«Транснефть» нашла в своей трубе месторождение нефти. Токарев исключил слияние "транснефти" с "роснефтью"

Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке урегулировали разногласия по транспортировке нефти в 2017 году. Компании подписали договор о прокачке нефти в 2017 году и обратились в Минэнерго РФ для корректировки нормативов потерь нефти в системе в сторону их снижения. Решение является компромиссным, однако окончательно не решает всех проблем, отмечают опрошенные RNS эксперты.

«Роснефть» и «Транснефть» в досудебном порядке разногласия по транспортировке нефти в 2017 году, сообщил RNS представитель «Роснефти» и подтвердил официальный официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.

«Спор двух хозяйствующих субъектов - ПАО НК "Роснефть" и ПАО "Транснефть" - по вопросу согласования условий транспортировки нефти урегулирован в досудебном порядке в ходе переговоров», - отметили в «Роснефти».

Как пояснил представитель «Роснефти», при этом была достигнута договоренность о снижении нормативов потерь в системе «Транснефти».

Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин подчеркнул, что компания с «Роснефтью» новый договор о транспортировке нефти на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг для всех грузоотправителей.

«"Транснефть" и "Роснефть", а также "Башнефть" согласовали и подписали договоры на транспортировку нефти и нефтепродуктов на 2017 год на условиях, аналогичных условиям предоставления услуг по транспортировке нефти для всех грузоотправителей», - сказал он RNS.

Как отмечается в материалах «Роснефти», стороны договор об оказании услуг по транспортировке нефти в период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года в объеме 180,346 млн тонн. Размер сделки в денежном выражении не определен, так как зависит от тарифа на транспортировку нефти и маршрута транспортировки.

Демин пояснил, что «Транснефть» и «Роснефть» договорились о том, что на сегодняшний день учет технологических потерь может осуществляться только на основании нормативов. В этой связи договаривающиеся стороны совместно обратились к министру энергетики РФ Александру Новаку с просьбой об активизации работы в рамках созданной Минэнерго комиссии по разработке и утверждению новых нормативов технологических потерь в системе магистральных нефтепроводов.

Суть спора

Основные разногласия «Роснефти» и «Транснефти» при заключении договора о прокачке нефти на 2017 год заключались в разной оценке расчета технологических потерь нефти в системе. «Транснефть» считала, что технологические потери должны определяться согласно действующим нормативам, с чем была не согласна «Роснефть». При этом реальные потери нефти в системе «Транснефти» меньше нормативных, и компания продает излишки нефти на бирже, направляя полученную выручку на благотворительность. Объем этих средств некоторые эксперты оценивают в сотни миллионов долларов.

27 декабря 2016 года «Роснефть» подала в Арбитражный суд Москвы заявление об обеспечении имущественных интересов в связи с разногласиями, возникшими при заключении договора. Суд удовлетворил заявление и ввел обеспечительные меры, согласно которым «Транснефть» не может остановить перекачку нефти «Роснефти» с 1 января 2017 года.

24 января «Роснефть» подала иск к «Транснефти» об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора об оказании услуг по транспортировке нефти. Глава «Транснефти» Николай Токарев также заявлял, что компания написала письмо председателю Верховного суда с просьбой разобраться с возможным нарушением регламента Арбитражным судом Москвы при вынесении обеспечительных мер в отношении «Транснефти» по иску «Роснефти».

Теперь компании совместно обратились в Минэнерго для разработки новых нормативов.

По словам представителя «Транснефти» Игоря Демина, долгосрочной программой развития «Транснефтью» к III кварталу 2017 года уже было предусмотрено снижение среднесистемного показателя нормативных потерь до 0,12%. Как он пояснил, «Транснефть» реализует утвержденную программу технического перевооружения, капитального ремонта и модернизации резервуарного парка с тем, чтобы последовательно снижать нормативные потери до следующих целевых среднесистемных показателей: ко II кварталу 2018 года - 0,11%; к IV кварталу 2020 года - 0,09%. При этом для «Роснефти» показатели нормативных технологических потерь нефти к III кварталу 2017 года должны составить 0,14%; ко II кварталу 2018 года - 0,12%; к IV кварталу 2020 года - 0,1%.

Компромиссное решение

Опрошенные RNS эксперты считают, что такое решение является компромиссным и принесет пользу всем нефтяным компаниям России, а не только «Роснефти».
«Я думаю, это компромиссное решение. "Транснефть" была недовольна тем, что "Роснефть", как крупнейший нефтедобытчик в стране, требует для себя эксклюзивных условий. С одной стороны, получается, что потери действительно большие, но снижать нормативно их должна не "Транснефть", а ФАС и Минэнерго. Сейчас об этом и договорились, что "Транснефть" и "Роснефть" совместно обратятся в ФАС и Минэнерго и убедят государственные институты, что нормативы надо поменять. Но при этом уменьшение произойдет не для одной "Роснефти", а система поменяется для всех компаний. В принципе, это выгодно для всех российских нефтяных компаний, которые получат больший объем нефти на выходе из системы», - ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По мнению Юшкова, «Транснефть» добилась такой ситуации, когда реальные потери не так высоки, и поэтому компания может согласиться на изменение норматива.

Проблемы остаются

Тем не менее мировая двух компаний не позволит до конца решить имеющуюся проблему учета потерь нефти в системе, считает генеральный директор «Инфотек-Терминал» Рустам Танкаев.

«Это не позволит решить проблему. Проблему позволил бы решить четкий контроль и распределение избытков между недропользователями. Это решение абсолютно жизненное, оно абсолютно по силам современным системам учета, и никакой технической проблемы в этом нет», - считает он.

Другим вариантом решения проблемы, по его словам, было бы введение штрафа за потери при транспортировке нефти.

Игорь Юшков из ФНЭБ считает, что потери нефти в системе в любом случае будут.

«В реальности есть потери - незаконные врезки, народ выкачивает нефть. Конечно, до нуля потери не уберешь, так как незаконные врезки постоянно появляются. Но зачастую бывало, что реальные потери были меньше, чем потери нормативные, которые прописывают ФАС и Минэнерго. В идеале нужно стремиться к тому, чтобы не было потерь вообще, и вслед за понижением фактических потерь снижать и нормативные», - сказал он.

«Ситуация зашла очень далеко: компании откровенно били друг друга в информационном пространстве. Я думаю, компромисс, который был достигнут, это в большей степени не заслуга самих компаний, это президент обратил внимание и сказал: "Ребята, нужно мириться". Такие примеры были в российской экономике. Я считаю, что это, скорее, решение президента», - заключил эксперт.

По словам источников в «Роснефти», решение не продлевать контракт с Рай было принято 23 марта, сам контракт закончился 31 марта. То есть формально она не уволена, а просто закончила работу в компании, подчеркивает один из источников. Претензий к топ-менеджеру нет, добавляет он.

Бывший топ-менеджер «Роснефти», работавший с Рай, называет ее «человеком главного исполнительного директора «Роснефти» Игоря Сечина». А сотрудник нефтяной компании говорит, что Рай «выискивала коррупционные схемы». «Были те, кто был заинтересован, чтобы она потеряла свою работу. Много раз ее пытались уличить в неэффективности, но Сечин защищал ее», — утверждает он.

Представитель «Роснефти» отказался комментировать кадровые перестановки в компании. Светлана Рай отказалась говорить о причинах своего ухода из компании. «Без комментариев», — ответила она на соответствующий вопрос РБК.

Теперь закупки в «Роснефти» будет курировать Рустам Алакбаров, занимавший ранее должность заместителя руководителя службы снабжения и подчинявшийся Светлане Рай, рассказали три источника в компании. «У него будет другая позиция, без должности вице-президента», — говорит информированный источник. Алакбаров до прихода в «Роснефть» занимал должность директора департамента закупки услуг в подразделении «Разведка и добыча» ТНК-BP, которую «Роснефть» купила в марте 2013 года.

Источник в «Роснефти» говорит, что отсутствие статуса вице-президента у нового куратора закупок «подразумевает более технический функционал». «От нового руководителя ждем оперативности в рутинном согласовании процедур закупок», — объясняет он.

По данным СПАРК, в 2015-2017 гг. «Роснефть» заключила 8 тыс контрактов на 8,6 трлн рублей, а именно: в 2017 году «Роснефть» заключила почти 3 тыс контрактов на сумму более 1 трлн рублей, в 2016 г. — также 3 тыс контрактов на 4,9 трлн рублей, в 2015 — почти 2 тыс контрактов на 2,7 трлн рублей.

Если не считать внутригрупповых закупок, то самый дорогой контракт «Роснефти» в 2017 году получила «Транснефть» за оказание услуг по транспортировке нефти на 318,6 млрд рублей. Далее следуют тендер на оказание финансовых услуг по предоставлению кредита почти на 125 млрд рублей у Сбербанка и закупка нефти на 91,5 млрд рублей у «Газпрома». Во всех трех случаях покупки были безальтернативными, у единственного поставщика.

В мае 2017 года «РН-Аэрокрафт» («дочка» «Роснефти») отменила закупку «предметов интерьера» на 5 млн рублей после критики со стороны основателя Фонда борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального. Компания собиралась закупить серебряные чайные ложечки стоимостью 14 тыс. рублей каждая, стаканы для воды по 11,7 тыс рублей, икорницы по 83 тыс рублей, бежевые пледы по 124 тыс рублей за штуку и некоторые другие предметы, предназначенные для вертолетов компании. В июле прошлого года «Ведомости» выяснили, что «Роснефть» тратит на вертолетные перевозки около 21 млрд рублей в год, это выводит компанию в мировые лидеры по данному показателю.
А в августе 2017 года закупками «Роснефти» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС), которая выявила формальные нарушения в закупке труб и выдала компании предписания по устранению. До этого в ФАС на пять закупок «Роснефти» поступили жалобы, касающиеся тендеров на поставку обсадных, насосно-компрессорных труб и труб общего назначения на 2018-2020 годы c начальной максимальной ценой договора 10,8 млрд рублей, на поставку нефтегазопроводных труб на сумму 24,4 млрд рублей, трубной продукции на 8,96 млрд рублей, насосно-компрессорных труб с покрытием и повышенным содержанием хрома на 7,4 млрд рублей, а также нефтегазопроводных труб и труб общего назначения на сумму 609,7 млн рублей.

Подходит к концу насыщенный событиями 2016 год. В условиях замедления экономики и враждебных санкций российским властям приходилось постоянно заботиться о поиске дополнительных доходов для федерального бюджета. Среди множества идей и планов особая надежда возлагалась на дивиденды от крупнейших госкомпаний и доходы от приватизации.

Сделка 2017 года: «Транснефть» станет частью «Роснефти»?
Планы планами, а реальность всегда вносит свои коррективы. Уже в первой половине года стало понятно, что не все госкомпании стремятся помогать государству и увеличивать дивидендные выплаты, ну а на рыночную приватизацию в условиях санкций рассчитывали только закоренелые оптимисты.

Прошло несколько месяцев, и редкий для последних лет оптимистический сценарий уже кажется вполне реалистичным. Кто бы мог подумать, но именно возглавляемая российским «серым кардиналом» Игорем Сечиным «Роснефть» неожиданно стала абсолютным рекордсменом по привлечению средств в федеральный бюджет. В июне 2016 года «Роснефть» утвердила ежегодные дивидендные выплаты в размере 87 млрд рублей, что составило 35% от консолидированной чистой прибыли по итогам 2015 года. Этот процент оказался существенно выше, чем в других крупных госкомпаниях нефтегазового сектора.

В октябре 2016 года «Роснефть» выкупила у государства контрольный пакет «Башнефти», как оказалось, дороже рыночных котировок, заплатив в итоге 330 млрд рублей в бюджет. В декабре 2016 года та же «Роснефть» успешно провела приватизацию, организовав продажу 19,5% собственных акций консорциуму иностранных инвесторов за сумму около 700 млрд рублей. Эти средства поступят в бюджет уже в 2016 году.

Следует отметить, что продажа пакета акций «Роснефти» состоялась при максимальной за последние 1,5 года стоимости нефти на мировых биржах, в результате чего сделка оценивается аналитиками рынка как удачная для государства. Таким образом, в 2016 году «Роснефть» направила в бюджет в рамках приватизации и выплаты дивидендов более 1 триллиона рублей. К этому стоит добавить и налоговые платежи компании, ожидаемые на уровне 2,5 триллионов рублей.

Несмотря на постоянную критику либеральных экономистов в адрес Сечина, выглядит все так, что «Роснефть» и решает государственные задачи, и способствует притоку иностранных инвестиций в страну. Компания смотрится явно привлекательно в глазах иностранных инвесторов. Акции «Роснефти» в этом году выросли в цене на 50% в рублях.

Депозитарные расписки «Роснефти» на международных биржах выросли на 74% в долларах. «Роснефть» стала компанией №1 по капитализации в России. Сечин может быть доволен, ведь оппонентам сложно отрицать очевидное. Но, как известно, «настоящий Игорь Иванович» никогда не останавливается на достигнутом.

По информации источников издания Gazeta.Ru в Кремле, следующим шагом в стратегии нефтяного гиганта может стать присоединение «Транснефти». Кремлевские инсайдеры поговаривают, Сечину удалось убедить руководство страны, что такая сделка будет в интересах государства. Действительно, основания для таких выводов у «Роснефти» есть.

В отличие от главы «Роснефти» Игоря Ивановича Сечина, вся деятельность руководителя «Транснефти» Николая Петровича Токарева в последние годы направлена отнюдь не на максимизацию доходов бюджета страны. Трубопроводная монополия России делает всё возможное, чтобы сэкономить на выплатах государству, а в идеале – вообще ничего не платить. Предлоги у команды Токарева всегда самые разные. То «Транснефть» сознательно завышает свою инвестпрограмму, благодаря чему становится возможным пролоббировать повышение тарифов на прокачку нефти по новым трубопроводам. То использует серые схемы и прячет прибыль от государства в непрозрачных дочерних структурах, чтобы минимизировать дивиденды. Прибылью, которая осталась на «дочках» «Транснефти», команда Токарева распоряжается уже по своему усмотрению.

Есть в деятельности «Транснефти» и совсем уж парадоксальные и возмутительные эпизоды. Не обладая какой-либо валютной выручкой от своей деятельности (в отличие от, например, «Газпрома» или «Роснефти»), «Транснефть» до сих пор имеет огромный валютный долг. При таких валютных рисках трубопроводная монополия перед самой девальвацией рубля 2014 года умудрилась застраховаться от падения курса доллара США.

Затем, как известно, курс доллара не упал, а резко вырос. Итог – убытки «Транснефти» как от подорожания валютного долга, так и от операций непрофессионального «хеджирования» неизвестно чего, – в сумме составили катастрофические 169 млрд рублей. Мало того, что государственной компании был нанесён колоссальный ущерб, да ещё вся эта история способствовала обвалу российской национальной валюты.

Отдельно стоит отметить, что невыплаченные государству дивиденды «Транснефть» размещает в очень странных коммерческих банках, которые потом почему-то банкротятся. Депозиты «Транснефти» в «Внешпромбанке» и «Интеркоммерц-банке» банальным образом пропали, что принесло «Транснефти» дополнительные убытки на 26 млрд рублей. Все финансисты знают, что всякие «внешпромы» всегда привлекали депозиты за откаты менеджерам своих клиентов. Едва ли финансисты «Транснефти» выбирали эти банки по другой причине.

Среди чиновников общеизвестно, что Токарев – ярый сторонник и спонсор так называемой «улюкаевщины». В «Транснефти» уже давно укоренилась культура, которую можно назвать преступной и антигосударственной. Кредо руководителя «Транснефти»: «Только дураки оптимизируют производственные расходы и платят в бюджет!»

Лучше сходить разнести «гостинцы» прикормленным друзьям и хорватским соседям в российском Правительстве и замылить вопрос с оптимизацией инвестпрограммы, а заодно и с выплатой дивидендов. Зачем отдавать в бюджет лишние 100 млрд рублей? Лучше пустить их на горячо любимую инвестпрограмму, на которой можно «спилить» от 30 до 50% в свой карман.

Циничный подход в отношениях с государством прокомментировал один из обиженных подрядчиков «Транснефти»: «Мысли у них в голове крутятся такие: Отдал государству лишние 50 млрд рублей – пронес деньги «мимо кассы». А потратил 50 млрд рублей на стройку или ремонт – потом отрапортовал начальникам о грандиозных и героических достижениях, и себе заодно 30% в карман. Это «не мимо кассы».

Но вот незадача возникла для менеджеров «Транснефти»: инвестиционный цикл строительства новых трубопроводов заканчивался. Строить больше особо и нечего было, погрустнели... Но нашлись в компании «умники» – придумали и нарисовали куда еще денег потратить. Решили ремонтировать исправные нефтепроводы, а в некоторых случаях их даже полностью заменять! «Транснефть» планирует потратить только на ремонты около 1 066 млрд рублей. в 2016-2020 гг., что эквивалентно всей прогнозной прибыли компании за эти 5 лет! На новые выдуманные проекты компания планирует потратить еще около 446 млрд рублей! Да здравствует стройка!

Что и говорить – ориентир у менеджеров «Транснефти» один: строить, строить и тут же ремонтировать. И делать это подороже. Никого не волнуют доходы бюджета, но при всём при этом, как ни парадоксально, менеджмент «Транснефти» пытается прикрывать свою коррупционную деятельность или просто грубые ошибки, которые обходятся стране в сотни миллиардов рублей, именно интересами государства.

Есть у них такая мантра «обеспечение бесперебойной и безаварийной транспортировки нефти». Не дадите нам денег на ремонт? Не будет вам «бесперебойной и безаварийной». Государство главное запугать возможными авариями, а потом «спасти» ценой сотен миллиардов рублей, брошенных на любимую стройку.

Простые подсчёты делают очевидным тот факт, что переход хозяйства «Транснефти» под нормальное, рачительное руководство высвободит колоссальные ресурсы и для компании, и для государства.

По мнению аналитиков, за счёт сокращения и оптимизации расходов прибыль «Транснефти» может увеличиться минимум на 25% уже в 2017г., а инвестпрограмму «Транснефти» можно без какого-либо ущерба сократить на 50%. В результате вырастут и налог на прибыль, и дивиденды государству. Сотни миллиардов рублей высвободятся для российского бюджета. Токарев сам этого сделать не смог или, скорее всего, не захотел. Теперь за него это сделают менеджеры «Роснефти» во главе с Сечиным.

«Роснефть» заподозрила возглавляемую Николаем Токаревым компанию в «присвоении» до 0,7 млн т «черного золота» ежегодно

«Роснефть» заподозрила «Транснефть» в «присвоении» до 0,7 млн т нефти нефтяных компаний ежегодно. ​По принадлежащим ей трубопроводам монополия в 2016 году прокачала 483,3 млн т и вычла из них 0,14%, или 676,2 тыс. т нефти, в виде технических издержек, что сопоставимо с объемами годовой добычи крупного месторождения, говорится в иске «Роснефти» к «Транснефти» (копия есть у РБК).
Иск принят 25 января в Арбитражный суд Москвы, рассмотрение назначено на 3 марта, говорится в материалах суда. Выбывшие около 0,7 млн т «Роснефть» называет «потенциально возможными максимальными объемами присвоения «Транснефтью» нефти, принадлежащей грузоотправителям».

Источник в одной из нефтяных компаний иронизирует, что «Транснефть» нашла в своей трубе новое месторождение нефти. Указанные в иске техпотери сопоставимы с уровнем добычи нефти в 2016 году на Восточно-Мессояхском месторождении на Ямале (Арктика) на паритетной основе через компанию «Мессояханефтегаз», разрабатываемом «Роснефтью» и «Газпром нефтью». Добыча нефти на нем в 2016 году составит до 700 тыс. т в год.

«Роснефть» в 2016 году добыла 210 млн т нефти (с учетом 50,08% «Башнефти», которые «Роснефть» купила в октябре 2016 года), докладывал ее глава Игорь Сечин 23 января президенту Владимиру Путину. «Башнефть» добыла в прошлом году 20 млн т нефти. Указанный «Роснефтью» объем техпотерь составляет 0,33% добычи самой «Роснефти» и 7% от ее доли в добыче нефти «Башнефти».

13-й Петербургский Международный экономический форум. На снимке (слева направо): президент ОАО `АК `Транснефть` Николай Токарев и заместитель председателя правительства РФ Игорь Сечин.

«Роснефть» до конца 2016 года не заключила с «Транснефтью» договор на прокачку своей нефти из-за разногласий по его тексту. Вместо этого 28 декабря она подала заявление в арбитраж, который по ее просьбе наложил обеспечительные меры на «Транснефть», обязав монополию не останавливать прокачку нефти «Роснефти» в отсутствие договора до разрешения спора.

В иске «Роснефть» приводит в пример разницу между количеством выбросов в атмосферу вредных веществ «Транснефтью», возникающих в ходе испарения нефти в резервуарах при ее прокачке и транспортировке. По итогам 2015 года выброс веществ был ниже техпотерь на 612 тыс. т (81 тыс. т выбросов против 693 тыс. т техпотерь нефти), говорится в документе. С 2013 по 2015 год размер технических потерь нефти в трубопроводах снизился с 1,1 млн до 0,69 млн т в год, указывает нефтяная компания.

Согласно отчетности «Транснефти», за девять месяцев 2016 года по МСФО, на которую ссылается «Роснефть», выручка монополии от продажи нефти составила 103,89 млрд руб. При этом «Транснефть» по договору на поставку нефти в Китай (заключен в 2009 году) купила у «Роснефти» в 2016 году нефть на 71,025 млрд руб. Разница составляет 32,86 млрд руб ($490 млн по средневзвешенному курсу 66,97 руб. за доллар в 2016 году).

«Данное обстоятельство косвенно подтверждает доводы о том, что «Транснефть» реализует накопленные в системе остатки нефти грузоотправителей», - говорится в иске.

Деньги от продаваемой нефти «Транснефть» уже несколько лет отправляет на благотворительность, неоднократно сообщал ее представитель Игорь Демин. Свою нефть она продает на бирже СпбМТСб.

Около половины нефти из объема ее годовых техпотерь в трубопроводах приходится на долю «Роснефти», сказал РБК источник в этой нефтяной компании. Стоимость всей такой нефти он оценил в $300 млн в год. Он сетует, что отчетность «Транснефти» с объяснением техпотерь нефти является закрытой и не предоставляется нефтяникам. Собеседник в нефтяной компании, не участвующей в споре с «Транснефтью», оценил размер годовых техпотерь в трубе в 0,3–1 млн т в год. По его мнению, другие компании также недовольны тем, что такие потери есть, но смирились с ними, так как оспаривать это им не хватает административного ресурса. Выручка «Транснефти» за девять месяцев 2016 года, согласно ее отчетности, составила 629 млрд руб. Из иска и комментариев собеседников РБК следует, что выгода «Транснефти» от реализации технических остатков могла составить $300–500 млн.

Советник президента «Транснефти» Игорь Демин подтвердил РБК, что компания в конце прошлой недели получила иск «Роснефти». По его мнению, цель иска - заставить «Транснефть» заключить договор с «Роснефтью» на условиях, отличных от заключенных договоров с остальными 124 компаниями, включая зарубежные. «Транснефть» оказывает услуги всем нефтяным компаниям в соответствии с существующей нормативной базой. «Роснефть» оспаривает условия договора, действующие на протяжении всех последних лет. Все претензии со стороны «Роснефти» являются необоснованными», - утверждает представитель «Транснефти».

Нормативы потерь нефти

При Минэнерго создана комиссия по утверждению нормативов технических потерь нефти и продуктов ее переработки. В нее входят в том числе представители нефтяных компаний. В 2014–2016 годах эта комиссия снизила норматив технических потерь нефти в трубопроводах до 0,14% в 2016 году с 0,18% от общей прокачки по системе в 2015 году, указано в иске «Роснефти».

По данным «Роснефти», ежегодно в ее трубопроводах пропадает около 0,7 млн т нефти - объем, сопоставимый с годовой добычей на среднем месторождении

«Роснефть» считает нормативы потерь нефти в системе «Транснефти» завышенными и настаивает на их пересмотре, а также на возврате части нефти обратно. По мнению ведущего юриста компании «Юстиком» Ирины Кузнецовой, у нее есть основания добиваться ее возврата. При заключении договора на прокачку нефти «Транснефть» обязана руководствоваться правилами обеспечения недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий от 29 марта 2011 года. В них указано, что количество нефти, сдаваемое компанией в пункте назначения, должно быть равно количеству нефти, принятому от заявителя в пункте отправления, за вычетом количества фактических технологических потерь в пределах норм, утвержденных Минэнерго, указывает юрист.

Представители ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти» не ответили на вопрос РБК, есть ли у них претензии к потерям своей нефти в трубопроводах «Транснефти» и готовы ли они оспаривать их нормы. Представители «Сургутнефтегаза» и «РуссНефти» от комментариев отказались.

Пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев не стал комментировать текст иска, но подтвердил, что компания недовольна тем, как «Транснефть» учитывает потери нефти в трубе. Он считает, что ФАС могла бы выступить в качестве арбитра спора, поскольку речь идет о злоупотреблении доминирующим положением со стороны «Транснефти». «Мы всегда стремились к досудебному урегулированию вопроса по техпотерям нефти, о чем свидетельствуют многолетние переговоры с «Транснефтью» по этому вопросу, но обращение в суд говорит о том, что нам пока не удалось склонить наших партнеров к такому шагу», - сказал он РБК.

30 января заместитель главы Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин сообщил журналистам о жалобе, которую подала «Роснефть» по вопросу расчета остатков нефти в системе «Транснефти». Он обещал, что его рассмотрят в течение месяца (цитата по «Интерфаксу»).

«Нефть, прокачиваемая «Транснефтью», обезличена, таким образом, установить точный объем прибыли, недополучаемой каждым отправителем в связи с потерями при транспортировке, не представляется возможным», - полагает Ксения Риф, юрист Адвокатского бюро А2.

«Транснефть» считает, что этот спор должно решать Минэнерго, а не ФАС.
«Вопрос, поднятый «Роснефтью», относится к компетенции Минэнерго, в котором давно создана и на постоянной основе действует комиссия по нормированию технологических потерь при транспортировке нефти. ФАС занимается регулированием тарифов», - подчеркнул Демин, отвечая на вопрос РБК.

Претензии к договору

В иске «Роснефть» требует изменить не менее 15 пунктов в договоре на транспортировку нефти по трубопроводам «Транснефти». ​В том числе «Роснефть» предлагает штрафовать трубопроводную монополию на 30 руб. за каждую непринятую ею к прокачке тонну нефти без приложения доказательств об отсутствии технической возможности ее транспортировки.

Компания настаивает на привлечении независимого эксперта, который бы контролировал выполнение «Транснефтью» «принципов равного и недискриминационного доступа к услугам по транспортировке нефти». По мнению компании, он должен быть нанят «Транснефтью» на открытом тендере, а его услуги должны оплачивать нефтяные компании. Согласно требованиям «Роснефти», эксперт должен контролировать распределение между грузоотправителями не только остатков нефти в системе «Транснефти», которые остаются после учета ее фактических потерь. Он обязан следить за пропорциональным распределением маршрутов транспортировки нефти, сдачи и техпотерь в системе и отчетов о распределении маршрутов ее прокачки.

Сейчас за распределение экспортных маршрутов нефти отвечает Минэнерго. Его представитель отказался комментировать РБК текст иска, суть претензий «Роснефти» и ее желание пересмотреть подготовленную министерством методику учета техпотерь в системе магистральных трубопроводов. Демин считает предложенные «Роснефтью» изменения в договор необоснованными.

Портфельный управляющий GL Asset Management Сергей Вахрамеев полагает, что вести строгий учет технических потерь нефти с возвратом излишков собственникам «Транснефти» может быть дороже, чем списывать несколько сотен тысяч тонн в год, как это происходит сейчас.

Людмила Подобедова



Поделиться