воспринимает и испытывает, - это
его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
они делают, - это один из случаев гораздо более крупной
социальной реальности, известной как семья. Предположи-
тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
более обширную реальность, которая лежит за пределами
микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
«снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

1) Какие социальные институ-
ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
ные функции языка как социального института?

Вы находитесь на странице вопроса "Что лежит в основе типологии социальных институтов? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

1. Экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

2. Политический - институт власти;

3. Семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

4. Военный – институт, организующий законное наследие;

5. Религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

1. Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

2. Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

3. Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

4. Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т. е. включая науку и культуру);

5. Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг.

Первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение важнейших жизненных потребностей общества, т. е. того, без чего общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать, если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, жить в мире и порядке, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей, осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение культурных норм и освоение социальных ролей). Её можно назвать универсальной.

Наряду с универсальными существуют и специфические функции, т. е. такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам, например, воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание средств существования (производство), наведение и поддержание порядка в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и образование), отправление ритуалов (религия).

По мнению С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т. е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

1. Установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

2. Символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

3. Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

4. Устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

5. Идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).


31. Государство и общество.

По своей природной сущности государственное управление, будучи частью социального управления, есть институт общественный, тесно связанный с человеком, его деятельностью.

Государственное управление входит в систему социальных отношений, представляющих собой особые отношения в человеческой жизнедеятельности,

Государственное управление осуществляется в системе взаимообратных связей «человек - общество - государство - человек». Система призвана служить целям обеспечения с возможно более эффективной степенью удовлетворения его потребностей, интересов и устремлений,

Демократический характер, целевая ориентация и другие свойства общества предрешают привлечение широких гражданских кругов к участию в осуществлении управления. Это участие начинается с голосования на избирательном участке, продолжается в решениях, которые готовятся и принимаются представительными органами власти, во влиянии общественного мнения на политических лидеров и т.д. Участие граждан в государственном управлении выражается и во многих других самых разнообразных формах, например, в отправлении правосудия в качестве присяжных (народных) заседателей, в качестве членов народных дружин, помогающих правоохранительным органам поддерживать общественный порядок, и др.

Мотивами для определения целей государственного управления являются национальные интересы - устойчивые или вновь возникающие потребности всех элементов общества. Если бы общество было однородным, имело одинаковые для всех своих граждан потребности, то особых проблем в определении целей государственного управления не возникало (рис. 1).

Однако общество представляет собой неоднородную среду. Каждый член общества в данный момент времени имеет свои индивидуальные потребности и желания,

Социальный механизм государственного управления предполагает налаживание организованного взаимодействия людей, их сообществ, социальных групп, понимание приоритета всеобщих интересов и целей над меркантильными и необходимости соблюдения взаимных обязательств и ответственности.

Для удовлетворения различных социальных потребностей создаются разнообразные социальные институты, конкурирующие друг с другом и дополняющие друг друга. Социальные институты представляют собой устойчивые формы человеческих отношений, способы выражения их целеопределенных устремлений в различных видах деятельности. Они выполняют функцию регулятора поведения людей в различных сферах социальных отношений. Социальные институты, оказывающие влияние на процесс выработки и осуществления государственных решений, имеют многообразные проявления и отражают уровень общественного развития, степень цивилизованности общества.

Социальный механизм осуществления государственного управления, аккумулирующий интересы и потребности общества с целью выбора оптимальных средств и методов их реализации, может быть выражен через следующую опосредованную государством единую цепь: потребности - интересы - противоречия - цели - воля - мотивы (установки) - стимулы -- решения - действия - результаты. Именно в такой последовательно взаимосвязанной и логически соединенной цепи общественных элементов происходит формирование и реализация государственного управления.

В процессе государственного управления происходит согласование и разрешение социальных противоречий, возникающих в результате столкновения всевозможных интересов различных групп многих людей. С точки зрения институциализации, представительство интересов в государственном управлении являет собой механизм, с помощью которого государство на практике проводит политику улаживания разного рода конфликтов (индивидуальных, национальных, территориальных, классовых и т.п.), сближения интересов различных групп населения, создавая тем самым условия для их нормального сосуществования.

Во взаимодействии государства и общества целесообразно выделить следующие виды социальных интересов по их масштабности:

* общественные;

* государственные;

* региональные;

* национальные;

* профессиональные;

* корпоративные;

* частные (индивидуальные) .

Многообразие социальных институтов можно структурировать на основные (главные) и неосновные (неглавные). Вторые являются составными частями первых, как более мелкие образования. Например, политический социальный институт (основной) складывается из более мелких (неосновных) социальных институтов: президентства, парламентаризма, политических партий, армии, суда и пр.

Помимо данной типологии, социальные институты можно классифицировать и по иным основаниям:

Времени возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие; кратковременные институты);

Жесткости применяемых санкций за нарушение правил;

Условиям существования;

Наличию или отсутствию бюрократической системы управления;

Наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Формальные выстраивают свою деятельность (государство, армия, образование) на четко установленных предписаниях (правовые нормы, устав, должностные инструкции); управленческие и контрольные функции реализуются на базе четко обозначенных санкций. Неформальные институты (политические организации, фонды социального и культурного назначения, движения по интересам) не имеют строгой нормативной базы, хотя руководствуются определенными документами.

Социальные институты по сферам и функциональному содержанию можно представить следующим образом:

Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Итак, мы выяснили, что существует немало классификаций социальных институтов. Социальные институты представляют собой ведущий компонент социальной структуры, который интегрирует множество разнонаправленных индивидуальных действий, упорядочивает социальные отношения в важнейших сферах общественной жизни.

Резюме

Общество как целостная система является результатом органического единства четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической.

Марксистская традиция в основу типологизации общества закладывает способ производства, т.е. кто используют, контролируют, владеет экономическими ресурсами.

Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли типы обществ на основании основного способа добывания средств к существованию.

Г. Спенсер предложил органическую теорию общества, сравнивая его с биологическим организмом, а отдельные части общества - с органами, влияющими на функционирование целого.

Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества рассматривали: Д. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турэн, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др.

Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества.

Процесс образования социального института, включающий закрепление социальных норм, статусов, ролей для удовлетворения социально значимых потребностей, получил название «институционализация».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое социальная система? Почему общество – это целостная социальная система?

2. Назовите специфические черты общества.

3. Выделите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены.

4. Расскажите о наиболее известных типологиях обществ в социологической науке.

5. Почему социальные институты выступают инструментами социального контроля?

6. Как происходит институционализация социального института и ее роль в развитии общества?

7. Классифицируйте социальные институты.

8. Кто разработал концепцию явных и латентных функций социальных институтов? В чем ее суть?

9. Опишите функцию и дисфункцию социального института. Приведите примеры.

10. Каковы структурные элементы социального института?


Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. С. 160.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С. 96.

Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С.98-99.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 127.

Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 128.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 516.

Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 98.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 518.

Мертон P. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 379–447.

Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 521.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Научное определение термина "социальный институт". Роль социальных институтов в обществе. Функции, дисфункции и структурные элементы основных институтов общества, их базовые характеристики и типология. Институционализация и институциональный кризис.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье. Эволюция социальных институтов, их типология, функции, дисфункции.



Поделиться