Традиционные русские художественные промыслы. Народные ремесла и промыслы россии

Хотя все разделы морфологии развивались в нашей стране весьма успешно, все же наиболее плодотворной оказалась разработка вопросов строения нервной системы. В этой области науки ярко проявилась идейная и творческая преемственность между представителями нескольких поколений отечественных ученых.

Еще в 1867 г. известный анатом А. П. Вальтер в передовой статье журнала "Современная медицина" писал: "Россия - ныне преимущественно страна анатомии и физиологии нервной системы. Это наше, так сказать, любимое чадо".

Заслуживают специального изучения морфологические корни нервизма в России. Глубокую заинтересованность русских врачей в познании принципов строения нервной системы можно проследить на протяжении всего XIX века. От Е. О. Мухина тянется прямая линия развития анатомических знаний в области неврологии. Особенно интенсивно умножались эти знания после применения микроскопа для изучения нервной системы и после того, как были разработаны методы получения тонких срезов органов и их окраски.

Весьма важной вехой на пути развития морфологии нервной системы является работа Е. О. Мухина "О местоположении и действии чувствительности", изложенная в виде речи на латинском языке в 1817 г. в Московском университете. Чувствительность, по Мухину, свойственна нервам "в силу особенностей их строения, главным образом благодаря их периферическим окончаниям". Е. О. Мухин называет чувствительные нервные окончания - перцепторами, а не рецепторами, как их обозначают сейчас. Таким образом, о концевых аппаратах чувствительных нервов Е. О. Мухин заговорил впервые в 1817 г. за много лет до их открытия.

Чувствительные нервы принимают впечатления или импульсы от внешних и от внутренних причин. В головном мозге на основе полученных впечатлений составляется суждение о причине и о предмете. Е. О. Мухин рассматривает нервное проведение уже не как движение бесплотных нервных флюидов, а как процесс, сходный с электрическим током. Осуществляя функцию динамической связи органов и систем, нервы, по мнению Е. О. Мухина, "стоят на страже нашей жизни". Чрезмерные раздражения утомляют и истощают способность к восприятию чувствительности (например, слепота от очень сильного света, глухота от сверхгромких звуков). Сон и покой восстанавливают утраченную способность. Возбуждение деятельности органов немыслимо без стимулов, воспринимаемых чувствительной сферой. Ощущения, возникающие в одном органе, заставляют действовать другие органы: повторность таких явлений может стать законом.

Вопросами морфологии нервной системы в первой половине века занимались крупнейшие анатомы нашей страны. П. А. Загорский изучал варианты шейных симпатических узлов, связи тройничного нерва с другими чувствительными нервами. Еще раньше (1810) им был впервые описан нервный узел на нисходящей ветви подъязычного нерва. И. Б. Буяльский уделял внимание добавочному (1834) и лицевому (1845) нервам. И. С. Быстров изучал патологию головного мозга. В этом же направлении вели свои работы русские врачи В. Ф. Войцеховский, О. В. Варвинский и др. Имя анатома Ф. Бурдаха, бывшего профессора Дерптского университета, впервые было присвоено описанному им клиновидному пучку в составе проводящих путей спинного мозга.

Несомненно, под влиянием Е. О. Мухина воспитанники Московского университета И. И. Ястребцов и Ф. М. Забиякин выступали в 20-х годах XIX века с монографиями, посвященными нервной системе. Первый из них в 1825 г. подробно изложил анатомию и физиологию нервной системы, второй в 1829 г. дал обстоятельный разбор учения о строении и функциях ганглиозной (симпатической) нервной системы, которая в нормальном состоянии функционирует вместе с цереброспинальной системой. В противоположность взглядам Биша Ф. Т. Забиякин утверждал, что так называемые вегетативные функции зависят от цереброспинальной нервной системы.

В научной деятельности гениального русского анатома и хирурга Н. И. Пирогова нервной системе отводилось почетное место. Он изучал поведение больных после травмы мозга и проверял свои наблюдения на экспериментальных животных. С именем Н. И. Пирогова связаны первые попытки научного объяснения влияния эфира на нервную ткань.

Богатый русский помещик И. В. Рклицкий пожелал поощрить анатомические исследования центральной нервной системы. Умирая в 1857 г., он завещал капитал для учреждения премии его имени для награждения лучших работ по этой теме.

В 50-х годах XIX века появились классические работы Н. М. Якубовича, посвященные тонкому строению головного и спинного мозга. В результате были открыты симпатические ядра в боковых рогах серого вещества спинного мозга и вегетативное ядро глазодвигательного нерва. За достижения в неврологии Академия наук в Париже присудила Н. М. Якубовичу премию.

Первая попытка классификации нервных клеток спинного мозга также сделана Н. М. Якубовичем. Он высказал мнение о наличии в веществе спинного мозга клеток, воспринимающих раздражение, клеток двигательных и клеток симпатических. Выводы Н. М. Якубовича широко цитировались в мировой печати [см. Richter, 1863; Vulpian, 1875, и др.].

После известных работ Н. М. Якубовича и Ф. В. Овсянникова в России широко развернулись научные исследования по морфологии нервной системы (Петербург - лаборатории М. Д. Лавдовского и А. С. Догеля, Москва-лаборатория А. И. Бабухина, Казань - лаборатории И. М. Догеля и К. А. Арнштейна, Томск - лаборатория А. Е. Смирнова, Киев - лаборатории В. А. Беца и Н. А. Хржонщевского, Харьков - лаборатория К. В. Кучина и А. К. Белоусова).

В Киевском университете в описываемый период сложились весьма благоприятные условия для развертывания неврологических исследований. Кафедрой общей гистологии университета заведовал Н. А. Хржон-щевский. В руководимой им лаборатории велись интересные исследования периферической нервной системы с помощью оригинальных методик. Сам он интересовался иннервацией капилляров, впервые осуществив прижизненное наблюдение сужения и расширения сосудов плавательной перепонки и брыжейки. Его ученик Владимир Егоров выполнил ценную работу по иннервации легких лягушек.

Студент И. Киселев в 1870 г. под руководством Н. А. Хржонщевского написал работу "Об окончаниях чувствительных нервов мочевого пузыря". Это была первая работа по интрамуральной иннервации мочевого пузыря.

Удается проследить генетическое направление научных работ. Всем известно открытие профессором П. И. Перемежко явлений кариокинеза - сложного развития клеток. Ф. М. Ломинский в 1882 г. специально исследовал деление нервных клеток. Д. К. Третьяков изучал нервную систему низших позвоночных. Его сравнительно-анатомические работы на протяжении более сорока лет принесли ему всеобщую известность.

В лаборатории А. К. Белоусова М. А. Попов выполнил исследование нервов желчного пузыря, Г. М. Иосифов изучал иннервацию вилочковой железы, В. П. Воробьев - нервы сухожилий.

На фоне многочисленных достижений в нейроморфо-логии выделяется всемирно известными успехами Казанская нейрогистологическая школа. Здесь под руководством К. А. Арнштейна развернули свои исследования А. С. Догель, А. Е. Смирнов, Д. А. Тимофеев, В. В. Николаев, используя метод окраски нервов мети-леновым синим. Открытие афферентных нервов и их окончаний, экспериментальное изучение синапсов, обнаружение добавочного волокна рецепторов, филогенетические закономерности периферической иннервации - все это служило умножению славы Казанской школы.

Таким образом, во второй половине XIX века отечественная физиология имела возможность опираться на прочную морфологическую базу. Именно на этой базе и выросло идейно подготовленное трудами великих русских философов-материалистов учение Сеченова - Боткина - Павлова, называемое нервизмом.

Народные промыслы дошли до нас с давних времён – роспись, резьба, кружево, однако есть и новые народные промыслы. Чаще всего они начинались с крестьянского бытового искусства.

Художественная роспись в России

Деревянные, металлические изделия, детские игрушки и мебель расписывали на Руси испокон веков. Технология в различных регионах страны значительно отличалась друг от друга. Далее подробно о самых известных видах росписи.

Городецкая роспись

Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись.

Полховско-Майданская роспись

Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.


Палехская роспись

Палехская роспись появилась совсем недавно – уже в советское время, однако, корни этой росписи уходят в древность. Благодаря уникальному ремеслу, село Палех Ивановской области стало известно во всей России. Известно о палехской росписи, палехской миниатюре, палехской иконописи. Особенность росписи в том, что художники создают не просто орнаменты, а вырисовывают целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.


Роспись Жостово

Жостовская роспись – это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов.


Гжель

Гжельская роспись, как понятно из названия, возникла в городе Гжель. Её узоры – это преимущественно цветочные узоры и простые геометрические орнаменты, выполненные кобальтовой ярко-синей краской на белоснежном фоне. Город Гжель – центр производства изделий из керамики. Во многом это и стало причиной появления своей неповторимой росписи в этом городе. Гжельский художественный промысел не молод, корни его уходят в четырнадцатый век. Именно тогда открыли Кудиновское месторождение глины.


Русские ремесла, ставшие промыслами

Порой промыслами становились русские ремёсла. Они возникали, когда изделия народного ремесла ставили на поток. Известно об изготовлении из глины игрушек, об особенной резьбе по дереву, о кружевном мастерстве и так далее.

Дымковская игрушка

Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.


Филимоновская игрушка

Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.


Абрамцево-Кудринская резьба

Резьба, ставшая промыслом, появилась в усадьбе Абрамцево, недалеко от Москвы в девятнадцатом веке. Её название – Абрамцево-Кудринская резьба. Резчики учились и работали в столярно-резчицкой мастерской, там же им преподавали живопись и рисунок. Так небольшая мастерская стала основой будущего промысла, отличающегося своеобразным стилем резьбы.


Вятские кружева

О вятских кружевах известно с восемнадцатого века. Во второй половине девятнадцатого века в Вятской губернии была организована земская школа кружевниц. Многие годы в тех местах действовала кружевная фабрика, однако в начале девяностых годов её закрыли. Кружевницы сохранили своё уникальное мастерство, традиции и технологию промысла. Они радуют новыми изделиями, объединившись в артели либо небольшие предприятия.

Новые народные промыслы

Не все народные промыслы имеют богатую историю. Некоторые появились совсем недавно. Что это за промыслы, узнаем далее.

Роспись ёлочных игрушек

Роспись ёлочных изделий как промысел возник в девятнадцатом веке в деревне Данилово. Там же игрушки и изготавливали. Занимались этим крестьяне на дому, используя для выдувания нехитрые горелки. Спрос на такие игрушки рос, увеличивалось и число мастеров-одиночек. Вскоре некоторыми хозяевами на дому были организованы небольшие производства с наёмными работниками.

Фабрика «Ариель»

Самой старой фабрикой в России, занимающейся изготовлением новогодних игрушек, является фабрика «Ариель». Она находится в Нижнем Новгороде. Несмотря на меняющуюся с годами моду, на фабрике не изменяют традиции изготовления игрушек ручной работы. Рядом с фабрикой находится музей ёлочных игрушек и магазин. Золотая хохлома, пожалуй, самый известный российский народный промысел

Все предметы нарядные и красочные. Отличительная особенность росписи – это наличие золотого фона, либо золотого орнамента. Свои рисунки мастера во время росписи придумывают на ходу, это всегда импровизация при выполнении правил хохломской росписи. Простую деревянную вещь мастер превращает в произведение народного искусства. Такой утварью до сих пор пользуются хозяйки. Ее же выставляют в музеях. На сайте сайт есть о самых больших музеях в мире.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Народные промыслы России

На вопрос о русских народных художественных промыслах у советского человека всегда был готов ответ: матрешки там, хохлома, палех, это вот всё. В СССР к началу 30-х годов сложилась интересная ситуация с декоративно-прикладным искусством. Дворянские и купеческие усадьбы сожгли и разграбили еще в революцию. Что из вещей уцелело — отнесли в музеи или продали за границу.

Крестьянские артели, занимающиеся художественными промыслами, прекратили свою деятельность по причине сворачивания НЭПа. Поняв, что русская культура в области декоративно-прикладного искусства фактически прекратила свое существование, власти начали спешно «возрождать» художественные промыслы посредством создания государственных предприятий, чтобы было что продавать и дарить иностранцам в качестве сувениров.

Там, где традиционная методика производства была утеряна или оказывалась слишком сложной, придумывали упрощенный советский способ. До войны успели возродить не все. К примеру, Гжель начали «возрождать» уже после войны и потому современная техника производства Гжели не имеет к дореволюционной технике вообще никакого отношения.

Гжель

Издавна Гжель славилась своими глинами. Широкая добыча разных сортов глины велась здесь с середины XVII века. Великий русский учёный М. В. Ломоносов, по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «…Едва ли есть земля самая чистая и без примешания где на свете, кою химики девственницею называют, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская… , которой нигде не видал я белизною превосходнее…».

Около 1800 года в деревне Володино Бронницкого уезда крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800—1804 годов был основан и первый фарфоровый завод. Вторая четверть XIX века — период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы.

Русская деревянная расписная матрешка появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский ». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Палех

В 1762—1774 годах в центре Палеха был построен Крестовоздвиженский храм, расписанный и богато украшенный палехскими мастерами. С XVIII века Палех — центр иконописи в традициях русской живописи XV—XVII веков.

В 1918 году в посёлке организована декоративно-художественная артель. В 1920-х годах в Москве, в доме А. А. Глазунова, художником И. И. Голиковым была написана первая лаковая миниатюра «Адам в Раю» в уникальном стиле, который впоследствии получил название «Палехского». С 1924 года — Палехская артель древней живописи, с 1932 года — Палехское товарищество художников, с 1953 года — художественно-производственные мастерские.

Палехские шкатулки появились в 20-е годы, когда знаменитые палехские иконописцы остались без заказов на иконы и, чтобы прокормить себя, вынуждены были придумывать новое применение своим способностям.

Хохлома́

Хохлома́ — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным, зеленым и черным цветом по золотому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.. Любопытный факт — после революции традиционно кустарная Хохлома организованно развивалось на основе школы росписи, открытой в 1916 году в городе Семенове Георгием Петровичем Матвеевым. Матвеев — заметный революционер, член РСДРП, которому в свое время покровительствовали Максим Горький и известный промышленник — старообрядец Дмитрий Васильевич Сироткин.

Самовары

В России родиной самоваров считают Тулу, однако, исторические факты свидетельствуют о том, что первенство принадлежит Суксуну. В документах 1740 года впервые упомянут 16-ти фунтовый медный луженый самовар, изготовленный на Суксунском заводе. А про тульский самовар первое упоминание историки нашли лишь в 1746 году.

Появилась даже особая Суксунская форма самовара - в виде античных амфор с высокоподнятыми изящными ручками. Самовар стал фирменным знаком и символом Суксуна. В конце 19 века на заводе и местными кустарями производилось до 60 000 самоваров в год.

Суксунские самовары, производящиеся кустарным способом, представляли собой настоящие произведения искусства. Они были столь хороши, что ценились знатоками выше тульских самоваров и продавались на базарах за баснословные деньги.

Финифть

Вологодская (усольская) финифть — традиционная роспись по белой эмали. Направление появилось в XVII веке в городе Сольвычегодске, бывшем тогда в составе Вологодской губернии, потом подобной финифтью стали заниматься в Вологде. Изначально главным мотивом были растительные композиции (Основной элемент — тюльпан) нанесённые на медную основу: мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей, в том числе и мифологических с помошью множества красок. Однако, в начале XVIII в. искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть (белая, синяя и зеленая). Только в 70-е годы XX в. началось возрождение «усольской» финифти вологодскими художниками. Производство продолжается и сейчас.

Ростовская финифть — русский народный художественный промысел; существует с XVIII века в городе Ростов (Ярославская область). Миниатюрные изображения выполняются на эмали прозрачными огнеупорными красками, изобретенными в 1632 году французским ювелиром Жаном Тутеном.



Поделиться