Типология социальных институтов кратко. Типология, типы и примеры социальных институтов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Научное определение термина "социальный институт". Роль социальных институтов в обществе. Функции, дисфункции и структурные элементы основных институтов общества, их базовые характеристики и типология. Институционализация и институциональный кризис.

    реферат , добавлен 04.02.2010

    Анализ подходов к определению "социальный институт". Признаки, функции, структура, критерии классификации социальных институтов. Институциональный подход к изучению социальных институтов. Теория объяснения и обоснования социальных институтов Дж. Хоманса.

    реферат , добавлен 04.04.2011

    Место и значение социальной стратификации и социальной мобильности в характеристике общества на макроуровне. Понятие и описание основных социальных институтов, процесс и этапы их формирования. Функции и дисфункции современных социальных институтов.

    реферат , добавлен 20.09.2010

    Определение понятия, изучение общих функций и описание видов социальных институтов как исторических форм организации жизнедеятельности людей. История развития социальных потребностей общества. Семья, государство, религия и наука как социальные институты.

    реферат , добавлен 26.06.2013

    Социальный институт в философских учениях. Институциональный порядок общества и общественной жизни. Роль социальных институтов в современном обществе. Социальные нормы и предписания, которые регулируют поведение людей в рамках социального института.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2015

    Основные теории о социальных институтах. Теория социальных институтов в исследованиях Р. Мертона: функции и дисфункции. Проблема формальных и неформальных функций социальных институтов в концепции Д. Норта. Роль институциональных факторов в экономике.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2016

    Понятие и масштаб социальных потребностей. Мотивы социального действия и социальные институты как отражение социальных потребностей. Институциализированные социальные нормы. Знание структуры общества, роли и места в ней социальных групп и институтов.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2009

    Социальные институты как ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах - экономике, политике, культуре, семье. Эволюция социальных институтов, их типология, функции, дисфункции.

    Многообразие социальных институтов можно структурировать на основные (главные) и неосновные (неглавные). Вторые являются составными частями первых, как более мелкие образования. Например, политический социальный институт (основной) складывается из более мелких (неосновных) социальных институтов: президентства, парламентаризма, политических партий, армии, суда и пр.

    Помимо данной типологии, социальные институты можно классифицировать и по иным основаниям:

    Времени возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие; кратковременные институты);

    Жесткости применяемых санкций за нарушение правил;

    Условиям существования;

    Наличию или отсутствию бюрократической системы управления;

    Наличию или отсутствию формальных правил и процедур. Формальные выстраивают свою деятельность (государство, армия, образование) на четко установленных предписаниях (правовые нормы, устав, должностные инструкции); управленческие и контрольные функции реализуются на базе четко обозначенных санкций. Неформальные институты (политические организации, фонды социального и культурного назначения, движения по интересам) не имеют строгой нормативной базы, хотя руководствуются определенными документами.

    Социальные институты по сферам и функциональному содержанию можно представить следующим образом:

    Потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    Потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    Потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    Потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    Потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Итак, мы выяснили, что существует немало классификаций социальных институтов. Социальные институты представляют собой ведущий компонент социальной структуры, который интегрирует множество разнонаправленных индивидуальных действий, упорядочивает социальные отношения в важнейших сферах общественной жизни.

    Резюме

    Общество как целостная система является результатом органического единства четырех сфер общественной жизни - экономической, социальной, политической и идеологической.

    Марксистская традиция в основу типологизации общества закладывает способ производства, т.е. кто используют, контролируют, владеет экономическими ресурсами.

    Г. Ленски и Дж. Ленски выделяли типы обществ на основании основного способа добывания средств к существованию.

    Г. Спенсер предложил органическую теорию общества, сравнивая его с биологическим организмом, а отдельные части общества - с органами, влияющими на функционирование целого.

    Аграрное, индустриальное и постиндустриальное общества рассматривали: Д. Белл, Р. Арон, Ж. Фурастье, А. Турэн, Дж. Гэлбрейт, О. Тоффлер и др.

    Социальный институт - это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей, призванные обеспечить воспроизводство общественных отношений, надежность и регулярность удовлетворения основных потребностей общества.

    Процесс образования социального института, включающий закрепление социальных норм, статусов, ролей для удовлетворения социально значимых потребностей, получил название «институционализация».

    Вопросы для самопроверки

    1. Что такое социальная система? Почему общество – это целостная социальная система?

    2. Назовите специфические черты общества.

    3. Выделите основные сферы общественной жизни и объясните, чем они обусловлены.

    4. Расскажите о наиболее известных типологиях обществ в социологической науке.

    5. Почему социальные институты выступают инструментами социального контроля?

    6. Как происходит институционализация социального института и ее роль в развитии общества?

    7. Классифицируйте социальные институты.

    8. Кто разработал концепцию явных и латентных функций социальных институтов? В чем ее суть?

    9. Опишите функцию и дисфункцию социального института. Приведите примеры.

    10. Каковы структурные элементы социального института?


    Социология: Учебник / Ю.Г. Волков. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 512 с. С. 160.

    Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С. 96.

    Цит. по Смелзер Н. Социология: пер. с англ. - М.: Феникс, 1994. С.98-99.

    Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 127.

    Социология: Учебное пособие / Ф.А. Игебаева. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 236 с. С. 128.

    Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 516.

    Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969. С. 98.

    Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 518.

    Мертон P. Явные и латентные функции / Американская социологическая мысль: Тексты. М., 1994. С. 379–447.

    Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 624 с. С. 521.


    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-12-12

    Количество социальных институтов весьма значительно, в силу этого возникает необходимость сгруппировать их по определённым типам. Вопрос этот неоднозначный; имеется множество вариантов его решения. Студентам видимо будет интересна позиция всё того же Г. Спенсера, который выделяет шесть типов институтов: семейные (домашние), обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Поразмышляйте над правомерностью подобной типологии.

    Дж. Масионис в качестве важнейших выделяет институты экономики, политики, семьи, религии, образования. В учебнике российских авторов Радугиных говорится о шести видах институтов:

    1. Экономическо-социальных (собственность, хозяйственные объединения).

    2. Политических (государство, партии).

    3. Социокультурных (образование, воспитание).

    4. Нормативно-ориентирующих (мораль).

    5. Нормативно-санкционирующих (право).

    6. Церемониально-символических (собрания, заседания, деятельность некоторых организаций).

    Возможны также типологии, в основе которых лежат главные человеческие потребности или основные сферы общественной жизни.

    Подумайте какая из типологий, с вашей точки зрения наиболее приемлема. Какую могли бы предложить Вы.

    Что касается второй части второго вопроса , т. е. проблемы функций социальных институтов, то главные соображения здесь таковы.

    Каждый социальный институт, выполняет свою основную функцию, например, хозяйственно-экономический обеспечивает удовлетворение материальными благами. Политико-правовой (государство) прежде всего, выполняет регулятивную функцию.

    Вместе с тем, одни институты выполняют определённые функции явно, а другие – скрыто (так называемая латентная функция по Р. Мертону). Скажем ВУЗ выполняет функцию подготовки специалистов, но скрыто он ещё выполняет функцию освобождения парней от службы в армии. Все институты выполняют положительную, созидательную функцию (эвфункцию по Р. Мертону), но могут выполнять и негативную функцию (дисфункцию по Р. Мертону).

    В целом все социальные институты выполняют следующиефункции удовлетворения тех или иных потребностей индивидов, целевую, регулятивную, статусно-ролевую, стабилизации социальных отношений, интеграции индивидов и социальных групп.



    Третий вопрос «Институт семьи» предполагает конкретное рассмотрение одного из базовых социальных институтов общества.

    Этот вопрос имеет для студентов не только теоретический, но и практический интерес. Семья – это тот институт общества, где нормальный человек проводит большую часть своей жизни.

    Студентам вначале необходимо разобраться в том, что такое семья и брак . Семью можно определить, как социальный институт, члены которого связаны браком, родством, родительством, общностью быта и хозяйствования, взаимной моральной и юридической ответственностью.

    У студентов имеется возможность поразмышлять над признаками семьи. Главное, что здесь необходимо чётко понять, так это то, что в основе семейных отношений лежит институт брака.

    В свою очередь подбраком обычно понимают исторически обусловленный, юридически узаконенный, или получивший признание и одобрение со стороны общества союз мужчины и женщины современных условиях можно сделать оговорку – как правило), устанавливающий их права и обязанности . В результате чего вступившие в брак становятся родственниками друг другу. Объясните шутку физика Л. Ландау «Хорошее дело браком не назовут» .

    История человечества знала множество различных форм семьи и брака. Студентам желательно разобраться в них . Чтобы определить каковы же исторические формы семьи и брака имели место, надо разобраться в том, какими были формы брака.

    При всём многообразии просматриваются три основных формы брака групповой, полигамный, моногамный. Групповой представлял собой союз определённой группы мужчин и женщин. Форму семьи, которая проистекала из этого брака можно назвать семейной группой. Студентам надо охарактеризовать особенности этой формы семьи.

    Вторая историческая форма семьи – полигамная, в основе которой лежит многобрачие, объединяющее трёх и большее количество супругов.

    Полигамия имеет два вида – полигинию и полиандрию. В первом случае имеется ввиду многожёнство, во втором – многомужество. Студентам необходимо уяснить особенности этих видов семьи и брака.

    Третьей исторической формой семьи является моногамная, в основе которой лежит единобрачие – союз двух субъектов (мужчины и женщины). Моногамия имеет очевидное преимущество над другими формами семьи. А вот какие именно подумайте сами.

    В последние годы в социологической литературе активно ведут речь о самых разных видах и разновидностях семьи нуклеарной, расширенной, матрилокальной, патрилокальной, молодёжной, пожилой, бездетной, многодетной и т. д . Попробуйте детально разобраться, что это за семьи, чем они характеризуются. Подумайте правомерно ли называть семьёй так называемое гомосексуальное сожительство?

    В завершение этого вопроса необходимо рассмотреть функции семьи . В качестве основных предстают следующие функции:

    - урегулирования сексуальных отношений между мужчинами и женщинами;

    - продолжения рода;

    - хозяйственно-экономическая;

    - социализации подрастающего поколения;

    - социального контроля:

    - защитно-эмоциональная:

    - статусно-ролевая...

    Рассмотрите детально каждую из названных функций. Подумайте какие ещё функции выполняет семья.

    Одной из важных проблем на которую следует изучающим эту тему обратить внимание – это кризис современной семьи.

    Выясните причины по которым современная семья оказалась в такой ситуации. Подумайте какую роль в этом кризисе сыграли упадок религиозности, переход к светским формам заключения брака, урбанизация, феминизация, утрата высокой ценности семейных отношений, негативный образ семьи в СМИ и др. Поразмышляйте над тем, опасен ли гомосексуализм для нормальной семьи.

    Кризис семейных отношений привёл к огромному росту числа разводов. Проанализируйте последствия разводов. Все перечисленные вопросы необходимо внимательно проработать и сделать для себя надлежащие выводы.

    Ответить


    Другие вопросы из категории

    16.Деятельность политических партий обязательно включает 1.обоснование политических целей 2.создание вооруженных групп 3.принятие

    решений, обязательных для всех граждан

    4.сбор налогов

    17.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство?

    1.развитая система законов, защищающих права личности

    2.свободное формирование политических партий и движений

    3.полномочия главы государства неограниченны

    4.разделение государственных властей

    18.Исключительным признаком правового государства является

    1.многопартийность

    2.гарантия прав и свобод граждан

    3.наличие различных СМИ

    4.суверенитет

    19.Институтом российского права является право

    1.гуманитарное

    2.международное

    3.наследственное

    4.политическое

    20.Среди прав, представляемых Конституцией 1993г., новым является право на

    1.образование

    2.местное самоуправление

    3.избирать и быть избранным

    4.право на жизнь

    21.Видом административного проступка является

    1.нарушение правил проезда в метро

    2.нарушение трудовой дисциплины

    3.нарушение учебной дисциплины

    22.Носителем суверенитета и единственным источником властим в РФ является

    1.Президент

    2.Правительство

    3.Федеральное Собрание

    4.народ России

    23.Понятие «состязательность сторон» относится к деятельности органов

    1.законодательной власти

    2.исполнительной власти

    3.внутренних дел

    4.судебной власти

    24.Верны ли следующие суждения о нормативно- правовых актах?

    А.В РФ население страны участвует в принятии законов путем референдума.

    Б.Нормативно- правовые акты различаются по юридической силе.

    1.верно только А

    2.Верно только Б

    3.верны оба суждения

    4.оба суждения неверны.

    Дайте определение приведенным ниже терминам? 1. Молодежь 2. Топос 3. Демография 4. Совесть 5. Брак 6. Толерантность 7. Геноцид 8. Фашизм 9. Преступление

    10. Девиантное поведение 11. Социальные нормы

    Читайте также

    позже, является ли оно сложнее того, что возникает раньше? Может ли быть так, что сложное создается позже именно потому что, оно более сложное? Но тогда можете ли вы утверждать, что государство сложнее производства? Или это равновеликие по сложности социальные институты? Тогда почему одному потребовалось для своего формирования миллионы, а для другого - тысячи лет?

    1) семья 2) школа 3) здравоохранение 4) церковь

    характеристика какого из социальных институтов приводится ниже"Его задачей является обеспечение национальной безопасности,защита от внешних угроз"?
    1) семья 2) школа 3)государство 4) церковь

    ПОМОГИТЕ пожалуйста!!!

    Определите, какие положения текста
    носят:
    а) фактический характер б) оценочный характер в) теоретический характер
    (1) Функцию социального института можно определить как совокупность решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. (2) Считается, что первой и важнейшей функцией социальных институтов является удовлетворение жизненных потребностей общества. (3) Оно не сможет существовать, если не будет пополняться новыми поколениями людей, приобретать средства проживания, добывать новые знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовным проблем. (4) Если вместо пользы социальный институт приносит вред, то такое действие называют дисфункцией. (5) Ученые выражают опасение, что нарастание дисфункций в деятельности социальных институтов может привести к социальной дезорганизации общества.

    ва... это первый из институтов, с которым индивид сталки-
    вается биографически, потому что все другие институты, ка-
    ковы бы ни были их разнообразные цели и характеристики,
    выстраиваются на основополагающих регуляторных паттер-
    нах (образчиках) языка. Государство, экономика, образова-
    тельная система и какие угодно другие системы зависят от
    лингвистического сооружения классификаций, понятий, им-
    перативов для действий индивидов, т. е. они зависят от ми-
    ра значений, который был сконструирован средствами язы-
    ка, и могут продолжать свое существование только с
    помощью языка.
    Итак, язык - это первый институт, с которым сталкива-
    ется индивид. Это утверждение может вызвать удивление.
    Если спросить о первом институте, который переживает ре-
    бенок, читатель, вероятно, подумал бы прежде всего о се-
    мье. Он опять же до известной степени прав. Для огромно-
    го большинства детей первичная социализация имеет место
    в контексте конкретной семьи, которая, в свою очередь, яв-
    ляется одним из случаев более обширного института родст-
    ва в данном конкретном обществе. И, конечно же, семья яв-ляется важным институтом. Но ребенок об этом не знает.
    То, что он фактически воспринимает и испытывает, - это
    его родители, братья и сестры, возможно, другие родствен-
    ники, которые находятся вокруг него в это время. Только
    позднее он узнает, что эти конкретные индивиды и то, что
    они делают, - это один из случаев гораздо более крупной
    социальной реальности, известной как семья. Предположи-
    тельно это понимание придет, когда ребенок начнет сравни-
    вать себя с другими детьми, но едва ли это произойдет в
    младенчестве. С другой стороны, язык очень рано приходит
    в столкновение с ребенком в своих макросоциальных аспек-
    тах. Начиная с очень ранней стадии, язык указывает на
    более обширную реальность, которая лежит за пределами
    микромира непосредственного опыта ребенка. Именно с по-
    мощью языка ребенок получает сведения о широком мире
    «снаружи», мире, который опосредуется окружающими его
    взрослыми, но который в значительной мере превосходит их.

    1) Какие социальные институ-
    ты упоминаются авторами в этом отрывке? 2) С каким другим
    социальным институтом авторы сравнивают язык? Какие выводы
    делают из этого сравнения? 3) Каковы, на взгляд авторов, основ-
    ные функции языка как социального института?

    Вы находитесь на странице вопроса "Что лежит в основе типологии социальных институтов? ", категории "обществознание ". Данный вопрос относится к разделу "10-11 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "обществознание ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

    Во-первых, институты отношений , которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т.п.

    Во-вторых, регулятивные институты , которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.

    В-третьих, культурные (духовные) институты , устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т.п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т.п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т.п.).

    Социальные институты являются элементами разнообразных систем (сфер) общества: демосоциальной, экономической, политической, духовной, - в рамках которых приобретают свою специфику. Системы общества различаются: 1) общественными потребностями, которые они удовлетворяют; 2) характером статусов и ролей; 3) регуляторами этих статусов и ролей; 4) характером социальной деятельности (связи), в которой реализуются общественные потребности, статусы и роли, субъективные и объективные регуляторы.

    Демосоциальные институты (семья, поселение, этнос) служат для воспроизводства и социализации членов общества. Ведущие статусы в них - родителей, детей, прародителей, родственников, материально-культурными признаками являются квартира, мебель, дача и т.п., символами - брачный ритуал, обручальное кольцо и т.п.; а институциональным регулятором - семейная мораль. Семейная идеология как часть идеологии данного типа общества раскрывает значение семьи для жизни людей и общества.

    Производственные институты (ферма, фабрика, фирма и т.п.) заняты производством социальных благ: пищи, одежды, жилья, транспорта и т.п. Главной для них является та или иная производственная деятельность: сельскохозяйственная, промышленная и т.п. В рамках сельскохозяйственной деятельности можно выделить статусы и роли агронома, тракториста, доярки и т.п. Материально-культурные признаки здесь - заводы, транспортные предприятия и т.п., символами выступают фирменный знак, печать ит. п. Производственный кодекс норм включает в себя лицензии, контракты, производственную этику и т.п. Главными регуляторами производственной деятельности выступают деньги, власть, самовыражение и т.п. Идеология производства может быть рыночная, монополистическая, экспансионистская и т.п.

    Экономические институты охватывают формы собственности, банки, деньги и т.п. Они обеспечивают распределение и обмен произведенных социальных благ. Экономическая деятельность включает в себя расчет издержек и прибыли, учет и контроль за собственностью на средства производства и производимые товары, распределение работников и денег по видам деятельности ит. п. В этой сфере социальной деятельности можно выделить президентов банков, дилеров, бухгалтеров, кассиров и т.п. Главными регуляторами экономической деятельности являются прибыль, акции, деньги, валюта и т.п., корпоративная мораль, бережливость, тайна клиента и т.п., а также правовые и административные нормы.

    Политические институты (ветви государственной власти, партии, профсоюзы и т.п.) служат для управления делами общества. Такое управление включает в себя определение национальных интересов, организацию их удовлетворения, поддержание порядка, защиту страны и т.п. Основная форма деятельности здесь - политическая: захват, удержание и использование государственной власти. Политические институты представляют собой иерархию должностей-статусов (законодательных, исполнительных, судебных и т. и.), а также соответствующих им ролей. Регуляторами этих институтов являются ценности и нормы: политические (например, повышение в должности), моральные («мы за ценой не постоим»), материальные (квартира), экономические (состояние рынка) и т.п.

    Духовные институты (церковь, школа, вуз, редакция газеты и т.п.) служат для разработки и пропаганды разных идеологий, объединяющих своих сторонников для решения различных задач. Основная форма деятельности в данной сфере - производство, обмен и потребление духовных ценностей: мировоззренческих (научных, мифологических, религиозных и т.п.), художественных (музыкальных, живописных, литературных и т.п.), научных (математических, социологических и т.п.). Духовные институты (церковь, искусство, наука) представляют иерархию соответствующих должностей; например, в церкви это патриарх, митрополиты, архимандриты и т.п.

    Социальные институты общества образуют систему. В ее рамках социальные институты должны взаимодополнять один другой. Так, развитие экономики невозможно без развития техники, а развитие последней - без соответствующего развития образования. Такую же иерархическую и горизонтальную структуру образуют соответствующие социальные системы. Если страна принимает закон, обязывающий студентов служить в армии, то она обрекает себя на научное, техническое, экономическое отставание. Возникает конфликт социальных ролей: сына, студента, защитника родины и т.п. В результате такого, часто искусственного, конфликта социальных статусов и ролей происходит уклонение от одних ролей в пользу других.

    Социальные институты вступают между собой в конфликты за ведущую роль в структуре общества (страны). Например, типичен конфликт между военными и гражданскими институтами по поводу расходования статей бюджета. Умножение подобных социальных конфликтов вызывает дезорганизацию обществ. Нарушение нормального взаимодействия между разными социальными институтами называется дисфункцией. Такая дисфункция возникает также в результате изменения общественных потребностей, которые удовлетворяет данный социальный институт. Например, сейчас в России возникло противоречие между возросшими потребностями в образовании и его нынешним состоянием; а институт МВД не справляется с организованной преступностью.

    Каждое общество - например, американское и российское - имеет определенную совокупность социальных институтов и отношений координации и субординации между ними. Современное общество (страна) - например, США - обладает дифференцированной системой социальных институтов и высокой степенью координации и субординации их деятельности. Россия пытается наверстать свое

    11 отставание в этой области, возникшее за годы советской власти, однако данный процесс сопровождается у нас неравномерным развитием институтов разных общественных систем: быстрее снова развиваются авторитарно-политические институты. Многие социальные институты малоэффективны, например, МВД, высшее образование, наука и т.д.

    В силу длительности возникновения-выращивания социальные институты необходимо беречь от социальных революций, для чего их нужно вовремя реформировать. Если реформы в силу корысти, глупости, безответственности господствующего класса и его политической элиты задерживаются, то происходит революционная замена старых социальных институтов на новые. Это регулярно, в частности, происходит в России, которая за XX столетие пережила несколько социальных революций. В результате вместо выращенных историей социальных институтов поспешно создаются новые - чаше всего, из идеологических побуждений. Такие институты носят временный характер и исчезают вместе с революционным строем.

    Страна, не берегущая свои социальные институты, обречена на постоянную нестабильность, перманентное отставание и догоняющую модернизацию, а также громадные материальные и людские затраты. Яркий пример такого институционального развития демонстрирует Россия. Ее скачкообразное (революционное) развитие обусловлен но еще и тем, что современные, нормальные для передовых стран социальные институты невозможно легко и просто пересадить на прежнюю институциональную почву. Ввести современные институциональные регуляторы (идеалы, ценности, нормы) в прежние социальные связи, социальные действия с прежними потребностями, способностями, ментальности людей очень трудно, это требует длительного времени и терпения и населения и реформаторов.

    Юрий Левача отмечает институциональный дефицит постсоветской России, который преодолевается очень медленно и остается угрозой для дальнейшей стабильности: «Слабости, противоречия, нерешенные проблемы неизбежны, особенно в нестабильных условиях. Вопрос в другом - в наличии институциональных средств для цивилизованного, наиболее рационального решения проблем. «Конъюнктурная» примитивность нынешнего общественного устройства побуждает к простейшим, накатанным вариантам - госмонополистическим, запретительным, просто силовым. Сюда можно добавить и дефицит адекватного понимания ситуации. Именно отсюда возникает реальная, в перспективе - возрастающая, угроза стабильности государства и общества».

    Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.

    Помимо деления институтов на главные и неглавные, их можно классифицировать и по иным критериям. К примеру, институты могут различаться по времени своего возникновения и продолжительности существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткости применяемых санкций за нарушения правил, по условиям существования, наличию или отсутствию бюрократической системы управления, 12 наличию или отсутствию формальных правил и процедур.

    Ч. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:

    • - экономические - институты, организующие хозяйственную деятельность;
    • - политические - институты власти;
    • - семейные - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
    • - военный - институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
    • - религиозные - институты, организующие коллективное почитание богов.

    Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого.

    Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:

    • - потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
    • - потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).
    • - потребность в добывании и производстве средств существования (Экономические институты).
    • - потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
    • - потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

    Неосновные институты называют еще общественными практиками. У каждого главного института есть свои системы наработанных практик, методов, приемов, процедур. Так, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов и практик, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Внутри института семьи и брака находятся институты отцовства и материнства, имя наречия, родовой мести, наследования социального статуса родителей и т.д.

    К неглавным политическим институтам относятся, например, институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства И т.д.

    Повседневные практики, помогающие организовать согласованные действия больших групп людей, вносят в социальную реальность определенность и предсказуемость, благодаря чему поддерживают существование социальных институтов.

    Все мыслимое и реальное многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками, составляют типологию.

    В литературе приводятся самые разные типологии обществ. Они делятся на открытые и 13 закрытые, дописьменные и письменные, первобытные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и социалистические, доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые, сторнирующие и динамично развивающиеся, дикие варварские и цивилизованные.

    Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общество делится на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных таблицах, берестяных грамотах, книгах и газетах или компьютерах.

    Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса - простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

    Итак, мы можем заключить: простые общества совпадают с дописьменными. У них нет письменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляются письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

    В основании третьей лежит способ добывания средств существования. Самый древний - охота и собирательство. Первобытное существо, состояло из локальных родственных групп (трип). По времени оно было самым продолжительным - существовало сотни тысяч лет. Ранний период называют спортобществом, или периодом человеческого стада. Ему на смену пришли скотоводство (пастушество) и огородничество. Скотоводство основано на приручении (одомашнивании) диких животных. Скотоводы вели кочевой образ жизни, а охотники и собиратели - бродячий. Из охоты постепенно выросло скотоводство, когда люди убедились, что приручать животных экономичнее, чем убивать. Из собирательства выросло огородничество, а из него - земледелие. Таким образом, огородничество - переходная форма от добывания готовых продуктов (диких растений) к систематическому и интенсивному взращиванию окультуренных злаков. Небольшие огороды со временем уступили место обширным полям, примитивные деревянные мотыги - деревянному, а позже железному плугу.

    Сделаем выводы: развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первообразной фазы к доиндустриальному, или традиционному обществу называется нелогической революцией, а от него к индустриальному - промышленной революцией.



Поделиться