Требования к проекту включают в себя. Оформление проекта: правила и этапы

Методическая разработка «Требования к оформлению проектно-исследовательских работ учащихся
и презентации продуктов» (групповая консультация)

Согласно пункта 11 положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ ДО «ЦТР «Салют» к оформлению проектных и учебно-исследовательских работ предъявляются следующие требования:
11.1. Введение (обоснование актуальности, определение цели, задачи, объекта, предмета, гипотезы исследования). Введение должно включать в себя формулировку постановки проблемы, отражать актуальность темы, определение целей и задач, поставленных перед исполнителем работы, характеристику объекта, предмета, гипотезы исследования, характеристику личного вклада автора работы в решение избранной проблемы.
Введение – очень важная часть работы. Во введении должны быть четкие ответы на следующие вопросы:
1. Чем интересна данная задача с точки зрения науки или ее практического применения?
2. Какое место занимают результаты данной работы в общем решении задачи?
3. Зачем была выполнена работа, какова была ее цель и насколько она была достигнута?

11.2. Основная часть (литературный обзор, методика исследования, описание исследования). Основная часть должна содержать краткий обзор используемой литературы и источников с выводами автора, степень изученности данного вопроса, описание основных рассматриваемых фактов, характеристику методов решения проблемы, сравнение известных автору старых и предлагаемых методов решения, обоснование выбранного варианта решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая значимость и т.д.). Основная часть делится на главы (параграфы). В конце каждой главы (параграфа) должны быть выводы. В выводах по существу повторяется то, что уже было сказано в предыдущей главе, но формулируется сжато, уже без подробных доказательств.
11.3. Заключение (выводы и результаты). Заключение должно содержать в лаконичном виде выводы и результаты, полученные автором (с указанием, если возможно, направления дальнейших исследований и предложений по возможному практическому использованию результатов исследования).
11.4. Список литературы. Список литературы содержит в алфавитном порядке список публикаций, изданий и источников, использованные автором с указанием издательства, города, общего числа страниц.
11.5. Приложение (сценарии, анкеты, результаты социальных опросов, отзывы и т.д.) прилагаются в конце проекта в виде приложения.
11.6. Титульный лист должен содержать название проекта, Ф.И. автора, название объединения, полное наименование образовательного учреждения, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью), год и место составления.
11.7. Текст работы:
- шрифт Times New Roman (русифицированный) размером 12 кегль, цвет черный;
- поля верхнее, нижнее, левое, правое – по 2 см;
- межстрочный интервал – одинарный;
- абзацные отступы (красные строки) – 1,5 см;
- выравнивание текста – по ширине;
- расстановка переносов – автоматическая;
- номера страниц проставляются на каждой странице, кроме титульного листа (т.е. содержание – это страница № 2).
- параметры страницы: размер бумаги – формат А4;
- ориентация – книжная;
11.8. Текст основной части работы делится на главы, разделы, подразделы, пункты.
11.9. Заголовки структурных частей работы: «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ГЛАВА», «ВЫВОДЫ», «ПРИЛОЖЕНИЯ», печатаются прописными (заглавными) буквами.
11.10. Заголовки разделов печатаются строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят! Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Заголовки и подзаголовки приводят в форме именительного падежа единственного и (реже) множественного числа.
11.11. Заголовки рубрик могут начинаться как с прописной, так и со строчной буквы, подзаголовки – только со строчной (если это, конечно, не имена собственные). Окончания рубрик знаками препинания не фиксируются.
11.12. Заголовок главы, параграфа не должен быть последней строкой на странице. Расстояние между заголовком (за исключением заголовка пункта) и текстом должно быть равно 2-3 интервалам. 11.13. Каждую структурную часть работы рекомендуется начинать с нового листа.

Согласно пункта 12 Положения о проектной и учебно-исследовательской деятельности учащихся МБОУ ДО «ЦТР «Салют» к оформлению продуктов проектно-исследовательской деятельности учащихся предъявляются следующие требования:
12.1. Основные требования к презентации:

Выполнение в программе Microsoft Power Point 2003,2007;
Размер файла не более 3Мб, количество слайдов не более 15 шт,
Наличие титульного, вводного, информационного и закрепляющего слайда. На титульном слайде указывается Ф.И. обучающего, полное наименование ОУ, название объединения, Ф.И.О. руководителя проекта; вводный слайд должен содержать тему, цели и задачи проекта; на закрепляющем слайде указываются источники информации (автор, год издания и т.д.), в том числе Интернет ресурсы и иллюстративный материал.
12.2. Основные требования к творческим работам:
12.2.1. Книга, журнал, газета, сборник, альманах, справочник и т.п.:
Текст напечатанный;
Соблюдение единого стиля оформления;
Формат А4;
Наличие обложки, титульного листа, оглавления;
Наличие основных сведений об авторе, художнике-иллюстраторе;
Наличие информации о руководителе проекта;
Если в работе использованы документальные факты, то обязательно указать источник информации;
Фотографии, рисунки, помещенные в работе должны содержать сведения об авторе.
12.2.2. Модели, макеты, плоские композиции и другие изделия, выполненные в разных техниках:
Материалы подбираются на усмотрение участников проектно-исследовательской деятельности;
Работа должна сопровождаться паспортом: размер 5см* 10см, шрифт 14, тема проекта, Ф.И. автора, название объединения, образовательное учреждение, Ф.И.О. руководителя (указываются полностью).

Согласно п. 13.7. Результатом (продуктом) проектной деятельности, который выносится на защиту может быть:
- для исследовательских и информационных работ: реферативное сообщение, компьютерные презентации, приборы, макеты и другие формы;
- для творческих работ: письменное описание работы, сценарий, экскурсия, стендовые отчеты, компьютерные презентации, видеоматериалы, фотоальбомы, модели, прозаические или стихотворные произведения, инсценировки, художественная декламация, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация и др. формы.
13.8. Для защиты итогового индивидуального проекта обучающиеся готовят:
1) продукт проектной деятельности;
2) папку с материалами по проектной и учебно-исследовательской работе в соответствии требований (пункт 11 данного Положения)
3) краткую пояснительную записку к проекту (объёмом не более одной машинописной страницы) с указанием для всех проектов:
a) исходного замысла, цели и назначения проекта;
b) краткого описания хода выполнения проекта и полученных результатов;
c) списка использованных источников.
Для конструкторских проектов в пояснительную записку, кроме того, включается описание особенностей конструкторских решений, для социальных проектов – описание эффектов/эффекта от реализации проекта;
13.9. Защита осуществляется перед Комиссией МБО ДО «ЦТР «Салют» в соответствии с графиком защит.

Критерии оценивания проектно-исследовательской деятельности
- актуальность выбранного исследования;
- умение использовать известные результаты и факты;
- оформление результатов исследования (согласно Положению);
- грамотность защиты результатов исследования;
- технологичность и техничность исполнения;
- умение аргументированно отвечать на вопросы.

Этой статьей я начинаю цикл материалов, посвященных тому, что надо сделать руководителю проекта до старта проекта, чтобы снизить неопределенность. На мой взгляд, самое важное - определить продукты (результаты) проекта и проработать требования к каждому из них. Чем более четко сформулированы требования, тем легче спрогнозировать сроки, бюджет и объемы проекта. Давайте обсудим процесс сбора и анализа требований к продуктам (результатам) проекта.

Для компании, которая платит за проект, создается некая ценность - в виде материальных или нематериальных результатов проекта.

В ходе своих рассуждений я воспользуюсь определением термина «результат проекта», которое дает Свод знаний по управлению проектами PMBOK V:

Поставляемый результат (Deliverable) - любой уникальный и поддающийся проверке продукт, результат или способность оказывать услугу, которые необходимо произвести для завершения процесса, фазы или проекта.

В статье речь пойдет о сборе требований и их анализе к поставляемым результатам проекта, но я позволю себе заменить термин «поставляемый результат» на термин «результат проекта», сохранив при этом определение термина.

Итак, до старта проекта руководителю и заказчику нужно договориться о том, каких результатов заказчик ожидает от проекта. Иногда это не так просто, как кажется на первый взгляд. Попробуйте определить цель для проекта проведения корпоративного праздника, а затем сформулируйте результаты, которые помогут реализовать эту цель. Как вы с этим справились? Думаю, было нелегко.

Давайте рассмотрим ситуацию на примере проекта «Внедрение CRM-системы в компании» . Заказчик сформулировал следующие цели:

  1. стандартизировать действия сотрудников при работе с клиентами компании;
  2. сократить трудозатраты на выполнение отдельных операций;
  3. повысить достоверность данных о клиентах.

И отсюда результаты проекта:

  1. Регламент, описывающий работу сотрудников с клиентами
  2. Программный продукт, автоматизирующий правила работы с клиентами, описанные в Регламенте
  3. Обученные работе в программном продукте сотрудники компании
  4. Работающий сервис поддержки пользователей программного продукта

Для того чтобы удовлетворить ожидания заказчика, руководителю проекта необходимо уточнить требования к каждому результату проекта.

Что такое требование?

Существуют десятки определений этого термина.

Например, в ISO 9000 написано следующее: Требование - это потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

В IEEE Standard Glossary of Software Engineering Terminology (1990) приведена такая трактовка: Требование - это условия или возможности, необходимые пользователю для решения проблем или достижения целей.

За основу возьмем определение из ISO 9000, при этом будем считать, что ожидание считается установленным, если оно записано в документе, который согласовал заказчик.

Классификация требований

Для некоторых продуктов уже разработаны классификаторы требований, которые позволяют снизить вероятность того, что некоторые важные требования к продукту могут быть упущены.

Например, существуют классификаторы требований к программному обеспечению. Один из них представлен на рисунке 1:

Карл И. Вигерс «Разработка требований к программному обеспечению»

С точки зрения сбора требований к программному продукту такая классификация позволяет аналитику помнить о том, что кроме требований к функциям программного продукта необходимо уточнить требования к внешним интерфейсам, ограничения системы. Кроме того, данная классификация помогает понять, с чего начать сбор требований и как их уточнять (стрелки на диаграмме показывают последовательность сбора требований, но при этом аналитик может возвращаться к предыдущим этапам). В книге К. Вигерса даны определения каждой категории требований и примеры по ним, поэтому я не буду приводить их в статье.

Итак, при сборе требований к программному продукту аналитику требований уже есть чем руководствоваться - есть классификаторы требований и описания классов требований.

Рассмотрим, какие могут быть требования к регламенту, описывающему правила работы с клиентами компании. Как мне кажется, они могут быть такими:

  1. Регламент процесса должен содержать описание процесса в нотации …..(здесь нужно уточнить название нотации)
  2. Регламент должен содержать матрицу ответственности с перечислением функций каждого участника процесса (к матрице ответственности тоже можно предъявить требования)
  3. Документ не должен превышать определенное количество слов (это является ограничением)
  4. Документ должен быть написан определенным шрифтом (можно указать его название и кегль)
  5. В документе обязательно должны быть следующие разделы (к каждому можно предъявить требования по содержанию)
  6. Документ должен содержать раздел, описывающий внесенные изменения в документ и т.д.

Конечно, при наличии классификатора требований к документам типа «Регламент» аналитику было бы проще учесть все классы требований, но такого классификатора я пока не встречал.

Какие требования можно предъявить к такому результату, как обученные сотрудники?

  1. Сотрудники должны пройти обучение по работе с программным продуктом
  2. Для обучения сотрудников должна быть разработана программа обучения (могут быть требования к содержанию программы)
  3. Обучение должно проходить на реальных примерах компании. Примеры для обучения должны быть утверждены заказчиком проекта
  4. По итогам обучения проходит тестирование знаний сотрудников. Средний балл по итогам тестирования на знание программного продукта составляет не менее ___ баллов (по 10-бальной шкале)
  5. Требования к методике тестирования знаний сотрудников следующие…. и т. п.

Требования к работающему сервису поддержки программного продукта можно сформулировать так:

  1. Стоимость сервиса поддержки в месяц
  2. Время предоставления сервиса (например, с 8.00 до 20.00 по GMT+2)
  3. Время реагирования на обращение в службу (к примеру, 30 минут с момента регистрации обращения в службе поддержки)
  4. Время на решение проблемы, описанной в обращении пользователя (здесь нужно вводить классификацию обращений и по каждому из них определять норматив на закрытие обращения или на перевод его в другой статус)
  5. Время на восстановление сервиса в случае сбоя
  6. Возможность для пользователей отследить статус своего обращения
  7. Возможность получить отчет по обращениям за определенный период и т. д.

Сформулировав требования к результатам проекта, руководитель проекта может начинать планировать состав работ и прогнозировать объемы работ, сроки и бюджет проекта.

Мы должны понимать, что любое пропущенное требование к результату проекта приведет к дополнительным объемам работ, а это повлияет на сроки и бюджет проекта. Поэтому для руководителя проекта очень важно попытаться собрать максимально полные требования перед стартом проекта.

Какие есть подходы к сбору требований к результатам проекта?

Самые распространенные подходы к сбору требований представлены на рисунке ниже:

Методы расположены на шкале сложности (отмечу, что расположение подходов на этой шкале - это мое субъективное мнение).

Наблюдение используется для получения информации о том, как определенная заинтересованная сторона проекта исполняет свои обязанности или задачи. На мой взгляд, метод хорош для уточнения требований к уже имеющемуся продукту, когда люди, пользующиеся продуктом, не могут или не хотят изложить свои требования.

Анкеты - письменные наборы вопросов, разработанные с целью быстрого сбора информации у большого числа респондентов. Анкеты лучше всего подходят для ситуаций, когда ограничено время на сбор информации, когда респонденты территориально распределены или когда бюджет на сбор информации по требованиям сильно ограничен.

Анализ документов используется для выявления требований путем анализа существующей документации и идентификации информации, которая имеет отношение к требованиям. Существует множество документов, которые можно проанализировать для выявления требований.

Интервью - подход, используемый для получения информации у заинтересованных сторон путем диалога с ними. В ходе интервью задают подготовленные и непосредственно возникающие вопросы и записывают ответы. В ходе интервью тот, кто проводит интервью, получает возможность считывать дополнительную информацию по мимике и жестам собеседника и задавать уточняющие вопросы, что невозможно при проведении анкетирования.

Фокус-группы позволяют выбрать несколько представителей от каждой из заинтересованных сторон проекта и провести совместное обсуждение, чтобы узнать их ожидания к обсуждаемому продукту или результату проекта.

Мозговой штурм - подход, применяемый для генерации и сбора разнообразных идей, связанных с требованиями к результатам проекта. Часто его используют вместе с другими подходами, которые предполагают приоритезацию собранных требований (например, метод номинальных групп, построение ассоциативных карт, диаграммы сходства и т. д.).

Инновационные игры - с помощью бизнес-игры модератор вовлекает заинтересованные стороны проекта в сбор требований к продукту и в ранжирование этих требований. Этот подход я уже описывал ранее в своей заметке:

Прототипирование - способ сбора требований путем предоставления модели ожидаемого продукта. Модель будущего продукта может быть физической, графической или компьютерной, но она должна по максимуму продемонстрировать пользователям, каким будет будущий продукт. Через демонстрацию прототипа можно быстро получить обратную связь о том, насколько продукт удовлетворяет ожиданиям, и уточнить требования. Прототипы поддерживают концепцию последовательного уточнения требований в серии итераций, проведения экспериментов пользователем, формирования отзывов и пересмотра прототипа.

Моделирование процессов - метод используется для сбора требований к выполнению процесса (или некоторой деятельности). Используются графические модели, которые позволяют согласовать структуру действий в процессе, ответственных за выполнение отдельных действий, преобразования объектов деятельности. Для моделирования процессов при сборе информации часто используются интервью, анкеты, фокус-группы.

QFD (quality function deployment) — подход, который помогает определить критически важные характеристики для разработки нового продукта, отталкиваясь от требований будущих пользователей. В подходе используются матрицы, например, которые показывают связи между требованиями и техническими характеристиками продукта. Отмечу, что этот подход используется не только для сбора, но и для анализа требований.

После того как требования к результатам проекта собраны, их нужно проанализировать на предмет полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований. Для решения этих задач аналитик требований может использовать такие инструменты, как реверсивный анализ требований, анализ систем-аналогов, ТРИЗ, Root Conflict Analysis Plus (RCA+), Value-Conflict Mapping +.

Как видно из списка подходов, аналитик требований должен знать и уметь достаточно многое для решения вопросов, связанных со сбором и анализом требований.

И в заключение я хочу привести простую мысль: если, будучи руководителем проекта, вы должны подписаться под проект с определенными сроками и бюджетом, но при этом ваша команда не понимает требований к результатам проекта или убеждена, что имеющиеся на входе проекта требования слишком абстрактны, ваш проект содержит слишком большую неопределенность. Как резко сократить неопределенность в таком проекте? Один из вариантов - вынести сбор и анализ требований к результатам проекта в отдельный проект, и только по его итогам определять сроки и бюджет проекта реализации. Да, не для всех проектов этот вариант подойдет, но его не стоит отбрасывать без дополнительного анализа.

Итак, подведем итоги размышлений:

  1. Успех проекта закладывается на его старте путем уточнения целей проекта, результатов проекта, требований к результатам.
  2. Сбор требований к результатам проекта позволяет команде проекта понять, чего ожидают от результатов проекта заинтересованные стороны. На основании собранных и проанализированных требований команда может разрабатывать технические решения по реализации требований, определять список работ по проекту, прогнозировать трудозатраты работ проекта. Чем полнее требования к результатам проекта, тем точнее может сделать прогноз по трудоемкости проекта, срокам и бюджету руководитель проекта.
  3. Собранные требования к результатам проекта нужно проанализировать на предмет их полноты, наличия противоречивых требований, наличия проблем с реализацией требований.
  4. В проекте, в котором требуются сбор или уточнение собранных требований, нужно планировать использование аналитика требований, который должен владеть различными подходами к сбору и анализу требований.

Лично я в небольших проектах совмещаю роли руководителя проекта и аналитика требований. Но если проект сложный и бюджет проекта позволяет, я стараюсь привлекать к нему профессиональных аналитиков, чтобы снизить риски, связанные с неполными требованиями к результатам проекта.

Удачи вам при сборе и анализе требований в проектах!

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТУ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ – особая форма организации образовательной деятельности обучающихся

Индивидуальный проект выполняется обучающимся под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий серьезную квалификацию учителя, и требования к учебному проекту – совершенно особые.

1. Поиск социально значимой проблемы – одна из наиболее трудных организационных задач, которую приходится решать учителю-руководителю проекта вместе с учащимися-проектантами.

2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы (с определения продукта и формы презентации). Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. Но некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть четко спланированы от начала до самого конца.

3. Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

4. Результатом работы над проектом является продукт. В общем виде это средство, которое разработали участники проектной группы для разрешения поставленной проблемы

Типология учебных проектов

Этапы работы над проектом

Первый этап работы над проектом – ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. Процесс пойдет, когда исходная проблема проекта приобретет личностную окраску. Материалом для обсуждения может стать житейский случай, взаимоотношения, учебные интересы, хобби, личные проблемы. Из такой беседы должны появиться первые очертания будущей работы, ее неявно сформулированная цель.

Из проблемы проекта следует его тема, которая часто является краткой формулировкой исходной проблемы.

Следующий этап – ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ . Достижение цели проекта должно способствовать решению исходной проблемы. На этом этапе необходимо определить, каким будет ПРОЕКТНЫЙ ПРОДУКТ , решить, что будет создано для того, чтобы цель проекта была достигнута.

Далее надо СПЛАНИРОВАТЬ все шаги, которые предстоит пройти от исходной проблемы до реализации цели проекта. Для этого надо показать ученику алгоритм планирования, задав следующие вопросы:

Что необходимо сделать, чтобы достичь цели проекта? – ответ на этот вопрос поможет разбить весь путь от исходной проблемы до цели проекта на отдельные этапы и определить задачи.

Как ты будешь решать эти задачи? – определение способов работы на каждом этапе.

Когда ты будешь это делать? – определение сроков работы.

Что у тебя уже есть для выполнения предстоящей работы, что ты уже умеешь делать ? – выявление имеющихся ресурсов.

Чего у тебя пока нет, чего ты еще не умеешь делать, чему предстоит научиться? – выявление недостающих ресурсов.

Последовательно отвечая на эти вопросы, ученик сможет разработать план своего проекта.

На этом этапе можно также воспользоваться следующей таблицей, чтобы убедиться, что все идет правильно:

На следующем этапе будет проходить РЕАЛИЗАЦИЯ намеченного плана. Самым увлекательным во всей работе над проектом является создание проектного продукта.

После того как выполнены все запланированные шаги и сделан проектный продукт, необходимо написать отчет о работе над проектом

Далее предстоит ПРЕЗЕНТАЦИЯ проекта. Самопрезентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры,- важнейший социальный навык. Регламент презентации – 7-10 минут. Лучше, если текст презентации будет написан в виде тезисов.

Формы продуктов проектной деятельности

WEB -сайт

Анализ данных социологического опроса

Видеофильм

Видеоклип

Выставка

Газета

Журнал

Игра

Коллекция

Макет

Мультимедийный продукт

Оформление кабинета

Письмо в …

Праздник

Публикация

Путеводитель

Серия иллюстраций

Сказка

Справочник

Сравнительно-сопоставительный анализ

Статья

Сценарий

Учебное пособие

Экскурсия

Паспорт проектной работы

1. Название проекта

2. Руководитель проекта

3. Консультант(ы) проекта

4. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту

5. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта

6. Возраст учащихся, на который рассчитан проект

7. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс)

8. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский, творческий, практико-ориентированный, ролевой)

9. Цель проекта (практическая и педагогическая цели)

10. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!)

11. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения)

12. Необходимое оборудование

13. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума, личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко – содержание)

14. Предполагаемые продукты проекта

15. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа)

16. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе

Оформление проектной папки

Проектная папка (портфолио проекта) – один из обязательных выходов проекта, предъявляемых на защите (презентации) проекта. В состав ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ входят:

1. Паспорт проекта

2. Планы выполнения проекта и отдельных его этапов

3. Промежуточные отчеты группы

4. Вся собранная информация по теме проекта

5. Результаты исследований и анализа

6. Записи всех идей, гипотез и решений

7. Отчеты о совещаниях группы, проведенных дискуссиях, «мозговых штурмах»

8. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления

9. Эскизы, чертежи, наброски продукта

10. Материалы к презентации (сценарий)

11. Другие рабочие материалы

Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном.

ВВЕДЕНИЕ

Тема моего проекта

Я выбрал эту тему, потому что

Цель моей работы

Проектным продуктом будет

Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как

План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) :

Выбор темы и уточнение названия

Сбор информации (где и как искал информацию)

Изготовление продукта (что и как делал)

Написание письменной части проекта (как это делал)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Я начал свою работу с того, что

Потом я приступил к

Я завершил работу тем, что

В ходе работы я столкнулся с такими проблемами

Чтобы справиться с возникшими проблемами, я

Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)

План моей работы был нарушен, потому что

В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как

Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось, например

Это произошло, потому что

Если бы я начал работу заново, я бы

В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы

Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как

Работа над проектом показала мне, что (что узнал о себе и о проблеме, над которой работал)

Не обязательно использовать шаблон полностью, однако необходимо, чтобы ребенок проанализировал свои успехи и неудачи, отрефлексировал свои чувства и эмоции.

В старших классах отчеты о работе над проектом должны быть более развернутыми и глубокими.

ПЕРЕЧЕНЬ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНИВАНИЯ ПРОЕКТОВ

1. Постановка цели и обоснование проблемы проекта

2. Планирование путей ее достижения

3. Глубина раскрытия темы проекта

4. Разнообразие источников информации, целесообразность их использования

5. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта

6. Анализ хода работы, выводы и перспективы

7. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе

8. Соответствие требованиям оформления письменной части

9. Качество проведения презентации

10. Качество проектного продукта

РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА ДОЛЖНЫ ОТРАЖАТЬ

    Сформированность навыков коммуникативной, учебно – исследовательской деятельности, критического мышления

    Способность к инновационной, аналитической деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей;

    Способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

1. Ограниченность (по времени, целям, задачам, результатам и т.д.) – это характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по четко определенным этапам на основании обозначенных, измеряемых результатов каждого этапа.

Ограниченность проекта означает, что он содержит:

Этапы и конкретные сроки их реализации;

Четкие и измеряемые задачи;

Конкретные и измеряемые результаты;

Планы выполнения работ;

Конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2.Целостность – общий смысл проекта ясен и очевиден, каждая часть его соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3.Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи проекта напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы оказались не случайным образом, а являются следствием работы автора проекта по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на нее.

6.Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях.

Структура проекта

Проект должен включать в себя следующие разделы:

Название проекта;

Сфера проектирования;

Аудитория проекта;

Цели и задачи проекта;

Форма реализации проекта;

Критерии оценки эффективности проекта;

Предполагаемые конечные результаты, потенциалы развития проекта, долгосрочный эффект;

Финансово-экономическое обоснование проекта.

Приложениями к проекту могут быть подготовленные проекты нормативно-правовых актов по теме проекта, сопутствующие его реализации таблицы, диаграммы, итоги проеденных по теме проекта социологических исследований и другие материалы.

1 раздел-название. Оно должно, по возможности, отражать основную идею проекта. Например, «Центр правого воспитания», «Экологический туризм», «Клуб выходного дня» и т.д.

2 раздел – сфера проектирования. Раздел включает, во-первых, характеристику проблем, решаемых с помощью данного проекта (т.е. обозначение противоречий, недостатков, сложностей в той или иной сфере общественной жизни); во-вторых, определение приоритетных направлений и видов социально-культурной деятельности. В совокупности это и есть обоснование актуальности проекта, т.е. ответ на вопрос «почему?».

3 раздел – аудитория проекта (ответ на вопрос «для кого?»). В нем дается полная характеристика проблем, потребностей, интересов, особенностей той или иной категории, социальной группы, которой адресована программа. Помимо социально-демографических характеристик (пол, возраст, профессия), здесь необходимо учитывать образ жизни типичного представителя данной группы, его положение в обществе, круг интересов и др.

4 раздел – цели и задачи проекта (ответ на вопрос «зачем?»). Цели – это, как правило, «перевернутые» проблемы, которые получены в процессе анализа ситуации, они фиксируют ее желаемое состояние, которое необходимо достичь в результате реализации проекта. Задачи- это более конкретные шаги, которые в содержательной части проекта можно обеспечить (решить) соответствующими мероприятиями.

5 раздел – форма реализации проекта. В зависимости от замысла проекта, содержания деятельности и имеющихся ресурсов, формой реализации проекта может быть: социально-культурный центр, общественное объединение, фонд, клуб, отдельное мероприятие, цикл мероприятий (диспутов, дискуссий, конференций, аукционов), акций (политических, экологических, культурных и др.), конкурсная программа и т.д.

6 раздел – содержание проекта. Ответ в рамках проекта на вопрос «как?» може6т быть представлен в виде следующей таблицы:

Направления деятельности – это конкретные шаги по решению основных задач проекта, они зависят как от характера проблемы и основной идеи проекта, так и от возможностей (потенциала, ресурсов) соответствующей проектной деятельности.

Базой реализации проекта может стать любой объект инфраструктуры культуры, образования, досуга, спорта (культурно-досуговые центры, библиотеки, кинотеатры, спортивные залы, учреждения системы образования и т.д.).

7 раздел - критерии эффективности проекта. В этом разделе содержится набор своеобразных «индикаторов», по которым можно отследить эффективность проекта. Индикаторы- это числовые показатели, по которым можно отследить изменение ситуации в конкретной области.



Поделиться